Инструкция: как сдать егэ по русскому языку — студенческий портал

К ЕГЭ по русскому некоторые начинают готовиться чуть ли не с пятого класса, а кто-то — за несколько месяцев до аттестации. На самом деле чтобы успешно сдать его, важно знать не только русский язык, но и правила и критерии оценивания. Учитель словесности Анастасия Серазетдинова дала несколько важных советов выпускникам 2019 года.

Рассылка «Мела»

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Почему для подготовки к ЕГЭ по русскому хватает одного года

Инструкция: как сдать ЕГЭ по русскому языку - Студенческий портал

ЕГЭ по русскому языку — это один из супертехничных и, можно сказать, один из самых лёгких итоговых экзаменов. В математике, например, всегда есть какая-то часть сложнорешаемых задач, в русском языке такого нет. В школах научились прекрасно готовить к этому ЕГЭ (и на это даже жалуются). Надо очень постараться, чтобы не сдать экзамен.

Я убеждена, что для подготовки достаточно одного года, а полугода хватит для сдачи на проходной балл. Есть даже дети, которые сдают ЕГЭ по русскому, практически не занимаясь. Конечно, если за полгода до экзамена вы понимаете, что вам нужно 100 баллов, а с правилами русского языка у вас не очень, то вы вряд ли сможете сдать на заветную сотку. Ну или вам придётся продать душу Мефистофелю.

ЕГЭ — это систематизация знаний, сдать его можно, не заучивая правила и не решая бесконечное количество вариантов

Нужно учитывать, что 80% ошибок, которые делают во время экзамена, — это ошибки из-за непонимания сути заданий, их неправильного прочтения. Поэтому главное — понять, что от вас требуется. Создатели экзамена это понимают и специально выделяют капслоком уточняющие слова в заданиях, чтобы было проще. Например, выберите предложения, когда можно поставить ОДНУ запятую, и две, и десять.

В целом есть два типа детей, которые плохо сдают ЕГЭ по русскому: те, кто в 11 классе пишет «жи-ши» через «ы», и те, кто заточен на олимпиады. Когда ребёнок постоянно участвует в олимпиадах высокого уровня, у него начинается горе от ума — он ищет подвохи в простых заданиях ЕГЭ, а их там просто нет!

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Летние школы в августе: подготовка к егэ и олимпиадам - студенческий портал

Оценим за полчаса!

В 2019 году ввели несколько важных изменений, на которые стоит обратить внимание

  • Структура экзамена осталась прежней, но увеличилось число заданий — появилось задание № 21. В нём нужно произвести пунктуационный анализ предложений, например, правильно поставить тире (раньше в ЕГЭ были только задания про запятые). Стоит повторить, что такое подлежащее и сказуемое и как вообще проводить пунктуационный анализ.
  • Изменился формат заданий № 2, 9-12 — здесь ввели новые формулировки. Во втором задании, например, появилось определение подчинительного союза.
  • Усложнились требования к орфографии и пунктуации.
  • В задании № 27, сочинении, немного поменялись критерии оценивания и уточнилась формулировка. Если раньше задачей было соотнестись с текстом и написать маленькое эссе, то теперь нужно сформулировать одну из проблем, поставленных автором в тексте.

Инструкция: как сдать ЕГЭ по русскому языку - Студенческий портал

Во время экзамена вам дадут 210 минут на выполнение 27 заданий. Всего можно получить 58 первичных баллов.

ЕГЭ делится на две части. Сначала идут теоретические вопросы по всему курсу русского языка. Нужно либо выбрать один вариант из предложенных, либо вписать самостоятельный ответ — ряд цифр, термин или слово.

Вторая часть — сочинение по предложенному в экзамене тексту. В нём нужно сформулировать проблему, которую поднимает автор, и подкрепить ответ примерами из текста.

Сейчас сочинение очевидно упростилось, стало меньше воды. Но для этого задания очень важна способность анализировать текст и понимать, о чём он — о войне, любви к родине или, например, о товарищах. Если вы с этим справились, то дальше надо сформулировать одну из проблем и аргументировать её примерами из текста.

Не нужно выдумывать космос, а нужно хорошо уметь читать и не очень много цитировать. Здесь работает правило «Один абзац — одна мысль». Важно не скатываться в пересказ (текст просто не будут проверять) и следить за почерком (с неразборчивым могут быть проблемы).

Как готовиться, если осталось полгода

Инструкция: как сдать ЕГЭ по русскому языку - Студенческий портал

Есть два вида подготовки к ЕГЭ — смысловая и натаскивание. В первом случае мы просто разбираем структуру задания и их смысл, а натаскивание — это когда мы говорим: «Все восьмые задания — это грамматические вопросы».

Вне зависимости от обстоятельств, первое, что нужно сделать — изучить структуру и правила, то есть зайти на сайт ФИПИ, где есть и демоверсии, и досрочно выложенные экзамены (например, по литературе).

Можно решать КИМы, но не менее важно понимать, что от тебя требуют в задании. Хорошо прочитать правила и быть внимательным при переносе ответов в бланке: чтобы первый ответ был в первой строчке, а второй — во второй. Дети часто сбиваются и путают, а экзамен выходит в ноль.

У ЕГЭ очень чёткие критерии. Например, при оценивании сочинения есть такой критерий, как формулировка проблемы исходного текста. Сформулировал — 1 балл, нет — 0 баллов. Все критерии обозначены буквой К и номером.

Они очень просты, но написаны скучным канцелярским языком, школьнику сложно в них самостоятельно разобраться. Здесь будет не лишней помощь взрослого. Ребёнок, который понимает правила экзамена и знает правила русского языка, спокойно идёт на ЕГЭ.

Внимательно изучите структуру заданий и посмотрите на систему разбалловки. Если ребёнок поймёт, как устроен экзамен, что для него требуется, как его будут проверять и выставлять баллы, он сможет справиться даже без особой подготовки.

Если остаётся три месяца, а вы рассчитываете, скажем, на 65 баллов, важно сосредоточиться на ключевых пунктах. Например, подготовиться к текстовой части вопроса № 22.

В первой части экзамена вы иногда можете угадать ответ, а вот в работе с текстом это уже не получится. Таким моментам стоит уделить внимание. Или вот в задании № 26 есть список терминов, из которого нужно выписать те, которые употребляются в тексте.

Если вы даже не знаете, что такое олицетворение, вам будет сложно найти его в тексте.

Что ещё можно сделать, чтобы получше подготовиться

Инструкция: как сдать ЕГЭ по русскому языку - Студенческий портал

Повторите правила. Если вы плохо запоминаете, придумывайте рифмовки. Их очень много — например, «то, либо, нибудь — чёрточку не забудь» — и все они работают.

Диктанты вас спасут и в подготовке к текстовой части, особенно к заданиям, где нужно вставить пропущенную букву, и к сочинению. Там тоже оценивается грамотность. Например, на сайте Грамота.ру есть интерактивные диктанты и учебник, по которому можно делать упражнения.

Для подготовки можно использовать и жёлтый учебник Людмилы Великовой «Русский язык. Навигатор для старшеклассников и абитуриентов». У него есть дополнение: удобное интерактивное пособие с весёлым персонажем Чижиковым и простой навигацией. Можно найти курс Великовой в лектории «Прямая речь».

Кроме того, можно попробовать сайт Castle Quiz. На нём вы выбираете предмет и раздел «Подготовка к ЕГЭ», а потом пробуете завоевать замок противника, выполняя экзаменационные задания. Можно играть с ботом, можно по сети.

Есть ещё несколько простых, но очень важных советов.

  • В первую очередь — не «заготавливайтесь»! У вас есть экзамены и по другим предметам, да и в жизни вообще много интересного, так что не перегорите.
  • Прочтите хотя бы несколько произведений из школьной программы, даже если вы и не человек читающий. Это будет та пара-тройка книг, на которые можно опереться.
  • Старайтесь не волноваться. Приходите на экзамен и спокойно вспоминайте — всё, что нужно, есть у вас в голове. Вы же столько лет учили язык, невозможно, чтобы ничего не отложилось. Помните, что русский — не монстр, это ваш родной язык. А ещё высыпайтесь, это очень важно.

Источник: https://mel.fm/podgotovka-k-yege/3451287-ege_russian

Как сдать ЕГЭ по русскому языку, если ничего не знаешь

Утверждения школьных учителей о том, что «ты не сдашь ЕГЭ», нужно делить как минимум на десять. Они просто пытаются таким образом замотивировать своих учеников на усиленную подготовку к экзамену.

На самом деле ЕГЭ по русскому языку сдают даже те, кто уверен, что ничего не знает. Процент выпускников, не преодолевших минимальный порог, составляет в среднем по России около 1 – 1.5%.

При этом число «двоечников» распределяется неравномерно – больше всего их в тех регионах, для жителей которых русский язык является «вторым».

Например, на Северном Кавказе в 2015 году порог не смогли перейти 17% выпускников (по России – 1.5%), в 2016 – 7% (в среднем  по стране – 1%).

Таким образом, практически все школьники, для которых русский язык является родным, успешно преодолевают минимальную планку.

Это происходит потому, что экзамен проверяет в первую очередь не знание теории, умения определять типы предложения или делать разборы и т.д., а практическое владение языком.

То есть элементарную грамотность, умение понимать и анализировать прочитанное, излагать свои мысли в письменном виде и так далее.

Если сравнить задания ЕГЭ по русскому с заданиями ГИА, которые школьники пишут после 9 класса – сразу можно увидеть, что ГИА больше ориентирован на теорию, а ЕГЭ – на практику.

Именно поэтому ЕГЭ по русскому языку в итоге сдают даже те, кто не готовился специально и потому думает, что ничего не знает по этому предмету.

Но 11 лет занятий в школе и постоянное использование языка как средства общения – это тоже знания и навык.

Инструкция: как сдать ЕГЭ по русскому языку - Студенческий портал

Пороговые баллы на ЕГЭ по русскому языку не очень высоки. Перевод первичных баллов в стобалльную шкалу может немного варьироваться (он определяется только после сдачи экзаменов). Но обычно для того, чтобы получить аттестат об окончании школы, ученику надо получить  всего 10 первичных баллов (24 тестовых).

При этом максимально возможное число первичных баллов – 57. И 10 баллов «минималки» без труда набираются на самых простых заданиях с краткими ответами.

Например, по данным аналитиков, подавляющее большинство выпускников справляется с заданиями на понимание основного смысла текста, правописание приставок, выбор правильного лексического значения слова и многими другими.

Для поступления в вуз пороговый балл ЕГЭ по русскому языку выше и составляет 16 первичных баллов (36 тестовых). Это 28% от возможного максимума – и набрать их также не составляет труда. По статистике лишь около 2.5% российских выпускников не могут преодолеть «вузовскую» планку.

Средние баллы ЕГЭ по русскому языку из года в год незначительно колеблются. Например, в 2015 году средний балл по стобалльной шкале составил 65.9, в 2016 – 68. Это 39-42 первичных балла.

То есть, «право на ошибку» у сдающих ЕГЭ есть: можно «растерять» в процессе сдачи экзамена около четверти баллов, но при этом получить весьма «крепкий» результат, дающий шансы на успешное поступление на бюджет. Однако баллы выше шестидесяти обычно получают школьники с высоким уровнем грамотности, которые все-таки нашли время для «прицельной» подготовки к экзамену.

Инструкция: как сдать ЕГЭ по русскому языку - Студенческий портал

В школах старшеклассников часто начинают «плотно» готовить к выпускным экзаменам уже с 10 класса, убеждая, что к ЕГЭ невозможно подготовиться «всего за год». Но если до экзамена осталось всего несколько дней, а вы только сейчас решили плотно заняться подготовкой – даже за очень короткий срок можно успеть «подтянуть» предмет.

Проще всего сделать это, используя интернет-тренажеры, предназначенные для  самостоятельной подготовки к экзаменам, например:

  • Яндекс. ЕГЭ,
  • Решу ЕГЭ,
  • Незнайка ПРО.

Структурно ЕГЭ по русскому языку делится на три части:

  • блок заданий с краткими ответами;
  • вопросы с краткими ответами по прочитанному тексту;
  • сочинение.

При экспресс-подготовке к экзамену имеет смысл сосредоточиться на первых двух частях.

Писать тренировочные сочинения за день до экзамена или читать образцы работ с разборами имеет смысл только в том случае, если вы идеально знаете предмет и «идете на сотку».

Поэтому просто проверьте, насколько хорошо вы помните структуру сочинения и требования к нему – и переходите к отработке тестовой части.

  1. Пройдите 3-4 варианта теста. Это позволит вам освежить в памяти структуру экзаменационной работы по русскому языку и определить свой уровень знаний. Старайтесь отвечать на вопросы быстро, не подглядывая в учебники и информационные ресурсы интернета. Если вопрос ставит вас в тупик – просто пропускайте его или отвечайте наугад.
  2. Проанализируйте свои результаты. Посмотрите, сколько баллов за прохождение теста вам удается получить, на какие вопросы вы обычно даете правильные ответы, а где «плывете» или вообще ничего не знаете.
  3. Выделите темы, о которых у вас есть какое-то представление, но недостаточно твердое – это как раз те вопросы, с которыми имеет смысл поработать, чтобы обеспечить себе дополнительные баллы на экзамене.
  4. «Прицельно» отработайте эти вопросы – освежите в памяти теорию и закрепите на онлайн-тренажере, выбрав уже не полный вариант теста ЕГЭ, а соответствующий тематический блок. Если на подготовку у вас всего несколько часов – отдайте предпочтение темам с небольшим объемом теории. Например, вспомнить правила правописания приставок или тот факт, что обращение выделяется запятыми – гораздо проще, чем выучить все слова из орфоэпического минимума или детально разобраться с тонкостями правописания «н» и «нн».
  5. Пройдите тест целиком еще пару раз и сравните полученные результаты. Скорее всего, по итогам такой блиц-тренировки ваш средний балл за часть с краткими ответами ощутимо подрастет.

Инструкция: как сдать ЕГЭ по русскому языку - Студенческий портал

Для того, чтобы сдать экзамен на пределе собственных возможностей, надо соблюсти несколько условий:

  • обязательно поспать перед ЕГЭ, хотя бы немного, а если заснуть никак не получается – хотя бы просто полежать в тишине, с закрытыми глазами, стараясь максимально расслабиться;
  • постараться обуздать волнение – выпускники часто «теряют баллы» не от незнания материала, а просто перенервничав;
  • разумно распорядится отведенным на экзамен временем.

Продолжительность ЕГЭ по русскому языку составляет 3.5 часа. Зарезервируйте полчаса на проверку готового задания, остальное время распределите между тремя блоками заданий. Например, отведите по 45 минут на каждый из двух блоков заданий с краткими ответами, оставив на сочинение полтора часа.

В пределах отведенного времени работайте с каждой частью теста по следующей схеме:

  • используйте КИМы как черновик,
  • если, прочитав вопрос, вы понимаете, что знаете этот материал – сразу находите правильный ответ, записывайте и помечайте задание плюсом;
  • если над вопросом надо серьезно подумать – не «зависайте» над ним прямо сейчас, помечайте вопросительным знаком и сразу же переходите к следующему;
  • если вы вообще не представляете, как делать это задание – пометьте минусом и приступайте к следующему;
  • после того, как вы дошли до конца блока – возвращайтесь к заданиям, помеченным вопросительным знаком и работайте над ними, двигаясь от самых простых для вас тем к более сложным;
  • если останется время – постарайтесь «взять» и вопросы, помеченные вами минусом;
  • за пять-семь минут до конца срока, который вы сами себе отвели, начинайте переносить ответы на бланк;
  • при заполнении бланка пишите буквы и цифры четко по образцу, проверяйте правильность собственных ответов;
  • не оставляйте пустых строк – если у вас остались задания, помеченные «минусом» – вписывайте ответ наугад, шанс «попасть» есть всегда;
  • после того, как бланк ответов заполнен, переходите к следующему блоку вопросов;
  • если в конце экзамена у вас останется время – вы сможете еще раз подумать над «сомнительными» ответами, выбрать другие варианты и записать их в поле бланка, предназначенное для исправлений.

Инструкция: как сдать ЕГЭ по русскому языку - Студенческий портал

Время, отведенное на работу над сочинением, «располовиньте», отведя половину срока на написание черновика, и половину – на его переписывание на бланк. Основные требования к работе содержатся в тексте КИМа, сверяйтесь с ним при необходимости. Критически важно при работе над сочинением соблюсти три условия:

  • правильно определить поднятую автором проблему,
  • написать текст достаточного объема (не менее 150 слов),
  • успеть полностью переписать сочинение на бланк, ведь черновики не проверяются.

При написании старайтесь придерживаться плана сочинения: сначала формулировка проблемы, затем комментарий к ней, точка зрения автора текста, ваша собственная позиция, аргументация и заключение.

Не забывайте, что при подборе аргументов из литературы необязательно ограничиваться школьной программой, можно привлекать материал и других произведений.

Избегайте длинных и сложных предложений – в них легко допустить пунктуационную ошибку.

Если при переписывании сочинения на чистовик или проверке вы заметили какие-то недочеты или решили изменить формулировку – вы можете зачеркнуть несколько слов прямо на бланке, за «помарки» баллы не снимаются. Однако лучше все-таки писать четко и разборчиво.

После того, как работа закончена, внимательно перечитайте сочинение от начала до конца и исправьте обнаруженные ошибки. Если до конца экзамена еще осталось время — вернитесь к части с краткими ответами и поработайте с вопросами, на которые не успели ответить в первой половине экзамена. Сейчас уже можно задумываться над ними без риска не успеть завершить работу.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-938169-kak-sdat-ege-po-russkomu-yazyku-esli-nichego-ne-znaesh

Все о правильной подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Инструкция: как сдать ЕГЭ по русскому языку - Студенческий портал

Итоговый экзамен по русскому состоит из двух частей — выполнение тестовых заданий и написания сочинения. Для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет никаких сложностей. Но если есть желание заработать высокий балл, предстоит много трудиться.

Как спланировать свое время

Любое сложное дело необходимо начинать с составления графика. Помните: правильно распланировал — наполовину сделал.

Для того, чтобы понять, сколько времени будет уходить на самостоятельную подготовку, необходимо выявить свои пробелы в знаниях по предмету.

Читайте также:  В рейтинг the попали 15 российских вузов - студенческий портал

В первую очередь, решаем пробный вариант ЕГЭ, который можно скачать на сайте ФИПИ или попросить у своего школьного учителя.

Готовиться к ЕГЭ по русскому языку нельзя «с нуля» – живя в России вы уже владеете базовыми знаниями языка. Осталось только понять свои слабые места и сделать упор на них при самостоятельной подготовке к экзамену.

Составляем список тем, вызывающих затруднения: вы все время ошибаетесь с написанием слова или не можете запомнить сложный термин.

Правила, которые предстоит повторить или выучить, располагаем в порядке от самых простых к самым сложным. Так в рабочий процесс втянуться будет легче.

Подумайте, сколько дней в неделю и сколько часов вы сможете уделять занятиям. Старайтесь их не пропускать, даже если на это есть серьезные причины.

Что понадобится для работы

С пустыми руками к экзамену готовиться не будешь.

  • В первую очередь, стоит поискать свои старые тетради с 5 по 11 класс: наверняка, там записано много опорных алгоритмов и правил, которые пригодятся для систематизации материала.
  • Прогуляйтесь до местной библиотеки и попросите справочники и орфографические словари — умение с ними работать также пригодится на экзамене.
  • В книжном магазине купите сборники с вариантами КИМов. Особо ценятся книги таких авторов как Цыбулько И.П. и Сенина Н.А. В их изданиях материалы максимально подобраны к тем, что встретятся на экзамене.
  • Для закрепления можно обратиться к интернет-сайтам, на которых можно пройти тестовый вариант ЕГЭ по русскому. Теория бесполезна без практики. Повторяя какое-то правило, выполните сразу 5 или лучше 10 тестовых заданий на выбранную тему.

На что обратить внимание, решая тесты

Давайте разберем частые ошибки, которые наблюдались в работах выпускников прошлых лет.

  • Огромные трудности вызывает задание № 4, связанное с орфоэпическими нормами. В современной жизни разговорная и литературная формы языка часто расходятся. Так человек на автомате запоминает неправильное произношение: он постоянно слышит его в своем окружении.
  • Затруднения вызывают и глаголы. В неопределенной форме «включИть» ударение падает на последний слог. Ударная позиция переходит на личные окончания: включИшь, включИт.

Важно понимать, что для литературного языка недопустимы профессиональная, диалектная и жаргонная лексика. Моряки не совершают ошибку, когда произносят «компАс», но такое разрешается только в их среде. По нормам современного русского языка нужно говорить «кОмпас».

  • Коварным заданием можно также назвать то, которое идет под № 6. Оно подразумевает знание окончаний слов во множественном числе. Например, важно запомнить, что следует говорить договОры и пОлисы. Нормы ударения никак не объясняются: их только заучивают наизусть. Имеет смысл распечатать все сложные случаи орфоэпии на отдельный лист и разложить в разных местах квартиры; прикрепить на зеркало. На помощь придет зрительная память — формы правильного употребления постепенно усвоятся.
  • Много сложностей у учеников вызывает задание, требующее продемонстрировать знание правила на написание одной или двух Н. Накануне следует повторить условия такого выбора: не старайтесь все заучить наизусть, умейте пользоваться алгоритмом.
  • Чтобы верно выполнить задания из блока «Пунктуация», нужно вспомнить базовые правила, которые даются в 8 классе. Важно хорошо ориентироваться в теме «Простое предложение». Понять законы этой языковой единицы, чем она может быть осложнена и как устроена. После этого сложное предложение также не вызовет непонимания, ведь по сути это те же самые простые предложения, объединенные между собой.

Рекомендации по написанию сочинения

Когда школьники пишут сочинение, они обращают внимание на орфографию и пунктуацию. А стилистика незаслуженно уходит на второй план. Например, в своей работе нельзя употреблять устаревшую лексику. Так, если написать выражение «до сего дня», члены экспертной комиссии снимут сразу 2 балла.

Строго проверяют работу и на соответствие этических норм. Нельзя пренебрежительно высказываться об авторе текста, участниках происшествия, им описываемых, или тех людях, поступки которых вы приводите в качестве примера в своей работе. Даже если их действия кажутся вам странными и неправильными.

Особенность экзамена состоит в том, что эксперты проверяют отсканированную копию сочинения. Копировальный аппарат не сможет четко отразить то, что было написано неразборчиво.

Важно помнить, что учителя, которые будут проверять сочинения, ранее не были знакомы с почерком ученика.

Не стоит в последние дни перед экзаменом в спешке читать краткие содержания тех произведений, сути которых вы даже не представляете.

Аргументы можно приводить из любых книг — как классической литературы, так и современной. Лучше перелистайте свои любимые книжки: вспомните точные имена и фамилии героев.

Не пишите на экзамене того, в чем вы не уверены: забыли отчество — обойдитесь только именем; не знаете, как правильно пишется имя — воспользуйтесь кличкой. Иначе рискуете потерять один первичный балл.

Не старайтесь слишком активно высказывать собственное мнение или «изобретать велосипед». У вас есть четкие критерии, за которые будут или не будут начисляться баллы.

Проверяющие должны конкретно увидеть в работе постановку проблемы, аргументы, примеры из жизни и литературы.

Даже если вы пишите также хорошо, как Пушкин, никто не будет восхищаться редкими художественными образами и неожиданным построением повествования.

Русский язык — это экзамен, который может послужить для выпускника «палочкой-выручалочкой», если он планирует поступать в престижный вуз. Ведь сдать ЕГЭ по математике более, чем на 90 баллов, достаточно сложно. Физику или биологию — тем более. Главный секрет успеха — это системные занятия. Благодаря им точно все получится!

Источник: https://info-profi.net/ege-russkiy-yazik/

Советы эксперта: как сдать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов

Экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. По общему признанию, для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет сложности.

Но если вы рассчитываете получить высокий балл, то нужно серьезно готовиться. О том, как это лучше делать, «Учёбе.

ру» рассказала эксперт Елена Бузина, ведущая популярной группы для подготовки к экзамену по русскому языку «Пишу на сто».

Инструкция: как сдать ЕГЭ по русскому языку - Студенческий портал

  • Елена БУЗИНА,
  • эксперт ЕГЭ, кандидат педагогических наук,
  • ведущая группы «ВКонтакте» «Пишу на сто»
  • В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по русскому языку?

Никаких сложностей в экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ нет, и это правда. Если они возникают, то их легко преодолеть. Для этого нужно, во-первых, внимательно изучить демонстрационный вариант теста, спецификацию и кодификатор.

Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Проанализировав их, надо определить, какие задания вызывают у вас трудности, и начать подготовку, учитывая это.

Русский язык — это единственный экзамен, который может служить «палочкой-выручалочкой» для тех, кто поступает в престижные вузы. Сдать больше, чем на 90 баллов, математику очень тяжело. Физику, химию или биологию — тем более. А сдать русский язык больше, чем на 90 баллов, вполне по силам каждому, кто поставит перед собой такую цель.

  1. Но, конечно, если вы планируете получить высокий балл (от 80 и выше), то без системного повторения сдать ЕГЭ по русскому, как и любой другой экзамен, вряд ли получится.
  2. Какие темы, по вашим наблюдениям, вызывают больше всего сложностей?
  3. Самые трудные темы общеизвестны: в течение трех лет, с тех пор как появилась новая модель ЕГЭ по русскому языку, стабильными «чемпионами» по самому низкому проценту выполнения являются несколько заданий.

Прежде всего, это задание № 14 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания одного или двух «н», и задание № 19 в блоке «Пунктуация». В этом задании нужно выбрать правильный ответ, анализируя сложное предложение с разными видами связи.

Стабильно невысокий результат выпускники показывают, выполняя задания на основе исходного текста, который предлагается для работы. Это задания № 21, № 22 и № 23. Их сложность заключается в том, что правильный ответ нужно найти в тексте, который выпускник читает на экзамене в первый раз.

Что делать? Для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все действия последовательно, чтобы найти верный ответ на поставленный вопрос. Впрочем, этот подход касается абсолютно всех заданий блока.

Чтобы научиться выполнять задания из блока «Пунктуация», нужно повторить базовые правила, которые даются в 8 классе.

Нужно очень хорошо повторить тему «Простое предложение»: понять законы такого предложения, как оно может быть устроено, чем может быть осложнено.

После этого будет легко выполнять задания и на сложные предложения, ведь на деле это несколько простых предложений, объединенных разными способами.

ОЧЕНЬ ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ ВОПРОС

Как лучше готовиться к экзамену? Есть ли какие-то секреты?

Секрет первый: распределите задания первой части (задания с № 1 по № 24) на тематические блоки. Их несколько: задания № 8-14 составляют блок «Орфография, задания № 15-19 — блок «Пунктуация», задания № 4-7 — блок «Культура речи». Задания № 1-3 и № 20-24 — это два блока, которые проверяют навыки смыслового и речеведческого анализа, в том числе большого текста, который приведен в тесте.

Секрет второй: в каждом блоке выделите самые легкие и самые трудные лично для вас задания. Повторите правила. С любым правилом легче работать, если оно дано в виде схемы, таблички или алгоритма. Когда вы тренируетесь, туда можно и нужно заглядывать столько, сколько необходимо для того, чтобы запомнить правило и порядок его применения.

Секрет третий: закрепление. Для этого можно обратиться к популярному сайту «Решу ЕГЭ». Проработав правило, нужно сразу выполнить как минимум пять, а лучше 15 заданий. Обязательно нужно выполнить 10-15 заданий этого типа и в бумажной версии. Можно воспользоваться пособиями, с которыми рекомендуют готовиться к экзамену ваши учителя.

Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов и стоит ли «напирать» на них?

В тесте по русскому языку есть четыре задания, за которые выставляется больше одного балла. Это задания № 1 и № 15, за которые можно получить по 2 балла. Они определяются как «базовый уровень сложности», то есть их могут выполнить абсолютно все.

А вот заданий, которые относятся к высокому уровню сложности, в первой части ЕГЭ по русскому языку всего три: № 7, № 23 и № 24. Задание № 7 и задание № 24 — самые «дорогие»: 5 и 4 балла соответственно.

И эта оценка вполне справедлива — сколько будет верных ответов, столько баллов будет засчитано. Если, например, в задании № 7 вы правильно сопоставите два предложения, то получите 2 балла, и так далее.

Задание № 24 — это перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на правильное место.

Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка.

Но процент его успешного выполнения намного выше, чем у задания № 14 (одна или две «н» в разных частях речи), хотя эти правила дети учатся применять начиная с 5 класса.

Обратите особое внимание на то, что в заданиях № 7 и № 24 принципиально важен порядок внесения ответов в бланк. Если он будет нарушен, получится, что при выполнении заданий вы допустили ошибку. Так вы потеряете баллы.

Очень важно научиться правильно читать вопрос. Все, что требуют задания, сформулировано четко, и, если читать внимательно, очень сложно ошибиться с тем, как внести ответы в бланк. Например, задание: «Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номер ответов».

Сама постановка вопроса готовит к тому, что нужно выбрать больше одного варианта ответа. А вот фрагмент другого задания: «Из предложения № 33-34 выпишите слово со значением (…)». Единственное число в вопросе говорит о том, что для верного ответа надо выбрать только одно слово.

При выполнении задания № 23 (это задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл), нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании.

Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)».

Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.

Стоит обратить внимание на задания № 8-14 в блоке «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов.

Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан.

То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.

Обо всех этих и других деталях подробнейшим образом рассказывает спецификация контрольно-измерительных материалов, и к ней полезно обращаться.

НА ЭКЗАМЕНЕ НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО РЕДАКТИРОВАТЬ УЖЕ НАПИСАННЫЙ ТЕКСТ

Как надо написать сочинение-рассуждение, чтобы получить за него максимальное количество баллов?

Задание № 25 — сочинение-рассуждение — имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это  более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста. Нужно сказать сразу, что сегодня эту часть работы выполняют практически все выпускники: даже те, кто только-только перешагивает нижний порог, по этому заданию получают как минимум 3-5 баллов.

Сочинение проверяется двумя независимыми экспертами на основе 12 критериев. Их условно можно разделить на блоки:

  • критерии 1-4 отвечают за содержание: за то, как создан сам текст сочинения, как сформулирована проблема, как дан комментарий по ней, как сформулирована позиция автора и аргументирована собственная точка зрения;
  • критерии 5-6 оценивают качество, структуру и полноту речи;
  • критерии 7-10 оценивают грамотность, причем по критериям 7 («Оценивание орфографии») и 8 («Оценивание пунктуации») максимально можно получить по три балла, и это очень много;
  • так называемый «Этический критерий» и «Фактическая точность» позволяют оценить фоновый материал, с которым работал выпускник, и то, насколько текст получился корректным по оценкам, с точными фактами.

Эти критерии вполне понятны и прозрачны. Но подходя к каждому из этих шагов формально невозможно получить высокие баллы. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик.

В группе «Пишу на сто» мы стараемся подробно рассказать о том, как выполнить задание № 25 на высоком уровне, и даем рекомендации по чтению, ведь это обязательный элемент в подготовке к экзамену. В помощь выпускникам мы также сделали сервис «Конструктор сочинения». В его рамках есть блок, который помогает научиться редактировать текст.

Вообще же, умение высказывать свои мысли в формате рассуждения, выстраивать позицию и аргументировать ее очень много значит не только на экзамене: оно необходимо и в жизни в целом.

Еще я советую школьникам в последние месяцы перед ЕГЭ не писать тренировочные работы в школьных тетрадях. Лучше сразу (гелевой или капиллярной ручкой) писать на листах, которые напоминают экзаменационные бланки (они есть на сайте ЕГЭ).

Это позволит выработать четкий почерк и понять, сколько слов вашим почерком умещается на одну или полторы страницы бланка, который выдается на экзамене. Так можно избежать волнения по поводу пересчета слов и траты времени на механическую работу.

Свое время лучше потратить на редактирование.

С чего лучше начинать и как распределять время и силы на экзамене?

На выполнение теста дается 3,5 часа — то есть 210 минут. Опыт сдачи экзамена говорит о том, что 70-80 минут вполне достаточно, чтобы качественно выполнить задания первой части. Таким образом, два часа остается на выполнение задания № 25 — написание сочинения-рассуждения.

Если на экзамене вам трудно выполнить какое-то задание, пропустите его, а после того, как вы выполните все остальные, вернитесь. Но при этом строго следите за временем: его должно хватить. В бланке заданий можно подчеркивать, выделять части, читать текст с карандашом, писать ответы и только после этого переносить их в чистовик.

При перенесении результатов в бланк ответов приложите любой листочек из пакета к строке, в которую вносите ответ.

 Еще раз сверьте, совпадает ли ответ с номером задания в бланке — это требует особого внимания, поскольку сдвиг на одну строчку автоматически приведет к тому, что все ответы станут неверными.

Полезные рекомендации для участников экзамена и их родителей также можно найти на сайте ЕГЭ.

Наталья Афанасьева.  Источник: ucheba.ru. Tekke / Flickr / 

Источник: http://www.oshibok-net.ru/articles/97.html

Личный опыт как сдать ЕГЭ по русскому языку на 90+

Обязательный экзамен, к которому готовятся абсолютно все школьники – русский язык. Лишь немногим удается получить заветное максимальное количество баллов. Ребята, у которых это получилось, делятся опытом.

РЕШАЙТЕ МНОГО ТЕСТОВ

Маша Шумилова, первокурсница СПбГУ, факультета международных отношений. 100 баллов по русскому языку

Я сдавала три дополнительных экзамена, кроме математики и русского языка. При подготовке делала основной упор на них. С русским языком у меня никогда не было проблем.

Мне кажется, это, прежде всего, заслуга моих учителей. Кроме того, я своевременно выполняла домашние задания. Самое главное, чтобы хорошо сдать экзамен, надо решать-решать-решать тесты.

Как можно больше разных вариантов, конечно, с разбором допущенных ошибок. 

Нас хорошо готовили в школе к этому экзамену, но я очень переживала из-за сочинения. Думала, что попадется какая-то редкая тема, и я не смогу придумать аргументы, но мне повезло – помогла книга, которую я прочитала ради развлечения за неделю до экзамена.

Нужно обязательно внимательно изучить структуру КИМа, читать книги, решать тесты и не ограничиваться подготовкой в школе, если нет уверенности в своих силах. 

Конечно, этот год был очень напряженным. Подготовка к экзаменам, огромное давление (прежде всего, изматывала себя я сама, потому что хотела поступить на бюджет в СПбГУ, и мне нужны были высокие баллы), неизвестность впереди, а потом ожидание результатов. Весь год прошел, как в тумане.

Постоянные репетиторы, учебники, репетиции к последнему звонку и выпускному. Часто бывало такое состояние, когда хотелось все бросить, просто посмотреть сериалы, даже начать заниматься физикой (хотя я гуманитарий), просто делать хоть что-то, чтобы не прикасаться к справочникам и КИМам.

На самом деле я очень рада, что все это позади, потому что это был кошмар какой-то. 

Когда узнала, что у меня 100 баллов, я не верила, пока сама не увидела результат в моей школе. Даже после мне казалось, что это какая-то ошибка или подвох. До сих пор не могу сказать, как так получилось!

Ольга Минеева, первокурсница СПбГУ, институт Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, кафедра журналистики. 100 баллов по русскому языку

Читайте также:  Дети из бедных стран хуже учатся - студенческий портал

«И главное, если начнете паниковать – глубоко вдохните, вспомните, что вы знаете все, и за дело!» – с такими словами учительница по русскому и литературе провожала нас в соседнюю школу на сдачу ЕГЭ.

Сейчас смешно вспоминать, с какими серо-зелеными лицами мы шли эти десять минут.

И то ли огромные плитки шоколада, то ли еженедельное написание сочинений активизировали мозг, но пять человек из класса сдали более, чем на 90. 

Когда нам впервые показали внушительное количество заданий по русскому, которые ежегодно обновляются на сайте ФИПИ, стало слегка не по себе.

Список паронимов на первый взгляд не показался сложным, ведь большинство из них было на слуху, а пробелы в знаниях обнаруживались лишь во время решения тестов.

Я тщетно пыталась запомнить столбики новых слов, пока кто-то не подал прекрасную идею: завести небольшую тетрадь и выписывать туда задания и предложения, которые были сложными. Как оказалось, с блокнотом общаться куда удобнее, чем с неорганизованной кипой бумаг.

К зиме мой небольшой блокнот был весь исчеркан пояснениями и примерами. Такая вещь должна стать вашим спутником на год. Когда станет скучно, просто пролистайте его. Что-нибудь запомнится. Здорово, когда на экзамене ты представишь нужную страницу своей книжки, и это поможет при выявлении неправильно поставленного ударения в слове.

К концу 11 класса решение тестов раз в две недели перешло в увлекательнейшее занятие. Очень помогла и заинтересованность одноклассников. Мы условились учить по пять ударений в день из имеющегося списка и проверять друг друга.

Вот и получается: если сделать из обучения праздник и пользоваться приобретенными знаниями в жизни, оклеить дом стикерами, учить ударения и паронимы заранее, то будет легче. Именно эти темы требуют зубрежки, поэтому лучше решать их больше и чаще. Задания в ЕГЭ однотипные, уже за полгода можно понять, какие из них войдут в КИМ, а какие нет. Задача сужается – остается лишь набить руку. 

Что действительно может вызвать трудности – это сочинение. Никто не сможет научить вас с ходу приводить примеры из литературы, если вы не читаете. С сочинением все пройдет хорошо лишь у тех, кто знает хотя бы какие-то произведения. Тут подойдет и классическая литература, и качественная современная, даже фантастика может пригодиться. 

Можно завести блокнот и разделить его по темам, которые встречаются чаще всего: война, любовь, природа, гуманизм и так далее. Еще раз выписать имена главных героев, фамилии, отчества писателей – не помешает. Это не только поможет, но и успокоит. 

Высокий балл на ЕГЭ по русскому не предполагает очень глубоких знаний, не обязательно быть начинающим филологом, чтобы сдать на 98-100. Важно усердно учиться, решать как можно больше вариантов и писать-писать-писать сочинения, набирать аргументы.

Не стоит брать репетитора, весь материал можно найти самостоятельно. 

Когда время экзамена истекло, я не о нем думала, а лишь панически пыталась вспомнить, через какую букву написала свое отчество. Во время же выполнения заданий эмоции отключились, такая минута спокойствия подарила ощущение того, что все не просто хорошо, а как нельзя лучше.

Методика: «Вдох-выдох», безусловно, сработала. Когда люди спрашивают, как мне удалось получить 100 баллов, о которых я даже не мечтала, могу лишь сказать, что 90% успеха – труд, а 10% – настоящая удача.

Она приходит, когда после множества решенных вариантов, попадается тот, который уже выполнял. 

Вероника Стахмич, не поступила на бюджет даже со 100 баллами по русскому языку

Не могу сказать, что усердно готовилась к экзамену. Наверное, мне помогло то, что русский язык я учила все 11 лет в школе, пыталась и хотела что-то понять.

У меня четыре раза менялись учителя, тогда я читала все дома самостоятельно, понимая, что язык знать нужно. Я начала готовиться к ЕГЭ в 10 классе, когда поняла, что хочу поступить в серьезный вуз, а для этого нужны хорошие результаты экзаменов.

100 баллов для меня были чем-то нереальным, неосуществимым. Но на собственном опыте я доказала, что ошибалась.

Все труды, тренировки написания сочинений и решения тестов по вечерам вылились в отличный результат, в который я поначалу не могла поверить. Увидев на сайте цифру 100, я какое-то время была в шоке. Но радость быстро сменило удивление. 

Мне кажется, самое главное в 11 классе – это терпение, потому что ЕГЭ – это, конечно, стресс. Но экзамены не должны пугать, надо верить, что получится набрать высокие баллы и преодолеть этот жизненный этап. Самое главное – поставить цель, понять, чего хочется достичь и стремиться к этому. Ни напор родителей, ни усердие учителей не помогут так, как вера в себя.

Кажется, что 100 баллов обеспечивают поступление в университет мечты, но на деле это не так. Я – медалистка со 100 баллами, не поступила туда, куда хотела. Итог – никакого университета.

Санкт-Петербург – город отличных университетов, поэтому многие выпускники со всей России хотят учиться именно здесь. Но у нас строгая проверка при ЕГЭ, а, следовательно, результаты ниже по ряду предметов.

Я сдала литературу на хороший балл, но это он не самый высокий по сравнению с абитуриентами из других городов, у которых максимальное количество за каждый предмет. Иногородние поступают, а петербуржцы нет.

 

Гарантируют ли 100 баллов по одному предмету поступление в университет? Нет! 

В следующий раз мы расскажем о том, как сдать ЕГЭ по математике на 90+.

Источник: https://5uglov.ru/post/11070_lichniy_opit_kak_sdat_ege_po_russkomu_yaziku_na_90

Как двоечнику сдать часть 1 ЕГЭ по русскому

Моим самым трудным учеником был 18-летний Саша, начинающий футболист, проводивший на тренировках большую часть своей жизни. Мужественный на вид, высокий и крепкий — внутри простодушный ребёнок. Во время занятий он не переставал меня удивлять.

Оттого Саша стал также и самым любимым моим подопечным. Из-за занятий спортом он посещал уроки раз в неделю, при этом уровень его русского языка едва дотягивал до двойки.

Он не знал, что такое «грамматическая основа», а его словарный запас заморозился на уровне первого класса.

Слово «дебаты» было для него незнакомым. Я решила ему напомнить о выборах президента, но он сказал, что политика ему неинтересна. Я попросила подумать, что бы «дебаты» могли означать. После 10 минут танталовых мук (они отражались в его голубых глазах) он ответил:

— Я понял! Это дурацкое слово появилось от слова «дебошировать»! 

«Адресат» оказывался, по логике Саши, «человеком, придумывающим адреса». А в конце предложений он не всегда ставил точки.

«Олимпийский резерв» чётко сказал, что вуз бы его устроил любой, ведь и в нём он будет появляться редко: «Просто не хочу расстраивать маму. Я ничего не запоминаю, и у меня голова не занята школой. Может, я дурак?» 

Саша научил меня закрывать глаза на условности — моей задачей было «выпустить» его из школы с тройкой, вопреки его тотальному незнанию предмета. Большинство заданий ЕГЭ я объясняла ему логически: ассоциациями, причинно-следственными связями, придумывала алгоритмы действий на экзамене.

У нас всё получилось. Он получил 55 баллов. 

Я преподаю ЕГЭ по русскому языку и литературе не один год и пришла к выводу: не стоит перегружать теорией тех, для кого выпускной экзамен не является судьбоносным.

Не стоит объяснять двоечнику, каким неповторимым может сделать текст фигура умолчания или объяснять закостенелым языком науки значение метафоры или метонимии.

На практике гораздо эффективней сказать «ненавистнику» русского, что сочинительные союзы — те, что состоят из 1–2 букв, чем заставлять его заучивать их.

Есть школьники, которые изначально знают, что родители за их обучение заплатят, есть другие, посвятившие свою жизнь спорту или танцам, третьи, например, рано вышли замуж (в свои 18 — уже домохозяйки).

Отдельная категория школьников — лентяи. По своему опыту могу сказать, что никакие рычаги влияния на них не работают. «Одержимые» свободой или непоколебимым спокойствием, они не хотят учиться и не понимают, зачем, собственно, это высшее образование им нужно.

Родители нанимают репетиторов по всем школьным предметам, плачут, кричат, стараются мотивировать ребёнка денежными вознаграждениями (конечно, всё это изначально ошибочно), взывают к здравому смыслу — всё пустое.

Но каким бы ни был школьник, какие бы цели после среднего образования он ни преследовал, сдать ЕГЭ по русскому языку и по математике ему придётся. Иначе школу не закончишь.

Я не хочу читать мораль тем, кому ЕГЭ по русскому не нужен. Может, этот мальчик с вечной тройкой по грамматике поступит в престижный технический вуз и станет прекрасным учёным, инженером или изобретателем. Ему нужно сдать русский на тройку, как и мне когда-то нужно было набрать минимальный балл на ЕГЭ по математике. 

Ползти свои 300 км, подобно герою Ди Каприо (из фильма «Выживший». — Прим. ред.), готовы не все. Поэтому хочу не поучать, а объяснять проще.

1. Помните: в задании № 1 теста никто не просит вас читать между строк

Вам нужно выбрать два ответа, полностью перекликающихся с небольшим текстом. Предложения нужно рассматривать как два отдельных независимых друг от друга ответа. Каждый ответ должен полноценно отражать главную мысль текста. 

Не надо думать, что от вас хотят чего-то большего, чем умения сопоставлять факты!

Пример задания № 1: «В отличие от животных, человек действует не инстинктивно, а сознательно.

Он заранее определяет цель, обдумывает способ и средства для её достижения, подбирает необходимый материал, намечает последовательность операций, то есть разрабатывает проект того, что ему нужно, а проектирование — уже творчество, сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало. На такое действие не способно ни одно животное.» 

  • Разработчики теста считают, что главная информация текста содержится в предложениях:
  • 1) Человек, в отличие от животных, действует сознательно, проявляя при этом свойственную только людям способность к творчеству.
  • 2) Человек, разрабатывая проект того, что ему нужно, действует сознательно и творчески, что и отличает его от животного. 
  • Каждое предложение действительно передаёт нам ключевую информацию, но многие ученики делают ошибки в этом задании, потому как считают, что первый и второй ответы должны друг друга дополнять. 
  • К примеру, мой воспитанник выбрал первое предложение (и это верно), но также ещё и такой вариант ответа: 
  • Проектирование — это сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало, это творческий процесс.
  • Конечно, это предложение тоже верно передаёт некоторую информацию текста задания, но НЕ ВСЮ. 

Умение отсекать лишнее вам потом пригодится в вузе, поэтому учитесь выделять главную мысль даже в самых коротких текстах. Это несложно, просто нужно перестроить немного своё мышление.  

2. Выучите ударения в тех словах, которые вы редко употребляете в своей речи (их не так много, поверьте)

Если русский родной для вас, то запомнить придётся всего 20–25 слов, если, конечно, вы не социопат и не проспали все уроки. Не бойтесь, разработчики ЕГЭ уже забыли о том, что в тест можно включить слова «ворожеЯ», «рододЕндрон» или «грЕйпфрут». Это не 2010 год.

Если не хотите сделать «ударение» головой о стену, выучите «адский» минимум: «кровоточИть» и «кровотОчит», «углубИть», «слАла» и «послАла», «заперлА», «слИвовый», «страхОвщик», «свЕкла», «симметрИя», «красИвее», «дОчиста», «граффИти», «дремОта», «завИдно», «избаловАть» и «избалОванный», «исчЕрпать», «кладовАя», «нАчал», «премировАть», «тОрты» и «бАнты», «ходАтайство», «щавЕль»; «языкОвый» (если мы говорим об анатомии) и «языковОй» (если о речи); все слова, оканчивающиеся на «провОд» — «мусоропровОд», «трубопровОд» и т.д. Это просто!

Не ленитесь и распечатайте сложные слова — на худой конец, попросите это сделать родителей. Повесьте на видном для вас месте: перед письменным столом на стене, на двери туалета, холодильнике или у кровати. Непроизвольно, но ваш глаз будет падать на эти, возможно, ненужные слова.

3. Сопоставляя предложения и грамматические ошибки (задание 7), помните: половина из них однотипна и не требует глубинных знаний теории

  1. О «неправильном построении предложения с деепричастным оборотом»
  2. А) Найдите предложение с деепричастным оборотом (это попутное действие во время действия: читая, горько плакал).

  3. Б) Вдумайтесь в смысл прочитанного: если «попутное действие» делает неодушевлённый предмет или два описанных в предложении действия («главное» и «попутное») совершают разные предметы, то, скорее всего, это та самая ошибка!
  4. Например: Поссорившись с деканом, у студента появились проблемы.
  5. Грамматическая основа предложения — «проблемы» появились.

  6. «Проблемы» совершают и главное действие, и «попутное», но разве могут «проблемы» поссориться c деканом? 
  7. Мы нашли ошибку. 
  8. Правильно было бы сказать: У студента появились проблемы после того, как он поссорился с деканом.

  9. В) Кстати, посмотрите, если среди вариантов ответа только одно предложение с деепричастным оборотом, то зачем вообще размышлять?  
  10. О «неправильном построении предложения с причастным оборотом»

А)Найдите предложения с причастными оборотами (Внимание! Они могут быть и не выделены запятыми).

Б) Попробуйте задать вопрос к причастию от существительного (как у прилагательных: Какой? Какая? Какие?) — хорошо звучит? Окончание правильное? Нет? Значит, это та самая ошибка. Например:

  • Ошибка: В этих книгах, посвящённым самым интересным событиям и фактам в жизни человека, было необходимое.  
  • Проверка: В книгах (каких?) посвящённЫХ
  • О «несогласованном приложении»

Так уж вышло, что в 2016 году от вас требуется просто найти предложение, в котором есть имя собственное — название книги, постановки и т.д. (оно закавычено), в нём-то и скрывается ошибка. Оно должно быть в именительном падеже (если перед ним нет определения).

  1. Правильно: «он писал в романе «Мастер и Маргарита».
  2. Неправильно: «он писал в романе «Мастере и Маргарите».
  3. В 90% тестов в задании № 7 есть только одно предложение, где есть какое-то название в кавычках, так что вам остаётся только его найти.
  4. О «неправильном построении предложения с косвенной речью»

А) Нужно найти предложение, в котором передана чья-то речь (3-го лица), мысль. В предложении мы найдём закавыченную выдержку чьих-то слов: Михаил говорил, что он «ненавидит учиться и работать».

  • Б) Посмотрите, нет ли в найденном вами предложении местоимений 1-го лица (Я-МЫ) или (ТЫ-ВЫ), если есть, значит, здесь есть ошибка! Например:
  • Ошибка: Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза».
  • Правильно: Пётр говорил о том, что у него «слипаются от усталости глаза».
  • О «неправильном употреблении падежной формы существительного с предлогом»
  • А) найдите предложение со словами «благодаря», «вопреки» или «согласно».
  • Такой вариант, скорее всего, будет один.

Б) Задайте от этих слов вопрос: эти предлоги всегда употребляются с Дательным падежом (Кому? Чему?)

Какой-то другой падеж? Значит, ошибка!

В) В редких случаях могут попадаться предложения с предлогом «по». Найдите его.

Разработчики экзамена предложат вам что-то из трёх вариантов: По приезд*, по истечени* или по прибыти*. Запомните, с этими словами предлог «По» употребляется с Предложным падежом!

Правильно: по приезде, по истечении, по прибытии!

4. Эпитеты — это прилагательные, а олицетворение — глагол

Не все «средства художественной выразительности» обязательно выучивать, чтобы решить задание № 25. Стоит запомнить, что эпитеты — всегда прилагательные, и вы их точно найдёте, а олицетворение — глагол, действие, которое совершает неодушевлённый предмет! Например: вольный (эпитет) ветер поёт (олицетворение).

О «парцелляции». Это просто предложение, которое разделили. Тем, кто вырос в нулевые, нужно просто вспомнить рекламу МТС со строками Александра Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» и запомнить этот пример. «Парцелляция» — один из самых простых приёмов, нужно просто запомнить, как она выглядит визуально.

Знания понятий «аллегория», «ассонанс», «оксюморон» вам не понадобятся. Такие варианты ответов встречаются, но только чтобы вас запутать. Вы сдаёте русский язык, а не теорию литературы. 

5. Запятые никогда не появляются из ниоткуда — считайте грамматические основы

У многих школьников есть пристрастие к беспорядочной и бесконечной постановке запятых: сказочным образом подлежащее отделяется от обстоятельства, а дополнение оказывается «привинченным» к другой грамматической основе.

Хватит это терпеть! В ЕГЭ нет предложений с авторскими знаками, даже несогласованное определение встречается редко.

Считайте грамматические основы и думайте о смысле! Особенно это актуально для решения задания № 19 (в нём самая сложная пунктуация).

Перечитайте дважды, как правило, погибель заключается в постановке знаков на стыке двух союзов. Чаще всего с сочинительным союзом («и», «но» и т.д. Проще — союзы, состоящие из 1–2 букв) оказывается ещё и подчинительный («длинный» — чтобы, когда и т.д.).

  1. Нужно понять, к какому предложению в составе одного большого относятся союзы.
  2. Например: Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома.
  3. Выделите главную мысль, отбросьте обстоятельства, описания происходящего: Меня удивляло, что его нет дома

Союз «что» относится к «его нет дома», а «когда ни позвонишь» можно выкинуть, мы не потеряем ключевой мысли автора. Если можно выкинуть, то нужно обособить. Вспоминайте принцип вводного слова — всё работает так же. Придаточное предложение не изменяет высказывания, главного факта — «лепите» запятые.  

Источник: https://life.ru/p/400424

Ссылка на основную публикацию