5 сфер работы для выпускника филфака — студенческий портал

Согласно данным Росстата, почти четверть всех безработных — молодёжь (люди до 25 лет). В основном это выпускники, которые высшее образование уже получили, но опыта работы у них ещё нет, поэтому их никуда не берут.

Бывшие студенты в отчаянии регистрируются как безработные, чтобы получать хотя бы пособие. Как Лайфу рассказали в пресс-службе Минтруда, на конец июня 121 тыс. россиян в возрасте 16–29 лет стояла на учёте в службах занятости.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Согласно исследованию Career.ru (проект HeadHunter), в первом полугодии 2018 года молодые специалисты разместили на HeadHunter 2,3 млн резюме. А молодёжных вакансий на портале было 250 тыс. — то есть в 9 раз меньше.

5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал

Коллаж © L!FE. © Shutterstock

Только три четверти выпускников находят работу в первые месяцы после окончания вуза. Об этом в феврале 2018 года заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

— Такие цифры по стране нас не могут устраивать, потому что есть с этим проблема, государственная проблема — трудоустройство выпускников, — говорил премьер-министр.

На эту проблему не раз обращал внимание и президент Владимир Путин.

— Очень важно сопровождать выпускников наших высших учебных заведений — в данном случае Московского государственного университета — вплоть до трудоустройства.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Самые странные школьные традиции мира - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Это чрезвычайно важно, чтобы молодые люди, когда они приходят учиться, с первого курса уже понимали, что у них есть перспектива достойного трудоустройства в своей собственной стране, — сказал президент, выступая на заседании попечительского совета МГУ имени Ломоносова в 2017 году.

5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал

Коллаж © L!FE. © Shutterstock

Эксперты рассказали, что делать, если всё, чем вы богаты, — это «корочка» недавно законченного вуза.

— Сейчас распространена практика стажировок для студентов и выпускников, — сказал руководитель сервиса для поиска работы и сотрудников Rabota.ru Александр Каючкин.

— Компенсации часто невысокие или могут отсутствовать, но это хороший шанс для соискателей без опыта получить навыки и попробовать себя в профессии.

После выпуска молодой специалист уже может добавить прохождение практики в своё резюме, что будет большим плюсом при устройстве на постоянную работу. Часто компании оставляют у себя специалистов, которые у них проходили стажировки.

Одна из крупных компаний, куда можно устроиться на стажировку — «РУСАЛ». В феврале 2017 года там был запущен проект «Новое поколение». Участвовать могут выпускники вузов и профессиональных учебных заведений по самым разным специальностям — от электрика до эколога. Они получают хорошую зарплату — 80% от оклада, который положен при постоянном трудоустройстве.

5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал

Фото ©РИА Новости/Николай Журавлев

Имеющийся опыт не важен, но берут на стажировку, а затем и на постоянную работу, безусловно, лучших: для специалистов средний балл диплома должен быть выше 4,5, для рабочих специальностей — выше 4.

При равных условиях преимуществом будет хорошее портфолио — наличие собственных исследований, участие в грантовых, стипендиальных и иных поощрительных программах, владение иностранными языками, а также прохождение практики на предприятиях «РУСАЛа».

— Так как в «РУСАЛе» мы настроены на долгосрочное сотрудничество и привлечение талантливых специалистов, поэтому и условия приёма на стажировку достаточно строгие.

Но взамен у вчерашнего студента появляется уникальная возможность начать карьеру в крупнейшей международной компании по специальности.

Конкурс серьёзный — до 10 человек на место, а это говорит о том, что программа очень востребована и нужна, — отметила директор по персоналу «РУСАЛа» Наталия Бекетова.

Стажировку прошли уже 225 человек. Из них более 75% (140 человек) остались работать в компании.

Один из таких стажёров — 23-летняя Наталья Налоева. Девушка ещё со школы мечтала стать экологом. Она считает, что это — профессия будущего, которая спасёт природу от гибели и донесёт красоту планеты до новых поколений. Но, закончив в своём родном Братске вуз с красным дипломом, девушка столкнулась с суровой реальностью.

— Вакансия «эколог» довольно редкая, в нашем городе почти нет мест, а без рабочего опыта на молодого специалиста даже и не смотрят, — рассказала Наталья. — Почти все мои одногруппники пошли учиться в магистратуру, потому что не смогли устроиться по профессии на работу.

5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал

Фото ©РИА Новости/Владимир Песня

Наталье повезло больше. Во время учёбы она проходила практику в «РУСАЛе», и там её запомнили как ответственного работника. Когда подошло время прощаться с родными стенами вуза, Наташе позвонили. Выпускницу пригласили пройти программу «Новое поколение» в «РУСАЛе».

— Сообщение о том, что стажёром выбрали меня, конечно, воодушевило. Работать по своей профессии, да ещё на большом предприятии, — это отличный старт! — сказала Наташа.

Она должна следить за многими параметрами работы предприятия, принимать участие в разработке экологических отчётов и работать с контролирующими органами. Программа стажировки рассчитана на полгода. В октябре девушку ждёт итоговый экзамен — комиссия решит, останется ли она в компании.

Наташе, как и всем выпускникам, которые проходят стажировку, выделили своего наставника. Девушку опекает тёзка — Наталья Шпет, специалист отдела экологии.

5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал

Фото ©РИА Новости/Виталий Аньков

Наставница вспоминает, как 18 лет назад пришла на завод неопытным специалистом. Подобных программ не было и в помине, и приходилось все тонкости профессии познавать самой.

— Внимание к экологии с каждым годом только растёт, поэтому и работы у нас становится больше, — сказала Наталья Шпет. — Давать шанс молодым ребятам, с учётом того что технологии так динамично меняются, очень важно, они приносят новые, свежие идеи и оптимизируют работу.

Проект «РУСАЛа» охватывает уже многие города России — и крупные (Москва, Красноярск, Волгоград), и мелкие (Бокситогорск, Североуральск, Саяногорск, Шелехов). При этом приехать на стажировку можно из любого региона, если есть желание найти интересную работу.

В регионах центры занятости также нередко организуют стажировки. Как сообщалось в июле, более 130 выпускников в Карачаево-Черкесии смогут в этом году попробовать свои силы на местных предприятиях. Из регионального бюджета работодателям будут выделяться компенсации за каждого стажёра (на зарплату, на оплату наставничества, на проезд выпускника). Цель — снижение напряжённости на рынке труда.

5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал

Фото ©РИА Новости/Руслан Кривобок

Успех для выпускника, который ищет работу, также во многом зависит от того, насколько правильно составлено резюме. Правила можно изучить на рекрутинговых порталах — рекомендаций очень много.

Одна из них: не используйте фразы с негативом. Например, не пишите прямо: «У меня нет опыта работы».

Лучше вместо этого обозначить, что во время учёбы вы получили знания, необходимые для этой работы, или что у вас есть качества, необходимые для неё.

В резюме внесите все свои достижения, которые были во время учёбы, — это могут быть, например, проектные работы.

— Опишите все стажировки, которые вы проходили, — рассказал Александр Каючкин. — Если вы участвовали в общественной деятельности, обязательно напишите об этом. Это охарактеризует вас как коммуникабельного человека. Не забудьте поставить хорошую фотографию в резюме.

Если вы мечтаете работать в какой-то конкретной компании, то лучше изучить её корпоративную культуру, считает эксперт.

— Работодатели любят, чтобы кандидат на собеседовании мог рассказать, почему ему хочется работать именно в их компании на данной должности, — отмечает Каючкин.

5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал

Фото ©РИА Новости/Руслан Кривобок

Это действительно может быть крайне трудно — найти работу в вашем регионе по вашей специальности. И тогда нужно или ждать, или что-то менять — регион или профессию.

По данным портала Rabota.ru, сложнее всего найти работу в Псковской, Смоленской, Ивановской, Курганской, Кировской и Брянской областях.

— Из таких регионов чаще всего едут в Москву и Санкт-Петербург, — сказал Александр Каючкин. — В Москве работу найти можно всегда и практически за один день, но если ты готов работать барменом, официантом, продавцом в ретейле и т.д.

По его словам, легче всего устроиться, даже без опыта, в молодых сферах — например, IT или digital.

— Спрос на рынке в данных областях достаточно высокий. В этих отраслях работодатели часто берут специалистов и растят их внутри компании. В продажи легко берут молодых специалистов, в перспективе здесь может быть хороший рост до руководителя отдела продаж и коммерческого директора, — рассказал Александр Каючкин.

Это подтверждает и исследование HeadHunter. Как сообщалось, максимальная доля вакансий для молодых специалистов в общем числе — 51% — в продажах. На втором месте — обслуживающий персонал в туристических компаниях, гостиницах и ресторанах (20%), на третьем — административный персонал (18%). Также весьма большой спрос на молодёжь есть в финансовых компаниях и банках.

Труднее найти работу в производственных сферах. И некоторым приходится переучиваться.

5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал

Фото ©РИА Новости/Виталий Белоусов

— Многие ребята, которые учились на инженеров, стараются получить дополнительное образование по экономике или менеджменту, — рассказала директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — По инженерным специальностям многие сталкиваются с проблемой трудоустройства.

Как отмечают эксперты, у выпускников часто завышенные ожидания по поводу трудоустройства и особенно зарплаты. Они считают, что их должны взять, раз у них есть «корочка» хорошего вуза. Но работодателю важна не сама «корочка», а уверенность, что сотрудник будет полезным.

— Трудности с устройством на работу без опыта чаще всего происходят из-за того, что выпускник не понимает, что нужно будущему работодателю. Компании готовы брать молодых специалистов, они в этом заинтересованы, — сказал Александр Каючкин.

— Но нужно показать и доказать, что кандидат будет приносить реальную пользу компании. Сейчас бизнес работает на результат и работодателю интересны люди, которые будут закрывать конкретные задачи.

При этом у самих выпускников часто необоснованно завышенные ожидания, никто не хочет работать за опыт, за небольшие деньги или бесплатно.

Источник: https://life.ru/p/1142239

Что работодатели ждут от выпускников вузов

авторы исследования:

Наталья Бондаренко, заведующая отделом мониторинга экономики образования Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

Татьяна Лысова, сотрудник отдела изучения уровня жизни АНО «Левада-центр».

При трудоустройстве выпускников вузов решающее значение имеют не цвет диплома и репутация учебного заведения, а личные качества и опыт молодого специалиста, выяснили Наталья Бондаренко и Татьяна Лысова в ходе исследования «Модели поиска, критерии найма, оценка профессиональных качеств и навыков выпускников основных профессиональных образовательных программ: мнение работодателей». Анализ проведен в 2015 году на основе опроса 1019 руководителей российских компаний из шести отраслей (промышленности, связи, строительства, транспорта, торговли и сферы деловых услуг) в рамках «Мониторинга экономики образования» (МЭО) НИУ ВШЭ совместно с Аналитическим центром Юрия Левады.

Помимо личных качеств и опыта работодателей интересуют навыки и квалификация выпускников. Важность знания компьютера и IT-технологий отметили лишь 25% руководителей компаний.

Еще меньшее значение имеют уровень успеваемости (15%), репутация образовательной организации (11%), грамматические и математические знания (7%) и владение иностранным языком (3%).

Это отличает Россию от Великобритании, где, к примеру, грамотность и успеваемость ценятся гораздо выше — на них обращают внимание соответственно в 44% и 30% компаниях.

  • Рисунок 1. Критерии оценки работодателями выпускников основных профессиональных образовательных программ (% от числа всех опрошенных компаний)
  • 5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал
  • Источники: Россия — опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год; Великобритания — опрос CBI/Pearson Education and Skills Survey, 2015 год.

Какие личные качества работодатели ценят выше всего

  1. Руководители компаний ждут от выпускников прежде всего проявления интереса к работе (64%), готовности брать на себя ответственность (55%) и умения работать в коллективе (54%).

  2. В списке важнейших навыков — адаптивность и способность самостоятельно ориентироваться в рабочих ситуациях, умение учиться, осваивать новое, находить решения в нестандартных обстоятельствах.
  3. Рисунок 2.

    Личностные качества и навыки, наиболее необходимые для успешного трудоустройства и карьеры (% от численности работодателей, называющих в качестве основного критерия найма наличие у работника определенных качеств, навыков)

  4. 5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал 
  5. Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.

Где найти «молодую кровь»

Большинство (почти две трети) компаний предпочитают искать выпускников через рекламу и рекрутинговые агентства. Около 50% делают это с помощью практик и стажировок на своем предприятии, 38% обращаются к ярмаркам вакансий.

Правда, компании редко используют такой способ поиска работников как сотрудничество с учебными заведениями (организация преподавания, открытие своих кафедр, участие в разработке образовательных программ). Хотя такое взаимодействие позволяет более обоснованно выбирать будущих сотрудников, его используют всего 5% работодателей.

  • Рисунок 3. Способы поиска выпускников основных образовательных программ (% от числа компаний, проводивших поиск выпускников)
  • 5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал
  • Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.

Вопросы к высшему образованию

Наибольшим спросом у работодателей пользуются выпускники вузов. Их нанимает каждое четвертое предприятие. Но вопросы к выпускникам университетов у работодателей остаются. Их не всегда устраивает уровень профессиональных знаний соискателей, их аналитические навыки, способность решать нестандартные задачи и имеющийся опыт работы по специальности.

Так, опытом выпускников удовлетворены менее 40% компаний против 60% — в Великобритании. Причина проста — британская система профобразования, в отличие от российской, больше ориентирована на практику по выбранному профилю.

  1. Рисунок 4. Удовлетворенность работодателей основными профессиональными навыками, качествами выпускников вузов (% руководителей компаний, удовлетворенных указанными качествами выпускников)
  2. 5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал 
  3. Источники: Россия – опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год; Великобритания — опрос CBI/Pearson Education and Skills Survey, 2015 год.

Кто нанимает больше

В целом, по данным 2015 года, выпускников профессиональных образовательных программ в России трудоустраивали 48% компаний среди нанимавших новых работников в течение последних двух лет. Это ниже, чем в предыдущие годы, обратили внимание исследователи.

  • Наем выпускников был наиболее распространен в промышленности (62% предприятий), связи (57%) и сфере деловых услуг (56%).
  • Таблица 1. Доля предприятий, проводивших наем выпускников по основным профессиональным образовательным программам, по отраслям (% от числа компаний, нанимавших новых работников в течение последних двух лет)
  • 5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал 
  • Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 18 августа, 2016 г. Экономика занятость рынок труда

Подпишись на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/188111459.html

Журфаки: мнения студентов, выпускников и аспирантов

5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал

© Bruno Gori

Обучение журналистской профессии — любимая тема для обсуждения в среде медиа-работников: одни отказываются принимать на работу выпускников профильных факультетов, вторые с благодарностью вспоминают пониженную степень ответственности, позволившую работать уже с первого курса, третьи хвастаются приобретенными в аудиториях связями. T&P спросили у студентов, выпускников и аспирантов самых известных журфаков страны, как им пригодилось свое образование

Факультет журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал [©](http://www.livejournal.ru/themes/id/22921) На факультете журналистики МГУ студенты не только [издают скандальные календари](www.lenta.ru/news/2010/10/06/zhurfak), но получают образование с 1947 года. Наверное, за возможность выбора и стоит ценить это место: именно здесь самое большое количество специализаций. **Преподаватели:** подавляющее большинство штатных преподавателей факультета —доктора или кандидаты наук. Также факультет сотрудничает и с практикующими журналистами. Так, например, на внештатной основе здесь работают президент телекомпании «Эхо-ТВ» [Алексей Венедиктов](http://theoryandpractice.ru/presenters/1420-aleksey-venediktov), ведущая Светлана Сорокина, критик и обозреватель Ирина Петровская. **Стоимость обучения:** дневное обучение — 262 000 рублей, вечернее отделение — 105 000 рублей, заочное отделение — 71 000 рублей, международное отделение — 262 000 рублей. **Контакты:** Москва, Моховая, 9, 8 (495) 629-74-35. **Полина Жигалкина, студентка:** «У нас читали лекции Владимир Познер, Борис Акунин, Влад Лисовец, [Ксения Собчак](http://theoryandpractice.ru/presenters/715-kseniya-sobchak) и многие другие. А еще расположение — Моховая улица идет параллельно Манежной площади и Кремлю, а это дорогого стоит. Но там, где много плюсов, всегда есть и свои минусы, и наш факультет не исключение. На мой взгляд, уровень преподавания английского языка и иностранных языков в целом достаточно низок. Конечно нельзя сравнивать журфак и, скажем, ИСАА, к тому же моя оценка более чем субъективна, но все же для этого факультета иностранные языки должны быть очень сильными. А еще очень хотелось бы ремонта в некоторых аудиториях: на третьем этаже уж слишком навязчиво протекает потолок, а из записей на стенках можно составить целую поэму». **Анна Аристова, выпускница**: «Из преподавателей хочу отметить Павла Вячеславовича Балдицына. Его лекции мы не только не пропускали, но и смотрели в записи — это было что-то нереальное! И хотя сдать ему зачет или экзамен было крайне сложно, менять преподавателя никто даже не пытался. С радостью посещала бы его лекции и после окончания универа. Отдельный момент — это мастер-классы состоявшихся журналистов, профессионалов-практиков, знаковых людей в своей профессии. Лично я ходила на спортивную журналистику к Василию Уткину. Получить совет от профессионала всегда очень ценно, а если получаешь в чем-то одобрение — это сразу вдохновляет на подвиги». **Нияз Каримов, выпускник:** «В конце девяностых журфак был замечательным слиянием либеральной дисциплинарной политики со спецификой самого профиля факультета: хвосты могли тянуться долго, а некоторых преподавателей просто нужно было поймать, чтобы поставить зачет. Потому что все понимали — журналист должен уметь задавать вопросы и получать ответы. Журфак давал информацию о жизни через людей, которые там учились. Надо сказать, что большинство успешно окончивших вуз ныне к журналистике не имеют никакого отношения и прекрасно себя чувствуют. О том, что происходит там сейчас, понятия не имею, но абсолютно точно знаю, что нынешняя российская журналистика в целом — это не более, чем качественно напечатанный календарь с полураздетыми телками, признающихся в любви премьер-министру». **Юрий Аникеев, сотрудник объединенной редакции интернет-проектов факультета журналистики МГУ, соискатель кафедры теории и экономики СМИ:** «Здесь дается хорошее общее гуманитарное образование — та база, которая дает студентам возможность и умение расширять свои знания самостоятельно. Для журналиста — человека, который должен обладать широким кругозором, — это жизненно важно. Ну а самое главное, это интересные люди: можно получить любые знания — от специфики работы японских СМИ до принципов эффективного управления новостными интернет-порталами. За время своего обучения я успел поработать в ведущих СМИ страны, пройти полугодичную стажировку в финском университете, стать специалистом в области интернет-журналистики». [Факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета](http://theoryandpractice.ru/organizers/2087-spbgu-fakultet-zhurnalistiki) —————— 5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал

В 2010 году на журфаке СПбГУ произошли глобальные изменения: пришел новый декан, однако вместе со старым ушла еще и добрая половина преподавательского состава. Кто-то называет это горем, а кто-то «модернизацией смыслов» — так или иначе, этот журфак по-прежнему входит в пятерку лучших в стране.

  • Преподаватели: ведущая Радио России Ольга Смирнова, журналисты Михаил Великосельский и Татьяна Трубачева и многие другие.
  • Стоимость обучения: дневное отделение — 180 000 рублей, вечернее отделение — 110 000 рублей.
  • Контакты: Санкт-Петербург, 1-я линия Васильевского острова, 26, 8 (812) 328-31-84.

**Мария Краскова, выпускница:** «У журфака для меня было одно основное преимущество — его возможность приглашать в качестве преподавателей лучших специалистов с филфака и философского факультетов. Про профильные кафедры ничего не скажу. Периодическая печать и ТВ с радио пребывали в упадке. В тот момент, очевидно, университет не мог предложить достойную оплату преподавателям-практикам. Хотя на дневном, может, дело обстояло по-другому. Я поэтому выбрала кафедру «теории речевой деятельности». Литредактирование мне было интересно, и я, в общем, не ошиблась. Общие впечатления? Образование должно было быть более основательным именно в журналистской части. Практике нас почти никто не учил. Но многое сейчас компенсируют связи — мои однокурсники. 5 сфер работы для выпускника филфака - Студенческий портал**Александр Ноландт, выпускник:** «В большей степени студенты журфака моего времени получали знания не в аудиториях, а в близлежащих кафе. Поэтому первое предложение — создать инфраструктуру демократичных европейских кофешопов с бесплатным wi-fi в районе первой линии Васильевского острова. Много читать, грамотно писать и, конечно, красиво говорить нас обучили преподаватели, которых давно нет: эмигрировали, спились или умерли. Поэтому второе предложение — вернуть, вылечить или воскресить отдельных гениев теории журналистики». **Павел Румянцев, аспирант кафедры международной журналистики факультета журналистики СПбГУ:** «Журфак СПбГУ — не просто центр изменений или символ стремительной трансформации современной медиасреды; он сам по себе — бесконечная трансформация. Даже научная часть там называется «Отделом науки и инноваций», а сам журфак в скором времени собираются расширить и преобразовать в Высшую школу журналистики и массовых коммуникаций». [Факультет журналистики Уральского государственного университета им. А.М. Горького](www.usu.ru/) —————— [©](http://ulpressa.ru/news/2011/02/09/article147480/) Уральский государственный университет неизменно занимает первые строчки в рейтинге университетов по большинству образовательных направлений, исключением не стала и журналистика. Факультет славится тем, что выпускает крепких ремесленников, готовых работать сразу после выпуска. **Преподаватели:** Борис Лозовский, Иван Малахеев, Владимир Олешко, Мария Попова, Дмитрий Стровский, Геннадий Шеваров. **Стоимость обучения:** дневное отделение — 39 500 рублей. **Контакты:** Екатеринбург, Ленина, 51, 8 (343) 350-80-01. **Надежда Гаврилова, студентка:** «Так случилось, что два с половиной года обучения на журфаке УрГУ прошли для меня в постоянных раздумьях о том, туда ли я попала. И только сейчас я могу с уверенностью сказать, что выбор сделала правильный. Меня задевает, когда руководители СМИ говорят о том, что нынче журналисты ни писать, ни говорить не умеют, и что журфаки как таковые не нужны. Это все чушь. Другое дело, что многие из самых известных журфаков страны потеряли курс на практическую ориентацию студентов. Из них делают «ученых» от журналистики: теоретиков, историков. На мой взгляд, это совершенно неприемлемо в нашей профессии. Журналистики как науки не существует, в этом я абсолютно убеждена. Если говорить о журналистском образовании на Урале, то оно к счастью еще сохранило нацеленность на практику. Именно поэтому большинство студентов нашего вуза к третьему-четвертому курсу работают на телевидении, в газетах и журналах. Да, реформа высшей школы коснулась и нас, и может быть, сломала часть традиций. Но нас к счастью пока не перекорежило в сторону псевдонауки или пиара». **Полина Дикушина, выпускница:** «Первое, что слышат первокурсники от нашего декана — «если вы не сотрудничаете со СМИ помимо производственной практики, вы ошиблись факультетом». Наш факультет позволяет учиться и работать — где-то можно пары пропустить, где-то экзамен пересдать без «хвоста» и так далее. В общем — полная свобода. Я, например, училась на очном отделении и работала на полную ставку с третьего курса. И получила вполне приличный диплом. Кроме того, деканат активно привлекает к преподаванию журналистов-практиков. Так что баланс теории и практики соблюден». [Институт журналистики и литературного творчества](http://theoryandpractice.ru/organizers/3645-institut-zhurnalistiki-i-literaturnogo-tvorchestva) ——————

Институт был открыт в 1994 году на базе Союза журналистов России и «Литературной газеты». Здесь царит атмосфера свободы и творчества — даже практику можно пройти в любое удобное время, причем вуз помогает устроиться в издание, интересное каждому отдельному молодому журналисту. А предметы по специальности начинают читать с первого семестра.

Преподаватели: институт приглашает преподавателей из МГУ, МГИМО, МГПУ, МАРХИ. Авторские и академические курсы здесь читают Лев Бежин, Игорь Волгин, Ольга Кучкина, Виталий Бабенко, Лев Аннинский и многие другие.

Стоимость обучения: дневное отделение — 42 000 рублей, вечернее — 30 000 рублей, очно-заочное — 24 000 рублей, заочное отделение — 15 000 рублей. Скидок, стипендий и льгот не предусмотрено.

Контакты: Москва, Калашный переулок, 3, 8 (495) 691-50-87.

**Юлия Годовникова, выпускница:** «На мой взгляд, Институт журналистики и литературного творчества — это одно из тех учебных заведений, где студенты не прогуливают лекции и семинары, а выстраиваются на них в очередь. Каждая лекция — это творческий диалог, здесь профессора не читают теорию по бумажкам, не бубнят себе под нос, они ждут ответа от студентов, вовлекая всех в интерактивный процесс». **Антон Трубкин, главный редактор Международного информационного агентства Shalom News:** «ИЖЛТ — вуз, в котором царит творческая свобода и интеллект. Вокруг него собираются какие-то особые люди. После окончания ты встречаешь студентов и выпускников регулярно в самых разных сферах жизни и при самых необычных обстоятельствах. Поэтому, даже после выпуска, многих влечет обратно в вуз, и студенты ИЖЛТ редко теряют друг друга, постоянно встречаясь и возвращаясь на лекции в качестве вольных слушателей. Самым значимым событием для меня в то время, стала, конечно же, защита в июне 2005 года. Мой диплом «Небо в осколках», посвященный биографии и психологическому анализу лидеров Ближнего Востока и признанный одной из лучших работ за тот год, предопределил мое будущее и дальнейшую карьеру журналиста». [Отделение деловой и политической журналистики Высшей школы экономики](http://theoryandpractice.ru/places/4630-natsionalnyy-issledovatelskiy-universitet-vysshaya-shkola-ekonomiki) ——————

Высшая школа экономики, идущая по курсу расширения, готовит также и журналистов.

Отделение деловой и политической журналистики создано по инициативе ведущих СМИ страны: «Первый канал», ВГТРК, НТВ, журнал «Эксперт», издательский дом «Коммерсант».

Большое внимание уделяется медиа-менеджменту: по словам руководителя отдела Радика Батыршина, «студент Высшей школы экономики должен знать, что такое экономика».

Преподаватели: Александр Архангельский, Михаил Бергер, Валерий Выжутович, Андрей Быстрицкий, Александр Шариков, Ольга Романова, Анна Плисецкая и другие.

Стоимость обучения: 200 000 рублей. Студентам, не прошедшим на бюджетное отделение, предоставляется скидка от 30 до 70% в зависимости от количества набранных баллов. В последующие годы скидки предоставляются в зависимости от успеваемости студента и локальным актом вуза, регламентирующим предоставление скидок на обучение.

Контакты: Москва, Хитровский переулок, 8/2, корпус 5, 8 (495) 628-25-18.

Каролина Королева, студентка: «Когда я подавала документы в этот университет, я еще не до конца осознавала все плюсы обучения — тогда я поступила в пять университетов: МГУ, МГЛУ, РУДН, МПГУ, ГУ-ВШЭ. После того, как я сделала свой выбор, я не пожалела ни разу. Огромный плюс в моем обучении — это гибкое расписание. Мы можем начать обучение как в девять утра, так и в три часа дня. Также мне нравится, что у нашего отделения отдельный корпус — на своем факультете, а нас около 300 человек, мы все друг друга знаем.

Главный минус — в Высшей школе экономики стипендию получают только 21% от тех, кто учится на «отлично» и «хорошо». Если нас на курсе 54, то стипендию будут получать только 4 человека. Это немного демотивирует, что ли».

Елена Коровина, выпускница: «Я, можно сказать, первопроходец журфака ГУ-ВШЭ. В 2002 году, когда я туда поступала, состоялся первый набор на этот факультет. Могу отметить, что несмотря на то, что с первого по третий курс учебная программа была достаточно сырая, основные знания и навыки я получила именно в этот период учебы. Видимо, дело здесь в блестящих преподавателях, таких как А.С. Немзер — преподаватель словесности, А.В. Шариков — анализ аудитории СМИ, Каспэ — история.

На четвертом и пятом курсе руководство ГУ-ВШЭ стало практиковать набор известных медийных персон, выступающих в роли преподавателей дисциплин на журфаке. Роль давалась им, на мой взгляд, довольно дурно.

Думаю, каждый должен заниматься своим делом… Основным достоинством учебы на журфаке была, конечно же, практика.

Я проходила ее на телеканале «Россия» (теперь «Россия 1») и «Культура» (теперь «Россия К»), где счастливо и успешно работаю по сей день».

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/1527-zhurfaki-mneniya-studentov-vypusknikov-i-aspirantov

Не словом единым: кем работать после филфака?

«Если внимательно понаблюдать за сотрудниками Макдональдса, можно сразу заметить филологов: они кладут котлеты в булочки, а не ложат, как остальные». (Анекдот).

В нашем представлении образ выпускника филологического факультета неразрывно связан с низкой заработной платой и невостребованностью на рынке труда. Но что же на самом деле представляет из себя эта профессия, и чем после окончания университета можно заниматься?

 «ПУ» рассказывает четыре небанальные истории о людях, чья профессиональная деятельность органически соединилась с образованием филолога.

Яна Экзамен

Яна Экзамен — YouTube-блогер, журналист и репетитор

Окончила Волгоградский социально-педагогический университет только этим летом, но уже работает и развивает свой канал на YouTube, посвященный подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Занимается рерайтингом и редактурой текстов с 14 лет, репетиторствует с первого курса, работала ведущей-репортером, а через год в этой же фирме стала руководителем новостного производства.

https://www.youtube.com/watch?v=Aq3MU0K1F4o

Канал появился около года назад, когда Яна поняла, что может сделать для своих учеников чуть больше: «Зачем тратить время на повторение теории, которую я объясняла месяц назад, если ребёнок может посмотреть мое же видео перед началом занятия?», — говорит Яна.

Сначала она записала несколько роликов, выложила их и сделала к ним открытый доступ на случай, если кому-то ещё понадобится. «Вообще ни на что не рассчитывала, писала на кухне, потому что на этой же кухне я веду занятия — там просторно и светло.

А спустя пару дней зашла утром на канал и обнаружила аж шесть восторженных комментариев незнакомых мне людей. Сняла ещё, потом ещё. А потом наступило лето, потребность, казалось бы, должна была сойти на нет, но произошло обратное — аудитория «поперла».

Море совершенно нелепых вопросов в духе «как одеваться на 1 сентября», «что покупать в универ», «каким будет первый день». Разумеется, мне несложно об этом рассказать, но поражает, насколько дети боятся всего», — рассказывает Яна. 

После появления YouTube канала, изменилось многое.

Девушка признается, что впервые в ее жизни появилась «розовая мечта», к которой она уверенно идет: «Мне бы очень хотелось ездить по городам и устраивать большие семинары для ребят.

Люблю живое общение, людей и прекрасно понимаю, какая колоссальная моральная поддержка нужна каждому подростку. Скорее всего, имеет смысл об этом думать всерьёз, когда канал наберёт аудиторию хотя бы в сто тысяч».

Самым сложным в своей работе блогера Яна считает качество видео: заставку, титры, хороший свет и монтаж. Несмотря на все проблемы с технической частью, сомнений в том, что большая часть аудитории все равно посмотрит видео Яны, не остается, ведь здесь важна не картинка, а смысловое содержание.

На правах наставника подрастающего поколения Яна дала несколько советов, которые помогут будущим филологам:

1. Проще всего на филфаке будет учиться тем, кто хорошо знал и учил русский в школе, потому что вплоть до последнего курса вам это поможет, база есть база.

2. На первом курсе ведите себя хорошо, не прогуливайте и не хамите. Наблюдайте за обстановкой и растите репутацию.

3. По поводу трудоустройства —  каждому своё.

Кто-то останется в вузе на магистра и аспиранта, кто-то пойдёт работать в школы и колледжи, кто-то рассосётся по редакциям  СМИ, кого-то будет тошнить от филфака так, что он пойдёт, может, на завод, лишь бы не слышать о Маяковском и редукциях.

Главное, нужно знать, что грамотные люди нужны везде, мир  действительно глупеет, даже СМИ не всегда могут справиться с оформлением речи, как будто мы забываем свой язык. Пошли на филфак — идеальными не станете, но старайтесь хоть быть похожими на таковых.

Развивайте речь, читайте книги, любая профессия, связанная с людьми идеальна для филолога, потому что нужно общаться, влиять, убеждать. Кстати, знаю немало успешных юристов, маркетологов и руководителей, у кого первое образование именно филологическое.

5. Если уже учитесь, но не нравится — не расстраивайтесь, может, хоть книжек интересных посоветуют. И вообще, вуз не приговор, всегда можно заниматься параллельно чем-нибудь другим, хоть ядерной физикой. Все в ваших руках, просто постарайтесь извлекать для себя пользу из всего, что делаете.

Егор Бычков

Подписывайся на «ПУ» в телеграме. Только самое важное.

  • Егор Бычков — переводчик и редактор

Окончил филфак Санкт-Петербургского университета, отделение русского языка и литературы, магистратуру по программе «Литература зарубежных стран Европы и Америки» (акцент на литературу Испании и Латинской Америки). С 2014 года учится там же в аспирантуре.

Сейчас Егор уже преподает испанский в языковой школе, редактирует книги для издательства, переводит рассказы и стихи с испанского. «Последнее пока сложно назвать работой, потому что это происходит время от времени,  никто специально для этого меня не нанимает.

Но однажды мне бы хотелось сделать это частью профессии», — признается Егор. Весной 2017 года он участвовал в Евразийском конкурсе на лучший художественный перевод, где занял призовое место.

Конкурсным заданием был перевод двух коротких рассказов Арреолы и стихотворения Хосе Эмилио Пачеко. «Перевод занял день с небольшим», — говорит Егор. «Еще день на окончательную проверку.

В случае со стихами времени уходит больше, потому что при каждом чтении кажется, что можно сказать лучше. Когда кажется, что дальше менять — только портить, вот тогда я и останавливаюсь».

Егор переводит рассказы мексиканского писателя Серхио Питоля, о нем он планирует писать кандидатскую диссертацию. Также ему бы хотелось однажды основательно взяться за стихотворения Пабло Неруды, который сейчас, по мнению Егора, недостаточно переведен.

«Мне потребовалось 6 лет работы в совершенно другой сфере (управление ресторанным бизнесом), чтобы понять, что это мне совершенно не нужно, и хочется заниматься только тем, что связано с преподаванием, языком и переводами», — рассказал Егор. 

«Советы давать всегда сложно, потому что каждый, безусловно, ждёт от университета чего-то своего. И школьник в 16-17 лет, и выпускник в 21-22 года в равной степени не понимают, что им хочется делать».

По мнению Егора, единственный совет, который необходимо дать будущим студентам филологического факультета — это не слушать никого, делать свой выбор, делать ошибки, учиться на них и не бояться принимать радикальные решения.

  1. Марина Загорская
  2. Марина Загорская — реклама и французский

Окончила Удмуртский университет в 1996 году, ее специальность — филолог, переводчик, преподаватель французского и английского языков. После окончания университета Марина два года работала по специальности и преподавала иностранный в вузе, но затем решила перейти в сферу рекламы. Сейчас она — ведущий менеджер отдела продаж, занимается наружной рекламой.

«В мои ежедневные обязанности входит общение с клиентами, совершение сделок и работа с документами. Естественно, филологическое образование мне в этом помогает», — рассказывает Марина.

«Если ты говоришь и пишешь грамотно, умеешь правильно и красиво формулировать свои мысли, то в этом уже заложена часть твоего успеха в любом виде деятельности».

Самым главным навыком, полученным в университете, Марина считает умение находить информацию в книге, в буквальном смысле использовать ее в качестве источника знаний. Это помогает во многих жизненных ситуациях, не только в работе.

«Если выбрали факультет по призванию и большой любви к предмету, то и польза будет для дальнейшей жизни, в какой бы сфере потом ни работали», — утверждает Марина. По ее мнению, чем бы вы не занимались в жизни, образование всегда оказывается полезным. Оно становится фундаментом для всех последующих этапов.

  • Алина Антонова
  • Алина Антонова — песни на удмуртском, культура и связи с общественностью

Окончила Удмуртский государственный университет в 2016 году, основными ее предметами были венгерский и удмуртский языки. Сразу после окончания Алина начала работать по профессии в школе: преподавала музыку и удмуртский язык, также была педагогом-организатором, но со временем начала чувствовать, что находится не на своем месте.

С детства Алина выступала на сцене, интересовалась искусством, поэтому кардинально изменила свою жизнь и устроилась работать в Министерство культуры и туризма Удмуртской республики.

Сейчас она является ведущим специалистом-экспертом отдела искусства и образования, пресс-секретарем министерства, а также отвечает за официальный сайт учреждения.

«Вы не представляете, как часто филологическое образование помогает мне в моей работе: нужно составлять пресс- и пост-релизы по мероприятиям, по различным решениям министерства, писать официальные деловые письма. Без моих знаний правил русского литературного языка это бы давалось намного сложнее», — рассказывает Алина.

Девушка признается, что когда только-только поступала, то действительно думала, что будет работать в школе и обучать детей литературе и языку. Но большое количество бумажной мороки, которая совсем не оставляла времени для творчества, заставили ее в один момент все изменить.

На стыке любви к искусству и филологии появилось и другое занятие для Алины: она сочиняет и поет песни на удмуртском языке. «Продвигаю нашу культуру», — говорит об этом увлечении девушка. В университетские годы она изучала современные удмуртские басни, о которых Алина также рассказывает с восторгом и увлечением.

«Никогда нельзя забывать о том, что ты окончил филологический факультет», — настойчиво утверждает Алина. «На выпускников накладывается огромная ответственность, ведь мы являемся носителями правильного, литературного языка. И когда человек, окончивший наш факультет, говорит неправильно, с ошибками, он позорит не только себя, но и всех представителей нашей специальности».

Источник: https://5uglov.ru/post/12424_ne_slovom_edinim_kem_rabotat_posle_filfaka

Как искать работу студентам и выпускникам вузов

По многолетним наблюдениям работников кадровых агентств, в сентябре и октябре ежегодно наблюдается всплеск активности среди соискателей, желающих найти свое первое место работы. Больше всего среди них вчерашних студентов. Далеко не все выпускники вузов успевают найти работу по специальности — или по потребностям — до конца обучения.

А многие делают ставку на то, что с новеньким дипломом им легче будет претендовать на лучшее место. Так что осенние дни отличаются повышенной активностью таких, как говорили раньше, молодых специалистов. И их, увы, куда больше, чем мест, которые они могут занять.

«МИР 24» выяснил, как лучше строить стратегию будущей карьеры студентам и выпускникам.

Поиск работы осенью может затянуться до зимы 

Работники кадровых служб утверждают, что тот, кто ищет работу осенью, заведомо находится в невыгодном положении, поскольку это время, когда конкуренция на рынке трудоустройства самая высокая.

Дело в том, что на этот период приходится наибольший поток соискателей, желающих найти работу с более высокой зарплатой.

То есть тех, у кого опыт уже есть, а значит и конкурентные позиции выше, чем у вчерашних студентов. 

Такая ситуация отчасти объясняется сезонностью рынка труда, а отчасти тем, что сотрудники, возвращаясь на работу после летних отпусков, находятся не в лучшей рабочей форме и часто приходят к мыслям о смене работы. Для этого явления даже придумано научное название: синдром рабочей дезадаптации. Ученые выяснили, что за время отдыха головной мозг замедляет скорость своей работы почти на четверть. Поэтому так тяжело вновь возвращаться к рабочим обязанностям и так раздражает рабочий ритм. Отсюда и депрессивные состояния, и мысли о смене работы, и, как следствие, массовые обращения к кадровым агентствам в поисках новой работы

В результате вакансий открывается больше, но найти работу становится сложнее. Ведь вакансии появляются в том числе и потому, что занимавшие их специалисты отправляются на поиски новой работы — то есть фактически пытаются пересесть на такие же места в других компаниях.

В то же время на их позиции претендуют те, кто ушли из компаний-конкурентов, так что происходит круговорот вакансий среди «своих», а вчерашним студентам в этом круговороте места нет.

Разве что кто-то из работодателей захочет платить поменьше и сделает ставку на молодые кадры без опыта работы. 

Поэтому, если вы не выпускник вуза, а еще студент, то не ждите окончания учебы, а готовьтесь к будущему трудоустройству уже сейчас. 

Как начать карьеру, будучи студентом

— В вопросах карьеры, как правило, не стоит ждать, — сказал корреспонденту «МИР 24» исполнительный директор Moscow Digital Academy Максим Иванов.

— Нужно делать шаги прямо сейчас, так как временной ресурс человека ограничен и, если вы заинтересованы в успешной карьере, то гораздо лучше потратить время на взращивание карьеры сейчас, а уже в более зрелом возрасте пожинать плоды своего труда.

Вот что говорит об этом заместитель декана факультета маркетинга рекламы и сервиса Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Наталья Сафронова:

— Карьера требует планирования, начиная с первого шага. Многие из студентов ИОМ РАНХиГС начинают работать, на стартовых позициях в выбранной отрасли уже на третьем курсе. Опоздание со стартом обходится в 200 – 300 тыс. рублей, как не полученная зарплата и меньший оклад после получения диплома. 

Мы готовим кадры для целого ряда отраслей, таких как сервис, в том числе гостиничный, ресторанный, туристический, транспортный, производственные системы, коммерческая недвижимость и другие.

Для этих сфер деятельности характерны постоянный прирост числа рабочих мест, высокие средние зарплаты, полная занятость. Но благоприятными внешними условиями надо суметь воспользоваться.

Как суметь быть успешным на рынке труда? Давайте рассмотрим.

Поиск работы начинается с составления базового резюме, которое должно меняться в зависимости от вакансии. Резюме должно быть составлено так, чтобы обеспечить от пяти до 10 приглашений на собеседование.

Наши коллеги из SuperJob провели анализ и по их данным выпускник ИОМ РАНХиГС проходит в среднем пять собеседований и тратит на трудоустройство от 1 до 1,5 месяцев.

Если на резюме нет отклика в течение 3-месяцев, то потери составляют более 120 тыс. рублей (как не полученная зарплата).

Если не удалось трудоустроиться сразу — соглашайтесь на неоплачиваемую стажировку. Это очень популярная форма, которую предлагают топовые международные компании для молодых специалистов. Такая стажировка – с точки зрения денег – это инвестиции, т.к. после успешной стажировки даже трех месячной, разница в годовой зарплате составляет от 120 тыс. рублей и выше.

Эту же идею высказал в разговоре с корреспондентом «МИР 24» и руководитель онлайн школы английского языка EnglishDom Максим Сундалов:

— Если работодатель отказал вам, сославшись на недостаток опыта, попробуйте предложить стажировку. Даже если вам за нее не заплатят, у вас появится тот самый нужный опыт.

Если будете хорошо справляться с обязанностями во время стажировки, высока вероятность, что вам предложат остаться в компании. А возможно, вы поймете, что не хотите работать именно в этой компании, всякое бывает.

В любом случае, если уже есть реальный опыт, вам гораздо легче будет убедить следующего работодателя в своем профессионализме. 

Как искать работу выпускникам 

— Около половины московских выпускников вузов к моменту завершения учебы уже трудоустроены, — говорит Генеральный директор кадрового агентства Penny Lane Personnel Татьяна Долякова. — Мы советуем студентам начинать поиски работы по возможности раньше.

Это можно делать на работных сайтах и порталах с разделами «Работа для начинающих специалистов», «Стажировка» (Head Hunter, Career.ru, Fut.

ru и другие), на сайтах крупных компаний по вашему профилю, обратиться в центры карьеры при вузах, вести мониторинг социальных сетей, оповестить о поиске работы своих знакомых и друзей. Желательно рассматривать вакансии в соответствии со специальностью, полученной в вузе, либо смежные.

Волонтерство в крупных проектах также позволит вам получить опыт и новые контакты. Выпускнику без опыта работы хотя бы по этой причине не стоит отказываться от интересных проектов без гонорара.

Вот только некоторые советы для выпускников вузов по поиску работы, которыми делится с читателями «МИР 24» Екатерина Горяная, руководитель Группы консультантов Wyser (Международный кадровый Холдинг Gi Group).

Если вы планировали выходить на работу осенью, то поиск надо было начинать в июне, так как этот процесс не быстрый, и к нему нужно подходить основательно. Теперь же вы можете рассчитывать на трудоустройство ближе к зиме.

  • Отслеживайте появление вакансий на специализированных работных сайтах в группах по поиску работы для молодых профессионалов в соцсетях. 
  • Если нет полноценного резюме, составьте портфолио (структурированная информация о себе, своих навыках и качествах в формате Word или PowerPoint). 
  • Когда приходите на собеседование, помните название своей дипломной работы и о чем она, так как сейчас многие работодатели интересуются данным вопросом, и он вполне уместен на интервью.

Готовьтесь к собеседованию – составьте грамотный рассказ о себе, своих навыках, опыте работы (если был), целях и стремлениях. Разыщите информацию о компании, ее положении на российском рынке, отрасли бизнеса и пр. 

Откликайтесь на вакансии в понедельник. HR- менеджер – тоже человек, ничего серьезного на пятницу не планирует.

Если сложно найти заказчика или работодателя прямо сейчас, эксперты советуют обратить внимание на возможности дистанционной работы. 

— Интернет позволяет значительно расширить географию поиска, — говорит руководитель онлайн школы английского языка EnglishDom Максим Сундалов. — В нашей школе работают преподаватели не только из разных городов, но и из разных стран. Есть педагоги-носители языка с другого континента.

Подумайте, в какой компании вам бы хотелось работать, не ограничивая себя рамками своего города. Сейчас все больше работодателей приходят к пониманию удобства и выгоды удаленных сотрудников. Это касается не только тех, чьим рабочим инструментом служит компьютер.

В наше время даже пирожки можно продавать с помощью интернета.

Когда рассчитывать на повышение

Теперь о первых этапах карьеры. 

— Рассчитывать на повышение в должности можно после трех лет работы, — утверждает эксперт РАНХиГС Наталья Сафронова. — Переход на руководящую должность раньше приводит к быстрому достижению «потолка» и дальнейшим потерям в зарплате от 10 до 30 тыс. в месяц.

А нежелание выйти из зоны комфорта и пробуксовка на одном месте более пяти лет, когда молодой человек считает, что его все устраивает и не надо искать новую работу, приводит к годовым потерям от 360 тыс. рублей.

Так, на сегодняшний день одни наши выпускники 2014 года по направлению «маркетинг» занимают стартовые должности: ассистент по маркетингу, младший медиаспециалист, менеджер по рекламе. Это те, кто притормозил на старте.

Другие, кто с третьего курса начал строить карьеру, уже сделали первый карьерный шаг и получили должности старшего менеджера проектов, заместителя генерального директора, главного специалиста отдела развития бизнеса.

Надеюсь, наш опыт и наши советы помогут всем выпускникам в этот непростой период, когда студенческая жизнь сменятся профессиональной.

Татьяна Рублева

Источник: https://mir24.tv/articles/16266142/kak-iskat-rabotu-studentam-i-vypusknikam-vuzov

Факультет невест: как мужчине отучиться и выжить на филфаке

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости, Виктория Сальникова. Статистика, по которой на десять девушек полагается девять ребят, для филфака неактуальна. Молодые люди на «женском факультете» — редкость. В День филолога выпускники филфака рассказали об учебе в окружении одних девушек, давлении стереотипов и разборках с пьяными трактористами.  

«Филфак я выбрал по наитию: шел поступать на исторический факультет, но интуитивно почувствовал, что нужно подать документы на филологический, ведь изучение языка — это то, что меня всегда привлекало. 

Как потом выяснилось, я поступил на так называемую «кафедру 23 февраля»: за несколько потоков до меня на одном курсе было аж полгруппы мужчин. Однако в своей группе я оставался единственным парнем. 

Филфак, как и любой другой гуманитарный факультет, учит думать, развивает способность анализировать и оценивать. Филологическое образование также дает много практических навыков.

Мы, например, прошли краткий курс по НЛП (нейролингвистическое программирование. — Прим. ред.), который позволил узнать, что это такое и как это работает.

Но вообще для меня филфак — это бесценный опыт общения с самыми лучшими без преувеличения людьми в моем университете.

Идея паблика «Филологическая дева» пришла летом 2011 года. Мы с одним замечательным человеком, архитектором Дарьей, обсуждали набиравшие популярность в тот момент мемы и решили, что было бы классно сделать мем про филологов. Я сразу загорелся этой идеей и создал паблик, а Дарья придумала использовать образ Вирджинии Вульф и сделала первый шаблон для создания макросов. 

Сейчас паблику почти шесть лет. В последнее время мы редко его обновляем, в основном из-за загруженности в реальной жизни. Но планируем и дальше развиваться. У «Филологической девы» даже сайт есть — fildeva.ru. 

«Филдева» изначально задумывалась как мем — собирательный образ типичной представительницы филфака. Другой вопрос, что мы не рассчитывали на популярность. Однако «Филологическая дева» оказалась востребованной, причем не только у филологов. Паблик довольно быстро вырос: 60 тысяч подписчиков мы набрали осенью того же года.

Некоторые люди (так получилось, что в основном девушки) очень обижались в первое время на выбор образа. Пока «Филдева» не стала мейнстримом, нам приходили гневные сообщения о том, что «эти наши паблики» опошляют великую литературу. Нельзя просто так взять и использовать саму Вирджинию Вульф для какого-то там паблика во «ВКонтакте». Однако со временем все успокоились. 

В целом можно сказать, что филологи — не все, но в среднем — похожи на тот собирательный образ, который мы создали: они много читают, и у них складывается определенные представления об окружающем мире, идеалы. Даже если это сразу не бросается в глаза, необходимость прочитать огромное количество литературы, идеи которой зачастую противоречат друг другу, все же влияет на человека».

«В первый же день после поступления мы услышали, что филфак — «факультет невест: невест кого принимают, невест кого выпускают». В моей группе из 16 человек было пять парней. Все остальные группы курса, где было от нуля до трех молодых людей, нам люто завидовали — это было нетипично. 

В обучении было два главных плюса. Первый: преподаватели женского пола во главе с деканом нас баловали. Мой приятель доигрался почти до отчисления, но поскольку мальчик — пожурили и простили. Второй: после филфака тебя уже не запугать разговорами в девичьей курилке. Мы уже все слышали.

Насчет «находишься в цветнике» и «прекрасный выбор невест» — полная ерунда. Свои мальчики для девушек с филфака — это либо «подружки», либо презираемые создания. Девушки-филологи любят физиков, ну или экономистов. Есть еще абсолютно дурацкая поговорка: «Женщина-филолог — не филолог, а мужчина-филолог — не мужчина».

Когда мы ездили собирать фольклор по деревням, процесс был организован так: сначала живем и работаем в райцентре всей группой, а нас было человек 20. Потом разбредаемся по сельсоветам, но уже группами по три-четыре человека. В эти мини-группы мальчиков пытались распределить равномерно.

Был случай, когда мальчика для группы не нашлось: в итоге две девушки из нее настолько устали отбиваться от приставаний пьяных трактористов, что всю ночь сидели под своей запертой дверью с ножами в руках, потому что местные к ним ломились и жаждали общения. Так бывает, когда парней нет. 

А когда они есть, то бывает еще забавнее. Поехала однажды группа из трех девушек и двух парней.

И вот в первый вечер явились трое местных юношей на чисто отмытом тракторе, что означало высшую степень галантности, и позвали девушек-филологов на дискотеку.

Когда у них не выгорело, то из деревни пришли две местные девушки. Но пришли они уже за мальчиками-филологами. Их выгнать было еще сложнее — один из моих сокурсников был настроен пойти. 

Филфак — модель общества, где женское преобладает. Существовать в таком обществе я научился именно на факультете (если не брать, конечно, специальность). А по специальности — там несколько старомодно, но вполне успешно «ставят мозги». Плюс после филфака я, в отличие от многих собратьев, не боюсь феминисток. Чего мне бояться? Я же видел: матриархальное общество совсем не страшное».

«Я сознательно поступил на филфак, потому что хотел учить древние языки — латинский и древнегреческий. Но чувствуется недостаток мужской компании: не с кем пойти попить пива, отправиться в поход или даже на дачу на шашлыки. 

К тому же девушки любят перекладывать ответственность на парней, поэтому если ты единственный парень в группе, то чувствуешь на себе обязанность быть лучшим, примером для остальных, и далеко не всегда это получается.

Преподавательский состав к молодым людям относится когда как. Иногда делают поблажки, а порой, наоборот, вспоминая традиции дореволюционного гимназического образования, оценивают со всей строгостью. 

Впечатления от учебы остались разные. Да, после филфака я стал образованным, начитанным человеком, с одной стороны, но, с другой, в тебя вложили слишком много знаний, которые выветриваются, их сложно применить на практике.

Кроме того, на филфаке я заразился очень неприятным снобизмом: когда считаешь себя «илиткой», на три головы выше «простых смертных» только потому, что ты образованный. Сейчас я этот снобизм пытаюсь в себе искоренить.

Но о выборе я не пожалел».

Источник: https://na.ria.ru/20170525/1495074836.html

Куда уходят студенты журфаков?

2   ДРУГАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Больше половины выпускников, продолживших обучение, выбрали другую специальность второго высшего образования или другое направление магистратуры. Самыми распространенными оказались лингвистика и переводоведение, педагогика, психология, экономика, юриспруденция и менеджмент.

3   РАБОТА В МЕДИА

Две трети опрошенных работают в сфере медиа. Строго по специальности работают только 38%, именно они являются сотрудниками СМИ. 28% опрошенных заняты в рекламе, SMM или в связях с общественностью. 27% респондентов нашли себя в других профессиях, среди которых оказались учитель, видеооператор, продавец супермаркета и даже медик.

4   НИЗКИЕ ЗАРПЛАТЫ

Основная причина отказа от работы в медиа — низкая зарплата. 53% процента опрошенных заявили, что именно это заставило их найти работу в другой сфере.

Остальные говорили об отсутствии интереса к специальности, высокой конкуренции на рынке, сложности профессии или разочаровании в ней.

Например, некоторые респонденты отмечали «политизированность СМИ» и «низкий моральный уровень» в этой сфере в качестве повода для смены вида деятельности. Незначительная часть опрошенных оставила журналистику по личным причинам, например, после рождения ребенка.

5   ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ И ТВ

Большая часть выпускников-журналистов СФУ работает на телевидении и в интернет-изданиях. Согласно опросу, среди тех, кто продолжает карьеру в медиа, 42% —сотрудники телеканалов, 39% — интернет-СМИ, на прессу и радио приходится по 9%.

Это в целом совпадает со структурой медиарынка Красноярского края, где львиную долю составляют телевизионные СМИ (в Красноярске вещают 9 местных каналов, не считая федеральных), а наиболее динамично развивающимся сектором остаются онлайн-издания.

6   ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ И ПЕТЕРБУРГ

35% опрошенных уехали из Красноярска в Москву и Санкт-Петербург. В основном, выпускники трудоустраиваются в пределах Красноярского края, однако каждый третий отправляется работать в столичные города.

При этом половина выпускников, поступавших в СФУ из других регионов (чаще всего, это Иркутская область, Бурятия и Якутия), возвращается на родину. Можно сравнить эти данные с недавним исследованием мобильности выпускников и абитуриентов, проведенном Институтом образования НИУ ВШЭ.

Согласно его результатам, в первый год после окончания вуза не более 20% выпускников региона трудоустраиваются за его пределами.

7   СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Лишь 14% респондентов уверены, что журналисту необходимо специальное образование. На вопрос: «Согласны ли вы с утверждением, что для работы в СМИ не обязательно получать образование журналиста?» 42% опрошенных ответили положительно, а 44% выразили частичное согласие.

По сравнению со всеми остальными, выпускники, работающие по специальности, в меньшей степени склонны думать, что диплом журналиста необходим для карьеры в СМИ.

Высокая доля ответов: «Для работы журналистом образование необходимо лишь частично» может означать то, что образование ценно только вместе с практическим опытом или что важно само наличие документа об окончании вуза. 

Источник: https://jrnlst.ru/graduate-run

Ссылка на основную публикацию