Дуальное образование может вернуться в вузы — студенческий портал

Приказ обязывает ректоров сделать все возможное, чтобы ребята получали знания в полном объеме, а если необходимо, то и по индивидуальному учебному плану. Кроме того, министерство открывает «горячую линию» по самым острым вопросам перехода на дистанционное или смешанное обучение.

Дуальное образование может вернуться в вузы - Студенческий портал

Чем онлайн-уроки должны отличаться от оффлайна

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Как теперь будут учиться студенты? Хватит ли у вузов ресурсов?

Ректор МГУ Виктор Садовничий отменил все публичные мероприятия в вузе и подписал приказ, разрешающий студентам перейти на дистанционное обучение с 17 марта. Проход посетителей в здания Московского университета теперь возможен только с письменного разрешения руководителя структурного подразделения. Общежития МГУ до отмены приказа также закрыты для гостей.

В Сеченовском университете все учебно-методические материалы размещены на Едином образовательном портале университета. «Централизованное тестирование будет проводиться через удаленный доступ, даты экзаменов перенесены», — уточнил ректор Петр Глыбочко. Кстати, Сеченовка — один из вузов, участвующих в проекте «Цифровой университет», а значит полностью «в теме».

В МИСиСе переходят на индивидуальный график обучения. При этом учиться удаленно или очно — решает сам студент. Те, кто решил не ходить в университет, смогут учиться самостоятельно онлайн, правда, на зачеты и экзамены все же придется приходить.

На электронной платформе вуза — более 900 оцифрованных образовательных курсов, разработанных преподавателями. Есть все необходимое для временного перевода студентов на дистанционный формат обучения.

Во всех учебных корпусах и общежитиях установлены дозаторы с антисептиком для рук и ультрафиолетовые рециркуляторы, обеззараживающие воздух. Общий карантин в университете не объявлялся.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Выпускники каких вузов - самые высокооплачиваемые в it? - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Высшая школа экономики уже давно в авангарде онлайн-образования. Сейчас она предлагает вузам, объявившим карантин, использовать свою платформу оnline.hse.ru для организации дистанционного обучения студентов. Здесь 72 курса ВШЭ. Вузы из всех регионов могут воспользоваться ими бесплатно.

Дуальное образование может вернуться в вузы - Студенческий портал

Будут ли родителям платить за вынужденный карантин школьников

— Кроме поиска подходящих ресурсов, каждому вузу предстоит перестроить большое количество бизнес-процессов, оперативно обучить сотрудников, доработать нормативную базу, — говорит директор по онлайн-обучению ВШЭ Евгения Кулик. — Это очень непростая ситуация для вузов во всем мире, именно поэтому сильные игроки на рынке сейчас объединяются и предлагают свои ресурсы бесплатно: как ведущие университеты, так и компании. Россия не исключение.

Сибирский федеральный университет продолжит вести занятия по утвержденному расписанию, но без необходимости присутствия студентов и преподавателей в университетских аудиториях.

— Для СФУ дистанционные формы обучение — не новый формат.

В университете есть собственная система электронного обучения, где размещены материалы по всем образовательным программам — всего более 20 тысяч единицы онлайн-ресурсов, — рассказал врио ректора СФУ Максим Румянцев. — А чтобы преподаватели и студенты могли быть на связи, в дистанционном формате действуют онлайн-сервис «Вебинар» и платформа «Мой СФУ».

В Новосибирском государственном университете максимально сокращены публичные массовые мероприятия, особенно с привлечением иностранных участников.

С 16 марта факультеты и институты поэтапно начнут переходить на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Сотрудники административных служб также по возможности будут переведены на «удаленку».

Увы, в марте в НГУ будет отменен традиционный день открытых дверей.

Запланированная на 29 марта встреча с абитуриентами в Южно-Уральском госуниверситете тоже не состоится. «Вместо этого «День открытых дверей» будет проведен в дистанционном формате, дату объявим в ближайшее время», — сообщила заместитель проректора по учебной работе ЮУрГУ Юлия Болотина.

Дуальное образование может вернуться в вузы - Студенческий портал

Что делать родителям, если они решили не водить ребенка в школу

На электронное обучение переходит Дальневосточный федеральный университет. Лекции и семинары будут проводиться в формате вебинаров через университетскую электронную систему.

— Для ДВФУ электронное обучение — привычный формат: с 2018 года все учебные планы включают онлайн-курсы ведущих российских университетов на платформе «Открытое образование», а также курсы, разработанные преподавателями нашего вуза, — рассказал ректор ДВФУ Никита Анисимов. — В общей сложности ежегодно электронные курсы осваивают около 13 тысяч студентов университета. И, разумеется, у них есть дистанционный доступ к научной библиотеке, подпискам на научные базы, к записям вебинаров и лекций.

А вот МГИМО с 17 марта полностью прекращает учебные занятия в вузе. Об этом сообщает Студенческий союз университета. Руководство вуза прорабатывает схему перевода студентов на дистанционное обучение.

Мнение

Ольга Назайкинская, директор центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково»:

— Ситуация с распространением коронавируса и тотальным карантином оказалась серьезным тестом на прочность для университетов.

Это тест на то, насколько эффективно в последнее время вузы внедряли новые образовательные технологии и осваивали возможности частичного перехода в онлайн.

Если вуз не развивался в этом направлении, то сейчас сделать это быстро и без ущерба для образовательного процесса не получится.

Качественная онлайн лекция или семинар — нетривиальная трансляция через веб-камеру, а совершенно иная подача материала и другая формулировка проверочных заданий.

Удаленное обучение требует как от преподавателей, так и от студентов высокой степени самоорганизации и самостоятельности.

В выигрыше сейчас окажутся именно те университеты, которые уделяли внимание индивидуальным траекториям развития студентов, работали с их мотивацией на личный образовательный процесс.

Что еще может помешать эффективному переходу на онлайн? Неготовность нормативной базы. Сейчас в большинстве университетов нормативные документы по оплате нагрузки преподавателей никак не стимулируют их к записи качественных онлайн курсов и дистанционной работе.

Ведь записав одну онлайн лекцию, преподаватель по сути лишается самых высокооплачиваемых часов нагрузки. Сейчас самое время уделить внимание именно этому моменту.

Вузы могут использовать кризисную ситуацию для повышения своей конкурентоспособности не только на локальном, но и на глобальном рынке образовательных услуг.

Источник: https://rg.ru/2020/03/16/gotovy-li-vuzy-k-perehodu-na-distancionnoe-obuchenie.html

Duales Studium — дуальное образование в Германии

Duales Studium (дуальное образование) позволяет одновременно учится и работать. Вы получаете теоретические знания на лекциях и семинарах в вузе и в то же время применяете их на практике на предприятии.

Во время дуального образования вы следуете особому расписанию, в котором прописано, в какие дни вы учитесь, а в какие работаете на фирму, где проходите практику.

То есть по окончании университета ваш диплом уже подкреплен продолжительной производственной практикой.

Продолжительность обучения и расписание duales Studium

Обучение на Duales Studium  продолжается от 7 до 9 семестров на бакалавриате (то есть от 3,5 до 4,5 лет) и от 3 до 6 семестров на магистратуре (от 1,5 до 3 лет).

Как правило, обучение и практика чередуются каждые три месяца, то есть, три месяца вы работаете, три месяца посещаете занятия в вузе. По окончании трех месяцев обучения вы сдаете экзамены по пройденному материалу.

С чего начинается образование – с обучения или практики – зависит от выбранного вами вуза.

Преимущества дуального образования

дуальная система образования в Германии (duales Studium) имеет несколько неоспоримых плюсов, например:

  • Применение знаний на практике Уже во время обучения вы становитесь практикантом на предприятии. Вы сразу углубляетесь в процесс и обучаетесь тому, что в университете проходите только в теории. Как следствие, по окончании учебы у вас уже есть достаточно опыта и знаний, чтобы легче найти работу и иметь более высокие конкурентные преимущества.
  • Зарплата Как и все сотрудники фирмы, за прохождение практики вы получаете зарплату, причем каждый месяц, независимо от того, проходите ли вы сейчас практику или посещаете занятия в вузе. Размер зарплаты зависит от размера фирмы и ваших способностей и варьируется от 600€ до 1400€ в месяц. Таким образом вам проще финансировать свое обучение (учебные материалы, общежитие или квартиру, продукты и т.д.). Также, как и любой сотрудник фирмы, вы имеете право на оплачиваемый отпуск.
  • Хорошие шансы остаться на предприятии Во время вашей практики фирма фактически инвестирует в вас деньги, помимо этого, к окончанию практики вы уже хорошо знакомы с предприятием, а предприятие уверено в вашей компетенции. Поэтому у вас имеются высокие шансы остаться в вашей фирме и продолжить работу на более высокой должности как штатный сотрудник. На некоторых крупных фирмах, например Volkswagen, при приеме на дуальную систему со студентом даже заключается договор, согласно которому компания обязана принять его на работу, если выпускной балл будет достаточно высоки.
  • Двойной диплом Не все вузы предлагают такую возможность, однако некоторые дуальные программы подразумевают наряду с университетским образованием и практикой на предприятии получение среднего специального образования (Berufsausbildung), которое позволит стать более разносторонним и опытным специалистом. По окончании такой программы вы получаете двойной диплом.
  • Комфортные условия обучения вузы, предлагающие дуальное образование (duales Studium), могут предложить и хорошие условия для его получения, как, например, небольшие учебные группы и современное оснащение аудиторий

Дуальное образование может вернуться в вузы - Студенческий портал

Недостатки дуального образования

  • Несмотря на все положительные стороны системы дуального образования, существует также несколько минусов Duales Studium: Высокие временные затратыСтудентам  дуального образования (duales Studium) приходится совмещать лекции, которые каждый семестр завершаются экзаменами, и практику (а иногда еще и обучение на специальном образовании в Berufshochschule). При этом, в отличие от остальных учащихся, у вас нет каникул между двумя семестрами – только отпуск, который вам предоставляет предприятие (от 25 до 30 дней в году).
  • Сложности со сменой специальности или прерыванием учебы Для студентов «традиционной» системы образования обычно не составляет проблем сменить факультет или вовсе бросить обучение. В случае дуального образования дело обстоит иначе. Если вы понимаете, что такая форма обучения вам не подходит или вы выбрали не ту специальность, прервать учебу может быть довольно непросто. Предприятие может потребовать, чтобы вы компенсировали сумму, выделенную на ваше обучение или же (в редких случаях, конечно), вы будете связаны с вузом договором, согласно которому должны будете в любом случае доучиться на выбранной специальности.
  • Необходимость сразу выбрать специализацию В то время как в «традиционной» форме обучения студенты выбирают специализацию только в 4-ом или 5-ом семестре после того, как ознакомятся со всеми возможными отраслями своей специальности, будучи студентом дуального образования, вам надо будет сразу определиться с тем, какой области деятельности выбранного предмета вы себя посвятите. На предприятии, как правило, вы должны быть сразу определены в конкретный отдел, где и проходит ваше обучение, и сменить специализацию чаще всего бывает сложно.
  • «Ненаучное» образование Из-за сильной ориентированности на практику, программа дуального образования едва ли касается научной стороны специальности или углубляется в исследования. Это может стать препятствием для тех, кто хочет посвятить себя научной или исследовательской деятельности в своей области.

По каким направлениям можно получить дуальное образование в Германии?

Ниже представлен список направлений, которые чаще остальных предлагаются в форме дуального образования (направления уже делятся на конкретные специальности, с которыми можно ознакомиться на сайтах вузов):

  • Здоровье и спорт | Gesundheit & Fitness
  • Инженерия и техника | Ingenieurwesen & Technik
  • Информатика и IT | Informatik & IT
  • Педагогика и социальная работа | Pädagogik & Soziales
  • СМИ и связь с общественностью | Medien & Kommunikation
  • Туризм и организация мероприятий | Tourismus & Event
  • Управление и государственная служба | Verwaltung & Öffentlicher Dienst
  • Экономика предприятия, финансы и менеджмент | BWL, Finanzen & Management
  • И другие направления

Какие вузы предлагают дуальное образование?

В Германии немалое количество вузов, как государственных, так и частных, предлагает дуальное образование. Есть даже высшие школы, которые специализируются только на дуальной системе. Число университетов и высших школ, вводящих в свою программу подобную форму обучения, растет с каждым годом. Сейчас их насчитывается около 230. Вот некоторые из них:

  • Высшая школа Аахена | Fachhochschule Aachen
  • Высшая школа Аугсбурга | Hochschule Augsburg
  • Международный университет Дрездена | Dresden International University
  • Высшая школа Бохума | Hochschule Bochum
  • Высшая школа Ганновера | Hochschule Hannover
  • Техническая академия Вупперталь | Technische Akademie Wuppertal
  • Высшая школа Дортмунда | Fachhochschule Dortmund
  • Высшая школа дуального образования в Баден-Вюртемберге | Duale Hochschule Baden-Württemberg (имеет несколько филиалов во всей федеральной земле)
  • Франкфуртская школа финансов и менеджмента | Frankfurt School of Finance & Management
  • Высшая школа Мюнстера | Fachhochschule Münster
  • Высшая школа Мюнхена | Hochschule München
  • Высшая школа экономики и права в Берлине | Hochschule für Wirtschaft und Recht Berlin

С полным списком вузов можно ознакомиться здесь.

Дуальное образование может вернуться в вузы - Студенческий портал

Стоимость обучения

В рамках дуального образования фирма перенимает на себя все затраты на обучение, независимо от того, учитесь ли вы в частном или государственном вузе.

Как поступить на дуальное обучение?

Порядок поступления зависит от вуза, где вы будете проходить обучение.

Первый вариант – вы сначала подаете документы в вуз, а затем вам предлагают возможные варианты предприятий, где вы будете проходит обучение. Такой порядок действий чаще всего встречается в частных вузах.

Второй и более распространенный вариант – вы самостоятельно находите предприятие, которое предлагает duales Studium (дуальное образование) и только после заключения контракта можете подать документы в вуз. Список предприятий, которые на данный момент предлагают места для дуального образования, можно найти здесь.

Из документов для вуза, как правило, необходимы языковой сертификат, подтверждающий уровень немецкого языка на уровне С1 (могут также потребоваться и знания английского языка) и допуск на обучение в Германии (законченный первый курс вуза на родине или диплом об окончании Штудиенколлега). Также у вас могут потребовать сдачу внутреннего экзамена.

При подаче документов на предприятие вам понадобятся мотивационное письмо и автобиография (Lebenslauf). После проверки документов вас приглашают на собеседование.

Читайте также:  Откройте ваши гаджеты: новости виртуальной школы - студенческий портал

Виза для дуального образования

Как правило, для данного типа обучения требуется стандартная учебная национальная виза (как и в случае обычных, не дуальных специальностей), которая имеет ограничение на количество рабочих дней в году. Однако, на студентов дуального обучения данное ограничение не распространяется, но при поступлении данный вопрос всё же стоит обсудить с учебным заведение, работодателем и отделом по делам иностранцев.

Источник: http://euni.ru/informatsiya/statji/obrazovanie/duales-studium

Дуальное обучение в университете как новая форма высшего образования

Дуальное образование может вернуться в вузы - Студенческий портал

Латинское выражение гласит: usus magister est optimus или практика — лучший учитель. Классическое высшее образование зачастую грешит слишком теоретической составляющей учебного плана, оставляя практическую часть обучения на втором плане. Мы бы хотели рассказать вам об относительно новом виде высшего образования – дуальном обучении, которое все больше и больше пользуются популярностью среди абитуриентов.

Дуальная система обучения (Duales Studium) подразумевает под собой получение практических и теоретических знаний одновременно. Теоретическая часть обучения проходит в университе, а практическая часть – на предприятии.

Германия является родоначальником данной системы образования, которая была представлена в 20 веке.

Дуальное обучение пользуется большой популярностью в Германии, так как предоставляет отличный шанс получить опыт работы во время обучения.

Более того, предприятие, с которой студент подписывает контракт, перенимает на себя расходы за обучение, а также обеспечивает студента заработной платой во время всей учебы.

Программы дуального обучения предлагаются в различных технических и экономических направлениях. После трех или четырех лет обучения студент получает степень бакалавра (B.A., B.Sc, B.Eng) и может получить постоянную должность на предприятии.

  • Таким образом, выпускники данных программ имеют не только ценный практический опыт, наработанный во время обучения, но и место дальнейшего трудоустройства.
  • Какие требования предъявляются к международным студентам?
  • Для того, чтобы быть принятым в университет на дуальную программу обучения, необходимо:
  • иметь допуск к обучению в ВУЗе (для студентов с аттестатом это дополнительный год обучения в российском ВУЗе или один год обучения в Штудиенколлег);
  • предъявить официальный сертификат, который подтверждает уровень владения немецким языком (минимальный уровень: В2);
  • предоставить подписанный контракт с предприятием, где будет проводиться практическая часть обучения.

Как найти компанию?

Многие компании в Германии предлагают трудоустройство в рамках дуального обучения. Выбор компаний варьируется от маленьких и средних предприятий до крупных мировых концернов как IBM, SAP, Daimler, Siemens, Volkswagen и т.д.

Каждый университет, предлагающий программы дуального обучения, имеет список партнеров, с которыми он работает.

Подача заявки на дуальное обучение схожа с поиском работы. Студент самостоятельно должен установить контакт, с интересующими его компаниями и отправить в них свои заявки. Как правило, от кандидата потребуется следующий список документов:

  • мотивационное письмо;
  • резюме;
  • выписка с оценками;
  • языковой сертификат, подтверждающий знания немецкого (и/или английского языка);
  • все дополнительные сертификаты, которые подходят для подачи заявки в Вашем направлении (подтверждение практики, участие в проектах, семинарах и т.д.).

Если заявка показалась интересной работодателю, Вас пригласят на собеседование. Именно здесь нужно показать себя в лучшем свете, чтобы убедить работодателя, что именно Вы наилучшим образом подходите для этой компании. Все только в Ваших руках и именно от Вашего таланта и умения подать себя будет зависеть, возьмут Вас в данную компанию или нет.

Поступить на дуальную программу обучения не просто и будьте готовы, что Вам придется конкурировать с большим количеством других студентов. Но если Вы мотивированны и готовы усердно работать – у Вас есть все шансы осуществить задуманное!

Источник: https://student-hng.net/dualnoe-obuchenie-v-universitete-kak-novaya-forma-vysshego-obrazovaniya/

Больше половины вузов перешли на дистанционное обучение, а 4% в принципе не могут это сделать

Сейчас 60% вузов работают в штатном дистанционном режиме, 25% испытывают периодические сбои, 10% не могут полностью обеспечить всю инфраструктуру для перехода, 4% не способны это сделать вообще. Об этом сегодня, 20 марта, на заседании рабочей группы Министерства науки и образования заявил глава ведомства Валерий Фальков.

Напомним, в понедельник ректоры большинства крупных вузов России подписали приказы, разрешающие студентам перейти на дистанционное обучение. Накануне, в воскресенье, Министерство науки и высшего образования рекомендовало организовать такое обучение в целях профилактики коронавируса COVID-19.

По словам господина Фалькова, больше всего проблем с переходом на онлайн-обучение из-за коронавируса испытывают высшие учебные заведения в средних и малых городах. В некоторых вузах при переходе на дистанционное обучение «рухнула система». Отметим, именно такие проблемы ранее “Ъ” предсказывали эксперты.

Кроме того, господин Фальков разъяснил ситуацию с расселением общежитий: ведомство этот вопрос оставляет на усмотрение вузов. «Я убежден в том, что императивное решение по общежитиям единое для всех контрпродуктивно,— заявил он.

— Здесь на усмотрение вузов не потому, что Минобрнауки сваливает ответственность или боится принять решение — у нас хватит гражданской и управленческой смелости принять любое. Есть два варианта — предоставить несколько моделей управленческих решений или давать вариативность индивидуально в связке министерство—вуз. Мы вам дали возможности — вы на месте корректируете».

Кроме того, Минобрнауки издало приказ, регламентирующий порядок работы общежитий в период коронавируса. Согласно документу, в общежитиях также приостановлено проведение массовых мероприятий.

Напомним, ранее “Ъ” сообщал, что 16 марта МГИМО (подчиняется не Минобрнауки, а МИДу) объявил в своих общежитиях двухнедельный карантин и дал студентам пять дней на то, чтобы они выехали.

Позже начальник управления МГИМО по воспитательной работе Станислав Суровцев сказал студентам, что карантин, скорее всего, будет продолжаться до конца семестра.

Студенты сообщили “Ъ”, что господин Суровцев объяснил необходимость выселения в том числе переводом на новый формат обучения: общежитие полагается студентам очной формы, а теперь оно будет происходить дистанционно. МГИМО пока что единственный из крупных вузов, который принял подобное решение.

Впрочем, в четверг на сайте МГИМО появилось сообщение, что некоторые студенты могут оставаться в общежитиях. Речь идет о студентах из стран, с которыми прервано транспортное сообщение. Руководство вуза также продлило срок российским студентам, которые не могут уехать по «серьезным, объективным» причинам.

  • Подробнее о переводе студентов на дистанционное обучение — в публикации “Ъ” «Вирус подействовал на образование».
  • Анна Васильева

Дуальное образование может вернуться в вузы - Студенческий портал

Последние новости о коронавирусе в России

Читать далее

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4298483

Опыт дуального образования как возможный путь повышения эффективности профориентации будущих абитуриентов и профессиональной подготовки студентов технических вузов

Данная статья посвящена рассмотрению возможности использования опыта дуального образования (по германской модели) в системе профессиональной подготовки российских студентов технических вузов.

Ключевые слова:универсальность, профессиональная подготовка, инженерное образование, компетентностный подход, дуальная система

Современное образование должно готовить студентов к работе в экономике знаний, а инженер и гуманитарий всегда должны находить общий язык. Не только в России, но и во всем мире на тему образования идут жаркие дискуссии. Довольных состоянием системы образования нигде нет.

Объяснить это можно тем, что мировая экономика постоянно меняется, она становится экономикой знаний, но по-настоящему к этому мало кто готов. Нет однозначного ответа на вопрос, как хорошо «образовывать» все население, как подготовить его к работам будущего. До конца не понятно, какие все-таки профессии в будущем будут востребованы.

Нет гарантий того, что то, чему вуз научил студента, не обесценится через несколько лет. Как же выбирать себе профессию и университет итак плохо ориентирующемся в реалиях современного времени и слабо представляющим своё будущее выпускникам школ.

Существует несколько точек зрения, из которых согласно одной нужна универсальная подготовка, которая позволит «переключиться» и поменять в течение жизни три-четыре карьеры.

Но понятие «универсальности» тоже субъективно, должно ли это быть в таком случае образование больше гуманитарным или техническим или скорее научным? Согласно второй точке зрения — необходима специализация и подготовка к конкретной профессии. При этом переход к специализации нужно уже начинать в старших классах средней школы.

Болонский процесс обеспечивает в первую очередь европейским странам реализацию поставленной перед собой задачи по достижению такой степени прозрачности образовательных систем, чтобы для каждого работодателя было понятно, какими умениями и навыками обладает человек, получивший образование в любой стране.

Тогда с 2000 года начался процесс, который получил название «тюнинг» — выработка таких требований к будущему специалисту, которые бы устроили работодателей разных стран. Россия подключилась к этому процессу в 2006 году. И тогда сформировалось понятие компетенции, которым пользуется система образования сегодня.

В нем есть три основных компонента: первый — знание; второй — методология их применения и владение этой методологией; третий — практический навык. Предполагается, что все три компонента компетенции равнозначны. Однако внедрение компетентностного подхода показало, что практическая направленность начинает преобладать над знаниями.

Компетентностный подход в определенной степени сыграл положительное значение для системы образования.

Вузам, например, реализующим конкретные образовательные программы, компетентностный подход дал возможность создавать уникальную архитектуру конкретных образовательных программ, формировать магистерские программы под конкретных ученых с именами, с научными школами. [1]

За последние 20 лет в сфере подготовки кадров высшей квалификации произошли серьезные изменения. Число аспирантов за 10–15 лет утроилось, а число защит диссертаций росло опережающими темпами. При этом каких-то серьезных изменений в науке не произошло. С начала 1990-х годов общее число студентов в России увеличилось с двух до семи миллионов человек.

Массовизация высшего образования — это общемировая тенденция, но в России это происходит быстрее, чем в других странах. Томские вузы, к примеру, готовят специалистов по 219 специальностям. Однако директора томских инновационных и традиционных предприятий говорят о серьезной кадровой проблеме.

Сегодня недостаточно специалистов, готовых прийти и сразу результативно начать работать по инженерно-техническим специальностям.

Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования — пропасть между теорией и реальностью. Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами — вопрос жизни и смерти.

Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста.

При этом возникает вопрос, а не слишком ли накладно — сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Не существует ли более эффективной и не столь затратной по времени системы подготовки? Оказывается, существует.

Предлагаю изучить опыт тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно.

Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров).

Система дуального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всего Европейского Союза. Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1–2 дня в неделю в училище, остальные время — на предприятии.

В училище молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные (родной и иностранный языки, математику, религию).

А мастера на предприятия помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии, которых нет ни в одной книжке. Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности. [2]

Дуальная система (по немецкой модели) могла бы быть хорошим источником рабочей силы для предприятий, что способствовало бы развитию промышленности и экономики. Однако есть и одно «но». Эта система не может быть внедрена на российских производственных площадках в ближайшее время, так как это требует полного пересмотра системы обучения в России.

Причина — в системе образования, регламентируемой «сверху». Она централизована. И это может быть только эксперимент, так как для каждой специальности есть утвержденная программа, отступать от нее учебные заведения не имеют права. Но к этому нужно стремиться.

Это действительно полезное и нужное дело — проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом, решается несколько проблем. Во-первых, стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы.

Во-вторых, предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации.

К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки. Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими».

Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой.

Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.

По мнению участников дуальной системы ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступеньки на пути к успешной карьере. В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.

В отличие от России, в Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов. Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально-технических училищ. Ученики посещают учебные заведения в рамках системы дуального образования. Главная же функция государства — координация и обеспечение законодательной базы.

В 2014 году в России началась подготовка к внедрению дуальной модели в систему среднего профессионального образования. Пилотные проекты реализуются в Калужской, Ульяновской и Ярославской областях, Пермском и Красноярском краях.

Таблица 1. Количество учреждений и студентов, участвующих в реализации программ дуального обучения в экспериментальных регионах (данные АСИ)

Дуальное образование может вернуться в вузы - Студенческий портал

Главное, что тормозит развитие дуального обучения в России, — конечно, инвестиции. Отечественные предприниматели в большинстве не готовы вкладывать средства в подготовку кадров. Они отдалены от образовательных организаций. Им сложно делать долгосрочные прогнозы. А у многих владельцев малых и средних предприятий просто нет денег, чтобы вложиться в образование.

Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс., причем более половины характеризуются как мелкие и средние.

[3] Прежде всего это означает, что частный бизнес вкладывает солидные средства в подготовку специалистов нужного профиля.

Примечательно, что прогноз потребностей в рабочей силе фирмы составляют заранее, и свой путь к профессии выпускник германской школы, желающий получить экономическое или техническое образование, начинает не с выбора вуза, а с поиска предприятия, которое возьмет его на обучение. Если выпускник успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор на обучение.

Основы профессии закладываются в специально созданных для этого центрах компетенций, теоретический курс осваивается в профессиональных школах, практические навыки — на предприятии. Учебная программа формируется по заказу и при участии работодателей, которые, помимо этого, имеют возможность распределять объем учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности.

На теоретическую и практическую части отводится примерно равное количество времени. В роли преподавателей выступают сотрудники компании. Конечно, не каждый из них является прирожденным педагогом, но, по отзывам обучающихся, только такие преподаватели могут рассказать о том, чего нет ни в одном даже самом умном учебнике, и показать, как и что надо делать. Главное, что требуется от педагогов-производственников, — результативность.

Читайте также:  Школы вернутся под опеку государства - студенческий портал

Возможной альтернативой можно рассматривать систему целевого набора абитуриентов российских вузов. К примеру, абитуриенты Томского политехнического университета имеют шанс выбрать место будущей работы еще при поступлении в вуз в рамках целевого приема по заявкам крупнейших российских и зарубежных предприятий.

Чтобы попасть на целевые бюджетные места абитуриентам необходимо выбрать соответствующие направления и специальности и подать документы с оценками ЕГЭ.

В случае успешного прохождения конкурсного отбора с будущим студентом заключается договор, в котором помимо главного бонуса целевого обучения — гарантированного трудоустройства, также предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки за счет предприятия-работодателя при обучении в вузе, в том числе индивидуальные высокая стипендия, прохождение практик, стажировок и дипломного проектирования на будущем месте работы. В результате такой целевой подготовки работодатель получает квалифицированного специалиста, которого специально готовили к решению задач конкретного предприятия, а студент — повышенную стипендию во время обучения и место работы.

В заключение можно сделать вывод о том, что с целью повышения эффективности профориентации будущих абитуриентов и профессиональной подготовки студентов технических вузов при реализации современной системы образования необходимо учитывать запросы работодателя, в каких типах компаний будут востребованы те или иные компетенции и какие из них необходимо развивать для продвижения перспективных технологий. Кроме того, немаловажно понимать, в какой степени НПР способны и готовы работать с предприятиями и бизнес-клиентами.

Литература:

1.      Компетентностный подход в системе образования. Елена Брызгалина, кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ, специалист по философским проблемам биологии и медицины Портал http://postnauka.ru/video/40278 (Электронный ресурс — дата обращения 20.05.2015)

2.      Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Дуальная система. Источник: Управление производством № 1 2008. 02 июня 2010

3.      Электронный ресурс www.firo.ru/?page_id=11952

4.      The Peculiarities of Perspective Students Selection Mechanism by the Future Employers-Enterprise. Albina R. Shaidullina, Elena E. Merzon, Venera G. Zakirova, Ekaterina V. Mokeyeva, Boris A. Karev, Elena A. Burdukovskaya, Natalya M. Polevaya Review of European Studies; Vol. 7, No. 1; 2015 ISSN 1918–7173 E-ISSN 1918–7181 Published by Canadian Center of Science and Education

5.      Gaysina, G. I. (2000). Education as a social and cultural phenomenon (p. 145). Moscow-Ufa. Gitman, M. B., Gitman, E. K., & Stolbov, V. Y. (2010). Posgraduate training for innovation. Higher Education in Russia, 5, 102–111.

6.      Matushkin, N. N., & Stolbova, I. D. (2009). Model managment training of scientific personnel in the field of engineering and technology for innovation. Innovations in Education, 5, 4–13. Mukhametzyanova, G. V. (2005).

7.      Smirnov, I. P., & Tkachenko, E. V. (2004). Social partnership: What awaits employers? (Results of the pilot the All-Russian social studies) (p. 32). Aspect Press.

Источник: https://moluch.ru/archive/91/19810/

Права и льготы: чем рискует студент при переходе на удаленку

Российские вузы переходят на дистанционное обучение, и у студентов возникают неизбежные вопросы о своих правах и обязанностях перед вузом в новых условиях.

Изменится ли статус студентов-очников и положенные им льготы? Будет ли вуз так или иначе компенсировать потерянные учебные часы? На эти вопросы корреспонденту проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» ответил юрисконсульт Андрей Вершинин.

— Андрей Игоревич, какие юридические сложности могут возникнуть в связи с переводом студентов на дистанционное обучение?

— Особых сложностей я не вижу. Сегодня в вузах существуют три основных формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. Перевод на дистанционное обучение не означает, что студент-очник будет переведен на заочную форму на постоянной основе. У него не изменится форма обучения, которая установлена в федеральном законе.

Очная форма обучения дает студентам определенные преимущества – льготы на проезд, получение государственной стипендии, отсрочку от службы в армии. Перевод на дистанционное обучение не лишит студентов этих преимуществ.

Сложности будут с образовательным процессом. Непонятно, будет ли полностью пройдена программа обучения, каждый ли вуз сможет перейти на дистанционную форму, сможет ли он в полной мере обеспечить студентов доступом к ресурсам, доступом к материалу, к текущему контролю. Как пройдет промежуточная сессия, финальная сессия?

Большой вопрос со студентами выпускных курсов магистратуры и бакалавриата: все ли вузы готовы проводить итоговые аттестации в режиме онлайн? Эти вопросы будут решаться либо на уровне министерства, либо каждым вузом самостоятельно.

— Если иностранные или иногородние студенты на период дистанционного обучения уедут домой, возникнут ли у них сложности с сохранением места в общежитии или с возвращением назад?

— В статье 39 Федерального закона об образовании говорится о том, что порядок предоставление жилых мест в общежитии устанавливается самими высшими учебными заведениями либо средними профессиональными учебными заведениями. Поэтому вузы вправе самостоятельно определять, как сейчас поступать.

Насколько я знаю, на сегодняшний день большинство вузов, например, НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н. Баумана, оставили студентов в общежитиях, но ограничили туда доступ посторонних лиц. Некоторые вузы предприняли более радикальные действия. Например, МГИМО и РАНХиГС попросили студентов освободить общежития.

В принципе, если иногородние студенты сейчас уедут, принципиальных сложностей с возвращением быть не должно. Исключением будет, если в общежитии кто-то заболеет, и оно закроется на карантин. Тогда вернуться не получится, если только университет не предоставит другое место проживания. Также могут возникнуть сложности, если будут вводиться ограничительные меры по передвижению между регионами.

Для иностранцев ситуация сложнее. Пока во многих странах действуют ограничения на въезд и выезд, вернуться к месту учебы не получится. Также непонятно, как будут технически реализованы требования по самоизоляции студентов московских вузов, вернувшихся из-за границы, и их соседей по комнате в общежитии. Поэтому решение принимать будет непросто.

— Могут ли в новых условиях быть задеты интересы студентов, которые учатся на платной основе?

— Проблем, на первый взгляд, быть не должно, и обязательства, прописанные в договоре, будут исполнены обеими сторонами учебного процесса. В то же время, если данную ситуацию признают форс-мажором, стороны не будут нести ответственности за неисполнение своих обязательств. Но я думаю, что сейчас все вузы будут идти навстречу своим студентам и делать им послабления.

— Когда все переходит в онлайн, растет риск технических сбоев. Если из системы исчезнут оценки студента, как он сможет доказать, к примеру, что имеет право на повышенную стипендию?

— Насколько я знаю, в вузах, которые имеют опыт дистанционной работы, особых проблем такого рода не было. Обычно преподаватели ведут параллельно электронным письменные ведомости.

В данном случае было бы правильно преподавателю и студенту вести переписку либо через вузовскую информационную систему, либо через рабочую почту преподавателя, чтобы он там подтвердил оценку. А в будущем, если возникнут сбои, то можно просить преподавателя предоставить нужную информацию в виде электронного письма.

— Что администрация вузов сможет предложить студентам взамен очных занятий, чтобы выполнить свои обязательства перед ними в полном объеме?

— Сейчас вузы применяют два основных подхода. Первый – это адаптация онлайн-курсов в образовательные программы. Уже существуют как готовые курсы на онлайн-платформах, так и собственные разработки вузов. Может быть, какие-то платные курсы вузы сделают для студентов бесплатными на время карантинных мер.

Второй подход – это перевод обучения на дистанционный формат с применением университетских и внешних информационных платформ. У некоторых вузов уже сейчас есть свои платформы, которые они уже используют в образовательном процессе, соответственно, им проще будет перейти на полностью дистанционный формат.

Понятно, что дистанционное обучение не сможет полностью заменить студентам живое общение с преподавателями, однако пока другого выхода в этой ситуации нет.

Источник: https://na.ria.ru/20200319/1568830106.html

В российских вузах из-за коронавируса корректируют образовательный процесс. новости. первый канал

Более 80% высших учебных заведений уже ведут обучение дистанционно. Некоторые объявили об отсрочке экзаменов. Перенести весеннюю сессию на более поздний срок рекомендовало Минобрнауки. И там сейчас думают, как быть с итоговой аттестацией, скоро ведь и госэкзамены, и защита дипломов. И новость для тех, кто только собирается поступать: сделать это тоже можно будет онлайн.

На пиджаке – петличка с микрофоном, вместо десятков внимательных глаз студентов – один зоркий объектив веб-камеры. Онлайн-лекции проходят по всей стране, на дистанционное обучение перешло больше 80% вузов.

«Я думаю, что преподавателям, наверное, сложнее переходить на эту форму, чем студентам. Они живут онлайн, они живут в виртуальном пространстве.

Буквально вчера был пример, когда мы со студентами сидели в чате, обсуждали тему «Судебные расходы по гражданскому процессу», студенты присылали множество смайликов, они говорили, что они очень рады видеть», – рассказывает старший преподаватель кафедры гражданских процессов УрГЮУ Юлия Зипунникова.

С переходом на дистанционное обучение явка на пары в нижегородском университете Лобачевского резко увеличилась. Об этом говорят сами преподаватели. Еще бы, от кровати до онлайн-аудитории – пара шагов. Для тех, кому наедине с компьютером скучно, в общежитиях читальные залы. Чуть меньше половины студентов из общежитий разъехались по домам, остаются в основном иностранцы.

Даже экзамены и зачеты вузы планируют перевести в онлайн-режим. Дарья Аксенова – будущий биолог, в этом году защищает диплом. Переживает, как бы закончить практику в лаборатории.

«Я надеюсь, что будет как-то проработан план действий и допуск в индивидуальном порядке каждого студента в лабораторию, чтобы они смогли завершить свои эксперименты», – говорит студентка.

Представить дистанционное обучение сложно и студентам творческих специальностей.

«Невозможно преподавать актерское мастерство и режиссуру, невозможно. И никогда это будет нельзя! Без того, чтобы, извините, подойти, схватить за плечи, встряхнуть, освободить от мышечного зажима и так далее», – сказал ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Теорию в ГИТИСе проходят с опережением, к практике рассчитывают вернуться в конце июня. 

Дистанционный формат может затронуть и итоговую аттестацию студентов. Об этом сегодня говорил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Подумать нужно и об абитуриентах.

«В пилотном режиме Министерство науки и высшего образования отрабатывает новый сервис “Поступи в вуз онлайн”. О чем идет речь? Суть новшества состоит в том, что, используя портал Госуслуги, можно будет направить документы в вуз и поступить», — сообщил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

С творческими испытаниями и поступлением иностранных студентов сложнее, но у некоторых российских вузов и в этом есть опыт.

«На самом деле мы уже в том году отработали прием экзаменов у абитуриентов стран СНГ. Есть система прокторинг «Экзамус», позволяет принимать экзамены у студентов, которые находятся не в нашем городе и даже не в нашей стране», — сообщила проректор по учебной работе НГУ им. Лобачевского Ольга Петрова.

В МГИМО преподают 53 иностранных языка, главная сложность на удаленке – создать качественные технические условия для лекций, отметил ректор Анатолий Торкунов. Всем нужно время привыкнуть.

«Сегодня слушателями наших дистанционных курсов являются не только студенты, а поскольку студенты это слушают дома зачастую, то их родители и члены семьи. И мне кажется, что это тоже обязывает наших преподавателей мобилизоваться и, так сказать, показать все свои возможности в самом лучшем виде», — сказал ректор МГИМО.

По всему миру на онлайн-обучение перешел уже один миллиард человек.

«Большой энтузиазм у тех же студентов, у преподавателей то же самое. На самом деле, вы понимаете, я думаю, что мы выйдем обновленными из этой ситуации. Потому что в мое время на лекции ходили получать информацию.

Сейчас это уже давно не так. То, что можно делать онлайн, не исключает контакта с преподавателем.

И на этот контакт студент уже выходит подготовленный», — отметил ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев.

И все же пока в каждом десятом вузе есть технические проблемы — например, нехватка мощности серверов. Она не позволяет проводить полноценные занятия. Профильное министерство работает над решением – задача стоит помочь каждому.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2020-03-25/382610-v_rossiyskih_vuzah_iz_za_koronavirusa_korrektiruyut_obrazovatelnyy_protsess

Высшее образование после карантина изменится навсегда

Сегодня многие говорят о том, что высшее образование после окончание пандемии вряд ли полностью вернётся на круги своя.

Пандемия подтолкнула учебные заведения к развитию дистанционного обучения, речь о котором идёт уже несколько лет.

Но вместе с тем появился и ряд проблем: многие вузы оказались не готовы полностью или даже частично организовать онлайн-обучение своим студентам. Что же происходит сейчас?

С 16 марта все вузы, подведомственные Минобрнауки полностью перешли на дистанционное обучение, всем остальным организациям высшего образование рекомендовали сделать то же самое. На «удалёнке» в итоге находятся 80% вузов страны. А 25 марта министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал, что ведомство рассматривает возможность перевода части студенческих аттестаций в интернет-формат. Это связано с профилактикой распространения коронавируса. Сегодня министерство ищет наименее травматичные для вузов и студентов пути организации итоговых аттестаций. Вот что сказал Фальков: 

«Что касается итоговой аттестации… сейчас внимательно анализируем ситуацию с тем, как организовать итоговую аттестацию, потому что есть преддипломные практики, они являются важнейшей частью учебного процесса. И часть этих практик невозможно организовать онлайн»

И часто вузов к такому решению была готова. В Госдуме РФ еще в декабре прошлого года рассматрвали возможность введения в законодательство понятия «интернет-образования», обозначив порядок его лицензирования.

И сегодня на фоне многолетней подготовки и рассуждений о дистанционном высшем образовании около 80% вузов оказались способны полностью или почти полностью обеспечить обучение студентов на карантине.

Однако у 27% вузов возникают трудности, а 10% не могут обеспечить удалённое подключение всех студентов к занятиям. 4% вузов России в принципе не в состоянии наладить онлайн-взимодействие со студентами.

Коммуникационные каналы не выдерживают нагрузки — работа над этим сейчас ведётся на государственном уровне вместе с телекоммуникационными компаниями.  

Однако вузы не готовы к смене формата не только в техническом плане: огромное количество преподавателей и руководителей программ не понимают, как организовать обучение студентов онлайн. Они просто не готовы. И это проблема не только России: например, в США из 1,5 млн преподавателей 70% никогда не проводили онлайн-лекции или семинары. 

В России разработкой методических рекомендаций по онлайн-образованию занимается НИУ ВШЭ. Специалисты составляют перечни удобных площадок для взаимодействия преподавателя и студента, предлагают варианты проведения лекций (в записи или онлайн) и проверки работ студентов. Среди прочего в условиях отсутствия у университета внутренней системы управления обучением (например, на основе Moodle или РЭШ) преподавателям рекомендуется пользоваться социальными сетями: например, создавать сообщество «ВКонтакте», добавлять туда своих студентов, и там размещать информацию, файлы, устраивать трансляции.  

Итак, вузы вынужденно осваивают онлайн-модели обучения студентов. И это не может не сказаться на будущем всей системы высшего образования в России. 

«Однозначно мы окажемся одним из тех университетов, которые полностью не вернутся в офлайн, и то же самое произойдет с нашей программой. С каждым годом мы будем сокращать офлайн-часть процесса обучения» — рассуждает профессор и академический руководитель программы «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ Александр Куприянов. 

Но большая часть специалистов всё же считает, что онлайн-образование не сможет полностью вытеснить оффлайн-формат.

Однако это новый важный вектор развития, который дает и студентам, и преподавателям новые возможности для взаимодействия.

Можно сказать, что это важная веха в глобализации образования, а также в общечеловеческом осознании образования как открытого и доступного ресурса.

Источник: https://russiaedu.ru/news/vysshee-obrazovanie-posle-karantina-izmenitsia-navsegda

Ссылка на основную публикацию