10 способов развить навыки устной речи — студенческий портал

10 способов развить навыки устной речи - Студенческий портал

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому.

Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

10 способов развить навыки устной речи - Студенческий портал

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки.

Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз.

Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Узнать о программах обучения в швейцарии - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним.

Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь.

Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных.

Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут.

Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.

Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

  • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
  • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
  • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
  • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
  • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже — ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

Произнесение скороговорок

10 способов развить навыки устной речи - Студенческий портал Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

  • Лара играла на лире.
  • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
  • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.  Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
  • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
  • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

Чтение вслух

10 способов развить навыки устной речи - Студенческий портал Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос.

Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно.

К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

Исключение слов-паразитов

Наличие в разговорной речи слов «ну», «блин», «типа», «как бы» всегда негативно сказывается на том, как окружающие воспринимают содержание беседы. Избавившись от слов-паразитов, вы станете увереннее в себе и заметите, что к вашему мнению начнут больше прислушиваться.

Пополнение словарного запаса

Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по саморазвитию.

Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

Тренировка диафрагмы

10 способов развить навыки устной речи - Студенческий портал В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

  • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
  • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
  • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

Основные причины проблем с речью

Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой.

Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому.

Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

Источник: https://HeadLife.ru/kak-razvit-rech/

Топ 10 лучших способов усовершенствовать свой уровень английского языка

Как мы осваиваем родной язык? Сначала слушаем, затем говорим, потом читаем и пишем. Аудирование, говорение, чтение и письмо – четыре языковых навыка, которые необходимо развить для полноценного общения.

Аудирование и чтение – это рецептивные виды речевой деятельности, то есть та информация, которую мы воспринимаем. Говорение и письмо относятся к продуктивному типу: это то, что мы создаем сами.

Чтобы приобрести каждых из четырех навыков, нужно с головой окунуться в английский язык. Он должен стать неотъемлемой частью вашей жизни, причем как дома, так и на работе. Не стоит забывать о нем и планируя свой досуг!.

Есть несколько полезных советов, которые помогут вам справиться с возникающими сложностями и заметно подтянуть иностранный язык.  

Старайтесь как можно чаще соприкасаться с английским. Путь к мастерству – это практика, поэтому, если вы хотите совершенствовать тот или иной языковой навык, уделяйте ему особо пристальное внимание. На начальном этапе обучения важно отводить время для каждого из четырех аспектов: аудирования, говорения, чтения и письма.

10 способов развить навыки устной речи - Студенческий портал

Аудирование:

Играет важную роль в процессе изучения любого иностранного языка. Благодаря качественному аудированию вы не только сможете понимать чужую речь, но и научитесь более правильно и точно выражать собственные мысли.

Так как же улучшить свое восприятие на слух? Ответ прост: нужно много слушать, причем обращать внимание не только на то, что говорится, но и то, как это делается.

Из доступных ресурсов можете обратить внимание на:

1. Музыку. Неважно, что это будет, современные хиты или песни, которые были популярны много лет назад. Просто выбирайте то, что вам больше всего по вкусу. Обязательно обращайте внимание на слова (иногда перед прослушиванием стоит проглядеть текст песни – так будет проще понять смысл).

2.Фильмы, ТВ-шоу, новости, развлекательные программы, радио и т.д. Начните с классики жанра, то есть кино.

Один и тот же фильм лучше смотреть несколько раз: сначала с субтитрами, а потом, когда почувствуете себя более уверенно, без.

Также вы можете слушать радио – не только дома, но и с телефона в любом удобном для вас месте. Даже если вы не вслушиваетесь, уши все равно будут привыкать к звукам иностранной речи.

3. Выставки, спектакли, лекции на английском языке. Школы иностранного языка и другие организации и культурные центры часто устраивают мероприятия подобного рода.

10 способов развить навыки устной речи - Студенческий портал

Говорение:

Часто именно оно оказывается самым каверзным для освоения навыком. Пробуйте говорить, даже если вы только-только начинаете изучать английский. Существует огромное количество полезных и интересных методов по улучшению разговорной речи:

Источник: https://www.WallStreetEnglish.ru/blog/10-ways-improve-english-language-skills/

10 мощнейших упражнений для развития дикции

10 способов развить навыки устной речи - Студенческий портал

Постижение ораторского искусства — трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

AdMe.ru старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали».

1. Артикуляция звуков «Ш — Ж»

  • Шар — жар, ваш — важный, шутка — жутко, ширь — жир, жить — шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

  2. Артикуляция звуков «К — Г, X»

  • Качели — газели, кол — гол, кость — гость, код — год, кнут — гнут, клуб — глуп, Кеша — Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

  3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля — сабля, цок — сок, цель — сель, цвет — свет, цирк — сыр, улица — лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

  4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

 5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

 7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
Читайте также:  Вуз может получить грант минобрнауки - студенческий портал

 8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

 9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) — воспользовавшемуся
  • (К) — мелкокалиберными
  • (П, в) — опубликовывать
  • (П, р) — опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) — территориальная целостность
  • (Р, т) — проиллюстрировала
  • (Р, в) — ревербератор
  • (С, ф) — средств
  • (Ч, в) — четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) — фантасмагорический

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/10-moschnejshih-uprazhnenij-dlya-razvitiya-dikcii-1280515/

10 способов развить навыки устной речи

Человек, который говорит красиво и грамотно, как правило, становится более успешным в профессиональном плане и чаще добивается поставленных целей. Правильная речь в современном мире крайне важна для построения карьеры.

Вот почему в 9 и 11 классах сейчас вводится новая, устная часть экзамена по русскому языку: именно она сможет показать, насколько хорошо выпускники умеют выражать свои мысли, складывать слова в предложения и доносить смысл до слушателей.

В рамках устной части оцениваться на ОГЭ и ЕГЭ будут связность речи, последовательность изложения, богатство словарного запаса, точность выражения мысли, цельность смысла высказывания, разнообразие грамматических конструкций. Кроме того, нужно будет продемонстрировать умение задавать вопросы и владение невербальными способами общения — мимикой и жестами. Куда бежать, чтобы все это освоить, если со словами у вас беда?

Когда вы читаете книги, полезно не только следить за сюжетом и развитием событий, но и обращать внимание на то, какими словами автор описывает героев, природу, интерьер и предметы.

Как строятся его предложения? Какие эпитеты и метафоры используются в тексте? Внимание к таким деталям и пересказ прочитанного поможет лучше запомнить литературные приемы и научиться применять их в собственной речи.

Аудиокниги — отличный выход, если нужно справиться со школьной программой или просто приятно провести время.

Обращать внимание при их прослушивании нужно на то, как профессиональные актеры используют интонацию, логическое ударение, темп речи и тембр голоса, как с помощью пауз создается нужный эффект.

Грамотная, но монотонная и невыразительная речь не поможет завоевать внимание аудитории. Интонация иногда может сказать больше, чем слова, — вот почему люди чаще доверяют не прямому смыслу фразы, а тому, как именно она была произнесена.

С помощью интонации человек иногда осознанно, а иногда и непроизвольно передает мысли, чувства и настроение. А прочувствовать ее важность поможет простое упражнение: произнести любое слово (например, «молодец» или «хорош!») три-четыре раза с разной интонацией.

Важно избавиться от слов-паразитов — таких как «ну», «как бы» и «в общем». Справиться с ними поможет система «штрафов»: если запретное слово произнесено, то нужно выполнить пять приседаний, например. Или можно заключить пари с друзьями: кто дольше обойдется без «паразитов».

Для тренировки ораторских навыков выбрать можно любую тему, объект или предмет. Нужно говорить об этом не менее пяти минут — красиво, образно, используя метафоры и интонацию.

Можно усложнить задание и произносить оду выбранному предмету, начиная ее, скажем, так: «О, мой диван!».

За счет подобных тренировок речь постепенно сделается более уверенной, подбирать нужные слова станет проще, и можно будет увеличить время выполнения упражнения.

Чтобы научиться хорошо говорить, нужно воспитывать в себе способность нестандартно мыслить. Это поможет стать интересным рассказчиком с оригинальным ходом мыслей.

Чтобы потренироваться, стоит попробовать найти как можно больше общего между двумя на первый взгляд не связанными друг с другом предметами или понятиями. Например, что общего у стола и кота? Еще можно придумывать свои продолжения крылатым фразам и афоризмам.

Например, продолжить фразу: «Вся наша жизнь — …». Шекспир закончил ее словом «игра», а какие варианты еще можно придумать и обосновать?

Полезно взять за правило каждое утро изучать одно крылатое выражение (например, «дело в шляпе», «нос повесить», «рукой подать») и стараться применить его в течение дня в речи хотя бы один раз. Фразеологизмы придают эмоциональную окраску речи, делают ее выразительной и интересной.

Речь, конечно, идет об играх, которые развивают словарный запас: например, Scrabble и «Табу». В первой нужно составлять слова по принципу кроссворда, стараясь набрать как можно больше очков. В ходе игры можно узнать много новых слов и их значение. Есть мобильная версия, которая называется «Эрудит»: она поможет с пользой провести время в дороге или в ожидании.

Игра «Табу» — командная, в ней нужно объяснить то или иное слово, не называя ни его само, ни связанных с ним запретных выражений — «табу». Вот, например, как объяснить слово «береза», не используя слова «дерево», «листва», «береста», «сережки», «сок»? Вариантами могут быть «символ ностальгии», «любимое дерево Есенина».

Научиться этому поможет такое упражнение. Нужно взять любое существительное — например «стол» — и придумать к нему 10 прилагательных, с которыми оно употребляется.

Например, «обеденный», «деревянный», «круглый», «старый», «антикварный» и т. д.

А потом — не менее 10 прилагательных, с которыми это существительное употребить нельзя, — например, «дождливый», «разговорчивый», «детективный» и т. п. Вторая часть задания намного труднее — и смешнее.

Можно взять любую тему: например, любимая телепередача, — и задать по ней не менее 10 вопросов, начиная их со слов «почему», «зачем», «каким образом», «с чем это связано», «как вы относитесь» и т. д. На них нельзя ответить «да» или «нет», и они дают возможность собеседнику высказать свое мнение развернуто. Хорошо отрабатывать это задание в паре, меняясь ролями.

Полезно знакомиться с чужими лекциями, а также с фильмами и спектаклями и наблюдать за использованием невербальных способов общения — мимики и жестов.

Хорошим упражнением является просмотр фильмов с выключенным звуком, когда нужно понять без слов, о чем идет речь и какие чувства испытывает персонаж.

Можно тренироваться перед зеркалом, представляя себя актером немого кино и пытаясь выразить гнев, тоску или радость без единого звука.

Все новости о ЕГЭ: расписание ЕГЭ-2019, структура экзамена и советы экспертов, подбор вуза и специальности по предметам ЕГЭ — в разделе «ЕГЭ» «Учёба.ру».

Источник: https://www.ucheba.ru/article/4500

10 способов улучшить свои разговорные навыки

Общение — это то, что управляет нашим миром. И также это один из самых важных навыков, которым нужно владеть. Хотите ли вы быть более раскованным с другими людьми или хотите лучше высказывать свои идеи на работе, вот несколько советов, которые помогут вам этого достичь.

Следите за языком тела

Говорите собеседнику, что рады его видеть, и скрещиваете руки на груди? Или говорите, что внимательно его слушаете, и утыкаетесь в телефон? Если это про вас, то вам точно следует заняться языком своего тела. Наши жесты влияют на разговор так же, а то и сильнее, чем слова. Научитесь управлять своими жестами. Некоторые материалы на Лайфхакере могут вам в этом помочь.

Избавьтесь от слов-паразитов

«Эээ», «ммм» — не самые лучшие слова для того, чтобы вести беседу. Вы стараетесь с их помощью избавиться от неловких пауз, но делаете только хуже. Начните с отслеживания этих слов, чтобы избавиться от них раз и навсегда. Эти паузы гораздо менее заметны, чем вам кажется.

Подготовьте несколько тем для разговора

Ситуации, когда вам нужно перекинуться парой слов с человеком, случаются часто. И хорошо, если вы от природы коммуникабельны и не страдаете замкнутостью. Если же тему для разговора придумать сложно, воспользуйтесь такими темами для разговора:

  1. Семья.
  2. Профессия.
  3. Развлечения, хобби.
  4. Мечты.

Эти темы составляют метод FORD (family, occupation, recreation, dreams). Спросите собеседника об этом, и ваш небольшой разговор превратится в интересную беседу.

Расскажите историю

Вот только не говорите, что у вас скучная жизнь и нет ни одной интересной истории. Иногда истории, которые нам кажутся уже обыденными, могут произвести фурор. А эта книга поможет вам улучшить свои навыки в сторителлинге.

Не бойтесь задавать вопросы

Спросите собеседника о его планах на лето, о работе, о детях. В конце концов, поставьте себя на его место и подумайте, какой бы вопрос вы бы хотели услышать. Придумали? Смело задавайте.

Также не бойтесь переспрашивать, если не расслышали что-то. Это гораздо лучше, чем сказать «угу» и после понять, что вас спрашивали о любимом фильме.

Не отвлекайтесь

Мы знаем, как вы любите свой смартфон, но не дайте узнать об этом вашему собеседнику. Мне кажется, что нет ничего хуже, когда во время твоего рассказа собеседник утыкается в смартфон. Ещё раз поставьте себя на место собеседника и поймите, что смартфон подождёт.

Помните о своей аудитории

Аудитория может быть разной. Это могут быть ваши сотрудники по работе, друзья вашего ребёнка из детского сада или друзья на вечеринке.

Одно можно сказать точно: стиль вашей речи должен отличаться во всех трёх случаях. Вы не будете орудовать сложными словами, чтобы донести своё послание детям.

И также не будете гримасничать и веселить своих сотрудников по работе. Выбирайте тот стиль, который подходит под вашу аудиторию.

Выражайтесь чётко

Не лейте лишнюю воду во время беседы. В этом пункте нужно знать меру. С одной стороны, эпитеты, описания и различные метафоры могут украсить вашу речь и сделать её интереснее. С другой стороны, излишняя пространность сделает вашу беседу мутной и непонятной собеседнику. Поэтому будьте в меру понятным, точным и кратким.

Сопереживайте и ставьте себя на место собеседника

Если вы стараетесь ставить себя на место собеседника, то уже заранее можно сказать, что вы понимаете, как нужно вести себя в беседе. Подобная техника сделает беседу более непринуждённой и уберёт неловкость, которая часто возникает, когда ваши точки зрения не сходятся.

Слушайте

Важнее этого не может быть ничего. Слушать, действительно слушать — не самая простая задача, но усилия, потраченные на её освоение, окупятся с лихвой. И если вы встретите такого же слушающего человека, ваша беседа точно станет интересной.

Мы все владеем искусством общения, а значит, у каждого из нас есть свои методы сделать беседу интереснее. Делитесь ими в х!

Источник: https://Lifehacker.ru/10-sposobov-uluchshit-svoi-razgovornye-navyki/

Как развить навык говорения у студентов?

Один из стрессовых моментов для студентов — говорить на чужом языке и не чувствовать себя белой вороной. А одна из главных забот преподавателей английского языка — как помочь развить навык говорения и при этом убедить студента, что он учится говорить не для галочки, а чтобы уметь общаться.

Поэтому не нужно удивляться, что основной целью обучения навыку говорения является коммуникативная эффективность. Речь должна быть понятной для слушателя. Однако, часто мы видим, что навыку говорения уделяется не так много времени. Иногда преподаватели затрудняются с выбором способов и заданий, с помощью которых можно эффективно развивать этот навык.

Установите в классе и за пределами класса

Прежде всего, вы должны помнить, что очень часто студенты избегают общения между собой на английском. Они знают: преподаватель и остальные студенты поймут их, если они будут говорить на своем родном языке. Для того, чтобы избегать таких ситуаций, установите в вашем классе с самого первого дня:

  • Во время урока говорим только на английском, никаких переводов и использования родного языка.
  • Студенты могут использовать двухязыковые словари очень редко. Вместо этого будет лучше использовать одноязыковые словари как Oxford Learner’s Dictionary, Cambridge Dictionary, Merriam Webster, и так далее, где можно найти не только определения слов, но и транскрипцию, синонимы, антонимы, примеры.
  • Обучающиеся должны начать думать о своих повседневных делах и планах на английском. Тем самым их мозг будет работать на английском не только во время урока, но и за пределами класса. Советы, как помочь ученикам думать на английском, можете найти здесь.
  • Каждый раз, когда вы задаете вопросы ученикам, они должны дать полные ответы, как скажем “Yes, I work at the airport”, “My favourite fruit is apple”, “I went to the theatre yesterday”, а не просто “Yes, I do”, “Apple”, “Yesterday” и так далее.

Эффективные задания на говорение

Очень часто проблема говорения состоит не в том, что ученик не знает достаточно иностранных слов или грамматику, а в наличии самого языкового барьера.

Чтобы снять этот барьер, очень важно выбрать актуальные и захватывающие темы именно для студентов. Дальше надо продумать тип задания, которое поможет ученикам забыть о своих комплексах и сконцентрироваться над заданием.

Вот несколько эффективных способов помочь студентам заговорить.

  • Слушание музыки и ассоциация. Попросите учеников послушать какую-нибудь музыку или саундтрек из фильма, например вот это. При прослушивании они могут написать слова-ассоциации, которые приходят им на ум, когда слушают эту музыку. Дальше они должны рассказать историю, основываясь на музыку и свое воображение.
  • Пересказ. Очень часто, как post-listening или post-reading activity мы задаем вопросы, или просим учеников выбрать правильный вариант. Однако, это не очень помогает развитию навыка говорения, так как не усматривает беглость, логическую связь и эффективные коммуникации. Только при помощи пересказывания ученики могут усвоить новые слова, грамматику и сконцентрироваться на беглую и логическую речь. Здесь могут быть очень полезными новости, где можно найти много информации в коротком репортаже, как вот этот. После того, как вы уже разобрали новые слова, конструкции, главную смысл репортажа, попросите учеников пересказать его своим одноклассникам.

Конечно, это еще не все. Есть куча других полезных и интересных способов развития навыка говорения.

Чтобы облегчить задачи преподавателей, квалифицированные методисты Skyteach School создали курс “How to teach speaking skills”, который представляет систему решения проблем говорения, отработанную на тысячах занятий.

Формат этого курса – самообучение (self-study), которое вы можете пройти в удобное для вас время. С помощью этого курса вы:

  • научитесь эффективно сочетать работу над точностью и беглостью речи учеников;
  • получите подборку коммуникативных заданий,направленных на развитие говорения для индивидуальных уроков онлайн;
  • сможете ускорить прогресс своих учеников, закрепляя навыки говорения;
  • познакомитесь с форматами заданий на говорение основных международных экзаменов по английскому языку.

Приобрести курс

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592dc93fd7d0a6f53d9a209f/5daaf42da660d700ad15b811

Формирование навыков устной речи

Устная речь (говорение) является одним из четырех так называемых «навыков нового тысячелетия» (21st century skills) совместно с критическим мышлением (critical thinking), групповой работой или работой в парах (collaboration) и творческим подходом (creativity). В то же время устная речь представляет наибольшую сложность как в обучении, так и в усвоении.

Что же способствует правильному и эффективному развитию продукции речи? Прежде всего, хорошие знания языкового материала (лексика, грамматика, а также слухо-произносительные навыки), возможность использовать эти знания в собственной речи во время занятий и темы для обсуждений, интересные для изучающих язык.

Тем не менее, существует ряд проблем, сопряженных с данными факторами, которые препятствуют успешному формированию речепроизводства. Во-первых, отсутствие знаний языкового материала, которые соответствуют уровню изучения языка. Это естественно, ведь в таком случае практика речи просто невозможна.

Во-вторых, отсутствие возможности использовать изученную грамматику и лексику на практике. Такое часто происходит в больших классах и группах или в случаях, когда центром учебного процесса является учитель, а не учащиеся. В-третьих, это темы, не дающие речевого повода.

Когда обсуждение неинтересно и бессмысленно, даже сильные ученики отказываются говорить.

Еще одним важным условием является так называемый эмоциональный барьер (affective filter) – психологические факторы, положительным или отрицательным образом влияющие на процесс изучения языка. Его показатель может быть как высоким, так и низким.

При высоком эмоциональном барьере у учащихся наблюдается повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие интереса к занятиям в виду возрастного несоответствия или недостатка знаний, а также неблагоприятные взаимоотношения с преподавателем и группой.

Соответственно, при его низких показателях во время занятий царит благоприятная рабочая атмосфера, у учащихся наблюдается высокая мотивация и самооценка, отношения с преподавателем построены на взаимопомощи.

Следовательно, для преподавателя крайне важно сохранять низкий психологический барьер у учащихся.

Для преодоления этих трудностей важно, чтобы:

  • учащиеся не только владели языковым материалом, но и понимали, что от них требуется в том или ином задании. То есть задача учителя – правильно сформулировать задание, поставить вопрос.
  • говорение не было принудительным. Учащиеся могут говорить, только если морально к этому готовы.
  • фронтальная работа была сведена к минимуму. Преподаватель должен создавать условия для осмысленного живого общения.
  • преподаватель выступал в роли наставника, а не судьи. Исправление ошибок должно проходить в мягкой форме, учащиеся должны чувствовать, что преподаватель их союзник, а не оппонент.
  • поощрялась совместная работа, а не соперничество.
Читайте также:  Ученые смогут устроиться на работу через специальную платформу - студенческий портал

Примеры заданий, способствующих осмысленному говорению

1. «Большой вопрос – большая картинка» (Big question – big picture)

Цель задания – умение переходить от общей проблемы к частной. Задание состоит из трех этапов. Первый этап – «большой вопрос», который дает основную, общую тему для обсуждений (например, Why do we need plants?).

Второй этап – «большая картинка»: тема сужается до описания данной картинки. Учащиеся отвечают на вопросы по ней (например, look at the picture and say what plants the children are holding).

Третий этап – обращение к личному опыту учащихся (например, What part of your breakfast comes from plants?).

2. Применение критического мышления (critical thinking activity)

Цель задания – научиться оценивать понятия, явления или предметы, используя личный опыт учащихся. Задание состоит из двух этапов. Первый этап – ознакомление с материалом, например, vocabulary about the ocean.

Второй этап – оценка этих понятий, явлений, качеств путем использования личного опыта учащихся (например, categorize the vocabulary into two charts: things I have seen and things I have never seen).

Это задание становится особенно эффективным, если его выполнять в парах.

3. Открытые вопросы (open-ended questions)

Учащимся предлагаются вопросы, требующие развернутого ответа и направленные на обсуждение (вопросы, на которые можно дать ответ да или нет, исключаются). Например: What toys do you have? What toys do you want? или What do you know about plants? Write two things below and share with a partner.

4. «Облако размышлений» (“think” boxes)

Учащимся предлагаются вопросы для обсуждения по проблеме, которая раскрывается в предыдущем задании на чтение или аудирование. Например, после текста о проблемах животных даны вопросы: Why are animals important for us? Do you know any endangered animals?

О важности работы в группах или парах

Несмотря на существенные минусы – шум на занятии или разный темп работы учащихся в парах (кто-то выполняет задание быстро, кто-то сильно отстает), групповая или парная работа производит больший положительный эффект в виду следующих причин:

  • увеличивается доля говорения на занятии;
  • устраняется монотонность занятия;
  • развивается умение работать совместно с другими учащимися.

Виды навыков говорения, которые необходимо развивать на занятиях

Различают два вида навыков говорения: базовый бытовой (Basic Interpersonal Communication — BICS) и навык когнитивной литературной речи (Cognitive Academic Language Proficiency — CALP). В первом случае это навык, используемый в типичных бытовых речевых ситуациях (функциональные диалоги), который формируется уже на начальных этапах обучения.

Во втором случае это сложные навыки владения литературным языком, которые формируются на более высоких уровнях изучения языка и требуют больше времени для отработки и практики. Яркий пример – opinion essay.

Многие задания представляют собой комбинацию этих двух навыков (например, panel discussion, где BICS используется для управления дискуссией, а CALP – для ее создания).

Оценка навыков говорения

Исправление языковых ошибок (грамматических, лексических, произносительных) должно происходить еще на начальных этапах изучения материала. Здесь есть несколько указаний, которых нужно придерживаться, чтобы не отбить у учащихся желание говорить:

  • нельзя перебивать, исправляя ошибки
  • важно требовать учащихся повторить правильный вариант высказывания
  • нельзя прерывать учащихся во время работы в группе или в парах.

Необходимо дать учащимся возможность высказаться, и уже после выполнения задания отметить наиболее общие ошибки и недочеты.

Мария Руль Центр иностранных языков “EXPRESS”

Источник: https://www.lingvocenter.ru/formirovanie-navykov-ustnoy-rechi

Учебно-методическое пособие по английскому языку (10 класс)

  • Муниципальное автономное образовательное учреждение
  • «Средняя общеобразовательная школа № 21»
  • Совершенствование навыков устной речи у учащихся на уроках иностранных языков – залог успешной сдачи экзамена
  • Подготовила: учитель английского языка МАОУ СОШ № 21 г. Балаково
  • Бикбаева Мария Каюмовна

Использование в наши дни коммуникативно-ориентированного метода основанного на развитие устной речи, представляется наиболее обоснованным. Устная форма коммуникации включает говорение и аудирование.

Говорение или выражение мыслей средствами языка- сложный и многогранный процесс, позволяющий совместно с аудированием осуществить устное общение. Роль говорения велика. Требуется много усилий, чтобы научить этому сложному виду речевой деятельности. Говорение может выступать в форме диалогического и монологического высказывания.

Обучение этим двум формам осуществляется в тесной взаимосвязи, но каждая из них требует особого внимания, так как имеет свои специфические характеристики.

     При выполнении задачи развития умений и навыков устной речи привычным признаком урока иностранного языка стала ситуативность. Речевая ситуация- это такие условия и обстоятельства, которые побуждают его к речевой деятельности.

Критерием естественности учебно-речевых ситуаций следует считать их способность создавать естественную коммуникативную мотивацию, то есть вызывать у учащихся реальную потребность в осуществлении иноязычной речевой деятельности.

Это в свою очередь подразумевает такие коммуникативные умения: рассказать, описать, оценить, уточнить, расспросить и т.д. названные умения можно отработать только в процессе непосредственного и заинтересованного общения.

Потому на уроках я приветствую стремление обмениваться мнениями, поощряю попытки поддержать или опровергнуть высказанные суждения рассматривать разные точки зрения. Например, ребятам интересно рассказывать на уроке не о персонажах школьных учебников, а о своих одноклассниках.

При этом интересен не просто рассказ, а оценка действия ученика (как он готовится к занятиям, как помогает по дому, какие книги читает и т.д.). Можно описать классную комнату, включая фразу о том, какой хотел бы ее увидеть; не просто описать внешность кого-то, но и сказать несколько слов о характере человека.

А обсуждение вопросов, интересных для учащихся, приводит тому, что школьники постоянно ощущают потребность в привлечении новых языковых средств, запланированных программой на следующие годы обучения. Я не боюсь увеличить объем языкового материала: кто-то запомнит больше, кто-то меньше.

Но постепенно по мере постоянного его использования на уроках практически все учащиеся овладевают материалом, если не продуктивно, то рецептивно, то есть узнают его в речи собеседников.  На моих уроках типичными являются задания типа «Представьте себе…», которые переносят учащихся в воображаемые ситуативные обстоятельства. Это позволяет нам с детьми побывать «в детском международном лагере», «дома», «в магазине», «в библиотеке», «в кассе аэропорта», «в салоне самолета» и т.д.    

Другим признаком современного урока по обучению устной речи является коллективное взаимодействие.

Школьники работают в парах, в небольших подгруппах или целым классом, решая при этом общую коллективную задачу.

Например, большой популярностью у ребят пользуется игра « интервью», которую можно проводить, изучая различные темы и на разных этапах обучения. Я стараюсь проводить эту игру, начиная с первых уроков.

 Ученики с удовольствием играют в эту игру, при этом происходит закрепление вопросно-ответных. Поэтому на уроках мы все больше времени отводим изучению того, как знакомиться с людьми, начать беседу, остановиться в гостинице, сделать покупки, обратиться к врачу и т. п.

я стараюсь на всех ступенях обучения изучать, закреплять и использовать в речи разговорные формулы. Например, представить кого-либо, представиться самому, узнать мнение собеседника и высказать свое, предложить что-либо и ответить на предложение, поблагодарить, извиниться и т.

п.

Эффективной формой организации упражнений для обучения иноязычному го-ворению является диалоговая речь. Диалогизированные упражнения выступают как средство формирования и совершенствования навыков, как средство развития умения диалогической речи.

Основным активизирующим приемом на этом этапе является прием взаимного стимулирования, когда каждый учащийся, работая в парах, должен составить не только реагирующую реплику, но и стимулирующую. Речевые диалогизированные упражнения выглядят так: 1) опора на диалогический текст учебника.

После прочтения диалога создается аналогичная ситуация, где я выступаю в роли более инициативного партнера и обращаюсь с репликами к учащимся, хорошо успевающим. Затем эта ситуация подается с изменениями, а затем весь класс работает в парах над составлением аналогичного диалога. После этого следует контролирующая беседа.

2) Опора только на диалогичекий образец между мной и хорошо успевающим учеником. Далее работа ведется по той же схеме. 3) Опора на подготовленный диалог-образец между двумя учениками: выступив перед учениками с подготовленным диалогом, они обращаются с репликами товарищам, которые должны прореагировать на них.

Затем аналогичный диалог составляют другие учащиеся; 4) неподготовленная беседа в группах с опорой на реплики специально подготовившегося ученика: ученик в качестве домашнего задания получает карточку, по которой готовит примерные стимулирующие реплики. Затем на уроке этот ученик организует беседу в классе.

Далее класс продолжает начатый диалог учителем и в парах. 5) Неподготовленная беседа в группе, связанная с решением посильного вопроса по изучаемой теме (например, Коля получает плохие отметки по английскому языку. Почему? Как ему помочь? Может быть беседа по изучаемой теме.

Одним из наиболее важных моментов в плане развития у школьников умений в диалогической речи является способность проявлять инициативу (задавать различного вида вопросы), так как задавая вопросы, ученик стимулирует собеседника к ответному речевому действию.      

        На своих уроках я организую самостоятельную работу с учебником, связанную с поиском конкретного материала для решения задач, всегда требующих осмысливать, обобщать, высказывать мнения, делать выводы, осуществлять самоконтроль.

Это обеспечивает прочное усвоение программного материала. Кроме учебника я приучаю учащихся пользоваться грамматическими справочниками, словарями (англо-русскими и русско-английскими, лингвистическими справочниками). Стараюсь приучать учащихся самостоятельно работать дома с аудиокассетами.

Доказываю необходимость и эффективность этой работы для лучшего овладения английской речью. И конечно же, важным источником информации для самостоятельной работы являются тексты (из учебника и для домашнего чтения).

Стараюсь побуждать учащихся к исследовательскому поиску по тексту, чтобы они могли извлекать из него необходимую информацию.

 Более сложным переходным этапом от аудирования отдельных структур и структурных групп к аудированию связной речи является прослушивание высказываний учителя и учащегося в процессе учебного разговора. Школьники учатся слушать связную речь учителя в рамках ситуации.

Для аудирования я предлагала описание внешности, описания дома или квартиры, описания рабочего дня, описание времени года. Перед учащимися ставилась задача понять содержание текста и передать его.

Отрабатывая навыки аудирования, я одновременно развиваю у ребят умение в говорении.  

       Одним из важных моментов при работе над развитием навыков аудирования является контроль понимания текста.      

      Большую роль в развитии навыков устной речи играет дискуссионное общение. Вовлечение учащихся в проблемное обсуждение сегодня считается обязательным компонентом процесса обучения иностранному языку, без которого урок теряет значительную часть своей эффективности. В соответствии с этим положением проблема является одним из способов организации учебного материала, таким же, как сюжет ролевой игры, тексты для чтения или слушания, письменного задания. На уроке перед учащимися ставиться проблема, школьники знакомятся с различными путями ее решения, попутно усваивают соответствующий речевой материал, принимают участие в дискуссии, делают выводы. Дискуссия, даже если она учебная, требует от участников большого умственного напряжения, тем более при проведении обсуждения на иностранном языке. Участники должны не только уметь сформулировать свою точку зрения и ее обосновать, но прежде всего должны уметь слушать и понимать суждения партнеров, видеть сходства и различия мнений. При организации дискуссии я стараюсь следить не только за правильностью речи выступающих, ее лексическим и грамматическим наполнением, но и за правильностью понимания содержания выступающих другими участникамидискуссии. Стараюсь дать возможность ученикам высказать самые разнообразные дискуссии. Темы для обсуждения должны соответствовать жизненным и познавательным

интересам учеников.

        

       Большую роль в развитии навыков устной речи играют уроки домашнего чтения.

Они помогают выполнить ряд задач: выбрать правильный вариант ответа, утверждать или опровергнуть, найти нужную информацию с данными словами, построить предложения в правильном порядке по содержанию, поставить себя на место героя, ответить на вопрос «что ты думаешь о прочитанном?.. Эти уроки «захватывают» ребят, и они с удовольствием готовятся к ним.        

      Важным условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение наглядных различных пособий. Это, прежде всего, предметные картинки. Яркие, красочные, они помогают ребятам быстро запоминать структуры названия предметов, их качество, количество.

Картинки являются так же хорошим средством «Для стимулирования монологических высказываний учащихся.

Работа становится интереснее, если придать ей элементы соревнования: у кого рассказ лучше? Широко используются необходимые вспомогательные средства: картины, макеты, схемы, таблицы, опорные конспекты, раздаточный материал для парной и групповой работы (циферблаты часов, цифровое лото, лото в картинках, карточки), ТСО и т. д. Целенаправленное использование средств психолого-педагогической разрядки, ярко выраженная коммуникативная направленность, проблемность в обучении позволяют увеличить объем нового языкового материала и организовать его усвоение.

     Следует также добавить, что одним из способов развития умений и навыков устной речи при обучении английскому языку является внеклассная работа, которая усиливает мотивацию к изучению  языка, способствует практическому владению речевой деятельностью, увеличивает активный языковой запас, совершенствует произношение, стимулирует в целом их интеллектуальную и языковую активность.

Внеклассная работа оказывает положительное психологическое» воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей. Школьники с удовольствием разучивают песни, стихи, драматизируют короткие диалоги, пьесы, сказки на английском языке.

Очень часто мы готовим праздники к Рождеству, 8 Марта, День Святого Валентина и другие.

Умело проводимый организационный момент урока также способствует созданию языковой атмосферы, тем самым обеспечивает коммуникативную направленность учебного процесса, настраивает слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык.

Организационный момент способствует также освоению языкового материала учащимися и выработке речевых навыков.   С самого начала урока стараюсь создать атмосферу доверия, взаимопонимания, сотрудничества.

Учащиеся сами с большим удовольствием проводят организационные беседы а начале урока, физкульт-минутки, политинформации, активно участвуют в языковых и речевых играх, в групповых и парных формах работы, составляют диалоги и сообщения.

Успешным средством тренировки учащихся в употреблении речевых средств являются стихи, песни, загадки, пословицы…это позволяет формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Учащимся 5-6 классов нравится разучивать рифмовки, считалки,  песни, играть в разные игры, разыгрывать забавные сценки.

А ученикам 7-8 классов интересно узнавать о жизни и учебе немецких школьников. Им нравится слушать  речь, проводить конкурсы. Проблема речевой ситуации является ключевой в организации современного процесса обучения.

Я руководствуюсь следующими требованиями к созданию речевой ситуации: четко определить речевую задачу: о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить или опровергнуть; обеспечить конкретным языковым и речевым материалом и нужной информацией при выполнении задания; стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес к заданию и желание выполнить его. Залогом успеха считаю взаимоотношения с детьми. Важно понять каждого, уметь видеть их глаза не терять ход их мыслей, « шагать» вместе с ними, обучать, воспитывать, учить учащихся, учиться, включать каждого в активную мыслительную и речевую деятельность, развивать их творческую инициативу. Я думаю о том, пробудит ли урок у ребят доброму, уважению к старшим, друг к другу, желание помочь слабоуспевающему и совершать другие добрые поступки, захочется ли им достичь более высоких успехов в изучении предмета, появится ли воля к преодолению трудностей в освоении иностранного языка, как повлияет урок на формирование их мировоззренческой позиции и совершенствование культуры умственной деятельности .Все это способствует успешной сдачи экзамена.

Список литературы.

  1. Г.М. Чернова. «Создание учебно- речевых ситуаций». Москва 2008 г.
  2. Р.Г. Борисова. «О некоторых приемах обучения дилогической речи». Москва 2010 г.
  3. Е.И. Беляева. «Коммуникативная ситуация в английском языке». Москва 2009г.
  4. А.А. Лентьев. «Принципы коммуникативности сегодня». Москва 2011г.
  5. Н.Н. Хорева. «О развитии навыков устной речи у учащихся». Москва 2011г.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2019/08/22/sovershenstvovanie-navykov-ustnoy

Ссылка на основную публикацию