Преподаватели юриспруденции знают свой предмет лучше экономистов — студенческий портал

Редкий студент не размышляет над тем, как и когда вступить на карьерную лестницу, в какую сферу его приведёт тернистый путь высшего образования, как проявить свои знания в деле. Студент-юрист полон больших надежд и сомнений.

Пресс-центр поговорил со студентами факультета права о том, чего они ждут от первого места работы. О первом профессиональном опыте также рассказали студенты, совмещающие учебу с работой, выпускники, преподаватели, известные практики.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

«Ожидания»

Анастасия Мырсина, 1 курс бакалавриата

  • Преподаватели юриспруденции знают свой предмет лучше экономистов - Студенческий портал
  • В какой сфере права ты бы хотела работать?

Мне бы хотелось попробовать себя в сфере цивилистики. Есть мысли о дальнейшем развитии в договорном, корпоративном, финансовом или налоговом праве.

На какую позицию ты рассчитываешь?

В самом начале, думаю, это будет позиция стажера/помощника юриста. Когда примерно планируешь получить первый опыт?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  О чем волнуются студенты отраслевых вузов - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Собеседования можно начинать проходить по окончании 1-2 курса, чтобы приобрести опыт общения с потенциальными работодателями.

Когда можно рассчитывать на оплачиваемую работу?

Всё зависит от того, насколько усердно начинающий юрист трудился на стажировке. Но, если честно, думаю, что год придётся работать без заработной платы, так как навыки еще не развиты.

  1. Как считаешь, какое вознаграждение ожидает тебя в самом начале карьерного пути?
  2. Около 7-10 тысяч рублей.
  3. Какие качества и умения, на твой взгляд, будут наиболее важны в твоей работе?

Прежде всего, нужна основательная теоретическая база. Только обладая ею, можно переходить к практике. На работе ценится

способность находить нужные решения в короткие сроки и умение анализировать большие объёмы информации. Знание иностранных языков, готовность нестиответственность, навык работы в команде – всё это, я считаю, будет также необходимо в работе юриста.

Андрей Ишин, 2 курс бакалавриата

  •  Преподаватели юриспруденции знают свой предмет лучше экономистов - Студенческий портал
  • В какой сфере права тебе хотелось бы себя попробовать и почему?

Мне нравится сфера гражданского права, а именно правоотношения, связанные с недвижимостью. У меня вызывает живой интерес эта сфера права ещё с середины первого курса, поэтому мне и хотелось бы работать по специальности близкой к данным правоотношениям.

На какую позицию ты рассчитываешь и когда примерно планируешь начать работать?

Изначально нужно претендовать на стартовые позиции стажера или рядового юриста фирмы, а уже по мере приобретения опыта думать о более высоких должностях. По рекомендациям старших ребят и работодателей, планирую начать работать с 4 курса. Не раньше, не позже.

Какой будет твоя стартовая заработная плата?

Начальный доход зависит от фирмы. Чем «топовее» она, тем на большую сумму можно и нужно рассчитывать. Конечно, в реальности в такую фирму сразу после университета вряд ли устроишься, поэтому нужно брать компании пониже статусом, где заработок будет равен 50-60 тысячам рублей.

С каким опытом ты рассчитываешь на оплачиваемую работу и почему?

Тут всё относительно. Кто-то берёт сразу на стажировку с оплатой, кто-то –  без неё. Естественно, чем больше пройденных стажировок и разнообразного опыта, тем выше шанс начать получать деньги. Думаю, после нескольких бесплатных стажировок можно претендовать на хорошую оплату труда.

Что, на твой взгляд, наиболее важно в работе юриста?

Самое главное – уметь решать задачи и организационные вопросы.  Тут задействуются все ресурсы юриста: знания, связи, находчивость, красноречие, умение распределить время и коммуникативные навыки.

Юлия Карасева, 2 курс бакалавриата

  1.  Преподаватели юриспруденции знают свой предмет лучше экономистов - Студенческий портал
  2. Какая сфера права тебе особенно интересна для работы в будущем?

Меня привлекает частное право, а именно гражданско-правовые споры, корпоративное право. Считаю, что такие отношения – основа экономики в частности, и правовой среды общества в целом. Более того, это сейчас востребовано на рынке труда.

На какую позицию ты рассчитываешь и когда примерно планируешь начать работать?

Помощник юриста, ассистент/стажёр. Конец 2 курса – начало 3 курса.

С каким опытом, по твоему мнению, ты можешь рассчитывать на оплачиваемую работу и почему?

Думаю, что заработную плату буду получать после прохождения неоплачиваемой стажировки, которая будет длиться скорее всего полгода-год, потому что за это время можно понять сущность практики, разобраться в вопросах, которые не объясняют в университете. С какой суммы, как ты думаешь, будет твой старт?

Около 20-40 тысяч рублей.

Какие качества и умения будут наиболее важны в твоей работе?

На мой взгляд, самые важные качества – стрессоустойчивость, лояльность, компетентность и вежливость. Очевидно, что из навыков – это, прежде всего, умение пользоваться справочно-правовыми системами, применять знания принципов действия права и судебной практики, логическое мышление.

«Реальность»

Кирилл Сахин, 2 курс бакалавриата

  •  Преподаватели юриспруденции знают свой предмет лучше экономистов - Студенческий портал
  • Как и на какую должность ты впервые устроился работать по юридической специальности?

Первый раз по своему профилю я работал перед 1 курсом бакалавриата помощником адвоката, занимающимся практикой по гражданским делам. Знакомые предоставили мне контакты этого адвоката, мы с ним встретились, поговорили, и он меня взял.

Что входило в твои обязанности?

Мы занимались в основном litigation, т.е. разрешением споров в судах, но попадалась и другая работа, вроде общедоговорной. Мой круг обязанностей был довольно широким: от составления исковых заявлений, апелляционных жалоб до обобщения судебной практики по отдельным вопросам и формирования правовой позиции в деле. 

  1. Оплачивался ли твой труд на должности помощника адвоката? 
  2. Да, хотя я и не был формально трудоустроен, тем не менее, получал зарплату в 20 тысяч рублей, не будучи еще даже студентом и фактически не имея опыта работы.
  3. Какие у тебя сложились общие впечатления от первого опыта работы?

Я считаю, что это был очень важный опыт для успешного старта в юридической карьере.

Мне было интересно работать: я участвовал слушателем в судебных процессах, набирался опыта в плане общения как с судами, так и с иными государственными органами, вроде службы приставов, налоговой службы. Из практических навыков я научился грамотно составлять исковые заявления, использовать систему kad.arbitr.ru

, работать с большими объемами информации. Мне кажется, любой начинающий юрист обязан пройти подобную практику. Это удивительный опыт, который по-настоящему показал мне, что значит быть юристом. Именно этот опыт вдохновил меня на дальнейшее развитие.

Дарья Шведчикова, 3 курс бакалавриата

  •  Преподаватели юриспруденции знают свой предмет лучше экономистов - Студенческий портал
  • Где ты впервые получила свой профессиональный опыт?
  • Моим первым местом работы стала крупная американская отраслевая корпорации General Electric (GE) , где я и продолжаю работать в настоящий момент.
  • Когда и как ты туда устроилась на работу?

На поиск работы у меня ушло четыре месяца. Как-то раз я помогала организовывать Ярмарку вакансий Вышки. Среди компаний, представленных на ней, был и GE. Я подала резюме, даже не рассчитывая, что его посмотрят.

Прошло несколько недель, а с ними и череда неудачных попыток, и –звонок! Приятный и учтивый женский голос в трубке сказал, что отдел закупок компании GE ищет проектного интерна. Меня пригласили на собеседование.

Как стало известно позже, наша продолжительная беседа была одним из этапов отбора.

С каким настроением ты шла на собеседование?

Я шла без особого энтузиазма и с полной уверенностью в том, что никогда не смогу попасть в настолько известную и престижную компанию.

Пройдя два интервью с HR менеджером и с нанимающим менеджером (одно из них проходило на английском), я была практически без сил.

Но передать мое удивление и восторг в тот момент, когда меня спросили, как скоро я могу выйти на работу, сейчас вряд ли представляется возможным.

  1. В какой сфере права ты впервые себя попробовала на практике?
  2. Основа моей работы – договорное право.
  3. Что входит в твои обязанности?

Моя позиция была открыта в отделе закупок в рамках проекта, который представляет собой глобальную интеграцию поглощенных компаний в GE.

На данный момент я отвечаю за их договорные отношения с действующими поставщиками.

Я нахожусь в ежедневном взаимодействии с правовым отделом и отделом по контролю, что дает мне право называться единственным, пусть и младшим, юристом своего отдела закупок (улыбается).

Какие общие впечатления от твоего первого профессионального опыта работы?

Источник: https://www.hse.ru/ba/law/news/203439841.html

Из юристов в преподаватели: как получить место в ВУЗе и к чему готовиться — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Некоторые практикующие юристы, накопив знания и опыт, мечтают учить студентов и уверены, что имеют к этому способности. Если вы среди них, ваш энтузиазм может пригодиться. Что необходимо от специалиста, который совмещает основную работу с преподаванием, как получить место, сколько времени потребуется и как подготовиться к своему первому занятию, рассказали юристы, которые работают в МГУ, МГЮА, НИУ ВШЭ и американском колледже.

Осознание потребности в преподавании – чертовски субъективный процесс, говорит доцент администратор Школы мастеров юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Молотников. По его словам, важно не просто иметь опыт и знания, а уметь их обобщать, чтобы реально чему-то научить. Молотников советует начать с письменного анализа проблем, с которыми пришлось столкнуться юристу. Это поможет не только систематизировать свои мысли, но и оценить их со стороны.

Университетам не хватает «молодой крови», уверен партнер Saveliev, Batanov & Partners, доцент факультета права НИУ ВШЭ Сергей Савельев.

«Наши вузы зачастую похожи на собесы, которые держат в штате неэффективных преподавателей, в них процветает кумовство».

Стоило бы обратить внимание на молодых и пассионарных преподавателей, которые при хорошей подготовке могут провести семинар эффективнее, чем рядовой преподаватель, говорит Савельев.

В этом сюжете

Самый короткий и проверенный путь, чтобы начать – это прийти на ту кафедру, где вы защищали диплом или кандидатскую, пусть даже не в прошлом году.

Завкафедрой обычно помнят своих «выпускников», объясняет партнер «ФБК-Право» доцент кафедры конституционного права зарубежных стран МГЮА Александр Ермоленко. Здесь, как и везде, важны знакомства, важно налаживать контакт с теми, кто выбирает преподавателей, объясняет он.

«Если вы придете на кафедру с улицы и скажете: «Я тридцать лет практиковал гражданское право и хочу его преподавать», на вас посмотрят с недоумением и ответят: «А с чего вы решили, что вообще можете преподавать?», – рассказывает Ермоленко.

А в alma mater вас как минимум выслушают и дадут хорошие советы насчет содержания курса, добавляет Молотников. По его сведениям, около половины тех, кто ведет практические курсы в Школе мастеров юрфака МГУ – это его выпускники.

Основные временные затраты приходятся не на сами занятия, а на подготовку. По словам Молотникова, на один час мастер-класса нужно потратить минимум два часа подготовительной работы.

Ермоленко утверждает, что все относительно: «Ты можешь готовить курс один месяц, а потом читать его три года.

Одни изменения в законодательстве можно посмотреть перед занятием, из-за других приходится переписывать весь курс». 

Преподаватели юриспруденции знают свой предмет лучше экономистов - Студенческий портал

Нельзя приходить неподготовленным. Возможно, одно занятие может делиться профессиональными инсайдами и юридическими байками, но если и дальше не будет конкретики, студенты уйдут. Останутся не самые взыскательные: какой смысл по второму разу слушать лекции на тему «Я и другие великие юристы России».

Доцент администратор Школы мастеров юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Молотников

Савельев убежден, что мотивированному студенту надо предлагать нечто большее, чем традиционные лекции, ведь в эпоху интернета уникального контента крайне мало, а в открытом доступе в сети много хорошей литературы.

Интересны могут быть такие форматы, как проекты, муткорты, игровые процессы, тренинги. Савельев советует приносить на занятия раздаточный материал – лучшие образцы документов фирмы (меморандумы, процессуальные документы, бумаги по сделкам).

Их можно увязать с теорией, разобрать на семинарах, а потом предложить студентам подготовить что-то аналогичное, говорит юрист.

По его словам, можно составить и сложные задачи, которые имеют десятки разных решений в зависимости от тех или иных теоретических концепций, как делает Константин Ильич Скловский на семинарах «Вышки» или РШЧП. Даже теорию можно подать увлекательно, например, через диалоги Сократа, говорит Савельев.

Молотников советует практикам использовать общепринятую терминологию,  а не профессиональный сленг («генеральный директор», а не «гена», и т. д.). Для студентов надо быть не богом с юридического Олимпа, а старшим товарищем, которому не страшно задать вопрос и посоветоваться после окончания занятия, говорит Молотников.

Ермоленко призывает не забывать, что преподавание не может быть приложением к основной деятельности, это отдельный вид работы, которому надо учиться.

Преподаватели юриспруденции знают свой предмет лучше экономистов - Студенческий портал

Что такое принять экзамен? Вы думаете: «Посижу, помучаю студентов – звучит заманчиво». Но там все всерьез. Когда студенты начинают заламывать руки и биться головой об стол – уже не так весело. Если у вас группа из 30 человек, вы будете сидеть на одном месте пять часов. А на следующий день – еще пять часов, если у вас сессия. И так далее, пока все группы не примете. Вы к этому готовы?

Партнер «ФБК-Право» доцент кафедры конституционного права зарубежных стран МГЮА Александр Ермоленко

В преподавании есть, конечно, свои плюсы, признает Ермоленко: некоторые студенты помнят вас и благодарны спустя многие годы. Но нельзя забывать, что это тяжелый труд с медленной отдачей, подчеркивает он.

Хороший преподаватель отличается от плохого тем, что умеет «приземлить» предмет, даже если это философия, отмечает Ермоленко: «Нужно показать студентам, что знания применимы, и рассказать, зачем они им нужны».

Как подготовиться к первому занятию

Как подготовиться к первому занятию со студентами, рассказала редактор Лиза Нидхэм, которая принимает участие в преподавании предмета «Навыки юридического письма» в юридическом колледже Митчелла Хэмлайна. «Pravo.ru» перевело часть ее статьи на Lawyerist.com.

Преподаватели юриспруденции знают свой предмет лучше экономистов - Студенческий портал

Быть привлеченным преподавателем может быть полезно – если уж не финансово, то в профессиональном плане. Это особенно мудрый выбор, если вы уже посвятили несколько лет юридической практике и набрались знаний из реального мира, которыми готовы поделиться со студентами. Поскольку вы уже посередине карьерной лестницы, они будут воспринимать вас серьезно – заслуживаете вы того или нет.

Преподаватель в юридическом колледже Митчелла Хэмлайна Лиза Нидхэм

Чтобы добиться успеха, вам понадобится больше, чем просто знания.

Готовиться чересчур тщательно – неизлечимое заболевание и ключ к успеху

В начале работы вы будете собирать слишком много материала к каждому занятию. Тут есть один-единственный минус. Ваши дети, домашние животные, коллеги и клиенты могут злиться на то, что вы слишком много времени пишете лекции.

Мое правило – готовить примерно в два раза больше, чем я предполагаю осветить. Так я уверена, что мне хватит материала, если вопросов не возникнет или я буду говорить слишком быстро (а я всегда говорю быстро, потому что я юрист).

Опирайтесь на практический опыт

Преподавателей привлекают со стороны, чтобы они делились своим опытом. Не бойтесь на него опираться, даже если вы далеки от звезд юриспруденции. Студентам интересна ежедневная жизнь юристов. Одна из ваших задач – рассказать им, что интересного и важного в вашей работе, чтобы они смогли почувствовать вовлеченность и энтузиазм в своей.

Ваши регалии хороши, но…

Некоторые преподаватели вспоминают о своих успехах в обучении и стажировках – так они дают ученикам понять, что достаточно квалифицированы, чтобы читать лекции. Но это может напрягать студентов.

Рассказы о том, как блестяще вы сдали определенный экзамен, их от вас отделяют, потому что они могут быть не уверены, что сами его сдадут. Лучше говорить о своих достижениях точно и скромно.

Читайте также:  Как устроена учеба в колледже uwc: школа, где учатся люди мира - студенческий портал

Иными словами, не бойтесь признать, что сами чего-то не знаете.

Не бойтесь признать, что не все знаете

Юрист не хочет быть тем, кто неправильно что-то понял или вообще не знает ответа.

Но на каком-то этапе своей учительской карьеры – скорее всего, начальном – вы столкнетесь с ужасным чувством, будто тонете, когда не сможете ответить на вопрос из зала. Не блефуйте ни при каких условиях.

Кто-то в группе неизбежно посмотрит правильный ответ и расскажет другим, а вы будете выглядеть как шут и хвастун. Лучше признать, что вы этого не знаете.

© ООО «Правовые новости». 2008-2020. Телефон редакции: (495) 645 37 60

18+

Источник: https://pravo.ru/story/202879/

Как стать юристом, что нужно знать? | Суворов Групп

Над вопросом о том, какими качествами должен обладать юрист, задумываешься, наверно, нечасто. Тем не менее, многие уже размышляли на эту тему несколько раз в жизни.

Впервые, нам пришлось столкнуться с вопросом о чертах характера, необходимых юристу, когда поступали в вуз.

Интересно же все-таки, подходим мы под профессию юриста (или подходит ли она нам?)? Над этим же вопросом задумываешься и на 4-5 курсе, когда ты уже осмысленно можешь решить: нужна ли тебе юриспруденция? Ну и третий раз был, когда мы составляла себе резюме.

Вот здесь уже размышляешь не абстрактно, а подыскиваешь конкретные слова. Сначала решаешь, какие черты должны быть присущи юристу, а потом ищешь их у себя. Если находишь их у себя, пишешь в резюме. Если не находишь, наверно, профессия была выбрана неправильно.

Наверно, первым в перечне качеств для юриста идет усидчивость. Слишком много нужно копаться в документах, нормативных правовых актах. Пропустишь мелочь — это может обернуться роковой ошибкой. Зачастую приходиться все перепроверять по несколько раз. Одна какая-то отрасль права не может быть полностью отделена и независима от других.

Составить хороший договор невозможно без знания налогового права. Понять, как функционирует какой-либо орган (административное право), сложно без знаний о том, как он финансируется (бюджетное право). Можно зациклиться на одной отрасли, не знать о коллизиях с другими отраслями. Все это может привести к ошибке. Усидчивость нужна и для того, чтобы анализировать судебную практику.

Усидчивость на гране занудства.

Следующее качество — это аналитический склад ума. Без него не получится сделать правильные выводы, сопоставить правовые нормы. Для этого юристу (особенно адвокату) нужна еще и логика. Один мой знакомый, поразмыслив, добавил: «Твердая логика».

Юристу нужна еще и память хорошая. Наверно, как раз это качество хотят привить юридические факультеты, когда заставляют зазубривать законы вплоть до номеров статей…вместо того чтобы научить ориентироваться в них.

У юристов часто бывают напряженные моменты на работе, завалы, конфликты, публичные выступления и прочие стрессовые ситуации. Именно поэтому юрист должен уметь работать при стрессе так же эффективно, без ошибок и срывов.

Мы назвала 4 качества, которые приходят первыми на ум. И они, пожалуй, бесспорные. Есть еще несколько свойств, которые, на наш взгляд должны присутствовать у юриста. Но по поводу этих свойств уже можно поспорить. Например, коммуникабельность. Отбросим то, что хорошо бы человеку любой профессии обладать этим качеством.

С каждым годом растет число институтов и университетов, готовящих юристов. С каждым годом увеличивается армия выпускников юридических факультетов, которые не могут (или не хотят?!) устроиться на работу по специальности. Все чаще и чаще слышится фраза: «юристов много, но профессионалов мало».

В чем здесь дело? В том, что рынок перенасыщен и нет столько вакансий, чтобы удовлетворить спрос людей с юридическим образованием? Или может в том, что человек после 5 лет обучения не обладает навыками и знаниями, которые так нужны для оказания юридических услуг и продвижения по карьерной лестнице?

Многие студенты – четверокурсники и пятикурсники заявляют, что на протяжении их обучения не было ни одного предмета, который бы реально пригодился потом в профессии юриста. Ну или таких предметов было крайне мало.

Интересно, а чего эти студенты ждут? Наверно, они предполагают, что на лекциях и семинарах их будут учить, как заполнять налоговые декларации, как рассчитывать сумму налога, как писать исковое заявление, где находятся те или иные органы власти, куда их могут послать в качестве курьера, и как к этим органам попасть.

Нет, мы не говорим, что это никому не нужные навыки и знания! Просто, как нам кажется, эти знания второстепенны – они при необходимости придут в любом случае, когда человек устроится на работу.

Для того чтобы заполнить налоговую декларацию, сначала надо найти ее форму и правила заполнения, а для того чтобы найти форму и правила заполнения, нужно хотя бы приблизительно знать, какой орган мог принять акт о форме декларации.

Для того чтобы рассчитать сумму налога, нужно знать, какое законодательство регулирует исчисление налога, какие статьи можно применять, а какие уже устарели – такова уж специфика налогового законодательства. А для того чтобы найти какой-то орган, нужно сначала быть уверенным, что именно этот орган оказывает необходимые тебе услуги.

Хотя, разумеется, есть и такой вариант, когда человек всю жизнь делает только то, что ему сказали, и ровно так, как ему сказали. Без своей инициативы. И без размышлений о том, правильно ли ему указали орган и его адрес.

Мы уже неоднократно слышали, что люди, которые хотят получить именно такие знания, должны идти не в университеты, а в техникумы и прочие курсы прикладного характера. Потому что цель университетов (именно университетов!) – это дать академические знания. Академические знания – это основа всего.

Если у человека есть общее понимание логики законодателя, юридической техники, принципов той или иной отрасли законодательства, то у него есть особое юридическое чутье.

А это значит, что он гораздо меньше делает ошибок, быстрее находит то, что ему нужно, и, наконец, лучше чувствует и быстрее перестраивается, когда происходят изменения на рынке труда.

Согласитесь, что если человек знает только, как заполнять налоговые декларации и писать исковое заявление в арбитражный суд, ему чрезвычайно тяжело будет уйти в другую сферу юриспруденции, например, когда ему надоест писать исковые заявления и декларации. Или же когда он поймет, что эти навыки чрезвычайно мало ценятся на рынке труда.

Хотя с другой стороны, можно «переборщить» с углубленностью академических знаний.

Например, можно 80% часов отдать предметам теории, истории, философии, так и не предоставив возможность студенту «прочувствовать» право.

Тем не менее, не стоит забывать, что с момента своего появления европейские университеты (самые старые университеты в мире) ставили задачу дать обучающемуся именно академические знания!

До этого момента мы рассуждали глобально: каким должно быть соотношение академических и прикладных предметов. Однако на эту проблему можно посмотреть и менее глобально. Ведь один и тот же курс можно читать по-разному. Налоговое право можно рассказать, не вдаваясь в такие детали, как какой конкретный вид бензина является подакцизным товаром.

Ок, студент выучит наизусть, что сегодня относится к подакцизным товарам. Но пройдет не так уж много времени (полгода максимум), и список подакцизных товаров изменится. Его «знания» уже не будут актуальными.

Да и общего представления о том, что такое акциз, он тоже не будет иметь, потому что больше половины времени, отведенного на изучение акциза, было потрачено на перечень подакцизных товаров.

На самом деле, спор этот может длиться вечно. По всей видимости, как и во многих других вещах в жизни, должна быть золотая середина. Выпускники вузов, наверно, должны иметь представление о том, как составляется исковое заявление и налоговая декларация. Но, безусловно, они также должны «чувствовать» и понимать право, что невозможно без академических предметов.

Источник: https://malina-group.com/kak-stat-yuristom/

Что изучают на факультете экономики?

От правильного выбора факультета и вуза для поступления может зависеть не только карьера, но и вся жизнь будущего выпускника. Зная об этом, многие абитуриенты не решаются рисковать и выбирают проверенные направления для построения профессионального пути. Так начинаются многие истории поступления на специальность «экономика».

При этом большинство абитуриентов не могут похвастаться точным пониманием того, какие предметы на факультете экономики им предстоит изучать. Как ясно следует из названия факультета, программа обучения на нем предполагает освоение знаний по функционированию экономики во всех ее разделах.

А для освоения этих знаний, помимо теоретической подготовки по главной дисциплине, потребуется также понимание истории, процессов, происходящих в обществе, математической теории, иногда психологии и иностранных языков.

Кроме того, желающим освоить профессию экономиста и интересующимся, что изучают на факультете экономики, стоит знать, что без таких дисциплин, как:

  • финансовый менеджмент
  • рынок ценных бумаг
  • статистика
  • эконометрика
  • аудит

будет весьма непросто стать полноценным специалистом.

Как правило, программа обучения может включать различные комбинации дисциплин, связанных с профессиональной экономической деятельностью, – в зависимости от специализации будущего экономиста; однако неизменны в каждой из программ такие предметы, какие можно встретить почти исключительно на факультете экономики, будь то государственный или частный вуз. Это микро- и макроэкономика, мировая экономическая система, включая международные экономические отношения, анализ хозяйственной деятельности, финансы и налоги. Словом, все то, с чем придется столкнуться на практике большинству выпускников экономических факультетов.

Выяснив, какие предметы изучают на факультете экономики, вы можете примерить свои знания, наклонности и способности и оценить свои шансы на построение благополучной, надежной карьеры после освоения такой интересной, нужной и динамичной специальности, как экономика.

Предметы изучаемые на специальности экономики

  • иностранный язык;
  • историю России;
  • финансы и кредит;
  • культуру речи и русский язык;
  • психологию и педагогику;
  • финансовый менеджмент;
  • информатику;
  • бухгалтерский учет и аудит;
  • микро- и макроэкономику;
  • экономику предприятий;
  • статистику;
  • экономический анализ;
  • маркетинг;
  • менеджмент;
  • инвестиции;
  • банковское дело

 

Какие экзамены сдают на факультете экономики?

Сегодня экзамены факультета экономики, проводимые вузом для выявления успешных абитуриентов, практически не изменились по сравнению с теми, которые сдавали выпускники школ десятилетия назад. По-прежнему необходимо показать достойный уровень владения математикой, а также обществознанием.

Обычно бывает достаточно уверенного владения школьной программой для беспроблемного прохождения вступительных испытаний.

Впрочем, многие абитуриенты предпочитают подстраховаться и берут дополнительные занятия с репетитором, а особо целеустремленные – записываются на подготовительные курсы при вузе, в который планируют поступать: это позволяет разобраться со всеми тонкостями предстоящих экзаменов.

Кроме того, поступающие в университет «Синергия», как и абитуриенты других вузов, проходят вступительные испытания по русскому языку. Эти экзамены факультета экономики – русский язык, математика и обществознание – являются единственными и обязательными для зачисления на первый курс.

Впрочем, будучи претендентом на получение диплома экономиста, вы все же имеете простор для выбора – в том, что касается формы обучения: здесь вы можете позволить себе как дневной, так и вечерний или даже дистанционный формат обучения, в зависимости от ваших жизненных планов и приоритетов. Главное, что качество обучения во многом будет зависеть от вашего личного старания и серьезной мотивации стать профессионалом в области экономики!

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

  • Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
  • E-mail: synergy@synergy.ru
  • График работы приёмной комиссии:Пн – Пт: 08:30 – 22:10;
  • Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

Источник: https://synergy.ru/about/education_articles/fakultetyi/chto_izuchayut_na_fakultete_ekonomiki

Профессия: Юрист-Экономист

Юристы-экономисты участвуют в юридически корректном и практико-ориентированном решении деловых вопросов и, таким образом, обеспечивают юридически и экономически эффективную деятельность компаний.

В связи с их двойной квалификацией, юристы-экономисты участвуют в бизнес-процессах деловых предприятий и ассоциаций, а также влияющих на них экономических и правовых вопросах. В управлении компаниями они выполняют надзорные, координирующие и организационные задачи. Они консультируют руководство компании по налоговым и налогово-правовым вопросам, заранее уточняя сложные вопросы и разрабатывая принципы принятия решений и поддержку. К ним относятся, например, оценка статистики, подготовка анализа прибыльности или составление контрактов и коммерческих предложений. Кроме того, их опыт в области налогообложения бизнеса и коммерческого и корпоративного права позволяет им осуществлять налоговое консультирование и аудит. Они консультируют клиентов по налоговым вопросам, предоставляют налоговые декларации и проверяют регулярность бухгалтерского учета, балансов и финансовых отчетов.

В управлении персоналом юристы-экономисты участвуют в юридическом оформлении трудовых договоров, правил и условий и соглашений компании. В маркетинге и продажах они сопровождают новые продукты от их разработки до маркетинга.

В области управления требованиями они проверяют и оценивают, например, задержки или другие отклонения от договорных услуг и разрабатывают меры по отражению последующих претензий договорной стороны и принуждению к выполнению их собственных дополнительных требований.

В страховых и кредитных учреждениях они обрабатывают кредиты или их возвраты или выполняют задачи в сфере корпоративного и частного обслуживания клиентов, также возможно в сфере страхования. Юристы-экономисты также занимаются претензиями и страховыми договорами и тарифами.

Юристы-экономисты находят работу, например:

  • в кадровых или юридических отделах предприятий
  • в управлении договорами или в отделах комплайнс компаний
  • в страховых компаниях и банках
  • в управленческом консалтинге
  • в налоговых консультационных или бухгалтерских фирмах
  • в профессиональных организациях, ассоциациях предпринимателей и работодателей, фондах или союзах

Уровень зарплаты, которую получают специалисты по профессии Юрист-Экономист в Германии составляет

(по данным различных статистических бюро и служб занятости в Германии)

Юристы-экономисты участвуют в юридически корректном и практико-ориентированном решении деловых вопросов и, таким образом, обеспечивают юридически и экономически эффективную деятельность компаний.

Бизнес и юридическое ноу-хау

В силу своей юридически-экономической двойной квалификации бизнес-юристы могут выполнять ответственные задачи в самых разных сферах деятельности. Классической сферой ответственности являются юридические отделы предприятий и ассоциаций.

Там, например, они проверяют, являются ли цели и планы руководства компании юридически осуществимыми и разрабатывают предложения решений поставленных бизнес-задач с юридической стороны. Еще одна важная задача — юридическое структурирование контрактов всех видов, особенно трудовых договоров.

Для этой цели они используют юридические тексты, сборники решений, комментариев и юридические базы данных. Зачастую они проводят переговоры с деловыми партнерами от имени своей компании.

Если юридические споры, такие как судебные процессы и требования, угрожают компании, юристы-экономисты обрабатывают их и работают вместе с адвокатами.

Несколько сфер деятельности

Если юристы-экономисты вовлечены в управление компанией, их работа облегчает руководство компании, заранее уточняя сложные вопросы и разрабатывая принципы принятия решений и поддержку. К ним относятся, например, оценка статистики, подготовка анализа прибыльности или составление контрактов и коммерческих предложений.

Другой сферой деятельности являются человеческие ресурсы. Здесь юристы-экономисты могут использовать свои знания в области трудового права, например, для разработки трудовых договоров, правил и условий и различного рода соглашений.

Кроме того, их опыт в области налогообложения бизнеса и коммерческого и корпоративного права дает им возможность работы в налоговом консультировании и аудите. Они могут консультировать клиентов по налоговым и налогово-правовым вопросам, представлять налоговые декларации и проверять регулярность бухгалтерского учета, балансов и финансовой отчетности.

В области маркетинга и продаж они сопровождают новые продукты от их разработки через свою юридическую защиту до маркетинга. Они готовят анализы рынка и готовят юридическую защиту товарного знака и продукции. Юристы-экономисты также могут специализироваться в области управления требованиями и претензиями.

Они проверяют и оценивают, например, задержки или отклонения от контрактных услуг крупного проекта, а также дополнительные расходы и разработывают меры по предотвращению последующих претензий договорной стороны и соблюдению собственных требований.

Юристы-экономисты могут также работать в сфере корпоративного или кадрового консалтинга. В этом качестве они консультируют экономических операторов, например, в вопросах формирования компании, рационализации, реорганизации или правопреемства.

Юристы-экономисты готовят оперативные анализы и расчеты рентабельности, на основе которых они составляют предложения по совершенствованию операционных и административных процедур. Другие сферы деятельности предлагаются кредитными и страховыми отраслями.

Юристы-экономисты в банках, например, вовлечены в обработку, реорганизацию и урегулирование кредитов, а также в услуги корпоративного и высокоуровневого розничного банковского обcлуживания.

В случае страховых компаний юристы-экономисты в основном используют свои знания в области страхования для обработки и регулирования требований. Но даже в сфере страхования они могут занимать ответственные должности, например, в работе с корпоративными клиентами.

Читайте также:  Мама хайпанула: краткий подростковый разговорник для родителей - студенческий портал

Оригинальное название:Betriebswirt/in (Hochschule) — MarketingТип:Профессия после дипломаЗарплата:4414-5351 € в мес

Менеджеры по Маркетингу планируют, организуют и контролируют маркетинговую деятельность компаний, коммерческих организаций и организаций государственного управления.

Подробнее о профессии Оригинальное название:Betriebswirt/in (Hochschule) — TouristikТип:Профессия после дипломаЗарплата:3397-4286 € в мес

Менеджеры по туризму планируют, организуют и контролируют деловую деятельность туристических компаний или туристических ассоциаций.

Подробнее о профессии Оригинальное название:Betriebswirt/in (Hochschule) — Werbung, Marketingkommunik.Тип:Профессия после дипломаЗарплата:4604-5581 € в мес

Менеджеры по рекламе и маркетинговым коммуникациям планируют, организуют и контролируют рекламные и коммуникационные мероприятия и координируют их творческую реализацию.

Подробнее о профессии

Источник: https://StudyInFocus.ru/profession/wirtschaftsjurist-in/

Юриспруденция — не наука

 Юриспруденция не может претендовать на научный статус, не может наименоваться наукой в строгом смысле слова. Основа ее в таких понятиях как справедлиость и право. В существовании которых есть сомнение. Она напоминает религиозное учение, когда все как факт принимают то чего никто не видел или не наблюдал.

И это не какое-то разочарование, а результат наблюдений. По-моему мнению, она не является той самой самостоятельной наукой, научной отраслью, со своим предметом.

Всем этим диссертациям, вузам, научным институтам, посвященных изучению такого призрака как юриспруденция или права/справеливости, место в пределах философских дисциплин на философском факультете.

Для начала о самой науке несколько слов, чтобы вы могли сопоставить это с юриспруденцией, применить к ней критерии научности, только будьте честны, и если я прав, признайтесь себе. Во всяком случае я надеюсь, что это поможет хоть как-то на пути очищения рядов настоящих наук от «самозванцев».

Наука — это деятельность по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Объективность заключается в том, что знания отображают материальную действительность и их содержание не зависит от человека.

Яркий пример объективности приводят ученые всерьез называвшими себя религиозными людьми и при этом делавшие научные открытия и проводившие исследования, выводы которых напрочь опровергают религиозные догмы.

То есть, используя научные методы познания, и будучи предубежденным возможно получение объективных знаний, если ученый имеет соответствующую волю к этому и желание познать.

Наука — враг суеверий и предрассудков. Она требует обоснованности суждений, доказательств, расчетов, вычислений, и не совместима с утверждениями, которые строятся по схеме «после этого-значит по причине этого». Такая ошибка возникает, когда причинная связь смешивается с простой последовательностью во времени, когда предшествующее явление принимается за причину последующего.

В науке нет места софистике и алогизму. Аргументы к авторитету, к невежеству, к силе не имеют ничего общего с наукой. Научное знание — это проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности. Под логикой в данном случае я имею в виду законы, которым подчиняется мышление человека, формы, в которых существуют и выражаются мысли.

Мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, сущетвенное. Например, выделяя общие всем людям свойства, мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ человека. Мышление неразрывно связано с языком. Оно может быть опосредованным, когда, например судим о погоде по термометру или выводным, когда используем уже полученные другими знания.

Научное знание не обладает «позитивностью» или «негативностью» — оно просто есть. Другое дело в каких целях использовать знания — оружия массового поражения или персональные компьютеры. Наука имеет международный характер, это очень важно, то есть ситуация когда китайский ученый поймет российского — физика, химия, математика и т.

п — говорит о том, что наука должна быть как-то связана с математикой, иметь математический аппарат, иметь свой язык, если вы понимаете.

Самостоятельная научная отрасль должна обладать своим собственным более или менее оригинальным объектом исследования, на изучение которой она направлена.

У юриспруденции ничего из вышеперечисленного нет, она подобно креационизму использует наукообразный стиль изложения, заполняясь когнитивным диссонансом, компилируя достижения других наук и только (экономика, социология, культурология, философия и т. п.).

Юриспруденция (правоведение) является системой общих «научно»-юридических знаний, составной частью которой является теория государства и права как совокупность знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, их становления и последующего развития, современных формах проявления и взаимодействия.

Напоминаю, что я отрицаю существование права как объекта научного познания, возведения на этой основе целой научной отрасли, посвященной правилам общежития homo sapiens, соблюдение которых обеспечивается искусственно созданным обществом государством и его государственным принуждением.

При этом, если вы внимательно понаблюдаете, то поймете, что государство является монополистом в применении насилия, и этим оно ценно для общества, более других функций оно не способно выполнять эффективно или скажем так — нет других функций, с которым справится только государство, кроме легитимного массового применения насилия.

Само понятие государства и тот смысл который мы в России в него вкладываем существует только у нас, за рубежом чаще всего это используется как понятие административно-территориальное (state) или в смысле правительства(government).

Разберем теперь юриспруденцию. Она представлена в виде трех обособленных друг от друга научных дисциплин, входящих, по-моему мнению, в соответствующие научные отрасли: социология права, философия права и догма (теория права).

Характерной чертой предмета социологии права является рассмотрение его именно в связях с социальными явлениями, социологию права (я бы сказал просто законоположений) отличает ее нацеленность на изучение общественного мнения о праве. То есть социология права все же в юрисдикции, так сказать, социологии, а не юриспруденции.

Предметом же философии права выступают идея о праве вообще, идеальное право, обычное философствование, построение моделей и так далее, что входит в «компетенцию» философии.

Остается только догма (теория) права как оплот юриспруденции, потому что остальное это социологические исследования, философские изыскания и заимствования из других наук положений и создание прикладной дисциплины.

Скажем так, догма права — это учение о действующем законодательстве, ее предмет это вот та самая нормативная форма существования законоположений.

Что остается? Источники права в материальном смысле как факторы, повлиявшие на формирование этих законоположений (права) — это либо государство, либо общество или высшие силы, соответственно существуют по этому поводу философские школы — естественная, историческая, социологическая, легистская (позитивисткая) школы права.

Мне близки историческая и социологические школы объяснения природы устанавливаемых в обществе правил и поддерживаемых государством (законоположений). Если принять естественную школу, то это самое пресловутое право становится расплывчатым понятием.

Государство произвольно диктующее правила для всего общество против его воли относительно быстро свергается, поэтому не могу принять легистское право.

Но это все область философии (философии права), она занимается разгадками тайн происхождения таких чисто метафизических категорий как право.

Итого, в границах догмы права остается действующее законодательство в виде норм как внешних форм выражения законоположений (законы, уставы, конституции, положения, инструкции, судебные решения как акты применения законоположений и так далее). То есть догма права занимается систематизацией данных правил общежития homo, поддерживаемых государством, изложением их в более доступные словесные формулировки (с чем успешнее справились бы филологи и лингвисты).

Эти законоположения (право) представляют лишь особую группу явлений общественности, это один из видов социальных норм, и отличие его от иных только в поддержке государством, которое именно для этого и изобретено, играя поэтому вторичную роль по отношению к законоположениям (праву). Именно это отличие от других социальных норм кладет конец бесчисленным и бесплодным попыткам искать различие между правовым и неправовым.

Термин право является словом-пустышкой, за ним нет смысла, излишний балласт лексикона.

Есть мнение высказанное одним известным российским профессором юридических наук, что право-это наука о справедливости!!! В природе нет такого явления как справедливость и закономерности такой в обществе homo тоже не обнаружено, это игра слов, жонглирование понятиями, прерогатива художественных произведений.

То что считалось справедливым и нормой в Древнем Риме при травле львов на христиан как обычное зрелище для обывателей, сейчас называется преступлением против человечества и несправедливостью, недавно в СССР предпринимательство было запрещено с возможностью подвергнуться уголовной ответственности, сейчас это считается несправедливым, неправовым законом и принимаются меры для стимулирования предпринимательской деятельности. Осуждается и считается несправедливым расовый фашизм, а биологический фашизм будто не замечается (эксплуатация животных человеком).

Так что предмет так называемой юриспруденции изменчив и основа его не в знании, а в чувстве.

Солнце, луна, звезды остаются такими как они были тысячелетия назад, «право» же постоянно меняется, оно не уловимо, мы не можем его поймать, объект этой науки так размыт, неясен, неуловим, юриспруденция представляет из себя какой-то надутый пузырь, который скоро лопнет от потуги «научного сообщества» юристов сделать ее наукой. Вопросы права чаще служат интересам власти (не обязательно правительству) в обществе. Три слова поправки в законодательство и целые тонны книг, статей, учебников становятся неактуальными, и превращаются в макулатуру.

Догма права не обладает в своем арсенале какими-то серьезными открытиями или не выработало закономерностей среди общественных явлений, нету научных законов на ее счету.

Вот несколько примеров закономерностей, которые некоторые относят к теории (догме) права: в жизни каждого народа периоду свободного развития юридических идей предшествует период формализма; чем ниже уровень развития общества, чем более дикими являются населения и его нравы, тем более жестокими будут в нем наказания за нарушения нравов; постоянство в смене форм правления — цикличность. При внимательном ознакомлении с данными законами вы обнаружите их принадлежность социологии, культурологии, философии и истории.

Исходными и конечными пунктами изучения догмой права (теорией права) является его величество закон. Догма права такая же наука как журналистика.

В рамках догмы права получается только прикладное краткосрочное знание действующего законодательства.

Юристы лишь облекают в словесные формулировки волю общества, которая делегировала выработку правил общежития и обеспечение их соблюдения государству.

Законоустановительная деятельность (то бишь правовое регулирование) целесообразно интерпретировать в категориях социального управления (социология, политология, психология, экономика).

Понятие правосознания исследуется в рамках психологии, социологии, потому чо это взгляды, оценки действующего законодательства, изучение которых достигается социологическими исследованиями и отчасти психологическими, полагаю.

Правовая культура является одной из форм, в которой в той или иной мере оказыается представленной культура общества, это вид культуры. Изучение правовой культуры должно покоиться на базовых понятийных характеристиках культуры общества (социология/культурология).

Юридическая ответственность выступает разновидностью социальной ответственности, что находится в сфере изысков социологии и психологии. Все это суть отношения индивидов к законам общества, гарантированных государством в соблюдении ее.

Утверждение о том, что юриспруденция может называться наукой, потому что имеется корпус ученых, институты и так далее, неуместно, так как в таком случае теологию признаем наукой. 

В заключение замечу, что при полном обеспечении презумпции знания законов необходимость в догме права отпадет немедленно, нужно исправлять ситуацию с незнанием законов, и начинать следует со школы, впрочем при желании уже давно могли бы сделать… А пока догма права пригодна лишь как учебная дисциплина на специальных факультативных занятиях и на курсах повышения квалификации.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/yurisprudenciya__ne_nauka/11304

Студенты юридических вузов смогут работать помощниками следователей

Следственный комитет России (СКР) сможет принимать на работу помощниками следователя студентов юрфака 3-го курса и старше. Соответствующий законопроект планирует рассмотреть сегодня Госдума в первом чтении. Эксперты сомневаются в необходимости инициативы и рекомендуют проверить ее на коррупциогенность.

Проект закона был внесен в нижнюю палату правительством РФ в конце сентября этого года. Он предполагает изменения в ст. 4 и 16 ФЗ «О Следственном комитете» в целях «улучшения организации работы и усиления кадрового потенциала» ведомства.

Студенты-юристы уже сейчас могут работать следователями отделов и отделений, а также районных и городских подразделений СКР, но для помощников следователей такой возможности не предусмотрено, отмечается в пояснительной записке к проекту.

По сложившейся практике следователями назначают тех студентов, которые ранее уже служили в системе СКР на других должностях, не требующих высшего юридического образования.

В настоящее время в ведомстве работают 19 таких следователей, что составляет 0,24% от штатной численности ведомства.

Уточняется, что пересмотра штатного расписания сотрудников Следственного комитета не потребуется и предлагаемые изменения будут реализованы за счет средств, уже заложенных для СКР в федеральном бюджете.

Согласно законопроекту предлагается разрешить в исключительных случаях назначать на должности помощников следователей и помощников следователей-криминалистов студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» в вузе, имеющем государственную аккредитацию. При этом кандидат должен отучиться не менее половины срока и не иметь академической задолженности.

Между тем в законопроекте и пояснительной записке к нему не указано, какие именно случаи могут считаться исключительными для того, чтобы взять на работу студента.

По мнению экспертов, речь идет о ситуациях, когда в маленьких городах не хватает специалистов с высшим юридическим образованием.

Основной поток выпускников идет работать в коммерческие юридические структуры, кроме того, такая напряженная и ответственная работа подходит далеко не всем.

— Есть небольшие населенные пункты, в которых порой очень трудно найти нужного специалиста с высшим образованием.

Если студент показывает высокие результаты в учебе, прошел практику, его знают, оценили, проверили, к нему не было нареканий в прошлом, почему не предоставить такую возможность, это великолепный старт для молодого человека, — считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев (ЛДПР). — Это очень хороший шанс и для людей, которые получают юридическое образование, уже работая в системе, для карьерного роста.

Зарплата помощника следователя невысока, и человека с высшим образованием не всегда легко найти на такую ставку, отмечает первый заместитель председателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ).

— Помощнику следственные действия не доверят, он будет выполнять техническую работу, для нее и не нужно высшего образования, — сшить дело, составить опись, отвезти документы или образцы на экспертизу, подготовить проект документа под присмотром следователя, — считает он.

Уже сейчас существует практика, когда студенты юридических вузов совмещают учебу на старших курсах с работой в следственных органах. Они работают в качестве добровольных помощников без зарплаты, в свободное от учебы время.

Между тем преподаватели юридических вузов хоть и отмечают, что инициатива даст талантливым студентам хороший старт в карьере, всё же сомневаются, что после 3-го курса молодой человек готов к такой ответственности.

— Сейчас нормативный срок обучения для бакалавра составляет четыре года, и половина срока обучения — это всего два года. Поэтому необходимо более четко указать, какой конкретно срок обучения имеется в виду.

После 2-го курса студент еще не готов к ответственной работе, ему всего 20 лет, не говоря о том, что он даже еще не весь уголовный процесс изучил.

Я бы предложила бакалавров брать на помощников после полных четырех курсов, когда они решают, идти в магистратуру или работать, — пояснила «Известиям» свою позицию доцент МГЮУ им. О.Е. Кутафина Анастасия Рагулина.

Заведующий кафедрой основ правоохранительной деятельности юридического комитета РАНХиГС при президенте РФ Александр Романов считает, что необходимо требовать от студента рекомендации от вуза, в котором он учится, а также характеристику с оценкой его личных качеств и морального облика.

Нужно более детально расписать «исключительные случаи», чтобы избежать коррупционной составляющей, подчеркнул преподаватель кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия Игорь Иванишко.

— Известны случаи, когда в юридические вузы, даже в военизированные и университет МВД, удается поступить ребятам из организованных преступных группировок, чтобы потом внедряться в систему. А тут получается, что студент, еще даже не получивший диплом, имеет возможность знакомиться с документами, получает определенный уровень доступа, хоть и самый низкий, — заявил он «Известиям».

Кроме того, Иванишко добавил, что использование такой практики в регионах, особенно южных, может вылиться в «клановость».

— Может получиться, что человек с формальной справкой об обучении в юридическом вузе получит должность помощника у своего родственника — следователя. Это уже элемент узаконенной коррупции, поэтому необходимо провести антикоррупционную экспертизу этой инициативы, — предложил он.

Политологов пропустят через фильтр

Источник: https://iz.ru/news/645160

Ссылка на основную публикацию