Как россияне относятся к школьным психологам — студенческий портал

Социальный психолог специализируются на изучении различных групп: малых, крупных, рабочих коллективов, населения региона, спортивных команд и т.п.

Его интересуют феномены, возникающие и протекающие в этих группах, закономерности их развития, способы управления ими, а также социометрия, прогнозирование, психодиагностика и многое другое. Работа относится к разряду «человек – человек».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см.

выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Социальная психология потому и получила такое название, что специализируется на изучении социума, а заодно способов его менять, управлять им, помогать людям успешно функционировать в его рамках.

Социальный психолог неплохо разбирается во всех отраслях психологии, но в первую очередь специализируется именно на работе с коллективами, на алгоритмах возникающих и протекающих в них процессов, на правила и принципы их жизни.

Как россияне относятся к школьным психологам - Студенческий портал

Особенности профессии

Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов.

Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как выбрать вуз и построить свою карьеру со школьной скамьи? - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:

  • Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
  • Мониторинг психологической безопасности участников группы.
  • Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
  • Создание и реализация программ, направленных на психологическое просвещение, психокоррекционную работу, профилактическое воздействие, повышение психологического здоровья населения.
  • Психологическое сопровождение людей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, психологическая помощь сотрудникам социальных организаций, психологическое сопровождение образования и жизни замещающих семей.
  • Разработка и реализация тренинговых программ,  направленных на улучшение психологического климата в коллективе, ведение терапевтических и других групп.
  • Проведение психологических исследований, разработка теоретических концепций, оформление соответствующей документации.
  • Психологическая помощь при реабилитации в результате серьезных травм и повреждений, возвращение человека в социум.

Социальный психолог может заниматься достаточно разнообразной деятельностью, специализироваться на разной проблематике, однако суть ее – работа с коллективом и человеком в нем – остается неизменной.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная, общественно полезная профессия.
  2. Активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая особую значимость в контексте глобализации.
  3. Возможность помогать людям.
  4. Возможность использовать профессиональные знания в собственной жизни.

Минусы

  1. Быстрое профессиональное выгорание при постоянной работе с социально уязвимыми категориями населения.
  2. Невысокая заработная плата.
  3. Высокая ответственность за состояние подопечных.

Важные личные качества

Для социального психолога важен аналитический склад ума примерно в той же степени, как и способности к эмпатии.

Также подобный специалист должен быть ответственным, трудолюбивым, терпеливым, готовым к постоянному пополнению багажа своих знаний, к разработке нестандартных решений для заданных проблем.

 Не помешает ему и умение абстрагироваться от ситуаций своих подопечных, не принимать их слишком близко к сердцу.

Обучение на социального психолога

Чтобы стать социальным психологом, нужно получить высшее образование по общему профилю «Психология», его код — 37.03.01.

Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и иностранному языку либо математике (на усмотрение вуза). Некоторые высшие образовательные учреждения в качестве третьего предмета выбирают обществознание.

Форма обучения может быть очной, заочной, очно-заочной. В первом случае диплом бакалавра студенты получают за 4 года, в остальных – за 5 лет.

Лучшие вузы для социальных психологов

  1. РУДН
  2. РЭУ имени Г.В. Плеханова
  3. РАНХиГС при Президенте РФ
  4. СПбГУ
  5. РГПУ имени А.И. Герцена
  6. СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ

Место работы

Социальный психолог может работать в социальных и психологических службах, образовательных учреждениях, центрах психологической помощи, научно-исследовательских организациях, а также практически в любых организациях: в качестве HR-менеджеров или специалистов по поддержанию здорового психологического климата в коллективе, конфликтологов.

Заработная плата

Уровень доходов социальных психологов сильно зависит от места их работы. Так, в государственных, муниципальных, некоммерческих организациях он обычно невелик, тогда как в частных компаниях и фирмах может достигать достаточно высоких значений.

Карьерный рост

Социальный психолог может улучшать свои знания и навыки, повышать своей профессионализм и, как следствие, претендовать на более высокий уровень заработной платы. Также он может занимать руководящие должности, продвигаясь вверх по карьерной лестнице и делая больший уклон в сторону менеджмента.

Как россияне относятся к школьным психологам - Студенческий портал

Профессиональные знания

  1. Закономерности деятельности и поведения людей, включенных в различные социальные группы.
  2. Закономерности развития социальных групп.
  3. Закономерности развития конфликтов и способы их решения.
  4. Особенности поведения личности, включенной в группу.

  5. Понимание и восприятие людьми друг друга, особенности межличностных взаимоотношений в социуме.
  6. Социальные стереотипы и установки, закономерности их появления, их устойчивость, структура, изменчивость, алгоритм передачи и усвоения.
  7. Феномены и явления психики, имеющие отношение к малым, средним и большим социальным группам.

  8. Взаимоотношение личности и группы, лидерство, межгрупповые взаимоотношения.
  9. Закономерности формирования психологического климата в коллективе, эффективность тех или иных стилей руководства, способы повышения производительности групповой деятельности.
  10. Психодиагностика, способы организации и проведения психологических исследований.

  11. Психотерапия, способы эффективного психологического сопровождения.

Известные социальные психологи

  1. Дэвид Майерс, исследователь групповой поляризации, автор множества учебников, известный адаптацией психологических исследований для лучшего понимания широкой публикой и студенческой аудиторией.
  2. Эллиот Аронсон, автор известных работ по групповой интеракции, приемам изменения установок, межличностной аттракции, когнитивным теориям.

Источник: https://www.profguide.io/professions/socialniy_psiholog.html

Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 7-12 лет
  • подросток

Как россияне относятся к школьным психологам - Студенческий портал

Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад. Сегодня психолог есть во многих школах, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители. Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой — этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам.

Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них.

Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации.

Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д.

Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе.

Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»).

Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания.

Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы.

Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком.

Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу.

Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой.

Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло.

Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель.

А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Екатерина Сафонова

Как россияне относятся к школьным психологам - Студенческий портал Хорошо ли ребенку в школе

Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/shkolnyy-psikholog-kogda-k-nemu-nuzhno-obrashchatsya-i-chem-on-mozhet-pomoch/

Почему школьный психолог в России становится "неважной фигурой"

Нужно возродить систему психологического образования в стране и поднять престиж профессии психолога, в том числе и школьного, к такому выводу пришли участники более 20 секций и «круглых столов», прошедших на Всероссийской конференции «Система психологического сопровождения образования: от управления рисками к психологическому развитию и благополучию».

— Современная школа столкнулась с новым типом глобальных психологических рисков. Перед психологами встают новые непростые задачи, — обратилась к участникам конференции министр образования и науки Ольга Васильева. — А от общества поступил мощный социальный запрос на создание эффективной системы психологического сопровождения образования.

Расширение пространства межкультурного общения, усиление межэтнической напряженности, низкий уровень безопасности информационной среды для детей и подростков, кризис семьи как института социализации, буллинг и вовлеченность в тоталитарные деструктивные секты — вот далеко не полный перечень новых рисков, которые предстоит разрешить школьным психологам.

Как россияне относятся к школьным психологам - Студенческий портал

Ольга Васильева назвала лучшие инклюзивные школы в России

— У нас произошло вымывание психологов из системы образования. К ним стали относиться как к так называемым «помогающим профессиям», — объясняет она. — Произошло страшное: на одного психолога приходится от полутора до двух тысяч детей. И зарплата у школьного психолога ниже, чем у учителей.

По словам министра, именно по психологам больнее всего ударило нормативно-подушевое финансирование, они первыми попали под сокращение. К тому же полномочия по организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи детей закреплены за региональными и муниципальными органами власти.

— Это ведет к неравенству из-за различий в экономическом состоянии регионов. Это привело и к разрушению единого федерального пространства, — пояснила она.

Разработкой столь необходимых единых психологических стандартов должна заняться межведомственная рабочая группа, в которую войдут представители министерства образования, Российской академии образования и ведущих вузов страны.

Еще одна проблема, которую министерство образования намерено разрешить в самое ближайшее время, касается законодательных ограничений. По закону психолог не может оказывать помощь детям без письменного согласия родителей.

— Соответствующие поправки должны быть внесены как можно скорее, — настаивает министр. — Если семья неблагополучная и родители не видят проблемы, то ребенок вообще не получит помощи.

  • Никакой педагог не может заменить профессионального психолога, который должен обязательно быть в каждой школе
  • Также, по словам Ольги Васильевой, надо провести ревизию кадров, оценить качество подготовки психологов и определить, какое количество специалистов необходимо для обеспечения всех школ штатными психологами.
  • — Я лично буду следить за тем, чтобы в вузах увеличили количество бюджетных мест на психологических факультетах, — добавила Васильева.
Читайте также:  Тем, кому за двенадцать: выбраны лучшие книги года - студенческий портал

Президент РАО Людмила Вербицкая напомнила о том, что любому учителю нужны не просто знания своего предмета, но и определенные навыки психолога, но главное — педагог должен любить детей и свою профессию. Однако никакой педагог и даже педагог-психолог не может заменить профессионального психолога, который должен обязательно быть в каждой школе.

— У нас много ведомств, но ребенок у нас один, поэтому важна скоординированная работа разных министерств и ведомств, — сказала Вербицкая и предложила сделать РАО ресурсным центром, который бы взял на себя роль координатора.

Психология должна быть одной из фундаментальных наук, только тогда вузы будут выпускать специалистов мирового уровня, убежден ректор МГУ Виктор Садовничий.

— В университете учатся и работают около 100 тысяч человек, и мы создали свою психологическую службу, потому что иногда, поняли это на собственном печальном опыте, люди нуждаются в помощи, — говорит он. — Если другие вузы захотят создать службы помощи, готовы делиться опытом.

Источник: https://rg.ru/2016/11/23/pochemu-shkolnyj-psiholog-v-rossii-stanovitsia-nevazhnoj-figuroj.html

Школьный психолог — Психологос

Как россияне относятся к школьным психологам - Студенческий портал

  • ​Школьный психолог — психолог, работающий в школе.
  • Цель работы психологической службы школы: оптимизация образовательной среды с целью создания условий для гармоничного развития личности обучающихся.
  • Зачем в школе нужен психолог?
  • Психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
  • ​​​​​​​В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

В связи с задачами диагностики одной из задач психолога является составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка.

Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания — в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Кроме того, на педсоветах психолог участвует в принятии решения о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс, о возможности “перешагивания” ребенка через класс (например, очень способного или подготовленного ученика могут перевести из первого класса сразу в третий).

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.

Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками.

Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы.

Он старается отбирать в школьную библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией.

В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

1. Трудности в учёбе

Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса.

Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно.

На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2. Взаимоотношения в классе

Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании.

А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе.

С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями

Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми — с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям.

Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно.

Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути

Девятый, десятый и одиннадцатый класс — время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь.

Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу.

Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5. Самоуправление и саморазвитие

Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений.

Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их.

Психолог — человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

Сайты, посвященные работе школьного психолога

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/shkolnyy-psiholog

Сколько россиян обращаются к психологам?

Лишь 4% опрошенных предпочитают обращаться к специалистам при возникновении психологических проблем. Остальные же чаще обсуждают эти проблемы с близкими или пытаются решить их самостоятельно. Как россияне относятся к психологам и психотерапевтам и верят ли в эффективность их работы — в новом исследовании «Анкетолога».

Результаты исследования

С кем вы предпочитаете делиться своими внутренними проблемами и переживаниями?

С кем вы предпочитаете делиться своими внутренними проблемами и переживаниями?

Посещаете или посещали ли вы когда-либо психолога/психотерапевта?

Посещаете или посещали ли вы когда-либо психолога/психотерапевта?

Верите ли вы в то, что психологи/психотерапевты способны помочь людям решить их внутренние проблемы?

Почему вы никогда не посещали психолога/психотерапевта?

Помог ли психолог/психотерапевт в решении вашей проблемы?

Скрываете/скрывали ли вы от своего окружения факт посещения психолога/психотерапевта?

Как вам кажется, обратились ли бы вы к психологу/психотерапевту, если бы у вас появились какие-либо психологические проблемы в будущем?

Как вам кажется, если бы вы обратились к психологу/психотерапевту, столкнулись бы вы с непониманием/насмешками от людей из вашего окружения?

Как бы вы могли оценить доступность услуг психологов/психотерапевтов в вашем регионе?

Как вам кажется, развита ли в России культура обращения за помощью к психологам-консультантам/психотерапевтам?

Большинство россиян (64%) делятся своими проблемами и переживаниями с близкими, 43% также предпочитают решать свои проблемы самостоятельно, и лишь 4% — обращаться за помощью к психологу или психотерапевту.

Однако чуть больше трети россиян (34%) хотя бы однажды были на консультации у специалистов этого профиля (17% — один раз, 12% — несколько раз, 4% — проходили курс сеансов, 1% — ходят в настоящее время).

Остальные 66% никогда не ходили к психологу или психотерапевту.

В основном потому, что в этом просто не было необходимости (45%), потому, что не поверили в эффективность этой меры (32%), решили, что это дорого (24%), не смогли выбрать хорошего специалиста (11%), не захотели копаться в собственных проблемах (10%).

Верят, но не обращаются

Россияне скорее доверяют психологам и психотерапевтам: 63% опрошенных думают, что они смогут помочь людям решить их проблемы. При этом 57% респондентов, ходивших к этим специалистам на консультации, сказали, что это действительно помогло.

В целом лишь 4% опрошенных уверены, что в России развита культура обращения за помощью к психологам при необходимости, а 84% считают, что это не так. Отметим, что 12% россиян, обращавшихся за консультацией к этим специалистам, скрывали это от всех, включая близких. Еще 40% говорили  только самым близким, а 48% — не скрывали ни от кого.  

Выборка исследования

C 1 по 2 октября с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1600 жителей РФ. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%. 

Источник: https://iom.anketolog.ru/2019/10/02/psihologicheskaya-pomosh-v-rossii

Вциом выяснил, как россияне относятся к грете тунберг. имя 16-летней экоактивистки знакомо каждому третьему

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил мнение россиян о 16-летней шведской экоактивистке Грете Тунберг.

Ее имя в той или иной степени знакомо 37% россиян. Чаще всего о ней слышали люди 45−59 лет и старше 60 лет (45 и 40% соответственно), а также жители Москвы и Санкт-Петербурга (56%). Более половины опрошенных (63%) ничего не знают о Тунберг.

40% россиян, которые знают о Тунберг, положительно относятся к ее деятельности, причем большинство (74%) одобряют ее активизм, потому что она занимается защитой экологии и привлекает внимание к этой теме.

27% относятся к экоактивистке отрицательно: 37% считают, что «дети ее возраста должны ходить в школу, а не заниматься проблемами экологии»; 33% полагают, что за ее действиями стоит кто-то другой; 31% респондентов заявил, что ему безразлично, что делает Тунберг.

67% считают, что шведская активистка не в полной мере осознает последствия своего поведения и на нее влияют другие люди. 47% респондентов думают, что Тунберг и ее сторонники не добьются своих целей и никак не повлияют на ситуацию с климатом. 26% уверены, что ее действия принесут результат.

34% россиян, которые знают о Тунберг, не видели ни одного ее выступления. 43% видели ее речи и считают их важными. При этом 45% респондентов считают, что «агрессивность ее выступлений недопустима», а 41% считают ее эмоциональность свидетельством неравнодушия. Вместе с тем большинство слышавших о Тунберг не хотели бы, чтобы их дети или внуки были похожи на нее, — таких 75%.

В начале октября свое отношение к Тунберг выразил президент России Владимир Путин. Он не разделяет «общих восторгов», однако положительно оценивает интерес к вопросам экологии. По мнению президента, никто не объяснил Тунберг, что современный мир сложен, а люди в Африке и ряде азиатских государств хотели бы жить «при таком же уровне достатка, как в Швеции».

«Когда детей и подростков кто-то использует в своих интересах, это достойно только осуждения. Я не утверждаю, что это тот самый случай, но надо быть внимательными, даже следить за этим», — добавил он.

Грета Тунберг — основатель глобального экологического движения школьников и студентов «Пятницы ради будущего». Она получила наиболее широкую известность после того, как 23 сентября выступила с эмоциональной речью на саммите ООН, посвященном борьбе с изменениями климата. 16-летняя школьница обвинила лидеров государств в бездействии.

  • Влиятельная и «зеленая»: почему всех так взбудоражила речь экоактивистки Греты Тунберг в ООН
  • Экоактивизм вместо урока биологии: кто такая 16-летняя Грета Тунберг и за что ее номинировали на Нобелевскую премию
  • Итальянец создал гигантский портрет Греты Тунберг на поле с помощью трактора
  • Главу фонда при парижском музее уволили за призыв убить Грету Тунберг
  • Депутат пригласил Грету Тунберг выступить в Госдуме. Но не все парламентарии оценили его инициативу

Источник: https://esquire.ru/articles/130092-vciom-vyyasnil-kak-rossiyane-otnosyatsya-k-grete-tunberg-imya-16-letney-ekoaktivistki-znakomo-kazhdomu-tretemu/

10 причин учиться на психолога в Вышке

В Высшей школе экономики давно уже развивается масса направлений, не связанных собственно с экономикой. Одно из них — психология. Расскажем подробнее, чему и как учат студентов на бакалавской программе «Психология», и приведем аргументы, почему нужно идти именно в Вышку, если вы решили стать психологом.

1. Возможность выбрать подходящую именно вам специализацию

  • На программе «Психология» предусмотрено три специализации, которые отражают основные потребности современного рынка труда в психологах.
  • Во-первых, это социальная и организационная психология — она подходит для тех, кто хочет помогать налаживать работу в компаниях и организациях или работать с персоналом.
  • Во-вторых, исследования личности и консультирование — это направление должно заинтересовать тех, кто хочет заниматься психологическим консультированием, в том числе открыть свою частную практику.
  • И наконец, когнитивная психология и психофизиология — на эту специализацию стоит обратить внимание тем, кого интересует, как мы вопринимаем окружающий мир, как работает человеческий мозг, и кто хочет заниматься самыми передовыми исследованиями с использованием современнейшей аппаратуры.

2. Востребованность на рынке труда

Более 70% выпускников программы начинают работать в различных компаниях по специальности сразу после окончания бакалавриата. Их можно встретить в кадровых службах, отделах рекламы, консультантами в «Сбербанке», «МТС», «Вимм-Билль-Данне», «Норильском никеле», Московской службе психологической помощи населению, KPMG, PwC, PEPSI и др.

Около 5% выпускников продолжают свое обучение в зарубежных университетах: Университете Калифорнии (США), Нью-Йоркском университете (США), Сямыньском университете (Китай), Венском университете (Австрия), Университете Гронингена (Нидерланды), Лондонской школе экономики и политических наук (Великобритания), Женевском университете (Швейцария), Брюссельском свободном университете (Бельгия) и др.

3. Шанс стать «своим» в Европе

Обучение на программе «Психология» позволяет выпускникам быть кандидатами на получение сертификата EuroPsy, который подтвердит их квалификацию для европейского рынка труда.

4. Индивидуальная траектория обучения и получение дополнительной специальности

Образовательный процесс в «Высшей школе экономики» построен таким образом, что большую часть курсов студент выбирает для изучения сам.

Кроме того, в университете введена система «мейджоров» (основная специальность) и «майноров» (дополнительная).

Помимо «мейджора» по психологии у студента есть возможность специализироваться в одном из 22 других направлений — от философии и социологии до компьютерных наук и финансов.

5. Учеба у выдающихся ученых и практиков

В департаменте психологии ВШЭ преподают один из создателей нового направления психологического консультирования — персонологии — Вадим Артурович Петровский, ведущий российский позитивный психолог Дмитрий Алексеевич Леонтьев, выдающийся семейный психотерапевт Анна Яковлевна Варга, известный российский психофизиолог Юрий Иосифович Александров, нейробиологи Михаил Вениаминович Угрюмов и Василий Андреевич Ключарев, ведущий специалист в области  психологии труда и способностей Владимир Дмитриевич Шадриков (научный руководитель департамента, ординарный профессор НИУ ВШЭ) и многие другие.

6. Приобщение к настоящей передовой науке

В департаменте психологии ВШЭ шесть крупных научных лабораторий, часть из них носят статус международных, соруководителями которых являются ученые с мировыми именами.

Это единственные в России Международная лаборатория социокультурных исследований, Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации, а также Центр нейроэкономики и когнитивных исследований, оснащенный самым современным и передовым оборудованием.

Читайте также:  Школы вернутся под опеку государства - студенческий портал

7. Доведение английского языка до совершенства

Ряд курсов преподается на английском языке. В международных научных центрах и лабораториях департамента работают иностранные ученые и профессора. В аспирантской школе по психологии учатся иностранные аспиранты.

Таким образом, английская речь в департаменте психологии звучит отовсюду, обеспечивая постоянную и естественную практику языка. Кроме того, у лучших студентов есть возможность изучать второй язык — немецкий или французский.

8. Справедливая оценка результатов

В университете действует кумулятивная система оценивания. Это означает, что при выставлении итоговых оценок учитываются все предыдущие достижения студента в ходе изучения курса. Таким образом, если вам на экзамене достался неудачный билет, это еще не значит, что экзамен провален.

9. Возможность еще в бакалавриате попробовать себя в роли преподавателя

У студентов программы есть уникальная возможность попробовать себя в роли преподавателя уже с 1-2 курса — как в Школе юного психолога, так и работая учебным ассистентом в одной из лабораторий департамента.

10. Свободный доступ к информационным ресурсам

Wi-Fi, электронная библиотека и лучшая в России система онлайн-подписки к книгам и журналам значительно облегчает подготовку к занятиям и написание студенческих работ.

11. Возможность получать стипендию. И не одну

В университете действуют множество стипендиальных программ. У студентов программы «Психология» есть возможность получать как именные стипендии (Потанинская стипендия, Оксфордская стипендия, стипендия Альфа-шанс, стипендии Президента и Правительства), так и обычные стипендии за успехи в учебе, науке, спорте, творчестве, социальную активность.

12. Масса интересных занятий помимо учебы

В департаменте есть свой Студенческий совет и студенческий актив, организующий множество мероприятий — Весеннюю психологическую школу, Школу юного психолога, благотворительные проекты, посвящение в студенты, творческий конкурс «Голос PSY», известный далеко за пределами департамента и даже университета. А еще — КВН, танцевальная, театральная, вокальная студии и т.д.

Источник: https://www.hse.ru/news/admission/152887474.html

Большинство россиян заявили о необходимости работы школьных психологов :: Общество :: РБК

Случаи применения учениками оружия в российских школах и колледжах

3 февраля 2014 года старшеклассник пришел с ружьем в московскую школу № 263 и выстрелил в учителя географии, который скончался на месте. Услышавший шум школьный охранник незамедлительно сообщил о случившемся в полицию. Когда на место прибыли сотрудники правоохранительных органов, подросток начал стрелять в них.

При этом был убит один сотрудник полиции, еще один получил ранение. Подростку было предъявлено обвинение в захвате заложников, убийстве и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов. По результатам проведенной экспертизы старшеклассника признали невменяемым, суд отправил его на принудительное лечение.

Этот инцидент был первым в России случаем стрельбы в школе из гражданского оружия по «американскому сценарию».

В декабре 2014 года в раздевалке спортивного зала одной из школ Брянска 15-летний подросток достал пневматический пистолет и несколько раз выстрелил в стены и пол. Одна из пуль рикошетом попала в ногу его одноклассницы.

Изначально школьница умолчала об инциденте: она обратилась в травмпункт, где рассказала, что травму получила на улице по пути из школы. Врачи диагностировали у несовершеннолетней касательное пулевое ранение мизинца стопы и сообщили в полицию.

18 марта 2016 года в Находке молодой человек ударил ножом 15-летнюю ученицу в кабинете директора школы, а затем совершил самоубийство. Девушка умерла. 19-летний юноша хотел выяснить отношения со своей возлюбленной.

В марте 2017 года в одной из гимназий подмосковного города Люберцы во время урока физкультуры один из учеников активировал устройство для отпугивания собак, в результате чего контузии получили четыре человека. Устройство было украдено у другого школьника.

24 апреля 2017 года в компьютерном зале школы дагестанского села Агвали произошел взрыв. В СК сообщили, что причиной взрыва стала принесенная одним из школьников граната. В результате два человека погибли, 11 пострадали. Подросток нашел гранату на улице.

5 сентября 2017 года ученик школы № 1 в подмосковной Ивантеевке напал на учительницу с кухонным топориком, устроил стрельбу из пневматического пистолета и разбросал дымовые шашки. Пострадали учительница и три школьника.

25 октября 2017 года в одной из школ Волгограда в туалете обнаружили тело 14-летнего мальчика с ножевым ранением. Одноклассник погибшего написал явку с повинной.

По его словам, на перемене он показывал друзьям свой нож, и когда оружие находилось в руках у погибшего мальчика, тот неосторожно толкнул его.

Меру пресечения подростку не избирали из-за обстоятельств происшествия и положительной характеристики.

1 ноября 2017 года в одном из московских колледжей нашли тела преподавателя ОБЖ и студента. Тот убил учителя, опубликовал во «ВКонтакте» фото, сделанные после преступления, а затем покончил с собой.

29 ноября 2017 года в школе подмосковного Высоковска ученик несколько раз ударил ножом одноклассника. В качестве причины назывались издевки в отношении напавшего.

15 января 2018 года в одной из школ Перми ученик вместе со знакомым напали с ножами на учащихся 4-го класса. Пострадали девять детей и учительница. Нападавшие также ранили друг друга. Им предъявили обвинения в покушении на убийство двух и более лиц.

19 января 2018 года в школе поселка Сосновый Бор в Бурятии ученик напал с топором на детей и учительницу, а также попытался поджечь здание. Пострадали шесть детей и преподаватель. После задержания нападавший предпринял попытку самоубийства.

18 апреля 2018 года в одной из школ Стерлитамака в Башкирии ученик коррекционного класса напал с ножом на учителя и одноклассницу. Затем он разлил бензин и поджег кабинет. Пострадали четыре человека. Нападавшего арестовали.

17 октября 2018 года студент Керченского политехнического колледжа взорвал на первом этаже здания самодельную бомбу, а после этого начал расстреливать людей из помпового ружья. Погибли 20 человек, сам нападавший покончил с собой.

Источник: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/59c36d6c9a794740ae457c4a

Останутся ли в школах психологи?

«Благодаря» новым образовательным стандартам, школьные психологи могут лишиться штатских должностей.

Московские школы первого сентября откроют свои двери обновленными. Но дело тут не только в закупке новых учебников, спортинвентаре и ремонте, но и в новых образовательных стандартах, которые кардинально изменят облик школьного образования. Скоро и ученики, и сама школа смогут выбирать что и в каком количестве изучать. Но если с математикой и русским языком все более-менее понятно, то со школьными психологами не очень.

Стандарт на психолога

Если новые стандарты в старшей школе будут вводиться постепенно и со следующего года, то школа начальная к ним уже перешла. Сокращений сейчас боятся многие специалисты и в кулуарах обсуждают, как новые нормы скажутся на их работе. Узких специалистов в учебных заведениях станет меньше.

Это очевидно, потому что школы сами будут решать на каких педагогов им тратить свой бюджет. Однако задумка разработчиков заключается в том, что обновленная школа должна выдавать новые результаты образования. Не только предметные, которые были раньше, но и метапредметные (прим.

компетенции необходимые современному человеку), а также личностные. Как тут не вспомнить о психологах? По идее с вступлением в силу новых стандартов психологам должна отводиться особая роль в процессе обучения. Более активная.

Психолог сможет помогать учителям скорректировать урок так, чтобы максимально полно и эффективно донести знания до ребенка, а также развить его эмоционально и творчески.

Борьба подходов

Уже сегодня в некоторых московских школах психологи на практике пытаются искать подходы к внедрению новых правил. И с этим тоже есть определенные трудности.

Консультирование школьников не отменяется, но теперь у психологов расширилось поле деятельности, им нужно работать вместе с учителями, выступать в роли помощников. Но у тех и у других разные подходы и цели.

Учителю важно донести информацию до ученика и проверить хорошо ли усвоен материал, а для психолога важно научить ребенка эффективному общению, умению оценивать свои сильные и слабые стороны и действовать в соответствии с этим знанием.

К тому же учителю, привыкшему быть ведущим, часто сложно свыкнуться с мыслью, что на уроке присутствует другой человек, который будет корректировать его работу, указывать на ошибки и предлагать принципиально другой способ организации урока.

Оптимизация задач

Несмотря на то, что в 2003 году Департамент образования Москвы издал регламент о педагогах-психологах, единой системы их работы на практике не было. В одних школах психологи занимались профориентацией, в других рассказывали о вреде курения, в третьих – решали экстренные ситуации и помогали учителям. С новыми стандартами их роль в учебном процессе должна стать четче.

Психологи помимо новых задач смогут заниматься консультированием и  работой со школьным коллективом. Но будет ли проводиться вся эта работа зависит от школы. Директор вправе приглашать психологов на работу, но если хочет сэкономить, то может от их услуг отказаться.

Сегодня в Москве психологов больше, чем школ, но далеко не в каждом среднем образовательном учреждении есть такие специалисты.

Елена Старчикова, педагог-психолог в школе № 87:

Модернизация образования меняет нашу работу. Психолог сегодня становится консультантом обучения, может приходить на уроки, наблюдать и конструировать сам урок. У меня был такой опыт соавторства, это очень полезно, потому что видно всю кухню. Наша задача не донести знания, а научить детей учиться.

Урок нужно выстраивать не по традиционной схеме, а с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Дети положительно воспринимают новые приемы работы, для них это встряска, активизация учебной деятельности, они становятся более заинтересованными и продуктивными. А с учителями возникают сложности, потому что они не привыкли к такому методу работы.

Оказалось, что учитель с большим трудом  реализует те рекомендации, которые дает психолог, поэтому часто получается, что такие уроки — разовая акция. К сожалению, у меня нет класса, который был бы оборудован и позволял бы проводить развивающие занятия для детей. Я провожу такие занятия периодически, но это всегда связано с долгим поиском свободного кабинета.

Поэтому пока моя работа в основном построена на работе с учителями.

Татьяна Дребенцева, директор школы № 87:

Я против того, чтобы психологов выводили за пределы штатного расписания школы. Человек должен быть внутри системы, чтобы эффективно помогать.

Я много лет работаю с психологом Еленой Васильевной Старчиковой, чувствую ее помощь, не столько в работе с родителями, сколько в расстановке кадров, внедрении новой методики.

Два года назад мы пришли работать в эту школу, она была не рейтинговой, и нам пришлось поднимать ее уровень, учиться работать в новых условиях, пополнять коллектив. Теперь у нас новое лицо. В данный момент в школе идет капитальный ремонт, поэтому лицо мы обновим и внешне.

  У нас с Еленой Васильевной схожие взгляды, с ней я привыкла советоваться. К тому же мы стремимся быть очень открытыми как для детей, так и для родителей. Не всякий может обратиться в администрацию школы с проблемой, но наши родители знают, что могут прийти к нам. Мне нравится, что она старается разрешить любую проблему с позиции выгоды для ребенка.

Ирина Умняшова, руководитель федерации психологов Москвы:

Я 17 лет веду в школе уроки психологии, работаю в общеобразовательной школе в ЦАО, где по рекомендации Центрального окружного управления образования в 9-х классах введено преподавание курса «Профессиональное самоопределение». Мне интересно работать в школе, потому что я вижу результаты своей деятельности.

Психолог сейчас востребован как соратник, помощник учителя. Наша задача построить школу такой, где ребенок сможет реализовать свои возможности и способности.

Сейчас я больше работаю с педагогическим коллективом над реализацией ФГОСов, помогаю в создании психолого-педагогических условий и организую психологическое сопровождение основных образовательных программ. Учителю тоже нужна психологическая поддержка. Только здоровый учитель может воспитать здорового ученика.

И если администрация школы не осознает необходимость психолога, то через несколько лет она может столкнуться с серьезными проблемами во время аттестации и аккредитации образовательного учреждения.

Через 2-3 года образовательные учреждения должны будут показать уровень сформированности метапредметных результатов учащихся начальной школы (у тех детей, которые сейчас обучаются по новому стандарту), а также показать, какие психолого-педагогические условия реализации стандарта созданы в образовательном учреждении – а эти направления деятельности школы эффективнее и грамотнее реализовывать совместно со школьной психологической службой.

Немного истории:

Первые психологи в московских школах появились в 80-х годах. Сначала их было мало и они занимались решением экстренных ситуаций: оказанием психологической помощи в конфликтных ситуациях.

Позже штат школьных психологов расширился, многие прошли краткосрочные курсы повышения квалификации, но специалистов высокого уровня было не много. В 1985 году появилась должность педагог-психолог, а в Департаменте образования Москвы появилось соответствующее направление.

В 2003 году Департамент образования издал положение о школьных психологах. Все это привело к развитию службы педагогов-психологов, дало им возможность заниматься не только экстренными ситуациями, но и профилактикой сложностей.

  Несмотря на более чем двадцатилетнюю историю, в Москве есть школы, где до сих пор нет психологов. А есть те, которые славятся своими психологическими службами.

А как у них?

Валентина Шаталина, кандидат психологических наук, сотрудник РАО, в настоящее время работает в Великобритании :

В Англии система психологической помощи детям в школе отличается от российской и направлена на поддержку отклонения, так называемое инклюзивное образование, когда нужно принимать и понимать отличных от тебя людей. В России ситуация другая, система призвана поддержать норму, снять невроз, повысить самооценку. В английских школах дети к психологу редко приходят сами.

В обычной школе учитель рекомендует школьного психолога, в частной школе детей специально инструктируют, как и зачем потреблять психологические услуги. На выходе, там, где решаются трудности конкретного ученика, я считаю, наша психологическая служба задумана более перспективно, чем английская. Вопрос в том, как все будет звучать в свете новых реформ.

В Британии, чтобы пригласить профессионала для решения вопроса, школа должна хорошо заплатить психологическому центру. На ставке психолога сидит специалист, который работает «как скорая помощь»: поговорить с родителями, донести их тревоги до учителя, организовать дополнительные занятия, или провести беседы с учеником, поработать с одноклассниками, аккуратно, никого не травмируя.

Для такой работы достаточно небольшого  дополнительного курса обучения в колледже. Если речь идет о серьезных отклонениях в развитии на помощь приходят системы обеспечивающие инклюзивное образование. И конечно, психолог в школе следит за традиционными темами: “Подготовка к семейной жизни”, ‘Здоровый образ жизни”, “Здоровое питание”,” Профориентация”.

Как правило, используются федеральные программы, и задачей  психолога является адаптация их к своей школе.

Мария Ушакова, психолог, несколько лет проработала в психологическом центре в Великобритании :

В каждой английской школе есть психолог. Чтобы работать там, нужно иметь специальное образование и аккредитацию. За работу психолога в Англии хорошо платят. Система психологической помощи появилась еще в 60-х годах.

Школьникам помогают решить проблемы в семье, помочь во время сложностей подросткового периода, справиться давлением со стороны сверстников, словом, все жизненные ситуации, которые негативно влияют на обучаемость.

Большое внимание уделяется инклюзивному обучению, принятию людей с ограниченными возможностями, людей из других культур, борьбе с булингом. Булинг – другими словами, это травля, дедовщина.

Поскольку в Англии есть целые районы, где живут выходцы из Бангладеша, Пакистана, то проблема ксенофобии стоит достаточно остро. Ксенофобия и наркотики – это главные проблемы современной английской школы.

  • Статистика
  • Более 3000 психологов в школах Москвы, но 4500 психологов в системе образования Москвы (детские сады, профучилища, центры психолого-медико социального сопровождения)
  • В Москве 1500 школ, но не во всех школах есть психолог, в основном в школах есть 1 специалист, в некоторых по 6-7 специалистов
  • В Москве работает 63 психологических центра, 7 из них находятся в ЦАО
  • (действует принцип шаговой доспуности помощи и принцип специализации центра (есть центры, которые специализируются на конкретных проблемах, например центр ОЗОН – помощь детям, подвергшимся насилию)

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Источник: https://Moskva.BezFormata.com/listnews/ostanutsya-li-v-shkolah-psihologi/6123272/

Ссылка на основную публикацию