Как убить природное любопытство: проблемы естественно-научного образования в школе — студенческий портал

От редакции: Эту статью написал Валерий Евгеньевич Фрадкин — заместитель директора по науке Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий.

В ней представлены тезисы, важные, с точки зрения автора, для обсуждения состояния школьного образования.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Валерий Евгеньевич считает, что без рассмотрения обозначаемых в тезисах вопросов изменение ситуации с естественными науками в современной российской школе невозможно. Передаём ему слово.

То, что в школьном естественнонаучном образовании сегодня существует масса проблем, признается практически всеми.

Об их наличии свидетельствуют и результаты единого государственного экзамена, и существенно более низкая популярность специальностей, связанных с физикой, химией, биологией (не считая медицины) при выборе приоритетных профессий выпускниками школ.

Многие из этих проблем появились не сегодня, а достались «в наследство» от школы 70-х – 80-х годов. Многие проблемы касаются отнюдь не только российской школы и характерны для образования большинства стран.

С моей точки зрения все проблемы школьного естественнонаучного образования можно разделить на четыре больших группы:

  • проблемы общества;
  • проблемы государства;
  • проблемы дидактики и методики;
  • проблемы школы и учителя.

Попробуем обозначить эти проблемы и, по возможности, указать если не пути их разрешения, то направления обсуждения.

Проблемы общества

Эта группа проблем во многом характерна для школьного образования большинства стран.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Открыт конкурс на стипендию владимира потанина - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Прежде всего, сегодня обществом в целом естественнонаучное знание не осознаётся как ценность. С усилением внимания к общечеловеческим, гуманитарным ценностям, естественнонаучное знание почему-то стало противопоставляться им.

Нравственность и духовность стали связываться исключительно с гуманитарными вопросами, а в последнее время — с религией.

Активно обсуждаемые обществом (в основном на дилетантском уровне) вопросы ядерной энергетики, экологии, глобального потепления и нравственной ответственности ученых спровоцировали, в том числе, негативный имидж естественных наук.

Как убить природное любопытство: проблемы естественно-научного образования в школе  - Студенческий портал

Источник: vk.me

В течение многих лет наблюдается усиление поляризации общества на «технарей» и «гуманитариев». Скорость этого процесса возрастает в последнее время в связи с активной позицией различного рода астрологов, колдунов, экстрасенсов и их постоянной поддержкой средствами телевидения и в печати.

Как убить природное любопытство: проблемы естественно-научного образования в школе  - Студенческий портал Как интернет лженауку одолел

В известной книге выдающегося американского физика Глэшоу «Очарование физики» есть любопытные наблюдения над процессом поляризации студенческого общества в американских университетах, которое постепенно приводит к изоляции «гуманитариев», неспособных говорить на языке «технарей». В то же время «технари» вполне спокойно могут обсуждать гуманитарные проблемы, причем на достаточно высоком уровне.

Таким образом, возникает ещё одна проблема: проблема языкового общения.

Она приводит к тому, что на определённом этапе значительная часть населения перестаёт понимать естественнонаучные проблемы, так как не владеет языком этих наук даже на дилетантском уровне.

Это, в свою очередь, приводит к отсутствию критического мышления в вопросах, связанных с естественными науками, не позволяет оценить степень достоверности информации и ещё больше усиливает поляризацию общества.

Однако и сами представители естественных и технических наук не всегда готовы на понятном широкому кругу людей языке говорить о сути своей деятельности. Многолетняя традиция популяризации естественнонаучных знаний, выступлений крупных учёных перед учащимися и учителями, руководство научными работами учащихся во многом утрачена.

Как убить природное любопытство: проблемы естественно-научного образования в школе  - Студенческий портал

Источник: 20th.su

Проблемы государства

Во многом из-за разрозненности общества и государство не готово чётко сформулировать свою образовательную политику, цели образования вообще и естественнонаучного в частности.

Принятые недавно федеральные государственные образовательные стандарты, готовящийся Закон «Об образовании» являются предметом компромисса и, соответственно, страдают многословием и наличием очень общих, размытых формулировок.

Принимаемые управленческие решения основываются не на целях образования, не на педагогических идеях, а на сиюминутных экономических и политических задачах.

С одной стороны, государство декларирует необходимость развития серьёзных фундаментальных исследований, приоритет высоких технологий, что требует качественной подготовки школьников в этих областях.

С другой стороны, ФГОС среднего образования предполагает, что физика, химия и биология являются предметами по выбору, а значит, большинство российских школьников будут изучать эти науки на ознакомительном уровне, который не предполагает изучение этих дисциплин при получении высшего образования.

Предлагаемый ФГОС интегрированный предмет «естествознание» не решает задачи естественнонаучной подготовки. Его изучение в принципе возможно на двух уровнях: уровне «рассказов о естественных науках» (т.е.

чисто ознакомительном, занимательном, игровом) или уровне, требующем серьёзного, философского, если хотите, осмысления картины мира, к которому ни учащиеся, ни учителя не готовы, т.к.

он требует глубоких знаний основ наук.

Не готово государство и обеспечивать выдвигаемые им же самим во ФГОС требования к обеспечению процесса обучения, так как затраты на необходимое качественное оборудование бюджет выдержать не может.

В результате закупаемое по конкурсам или аукционам оборудование не позволяет сделать процесс обучения физике, химии и биологии современным, не позволяет качественно осуществлять проектную деятельность школьников.

Как убить природное любопытство: проблемы естественно-научного образования в школе  - Студенческий портал «Россия, Кремль, природа, Путин», или где живут пингвины

Отдельно следует отметить проблемы школьного учебника. Сегодня содержание образования, примерные программы по предметам не входят в федеральный стандарт. Это значит, что по-прежнему мы будем иметь в федеральном перечне учебники, которые лишь формально удовлетворяют требования стандарта.

Задача связи между курсами физики и математики, физики и химии полностью легла на плечи учителей. Решить эту задачу невозможно из-за несогласованности понятийного аппарата, уровней предъявления материала, отсутствия согласования времени и объёма изучения материала между различными учебно-методическими комплексами.

Это не только дидактическая, методическая проблема, но и государственная, поскольку сегодня нет политической воли, чтобы сформировать государственный заказ на УМК, соответствующий ФГОС. Таких УМК может быть несколько, в них должен предъявляться материал на разных уровнях изучения, но они должны обладать свойствами временнóго и межпредметного согласования.

Источник: wikipedia

Не буду комментировать проблему реформы системы управления образованием. Однако понятно, что система управления не изменилась за время модернизации образования, а значит, решать задачи модернизации она неспособна. Сюда же относятся и вопросы оценки результатов труда учителя: невозможно оценивать этот труд по абсолютно одинаковым показателям для учителей физики, например, и учителей истории.

И, наконец, среди этой группы проблем отмечу, что государство не готово стимулировать участие общества и бизнеса в развитии школьного образования, в том числе, естественнонаучного.

Отсутствие таких механизмов, как налоговые льготы, например, для бизнеса, участвующего в работе школы, поощрения благотворительности и т.п. приводит к парадоксальным ситуациям, когда приборы, пособия и т.п.

, изготовленные в России, не могут конкурировать с зарубежными аналогами по качеству, но при этом бывают существенно выше по цене. Бизнес-структуры оказываются заинтересованными только в сбыте своей продукции, но не в её качестве.

Проблемы дидактики и методики

Кризис дидактики признаётся практически всеми специалистами.

На сегодняшний день нет дидактической системы, которая позволяет организовать учебный процесс в условиях открытой информационной среды, помогающей педагогически целесообразно включать учителя и ученика в эту среду.

Но даже в рамках более или менее традиционной дидактики и предметных методик обучения не разработано полноценных методических систем, позволяющих учителю включить информационные и интерактивные технологии в процесс обучения.

Пока нет ни одного такого качественного курса (по крайне мере в области естественных наук), чтобы учитель при подготовке к уроку мог думать о содержательных и методических, а не технологических вопросах.

Постоянное требование от учителя инноваций приводит к тому, что учитель вынужден вводить эти инновации без должного обоснования, не задумываясь над тем, дают ли эти инновации новый образовательный результат, позволяют ли получить качественный процесс и результат обучения.

Здесь уже говорилось о несогласованности УМК как внутри одного предмета, так и между учебными предметами. Сегодня различные методические школы не готовы к совместной работе, согласованию позиций.

Как убить природное любопытство: проблемы естественно-научного образования в школе  - Студенческий портал

Источник: metroworld.ruz.net

Издатели видят в работе с учебниками и методической литературой только бизнес, поэтому процесс подготовки УМК, его редактирования и апробации становится крайне невыгодным. А это крайне плохо отражается на качестве учебной и методической литературы.

В физике и химии даже на школьном уровне невозможно достичь уровня понимания, если не осознан весь материал, т.е. если он не изучался системно. Сегодня учителя этих предметов в силу разных, в том числе указанных выше, обстоятельств работают не по выбранной ими же программе, УМК, а по «учебнику в своей голове» (по выражению Г.Н. Степановой).

Это приводит к методическим ошибкам, поскольку не все учителя могут методически грамотно объяснить, что и как они делают, аргументировать выбор заданий, распределение времени. Да и не все задумываются над методическими вопросами. Особенно страдает практическая часть курсов естественных наук, включающая не только лабораторные и практические работы, но и решение задач.

Невозможно не отметить и вопросы формирования учебного плана. Многочисленные исследования показывают, что пик интереса учащихся к естественным наукам наблюдается в 10-12 лет. Понятно, что если не поддержать вовремя этот интерес, то он неминуемо угаснет. Именно так и происходит в нашей школе: изучение физики начинается в 7-ом классе (13 лет), химии — в 8-ом.

Пропедевтические курсы начальной школы и 5-6 классов являются чисто описательными. Они не позволяют учащимся овладеть методами научного познания, методами измерения, необходимыми в дальнейшем.

Дефицит времени заставляет при изучении физики сразу, в ущерб пониманию физического смысла, обрушивать на учащихся применение математики, которой они владеют недостаточно уверенно.

Как убить природное любопытство: проблемы естественно-научного образования в школе  - Студенческий портал

Источник: panoramio.com

Проблемы школы и учителя

Проблемы государства, общества и дидактики естественным образом перетекают в проблемы школы и учителя. Остановлюсь только на одном.

Естественнонаучное образование требует существенно больших материальных затрат по сравнению с гуманитарным. Поэтому учредителю часто невыгодно формировать такую систему образовательных учреждений, в которой учреждения естественнонаучного профиля занимают значительное место.

Большая востребованность сегодняшними родителями таких предметов, как обществознание и иностранные языки, приводит к увеличению количества гимназий и школ с углублённым изучением иностранного языка в противовес лицеям и школам с углублённым изучением физики, химии, биологии, математики. Уменьшается и количество часов, которое отводится на изучение естественнонаучных предметов и математики.

Хороший учитель заинтересован в качестве своей работы, что невозможно без материально-технического обеспечения. Он заинтересован и в том, чтобы его квалификация как предметника как минимум сохранялась, а значит, в работе с профильными классами. Он заинтересован и в хорошей нагрузке.

Поэтому в создавшихся условиях количество высокопрофессиональных учителей, владеющих на высоком уровне как содержанием предмета, так и методикой обучения, к сожалению, сокращается.

Ни педагогические вузы, ни университеты не в состоянии изменить эту ситуацию без серьёзных государственных решений.

В заключении отмечу: этот материал не должен восприниматься как констатация некоего «апокалипсического» состояния школьного естественнонаучного образования.

Наряду с указанными проблемами у нас есть и примеры появления новых интересных линий учебников, качественных приборов. Появляются хорошие проекты, поддерживаемые отдельными представителями бизнеса.

Цель этого материала в том, чтобы, во-первых, обратить внимание на существующие серьёзные проблемы, а во-вторых, показать, что разрешить эти проблемы возможно только совместными согласованными усилиями.

Источник: https://newtonew.com/school/problems-school-science-education

Нет учебе! Ориентация на ровесников убивает любознательность? Как вызвать интерес к учебе?

Содержание:

  • «Необучаемые» ученики
  • Скука — эпидемия в среде подростков

Начало

Проблема с мотивацией учащегося появляется неожиданно.

Только что первоклассник волновался из-за каждого крючочка в прописи, а теперь он — подросток — и его абсолютно не волнует, что задали в школе: зачем вообще делать уроки? Канадский психолог и психотерапевт Гордон Ньюфелд и педиатр Габор Матэ считают, что корень зла — в излишней ориентации на ровесников. Детям необходима привязанность к значимым взрослым — родителям и педагогам.

Как убить природное любопытство: проблемы естественно-научного образования в школе  - Студенческий портал

Итан хорошо учился в младших классах, хотя никогда особенно не увлекался учебой. Он был довольно способным ребенком. Временами казалось, что ему недостает инициативности, но родителям и учителям удавалось убедить его выполнять их требования в учебе и поведении. Учителя считали его милым и располагающим к себе.

Читайте также:  Получить стипендию на обучение за рубежом - студенческий портал

К тому времени, как родители Итана пришли ко мне на прием, их сын заканчивал шестой класс, и он совершенно перестал соответствовать ожиданиям взрослых. Шла постоянная борьба за то, чтобы заставить Итана выполнять домашние задания. Учителя жаловались на его невнимательность и невосприимчивость к обучению.

Мальчик стал болтливым и конфликтным, и его успеваемость не соответствовала уровню его возможностей. Его отношение к учебе изменилось одновременно с появлением нового увлечения ровесниками. В течение нескольких предыдущих месяцев Итан переключался с одного сверстника на другого, копируя их манеры и увлечения.

Когда общение с одним одноклассником не ладилось, он отчаянно старался наладить контакт с другим.

У Мии спад в учебе произошел на год раньше. До перехода в пятый класс она была полностью поглощена учебой, заинтересована и задавала много умных вопросов. Теперь она стала жаловаться, что ей скучно учиться.

К своему разочарованию, родители узнали, что их дочь даже и не прикасалась к некоторым заданиям, а те, что выполняла, не соответствовали ее обычному уровню. Учителя постоянно звонили родителям Мии, чтобы пожаловаться на то, как она невнимательна, что у нее нет желания учиться, а так же на то, что она постоянно болтает с друзьями во время занятий.

Никогда раньше таких претензий к их ребенку не было. Миа игнорировала попытки родителей поговорить с ней об этом. Родители обратили внимание и на то, что девочка почти перестала рассказывать об учителях, а если и говорила о них, то только в пренебрежительном тоне.

Главным для нее стала вовсе не домашняя работа, а разговоры с друзьями по телефону или в интернете. Когда родители попытались лишить ее этих удовольствий, она отвечала на это с невиданной доселе дерзостью и жесткостью.

«Необучаемые» ученики

Оба эти случая описывают феномен, свойственный нашей современной культуре: дети способные, но не стремящиеся учиться, смышленые, но не успевающие в школе, умные, но скучающие.

Есть и обратная сторона медали: процесс обучения стал более напряженным, чем десять или двадцать лет назад. Учителя подтверждают, что преподавать стало тяжелее, а ученики теперь менее почтительны и менее восприимчивы. Управлять детьми в классе становится все труднее, а учатся они все хуже.

Школьники все меньше читают, несмотря на то, что в последнее время многие школы стали уделять особое внимание изучению литературы. Учителей сегодня готовят лучше, чем когда либо, учебный план прорабатывается со всей тщательностью, а техническое оборудование отвечает всем современным требованиям.

Так что же изменилось? Вернемся еще раз к ключевой роли привязанности. Изменение модели привязанности наших детей крайне отрицательно сказалось на обучении. Многие родители и учителя все еще верят, что для достижения желаемых результатов нужны двое: способный ученик и хороший учитель.

Такое мнение всегда было ошибочным, но пока процесс обучения складывался удачно, мы продолжали наивно верить. До недавнего времени, учителя имели влияние благодаря сильной ориентации на взрослых, порожденной культурой и обществом. То время прошло.

Проблему сегодняшнего образования невозможно решить с помощью денег, изменения учебного плана или внедрения информационных технологий. Она гораздо шире и, одновременно, проще.

Как убить природное любопытство: проблемы естественно-научного образования в школе  - Студенческий портал

Знания, говорил Гёте, нельзя вложить в голову, как монеты в копилку.

Обучаемость каждого конкретного ученика зависит от множества факторов: желания учиться и понимать, интереса к неизведанному, готовности рисковать, прислушиваться к чужому мнению или критике.

Необходимы также контакт с учителем, внимательность, готовность обратиться за помощью, желание достичь цели и преуспеть, и, особенно, готовность трудиться. Привязанность лежит в основе всех этих факторов и влияет на их возникновение.

При ближайшем рассмотрении можно понять, что восприимчивость ребенка к обучению определяют четыре основных фактора: природная любознательность, интегративное мышление, умение извлекать пользу из критики и отношения с преподавателем. Наличие здоровой привязанности укрепляет каждое из этих четырех качеств, а ориентация на ровесников, наоборот, сказывается на них отрицательно.

Скука — эпидемия в среде подростков

В идеальной ситуации, в процессе обучения ребенком движет природная любознательность и стремление познавать окружающий мир. Чтобы получить ответ, ребенок должен сначала задать вопрос; чтобы найти истину — пуститься на ее поиски; прежде, чем прийти к верному заключению — провести эксперимент.

Но любознательность не является врожденной чертой характера: это результат процесса становления. Иными словами, любознательность — это следствие процесса развития, который обеспечивает жизнеспособность ребенка как отдельного самостоятельного существа, готового действовать независимо от привязанности.

Дети, обладающие энергией дерзновения, обычно проявляют живой интерес к отдельным областям знаний и действительно стремятся учиться.

Они получают огромное удовольствие, познавая что-то и вникая в суть вещей. Такие дети сами ставят задачи в обучении, стараются мыслить творчески и учатся владеть собой.

Такие ученики с радостью берут на себя ответственность и сами стремятся реализовать свой потенциал.

Для учителей, которые ценят любознательность, поощряют вопросы и ставят интересы ученика превыше всего, работать с такими детьми — одно удовольствие.

Для учеников, в свою очередь, лучшими учителями являются те, которые выступают в роли наставников, подпитывают заинтересованность и стимулируют интерес к учебе, позволяя ребенку самому руководить процессом обучения.

Если эти дети не всегда хорошо успевают в школе, то, скорее всего, потому, что имеют собственное представление о том, что они хотят изучать, и воспринимают предложенный учебный план как нечто навязанное.

Как убить природное любопытство: проблемы естественно-научного образования в школе  - Студенческий портал

С точки зрения развития, любознательность — черта полезная, но не жизненно необходимая. Привязанность — вот что важнее всего.

До тех пор, пока не высвободится хоть капля энергии, уходящей на поиск безопасной и надежной привязанности, движение вперед, к новым открытиям, невозможно. По этой причине, ориентация на ровесников убивает любознательность и интерес к учебе. Ученики, ориентированные на ровесников, полностью поглощены проблемами привязанности.

Познавать неизведанное им не интересно, скуку наводит все, что не связано с их привязанностью к ровесникам. Скука — настоящая эпидемия в среде ориентированных на ровесников подростков.

Есть и еще одна проблема, связанная с любознательностью: она делает ребенка крайне уязвимым в мире «крутых» сверстников.

За наивное изумление и увлечение предметом, за вопрос о том «как это работает» и оригинальность идей его могут обозвать умником и поднять на смех.

«Бегство от уязвимости» ориентированных на ровесников детей подавляет не только их собственную любознательность, но и любознательность окружающих. Таким образом, ориентация на ровесников ставит под угрозу само явление любознательности.

Гордон Ньюфелд Матэ Габор

Источник: https://www.7ya.ru/article/Net-uchebe-Orientaciya-na-rovesnikov-ubivaet-lyuboznatelnost-2017/

Четыре проблемы современного школьного образования

Согласно прогнозу Агентства стратегических инициатив, через 10-15 лет 57 профессий исчезнут, а на смену им придёт 186 высокотехнологичных «профессий будущего». Готова ли российская система образования к вызовам XXI века? Попробуем взглянуть на основные проблемы и поискать пути преодоления.

Как убить природное любопытство: проблемы естественно-научного образования в школе  - Студенческий портал

1. Низкая мотивация

Первая и основная проблема сегодняшней образовательной системы – школьникам просто скучно учиться. Безусловно, проблема не нова, но современные дети отличаются от нас с вами тем, что не обращают внимания на внешнюю мотивацию.

Это значит, что оценки и похвала родителей становятся наименее важным фактором при формировании интереса к учёбе.

40% современных школьников назвали основным мотиватором личные социальные цели («Я хочу быть культурным и развитым», «Я знаю, кем я хочу работать и что для этого нужно»). *

Что с этим делать?

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», говорит о положительной стороне этого процесса: «Учиться для школьника становится важно и модно, и школьники, приходя на урок, могут знать о предмете разговора не меньше, а то и больше учителя».

Другое дело, что ученики отказываются воспринимать информацию в том формате и темпе, в которой её дают учителя «старой закалки». Высидеть 45 минут однотонной лекции просто невозможно для ребёнка, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач сразу. Поэтому школе так или иначе приходится подстраиваться под новые стандарты.

Во-первых, изменяется структура урока. Раньше учитель сначала объяснял материал, и только затем давал задачу. А сегодня пробуют наоборот: сначала дают ребенку задачу, а когда он изрядно помучается над решением, дают ему нужную формулу или теорему. Полное обновление методических материалов и сценариев уроков должно произойти за ближайшие 3-5 лет.

Во-вторых, не стоит забывать о материально-техническом обеспечении: электронные дневники и учебники, интерактивные доски и парты – всё это призвано сделать школьную среду более понятной и интересной.

2. Неумение применять знания на практике

Из первой проблемы логически следует вторая. Дети с трудом понимают, когда им необходимо применить свои знания на практическом материале. Особенно это касается сегодняшних первокурсников – «натасканные» на тестовые задания, они просто теряются, когда им ставят задачу написать научную или творческую работу.

Что с этим делать?

С 2013 года московские школы активно работают над изменением формата дополнительного образования. Теперь урок может проходить где угодно – в творческом кружке или спортивной секции, в музее, театре и даже в парке. Для урока даже не нужен учитель!

Всё чаще школьники в рамках школьного образования занимаются личными междисциплинарными проектами. Это может быть как конструирование робота-помощника, так и написание детской энциклопедии, и даже организация выборов в школьный совет. 

3. Разрыв между знаниями, которые даёт школа, и вузовскими требованиями

Преподаватели вузов не первый год жалуются на уровень знаний, с которыми к ним приходят первокурсники. Первые полгода вчерашних школьников приходится «подтягивать» до нужного уровня знаний.

Что с этим делать?

Не всегда старшеклассника можно снабдить всеми знаниями, которые пригодятся ему в вузе. Дети из одного класса затем поступают в разные вузы, а у МИФИ и Литературного института требования сильно разнятся. Поэтому с прошлого года в Москве пробуют модель узконаправленных классов ­­– так называемых предуниверсариев.

Предуниверсарий – это профильный класс общеобразовательной школы, созданный на базе университета. Первый класс в рамках программы «Предуниверсиарии» был организован в 2013 году. В этом году в программе решили поучаствовать уже 9 вузов, среди которых РГГУ, МГЛУ, МИФИ, РЭУ им. Плеханова.

4. Высшее образование как самоцель

Около 80% выпускников московских школ продолжают обучение в вузах. Но далеко не все из них имеют чёткое понимание, зачем им это надо. Большинство приходят в вуз, потому что на этом настояли родители. Преподаватели отмечают крайне низкую мотивацию студентов-первокурсников и тотальное нежелание погружаться в предмет обучения.

Что с этим делать?

Уже второй год в Москве пытаются популяризировать средне-профессиональное образование и избавиться от негативного имиджа колледжей. Удивительно, но такие востребованные и «денежные» профессии, как повар, ювелир, специалист гостиничного бизнеса, можно получить и в колледже.

Но это не единственное решение. Столичные школы всерьёз намерены перейти к концепции предпрофессионального обучения. Пока на базе школ открываются инженерные, медицинские и кадетские классы, а учащихся общеобразовательных классов приглашают на проект «Профессиональная среда», где можно получить рабочую специальность в свободное от учёбы время.

Нетрудно догадаться, что основной проблемой современного образования является недостаточное внимание к практической стороне обучения. Поэтому основные усилия направлены на развитие практических умений и навыков, формирование ответственного подхода к своим учебным обязанностям и развитие стремления самостоятельно решать задачи.

Дата публикации 13.12.2016 Автор статьи: ***

Источник: https://materinstvo.ru/art/12577

Доклад на тему "Естественнонаучное образование в контексте ФГОС: проблемы и пути решения"

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Г. БЕСЛАН
  • ДОКЛАД
  • Естественнонаучное образование в контексте ФГОС: проблемы и пути решения
  • Учитель физики:

Комаева Р.А.

2017 год

Изучение предметов естественнонаучного цикла играет важную роль в формировании мировоззрения учащихся, в их экологическом воспитании. В условиях реформы школы возникает настоятельная необходимость определить возможные пути совершенствования естественнонаучного образования с учетом требований дня и достижений науки за последние десятилетия.

Продолжительное время учебными планами средней общеобразовательной школы предусматривалась реализация концепции, согласно которой естественнонаучное образование начиналось с изучения природоведения в начальной школе и курса биологии в V-VI классах, затем — физики и химии в VII. В последние годы в V-VI классах введен интегративный курс «Естествознание», включающий конгломерат сведений по физике, химии и биологии, и лишь затем начинается предметное преподавание этих дисциплин.

При таком построении естественнонаучного образования не выдерживает критики принятая последовательность освоения указанных предметов.

Поскольку курс биологии предшествует физике и химии, изучение жизнедеятельности растений, животных и человека не опирается на знания учащихся о влиянии на нее физико-химических факторов окружающей среды: температуры, влажности, электрических и магнитных полей, радиоактивных излучений и т.п. Кроме того, игнорируются физико-химические процессы, протекающие в живых организмах; совершенно не работает электронная теория строения вещества.

В соответствии с проектом базисного учебного плана 1993 г. классический цикл естественнонаучных дисциплин дополняется курсами экологии, валеологии и ОБЖ (охрана безопасности жизнедеятельности человека). Под предлогом гуманизации образования сократилось количество часов на изучение физики, химии и биологии.

Такая перестройка дала свои негативные результаты: если в 1991/92 учебном году по результатам тестирования, проводившегося в 19 странах мира по инициативе ЮНЕСКО, наши учащиеся занимали по предметам естественнонаучного цикла 5-е место, то в 1996/97 учебном году они оказались на 14-м. Видимо, назрела необходимость разработки новых подходов к преподаванию естественных наук в школе.

Согласно нашей концепции, прежде всего изменяется принятая ныне последовательность изучения предметов естественнонаучного цикла в основной школе.

Мы предлагаем начинать с физики в V классе, в VI классе приступать к химии с опорой на полученную учащимися понятийную базу и лишь затем в VII классе приступать к изучению биологии на базе знаний, полученных учащимися по физике и химии.

В дальнейшем в процессе освоения названных предметов между ними осуществляется тесная взаимосвязь.

Еще в XIX в. Д.И. Писарев писал, что без физики нельзя взяться за химию; без физики и химии нет возможности приступить к физиологии животных и растений; разумное и плодотворное изучение природы возможно только при соблюдении самой строгой последовательности…

Это положение вытекает из логики и методологии развития естественных наук, на что обращал в свое время внимание М.В. Келдыш. Он подчеркивал, что химия не может успешно развиваться без опоры на достижения физики, а биология — без опоры на данные физики и химии.

  1. Разработанная нами новая концепция естественнонаучного образования предусматривает решение следующих задач:
  2. 1) пересмотра в базисном учебном плане реализуемой в настоящее время последовательности изучения предметов естественнонаучного цикла: биология -> физика -> химия;
  3. 2) совершенствования содержания учебных предметов, и прежде всего биологии, с учетом новейших достижений биологической науки, отражения в нем роли физических и химических процессов в жизнедеятельности живых организмов;
  4. 3) определения общих для всех предметов естественнонаучного цикла понятий, законов и теорий, последовательности в раскрытии их содержания;
  5. 4) достижения единства интерпретации общих для естественных наук понятий, законов и теорий, учета своеобразия оперирования ими в каждом из учебных предметов в соответствии со спецификой структурных форм организации материи и форм движения;
  6. 5) обеспечения преемственности в формировании и развитии фундаментальных естественнонаучных понятий и общих учебно-познавательных умений;
  7. 6) разработки единого подхода к формированию общих для предметов естественнонаучного цикла учебно- познавательных умений на основе теории деятельности и принципа преемственности;
  8. 7) выявления возможностей и способов раскрытия взаимосвязи физических, химических и биологических явлений, влияния физико-химических процессов на развитие живых организмов;
  9. 8) разработки критериев эффективности применяемых методов и форм обучения на основе пооперационного анализа уровней сформированности умений и поэлементного анализа качества усвоения понятий.
  10. Эффективное решение перечисленных задач возможно при создании соответствующих педагогических условий. В качестве первостепенных мы выделяем следующие:
  11. 1) повышение научно-теоретического уровня подготовки учителей предметов естественнонаучного цикла. Мы имеем в виду прежде всего:
  12. а) углубление знаний учителей по содержанию фундаментальных естественнонаучных понятий, формирование которых происходит в процессе изучения всех предметов этого цикла на протяжении 5 лет обучения в основной и средней школе (материя, вещество, поле, структурные формы организации материи и соответствующие им формы движения, изучаемые физикой, химией и биологией);
  13. б) углубление знаний о фундаментальных естественнонаучных законах (сохранения массы, энергии, электрического заряда, законов термодинамики) и теориях (молекулярно-кинетической, строения атома и атомного ядра, электромагнитной, квантовой, клеточной теории строения «живого вещества»);
  14. 2) повышение уровня профессионально-методической подготовки учителей в следующих областях:
  15. а) психолого-дидактические основы формирования научных понятий;
  16. б) методика формирования конкретных общих естественнонаучных понятий в условиях осуществления межпредметных связей;
  17. в) методика формирования общих учебно-познавательных умений: работать с книгой, с печатным текстом; наблюдать и самостоятельно ставить опыты, производить измерительные, графические и вычислительные действия; самостоятельно анализировать и систематизировать факты; делать обобщения;
  18. г) методика организации самостоятельной учебно- познавательной деятельности учащихся;
  19. д) организация творческой работы учащихся, воспитание у них потребности в самостоятельном углублении знаний и интереса к исследовательскому труду.
  20. Процесс формирования обобщенных умений включает следующие этапы:
  21. 1) осознание учащимися значения овладения умением выполнять данное действие;
  22. 2) определение цели последнего;
  23. 3) уяснение его научных основ;
  24. 4) определение его основных структурных компонентов, общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых оно выполняется (такие структурные компоненты играют роль опорных пунктов действия);
Читайте также:  Курсы маркетинга: для начинающих и руководителей - студенческий портал

5) определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых слагается действие, т.е. построение его модели (алгоритма) (путем коллективных или самостоятельных поисков);

  • 6) организация выполнения небольшого количества упражнений, в которых действия учащихся подлежат контролю со стороны учителя;
  • 7) обучение учащихся методам самоконтроля за правильностью выполнения данного действия;
  • 8) организация упражнений, требующих от учащихся умений самостоятельно выполнять его (при изменяющихся условиях);
  • 9) использование данного умения при овладении новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности.

Перечисленные этапы включают не только выделенные психологами основные компоненты целенаправленного действия, но и дополнительные, обеспечивающие развитие у учащихся более высокого уровня самостоятельности и творческого подхода к выполнению учебных заданий. Выявление состава операций, образующих действие, — необходимое условие успешного формирования у учащихся рациональных приемов познавательной деятельности.

В формировании учебных умений, общих для цикла предметов, важную роль играют межпредметные связи (МПС), которые осуществляются путем реализации единого подхода к формированию общих учебных умений, единства требований к знаниям и умениям, единства интерпретации общих понятий, обеспечения непрерывности в их формировании. Реализация МПС способствует повышению качества усвоения фундаментальных понятий и ускоряет процесс формирования познавательных умений.

Формирование у учащихся обобщенных учебно- познавательных умений начиналось с разработки методики формирования умения самостоятельно работать с книгой, поскольку книга для ученика — один из основных источников знания.

Предлагаемая нами методика основана на структурно-логическом анализе содержания предметов естественнонаучного цикла, позволившем выделить в них в качестве общих основных структурных элементов знаний научные факты, понятия, законы и теории.

  1. Наша методика предусматривает выработку у учащихся умения классифицировать понятия. С этой целью мы познакомили их с основными группами (видами) естественнонаучных понятий:
  2. структурные формы материи — вещество и поле;
  3. свойства тел, вещества и полей;
  4. явления (физические, химические, биологические);
  5. величины, количественно характеризующие свойства тел и явления;
  6. приборы, машины, установки; 
  7. технологические процессы. 

Однако для выработки общего умения работать с учебной и дополнительной литературой по предметам естественнонаучного цикла недостаточно только умения определять в тексте основные элементы системы знаний.

Необходимо еще раскрыть общие требования к усвоению каждого из них. Поэтому мы должны разъяснить, что нужно знать о структурных формах материи, о явлениях, о величинах, о законах, о теориях и т.д. независимо от того, к какой области знаний они относятся.

Это определяет общий подход к усвоению знаний на основе работы с литературой.

Требования к усвоению знаний, сформулированные в последовательности, отражающей логику научного познания, выполняют роль планов обобщенного характера — опорных пунктов при изучении учебного материала и при построении ответов.

Эти планы получили название обобщенных потому, что их структура не зависит от частных особенностей материала. Например, план изучения явлений является общим для физических, химических и биологических явлений.

То же относится к планам изучения приборов, законов, теорий.

Для конкретизации приведем примеры.

План изучения явлений (или: «Что нужно знать о явлении?»)

1. Внешние признаки явления, по которым оно обнаруживается.

2. Условия, при которых оно протекает (происходит).

3. Сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления на основе современных научных теорий).

4. Определение явления.

5. Связь данного явления с другими (или факторы, от которых зависит его протекание).

6. Количественные характеристики (величины, характеризующие явление, связь между величинами; формулы, выражающие эту связь).

7. Использование явления на практике.

8. Способы предупреждения его вредных последствий для человека и окружающей среды.

План изучения теорий (или: «Что нужно знать о теории?»)

Обобщенные планы вводились постепенно, при изучении соответствующих вопросов курса. План о явлениях — после того, как у учащихся уже имеется некоторый опыт их изучения, план о законах — когда учащиеся познакомились с рядом законов и т.д.

Обобщенные планы рекомендовалось использовать при прослушивании ответов у доски как средство коллективного контроля за ответом. Учащиеся замечают, какие вопросы плана не были раскрыты, напоминают об этом отвечающему у доски или, если тот затрудняется с ответом, дополняют ответ сами. Планы рекомендовалось использовать и при объяснении материала учителем.

Планы обобщенного характера способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, делают их работу с учебным текстом целенаправленной, глубоко осознанной и, что особенно важно, отучают от механического заучивания текста, зубрежки, вносят в учебную деятельность элемент творчества.

Источник: https://infourok.ru/doklad-na-temu-estestvennonauchnoe-obrazovanie-v-kontekste-fgos-problemi-i-puti-resheniya-3469888.html

Проблемы естественнонаучного образования — успехи современного естествознания (научный журнал)

1

Образование, наука и культура представляют собой важнейшие сферы развития любого государства. При недооценке этих трех сфер государство неизбежно обрекает себя на прозябание на задворках цивилизованного мирового сообщества.

Проблемы образования, актуальные во все времена, сделались особенно актуальными и острыми сегодня в связи с проводимой в нашей стране модернизацией образования [1] и недавно одобренными правительством РФ основными направлениями реформы школ и высших учебных заведений, которые вызывали немало критических замечаний [2,3].

Естественные науки (физика, химия, биология, математика) формируют научно — технический потенциал страны, лежат в основе научно-технического прогресса, обеспечивают надежность технологических решений и конкурентноспособность производимой продукции на мировом рынке.

Поэтому подготовка специалистов по естественнонаучным специальностям и направлениям является приоритетной и важной задачей высшей школы.

Однако мы не можем заявить, что наше естественнонаучное образование, играющее ключевую роль в формировании современного специалиста, находится на должном уровне, так как экономика у нас неконкурентноспособна, российская продукция по качеству уступает зарубежной и подавляющая часть промышленных товаров ввозится из-за рубежа. По-видимому, те знания, умения и навыки, которые получают выпускники наших вузов, не отвечают уровню современных мировых стандартов.

Одной из основных проблем естественнонаучного образования является разрыв между достижениями самих естественных наук и уровнем естественнонаучного образования. В условиях быстрого увеличения объема естественнонаучного знания неизбежно встает вопрос, чему и как учить.

Можно пойти по пути максимальной специализации знаний, сужения круга изучаемых дисциплин и концентрации усилий на узкопрофессиональной подготовке. Можно, напротив, взять за основу широкую подготовку, позволяющую увидеть все многообразие научной мысли, однако не имеющую глубины и не предусматривающую специализации в какой-либо области знаний.

Наверное, оптимальным будет такое их сочетание, которое позволит осваивать новейшие достижения науки и техники на базе серьезной фундаментальной естественнонаучной подготовки.

Пути решения данной проблемы видятся, во-первых, в усилении активной творческой работы преподавательского корпуса в направлении формирования взаимосвязанности фундаментальных естественнонаучных дисциплин, во-вторых, в интеграции естественнонаучного образования с академической наукой.

Взаимосвязанность естественнонаучных дисциплин (мультидисциплинарность) способна обеспечить более глубокое понимание глобальных проблем человечества и нахождение путей их решения. Расчленение знания по отдельным дисциплинам не является присущей человечеству особой чертой. Например, в эпоху Ренессанса высоко ценили широту кругозора человека.

Мы смогли бы достичь нового ренессанса, устранив тенденции расчленения знания по дисциплинам. При этом все-таки следует помнить, что наряду с широтой научного кругозора специалист будет иметь особенно глубокие знания в одной из дисциплин.

Касаясь интеграции образования и науки, можно отметить вовлечение в этот процесс целого ряда высших учебных заведений и положительные результаты, достигнутые в ходе интеграции. Так, на базе КемГУ как головного исполнителя в период 1997-2004 г.г.

в рамках Федеральной целевой программы «Интеграция» был выполнен комплекс тематически единых исследований в области фундаментального материаловедения, в которых участвовали преподаватели и сотрудники НГУ, ТПУ, СибГИУ и ученые из институтов Сибирского отделения РАН; результаты работы нашли выражение в создании новых кафедр-лабораторий, проведении регулярных научных конференций по физико-химическим процессам в материалах, проведении молодежных научных школ и конкурсов работ молодых ученых по материаловедческой тематике и, как следствие этого, повышении уровня подготовки молодых специалистов.

Современные естественнонаучные дисциплины являются фундаментальными дисциплинами, располагающими огромным фактическим материалом, объем которого растет год от года.

В условиях быстрого увеличения естественнонаучного знания классическая модель образования, при которой основу составляет лекционный курс, а семинары, практические и лабораторные занятия лишь закрепляют знания, полученные на лекциях, не состоятельна и на смену ей выдвинуты новые модели, характеризующиеся высокой степенью индивидуализации обучения и усиления самостоятельной работы студентов. Одной из таких моделей, получивших достаточно широкое распространение, является модульно — рейтинговая технология обучения, в основе которой лежит модульное построение учебной дисциплины и рейтинговая система контроля и оценки знаний [4,5].

Внедрение модульно-рейтинговой технологии сопряжено с созданием необходимого методического обеспечения, которое должно включать в себя рабочую программу курса, лекционный материал, вопросы и задачи для контроля усвоения лекционного материала, индивидуальныезадания, контрольные задания, программы коллоквиумов, лабораторный практикум, методические указания по самостоятельной работе студентов, список рекомендуемой литературы. Это является трудоемким делом. Развитие компьютерных технологий позволяет по-новому решить многие из указанных выше задач. Актуальным является создание учебных электронных учебных пособий, рассчитанных для использования в локальных и глобальных сетях и для специализированной навигации в поисках смежных изучению данной дисциплины ресурсов.

Еще в начале 90-х годов прошлого столетия вузы России взяли стратегический курс на усиление фундаментализации естественнонаучного образования путем перехода к многоуровневой системе высшего профессионального образования, включающей бакалаврский и магистерский уровни [6]. В ряде вузов такая система была внедрена.

В связи с вхождением России в Болонский процесс двухуровневая подготовка по схеме бакалавр-магистр вновь сделалась предметом активного обсуждения. Сама по себе двухуровневая система высшего образования, имеющая немало привлекательных моментов, возражений не вызывает.

Однако тотальный переход на двухуровневое образование нецелесообразен по нескольким причинам, среди которых необходимо назвать следующие:

  • лицензирование подготовки магистров требует более высокого (по сравнению с подготовкой дипломированных специалистов) уровня развития научных исследований, поэтому далеко не каждый вуз получит разрешение на магистерскую подготовку и в этом случае он сможет готовить только бакалавров, оставив таким образом свой регион без квалифицированных специалистов;
  • с учетом состояния рынка жилья и уровня материального обеспечения молодых специалистов миграция специалистов внутри страны маловероятна, поэтому реализация только двухуровневой системы лишит некоторые регионы перспективы экономического и культурного развития.

Наиболее оптимальным вариантом решения данной проблемы представляется схема многоуровневой подготовки, предусматривающая возможность перехода обучаемого по завершении бакалаврского уровня обучения как на уровень магистра (2 года обучения), так и на уровень дипломированного специалиста (1 год обучения). Академическая подготовка бакалавров, предполагающая последующую эффективную подготовку магистров, легко может быть трансформирована в подготовку бакалавров со специальностью, на базе которой в течение одного года легко организовать эффективную подготовку дипломированного специалиста.

Качество образования всегда было и остается актуальной проблемой для естественнонаучных факультетов.

Важным фактором, побуждающим уделять самое серьезное внимание проблеме качества, стала начавшаяся в стране модернизация образования и новая стратегия развития образования в XXI веке, ориентированная на создание информационной цивилизации, императивом которой является опережающее развитие образования [7].

Чтобы занять достойное место в глобальной информационной цивилизации будущего, России необходимо обеспечить целенаправленное использование системы образования для решения как социальных, так и экономических задач, а одно из требований здесь — качественное образование.

Среди проблем, остро касающихся естественнонаучного образования, следует выделить такие проблемы, как оценка качества образования и управление качеством. Казалось бы, естественной основой оценки качества должен выступать Госстандарт высшего профессионального образования, в котором определены требования к уровню подготовки специалистов.

Однако эти требования не сформулированы в том виде, чтобы можно было однозначно оценить степень соответствия нормативам уровня подготовки выпускников. Качество образования как категория рыночной экономики представляет набор свойств образовательного продукта (подготовленного специалиста), оцениваемый потребителем.

Оценка здесь зависит от состояния экономики в регионе, от профиля специалистов, их востребованности на рынке труда и других конъюнктурных факторов. До настоящего времени нет единой общепринятой и утвержденной системы оценки качества высшего образования, хотя проблеме построения системы менеджмента качества на основе международных стандартов уделяется большое внимание [8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Модернизация образования// Поиск, № 22 (576), 2 июня 2000 г.
  2. Спорное образование // Российская газета, № 277 (3654), 15 декабря 2004 г.
  3. Где ресурсы для нового курса? Правительство одобрило приоритеты развития образования // Поиск, интернет-газета науч. сообщества. опубл. 17 декабря 2004 г. (www.poisknews.ru).
  4. Основы проблемно-модульной технологии обучения/ А.И. Галочкин, Н.Г. Базарнова, В.И. Маркин и др. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998.- 101 с.
  5. Денисов В.Я., Мурышкин Д.Л., Чуйкова Т.В. Модульно-рейтинговая технология в курсе органической химии // Физико-химические процессы в неорганических материалах: доклады 9-й международной конф., 22-25 сентября 2004 года: в 2 т./ КемГУ- Т.2.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.- С. 288-290.
  6. Информационные материалы для участников совещания «Естественнонаучное образование в высшей школе России». 26-27 ноября 1992 г.- Москва, 1992. — 69 с.
  7. Система образования для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России // Вестник высш. шк., 2000. № 1. С. 3-15.
  8. Проблемы обеспечения качества университетского образования: Материалы Всероссийской научно-методич. конф. Кемерово, 3-4 февраля 2004 г. — Кемерово: ЮНИТИ, 2004.- 492 с.

Работа представлена на II конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет) Поступила в редакцию 29 декабря 2004 г.

Библиографическая ссылка

Денисов В.Я. ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 43-45;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8453 (дата обращения: 03.04.2020).

Источник: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8453

Ссылка на основную публикацию