Идеальный выбор: как связаны образование и профессия — студенческий портал

Про актуальность высшего образования и то, как школьникам выбрать будущую профессию. Альтернативы

Выбор профессии – если не единственный, то один из важнейших шагов подрастающего человека в первые 20 лет жизни. Поэтому к данному вопросу вам придется подойти с максимальной концентрацией.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В чем вообще СМЫСЛ высшего образования и разница между школьником и выпускником вуза? В наличии знаний, которые вы СМОЖЕТЕ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОДАВАТЬ или монетизировать их, используя в своей деятельности.

Программист, знающий несколько языков программирования, получает 100$ в час. Продавец в магазине 100 рублей в час. А разница между ними ровно в количестве знаний, которые они могут предложить.Некоторое из ниженаписанного может звучать бескомпромиссно, но это все – лишь мое мнение.

Вы можете принимать его, можете нет.вузы – это место, где вам могут дать знания. Точнее не знания, а вектор, в направлении которого придется идти самим. Тут подходит избитое: в универах не учат, а учат учиться.

Очень зависит от сферы, но, как правило, самообразование занимает большую часть времени обучения. До поступления я наивно полагал, что всему в универе научат, а мне нужно будет только сидеть, слушать и постепенно становиться специалистом D И я тогда сильно ошибался, как вы уже поняли.

Про образование в наших вузах будет отдельная статья.

Как бы нет обязаловки поступать в вуз. Если вы знаете места, откуда еще можно достать знания, которых хватит, чтобы выдержать конкуренцию с теми, кто все-таки отучился, или сразу деньги, то, пожалуйста.

Обязательно ли высшее образование? Нет, но при условии, что у вас будет альтернативный источник знаний. Не поступить, а потом сидеть дома и играть в доту – плохая альтернатива.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Советы эксперта: как сдать егэ по истории на 100 баллов - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Идеальный выбор: как связаны образование и профессия  - Студенческий порталЕсли у вас итак есть то, что вы можете продать, например, милое личико, умение красиво говорить или вы занимаете первые места на спортивных соревнованиях, начиная с 9-го класса, то как таковое высшее образование вам может быть сейчас и не нужно. Однако если задуматься, личико со временем перестает быть красивым, а продавать рекламу всю жизнь не совсем ок. Спортсмены, предположим, если выбьются в топы, то заработают денег, которых хватит на всю оставшуюся жизнь. Красивая дева может выйти замуж за папика, устроив таким образом свою жизнь. Миллионы вариантов, которые в одной статье не рассмотришь. Поэтому пишу для основной массы абитуриентов, в которой я тоже состою. Кто-то скажет: чувак, а может я и не хочу получать знания, мне так по кайфу, а деньги со временем сами меня найдут, зачем это все? Так не произойдет, закрывайте статью.Могу на основе той информации, которую я получил эмпирическим путем, рассказать, как работает это общество, на дно которого вас, бывших школьников, скоро выкинет.Условно говоря, есть много людей на планете Земля. У определенной группы человек появляется потребность в чем-то, либо другая группа ее создает. Кто-то, видя эту потребность, удовлетворяет ее и получает что-то взамен.

На сегодняшний день на все потребности есть свои удовлетворятели, все сферы заняты, так что вам придется либо создавать новые, либо конкурировать с такими же, как вы. А в конкуренции нет лучше инструмента, чем знания.

Идеальный выбор: как связаны образование и профессия  - Студенческий порталВся работа, все денежные отношения на этом строятся. Это принято называть системой. В вузах готовят винтики для нее. А точнее выпускают раскаленные детальки, которые некоторое время после производства могут поменять свою форму и стать как винтиком, так и, например, шестеренкой или стать двигателем, если повезет, но с годами затвердевают в достигнутой форме и остаются такими до заржавения. Кто бы что не говорил, мол, «я-то винтиком не буду, вот щас сразу двигателем буду, всем покажу». Нет, дорогой друг, не читал бы ты таких статей, если бы это было так. Процентов 5 из читающих максимум выиграют эту жизнь, может меньше.

Как выбрать профессию?

Сложно. Школьникам реально сложно определиться и их можно понять.Тем единицам, кто, например, класса с 9-го нацеленно идет к чему-то, все дороги открыты. Они читают учебники за старшие классы, доп. литературу, участвуют в олимпиадах.

В итоге в 11-м классе с максимальным баллом без конкурса поступают в лучший вуз выбранной отрасли и к своим 22-23 годам имеют больше денег, чем любой из их сверстников.Нравится такая такая перспектива? Да, конечно же нравится. Но в доту играть приятнее, чем читать что-то скучное, знаю.

И вот здесь, в этом тонком моменте, проходит разница между большинством и единицами. Дота, не дота – это частности. Умение настроить себя на работу и двигаться в определенном доставляющем направлении – качества, которые, я считаю, и определяют толщину кошелька.

Скорее всего, вы не относитесь к этим целеустремленным единицам, про которые я писал через абзац выше. Я такой же. Если у вас нет ярко выраженной предрасположенной к чему-то, загляните в свой школьный дневник, вспомните уроки. Может, у вас лучше получается рассказывать про синие занавески на литературе, чем решать квадратные уравнение, или наоборот.

Может, вы с детства любите чинить машины. Разбираетесь в компах и вам это нравится? Будьте прогером. Любите биологию? Врачом. Важно еще себя не обманывать. Если вы хотите быть врачом, но не набираете проходной балл ЕГЭ по биологии, то вы не хотите быть врачом.Обращайте внимание на такие вещи и работайте с тем, что есть.

Прислушайтесь к ощущениям и постарайтесь ПО-МАКСИМУМУ исключить родителей из этого процесса. Как бы вам жить эту жизнь, а не им.

Так что, делайте выбор исходя из ваших способностей и, возможно, скрытых предрасположенностей. А сайт vuzopedia.ru поможет вам с выбором вуза. Здесь полный список вузов и все начинается.

Источник: https://vuzopedia.ru/articles/6

Центр профориентации

Идеальный выбор: как связаны образование и профессия  - Студенческий портал

Каждый человек рано или поздно сталкивается с вопросами: выбора образования, какие специальности востребованы, где получить образование? Прежде чем приступить к подробному изучению этой темы нужно точно решить, стоит ли вообще поступать в институт? Любой, кто заинтересован в успешном и перспективном будущем, даст положительный ответ.
 
 

В процессе обучения люди приобретают новые навыки, знания и умения. Кроме этого от учебы можно получить еще один важный плюс – общение. Новые знакомства, связи – все это обязательно пригодится во взрослой жизни. В народе часто произносят фразу – “найди занятие по душе, и тебе не придется работать ни единого дня в жизни”. Эта поговорка отлично передает важность выбора будущей профессии.

Виды специальностей

При выборе профессии необходимо обратить внимание на 2 основных нюанса – личностные качества и профпригодность. Одного желания работать в определенной сфере труда мало. Важно обладать определенным потенциалом. Перед тем как определиться с конкретным выбором, следует разобраться, какие бывают специальности.

  1. Технические.
    Техническое направление трудоустройства связано с использованием знаний, полученных в ходе изучения точных наук – математики, химии, физики, информатики. Профессии такого рода характеризуются постоянным развитием. Это связано с регулярным появлением новых технологий. В качестве инструментальной базы в данном случае выступают различные графики, расчеты и схемы.
  2. Педагогические.
    Специальности такого типа подразумевают постоянный контакт с людьми, в большинстве случаев таковыми являются дети. Учителя, преподаватели ВУЗов, няни, репетиторы, воспитатели – все эти профессии требуют наличия педагогического образования.
  3. Лингвистические.
    Иногда профессии этого вида сравнивают с творческими. Это обусловлено тем, что зачастую специальности такого типа предпочитают выбирать люди, склонные к творчеству. Журналисты, писатели, копирайтеры, филологи, редакторы – их список достаточно велик.
  4. Экономические.
    Как и в случае с техническими специальностями, экономические – требуют точности и определенности. Следует учесть – экономика подразумевает собой не только расчеты и вычисления. Помимо этого данная отрасль предполагает разработку соответствующих прогнозов и анализов.
  5. Военные.
    Представители специальностей военного плана не работают, а занимаются несением государственной службы. Для того чтобы в будущем добиться значительных достижений в этой сфере, рекомендуется приступить к получению образования еще в детстве. С этой целью в некоторых школах созданы специальные кадетские классы. В крупных городах есть гимназии, в которых детей обучают военному делу еще до поступления в ВУЗ.
  6. Медицинские.
    Медицина – одна из самых ответственных направлений трудовой деятельности. В ней должна присутствовать точность и конкретика. Специалисты, работающие в данной сфере, должны владеть химией и биологией. Некоторые профессии подразумевают знание физики и инженерных технологий.
  7. Творческие.
    Предрасположенность к таким специальностям должна присутствовать с детства. Музыканты, художники, актеры – это лишь малая часть профессий, входящих в данную группу.
  8. Юридические.
    Первое, с чем ассоциируются специальности этого вида – правосудие. За помощью к юристам, адвокатам и нотариусам обращаются как физические, так и юридические лица. Масштабы этой деятельности практически не имеют ограничений.

Перечисленные группы специальностей считаются основными. Помимо них существует множество других отраслей – животноводческие, аграрные, транспортные. Значительное количество профессий подразумевает постоянное взаимодействие с людьми – менеджеры, консультанты, продавцы.
 

Самые востребованные специальности

При выборе профессии часто появляется вопрос – какие специальности востребованы в России? Эту тему можно считать одной из важных, ведь при получении образования, направления которого не пользуются популярностью, найти работу становится очень тяжело.
 
Рынок вакансий характеризуется нестабильностью и переменчивостью.

Профессия, которая в настоящее время находится на пике популярности, через несколько лет может стать совсем неактуальной. Поэтому к выбору образования необходимо подойти с особым вниманием.
 
В текущем году в России самыми востребованными считаются следующие специальности:
 
● школьные учителя и преподаватели учебных заведений среднего звена.

Несмотря на то, что Правительство страны пытается улучшить условия труда и финансирование этих профессий, претендентов на вакансии достаточно мало;
 
● медицинские специалисты. Здесь наблюдается ситуация, аналогичная предыдущей. Наиболее востребованными профессиями в этом случае считаются медсестры, фельдшеры и санитары;
 
● инженеры.

На рынке труда критически не хватает специалистов этой сферы деятельности. Их работа очень ценна, потому как без мощного инженерного корпуса развитие страны становится невозможным;
 
● специалисты IT-технологий. Нехватка кадров в этом случае считается катастрофической. В основном это связано с тем, что предрасположенностью к данной профессии обладают далеко не все.

Недостаток кадров ведет к уменьшению скорости развития IT-технологий. Этим и обусловлен факт того, что обучение по этому направлению осуществляется по устаревшим программам;
 
● психологи. Востребованность этих специалистов пришла в Россию с Запада. Особенно популярны психологи, занимающиеся решением семейных проблем;
 
● маркетологи.

На любом рынке в настоящий момент времени можно найти бесконечное число товаров. Для их успешного продвижения и реализации необходимо проведение соответствующего исследования и анализа.

Недостаток специалистов этой отрасли связан с тем, что учебные заведения стали обучать таким профессиями совсем недавно, поэтому рынок труда еще не насытился такими сотрудниками;
 
● экологи. В данном случае причина дефицита и востребованности такая же, как и в предыдущей ситуации.

Главные критерии выбора специальности

Грамотный выбор профессии – залог успешного будущего. При размышлении на эту тему важно обратить внимание на наличие некоторых вещей:

  1. талант;
  2. способность;
  3. склонность.

Важной, но не основной характеристикой специальности считается уровень ее оплачиваемости. Если работа не будет приносить удовольствие, вряд ли кто-то задумается о ее финансовой стороне.
 

Какую специальность лучше выбрать? Рекомендуется в большей мере ориентироваться на личные интересы.

К примеру человеку, любящему животных, стоит обратить внимание на такие профессии, как ветеринар, зоолог, кинолог. При этом нужно оценить перспективу дальнейшего роста и развития.

Важно проанализировать такие нюансы, как открытие частной ветеринарной клиники в будущем. Так же обстоит ситуация с другими профессиями.

Конечный выбор специальности

Перед тем как принять окончательное решение по вопросу какую получить специальность, следует обратить внимание на некоторые рекомендации.
 
1. Главный ориентир – собственное желание. Не стоит сильно прислушиваться к мнению окружающих. Профессия должна быть выбрана самостоятельно.
 
2. Соотношение желания и способностей.

Существует множество специальных тестов, которые помогут определить, какая специальность наиболее лучшим образом подходит конкретному человеку. При сильных затруднениях в выборе можно воспользоваться их помощью.
 
3. Поиск учебного заведения. При выборе профессии важно найти ВУЗ, в котором можно получить нужное образование.
 
4. Реальный анализ рынка вакансий.

Оптимальным вариантом специальности считается та, которая не только придется по душе, но и будет востребованной.
 
5. Доходность – не основной критерий выбора. Важно обратить внимание на возможность развития и получения других перспектив.
 
Выбор образования – ключевой момент в жизни каждого человека. Подойти к этому вопросу необходимо с особым вниманием.

Принятие грамотного решения – гарантия успешного будущего.
 

Юлия Иванова

Источник: https://prof-test24.ru/blog/advices/vybor-obrazovaniya-kakie-specialnosti-vostrebovany/

Проблемы выбора будущей профессии

Успешность экономического развития Российской Федерации, особенно в сложный период внешнеполитических вызовов в значительной степени зависит от развития творческого потенциала людей, их личной инициативы и ответственности, эффективности профессионально-личностного становления человека.

Жизненное самоопределение каждого человека обуславливает направление и характер его дальнейшего развития, препятствует или способствует самореализации, достижению вершин личностного и профессионального роста.

Жизненное самоопределение связано с поиском смысла собственного существования, выбором жизненной стратегии.

Большинство выпускников школы чаще всего не имеет чёткого представления о востребованности выбираемой им профессии, о своих профессиональных наклонностях и поэтому испытывает неуверенность перед предстоящим выбором.

Совсем скоро мне и моим одноклассникам предстоит выбирать будущую профессию. Как не ошибиться в своем выборе и чем необходимо руководствоваться в таком важном вопросе? В своем исследовании я постаралась найти ответы на эти вопросы.

Выбор профессии в школьном возрасте на первый взгляд представляется одномоментным актом принятия решения. На самом деле, по мнению российского психолога Е. А. Климова, он осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [1,12]. Другими словами, момент выбора является завершающей точкой длительного процесса профессионального самоопределения.

Надо признать, что процесс подготовки к выбору профессии растягивается до 11 класса. При этом в настоящее время, по социологическим данным, только половина учащихся после окончания вузов устраивается на работу по специальности.

Психологи отмечают, что лишь у небольшой части школьников довольно рано проявляются и способности к какому-то виду деятельности, и одновременно не только интерес, но и склонность, например, к музыке, рисованию или изучению языков.

Обычно у таких детей довольно рано происходит выбор профессии и далее идет уже целенаправленная подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение — высшее или среднее специальное. Однако это бывает не всегда, случаются несовпадения способностей и интереса к профессии [1, 24].

Выбор профессии является для школьников первым обязательным, вынужденным выбором, которого мы не можем избежать. Причины трудности этого выбора состоят, во-первых, в том, что предпочтение одной профессии всегда есть отказ от прочих возможных альтернатив.

Как быть, например, ребятам, способным к разным видам деятельности, например, у кого есть музыкальные и художественные способности, и в обоих видах деятельности они имеют успехи. Некоторые из нас хотят не то что могут. Не всегда понятно, какое увлечение может стать профессией, а какое останется на правах хобби.

Кроме того, требуется учесть, будет ли выбранная профессия востребована на рынке труда и что ожидает этот рынок от современного профессионала. Нужно учитывать повышенные требования к здоровью, предъявляемые некоторыми популярными профессиями.

Также на выбор профессии оказывают влияние социальный статус семьи, ее традиции и экономическое положение, мнение близких друзей и значимых.

Кроме того, необходимо научиться строить «личные профессиональные планы», хотя бы даже в виде мысленных представлений, а также вырабатывать ближайшие и отдаленные цели, осознавать возможные средства и пути их достижения, трудности на этом пути.

Таким образом, необходимо суметь построить свой возможный профессиональный путь. Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами выбора профессии». Называются они «Хочу-Могу-Надо» или модель профессионального выбора Е. А. Климова.

В так называемом «Треугольнике Климова» три вершины треугольника — это три основных критерия правильного выбора. Первый критерий: профессия должна соответствовать интересам и склонностям человека — вершина «хочу». Это пространство профессиональных желаний, целей, интересов, стремлений. Это желание человека заниматься выбранным делом.

Второй критерий: профессия должна соответствовать способностям и возможностям человека — вершина «могу». Это пространство способностей, талантов, состояния здоровья и темперамента. Это способность выполнять данную работу. Третий критерии: требования самой профессии к человеку, его физическим, интеллектуальным, биологическим качествам — вершина «надо».

Читайте также:  -дядя вова, мы с тобой : как будут учить патриотизму - студенческий портал

Это пространство запросов от рынка труда, социально-экономическая ситуация, тенденции в развитии экономики. Это востребованность конкретной профессии работодателями. Эти три компонента лежат в основе профессионального успеха, и для оптимального выбора необходимо соотносить «хочу», «могу» и «надо».

Идеальным будет такой вид деятельности, выполнение которой, во-первых, интересно исполнителю, во-вторых — не вызывает у него особых затруднений, в-третьих, полезно обществу и хорошо оплачивается [7, 25].

В настоящее время исследователи говорят об изменении структуры профессионального самоопределения: некоторые старшеклассники сначала выбирают место дальнейшей учебы и лишь в процессе обучения определяются с будущей профессией [5].

Исходя из того, что существует множество факторов, которые оказывают влияние на выбор школьника, я решила остановиться на факторе «ВУЗ».

Изучив литературу, я столкнулась с мнением, что в современных условиях старшеклассникам приходиться делать выбор раньше, еще до окончания школы, так как и профильное обучение, и ЕГЭ должны быть так или иначе связаны с образом будущей профессии, но, прежде всего, с вузом, в который школьник планирует поступать.

Таким образом, проблема выбора ВУЗа является составной частью профессионального самоопределения. И здесь возникают вопросы: «Можно ли включить выбор ВУЗа в профессиональный жизненный план? Основан ли выбор ВУЗа на профессиональном самоопределении старшеклассников?».

Но говоря о сознательном выборе ВУЗа, следует отметить, что решение исходит не только со стороны школьника в пользу того или иного высшего профессионального учебного заведения, но и со стороны родителей, которые стремятся посоветовать, выбрать лучшую профессию для своего ребенка.

Исходя из выше сказанного, на мой взгляд, целесообразным будет рассмотреть фактор выбора ВУЗа с двух сторон. В первой части социологического исследования я рассматриваю мнение школьников по выбору профессии, а во второй обращаюсь к взглядам на этот вопрос к родителям старшеклассников.

Я провела опрос среди учеников 9-х и 10–11- х классов МБОУ Школы № 155 Октябрьского района города Самара. В опросе участвовало 120 человек. Выяснилось, что мотивы выбора будущей профессии у учеников 9 — х классов и выпускников школ отличаются. Но в среднем среди факторов, влияющих на выбор вуза, можно выделить такие как:

  • –                    получение высшего образования,
  • –                    получение диплома о высшем образовании,
  • –                    получение желаемой специальности (профессии),
  • –                    попытка избежать службы в армии,
  • –                    привлекательность студенческой жизни,
  • –                    желание сменить место жительства (уехать в большой город),
  • –                    желание родителей,
  • –                    желание заниматься научной деятельностью и так далее,
  • –                    за компанию с другом,
  • –                    из-за экзаменов (не сдам физику — поэтому пойду в гуманитарный, не сдам историю — поэтому пойду в технический).
  • Руководствуясь какими-либо из этих факторов, старшеклассники выбирают для себя тот или иной вуз, к которому также предъявляются различные требования такие как:
  • –                    престижность,
  • –                    наличие в нем желаемых специальностей.

При этом учитываются как внутренние аспекты личности — способности, навыки, склонность к наукам, какой-либо профессии, так и внешние — социальное окружение, статус семьи, материальное положение и т. д.

Многие выпускники моей школы хотят поступить в вуз, в котором, например, учились или учатся их родители, брат, сестра, знакомые, или в тот вуз, в который тоже собираются поступать их друзья, одноклассники.

Таким образом, это наиболее ведущие мотивы выбора старшеклассниками вуза наряду с желанием молодых людей определиться в своей будущей жизни, то есть получить профессию.

В настоящее время в России существует около 6 тысяч профессий, и многим из нас сориентироваться в таком разнообразии очень непросто. При выборе профессии школьник должен учесть множество факторов. Прежде всего, осознать свои интересы и склонности.

Советские дети хотели стать космонавтами, милиционерами, врачами, учителями и инженерами. Молодежь 90-х — менеджерами, юристами и экономистами. Потом в тренде оказались дизайнеры, web-разработчики, маркетологи и пиарщики. А кто будет востребован через пять, десять, пятнадцать лет?

Необходимо заранее познакомиться с различными профессиями.

Кроме того, важно иметь информацию о ситуации на рынке труда, о степени соответствия личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией, об аспектах профессии (заработная плата, процесс и особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.).

Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Московской школой управления «Сколково» провели исследование, по итогам которого был выпущен «Атлас новых профессий». Атлас — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет.

Он поможет понять школьникам, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Атлас является своего рода картой возможностей, по которой человек может построить собственную траекторию движения в интересное будущее.

Литература:

  1.               Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 г.
  2.               Мансуров В. А., Юрченко О. В. Выбор профессии и профессиональное образование: исторический ракурс. /Социальная стратегия российской системы образования. Материалы международной научной конференции — Третьих Санкт-Петербургских социологических чтений 14–15 апреля 2011 г. — Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 г.
  3.               Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. — Москва: Академия, 2000 г.
  4.               Ожерельева И. Г., Сыромятников И. В. Теоретическое обоснование методологии оценки профессионального самоопределения субъекта деятельности // Инновации в образовании. № 1, 2005 г.
  5.               Окуджава Б. Стихотворения. — Москва: «ЭКСМО», 2014 г.
  6.               Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» — Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.
  7.               Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 г.
  8.               Ткаченко В. В. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. — 2012. — № 12. — С. 429–432.
  9.               Юдина Н. В. Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития [Текст] // Современная психология: материалы III международной научной конференции — Казань: Бук, 2014. — С. 43–45.
  10.          Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9387
  11.          Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал http://gtmarket.ru/news/2012/10/01/5014
  12.          Разработка среднесрочного прогноза кадровых потребностей экономики Самарской области к 2019 году и до 2022 года. — Самара 2015.
  13.          http://www.mazm.ru/article/a-2047.html

Источник: https://moluch.ru/young/archive/24/1467/

Сравнительный анализ отношения к специальности студентов первокурсников и выпускников

  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ  ОТНОШЕНИЯ  К  СПЕЦИАЛЬНОСТИ  СТУДЕНТОВ  ПЕРВОКУРСНИКОВ  И  ВЫПУСКНИКОВ
  • Титова  Валерия  Олеговна
  • студент  1  курса  магистратуры,  кафедры  Социальной  работы,  НИ  ТГУ,  РФ,  г.  Томск
  • E-mail: 

«>titova.lera.pr@

  1. Гилев  Артем  Сергеевич
  2. студент  1  курса  магистратуры,  кафедры  Общей  и  педагогический  психологии,  НИ  ТГУ,  РФ,  г.  Томск
  3. Подкладова  Татьяна  Дмитриевна
  4. научный  руководитель,  старший  преподаватель  кафедры  Социальной  работы,  НИ  ТГУ,  РФ,  г.  Томск

В  современной  рыночной  экономике  вопрос  овладения  профессиональными  навыками  и  успешной  адаптации  на  рынке  труда  приобретает  приоритетную  значимость  для  молодых  людей.

  Осознанность  своего  выбора  и  возможность  реализации  планируемых  событий  в  реальности  (трудоустройство  на  конкретное  место  работы,  решение  о  переезде  в  другой  город  и  т.  д.)  становятся  основными  показателями  успешной  адаптации  в  обществе.

  Выбор  молодежью  своего  профессионального  пути  является  крайне  интересным  и  многоаспектным  объектом  для  исследования.

Мы  провели  анкетирование  среди  студентов  1  и  4—5  курсов  помогающих  профессий  (социальные  работники,  педагоги,  психологи  и  т.  д.

)  с  целью  выявить  их  собственные  представления  о  возможностях  трудоустройства  по  специальности,  изучили  основные  представления  о  собственной  специальности  студентами  —  до  получения  профильного  образования  и  после.

  Таким  образом,  сравнивая  степень  влияния  высшего  образования  на  мнения  студентов,  рассмотрим  наиболее  популярные  мотивы:

Таблица  1.

Что  Вас  привлекло  в  своей  специальности  из  нижеперечисленных  факторов  при  поступлении?

Факторы
(от  самого  значимого  к  менее)
Студенты  1  курса Студенты-выпускники
1 Престиж  университета,  факультета,  кафедры;
2 Востребованность  специалистов  на  рынке  труда;
3 Наличие  бюджетных  мест; Перспективы  карьерного  роста  по  своему  профилю;
4 Несложная  учебная  программа; Хотел(а)  в  будущем  работать  с  людьми;
5 Возможность  работать  по  специальности  в  другом  регионе,  стране; Наличие  бюджетных  мест; 
Возможность  заниматься  научной  деятельностью;

Таким  образом,  студентов  первого  курса  привлекает  больше  внешняя  сторона  профессии  и  условия  получения  образования,  когда  из  мотивов  студентов  4—5  курсов  мы  видим  большее  стремление  к  самореализации  в  профессии,  отражающие  склонность  к  данной  деятельности  (работа  с  людьми,  возможность  заниматься  наукой).  Студенты  с  каждым  годом  становятся  прагматичнее  в  выборе  образования  и  специальности? 

В  современных  условиях  профессиональное  самоопределение  задается  не  столько  индивидуальными  факторами  (интерес  к  профессии,  индивидуальные  склонности,  способности,  призвание  и  т.  п.

),  сколько  социальными,  внешними  по  отношению  к  содержанию  выбранной  профессии  (материальные  трудности  с  платой  за  обучение,  проезд,  проживание  в  другом  городе,  престиж  профессии  и  т.  п.)  [3,  c.  45].

  Поэтому  сужается  свободный  выбор  и  профессии,  и  конкретного  ВУЗа.

  • Нереализованность  профессиональных  предпочтений,  случайность  выбора  профессии,  полученной  вопреки  субъективным  намерениям,  имеет  многообразные  социальные  риски-последствия,  как  для  индивида,  так  и  для  социума,  в  том  числе  слабую  мотивацию  к  получению  знаний,  нежелание  работать  по  полученной  специальности. 
  • Проведем  следующий  анализ  положительных  ожиданий  от  специальности  у  студентов:
  • Таблица  2.
  • Что  для  Вас  наиболее  важно  в  будущей  работе,  профессии?
Значимость
(к  менее  значимому)
Студенты  1  курса% Студенты-выпускники,  %
1 Возможность  принести  пользу  людям  (29  %) Творческий  интересный  характер  работы  (24  %)
2 Творческий,  интересный  характер  работы  (23  %) Возможность  полнее  реализовать  свой  потенциал  (самореализация)  (19  %)
3 Возможность  получать  высокие  доходы  (22  %) Возможность  принести  пользу  людям  (18  %)

В  обеих  группах  популярен  критерий  «Творческий  интересный  характер  работы»  и  «Возможность  принести  пользу  людям»,  что  говорит  о  соответствии  склонностей  студентов  к  деятельности  специалистов  помогающих  профессий.

  Мы  видим  карьерные  ориентации  у  студентов  1  курса  —  «Возможность  получать  высокие  доходы»,  у  студентов  4—5  курсов  —  «Возможность  полнее  реализовать  свой  потенциал»,  что  говорит  о  положительной  ориентации  развития  себя  молодым  человеком,  как  профессионала,  наличию  стремления  развиваться.

Отметим  также  нарастающую  значимость  образования  специалистов  помогающих  профессий  для  формирования  профессиональной  и  жизненной  карьеры  в  связи  с  общим  социальным  развитием.

  Специфика  современной  России  проявляется  и  в  изменении  роли  образования  в  процессах  социальной  мобильности.

  Важный  момент  функционирования  ВУЗа  связан  с  его  «запускающей»  ролью  (наряду  с  другими  факторами)  в  размещении  людей  по  различным  позициям  профессиональной  структуры,  в  формировании  профессиональной  и  жизненной  карьеры.

  Образование  выступает  здесь  как  сфера  реализации  жизненных  интересов.

  При  этом  общее  образование  —  своего  рода  «пропуск»  к  определенным  уровням  специального  образования,  а  специальное  образование  непосредственно  связано  с  размещением  по  позициям  профессиональной  структуры.  Таким  образом,  сам  институт  высшей  школы  нацелен  на  формирование  мотивации  к  благоприятному  профессиональному  росту  студента  после  окончания  учебного  заведения  [2,  c.  18].  Далее  мы  рассмотрим,  насколько  различаются  предположения  студентов  об  уровне  заработной  платы  по  первому  месту  работы.

Таблица  3. 

Укажите  уровень  ожидаемой  заработной  платы  (р/мес)  по  выходу  из  университета?

Ожидаемый  уровень  заработной  платы  после  выпуска Студенты
1  курса,  %
Студенты-выпускники,  %
А)  От  5000  до  10000  т.  р.; 2 8
Б)  От  10000  до  15000  т.  р.; 4 13
В)  От  15000  до  20000  т.  р.; 20 20
Г)  От  20000  до  25000  т.  р.; 24 28
Д)  От  25000  до  30000  т.  р.; 22 15
Е)  От  30000  и  больше; 26 13
Ж)  Другой  вариант. 2 3

Большинство  студентов  (и  1  и  4,  5  курсы)  ожидают  уровень  заработной  платы  при  выходе  на  рынок  труда  от  20  до  25  т.  р.

  Очевидно  завышенный  показатель  у  1  курса  —  большинство  предполагают  заработную  плату  по  выпуску  из  ВУЗа  больше  30  т.  р.

  Далее  мы  оценим,  насколько  реалистичны  ожидания  из  соотнесения  со  сферами,  в  которых  намерены  работать  студенты  после  выпуска.

Таблица  4.

В  какого  типа  учреждении  Вы  бы  хотели  работать?

Типы  организаций Студенты
1  курса,  %
Выпускни-ки,  %
Государственное  учреждение  (мед.учреждение,  соц.реабилитационный  центр,  школа  и  т.  д.) 18 14
Органы  власти  (департаменты,  администрация,  местные  муниципалитеты  и  т.  д.) 45 29
Бизнес/коммерческая  организация 25 43
Общественная  организация 11 10
Другой  вариант 1 4

Большинство  опрошенных  1  года  обучения  заинтересованы  в  работе  в  органах  власти,  а  нынешние  выпускники  желают  трудоустроиться  в  коммерческие  организации.  Таким  образом,  ожидания  заработной  платы  свыше  30  т.  р.  первокурсниками  при  работе  в  органах  власти  в  действительности  труднореализуемы.

Можно  также  выделить  общую  тенденцию,  что  большинство  студентов,  как  первокурсников,  так  и  выпускников,  хотят  работать  в  органах  власти  и  коммерческих  организациях.

Список  литературы:

  1. Зборовский  Г.Е.,  Шуклина  Е.А.  Спрос  и  предложение  на  рынке  труда  и  рынке  образовательных  услуг  в  регионах  России:  Сб.  докладов  по  материалам  Второй  Всероссийской  научно-практической  Интернет-конференции  (26—27  октября  2005  г.).  Кн.  III.  Петрозаводск:  Изд-во  ПетрГУ,  2005.  —  196  с.
  2. Константиновский  Д.Л.  Когда  наступает  время  выбора  /  Изд-во  Русского  православного  гуманитарного  института,  Спб.,  2001,  —  387  c.
  3. Семенова  Л.А.  Вхождение  в  профессию  /  Научный  вестник  Волгоградской  академии  государственной  службы,  cерия:  Политология  и  социология,  изд-во  ВАГС,  —  №  1,  —  2009.  —  75  с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxv/39370

Идеальный вуз — мечта или реальность?

В настоящее время я тоже являюсь абитуриенткой и часто фантазирую на тему «Каким должен быть идеальный вуз?». Думаю, сейчас это актуальная проблема среди выпускников. В связи с этим я решила провести небольшой опрос, чтобы узнать мнение современных подростков.

Американская мечта

В целом, все выпускники рисовали одинаковую картину своего вуза мечты: шикарное здание, красивый вид из окон, огромные светлые помещения, зеленые насаждения во дворе, газон и много цветов, удобная парковка — одним словом, американский стандарт. Большинство упомянули о наличии удобной мебели, чистых аудиторий, высоких потолках. И абсолютно все убеждены, что самое популярное место — столовая. И поэтому она должна быть уютной, современной, с шведский столом и… бесплатной едой!

Абитуриенты мечтают о комнатах отдыха, кондиционерах и отопительной системе.

Наличие компьютерных классов — одно из главных желаний современного студента. Ребята хотят, чтобы в университете были самые хорошие компьютеры, принтеры, сканеры и свободный выход в Интернет. Но нельзя также забывать о книгах. Библиотека в вузе должна содержать все необходимые студентам материалы, для учебы и развлечения.

«Доска почета — гордость любого университета, — говорит один из опрашиваемых абитуриентов. — Она должна быть оборудована по последнему слову техники, интерактивная и со всеми нужными функциями. Было бы хорошо, чтобы помимо информации о выдающихся студентах, в ней можно было найти расписание пар, а также свежие новости».

Девушки часто делают акцент на внешнем виде университета. А вот парни, наоборот, заботятся о комфорте. Но в целом их мнения о том, как должен выглядеть идеальный вуз, совпадают.

Вскрытие покажет

Университет — как живой организм. И помимо внешней привлекательности, очень хочется почувствовать его душу. Какой она представляется?

Самое главное — это доверие и тепло, которые царят в атмосфере студенческой жизни. Ведь каждый поход в университет должен приносить радость и удовлетворение от общения со сверстниками и преподавателями. Большинство абитуриентов мечтают о заботливых и отзывчивых наставниках, которые любят свою работу и с удовольствием общаются со студентами.

Высшее образование не должно быть односторонним, помимо профилирующих предметов, обязательно надо изучать другие развивающие науки, уделять большое внимание спорту. Некоторые абитуриенты предложили заменить обычные занятия физкультурой на различные секции, которые можно выбирать по желанию. Например, зимой кататься на коньках и лыжах, а летом плавать в бассейне или кататься на роликах.

Одна из моих подруг, которая отличается очень изысканным вкусом, предложила идею о музыкальном сопровождении на переменах. По ее мнению это поможет расслабиться и подготовиться к следующей паре. Музыка обеспечит хорошее настроение как студентам, так и преподавателям.

Очень многие мечтают об улучшенном расписании и индивидуальном подходе к каждому. Некоторые выразили желание о том, чтобы самим выбирать, какие предметы изучать.

Были предложения проводить занятия на природе, а также устраивать больше экскурсий и поездок в Европу и за границу.

Итак, результаты опроса оказались очень интересными. Подводя итог, можно сказать, что большинство ребят рисуют идеальный вуз по американским стандартам.

Будем надеяться, что наши самые заветные мечты об идеальном университете будут воплощены в жизнь. А пока в нашем распоряжении любой вуз страны, который, может, и уступает всем идеалам, зато дает гарантированное высшее образование и хорошую путевку в жизнь.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/46840/

Меняй, студент: второкурсники смогут выбрать новую специальность

Уже в следующем году в рамках пилотного проекта студенты некоторых регионов получат возможность менять специальность после второго курса обучения. Об этом «Известиям» рассказали в профильном комитете Совета Федерации. В 2022 году практику планируют распространить по всей стране, в ней много очевидных плюсов.

Подобную систему используют ведущие университеты Европы, США, Китая и Японии, она позволяет резко снизить количество отчислений на первых курсах вузов из-за разочарования в выбранной при поступлении специальности. Однако, по мнению экспертов, внедрение новой схемы потребует не только дополнительных подзаконных актов, но и изменения образовательного госстандарта.

Кроме того, на первом этапе учащиеся смогут выбирать только смежные направления.

2+2+2

О необходимости дать студентам возможность менять направление обучения после второго курса в послании Федеральному собранию упомянул президент России Владимир Путин. В тот же день глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов заявил, что для этого понадобятся законодательные изменения, и депутаты готовы их оперативно подготовить.

Читайте также:  В 2022 году егэ по иностранным языкам станет обязательным - студенческий портал

На самом деле в некоторых вузах такая система частично уже существует. Но если раньше университеты вводили ее по собственному выбору, то теперь глава государства поставил задачу закрепить эту возможность на законодательном уровне, рассказал «Известиям» заместитель председателя комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Кресс.

— Будем обсуждать данный вопрос в I квартале нынешнего года. Если все ведомства пойдут друг другу навстречу, то уже в 2021 году мы наверняка сможем запустить пилотный проект в нескольких регионах, а через год или два тиражировать новую схему на всю страну, — заявил он.

Президент фактически предложил перевести российскую систему образования с уже ставшей нам привычной системы «4+2» (бакалавриат+магистратура) на «2+2+2», пояснила «Известиям» директор Центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково» Ольга Назайкинская.

— Такую систему обучения используют ведущие университеты в Великобритании, Франции, Германии, Польше, а также в Нидерландах, Гонконге, Китае и Японии, — добавила эксперт.

— Самое большое их количество сейчас находится в США — 365. Еще около тысячи вузов в Америке используют ее элементы.

Эта система позволяет студентам дважды (и после второго курса, и после окончания бакалавриата) определиться со своей специализацией и уточнить ее.

По словам эксперта, система «2+2+2» позволяет почти до нуля снизить количество отчислений на первых курсах университетов из-за разочарования в выбранной при поступлении специальности.

От физики к лирике

Для реализации президентской инициативы необходимо решить, как будет соотноситься дополнительный профессиональный модуль с основной частью учебной программы. А также каким образом учитывать и отражать в дипломе результаты его освоения, объяснила «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

— От этих и других факторов будет зависеть скорость закрепления этого положения в законе, — добавила депутат.

При этом, отметила она, сегодня в стране уже есть успешные примеры реализации подобных программ. Так, у студентов Тюменского государственного университета (ТюмГУ) есть возможность с первого курса формировать индивидуальные образовательные траектории.

— Наш вуз внедрил такой проект в этом учебном году, и сегодня в нем задействовано порядка 4 тыс. студентов, — объяснила проректор ТюмГУ Таисья Погодаева. — Кроме того, в университете есть Школа перспективных исследований по семи направлениям, и каждый студент после двух лет общей программы выбирает одно из них.

В числе сложностей, возникших при запуске проектов, представитель вуза назвала довольно жесткие требования Федерального государственного образовательного стандарта.

На необходимость менять ФГО, делать его более гибким и вариативным, указала и заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Сегодня студент не может перейти, например, с исторической специальности на химическую, где уже с первого курса начинаются профильные предметы.

Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что по крайней мере на первом этапе студенты получат возможность выбирать после второго курса только близкие к их специальностям направления.

— С кардинальными переменами есть много вопросов. Например, что делать, если студент при поступлении в вуз не сдавал, допустим, физику, а потом захотел пойти на факультет, где она нужна, — отметила она в беседе с «Известиями».

Высшая школа экономики еще в 2014 году перешла на новый образовательный стандарт бакалавриата, который предусматривает выбор так называемого майнора — дополнительного профиля к основному ядру образовательной программы для изучения на втором и третьем курсах, сообщила «Известиям» старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ Анна Коровко. Майнор выбирает каждый студент. Главное ограничение — направленность выбираемого майнора не должна совпадать с основным направлением подготовки студента. На внедрение этой системы понадобилось полтора года.

Обучение «под ключ»

Практика частичного применения системы «2+2+2» существует и в ряде вузов, участвующих в проекте «5-100».

— Перевод на новое направление подготовки доступен в Уральском федеральном университете круглогодично. Ежегодно этой возможностью пользуются более 500 студентов, причем около 300 человек принимают такое решение именно на втором курсе, — рассказал «Известиям» ректор вуза Виктор Кокшаров.

В Дальневосточном федеральном университете учащиеся получили возможность переходить на смежные профессии в 2017 году.

— До сегодняшнего дня это выглядело так: студенты продолжали обучаться по своей основной образовательной программе и сверх нее получали дополнительные модули. Если инициатива президента будет реализована, университеты смогут выстраивать более гибкие образовательные траектории, — сказала «Известиям» проректор вуза по учебной работе Анна Тышецкая.

  • С 2014 года обучение в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) строится по принципу «2+2+2».
  • — По окончании третьего семестра студенты в зависимости от рейтинга успешности выбирают профиль подготовки, выстраивая свою траекторию обучения на следующие два года, — сообщила проректор вуза по образовательной деятельности Елена Разинкина.
  • На данном этапе, по мнению сенатора Виктора Кресса, важно ознакомиться с существующим опытом университетов и решить, как органично его масштабировать на всю страну.

Источник: https://iz.ru/967346/iaroslava-kostenko/meniai-student-vtorokursniki-smogut-vybrat-novuiu-spetcialnost

Мотивы и факторы выбора студентами специальности в современных условиях

Важной проблемой дальнейшего развития российского общества является подготовка специалистов в соответствии с требованиями становления постиндустриального общества.

Основными параметрами постиндустриализма являются эрудиция, научность, техническая культура, организаторские навыки, ответственность, конкурентоспособность. Главный акцент делается на роли знаний как ключевого источника инноваций. И знания эти должны быть достаточно развиты по всем направлениям. Однако современные российские студенты пока не все на это ориентируются.

В связи с этим встает вопрос о мотивах и факторах выбора студентами специальности, по которой впоследствии им придется реализовать свой личностный потенциал.

Мотив – это внутреннее побуждение к активности и деятельности субъекта, которое всегда связано со стремлением удовлетворить потребности. У молодых людей, оканчивающих школу, таких потребностей множество.

И чаще всего они не представляют собой систему, а являются разрозненными, и иногда противоречивыми. Значительное влияние на наиболее общие мотивы личности оказывают концепция жизни и система ценностей.

Факторы представляют собой внешние побуждения – стимулы, то есть воздействие объективных условий, которые становятся мотивацией только тогда, когда превращаются в субъективно значимые, отвечающие потребностям субъекта.

Как мотивы, так и факторы, побуждающие молодежь к активности в сфере образования, могут быть и вполне осознаваемыми, и неосознаваемыми. Осознаваемая активность дает более позитивные результаты, большую целеустремленность деятельности студента. Неосознаваемая активность приводит к растерянности и чаще всего к негативным результатам.

Что же для нынешнего студента было главным, когда он выбирал свою будущую специальность? [1]

Для значительной части студентов – 44,6% – главной была уверенность, что специалисты избранного профиля всегда найдут место на рынке труда. Современные студенты в большей мере прагматики, достаточно ответственно думающие о своем будущем.

Они считают, что полученное высшее образование должно быть реализовано в практической деятельности. В отношении этих студентов можно говорить о доминировании практических мотивов.

Однако специалисты отмечают, что здесь есть серьезная проблема: представления и предпочтения студентов уже далеко не всегда соотносятся с реальной ситуацией на рынке труда.

Вторым по значимости для выбора специальности у современных студентов было чувство призвания к специальности, уверенность в том, что они смогут реализовать себя как личность. Такой фактор отметили 43,1% опрошенных.

На третьем месте – 31,6% – желание сделать карьеру, подняться по ступеням служебного роста. Для современного студента одним из их главных стремлений является желание профессионального роста.

Далее в иерархии мотивов следует осознание общественной полезности людей, обладающих данной специальностью: 27,2%.

Вместе с тем каждый седьмой (14,6%) отметил, что его выбор был случайным. Хорошо, если потом студенту понравится получаемая специальность, он найдет в ней себя, возможности самореализации. Однако у большинства этого не произойдет. И сколько получится людей, работающих без желания, просто по инерции, ради заработка!

Однако за общими усредненными данными скрываются определенные различия. Так, представляет интерес распределение упомянутых выше ответов в зависимости от вуза, материального положения, формы обучения респондентов.

Важно отметить, что такой фактор, как уверенность найти место на рынке труда, явился главным для студентов второго курса (46,9%), мужчин (48,8%), студентов технических специальностей (59,6%), студентов ВГАСУ (57,8%) и ВГЛТА (61,6% – самый высокий показатель!).

В принципе этот фактор из 9 предложенных попал в число лидеров, т.е. в 1-3-е места. На третьем месте он у студентов ВГУ (40,6%) и ВГИФК (20,7%).

Стоит обратить внимание, что видимо именно специальности этих вузов вселяют меньшую уверенность в возможности всегда найти место на рынке труда.

В числе лидеров и такой фактор, как чувство призвания к специальности.

Радует то, что самый высокий показатель по этому фактору у студентов ВГМА: 75,7% студентов медакадемии отметили, что для них при выборе специальности главным было именно «чувство призвания к специальности и уверенность в том, что они смогут реализовать себя как личность». Это важно для перспективы улучшения медицинского обслуживания российского населения, поскольку пока именно на медиков поступает больше всего жалоб за их низкий профессионализм.

Вместе с тем нельзя не отметить, что у студентов ВГАСУ самый низкий показатель по этому фактору: только 17,9% отметили его. И этот фактор занимает у студентов строительной академии 5-е место из 9. Одновременно у студентов этого вуза самый высокий показатель фактора случайного выбора специальности – 22,5%.

Третье место занимает фактор желания сделать карьеру, подняться по ступеням служебного роста. Самый высокий показатель у студентов ВГУ – 40,6%, и ВГЛТА – 36,6%. Самый низкий – у студентов ВГПИ – 22,0%.

На этот фактор больше обратили внимание гуманитарии (36,1%) и меньше всего студенты естественных факультетов (28,9%).

30,3% студентов технических специальностей также посчитали его главным при выборе специальности.

Вместе с тем, более чем четверть – 27,2% – исходили из осознания общественной полезности людей, обладающих данной специальностью.

Необходимо также акцентировать внимание на том, что мотивация не является однородным процессом, единообразно пронизывающим весь поведенческий акт. На разных фазах мотивация выступает как качественно специфический процесс, выполняющий особую функцию во внутренней регуляции деятельности.

Поэтому у студентов на разных курсах (и в динамике) возможны мотивационные изменения: на первом курсе мотивация была одна, а затем – или она изменялась, или менялись представления (воспоминания) о ней.

Поэтому приоритетный вариант восприятия поведенческой ситуации меняется в покурсовой динамике.

Так, для второкурсников на первом месте – 48% ответивших – стоит желание сделать карьеру; на втором – 40% – чувство призвания к данной специальности; на третьем месте – 32% – случайность выбора. Этот последний показатель должен настораживать: треть из начинающих случайно сделали свой выбор.

У студентов третьего-четвертого курсов на первое место и в еще большем объеме выходит желание сделать карьеру – 54%; на втором месте – у 41,9% – призвание; на третьем – у 19,4%, тот фактор, что в дальнейшем по этой специальности можно найти работу. «Случайных» меньше, чем среди второкурсников, – 16,1%, но они занимают 4-е место.

Важно обратить внимание, что среди второкурсников 28% указали на роль низкого конкурса. И этот фактор занимает у них четвертое место. Среди студентов 3-4-х курсов никто не назвал этот фактор.

Интересно отметить, что у современных студентов ослабли «семейные традиции». Только 10,5% студентов назвали этот фактор, как главный при выборе специальности. В основном это студенты 4-го курса.

Существуют различия в мотивации выбора специальности и у студентов, обучающихся на разных основах (госбюджетной и коммерческой). Так, у студентов-бюджетников на первом месте оказалось призвание (44,5%), на втором – уверенность, что найдут работу (41,7%).

А студенты-договорники, наоборот, на первое место поставили уверенность найти работу после окончания вуза (50,6%), а на второе – призвание (41,9%). На 3-ем месте у бюджетников осознание общественной полезности людей, обладающих получаемой ими специальностью (29,4%), на 4-м – желание сделать карьеру (28,5%).

У договорников, опять наоборот: на 3-м месте – желание сделать карьеру (37,4%; намного больше, чем среди бюджетников), а на 4-м – осознание общественной полезности (21,4%; меньше, чем у бюджетников).

Для обучающихся на бюджетной основе большую роль при выборе будущей специальности сыграл фактор низкого конкурса. 9,4% из их среды именно поэтому выбрали свою специальность. У договорников этот показатель ниже и равен 4,9%. Немаловажным оказались и семейные традиции. Однако для бюджетников их значение было выше при выборе специальности, чем у договорников (12,0% и 6,3% соответственно).

Среди тех и других когорт студентов оказались и такие, для кого выбор специальности оказался случайным. Здесь показатель бюджетников ниже, чем у договорников: 13,2% и 17,7% соответственно. Видимо, сыграла роль уверенность найти работу, которую студенты предпочли призванию.

Интересным представляется сравнительный анализ зависимости факторов выбора специальности от материального положения студентов. В исследовании были выделены четыре группы  студентов, различающихся по материальному положению. Но мы сравним только две «крайние» группы: назовем их условно «бедные» и «богатые».

В иерархии мест названных факторов очень значительных различий у студентов с разным материальным положением не наблюдалось, и в целом они близки к средним показателям по всему массиву.

  Одновременно можно отметить, что у «богатых» более значимой оказалась семейная традиция: ее назвали 17,0% ответивших.

Но и у «бедных» этот показатель также превышает средний по массиву (10,5%) и составляет 14,6%.

У «богатых» в числе наиболее значимых оказался такой мотив выбора специальности, как «сделать карьеру». Если в среднем он составил 31,6%, то у них – 41,5%. И здесь также наблюдается тенденция к снижению значимости этого фактора от «богатых» к «бедным»: у последних его назвали 23,9%, т.е. намного ниже среднего.

Мотив случайного выбора, наоборот, значительно выше среднего (14,5%)  у «бедных» – 19,8%. Можно предположить, что здесь сработал фактор «лишь бы куда-нибудь поступить». Показатель уровня значимости этого мотива снижается в обратном направлении – от «бедных» к «богатым». У «богатых» случайность выбора ниже среднего показателя и составляет 12,2%.

Низкий уровень конкурса у «богатых» был более важным мотивом, чем у «бедных»: 9,7% и 7,3% соответственно, при среднем по массиву 8,3%. Выбирали специальность потому, что уже работали по ней до поступления 6,2% «бедных», что выше, чем среди «богатых» (4,9%).

Общественную полезность избранной специальности выше признали «богатые», чем «бедные»: 29,3% и 21,9% соответственно, при среднем – 27,2%.

Для студентов из семей с низким уровнем материального положения первозначимым был такой фактор, как «уверенность найти место на рынке труда» – 43,7%, т.е. так же, как и по массиву в целом.

А вот у тех, кому приходится себя ограничивать в материальном отношении, на первом месте оказалось «чувство призвания» (44,1%), что превышает средний показатель, который составил 43,1% и в среднем по массиву занимает 2-е место.

Немаловажную роль при выборе специальности играет фактор уровня знаний при поступлении в тот или иной вуз.

Школьных знаний хватило 14,9% бюджетников и 13,6% договорников (и это при том, что договорники поступают по собеседованию, где, по мнению значительной части студентов – 40,3% ответивших договорников – знаний требуется немного!).

Занимались с репетиторами 19,3% студентов, поступавших на бюджетной основе, и 9,5% – на договорной. Помогли поступить 8,6% бюджетникам и 5,8% договорникам.

Среди обучающихся на бюджетной основе и особенно среди обучающихся на двух основах больше таких студентов, которые проявили самостоятельность и при подготовке к поступлению занимались дополнительно сами: 9,6% и 12,1% ответственно. Договорные студенты в этом отношении менее волевые люди. Из них сами занимались дополнительно только 6,6%.

Если посмотреть по материальному положению студентов, то и здесь интересно отметить, что 26% «бедных» студентов занимались с репетитором, еще 14,6% – на подготовительных курсах, 5,2% – помогли поступить, 11,4% обучаются на коммерческой основе. А ведь все это стоит немалых денег!

Но «бедные», понимая свое материальное положение, оказались более прилежными: из них 12,5% сами дополнительно занимались по программе (в среднем по массиву таких 9,0%, а среди «богатых» – 7,3%).

Студенты из материально обеспеченных семей отметили, что им – 28,8% – хватило для поступления знаний, полученных в школе. И это – самый высокий показатель из всех групп, дифференцированных по шкале материального положения (средний по массиву – 21,8%).

Здесь можно обратить внимание, что дети из состоятельных семей чаще обучаются в престижных гимназиях и лицеях, где все-таки уровень преподавания и требований выше, а программы – сложнее.

Одновременно необходимо отметить, что материально обеспеченных студентов несколько больше, чем необеспеченных, обучается на коммерческой основе – 14,6%, где при поступлении на собеседовании знаний понадобилось немного. Их также больше среди тех, у кого знаний мало, но им помогли поступить – 4,9% при среднем по массиву 2,9% (среди бедных также 2,9%).

Источник: http://vrnbiz.ru/motivy-i-faktory-vybora-studentami-specialnosti-v-sovremennyx-usloviyax

Ссылка на основную публикацию