Феномен финской школы: -она не является источником стресса — студенческий портал

Финское школьное образование считается одним из лучших в мире по мнению многих рейтинговых агентств (к примеру, в рейтинге PISA страна стоит на пятой позиции). А школа Ressu, которая признана передовой в самой Финляндии, вызывает у нас двойной интерес.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий портал

Директор школы Лена Лиусваара (Leena Liusvaara) рассказала журналу «The Village», по какому принципу строится процесс обучения в ее школе, зачем ученики изучают не предметы, а явления, и действительно ли Финляндия отказывается от традиционного обучения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

— В чем отличие вашей школы от других финских школ?

— Финляндия только переходит на программу Международного бакалавриата (IB), а наша школа работает по ней уже более десяти лет.

За это время мы досконально изучили методологию беспредметного обучения и бихевиаристского метода в образовании. Кроме того, мы активно реализуем междисциплинарный подход.

Сегодня финское государство ввело это в общий для всех школ Финляндии учебный план, но мы были первыми.

То есть профессиональные навыки у нас уже наработаны. И я думаю, у нас есть, чем поделиться с другими школами. Более того, я чувствую, что мы обязаны это сделать. Поэтому мы активно сотрудничаем со всеми школами и учителями, которые хотят пройти стажировку у нас. Надеюсь, в ближайшее время все финские школы будут использовать ту же методологию.

— Как вы разрабатывали свою программу?

Мы представили, что ждет нас в будущем. И поняли, что образование слишком отделено от реальной жизни и тем более от той, которую мы прогнозируем через 10–20 лет.

Речь идет не только об академических знаниях, которые нужно заучивать наизусть, но и о таких простых вещах, как общение, сотрудничество, забота о своих потребностях или управление собственной жизнью.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Дорогие студенты: в этом году плата за обучение в вузах возрастет - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Вдобавок мы учим детей, как найти инструменты, которые помогут быть творческим человеком. В учебном плане всему этому отводится определенное место — наравне с другими предметами.

В современном изменчивом мире мы хотим, чтобы дети взяли с собой в будущее то, что им действительно пригодится — это навыки прежде всего. Они не меняются с годами. Детей нужно научить, как действовать в разных ситуациях, как оставаться открытым, как ориентироваться в информации.

Мы также поняли, что с ростом потока потребляемой информации мы просто разделяем ее по предметам. При этом часто эта информация оторвана от реальности или быстро устаревает, из-за чего детям сложно выстроить взаимосвязи между содержанием разных предметов.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий порталФеномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий портал

В СОВРЕМЕННОМ ИЗМЕНЧИВОМ МИРЕ МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ДЕТИ ВЗЯЛИ С СОБОЙ В БУДУЩЕЕ ТО, ЧТО ИМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИГОДИТСЯ — ЭТО НАВЫКИ ПРЕЖДЕ ВСЕГО. Они не меняются с годами. Например, как действовать в разных ситуациях, как оставаться открытым, как ориентироваться в информации

— Как вы выбираете непредметные вещи и явления для изучения?

— У нас нет конкретного списка событий или явлений. Только семь основных навыков, которым мы учим детей на всех уроках. Общение — самый важный из них.

При выборе же явления или события мы ориентируемся на то, что происходит в мире.

Учителя организуют совместные уроки и вместе с детьми отвечают на вопросы, почему это произошло, как и на что это повлияет, что произойдет дальше в этой ситуации.

Нельзя точно спрогнозировать, что вы будете изучать следующим. Нужно оглядываться на мир, читать новости, смотреть телевидение, слушать радио и быть частью социальной жизни.

То есть нужно постоянно находиться в этом потоке. Потому что очень важно понимать, как интерпретировать среду, в которой растут дети.

Подобные вещи, к сожалению, невозможно изучить на отдельных предметах, поэтому мы выбрали комплексный подход.

— То есть вы находитесь в постоянном поиске актуальных событий?

— Да. Что-то происходит, учителя рассказывают, что было вчера. Например, несколько лет назад в Финляндии произошла террористическая атака.

Никто не мог представить, что такое может произойти в такой маленькой и безопасной Финляндии.

И мы просто не можем это игнорировать: мы должны изучать это событие со всех сторон, чтобы понять, что привело к этому и как повторение подобных вещей можно избежать в будущем.

Или мы, например, готовимся к годовщине Дня независимости Финляндии. Здесь совместно участвуют литература, история, география и, возможно, другие предметы. Такие явления мы планируем заранее, изучаем их. Есть, правда, вещи, которые нельзя спланировать, их мы просто включаем в годовой учебный план.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий порталФеномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий портал

В ФИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ЕСТЬ ОДНА ХОРОШАЯ ВЕЩЬ, ОНА НАЗЫВАЕТСЯ «ДОВЕРИЕ». Правительство доверяет школам, я доверяю своим учителям, учителям доверяют родители. И я это очень ценю и уважаю

— Есть ли какие-то показатели, которые вы используете для оценки эффективности нового подхода в обучении?

— Мы не так давно перешли на новую программу, поэтому сейчас сложно понять, что сильно улучшилось. Сейчас идет много дискуссий по поводу навыков XXI века. Если ли у нас ответы, в какой реальности дети будут жить через 20 лет, 40–50 лет? Скорее всего, они столкнутся с профессиями, которых сейчас нет.

Мы спрашиваем детей, что они хотят делать в будущем? Они говорят «я хочу быть актером», «я хочу быть парикмахером». Да, эти профессии останутся, но появится также огромное количество новых специальностей. А как учиться тому, о чем мы пока совершенно ничего не знаем? Только через навыки.

Это такая штука, которая останется на всю жизнь. Учителя не должны слышать от учащихся: «Где мне это пригодится в реальной жизни?» Вот эти формулы, которые мы используем на уроках математики, — так развивается логическое мышление.

А исторические факты и анализ событий учат проводит ретроспективный анализ и понимать связи между событиями и явлениями.

Также благодаря применению беспредметного обучения мы формируем связи между предметами и, следовательно, учим мыслить системно. В нашей школе мы это называем глобальным контекстом. Все связано со всем. Это глобальный феномен.

— Как организован процесс обучения в вашей школе?

— У нас немного школьных часов. Ученики младшей школы проводят 20 часов в неделю, в средней школе их может быть больше, до 30. Многие школы вводят блоки по предметам.

И мы пытаемся понять, сколько нам нужно уроков по каждому предмету. Учитель сам должен посчитать, сколько ему нужно часов на изучение предмета.

Конечно, мы ориентируемся на требования государства: у нас есть определенные рамки, но, как в них работать, учителя решают сами.

В финском образовании есть одна хорошая вещь, она называется «доверие». Правительство доверяет школам, я доверяю своим учителям, учителям доверяют родители. И я это очень ценю и уважаю.

Конечно, у нас есть традиционные уроки и обычные классы со стульями, партами и учителями. Там мы учим детей формальным методам использования технологий: чтению, письму, математике. Для всего этого нужны те же самые инструменты. Мы не можем полностью отказаться от традиционных методов обучения, потому что тогда не будет возможности научить детей базовым навыкам.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий порталФеномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий порталФеномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий порталФеномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий портал

ИНОГДА ДЕТЯМ НЕ ХВАТАЕТ НАВЫКА ОБЩЕНИЯ. ТОГДА МЫ УСИЛИВАЕМ ЭТОТ АСПЕКТ, и учителя помогают наладить контакт между учениками. Главное правило: никто не должен оставаться в одиночестве в этом процессе

Но если мы говорим о чем-то более широком, то здесь учителю нужен партнер. Нужно, чтобы учителя сотрудничали, а не просто взаимодействовали.

Меня всегда спрашивают, какая разница между взаимодействием и сотрудничеством? Взаимодействуем мы с полицией, когда возникают трудности с подростками. А вот учителя должны сотрудничать, трудиться на общий результат.

Поэтому мы специально выделяем время в рабочем графике учителей, чтобы они успевали организовать такие занятия.

— Как ученики реагируют на новую программу, которую вводит сейчас правительство?

— Они становятся более мотивированными, потому что попадают в аутентичную среду, где у них больше реальной возможности учиться. Кроме того, когда мы составляем учебный план на год, мы прислушиваемся к мнению учеников.

До утверждения мы приглашаем студенческий совет к дискуссии — так у них есть возможность повлиять на учебный план: что им нравится, что, наоборот, им делать не хочется.

И так мы учим наших студентов быть активными гражданами, высказывать свою точку зрения.

— С какими трудностями сталкиваются ученики и учителя, переходя на новую систему?

— Для некоторых учеников поначалу сложно работать в более быстром темпе и задавать вопросы, быть активными. Обычно урок мы строим так: выбираем феномен, разбираем его и спрашиваем детей: «Что лично вы связываете с этим явлением? Что лично для вас это означает?» Тогда ученики задают вопросы и выносят собственные суждения.

Некоторым в этом процессе требуется больше поддержки, они могут не сразу найти какие-то интересные для себя моменты. Учителя должны мотивировать школьников, учить их видеть все аспекты феномена. Чтобы дети чувствовали, что есть действительно что-то, что их интересует в этом явлении. Это помогает поддерживать внутренний мотив к обучению.

Иногда детям не хватает навыка общения. Тогда мы усиливаем этот аспект, и учителя помогают наладить контакт между учениками. Главное правило: никто не должен оставаться в одиночестве в этом процессе.

Источник: https://www.stena.ee/blog/direktor-finskoj-shkoly-o-tom-pochemu-v-strane-reshili-otkazatsya-ot-izucheniya-shkolnyh-predme

5 фишек финского образования — Martela EdDesign

В начале октября в Москве состоялась конференция в области образовательных технологий EdCrunch.

Команда Martela EdDesign инициировала и организовала сессию, посвященную современным тенденциям обучения в Финляндии, где Департамент образования, учителя и архитекторы единым фронтом работают над постоянным улучшением школьной среды.

В разговоре приняли участие Илона Таймела, специалист Департамента образования города Хельсинки и Кирси Мюллюмяки, ректор новейшей школы Яткясаари. Модератором беседы выступила Елена Вавилова, куратор Martela EdDesign.

Система образования постоянно находится под пристальным контролем финских специалистов. В Департаменте внимательно относятся к разработке новых стратегий, следят за тем, чтобы программы шли в ногу со временем, а учителя постоянно повышали квалификацию. По следам разговора на конференции EdCrunch мы отобрали 5 фактов, которые влияют на успешность финского образования.

ДОВЕРИЕ

“Мы доверяем учителям”, — слова, которыми Илона Таймела начала выступление.

Качественная подготовка кадров, научная степень не ниже магистерской, личная активность и инициатива повышения преподавательских компетенций — помогают учителям находится в привилегированном положении.

При этом, учителя не подвергаются строгой отчетности и даже имеют возможность корректировать школьную программу.  

ОТКРЫТАЯ ПРОГРАММА

Все школы учатся по единой государственной программе, которую разрабатывает Финское Национальное Агентство по вопросам образования.

При этом, когда программа передается в местные департаменты, то они вместе со школами имеют возможность внести в нее корректировки, исходя из реальных потребностей.

По словам директора Агентства Олли-Пекки Хейнонена: “программа ставит общие стратегические цели, а методы их достижения остаются на усмотрение школы”. 

  • Финское образование в цифрах  
  • 100%  детей ходят в государственные школы, системы частных школ не существует
  • 90% жителей страны позитивно относятся к уровню школьного образования
  • 7.07 баллов из 10 — показатель уровня доверия учителям согласно международному исследованию 2013 года

ПРИНЦИП 4-х “К”: коммуникация, коллаборация, критическое мышление, креативность

Знания — далеко не самая главная школьная цель. Важнее научиться учиться, критически мыслить, понять принцип, по которому ставится и решается та или иная задача. Коммуникация, креативность, умение сотрудничать — важные составляющие современного учебного процесса.

В Финляндии принцип 4-х “К” дополнен 5-м: культурой. Включенность в общий культурный контекст, осознание себя частью социума — важный шаг на пути к полноценной взрослой жизни.

Например, в финских школах изучают  “sisu” — это национальный культурный концепт, подразумевающий стойкость характера и выдержку.

  1. ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  2. Phenomenon based learning — программа, которая постепенно внедряется во все финские школы и подразумевает активное проектное обучение, междисциплинарный подход, естественный контекст занятий, пересекающийся с  опытом реальной жизни каждого из учеников.
  3. Как утверждает Кирси Мюллюмяки: “Когда мы сталкиваемся с задачей, зачастую обнаруживаем, что для ее решения необходимо задействовать знания сразу из нескольких областей”.

Программа поощряет самостоятельность в изучении тем, провоцирует ставить вопросы. Ребенок учится анализировать и фильтровать информацию, отсеивая факты, которые и так знает, добирая то, с чем еще не знаком.

Когда мы сталкиваемся с задачей, зачастую обнаруживаем, что для ее решения необходимо задействовать знания сразу из нескольких областей. Именно этому учит phenomenon based learning Феномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий портал ректор школы Яткясаари, Хельсинки Феномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий портал Феномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий портал Феномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий портал

Илона Таймела, Елена Вавилова, Кирси Мюллюмяки (конференция EdCrunch); изображения будущей школы Яткясаари (AOR architects / aor.fi)

Phenomenon based learning на примере школы Яткясаари

Каждый из пяти семестров посвящен отдельной теме, общей для всех параллелей. В начальной школе темы могут звучать очень просто: “Безопасность и окружающая среда”, “Моя семья и культура”, “Маленькие ученые”, в старшей — формулировки тем и погружение в них будут более глубокими и детальными. Тем не менее, сквозная тематика позволяет детям разного возраста работать над проектами совместно.

Тематическая работа занимает первую половину дня и начинается с общего утреннего собрания, на котором дети и учителя обсуждают и корректируют планы на день. Дети разбиваются на группы, составляют план исследований.

У учителя нет установки любым способом реализовать заранее составленный план. Наоборот, утренняя встреча — это шанс посмотреть на детей, понять их настроение и изменить все в самый последний момент при необходимости.

При этом часто главным утренним героем становится не учитель, а приглашенный эксперт-специалист по теме семестра.

Обучение, ориентированное на явления, подразумевает активную деятельность за пределами школы. Ученики посещают компании, общаются с предпринимателями. Развивать полезные навыки помогают технологии.

Например, в Яткясаари считают, что эмоциональный интеллект заслуживает отдельного внимания.

Специально для школы была разработана программа дополненной реальности, с помощью которой дети могут изучить природу эмоций, научиться с ними работать, а также лучше понимать реакции и поведение своих сверстников, ребят старших классов и взрослых.

Результат тематической работы — чаще всего физически оформленное исследование или проект, который дети в конце семестра выносят на суд друг друга, родителей и даже местного сообщества жителей. Пять раз в год школа открывает двери и проводит фестиваль окончания семестра.

Отменяет ли метод phenomenon based learning стандартный предметный подход? Когда Финляндия в 2016 году опубликовала национальный образовательный регламент, то пресса взорвалась заголовками, что финские школы отказались от предметного обучения.

Но это далеко не так. Зонтичным темам и проектам отводится до 10 часов в неделю.

Остальное время — это вполне стандартный школьный день, где есть место и для математики, и для иностранных языков, и для литературы, которые изучаются вполне традиционным методом.  

Сегодня перед финскими архитекторами новых школ стоит непростая задача: объединить новый и традиционный подход в учебной среде комфортным и продуктивным образом.

АРХИТЕКТУРА ШКОЛЫ

Все новые школы строятся в Финляндии согласно официальному регламенту 2016 года. К проектированию допускаются только те бюро, которые имели опыт работы с образовательной средой, а в фокус-группу проекта включаются руководители и педагоги будущей школы.

Кирси Мюллюмяки, ректор Яткясаари, принимает активное участие в возведении нового корпуса старшей школы, который откроется в августе 2019 года.

Школа вместит более 700 детей и станет, почти в прямом смысле, кораблем новых знаний.

Проект архитекторов бюро AOR стоит в гавани, бывшей закрытой портовой зоне, которая сегодня активно застраивается жильем и социальной инфраструктурой, и носит имя Nemo.

В рамках работы над школой архитекторы привлекали и учеников: спрашивали, что бы они хотели видеть, какая она — идеальная школа? Специально для ребят с помощью VR технологий был создан маршрут по будущим классам и открытым зонам, во время которого они вместе с архитекторами изучали пространство и обсуждали детали комфортной образовательной среды.

По словам Кирси, основная особенность новой финской школы лежит в отказе от декоративности в пользу функций. Все, что дети видят — должно работать, а само пространство — учить. Учить делать выбор (где ты будешь заниматься сегодня и с кем? Сам, в укромной зоне, или с приятелями в открытом атриуме?), учить уважать пространство других, учить слушать, вдохновлять.

Большую роль играет простая навигация и понятная принадлежать помещений тому или иному типу активности. При этом среда, пробуждая любопытство, должна оставаться безопасной. “Мы поощряем движение, как на улице, так и в помещении. Мы должны быть уверены в том, что выбранные материалы, формы, зонирование — безопасны для детей”, — комментирует Кирси.

Читайте также:  Молодым учителям могут поднять зарплаты - студенческий портал

Источник: http://eddesignaward.com/5-fishek-finskogo-obrazovanija/

Невероятная образовательная реформа в Финляндии: от предметов к темам

Ричард Гарнер, корреспондент британской газеты The Independent, специально отправился в Хельсинки, чтобы встретиться с финскими экспертами образования и выяснить суть грядущих перемен.

Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA. Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий портал

Здание одной из старейших средних школ в Хельсинки (Эйлантарха). Источник: flickr

Надо сказать, что в математической части тестов PISA безоговорочным лидером является восточные страны — Китай, Сингапур, Тайвань, Корея, Япония. Читайте об особенностях математического образования в Шанхае, а также о двуликих традициях китайского высшего образования.

Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.

Лииза Пойхолайнен, руководитель направления образования детей и взрослых в Хельсинки, говорит об этой реформе:

Мы стоим перед началом важнейшей перемены в образовании Финляндии.

Как мы привыкли видеть школьную систему образования? Урок истории утром, урок географии ближе к полудню, два урока алгебры и английский язык в завершение дня. По сорок минут разрозненных знаний.

Финские реформаторы поставили себе задачу разрушить эту привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие.

Уже сейчас из старших классов школы постепенно уходит традиционная урочная система — шестнадцатилетние подростки изучают не предметы, а «феномены», или явления, или процессы, или как угодно.

Суть в чём: в течение курса профориентационной подготовки юные будущие специалисты, выбравшие, к примеру, занятия по обслуживанию в сфере общественного питания, проходят комплексную подготовку по «всему сразу» — элементы математики, иностранного языка, навыки делового письма и общения. Иными словами, всё то, что непосредственно понадобится для полноценного овладения будущей профессией.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий портал

Кабинет труда в средней школе г. Ювяскюля, Финляндия. Источник: flickr

Паси Силандер, руководитель департамента по вопросам городского развития г. Хельсинки, объясняет:

Современному обществу нужен совсем иной подход к образованию, чтобы подготовить людей к будущей профессии. Сейчас молодёжь использует достаточно продвинутую компьютерную технику.

В прошлом тем же банковским клеркам было необходимо оперировать большими объёмами цифр, а сейчас необходимость в этом отпадает.

Вот почему нам нужно менять образование таким образом, чтобы удовлетворить общественные и промышленные нужды.

Конечно, это не означает, что Финляндия на выходе хочет получить исключительно представителей рабочих специальностей или квалифицированных специалистов сферы услуг.

Нет, во внимание принимаются и академически одарённые ученики, активно интересующиеся наукой.

Судя по всему, предполагается, что учебная программа будет разбита на отдельные учебные темы — например, тема «Евросоюз» будет включать в себя элементы экономики, истории стран-участниц, изучение иностранных языков и географии.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий портал

Так изучают предметы естественнонаучного цикла в школе г. Ювяскюля, Финляндия. Источник: flickr

Помимо изменений в учебной программе предполагается и повсеместное внедрение активного обучения, которое убирает учителя из центра класса, а основой учебного процесса становится совместная проектная деятельность небольших групп учеников.

Марьо Киллонен, глава департамента образования г. Хельсинки, говорит о планирующейся реформе:

Школы сейчас работают по устаревшей модели 90-х годов прошлого века; но нужды времени изменились, и нам необходимы перемены, которые удовлетворят потребности XXI века.

Можете себе представить, какой резонанс вызывают внутри страны среди педагогов известия о таких коренных изменениях.

Государство озаботилось возможным беспокойством со стороны работников образования, и готово простимулировать учителей прибавкой к зарплате.

Это естественно, ведь новая реформа, ставящая целью передачу междисциплинарных знаний, требует от каждого учителя-предметника плотной работы со своими коллегами. В такой системе нет смысла замыкаться на своей специализации.

Первыми реформы обкатываются в Хельсинки. По словам Паси Силандера, уже 70% учителей города, преподающих в старших классах школы, сейчас проходят курсы повышения квалификации и адаптации к новым реформам.

Нам приходится менять образ мышления. Крайне сложно помочь учителям начать, сделать первый шаг… Но те учителя, кто всё же осмелился, говорят, что ни за что бы не вернулись обратно.

На данный момент реформы претворяются в жизнь в лёгкой адаптивной форме — ежегодно школы страны проводят у себя «период тематического обучения», который длится несколько недель. В Хельсинки этот процесс имеет более жёсткие формы — новая модель обучения апробируется два раза в год. Планируется, что полностью на новую систему образования Финляндия перейдёт к 2020 году.

Источник: https://newtonew.com/school/finland-epic-education-reform

Феномен финской школы: меньше учишься — больше знаешь

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса  - Студенческий портал

Система образования Финляндии признана одной из лучших, а школьники демонстрируют самый высокий в мире уровень знаний

Не секрет, что современная система образования во многих странах отчаянно нуждается в реформировании.

Дети оканчивают школу, не понимая, как заработать на жизнь, заплатить по счетам или выполнять ежедневные рутинные действия взрослого человека.

Единственной и главной целью образования должно быть развитие человека и общества, но вместо этого нам говорят, что думать (а не как думать). В итоге мы учимся только тому, как влиться в общество и смешаться с другими людьми.

Однако это не касается Финляндии. Финская система образования признана одной из лучших в мире.

Например, согласно международным исследованиям, которые проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний.

При этом дети проводят наименьшее количество времени за учебой, а государство затрачивает на качественное и бесплатное образование школьников весьма умеренные средства.

Но Финляндия не почивает на лаврах, продолжая реформировать систему образования. Сейчас она занята внедрением подхода, позволяющего ученикам отказаться от изучения стандартных школьных дисциплин и перейти на комплексное междисциплинарное обучение.

«Школа в нынешнем виде, с классами, уроками и переменами, появилась в период развития фабрик. Детей, чьи родители работали на производствах, нужно было чем-то занять. И школа учила их тому, что было необходимо будущим рабочим: слушаться начальство, жить по расписанию, делать то, что тебе велят.

Традиционная школа и сама похожа на фабрику – ряды парт, задание одно для всех, разговаривать нельзя, не то учитель накажет. Открываем учебник мировой истории: промышленная революция началась почти 150 лет назад. За это время много раз поменялись заводы, страны и люди. Но школа осталась той же. Лишь учебники распухли от новых фактов и цифр.

А парты рядами и учеба от звонка до звонка никуда не делись. Современные технологии сильно изменили жизнь и способ мышления. Раньше у учеников был один источник знаний – учитель. Сегодня им доступны сотни ресурсов, и учитель не должен пересказывать информацию из них, стоя у доски.

Проблема также в том, что мир быстро меняется, и непонятно, чему учить ребенка, чтобы это точно пригодилось ему в будущем. Старые профессии умирают, а какие придут им на смену, можно только гадать», — Марьо Киллонен, глава Департамента образования (Хельсинки).

Что такое межпредметная система обучения?

Это особенный подход к образованию, предполагающий отход от классического разделения материала на учебные дисциплины вроде математики и науки. Вместо этого, ученики будут выбирать одно конкретное направление и рассматривать разные его аспекты с точки зрения географии, истории или экономики.

Такая система обучения обучение использует естественный интерес детей к изучению мира в глобальном и реальном контексте. Вся информация и необходимые навыки преподаются без учета каких-либо границ между предметными сферами. Это позволит учащимся лучше освоить такие важные навыки для XXI века, как мышление, креативность, инновационность, командная работа и коммуникация.

Таким образом, школьникам больше не придется изучать только один предмет вроде физики, а сразу множество других, относящихся к какой-то одной теме (междисциплинарный подход).

Например, сначала школьники могут изучать Европейский Союз одновременно в языковом, экономическом, историческом и географическом аспектах, а на следующей неделе заняться рассмотрением климатических изменений, что уже будет включать в себя науку, экологию, экономику и политологию.

Отношения между учителем и учеником тоже меняется, поскольку школьник теперь сможет сочетать посещение школьных уроков и онлайн-обучение. Новая образовательная система также поощряет более открытый диалог. Сама структура системы образования станет менее иерархичной, больше опираясь на командные взаимоотношения.

Кроме того, составление программы обучения и оценивание успеваемости теперь будут проводиться не только преподавателями и другими сотрудниками факультетов, но и при непосредственном участии самих учащихся.

Как Финляндия будет внедрять новый подход

Финляндия славится своей прогрессивностью в сфере образования и очень высоким уровнем грамотности населения.

Один из ведущих экспертов в области реформирования школ и образования, профессор Гарварда Паси Салберг написал множество статей об образовательной системе Финляндии.

Он проделал огромную работу, чтобы поделиться финским опытом реформирования с остальным миром, и на то была веская причина.

Система образования Финляндии не всегда была такой, она претерпела значительные изменения. Например, финны не пользуются оценками, чтобы измерить уровень образованности. Тут нет общенациональных экзаменов или тестов. Тут обращают внимание на то, что детям необходимо знать для жизни, а не на рейтинги учеников.

Образовательная система Финляндии является децентрализованной, позволяя учителям менять расписание занятий в школах в соответствии с потребностями и предпочтениями конкретного региона.

Систему обучения Финляндия меняется постепенно, поэтому все школы будут переведены на новый формат только к 2020-му году. Хотя междисциплинарный подход к обучению многие финские учителя уже практикуют на своих занятиях.

Почему это так важно?

Многие дети не могут похвалиться идеальной семьей, и учатся на своем собственном опыте, за пределами стен родительского дома. Вот почему утверждение о том, что в школе дети не должны обучаться практичным дисциплинам, очень ошибочно.

Система образования призвана обучать детей всему тому, что им действительно поможет в дальнейшей жизни.

Зачем тогда мы засоряем их мозг пропагандистскими идеями и говорим, что есть лишь один способ чувствовать, думать и оценивать интеллект? Ведь не существует какого-то одного способа измерить разум — каждый человек особенный.

В этом и заключается вся прелесть дуализма: наши отличия являются нашими сильными сторонами, и мы не должны подавлять их только для того, чтобы удовлетворить требования общества. Система государственного образования должна это учитывать.

Именно поэтому децентрализация и междисциплинарная система обучения могут стать очень полезными для общества.

Они создают благоприятную среду для сотрудничества и помогают ученикам/студентам и преподавателям взаимодействовать между собой так, как они не могли этого делать при существующей до этого иерархии.

Возможно, новая система покажет учителям, что они могут учиться у своих учеников точно так же, как дети учатся у них.

Источник

Источник: https://samorealisazia.ru/fenomen-finskoj-shkoly-menshe-uchishsya-bolshe-znaesh/

Финское образование: «феноменальный» подход… Размышляем вместе? | НОВАТОР

В прямой трансляции, организованной из Хельсинки Борисом Ярмаховым, значительное место было уделено разговору о феноменах, неких надпредметных явлениях и понятиях, вокруг которых может выстраиваться предметное содержание образования.

Хочется разобраться, что же все-таки это такое? Какими могут быть феномены? Есть ли что-то подобное у нас? Как это работает?

Феномены vs предметы

Феномены в финской школе появились в связи с намеченной реформой образования: первыми в мире финны решились уйти от деления учебного содержания на предметы, заменив их междисциплинарными курсами.

В августе 2016 года в  Национальную образовательную программу Финляндии было включено тематическое обучение (phenomenon-based learning), приветствующее междисциплинарный подход. В полной мере внедрение этой системы должно произойти в 2020 году. Но и сегодня многие учебные заведения уже работают по-новому, особенно в старшей школе.

Вместо предметов в таком обучении есть темы. В качестве тем выступают такие комплексные понятия, как человек, Евросоюз, СМИ, технологии, вода, энергия и другие.

  • Авторы идеи утверждают, что такой подход является более гармоничным, эффективным, а также позволяет формировать у учеников навыки, необходимые для жизни в XXI веке: критическое мышление, креативность, умение работать в команде, находить, анализировать, обобщать и передавать информацию, предлагать нестандартные решения.
  • Но надо отметить, что предметы не заменяются полностью, они остаются; просто какую-то часть учебного материала школа дает в формате тем.
  • В начальной школе, где все уроки ведет один учитель, такой подход очень естественен. Изучаете вы, скажем, времена года, посмотрите на причину их смены (естественные науки) и на то, как это природное явление отразилось в литературе, музыке, живописи, познакомьтесь с новыми словами, которые потребуются для описания сезонных явлений, составьте словарик…

Понятно это и в старшей школе. Чаще всего в статьях по теме приводится пример с профессиональными курсами.

Например, подросток изучает профессиональный курс, ориентированный на подготовку специалистов для работы в сети ресторанов и кафе.

Что потребуется от него для этой работы? Математические навыки и некоторые экономические знания, навыки устной и письменной коммуникации, иностранные языки… Всё это и будет включать данный профессиональный курс.

Но нигде не увидела, ведет ли такой математико-экономико-филологический курс один учитель или целая команда педагогов. Если один, то откуда финны берут учителей, которые готовы вести все предметы одновременно? Если несколько, то как эти учителя договариваются между собой, чтобы курс был целостным, а не распадался на отдельные предметы?

А вот в основной школе, думаю, от предметов никуда не уйти. Ведь тогда разрушится системность знаний, которую человечество выстраивало столетия. Многие согласятся, что предметы — это фундамент. Предметы не только поле для совершенствования функциональной грамотности, но и поле для интеллектуального развития, формирования мировоззрения, понимания общей картины мира.

Есть хороший пример из истории американского образования, когда семьдесят пять лет назад Массачусетский технологический институт совершил прорыв в подготовке инженерных кадров.

Главным вызовом того сдвига было растущее расхождение между доминировавшей моделью профессионального образования, построенной на уже известном перечне профессиональных навыков, и ускоряющимся темпом научно-технического прогресса, благодаря которому многие из этих навыков устарели бы еще до конца карьеры специалиста. Решением, которое было найдено тогда, была идея готовить технических специалистов с фундаментальной научной подготовкой, что позволило бы инженерам оставаться на переднем крае своей профессии по мере ее развития.

Образование для сложного общества. Доклад Global Education Futures

Сегодня это еще более актуально. Навыки устаревают еще быстрее. И школьное образование обязано быть фундаментальным. Оно шире и глубже, чем те практико-ориентированные навыки, которые востребованы здесь и сейчас.

На определенном этапе реформирования российской школы конечный образовательный результат был низведен до уровня «функциональной грамотности» (Концепция модернизации российского образования, 2001), под которой понималась совокупность навыков, позволяющих выпускнику школы успешно справляться с жизненными ситуациями (вычислить проценты при оформлении кредита, написать резюме на английском языке, найти информацию в Интернете, вести здоровый образ жизни, правильно ориентироваться в текущих политических событиях и т.п.).

Конечно, хорошо, если ученики умеют выполнять простейшие действия в типичных практических ситуациях. Однако при этом не должна игнорироваться задача интеллектуального воспитания личности.

Ибо интеллект – это не только способность к адаптации к требованиям социальной ситуации, но и способность к надситуативному поведению, когда человек способен изменять наличные обстоятельства на основе выявления некоторых скрытых закономерностей и прогноза будущих событий.

М.А. Холодная и Э.Г. Гельфман. «Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся» 

А значит, и предметам всегда останется в школе место?

Но вернемся к феноменам, которые вместе с предметами завоевали себе место под солнцем. Являются ли они чисто финским изобретением? Или и в нашем образовании мы видим нечто подобное? Где именно?

Приведу несколько примеров того, что мне кажется похожим на финские феномены, надеясь, что участники сертификационной Академии смогут расставить все точки над i.

Ключевые межпредметные понятия

  1. Примерная основная образовательная программа включает в метапредметные результаты не только универсальные учебные действия, но и освоенные обучающимися межпредметные понятия, такие, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез.

  2. Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

  3. Более подробный перечень межпредметных понятий можно посмотреть здесь.
  4. Есть ли родственная связь между этими межпредметными понятиями и финскими феноменами?

Интегрированные уроки

В памяти сохранился школьный педсовет, проходивший в середине девяностых. Учитель истории вышла с несколькими книгами энциклопедии для детей «Что есть что» издательства «Слово».

Это был перевод немецкой серии «Was ist was» (1960-2000), из  133 томов у нас было издано 35 и специальный выпуск.

Историк тогда сказала, что это книги, на которые стоит обратить внимание, потому что они задают новый подход: каждая из них рассматривает одно явление, но с совершенно разных сторон, безо всякого деления на предметы. Надо и нам учиться так работать.

И тогда в школе стали популярными интегрированные уроки. Вместе с учителем русского языка мы проводили урок «Периодическая система», вместе с математиком — урок по решению задач на проценты, в теме «Фотосинтез» объединились химик, физик и биолог, а «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери рассматривали вместе словесник, географ, биолог…

Читайте также:  О чем волнуются студенты отраслевых вузов - студенческий портал

Скорее всего, объекты, ставшие основой интегрированных уроков, вполне могут называться феноменами.

Можно считать интегрированными и уроки, в которых какой-то объект рассматривается с разных точек зрения.

Например, в моем тематическом планировании давно прописались урок-конференция по теме «Вода – удивительное вещество» (9 класс) и ролевая игра «Суд над этиловым спиртом» (10 класс).

На уроке о воде ребята работают в группах: «физики», «химики», «биологи», «технологи», «географы», «экологи»… Правда, ищут информацию группы, выполняя домашнее задание, но представляют работу групп на уроке.

Образовательные путешествия

Формат, ставший популярным совсем недавно. Есть термин «междисциплинарные дни». Предположу, что это одно и то же. В нашей школе, например, образовательные путешествия стали традицией основной школы. Последнее было для 8 классов в эпоху Петра Великого.

Целый день восьмиклассники путешествовали по эпохе, а каждый из учителей реализовывал общую концепцию, наполняя, нет, не урок, станцию, своим предметным содержанием.

Объединившись с учителем английского языка, химик предложил детям создать музей европейских естествоиспытателей той эпохи на английском языке, на уроке физики дети моделировали, как рычаги и блоки могли использоваться на верфях, повторяя тему «Простые механизмы», а на математике решали проблемы строительства Санкт-Петербурга… Что это дает? В предметных знаниях выигрыша мы, возможно, не увидели. Но зато как это сплачивает и детей, и учителей!

Другими объектами образовательных путешествий были «Сказка о потерянном времени» (время) — 5 класс, золотое сечение — 6 класс, озеро Байкал — 7 класс…

Есть ли тут пересечение с феноменами, использующимися в финском образовании?

Проектная деятельность

Проекты по сути своей межпредметны. У многих пользователей портала «Новатор» есть опыт сетевых проектов программы Intel. Часть учителей и сейчас продолжают со своими учениками участвовать в проектной деятельности, выбирая подходящие для себя мероприятия в «Путеводителе сетевых проектов».

  • ФГОС основного общего образования предполагает создание школьниками межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно или социально значимой проблемы.
  • Проект, изучающий разные грани одного явления, это тоже феномен?
  • И, конечно, с феноменами тесно связаны артековские сетевые образовательные модули, о которых неоднократно рассказывалось на портале.
     

Коллеги, а как вы считаете, есть ли у нас феномены? Какие преимущества дает такой подход? И можете ли вы предложить интересные варианты феноменов?

Источник: https://novator.team/post/696

Хорошее самочувствие и хорошие оценки: может ли учеба приносить счастье? Американский опыт в финской школе

Моя жена Йоханна, финка по национальности, очень волновалась за меня. Она боялась, что если я не сбавлю обороты, то дело закончится больничным. Но я заявил, что это исключено.

Йоханна никак не могла понять, почему я не делаю перерывов и собираюсь и впредь работать в таком же режиме. Жена рассказала, что ее финская подруга, учительница из Хельсинки, трудится не больше шести часов в день, включая один-два часа на подготовку к урокам.

Мало того, уходя из школы где-то в начале третьего, она забывает о работе и полностью отключается. Я решил, что либо Йоханна что-то перепутала, либо ее подруга не ахти какой педагог. И заявил жене, что хорошие учителя не уходят домой сразу после обеда.

Они работают на износ, стараясь выложиться по максимуму. «Только не в Финляндии», — возразила Йоханна.

Я приготовился сменить профессию и забыть работу в школе, словно кошмарный сон. Однако один вопрос не давал мне покоя: а вдруг моя жена права? Неужели и впрямь возможно работать учителем и при этом оставаться здоровым и счастливым? Через три года мы с Йоханной решили переехать в Финляндию.

Когда в 2001 году были объявлены первые результаты теста PISA (Programme for International Student Assessment – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), в Финляндии с удивлением узнали, что их система образования оказалась лучшей в мире.

Довольно мягкий подход, которого там придерживались: короткие учебные дни, небольшой объем домашних заданий и минимум стандартизированных тестов — поколебал традиционные представления о том, как можно добиться отличных результатов учебы.

Маленькая северная страна показала Америке и всему миру, что есть другой способ обучать школьников, не сужая учебный план и не подвергая стрессу учителей и детей.

При этом отличия в методах видны как на уровне государственной образовательной политики, так и в малых масштабах, на уровне обычного класса.

Отрывок из главы 3. Независимость.

В первый год моей работы в Финляндии, за день до начала нового учебного года, у нас в школе состоялся педсовет. Перед тем как отпустить всех по домам, директор поинтересовалась, есть ли у учителей вопросы. Лично у меня их оставалось немало, но один вызывал особое беспокойство: куда вести пятиклассников после окончания занятий?

В Америке во всех начальных школах, где мне приходилось бывать, учителя каждый день после уроков отводят учеников к выходу и потом дети садятся на автобус или их забирают родители (в очень редких случаях ребятишки сами идут домой). Я полагал, что и в Хельсинки дело обстоит примерно так же. Но когда я задал этот вопрос коллегам, они были изумлены.

Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что их так поразило. Оказывается, финские учителя обычно не провожают детей после уроков. Здесь ученики просто выходят из класса и самостоятельно покидают школу — абсолютно все, даже первоклассники.

И вот в первый день учебного года я поступил так, как обычно делают мои финские коллеги. Когда закончился последний урок, я отпустил пятиклассников к выходу без сопровождения и с любопытством наблюдал, как они снимают одежду с вешалки в гардеробе.

Несколько учеников вынули телефоны и позвонили родителям, что было для меня совершенно необычным явлением. Более того, я услышал, как некоторые сообщают, что направляются домой — одни. На следующий день я между делом спросил, кто сам добирается домой, и три четверти класса подняли руки.

Как выяснилось, некоторые дети ездят на метро, кое-кто — на трамвае, а остальные идут пешком или садятся на велосипед.

В тот же учебный год я познакомился с второклассницей, которая сказала, что ходит домой одна. (Дорога шла через центр Хельсинки и ее длина составляла около километра.) Мало того, малышка добавила, что обычно ее родители возвращаются только вечером.

Но она не сидит сложа руки в ожидании взрослых, а самостоятельно делает уроки (если их задали) и готовит себе какую-нибудь нехитрую еду, например яичницу — свое любимое блюдо. Когда я рассказал парочке пятиклассников об этой девочке, они отреагировали совершенно равнодушно: «Да ничего особенного».

Один ученик заявил, что, еще будучи детсадовцем, ходил домой сам. Помню, в этот момент я подумал: «На какой я планете?».

В целом финские дети кажутся гораздо более самостоятельными, чем американские, но, конечно же, дело тут вовсе не в генетике. Причина этого феномена, по моим наблюдениям, заключается в том, что как дома, так и в школе им предоставляют многочисленные возможности делать самые разные вещи без опеки взрослых, благодаря чему они обретают бо́льшую независимость, в том числе и в учебе.

Преподавая в США, я всегда старался развивать в детях самостоятельность, особенно в начале учебного года. Но в Финляндии мне пришлось изменить свой подход: ведь, как оказалось, у большинства моих пятиклассников этого качества и без того имелось в избытке.

Я взял курс на независимость.

Как установили ученые, ощущение независимости является важнейшим компонентом счастья, и за два года работы в Хельсинки я убедился в этом на собственном опыте: мои ученики просто расцветали, когда я доверял им действовать по собственному усмотрению.

Источник: https://www.forbes.ru/forbes-woman/358119-horoshee-samochuvstvie-i-horoshie-ocenki-mozhet-li-ucheba-prinosit-schaste

Школьное образование в Финляндии. Обучение на основе реальных явлений

В рамках конференции EdCrunch в Москве прошла презентация школы Яткясаари в Хельсинки, Финляндия.

О новой школе слушателям рассказали Илона Таймела (консультант в области образовательных стратегий Департамента образования Хельсинки) и Кирси Моллюмяки (ректор школы Яткясаари).

 Сегодня мы знакомим читателей с этой необычной школой, а также технологиями, которые применяются в финском образовании.

Основные принципы финской системы образования

Финское образование по праву считается одним из лучших в мире, что подтверждается авторитетными исследованиями. Так, например, по результатам исследования PISA-2015, Финляндия заняла 5-е место из 70 возможных по естественнонаучной грамотности, 4-е по читательской грамотности, позиция страны среди других участниц — 2-5-ое места.

Уже сейчас мир говорит о финском образовательном чуде, мы же попробуем разобраться на примере конкретной школы, как это получилось и каким образом сейчас функционирует образование в этой стране.  

Самое главное, что необходимо понимать, – это то, что в Финляндии нет частных школ, все школы в стране государственные и одинаковые, это линейная структура, которая не предполагает наличия привилегированных учреждений. В каком бы городе ни находилась школа, какого бы размера она ни была, образование в ней будет не хуже, чем в столичной.

Финны весьма пристально следят за изменениями в мире и педагогике, все новейшие практики апробируются и внедряются максимально быстро. Финская система образования мобильна и позволяет эффективно интегрировать новые процессы.  

Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним.

Илона Таймела

Педагогическое образование в Финляндии несколько отлично от российского. Учитель тут  должен иметь степень магистра по педагогике или преподаваемому предмету. Это приводит к тому, что в Финляндии очень высок уровень доверия к учителям, а также роль учителя в обществе и понимание значимости его профессии.

Для всей страны разрабатывается единая программа образования, она утверждается на уровне правительства. Городские (муниципальные) власти имеют право вносить небольшие дополнения в национальную программу, но не могут изменять ее по существу.

Что дано учителям и какие стоят перед ними задачи

Стоит сказать о том, что любая система подразумевает отчетность и образование тут не исключение. Финские учителя так же заполняют и ведут отчеты, которых существует несколько уровней и видов, но объем отчетов строго регламентирован, сроки известны и никаких внеплановых отчетов не возникает.

Перед педагогом в финской школе стоят семь главных задач – это ключевые навыки, которые должен освоить учащийся. Именно на освоение этих навыков и направлена учебная программа. Итак, списком:

  1. Критическое мышление и умение учиться.
  2. Умение следить за собой.
  3. Коммуникационные навыки.
  4. Творческие навыки.
  5. Мультиграмотность.
  6. Навыки работы с компьютером, сетями и интернетом.
  7. Предпринимательские навыки.

Педагогу необходимо воспитать в ученике выдержку и выносливость.

Очень важно научить выдерживать темп и создавать устойчивое будущее.

Илона Таймела

Обучение в финской школе – это всегда активный процесс и целостный подход. Нельзя дробить программу на предметы, приветствуется мультидисциплинарный подход и обучение на явлениях окружающего мира. Процесс обучения для студента сродни расследованию, где он видит только последствия и уже сам определяет причины и связи. Очень важен вывод учеников во внешний мир.

Также для педагога критично важно ставить ученикам четкие цели. Которые должны быть понятны и достижимы.

Учителя стараются максимально использовать систему внутренних связей и взаимодействий внутри школы, основные каналы – это «педагог – ученик», «ученик – ученик» и «младший класс – старший класс».

Использование именно горизонтальных связей позволяет создать атмосферу поддержки в школе, формирует навыки коммуникации и критического мышления, а также помогает развить эмпатию у детей.

Новая школа Яткясаари

Яткясаари – это новая школа, которая была открыта в Хельсинки в 2017 году. Она также включает в себя детский сад и группу подготовки к школе.

Первое здание в начальной школе Яткясаари было закончено летом 2017 года. Школа начала работать 1 августа 2017 года. В учебном году 2018-2019 гг.

тут будут получать образование только дети с первого по третий класс, а также малыши в детском саду. Школа будет прирастать одним классом в год, таким образом, ученики будут постоянно оказываться в новых пространствах.

Второе здание школы будет сдано к 1 августа 2019 года. Постепенно сформируется образовательный комплекс до 9-го класса.

Команда архитекторов, которая проектировала школу, ставила следующие цели:

  • создать функциональный объект, дающий детям вдохновение и побуждающий к открытиям;
  • сформировать пространства, позволяющие максимально разнообразить формы обучения;
  • реализовать концепцию пространства здоровья, используя много воздуха, света, легкость в дизайне, безопасные материалы и оборудование, грамотную и очевидную логистику.

Интерьеры школы построены по принципу мобильного пространства и включенности в процесс: тут есть большие холлы и залы, отдельные кабинеты, но обязательно с прозрачными стенами, чтобы всегда можно было увидеть, что происходит в классе.

Все сделано таким образом, чтобы даже в том случае, если дети занимаются в разных пространствах, педагог мог контролировать группу и визуально поддерживать контакт с учеником. Финны уверены, что открытое пространство – это безопасность.

  • При проектировании и строительстве школы ее создателям очень важно учесть мнение детей, а потому архитекторы предварительно создают уроки в виртуальной реальности, воспроизводящей интерьеры новых помещений, чтобы ученики могли увидеть, как будет выглядеть их будущая школа.
  • Яткясаари основана на принципах инклюзивного образования и принимает всех детей, не проводя различий.

Результат обучения в Яткясаари – любознательный, обучаемый ребенок, который может учиться где угодно и с кем угодно, смотреть на проблемы под разными углами, и добрый человек.

Кирси Моллюмяки

Уже с первого класса дети изучают несколько языков. Начинают с английского, в соответствии со специальной программой школы, именно на английском преподается четверть всех дисциплин. Также обязательными языками для всех учеников являются финский и шведский, кроме того, по желанию можно выбрать еще два языка для изучения в младших классах и еще один дополнительный в старших.

Преподавание в школе построено на принципе изучения феноменов (реальных событий). Так, ежегодно школа заявляет пять таких событий, к которым привязывается школьная программа и предметы. Примеры подобных тем: «Я – семья – культура»; «виртуозы – история»; «трудности в природе» и т. д.

Весь процесс делится на две части: 1,5 часа в день занимает процесс обучения на реальных событиях, остальное время – традиционное обучение.

Изучение процессов (феноменов)

Для педагога важно, чтобы дети самостоятельно начали предпринимать действия, направленные на раскрытие и изучение феномена. Одна из главных целей в этом процессе – помочь в подготовке детей к будущему, а кроме того, научить кооперации и проводить как можно больше активностей на природе. В любую погоду дети выходят на улицу, там же проходит большая часть образовательного процесса.

Другая значимая часть процесса – это технологии и тестирование продуктов и приложений в рамках школы. Дети должны понимать, что технологии – это рабочий инструмент, они готовят собственные проекты по технологиям, используют оборудование при изучении феноменов.

Кроме классических технических средств, в школе также активно используются дополненная реальность и технологии проектирования эмоций. Финны уверены, что для стабильного и эффективного социума крайне важны эмоциональные навыки.

Как выглядит учебный процесс

Общий сбор в 8:30, обычно на улице. В ходе его ставятся цели и поясняются инструменты, которыми возможно воспользоваться. Педагоги обязательно учитывают мнение детей. Разрабатывается некий план, который всегда включает в себя элементы совместной деятельности. План – это не жесткое требование, он мобилен и может быть изменен в течение дня.

Далее детей разбивают на группы, где, собственно, и будут производиться исследования и готовиться проекты. Группы могут быть разными, место исследования тоже – это не обязательно школьный двор, это может быть любая часть города.

Педагог далее работает с ребятами, ведет проект, курирует и подсказывает с учетом текущей ситуации.

К 10:00 все возвращаются в школу, и далее следует получасовая перемена на улице. С 10:30 начинаются традиционные уроки.

Все предметы в школе мультидисциплинарны и связаны с обучением на феноменах, программа обучения представляет из себя единую структуру из множества взаимосвязанных дисциплин, которые затрагивают глобальные темы текущего школьного цикла.

Пять раз в год Яткясаари проводит день открытых дверей, его дата всегда попадает на конец образовательного цикла. Из мероприятий также проводятся дни для родителей и фестиваль школы, на котором дети могут представить свои результаты проектов и исследований.

Измеримость результатов

Школа Яткясаари, как и все остальные школы Финляндии, использует несколько способов измерения результатов учащихся.

Каждый ребенок особенный, но все дети могут учиться.

Кирси Моллюмяки

Основные принципы:

  1. Кооперация с вузами, в случае Яткясаари это Хельсинкский университет.
  2. Дифференцированный подход при оценке успехов каждого из учеников. 
  3. Основной показатель при оценивании – продвижение далее, чем изначально предполагалось проектом.

Кроме дифференцированных способов, также применяются и традиционные способы оценки, в том числе тесты и пр.  

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/international/school-finland/

Ссылка на основную публикацию