В каждой школе появится факультатив по шахматам — студенческий портал

Взгляд шахматного тренера Всеволода Кострова

Шахматы сегодня уже являются составной частью современной культуры. Поэтому я считаю, что в нашей стране просто необходимо иметь в начальных классах обязательный шахматный урок.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Одним из рекомендованных шахматных учебников в школах России является учебник «Шахматы в школе и дома» Всеволода Кострова. Подробнее о проекте «Шахматы в школе» можно узнать по ссылке: chesslikbez.ru

В каждой школе появится факультатив по шахматам - Студенческий портал

Благодаря шахматам, у детей улучшится логическое мышление, появится умение самостоятельно решать трудные задачи, на порядок увеличится работоспособность.

Шахматы помогут интеллектуальному, эстетическому развитию занимающихся. Занятия шахматами дадут возможность более целостно взглянуть на окружающий мир, помогут отвлечь наших детей от телевизора и от всего прочего «плохого», что их окружает. А дальнейшее совершенствование юных спортсменов поможет возвратить России утраченные позиции, и не только в шахматах!

За последние годы я подготовил программы для школьников всех возрастов, от начинающих до шахматистов-разрядников. Но, конечно, прежде всего, моей основной задачей было научить играть в шахматы всех детей и прежде всего самых маленьких, а заодно… и их родителей.

В каждой школе появится факультатив по шахматам - Студенческий портал

Курс шахмат в школе

В каждой школе появится факультатив по шахматам - Студенческий порталПодготовленный курс обучения игре в шахматы предназначен для обучения детей первых классов начальной школы. За это время ребята получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игры. Учащиеся познакомятся с историей возникновения и развития шахмат, узнают о достижениях шахматистов. Программа рассчитана на проведение теоретических занятий по 1-му часу в неделю (годовая программа 34 часа), которые должны совмещаться с дополнительными факультативными игровыми (по 1 часу практики на 1 час теории). Безусловно, эти дополнительные игровые занятия помогают детям лучше освоить материал. Большинство занятий по предложенной программе лучше всего проводить в форме урока. В дополнение предлагается шахматный учебник «Шахматы для детей, родителей и учителей». Это ничто иное, как конспект занятий на весь год.

Реализованные примеры

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Открывается новое направление -финансовые технологии и анализ данных - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Занятия по данной шахматной программе проводились в ряде школ Санкт-Петербурга в течение 25 последних лет. Например, в Невском районе города Санкт-Петербурга это школы 344, 20, 23, 333, 513, 639, 344, 667.

Многие мои коллеги-тренеры ведут свои занятиях по моему шахматному учебнику и шахматным книгам не только в Санкт-Петербурге, но и в большинстве городов России, а также в странах ближнего (Белоруссия, Украина, Эстония, Латвия, Литва, Казахстан) и даже дальнего зарубежья (США, Германия, Израиль, Польша, Чехия, Австрия).

Учебник для начинающих предназначен для занятий шахматами в начальной школе (тренеры называет его «шахматным ликбезом»). Мой курс «ШАХМАТЫ» принципиально отличается от предлагаемого для изучения в детских шахматных клубах и секциях. В нём не ставится задача подготовки спортсменов высочайшего класса.

Прежде всего, программа направлена на всестороннее развитие личности, развивает волевые качества, воспитывает организованность и дисциплину, чувство коллективизма, товарищества, самокритичность.

В каждой школе появится факультатив по шахматам - Студенческий портал

Шахматные школы

Дальнейшее развитие в шахматах

В каждой школе появится факультатив по шахматам - Студенческий порталМною предусмотрен отбор лучших шахматистов и их дальнейший рост, но уже в группах совершенствования (в нашем лицее это вечерние занятия во второй половине дня). Среди детей, прошедших этот курс и продолживших свои занятия, шахматисты первого и второго разрядов, чемпионы и призеры городских соревнований, победители различных международных турниров, участники юношеских чемпионатов мира.

Если дети и их родители согласны заниматься шахматами 2-й, 3-й, 4-й годы, то я стараюсь разнообразить наши занятия. Я предлагаю, чтобы занимающиеся устраивали своеобразные «политинформации» по разным конкретным темам. Это и выступления ребят по истории шахмат в России, и рассказ о жизни выдающихся чемпионов с демонстрацией их лучших партий.

Ребята следят за сегодняшними событиями в мире и регулярно делают сообщения о матчах в борьбе за мировую шахматную корону, о событиях на шахматных олимпиадах и крупнейших турнирах.

Часто я приглашаю ребят из старших групп для проведения тематических занятий и сеансов одновременной игры.

Лучшие шахматисты из старших групп приглашаются на занятия и делают творческие отчёты о своих достижениях.

Я стараюсь, чтобы дети научились говорить и объяснять свои действия. Мало просто решить предложенную задачу. Юный шахматист должен научиться выражать свои мысли. Понять и объяснить тему с помощью, которой удалось найти решение шахматной задачи. Шахматы обязаны найти свое место в школе!

В каждой школе появится факультатив по шахматам - Студенческий портал

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

  • Автор вконтакте http://vk.com/id9110870

Источник: http://ChessKnigi.ru/shahmaty-obuchenie/shahmaty-v-shkole.html

Шахматы — в каждую школу?

В каждой школе появится факультатив по шахматам - Студенческий портал
Шахматы — в каждую школу?

Уже в этом учебном году бесплатные шахматные кружки планируют открыть в каждой российской школе. Затем шахматы и вовсе предполагается сделать обязательным предметом.

Внедрением шахматного образования озаботились на государственном уровне. Вначале о необходимости преподавания в школах шахмат заговорили московские чиновники. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о том, что шахматы — один из самых популярных среди московских детей видов спорта, всего в столице насчитывается 60 тысяч юных шахматистов.

Теперь популяризацией шахмат озаботились в Минобрнауки и Общественной палате РФ. Так, министр образования Ольга Васильева пообещала открыть в каждой школе по пять бесплатных кружков, один из которых будет шахматным. Уже разработаны методические пособия, по которым школьников начнут учить шахматному мастерству.

Директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Игорь Михеев пообещал, что шахматный кружок появится в каждой российской школе уже в этом году.

«В текущем году мы сделаем все, чтобы в каждой школе были такие кружки. Ну а следующий этап — это внедрение шахматных уроков», — сказал Михеев.

Помимо этого планируется ввести олимпиаду по шахматам во Всероссийскую олимпиаду школьников.

«Шахматные кружки — дело хорошее, но за несколько месяцев открыть такие кружки в каждой школе вряд ли получится, скорее, все будет сделано просто для галочки», — считает шахматист Юрий Сергеев. Дело в том, что преподаватель средней школы должен иметь педагогическое образование, которого у большинства шахматистов попросту нет.

В каждой школе появится факультатив по шахматам - Студенческий портал

«И сейчас такая форма взаимоотношений между шахматистами и владельцами досуговых центров весьма востребована — тебя не оформляют по трудовой, ты просто приходишь и проводишь занятие, забирая себе 50%.

Никто не спрашивает у тебя ни диплом, ни санитарную книжку.

Хорошо, если где-то еще смотрят на твое спортивное звание и место в рейтинге ФИДЕ, а где-то преподаванием шахмат и вовсе занимаются современные Остапы Бендеры», — продолжает Юрий Сергеев.

Один шахматный урок в группе стоит в Москве в среднем 1 тыс. — 1,5 тыс. руб., по России — 500 — 1 тыс. руб. Позаниматься по скайпу с шахматистом уровня КМС стоит 1 тыс. — 2 тыс. рублей.

«В некоторых московских школах в прошлом учебном году уже пытались открывать бесплатные шахматные кружки, — продолжает шахматист. — Однако получался в основном форменный бардак — на одно занятие нагоняли по 20-30 учеников абсолютно разных возрастов и разной подготовки. По-хорошему их надо было разделить как минимум на пять групп, но школьное начальство не хочет понимать таких тонкостей».

Не понимает Минобрнауки и то, что шахматы — это спорт. «Учить школьника просто передвигать фигуры и не возить его на соревнования — бессмысленно.

У нас же в средних школах шахматы сегодня преподносятся скорее как «зарядка для ума» — никакого финансирования выездов на соревнования практически нигде не предусмотрено.

Читайте также:  Подарок для ума: образовательные идеи для 8 марта - студенческий портал

Более того, регламентом школьных шахматных кружков преподавателю и самому запрещено выезжать на соревнования, прерывая таким образом учебный процесс, для этого надо запрашивать отпуск за свой счет», — комментирует Юрий Сергеев.

Это одна из причин, почему действующих спортсменов-шахматистов в школы сегодня и калачом не заманишь.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова заявила о необходимости «внедрять большую программу повышения квалификации и переподготовки кадров»: «На сегодняшний день учителей шахмат у нас не готовят, это означает, что у нас нет возможности обеспечить доступность преподавания этого предмета в школах».

При Общественной палате РФ решено даже создать рабочую группу по развитию шахматного образования под руководством известного шахматиста Сергея Карякина. Удастся ли ему воплотить в жизнь наполеоновские планы Минобрнауки — неизвестно.

Тем временем чиновники уже заявили о том, что шахматы должны стать для школьников «новой национальной идеей». Что ж, поживем — увидим.

Анна Александрова.

REX/FOTODOM.RU

Источник: https://MirNov.ru/obshchestvo/obrazovanie/shahmaty-v-kazhduyu-shkolu.html

Факультативы по шахматам появятся в каждой российской школе | Департамент общего образования Томской области

27 июля, 09:32

В каждой школе появится факультатив по шахматам - Студенческий портал

В  Минобрнауки России состоялась встреча Министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой с президентом Международной Шахматной Федерации (ФИДЕ) К.Н. Илюмжиновым. Во встрече также принял участие директор представительства ФИДЕ в России Б.Т. Балгабаев. Главной темой обсуждения стало изучение шахмат в российских школах.

Открывая встречу, Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева сообщила о том, что изучение шахмат в школе должно стать обязательным – в рамках внеурочной деятельности, на факультативах — с необходимой методической поддержкой для педагогов.

— Я думаю, что вместе с ФИДЕ и со всеми заинтересованными структурами, депутатами, экспертами нам удастся реализовать идею, о которой я уже говорила, — введение шахмат в школу именно как курса. Мое глубочайшее убеждение, что шахматы должны быть в каждой школе уже с 1-го класса.

Это доступно, не требует больших затрат и дает основу для интеллектуального развития ребенка. Родители эту идею поддерживают. Там, где дети играют в шахматы, абсолютно другие результаты обучения.

Понятно, что перегружать образовательную линейку мы не можем, но в рамках внеурочной деятельности, факультативов это должно быть в каждой школе, — сказала Ольга Юрьевна.

К.Н. Илюмжинов рассказал об опыте внедрения шахмат в образовательные программы в школах в разных странах мира и о результатах обучения игре в шахматы.

— Программы изучения шахмат в школах активно осуществляются в 180 странах мира. В Армении шахматы введены как обязательный предмет, который изучается 2 раза в неделю.

Во Вьетнаме 9 лет назад начинали с факультативов по шахматам, сейчас во вьетнамских школах шахматы – обязательный предмет, и на мировых чемпионатах представители Вьетнама показывают прекрасные результаты. В Латвии освоение шахмат включено в программу по математике.

Среди стран, где уделяют особое внимание изучению шахмат в школах, — Китай и страны СНГ, — рассказал К.Н. Илюмжинов.

Кирсан Николаевич также информировал о работе, которую проводит ФИДЕ по подготовке учебников и методических пособий, проведению семинаров по освоению и преподаванию шахмат.

— Мы специально подготовили методические рекомендации для педагогов — для первого и второго года обучения. Активно подключаются к сотрудничеству не только школы в российских регионах, но и вузы, среди них — Российский социальный государственный университет, Московский машиностроительный университет.

В рамках встречи К.Н. Илюмжинов предложил закрепить право на получение дополнительных баллов при поступлении в вузы абитуриентам, которые являются победителями шахматных чемпионатов всероссийского и международного уровней. Он также предложил ввести в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России» специальную номинацию для педагогов, которые занимаются обучением игре в шахматы в школе.

— Такой опыт уже был реализован в Калмыкии – лучшим учителям, всем победителям финала конкурса «Учитель года» мы оплачивали поездку на мировые состязания по шахматам. Хочу предложить такую номинацию от ФИДЕ и на Всероссийском конкурсе «Учитель года», — сказал К.Н. Илюмжинов.

В завершение встречи Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева сообщила, что все высказанные предложения будут проработаны на федеральном и региональном уровнях.

миобрнауки.рф

Источник: https://edu.tomsk.gov.ru/news/front/view/id/20345

Шахматы в школе: факультативно или обязательно?

В каждой школе появится факультатив по шахматам - Студенческий портал

С этого учебного года в каждой школе должно быть не менее пяти бесплатных кружков, предлагает Минобрнауки. Один из факультативов — шахматы — может стать обязательным уроком. Согласны ли с этим в курских школах?

В школе №35 работают более 10 бесплатных кружков. Группы — как обычный класс — до 25 человек.

Татьяна Уварова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе: «Спорт, экология. Художественное направление. Это, например, «Волшебная палитра», где дети учатся представлять свои работы не только на школьном уровне, но и на уровне области».

Из 1000 учеников школы около 95% постоянно посещают факультативные занятия во второй половине дня, так как учебное заведение работает в первую смену.

Татьяна Дородных, ученица 6-го «А» класса: «Я в данный момент хожу на вокал. А в школе, раньше, я ходила на рисование, я ходила на танцы».

Тимофей Шаталов, ученик 4-го «А» класса: «Сейчас я посещаю футбол, рисование, спортивно-бальные танцы».

Руслан Агаев, ученик 6-го «А»: «Шахматы — это очень интеллектуальная игра. Развивает интеллект. Сам мозг развивается».

Возможно, шахматы помогут Руслану Агаеву поступить в будущем в высшее учебное заведение. Минобразования предлагает по этой интеллектуальной игре проводить Всероссийскую олимпиаду школьников.

Успешные выступления пополнят портфолио будущих абитуриентов и прибавят 5 баллов к итоговой оценке ЕГЭ. Кроме того, в одной из столичных школ уроки шахмат сделали обязательными с 1-го по 4-й класс.

Сами шахматисты уверены: идея, скорее всего, останется на уровне эксперимента.

Олег Куликов, директор Курского шахматного клуба: «Это очень специфический вид деятельности, который нельзя навязывать. Мне так кажется.

Наверное я как руководитель шахматного движения города и области не должен так говорить. Но это действительно не для каждого и не нужно каждому. Познакомиться в факультативном порядке — да.

Но заставлять учить и ставить за это оценки… Это уже явный перебор».

  • Кроме того, поиск преподавателя по шахматам для каждой школы, а их в России более 40 тысяч, может стать серьезной проблемой, если инициатива Министерства превратится в законопроект.
  • Дмитрий Новиков, Вести-Курск
  • 13:25 | 28-09-2017

Источник: http://gtrkkursk.ru/lenta-novostei/28092017131756_l.html

Рабочая программа факультатива «шахматы»

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА №3 г.БЕЛОЯРСКИЙ»
  • ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
  • «ШАХМАТЫ»
  • Программа рассчитана на детей 11-13 лет
  • Срок реализации – 1год
  • учитель:

Г.Н. Трапезникова

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как известно, проблема развития школьников интересовала педагогов и психологов не одно десятилетие. Об использовании шахмат в качестве средства развития мышления ребенка известно еще со времен В.А.Сухомлинского, который считал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления…

Особенность программы заключается в предоставлении учащимся возможности овладения достаточно большим объемом реально значимых теоретических и практических знаний и умений.

Введение факультатива «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — поддерживать устойчивый интерес к занятиям. Занятия шахматами разносторонне развивают человека, его умственные способности, фантазию, укрепляют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, вырабатывают усидчивость, учат упорству, терпению.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование учащихся многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

  1. Цель программы:
  2. — вооружить учащихся знаниями игре в шахматы, сформировать навыки игры;
  3. — воспитать уважение к собственности, ответственность, внимание, формировать логическое мышление, культуру поведение.
  4. Задачи:
  5. Образовательные:
  6. — научить ориентироваться на шахматной доске;
  7. — играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  8. -правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  9. -правильно расставлять фигуры перед игрой;
  10. -различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  11. -рокировать, объявлять шах, ставить мат;
  12. -решать элементарные задачи;
  13. -записывать шахматную партию;
  14. -находить несложные тактические удары и проводить элементарные комбинации;
  15. -грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  16. -точно разыгрывать простейшие окончания.
  17. Развивающие:
  18. -Формировать у учащихся навыки самообразования, самоорганизации, развития потребностей в непрерывном обновлении и обогащении знаний;
  19. — Развивать логическое мышление.
  20. Воспитательные:
  21. — Воспитывать интерес к наукам, знаниям;
  22. — Воспитывать нравственные качества.
  23. Структура программы предполагает:
  24. -постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения материала от простого к сложному.
  25. -максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и умений;
  26. -преподавание шахмат для большей доступности, должно быть основано на игровых моментах, с использованием чтение сказок, дидактических игр и задании.
  27. Форма занятий – групповая, индивидуальная.

Атмосфера взаимоотношений между детьми в группе доброжелательная, в трудную минуту всегда приходят на помощь друг другу. Немаловажную роль в жизни кружка будут играть соревнования – это один из главных стимулов для занятий кружковцев.

  • ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
  • Образованная личность, обладающая широким спектром знаний и желанием их пополнить.
  • УСЛОВУИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  • Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:
  • — Необходимое количество часов;
  • -Светлое помещение;
  • — Оборудование:
  • — Стол, стул, шахматная доска, шахматные фигуры.
  • — Компьютерный класс.
  • Требования, к уровню образованности учащихся на конец обучения по разработанной программе:
  • иметь представление: о шахматной игре.
  • Знать:
  • -шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • — название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры;
  • -обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • — ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
  • — принципы игры в дебюте;
  • -основные тактические приемы;
  • — что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
  • Уметь:
  • — ориентироваться на шахматной доске;
  • — играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • -правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • -правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • -различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • -рокировать, объявлять шах, ставить мат;
  • -решать элементарные задачи;
  • -записывать шахматную партию;
  • -находить несложные тактические удары и проводить элементарные комбинации;
  • -грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • -точно разыгрывать простейшие окончания.

Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, дидактических игр и задания, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание следует уделить ЭВМ при решении диаграмм.

  1. Межкурсовые связи: математика, история.
  2. Учебно-тематический план
  3. Разделы и темы
  4. Коли-чество
  5. часов
  6. Дата
  7. Прове-дения
  8. Формы занятий
  9. Формы проведения итогов

1.Краткая история шахмат.

Шахматная доска.

2.Шахматныефигуры.

Начальная расстановка фигур.

3. Ходы и взятие фигур.

Цель шахматной партии.

4.Игра всеми фигурами из начального положения.

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • Занятие
  • Занятие
  • Занятие
  • Занятие
  • Игра — соревнование

5.Конь — попрыгун и пешка, которая никогда не отступает.

6.Король — самая главная фигура.

7. Шах, от которого нет защиты.

8. Когда королю неуютно.

9. Что такое ничья?

10.Пат – это тоже ничья.

11. Рокировка.

12. Взятие на проходе.

  1. 1
  2. 1
  3. 1
  4. 1
  5. 1
  6. 1
  7. 1
  8. 1
  9. Занятие
  10. Занятие
  11. Занятие
  12. Занятие
  13. Занятие
  14. Занятие
  15. Занятие
  16. Занятие
  17. Игра – соревнование
  18. Игра — соревнование

13. Кто сильнее, тот и ценнее.

14. Тайны шахматного языка.

15. Еще о шахматной нотации.

16.Правила хорошего тона.

17.Поучительные партии.

18. Как заматовать одинокого короля.

19.Техника матования одинокого короля.

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • Занятие
  • Занятие
  • Занятие
  • Занятие
  • Занятие
  • Занятие
  • Занятие
  • Игра – соревнование
  • Игра — соревнование

20. Как поставить мат ладьей.

21. Как поставить мат ферзем.

22. Мат двумя слонами.

23. Коневая и пешечная вилки.

24. Шахматная комбинация.

  1. 1
  2. 1
  3. 1
  4. 1
  5. 11
  6. Занятие
  7. Занятие
  8. Занятие
  9. Занятие
  10. Занятие
  11. Игра – соревнование
  12. Игра — соревнование
  13. Итого:
  14. 34
  15. ШАХМАТЫ
  16. Программа факультатива

Программой предусматривается 34 шахматных занятия (1 часа в неделю). На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.

Содержание программы кружка

Занятие 1. .Краткая история шахмат.

Шахматная доска.

Рождение шахмат. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Понятия: Мастер, гроссмейстер, белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Занятие 2. .Шахматные фигуры.

Читайте также:  Открыт набор в -школу программистов online - студенческий портал

Начальная расстановка фигур.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Понятия: начальная позиция, «ферзь любит свой цвет».

Практическая работа. Расстановка фигур.

Занятие 3. . Ходы и взятие фигур.

Цель шахматной партии.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, легкие и тяжелые фигуры, лайденые, коневые, слоневые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и коротка рокировка и ее правила.

Понятия: «игра на уничтожение», превращение пешки.

Практическая работа. Ходы и взятие фигур.

Занятие 4. Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Понятия: взятие на проходе.

Практическая работа. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие: 5. .Конь — попрыгун и пешка, которая никогда не отступает.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура,

Понятия: « вилка».

Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.

Занятие: 6. Король — самая главная фигура.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Король не бьет, но и под бой его ставить нельзя.

Понятия: длинная и коротка рокировка.

Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.

Занятие: 7. Шах, от которого нет защиты.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах, Двойной шах.

Понятия: шах.

Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.

Занятие: 8. Когда королю неуютно.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Понятия: шах, мат.

Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.

Занятие 9. Что такое ничья?

Отличие пата от мата. Варианты ничьей.

Понятия: ничья, пат.

Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.

Занятие 10. Пат – это тоже ничья.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей.

Понятия: ничья, пат.

Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.

Занятия:11 Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Понятия: рокировка.

Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.

Занятие:12. . Взятие на проходе.

Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.

Понятия: взятие на проходе.

Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.

Занятие: 13. Кто сильнее, тот и ценнее.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Понятия: Ценность фигур.

Практическая работа.Выполнение задания по диаграмме.

Занятие: 14. Тайны шахматного языка.

Сравнительная сила фигур. Игровая практика.

Практическая работа.Выполнение задания по диаграмме.

Занятие: 15. Еще о шахматной нотации.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

Понятия: Шахматная нотация.

Практическая работа.Выполнение задания по диаграмме.

Занятие: 16.Правила хорошего тона.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

Понятия: Шахматная нотация.

Практическая работа.Выполнение задания по диаграмме.

Занятие: 17.Поучительные партии.

Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Практическая работа.Выполнение задания по диаграмме.

Занятие:18. Как заматовать одинокого короля.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Практическая работа.Выполнение задания по диаграмме.

Занятие: 19.Техника матования одинокого короля.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Практическая работа.Выполнение задания по диаграмме.

Занятие:20. Как поставить мат ладьей.

Две ладьи против короля. «Мат в один ход», « На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Практическая работа.Выполнение задания по диаграмме.

Занятие 21. Как поставить мат ферзем.

Ферзь и король против короля. «Мат в один ход», « На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Практическая работа.Выполнение задания по диаграмме.

Занятие 22. Мат двумя слонами.

Два слона против короля. «Мат в один ход», « На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Практическая работа.Выполнение задания по диаграмме.

Занятие 23. Коневая и пешечная вилки.

Комбинация коневой и пешечной вилки. Сочетание тактических приемов.

Практическая работа.Выполнение задания по диаграмме.

Занятие 24. Шахматная комбинация.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала ( матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и другое. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и другое).

Практическая работа.Выполнение задания по диаграмме.

  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • — Обучающие игры;
  • — Мини – соревнования.
  • 2.Репродуктивный:
  • — Выработка знаний и умений;
  • — Закрепление знаний.
  • Обучение в коллективе опирается на основные педагогические принципы:
  • — постепенность в развитии кругозора учащихся;
  • — Строгая последовательность
  • — Целенаправленность учебного процесса;
  • — Индивидуальный подход.
  • В образовательной программе используются следующие формы работы:
  • — Игры;
  • -Тесты;
  • — Мини – соревнования.
  • Формой подготовки итогов реализации программы являются мини – соревнования, школьные, городские соревнования как результат работы всего коллектива за год.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Авербах Ю.Л. и Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Физкультура и спорт», 1976,288с. с ил.

2.Зак В.Г. и Длуголенский Я.Н. Я играю в шахматы. Издательство « Детская литература» 1980.

3.Журавлев Н.И. В стране шахматных чудес. Издательство «Международная книга»1991.

4.Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Издательство «Просвещение» 2000.

Источник: https://infourok.ru/rabochaya-programma-fakultativa-shahmati-469956.html

Шах и мат школьной программе: Минобрнауки вводит новый предмет

Новые обязательные предметы в школах — игры и не только. По распоряжению министра Ольги Васильевой, шахматы должны стать обязательными к обучению. Какие еще предметы нужно ввести в школьную программу?

Шахматы войдут в школьную программу. Об этом глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила на пленарном заседании Совета Федерации.

Уже сейчас в 40 регионах страны дети играют в шахматы в рамках факультатива, и все они, по словам Васильевой, показывают более высокие учебные результаты, чем другие их сверстники.

Новый обязательный предмет появится в начальных школах в ближайшие два года. «Это будет очень простая программа, один час в неделю.

Там не требуется дополнительных компетенций для учителя», — заявила руководитель ведомства.

Ранее президент Международной шахматной ассоциации (ФИДЭ) Кирсан Илюмжинов встречался с Ольгой Васильевой. Возможно, эта встреча повлияла на решение Министерства ввести шахматы в школьную программу, рассказывает глава фонда «Шахматы в школе» Никита Ким^

«Задачей это программы не является подготовка профессиональных шахматистов и гроссмейстеров. Главная задача — это привить детям навыки и качества, которые дают шахматы. Первый базовый навык шахматиста — сначала подумай, потом сделай. Мы начали реализовывать программу в Москве два года назад.

На сегодняшний день в 250 школах из 750 преподаются шахматы, представьте себе, через десять лет дети вырастут, мы получим поколение, треть которого будет сначала думать, а потом делать, а это, наверно, может быть, иной качественный уровень жизни, иные решения, которые принимаются. Это, наверно, здорово.

Второй очень важный вопрос — это методические пособия. Мы выпустили методический комплект, который включает в себя учебники, рабочие тетради и пособия для учителей.

И третий вопрос — кто преподает? У нас был выбор, будут ли это шахматисты или учителя, и мы поняли, что детьми должны заниматься те, кто понимает в детях, то есть именно преподаватели начальных классов, учителя физкультуры, математики, те, кому абстрактно интересны шахматы.

И мы переподготавливаем учителей, и за 32 часа они получают навыки преподавания шахмат и приходят в школу, уже готовые для того, чтобы осуществлять педагогическую деятельность.

Мы сейчас готовим такую электронную площадку, которая объединит всех детей России и всех детей, может быть, даже мира на каком-то этапе примкнут, чтобы мальчик из Калининграда мог играть онлайн с мальчиком из Москвы, а мальчик из Перу мог сражаться с мальчиком из Армении. Будет создан единый базовый сервис, который будет позволять осуществлять педагогическую деятельность в полном объеме».

Какие еще предметы можно было бы добавить в школьную программу?

Вадим Дымов, основатель компании «Дымов»:

«Интересное предложение завести шахматы, конечно. Но почему не шашки? Не судоку? Или почему не домино ввести в образование, тоже неплохая игра. Но там можно какие-нибудь городки, крестики-нолики. В целом интересное предложение. Конечно, шахматы стоят на первом месте из всех игр.

Я считаю, что игры в программе — это не плохо. Я вспоминаю свою школу, если бы давали поиграться больше, думаю, я поумнее вырос точно. Больше проблема в том, что должен подход немножко измениться к детям.

Я не думаю, что шахматы — решение этой проблемы, но с детьми надо просто больше играть».

Глава инвест-компании Legacy Square Capital, а также президент шахматной федерации Москвы Владимир Палихата считает, что, помимо основных предметов, ученикам в школе должны преподавать финансовую грамотность.

Владимир Палихата:

«Люди могут закончить с красным дипломом школу, а элементарных вещей, каким образом вести собственные финансы, они не понимают. На Западе дети проходят это как обязательный предмет.

Это необязательно должен быть отдельный предмет, это может быть какое-то дополнение.

Из своего опыта скажу, я закончил школу, институт, но, в любом случае, мне пришлось по новой все изучать, потому что нас в школе этому не учили».

А один из основателей компании «Вимм Билль Данн», вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Давид Якобашвили переживает, что общий уровень образования современных детей неуклонно падает.

Давид Якобашвили:

«Не хватает общего образования детям. Задают детям вопрос, где такая столица, где такой город, что было в 1945 году, что случилось? Дети даже не знают этого. Вообще, ноль. Мы были намного образованнее в их возрасте. Конечно, надо включать определенные предметы по общему образованию. Нужен один предмет точных наук и один предмет касательно гуманитарных наук. И еще языки».

Ранее министр образования Ольга Васильева называла пять направлений дополнительного образования, которые, по ее мнению, должны быть в каждой школе и проводиться бесплатно: это театральный, музыкальный, технический, спортивный кружки и шахматы. Также Васильева уже вернула в школы астрономию. С этого года старшеклассники изучают ее в рамках курса физики.

Источник: https://news.rambler.ru/articles/38109372-shah-i-mat-shkolnoy-programme-minobr-vvodit-novyy-predmet/

Факультативы по шахматам появятся в каждой российской школе

В Минобрнауки России состоялась встреча Министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой с президентом Международной Шахматной Федерации (ФИДЕ) К.Н. Илюмжиновым. Во встрече также принял участие директор представительства ФИДЕ в России Б.Т. Балгабаев. Главной темой обсуждения стало изучение шахмат в российских школах.

Открывая встречу, Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева сообщила о том, что изучение шахмат в школе должно стать обязательным – в рамках внеурочной деятельности, на факультативах — с необходимой методической поддержкой для педагогов.

— Я думаю, что вместе с ФИДЕ и со всеми заинтересованными структурами, депутатами, экспертами нам удастся реализовать идею, о которой я уже говорила, — введение шахмат в школу именно как курса. Мое глубочайшее убеждение, что шахматы должны быть в каждой школе уже с 1-го класса.

Это доступно, не требует больших затрат и дает основу для интеллектуального развития ребенка. Родители эту идею поддерживают. Там, где дети играют в шахматы, абсолютно другие результаты обучения.

Понятно, что перегружать образовательную линейку мы не можем, но в рамках внеурочной деятельности, факультативов это должно быть в каждой школе, — сказала Ольга Юрьевна. К.Н. Илюмжинов рассказал об опыте внедрения шахмат в образовательные программы в школах в разных странах мира и о результатах обучения игре в шахматы.

— Программы изучения шахмат в школах активно осуществляются в 180 странах мира. В Армении шахматы введены как обязательный предмет, который изучается 2 раза в неделю.

Во Вьетнаме 9 лет назад начинали с факультативов по шахматам, сейчас во вьетнамских школах шахматы – обязательный предмет, и на мировых чемпионатах представители Вьетнама показывают прекрасные результаты. В Латвии освоение шахмат включено в программу по математике.

Среди стран, где уделяют особое внимание изучению шахмат в школах, — Китай и страны СНГ, — рассказал К.Н. Илюмжинов.

Кирсан Николаевич также информировал о работе, которую проводит ФИДЕ по подготовке учебников и методических пособий, проведению семинаров по освоению и преподаванию шахмат. — Мы специально подготовили методические рекомендации для педагогов — для первого и второго года обучения. Активно подключаются к сотрудничеству не только школы в российских регионах, но и вузы, среди них — Российский социальный государственный университет, Московский машиностроительный университет.

В рамках встречи К.Н. Илюмжинов предложил закрепить право на получение дополнительных баллов при поступлении в вузы абитуриентам, которые являются победителями шахматных чемпионатов всероссийского и международного уровней. Он также предложил ввести в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России» специальную номинацию для педагогов, которые занимаются обучением игре в шахматы в школе.

— Такой опыт уже был реализован в Калмыкии – лучшим учителям, всем победителям финала конкурса «Учитель года» мы оплачивали поездку на мировые состязания по шахматам. Хочу предложить такую номинацию от ФИДЕ и на Всероссийском конкурсе «Учитель года», — сказал К.Н. Илюмжинов. В завершение встречи Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева сообщила, что все высказанные предложения будут проработаны на федеральном и региональном уровнях.

Источник — http://минобрнауки.рф/

Источник: https://Elista.BezFormata.com/listnews/shahmatam-poyavyatsya-v-kazhdoj-rossijskoj/59470506/

Ссылка на основную публикацию