Колонка родителей: любите ли вы театр, как любит его министерство культуры? — студенческий портал

Циркулярное письмо, подготовленное министерством культуры еще 22 июля, обозначало тревожную дату: первое сентября.

С этого дня борьба с коррупцией в учреждениях культуры, согласно циркуляру, должна была принять нешуточный оборот.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Олегу Табакову предстояло уволить Марину Зудину, Марку Захарову — Александру Захарову, брату Запашному — брата Запашного, Константину Райкину — свою жену Елену Бутенко, а заодно и дочь Полину, ведь обе актрисы его же театра. Бороться так бороться.

А Михалковы с Кончаловскими? Вот уж семейка! А с Поленовыми что делать? Руководят музеем-заповедником Поленова! А почему Толстые все еще в имении (музее-заповеднике) Ясная Поляна? А в «Спасском-Лутовинове» у Николая Левина — дочь Левина, да и в «Михайловском» у Георгия Василевича не лучше! Согласно письму, директора музеев, библиотек, театрально-концертных и цирковых организаций федерального подчинения должны уволить всех сотрудников, которые приходятся родственниками им и их заместителям во вверенных им учреждениях. Это позволит изжить коррупцию в культуре — стерилизовать фактически до состояния непорочности.

Не может считаться коррупцией стремление детей пойти по стопам родителей и заниматься любимым делом

Циркуляр произвел впечатление, очень мягко сказать, непродуманного. Так что в редакции «РГ» не удивились, когда пришло ответное письмо от уважаемых музейщиков. Да не письмо, скорее обращение. И крик о помощи.

Колонка родителей: любите ли вы театр, как любит его министерство культуры? - Студенческий портал

Если следовать логике «циркуляра», директор Пушкинского заповедника Георгий Василевич должен уволить своего начальника службы информации и международных связей Надежду Василевич. Юрий Лепский/РГ

Из письма директоров музеев-заповедников:

«Общеизвестно, что для ряда учреждений культуры — музеев-заповедников, театров, цирковых организаций, сельских библиотек — наличие семейных династий является исторически сложившимся и положительным опытом эффективной работы. В частности, в музейном деле это доказано на широко известном опыте работы семей Поленовых, Толстых, Шолоховых, Гейченко, Левиных и др.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Ученые смогут устроиться на работу через специальную платформу - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Культурная преемственность поколений, родственные связи внутри музейного коллектива в данном случае не надуманный вред, а большое и традиционное благо. Потомственное воспитание музейщиков, когда эстафету перенимает дочь или сын от опытного родителя, который остается в силу своей незаменимости в музейном штате, приносит эффективную и выверенную временем пользу.

Выполнение директив влечет за собой непоправимый удар по всей практике работы музеев…»

Комментарий

Владимир Толстой, советник президента РФ по культуре:

— Тревога руководителей и работников наших театров, музеев, филармоний, цирков, библиотек вызвана распространением на эти организации таких антикоррупционных ограничений, как запрет родственникам работать в одном учреждении культуры и искусства.

Династии спокон веку были основой российской культуры. И не только цирка, который практически весь построен на династиях, или театров, где «вирус» сцены передается из поколения в поколение театральных семей.

Династии являются основой и многих музеев, прежде всего мемориальных. Такие музеи во многих случаях и создавались потомками тех, кому они посвящены. Жизнь показывает, что именно такие музеи становятся наиболее успешными и любимыми посетителями.

Колонка родителей: любите ли вы театр, как любит его министерство культуры? - Студенческий портал

Александр Галибин поставил спектакль по роману Льва Толстого

Существует и такой аспект, как месторасположение музея или музея-заповедника. Вдали от крупных городов, в сельской местности нет переизбытка высокообразованных музейных кадров.

И если глава семьи решает работать в таком музее, то и его семья находит в нем себе работу по душе и по призванию. В этом нет и не может быть какой-либо коррупции.

Как не может считаться коррупцией стремление детей пойти по стопам родителей и заниматься любимым делом в театре, музее или библиотеке, которым старшие в семье посвятили жизнь. Это благо, а не преступление.

Есть здесь и еще один аспект.

Само постановление правительства России, применение которого мы обсуждаем, рассматривает как объект этих антикоррупционных ограничений работников «организаций, созданных для решения задач, стоящих перед федеральными государственными органами». Решать, какие из подведомственных организаций относятся к этой категории, а какие не относятся, предоставлено самим «федеральным органам». В нашем случае Министерству культуры Российской Федерации.

Колонка родителей: любите ли вы театр, как любит его министерство культуры? - Студенческий портал

Полина Райкина, актриса театра «Сатирикон», пошла по стопам своего отца Константина Райкина. Согласно циркулярному письму, это семейственность и непорядок. РИА Новости

Согласитесь, предположение, что Государственный Эрмитаж в 1764 году, Мариинский театр в 1783 году, Большой Санкт-Петербургский цирк в 1877 году были созданы для решения задач, поставленных перед Министерством культуры Российской Федерации, вряд ли можно счесть логичным.

Надеюсь, что сложившаяся ситуация скорее относится к «дефектам» применения законов и будет разрешена без ущерба для нашей культуры.

Источник: https://rg.ru/2016/09/08/ministerstvo-kultury-zapretilo-rukovoditeliam-teatrov-rabotat-s-rodnymi.html

Любите ли вы театр так, как любим его мы? » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»

Театр – искусство коллективное. Спектакль – это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей.

Театру не раз предрекали гибель, но он каждый раз выживал, выдержал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и с компьютером. Искусству, творящемуся на глазах у зрителя, суждена долгая жизнь. Посещение спектакля – идёт ли он в прославленном театре или на маленькой студийной сцене  — всегда духовное наслаждение и настоящий праздник.

Как стать маленьким актером

  В 2001 году в Детской школе искусств открылось театральное отделение. На данный момент на отделении работают три преподавателя: Майорова Е.Б., Макеева Е.А., Истомина С.В.

Курс обучения составляет четыре года. В учебную программу входят такие дисциплины, как: «Актерское мастерство», «Сценическая речь», «Актерский тренинг», «Ритмо-пластика», «Художественное слово», «Беседы о театре», «Декоративно-художественное оформление спектакля» и «Грим».

  • Преподаватели развивают способности учащихся: воображение, память, наблюдательность, музыкальность и образное мышление.
  • Благодаря благодарным зрителям
  • Творческие коллективы, сформированные на базе театрального отделения выступают для широкой аудитории, от самых маленьких зрителей до взрослой публики.

Театральное отделение тесно сотрудничает с детскими садами г. Мирный. Маленьким зрителям были показаны: кукольный спектакль «По щучьему велению», детская литературно-музыкальная композиция  «Давайте жить дружно», спектакль малой формы «Послушайте нашу курицу», кукольный спектакль «Про зайца и Черный омут».

Преподаватели – авторы сценариев, ведущие концертов, организаторы театрализованных представлений  «Посвящение в мир искусства».

«Обыкновенный театр» распахнул свои объятия городу!

Известно, что население города Мирный состоит из людей приезжих, и в большинстве своем, достаточно образованных. А многие ли из них были в театре? Разве что в глубоком детстве или в давно прошедшие студенческие годы..

Теперь в городе появилась эта возможность! На базе театрального отделения открылся «Обыкновенный театр несерьезных взрослых». Кроме преподавателей ДШИ в его состав вошли выпускники школы искусств и актеры-любители. Режиссер – руководитель театрального коллектива – Светлана Истомина.

«Слоны» и улыбающиеся «моськи»

     «Обыкновенный театр» открылся в декабре 2010 года новогодним спектаклем-фантазией «Год Белого Слона по пьесе Л. Улицкой. Спектакль был показан на сцене ДШИ 7 раз. Радует, что маленькие зрители по достоинству оценили труд артистов: смеялись и живо реагировали на происходящие на сцене. Многие посмотрели спектакль несколько раз. А вот некоторые серьезные взрослые «Слона» не поняли.

В «Черном омуте» живет лягушка

Второй спектакль театрального коллектива получился в жанре театра кукол – «Про зайца и Черный Омут» по сказке Сергея Козлова. Сочиняло и исполняло его трио преподавателей театрального отделения.

Практически отмучались с «Мучо»

Третий спектакль – в жанре пантомимы, то есть будут много двигаться и совсем мало говорить. Это – совместное авторское сочинение театра о работе, мечте и личном счастье.

Премьера намечается на 24 мая в 19:00 на сцене ДШИ.

Заслуги и регалии

2004 г. – г. Москва. Театральный коллектив «Зеркало» — лауреат III степени общенационального фестиваля – конкурса «Таланты нового века». Спектакль по Л. Андрееву «Змеи». Руководитель Рязанова Е.В.

2007 г. – г. Владимир. Угрюмова Мария – лауреат II степенив номинации «Художественное слово». Преподаватель – Майорова Е.Б. (международный конкурс).

2007 г. – г. Владимир. Коллектив «Театр, где играют дети» — лауреат III  степени. Спектакль «Разборчивая невеста» по пьесе И. Крылова. Руководитель Макеева Е.А. (международный конкурс)

2010 г. – г. Вологда. «Театр, где играют дети» — лауреат I степени. Спектакль «В погоне за чудом». Преподаватель Майорова Е.Б. В номинации «Художественное слово» Мария Ляпунова – лауреат I степени, Илона Силицкая и Дайяна Вотяжко – лауреаты  III степени. Преподаватель Макеева Е.А.

Коллектив «Театр, где играют дети» был награжден специальным призом  — Три бесплатные путевки на конкурс «Морской бриз» г. Сочи.

Учащиеся театрального отделения занимают первые места на общегородских конкурсах чтецов.

2011 г. – г. Серпухов (Московская область)

Конкурс «Дети играют для детей». спектакль «Урок вежливости» — диплом II степени. Пономарева Алла, Шестакова Маргарита – специальный диплом за актерскую игру. В номинации «Художественное слово» Гончаренко Екатерина и Энгельс Алина – дипломанты III степени.

Юбилей большой и юбилей маленький

Отделение открыто в 2001 году. Нетрудные подсчеты ведут к тому, что в 2011г. ему исполняется 10 лет.

В год золотого юбилея школы искусств театральное отделение празднует свой скромный десятилетний юбилей.

Маленький юбиляр готовит Большому юбиляру творческий подарок  — спектакль. Его название по театральной традиции пока держится в секрете. Однако, режиссер «обыкновенного театра» обещает, что в спектакле непременно будут пластические и музыкальные номера, яркие костюмы и комедийный сюжет.

Светлана Истомина

Источник: http://www.mirniy.ru/press/articles/500-lyubite-li-vy-teatr-tak-kak-lyubim-ego-my.html

Любите ли вы театр, как любит его министерство культуры?

Замминистра культуры решил, что если школьники сами не хотят смотреть спектакли по программе, то нужно обязать их это делать, причем не менее трех раз в год.

Не так давно заместитель министра культуры РФ Александр Журавский посетил премьеру спектакля «Метель» в Малом театре. После этого он внезапно решил внести свой вклад в педагогический процесс и научить детей любить классику.

Прямо в фойе театра он сообщил, что, по его мнению, «учащиеся должны не менее трех раз в год посещать театральные постановки по классическим произведениям литературы в рамках школьной программы».

Конечно, далеко не все предложения чиновников, да еще сделанные перед премьерой, непременно воплощаются в жизнь. Пережили мы уже и программу ликвидации кинобезграмотности, и обещания водить детей в музеи. Теперь дошли и до театральных подмостков.

Но на эту программу, как говорит чиновник, уж выделены деньги, так что, вполне возможно, детей действительно заставят ходить в театр.

«Нужно поддерживать возвращение классики подрастающему поколению, и неслучайно у нас большая программа поддержки детских театров. В этом году сумма поддержки была увеличена втрое и составила 700 млн. рублей. Мы хотим, чтобы значительная часть постановок была ориентирована на школьную программу», — сказал Журавский.

Замминистра добавил, что ознакомление с классической литературой в формате театральных постановок должно сопровождаться последующим обсуждением.

«Если подробно объяснять школьнику, что это за слова, что это за понятия, что это за эпоха,  тогда ему становится интересно. Если он понимает взаимосвязь времен, тогда ему становится ближе и автор, и литература.

Необходимо разбудить в ребенке интерес к традициям отечественной литературы», — пояснил он.

Эти прекрасные идеи, к сожалению, разбиваются о реальный жизненный опыт, который, думаю, есть у каждого советского школьника.

Не знаю, была ли это государственная программа или учителя страдали сами и мучали нас по собственной инициативе, но только сами мы точно не менее трех раз в год в обязательном порядке ходили на спектакли по школьной программе.

Оттуда мы выносили все что угодно, кроме «интереса к традициям отечественной литературы», чаще всего — замечания в дневник и двойки по поведению.

Уж не знаю, почему, но только замечено, что даже самые интеллигентные и воспитанные дети, попадая в театр в компании своих одноклассников, превращаются в настоящих дикарей.

Еще как назло, для большинства спектаклей именно по школьной программе, скажем так, характерны некоторые художественные условности.

Я до сих пор помню, как наш класс грохнул от смеха на самом возвышенном месте, когда на сцену вышла Татьяна Ларина 56-го размера, и как нас с позором выгнала из зала театральная бабушка.

Бывает и наоборот — сейчас молодые театры делают постановки специально для подростков, рассказывают им классику на понятном языке и близкими образами. Но, думаю, такой «Ревизор» или «Муму» не очень понравится учителям. Да и замминистра по культуре, скорее всего, не одобрит.

Наталья Афанасьева
Источник: ucheba.ru

Кравцов: 15-20 процентов учителей не знают русский язык и математику

Замминистра образования и науки, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов дал интервью ТАСС, в котором среди прочего рассказал о результатах апробации новой модели аттестации учителей и о необходимости объективной оценки директоров, учителей, учеников.

10 профессий будущего: что будет в 2025 году и позже

В Microsoft и The Future Laboratory решили узнать, каким будет рынок труда через 10 лет. Исследование компании с ми экспертов вышло в британском издании The Independent. Публикуем перевод этой статьи.

Источник: https://xn—-dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/ljubite-li-vy-teatr-kak-ljubit-ego-ministerstvo-kultury/

Любите ли Вы театр так, как любим его мы? Подводим итоги Театральной недели-2014 — Тульский областной колледж культуры и искусства

«Любите ли вы театр?» – воскликнул великий Виссарион  Белинский в своём сочинении «Литературные мечтания». Наверное, не каждый сможет утвердительно ответить на подобный вопрос. Всё-таки театр – он не для всех. Посмотрите, насколько много вокруг людей, не обремененных чувствами к Мельпомене, предпочитающих непритязательные и необременительные развлечения «зомбоящика».

Но если вам посчастливилось попасть на театральную неделю в Тульский областной колледж культуры и искусства, то вы непременно убедитесь, как много и других людей, в том числе молодых, — настоящих взыскательных театралов. И что  театр, которому еще полвека назад пророчили скорую кончину, не только не принимался умирать, но и вопреки «лжепророкам» очень себя недурно чувствует.

Театральная неделя -2014 проходила в Тульском областном колледже культуры и искусства с 27 марта по 9 апреля.

Открылась неделя  большой театральной премьерой — с аншлагом, с морем цветов и множеством зрителей в зале. Студенты 3 курса специализации «Театральное творчество» показали комедию «Остров нашей любви и надежды» Г.Соловского.

Спектакль поставила  режиссер Ольга Олеговна Долженкова. Не знаю кому как, но мне показалось симптоматично, что Театральная неделя ТОККиИ в Год культуры открылась спектаклем о провинциальном мире России.

Именно там люди и чище, и честнее, и отношения открытее, и общечеловеческие ценности там на первом месте.

Юным актерам, составившим прекрасно слаженный ансамбль, удалось узнаваемо показать жизнь своих персонажей — немногочисленных обитателей удаленного от цивилизации полустанка, их душевные переживания, желания и стремления. И побеждает в спектакле добро и любовь, как бы это ни банально звучало.

Всего Театральная неделя-2014  подарила пять заметных премьер. Так студенты 4 курса специальности «Актерское искусство» представили два спектакля: поэтический спектакль по произведению А. Твардовского «Дом у дороги»  (режиссер Бавтрикова И.В.) и спектакль по пьесе «За закрытыми дверями…»  Ж.-П. Сартра (режиссер Небольсин И.И.).

Спектаклем «Дом у дороги» режиссер-постановщик Ирина Вячеславовна Бавтрикова  показала, как можно сегодня говорить о войне. Это очень удачная  попытка театральным языком исследовать глубину постигшей наш народ трагедии, чувства обычных людей, оказавшихся в аду войны. Конечно, это прежде всего великая поэзия Твардовского.

И  это правда о войне поэта-гражданина. Который всю войну был военным корреспондентом на передовой, лично видел и пережил и отступление Красной Армии, и исход  беженцев 41-года, и разоренные и покинутые крестьянские дома у дороги.

Который на всю оставшуюся жизнь остался «ушиблен» этой войной, для которого была свойственна обостренная совестливость и, говоря словами поэмы, «память горя». У каждого из нас есть генетическая память о родственниках, погибших на войне, о тех, кто жил и восстанавливал нашу страну.

И каждый несёт своё отношение к этой теме, проецирует память о  дедах и прадедах. Спектакль очень тронул зрителей чистотой исполнения, невероятным актерским ансамблем.

Спектакль по пьесе «За закрытыми дверями…»  французского писателя, драматурга и философа Жана Поля Сартра —  дипломная работа студентов 4 курса специальности «Актерское искусство» (режиссер — Небольсин И.И.).

 Браться за постановку пьесы поистине культового писателя двадцатого века и играть в подобном спектакле — это всегда вызов. Постановка получилась  для серьезного зрителя.

Великий Сартр как он есть: философские размышления о человеческой душе, о ее метаниях и способах искупления земных грехов, мысли о жизни и смерти, о любви и ненависти, страданиях и страстях, тонкое сплетение конфликтов, ироничного юмора, парадоксов и шокирующих открытий.

Сюжет: три персонажа — журналист Гарсэн, богачка Эстель и почтовая служащая Инэс — за свои земные грехи попадают после смерти в  некую комнату, которая оказывается тем самым загробным миром: то ли Адом, то ли Чистилищем. Здесь их ждет наказание — «пытка ближним», которая  будет длиться вечно…. То ли фарс, то ли трагедия. Спектакль ставит  серьезные вопросы и заставляет  зрителя вместе искать ответы на них.

Всё трио актеров: Ширяев Александр, Бабанова Ульяна, Дронова Мария играют слаженно, чётко, вдохновенно, с полной отдачей! С первой и до последней минуты действие увлекает за собой словно в бурлящий водоворот.

По замыслу режиссера особую роль в спектакле играет вроде и проходной персонаж – Коридорный (исп. Старцев Максим). Он выступает как бесстрастный кукловод, как суровая неизбежность.

А потому, как мне кажется, то действие, которое актеры разыграли перед нами,  была вовсе не пытка «другими», а пытка невозможностью ничего изменить в своей жизни.

Читайте также:  Выпускники повернулись к новому ректору спиной - студенческий портал

Персонажей сжигает нераскаянный грех, они мучаются оттого, что в их прошлом были подлость, предательство, преступление, чего уже не исправить. Потрясающая режиссёрская трактовка Игоря Ивановича Небольсина.

Спектакль о том, что нужно понимать всю полноту ответственности за свои не всегда достойные  поступки, а главное — их необходимо исправлять пока не поздно! «Если смерть не конец, то смысл жизни на земле должен восприниматься по — другому…»

Очень достойно в обоих спектаклях актерского отделения выступила Дронова Мария. Инэс (спектакль «За закрытыми дверями…») в ее исполнении – жёсткая, грубоватая, безапелляционная, концентрирующая в себе  всё самое тёмное.  В ней мало  женского.

А вот ее  Анюта в спектакле «Дом у дороги» —  истинно русская женщина из народа, не просто обаятельная, живая, но полная величайшей самоотверженности и душевной силы.

 В этих диаметральных образах Марии удалось довольно    убедительно воплотить вневременное женское и антиженское начала.

Источник: http://www.toccii.ru/vsenovosti/609-lyubite-li-vy-teatr-tak-kak-lyubim-ego-my-podvodim-itogi-teatralnoj-nedeli-2014.html

Министром культуры стала Ольга Любимова, правнучка великого актера Качалова — МК

«Из потомственной семьи русских интеллигентов»

Владимир Путин по представлению премьера Мишустина назначил нового министра культуры. Владимира Мединского сменила Ольга Любимова. Она из потомственной семьи русских интеллигентов, представители которой каждый на своем поприще составили славу России.

Начнем издалека: ее прадед по линии матери никто иной как великий русский актер Художественного театра Василий Иванович Качалов (Шверубович), дед — Вадим Шверубович — театральный деятель, был заведующий постановочной частью МХАТ и его высоко ценили Станиславский и Немирович-Данченко.

Интересный факт из его биографии: во время Великой Отечественной, как работник МХАТа, Вадим Шверубович имел бронь, но не воспользовался привилегией, а добровольно ушел в ополчение, чудом остался жив.

Его дочь и мать нового министра культуры — Мария Шверубович — актриса, работала в «Современнике», на радио, в Москве ее любили как умного и душевного человека и скорбели о ее безвременной кончине в 2018-м году, сразу вскоре после назначения дочери на ответственный пост.

По линии отца тоже были выдающиеся люди — дед и бабушка известные переводчики, Николай Любимов перевел практически всех классиков французской и испанской литературы Наконец отец главы культурного ведомства — Борис Любимов – известный театровед и педагог, ректор Высшего театрального училища им. Щепкина, а в ГИТИСе он возглавляет кафедру истории театра.

В Малом театре является заместителем Юрия Соломина. Так что надо признать, что впервые в кресле министра оказалась фигура с такой мощной культурной родословной.

И это вселяет большие надежду на то что Министерство станет наконец по-настоящему интеллигентным, с профессионалами высокого класса, а не случайными людьми, попавшими туда по принципу партийной или какой еще другой принадлежности.

Сама же Ольга Любимова — выпускница факультет театроведения ГИТИСа.

Ее карьера начиналась на телевидении: с начала 2000-х она — корреспондент Третьего канала и программы «Ортодокс» на ТВЦ, выступала ведущей программ «Москва-2009», «Город и люди» на телеканале «Столица». С 2010 по 2011 гг.

уже руководит итоговой информационно-аналитической программой «Контекст» на телеканале «Культура». Любимова — автор более восьмидесяти документальных фильмов.

Впервые она оказалась в Минкульте в 2015-ом, когда стала советником в Департаменте кинематографии, однако вскоре перешла на Первый канал, в качестве замдиректора Дирекции социальных и публицистических программ. Ее возвращение в Минкульт пришлось на 2018-й год, когда Любимову назначили исполняющей обязанности директора департамента кинематографии.

Сам факт ее назначения на пост министра может говорить о том, что важнейшим из искусств у нас по прежнему является кино, во всяком случае, его мощная материальная составляющая. Никита Михалков важная фигура в ее биографии: с Любимовыми он сосед по Николиной Горе, десятилетия дружат семьями и вроде Никита Сергеевич крестил в детстве Ольгу Борисовну.

Она демократична и внимательна, человек новой формации, активный пользователь социальных сетей.

Ничем пока себя не запятнала и быстро вошла в курс дела, постигла особенности киноотрасли и каким-то образом умудрялась уживаться с Владимиром Мединским и теми кинематографистами, которые не могли смириться с его деятельностью. Во всяком случае, находясь на ответственном посту вреда она никому не причинила.

 Полный список нового правительства: кто ушел и кто пришел

Источник: https://www.mk.ru/culture/2020/01/21/ministrom-kultury-stala-olga-lyubimova-pravnuchka-velikogo-aktera-kachalova.html

Любите ли вы театр, как любим его мы?

Белинский, Доронина и юные артисты Каширы

Страстным монологом из статьи о театре Виссариона Белинского, исполненным Татьяной Дорониной в фильме «Старшая сестра», открылась театральная неделя, прошедшая в ДК им. Ленина и собравшая лучшие артистические силы округа на одной сцене. Восторг перед театральным делом и жажда приобщиться к нему, выраженные в таком эпиграфе, стали настоящим лейтмотивом праздника.

Год театра, проходящий по стране, 125-летие великого актера и каширянина Бориса Щукина – это стало поводом для проведения фестиваля театральных коллективов округа.

А целью… Во-первых, дать возможность всем, для кого упоительна сама мысль о возможности выйти на сцену, сполна насладиться запахом кулис (таких в нашем округе оказалось немало).

Во-вторых, оценить, как далеко они продвинулись на пути постижения секретов актерского мастерства.

Надо отметить, что все на разных этапах этой большой дороги: кто-то только делает первые робкие шаги, а кто-то уже уверенно идет… прямо к порогу театрального вуза.

Ну а главная, на мой взгляд, цель фестиваля была сформулирована в визитке одного из участников: театр в Кашире снова в моде!

Представлением коллективов открылась театральная неделя в субботу 16 марта. Всегдашняя беда наших культурных мероприятий – в зале были только родители. А жаль, потому как многим было бы интересно узнать, что разновозрастные театральные коллективы есть практически во всех досуговых учреждениях Каширы, в Ожерелье, в Тарасковской и Корыстовской школах, а в экологическом центре даже два.

Торжественный и праздничный тон фестивалю задал свод-ный ансамбль актеров, ведомый Валерией Ивановой, Яном Репелем и Альбиной Рябовой.

Некоторые из участников подготовили для своего первого выхода небольшие сценки-визитки, максимально передающие общее настроение или амплуа актерского ансамбля, другие ограничились видео-презентациями, которые, конечно, в большом зале ДК смотрелись менее выигрышно.

Но зрители не оценивали, кто лучше, ведь им был предложен не конкурс, а именно фестиваль, то есть обзор достижений в общей сложности десяти артистических объединений. Каждому из них был выделен свой день недели и дана возможность представить один из спектаклей репертуара.

Из недели театральных постановок я охватила только два дня, потому общей картины не передам. Да и то, что видела, пожалуй, рецензировать не стану.

Ну, во-первых, кто это меня уполномочивал. А во-вторых, и в главных, признаюсь, зритель я профессиональный, театральный завсегдатай, и потому несколько утратила умилительную способность восхищаться тем, как дети на сцене комикуют или натужно заламывают руки, обозначая трагическую судьбу героя. Потому, не критикуя частности, постараюсь передать общую атмосферу театральной недели.

Она была! По-моему, это самое важное достижение фестиваля. Загримированные, в костюмах, непохожие на себя будничных юные актеры игриво шушукаются и вдруг замирают взволнованно перед выходом за кулисами. Педагоги сосредоточенно проверяют каждую деталь, подбадривающе улыбаются ребятам, а потом, как перед экзаменом, каменеют лицами и повторяют шепотом весь текст с каждым из персонажей.

Зрители… Здесь, пожалуй, моя благостная картинка дает сбой. В день открытия, как уже заметила, зрители были субъективные и немногочисленные.

  В остальные дни фестиваля (будни, середина дня, детские спектакли, вход свободный) зрителями должны были стать школьники. Они в зале, конечно, были. На кукольных спектаклях малыши, на остальных постарше.

Но! Их пригнали после уроков по разнарядке, без желания, явно без проработанного заранее с каждым поведения в зрительном зале…

И в результате – плохой звук на сцене, шум в зале, артисты сами по себе – зрители сами по себе. Обидно всем и жалко всех.

Конечно, зрительская культура выращивается годами и постоянным тренингом. В театр и даже в кино наши дети ходят мало, если ходят вообще. Они привыкли к телевизионным и интернет-зрелищам, когда и поболтать и бутербродик съесть не возбраняется, потому сидеть тихо и смотреть внимательно им непросто.

Но если мы хотим, каждый в своем ребенке и в юных каширянах в целом, воспитать человека восприимчивого, думающего, способного оценить искусство, а значит, развиваться интеллектуально, нужно потрудиться.

Родителям водить детей почаще на самые разные представления. Учителям интереснее и разнообразнее рассказывать об искусстве.

А тем, кто к искусству причастен, неустанно увлекать нас всех в этот прекрасный, бездонный, многогранный мир Театра. Успехов нам всем!

  • Фотоотчет о нескольких днях театральной недели в Кашире — http://inkashira.ru/novosti/kultura/teatralnaya-nedelya-v-kashire
  • Светлана НИКИФОРОВА
  • Владимир ЛЕБЕДЕВ (фото)
  • Источник: http://inkashira.ru/novosti/kultura/lyubite-li-vy-teatr-kak-lyubim-ego-my

Источник: http://inkashira.ru/novosti/kultura/lyubite-li-vy-teatr-kak-lyubim-ego-my

Любите ли вы театр!

ЗА ДОЛГУЮ историю существования один из ведущих театров России, созданный Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в 1898 году, не омрачил славы своих основоположников, не растратил, а умножил творческое богатство, накопленное поколениями выдающихся артистов. Он по-прежнему остаётся носителем высокой эстетики и нравственности, являя пример бескорыстного служения прекрасному.

Юбилей МХАТ по праву вошёл в разряд важнейших событий общественной жизни не только Москвы, но и всей страны, что не преминул отметить министр культуры РФ Владимир Мединский, выступивший в начале праздничного вечера.

Поздравляя прославленную труппу со знаменательной датой, он подчеркнул, что, оставаясь преданным заветам Станиславского и Немировича-Данченко, творческий коллектив развивает и углубляет классические академические традиции, заложенные легендарными основателями МХАТ.

Театр устоял во время перестроечных бурь, выжил в «лихие 90-е» и продолжает в наши дни «сеять разумное, доброе, вечное». Всё это во многом благодаря заслугам и усилиям бессменного на протяжении более 30 лет руководителя МХАТ — народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной.

Художественная часть прошедшего с аншлагом семичасового торжества открылась фрагментом из первого акта пьесы Чехова «Три сестры», одной из знаковых мхатовских постановок, осуществлённой Владимиром Немировичем-Данченко в 1940 году.

Выбор произведения для юбилея отнюдь не случаен: «Три сестры» — своего рода визитная карточка театра. С этого программного драматургического шедевра началась и летопись МХАТ под управлением Татьяны Дорониной, выступившей режиссёром по восстановлению.

Задействовав в спектакле цвет труппы, великая русская актриса сохранила в гениальной постановке как чеховскую интерпретацию ролей, так и историческое художественное оформление.

«Героев нельзя делать антигероями и наоборот: это преступление против закона драматического театра», — отметила Татьяна Васильевна, обратившись с приветственным словом к зрителям по окончании представления.

Размышляя о театральном искусстве, деле всей своей жизни, легенда сцены и муза МХАТ отметила, что его задача — учить культуре, нравственности, восторгу перед миром, пониманию красоты и добра, чувствовать которые нужно всем сердцем.

Рассказывая о более чем вековой истории детища Станиславского и Немировича-Данченко, выдающаяся артистка с особой болью вспоминала её чёрные главы: раздел МХАТ в 1987 году на «горьковский» и «чеховский», нанёсший удар по самому понятию художественного театра.

Но, вооружившись девизом «Надо жить!», прозвучавшим в «Трёх сестрах», одной из нескольких постановок, «милостиво» оставленных Олегом Ефремовым для МХАТ имени М.

Горького, Татьяна Доронина вместе с труппой, избравшей её своим руководителем, всего за несколько лет вывела театр, практически лишённый репертуара, на лидирующие позиции, сохранив его главное достояние — народный дух.

А потому мхатовцы с Тверского бульвара заслуженно считают себя правопреемниками Московского Художественного театра.

По мнению народной артистки СССР, гражданский долг любого храма искусств — протестовать против скверны, обмана и пошлости. Подлинный театр — театр реализма, совести и правды — не должен служить обогащению отдельных бездарных личностей, в нём нет места актёрам-коммерсантам.

Татьяна Васильевна процитировала слова Пушкина, считавшего драматическое искусство самым сложным из сценических, поскольку в нём лицедей выступает одновременно и как инструмент, и как исполнитель.

Сегодня, когда потеряна вера друг в друга, кругом царят обман и недоверие, театр — учитель добра, нравственности, духовности и культуры — должен помогать уходить от негатива.

Задача артиста — не красоваться на подмостках и выбегать на аплодисменты, а работать для зрителя с полной самоотдачей.

В своём обширном выступлении легенда отечественной сцены и кинематографа подробно осветила этапы формирования мхатовского репертуара после трагического раскола, остановившись на наиболее значительных спектаклях по произведениям Островского, Достоевского, Булгакова, Чехова, Горького, Шекспира, Уильямса, Кальдерона, Вампилова, Распутина, Полякова, Малягина, Симонова, с успехом шедших и продолжающих идти на мхатовских подмостках. Театр обращается и к творениям современных российских авторов, но только при условии, что в них нет пошлости, похабщины и ненормативной лексики.

По мнению актрисы, серьёзное и разнообразное «меню» МХАТ имени М. Горького — наглядный результат тяжёлой и упорной работы коллектива, который, один из немногих в столице, уделяет огромное внимание классике и не забывает о юбилеях великих драматургов, особенно русских, приурочивая к их круглым датам новые постановки.

Татьяна Васильевна посетовала на то, что власти не слишком балуют мхатовцев наградами и званиями. Так, многие ведущие актёры труппы до сих пор не оценены по достоинству. Речь, в частности, шла о Елене Коробейниковой, исполнительнице главных ролей в целом ряде спектаклей, и об Александре Титоренко.

Первое отделение юбилейного вечера завершилось финальными сценами из шекспировского «Гамлета», экспрессивной постановки талантливого режиссёра Валерия Беляковича, долгие годы плодотворно сотрудничавшего с храмом искусства на Тверском бульваре.

Вторая часть торжеств открылась актёрским парадом: прошествовав через зрительный зал, на сцене собрались все артисты труппы, одетые в костюмы из «Полоумного Журдена», «Комедиантов господина…», «Западни для королевы», «Школы злословия», «Отцов и детей», «Русского водевиля» и других наиболее популярных мхатовских спектаклей. А далее творческий коллектив во главе с неподражаемой Татьяной Дорониной принимал тёплые поздравления от своих многочисленных друзей и поклонников. Были зачитаны приветствия от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, президента Белоруссии Александра Лукашенко, представителей парламентских фракций Госдумы РФ.

Весь вечер на сцене царили шутки и веселье, музыка и танцы. «МХАТ — это достояние России, он жив и будет жить всегда» — хором пели представители Следственного комитета РФ, приехавшие чествовать знаменитый театр вместе со своим председателем Александром Бастрыкиным.

Дань уважения МХАТ отдали студенты Щепкинского училища и Московской консерватории, артисты ЦДРИ, театров «Сфера», «Глас» и Романа Виктюка.

О любви к Татьяне Дорониной и её храму искусств — одному из самых востребованных в стране — говорили и художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин, и глава Федерального казначейства РФ Роман Артюхин, и заслуженный врач России Владимир Шичанин, и председатель редакционного совета «Литературной газеты» писатель Юрий Поляков, заявивший, что счастлив быть драматургом, чьи пьесы не сходят со мхатовской сцены. «Сберечь театр на сквозняках эпохи — это творческий подвиг великой русской актрисы Татьяны Дорониной, сумевшей остаться верной заветам Станиславского и Немировича-Данченко. Настоящий МХАТ — именно здесь, на Тверском бульваре, а не в Камергерском переулке», — подчеркнул автор «Контрольного выстрела», «Как боги», «Грибного царя», «Особняка на Рублёвке», с аншлагом идущих в театре-юбиляре.

МХАТ поздравили обозреватель газеты «Правда» Виктор Кожемяко и её главный редактор Борис Комоцкий, подчеркнувший: «Суть театра — его дух.

Под руководством Татьяны Дорониной храм искусства на Тверском бульваре, 22, сумел сохранить именно мхатовский дух правды и честности».

К сожалению, добавил журналист, власть не любит ни того ни другого, а посему неудивительно, что министерство культуры не осыпает артистов труппы наградами и званиями.

Под занавес торжеств с пожеланиями МХАТ долголетия, процветания и новых творческих успехов выступили представители других СМИ: газеты «Слово», журналов «Театрал» и «Аргументы недели».

Источник: https://msk.kprf.ru/2018/11/01/102892/

Любите ли вы театр?

Театр начал свое развитие в Древней Греции и Риме. С приходом христианства такие зрелища попали под запрет. В эпоху Возрождения, когда акцент делался на искусство, стал возрождаться и театр. Вначале в Англии, в Италии, во Франции, затем процесс добрался и до России.

Первый театр был создан при царе Алексее Михайловиче в 1672 году. Первая пьеса, поставленная в этом театре, называлась «Артаксерксово действо». Что примечательно, после окончания спектакля все зрители отправились… в баню, чтобы смыть «грехи». Подобные спектакли не одобрялись церковью, лицедейство считалось грехом, поэтому актёров хоронили за оградой кладбища.

Царско-боярские театры служили в основном для узкого круга людей. Первый общедоступный публичный театр с профессиональными актёрами учредила Елизавета Петровна в 1756 году в Петербурге. Его первым директором стал известный драматург А. П. Сумароков, которого считают «отцом русского театра».

Всемирный день театра учреждён в 1961 году на IX конгрессе Международного института театра, штаб-квартира которого находится в Париже. Участники конгресса постановили — 27 марта отмечать профессиональный праздник.

В области театрального искусства существуют различные награды.

Самые престижные: «Европа — театру», учреждённая в 1986 году в Италии, в США — премия «Тони» (1947), в России главная премия — «Золотая маска» (1994), в Англии — премия Лоуренса Оливье (1976).

В России зрителей принимают около 700 театров, включая и частные. Посещаемость храмов Мельпомены составляет примерно 30 миллионов человек в год, по сравнению с советским периодом цифра снизилась в три раза. И, наверное, не только из-за финансовых проблем.

В ходе рыночных преобразований театр сильно пострадал и в материальном, и в нравственном плане. Театры были вынуждены следовать ювеналовскому призыву-афоризму «Хлеба и зрелищ!».

Читайте также:  Молодым учителям могут поднять зарплаты - студенческий портал

Актёрам и режиссёрам приходилось подстраиваться под вкусы невзыскательной публики, приходилось идти на компромисс между душой и экономикой. Но, к чести театра, он оправился от шоковой терапии, и «чернухи» в последние времена стало значительно меньше.

Как заметил тот же Белинский, «не будем слишком строги к театру: не его вина, что он так плох».

Что тянет людей в актёрскую профессию? Ведь конкурс в театральные училища в десятки раз превышает конкурс в самый престижный вуз страны — МГУ.

Сомнительно, что человек поступает в военное училище и не стремится дослужиться до генерала, поступая в Литературный институт, не мечтает стать знаменитым писателем, поступая в театральное училище, не грезит стать популярным актёром.

Разумеется, судьба у всех разная, но цель одна — достичь Олимпа в своей профессии. Именно эта тщеславная мысль и не даёт покоя харизматическим личностям.

Артист — профессия штучная. Мельпомена не ко всем актёрам ровно дышит. Кого-то возносит на пьедестал, а кому-то достаются небольшие крохи с театрального стола. Но актёры не ропщут, а покорно тянут свою нелёгкую артистическую лямку.

Ведь как надо любить свою профессию, чтобы каждый день выходить на сцену и играть одну и ту же пьесу в сотый раз, и это не считая репетиций.

Знаменитый острослов Станислав Лец сказал так: «Настоящему актёру есть что сказать, даже когда у него роль без слов».

«Театр начинается с вешалки» — слова великого Станиславского.

Ведь театр — это не только внутренний антураж, но и интерьер: мусор и переполненные урны негативно скажутся на впечатлении зрителей, которые пришли лицезреть театральное действо.

Поэтому можно выразиться даже так: «Театр начинается с дворника». Сперва надо создать прекрасную околотеатральную атмосферу, а уж актёры постараются это хорошее настроение продолжить и улучшить.

«Театр — это сила, соединяющая в себе одной все искусства», — резюмировал А. Чехов, но он произнёс эту фразу, когда кино ещё находилось в зачаточном состоянии и не стало «важнейшим» искусством.

В фильме киноактёр может сделать множество дублей, пока не получится удачный кадр.

На сцене не переиграешь оплошность, хотя, может быть, именно таким живым общением и ценен театр, где всё у всех на виду.

«Весь мир — театр» — подвел итог великий Шекспир. Наверное, был прав. Мы все каждый день кого-то играем — плохо или хорошо, но это уже другой вопрос. Вот для этого и существуют актёры — профессионалы своего дела, чтобы посредством великого искусства показать человеку его хорошие и плохие стороны и заставить задуматься о своей жизни.

С праздником, любители театра! Поздравляем не только профессионалов сцены, но и всех тех, кто имеет отношение к Его Величеству — Театру.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/60312/

Любите ли вы театр так, как… все любят его?

Ходить в театр стало модно

— Георгий, как вы думаете, изменилось ли что-то в обществе, что повлияло на такой рост интереса к театральному искусству?

— Я все-таки думаю, что речь идет о Петербурге и Москве, в других городах я не видел такого бума, хотя, может, он и есть. Я связываю это с тем, что в театр стало модно ходить.

Туда пошла не только та публика, которая и раньше ходила: театралы, люди культуры или пожилые люди, воспитанные в другое время, когда не ходить в театр было дурным тоном. Сейчас многие ходят «для галочки», что я считаю нормальным.

Лет пять-семь назад крупное московское издательство «Амфора» выпустило серию серьезных книг, у которых был слоган: «Читать модно», — и расходились тиражи! Сейчас в театрах тоже так. А как не сходить в МДТ, БДТ им. Г.А. Товстоногова, МХТ им. А.П.

Чехова или «Гоголь-центр», если вся Москва и весь Петербург говорят об этих театрах? Иначе ты будто бы не «в теме», не имеешь своего мнения о них. Конечно, повлияло и то, что с приходом во многие топовые театры режиссеров новой формации возросла актуальность постановок. Я думаю, с этим связан успех многих площадок, которые еще недавно были полупустые или заброшенные.

— Сейчас театр, на ваш взгляд, монополизирован режиссерами старой формации или молодые тоже могут туда пробиться?

— Конечно, могут. Александр Молочников в МХТ им. Чехова в 22 года поставил спектакль. Пьесы Аси Волошиной, 32-летнего петербургского драматурга, сейчас читает Юрий Бутусов, ставят крупнейшие режиссеры.

Все — могут, другое дело, что они хотят сказать. В то же время консервативный театр никогда не умрет. Есть театры, вроде Малого театра в Москве или нашего Театра им. В. Ф.

Комиссаржевской, где классику будут ставить всегда, и практически всегда ее будут ставить так, как написано в книгах.

Две ипостаси Гамлета

— А правильно ли, когда режиссер, берясь за произведение классической литературы, привносит что-то свое в сюжет или трактовку, основываясь на субъективном видении?

— Конечно, правильно, потому что спектакль — это не просто читка по ролям. Я не люблю, когда актеры одеты ровно так, как написано в произведении, или когда они играют слово в слово. Мне такой формат не близок.

Хотя я понимаю, почему многие это делают: лучше, чем Чехов написал, невозможно сыграть на сцене. Можно только по мотивам Чехова показать свое авторское видение. Ведь режиссер — это автор.

Если он говорит актерам всё то же, что и в книге, одевает их абсолютно так же, как и написано в пьесе, обустраивает декорации один в один, никаких новых идей не предлагает, тогда возникает недопонимание.

У Льва Додина в МДТ, например, в «Вишневом саде» дух времени сохранен, костюмы того времени сохранены, текст Чехова остается, но там находят совершенно новые вещи, которые ты, как читатель, никогда не видел в книге.

Cейчас комедия в театре — это либо очень пошло, либо вообще не смешно. Мне кажется, утрачена функция театра как зрелища

— А что вы в таком случае думаете о «Гамлете» Додина? Там ведь режиссер сильно отошел от авторского видения.

— Да, это так. Все читали Шекспира, где Гамлет предстает чуть ли не положительным героем, в него влюбляются, его оправдывают. А Додин показал нам, что Гамлет на самом деле убийца и предатель, об этом никто никогда не говорил. Режиссер не выходит за рамки классики. Но он обязан предложить что-то новое. Хотя бы поразмышлять о том, о чем до него не догадывались.

У Константина Богомолова, которого все считают провокатором и деструктором, сохранено почти сто процентов текста любого автора. А блюстителей морали это не устраивает. Сейчас в Петербурге «Три сестры» идут в огромном количестве театров, многие приезжают с гастролями.

И если каждый будет одевать актеров в одни и те же костюмы, давать им одни и те же реплики, то возникает вопрос: «А в чем смысл?».

И классика, и эксперимент в театре имеют право на существование

— Вы ведете проект «Театральный Кружок», в рамках которого обсуждаете со зрителями спектакли. Какой театр, классический или экспериментальный, привлекает сейчас людей больше?

— От качества зависит. Я могу сказать по своему театральному кружку, что 95 процентов тех, кто его посещает, — не театралы в привычном смысле этого слова. Многие вообще были в театре в последний раз пару лет назад. Кто-то ходит часто, но какого-то режиссера для себя не открывал.

Я могу сказать, например, что тот эффект, который Юрий Бутусов в Театре им. Ленсовета производит на зрителей, надо снимать на камеру и показывать. Люди меняются, у них жизнь меняется навсегда. Мы проводим обсуждения после его спектаклей, и люди в трансе, могут не спать несколько дней.

— А какие спектакли Бутусова вы бы отметили?

— «Макбет. Кино», прежде всего; «Три сестры», «Дядя Ваня». При этом почти на каждом показе треть зала уходит. Кто-то уходит громко. Хотя режиссер просто добавил в классику музыку современную, наделил ее новыми смыслами. А для меня важен смысл. Если три сестры выходят в современных платьях или в джинсах, для меня это нормально.

— Молодому поколению так, вероятно, проще смотреть.

— Конечно. Я не хочу смотреть на них в старых платьях. Правда, бывает эксперимент, как у Дмитрия Волкострелова в ТЮЗе им. А.А. Брянцева, когда даже подготовленные участники нашего кружка не всегда понимают, что на сцене происходит. Есть эксперименты совсем жесткие. Например, в Электротеатре «Станиславский», где бывает перебор.

— В каком плане перебор?

— В плане физиологии… Хотя это тоже вопрос спорный. Я не против голого тела на сцене. Лев Додин всю жизнь раздевает своих актеров. С голого тела во многом начался театр. Мы же скульптуры не осуждаем. Но есть сверхфизиология. Например, «Театр.doc» в Москве, скажем так, балансирует на грани. Для меня важно — талантливо или бесталанно.

Если задача — раздеть актрису без всякого смысла, тогда зачем? Если это в контексте, тогда почему бы и нет? Я бы сказал, что новая форма интересна всем. Посмотрите, как изменился БДТ им. Г.А. Товстоногова с приходом Андрея Могучего. За пару лет сменился практически полностью зритель этого театра. Для консервативной части еще есть старые спектакли.

Остались два актера на всю труппу, которые поддерживают старую школу: Олег Басилашвили и Валерий Ивченко. В то же время Нина Усатова, Алиса Фрейндлих рукоплещут Могучему. Если вы придете в БДТ, самый современный театр, может быть, в мире, увидите: то, что там происходит, это театр уже технологичный. Бывает, что приходишь в театр не за смыслами.

Просто хочешь посмотреть что-нибудь новое. Сказать, что ты умнее стал, — нет. Но ты получил удовольствие — да. Хороший фильм может забыться через день. Так же и со спектаклем. Сегодня, правда, дефицит комедий. Сейчас комедия в театре — это либо очень пошло, либо вообще не смешно. Мне кажется, утрачена функция театра как зрелища.

Когда люди провели время, с одной стороны, легко, с другой, качественно.

«Если я не понял, зал не понял, никто не понял, то для кого это?»

— Георгий, каких режиссеров вы считаете наиболее успешными в постановке экспериментальных спектаклей?

— Уже упомянутый Юрий Бутусов в Театре им. Ленсовета, потрясающий мастер. Константин Богомолов в МХТ им. А.П. Чехова. Кирилл Серебренников, который сейчас под домашним арестом. Это три титана, я считаю. Причем Богомолова и Серебренникова принимают на Западе очень хорошо. Это реально театральное лицо России.

В Театре им. Ленсовета 80 процентов зрителей — молодежь. В конце спектакля некоторые свистят, но не в осуждение и не потому, что они такие невоспитанные, а потому что это катарсис, высшая степень восторга. Если театр перестанет выполнять эту функцию, я не знаю, где молодежь будет черпать такое вдохновение.

Олег Табаков и Олег Янковский говорили в свое время, что для любого театра есть одна проверка — гастроли в Петербурге. Если там взяли публику, значит, спектакль хороший

— Константин Райкин в одном интервью сказал, что спектакли не должны говорить со зрителем «высокомерным языком». Вы согласны с тем, что театр должен быть «понятным»?

— Не могу даже заочно вступать в полемику с Константином Райкиным. Могу только сказать, что уже дважды упомянутый Бутусов сделал его театр «Сатирикон» одним из лучших в Москве. И сам Константин Райкин играет в бутусовском спектакле «Король Лир», который совершенно неклассический.

Спектакль «Чайка», один из легендарных в истории российского театра, тоже поставил Юрий Бутусов в «Сатириконе». Для обывателя он вообще непонятный. Тут важен интеллектуальный уровень человека. Если зритель не спешит развиваться, то с ним придется разговаривать на пальцах. Но тогда теряется театр.

Я считаю, что человек, который приходит в театр, должен заботиться о своем интеллектуальном развитии. Я, например, не люблю Шекспира, но после спектаклей Бутусова, бывает, возвращаюсь к классику. Нужно знать оригинал, чтобы иметь возможность сформировать мнение. Но Райкин во многом прав.

Сейчас на фоне развития современного театра появилась такая тема, которую я называю «заумь». Это когда люди, гонясь за современностью, творят совсем что-то бессмысленное. А когда их спрашиваешь, что это, отвечают: «Ну, это новое, ты не понял просто».

Получается, если я не понял, зал не понял, никто не понял, то для кого это?

— Грань должна быть?

— Проблема в том, что многие молодые режиссеры сами не понимают, что они делают. Они пытаются кого-то копировать, но это тоже можно делать по-разному. Должна быть какая-то мысль, с чем у многих — проблема. Поэтому и молодых режиссеров не так много в российском театре.

Если рассматривать на примере кино, в 80-х в нашей стране каждый актер был романтическим героем, в которого могли влюбиться все женщины. Были Андрей Миронов, Олег Янковский, Александр Абдулов, Александр Збруев, можно перечислять бесконечно.

Сейчас там один Данила Козловский — один на всю страну. Это ненормально. Тогда возникает вопрос, а актерам, режиссерам есть, что сказать? Я думаю, что нет. Реп-баттл Оксимирона и Гнойного миллионы в Сети смотрят, потому что людям есть что сказать друг другу.

Хотя бы есть, как оскорбить друг друга, это уже немало.

Московская публика жаждет нового, а петербургская — ищет смысл

— Как вам кажется, есть отличие петербургской театральной жизни от московской?

— Для меня есть. Хотя ко мне в гости приходят многие артисты, которые утверждают, что нет. Я считаю, что в первую очередь отличие — в публике. Московская публика более свободная.

— То есть спектакли Серебренникова в Петербурге не так бы принимали?

— Он недавно, не будучи еще фигурантом уголовного дела, приезжал к нам со спектаклем «Кому на Руси жить хорошо», и, конечно, был аншлаг. Олег Табаков и Олег Янковский говорили в свое время, что для любого театра есть одна проверка — гастроли в Петербурге. Если там взяли публику, значит, спектакль хороший.

Потому что здесь публика холодная, «дистанцированная», очень консервативная. Я много концертов зарубежных звезд посещал и могу сказать, что не всем удавалось растрясти петербургскую публику, для этого надо затратить силы. Зато в Петербурге, например, в МДТ овации могут идти 15-20 минут, актеры уже просят отпустить, потому что сил больше нет выходить.

В Москве даже на самой большой премьере бывает только три поклона. Там публика более свободная, но и более избалованная. Она ищет что-то новое, вот почему там новая форма закладывается. У нас публика ищет смысл. Лучше всего это можно проверить по спектаклям трижды упомянутого Бутусова. В Петербурге к нему все равно огромная часть публики скептически относится.

В Москве же он — звезда. На Бутусова там идут: и на гастроли Театра им. Ленсовета, и на его постановки в Москве. А ставит он в Театре им. А.С. Пушкина, Театре им. Евг. Вахтангова, в «Сатириконе», там люди голодные до любой его премьеры.

И в Москве спектакли у него широкомасштабные, занимают много пространства, он использует всякие, как принято говорить «фишки», вроде качелей, ярких шаров. В Петербурге качели могут замениться каким-то покрывалом, шары — ватой.

Список туриста

— Всё больше туристов приезжает в Петербург за культурным обогащением. В какие петербургские театры вы посоветуете пойти гостю города? И на какие постановки?

— Тут сложно быть оригинальным. МДТ — Театр Европы, куда билеты и так не достать. На «Вишневый сад», даже не обсуждается, за любые деньги. Если билет стоит 12 тысяч, покупайте, потому что это навсегда жизнь переворачивает. На «Бесов» — они идут раз в год. Спектакль начинается в полдень, заканчивается в девять вечера.

Такое погружение в Достоевского увидеть больше невозможно, глубочайший спектакль. В МДТ еще идут «Братья и сестры. Версия 2015», легендарный спектакль Льва Додина. Там же — «Три сестры», «Дядя Ваня», это настоящий Чехов. Можно посмотреть «Коварство и любовь», где играют Елизавета Боярская, Данила Козловский и Ксения Раппопорт.

Но если в «Вишневом саде» они — в классике, то здесь они рушат классику. К тому же, это очень красивый спектакль. Если отойти от МДТ, то — четырежды упомянутый Юрий Бутусов в Театре им. Ленсовета. «Макбет. Кино» — обязательно; «Дядя Ваня», «Комната Шекспира», «Три сестры». В БДТ им. Г. А. Товстоногова нельзя не посмотреть «Грозу», «Губернатора», «Алису».

Если брать камерные театры, то — «Преступление и наказание» в Небольшом драматическом театре (НДТ), «Лир» в «Приюте комедианта». Еще «Когда я снова стану маленьким» на Малой сцене БДТ. Это спектакль про детство, но там взрослые рыдают. И «Братьев» в «Приюте комедианта» рекомендую.

Как раз молодой режиссер с молодыми артистами ставят классику и играют при полупустом зале. Это для тех, кто рассуждает, нужна ли классика на сцене. Нужна, но вы сами на нее не ходите.

Эльвира ИРЗАЕВА,

интернет-журнал «Интересант»

Источник: https://www.interessant.ru/culture/liubitie-li-vy-tieatr-tak

Ссылка на основную публикацию