39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов — студенческий портал

автор исследования:

Александр Громов, аналитик проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Большинство иностранных студентов в России стараются получить диплом врача или экономиста, выбирают ведущие вузы с высоким средним баллом ЕГЭ для российских абитуриентов и предпочитают жить в Москве или Санкт-Петербурге, отметил Александр Громов в исследовании «Академическая мобильность иностранных студентов в России». Работа представлена в июльском выпуске «Фактов образования» (серии аналитических материалов Института образования НИУ ВШЭ).

Студентов поставляют СНГ и страны Азии

237,5 тысяч человек — такова общая численность иностранных студентов в России (это 5% всех студентов в стране). Ключевые экспортеры учащихся из-за рубежа — страны бывшего СССР: 79% приехали из ближнего зарубежья. Лидер в этой группе — Казахстан (поставщик 36% учащихся). Узбекистан и Украину считают родиной по 11% обучающихся.

Каждый пятый иностранный студент в РФ — из стран дальнего зарубежья. 57% из них — из стран Азии (а половина учащихся этой группы — из Китая). Еще для 19% родиной являются страны Африки и Ближнего Востока.

Рисунок 1. Главные экспортеры иностранных студентов для РФ, в %.

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов - Студенческий портал

Источник: «Факты образования», № 7, июль 2016 года.

Иностранцы учатся на врачей, экономистов и управленцев

Две трети — точнее, 69% — иностранных граждан учатся платно. Это позволяет вузам так или иначе пополнить свою «казну». Бюджетные места занимают обычно выходцы из бывших союзных республик.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Карьера - это путь к самореализации: как попасть в компанию мечты - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Программы бакалавриата наиболее популярны среди иностранцев: на них идут 52,3% человек. Специалитет привлекает 38% таких студентов. Магистратура же востребована меньше — всего 10% стремятся получить диплом магистра.

Чаще всего иностранцы выбирают специальности, связанные с медициной, экономикой, управлением и гуманитарными науками. Юриспруденция тоже сохраняет определенную популярность, невзирая на различия в законодательстве разных стран. Диплом юриста стремятся получить те, кто планирует связать свое будущее с Россией.

Рисунок 2. Распределение иностранных студентов-очников 2013/2014 года приема по направлениям подготовки, % от общего приема.

  • 39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов - Студенческий портал
  • Источник: тот же.   

Данные по выбору профилей подтверждаются и другим способом. Доля иностранных студентов наиболее велика в тех вузах, где преобладает обучение по медицинским специальностям (средняя доля иностранцев — 8%), математике и естественным наукам (7,6%), искусству и культуре (5,1%).

В лидерах по приему — небольшие частные вузы

Зарубежные студенты распределяются по вузам неравномерно (на 90% вузов и филиалов приходится лишь 20% таких учащихся). Первенствует по приему РУДН (таб.1), затем идет Томский политехнический университет.

Таблица 1. Вузы с наибольшим числом иностранных студентов. 

  1. 39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов - Студенческий портал
  2. Источник: тот же.
  3. За исключением РУДН, по доле иностранцев лидируют частные, довольно небольшие вузы: Институт мировой экономики и финансов (доля иностранцев в общем числе студентов — 62%), Институт мировой экономки (60%), Ессентукский институт управления, бизнеса и права (55%), Смоленский институт бизнеса и предпринимательства (54%). 

В ведущих (входящих в Проект 5-100) вузах, включая РУДН, обучается суммарно четверть (24%) иностранных студентов. Среди них самыми интернационализированными (после Университета дружбы народов) оказались Томский политех (21% всех студентов — иностранцы) и Московский институт стали и сплавов (16%). 

Баллы ЕГЭ влияют на выбор студентов-иностранцев

Доля зарубежных учащихся в университете положительно связана со средним баллом ЕГЭ их российских однокурсников. «В вузах с высоким средним баллом Единого госэкзамена доля иностранных студентов в среднем выше, — подчеркнул Громов. — На группу университетов со средним баллом ЕГЭ от 70 приходится 43,9% иностранных студентов» (таб.2).

Таблица 2. Распределение численности иностранных студентов по среднему баллу ЕГЭ в вузах.

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов - Студенческий портал

Источник: тот же.

Иностранцы выбирают две столицы

Свыше трети всех зарубежных студентов сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге (таб. 3). Другие популярные регионы — Омская и Томская области, а также Татарстан, заключил Громов.

Таблица 3. Распределение иностранных студентов по регионам, чел.

  • 39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов - Студенческий портал
  • Источник: тот же.
  • Работа опирается на аналитические материалы по результатам мониторинга эффективности вузов 2015 года, а также на данные по России и ее регионам (за тот же год) из единой информационной системы обеспечения деятельности Министерства образования и науки РФ.
  • См. также:
  • Мобильность студентов растет
  • Стажировки должны стать доступнее
  • Мигрантов нужно активнее интегрировать в общество
  • Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов
  • Российские вузы пытаются преодолеть границы

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 29 июля, 2016 г. Образование вузы международное образование образование

Подпишись на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/187164580.html

Россия стала привлекательнее для иностранных студентов

Москва заняла 39-е место в рейтинге лучших городов для жизни студентов, составленном компанией Quacquarelli Symonds (QS). Кроме столицы в списке оказалось еще три российских города — Санкт-Петербург, Томск и Новосибирск. Составители рейтинга отмечают: в России дорогое жилье, зато стоимость обучения в местных университетах иностранным студентам покажется невысокой.

Британская образовательная компания Quacquarelli Symonds уже в пятый раз составляет свой рейтинг «100 лучших городов для жизни студентов». Авторы исследования оценивают города с населением свыше 250 тыс. человек, в которых есть не менее двух университетов.

Каждый город оценивался по целому ряду критериев, разработанных на основании мнений самих студентов: качество преподавания в университетах, доступность городской среды, привлекательность города для переезда на время учебы, привлекательность города для работы после окончания учебы и возможность устроиться по профилю.

В ходе работы над рейтингом специалистами QS были опрошены более 18 тыс. студентов из разных городов.

В прошлом году лучшим городом был назван Париж, но участившиеся теракты сказались на его имидже, и теперь первое место занимает Монреаль. На десятом месте оказался и еще один канадский город — Ванкувер.

Комментируя данные рейтинга, глава QS Intelligence Unit Бен Саутер отметил, что растущая популярность Канады расширит «альтернативу традиционному преобладанию учебных заведений в Европе и Северной Америке».

«Канада станет крупным игроком»,— заявил он, добавив, что эта страна может привлечь студентов из США, а Ирландия, Нидерланды и скандинавские страны переманят студентов из Великобритании. Как сообщила BBC представитель городских властей Монреаля, в городе уже заметен приток иностранных студентов. Особенно много их прибывает из Китая, Индии, Франции и Ирана.

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов - Студенческий портал

В рейтинге прошлого года из российских городов была только Москва (43-е место). Сейчас она занимает 39-е место, а в список вошли также Санкт-Петербург (78-я строчка), Томск (91-я) и Новосибирск (93-я).

«Столица самой большой страны мира Москва — это город превосходных степеней: самый населенный город Европы, здесь проживает большинство миллиардеров, и здесь находится самое высокое в Европе здание,— отмечают составители рейтинга.

— Студенческая жизнь в Москве просто не может быть скучной». Студенты указывают, что аренда жилья здесь обходится недешево, но компенсируется невысокой стоимостью обучения и низкими ежедневными расходами на покупки.

Высокий балл Москва получила и за активность работодателей, заинтересованных в выпускниках столичных университетов.

Санкт-Петербург свою самую высокую оценку получил за доступность городской среды (7-е место в мире по этому критерию). Авторы рейтинга отмечают красоту этого города, огромное количество музеев и культурных учреждений, низкую стоимость обучения и относительно доступное по ценам жилье.

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов - Студенческий портал

Томск, названный «одним из старейших городов Сибири», также хорошо показал себя с точки зрения доступности, стоимости обучения и проживания. Авторы отмечают, что зимы в Томске долгие и холодные, но, если вы «увлекаетесь лыжами и другими видами активного отдыха», вам понравится учиться в этом городе.

Новосибирск, «неофициальная столица Сибири и научный центр России», в рейтинге назван «одним из самых быстрорастущих городов страны, культурным и экономическим сердцем Сибири».

Составители рейтинга отмечают относительно низкую стоимость проживания и обучения, а также возможность учиться на английском языке.

«В течение десяти лет “студенческие города” стали привлекательнее и доступнее и для иногородних студентов, поэтому там стали строиться новые кампусы, новыми темпами начала развиваться городская среда,— прокомментировал итоги рейтинга уполномоченный по правам студентов Артем Хромов.

— Но стоимость обучения и проживания в наших миллионниках можно считать невысокой только в сравнении с другими странами». «Российские университеты в последнее время активно привлекают на обучение иностранных студентов.

И итоги рейтинга могут способствовать повышению престижа российских вузов»,— считает господин Хромов.

Елена Миклашевская, Александр Черных

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3219936

Иностранные студенты российских вузов

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов - Студенческий портал © ЛЭТИ

Молодые люди из разных стран мира стремятся получить высшее образование в России. Откуда они приезжают, какие вузы и специальности выбирают, сколько платят за обучение – рассказываем в статье.

Российские университеты принимают все больше студентов из-за рубежа. Так, в 2015/2016 учебном году в России училось 200 тысяч иностранцев, в 2016/2017 году – 230 тысяч, а в 2017/2018 году – 257 тысяч. То есть их количество за три года возросло на 22%.

Вузов, в которых обучают иностранных студентов, тоже становится все больше. Если в 2016/2017 учебном году молодые люди из-за границы учились в 693 университетах нашей страны, то сейчас – в 703.

Это почти 92% всех вузов (всего в России работает 766 высших учебных заведений)1.

Откуда приезжают иностранные студенты

Российские университеты пользуются популярностью во многих государствах. Однако преимущество по-прежнему у абитуриентов из стран СНГ: в 2017/2018 году 136 090 ребят из ближнего зарубежья приехали получать высшее образование в России. Больше всего молодых людей, желающих получить российский диплом, прибывают из Казахстана (41 285 человек).

На втором месте – Туркмения (22 093), на третьем – Узбекистан (16 954). Много студентов приезжает из стран Азии (64 621 человек). В 2017/2018 учебном году каждый четвертый иностранный студент был представителем этого региона. Самый большой поток абитуриентов – из Китая (29 172 человека). На втором месте – Индия (13 176 человек), на третьем – Вьетнам (4758 человек).

Традиционно много студентов приезжает из Ирана, Монголии, Южной Кореи.

Со времен СССР российское образование востребовано среди граждан арабских государств – Северной Африки и Ближнего Востока. В 2017/2018 учебном году их в совокупности было 22 180 человек.

Большинство – из Ирака (4438 студентов), Египта (3763 студента), Марокко (2869 студентов) и Сирии (2752 студента). Остальные страны Африки добавляют к ним еще 14 589 человек.

Это на полторы тысячи больше, чем в прошлом году.

Стабильно сохраняется интерес к российскому образованию в Европе. 11 884 европейца учатся сейчас в российских университетах. Больше всего студентов приехали из Италии, Германии и Франции.

Стоит также отметить быстрое увеличение числа студентов из Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Венесуэла, Бразилия, Колумбия, Куба, Мексика, Перу и другие страны): 5339 человек, в 2017/1018 году прирост составил 21% по сравнению с 2016/2017 годом.

Где учатся иностранцы

Чаще всего зарубежные абитуриенты поступают в университеты Москвы и Санкт-Петербурга (20,5% и 8,7% от общей численности соответственно).

Если говорить о регионах, интерес у иностранцев вызывают вузы Приволжья и Сибири (туда приезжают 15,8% и 11,5% всех зарубежных студентов).

Самый интернациональный вуз – Российский университет дружбы народов, в нем учатся 14 896 иностранцев, на втором месте – Санкт-Петербургский политехнический университет (5928 человек), на третьем – Казанский федеральный университет (5564 человека).

Какие специальности самые популярные

Одно из преимуществ российских университетов – большой выбор специальностей и программ. В России можно получить практически любую профессию. Вузы нашей страны выпускают специалистов, востребованных во всем мире.

Традиционно наибольшим спросом у иностранных студентов пользуются инженерно-технические специальности. Чаще всего на эти направления поступают молодые люди из стран СНГ и Азии.

Среди инженерно-технических дисциплин студентов больше всего привлекают технологии строительства (это направление в 2017/1018 году выбрали 6899 человек), машиностроение (6104 человека) и электро- и теплоэнергетика (6041 человек).

Инженерно-технические направления представлены в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», Московском физико-техническом институте, Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС», Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ», Университете ИТМО, Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Томском политехническом университете, Самарском университете, Южно-Уральском государственном университете.

На втором месте по популярности у иностранных студентов медицинские специальности. Их в 2017/2018 учебном году в России получали 53,5 тысячи человек (20,8% иностранцев, обучающихся в России). Это на 7,7 тысячи больше, чем в 2016/2017 году.

Читайте также:  Подслушано в мифи: -ну, ничего, ребята. главное, что вы не гуманитарии - студенческий портал

Студенты-медики в основном приезжают из Азии (17 248 человек), стран Африки и Ближнего Востока (12 569 человек), а также из СНГ (16 430 человек). Программы по медицине предлагают Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова, Казанский федеральный университет, Балтийский федеральный университет имени И.

Канта, Новосибирский государственный университет, Университет Лобачевского, Российский университет дружбы народов, Дальневосточный федеральный университет и другие.

Третье популярное направление – экономика. За знаниями в этой области в Россию в 2017 году приехали 31,5 тысячи иностранцев (12,3% всех зарубежных студентов). Большинство – из стран СНГ (18 058 человек), Азии (8592 человека), Южной Африки (1751 человек).

Качественное образование по экономическим дисциплинам можно получить в Высшей школе экономики, Сибирском федеральном университете, Томском государственном университете, Тюменском государственном университете, Уральском федеральном университете и других вузах.

Сколько стоит учеба в российском вузе

Более 60% иностранных студентов российских университетов учатся на платных программах. Обучение по престижным специальностям в России обходится значительно дешевле, чем в США и большинстве европейских государств.

Так, наименьшая стоимость программ бакалавриата в университетах технического профиля – 126 500 рублей ($1946) в год, а максимальная – 632 000 рублей ($9723) в год2. Студенты-медики платят от 196 000 рублей ($3015) до 617 500 рублей ($9500) в год за обучение по программам специалитета.

Программы бакалавриата по экономике, в зависимости от вуза и направления, обойдутся от 99 000 рублей ($1523) до 550 000 рублей ($8461) в год.

Список лучших государственных университетов России, входящих в Проект повышения конкурентоспособности вузов 5-100, вы можете увидеть на нашем сайте.

В разделе каждого можно узнать о том, какие общежития вуз предоставляет иностранным студентам, в каких мероприятиях участвует, какие места занимает в международных рейтингах, какие программы предлагает.

Чтобы связаться с интересующим вас вузом напрямую, зарегистрируйтесь в Личном кабинете абитуриента и направьте заявку. Вам ответят в течение 10 рабочих дней.

Источник: https://studyinrussia.ru/actual/articles/inostrannye-studenty-rossiyskikh-vuzov/

Зачем России иностранные студенты

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов - Студенческий портал

Александра Мудрац / ТАСС

Согласно нацпроекту в области образования количество иностранных студентов в российских вузах к концу 2024 г. должно вырасти в два раза – до 425 000 человек. Это значит, что каждый десятый студент будет не гражданином России. Зачем их столько?

Может быть, мы просто пытаемся успеть к разделу нового ценного ресурса – сто лет назад нефть, теперь человеческий капитал? Ведь в самой постановке цели мы не уникальны: Канада четыре года назад взяла курс на 450 000 иностранных студентов к 2022 г. – это тоже двукратное увеличение.

Похожие цифры у Франции: с 245 000 до 500 000 человек к 2027 г. Самые большие амбиции у индийского правительства, которое к 2023 г. стремится привлечь 200 000 студентов – это в 4 раза больше, чем сейчас.

Цели дополняют многоуровневые стратегии привлечения, куда может входить все – от упрощения визового режима до ребрендинга университетов страны.

За качество студентов, как и за количество, идет жесткая борьба. Из 6 млн мобильных студентов в мире примерно треть – это будущая интеллектуальная и технологическая элита.

Они как раз и интересуют топовые университеты и национальные экономики больше всего.

Отсюда резкий рост стипендиальных предложений и все более изощренные способы привлечения талантов: как инструмент для рекламы используется все, от онлайн-курсов до мобильных приложений собственной разработки.

В это время образ российского образования за рубежом оставляет желать лучшего. Положительная динамика в международных рейтингах есть, но она пока не конвертируется в повышение привлекательности.

Для того чтобы цель в 425 000 иностранных студентов стала реальной и уж тем более для того чтобы элитные студенты были существенной частью притока, необходимы смена международного позиционирования, принципиально другое поведение университетов и смена регулирования их деятельности правительством.

И тут уже никак не обойтись без ответа на вопрос, с которого мы начали статью: ради чего? Зачем нужны иностранные студенты? У нас ведь и своих хватает.

Стандартный ответ – для дополнительного финансирования. Стандартный ответ – и ограниченный. Добирать доход можно и за счет российских платных студентов.

А студенческая элита, выбирая между российскими вузами и вузами, например, Северной Европы, где образование в основном бесплатное, а стипендиальные программы в изобилии, скорее выберет второе, поэтому задирать планку платы за обучение мы не можем.

Наконец, студенты в первую очередь не источники финансирования, а отдельные личности со своими целями. Они не только клиенты, но и партнеры в образовательном процессе.

Большинство сфер деятельности, от сельского хозяйства до IT, уже имеют глобальный рыночный и технологический контекст. Развивать такую глобальную компетенцию во время обучения намного результативнее, чем осваивать методом проб и ошибок потом.

И курсами по страноведению и английскому языку дважды в неделю тут не обойдешься.

Необходимы постоянное общение и совместная командная работа со студентами других стран, которая как раз и формирует способность действовать в разных национальных контекстах.

Привычное возражение: но вдруг наши выпускники, став востребованными, уедут? Да, но искусственное удержание таланта – из той же позавчерашней идеологии, что и предложенный недавно одним из академиков запрет на выезд для ученых как решение проблемы оттока интеллекта.

Университет как тип организации исторически и принципиально глобален. Сейчас, после двухсот лет доминирования университета национального, мы возвращаемся к университету мировому. И это не совокупность обособленных заведений, а неформальная академическая сеть, по которой перемещаются студенты, преподаватели и идеи.

Чтобы считаться университетами, нашим вузам нужно стать ее частью.

Но как же вопросы национальной безопасности? Они актуальны не только для нас, и ставим их не только мы.

В большинстве случаев они решаются с помощью разграничения уровней доступа – например, в шведских университетах к лабораториям, занимающимся ядерными разработками, допускаются студенты c любым гражданством, кроме Ирана и Северной Кореи. Чтобы сохранить национальные тайны, не обязательно обносить все высшее образование колючей проволокой.

С точки зрения безопасности замкнутость российских университетов сама по себе проблема. Они сами сужают зону своего влияния. Выпускники воспринимаемого у нас как элитное закрытое заведение, но на деле весьма космополитичного Гарварда – члены советов директоров 300 000 компаний по всему миру; 20 выпускников стали главами государств за пределами США.

Все топовые университеты, начиная от Оксфорда и Кембриджа и заканчивая французскими Grandes Ecoles и китайскими лидерами вроде Пекинского университета и Университета Цинхуа, активно интернационализируются – Пекинский университет открыл кампус своей бизнес-школы в британском Оксфорде, чтобы стать к иностранным студентам еще ближе.

Интернационализация производится для безопасности, а не вопреки ей. Это и называется мягкой силой.

За исключением нескольких новых нестандартных учебных заведений, возникших после распада СССР, у российских университетов нет целостных стратегий интернационализации. Предполагается, что десятка-двух программ на английском языке, курсов русского как иностранного и удовлетворительного для отчетности количества иностранцев более чем достаточно.

Мы привлекаем иностранных студентов, а потом помещаем их в своеобразные образовательные резервации. Остальные интеллектуальные и даже физические пространства университета для них недоступны из-за языкового и культурного барьера.

Для вузов так проще – не нужно ничего менять. Но мобильные студенты ценны именно как полноправная и неотделимая часть студенческого сообщества.

А настоящая интеграция предполагает изменение организации всех университетских процессов и политик.

Так, абсурдно предполагать, что кадровую политику можно оставить без изменений: увеличение количества международных студентов должно идти в ногу с интернационализацией преподавательского состава.

Тем более что лучшие преподаватели одновременно занимаются исследовательской деятельностью и строят свои курсы на собственных научных разработках, а не на стандартах, спущенных сверху.

Очевидно, что исследовательский процесс международен: все прорывные современные научные проекты от физики микромира до генной инженерии осуществляются в международной коллаборации.

Также нельзя думать, что международными университетами можно руководить без глобальной сети контактов и глобального видения. Мы практически не включены в мировую дискуссию о высшем образовании.

Если в прошлом веке нам удавалось создавать интересные образовательные модели в изоляции – такие, как Физтех или университет в новосибирском Академгородке, то сейчас ситуация в высшем образовании требует участия в разговоре о моделях и методиках.

Мы продолжаем отставать, пока другие страны активно обмениваются опытом.

Наконец, есть болезненный для любого иностранного студента в России вопрос университетской среды. Мобильным студентам сейчас нужны и персонализированное сопровождение до приезда, и четкие протоколы межкультурной коммуникации, и целый пакет дополнительных сервисов.

Чаще всего можно услышать комментарий из разряда «да все это у нас и так уже есть!». Но на практике не выполняются даже такие простые технические условия, как владение английским языком администрацией или комендантами общежитий, единые требования для иностранных и российских граждан в процессе обучения и т. д.

– и это если не поднимать дорогостоящий вопрос о комфорте физического пространства.

От притока интеллекта есть и прямая макроэкономическая выгода.

Великобритания сегодня получает около $30 млрд от иностранных студентов, США – $39 млрд, и это не считая экономического эффекта от деятельности выпускников, оставшихся после обучения.

В Австралии экспорт образования дает $25 млрд – 3-е место после экспорта железной руды и угля. При этом весь консолидированный бюджет индустрии высшего образования России – это примерно $15 млрд.

Для задач форсированного экономического развития есть мировая практика создания особых экономических зон и территорий опережающего развития. Вполне возможно, мы подошли к исторической необходимости выделить «особую академическую зону» для группы университетов – с особыми правилами автономии, финансовой поддержкой и повышенными требованиями к интернационализации деятельности.

Авторы – эксперты школы управления «Сколково»

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/04/09/798618-zachem-rossii-studenti

Нужно ли вузам РФ привлекать иностранных студентов?

Высшие учебные заведения РФ известны далеко за пределами страны. Такую славу им обеспечили выпускники, которые сегодня работают по всему миру. Они зарекомендовали себя в естественных, точных и инженерных науках.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что наиболее сильная сторона России – высшее образование в сфере математики, инженерии, физики, химии.

Немало и компьютерных гениев, которые превосходят по знаниям и смышлености своих заграничных товарищей.

Но вот с общественными науками дела обстоят немного хуже. Так уж сложилось исторически, что данные науки не были популярными и востребованными, а потому и внимания им уделялось гораздо меньше.

Тем не менее, министерство приложило немало усилий и в результате учебные заведения по этим направлениям стали достаточно успешными, сильными и процветающими.

  В качестве примера можно привести Высшую школу экономики, МГУ, Академию народного хозяйства.

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов - Студенческий портал

Но сегодня все еще остается одна небольшая проблема – студенты из-за рубежа не очень охотно едут в Россию для получения образования. А все потому, что высшие учебные заведения с гуманитарным направлениям не прошли международную аккредитацию. То есть даже если иностранный студент окончит вуз РФ, он не сможет трудоустроиться у себя на Родине.

Тем не менее, по некоторым инженерным специальностям данная аккредитация (АВЕТ) была пройдена. Это подтверждает соответствие образования определенному стандарту, поэтому выпускники таких заведений могут беспрепятственно работать за рубежом. К таким вузам относятся Томский государственный университет и Южный федеральный университет в Таганроге.

Конечно же, можно найти работу за рубежом по специальности не прошедшей аккредитацию, но это во многом зависит непосредственно от работодателя. Но если вы для себя наверняка определи курс, то лучше ехать учится в Таганрог или Томск. Однако такой вариант не решит проблему, иностранные студенты все же не приедут в Россию для получения образования.

Они в первую очередь ориентируются на репутацию, качество образовательной программы, а также насколько они смогут реализовать себя в собственной стране по этой программе. И аккредитация является самым непоколебимым преткновением, чтобы среди всех вузов отдать предпочтение российским, хотя они и знают, что тут готовят хороших специалистов.

       

Если РФ желает расти, развиваться и готовить профессионалов в любом направлении, то нужно немедленно предпринимать меры.

Источник: https://www.vedu.ru/news-nuzhno-li-vuzam-privlekat-inostrannyh-studentov/

Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов - Студенческий портал
КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ.

Лучшие практики рекрутинга иностранных студентов

В течение двух последних десятилетий в российских университетах значительно увеличилась роль международной деятельности, а правовая база её стала более сложной.

Одним из следствий этих изменений стало усиление потребности централизованно управлять и оказывать всестороннюю поддержку работе, которая раньше считалась ответственностью отдельного структурного подразделения.

И хотя в разных университетах этому уделяется разное внимание, можно констатировать, что реформы в отношении институциональной международной деятельности коснулись всех без исключения российских вузов, и они еще далеки от завершения.

Направления деятельности

Основными направлениями международной деятельности вузов являются привлечение иностранных студентов и аспирантов на обучение и их поддержка в этом процессе, расширение межвузовских и международных связей, внутренняя интернационализация.

Рекрутинг иностранных студентов – относительно новое направление в большинстве российских вузов. Этот факт объясняется исторически сложившейся формой работы с иностранными студентами еще с советских времен.

Тогда только ограниченное число учебных заведений занималось обучением иностранцев, а их привлечением не занимался ни один вуз, поскольку эта функция была возложена на союзные органы управления образованием.

 

С введением показателей по доле иностранных студентов в российских вузах в рамках ежегодного мониторинга эффективности, проводимого Минобрнауки РФ, ситуация кардинально изменилась. В большинстве вузов выделены специальные структурные подразделения, занимающиеся набором и обслуживанием иностранных студентов, появились отдельные статьи расходов на этот вид деятельности.

Российские вузы используют как традиционные, так и новые формы привлечения иностранных студентов на обучение. Рассмотрим относительно новые практики привлечения к набору иностранных студентов специализированных рекрутинговых агентств или агентств образовательной мобильности – российских и зарубежных.

Агенты влияния

Под агентом образовательной мобильности понимается физическое лицо, компания или общественная организация, предоставляющие консультационные услуги для студентов, стремящихся получить образование за рубежом. Для образовательных организаций это лицо или организация, рекламирующие в определенном регионе и создающие поток запросов от абитуриентов, прошедших предварительную квалификацию.

В настоящее время существуют различные категории рекрутинговых агентств: представительства образовательных организаций, консультанты по вопросам международного образования, туристические агентства с интегрированным отделом образования1.

Из российских агентств самым старейшим и известным является организация «РАКУС», которая была создана в 1991 году в г. Санкт-Петербурге. В настоящее время она имеет представительства в 61 государстве Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной Америки, СНГ и Европы, а также филиалы в 10 городах европейской части России.

Отдельные рекрутинговые агентства специализируются на наборе студентов из конкретной страны. Как правило, их создают иностранные выпускники российских вузов. Например, Русско-китайский центр по сотрудничеству в области образования, науки, культуры и здравоохранения, туризма и спорта, уже восемнадцать лет специализирующийся на наборе китайских студентов, основал выпускник РУДН Лю Синь.

  • Права и обязанности
  • Российские вузы работают с рекрутинговыми агентствами в рамках агентских договоров, в соответствии с которыми агентства за комиссионное вознаграждение осуществляют набор иностранных студентов в вуз.
  • Предметом договора является деятельность рекрутингового агентства по организации подбора, направления на обучение кандидатов на подготовительный и основные факультеты вуза с целью получения ими образования на уровне бакалавра, магистра, дипломированного специалиста или кандидата наук. Обязанности рекрутингового агентства в рамках таких договоров могут быть следующие:
  • обеспечить подбор из страны кандидатов, желающих получить образование в вузе по контрактной форме обучения, в количестве, определенном вузом и агентством (при этом окончательное решение о приеме выносит приемная комиссия вуза);
  • разъяснять кандидатам на английском и/или национальном языке условия и правила поступления, обучения и проживания в вузе, а также ознакомить с нормами законодательства Российской Федерации, касающимися правил пребывания иностранного гражданина на территории РФ;
  • осуществлять сбор у кандидатов всех необходимых для поступления в вуз документов, предусмотренных правилами приема иностранных граждан, и передавать их в вуз не позднее даты прибытия кандидатов в Россию;
  • размещать за свой счет информацию о вузе и объявления о наборе в местных СМИ и распространять её другими, не противоречащими законам способами;
  • обеспечивать прохождение кандидатами медицинского освидетельствования;
  • способствовать получению кандидатами и студентами в установленном порядке въездных и выездных виз для следования на учебу в Россию и выезда из нее;
  • обеспечивать организованную отправку кандидатов в РФ, заблаговременно информировать вуз об их прибытии;
  • на основании предоставленных вузом списков кандидатов, зачисленных на обучение, организовывать оплату их обучения.
Читайте также:  Жесткие проверки перед егэ могут исчезнуть - студенческий портал

Расчеты между вузами и рекрутинговыми агентствами, как правило, производятся раз в год по результатам приемной кампании. В среднем размер комиссионного вознаграждения составляет 15 % от стоимости года обучения иностранного студента. Традиционно вузы единожды оплачивают услуги рекрутингового агентства после поступления студента на обучение.

При этом образовательная организация оставляет за собой право:

  • не зачислять на обучение кандидатов, направленных рекрутинговым агентством, в случае несоответствия уровня их знаний предъявленным требованиям, а также в случае обнаружения фальсифицированных документов, предоставленных кандидатом или рекрутинговым агентством;
  • отчислять студентов в случае невозможности продолжения обучения (по медицинским показаниям или неуспеваемости), а также в случае грубых нарушений нормативных документов вуза или законодательства РФ, с последующим уведомлением рекрутингового агентства в течение определенного времени.

Проблемы и их решение 

Основными проблемами по осуществлению набора российскими вузами через рекрутинговые агентства являются недостаток или искажение информации, что приводит к репутационным потерям вузов в зарубежных странах.

 В погоне за количеством абитуриентов рекрутинговые агентства могут предоставлять неполную или искаженную информацию о вузе и России, что в последующем приводит к неоправданным ожиданиям со стороны иностранных студентов и даже разочарованию.

Иногда предоставляется недостоверная или неполная информация о предыдущем образовании абитуриента, что приводит к неверным решениям приемной комиссии вуза при зачислении на обучение.

Все эти проблемы связаны с отсутствием достаточного опыта работы у российских вузов с рекрутинговыми агентствами. Безусловно, использование специализированных организаций при наборе иностранных студентов может быть очень полезно российским вузам.

Особенно это касается стран, куда сложно выехать непосредственно сотрудникам международной службы вуза в силу отсутствия безопасности, дипломатических отношений между странами, высокой стоимости транспортных расходов и других причин.

В ряде стран от 60 до 80 % студентов поступают в зарубежные вузы с помощью рекрутинговых агентов.

В некоторых – например, в Китае – эта деятельность лицензируется и контролируется органами государственной власти.

Вместе с тем выбрать надежного партнера за рубежом крайне сложно.

Необходимо обращать внимание на такие данные, как год создания рекрутингового агентства; страны и вузы, с которыми агентством ведется работа по набору студентов; официальные данные, публикуемые на сайте агентства и национального министерства образования, а также рекомендации партнеров агентства.

Кроме того, необходимо учитывать, что хороших рекрутинговых агентств значительно меньше, чем образовательных организаций, желающих с ними работать. От стратегии взаимоотношений с агентством зависит интенсивность потока зарубежных абитуриентов из этого агентства и страны в целом.

Отдельные российские вузы устраивают встречи с рекрутинговыми агентствами перед началом приемной кампании с целью информирования о новых образовательных программах, условиях приема, изменениях в законодательстве и прочем. В идеальном случае сотрудничество с рекрутинговыми агентствами представляет собой возможность выхода на международный рынок набора студентов с минимальными затратами времени и финансовых средств.

  1. Преимущества для вузов и студентов
  2. По мнению специалистов, существенные преимущества от работы с агентствами академической мобильности имеются и для образовательных организаций, и для обучающихся.
  3. Для вузов преимущества заключаются в следующем:
  • агентства представляют вузы в течение всего календарного года;
  • распространяют рекламную информацию, проводя целевые кампании в СМИ, участвуя в студенческих выставках и днях открытых дверей для школьников;
  • предоставляют достоверную информацию о состоянии регионального образовательного рынка;
  • предоставляют доступ к региональной инфраструктуре;
  • помогают продвигать программы, пользующиеся низким спросом;
  • увеличивают соотношение успешных поступлений к поданным заявлениям;
  • предоставляют отзывы студентов после завершения обучения.

Для студентов – свои преимущества:

  • агент является надежным, компетентным и ответственным представителем вуза в стране происхождения студента;
  • консультирует студентов и их родителей на родном языке, что особенно важно при выборе долгосрочных программ;
  • предлагает оптимальное место и направление обучения в соответствии с интересами студента и особенностями вузов;
  • предоставляет полезные дополнительные услуги (заполнение регистрационных формуляров, страховку, билеты, визы);
  • за счет консультаций и дополнительных услуг увеличивает ценность образования в вузе без увеличения его стоимости;
  • агент предлагает поддержку в течение всего процесса поступления и обучения1.

Известной платформой для установления сотрудничества с рекрутинговыми агентствами являются образовательные выставки ICEF – International Conferences and Educational Fairs. Каждая конференция ICEF фокусируется на определенном регионе, охватывая в целом все страны мира.

Участникам конференций предоставляются инструменты для работы в режиме онлайн, способствующие выстраиванию эффективной работы с агентами. Особенно важно, что ICEF проводит строгий отбор агентов для участия в своих конференциях, а также оплачивает их участие из собственных средств. Охват участников конференций ICEF: свыше 2,2 тыс. агентов из 1,4 тыс. агентств и 180 стран мира, более 1 тыс.

образовательных организаций из 45 стран мира. В рамках конференций проводятся индивидуальные встречи с агентами из интересующих регионов мира, посвященные новинкам рынка международного образования семинары, встречи с зарубежными вузами для установления сотрудничества. Стоимость участия для вузов – около 5 тыс. евро, для рекрутинговых агентств – бесплатно.

Список российских вузов, участвующих в выставках ICEF, в последние годы постепенно расширяется, но в целом этот инструмент рекрутинга пока недооценен российскими вузами.

  1. Краснянский С.А. Набор иностранных студентов в вузы РФ при содействии агентств образовательной мобильности. Презентация. Совещание проректоров по международной деятельности. РУДН. 19 ноября 2010 года. Москва.

Источник: https://akvobr.ru/rekruting_inostrannyh_studentov_v_rossiiskie_vuzy_uvelichivaetsya.html

Российские вузы увеличат доход от иностранных студентов

Приоритетная программа была разработана в мае 2017 года, ее цель — повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке, а также сделать пребывание иностранных студентов на территории России в период их обучения более комфортным. В понятие «экспорт образования» входит также количество слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций. Их число должно вырасти с 1,1 миллиона человек в прошлом году до 3,5 миллиона к 2025 году.

«Экспорт образования — это не только и даже не столько возможность заработать для университетов, прежде всего это один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширений культурных контактов, привлечения в национальную экономику наиболее талантливых людей, которые в ней могут и остаться», — подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Экспорт российского образования должен стать национальной задачей, заявил глава правительства, а в ближайшие годы конкуренция за иностранных студентов во всем мире будет усиливаться.

Чтобы сделать свои образовательные программы более привлекательными для иностранцев, российские вузы будут внедрять целевую модель деятельности экспорту образования. Одна из частей такой модели — международные службы поддержки иностранных студентов. Модель будет сначала внедрена в 20 вузах, а с 2021 года во всех вузах страны.

Планируется также развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

Все эти мероприятия должен реализовать консорциум из 39-ти ведущих российских вузов — Дальневосточный федеральный университет, МГИМО, МГУ, МГТУ им.Баумана, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Саратовский государственный аграрный университет, Сибирский государственный медицинский университет, Южный федеральный университет и другие.

По прогнозам ЮНЕСКО, к 2025 году во все мире будут учиться более 7 миллионов иностранных студентов, а в денежном выражении объем мирового рынка образовательных услуг достигнет нескольких миллиардов долларов.

На том же заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам Дмитрий Медведев подчеркнул, что США уже сейчас зарабатывают на иностранных студентов в 15 раз больше, чем тратят на них.

По данным ОЭСР за 2016 год, на США приходилось около 12 процентов мирового рынка высшего образования, на втором месте Великобритания (9 процентов). У России 4,5 процента рынка, однако по уровню доходов от образовательных услуг на США приходится больше трети рынка, а на Россию — всего 0,7 процента.

Глобальная конкурентоспособность российского образования и вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования — это приоритетная цель и национального проекта «Образование», напомнила министр просвещения Ольга Васильева на встрече с директором департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андресом Шляйхером. В свою очередь Андреас Шляйхер отметил, что Россия достигла заметных успехов в образовании за последнее десятилетие.

«Меня очень впечатляют достижения в области образования в вашей стране.

Эта цель — войти в десятку самых лучших — она очень амбициозная, но, если оценить темпы роста и прогресса, которого добилась Россия за последние 10 лет, эта цель становится вполне реалистичной.

Вы создали хорошие материальные предпосылки: условия работы учителей улучшились, их зарплаты повысились, поэтому сейчас очень хороший момент для развития», — подчеркнул Шляйхер.

Источник: https://rg.ru/2018/12/05/rossijskie-vuzy-uvelichat-dohod-ot-inostrannyh-studentov.html

Тгу и минобрнауки подготовят рекомендации для вузов по привлечению иностранных студентов

МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Томский государственный университет (ТГУ) вместе с Министерством науки и высшего образования России проводят исследования предпочтений иностранных студентов и ученых при выборе российских вузов.

На основе результатов анализа для университетов будут подготовлены рекомендации по привлечению студентов из-за рубежа, сообщили порталу «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, в пресс-службе ведомства.

«Исследовательская группа Томского государственного университета при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ реализует масштабный исследовательский проект по изучению предпочтений иностранных студентов и зарубежных ученых по выбору российских вузов для учебы или работы.

Исследование завершится в середине декабря 2019 г. На основе его результатов будут подготовлены справочные материалы и методические рекомендации по привлечению иностранных студентов и ученых для российских вузов», — говорится в сообщении.

Как пояснили в ведомстве, в проекте задействованы десять университетов-экспортеров образования как столичных, так и региональных.

В исследовании эксперты ТГУ используют данные социальных сетей, проводят онлайн-опрос зарубежных студентов и абитуриентов, берут интервью у студентов, ученых и сотрудников международных служб, а также обрабатывают статистику и результаты предыдущих исследований на эту тему. Все это, полагают в министерстве, позволит обеспечить «максимальную достоверность результатов, детализацию и глубину анализа данных».

«Мы сделали упор на региональные российские вузы. Так как в столичных вузах работа по привлечению лучших иностранных студентов ведется на высоком уровне. Поэтому мы задействовали опыт высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы сделать нашу работу еще более эффективной», — цитирует пресс-служба Минобрнауки проректора по международным связям ТГУ Артема Рыкуна.

Первые выводы

По словам проректора вуза, во время работы над проектом эксперты пришли к интересным выводам.

Так, впервые фокус привлечения иностранных студентов был смещен со стран СНГ, с которыми российские вузы традиционно и давно работают, на дальнее зарубежье, в частности, на страны Азии.

При этом в борьбе за лучших азиатских студентов у России появился мощный конкурент — Китай. Помимо него на образовательном международном рынке наша страна конкурирует с Турцией, Саудовской Аравией и Ираном.

«Несмотря на то, что зарубежные студенты хотят обучаться на английском языке, позиции русского языка во многих странах растут, необходимо продолжить их укрепление, чтобы привлечь как можно больше талантливых молодых людей», — добавил Рыкун.

Анализ предпочтений иностранных ученых, отметил представитель ТГУ, показывает, что в большей степени они хотят оставаться мобильными: для них важна возможность реализовать свои идеи по всему миру и работать в хорошей команде, имея доступ ко всей необходимой инфраструктуре. «Поэтому для успешной реализации федерального проекта „Экспорт образования“ (национального проекта „Образование“ — прим. ТАСС) важно сделать так, чтобы пункты остановок ученых из-за рубежа в России были максимально комфортны», — заключил он.

В соответствии с федеральным проектом, число иностранных студентов в российских вузах к 2024 году должно увеличиться вдвое — до 425 тысяч человек.

Читать ещё •••

Видео дня. Унижения и оскорбления: как выживают матери-подростки

Источник: https://news.rambler.ru/education/43343105-tgu-i-minobrnauki-podgotovyat-rekomendatsii-dlya-vuzov-po-privlecheniyu-inostrannyh-studentov/

Россия вошла в список самых привлекательных для иностранных студентов стран

2018-12-10T12:54+0300

2020-03-03T13:17+0300

https://ria.ru/20181210/1547722136.html

Россия вошла в список самых привлекательных для иностранных студентов стран

https://cdn25.img.ria.ru/images/152391/52/1523915231_0:34:3001:1722_1036x0_80_0_0_bc6798aaa21a4decb3be7c96ed616f3b.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 10 дек — РИА Новости. Россия вошла в шестерку стран, которые наиболее привлекательны для иностранных студентов, к 2025 году число иностранных студентов в вузах и учреждениях среднего профессионального образования на очном отделении должно вырасти до 710 тысяч человек, сообщили в пресс-службе проекта «5-100».

«Россия вошла в шестерку стран, которые наиболее привлекательны для иностранных студентов. Более половины всей общемировой студенческой мобильности приходится на США (19%), Великобританию (8%), Австралию (7%), Францию, Германию и Россию (по 5%). Таковы данные Института статистики ЮНЕСКО.

К 2025 году число иностранных студентов, которые учатся в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования на очном отделении, должно вырасти до 710 тысяч человек.

Объёмы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в 5 раз», — говорится в сообщении.

Отмечается, что в 2017 году количество иностранных обучающихся в вузах, входящих в консорциум вузов — экспортеров высшего образования, составило 220 тысяч человек, в 2018 году количество иностранных обучающихся в университетах уже увеличилось до 240 тысяч человек. Доходы от привлечения в российские вузы иностранных студентов составили в 2017 году более 84 миллионов рублей, в 2018 году — более 96 миллионов рублей, добавили в пресс-службе.

По данным экспертов «Социоцентра», количество иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, с 2004 года увеличилось более чем в три раза.

«При этом в 5,5 раз увеличилось количество обучающихся на заочной форме обучения, а в 2,7 раза увеличилось количество обучающихся на очной форме обучения», — отмечает заместитель директора по научной работе «Социоцентра» Александр Арефьев, слова которого приводит пресс-служба проекта.

По информации экспертов «Социоцентра», к наиболее востребованным среди иностранных студентов специальностям относятся инженерно-технические направления подготовки (22%) и медицина (20%), экономика и управление – лидеры среди иностранных студентов, обучающихся на заочной форме обучения (39%). Затем со значительным отставанием следуют юриспруденция (10%) и социально-гуманитарные науки (9%).

«Аналитики «Социоцентра» отмечают, что доходы России от экспорта образовательных услуг с 2005 по 2017 год (включая доходы от программ СПО и других) увеличились в шесть раз. Кроме того, наблюдается положительная динамика увеличения доли иностранных граждан, обучающихся на договорной основе», — добавили в пресс-службе.

Проект «5-100» был создан во исполнение указа президента, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров. В качестве главного комплексного индикатора достижения конкурентоспособности рассматривается вхождение не менее пяти ведущих российских университетов в топ-100 мировых рейтингов QS, THE и ARWU к 2020 году.

Источник: https://ria.ru/20181210/1547722136.html

Ссылка на основную публикацию