Как устроена школа подготовки к -физтеху — студенческий портал

Если вы думаете над тем, какой российский вуз дает наиболее фундаментальное образование в областях, связанных с физикой, биоинформатикой, IT и другими дисциплинами, то вас наверняка заинтересует знаменитый Физтех — Московский физико-технический институт, расположенный в Долгопрудном. О том, чем он принципиально отличается от других вузов и какую роль в его становлении сыграл выдающийся отечественный ученый, нобелевский лауреат Петр Капица, читайте в нашем материале, подготовленном совместно с МФТИ.

Сто двадцать пять лет назад в Кронштадте родился физик Петр Леонидович Капица.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Он знаменит не только тем, что открыл и объяснил сверхтекучесть жидкого гелия (за что ему была присуждена Нобелевская премия), исследовал сверхсильные магнитные поля и возможности управляемого термоядерного синтеза.

Кроме этого, Петр Капица совместно с двумя другими нобелевскими лауреатами — Львом Ландау и Николаем Семеновым, а также академиком Сергеем Христиановичем основал один из сильнейших вузов России — Московский физико-технический институт.

Молодые Петр Капица и Николай Семенов однажды задались амбициозной целью — они хотели, чтобы их парный портрет написал художник Борис Михайлович Кустодиев, автор знаменитых полотен «Портрет Шаляпина», «Купчиха за чаем», «Русская Венера». Кустодиев не делал заказных портретов, а писал только тех, кто интересовал его своей неординарностью. На вопрос художника: «А почему вы полагаете, я должен вас писать?» — Капица ответил: «Перед вами два будущих нобелевских лауреата».
Как устроена школа подготовки к -Физтеху  - Студенческий портал

Борис Кустодиев. Портрет профессоров П.Л. Капицы и Н.Н. Семенова, 1921

wikimedia commons

Капица понимал, что СССР нужны люди, с одной стороны, глубоко погруженные в физическую теорию, а с другой — обладающие инженерными навыками, умеющие проводить эксперименты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сам себе дипломат: как научиться договариваться - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Сам Капица 13 лет проработал в Кембриджской лаборатории «отца ядерной физики» Эрнеста Резерфорда, и именно этот опыт позволил будущему нобелевскому лауреату понять, чего не хватает физическому образованию в СССР.

Капица решил внедрить новые принципы обучения — сначала на специально созданном факультете МГУ, а потом и в новом институте — в МФТИ.

Датой основания МФТИ считается 25 ноября 1946 года, когда по адресу Институтский переулок, дом 9, в Долгопрудном на базе МГУ был открыт физико-технический факультет. Жесточайший отбор абитуриентов, фундаментальная научная база, индивидуальный подход к каждому студенту и привлечение его к реальной научной работе — вот что с первых дней отличало систему Физтеха.

Как устроена школа подготовки к -Физтеху  - Студенческий портал

Лабораторный корпус Физтеха

МФТИ

В 1951 году факультет расформировали, в том числе из-за его повышенной привлекательности в глазах молодых ученых — они стали переходить туда с других факультетов МГУ и даже из других вузов. Через год факультет возродился, но уже в виде независимого института — МФТИ, или Физтеха, каким мы его знаем сегодня.

20 июня 2019 года приемная комиссия МФТИ в очередной раз открыла двери для абитуриентов, желающих учиться в одном из лучших вузов России. Это не преувеличение — Физтех входит в топ-50 двух международных рейтингов по физике (QS и THE), в тройку лучших вузов России по версии Forbes Russia и занимает первое место по уровню зарплат выпускников в сфере IT (Superjob, 2019 год).

Как устроен Физтех

Физтех и сегодня стремится следовать принципами Капицы. По мнению Петра Леонидовича, главная высшая политехническая школа страны должна начинаться с отбора одаренной и склонной к творческой работе молодежи.

Поиск и отбор лучших начинается задолго до выпускных экзаменов: для школьников созданы заочная и вечерняя физико-технические школы, проводятся ежегодные физико-математические олимпиады, преподаватели вуза занимаются отбором и подготовкой российской сборной на международной олимпиаде по физике.

«Учеба в заочной физико-технической школе и участие в олимпиадах сделали мое поступление на Физтех довольно простым».

Константин Новоселов,выпускник МФТИ 1997 года, лауреат Нобелевской премии по физике 2010 года

Сегодня в МФТИ могут поступить не только обладатели высоких баллов ЕГЭ, но и призеры и победители олимпиад: Открытой химической олимпиады, Международной олимпиады Phystech.

International, собственной олимпиады Физтеха и ряда других. Призеры и победители могут засчитать себе 100 баллов по профильному предмету олимпиады.

 Победители олимпиады «Физтех» окажутся в верхних строчках конкурсного списка поступающих вне зависимости от баллов, набранных на ЕГЭ.

Что делать тем, кому не хватило баллов?

Объясняет Денис Дмитриев, заместитель проректора по учебной работе и довузовской подготовке:

«Все абитуриенты МФТИ не только подают результаты ЕГЭ или сдают вступительные испытания, но и проходят собеседование — его задача в том, чтобы познакомиться со всеми поступающими и найти наиболее талантливых. На таком собеседовании не бывает неправильных ответов.

Комиссия смотрит, как человек рассуждает и на его достижения и заслуги. Если ему не хватает несколько баллов до проходного, то в МФТИ есть система грантов, которые покрывают расходы на платное обучение в вузе.

Грант выделяется из собственных средств МФТИ, средств партнеров вуза и выпускников Физтеха.

Если абитуриент проявил себя на собеседовании, но ему не хватает баллов на бюджет, то ему могут предложить полностью оплатить обучение за счет гранта. Обычно на грант планируется набор около 20 человек».

Образование в МФТИ состоит из шести Физтех-школ, включающих в себя одиннадцать ранее существовавших факультетов. Абитуриент выбирает одну из Физтех-школ, студенты которых уже со второго-третьего курса всерьез углубляются в практическую работу по будущей специальности. Так реализуется первый базовый принцип Капицы — вовлечение студентов в реальную научно-исследовательскую работу.

Как устроена школа подготовки к -Физтеху  - Студенческий портал

Лазер с импульсами фемтосекундной продолжительности

МФТИ

  • Всего Физтех-школ шесть (и еще один институт):
  • Физтех-школа радиотехники и компьютерных технологий — для тех, кому нравится паять, кто знаком с понятиями computer science и hardware и хочет стать успешным разработчиком в одной из топовых мировых компаний (например, Intel).

Физтех-школа аэрокосмических технологий — здесь учатся будущие геофизики, аэродинамики, проектировщики космических аппаратов, специалисты по физике атмосфер других планет и добыче полезных ископаемых. Они проектируют самолеты и искусственные спутники в РКК «Энергия» и ЦАГИ, рассчитывают оборудование для добычи полезных ископаемых для «Роснефти» и «Газпрома».

Физтех-школа электроники, фотоники и молекулярной физики — у выпускников этой школы много задач, от изучения межзвездной плазмы и работы с электроникой до экспериментов с биомолекулами и двумерными материалами.

И у них есть на кого ориентироваться — их предшественник Константин Новоселов в 2010 году получил Нобелевскую премию за «передовые опыты с двумерным материалом — графеном».

В 1997 году Новоселов закончил факультет физической и квантовой электроники, на базе которого и была создана эта Физтех-школа.

Физтех-школа прикладной математики и информатики — здесь учатся будущие специалисты по вычислительной математике, программированию, моделированию и управлению технологическими проектами. Они проходят подготовку по уникальным программам, разработанным совместно с компаниями-лидерами рынка: Яндексом, Acronis, Parallels, РВК.

Физтех-школа биологической и медицинской физики — здесь проходят подготовку специалисты в области биофизики, биоинформатики и когнитивных технологий. Если вы собираетесь стать нейрофизиком, инженером человеческих тканей и разработчиком медицинского оборудования — то вам на ФБМФ.

Физтех-школа физики и исследований имени Ландау — еще одна школа, вырастившая нобелевского лауреата.

В 1982 году факультет общей и прикладной физики (нынешнюю школу Ландау) закончил Андрей Гейм, получивший Нобелевскую премию вместе с Новоселовым.

Поступить сюда до сих пор непросто: в ЛФИ традиционно самый высокий проходной балл и очередь из победителей олимпиад, в том числе и международных.

Здесь занимаются фундаментальными исследованиями в области физики частиц, в сфере энергетики, физики космоса и климата. Здесь сохранились традиции физиков-теоретиков времен Ландау, а студенты некоторых кафедр до сих пор сдают знаменитый теоретический минимум (подробнее об этом — в нашем материале о Ландау).

Институт нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий — эта школа готовит специалистов, ориентированных на решение задач в области природоподобных технологий на стыке наук. Научной и учебной базой для ИНБИКСТ является Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

Как устроена школа подготовки к -Физтеху  - Студенческий портал

Двигатель на импульсной плазме

МФТИ

Как устроена школа подготовки к -Физтеху  - Студенческий портал

Студенты Физтеха

МФТИ

Особое место

Географическое местоположение МФТИ тоже отражает замысел Капицы. Работая в кембриджской лаборатории Резерфорда, он пришел к выводу, что лучшее место для ученого — вне большого города, но рядом с коллегами и единомышленниками, рядом с лабораториями и возможностями проводить эксперименты.

Неофициально МФТИ принято называть Физтехом, но у этого слова есть и другое значение: физтехом (только уже с маленькой буквы) называют выпускника или студента МФТИ. Каждый, кто прошел суровую школу этого университета, с гордостью может сказать о себе: «Я — физтех».

Поэтому сам институт, его учебные и лабораторные корпуса, студенческие и аспирантские общежития, дома для преподавателей находятся в одном месте — в Долгопрудном. Студенты, аспиранты и молодые ученые находятся рядом, постоянно общаются друг с другом, обмениваются идеями, придумывают новое — так возникает братство Физтеха.

Жизнь кампуса не ограничивается только наукой и учебой. У физтехов есть масса возможностей проявить себя и в других областях: здесь есть три спортивных клуба, стадион, бассейн, есть студенческий театр, стартап-акселератор, работает более 50 студенческих клубов.

Как устроена школа подготовки к -Физтеху  - Студенческий портал

МФТИ

Студенты МФТИ ежегодно организуют свой собственный масштабный фестиваль с выступлением музыкальных групп и антинаучной конференцией — Дни Физика. Любой студент может организовать свой клуб, если он не смог найти что-то подходящее из уже существующих.

«В этой коммуне все друг друга понимают, потому что говорят на одном языке. Люди открыты, готовы помогать и с невероятным энтузиазмом загораются смелыми, порой даже безумными идеями. При этом важно, что вы никогда не будете один на один со своими проблемами. Когда вам понадобится помощь, всегда найдется как минимум один энтузиаст, готовый ночи напролет помогать постигать тайны матанализа или писать тысячи строк кода для очередного смелого проекта, который способен изменить мир».

Михаил Ерохин,выпускник МФТИ.

Наука со второго курса

С первого по третий курс студентам Физтеха дают теоретические знания — базис их дальнейшей работы. После третьего курса студенты идут на факультетские или базовые кафедры. Базовые кафедры — это более 100 партнерских организаций, где студенты занимаются научной и практической работой.

В числе организаций-партнеров — ведущие институты РАН, например Институт космических исследований или Институт радиоэлектроники, а также ведущие технологические компании России: РКК «Энергия», PG Photonics, Центр Кельдыша и многие другие, а также компании, создающие цифровую экономику: Яндекс, ABBYY, 1С, Сбербанк. Так реализуется еще один принцип Капицы: того, кто хочет стать специалистом, и учить должны специалисты.

«Стандартная программа обучения студентов технических вузов обычно длится 5–6 лет, однако отцы-основатели Физтеха ужали эту своего рода пятилетку до трех лет. Таким образом, основные базовые дисциплины на Физтехе изучаются именно на первых трех курсах, а затем начинается реальная научная работа в базовых организациях. МФТИ дает огромный фундамент для дальнейшего развития, и даже если вы не свяжете свою жизнь с наукой, то запас знаний позволит вам построить успешную карьеру во многих иных сферах жизни и вполне неплохо при этом зарабатывать».

Михаил Ерохин,выпускник МФТИ

Если во время поступления абитуриенты конкурируют между собой, то во время учебы за них самих конкурируют базовые организации.

«У нас идет конкуренция базовых организаций за студентов. Почти в 100 процентах случаев физтехов берут на работу или выплачивают им стипендии. Для тех, кто поступит в этом году и еще даже не выбрал кафедру, Яндекс организовал специальную стипендию, которую получат лучшие 10-20 студентов», — рассказывает проректор по научной работе и программам развития Виталий Баган.

Чтобы помочь студентам определиться с будущей карьерой, на 2-3 курсе их знакомят с работой на кафедрах. Студент может выбрать несколько компаний и поработать в них некоторое время, чтобы потом сделать окончательный выбор — на какую кафедру, базовую или факультетскую, ему идти.

Читайте также:  Как россияне относятся к школьным психологам - студенческий портал

Это позволяет избежать ситуации, когда из-за недостатка информации студент выбирает не интересное ему направление, и вместо, скажем, изучения искусственного интеллекта мучается на вычислительных методах прикладной математики.

Соавторы профессоров

Студенты Физтеха могут заниматься наукой не только на базовых и факультетских кафедрах, у них есть возможность работать под руководством лучших ученых мира по программе «Визит профессоров» в лабораториях на кампусе.

В рамках этой программы студенты или аспиранты ведут исследовательский проект совместно с приезжающим профессором и получают возможность обменяться реальным опытом научной работы с представителем передовой научной школы. В случае успеха они могут стать соавтором статьи в престижном научном журнале.

Как устроена школа подготовки к -Физтеху  - Студенческий портал

В лаборатории перспективных исследований

МФТИ

Например, студент МФТИ Егор Марьин работал совместно с профессором Эрнстом Бамбергом, сотрудником Института биофизики Макса Планка в Германии, над проектом по исследованию светочувствительного белка родопсина. По итогам работы исследование было опубликовано в журнале Science. Статья в самом престижном научном журнале мира — неплохое достижение для студента четвертого курса.

Еще одна возможность познакомиться с передовым опытом научной работы — принять участие в международной стажировке.

«Мы работаем как с иностранными студентами, так и с иностранными вузами. У нас есть совместные программы с французскими, испанскими университетами. Причем это могут быть и короткие стажировки на один-два месяца», — объясняет проректор по международным программам Алексей Малеев.

«В моем случае это очень помогло с дальнейшим самоопределением. Летом я старался выбирать разные стажировки и менять направления. Например, одно лето я проработал в НИИ генетики, другое — в Юлихе и Гренобле во Франции, занимался кристаллизацией мембранных белков и молекулярным моделированием. Третье лето я проработал в институте в США, занимался биоинформатикой и моделированием молекул ДНК. Каждое лето — стажировка на два-три месяца, где я получал опыт, а в течение следующего года добирал курсы, чтобы следующим летом поехать в новое место».

  1. Георгий Соловьев,
    основатель онлайн школы SkyEng,

  2. выпускник факультета общей и прикладной физики (Физтех-школы ЛФИ)

Индивидуальная траектория

Балльно-рейтинговая система в МФТИ построена так, что студенту, не успевающему посещать лекции из-за научной работы, но успешно изучающему материал дома, не снижают баллы на сессии. Ведь конечная цель образования — получение знаний, которые активно используются на практике. Также физтехи могут брать дополнительные курсы на других факультетах.

Подобный индивидуальный подход в свое время обосновал сам Капица:

Творческие способности ума человека, как правило, выявляются рано, и их можно развивать уже в средней школе, но их характер и направление определяются обычно к 18 годам.

Поэтому высшее образование, которое начинается с этого возраста, уже должно быть специализированным согласно индивидуальным способностям человека До сих пор основной задачей среднего образования было накопление определенного количества сведений в различных областях знаний, необходимых каждому человеку, чтобы быть полноценным гражданином своей страны. Но при воспитании творческих способностей к ученику требуется индивидуальный подход, что в значительной мере осложняет обучение».

Из Доклада на Международном конгрессе по подготовке преподавателей физики для средней школы, Венгрия, 1970.

Источник: https://nplus1.ru/material/2019/07/12/mipt

Наука и жизнь: почему студенты физтеха сходят с ума. Часть 1

* имена студентов и некоторых выпускников по их просьбам изменены.

В подготовке материала принимали участие Ася Емельянова, Александр Косован, Мария Куреша.

1 ноября 2010 года, через три недели после известия о присуждении Нобелевской премии по физике самый молодой ее лауреат 36-летний Константин Новоселов приехал в подмосковный Долгопрудный читать лекцию в своем родном институте.

Руководство МФТИ собиралось послать за ним автомобиль, но Новоселов сказал, что доберется сам, как раньше, на электричке от Савеловского вокзала.

Он сошел с платформы Новодачная и пошел по улице Первомайской: мимо зеленых заборов из профнастила и прогнивших гаражей, мимо пятиэтажек, за балконы которых цепляются ржавые санки, мимо детского комиссионного магазина «Лягушонок», мимо аптечных мусорок, в которых белеют пустые коробочки от настойки боярышника.

После лекции Новоселов дошел до общежития №2 — светло-бежевой оштукатуренной четырехэтажки — и обнял своего коменданта Галину Николаевну Паскаль, которая до сих пор там работает. Потом оглянулся вокруг и сказал, что гексагональная плитка, выложенная у учебных корпусов, напоминает структуру того самого графена, за который ему и Андрею Гейму, тоже выпускнику физтеха, и дали премию.

Всего среди выпускников и преподавателей Московского физико-технического института десять нобелевских лауреатов, таким числом не может похвастать ни один российский вуз. Здесь преподавали и Петр Капица, и Лев Ландау, и Андрей Сахаров, и Виталий Гинзбург.

Соотношение академиков и членкоров РАН на одного студента тоже самое высокое в стране, а средний бал ЕГЭ у зачисленных (93,8) уступает только МГИМО.

Десятилетиями физтех целенаправленно охотится за самыми умными выпускниками по всей стране, сюда заманивают победителей всероссийских и международных олимпиад по физике — самых одаренных российских школьников.

Но есть одна сторона жизни института, о которой не говорят на дне открытых дверей и не пишут в брошюрах для абитуриентов. По данным Esquire, за последние шесть лет не было ни одного учебного года, когда бы студенты МФТИ не совершали суицидов. Последняя трагедия произошла в мае 2016-го.

«Странные люди»

Как и для большинства студентов МФТИ, общежитие в Долгопрудном стало для 22-летнего Алексея* первой пробой самостоятельной жизни. В Подмосковье он приехал из небольшого российского поселка.

Одетый опрятно и просто, в джинсы и толстовку, Алексей говорит быстро и очень складно, разбивая речь на пункты (во-первых, во‑вторых, в-третьих) и на подпункты (а, б, c). Во время разговора пристально, не отводя взгляда, смотрит в глаза собеседнику, будто строго следуя правилам о том, как успешно общаться с людьми.

Физикой Алексей увлекся в восьмом классе благодаря школьному учителю, у которого за три года четыре ученика ездили на международные олимпиады. В школе он почти не общался со сверстниками, а дома не умел даже включить стиральную машину.

По его словам, вина в этом лежит на родителях: «Мама проявляла тотальный контроль и гиперопеку». Со временем Алексей и вовсе перестал общаться с друзьями и предпочел им учебу. В девятом классе он выиграл всероссийскую олимпиаду по физике, и его позвали на сборы, где формируют международную команду.

Между занятиями олимпиадников завели в комнату, которая оказалась приемной комиссией МФТИ, и спросили: «На какой факультет хотите?» Алексей выбрал самый элитный — общей и прикладной физики: «Я знал, что там круто: на ФОПФ вся наша верхушка, которая организует олимпиады».

Даже тем студентам, кто живет в Москве, администрация вуза рекомендует переехать в Долгопрудный, чтобы не тратить время на дорогу и больше общаться с однокурсниками.

Алексей считает себя типичным представителем своего факультета: «Забитый, ботающий, не способный даже макароны сварить, необщительный, но умный». Иногда Алексей ездит через всю Москву к бабушке, чтобы она постирала ему вещи: «У нас почти все приехали такими же.

Полно народу ходит грязными, они считают, что им это не нужно. Какие девушки, какой внешний вид? Тут у всех полно комплексов, так что наука становится щитом от внешнего мира».

«Люди с высоким IQ склонны к навязчивым размышлениям — руминации — и тревоге, потому что легко возбудимы», — объясняет Рут Карпински, нейропсихолог из Калифорнийского университета, одна из немногих исследователей в мире, кто изучает не достоинства, а недостатки высокого интеллекта.

В 2015 году Карпински провела анкетирование 3700 членов американского общества Mensa, организации, которая объединяет людей с высоким IQ: выяснилось, что из всех опрошенных аффективные расстройства были диагностированы у 27% респондентов (средний показатель в США — 9,5%), около 37% признали, что у них есть тревожное расстройство (средний уровень — 18%), состояния аутического спектра и синдром Аспергера превысили средние показатели в шесть раз. «Набор на наш факультет около 120 человек, — рассказывает Алексей. — Из них очень странных — человека три. Это могут быть как гении, так и просто домашние ребята, лишенные социальных навыков. Но на этой благодатной почве они только прогрессируют».

«Мозги переворачиваются»

МФТИ гордится своей сложной, подчас неподъемной учебной нагрузкой: подавляющее большинство преподавателей — его бывшие выпускники, которые заинтересованы в том, чтобы уровень подготовки и репутация родного вуза оставались неизменными. Алексей учится шесть дней в неделю, из них три дня занятия идут до 18:30. На домашние задания он тратит почти столько же времени, сколько на посещение лекций и семинаров.

Как устроена школа подготовки к -Физтеху  - Студенческий портал

«Вряд ли где-либо учебная нагрузка больше, чем здесь, — с гордостью говорит профессор МФТИ Владимир Петрухин. — Знаете, как говорят: если у тебя задача, которую ты не можешь решить, поручи ее студенту физтеха. Если ты прошел через эти испытания — дальше проблем никаких».

«Сейчас нагрузка где-то 40 часов занятий плюс «задавальники», — поясняет аспирант Тимофей. — Это такая книжечка, где написано все, что нужно сдать к концу семестра. Если посчитать внеурочную и урочную деятельность, получится, наверное, часов 80 в неделю.

До конца доходят 60−70% первокурсников: первые три года наши ряды хорошо прореживаются».

Выпускник МФТИ 1978 года, а ныне доцент кафедры культурологии Виктор Лега до сих пор вспоминает студенческие годы с содроганием: «Программа огромная: за одну лекцию на физтехе могут проходить то, что в школе преподают целый год. Требования самые жесткие: нужно, чтобы студент не просто что-то где-то слышал, а знал и умел доказать.

Помню, один экзамен я сдавал десять часов. Я сел в десять утра и вышел в восемь вечера — два раза ходили с преподавателем обедать». «Во время сессий все ботают в жестком режиме, — подтверждает Алексей. — Между экзаменами дня четыре, и жизнь превращается в день сурка: сдал экзамен, отдохнул, ботаешь — и так по кругу.

Даже времени на психозы нет, ты просто сидишь и учишь».

Впрочем, дело не только в количестве учебных часов, но и в сложности самих предметов. «На третьем курсе начинают читать квантовую механику, — рассказывает Виктор Лега. — Ты шел и думал, что все понимаешь, в общей физике ты бог, но тут все совсем по‑другому.

Однажды на лекции кто-то спросил: «Объясните, а почему так?» На что преподаватель ответил: «Хватит задавать глупые вопросы! Запоминайте, а потом привыкнете».

Аспирант Тимофей вспоминает собственную учебу: «У меня был предмет «функциональный анализ» — абстрактная, чисто математическая наука, очень красивая, например, про многомерные бесконечные пространства. Вот там мозги переворачиваются».

В общежитиях студенты МФТИ живут по три-четыре человека, и это тоже добавляет напряжения: «Бытовые условия просто ужасные, — говорит выпускник 2013 года Денис. — Вот ты хочешь учиться, лечь спать в двенадцать, чтобы утром рано встать и что-то сделать.

Но ты же живешь еще с тремя людьми, и если один из них алкаш или просто мудак, то уснешь ты только с ним, в три-четыре часа.

Россия же очень маленькая страна, места катастрофически не хватает, и людских условий — по комнате на человека, как на Западе, — никогда не достичь».

Еще одна признанная и распространенная причина стресса — перфекционизм абитуриентов и неготовность к неудачам. «Ребята, которые поступали по ЕГЭ, в основном московские, нередко смотрят по сторонам и видят всероссийских победителей, международных, — рассказывает Алексей.

— Они начинают чувствовать себя неуютно, что все вокруг такие классные, а они нет. Такие студенты начинают учить день и ночь. И некоторых это добивает». «Если ты в школе был лучше всех, тебе там было скучно, то на физтехе сразу понимаешь, что здесь все такие, как ты, — говорит Тимофей. — Все вокруг сдают, а ты нет.

Начинаешь себя накручивать, а потом возникают срывы».

Источник: https://esquire.ru/articles/10462-mipt-1/

О нашем центре

Как устроена школа подготовки к -Физтеху  - Студенческий портал

“Школа Физтеха” — специализированный репетиторский центр по математике и физике. Проводим занятия со школьниками, студентами, взрослыми. Наш центр сотрудничает с физико-техническим факультетом Харьковского национального университета (ХНУ) имени В.Н. Каразина. С одной стороны, мы предлагаем талантливым преподавателям достойные условия работы, с другой — делаем доступными качественные знания по физике и математике.

Форматы занятий:

  • по Skype — из любой точки Украины и мира;
  • в нашем центре (г. Харьков, пл. Свободы, 6);
  • на дому у клиента, в пределах города Харькова.

Виды занятий:

  • Занятия по школьной программе для учеников 1-11 классов

математика:   арифметика, алгебра, геометрия (планиметрия, стереометрия), тригонометрия, комбинаторика, основы теории вероятностей, начала математического анализа и др.

физика:   механика, тепловые явления и молекулярная физика, электричество и магнетизм, атомная и ядерная физика, колебания и волны, релятивистская физика, оптика.

  • Подготовка к экзаменам и тестам:
  • украинским — ГИА (ДПА) и ВНО (ЗНО);
  • российским — ОГЭ и ЕГЭ;
  • международным — ACT, SAT (General Test, Mathematics Level 1 Subject Test, Mathematics Level 2 Subject Test, Physics Subject Test), GMAT, GRE (General Test, Mathematics Subject Test, Physics Subject Test) и др.
  • Подготовка к олимпиадам и турнирам —ученическим и студенческим.
  • Занятия со студентами 

математика:   математический анализ, аналитическая геометрия, дифференциальные уравнения, математическая статистика, методы математической физики, вариационное исчисление, высшая алгебра и др.

физика:   механика, теоретическая механика, термодинамика и молекулярная физика, электричество и магнетизм, электродинамика, оптика, атомная и ядерная физика и др.

  • Занятия со взрослыми — для всех, кто хочет углубить свои знания.

Почему наш центр?

Высокое качество преподавания. “Школа Физтеха” была основана при методической поддержке выпускников физико-технического факультета ХНУ имени В.Н. Каразина, ныне — сотрудников престижных университета Тафтс и университета Торонто. Некоторые наши преподаватели — в прошлом опытные олимпиадники и обладатели высоких баллов по ВНО, а сейчас — успешные учёные.

Большинство репетиторов центра — выпускники и лучшие студенты физико-технического и физического факультетов ХНУ, а также факультета математики и информатики ХНУ. Мы приглашаем талантливых и подготовленных специалистов, чтобы делиться знаниями с теми, кому хочется их получить.

Важным показателем нашей успешности является тот факт, что почти все наши ученики продолжают заниматься в “Школе Физтеха” более полугода, а значительная часть новых клиентов приходит к нам по рекомендациям знакомых.

Наши телефоны: +38 073 662 99 32, +38 050 662 99 32.

Ждём Ваших звонков!  Мы будем рады ответить на интересующие Вас вопросы.

  1. Ниже мы также приводим ссылки на информацию о нашем центре:
  2. Полный перечень услуг и цены
  3. Информация о наших преподавателях
  4. Расположение центра и контакты
  5. Наша группа ВКонтакте 

Источник: https://www.ftf-school.com/

Как устроена учеба на Физтехе? — Поток

Уже перевалила за экватор первая учебная неделя, и первокурсники посетили свои первые в жизни лекции и семинары в качестве студентов Физтеха. Недавно закончившие школу ребята задают много вопросов о том, как устроена учеба в нашем вузе, и редакция “Потока” подготовила для 1 курса статью с ответами на самые популярные из них.

Какие предметы есть и как проходят занятия?

Для начала ознакомьтесь со своим учебным расписанием. Там есть три класса предметов:

  • Лекции (выделены розовым) – новая для большинства первокурсников форма занятий, проходящая в формате полуторачасового монолога преподавателя. Это происходит в большой аудитории, вмещающей в себя всех студентов курса с факультета (факультетов). Лектор рассказывает теоретический материал, а его студенты слушают и конспектируют. Также на некоторых курсах преподаватели устраивают небольшие контрольные для проверки посещаемости и лучшего усвоения материала.
  • Семинары (выделены голубым) проходят в достаточно похожей на школьную атмосфере — семинарист разбирает практические задачи по темам лекций в небольшой аудитории, работая с одной академической группой. Именно преподавателю семинарских занятий вы сдаете домашние задания и контрольные работы по пройденным темам.
  • Практические занятия (выделены жёлтым) разделяются на лабораторные работы (“лабы”), английский язык и физическую культуру. Расскажем о них поподробнее.

Лабораторные работы?

Лабы проходят в формате занятия-написания работы (взаимодействие с установкой, снятие экспериментальных данных и т.д.) и занятия-сдачи, на которых преподаватель проверяет ваш отчет о проделанной работе. О физре и английском расскажем немного ниже.

Погодите, на семинарах есть домашние задания?

Задавальник 1 курса ФОПФ

Не совсем. На Физтехе существует сборник программ и заданий (“задавальник”), в котором по основным предметам написан список задач, который вы должны прорешать в течение семестра.

Эти задачи разбиты на 2-3 группы (“задания”), а также распределены по неделям (рекомендации от кафедры, в каком объеме необходимо заниматься).

Читайте также:  Открывается новое направление -финансовые технологии и анализ данных - студенческий портал

Для каждого задания указан срок сдачи его семинаристу и контрольной по пройденным темам.

Расписание контрольных? Помимо сессии, есть и контрольные работы в течение семестра?

Да, обычно после/перед сдачей задания семинарист предлагает вам решить задачи по пройденным темам в формате семинарской контрольной.

У 1 курса проводятся также 2 полусеместровые работы, единых для всех групп — по 1 заданию общефиза и 2 заданию матана. Также после 1 задания по матану есть коллоквиум — “репетиция” устного экзамена по первой трети программы.

За контрольные вы получаете баллы БРС на кафедре высшей математики и какие-либо бонусы к устному/письменному экзамену по других предметам.

БРС? А это что за зверь такой и с чем его едят?

На трех кафедрах Физтеха принята балльно-рейтинговая система проведения промежуточной аттестации студентов. Суть в том, что оценки/результаты, полученные в течение всего семестра на лекциях, контрольных, семинарах и т.д. напрямую идут в общий зачет в виде какого-то количества баллов.

Затем вы получаете такие же баллы на экзамене/зачете, они суммируются с набранными за семестр и переводятся в оценку. С БРС на кафедре высшей математики вы можете здесь: математический анализ, аналитическая геометрия (документ прошлого года, может незначительно отличаться в текущем семестре).

А почему все старшекурсники говорят мне, что самое важное на Физтехе — пары по физре и английскому? Мы же вроде приехали сюда физикой/информатикой заниматься!

Дело в том, что на кафедрах физры и ин.

яза тоже существует БРС, в которой большинство баллов зарабатываются именно за посещение лекций (если точнее, то на английском в случае пропуска вы теряете и балл за посещение, и балл за контрольную/презентацию/etc, которые были на пропущенной паре).

И если на всех остальных предметах умный, но не посещающий занятия студент может прийти и закрыть задолженности по всему семестре разом (в той и иной степени), то на физре и английском он просто не имеет такой возможности и получает академическую задолженность.

Подробно о БРС физкультуры можно почитать в этом посте, а про БРС на кафедре ин. яза вам расскажет ваш преподаватель на первом после тестирования занятии.

Ну ладно, вроде понятно. А как подводятся итоги семестра на сессии?

Первокурсники сдают экзамен по матанализу

Учебные занятия на Физтехе длятся 15 календарных недель. Таким образом, последние пары пройдут 14 декабря, а с 15 по 21 декабря идет зачетная неделя. Зачеты разделяются на недифференцированные (“зачет”/”незачет”) и дифференцированные (с оценкой). Все зачеты нужно получить до конца зачетной недели. Да, кстати, если вы еще не слышали об этом, то у нас десятибалльная система оценивания:

  • 10-8 = “отлично” (“5”)
  • 7-5 = “хорошо” (“4”)
  • 4-3 = “удовлетворительно” (“3”)
  • 2-1 = “неудовлетворительно” (“2”)

Затем, с 22 декабря до конца января проходит экзаменационная сессия. Экзамены есть устные, а есть устные + письменные.

На устном экзамене вы вытягиваете билеты с теоретическими вопросами, которые необходимо вывести и доказать, а на письменном — несколько практических задачек, которые необходимо решить.

Если письменного экзамена нет, то на устном в билет также может входить практическая задача.

Узнать подробнее рассказы физтехов о том, как сдаются экзамены, вы можете из блога Сергея Заварина: здесь и здесь.

Звучит это все немного пугающе, и букв много. Учиться прям очень сложно? Можно найти свободное время?

Конечно! Если правильно распределить время и приоритеты, учеба на Физтехе хоть и сложна, но реальна для всех, кто поступил сюда, пройдя столь строгий конкурсный отбор. Наоборот, с нашей нагрузкой важно заниматься чем-то еще, иметь какое-то хобби, которые будет приносить вам радость и отдых от учебы.

Большинство физтехов стараются реализовать себя во множестве самых разных проектах и увлечениях, что вы могли увидеть на ярмарке Дня Первокурсника. Также в конце сентября – начале октября состоится День Энтузиаста, на котором вы сможете узнать еще больше о существующих в МФТИ студенческих клубах и организациях.

Не бойтесь попытаться реализовать себя и в учебе, и в чем-то еще — вы же физтехи!
Вы можете все 🙂

Источник: http://miptstream.ru/2017/09/06/study/

Физтех-школа МФТИ

О Физтех-школе ГБОУ Школа № 185

С 2017 года в ГБОУ Школа № 185 открыта Физтех-школа для обучающихся 8-11 классов — углубленное изучение математики, физики, химии, информатики.

Физтех-школа ГБОУ Школа № 185 — это очное отделение заочной физико-технической школы МФТИ (ЗФТШ МФТИ).

ЗФТШ МФТИ – школа с более чем 50-ти летней историей и опытом, школа, которую когда-то закончили нобелевские лауреаты в области физики, известные ученые, успешные бизнесмены, политики.

Большая часть школьников, закончивших ЗФТШ – студенты лучших технических ВУЗов страны: МФТИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИФИ, МГУ и др. Возможность учиться в такой школе с лучшими преподавателями получили и наши ребята.

Обучение для поступивших в Физтех-школу обучающихся ГБОУ Школа № 185 – бесплатно.

Преподаватели по математике и физике в физтех-школе МФТИ в ГБОУ Школа № 185 – опытные преподаватели очного отделения ЗФТШ МФТИ в г. Долгопрудном, куда приезжают школьники со всей Москвы.

Желаем нашим ребятам упорства, трудолюбия, интереса к учебе в физтех-школе, новых достижений в освоении инженерных наук!

Расписание занятий Физтех-школы МФТИ в 2019-2020 учебном году:

День недели Время Класс
8 9 10 11
Понедельник 16:30-18:15 МАТЕМАТИКА (Баландина А.Н.)317 каб. ХИМИЯ (Киселева Т.С.)332 каб.
18:30-20:15 ФИЗИКА (Баландина А.Н.)317 каб.
Вторник 16:00-17:45 ИНФОРМАТИКА (Нажёсткин И.А.)215 каб. ХИМИЯ (Киселева Т.С.)332 каб.
18:00-19:15 ИНФОРМАТИКА (Нажёсткин И.А.)215 каб.
Среда 15:30-17:30 МАТЕМАТИКА (Бердникова А.О.)326 каб. ФИЗИКА (Баландина А.Н.)317 каб.
17:30-19:15 ФИЗИКА (Баландина А.Н.)317 каб. ОЛИМПИАДНАЯ ФИЗИКА (Щавлев В.В.)242 каб. ОЛИМПИАДНАЯ ФИЗИКА (Щавлев В.В.)242 каб. МАТЕМАТИКА (Бердникова А.О.)326 каб.
Четверг 15:30-17:15 ФИЗИКА (Бердникова А.О.)429 каб.
17:30-19:15 МАТЕМАТИКА (Бердникова А.О.)429 каб.

Источник: https://sch185s.mskobr.ru/obrazovanie/raspisanie_zanyatij_fizteh-shkoly_gbou_shkola_185_2017-2018_uchebnyj_god/

Как 20-летний студент ИТМО провалил первое собеседование, но все же устроился во «ВКонтакте» | Rusbase

Я увлекся программированием еще в восьмом классе. Тогда я вообще не думал о том, чем буду заниматься в будущем, а просто играл в компьютерные игры, общался с друзьями, смотрел видео на ютубе. Один блогер порекомендовал компьютерные курсы по программированию. Я подумал, что он плохого не посоветует. Попробовал, мало чего узнал и запомнил, но во мне пробудился интерес. 

Тогда в начале девятого класса я пошел на другие курсы и провел там три года до окончания школы. Это обучение заложило всю базу, которой я пользуюсь и до сих пор. Школа программирования находилась у дома, но оказалась очень хорошего качества, очень благодарен преподавателю. 

Как выбрать вуз и факультет

Я определился с университетом в десятом классе. ИТМО принимал участие в фестивалях вроде Geek Picnic и VK Fest, там я познакомился с этим вузом. Мне понравилась его культура, насколько они горят желанием развития технологий. Также я хотел остаться в Питере, мне очень нравится этот город. 

Я решил поступать в ИТМО на кафедру компьютерных технологий. Это был достаточно трудный выбор, потому что все говорили, что учиться там очень тяжело. А у меня не было практически никакой математической подготовки, но я решил все равно попробовать. 

Почему поступать лучше по олимпиаде

Чтобы поступить в ИТМО, мне нужно было готовиться к олимпиаде. Сделать это по ЕГЭ практически нереально. В тот год по ЕГЭ поступил всего лишь один человек, он набрал 309 баллов из 310 возможных.

В десятом классе у меня был нулевой бэкграунд по олимпиадам. В течение года я очень усердно занимался, даже пришлось отказаться от золотой медали в школе. Я расставил приоритеты в нужном направлении и выиграл Открытую олимпиаду школьников по информатике, которую организует ИТМО.

Я выбрал именно олимпиаду по информатике, а не по программированию, потому что понимал – до олимпиадного уровня программирование мне трудно подняться. А задания по информатике приближены к уровню ЕГЭ.

Очень много в моей подготовке дали курсы при ИТМО. Они готовили к олимпиаде, которую сами же проводили. Без самоподготовки тоже не обошлось. В свободное время я прорешивал задания, потому что загорелся желанием поступить и не видел других вариантов для себя. 

Одновременно с курсами я готовил свою знакомую к ЕГЭ по информатике. Все знают: когда ты объясняешь материал, сам его понимаешь намного лучше. Я в очередной раз в этом убедился. За неделю до самой олимпиады я очень глубоко разбирал одно задание из ЕГЭ. То, что я сам разобрался в этой теме, мне помогло на олимпиаде.

В итоге я сам сдал ЕГЭ по информатике на 100 баллов и, неожиданно для всех, по русскому. Мои одноклассники, которые готовились намного усерднее, сдали хуже. Так получилось.

Кроме Открытой олимпиады, была еще одна – Олимпиада ИТМО и «ВКонтакте». Увидел ее и подумал: «Ого, соцсеть, которой я пользуюсь, и университет, в который хочу поступать! Обязательно надо попробовать». В итоге я стал победителем по информатике и английскому, мне дали билет на VK Fest. 

Как устроена учеба в ИТМО

Сейчас я учусь на третьем курсе в ИТМО. Учеба достаточно трудная, особенно первый год. Мне тяжело было наверстать всю ту базу, которую многие получили в математических школах.

У меня практически не было свободного времени, зато на первом курсе вуз дает 15 000 рублей стипендии в месяц, а если ты закрываешь первый семестр на 4 и 5, то стипендия остается на следующий семестр.

Хорошая мотивация.

На втором курсе мы с одногруппниками собрали команду для участия хакатона «ВКонтакте». Делали приложение для Эрмитажа, корпоративный помощник. Мы не попали даже в финал, хотя считали, что должны.

Но после этого нам всем четверым написали эйчары из VK и попросили прислать резюме. Из всех нас на собеседование позвали только меня, я был очень удивлен. Собеседование провалил.

Меня спрашивали не то, к чему я готовился, но вся история пробудила во мне желание попасть в эту компанию.

Как я попал на стажировку «ВКонтакте»

Источник: https://rb.ru/young/sergei-tinyanov-view/

Факультет довузовской подготовки

График работы: 9:00 — 17:00

Факультет довузовской подготовки (ФДП) создан в 1992 году с целью координации работ кафедр и факультетов по профессиональной ориентации и качественной подготовке молодежи к обучению в вузе на довузовском этапе непрерывного образования.

Основными задачами ФДП являются:

  • организация и методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в работе со школьниками, удовлетворение потребностей школьников в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством предоставления им качественного довузовского и дополнительного образования;
  • подготовка учащейся молодежи и выпускников школ и лицеев прошлых лет к поступлению в АлтГТУ;
  • обеспечение устойчивого притока абитуриентов, ориентированных на получение высшего и среднего специального образования по направлениям и специальностям АлтГТУ;
  • активная научно-просветительская деятельность среди учащихся школ и взрослого населения;
  • выполнение научно-социальных и образовательных программ, проектов и мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в образовательных учреждениях общего среднего образования; адаптация школьников к высшей школе;
  • организация олимпиад и подготовка школьников к участию в олимпиадах;
  • организация научно-технического творчества школьников в кружках и научно-исследовательских лабораториях АлтГТУ;
  • организация лицейских классов при АлтГТУ и специализированных классов политехнической направленности в школах.
  • Система довузовской подготовки АлтГТУ в настоящее время представляет собой единый интегрированный образовательный комплекс, эффективно использующий в практической работе различные формы взаимодействия с образовательными учреждениями общего, дополнительного и среднего профессионального образования.
  • Структура
  • В состав ФДП входят:

Подготовительные курсыработают на хозрасчетной основе. В зависимости от базовой подготовки абитуриент (слушатель) может выбрать разные сроки обучения: от восьми месяцев до двух недель. Набор ведется непрерывно, занятия начинаются по мере комплектования групп.

Самые популярные – долгосрочные курсы (8 мес., 6 мес.), дающие основательную подготовку для успешной сдачи выпускных школьных экзаменов. Для учащихся выпускных классов школ районов, прилегающих к Барнаулу, работает воскресная школа.

Желающих углубить свои знания привлекает и форма подготовки малыми группами (8−10 человек). Заочные курсы помогают иногородним абитуриентам готовиться к поступлению в вуз.

В каникулы (осенние, зимние, весенние) и в июле работают интенсивные однонедельные или двухнедельные курсы, на которых можно систематизировать свои знания.

Ежегодно до 70−75% учащихся, окончивших подготовительные курсы, становятся студентами АлтГТУ.

По договорам с лицеями, гимназиями, общеобразовательными школами города и края преподаватели АлтГТУ проводят подготовку учащихся в профильных классах ряда школ. Статистика показывает, что процент поступления выпускников профильных классов в АлтГТУ выше, чем выпускников обычных классов.

Центр детского научного и технического творчества «Наследники Ползунова» обеспечивает поддержку и развитие одаренности учащихся школ, проявляющих интерес к углублённому изучению предметов естественно-математического цикла.

ЦДНТТ «Наследники Ползунова» осуществляет:

  • углубленную подготовку учащихся 5−11 классов по физике, химии, математике и комплексу инженерных наук;
  • организацию научно-исследовательской работы школьников под руководством сотрудников и преподавателей вуза;
  • подготовку школьников к предметным олимпиадам, научно-техническим конкурсам и научно-практическим конференциям различного уровня (муниципальным, региональным, всероссийским, международным и т.д.).
  1. Занятия в ЦДНТТ «Наследники Ползунова» бесплатные.
  2. Центр профессиональной ориентации осуществляет целенаправленную профориентационную работу среди учащихся 7−11-х классов краевых и муниципальных образовательных учреждений: общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, учреждений дополнительного образования (станций юных техников (СЮТ)), центров научно-технического творчества (ЦНТТ), центров детского творчества (ЦДТ), учащихся колледжей и учреждений среднего профессионального образования (СПО) Алтайского края; а также координирует и контролирует различные виды профориентационной деятельности в университете и на факультетах (институтах) и кафедрах АлтГТУ.
  3. ЦПО совместно с приемной комиссией университета проводит общеуниверситетские дни открытых дверей, организует экскурсии школьников по АлтГТУ, распространяет по образовательным учреждениям материалы об АлтГТУ.
  4. ЦПО организует и проводит в течение года во всех районах края межвузовские ярмарки профессий «Строим будущее Алтая».
  5. Физико-техническая школа АлтГТУ осуществляет:
  • подготовку школьников 8−11 классов по:
    • физике;
    • математике;
    • химии;
    • основам программирования и алгоритмизации;
  • организацию научно-исследовательской работы школьников под руководством сотрудников и преподавателей вуза и их подготовку к конференциям, конкурсам;
  • подготовку школьников к олимпиадам по физике, химии, математике.

Центр занимательных наук организует работу со школьниками младшего и среднего возраста и их родителями.

Задачи ЦЗН:

  • организация работы постоянно-действующих лабораторий:
  • организация дней науки для школьников;
  • организация интерактивных тематических программ, образовательных курсов для детей и взрослых, мастер-классов, занимательных научных шоу («Удивительные физические явления», «Лед и пламень», «Научная лаборатория», «Все о мыльных пузырях», «Физика на воздушных шариках»), научных квестов, научных игр и др.
  • организация выездных научно-образовательных программ для детей и взрослых;
  • проведение благотворительных мероприятий для детей с ограниченными возможностями, детей из детских домов и интернатов.

Источник: https://www.altstu.ru/structure/unit/fdp/

Ссылка на основную публикацию