Быстрее. выше. сильнее: олимпиады стали альтернативой егэ — студенческий портал

Под таким девизом 7 декабря 2018 года на кафедре анатомии человека стартовала I Московская международная универсиада «АНАТОМ и Я», приуроченная 260-летию Сеченовского университета. В отличие от олимпиады, универсиада — это симбиоз теоретических знаний, творческих умений и практических навыков студенческих команд.

Универсиада открылась танцевальной композицией Phantom of the Opera под музыку A.L.Webber юной гостьи Универсиады — Арины Золотаревой (ученицы 3 класса школы №2054 СП №4 Департамента образования г. Москвы).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

С приветственным словом выступили декан лечебного факультета Сеченовского университета Марина Кинкулькина и заведующий кафедрой анатомии человека Владимир Николенко, отметивший, что основной целью универсиады стало выявление и развитие у студентов творческих способностей и интереса к практической и научно-исследовательской деятельности.

«Любой конкурс — это состязание, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин, — сказала Марина Кинкулькина. — За ним стоит колоссальная работа, упорство, стремление познать новое и желание побеждать».

Идейным вдохновителем и художественным руководителем универсиады выступила старший преподаватель кафедры анатомии человека Мария Золотарева.

В универсиаде приняли участие студенты медицинских вузов из самых разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Грозного, Йошкар-Олы, Курска, Нальчика, Омска, Орла, Саратова, Ставрополя, Ульяновска и других городов. Присутствовали гости из Кыргызстана и Узбекистана.

Каждая команда состояла из пяти студентов. Для отборочного творческого тура участники представили домашнее задание: девиз и эмблему, кроссворд и видео-презентацию. Очный тур состоял из необычных заданий, рассчитанных на нестандартное мышление с учетом имеющейся у команд теоретической и практической базы по курсу анатомии человека.

Все команды были великолепно подготовлены и настроены на победу. Участники подошли к Универсиаде творчески — каждую команду отличал свой неповторимый индивидуальный внешний вид.

Студенты придумали необычные названия команд — «Socrat», «Nota Bene», «Максимум», «Сердца СтГМХ», «Primus», «Brainstorm», «Arbor vitae», «Анатомы чудес», «Florum neANATorum», «ПоCORители разума», «5 чувств», «Мускулы», «Modiolus et Helicotrema» и команда Сеченовского университета — «Нервы, кости, два крыла» (капитан — Роман Мовсисян, 2 курс).

Универсиада проходила в волнующей атмосфере, напряжение нарастало с каждым заданием. И после трудной, упорной и напряженной борьбы были определены победители.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Вуз может получить грант минобрнауки - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Первое место наша команда разделила с командами МГУ, Саратова и Грозного.

Кафедра анатомии поздравляет участников с интересной игрой и ждет всех в следующем году!

  • Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ - Студенческий портал
  • Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ - Студенческий портал
  • Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ - Студенческий портал
  • Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ - Студенческий портал
  • Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ - Студенческий портал
  • Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ - Студенческий портал
  • Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ - Студенческий портал
  • Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ - Студенческий портал
  • Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ - Студенческий портал
  • Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ - Студенческий портал

Источник: https://www.sechenov.ru/pressroom/news/universiada-anatom-i-ya-bystree-vyshe-silnee-/

Как университетские олимпиады победили единый госэкзамен

Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ - Студенческий портал

Школьникам остается надеяться на ЕГЭ, но даже 90 баллов по всем экзаменам не дадут возможности поступить на лучшие специальности /Сергей Портер / Ведомости

У моего знакомого одиннадцатиклассника рядом с компьютером висит большая доска, на которую он клеит напоминалки про все проходящие в этом учебном году олимпиады.

Их у него, кажется, десять – по самым разным предметам, в том числе по праву, обществознанию и экономике.

Казалось бы, можно порадоваться за столь одаренного парня, но, надо признать, картина эта выглядит жизнеутверждающей только на первый взгляд.

В 10-м классе школьник, мечтающий о бюджетном месте в хорошем вузе, начинает изо всех сил готовиться к поступлению. Как правило, поступление гарантируется призовым местом на серьезной олимпиаде.

А поскольку таких олимпиад много, к тому же состоят они из нескольких этапов, то впереди старшеклассника ждет задорное олимпиадное дерби с дедлайнами, онлайн- и офлайн-турами, сессиями, сборами и многими другими увлекательными мероприятиями.

Чтобы понять, как сложилась такая ситуация, следует вернуться на 20 лет назад, когда в стране зародилась идея единого госэкзамена (ЕГЭ), который был призван заменить советскую двухступенчатую систему экзаменов школа (выпускные) – вуз (вступительные). Смена ее тогда назрела по многим причинам.

Здесь и массовая коррупция при поступлении в вузы, и тяжесть двух месяцев экзаменов, доводивших особо упорных школьников до нервного срыва, и дублирование экзаменационной системы.

Но главная проблема была в массовом нарушении законодательства об образовании, причем с обеих сторон – и со стороны школ, и со стороны вузов.

Формально вступительные экзамены проводились «по программам, утвержденным Министерством высшего и среднего специального образования СССР, в соответствии с программами средней общеобразовательной школы».

Фактически же многие школы, особенно в регионах, были не в состоянии дать выпускникам знания того уровня, который соответствовал бы этим программам. С другой стороны, многие сильные вузы, прежде всего столичные, стремясь отобрать лучших выпускников, проводили вступительные экзамены, не очень-то стыкующиеся со школьной программой. Впрочем, это не мешало им отбирать для поступления блатных абитуриентов.

Конечно, у такого положения дел была вполне объективная причина. К 1980-м гг.

советские люди поняли, что деньги, конечно, можно зарабатывать и без высшего образования, но вот хорошую карьеру без него не сделать. Поэтому если в 1960-е гг.

только 30% учеников оканчивали полную среднюю школу, то к концу 1980-х в среднем эта цифра составляла уже 40%. Это не могло не сказаться на снижении общего уровня абитуриентов.

Существенный разрыв в программах обучения в школе и поступления в вузы высшая школа компенсировала подготовительными курсами, многочисленными сборниками заданий «Для поступающих в вузы» и репетиторством вузовских преподавателей, зачастую вырождавшимся в банальную коррупцию.

Такая система оказалась выгодной прежде всего выпускникам школ крупных вузовских центров, которые могли в течение последнего года обучения в школе посещать курсы в ближайших вузах, знакомиться с преподавателями, отлаживать схемы поступления – как честные, так и коррупционные.

Это отнимало у старшеклассников много сил и времени (а у их родителей – еще и денег). В середине 1990-х мне довелось по субботам вести занятия по экономике для учеников одной из школ в городке примерно в 150 км от Москвы.

Половина моих одиннадцатиклассников попросту не являлись на субботние занятия, поскольку этот день они проводили на подготовительных курсах в московских вузах, тратя только на дорогу в обе стороны минимум шесть часов.

Появление ЕГЭ лишило вузы не только коррупционных денег. Фактически вузы потеряли возможность регулировать процесс поступления – им осталось заниматься простой сортировкой абитуриентов по уровню ЕГЭ.

Проблема была даже не в утрате коррупционного ресурса.

Управление процессом приема делало вузы значимым игроком на рынке образования, а ректора сильного вуза – весьма влиятельной фигурой в любой городской иерархии.

Таким образом, в результате внедрения ЕГЭ административный ресурс вузов оказался жестоко подорван, поэтому с первого же года внедрения ЕГЭ вузы начали искать выход из сложившейся ситуации.

Одной из первых ласточек была олимпиада «Ломоносов», появившаяся в МГУ практически одновременно с массовым внедрением ЕГЭ. Сейчас олимпиады проводит практически любой крупный вуз.

В перечне олимпиад на 2019/20 учебный год, утвержденном Министерством науки и высшего образования, числится 78 олимпиад разного уровня, хотя реально их намного больше.

Так постепенно олимпиады стали куда более надежной, чем высокие баллы по ЕГЭ, гарантией поступления в сильнейшие вузы страны на самые популярные специальности. Казалось бы, что в этом плохого? Надо бы радоваться, что поступают сильнейшие.

Проблема, однако, в том, что выиграть олимпиаду первого уровня, дающую право на поступление в любой вуз, можно только в результате серьезной работы, далеко выходящей за рамки школьной программы. Причем сделать это можно только с помощью квалифицированного преподавателя-олимпиадника.

Таких преподавателей в регионах практически нет.

И даже если школьник из глубинки каким-то чудом сможет пройти в финал сильной олимпиады, то ему все равно придется искать средства на поездку в Москву или другой крупный город, где этот тур проходит, – а программы помощи одаренным ученикам есть далеко не во всех регионах.

Таким школьникам остается надеяться на ЕГЭ, но даже 90 баллов по всем экзаменам не дадут возможности поступить на лучшие специальности, где верхние места уже заняты олимпиадниками, многие из которых также имеют неплохие баллы по ЕГЭ, хотя и не столь высокие. Ведь олимпиада дает дополнительные баллы к полученным за ЕГЭ.

К примеру, уже несколько лет почти половина абитуриентов Высшей школы экономики поступает на первый курс через олимпиады.

Причем для восьми направлений («Математика», «Прикладная математика и информатика», «Программная инженерия», «Бизнес-информатика», «Юриспруденция», «Юриспруденция: частное право», «Фундаментальная и компьютерная лингвистика», «Культурология») доля олимпиадников в 2018 г. в структуре приема превысила 80%.

Впрочем, не только олимпиады стоят на пути выпускников. Сильные вузы (например, МГИМО, МГУ, СПбГУ) практикуют дополнительные вступительные экзамены, которые зачастую сложнее иной олимпиады, – и это не нарушает закон.

Безусловно, каждый сильный вуз стремится получить качественных абитуриентов. Но это бьет по школам.

Одиннадцатиклассники, участвующие в этой олимпиадной гонке, практически прекращают присутствовать (в прямом и переносном смысле) на обычных школьных занятиях – и дело не только в пропуске, например, уроков по субботам, как это было в школе, где я работал.

У выпускника раз в несколько дней проходит очередной тур очередной олимпиады, к которому надо готовиться, и этот тур может проходить в учебное время – т. е. одновременно с обычными уроками.

Поэтому нередки случаи, когда такой ученик прямо на уроке выходит в интернет со своего планшета или ноутбука и начинает отвечать на задания олимпиады. Из школьной программы в этом случае его интересуют только олимпиадные предметы. Оставшееся время он тратит на дисциплины, по которым ему предстоит сдавать ЕГЭ – ведь там нужно набрать проходной балл, чтобы вуз засчитал результат олимпиады. Все остальные предметы для таких старшеклассников просто не существуют.

Таким образом, спустя 20 лет после своего появления технология поступления в вузы через ЕГЭ оказалась практически полностью выхолощена вузами, которые фактически выстроили систему, в чем-то аналогичную советской. Теперь ЕГЭ играет роль выпускных школьных экзаменов, а олимпиады стали заменой старым вступительным экзаменам в вуз.

И снова регионы мучительно пытаются покорить Воробьевы горы (МГУ) и Мясницкую улицу (ВШЭ) в Москве, остров Русский (ДВФУ) и др.

Только теперь пропасть становится еще больше, а элитарное высшее образование еще дальше отрывается от рядовых школ, ведь репетиторский труд стоит больших денег, которые есть далеко не у всех, тем более в регионах.

Перед нами новое неравенство, только это неравенство образовательное. В сильные вузы поступают только дети обеспеченных родителей или те, кому повезло учиться в крупных городах. Небогатая российская провинция, где проживает половина России, шансов на качественное образование при таком раскладе практически не имеет. И значит, новых Ломоносовых, пришедших с обозом, мы рискуем не дождаться.

Автор — доцент кафедры политических и общественных коммуникаций ИОН РАНХиГС

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/02/18/823261-universitetskie-olimpiadi

Олимпиада стала альтернативой ЕГЭ — Новости Владимира на ПРИЗЫВ, новости Владимирской области

Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ - Студенческий порталМарт — горячая пора для будущих абитуриентов: идут заключительные туры предметных вузовских олимпиад, проходит финальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Фактически многие ребята поступают в вуз не летом, а весной.

Педагоги школы №25 г. Владимира, что называется, «держат кулачки»: буквально на днях должно стать известно, выдержала ли учащаяся 11-го класса Мария Буланова олимпиаду «Ломоносов» в МГУ. А в апреле станет ясно, прошли ли двое выпускников школы олимпиаду Нижегородской медакадемии.

Ворота в будущее

Многие из учащихся владимирских школ начинают участвовать в предметных олимпиадах с 9-х или 10-х классов: звание победителя или призера в этих испытаниях приносит дополнительные баллы при поступлении. А победа во Всероссийской или вузовской олимпиаде дает право на зачисление на бюджет по профилю вне конкурса.

Оказывается, высоких показателей ЕГЭ недостаточно: даже хороший балл (80-90) не означает, что ты попадешь на бюджетное место на престижную специальность. Так что олимпиада является отличной альтернативой ЕГЭ с его жесткими требованиями и контролем. А раз есть спрос, есть и предложение: «олимпийское движение» набирает обороты по всей России.

По данным Минобрнауки, в прошлом году во Всероссийской олимпиаде школьников по 21 предмету участвовали более 5,5 млн учеников 5-11-х классов. 1410 победителей и призеров олимпиады получили право поступления в вузы вне конкурса. Кроме того, вузы проводят 69 собственных предметных олимпиад. В них в 2014 году участвовали 1,5 млн школьников 9-11-х классов.

Без репетитора

Олимпийские задания на порядок сложнее заданий по ЕГЭ. Это логично: высшая школа стремится заполучить самых талантливых студентов. Так что репетиторы быстро перестроились. Теперь актуально стало готовить детей именно к олимпиадам.

Преподаватели вузов наперебой предлагают свои услуги. Например, Ассоциация преподавателей МГУ натаскивает ребят к олимпиаде «Покори Воробьевы горы». Цены зашкаливают.

Во Владимирской области репетиторы гораздо скромнее: вознаграждение за один академический час варьируется от 350 до 1000 рублей.

Существует сайт «Ваш репетитор», где представлены сведения о преподавателях вузов, предлагающих свои услуги по разным предметам, а также отзывы клиентов. Владимирцы там тоже зарегистрированы.

А вот в школе №25 города Владимира по этому поводу свое мнение.

— Наши дети занимаются в профильных классах с сильной подготовкой, это помогает им выигрывать олимпиады, — говорит Марина Львовна Тобиен, учитель биологии в медицинском классе. — Для сравнения: в обычном 11-м классе — по одному часу биологии и химии, а в медицинском — 7 часов биологии и 4 — химии. Репетитор не нужен.

Читайте также:  Как устроено образование в турции: учиться, учиться и еще раз учиться - студенческий портал

Когда 65 = 100

Ребята, побеждающие во Всероссийской олимпиаде школьников, проходят в вузы без вступительных экзаменов. Разумеется, это олимпиада самого высокого уровня, там нужны незаурядные способности, знания и трудолюбие. К ней приравнены несколько вузовских олимпиад, например, олимпиада МФТИ, МИФИ, олимпиады по математике и информатике в МГУ и НИУ ВШЭ.

Кстати, многие победители олимпиад при сдаче ЕГЭ (а сдавать его они обязаны) получают по тому же предмету баллы ниже 100. Но согласно приказу Минобрнауки 65 баллов по ЕГЭ (фактически это «тройка») у победителей и призеров олимпиад приравниваются к 100 баллам. То есть вне конкуренции в вуз проходят абитуриенты с 65 баллами.

И это еще один стимул для ребят влиться в олимпийское движение.

К сожалению, наша область во Всероссийской олимпиаде малоконкурентна. За последние три года был лишь один победитель: в 2013 году Маша Андреева из Коврова выиграла олимпиаду по праву, сейчас она учится в высшей школе экономики.

В 2015-м в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников Владимирскую область будут представлять 7 учащихся -победителей регионального этапа. Это Мария Стулова, учащаяся 10-го класса гимназии №23 г.

Владимира (немецкий язык, 79 баллов), Андрей Семенышев, учащийся 11-го класса Кадетского корпуса (физическая культура, 85 баллов), Алина Кузицына, учащаяся 10-го класса Ни-кологорской школы Вязни-ковского района (физическая культура, 85 баллов), Александр Работкин, учащийся 10-го класса школы №10 г.

Владимира (литература, 115 баллов), Никита Воронов, учащийся промышленнокоммерческого лицея г. Владимира (право, 55 баллов), Софья Разумовская, учащаяся гимназии №23 (русский язык, 72 балла). Ребята имеют неплохие шансы.

Мы ищем таланты

Ученики Натальи Владимировны Кузнецовой, учителя физики, кандидата педагогических наук, являются победителями и призерами многочисленных вузовских олимпиад. Все без репетиторов поступают в самые солидные вузы страны.

Педагог вспоминает: в 2012 году ее ученик Алексей Чернов победил в городском и региональном этапе и вышел на заключительный этап Всероссийской олимпиады. По баллам он оказался где-то посередине, тем не менее, успешно поступил в МФТИ.

Учитель уверена: пока в регионе не будет серьезной физико-математической школы, мы не будем выходить на всероссийский уровень по этому предмету.

— Наше участие в 2012 году было впервые за 15 лет, когда наш регион вышел на уровень Всероссийской олимпиады по физике, и еще 15 лет вряд ли кто сможет поехать — очень уж жесткие критерии, — говорит Наталья Владимировна. — Мы не можем конкурировать ни с Долгопрудным, ни с Новосибирском, ни с Челябинском, ни с Саранском. Там созданы центры подготовки учащихся, ребята участвуют круглый год во всех олимпиадах, а это опыт.

Нужно учреждение, которое бы собирало одаренных детей со всего региона, уверены владимирские педагоги. В свое время была создана физико-математическая школа в Вязниках — к сожалению, она прекратила свое существование. Во Владимире была попытка создать учебное заведение для одаренных детей: промышленно-коммерческий лицей с несколькими профилями обучения.

Лицей работал на площадке педуниверситета, находился в ведении облдепартамента образования и финансировался отдельной строкой. Сюда приезжали талантливые дети со всех районов, здесь преподавали кандидаты наук и доценты вуза. Но в начале 2000-х лицей перевели в ведение муниципалитета с подушевым финансированием, и он стал обычным образовательным учреждением.

Есть еще одна причина, по которой наш регион плетется в хвосте.

— Все регионы, занимающие призовые места Всероссийской олимпиады школьников, областные олимпиады проводят, начиная с самых младших классов, — объясняет Наталья Кузнецова.

— А у нас, например, по физике областной этап начинается с 10го класса. Это неправильно. Как минимум, с 8-го класса это должно быть, потому что у ребенка элементарно не хватает опыта участия. И здесь мы проигрываем.

К тому же в нашей области проводятся олимпиады не по всем предметам. Это большой минус.

  • ЦИФРА: 580 учащихся 9-11-х классов школ области приняли участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады
  • Проверяем себя
  • Такие задания по русскому языку выполняли старшеклассники во время испытаний 2013 года.
  • ЕГЭ
  • «В начале XIX века французская академия вынесла постановление: не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба. Ученым казалось, что все описания метеоритов, небесных камней — плод фантазии…»

Почитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова «плод». Определите значение, в котором это слово употребляется. Три варианта ответа: а) часть растения, б) организм человека, в) порождение, результат чего-то.

Муниципальная олимпиада

Что общего между шарманкой и Катаринкой? При ответе аргументируйте свой ответ.

Дети должны ответить следующим образом: Шарманка — музыкальный инструмент, получивший название от популярной французской песенки «Шарман Катрин» («Прекрасная Катрина»), которую часто исполняли бродячие музыканты (4 балла).

Слово «шарманка» получилось от укороченного названия полюбившейся песенки. (2 балла). У поляков и украинцев инструмент шарманка стал называться Катаринкой. (2 балла).

(Ответ требует широты кругозора: нужно не только угадать значение слова, а знать историю его происхождения. Варианты ответов не предлагаются).

Олимпиада «Ломоносов»

«Маленький мопс обгрыз игрушку, и послышался звонкий визг». В написании каких согласных букв в предложении, в принципе, возможны ошибки и почему? Написание каких из них можно проверить, а каких — нет? Если проверить написание не удается, поясните, с чем это связано.

Источник: https://www.prizyv.ru/2015/03/olimpiada-stala-alternativoj-ege/

Победителям и призерам олимпиад

Уверены, что многие ребята принимают участие в олимпиаде ради радости и азарта интеллектуального состязания, возможности оценить свои знания.

  В то же время олимпиада является способом поиска и поддержки школьников, умеющих мыслить нестандартно, не по шаблону. И для таких школьников олимпиада открывает дорогу в вуз.

Успешно выступив на олимпиаде «Высшая проба» можно получить льготы – от дополнительных баллов до поступления без вступительных испытаний. Причем не только при поступлении в НИУ ВШЭ, но и в другие вузы. 

Льготы при поступлении в вузы предоставляются только дипломантам олимпиад, включенным в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый на год приказом Министерства образования и науки РФ (далее – Перечень),[1].

В Перечне указываются организаторы олимпиады, профили, общеобразовательные предметы или специальность(и) и направления подготовки высшего образования, соответствующие каждому профилю, а также уровень каждого профиля (1 уровень – у самых сложных, 3 уровень – у относительно простых).

Перечень на очередной учебный год должен быть опубликован не позднее 1 сентября. 

Каждый вуз имеет право утвердить свой, сокращенный, список олимпиад, дающих льготы, и оставить без преимуществ победителей и призёров остальных олимпиад, входящих в Перечень.

Информацию о поступлении по результатам олимпиад вузы должны опубликовать до 1 октября.

Полный перечень льгот для победителей и призеров олимпиады «Высшая проба» и других олимпиад из Перечня при приеме в бакалавриат/специалитет НИУ ВШЭ в 2020 году можно найти здесь.

Обратите внимание, что роль играет и уровень олимпиады, и степень диплома, и то, за какой класс получен результат.

[1]  Преимущества при поступлении  в вузы имеют также дипломанты Всероссийской олимпиады школьников, которые здесь не рассматриваются

Особые права победителям и призерам олимпиад школьников при поступлении в вуз

Самая значительная льгота для победителей и призеров олимпиад школьников – прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата/специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады.

Другая возможная льгота – максимальный балл ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников (далее — право на 100 баллов). Иногда вузы проводят для поступающих дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности.

Победителям и призерам олимпиады школьников  может быть выставлен максимальный балл за дополнительное вступительное испытание, сам экзамен при этом сдавать не потребуется.

Льготы – БВИ и право на 100 баллов — могут быть предоставлены одному и тому же поступающему, успешно выступившему в состязаниях по разных профилям одной и той же олимпиады или в разных олимпиадах.

Прием без вступительных испытаний

Воспользоваться льготой поступления без вступительных испытаний можно только в одном вузе и только на одном направлении подготовки.

Если победитель или призер нескольких олимпиад имеет право быть принятым БВИ на разные образовательные программы в одном или разных вузах, то ему предстоит непростой выбор.

Он должен выбрать только один вуз  и только одну образовательную программу и принести в приемную комиссию оригинал аттестата и заявление о согласии на зачисление, причем, строго в установленный срок. Успехи в других олимпиадах при желании можно учесть как индивидуальные достижения.

Но не забудьте, что каждый из них необходимо подтвердить определённым результатом ЕГЭ по соответствующему предмету.

При льготе БВИ достаточно иметь результат ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, был не ниже «балла подтверждения», минимальные баллы ЕГЭ по другим предметам  — не нужны.

Право на 100 баллов

Предоставления права на 100 баллов означает, что поступающему устанавливается наивысший результат (100 баллов) соответствующего вступительного испытания (испытаний).

По общим правилам приема абитуриент может подать документы в пять вузов и в каждом из них не более чем на 3 направления подготовки. Соответственно, льготой «права на 100 баллов» можно воспользоваться максимум 15 раз.

А предъявив приемной комиссии дипломы разных олимпиад, можно получить максимальные баллы по нескольким или даже по всем вступительным испытаниям.

Но не забудьте, что каждую из них необходимо подтвердить определённым результатом ЕГЭ по соответствующему предмету.

Если поступающему предоставлено право на 100 баллов по одному, например, из трех вступительных испытаний, то ему нужно иметь результат ЕГЭ по этому предмету не ниже «балла подтверждения», а по всем другим – результаты ЕГЭ должны быть не ниже минимальных баллов ЕГЭ, установленных вузом.

Подтверждение дипломов баллом ЕГЭ

Чтобы использовать льготу, дипломанты «перечневых» олимпиад должны подтвердить свой результат, сдав ЕГЭ по соответствующему предмету не ниже, чем на 75 баллов. Вуз может установить и более высокую «планку». В НИУ ВШЭ для некоторых образовательных программ «балл подтверждения» — 80 и даже 85 баллов.

Как и кто определяет соответствующий предмет? В случае «права на 100 баллов» все просто — наивысший результат (100 баллов) по вступительному испытанию (испытаниям) устанавливается при наличие результата ЕГЭ не ниже «балла подтверждения» по предмету этого вступительного испытания

В случае поступления без вступительных испытаний решение о предмете, соответствующем профилю олимпиады, принимает вуз.

НИУ ВШЭ либо выбирает предмет из числа общеобразовательных предметов, соответствующих профилю олимпиады, установленных в Перечне, либо устанавливает предмет самостоятельно.

Последнее происходит в случае, если в Перечне в соответствие профилю олимпиады поставлены общеобразовательные предметы, по которым не проводится ЕГЭ.

Таблицу соответствий олимпиад и предметов ЕГЭ, по которым нужно получить соответствующий балл для их подтверждения, вы сможете найти здесь.

Если не удалось «подтвердить» диплом победителя или призера, то в отдельных случаях можно зачесть успех на олимпиаде как индивидуальное достижение. Можно попытаться в следующем году получить более высокий результат ЕГЭ.

Предоставление особых прав победителям и призерам олимпиад школьников в течение 4 лет

Правом на льготу можно воспользоваться в течение 4 лет, следующих за годом проведения олимпиады. Но для олимпиад из Перечня каждый вуз сам решает успехи при выполнении заданий для каких классов учитываются для предоставления льготы. Многие вузы принимают только дипломы, полученные при выполнении заданий, предназначенных для одиннадцатиклассников.

Важно, что учитывается не класс обучения в школе. Принимается во внимание класс, для которого были предназначены задания, выполнявшиеся участником олимпиады. Если 8 — классник выполнял задание, предназначенное для 11 классников, и стал дипломантом, то он может использовать особые права в течение 4 лет, следующих за годом проведения олимпиады, в которой он был успешен.

Скидки по оплате обучения победителям, призерам и участникам олимпиад школьников

Победители  и призеры олимпиады «Высшая проба» по профилям, которые не входят в Перечень, не получают льгот, но они могут зачесть успех как индивидуальное достижение, а еще им предоставляются скидки по оплате на весь период обучения.

70%

Максимальную, 70-процентную скидку получают победители и призеры олимпиады «Высшая проба» по профилям, не входящим в Перечень. Победители «Высшей пробы» дополнительно получают 100-процентную скидку по оплате первого года обучения.

50%

Скидка 50% получают победители и призеры олимпиад, входящих в Перечень.

25%

25-процентная скидка ждет участников заключительного этапа олимпиады «Высшая проба», недобравших 1–10 баллов до получения статуса призера.

Скидки предоставляются при условии недобора от 1 до 45 баллов до проходного балла на бюджетные места. Скидкой можно воспользоваться на образовательных программах, соответствующих профилю олимпиады.

Чтобы не потерять скидку и сохранить ее на все годы обучения, студент по результатам промежуточной аттестации (до пересдач) в течение предшествующего учебного года имеет не более двух оценок ниже 6 баллов по десятибалльной шкале; не имеет оценок ниже 4 баллов по десятибалльной шкале; не имеет неявок на аттестационные испытания без уважительной причины. Позиция, занимаемая в рейтинге, не учитывается.

Учет индивидуальных достижений

Индивидуальные достижения – достижения поступающего, за которые образовательная организация высшего образования начисляет дополнительные баллы. Баллы за индивидуальные достижения включаются в сумму конкурсных баллов. Суммарно за все индивидуальные достижения начисляется не более 10 баллов.

За результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав),  поступающий может получить максимум  8 баллов.

  Например, дополнительные баллы начисляются победителям и призерам  олимпиады «Высшая проба» по профилям, которые не входят в Перечень, могут начисляться победителям и призерам, не подтвердившим свой результат на олимпиаде результатами ЕГЭ по профильному предмету и др.

Баллы начисляются по одной олимпиаде или одному интеллектуальному и (или) творческому конкурсу, предоставляющих возможность засчитать наибольшее количество баллов. 

Подробно об учете НИУ ВШЭ индивидуальных достижений  смотрите здесь.

Преимущества победителей и призеров олимпиады, не являющихся выпускниками

Понятно, почему участвуют в олимпиадах учащиеся выпускных классов, но зачем  тратят время и волнуются, ожидая результатов, школьники 7-9 классов, которые  будут поступать в вуз только через несколько лет? Есть три причины делать это.

Прежде всего, участие в олимпиаде — это новые знания. Формат и содержание олимпиадных заданий отличается от привычных заданий в школе. Те, кто раньше начнет участвовать в олимпиадах, с большей вероятностью встретят знакомый материал в заданиях следующего года.

Участие в олимпиадах развивает мотивацию к обучению и самодисциплину. Любой школьник, который решит участвовать в олимпиадах, начнёт заниматься больше и откроет книгу лишний раз. А потом может быть появится привычка интенсивно трудиться — регулярно выполнять задания и умение планировать время – которая в будущем поможет успешной карьере.

Участие в олимпиадах воспитывает привычку концентрироваться и не нервничать, правильно рассчитать своё время и распределять силы. Школьник, мозг которого привык к подобным стрессовым ситуациям, будет вести себя адекватно  на настоящих экзаменах, лучше справится с ними.

И, наконец, дипломанты олимпиады 7-10 классов имеют право в следующем году принять участие сразу в заключительном этапе, минуя отборочный.

Источник: https://olymp.hse.ru/mmo/pref

Дороже "золота" и ЕГЭ: мифы и правда об олимпиадном движении

Непонимание работы олимпиадного движения порождает мифы и домыслы. «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и Ассоциация победителей олимпиад предлагают навсегда разобраться с самыми распространенными из них.

Миф №1: «Результаты олимпиады не котируются, то ли дело высокие баллы за ЕГЭ и золотая медаль!»

Читайте также:  Советы эксперта: как сдать егэ по истории на 100 баллов - студенческий портал

Ни один стобалльник и золотой медалист не окажется в списках на поступление выше олимпиадника, который получил так называемое БВИ – право поступления без вступительных испытаний, то есть без ЕГЭ и каких-либо внутренних экзаменов. Победители олимпиад могут вовсе занять все бюджетные места. И это не предполагаемая ситуация, а типичный случай на востребованных образовательных программах в престижных университетах.

И даже если олимпиадник получит только льготу в виде 100 баллов за ЕГЭ по предмету, близкому к профилю олимпиады, он все равно будет в более выгодном положении, чем ученик, который получит такой же результат, сдав госэкзамен. У олимпиадника козырь в виде ста баллов появится заранее, а значит перед поступлением будет меньше поводов для стресса и больше времени для подготовки к другим предметам.

Кроме того, победители и призеры олимпиад дополнительно могут рассчитывать на получение различных денежных премий и грантов.

Миф №2: «Олимпиады по нешкольным предметам бесполезны»

У каждой олимпиады есть свой профиль. Например, у олимпиады по востоковедению это может быть история, по журналистике – литература. По данному профилю абитуриент и получит привилегию.

Если профиль олимпиады все же не соответствует предметам, по которым есть ЕГЭ (например, имеет профиль «право», а не «обществознание»), то перевести ее в 100 баллов ЕГЭ не получится. Ее можно будет использовать исключительно для получения права на поступление без вступительных испытаний.

Информацию о конкретных льготах следует уточнять отдельно в приемной комиссии каждого вуза. Профиль олимпиады можно узнать в приказе Минобрнауки «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней», который издается каждый учебный год.

Миф №3: «Все олимпиады – это преимущество при поступлении»

Такая позиция тоже неверна. Только два типа олимпиад дают привилегии – это Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) и те, которые входят в официальный перечень Минобрнауки. Олимпиады вне перечня не дают ничего, кроме красивого диплома.

Самые популярные из подобных внеперечневых олимпиад – это «Русский медвежонок» и «Золотое руно». Обратите внимание, что перечень олимпиад издается каждый год, и определенные олимпиады могут из него исключаться: это необходимо проверять.

Миф №4: «Олимпиады только для гениев!»

Для победы в олимпиаде действительно требуется более тщательное и глубокое усвоение дисциплины, но всё же посильное любому школьнику.

Призывайте своих учеников записываться на всевозможные олимпиады: для решения многих заданий нужны не специфические знания сверх школьной программы, а, например, более развитая логика и креативное мышление.

Главное пробовать, а в случае с олимпиадами это очень просто, так как конкурсов для школьников множество, а неудача в них – в отличие от ЕГЭ – не несет никаких негативных последствий. Возможно, именно олимпиада станет для ученика стимулом к саморазвитию.

Миф №5: «В системе олимпиад легко запутаться»

Единственный правдивый миф в подборке. Разрушить его смогут только учителя и администрации школ, которым достаточно лишь огородить учеников от противоречивой информации об олимпиадах, появляющейся из-за незнания того, как все устроено на самом деле:

Диплом победителя или призёра Всероссийской олимпиады школьников:

– принимается повсеместно;

– даёт исключительное право поступления БВИ по профилю олимпиады;

– не требует подтверждения результатами ЕГЭ;

Диплом победителя или призера перечневой олимпиады:

– может приниматься не во всех вузах (обращайте внимание на организатора олимпиады и её уровень);

– предлагает привилегии в виде БВИ или ста баллов за ЕГЭ;

– может требовать подтверждения результатами ЕГЭ: нужно набрать минимум 60–75 баллов по профильному предмету (границу определяет вуз);

Источник: https://na.ria.ru/20190423/1552946803.html

Конкурсы и олимпиады могут стать альтернативой ЕГЭ

Накопление детьми тех или иных знаний перестало быть целью школьного образования. Оно сейчас носит развивающий характер, при котором учитываются особенности ребенка, его наклонности и устремления. При этом в разы выросло количество конкурсов, в которых дети могут проявить свои способности. Дело учителя и родителей — приобщить их к участию в этих конкурсных испытаниях.

Большое значение теперь приобретает так называемое олимпиадное движение. Это не только всем известные Всероссийская предметная олимпиада школьников или Всероссийская научно-практическая конференция учащихся, в которых принимают участие чуть ли не все ученики, начиная с младших школьников. Затем следует городской или окружной уровни, выявляющие лучших для регионального этапа.

И уже на заключительном этапе выявляются их победители и лауреаты. Победители этих престижных конкурсов гарантированно поступают в высшие учебные заведения.Сейчас в губернии проходит окружной этап Всероссийской олимпиады школьников, который завершится 25 декабря. В прошлом году по ее итогам Самарская область заняла 11-е место в России и третье в ПФО.

В своем декабрьском Послании глава региона Николай Меркушкин отметил, что «мы должны как минимум быть в тройке лидеров по стране».

Речь идет не о региональных амбициях, а о том, что результаты олимпиады больше, чем единый госэкзамен, отражают реальное положение в нашей образовательной системе и готовность выпускников школ реагировать на потребности экономики как Самарской области, так и России в целом.

От победы к победе

Глава губернии также говорил о расширении олимпиадного движения. «Это исключительно важно, потому что мы повышаем качество, состязательность, конкурентоспособность и для учеников, и для педагогов, — подчеркивал Николай Меркушкин. — Министерству образования и науки надо совершенствовать систему премий и доплат.

Так, чтобы их уровень на региональном этапе мог изменяться в зависимости от результатов, достигнутых на российских и международных олимпиадах».Список конкурсных образовательных мероприятий в губернии достаточно широк. Особенно активно они развиваются в Поволжском, Самарском, Тольяттинском, Северо-Западном, Отрадненском образовательных округах.

Это, к примеру, малая олимпиада, компьютерный интеллектуальный марафон «Инфотешка», учебно-исследовательская конференция «Юные дарования XXI века», региональная научно-практическая конференция старшеклассников и студентов «Проектирование с использованием программных продуктов ArtCam» — в Новокуйбышевске.

Фестиваль для обучающихся 2-6 классов «Чтение — вот лучшее учение!», фестиваль иностранных языков, экологический фестиваль творческих коллективов «Сказки красивого сердца» — в Красном Яру.

Городской конкурс компьютерных мультимедийных проектов «В добрый путь», конкурс видеороликов «Здоровые дети — здоровая нация», конкурс литературных работ, детских газет и журналов «Добрая дорога детства» — в Жигулевске. Городская научно-практическая конференция школьников 1-9 классов «Первые шаги в науку», городской конгресс молодых исследователей — в Тольятти.

Областной конкурс «Ученик года», областная олимпиада по прикладной биологии, областная научная конференция школьников, областной конкурс для студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодой ученый», Всероссийский молодежный Самарский конкурс-конференция по оптике и лазерной физике и еще почти 60 конкурсов — в Самаре.

Поддержать лучших

Ежегодно приказом министерства образования и науки РФ утверждается Перечень олимпиад школьников, победители и призеры которых имеют право в течение года на льготы.

Быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов на ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, быть зачисленными в вузы без вступительных испытаний и т.д. Таких конкурсных меро­приятий тоже много.

Например, межрегиональная олимпиада школьников по математике и криптографии, олимпиада школьников «Шаг в будущее», межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба», олимпиады «Государственный аудит», «Надежда» и многие другие.

Победа и призерство в них обеспечивают зачисление в ряд престижных вузов страны.Выбор для учащихся более чем внушительный. И везде нужно проявить свои знания, навыки, умение быть конкурентоспособным и побеждать. Такова одна из очень существенных составляющих нынешнего образовательного процесса.

Региональная власть держит судьбу одаренных и талантливых ребят под неослабным вниманием. Добрым примером такой заботы являются именные премии губернатора для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства, спорта.

Размер премий составляет от 4 до 60 тысяч рублей в зависимости от достигнутых результатов. Определены номинации: «Учебно-исследовательская деятельность», «Художественное творчество», «Любительский спорт, туризм», «Техническое и прикладное (народное) творчество».

С 2015 года список номинаций будет дополнен новой — «Социально значимая деятельность» с квотой 10 человек.

Источник: https://www.vkonline.ru/content/view/130089/konkursy-i-olimpiady-mogut-stat-alternativoj-ege

Олимпиады станут альтернативным ЕГЭ — МК

Вузы определят порог баллов для победителей

В хороших вузах число олимпиадников среди абитуриентов нередко достигает 50 процентов. Чтобы дать возможность поступления и тем, кто не озаботился заранее запастись грамотами и дипломами, ректоры предлагают ввести особые условия для лауреатов. «МК» узнал, что изменится в процедуре проведения олимпиад и как это повлияет на возможности участников.

Предполагается, что уже в этом учебном году олимпиадники смогут воспользоваться своей льготой только в одном учебном заведении.

— Есть случаи, когда человек является призером олимпиады по физике, но при этом имеет 35 баллов по математике, — объясняет суть проблемы ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

— Такого быть не должно.

Также имеет смысл установить такой порядок, чтобы победитель олимпиады должен как минимум два года участвовать в олимпиаде, чтобы в итоге иметь льготы при поступлении в высшее учебное заведение.

Ректоры предполагают установить для олимпиадников свои проходные баллы по непрофильному предмету. Тогда школьник не сможет подготовиться к конкурсу только по одной дисциплине, проигнорировав другую. То есть наличие льгот не освободит от ответственности — получения высоких баллов ЕГЭ.

Глава МГУ Виктор Садовничий, в свою очередь, предложил сделать олимпиады более прозрачными, чтобы они могли считаться альтернативой единому экзамену. При этом будет учитываться не только итоговое заключение председателя комиссии, но и мнение рядовых экспертов.

— Уже в прошлом рассуждения о том, что олимпиады — это «анти-ЕГЭ», — считает Виктор Садовничий. — Существует тенденция к улучшению качества проведения конкурсов, но останавливаться на достигнутом нельзя.

Нам не нужны олимпиады, приспособленные к определенным целям, поэтому надо еще больше совершенствовать механизмы их проведения.

Необходимо обезличить заявки организаторов, чтобы эксперты не знали, какую именно олимпиаду они оценивают, и не могли отнестись к ней предвзято.

В целом, если ректоры действительно хотят видеть в олимпиадах полноценную альтернативу ЕГЭ, то вузам придется озаботиться и другой проблемой. Пока что списать во время конкурса остается куда легче, чем во время Единого экзамена, да и контролируют участников гораздо меньше.

На экзаменах школьники ухитряются списывать в присутствии полного набора проверяющих, а вот о создании аналогичной системы контроля для олимпиад речи пока не идет.

Хотя, конечно, на конкурсные задания гораздо сильней влияют оригинальность мышления и креативный подход, чем умение вспомнить нужную формулу.

Все предложения могут вступить в силу уже в этом году. По итогам вступительной кампании-2011 самым любимым вузом олимпиадников оказался МГУ — туда поступил 1961 лауреат из 8589 принятых по всей стране.

Источник: https://www.mk.ru/social/2011/10/28/637703-olimpiadyi-stanut-alternativnyim-ege.html

Школьная олимпиада станет альтернативой ЕГЭ

16.03.2010

Приемная кампания 2009 года стала во многом решающей для российского образования. Повсеместное введение ЕГЭ и связанный с этим приток абитуриентов в престижные вузы показал недостатки «массового поступления». Стало ясно, что нужно искать новые, альтернативные пути.

Одним из таких путей становятся школьные олимпиады. Это уникальное российское общественно-историческое движение приобретает в последнее время все большую значимость. Задания олимпиад являются творческими, что дает ребятам возможность показать свои нестандартные способности, в отличие от ЕГЭ и вступительных экзаменов, где обычно предлагаются стандартные задачи.

Особенно заманчиво то, что победители и призеры состязаний по закону имеют право на льготное поступление вне конкурса по профилю олимпиады. Высшее учебное заведение может, на свое усмотрение, либо приравнять их к тем, кто сдает профильный предмет на 100 баллов по ЕГЭ, либо вовсе зачислить «автоматом».

В 2010 году Российский союз ректоров утвердил список из 87 предметных олимпиад школьников. Изменился сам подход к оценке качества олимпиад, вследствие чего вне списка оказались 24 олимпиады прошлого года.

В 2009 году уровень олимпиады (первый, второй или третий) определялся лишь по количеству участников. И в перечень олимпиад первого уровня попало несколько массовых олимпиад с простыми задачами. Но такое положение не устраивало большинство престижных вузов. Например, мехмат МГУ не брал студентов без собственного экзамена по математике.

По новой системе оценки олимпиад первый уровень определяется по ежегодному участию в ней от 3000 школьников минимум из 20 субъектов РФ. Ко второму относятся олимпиады, в которых участвуют не менее 1500 учащихся из 10 и более субъектов РФ. Третий уровень собирает от 300 учащихся 3 и более субъектов РФ. При этом «стаж» всех олимпиады должен превышать два года.

Выпускникам 2010 года важно знать одно важное отличие школьных предметных олимпиад от Всероссийской олимпиады школьников. Дело в том, что все они привязаны к вузам, причем не только государственным. Разумеется, ход состязаний контролируется общественными организациями и органами местной власти. Уровень олимпиады и определяет, насколько абитуриент сможет воспользоваться своим преимуществом.

Если школьник победил в олимпиаде третьего уровня, которую устраивал местный университет, он потеряет свое право, если захочет льготно поступить в вуз, который проводил олимпиаду более высокого уровня. В то же время, высшее учебное заведение с олимпиадой третьего уровня не имеет права отказать в зачислении без экзаменов победителям и призерам олимпиад второго и первого уровней.

Справка

Предметные олимпиады школьников проходят ежегодно с 1 сентября по 15 мая практически во всех регионах России. Направления соответствуют основным дисциплинам школьного образования.

Всего их 21: русский язык, литература, иностранные языки (английский, немецкий и французский), математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, биология, физика, химия, экономика, право, основы безопасности жизнедеятельности, технология, искусство(мировая художественная культура), физическая культура, астрономия, экология.

Участие в олимпиадах могут бесплатно принять все учащиеся.

ГлавСправ. 2010

Источник: http://edu.glavsprav.ru/omsk/ege/journal/78/

Это всё она: как упростить поступление с помощью олимпиады?

Как вообще можно поступить в вуз? Результаты ЕГЭ. Все специальности имеют свой список обязательных экзаменов с количеством минимальных баллов по каждому из них. Обычно это три или четыре предмета, один из которых устанавливает Министерство науки и высшего образования РФ, а остальные выбирает сам вуз.

Обязательным для поступления на любую специальность в России является экзамен по русскому языку. Кроме того, университеты, список которых ежегодно определяется правительством по рекомендациям Минобрнауки и Рособрнадзора, имеют право проводить дополнительные внутренние испытания по предметам, они же ДВИ.

В основном в список попадают лидеры по притоку абитуриентов — МГУ, СПбГУ, МФТИ, МГИМО.

Результаты ЕГЭ и творческого испытания. Дополнительные творческие или профессиональные испытания назначаются вузом. Их наличие прописывается в перечне экзаменов, необходимых для поступления на ту или иную специальность.

В основном это творческие направления: музыка, изобразительное искусство, дизайн, журналистика и другие.

Результаты внутренних экзаменов. Правом поступления с учётом лишь вузовских испытаний, (то есть результаты ЕГЭ не будут иметь никакого значения), обладают люди с инвалидностью, иностранные граждане, обладающие дипломами о среднем профессиональном или высшем образовании и выпускники школы до 2009 года.

Без вступительных испытаний. Самый интересный и одновременно (относительно) лёгкий путь. Результаты ЕГЭ и дополнительные внутривузовские экзамены при поступлении не учитываются.

Такой льготой обладают: чемпионы мира и Европы, члены команд международных олимпиад по общеобразовательным предметам, чемпионы и призёры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, а также победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. О ней и других олимпиадах мы и поговорим подробнее.

Общее представление

В России существуют три типа олимпиад, лишь два из которых имеют вес при поступлении — Всероссийская олимпиада школьников и олимпиады, включенные в ежегодный «Перечень олимпиад школьников и их уровней», составляемый Министерством науки и высшего образования. К третьему типу относятся олимпиады, участие в которых оплачивается школьниками или представителями их образовательных организаций — к примеру, «Русский медвежонок», «Кенгуру», Международная олимпиада по основам наук для школьников и студентов от Дома Учителя Уральского федерального округа и прочие. Они не дают существенных льгот при поступлении, но вуз по своему усмотрению может добавить до 10 баллов за дипломы подобных состязаний.

Источник: http://shturmedia.ru/olimpiada

Ссылка на основную публикацию