Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык — студенческий портал

Что стало с нашей родной речью? Почему сейчас ошибки встречаются не только в диктантах школьников, но и в рекламе, различных информационных носителях с текстом (статьях в Интернете, например), даже в официальных документах! Есть мнение, что многие люди уже не просто пишут с ошибками, они с ошибками думают… А ведь как красиво и богато звучит и читается наш язык, когда его употребляют без ошибок! Эта статья призвана помочь всем желающим исправить данную несправедливость и начать использовать Великий и Могучий Русский язык грамотно!

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

Язык – это мышление

Многие, наверное, задумаются: «А зачем мне вообще грамотность? Я же не пишу книги, максимум – переписываюсь с друзьями в соцсетях, а там никто не проверяет!».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Друзья, такое отношение в корне ошибочно! Дело в том, что все мы мыслим на том языке, на котором говорим, и наши мысли – это некий катализатор наших действий. Но если в мысль закладывается ошибка, то и в действии она тоже будет.

Потом ошибки начнут закрепляться в характере, а с появлением детей – переноситься в воспитание. У родителя, который говорит, пишет и даже думает безграмотно, вряд ли будет расти ребенок, блещущий интеллектом…

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

Конечно, в разговорной речи и переписке с друзьями Вас никто не проверяет, но разве не стыдно не знать свой, Великий и Могучий Русский язык? А когда придет пора написать что-то, требующее безупречной грамотности – Вам придется просить кого-то проверять этот текст на ошибки, ведь сами Вы давно уже забыли о правилах за «преведами», «ложить» и другими ошибками и сленговыми выражениями, которые сейчас повсеместно засоряют родную речь!

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

Бездумность

Великий и Могучий Русский язык перестает быть таковым, если человек употребляет его бездумно.

Сколько раз Вас звали на «мое День Рождение»? И Вы «одевали» все самое «лутшее», чтобы пойти на «ихний» праздник? И ведь очень просто все: 2 секунды задуматься перед сказанной, а уж тем паче – написанной фразой, и ошибок нет. Но, к сожалению, даже думающие люди частенько машинально делают ошибки, к которым себя приучили бездумной речью…

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

Согласитесь, когда Вы слышите неправильно построенное предложение с ошибками в словах и ударениях, даже если смысл остается – звучит это ужасно.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Мама хайпанула: краткий подростковый разговорник для родителей - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Но, почему-то, в собственной речи и даже в письме мы зачастую пропускаем этот момент, ничего внутри нас не переворачивается от несогласованности и безграмотности фразы.

Может быть, это наша лень так сильно влияет на нас, что мы даже не можем говорить правильно? Ведь зная (а каждый внутри точно это знает) о собственных пробелах в родном языке, не так уж сложно их восполнить…

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

Давайте меняться!

Не знать родной, Великий и Могучий Русский язык – стыдно.

Но еще страшней, когда человек открещивается от исправления этого факта… Никогда не поздно начать учиться грамотности заново, тем более, что это будет скорее повторение, нежели изучение чего-то нового – мы же не иностранцы! А чтобы Вам было проще начать это, без сомнения, благородное дело, мы собрали несколько способов, которые помогут Вам повысить грамотность.

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

Чтение

Доказано многими экспериментами: человек, который много читает (преимущественно, классику и другую серьезную литературу) на родном языке, пишет намного грамотней людей, к чтению не склонных. Даже если не знает правил, по которым пишет.

Весь наш необъятный, Великий и Могучий язык широко представлен в русской прозе, и именно в ней хранятся корни нашей грамотности, ведь даже в школьных учебниках цитируются именно русские классики! Читая, мы просто запоминаем те или иные обороты речи, правила правописания, даже новые слова.

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

А еще чтение очень полезно людям, которые много пишут, ведь ловкость в обращении словом тоже можно заимствовать у классиков! Просто перечитайте вдумчиво, а не вскользь, хотя бы 5 романов из школьной программы, и Вы увидите, насколько органичней стали строиться Ваши предложения и фразы, насколько меньше ошибок Вы стали в них делать!

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

ГРАМОТА.РУ

Этот образовательный портал создан и развивается при поддержке государства. Здесь Вы найдете абсолютно все правила Русского Языка (которые, кстати, с 1956 года совсем не изменились), а также множество сложных моментов и слов, которыми так богат Великий и Могучий Русский язык.

Этот ресурс заслуживает 100% доверия: любое правило, любой заковыристый момент по орфографии и пунктуации можно уточнить на ГРАМОТА.РУ. На сайте можно найти основные словари и справочники, в том числе: Академический орфографический словарь, Словарь имен собственных, Справочник фразеологии и многие другие материалы.

И поверьте, этот сайт знает о правописании больше, чем автопроверка Microsoft Word!

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

YouTube

Повальным стало изучение иностранных языков, в том числе и с помощью бесплатных уроков на YouTube. А как же Великий и Могучий? Обидно, но таких каналов в этой сети намного меньше.

Хорошая новость: они все-таки существуют! В основном, эти каналы представлены хоть и полезными, но очень уж нудными (прямо как в школе) уроками, но мы решили покопаться и нашли аж 40 выпусков передачи «Живое Слово», выходившей на телеканале Культура не так давно.

Формат передачи точно такой же, как у программы «Полиглот» с Дмитрием Петровым – ток-шоу об изучении языка. Очень интересная, живая программа, которая выведет Ваше владение словом на новый уровень!

Заключение

В основном, «подтягивать» Великий и Могучий Русский язык берутся те, кто много пишет: от их грамотности зависит конечный результат их труда.

И этим людям повезло вдвойне: читая, изучая и сверяя правописание с вышеописанными источниками, они могут практиковаться применять язык не только грамотно, но и красиво, изысканно.

Но по-настоящему овладеть этим искусством удастся только тем, кто за каждым сомнительным моментом в своем тексте видит возможность залезть в справочник, чтобы освежить в памяти необходимое правило, выучить новый речевой оборот и понять, нужна ли здесь запятая, или уместней будет поставить тире…

Источник: http://2chang.ru/velikij-i-moguchij-razgonjaem-tuchi-bezgramotnosti-nad-russkim-jazykom/

В школе появились русский родной язык и русская родная литература

Примерные школьные программы утверждены по 18 национальным языкам. Большинство уроков, конечно же, идут на русском.

Однако в этом учебном году для многих родителей сюрпризом стало то, что в расписании появились два новых обязательных предмета: русский родной язык и русская родная литература. Посыпался град вопросов.

И главный: чем уроки русского родного отличаются от «просто» русского языка? Об этом корреспондент «РГ» беседует с председателем Ассоциации учителей русского языка и литературы, кандидатом педагогических наук Романом Дощинским.

Роман Анатольевич, чем все-таки уроки русского родного языка отличаются от «обычного» русского?

Роман Дощинский: В первом случае мы изучаем язык как систему, большое внимание уделяем развитию речи, освоению орфографии и пунктуации. Что касается курса родного языка, то он разбит на три блока. Первый — лингвокультурология.

Это попытка соотнести язык и культуру — погрузиться в забытые слова (архаизмы и историзмы), «поиграть» с дополнительными оттенками, которые несут некоторые слова и выражения, отражающие мировоззрение русского человека. В обычном курсе русского языка на это просто не хватает времени.

Данный модуль позволит пробудить мысли, эмоции ребенка по поводу того, каким богатством он владеет — русским языком.

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

Девятиклассников проверят на умение рассуждать и искать информацию

Второй блок — это нормы речи. Правильная постановка ударения, верное словоупотребление, грамматическая культура речи — все это западающие звенья традиционного курса русского языка. А третий — риторика. Этим мы тоже на уроках русского языка почти не занимаемся.

Как правило, у школьников проверяются навыки письменной речи — диктанты, изложения, сочинения. С учетом того, что в девятом классе ввели итоговое собеседование, возвращение риторики в школу — новость хорошая.

И вообще, учитель-словесник только рад тому, что в расписании появились дополнительные часы, которые он точно не потратит впустую.

Почему именно новые предметы, а не, скажем, факультативы? Ведь так много говорят о том, что дети перегружены?

Роман Дощинский: Нужно знать «историю вопроса». Четыре года назад были скорректированы школьные стандарты — ФГОС. В них появилось разделение на три крупных блока.

Отдельно — русский с литературой, отдельно — родной язык и родная литература и отдельно — иностранные языки. Все — обязательные для изучения.

И если в пятом классе на государственный русский язык отводится, например, пять часов, то теперь никто не может их забрать в пользу других предметов филологического цикла.

В новом учебном году многим родителям впервые предложили написать заявление о том, какой родной язык будет изучать их ребенок

Но что получилось в некоторых национальных республиках? Весь класс шел на урок национального родного языка, а что было делать ребенку, для которого родной — русский язык? Он шел на занятия вместе со всеми. Подобные случаи в 2017-м вызвали большой общественный резонанс. После этого на федеральном уровне пришлось вносить изменения в Закон «Об образовании в РФ».

Какие именно?

Роман Дощинский: Было прописано, что родным языком считаются все языки народов РФ, в том числе русский.

И почему в таком случае дети в национальной республике изучают свой родной язык и родную литературу как отдельные предметы, а ребята, допустим, в Ивановской области этого лишены с точки зрения дополнительных часов? У всех детей, независимо от региона, должны быть равные образовательные возможности.

Вот так фактически и появились новые предметы — русский родной язык и русская родная литература. По своему содержанию они не могут и не должны дублировать уже существующие школьные предметы.

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

Песни ABBA, Queen и Окуджавы вошли в «культурный норматив» школьника

С нового учебного года родители пишут заявление о том, какой родной язык будет изучать их ребенок. Правда, есть ограничение.

В том же Законе «Об образовании в РФ» сказано, что всем детям «гарантируется получение образования на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».

Что значит эта фраза на практике? Если родители захотят, чтобы ребенок изучал язык, который больше никто в школе изучать не будет или если нет преподавателей, то в качестве родного ему будет предлагаться русский язык.

А если, скажем, в обычную столичную школу пришел маленький якут или кабардин. Но родители не хотят, чтобы их ребенок изучал русский как родной. Семья может отказаться?

Роман Дощинский: В принципе, может. Здесь недопустимы перекосы. Но проблема еще и в том, что предметы «родной язык» и «родная литература» стали обязательной частью программы. Отметки за них должны быть выставлены в аттестат.

Выход из ситуации?

Роман Дощинский: Я вижу два варианта.

Первый — сетевая модель обучения, когда для обучающегося подыскивается внешний (из другой образовательной организации) преподаватель его родного языка, а школа по договоренности засчитывает результаты, которые ребенок получает при прохождении курса.

Только при таком раскладе школа может столкнуться с трудностью юридического оформления собственной образовательной программы, в которой должна быть заложена возможность изучения любого языка народов РФ.

Двести пятьдесят национальных языков, на которых говорят народы России

Второй вариант — дистанционное обучение с помощью современных электронных ресурсов. Если бы на платформе Российской электронной школы ребенок мог пройти курс родного языка и получить на ней итоговую отметку, то школа могла бы ее зачесть в аттестат. Но это пока лишь планы, которые, возможно, будут реализованы. Решать этот вопрос нужно как можно быстрее.

Допустим, все дети в школе готовы изучать русский язык как родной. Где взять часы? Переходить на шестидневку?

Роман Дощинский: По-моему, все уже давно договорились о том, что шестой день — это развивающий. Нет, шестидневка не может быть выходом из положения. Тогда что? Многие директора школ сегодня пытаются решить эту сложную проблему.

Стоит заметить: ни один «обязательный» документ не оговаривает, с какого класса вводить курс родного русского языка и сколько часов на него отвести. В этом смысле многое дано на откуп самой школы.

При этом для выставления отметки в аттестат курс должен быть пройден в объеме чуть более 60 часов.

Стартовал конкурс лучших проектов школьного питания

Но на какие шаги иногда идут в регионах? «Режут» и без того урезанные эстетические программы — ИЗО, музыку, мировую художественную культуру.

Некоторые школы стали даже забирать часы у русского государственного языка — и искусственно передавать их в русский родной язык. Этого категорически нельзя делать, о чем в регионы были разосланы специальные письма минпросвещения и Рособрнадзора.

Подчас на местах катастрофически не хватает разъяснительной информации.

Единственное безболезненное решение, которое вижу я для регионов с подавляющим большинством русскоязычного населения, — это возможность создания интегрированных курсов. Когда, например, в рамках одного урока изучаются государственный русский и русский родной языки. Мы сейчас переживаем переходный период. И пока, к сожалению, вопросов действительно больше, чем ответов.

Предметы «родной язык» и «родная литература» стали обязательной частью программы. Отметки за них должны быть выставлены в аттестат

А учебники по новым предметам есть?

Роман Дощинский: Есть две линейки учебных пособий, разработанные ведущими издательствами. Но это именно пособия, которые пока не включены в федеральный перечень учебников.

Деньги на их закупку школам проблематично выделить. Поэтому сейчас одна из важнейших задач — форсировать процедуру экспертизы этих пособий и включения их в федеральный перечень именно как учебников.

Иначе школы побоятся потратить деньги на их закупку. И это одна сторона проблемы.

А вот вторая сторона. В России больше 250 национальных языков. Но далеко не по всем из них разработаны примерные образовательные программы. А по предмету «русская родная литература» и вовсе беда — нет ни примерных программ, ни учебных пособий. Школы пока должны «выплывать» своими силами.

Официально

Примерные образовательные программы для школ утверждены уже по 18 национальным языкам, в том числе русскому родному. Их можно найти на официальном сайте реестра общеобразовательных программ.

Однако, как рассказали «Российской газете» в министерстве просвещения, до конца года в помощь школам появится еще более десятка программ. И на этом работа по их составлению не остановится. Всего же, по оценкам ведомства, сегодня существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны.

Читайте также:  Лето для чемпионов: российские школьники завоевывают мир - студенческий портал

Среди них есть коренные и малочисленные. Первые 64 учебника по 8 языкам для начальной школы будут созданы уже до конца этого года. Ряд учебников уже находится на стадии утверждения для включения в федеральный перечень.

Также в ближайшее время будет утверждена Концепция преподавания родных языков.

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

Ученый рассказал, в каком возрасте нужно начинать учить иностранный язык

«Министерство обеспечивает сопровождение изучения и преподавания государственных языков субъектов Российской Федерации, родных языков народов России. И в этой связи особая роль отведена Фонду сохранения и изучения родных языков народов РФ, — рассказали в ведомстве.

— Кроме того, вопросы разработки и внедрения передовых технологий по преподаванию родных языков народов России, в том числе методик для работы с двуязычными детьми, на всех уровнях образования ведет Институт развития родных языков народов Российской Федерации, созданный на базе Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий».

В фокусе — научные исследования, создание и обновление словарей, проведение культурно-просветительских конкурсов, олимпиад и культурных проектов. Ну и, конечно, разработка учебников и методических пособий для учителей.

Что касается предметов «русский родной язык» и «русская родная литература», то они носят культурологический характер, подчеркнули в министерстве просвещения.

«Важнейшая задача курса «Русский родной язык» — приобщение школьников к фактам русской языковой истории, истории русского народа, формирование представлений о сходстве и различиях русского и других языков в контексте их богатства и своеобразия, национальных традиций и культур народов России, — рассказали в ведомстве. — Кроме того, содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении. Оно опирается на основной курс — «Русский язык и литературное чтение» — сопровождает и поддерживает, но не дублирует его. Имеет преимущественно практико-ориентированный характер».

Источник: https://rg.ru/2019/09/16/v-shkole-poiavilis-russkij-rodnoj-iazyk-i-russkaia-rodnaia-literatura.html

Почему русский язык великий и могучий?

?

Карл Кори (karhu53) wrote, 2016-11-27 21:47:00 Карл Кори karhu53 2016-11-27 21:47:00 Categories:

  • Литература
  • Общество
  • Cancel

Оригинал взят у wowavostok в Почему русский язык великий и могучий?Оригинал взят у gamlet0 в Почему русский язык великий и могучий?Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий порталВы когда-нибудь задумывались почему именно русский язык — могучий и великий? Версий конечно же много… Но почему именно русский язык? Почему не английский, на котором говорит, чуть ли не пол планеты. Ведь именно за английским языком закреплен статус международного языка. Формат всех международных форумов и конференций, а также документация официально за английским языком. Но великим и могучим все равно считается русский язык.

Или же взять другие языки — китайский с их более чем 50 000 иероглифами. Китайский язык выучить невероятно сложно. Сами китайцы в большей мере знают около 8000 иероглифов — для нормального общения, чтения и понимания друг друга — этого вполне достаточно. Китайский язык — сложный, один из самых древних языков, и его носителями является более 1.4 млрд. человек, но при всем уважении к китайцам он не могучий и не великий…

Знали ли вы, что китайский язык отличается исключительно простой грамматикой: глаголы не спрягаются, роды отсутствуют, даже привычного для нас понятия множественного числа тут нет. Пунктуация присутствует только на самом примитивном уровне, а фразы строятся строго по определённым конструкциям.Если бы не безумное произношение и огромное количество иероглифов, то китайский был бы одним из самых простых языков… Нет, китайский язык никак не могучий и не великий.Японский язык. По мне — один из самых сложных — более 150 000 иероглифов. Вдумайтесь в эти цифры. Кажется, чтобы выучить японский нужно быть спокойным, как философ Конфуций и пытливым, как Лев Толстой. Японский язык очень сложный, более чем китайский и английский. Но одновременно японский — язык с причудами.Мало кто знает, но в японском языке очень мало ласковых слов. Поэтому японцам требуется в два раза больше времени, чтобы что-то сказать.Хотя бы только по этому параметру он не сравнится с великим и могучим русским!

Итак, я абсолютно убежден, что такие факторы как международное признание, древняя история языка, сложность в изучении, заимствование, и много-много чего еще никак не закрепляет за языком право называться великим и могучим! Доказать это сложно, но я попробую.

Вообще, впервые фраза «великий, могучий русский язык» вошла в обиход в 1882 году. Ее автор — Иван Сергеевич Тургенев, горячо любил родной язык. Вырывать из контекста нужные фразы не совсем правильно, потому приведу мысль классика в том значении, в каком он ее высказал:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»Это не слова отчаяния или фанатично слепое поклонение, и сказано это было не для красного словца. У Ивана Сергеевича было основание называть вещи своими именами. Его знакомство с Пушкиным, Лермонтовым, Жуковским, Некрасовым, Белинским, Герценым, его жизнь заграницей, его опыт и знакомство с западной культурой, искусством, литературой; его видение и понимание жизни и тоска по Родине… — всё вышеперечисленное давало ему особенное право говорить так, как он считал нужным, как ему казалось и думалось.

Тургеневу нравилась жизнь на западе. Он принимал ее, и ему в Париже жилось намного лучше, чем в России, но, чтобы отречься от русского языка и писать свои романы на французском или английском языках — об этом и речи быть не могло.

Именно Тургенев был рупором русской культуры в мире, ярым пропагандистом русской литературы на западе. С высоты прожитых лет, писатель свято верил, что русский язык дан исключительно великому народу.

Тургенев понимал всю силу и богатство русского языка — его гибкость, благозвучность, многогранность.

И действительно, русский язык красив и мелодичен, и не сравним ни с одним другим. Ни один язык мира не содержит такого разнообразия смысловых оттенков.

Гениальность русского языка заключается в том, что с помощью словоформ, эпитетов и оборотов речи легко передавать малейшие нюансы в описаниях и создавать красочные образы. «С русским языком можно творить чудеса», — писал еще один гений слова К. Паустовский.

Он был убежден, что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»

В русском языке нет ничего невозможного. На русском языке можно написать рассказ, все слова которого будут начинаться с одной буквы. Примеров таких множество. Один из них — рассказ на букву «П» мы уже публиковали ранее.

А русский мат, ненормативная лексика, нецензурщина, русская брань. Мы даже ругаемся сложными и непереводимыми для запада словосочетаниями. Иногда русский мат давал нам значительное преимущество — взять хотя бы годы Великой Отечественной.

Немецкие шифровальщики не могли понять, что предпримут советские войска, потому как, порой, приказы и команды произносились на чисто русской брани. В СССР негласно было два международных языка — русский и матерный. Все страны соцлагеря говорили и понимали русский язык.

Кстати, ни в одной стране мира нет толкового словаря уголовных жаргонов. Вдумайтесь в это! Ни в одной! Это не повод для гордости, но это правда жизни.

А русский юмор в литературе. Возьмите томик Антона Павловича Чехова — самого переводимого русского писателя в мире. А сарказм «диссидента» Довлатова — почитайте. А Гиляровский, Аверченко, Куприн — люди с богатым чувством юмора.

Русский язык необъятен! Словарный запас русского языка действительно велик. Обычный русскоговорящий человек не использует и пятой части всех существующих в языке слов.

При этом много заимствований, калек с других языков, которые тоже считаются уже частью русского словарного состава.

Но даже если не учитывать современные иностранные слова (древнегреческие, латинские и прочие заимствования не считаются таковыми), то русский язык все равно необъятен.

Не менее сложна и мысль, высказанная на русском. Многое часто зависит от интонации, от порядка слов, от знаков препинания. «Казнить нельзя помиловать» помнят все русскоговорящие люди со школьных лет, и этот пример крайне удачно демонстрирует такую разницу.

Именно по этим причинам русский язык был назван великим и могучим, но эти слова до сих пор не утратили значимости. Русский – один из богатейших в мире языков, а по совместительству один из самых сложных. У него великое прошлое, но и не менее великое будущее.

И вместо заключения, несколько забавных примеров найденных в сети, подтверждающих величие и богатство русского языка:

Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык - Студенческий портал

  • * * *
  • Тему ЗАДАМ, струны ЗАДЕВ:Выпьем ЗА ДАМ, а также ЗА ДЕВ!
  • * * *
  • Бывает, в зеркало смотрю И НОЮ:Себя хотела видеть бы ИНОЮ…
  • * * *
  • Мы говорили С ЭКС-МИНИСТРОМО том, как вреден СЕКС МИНИСТРАМ…
  • Источник

Источник: https://karhu53.livejournal.com/20434299.html

Ответы Mail.ru: почему русский язык великий, могучий, правдивый и свободный

«Великий, могучий и прекрасный русский язык» Родной язык — это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Русский язык — это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно.

Современный литературный русский язык — это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках че-ловечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты.

А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требо-вательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М.

Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, неже-ли другим» . Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же.

Даже если вы свободно владеете литературным языком, все-гда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика — наука об умелом выборе языковых средств. Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у заме-чательных русских писателей.

Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и заве-щали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и сво-бодный русский язык!» -писал И. С. Тургенев. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом.

Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература — искусство слова.

А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует! Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств — все воссоз-дается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.

Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимо изучать стилистику. Никто не рождается с готовым чувством языка. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека, — результат опыта, жизни, воспитания. Кто воспиты-вает чувство языка? Родители, если их речь литературно правильна и вместе с тем сохраняет яркость выразитель-ных средств и чистоту народного языка; учителя, кото-рые проводят уроки с любовью и вниманием к родному языку (будь это даже уроки математики, географии, физкультуры или труда) ; книга большого писателя, театр, радио, телевидение — все это способствует выра-ботке хорошего лингвистического вкуса у детей и взрос-лых, у всех слушателей и читателей.

Словом можно так же и убить. Так что ваша характеристика русского языка не полная.

Велик и могуч наш русский язык, Правдив и свободен, как птица. Я к русскому просто с детства привык — На нем так легко материться :-))

Каждый кулик свое болотце хвалит))) ) А вообще русский язык — лучший и интересней в мире!))

Каждый народ про свой язык может сказать то же самое, только не каждый считает нужным таким образом хвастаться. А в многонациональной стране это вообще неприлично.

А кто хвастается?! И почему из-за других людей я должен ущемлять свой язык? если другим это не нравятся пусть валят на родину и говорят на родном.

Потому что это национальный язык.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/29077182

Великий и могучий «вау»! Эксперт о том, почему меняется русский язык

Академик Дмитрий Лихачёв, чья речь считалась эталоном разговорного языка, признавался: некоторые люди не говорят, а «плюются словами».

Впрочем, с тех пор, когда ко­фе­ был только мужского рода, утекло немало воды. И вот уже лингвисты вполне серьёзно изучают такие слова, как «красава», «досвидос» и «батониться».

Почему русский язык меняется на глазах, и нужно ли сегодня быть грамотным, «АиФ на Дону» узнавали у директора Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ (ИФЖиМКК) и кандидата филологических наук Натальи Архипенко.

О чём речь!

Когда в области шесть лет назад стартовала образовательная акция «Тотальный диктант», то на неё пришли всего 80 человек. На прошлой неделе в Ростове писали под диктовку уже полторы тысячи человек.

Многие из них специально начинали подготовку за пару месяцев. Который год в ИФЖиМКК читают лекции перед тотальным диктантом.

И хотя больше половины участников традиционно получают за него двойки, растущий интерес к грамотности налицо.

Юлия Панфиловская, «АиФ на Дону»: Наталья Анатольевна, к 150-летию словаря Даля компания «Яндекс» опубликовала исследование об использовании слов из него при поисковых запросах. Оказывается, 40% слов из словаря Даля вышли из употребления. Получается, русский язык теряет былое величие?

Наталья Архипенко: Это напоминает мне историю про молодёжь, которая совсем уже не та, а мир катится в тартарары. Ещё за 35 веков до нашей эры на одной из гробниц фараона были выбиты слова про ужасное молодое поколение, из-за которого близится конец света. Так и многие специалисты сокрушаются, что великий русский язык остался в прошлом, а будущее его предрешено.

Вообще, филологи и лингвисты делятся на два лагеря: консерваторы и те, кто спокойно относится к переменам. Я примыкаю ко второму. Верю, что русский язык настолько мощный и сильный, что переварит и выплюнет любое модное веяние, оставив только лучшее. Он в принципе меняется всё время, такой же подвижный, как и окружающий нас мир.

В 90-е все вдруг заговорили на криминальном жаргоне, который стал просачиваться в официальную прессу, хотя в советское время язык был жёстко кодифицирован — разговорный, научный, публицистический стили не пересекались. И эта волна как пришла, так и ушла, оставив лишь самый смак в виде «крыши» или «рэкета», выражения «лица кавказской национальности», заимствованного из милицейских протоколов.

Но это не обедняет речь, она просто становится другой. Взять, допустим, словечко «вау». Я сама его с удовольствием использую, потому что оно отлично передаёт эмоцию, которую не выразишь, например, междометием «ух ты!».

И так было всегда, и в Петровскую эпоху, когда Россия «прорубила окно в Европу» и к нам хлынули заимствования из голландского, немецкого и других языков, которые сегодня стали родными, и в эпоху Просвещения, когда не гнушались французским. Вот, например, привычные всем огурец, актёр, крем, фонарь — заимствованные слова.

Читайте также:  Подарок для ума: образовательные идеи для 8 марта - студенческий портал

Не читал, но осуждаю

— Хорошо, но как без содрогания относиться к «звОнит»? Того глядишь, станет вполне себе правильным, как это произошло с кофе среднего рода…

— Можно содрогаться сколько угодно, но языковое изменение нельзя запретить, его зафиксируют, если на то будут веские причины, хотите вы того или нет. Сегодня языковую среду формируют не академики, а люди с самым разным культурным багажом и это многое объясняет.

Другое дело, что остаются какие-то вещи, выдающие грамотного человека. Это как со вкусом. Казалось бы, субъективное понятие, но все сразу понимают, когда человек безвкусно нарядился, или, напротив, одет прилично.

Кого-то коробят словечки «лавэ», «вкусняшка», «досвидос», а кто-то пропустит их мимо ушей. Поэтому в определённых кругах будет иметь значение, как произносится «звонит» или «кофе». Кто-то это понимает и стремится быть грамотным.

— А как обстоят дела с культурным багажом у ростовчан?

— Некоторые его просто сбрасывают, видимо, чтобы не мешал идти по жизни. Имею в ви­ду ситуацию вокруг Солженицына. Город почему-то отмахивается от своего единственного Нобелевского лауреата по литературе.

Безусловно, в сфере культуры возможны самого разного рода дискуссии, могут высказываться различные мнения, но те лозунги, которые появятся на плакатах активистов, собирающих подписи с целью запрета памятника писателю в Ростове могут быть придуманы только людьми, которые не читали его книг, всерьёз не изучали его биографию.

Не нам судить, в достаточной ли степени Александр Исаевич был патриотом или не в достаточной. Но то, что его книги открывали современникам целые культурные пласты, ранее скрытые от глаз «простого советского человека», это факт.

Дело доходит до того, что оспаривается даже сам факт обучения Солженицына в Ростовском государственном университете, хотя сохранилась даже его любимая аудитория.

Чтобы как-то противостоять этому мракобесию, к столетию Солженицына мы сейчас создаём его виртуальный музей. Он рассчитан, скорее, на молодых людей, которых можно зацепить такой формой. Будут представлены интересные фотографии, цитаты со ссылками на произведения, воспоминания современников, переписка.

Важно знать, что Нобелев­скую премию по литературе получили всего пять русских писателей, один из которых жил в Ростове-на-Дону 17 лет, писал здесь первые главы эпопеи «Красное колесо».

— Интересно, что «Красное колесо» не такое популярное, как, например, «Архипелаг „Гулаг“ или „Один день Ивана Денисовича“, хотя сам автор писал его чуть ли не всю жизнь и считал своим лучшим произведением. Может быть, дело в том, что это десятитомная эпопея? Как вы вообще заставляете нынешних студентов читать такие большие труды?

— Сегодня даже старшему поколению, которое когда-то могло взахлёб читать книжки, тяжело осиливать романы. Ежедневно мы перерабатываем огромное количество информации, сосредоточиться долго на чём-то одном, осмыслить это уже гораздо сложнее, чем десять лет назад. Глубокое чтение, которое раньше происходило совершенно естественно, превратилось в борьбу, внимание начинает рассеиваться.

Технологии заставили нас мыслить по-другому, возникают проблемы в восприятии. Что уж говорить о детях, которые растут в режиме „всегда на связи“. Им даже писать без перерыва полчаса тяжело.

Нынешних студентов нельзя назвать плохими только потому, что им не даётся зубрёжка или они не подступаются к „Красному колесу“, эти ребята умеют лучше нас быстро ориентироваться в массе разносторонних и зачастую противоречивых сведений, используют максимум дополнительных источников, могут решать несколько задач сразу. Просто накатанные десятилетиями педагогические навыки вдруг оказались бессильными перед гаджетами.

Мы перестали читать лекции по старинке, теперь профессора готовят презентации, устраивают дискуссии и тренинги. При этом необходимость знать ту же „Войну и мир“ осталась. Сейчас вся система образования стоит перед задачей перестроиться на так называемое „клиповое мышление“.

Поэтому сами педагоги ломают голову над тем, как сделать традиционный тип чтения привлекательным. Так что заставлять уже не получается, остаётся только рекламировать классиков.

Источник: https://news.rambler.ru/other/39647990-velikiy-i-moguchiy-vau-ekspert-o-tom-pochemu-menyaetsya-russkiy-yazyk/

Хочу всё знать : Великий и могучий русский язык

  • Мыльникова Елена Анатольевна
  • МОУ СШ № 9, г. Волгоград
  • Учитель начальных классов
  • Хочу всё знать «Великий и могучий русский язык»

Учитель: « В дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора, О великий русский, могучий язык..» Так И.С.Тургенев сказал о русском языке язык.

Язык — не застывшая масса, это- живой организм. Если на земле более 200 языков, то у нас в России их 170. Однако все народы, живущие в России понимают друг друга, так как они все владеют русским языком — государственным языком России.

«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни», — говорил великий педагог воспитатель К.Д. Ушинский. Великий сын русского народа М. В. Ломоносов гордился нашим языком, он отводил ему первое место среди других языков мира.

Ученик: Карл пятый, римский император ,говаривал , что испанским языком с Богом ,французским- с друзьями, немецким- с неприятелем, итальянским- с женским полом говорить прилично.

Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нем великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. Ученик: Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, он певуч

Он как русский народ многолик, Как держава наша могуч.Учитель: С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с языком. Ребенок засыпает под бабушкину сказку, а сказка- язык.

Подросток идёт в школу, юноша шагает в университет веселей на страницах книг развертывается отражённая в слове огромная вселенная с мыслями возникшими в головах людей за века и века до его собственного рождения в своих сочинениях В научных работах он обращается к тем кто будет жить спустя столетие После него это возможно Только благодаря языку радостная или гневная летит над просторами родиной песня. Песня это язык. На школьной доске математическая формула эта формула тоже язык .Язык — важнейшее орудие общения между людьми и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот , кто его глубоко и тщательно изучил, кто знает как оно устроено, из каких частей состоит , как работает, как изменяется с течением времени, каково обращение требует с собою .М.В. Ломоносов внес огромный вклад в науку о родном языке. Впервые в истории отечественного языкознания разработал фонетику (особенности звуков речи), морфология ( изучение структуры и сочетания слов в предложении). По его «Российской грамматике» несколько поколений русских людей изучали родной язык, кстати , переведённый тогда уже и на немецкий, и на польский…Ученик: «Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по — своему звучание он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира». (К.Г.Паустовский)Ученик: О, сколько слов земных, необычайных  Ввели мы в человеческий язык.

Я верю, что это не случайно Я к ежедневном чудесам привык. О сколько слов необычайных Ввели мы в человеческий язык.(Двое учащихся по очереди): Советы- Мир — Спутник – Гласность- Перестройка — ЛунникУченик: Когда с обозом парни шли босые

В Москва , что их манила испокон.И юная петровская Россия.

Учила иноземный лексикон.Могли ли хоть представить наши предки.

Ту светлую минуту торжестваКогда начнет весь мир с упорством резкимРоссийские заучивать слова.Ученик: Учите русский — годы к ряду.

С душой, с усердием, с умом!Вас ждет великая награда.И та награда — в нём самом.

Ученик:Величие и могущество русского языка признаётся всеми народами мира. На русском языке созданы лучшие в мире художественные произведения, написаны гениальные труды ученых.

Многие люди за рубежом с любовью и уважением изучают русский язык. Сотни молодых людей мира приезжают в Россию для принятия участия в конкурсах по русскому языку, олимпиадах по русскому языку.

Русские песни поются в разных частях земного шара, особенно «Калинка», «Подмосковные вечера». Русский язык – это язык дружбы и мира между народами планеты.

  1. За круглым столом разговаривайте на нём:
  2. Недвусмысленный и прямой.
  3. Он подобен правде самой.
  4. Друг мой, кто бы ты ни был,
  5. Где бы ты ни был, русский язык изучай!
  6. Это язык великанов, язык силачей и гигантов.
  7. Язык настоящих мужчин, у которых жаркое сердце и руки сильнее атомной бомбы.
  8. Это язык нерасторжимого братства-
  9. на звуки его слетаются голуби мира.
  10. Это новое Солнце, отогревшее разум;
  11. Мать науки, идущей вперёд по неведомым тропам;
  12. Рука, оторвавшая двери далёких планет;
  13. Река полноводная, вобравшая сотни притоков;
  14. Вулкан, переполненный лавой искренних слов .
  15. Рассыпающихся по Земле!
  16. Русский язык – это Пушкин, и Горький, и Юрий Гагарин, это язык звездных миров.
  17. Так пишет о нашем родном русском языке малайский поэт Гауссу Диавара.

Родной язык в волнах эфиров звучит, рассеивая тьму. Недаром больше полу- мира как к правде тянется к нему.

Учитель:В Европе говорят на 43 языках и используют три письменности: греческую, латинскую и кириллицу. Грамотный человек знает имена этих двух великих мужей. В 862 году началось главное дело Кирилла и Мефодия.

По просьбе моравского князя Ростислава они отправились а Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Тогда и была изобретена ими славянская азбука, а также переведены с греческого на славянский язык как важнейшие богослужебные книги. Евангелие с Апостолом, Псалтирь, Номоканон или Законоправильник.

24 мая ежегодно в нашей стране в день святых Кирилла и Мефодия отмечается день славянской письменности и культуры.

  • Ученик:Родной язык – ничем не заменимый — он дорог всем.
  • всё отразилось в нём: земля и небо, осени и зимы.
  • Понятен вздох на языке родном.

Родной язык! В нём нежность, вечность, сила.

Я с ним росла; и не по букварю сладчайшие слова произносила.

Сначала «мама», а потом – «люблю».

Но русский есть язык. И он навеки мне близок и понятен, как родной. Две речи в моём сердце, будто реки,

  1. Звучат, текут, становятся одной.
  2. Да, заменить родное слово нечем.
  3. Расстанусь с ним – наступит темнота.
  4. Но как представить жизнь без русской речи?

Лишусь её – оглохну навсегда.(Танзила Зумаколова. Перевод с балкарского)

Ученик: «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём» (А.Куприн)

Учитель:«Язык создаёт нацию. Он – сущность и жизнь народа, а без него он мёртв,»- сказал Муллехоф. «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку – дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». (К.Паустовский)

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому- то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (А.Куприн)

«Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено, — тнм оно победоносней». (А.М.Горький)

Русский язык занимает третье место в мире после английского и испанского языков. Русский язык стал одним из самых совершенных, отточенных, гибких и полновесных языков мира.

Говорят, язык не выбирают, как не выбирают мать, отца, Родину. Но именно то, что мы его не выбираем, во многом определяет нашу судьбу. Мы живём в России и говорим на русском языке, который для нас родной с самого рождения. В настоящее время язык изменился, стало не только естественным, но как будто даже и обязательным.

Послушайте выражения современных школьников.

Считаю, что вопрос о сохранении речи должен стоять в российском обществе на первом месте. Сохранять язык придётся вам, школьникам 21 века: ведь именно вы являетесь носителями актуальной языковой информации, именно вы формируете будущий язык нашего общества.

  • Нужно беречь нашу словесность от «засорения», так как при исчезновении русского языка исчезнет наша страна – Россия.
  • Давайте сохраним наше достояние, традиции, и языковую культуру.
  • Сохраним тот язык, которому в дни прошедшей войны приносила клятву верности А.Ахматова: Не страшно под пулями мертвыми лечь,
  1. Не горько остаться без крова, —
  2. И мы сохраним тебя, русская речь,
  3. великое русское слово.
  4. Свободным и чистым тебя пронесём,
  5. И внукам дадим, и от плена спасём навеки.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/317626-hochu-vsjo-znatvelikij-i-moguchij-russkij-ja

Русский язык, взгляд на преподавание в школе

Сама система преподавания и изучения русского языка построена так, чтобы максимально запутать его стройную иерархию и уничтожить его красоту. Множество интереснейших подтверждений этому приводится в этом интервью с автором книги «Правда о русском слове» Светланой Леонидовной Рябцевой.

Учите русский, он прекрасен!

Из рабочих записей семинара С. Л. Рябцевой «Секреты русского языка»:

Почему Временное правительство в 1917 году первым делом постаралось уничтожить русский язык – под видом реформ?

Почему Троцкий и троцкисты до 1930 г., пока И. В. Сталин не положил этому конец, пытались уничтожить кириллицу и перевести всю страну на латиницу?

Почему считают самой первой своей задачей уничтожение русского языка и перевод украинского языка на латиницу?

Почему во все времена наши враги придают первостепенное значение уничтожению русского языка?

И почему мы до сих пор не задавали себе эти вопросы и не искали ответа?!!

А ведь ответ совсем прост:

  1. Эволюционный процесс выдвигает на первый план русский народ, как носителя нового для всего мира уклада – общинного и как носителя русского языка – языка Новой Эпохи – Эпохи чистоты и правды, которая уже наступает. И только русский язык может выразить и объяснить своими средствами (грамматическими и лексическими) новые высшие понятия.
  2. Именно русский народ, согласно Высшему Плану, должен объединить все народы мира и повести их за собой. На эту великую миссию указывает даже само понятие русский (какой? – имя прилагательное) – не национальное, а духовное понятие, крупный эволюционный шаг, – объединение народов на основе не физического, а духовного родства. Русский – это тот, для кого русский язык является родным и близким. Для кого русский путь – путь правды, справедливости, труда, мира, общины, – его путь.
  3. Сами корни слов русского языка дают ответы на сложные мировоззренческие вопросы. Пример. «Кто виноват?» Мы миролюбивы, у нас нет врагов. Но, к сожалению, у врагов есть мы. Но кто же они, эти враги? Нам постоянно подсовывают ложные образы врагов: то это люди другой религии, то другой партии, то другого цвета кожи, другой расы, национальности, то «отсталые» отцы, то «распущенные» дети. Список безконечен. Но кто же так долго действует, прячась за чужими спинами, стравливая всех со всеми? На вопрос ответит русский язык.

Враг. Проанализируем это слово. В нём закономерное чередование оро/ра: враг – ворог. В слове ворог ог – суффикс. А корень – вор.

Вор – тайный хищник, хитрый, лживый, лукавый; мошенник, бездельник. Дай вору златую гору – воровать не перестанет

Из словаря В. И. Даля

Воро (voro – лат.) – пожирать, проглатывать. Воры бывают разной прожорливости, от карманных до государственных и планетарных. Вор может быть снаружи, а может завестись и внутри человека, начинается с порочных мыслей и необузданных желаний. Это и есть главный враг.

Ещё один мировоззренческий вопрос: «Что делать?» Изучать русский язык, чтобы хорошо его знать, понимать смысл слов и предложений. А значит понимать, как устроен мир и что в нём происходит. В русском языке на всех уровнях, начиная с азбучного названия букв, заложено великое знание:

  1. «Аз»– первая буква – Высшее духовное Я. А в конце азбуки «я» – последняя буква – личное я.
  2. А–Б–В (аз буки ведаю)… В–Г–Д (веди глаголь добро – ведаешь, говори добро)… Р–С–Т (рцы слово твердо – изрекай слово твёрдо).
  3. Закономерные чередования г//ж//з: стяг-состязание-стяжать, глобализация–жлобализация–злобализация.
  4. В вечности может быть только одно – общинное устройство. Не диктатура, не демократия, только Община. Прообраз которой – семья. Семья – это порядок, ею руководит самый духовно сильный и мудрый, остальные радостно подчиняются, любят старшего и друг друга.

Община–обещник (церк.-слав – сообщник, товарищ), т//ч//щ: обещ–обет. Но слова обет, обещание – это слова со скрытой буквой в корне, которая открывается в корнесловах: обвещание – совещание, завещание. Т.о.

, скрытый корень вет–веч–вещ-, от которого в слове община является видимой только часть его – щ, и слова община, обетованная, обещанная, вечность – корнесловы, несут общий смысл.

Действительно, о ней вещали пророки как о царстве света, добра, истины, справедливости, вечности;

Напрашивается вопрос: а кто нами будет править, кого выбрать?

Источник: https://www.oum.ru/literature/raznoe/pochemu-v-shkole-ne-lyubyat-russkiy-yazyk/

Ссылка на основную публикацию