Выпускникам надо дать второй шанс — студенческий портал

Каждый третий выпускник сегодня работает по специальности.

Может ли государство помочь со стажировками лучшим выпускникам технических вузов? Где найти хорошую работу будущему химику и биотехнологу? Как поддержать одаренных школьников и студентов? Эти острые вопросы стообалльники, которые уже учатся на технических и естественно-научных специальностях, задали президенту РАН Александру Сергееву.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Во встрече принимали участие студенты 14 ведущих университетов страны. В том числе ВШЭ, МИРЭА, МАИ, МИФИ, Университета ИТМО, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Частные компании даже на стажировки отказываются брать людей без опыта работы

Дмитрий Рыбин — будущий математик. Он окончил СУНЦ при МГУ, сдал ЕГЭ по трем предметам на 100 баллов и сейчас учится в ВШЭ. Дмитрий мечтает заниматься наукой, надеется устроиться в научную лабораторию здесь или за рубежом. «Хотелось бы узнать, может ли быть у успешного студента наставник из Академии наук?» — обратился он к президенту РАН.

Россию ждет сокращение числа студентов

Александр Сергеев пояснил, что такой практики нет: «Научный наставник — это ваш научный руководитель и тут надо сделать правильный выбор, чтобы ваш руководитель мог уделять вам достаточно много времени. Молодые кадры очень нужны нашей стране. Мы прожили в новой социально-исторической формации 30 лет и поняли, что должны ориентироваться на свои силы и творческих людей», — ответил студенту президент РАН.

Кто бы с этим спорил, но реальность пока другая. Будущий биотехнолог из МИРЭА Степан Сайтц рассказал, что найти работу такому специалисту, как он, очень сложно.

— Государственных компаний в этой сфере нет, фармацевтическое производство — на низком уровне, отстают и технологическая, и образовательная база. Частные компании даже на стажировки отказываются брать людей без опыта работы. Может ли помочь государство студентам-олимпиадникам? — спросил Степан Сайтц.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Ночь - время для искусства - студенческий портал

Оценим за полчаса!

— Вы предлагаете каким-то образом добавить к поддержке олимпиадного движения, которая идет со стороны крупных компаний, элемент государственного участия? Чтобы было так: победители олимпиадного движения получали средства для стажировки соответствующего профиля, могли себя зарекомендовать, получить опыт, работу в этих компаниях, — уточнил президент РАН. — Мы поставим этот вопрос перед министерством науки и высшего образования.

Выпускникам надо дать второй шанс - Студенческий портал

Александру Сергееву (он слева) повезло: сразу после окончания Горьковского университета его взяли стажером-исследователем. предоставлено пресс-службой РАН

Вопрос со стажировками — очень болезненный. Для студентов открыт специальный портал по поиску стажировок. Достойную оплату — 35-40 тысяч рублей в месяц и выше — предлагают педагогам, воспитателям, инженерам, менеджерам, маркетологам, дизайнерам. Большая часть оплачиваемых стажировок — до 15 тысяч рублей в месяц. Есть и стажировки в государственных организациях.

Что интересно, все — неоплачиваемые. Где ждут стажеров? В пищевой и перерабатывающей промышленности, на предприятиях связи, в авиастроении, на предприятиях по производству микроэлектронной техники, есть спрос на специалистов трикотажного производства, конструкторов меховой одежды, нужны химики, выпускники специальности «кораблестроение». Биотехнологов в списке нет.

Еще один вопрос от стобалльника Ивана Дятлова из МИФИ:

— Я учился в школе в Ивановской области, у нас было много хорошего оборудования, но оно так и простояло нераспакованным. Не нашлось специалистов, которые могли бы с ним работать и прочитать технические инструкции. Где взять таких людей? Я вижу себя практическим инженером и понимаю, как нужен эксперимент на уроках.

Выпускникам надо дать второй шанс - Студенческий портал

Врачи дали рекомендации, как пережить экзамены

Директор ФИПИ Оксана Решетникова, которая тоже присутствовала на встрече, уточнила, что Рособрнадзор уже работает над совершенствованием ЕГЭ по физике и химии и в ближайшее время там может появиться экспериментальная часть.

— Ведется точечная работа, чтобы эксперимент не вошел в противоречие с заданием, учебником. У нас есть два года на введение любых изменений в ЕГЭ, чтобы апробировать, посмотреть, а в ФИПИ работают профессионалы, — рассказала Оксана Решетникова.

Президент РАН поддержал введение в ЕГЭ креативной, творческой части, но заметил: «Надо подумать, как сделать такой творческий экзамен объективным».

Сейчас в 11-м классе никаких опытов на ЕГЭ по химии и физике нет, а вот на экзаменах в 9-м классе регионы могут вводить эксперимент. Но делают это немногие.

Александр Сергеев отметил, что «главное достижение ЕГЭ — объективизация уровня знаний» и выразил готовность сотрудничать по дальнейшему совершенствованию итоговой аттестации.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов подтвердил заинтересованность ведомства в таком взаимодействии.

Выпускница Анна Печенкина из Санкт-Петербургского госуниверситета промышленных технологий и дизайна разработала новую технологию для производства ювелирных изделий, у нее есть патент и научные статьи, но на предприятиях мест для нее нет.

Президент РАН удивился: «Обычно предприятия заинтересованы в таких кадрах для себя. Я дважды читал лекции в школах «Росатома» и видел, как работодатели заинтересованы в специалистах. Может быть, в вашем случае надо обращаться в небольшие компании? Но я согласен с вами, что вопрос трудоустройства очень важен. Думаю, мы с ректором вашего университета сумеем помочь».

Нужно ставить вопрос о создании фонда поддержки на первом и втором курсе, который бы наполнялся с разных сторон, чтобы студенты получали 20-30 тысяч рублей

Студентов волнует материальная поддержка. На стипендию в полторы тысячи не проживешь. И в большинстве вузов эти деньги получает и стобалльник, и тот, кто набрал только нужный минимум баллов.

— Мы озабочены, как финансово поддержать ребят на первых курсах. Вы пока еще не можете что-то существенное внести в науку, чтобы вас взяли на грант. Это очень серьезная головная боль для всех… Нужно ставить вопрос о создании фонда поддержки на первом и втором курсе, который бы наполнялся с разных сторон, чтобы студенты получали 20-30 тысяч рублей, — рассказал Александр Сергеев.

Надо сказать, есть вузы, которые студентам-высокобалльникам выплачивают повышенные стипендии. Например, успешных студентов поддерживает Вышка. 10 тысяч дадут первокурсникам, у которых средний балл 95 ЕГЭ или выше. 5 тысяч гарантированы студентам, набравшим от 92 до 95 баллов. Есть особые стипендии в МИФИ, МФТИ, МИСиСе.

Кстати

В последние три года число участников ЕГЭ, сумевших получить 100 баллов, составляет 0,7 процента от общего числа сдающих ЕГЭ. В 2017 году набрать 100 баллов по различным предметам удалось 5 тысячам участников.

В 2017 году число стобалльников от общего числа сдававших химию составило 0,5 процента. Что интересно, девушки сдают химию лучше, чем юноши. Среди стобалльников их было 60 процентов. Стобалльников по физике в 2017 году было 0,2 процента и 76 процентов — юноши.

Количество стобалльников по географии — 0,13 процента, по биологии — 0, 07 процента, по информатике и ИКТ — 0,67 процента.

Выпускникам надо дать второй шанс - Студенческий портал

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Ирина Ивойлова

Между тем

По данным исследования РАНХиГС, только 37 процентов молодых выпускников вузов, колледжей и техникумов работают сегодня по специальности. 29 процентов сказали, что их работа хоть как-то связана с тем, чему их учили, а 27 процентов признались, что работают абсолютно не по специальности.

Выпускникам надо дать второй шанс - Студенческий портал

Сможет ли профориентация решить проблему «кадрового голода»

Самые большие шансы найти работу по профессии в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры. На втором месте — правоохранительные органы, на третьем — государственное и муниципальное управление. Следом идут финансы, реклама, консалтинг. Промышленность, строительные и инженерные компании на пятом месте.

По мнению сотрудников Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, которые проводили исследование, несоответствие полученного образования и работы — тревожный сигнал. Чем чаще всего недовольны молодые выпускники? Низкой зарплатой, отсутствием возможности решить жилищный вопрос, сделать карьеру.

Если раньше выпускники хотели сразу зарплату в 40-50 тысяч, то сейчас требования резко снизились. Каждый третий оценивает себя в 20-30 тысяч, каждый пятый — в 30-40 тысяч, только каждый шестой готов работать не меньше чем за 40-50 тысяч рублей в месяц.

Источник: https://rg.ru/2018/06/04/tolko-37-procentov-vypusknikov-rabotaiut-po-specialnosti.html

Распределение выпускников после вуза и колледжа

Согласно Кодексу об образовании, все выпускники дневной бюджетной формы подлежат распределению.

Если ты из их числа или ещё собираешься поступать на бюджет, обязательно прочти этот материал, чтобы быть в курсе нюансов распределения.

Будущему профессионалу полезно читать не только литературу по специальности, но и нормативные документы. Адукар проштудировал Положение о распределении выпускников и доступно объяснит, как проходит направление на работу.

Организация распределения

Когда распределяют выпускников?

Распределение проходит не позднее чем за два месяца до окончания учёбы, т. е. примерно в апреле уже известно точное место отработки. За месяц до начала процедуры комиссия по распределению знакомит выпускников с нормативными документами и планом распределения. Обычно вся информация размещается на стендах факультета. Само направление на работу вручается выпускнику вместе с дипломом.

По какому принципу распределяют выпускников?

Выпускники распределяются в соответствии с их специальностью и квалификацией. Преимущественное право на получение специалистов от вуза имеет базовая организация (для медвузов — Министерство здравоохранения, педагогических — Министерство образования и т. д.). Только после того, как запросы базовой организации будут закрыты, возможно распределение в другие организации.

«А у меня есть на примете организация, куда хочу распределиться. Как быть в таком случае?»

  • Если выпускник сам нашёл организацию, в которую хочет распределиться, ему нужно принести в вуз письменный запрос на распределение (обязательно в соответствии со специальностью). Но такие запросы удовлетворяются только в некоторых случаях:
  • — выпускники включены в банк данных одарённой молодежи и банк данных талантливой молодёжи;
  • — запросы поступили из организаций, в которых эти выпускники проходили производственную и преддипломную или преддипломную практику;
  • — отсутствуют места работы согласно заявкам, которые поданы в вуз организациями-заказчиками кадров.

Выпускникам надо дать второй шанс - Студенческий порталЗапросы лучше приносить на предварительное распределение, чтобы было время согласовать с комиссией желаемое место отработки

Что учитывает комиссия при распределении выпускников?

Право выбрать место распределения из списка предложенных комиссией предоставляется выпускникам, включённым в банк данных одарённой молодёжи и банк данных талантливой молодёжи.

Остальные распределяются в соответствии с их успеваемостью (средним баллом); активным участием в научной и общественной жизни; местом прохождения производственной и преддипломной практики; состоянием здоровья; семейным положением и местом жительства семьи; личными пожеланиями выпускника.

Окончательное решение о распределении принимается на заседании комиссии, о котором сообщают заранее, в присутствии выпускника. Игнорировать эту встречу не стоит. Решение будет принято всё равно, но уже без учёта мнения студента.

Выпускникам надо дать второй шанс - Студенческий порталПри желании получить распределение может и платник

Кто имеет право на свободный диплом или перераспределение?

Свободный диплом

Получить свободный диплом имеют право лишь некоторые категории абитуриентов, например, сироты, инвалиды, беременные женщины и матери (отцы) детей до трёх лет. Полный список смотри в 6 пункте 83 статьи Кодекса об образовании.

Разумеется, в комиссию нужно подать документы, которые подтвердят право на свободное распределение.

Читайте также:  Преподаватели юриспруденции знают свой предмет лучше экономистов - студенческий портал

Если вуз не может дать такому выпускнику рабочее место в соответствии с его положением и выпускник не принёс запрос, то выдаётся свободный диплом.

«Я не принадлежу ни к одной категории в списке выше: что тогда?»

Если ты не принадлежишь к указанной выше категории, шансы получить свободный диплом малы. Это может произойти в том случае, когда вуз или колледж не может обеспечить рабочим местом.

https://www.youtube.com/watch?v=c1zb5jj8GZY

К слову, когда организация-заказчик кадров не нуждается в специалисте, по правилам она должна известить вуз не позднее чем за месяц до распределения, что не может взять на работу заявленное число выпускников. Но так происходит не всегда.

Так что после предварительного распределения наведайся на потенциальное место работы и узнай, нужны ли там твои услуги. Если не нужны, пусть тебе оформят письменный отказ от приёма на работу. С этим документом обратись в комиссию по распределению.

Будут места — тебе предложат другое, нет — могут распределить по твоему запросу или дать свободный диплом.

Порой вуз не может распределить по твоей специальности и тогда предлагает работу по близкой специальности. Выпускник имеет полное право отказаться от такого места работы. Тогда вуз либо займётся поисками подходящего места, либо даст свободный диплом.

Если вуз даёт бюджетнику свободный диплом, потому что не может трудоустроить, значит, учебное заведение готовит лишних специалистов. Такие случаи Министерство образования планирует свести на нет.

Выпускникам надо дать второй шанс - Студенческий портал

Уже сейчас нужно начинать работу с заказчиками кадров. В этом году распределение должно быть 100% — никаких свободных дипломов ввиду отсутствия мест для трудоустройств быть не может. Каждый руководитель персонально отвечает за эту работу.

Василий Жарко, заместитель премьер-министра Беларуси

Свободный диплом можно получить, отказавшись от распределения и возместив государству стоимость обучения.

Перераспределение

Если в течение срока отработки в жизни молодого специалиста, молодого рабочего (служащего) возникают обстоятельства, предусмотренные 6 пунктом статьи 83 Кодекса об образовании, он может воспользоваться правом на перераспределение. Есть и другие причины, по которым можно получить перераспределение.

Распределение по целевому направлению

Студенты-целевики изначально знают, где им придётся отработать пять лет после вуза, три года после колледжа и два — после лицея.

Случаи, когда выпускник освобождается от целевого направления и не возмещает государству средства, потраченные на его обучение, оговариваются в 5 и 6 пунктах статьи 88 Кодекса об образовании.

Скажем сразу: замужество, учёба в магистратуре, аспирантуре, декретный отпуск не освобождают от распределения по целевому направлению.

Чтобы распределение не стало большим огорчением, лучше заранее позаботиться о будущем месте работы. И, конечно, выбирать профессию в соответствии с планами на жизнь. Сложно определиться самому — обратись к психологу-профориентологу.

***

Источник: https://adukar.by/news/raspredelenie-vypusknikov

Без права на ошибку: отчисленным с военных кафедр не дадут второго шанса

Порядок военного обучения студентов гражданских вузов планируется ужесточить. Речь идет о будущих сержантах и старшинах, солдатах и матросах запаса, которых после реформы военных кафедр будут, как и офицеров, готовить в специальных учебных центрах.

По новым правилам в случае отчисления второго шанса получить военное образование у студентов не будет, и придется идти в армию по призыву. Основаниями для расторжения договора также станут неуспеваемость, нарушение устава и препятствия для допуска к гостайне.

То есть молодым людям, имеющим родственников или недвижимость за границей, могут отказать в получении военной специальности, отмечают эксперты. По их мнению, более суровые требования заставят студентов серьезнее относиться к учебе.

В Минобороны «Известиям» рассказали, что ведомство разработало новый порядок обучения студентов в военных учебных центрах по программам подготовки солдат (матросов) и сержантов (старшин) запаса. К обучению будут допускаться студенты, прошедшие конкурсный отбор. За создание системы его проведения будет отвечать Главное управление кадров (ГУК) Минобороны. 

  • В разработанном ведомством порядке обучения (имеется в распоряжении «Известий») сказано, что для военного обучения студент должен заключить договор с Министерством обороны и ректором своего университета.
  • Второгодников не будет
  • Согласно рекомендуемому образцу договора, военное ведомство берет на себя обязательство предоставить условия для организации обучения студента и присвоить соответствующее воинское звание при зачислении в запас.
  • Ректор вуза обязуется обеспечить личное участие гражданина в военной подготовке, а также, в случае отчисления студента, — в течение двух дней сообщить об этом начальнику военного учебного центра.
  • Сам студент, подписывая договор, берет на себя три обязательства: пройти обучение, выполнять нормы уставов и правил внутреннего распорядка, а также иметь на занятиях внешний вид, «соответствующий требованиям, устанавливаемым начальником военно-учебного заведения».

Требования к обучающимся по программам рядовых и сержантов запаса стали заметно строже. Главное новшество — отчисленным не будут давать второго шанса.

А основаниями для отчисления могут быть не только неуспеваемость, но и нарушение правил и устава учебного центра, несоответствие требованиям к военной специальности, в том числе по здоровью, отчисление из вуза, невозможность продолжения военной подготовки по независящим от гражданина причинам.

Кроме того, обучение может быть прекращено по инициативе Минобороны «в случае невозможности продолжения военной подготовки по независящим от Министерства обороны причинам».

Работа в иностранных компаниях не приветствуется

Что касается непосредственно военных сборов, то с них (а следом и из учебного центра) студент может быть отчислен еще по одной причине: возникновение обстоятельств, являющихся основанием для отказа в допуске к гостайне. Это случится, если учебной программой предусмотрена работа или ознакомление с секретными сведениями. 

Обстоятельствами, препятствующими допуску, могут быть наличие второго гражданства, родственники, проживающие за границей, недвижимость за рубежом и даже работа в иностранных компаниях, пояснил «Известиям» доцент РЭУ имени Плеханова, полковник запаса Александр Перенджиев.

— В ряде случаев основанием для отказа в допуске к гостайне может быть и судимость близких родственников, — рассказал эксперт. — Во всех таких случаях решение о допуске принимают компетентные органы.

Он отметил, что требования к проходящим военное обучение студентам стали жестче, чем были для учащихся военных кафедр. И это должно повысить как уровень подготовки студентов, так и общую дисциплинированность — молодые люди не должны воспринимать военное обучение как возможность «на халяву» избежать службы в армии.

— Статус военнослужащего запаса — это серьезно. Его надо заслужить, — считает Александр Перенджиев. — Студент должен понимать: один раз ушел, и больше тебя сюда не примут, ты пойдешь в армию. Когда у студентов была возможность доучиться на следующий год, это вносило некую расхлябанность. У нас и так молодым людям не очень хорошо привито чувство ответственности.

Внимание — на форму

На военное обучение отводится 360 часов аудиторных занятий для будущих сержантов и старшин и 270 часов — для рядовых и матросов. Еще 144 часа учебного времени уйдет на учебные сборы (для всех), которые длятся 30 суток. 

Завершив обучение, студенты пройдут итоговую аттестацию в форме междисциплинарного экзамена. 

Разработанный Минобороны порядок предусматривает регулярный контроль за занятиями, в ходе которого проверяют эффективность использования учебного времени, посещаемость, наличие материальной базы. Особое внимание при проверках будет уделяться внешнему виду и соблюдению военной формы студентами и преподавателями, соблюдению норм воинского этикета и воинской вежливости.

Справка «Известий»

Военные кафедры готовят не только офицеров запаса, но и солдат (матросов) и сержантов (старшин) с 2014 года. Все программы предполагают конкурсный отбор. Куда примут студента, зависит от состояния его здоровья, результатов выполнения спортивных нормативов и успеваемости. Сроки обучения различаются: для солдат — 1,5 года, сержантов — 2 года, офицеров — 2,5 года.

Сейчас проходит реформа военных кафедр при вузах. На их базе создают учебные военные центры (УВЦ), где будут готовить как кадровых офицеров, так и военнослужащих запаса. Правительственный законопроект о замене военных кафедр на УВЦ Госдума приняла в первом чтении 17 июля.

Ранее статс-секретарь — заместитель министра обороны РФ Николай Панков сообщил «Известиям», что военная подготовка студентов сокращена не будет. Учебные центры при гражданских вузах станут источником кадров для создаваемого в настоящее время людского мобилизационного резерва.

Солдаты и офицеры запаса, заключившие с Минобороны контракт, должны будут каждый месяц посещать специальные занятия и ежегодно проходить военные сборы. Взамен государство гарантирует им ежемесячные выплаты и ряд компенсаций.

Сейчас 34 учебных центра при гражданских вузах России проводят подготовку офицеров для последующей службы по контракту. При университетах есть 83 военные кафедры, где обучают офицеров, солдат (матросов) и сержантов (старшин) запаса.

Источник: https://iz.ru/768409/roman-kretcul-aleksandr-kruglov/bez-prava-na-oshibku-otchislennym-s-voennykh-kafedr-ne-dadut-vtorogo-shansa

Как дать выпускнику колледжа надежду на успех

В первой статье («Как сделать школьников успешными», 21.11.2017) мы говорили о том, что можно сделать, чтобы предотвратить будущую неуспешность в дошкольном возрасте и в школьные годы. В этой я бы хотел остановиться на проблеме профессионального образования.

Вузы являются сегодня в России формой дополнительной социализации граждан, формирования их базовых социальных навыков, которые недоформировала школа.

Это иностранный язык, навыки коммуникации, дискуссии, самопрезентации, наконец, те самые основы знаний в области экономики и права, которые требуются людям, владеющим какой-то собственностью и взаимодействующим с другими через рынок.

Практически каждая очная вузовская программа имеет шансы компенсировать определенную часть школьной неуспешности – а именно ту, которая связана с коммуникационными и «автомаркетинговыми» навыками и знанием основ экономики и права.

Наряду с этим профессиональное образование формирует новую неуспешность – связанную с несовпадением профессиональных умений и квалификаций, полученных студентом, и реальных требований рынка труда. Самая плохая история – когда студент рано увидел это несовпадение и только делает вид, что учится.

Он разочаровался в программе, в будущей профессии, в квалификации, но по разным причинам обучение не бросает, а «числится». Часто жалеют деньги, которое общество или родители на такого студента тратят. Но главный пострадавший – это сам учащийся.

Он впустую тратит самые продуктивные и плодотворные годы своей жизни, от 15 до 25 лет, и второго шанса у него часто не бывает.

Социология говорит, что 40% выпускников вузов и больше 60% – колледжей не используют в дальнейшем практически никакие знания и умения, которые были у них в профессиональной программе.

Вовсе не все эти люди неуспешны – основная часть выпускников вузов просто получает в них «общее высшее образование», добирает общесоциальные компетенции.

Однако человек без профессиональных знаний должен либо получать их непосредственно на рабочем месте (начиная с самых низких позиций и низкой зарплаты), либо обречен на малоквалифицированную работу. Возникает ситуативная неуспешность, которая задает низкий старт значительной части молодежи на рынке труда.

Предшествующие 15 лет сформировали стереотип легкого отношения к этой проблеме. Дескать, человек с дипломом в конечном счете себя найдет. Но если в начале 2000-х гг. «людей с дипломом» на рынке было 25%, то сейчас уже 40%.

Плюс быстрый рост офисного и магазинного сектора, где от работника требовалась лишь способность к коммуникации, исчерпал себя. «Общее высшее образование» перестало быть гарантом необременительного трудоустройства. Можно говорить о том, что мы стоим на пороге новой волны неуспешности, исходящей из вузов.

Продолжающий расти рынок услуг и фриланса не может проглотить полмиллиона выпускников с «общим высшим образованием» в год. Пока неизвестно, как именно этот процесс пойдет в России, но если ориентироваться на опыт других стран, то похоже, что надо готовиться к значительной молодежной безработице, в том числе и выпускников вузов.

Альтернатива – вчерашние студенты массово пойдут на непрестижные и малооплачиваемые рабочие места, которые сегодня занимают мигранты. Лично я не верю.

Совсем другая ситуация в колледжах. Подростки (после 9-го класса) и молодые люди (после 11-го), которые туда поступают, ориентированы на освоение конкретной квалификации, которая обеспечит им конкретный заработок. И именно здесь сосредоточена основная часть потенциально неуспешных.

У колледжа четыре основные проблемы. Во-первых, это низкая престижность исполнительской работы – от социального статуса до вознаграждения.

Сегодня средняя зарплатная премия за среднее профессиональное образование (СПО) составляет 10–15%, а за программы подготовки рабочих – бывшее ПТУ – равна нулю или отрицательна.

Это значит, что человек с дипломом техникума зарабатывает лишь незначительно больше, чем человек без квалификации вообще, а человек с рабочей квалификацией – меньше.

Во-вторых, в колледж попадают не те, кто склонен к работе руками, а те, кто хуже других справлялся с академической по своей сути школьной программой.

Подавляющее большинство прикладных квалификаций предполагают в исполнителе аккуратность, точность, ответственность, строгую дисциплину, но я никогда не слышал, чтобы отбор в колледжи шел на основе выявления таких качеств.

Такие качества присущи «отличнику обыкновенному», но школьный отличник ориентирован не на колледж, а на вуз. В результате в колледж направляются те, кто хуже других осваивал школьную программу. Это формирует среду, которая, в свою очередь, пугает родителей более успешных детей.

В-третьих, мощнейшим стимулом выбора прикладного образования является стремление подростка иметь экономическую независимость. Но сегодня в колледжах меньше 10% учащихся имеет возможность зарабатывать, используя изучаемые технологии.

Наконец, колледжи систематически отстают от реального сектора по требуемым технологиям и работают на устаревшей материально-технической базе.

В результате многие работодатели стараются избегать «профильных» выпускников СПО (за исключением редких случаев, когда они готовят рабочих конкретно под себя). Значительная часть выпускников вынуждена выходить на рынок в качестве рабочей силы без определенной квалификации. Многие не находят или даже не ищут работу.

Можно ли найти выход из этой безысходной ситуации? Я уверен, что ситуация здесь проще, определеннее, чем, например, с вузами. Надежду дает, в частности, опыт Москвы: за последние годы городу удалось поднять привлекательность целого ряда направлений среднего профессионального образования, непосредственно связав их с работодателями.

Что нужно сделать? Первое и самое главное: сфера обучения для работы на основе прикладных квалификаций должна перестать формироваться по остаточному принципу. Отбор на практико-ориентированные программы должен быть престижным и строиться на основе того, что у кого-то лучше получается быть оператором сложного процесса.

Такой подход требует как минимум интереса к технологии, плюс ловкости, тщательности, ответственности. Знакомство с профессиональными технологиями должно начинаться еще в школе. Но это не рассказ «как работает паровоз», а полноценная интерактивная игра – возможно, даже компьютерный симулятор.

Современные технологии это вполне позволяют.

Давно пора по примеру развитых стран уравнять прикладное и академическое образование по внешней престижности.

Вместо программ среднего профессионального образования (автоматически предполагающих, что есть еще высшее) ввести так называемые университеты прикладных наук, программы прикладного или технического бакалавриата с выдачей диплома о высшем образовании.

Читайте также:  Юристы проверят правовые знания граждан - студенческий портал

Образовательный фокус здесь смещается с общеразвивающих дисциплин (которые по-прежнему обязательны) на практическое освоение прикладной квалификации. Тот, кто хочет продолжить образование, всегда желанный гость в магистратуре.

Освоение практических профессий должно быть связано не только с интересом, но и с заработком. Да, это может быть работа ученика, в лучшем случае подмастерья. Первоначально она должна оплачиваться ниже, чем у опытного работника.

Но построить систему обучения профессиям через такое дуальное образование – частично в классе, частично на реальном рабочем месте – значит мобилизовать интерес, обеспечить вовлеченность той (преобладающей, не будем лукавить) группы студентов колледжей, которая недостаточно мотивирована процессом труда как таковым.

Перестройка профобразования под модули реальной работы потребует стимулов для работодателей. Они явно не будут готовы возиться с учениками за свой счет.

Значит, должны быть серьезные налоговые вычеты, но ни в коем случае не прямое финансирование из бюджета.

Практическое обучение само по себе не должно превращаться в источник дохода принимающих предприятий – не потому, что жалко денег, а потому, что тогда предприятия будут иметь соблазн держать технологии, за которые нормальный рынок не платит.

Немаловажный элемент в прикладном образовании – наличие ярких историй профессионального и экономического успеха. Нужны другие стимулы – и моральные (победы в конкурсах, известность), и финансовые (премии, высокое вознаграждение лидеров по профессии). Движение WorldSkills – первый и очень важный сдвиг на этом поле.

Помимо работы со школьниками нужно обратить внимание на молодых людей до 30 лет, которые вышли на рынок труда, но не успешны на нем.

По нашим оценкам, в России не работает, или не имеет постоянной работы, или имеет очень низкий заработок (в районе прожиточного минимума) до 3 млн молодых мужчин и женщин. Подавляющее большинство из них обладает трудовой мотивацией, хотели бы улучшить свое социальное и экономическое положение, но у них не получается это сделать.

Можно выделить две группы молодых по типу их «экономической неуспешности». Первая – это те, кто привязан к поселениям и регионам с низкой экономической активностью. Это молодые люди из семей с низкими доходами, привязанные к своему единственному жилью и не имеющие экономической возможности переехать в место, где они будут востребованы.

Единственный путь найти приличный заработок – отходничество, вахтовая работа, не дающая возможности нормальной семейной жизни.

Разрыв работы, с одной стороны, и семьи и собственности – с другой порождает ситуацию, когда реальный доход (и качество жизни) уменьшаются на сумму регулярных расходов на транспорт и соответствующих потерь времени и жизни в отрыве от семьи.

Решение – при всей его простоте – требует принципиального выбора в региональной политике. Мы такой выбор предложили в рамках работы ЦСР. Это национальная программа поддержки постоянной миграции российских граждан – переезда не вахтовым методом, а с семьями.

В крупных городах – центрах экономической активности должен существовать весь спектр арендного жилья – на сегодня отсутствуют его недорогие сегменты. Нужна инфраструктура жилья, обеспечивающая первые циклы «восходящего движения» в трудовой карьере переселенцев: общежитие – семейное общежитие – экономичное арендное жилье с фиксированными условиями контракта.

Должны быть решены проблемы с устройством детей молодых семей «внутрироссийских мигрантов» в ясли и детсады, с организацией летних образовательных лагерей.

Вторая группа экономически неуспешных молодых – продукт неудачной работы системы образования. Здесь есть два типа проблем. Первая – это отсутствие нужной на рынке квалификации (дефект профессионального образования).

Именно ее сегодня «различает» государство и пытается решать через службу занятости. Но вторая группа проблем гораздо серьезнее, в ее основе – дефект общего образования, о котором мы подробно говорили в первой статье.

Проблемы большой группы молодых работников связаны не только и не столько с производственной квалификацией, но в первую очередь с коммуникационными навыками и с нехваткой элементарных экономических и правовых знаний.

Фактически они не умеют ориентироваться на рынке труда, эффективно «продавать» себя работодателю и самостоятельно адаптироваться к меняющимся условиям.

Здесь государство может и должно помочь не просто с разовым трудоустройством, как сегодня, а системно.

Одним из конкретных решений могло бы стать завершение перехода на контрактную армию, ведь сегодня контрактная служба – единственный по-настоящему работающий социальный лифт для этой группы молодежи. Но очевидно, что дополнительные 200 000–300 000 контрактов Минобороны полностью проблему не закроют.

Надо думать о создании гражданских аналогов контрактной службы. Например, создание «Росстройки», которая обеспечит людей долгосрочной занятостью в крупных инфраструктурных проектах.

Почти для половины таких молодых людей подобная структура, которая в обмен на устойчивый заработок и ощущение стабильности и востребованности брала бы на себя принятие решений о том, где работать, как повышать квалификацию, была бы оптимальной карьерной траекторией.

Как это может выглядеть? Например, молодые люди нанимаются государством или окологосударственным работодателем на длительный, не менее 3–5 лет, срок и направляются на конкретную работу в своем или другом регионе или на получение определенной квалификации.

При этом фирма-работодатель берет на себя гарантии по заработной плате (а при командировании в другие регионы – все связанные с этим издержки). Условия трудового контракта должны включать повышение оплаты при выслуге лет и повышении квалификации. Сферы возможного применения – ЖКХ, транспортное строительство, логистика, ведомственная охрана.

Но в любом случае молодые люди и их семьи должны попадать в плотную социальную среду, которая обеспечивает стимулирование позитивного поведения и необходимую социальную поддержку.

Перечисленные меры, конечно, довольно дорогие для бюджета, но совершенно необходимые для качественного экономического роста.

Положительные социально-экономические эффекты очевидны: увеличение численности трудоспособных граждан, занятых в экономике, укрепление социальной устойчивости общества за счет снижения числа правонарушений и конфликтов. Да и бюджет в конечном счете получит экономию – на расходах на ФСИН и полицию.

Более общим фактором неуспешности россиян на рынке труда является конкуренция со стороны мигрантов. В нескольких отраслях существует устойчивая модель поведения бизнеса – он ищет именно мигрантов, отказываясь работать с российскими гражданами. Ведь мигрант обходится дешевле минимум на треть.

Есть ли противоядие? Плохой путь – дальнейшее ужесточение режима для трудовых мигрантов. Такая политика вышибает наиболее квалифицированных и дисциплинированных иностранцев, в то время как «плохие» мигранты продолжают существовать на нашем рынке.

Альтернатива – программа постепенного (одномоментно экономика не выдержит) сближения условий труда мигрантов с российскими гражданами.

Она может быть рассчитана на 10 лет и включать постепенное введение обязательного социального, медицинского и пенсионного страхования; включение мигрантов в профессиональные союзы; предоставление им грантов на дополнительное образование наряду с российскими гражданами.

Предложенные выше меры позволят легче справиться с проблемой трудонедостаточности, которая ждет нас в ближайшие 5–7 лет. Однако феномен неуспешности может получить совершенно новое измерение в более длительной перспективе, когда на рынок труда начнут выходить те, кто сегодня приходит в детский сад.

Через 7–10 лет цифровые технологии вытеснят большие группы работников, занятых преимущественно монотонным трудом, в первую очередь умственным. Искусственный интеллект лучше человека выполняет простые регламенты и протоколы. Первые в очереди – диспетчеры, бухгалтеры, технические переводчики, секретари.

Еще через 5–10 лет – водители (самая большая сегодня группа занятых, свыше 7 млн). Хотя общая занятость в сферах образования, медицины и права, скорее всего, не сократится, в них тем не менее произойдут серьезные перемены. Цифровые системы вытеснят тех, кто недостаточно креативен в этих профессиях.

По грубой оценке, это будет около 2 млн человек с высшим образованием.

Вызов рынка труда через 10–20 лет – как найти работу миллионам людей, креативные способности которых не развиты, а к физическому труду они не приспособлены? И стоит ли обществу искать – возможно, пособие по безработице будет более очевидным решением? Возникнет проблема социальной востребованности неработающих граждан, организации волонтерских компаний.

Реагировать на риски будущего мы можем, только перестраивая сегодняшнюю систему образования. Обсуждение и выработка решений этих проблем сейчас позволят с высокой вероятностью избежать проблем с неуспешностью в будущем.

Автор – ректор Высшей школы экономики

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/11/28/743297-studentov-uspeshnimi

Цитата

Не давай второй шанс, пусть ценят с первого.

Фредерик Бегбедер

 2 года назад 

+2

Не будь жмотом — дай человеку второй шанс. Не будь идиотом — никогда не давай третий.

 добавлено: 1 год назад 

похожие

+5

Не будь жмотом — дай человеку второй шанс. Не будь идиотом — никогда не давай третий.

Доктор Хаус

 добавлено: 2 года назад 

похожие

+6

Не будь жмотом — дай человеку второй шанс. Не будь идиотом — никогда не давай третий.

Доктор Хаус

 добавлено: 3 года назад 

похожие

Не будь жмотом — дай человеку второй шанс. Не будь идиотом — никогда не давай третий. Доктор Хаус

 добавлено: 3 года назад 

похожие

+5

Не будь жмотом — дай человеку второй шанс. Не будь идиотом — никогда не давай третий.

Доктор Хаус

 добавлено: 3 года назад 

похожие

+2

Не будь жмотом — дай человеку второй шанс. Не будь идиотом — никогда не давай третий.
Доктор Хаус

 добавлено: 2 года назад 

похожие

+3

Если сердце не бьется, то пусть хотя бы голова кружится.

Фредерик Бегбедер

 добавлено: 4 года назад 

похожие

Если сердце не бьется, то пусть хотя бы голова кружится.
Фредерик Бегбедер

 добавлено: 1 год назад 

похожие

Есть высокое наслаждение в верности. Может быть — самое высокое. И даже пусть о твоей верности не знают. И даже пусть не ценят.

Александр Солженицын

 добавлено: 4 года назад 

похожие

+1

Есть высокое наслаждение в верности. Может быть — самое высокое. И даже пусть о твоей верности не знают. И даже пусть не ценят.

 добавлено: 9 месяцев назад 

похожие

+1

Если жизнь даёт нам второй шанс, значит либо мы его заслужили, либо не усвоили урок.

 добавлено: 2 года назад 

похожие

+2

Новый день — это еще один шанс. Шанс, чтобы изменить свою жизнь, исправить свой путь. Шанс стать лучше, чем вчера.

 добавлено: 10 месяцев назад 

похожие

+2

Иногда давать кому-то второй шанс это как давать вторую пулю тому, кто первый раз в вас не попал, потому что промахнулся.

 добавлено: 5 месяцев назад 

похожие

+4

Не теряйте любимых ради доступных.

Фредерик Бегбедер

 добавлено: 2 года назад 

похожие

+1

Я мечтаю о вышедших из моды чувствах… Фредерик Бегбедер

 добавлено: 3 года назад 

похожие

Я закрываю глаза и вижу твои.

Фредерик Бегбедер

 добавлено: 3 года назад 

похожие

+1

Не теряйте любимых ради доступных.

Фредерик Бегбедер

 добавлено: 2 года назад 

похожие

+2

Моя проблема в том, что ты её решение…
Фредерик Бегбедер

 добавлено: 1 год назад 

похожие

+1

Любовь — это битва. Заранее проигранная.
Фредерик Бегбедер

 добавлено: 1 год назад 

похожие

Доверять людям? Да, я делал такую ошибку.

Фредерик Бегбедер

 добавлено: 2 года назад 

похожие

Моя проблема в том, что ты — её решение.
Фредерик Бегбедер

 добавлено: 1 год назад 

похожие

+1

Любовь начинается с роз, а заканчивается шипами.

Фредерик Бегбедер

 добавлено: 3 года назад 

похожие

+1

Любовь начинается с роз, а заканчивается шипами.

Фредерик Бегбедер

 добавлено: 4 года назад 

похожие

+1

Когда никого не любишь, терять нечего.

Фредерик Бегбедер

 добавлено: 3 года назад 

похожие

+1

Любовь — это битва. Заранее проигранная.

Фредерик Бегбедер

 добавлено: 4 года назад 

похожие

Источник: https://vse-shutochki.ru/citata/17348

Решу егэ

Чтобы поступить в институт на специальность «Лингвистика», абитуриент должен набрать на ЕГЭ не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов — математика, русский язык и иностранный язык. Чтобы поступить на специальность «Коммерция», нужно набрать не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов — математика, русский язык и обществознание.

Вероятность того, что абитуриент З. получит не менее 70 баллов по математике, равна 0,6, по русскому языку — 0,8, по иностранному языку — 0,7 и по обществознанию — 0,5.

Найдите вероятность того, что З. сможет поступить хотя бы на одну из двух упомянутых специальностей.

Решение.

Для того, чтобы поступить хоть куда-нибудь, З.

нужно сдать и русский, и математику как минимум на 70 баллов, а помимо этого еще сдать иностранный язык или обществознание не менее, чем на 70 баллов.

Пусть A, B, C и D — это события, в которых З. сдает соответственно математику, русский, иностранный и обществознание не менее, чем на 70 баллов. Тогда поскольку

  • для вероятности поступления имеем:
  1. Ответ: 0,408.
  2. Приведем другую запись этого решения.

В силу независимости событий, вероятность успешно сдать экзамены на лингвистику: 0,6 · 0,8 · 0,7 = 0,336, вероятность успешно сдать экзамены на коммерцию: 0,6 · 0,8 · 0,5 = 0,24, вероятность успешно сдать экзамены и на «Лингвистику», и на «Коммерцию»: 0,6 · 0,8 · 0,7 · 0,5 = 0,168.

Успешная сдача экзаменов на «Лингвистику» и на «Коммерцию» — события совместные, поэтому вероятность их суммы равна сумме вероятностей этих событий, уменьшенной на вероятность их произведения.

Тем самым, поступить хотя бы на одну из этих специальностей абитуриент может с вероятностью 0,336 + 0,24 − 0,168 = 0,408.

  • Приведём решение Алексея Столбова из Магнитогорска.
  • Есть три варианта поступления абитуриента хотя бы на одну специальность:
  • а) поступить на лингвистику при этом не поступив на коммерцию: вероятность 0,6 · 0,8 · 0,7 · 0,5;
  • б) поступить и на лингвистику, и на коммерцию: вероятность 0,6 · 0,8 · 0,7 · 0,5;
  • в) не поступить на лингвистику, при этом поступив на коммерцию: вероятность 0,6 ·  0,8 · 0,3 · 0,5.
  • Эти события несовместные, искомая вероятность суммы этих событий равна сумме их вероятностей:

0,6 · 0,8 · (0,35 + 0,35 + 0,15) = 0,48 · 0,85 = 0,408.

Приведём решение Ирины Шраго из Санкт-Петербурга.

Для поступления З. необходимо сдать математику и русский язык хотя бы на 70 баллов, а также сдать иностранный язык или обществознание не менее, чем на 70 баллов.

Это события независимые, причём событие «сдать хотя бы один экзамен не менее, чем на 70 баллов» противоположно событию «сдать оба предмета менее, чем на 70 баллов».

Получаем, что вероятность искомого события: 0,6 · 0,8 · (1 − 0,3 · 0,5) = 0,408.

Классификатор базовой части: 6.3.1 Вероятности событий, 6.3.2 Использования вероятностей и статистики при решении прикладных задач

Источник: https://ege.sdamgia.ru/test?pid=320199

Ссылка на основную публикацию