История станет обязательным предметом егэ — студенческий портал

История станет обязательным предметом ЕГЭ - Студенческий портал

История станет обязательным предметом ЕГЭ - Студенческий портал

историк, профессор, руководитель Школы исторических наук факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики, автор статей, монографий и книг по истории России

История станет обязательным предметом ЕГЭ - Студенческий портал

Во-первых, нужно понять, какую цель преследует введение единого экзамена по истории как обязательного.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На мой взгляд, это вызовет скорее реакцию отторжения, будет культивировать неприятие учениками истории — как это всегда бывает с тем, что становится обязательным.

Особенно это касается школьников, поступающих в технические, а не гуманитарные вузы, тех, кто и так не имеет большого интереса к истории.

Сегодняшние выпускники сдают два обязательных предмета, при этом еще и готовясь к сдаче тех единых экзаменов, которые им нужны для поступления в вуз.

Если введут еще один обязательный экзамен, у абитуриентов появятся дополнительные трудности: подготовка сильно усложнится, нагрузка увеличится.

Особенно если иметь в виду, что история — область знания, в которой объем информации велик, а ЕГЭ построен таким образом, что эту информацию в значительной степени нужно заучивать чуть ли не наизусть.

«Если ученик какого-то интереса к предмету не проявляет, то оканчивает школу, убежденный, что все было в прошлом именно так, как написано в учебнике, а в учебнике написано вообще все, что в прошлом происходило»

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Московские родители смогут выбрать кружки и секции на новый учебный год - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Во-вторых, если ЕГЭ по истории становится обязательным, надо понять, какие курсы по истории нужно преподавать в вузе, потому что сегодня курс по истории является обязательным для студентов всех специальностей. Вопрос, каким должен быть такой курс, абсолютно не продуман.

И, в-третьих, самое главное. На мой взгляд, у нас нет четкого представления о том, что значит знать историю. Если ЕГЭ по истории сводится к тому, что ученик должен проявить свои способности в запоминании дат и имен, то лично у меня большое сомнение, что в результате мы получим то, что можно назвать знанием истории.

Оно как раз вовсе не сводится к зазубриванию. Да, единый экзамен на сегодняшний день состоит из нескольких частей, и есть части, которые предусматривают не только хорошую память, но и проявление аналитических способностей, какое-то понимание истории.

Эта часть в ЕГЭ важна в первую очередь для тех, кто поступает на соответствующие специальности в вузах. Однако трудно рассчитывать, что те, кто будет поступать в технические вузы, станут делать акцент при подготовке именно на эту часть.

Они будут пытаться хоть как-то сдать этот экзамен и для этого будут просто зазубривать имена и даты. К образованности человека это имеет весьма слабое отношение.

Проблема на самом деле глубже. Речь о том, как вообще сегодня в школе преподается история, что представляет собой стандарт по истории. Это масштабный вопрос, в нем много разных нерешенных аспектов.

Если вкратце, то историю в школе сегодня преподают так, что если ученик какого-то интереса к предмету не проявляет, то оканчивает школу, убежденный, что, во-первых, все было в прошлом именно так, как написано в учебнике, а во-вторых, что в учебнике написано вообще все, что в прошлом происходило.

Я считаю, что преподавание истории должно быть прежде всего нацелено на понимание, умение рассуждать, думать и анализировать. Но это предполагает коренную перестройку вообще всей системы школьного преподавания истории, на это вряд ли можно рассчитывать.

Именно поэтому само содержание единого экзамена по истории, видимо, тоже должно корректироваться, его нужно продумывать, обсуждать. Можно, например, различать разные его уровни — одни для тех, кто результаты этого экзамена предъявляет при поступлении в вузы, и другие для тех, для кого он такой роли не играет.

С этой точки зрения утешает, что не планируется вводить обязательный ЕГЭ по истории буквально со следующего года. Три года — достаточный срок, чтобы все обсудить, подготовить и если уж вводить новый обязательный экзамен, то, по крайней мере, делать это разумно и продуманно.

Хотя мне представляется, что уже к моменту заявления о том, что вводится такой экзамен, нужно было как-то подготовиться, продумать переход к новой системе, составить какую-то дорожную карту, условно говоря. Есть ли такая карта в министерстве, мне не известно.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/16056-obyazatelnyy-ege-po-istorii-v-chem-problema-novoy-initsiativy-ministerstva-obrazovaniya

Почему обязательный ЕГЭ по истории — плохая идея?

На совещании Ассоциации учителей истории и обществознания по вопросам российского гуманитарного образования министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила, что в 2022 году в нескольких пилотных регионах может быть введен обязательный единый госэкзамен по отечественной истории. 

Мы поговорили с учителем истории из гимназии №1543 на Юго-Западе Леонидом Кацвой о том, что он думает по поводу последних заявлений Васильевой. 

— Как вы считаете, обязательный ЕГЭ по истории повысит престиж предмета и внимание к нему? 

История станет обязательным предметом ЕГЭ - Студенческий портал

Леонид Кацва

— Нет, это очень плохая идея. Поскольку история нужна не в каждый вуз, серьезным экзаменом она все равно не станет, а превратится в ЕГЗ – “Единый госзачет”. Трояк получил – и доволен.

Ни на каких знаниях это не отразится, а вот ненависти к предмету, который отвлекает от того, чем выпускник в этот момент занимается, добавит по полной программе. Вместо того чтобы сделать этот экзамен необходимым только для гуманитариев, они делают его выпускным для всех.

В итоге он станет настолько же упрощенным, насколько упрощенной стала базовая математика, либо двадцать-тридцать процентов сдающих и тридцати двух баллов не наберут. 

Правда, министр Васильева сказала, что не хочет делать два экзамена – базовый и профильный. Значит, придется упрощать общий экзамен, но тогда это плохо для тех, кто его сдает как профильный.

Им придется дополнительно подкреплять свои результаты, доказывать, что они выше среднего. Министр говорила о том, что все должны сдавать «полноценный ЕГЭ», но тут она плавает в эмпиреях.

Вступительный экзамен по истории во все вузы обязательным не был никогда.

— Недавно президент РАН Александр Сергеев заявил, что система единого госэкзамена нуждается в переформатировании, поскольку ученики выпускных классов игнорируют те предметы, которые им не нужны для поступления.

Правда, свое предложение он сформулировал довольно неопределенно. «Вместе с ЕГЭ ввести дополнительно что-то, что дает не только баллы, которые абитуриент приносит в университет, но и позволяет дать оценку креативности и кругозору школьников.

» Такое ощущение, что нас снова ждут какие-то глобальные перемены.

— Я никогда не был поклонником ЕГЭ, всегда относился к такому способу поступления в вуз критически. Но сейчас считаю, что самое главное – дать школе некоторое время стабильности. У нас все время изменения, мы не успеваем ни к чему привыкнуть. Слова Сергеева, конечно, настораживают.  

«Что-то, что позволяет дать оценку креативности и кругозору школьника»  – а поточнее? Во-первых, от этого попахивает так называемым портфолио, то есть списком успехов и достижений, а это в наших условиях идея чрезвычайно коррупционноемкая. 

Я однажды участвовал в конкурсе Приоритетного нацпроекта «Образование». Вместе со мной подавала свои документы дама — завуч из какой-то школы. Я считал, что у меня папка толстая и тяжелая. Но у нее она была раза в четыре тяжелее.

Возникло впечатление, что там зафиксирован каждый ее выход с детьми на пришкольный участок. Так будет и со старшеклассниками. Но нельзя, чтобы любое твое дело заносилось в портфолио — мол, сколько бабушек ты перевел через дорогу.

 

Кроме того, это «что-то, что дает не только баллы», может вылиться в устные экзамены.

— Что в этом плохого?

Когда-то я возражал против отмены устных экзаменов и замены их на ЕГЭ. Но сейчас понимаю: если пойти по пути их восстановления, начнется дикая коррупция в вузах. Практиковать и устные экзамены, и ЕГЭ совершенно невозможно.

— В начале ноября Ольга Васильева, заявила, что из-за подготовки к ЕГЭ ученики перестают учиться. Вы не согласны с этим?

— По непрофильным предметам старшеклассники в 11-м классе просто вообще ничего не делают. В нашей гимназии они, конечно, на «ненужные» уроки ходят, но плохо к ним готовятся, не владеют материалом. Исключение составляют очень сильные дети. И я, как человек изнутри системы, детей  понимаю.

Они заняты только одним: я должен сдать экзамены по тем предметам, которые мне нужны для поступления в вуз. Все остальное – пропади оно пропадом.

— Что тут можно сделать? Может быть, стоит вернуть средний балл аттестата, отмененный в 1984-м?

— Это плохое решение. Дело в том, что в разных школах он по-разному стоит, и дети в выпускном классе просто побегут за хорошим аттестатом из сильных школ в слабые.

У нас был случай, когда мальчик, у которого вырисовывалось семь двоек, ушел в экстернат после первых майских праздников, и выпустился со всеми четверками и пятерками.

Кроме того, средний балл, который я пережил, когда заканчивал школу, ориентировал на универсализм и не давал заниматься любимым делом.  Было три урока истории в неделю и пять физики. По сравнению с этим все нервы, связанные с ЕГЭ, ничего не стоят.

— Некоторые считают, что сдавать выпускные экзамены нужно по всем предметам, а не только по профилирующим, что креативность будет полезна студентам.

Это чушь. Беда не в том, что у историков в качестве вступительных экзаменов в вуз начнут требовать математику (она полезна). Хуже, если их будут экзаменовать по физике, а физиков и математиков – по истории. Представьте себе, что для поступления на ВМК или в Физтех придется сдавать историю или литературу.

Может быть, для общей культуры это и хорошо, но мы отберем совсем не тех людей. Несколько лет назад в вуз поступал сын моей близкой подруги.

Одним из вариантов у него числился физфак в пединституте (специальность «физика и педагогика»). Я посмотрел программу и с изумлением увидел, что физику туда не сдают, а вместо физики сдают обществознание.

Но в этом случае, и я, троечник по физике, мог бы туда поступить. Только учиться бы не смог. 

ЕГЭ по всем предметам вводить нельзя: мы погубим выдающихся, но односторонних детей.

Выпускные экзамены в школе, как это было когда-то, сейчас бессмысленны. К их результатам школьники отнесутся так: трояк все равно поставят. До тех пор, пока это не учитывается в вузе, такое бесполезно.

— Когда я училась в школе, единственной моей мечтой было – не заниматься физикой-химией, а только гуманитарными предметами. Так ведь сейчас так и происходит?

Да. Только из программы эти предметы не выведены. Учить детей нужно, но они не учатся. 

Что я предлагаю? Сократить программу (не учебники и не учебные часы – они уже сокращены до отказа), то есть насыщенность того, что мы с них требуем. Я стал думать: где я могу сократиться? Вот, революция 1905-го года. Сейчас изучается весь ее ход, забастовки, восстание на «Потемкине» и т.д. Но это необязательно для студентов матфака или физфака. 

Им нужно просто сказать: дети, вот было такое мощное массовое движение, которое достигло осенью всеобщей стачки, и в результате правительство вынуждено было уступить и пойти на Манифест.

А дальше заниматься Манифестом 17-го октября и Думой, потому что это важно. И в каждом предмете такое есть.

В биологии есть вещи, которые будущим гуманитариям не необходимы, а в литературе то, без чего спокойно обойдется будущий химик.

— Понятно, что талантливый учитель сможет это сделать. Обычный же – нет. Без учебника ваше предложение не имеет смысла.

— Если бы не историко-культурный стандарт и не унификация, то я сел бы за очень короткий учебник ХIХ-ХХ веков. Но я не буду этим заниматься, это точно никто не издаст. Писать учебники истории в нынешних общественно-политических условиях не следует.

— Итак, пункт первый: нужно сокращение программ. А что еще?

— Второе – завершить обучение по непрофильным предметам в первом семестре 11-го класса, а дальше резко наращивать объем по профильным  предметам: освободили детей от того, что они не сдают, и они занялись тем, что сдают. За счет этого скомпенсируется и нагрузка учителей: сократил нагрузку в непрофильном классе, зато в профильном она увеличилась.

Третье — олимпиады. Я вообще очень плохо отношусь к олимпиадному движению, потому что оно превратилось в профессиональный спорт со своими тренерами, знающими всякие хитрости.

Надо установить, что победители заключительного этапа получают право поступления без экзаменов в любой вуз страны, а победители регионального этапа – в любой вуз региона.

Для призеров заключительного этапа – зачет 100 баллов по соответствующему предмету в любой вуз страны, для призеров регионального этапа – зачет 100 баллов по предмету в любой вуз региона. Но чистота должна быть обеспечена не меньше, чем на ЕГЭ.

Четвертое: для всех гуманитариев должен быть стандартный набор ЕГЭ. Русский и литература, сочинение (отдельно), история и иностранный язык. Может быть и обществознание, но я плохо отношусь к этому экзамену.

Пятое: ввести мораторий на введение новых предметов, типа основ семейной жизни, уроков патриотизма… На факультативах – все, что угодно.

Шестой пункт, утопический: иностранный язык должны сдавать все, поступающие в ВУЗ. В наше время он стал необходим любому специалисту с высшим образованием, независимо от профессиональной принадлежности.

И последнее: пора перестать надеяться, что образование можно сделать таким же «общим» и разносторонним, как 40-50 лет назад. Это невозможно. Нынешнее время работает на специализацию.

ТАСС/Александр Рюмин

Источник: https://www.pravmir.ru/pochemu-obyazatelnyj-ege-po-istorii-plohaya-ideya/

С какого года егэ по истории станет обязательным экзаменом

Расширению списка обязательных экзаменов на ЕГЭ быть. Об этом известно на сто процентов. Два обязательных ЕГЭ сохранятся на 2020 и 2021 год, после чего появится третья обязательная дисциплина на экзаменах.

С 2022 года все одиннадцатиклассники будут сдавать ЕГЭ по иностранным языкам. Не первый год ходят разговоры о том, что ещё одним общим для всех выпускников, независимо от их желания, предметом на экзаменах также станет история.

Разберёмся, с какого года ЕГЭ по истории может получить статус обязательного экзамена, случится ли это в принципе.

В каком году егэ по истории может стать обязательным экзаменом

Идея придать ЕГЭ по истории обязательный статус принадлежит главе Минпросвещения Ольге Васильевой. Сама педагог-историк по образованию, министр высказала эту идею ещё в феврале 2017 года. Чуть позже, в мае того года, она даже анонсировала дату нововведения. По тогдашним планам министра, ЕГЭ по истории должен был стать обязательным уже в 2020 году.

Как известно, это так и не случилось. Ни в 2020, ни в 2021 году перечень обязательных ЕГЭ не изменится. Он будет состоять из тех же двух дисциплин, что все последние годы — русского языка и математики.

Однако осенью 2018 года министр Васильева от планов ввести обязательный ЕГЭ по истории по-прежнему не отказывалась.

Тогда она заявляла, что решение принято, осталось лишь определиться с датами нововведения. ЕГЭ по истории должен получить обязательный статус после 2022 года.

Поскольку в 2022 году третьим обязательным ЕГЭ станет экзамен по английскому и прочим иностранным языкам, одновременно с этим вводить экзамен по истории как обязательный никто не будет. Это стало бы слишком большим шоком для выпускников школ.

К счастью, хотя бы это в Минпросвещения понимают.

Таким образом, ЕГЭ по истории может стать обязательным экзаменом не ранее 2023 года.

Пока это — наиболее актуальные новости на этот счёт. Более свежих данных на сегодняшний день (лето 2019 года) нет. Хотя бы потому, что до принятия окончательного решения ещё далеко.

Станет ли экзамен по истории обязательным в принципе

С точки зрения обозревателей нашего сайта — нет. ЕГЭ по истории никогда не получит статус обязательного для всех выпускников школ экзамена.

Идея-фикс министра просвещения Васильевой особенного понимания ни у кого больше не находит. Даже в профессиональном сообществе преподавателей истории не считают, что вводить обязательный ЕГЭ по дисциплине так уж необходимо.

Читайте также:  Дети из бедных стран хуже учатся - студенческий портал

Учитывая, что министр сама преподаватель истории по образованию, многие резонно вопрошают — если завтра министром станет учитель физики, мы будем вводить обязательный ЕГЭ и по этой дисциплине тоже?

Единые госэкзамены и то, как к ним настраивают в школах — тяжелое в моральном отношении испытание.

Профессионалы, в том числе в правительстве, это также прекрасно понимают. Даже три обязательных ЕГЭ будут означать рост нагрузки на одиннадцатиклассников. Что говорить о вероятном появлении четвёртого экзамена в списке общих для всех и не зависящих от желания его сдавать.

Как минимум нужно будет посмотреть на опыт 2022 года, когда впервые все без исключения выпускники 11 классов будут сдавать ЕГЭ по иностранным языкам.

На самом деле, тот факт, что с 2020 года никакого ЕГЭ по истории в списке обязательных предметов не появится — уже симптоматичный. Министр Васильева говорила об этой дате как об окончательной, но теперь уже выражается более аккуратно и конкретного года нововведения не называет.

В конце концов, никакое правительство не вечное, и однажды Ольга Васильева покинет свой пост. И тогда у идеи ввести обязательный ЕГЭ по истории не останется единственного её поклонника в верхушке системы образования. До этих пор решение просто будут откладывать, чтобы министр не теряла лицо.

Оригинал статьи на нашем сайте: https://newsment.ru/context/s-kakogo-goda-ege-po-istorii-stanet-obyazatelnym-ekzamenom/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bed62e6c792cb00ac0b9ae7/5d10ae58c98f2100b064a04c

Эксперты: введение обязательного ЕГЭ по истории станет катастрофой — МК

Это может привести к полной профанации экзамена

По оценке собравшихся, ЕГЭ по истории вот-вот станет обязательным. В том числе, исходя из воспитательной роли данного предмета.

— Мы практически подошли к тому, что история станет обязательным предметом в школе и в том числе обязательным ЕГЭ, хотя окончательное решение по этому поводу еще не принято, — сообщил президент РГГУ, зампредседателя Ассоциации учителей истории и обществознания Ефим Пивовар.

При этом программу 11 классов, возможно, изменят таким образом, чтобы на изучение этого нового обязательного предмета пришлось побольше часов. Например, через введение нового предмета «Современная Россия», который объединит новейшую историю нашей страны с обществознанием и даже с географией, изучение которой сейчас заканчивается в 10 классе.

Однако одной лишь ломкой учебного процесса в выпускном классе, в случае введения обязательного ЕГЭ по истории, дело не ограничится. Последствия этого решения могут оказаться поистине трагическими, поскольку приведут либо к многократному росту числа детей, не получивших аттестат о среднем образовании, либо к полной профанации экзамена и массовой фальсификации его результатов.

История, как явствует из многолетних наблюдений за результатами ЕГЭ, является одним из самых сложных предметов.

Средний балл сегодня составляет лишь 48, а без малого 17% участников этого экзамена не преодолевают даже минимального порога. Другими словами, получают «двойку».

Причем, все они — выпускники, особо мотивированные на сдачу именного этого предмета, поскольку выбрали его сами. Каких же результатов ждать, если на историю погонят всех?!

Непонятно, и как быть с ГИА в 9 классах, после которых из школы отсеивается сотни тысяч ребят, идущих не в 10 классы, а в систему среднего профтехобразования. Историю, ставшую обязательной для ЕГЭ, придется сдавать и им, и те, кто не сдадут этого экзамена и останутся без аттестата (а их будет еще больше, чем в 11 классе), не смогут поступить даже в ПТУ. И что, спрашивается, им тогда делать?

— Когда я спрашиваю, зачем вводить обязательный ЕГЭ по истории, мне отвечают: чтобы учили этот предмет! — заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

— Но учить историю ведь надо не в 11 классе, а во всех классах! А эти, текущие знания проверяются не на ЕГЭ, а другими механизмами — всероссийскими проверочными работами (ВПР) и национальным исследованием качества образования (НИКО).

И знания школьников по истории с их помощью проверяются уже с апреля прошлого года. Пока — выборочно, а со временем — и во всех классах.

Получается, что единственный способ ввести обязательный ЕГЭ по истории, не рубя под корень весь школьный выпуск — разбить его на базовый и профильный уровень, сделав первый максимально облегченным. Но это ведь и есть та самая профанация.

Между тем, как сообщил глава думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов, практически готова и в ближайшие дни будет передана в Минобрнауки новая концепция преподавания школьного обществознания. В ее рамках по инициативе министерства в 10-11 классах изучение этого предмета на базовом уровне вновь становится обязательным для всех.

(Сейчас, к примеру, в математических классах этот предмет могут не изучать). Для подготовки же к ЕГЭ предполагается изучение обществознания на профильном уровне. Содержание предмета дополнят 3 новых раздела: финансовая грамотность, местное самоуправление и сетевые коммуникации.

В основной школе — 6-8 классах — изучать обществознание будут один час в неделю, а в старшей школе (на профильном уровне) — более 2 часов в неделю.

Источник: https://www.mk.ru/social/2017/03/28/eksperty-vvedenie-obyazatelnogo-ege-po-istorii-stanet-katastrofoy.html

Единый государственный экзамен. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 мая в России стартует основной период единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Выпускники российских школ будут сдавать один из необязательных предметов — географию или информатику (по выбору). Экзамены по обязательным дисциплинам пройдут 31 мая (математика базового уровня), 2 июня (математика профильного уровня) и 9 июня (русский язык).

Согласно утвержденному расписанию, последний экзамен — по химии или истории — состоится 19 июня. Кроме того, предусмотрены резервные экзаменационные дни по всем предметам.

До 1 июля (включительно) в дополнительные сроки смогут пройти аттестацию участники ЕГЭ, получившие неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов, а также пропустившие экзамен по болезни или другой уважительной причине.

ЕГЭ

Единый государственный экзамен в России — это система государственной аттестации выпускников средних общих учебных заведений. ЕГЭ служит вступительным экзаменом в российские высшие учебные заведения. Среди основных целей его введения — стандартизация выпускных экзаменов в школах и борьба с коррупцией при поступлении в вузы.

История введения

В России вплоть 2000-х гг. прием в вузы осуществлялся по экзаменам, чьи программы утверждали сами высшие учебные заведения. Этот процесс слабо контролировался, существовала проблема коррупции в приемных комиссиях. Чтобы исправить ситуацию, было решено создать систему централизованного тестирования, которая бы заменила выпускные экзамены в школах и приемные — в вузах.

16 февраля 2001 г. вышло постановление правительства РФ «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена», предусматривающее проведение ЕГЭ в форме тестирования в 2001-2003 гг.

Инициатором эксперимента выступило Министерство образования РФ (ныне — Министерство образования и науки РФ, Минобрнауки). Затем эксперимент трижды продлевался — на 2004, 2005 и 2006-2007 гг. (постановлениями правительства РФ от 29 ноября 2003 г.

, 2 марта 2005 г. и 29 декабря 2005 г. соответственно).

Впервые единый госэкзамен прошел в 2001 г. в виде эксперимента в пяти регионах России: республиках Марий Эл, Чувашия, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. Он проводился по восьми учебным дисциплинам (или предметам), в тестировании приняли участие 33 тыс. школьников и около 50 государственных вузов, из которых 16 проводили вступительные экзамены в форме ЕГЭ.

В 2002 г. в эксперименте участвовали уже 16 регионов, в 2003 г. — 47, в 2004 г. — 65 (в т. ч. впервые присоединились Москва и Санкт-Петербург), в 2005 г. — 78, в 2006 г. — 79.

В последний год проведения эксперимента, в 2007 г.

, ЕГЭ сдавали выпускники средних школ 82 субъектов РФ (52 региона проводили экзамен практически по всем общеобразовательным предметам, 23 — по 3-7 и семь — по 1-2 предметам).

Введение обязательной сдачи ЕГЭ по всей России

9 февраля 2007 г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» (принят Госдумой РФ 26 января 2007 г., одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 г.).

Документ предусматривал введение ЕГЭ на всей территории России к 2009 г. Во время переходного периода, согласно закону, в 2008 г.

госэкзамен сдавали все выпускники школ, но регионы сами выбирали по каким дисциплинам проводить аттестацию. Начиная с 2009 г.

, единый государственный экзамен стал основной обязательной формой итоговой аттестации для всех школьников РФ, а его результаты — вступительными экзаменами для вузов по соответствующим общеобразовательным предметам.

Организация и порядок проведения

Организацию ЕГЭ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования.

Действующий Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования утвержден 26 декабря 2013 г. приказом Минобрнауки России (последние изменения внесены 9 января 2017 г.).

Предметы

В настоящее время единый государственный экзамен проводится по 14 общеобразовательным предметам (дисциплинам).

В число обязательных дисциплин входят русский язык и математика (включает базовый и профильный уровни). Их сдача необходима для получения аттестата о полном среднем образовании.

К дополнительным предметам, которые выбираются по желанию, относятся: биология, география, история, литература, обществознание, физика, химия, информатика и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), а также иностранные языки (письменная и устная части) — английский, немецкий, французский и испанский. Решение сдавать устную часть по иностранному языку (введена в 2015 г.) экзаменуемый принимает добровольно. Кроме того, на добровольной основе и по выбору можно сдавать ЕГЭ по родному языку и литературе из числа языков народов РФ.

Школьники с ограниченными возможностями здоровья, дети- инвалиды вправе выбирать форму государственной итоговой аттестации — ЕГЭ или государственный выпускной экзамен. В случае выбора ЕГЭ продолжительность экзамена для них по желанию может быть увеличена на 1,5 часа.

Задания и баллы

При проведении ЕГЭ на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. Задания по большинству предметов представляют собой контрольно-измерительные материалы, включающие в себя три блока.

В двух из них экзаменуемый должен выбрать варианты ответов или вписать короткий ответ в бланк, который затем обрабатывается компьютером. Третий блок проверяется экспертной комиссией. На этапе проверки все тестовые задания являются анонимными.

Если на экспериментальном этапе внедрения ЕГЭ почти все предметы имели тестовую часть, то к настоящему времени число таких предметов сильно сократилось.

В зависимости от числа правильных ответов и сложности задания экзаменуемый получает баллы. Для оценки знаний используется стобалльная система (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня), т. е. максимальное число — 100. Чтобы экзамен считался засчитанным, необходимо получить оценку не ниже минимального балла, который устанавливается Рособрнадзором для каждого предмета.

Итоговое сочинение

Одним из обязательных условий допуска к ЕГЭ является написание итогового сочинения (дети-инвалиды могут писать вместо него изложение), оно было введено с 2014/2015 учебного года. Сочинение по выбранным Рособрнадзором темам одиннадцатиклассники пишут в первой половине учебного года — в первую среду декабря (с возможностью пересдачи в феврале и начале мая).

Результаты ЕГЭ и итогового сочинения действительны в течение четырех лет.

Поступление в вузы

Для поступления в вузы, помимо обязательных дисциплин, ЕГЭ сдается также по предметам, необходимым для конкретных специальностей.

Высшие учебные заведения могут также устанавливать дополнительные экзамены или творческие конкурсы в качестве вступительных испытаний.

Многие вузы присваивают абитуриентам дополнительные баллы (но не более 20) за индивидуальные достижения, например, за аттестат с отличием, за статус победителя международных олимпиад по образовательным предметам и Всероссийской олимпиады школьников, призера или чемпиона международных спортивных соревнований, волонтерскую деятельность, за сдачу норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Кроме того, вузами могут приниматься во внимание и результаты итогового сочинения (до 10 баллов).

ЕГЭ-2016

В 2016 г. экзамены проводились во всех 85 субъектах РФ, а также в 52 странах ближнего и дальнего зарубежья. В Республике Крым и Севастополе, как и в 2015 г., государственная итоговая аттестация была организована по выбору учеников и их родителей — в форме ЕГЭ или традиционных экзаменов (добровольная сдача ЕГЭ в этих регионах продлена также на 2017 и 2018 гг.).

Самым популярным дополнительным предметом стало обществознание, его выбрали более 59% выпускников 11-х классов; на втором месте — физика (28%). Популярными были также история (22%) и биология (21%). Число выпускников, набравших 100 баллов по одному или нескольким предметам, составило 5,1 тыс. человек (в 2014 г. их было 3,6 тыс.).

В досрочной сдаче единого госэкзамена, которая проходила с 21 марта по 23 апреля (включая резервные дни), приняли участие 18,9 тыс. человек, из них 17,3 тыс. — выпускники 2016 г.

В основной период проведения ЕГЭ — с 27 мая по 30 июня (включая резервные дни) — участвовали более 750 тыс. человек, из них более 640 тыс. — выпускники 2016 г. Экзамены в форме ЕГЭ сдавали более 5 тыс.

выпускников с ограниченными возможностями здоровья (88% от общего числа таких школьников), в 2015 г. их было меньше — 4,2 тыс.

ЕГЭ-2017

При проведении ЕГЭ-2017 будет исключена тестовая часть в трех предметах — химии, биологии и физике. Правильное решение экзаменуемый будет принимать самостоятельно практически по всем предметам, тестирование остается только у экзамена по иностранному языку.

Как и в прошлом году, для аттестации по основным предметам необходимо будет набрать 24 балла по русскому языку и 27 по математике профильного уровня. Для поступления в вузы по русскому языку нужно будет иметь 36 баллов, по математике профильного уровня — 27 баллов.

Сочинение в основной срок, 7 декабря 2016 г., написали большинство выпускников 2017 г. «Зачет» получили 618 тыс. школьников (порядка 98%).

В досрочной сдаче ЕГЭ-2017, которая проходила с 23 марта по 14 апреля (включая резервные дни), приняли участие около 26,5 тыс. человек. В основном экзамены сдавали выпускники прошлых лет, которые пожелали улучшить свой результат по тому или иному предмету.

Выпускники 2017 г., получившие неудовлетворительные результаты по обязательным предметам (русскому языку и математике базового уровня), смогут пересдать госэкзамен в сентябрьский дополнительный этап (с 5 по 16 сентября).

Будущие изменения ЕГЭ

В настоящее время изучается возможность введения устной части на экзамене по русскому языку. Пилотная апробация устной части ЕГЭ по русскому языку была проведена в октябре 2016 г. среди выпускников 9-х классов. В ней приняли участие школьники из трех регионов: Московской области, Татарстана и Чеченской Республики.

Новую модель ЕГЭ по литературе, в которой будут исключены задания с кратким однозначным ответом (планируется, что она будет состоять только из творческих заданий), будет введена не раньше 2018 г. Ее первая апробация была проведена в апреле-мае 2016 г. в 13 субъектах РФ (в т. ч. в Москве и Санкт-Петербурге), в ней приняли участие более 1 тыс. учащихся из 60 школ.

В настоящее время Рособрнадзор работает над концепцией ЕГЭ по китайскому языку, для чего в ведомстве создана рабочая группа по изучению опыта организации экзаменов в КНР и других странах. В октябре 2015 г. была проведена первая апробация среди 3 тыс. учащихся 8-11 классов из 16 российских регионов.

В 2020 г. в число обязательных предметов ЕГЭ планируется ввести историю, в 2022 г. обязательным может стать иностранный язык.

Нарушения

В ходе экзаменационных кампаний прошлых лет были зафиксированы многочисленные нарушения. Среди наиболее распространенных — вскрытие экзаменационных пакетов с тестовыми заданиями до начала проведения ЕГЭ, использование учащимися во время экзамена смартфонов, планшетов и т. д., размещение в интернете ответов на задания, сдача экзамена в другом субъекте РФ и др.

Для предотвращения нарушений в организационную схему проведения ЕГЭ в 2014 г. были внесены изменения. Председателей экзаменационных комиссий стал утверждать Рособрнадзор (раньше этим занимались региональные органы).

В каждую региональную комиссию входит представитель этого надзорного ведомства с полномочиями федерального инспектора. Пункты проведения экзамена, центры обработки информации оборудуются средствами видеонаблюдения и металлоискателями.

Кроме того, ведется онлайн-наблюдение на экзаменах (в 2016 г. им было обеспечено 84% аудиторий). Планируется, что с 2019 г. печать и сканирование экзаменационных материалов будет осуществляться непосредственно в местах проведения ЕГЭ повсеместно.

Данные технологии начали внедряться с 2014 г., в 2017 г. их будут использовать более 50% пунктов проведения госэкзамена.

Читайте также:  Гёте-институт проведет праздник немецкого языка - студенческий портал

Кроме того, увеличено количество экзаменационных вариантов для регионов, находящихся в разных часовых поясах, что не позволяет школьникам из центральной части России использовать задания, которые были на Дальнем Востоке.

Для обеспечения объективности госаттестации привлекаются также общественные наблюдатели. Так, в 2016 г. общее число привлеченных экспертов составило почти 60 тыс. человек. Они контролировали проведение ЕГЭ, а также выборочно государственную итоговую аттестацию выпускников 9-х классов.

Официальный сайт ЕГЭ

Источник: https://tass.ru/info/1988393

Основные сведения о ЕГЭ

  • Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА).
  • При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
  • На территории Российской Федерации ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (ОИВ).
  • УЧАСТНИКИ ЕГЭ
  • Вправе добровольно сдавать ГИА в форме ЕГЭ: 

ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам). Для проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов.

За пределами территории Российской Федерации ЕГЭ проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения. К ЕГЭ как форме ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

  • обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования; 
  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья;
  • обучающиеся – дети-инвалиды и инвалиды, осваивающие образовательные программы среднего общего образования.

Имеют право участвовать в ЕГЭ: 

  • лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 г.) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, 
  • лица, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 
  • обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования,. 
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования. Указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, в том числе за итоговое сочинение (изложение).

ПРЕДМЕТЫ ЕГЭ

ЕГЭ проводится по 15 общеобразовательным предметам: 

  • Русский язык
  • Математика (базовая и профильная) 
  • Физика
  • Химия
  • История
  • Обществознание
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 
  • Биология
  • География
  • Иностранные языки (английский, немецкий, французский, китайский и испанский языки) 
  • Литература 

Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику базового либо профильного уровня. Другие учебные предметы ЕГЭ выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору для поступления в образовательные организации высшего образования.

Для иных категорий участников выбор предметов должен зависеть от планируемой специальности (направления подготовки) для продолжения образования в образовательных организациях высшего образования. Перечень вступительных испытаний в вузах по каждой специальности (направлению подготовки) определен соответствующим приказом Минобрнауки России.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ

Для проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов. ЗАДАНИЯ ЕГЭ Экзаменационные задания ЕГЭ — контрольные измерительные материалы (КИМ) представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта.

  1. КИМ разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).
  2. С документами, регламентирующими структуру и содержание КИМ (кодификаторами, спецификациями), а также с демонстрационными вариантами ЕГЭ по каждому предмету, можно ознакомиться в разделе «Демонстрационные варианты ЕГЭ».
  3. КИМ включают в себя задания с кратким и развернутым ответами.
  4. ВНИМАНИЕ!
  5. Факт опубликования КИМ в Интернет свидетельствует о наличии признаков следующих правонарушений: 

При проведении ЕГЭ по иностранным языкам в состав экзамена включен раздел «Говорение», устные ответы на задания которого записываются на аудионосители. Выбор участником ЕГЭ данного раздела является добровольным. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, а в период проведения ЕГЭ также лица, сдававшие ЕГЭ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений.

  1. Разглашение информации ограниченного доступа, к которой относятся КИМ (статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 11 статьи 59 федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); 
  2. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной итоговой аттестации (статья 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). 

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ При проведении ГИА в форме ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) используется стобалльная система оценки. По каждому предмету ЕГЭ установлено минимальное количество баллов, преодоление которого подтверждает освоение образовательной программы среднего общего образования. По завершении проверки экзаменационных работ председатель ГЭК рассматривает результаты ЕГЭ по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании.Утверждение результатов экзаменов осуществляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения результатов централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ. После утверждения результаты ЕГЭ в течение 1 рабочего дня передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям для ознакомления обучающихся, выпускников прошлых лет с утвержденными председателем ГЭК результатами ЕГЭ. Ознакомление обучающихся, выпускников прошлых лет с утвержденными председателем ГЭК результатами ЕГЭ по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ЕГЭ. Апелляция о несогласии с выставленными баллами, в том числе по результатам перепроверки экзаменационной работы, подается в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов экзамена по соответствующему учебному предмету. Обучающиеся или их родители (законные представители) на основании документов, удостоверяющих личность, подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в образовательные организации, которыми они были допущены к ГИА. Выпускники прошлых лет и другие категории участников ЕГЭ или их родители (законные представители) на основании документов, удостоверяющих личность, – в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ, а также в иные места, определенные региональным органом управления образованием. Результаты ЕГЭ каждого участника заносятся в федеральную информационную систему, бумажных свидетельств о результатах ЕГЭ не предусмотрено. Срок действия результатов — 4 года, следующих за годом получения таких результатов.

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Пересдача неудовлетворительного результата в дополнительные сроки, установленные единым расписанием, предусмотрена только по обязательным учебным предметам для выпускников текущего года.

Пересдача ЕГЭ по учебным предметам по выбору для всех категорий участников ЕГЭ предусмотрена только через год.

Источник: http://www.ege.edu.ru/ru/main/main_item/

Готовы ли школы к обязательному ЕГЭ по истории

ЕГЭ по истории может стать обязательным. Правда ли, что современные школьники путают Великую Отечественную войну и Отечественную войну 1812 года? Стоит ли делить экзамен на «базу» и «профиль», как с математикой? Справятся ли учителя и ученики с увеличенной нагрузкой?

Острая дискуссия на эту тему разгорелась с новой силой после заявления министра Ольги Васильевой. «Это будет экзамен по классической истории, безусловно, по истории Отечества.

В 2020 году планируется провести «пилот», а после 2022 года экзамен может стать обязательным. В каждой стране ученики сдают в той или иной форме родной язык, родную литературу и родную историю.

Не вижу здесь особых сложностей», — сказала она.

У инициативы хватает и сторонников, и противников: аргументы «за» и «против» более чем серьезные. С одной стороны, в России принят единый историко-культурный стандарт, по которому написаны школьные учебники. С другой стороны, история не прекращает быть ареной для идеологических и даже политических споров.

Очень многое в итоге зависит от учителя и его взгляда на конкретное событие, от формата подачи материала.

— Это очень деликатный вопрос. Учителя — живые люди и тоже подвержены страстям. Кто-то стоит на позиции, что у России — особый путь и духовные скрепы. Кто-то — что Россия — европейская страна, и ориентируется на Запад, — говорит заслуженный учитель РФ, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург. — Есть и другая сторона.

К сожалению, сейчас растет поколение, которое действительно плохо знает свою историю. Спрашиваешь, когда умер Ленин. Ответ: «Где-то в 30-х годах». В этом плане историко-культурный стандарт — достаточно корректный и необходимый. В нем отражены не только те моменты, которыми мы можем гордиться, но и темные страницы нашей истории.

Направление для работы, безусловно, правильное.

Сейчас ЕГЭ по истории школьники сдают по выбору: это примерно 23 процента выпускников, которые связывают свою жизнь с гуманитарными науками и усиленно готовятся к поступлению в вуз.

В экзамене есть задания разной сложности, но общий уровень все-таки достаточно высок.

К примеру, с заданием, посвященным Великой Отечественной войне, не справляются примерно 40 процентов выпускников. Почему так много? Как уверяют эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), основные ошибки связаны с тем, что дети плохо знают героев войны и даты основных событий. Например, началом Курской битвы многие почему-то считают не июль, а сентябрь 1943 года.

А вот еще «популярные» ошибки. Около 10% выпускников называют крестителем Руси Владимира Мономаха. Около 20% убеждены: «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» написал Андрей Рублев, а не Иван Аргунов. Некоторые пишут, что Корнилов и Блюхер участвовали в Полтавской битве, а Жукова путают с Рокоссовским.

А еще, скажем, в ответе ученика на уроке неожиданно может появиться Кутузов, штурмующий Берлин, или маршал Жуков, противостоящий Наполеону.

Выпускники путают исторических деятелей, названия битв и мирных договоров, не ориентируются в истории культуры. Очень много ошибок допускают при работе с исторической картой: самый простой пример — пишут Волгоград вместо Сталинград.

— С одной стороны, «хлеб» истории — знание фактов, безусловно, нужно проверять.

С другой стороны, контрольно-измерительные материалы нужно совершенствовать: к массовому обязательному экзамену мы пока не очень готовы.

Чтобы к 2022 году итоговые проверочные задания не вызывали у профессионалов недоумение, нужно работать с экспертным сообществом, с учителями. Время есть, — говорит Евгений Ямбург.

Напомним, сейчас в России только два обязательных единых госэкзамена — русский язык и математика. Чтобы получить аттестат, школьнику необходимо набрать минимальные баллы по этим предметам. Для русского — это 24. А «базовый» ЕГЭ по математике оценивается по пятибалльной шкале, то есть для успешной сдачи математики хватит и «тройки».

Сегодняшний «минимум» по истории — 32 балла, но каким он будет после 2022 года — неизвестно. Скажем, сейчас среди, казалось бы, самых подготовленных учеников около 9 процентов не дотягивают даже до «тройки» по истории.

В ответе на уроке по истории неожиданно может появиться Кутузов, штурмующий Берлин, или маршал Жуков, противостоящий Наполеону

По словам министра Ольги Васильевой, не так давно и экономисты, и юристы первым экзаменом в вузе всегда сдавали историю: после этого сразу отсеивалось очень много абитуриентов. Потом в силу разных причин историю заменили обществознанием. И не все ректоры с этим согласны.

«Очень многие ректоры хотят вернуться к истории именно как к базовой, что, в общем-то, должно быть», — замечает министр.

При этом в пресс-службе ведомства подчеркивают: любые изменения в итоговой аттестации всегда сопровождаются детальным обсуждением с экспертами и периодом апробации. Министерство не планирует отступать от этих практик.

Мнения

Александр Чубарьян, научный руководитель Института всеобщей истории РАН:

— Это хорошее дело, идею я полностью поддерживаю. С одной стороны, школа готова к обязательному ЕГЭ по истории. В том смысле, что необходимость введения этого экзамена действительно назрела. С другой стороны, чтобы эту идею реализовать, понадобится минимум полтора года на подготовку. История — особый предмет в школе, формального знания фактов здесь недостаточно.

Поэтому важно, чтобы экзамен показал умение молодых людей анализировать события, сопоставлять их. В этом смысле контент, содержательная часть обязательного экзамена должна быть тщательно продумана и подготовлена. Существует список из так называемых «самых трудных вопросов истории», охватывающий период от Древнерусского государства до современной России.

Мы сейчас по каждому из этих вопросов делаем брошюры для учителей.

Илья Демаков, учитель истории гимназии № 116 из Санкт-Петербурга, «Учитель года России-2017»:

— ЕГЭ — привычная форма активности и для ученика, и для учителя. В этом смысле сверхъестественной специфической нагрузки на систему образования новый обязательный экзамен не создаст. У меня как у предметника на этот счет другие опасения. Учителя истории почти всегда совмещают преподавание этого предмета с обществознанием. Так же, например, как учителя русского обычно ведут еще и литературу.

Но разница положений здесь в том, что обществознание и так является самым выбираемым предметом на ЕГЭ — его пишут до 80% выпускников. Ту же литературу сдают единицы. На учителе математики никакой другой нагрузки обычно нет. Введение обязательного исторического ЕГЭ создаст уникальный объем нагрузки на учителя истории — ни один педагог не готовит к двум обязательным (или близким к тому) предметам.

Илья Казанцев, учитель истории, обществознания и права лицея № 4 города Пскова, призер конкурса «Учитель года России-2018»:

— Если вводить еще один обязательный ЕГЭ, то лучше по обществознанию — этот предмет в большей степени ориентирован на практику жизни, дает целостное понимание механизма функционирования и развития общества во всех сферах: экономической, политической, социальной, правовой и т.д. А ЕГЭ по истории в нынешнем виде очень специфичен и нужен далеко не всем выпускникам.

Он востребован при поступлении на исторические и культурологические специальности, в некоторых военных вузах, в МГИМО. Но в целом для большинства ребят, особенно тех, кто делает упор на естественно-научные предметы, ЕГЭ по истории может стать лишней обузой. И разделение на «базу» и «профиль», как это было с математикой, ситуацию не спасет.

Тем более, что в 2022 году обязательным также станет экзамен по иностранному языку.

Конечно, учителям истории очень приятно, что их предмет выделили особо. Тем более, что сейчас меняются подходы к его преподаванию.

Акцент делается не на трансляцию знаний, а на то, как эти знания применять, как искать информацию, анализировать, сопоставлять, подбирать аргументы. Многим школьникам это дается непросто: в истории, как известно, простых вопросов не бывает.

Особенно трудными считаются темы революционного движения в России, революции 1905 года, 1917-го… Очень большой комплекс проблем связан с одной из самых патриотических тем — Великой ОтечественнойGhbG войной. С древней историей — тоже все непросто.

История искусства (от зарождения зодчества на Руси до кубизма и соцреализма) — сложнейшая тема не только для школьников, но и для учителей, так как требует дополнительной подготовки.

Не важно, откуда происходят «ляпы» в ответах по истории — от лени, незнания или волнения. Ученик, путающий даты и имена, — это уже хрестоматийный образ. Важно понимать, что введение обязательного выпускного экзамена по истории само по себе вряд ли решит фундаментальные проблемы школьного гуманитарного образования.

Общество Образование ЕГЭ в России

Источник: rg.ru

Источник: https://smilefun.ru/2018/11/06/gotovy-li-shkoly-k-obiazatelnomy-ege-po-istorii/

Ссылка на основную публикацию