Выпускники получили оценки за сочинение — студенческий портал

В этом году вузы зачисляют абитуриентов   по новой схеме и добавляют баллы за личные достижения. Об изменениях в правилах  приема-2015 на круглом столе рассказали представители университетов, институтов и филиалов высших учебных заведений.

Выпускники получили оценки за сочинение - Студенческий портал

Сергей Уманец

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. Директор Тульского филиала

Выпускники получили оценки за сочинение - Студенческий портал

Ирина Цехмистренко

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Зам. директора Тульского филиала по воспитательной работе

Выпускники получили оценки за сочинение - Студенческий портал

Анжелика Жукова

Тульский институт экономики и информатики. Ответственный секретарь приёмной комиссии

Выпускники получили оценки за сочинение - Студенческий портал

Анна Болобова

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Курсы программирования с нуля и для начинающих - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Тульский институт управления и бизнеса им. Н. Демидова. Ответственный секретарь приёмной комиссии

Выпускники получили оценки за сочинение - Студенческий портал

Надежда Стемпинь

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. Ответственный секретарь приёмной комиссии

Скоро начнётся приёмная кампания. Есть ли изменения в порядке приёма в вузы в нынешнем году?

– Особенностью этого учебного года для выпускников стало разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни. Если в перечне вступительных испытаний вуза на какое-либо направление значится математика, то это должна быть математика профильного уровня, минимальный проходной балл по которой составляет 27.

Также немаловажно, что ЕГЭ по русскому языку достаточно сдать на 24 балла, чтобы получить аттестат, но вот для поступления в вуз необходимо набрать как минимум 36 баллов.

Ещё одно важное нововведение заключается в том, что вузы получили возможность выставлять при зачислении баллы за индивидуальные достижения абитуриентов. Дополнительно к сумме баллов по ЕГЭ можно получить максимум 20 баллов. Дополнительные баллы за индивидуальные достижения существенно увеличивают шансы абитуриента на поступление.

Из этих двадцати баллов максимум 10 можно получить за сочинение, которое выпускники уже написали в школах. Вуз перепроверяет сочинение и выставляет свою оценку (критерии оценки разработаны на федеральном уровне). 

Вторые 10 баллов могут быть начислены за спортивные достижения, участие в волонтёрском движении, достижения в учёбе.

За что именно и сколько баллов – каждый вуз решает самостоятельно, единое же правило для всех – сумма всех этих достижений не может превышать 10 баллов, даже если у абитуриента есть и спортивные победы, и аттестат с отличием, и призовое место на олимпиаде. В этом случае он выбирает те достижения, которые наиболее высоко оцениваются в данном учебном заведении.

Как узнать, за что именно начисляет баллы конкретный вуз, и как представить доказательства своих достижений?

– Вся информация об учёте индивидуальных достижений дожна быть вывешена на сайте вуза отдельным документом. При подаче документов абитуриент должен указать в заявлении о приёме свои достижения и представить подтверждающие их дипломы, удостоверения и т. д. Что касается сочинения, его комиссия вуза берёт в федеральной информационной системе. 

Абитуриент может подать документы сразу в несколько вузов. Во сколько учебных заведений и на сколько специальностей можно поступать в 2015 году?

– Здесь изменений нет: 5 вузов, по три направления подготовки в каждом.

При этом зачисление, как и раньше, идёт по приоритетам – каждый абитуриент, который указывает несколько направлений подготовки, должен проранжировать их от более интересного для себя к менее интересному.

 Документы в вузы можно подавать, как лично, так и по почте или через онлайн-заявку если учебные заведения расположены в других городах.  При пересылке почтой учитывайте время: документы должны поступить в приёмную комиссию не позднее 24 июля.

Какова схема зачисления в 2015 году? Что изменилось?

– Традиционно поступающих на бюджетные места зачисляют в два этапа, и в этом году эти этапы получили количественное подтверждение. В первую волну зачисляются абитуриенты на 80% от общего числа бюджетных мест, во вторую – 20%.

Как и раньше, зачисляют только тех, кто подал в приёмную комиссию оригиналы документов.

Но если раньше абитуриенты, не принесшие оригиналы в первую волну, во вторую могли не попасть, так как мест не оставалось, то в этом году 20% мест точно будет.

Тем не менее, абитуриенту очень важно правильно сориентироваться, куда подавать оригинал аттестата. Советуем заранее расставить приоритеты и определиться с выбором вуза. Если у вас высокие баллы по ЕГЭ и вы понимаете, что имеете все шансы попасть в первую волну конкретного вуза, – советуем сразу именно туда подавать оригиналы документов, чтобы не упустить своё бюджетное место.

Если вы этого не сделаете, ваше место может занять абитуриент с более низкими баллами, а во второй волне мест на всех не хватит.

Изменились ли сроки подачи документов и зачисления в нынешнем году?

– Да, в 2015-м приём документов начинается во всех вузах 19 июня и заканчивается 24 июля для первой волны поступающих. Установлено общее для всех вузов время окончания приема оригиналов документов: строго 18.00 3 августа. Это касается приёма на бюджетные места, а на обучение на платной основе сроки зачисления устанавливаются по решению организации. Как правило, это 20-е числа августа.

Повышают ли вузы минимальные баллы по ЕГЭ, установленные Рособрнадзором?

– Каждый вуз решает это сам: мы имеем право повысить минимальные баллы относительно шкалы Рос­обрнадзора, но понижать не можем. В ряде учебных заведений эти шкалы совпадают, но многие вузы устанавливают свой минимум: например, 30 баллов по математике вместо 27, 40 по русскому (минимум Рособрнадзора – 36) и так далее.

В 2015 году не уменьшилось ли количество бюджетных мест для поступающих?

– Как показывает статистика, во многих вузах количество бюджетных мест, напротив, выросло. Хочется отметить, что бюджетные места есть и на заочной форме обучения.

Ещё один интересный момент: сегодня есть возможность учиться бесплатно даже в коммерческих вузах. Учебные заведения разработали льготы для успешных абитуриентов: при высокой сумме баллов по единым госэкзаменам студенту даётся 100%-я скидка на первый семестр, а при отличных результатах всех сессий можно не платить за учёбу весь срок обучения.

Правда ли, что в вуз теперь можно поступить только по результатам ЕГЭ? То есть людям, окончившим школу до 2009 года, придется сдавать единый госэкзамен?

– Да, действительно, лица, имеющие только среднее общее образование, могут поступить в вуз (как на очную, так и на заочную формы обучения) только на основании результатов ЕГЭ. При этом год окончания школы не имеет значения.

Желаем будущим выпускникам успехов в сдаче ЕГЭ и поступления в тот вуз, который они выбрали!

За что дадут дополнительные баллы?

10 баллов – максимум за индивидуальные достижения:

  • серебряный/золотой значок ГТО
  • аттестат о среднем общем образовании с отличием
  • участие/призовые места в олимпиадах и др.
  • волонтёрская деятельность
  • статус чемпиона и призёра Олимпийских, Паралимпийских и Сурдолимпийских игр и т. д.

10 баллов – максимальная оценка за итоговое сочинение, написанное в выпускном классе школы. Сочинение, написанное в школе, будет перепроверено комиссией вуза и оценено в соответствии с федеральными критериями.

Итого 20 баллов можно будет получить дополнительно к сумме баллов по ЕГЭ.

  • 19-24 июля –  прием документов.
  • 18.00 3 августа заканчивается приём оригиналов аттестатов.
  • 4 августа – приказ о зачислении первой волны.
  • 18.00 6 августа заканчивается приём оригиналов документов для второй волны.
  • 7 августа – приказ о зачислении второй волны.

Как зачисляют абитуриентов в вузы в 2015 году?

Выпускники получили оценки за сочинение - Студенческий портал

Источник: https://myslo.ru/club/blog/obrazovanie-karera/-SvQHbWD-EeKjWaFUGJmUw

Где узнавать результаты итогового сочинения 2019-2020

Несмотря на то, что до итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ впереди еще полгода, ученикам уже пришлось поволноваться — 4 декабря выпускники 11 классов общеобразовательных школ и выпускники прошлых лет написали итоговое сочинение по литературе. Оно является допуском к ЕГЭ.

Федеральный институт педагогических измерений предложил ученикам пять тем по направлениям: «Война и мир, «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она». Темы стали известны за 15 минут до начала экзамена.

От будущих абитуриентов требовалось грамотно аргументировать свои мысли, свободно применять знания из отечественной и зарубежной литературы. Рекомендуемый объем – 350 слов. Отметим, что сочинение является своеобразной репетицией и призвано содействовать знакомству учеников с форматом проведения основного экзамена.

Как выставляется оценка за итоговое сочинение

Выпускники получили оценки за сочинение - Студенческий портал
В 2013 году сочинение по литературе вернулось наконец обратно в школьную экзаменационную практику и стало определенным допуском, своеобразным рубежом, после которого каждый выпускник может выйти на финишную прямую и сдать ЕГЭ.

Итоговое сочинение (изложение) в новом формате выпускники школ написали в 2019 году шестой раз.

По предварительным результатам  итоговое сочинение   с первой попытки  пишут  98% выпускников. В этом году этот экзамен сдавали 670 тысяч человек, среди них 130 выпускников прошлых лет.

Итоговое сочинение оценивается по системе «зачет-незачет» и служит допуском для ЕГЭ. Чтобы получить этот допуск, достаточно написать эссе на «тройку» и выше. Тем, кто не справится с этой задачей, дается ещё две попытки пересдачи итогового сочинения.

Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат (незачет), не явившиеся на итоговое сочинение или изложение (последнее могут писать вместо сочинения школьники с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому, и некоторые др.

категории) или незавершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать работу в дополнительные сроки. В текущем учебном году это можно будет сделать 5 февраля и 6 мая 2020 года.

Таким образом, всего дается три попытки получить допуск к основному этапу ЕГЭ.

  • Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям:
  • — соответствие теме;
  • — аргументация, привлечение литературного материала;

— соответствие необходимому минимальному объему: сочинение должно состоять не менее чем из 250 слов (при этом рекомендуемый объем итогового сочинения — не менее 350 слов. Если в сочинении меньше 250 слов, оно не проверяется).

«Незачет» можно получить за грамотность, если количество ошибок более пяти на 100 слов. При выставлении оценки учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Основная причина, по которой школьники не могут хорошо написать итоговое сочинение – плохая подготовка. Чтобы получить «зачет», нужно регулярно выполнять задания, которые помогут формированию умений, необходимых для написания эссе.

Списывание или воспроизведение по памяти чужого текста также может стать причиной того, что выпускник получит «незачет». Если у экзаменатора возникнут сомнения, то он может проверить уникальность такой работы.

Также «незачет» поставят, если работа выполнена настолько небрежно, что теряется смысл текста.

По словам педагогов, ежегодно без «зачета» остается 2-5% выпускников.

Как получить допуск к ЕГЭ

Выпускники получили оценки за сочинение - Студенческий портал

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11-х классов допуском к государственной итоговой аттестации. Согласно приказу Минпросвещения и Рособрнадзора № 190 «О порядке проведения ГИА по программам среднего общего образования», «незачет» за итоговое сочинение является причиной недопуска к ЕГЭ.

К итоговой аттестации также не допустят в случае академической задолженности — отсутствия годовой отметки по какой-либо дисциплине, изучавшейся в выпускном классе, и неудовлетворительной годовой оценке по любому из предметов программы 10-11 классов.

Решение  о допуске учащихся к ЕГЭ педагогический совет школы выносит до 25 мая.

Когда, где узнавать результат итогового сочинения

Выпускники получили оценки за сочинение - Студенческий портал
Выпускники, написавшие итоговое сочинение, уже интересуются, когда станут известны результаты. Первая волна сдачи прошла 4 декабря 2019 года. Итоговое сочинение написали более 670 тыс. учеников.

  1. В нормативных документах прописано, что проверка экзаменационных работ должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
  2. Дата опубликования результатов – не позднее 11 декабря 2019 года, работы должны быть проверены, публикация результатов и материалов в «Личных кабинетах» — до 20 декабря 2019 года.
  3. Во всех регионах страны для информирования участников ЕГЭ созданы специальные сайты.

Результаты сочинения можно узнать на официальном сайте ЕГЭ, москвичи могут узнать свои результаты ещё и на московском портале. 20 декабря на официальном сайте ЕГЭ будут опубликованы не только баллы, но и сканы самих работ, так что выпускники смогут посмотреть, что именно вызвало неудовольствие экзаменаторов.

С результатами можно ознакомиться в образовательных организациях, где писалась работа, или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении.

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Источник: https://ftimes.ru/298021-gde-uznavat-rezultaty-itogovogo-sochineniya-2019-2020.html

Как готовиться к итоговому сочинению 2020

В декабре одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, у которого две задачи: допустить выпускника к сдаче ЕГЭ и дать возможность набрать дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. Пока не все вузы учитывают результаты сочинения, поэтому главная задача школьника — получить доступ к выпускным экзаменам.

В 2019 году итоговое сочинение будут писать 4 декабря. Разберёмся, каким должно быть это сочинение, на какие произведения стоит опираться и как готовиться, если до дня X осталось меньше месяца.

  • Требования и критерии оценивания
  • Распространённые ошибки в сочинениях
  • Какая литература подойдёт для аргумента

Итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение, основанное на литературном материале. Формат рассуждения подразумевает, что в тексте должен быть ряд логически связанных мыслей на предложенную тему.

Строить рассуждение нужно с опорой на литературное произведение — художественный или публицистический текст.

Не запрещается дополнительно писать и о других сферах культуры и истории: кино, живописи, театре, философии.

В школе сочинение оценивают по системе «зачёт/незачёт», то есть оценок за него не ставят. Школьники, получившие «зачёт», допускаются к сдаче ЕГЭ. Чтобы сочинение засчитали, оно должно соответствовать определённым требованиям и критериям оценивания.

Перед тем как проверить сочинение, эксперт оценивает его на соответствие двум главным требованиям: объёму и самостоятельности написания.

Требование № 1 — объём. В сочинении должно быть не менее 250 слов — засчитываются все слова, включая служебные части речи. Больший объём — приветствуется. Если же слов окажется меньше, рассматривать сочинение не будут.

Требование № 2 — самостоятельность. Сочинение нужно писать полностью самостоятельно: запрещено списывать, цитировать чужой текст нужно в меру и с указанием источника. Если при проверке сочинения у эксперта возникнут подозрения, он «прогонит» текст через программу антиплагиата. Работы с более 40% чужого текста дальше не проверяются.

Сочинение, отвечающее требованиям № 1 и 2, проверяют дальше по пяти критериям. В сумме нужно получить «зачёт» минимум по трём из них: обязательно по первым двум и одному из оставшихся.

Критерий № 1 — соответствие теме. В сентябре министерство просвещения объявляет направления тем для сочинений. В 2019–2020 учебном году это:

  1. 1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги;
  2. 2. Надежда и отчаяние;
  3. 3. Добро и зло;
  4. 4. Гордость и смирение;

5. Он и она.

Конкретные темы заранее не известны. В министерстве их формулируют и распределяют по регионам в разных часовых поясах: школьники из Москвы и, например, Хабаровска получают разные темы.

Читайте также:  4 способа проверить, можете ли вы стать предпринимателем - студенческий портал

На выбор выпускнику даётся по теме из одного направления, то есть всего пять тем. Выпускник самостоятельно выбирает тему. Сочинение должно чётко ей соответствовать. Если школьник в ходе рассуждений уходит от темы или не понимает в ней значение слов, то его работа получает «незачёт» по первому критерию, что равняется «незачёту» за всё сочинение.

Критерий № 2 — аргументация и опора на литературный материал. Свои рассуждения в тексте нужно подкреплять аргументами, основанными на литературном произведении. Если в сочинении есть рассуждение, но о литературе речь не заходит, такое сочинение тоже получает «незачёт».

Критерий № 3 — композиция и логика. Сочинение — это завершённый текст, оформленный по определенным композиционным правилам: у него должно быть вступление, основная часть и заключение.

Сам текст нужно делить на абзацы, потому что рассуждение выстраивается поэтапно. Также в сочинении должна прослеживаться логическая структура — то есть направление мысли, понятное любому читающему.

Критерий № 4 — качество письменной речи, или речевое оформление. Здесь играет роль количество речевых ошибок: если они есть, но не мешают понимать текст, эксперт их простит. «Незачёт» по этому критерию ставят, если из-за низкого качества речи непонятен смысл текста.

Критерий № 5 — грамотность. Эксперт смотрит на количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: в совокупности их должно быть не больше 5 на 100 слов.

Предположим, объём сочинения 400 слов — значит, допускается не более 20 ошибок. Это довольно мягкие условия.

Если школьник готовится к ЕГЭ по русскому языку и более-менее знает правила, у него не должно возникнуть проблем с этим критерием.

Итоговое сочинение можно отнести в вуз и получить за него максимум 10 дополнительных баллов к суммарному количеству баллов за ЕГЭ.

Правда, пока сочинения принимают не везде: во-первых, у вуза должно быть гуманитарное направление и специалисты, которые могут проверить сочинение. Во-вторых, проверка требует человеческих и финансовых ресурсов.

Поэтому стоит заранее уточнить, даёт ли желаемый вуз баллы за сочинения. Например, их точно дают в МГУ и в НИУ ВШЭ.

Вузы, которые принимают итоговое сочинение, предлагают свою систему проверки. Они добавляют дополнительные критерии оценки к школьным или ужесточают школьные.

Например, именно в НИУ ВШЭ предложили ввести в итоговое сочинение историко-культурный контекст, поэтому там ставят дополнительные баллы за привлечение аргументов не только из литературы, но и из других сфер.

Также отдельным критерием во ВШЭ считают демонстрацию знаний историко-культурного контекста.

То есть выпускнику нужно не только продемонстрировать знание литературного произведения, но и показать, что он понимает, когда оно было создано и как исторические, культурные и социальные события повлияли на содержание произведения.

Во ВШЭ строже относятся к вопросу грамотности: за определённое количество ошибок снимают баллы, за отсутствие ошибок баллов не дают. То же самое с требованием самостоятельности — за наличие в сочинении чужого текста школьник потеряет балл. Ещё одна особенность ВШЭ в том, что там дают балл за оригинальность, например, если в сочинении есть интересные и нестандартные рассуждения.

Бывает, что в формулировке темы есть слова, редко употребляющиеся в современном языке. Например, в одном из прошлых итоговых сочинений была тема «Разница между отвагой и безрассудством».

Слово «безрассудство» не самое частое в обиходе молодых людей, и некоторые пытались понять его значение по составу слова: «рассудок» и «без рассудка» — и восприняли его как «сумасшествие». Конечно, это было некорректно, и сочинения оказались на совершенно другую тему. Другой случай — когда школьник не понимает, какая проблема заложена в вопросе.

Поэтому стоит выбирать тему, которая максимальна понятна и прозрачна. У выпускника не должно быть никаких сомнений, что имел в виду составитель задания.

Поскольку большая часть тем формулируется в виде вопроса, выпускники считают, что их задача — дать ответ на этот вопрос и аргументировать ответ примерами из литературы. Например, на вопрос «По какой причине возникают конфликты между отцами и детьми?» написать набор причин в одном предложении и проиллюстрировать их примерами из романа Тургенева.

Рассуждение — это не простой ответ на вопрос, а многоэтапное развитие мысли, цепочка тезисов. Чтобы мысль двигалась, нужно задавать себе много вопросов, связанных с темой, и один за одним на них отвечать. Только так получится качественное сочинение-рассуждение.

В подавляющем числе работ выпускники привлекают литературный материал только в виде иллюстрации: выдвигают простой и очевидный ответ на поставленный вопрос и вкратце пересказывают сюжет произведения. Это снова уход от критериев сочинения-рассуждения.

Литературный материал должен доказывать точку зрения школьника, убеждать проверяющего, что он прав.

При аргументировании стоит размышлять о причинах событий и поступков персонажей, о том, как историко-культурный контекст повлиял на авторский замысел, с помощью каких приёмов и композиционных решений автор доносит свою мысль. Другими словами, нужно отвечать не на вопрос «Что произошло?», а давать ответ «Почему произошло».

Как правило, выпускники при написании сочинения придерживаются схемы «вступление, основная часть, заключение», но это самая простая композиция текста. Внутри неё почти нет логики.

Логика же предполагает смысловую связь между частями: как вступление и заключение по смыслу связаны с основной частью, как внутри основной части между собой связаны абзацы.

Эту логику нужно продумывать заранее с помощью плана текста.

Например, решить, что во вступлении будут поставлены 1–2 проблемы, в первой части основного текста будут рассмотрены причины этих проблем, во второй — способы их решения, а в третьей — последствия.

Часто в сочинениях искажают факты из сюжета произведения, путают название произведения, его автора или имена персонажей. Такие серьёзные фактические ошибки могут воспринять как незнание литературного материала — а это «незачёт» по второму критерию.

Фактические ошибки случаются, когда школьник не читал книгу сам, а ознакомился с кратким пересказом. Поэтому для аргументации школьнику нужно выбирать тексты, в которых он хорошо ориентируется.

Он должен помнить название, автора, быть уверены в сюжете и историческом контексте событий.

Итоговое сочинение предполагает уважительное отношение к литературе, и без её знания не получится написать хороший текст-рассуждение.

Самая серьёзная проблема в сочинениях — это орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Проблемы с речевой грамотностью решаются двумя способами. Первый вариант — читать больше хороших, образцовых сочинений, чтобы привыкнуть к грамотной речи.

Здесь нужно быть осторожным: на многих сайтах и в социальных сетях выкладывают совершенно безграмотные тексты, которые пишут сами участники сообществ. Поэтому важно выбирать только надёжные сборники, составленные экспертами.

Например, учебно-методическое пособие А. Нарушевича и И. Нарушевич «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение. 11 класс».

Второй вариант — редактировать чужие тексты с ошибками. Этот способ эффективнее, но труднее. Во-первых, эти тексты нужно где-то брать. Во-вторых, исправленные тексты стоит показывать преподавателю или другому специалисту, который сможет прокомментировать правки. Тренируясь таким образом, школьник научится видеть в своём сочинении ошибки.

На этапе допуска к ЕГЭ итоговое сочинение проверяют школьные учителя, и это некоторым образом влияет на процесс. Во-первых, внутри школы проверка довольно лояльная: учителя ставят «незачёты» только в самых крайних случаях.

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное.

Возможно, причина в том, что они хотят писать о книгах, которые не читали учителя и в упоминании которых они не смогут найти фактические ошибки.

Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.

Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.

При этом необязательно брать стандартные примеры. Учителя, по их собственным словам, очень устали от одинакового набора текстов в сочинениях, когда везде пишут про «Отцов и детей», «Капитанскую дочку» и «Войну и мир». «Незачёт» за них, конечно, не поставят, но интерес к такому сочинению снизится.

Подборки тем. На многих сайтах есть подборки возможных тем. Вряд ли там встретится формулировка, которая будет на реальном сочинении, но зато там видно, насколько широк диапазон проблем внутри направления.

Ключевые слова. На основе этих подборок очень рекомендуем заранее найти ключевые слова, которые встречаются в темах. Для этого можно открывать одно направление и искать часто встречающиеся понятия.

Например, если взять набор по «Он и она», то будет видно, что там часто повторяется слово «взаимоотношения». Определив, что может значить это слово в разных формулировках, гораздо легче подобрать нужную литературу.

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Однако если до сочинения осталось совсем немного времени, ни в коем случае не стоит пытаться изучить весь список литературы по кратким пересказам. Чтобы не допускать фактических и других ошибок, школьник должен очень хорошо ориентироваться в текстах, знать персонажей и детали содержания. Иначе проверяющий сразу поймёт, что с книгой ознакомились поверхностно.

Вместо этого советуем заранее определиться с направлением и взять несколько книг, подходящих под него.

Одной книги здесь будет недостаточно, потому что нет универсального произведения, охватывающего все возможные темы. Направления звучат очень общо, например, «Гордость и смирение».

Это может быть что угодно: чувство собственного достоинства или гордыня, рабская покорность или внутренняя сила.

Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.

Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

1. Чтобы сочинение допустили к проверке, в нём должно быть не менее 250 слов и только самостоятельные мысли.

2. Для получения «зачёта» текст должен отвечать трём из пяти критериев оценки. Обязательные два — соответствие теме и опора на литературный материал.

3. На сочинение нужно идти с опредёленным читательским багажом. Если его нет и время поджимает — можно читать стихи или небольшие рассказы.

4. Тексты нужно читать самостоятельно, чтобы не допускать фактических и других ошибок. Краткие пересказы для этого не подойдут.

5. Чтобы выбрать литературу для аргументации, нужно смотреть подборки сочинений на возможные темы и искать в них ключевые слова.

Источник: https://media.foxford.ru/final_essay/

Минобрнауки предложило при поступлении учитывать портфолио и сочинение

На заседании Общественного совета при Минобрнауки обсуждались два важных вопроса: задачи ведомства на ближайший год и возможные изменения в правилах приема. Министр Дмитрий Ливанов подчеркнул, что считает одной из самых приоритетных задач ведомства дальнейшее развитие системы дошкольного образования. Очереди в детские сады должны исчезнуть через два года.

Тина Канделаки в Google Glass следит за школьниками, сдающими ЕГЭ

— До 2016 года нам нужно полностью обеспечить 100 процентную доступность дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет. Если в 2013 году было создано около 300 тысяч мест, то в 2014 году план — 420 тысяч мест, — рассказал Дмитрий Ливанов.

Причем, любой желающий родитель получит место в детском саду для своего ребенка бесплатно.

Одновременно министерство ставит своей задачей поддержку негосударственного сектора услуг дошкольного образования. Продолжится строительство новых современных зданий и ремонт старых.

К 2016 году 60 процентов детских садов будут работать по новым образовательным стандартам, а к 2018 году — все 100 процентов.

Рособрнадзор подвел итоги досрочной сдачи ЕГЭ

Заместитель министра Александр Климов на заседании Совета сделал важное сообщение для абитуриентов 2015 года. Правила приема будут известны уже в октябре 2014 года.

— Мы предлагаем, чтобы 1 октября было предельным сроком, когда должны быть приняты все решения по правилам приема, — пояснил замминистра.

Есть и другая важная новость: в следующем году при поступлении в вузы Минобрнауки предлагает учитывать портфолио и сочинение.

В портфолио, возможно, войдут сведения о достижениях выпускника: участие в спортивных соревнованиях, волонтерском движении, сдача норм ГТО, золотая медаль, успехи в различных олимпиадах. Вузы сами решат, что именно им важно и разработают шкалу оценок.

Известно, что в сумме к ЕГЭ за индивидуальные достижения будет прибавляться не более 10 баллов. Минобрнауки хочет предложить вузам по своему усмотрению учитывать результаты сочинения абитуриентов. И тоже прибавлять к ЕГЭ максимум 10 баллов.

Как приемные комиссии будут ставить баллы за сочинения — большой вопрос. В школах-то выпускниками поставят зачет или незачет. Так что некоторым вузам, которые особенно заинтересованы в сильных абитуриентах, придется, видимо, разрабатывать собственную шкалу оценок.

К слову, темы сочинений будут указаны в аттестатах у школьников, а сами тексты уже с этого года будут храниться в особой информационной системе. Так что каждый вуз сможет познакомиться с сочинениями будущих студентов. В министерстве подчеркивают, что все новшества по приему в вузы сейчас прорабатываются и обсуждаются детали.

Источник: https://rg.ru/2014/05/15/livanov-site.html

Печальный итог «итогового сочинения»

Почти одновременно пришли две новости: 1) как минимум еще два столичных вуза – МГПУ и ГАУГН – не принимают результаты перепроверки итоговых сочинений при поступлении на программы бакалавриата.2) На сайте ФИПИ опубликованы очередные «пять направлений тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год».

Что касается первой новости – остается только повторить: поручение президента РФ от 27.12.

2013 «обеспечить начиная с 2014/2015 учебного года учёт результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами единого государственного экзамена, при приёме в образовательные организации высшего образования» демонстративно провалено. Если в первые годы что-то около 200 вузов включились в процесс перепроверки итоговых сочинений и добавления к ЕГЭ полученных за них баллов, то сейчас таких вузов почти не осталось.

О причинах этого скажем чуть ниже, что же касается второй новости – грустное созерцание предложенных в этом году «тематических направлений» заставляет с высокой долей уверенности утверждать, что готовится еще и нарушение Закона об образовании, прямо запрещающего проведение двух итоговых экзаменов по одному предмету.

С самим итоговым сочинением как якобы «допускным» к ЕГЭ дело и так было нечисто: ведь если он может заблокировать допуск к ЕГЭ, значит, является частью этого самого ЕГЭ! Но ответственность за «недопуск» к ЕГЭ разработчиками процедуры «итогового сочинения» была возложена на учителей той же школы, которую заканчивает выпускник, а не на специально отобранных внешних экспертов, как это происходит на ЕГЭ.

При этом всем понятно, что будет школе, в которой процент незачетов окажется выше, чем по стране – а по стране он не превышает трети процента! Как рассказала одна коллега, директор, увидев, что она поставила незачет за действительно никуда не годную работу, обреченно закатил глаза – и произнес: «Вы меня убиваете!», и этого было достаточно, чтобы пересмотреть оценку: хороший директор ныне – дороже стремления быть «святее Папы Римского».

Читайте также:  Преподавать бюджетную грамотность будут во всех школах страны - студенческий портал

Устроить же выпускникам всей страны дополнительную нервотрепку в декабре, за полгода до ЕГЭ, с рамками и обысками в центрах приема ЕГЭ для написания никому не нужного «итогового сочинения» – слава богу, на это у чиновников не хватает не только административного ража, но и средств.

И вот в этом году, помимо сочиненных по ставшей уже традиционной модели тематических направлений «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение» и «Он и она», первым же пунктом идет тема ««Война и мир» – к 150-летию великой книги».

Тем самым можно уже закончить любые разговоры о том, будто «итоговое сочинение» – «литературоцентричное», а не «по литературе»: как ни сочиняй конкретные темы в рамках данного направления, все равно они будут «по литературе» – предложите ли вы обсуждать ту или иную идею «великого романа», давать оценку его героям или проследить, как его идеи или традиции преломились в других произведениях русской и мировой литературы. Достаточно посмотреть, по каким темам уже бросились готовить наших выпускников специализированные сайты – ничего «метапредметного» в них нет, кроме лукавства. А учитывая, что остальные четыре тематических направления вполне можно привязать к тому же «Войне и миру», не надо быть Кассандрой, чтобы предсказать, что – в целях экономии учебного времени и сил – многие будут готовиться к «итоговому сочинению» именно и исключительно на материале эпопеи Толстого!

Тем самым дискредитируется окончательно еще один аргумент сторонников этого сочинения – якобы оно «будет стимулировать чтение старшеклассников»: какой смысл что-то читать дополнительно, если есть одно-единственное программное произведение, которое отвечает на все нравственные вопросы и годится под все темы?

Если раньше худо-бедно итоговое сочинение могло проверять хотя бы у отдельных школьников их способность работать с собственным читательским опытом и вспоминать подходящие к заданной теме книги, то теперь ничего вспоминать им не придется! Кстати, 5 лет назад был эпический провал с тематическим направлением «Лермонтовский юбилей», обернувшийся валом передранных сочинений по творчеству Лермонтова (притом что тогда не было ни одной темы по конкретному произведению писателя), после чего принято было вообще избегать хоть каких-то писательских имен. Но за пять лет эти грабли вновь вылезли из земли – и кому-то немедленно захотелось испытать их на прочность!

Известный столичный учитель-словесник Сергей Игоревич Райский, отвечая на вопрос сайта «Педсовет.орг» о том, насколько отличаются направления этого года от направлений прошлых лет, ясно сказал: «Их не нужно сравнивать с прежними, поскольку они отчётливо показывают, что формат итогового сочинения изжил себя».

С коллегой трудно не согласиться: была еще какая-то иллюзия, что проект «итогового сочинения» – не мертворожденный, что он будет развиваться в сторону по-настоящему метапредметного испытания, позволяющего выпускнику продемонстрировать владение письменной речи не в искусственной ситуации пересказа своими словами главы из учебника литературы или конспекта урока по «Войне и миру», а на материале тех областей человеческого знания и культуры, которые ему по-настоящему важны и интересны (пусть даже для кого-то это и литература).

Действительно, можно было бы подумать, как экономические факультеты вузов перепроверяли бы эссе своих абитуриентов на тему моральных аспектов капитала, а биологические – на тему вызовов эпохи генной инженерии и искусственного интеллекта.

И с какою охотой факультеты добавляли бы баллы авторам лучших из таких работ!

Вместо этого мы имеем дело с возрождением давно отмершей формы обязательного для всех передирания на бланк со шпаргалок «золотых сочинений» по литературе: боюсь, что даже филфаки не готовы давать дополнительные баллы абитуриентам, показавшим свое владение навыками воровства чужих, не пережеванных ими, мыслей и списывания готовых текстов.

А главное для меня как словесника – не знаю, с благими намерениями или нет, но предмет «литература» добивается тем самым окончательно, переставая хотя как-то быть связанным с чтением и обдумыванием хороших книг, а не хороших учебников и шпаргалок. И все меньше лично у меня остается аргументов, почему он должен оставаться в сетке школьных предметов.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/9/9/quality_of_education/9280-pechalnyy_itog_itogovogo_sochineniya

Старт ЕГЭ. Как написать итоговое сочинение лучше?

Итоговое сочинение — первый этап ЕГЭ, один из самых комфортных. Его напишут почти пять тысяч липецких одиннадцатиклассников. Выпускники пишут его в своей школе, проверяют работы свои же учителя. Непосредственно перед началом экзамена становятся известны темы — из пяти нужно выбрать одну.

Темы формируются в рамках заранее объявленных направлений. В 2019–2020 годах это: «Война и мир» — к 150-летию великой книги, «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение» и «Он и она». Экзамен длится 3 часа 55 минут.

За итоговое сочинение можно получить зачет или незачет; каждая зачтенная работа также оценивается в баллах по установленным критериям. Результаты экзамена будут опубликованы не позднее 20 декабря 2019 года на официальном портале ЕГЭ.

Задача большинства — просто получить зачет. Согласно статистике последних лет, это не так уж трудно: «неуд» получают меньше процента от общего числа участников. Исправить оценку можно в резервные даты: 6 февраля и 8 мая.

Что дает итоговое сочинение

Хорошая оценка за итоговое сочинение — не просто зачет, а еще и «индивидуальное достижение», за которое некоторые вузы дают дополнительные баллы при поступлении (так же, как за победы в школьных олимпиадах, волонтерство, спортивные заслуги). О желании зачесть оценку за сочинение абитуриент должен сам заявить в приемной комиссии. Действует это право в течение четырех лет после получения оценки. Многие вузы перепроверяют работу и ставят свою оценку.

Выбирая, на скольких произведениях строить рассуждение, выпускник должен иметь в виду следующее.

Хоть в критерии №2 оценки сочинения указано: «достаточно опоры на один текст», ФИПИ советует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение.

Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента.

Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).

Как написать итоговое сочинение лучше

По словам репетитора по русскому языку и литературе Татьяны Харламовой, самая распространенная ошибка — это отсутствие конкретики при аргументации своих мыслей. Обойтись общими словами не получится; основная часть сочинения — это аналитическая работа.

Пересказывать сюжет выбранного произведения и его общеизвестную трактовку не нужно. Надо рассмотреть отдельные эпизоды, наиболее ярко иллюстрирующие заявленную тему. Привести по возможности цитаты.

Таким образом ученик покажет, что он не просто «что-то слышал» об этом, а читал и вникал в смысл.

Ограничений по выбору литературы нет. Это могут быть и современные произведения как российские, так и зарубежные.

По сути, достаточно как следует изучить всего несколько книг из школьной программы, чтобы получить нормальную оценку.

Но тем, кто рассчитывает на высокий балл или просто хочет написать достойную работу, этого будет мало. Начитанность или ее отсутствие всегда проявляется в работе.

Можно опираться на одно произведение, но лучше сопоставить два-три. Не сравнить, а именно сопоставить, раскрыв тему с разных сторон. При этом более важно качество аргументации, чем количество произведений.

При проверке обращают внимание и на культуру речи. Желательно, чтобы выпускник использовал в тексте литературоведческие термины: художественный метод, система образов, композиция, кульминация и другие. Можно обратить внимание на яркую метафору, отметить гиперболизированный образ. Опять же, это должно быть уместно и конкретно.

Спасти ситуацию поможет Пушкин

Выбирайте тему сочинения, на которую сможете уверенно порассуждать с опорой на литературный источник. Соответствие рассуждений заявленной теме — главный критерий оценки сочинения на зачет.

Нужно сделать упор на изучение литературных произведений, проблематика которых подходит заданным направлениям. Это не так уж и сложно даже для учащихся с небольших читательским кругозором, так как есть универсальные произведения, подходящие для большого круга проблем и тем.

При этом объем их невелик, и чтение не отнимет у школьника много времени. Например, таким универсальным текстом является «Капитанская дочка» Пушкина. На мой взгляд, для литературной аргументации по некоторым заданным направлениям достаточно будет хорошего знания этой повести.

Однако, возможно, одного текста для аргументации будет мало. Ведь работа должна быть выполнена в рамках определенного объема — не менее 250 слов (рекомендуемое количество слов — 350). Есть три «глыбы» — «Преступление и наказание», «Война и мир» и «Обломов»: чтение и понимание проблематики этих романов может дать пищу для литературной аргументации на любую тему. 

Если школьники испытывают серьезные затруднения с чтением и не могут похвастать хорошим знанием этих произведений, я бы советовала прочитать и использовать при анализе такие небольшие тексты, как «Телеграмма» Паустовского и «Выстрел» Пушкина. Они могут быть хорошей опорой для раскрытия часто встречающихся тем.

Хорошо, если ученик попробует заранее написать пробные варианты сочинений в домашних условиях — примерные темы в рамках заданных направлений есть в интернете. Это отличная возможность потренировать навык формулировки мысли на письме.

Чем проще предложение, тем яснее мысль. Не надо умничать, оригинальничать и выпендриваться. Четкое, связное аргументированное изложение без грубых речевых ошибок — вот что ценят эксперты при оценивании.

Источник: https://most.tv/news/week/118270.html

"ПГУ будет засчитывать абитуриентам результаты сочинений и ГТО", — А.Д. Гуляков дал интервью телеканалу "Россия-1. Пенза" — Пензенский государственный университет

Совет ректоров вузов Пензенской области принял единогласное решение засчитывать школьникам результаты сочинений при поступлении. Для того чтобы в разных университетах не было путаницы при оценке этих работ, будет создана единая комиссия.

Намечены и другие новшества в новой вступительной кампании. О них, а также о том, как вузы собираются преодолевать сложную экономическую ситуацию в стране, — в актуальном интервью.

Виталий Шильнов задал несколько вопросов ректору ПГУ и председателю совета ректоров региона Александру Гулякову.

— Мы не раз с Вами говорили, из чего складывается эффективность вуза. Из чего сложилась эффективность Пензенского государственного университета по итогам 2014 года, чего добились и, в первую очередь, в образовательном процессе?

— Главный итог функционирования нашего вуза за 2014 год состоит в том, что по системе национального рейтинга мы признаны эффективным вузом. Это означает, что мы отвечаем всем требованиям, которые предъявляет министерство образования Российской Федерации.

И на фоне того, что в стране идут сокращения и упразднения вузов частного плана, да и государственного, мы сохраняемся и считаемся одним из хороших вузов страны. Наши выпускники востребованы рынком и к нам из других регионов обращаются, звонят, присылают письма, чтобы отправить специалистов той или иной профессии на работу.

Что касается научных достижений, то тоже есть, о чем сказать. Мы заработали в 2014 году 133 млн. рублей на науке, это больше, чем в 2013 году. У нас было разработано 60 патентов на изобретения. Но ведь вуз живет не только тем, что занимается наукой, но и мы активно занимаемся спортом.

Мне приятно отметить, что в прошлом году наша сборная команда заняла 1 место в четвертой Всероссийской универсиаде студентов. В целом университет достиг успехов. Нам есть, чем гордиться, но нельзя успокаиваться. Я думаю, что в этом году нам предстоит решать не менее сложные задачи, чем было. Тем более в условиях определенного финансового кризиса.

И мы к этому готовы. Современные темпы жизни и развития технического прогресса нам подсказывают, что сегодня научиться раз и навсегда какой-то профессии просто невозможно.

И мы предлагаем: закончил институт, в силу личных обстоятельств или из-за сокращения производственного на предприятии — приходи к нам на курсы повышения квалификации, мы через 3–4 месяца переподготавливаем тебя и ты готов для работы по новой профессии. Я считаю, что это очень важно в нынешней экономической ситуации.

Мы решили создать в структуре нашего университета помимо учебных подразделений научные подразделения — НИИ. И тех профессоров, у которых есть проекты, хорошие научные идеи, мы принимаем туда и они фактически день и ночь занимаются наукой. Более того, я ставлю задачу, чтобы не только профессора занимались наукой, но и молодежь, студенты и аспиранты.

Вот в прошлом году мы разыграли 12 грантов ректора по 50 тыс. рублей каждый по научным исследованиям. Думали, что никто не придет из студентов, из молодежи. Я удивился: к нам заявились 102 человека. Мы готовы в этом году тоже разыгрывать гранты на 50, а может, и на 100 тыс. рублей, чтобы был реальный научный продукт, который потом можно реализовать в производство или продать, удачно коммерциализировать.

— Очень много людей хотят поступить в ПГУ, что им предложите в этой кампании? Известны уже цифры бюджетных мест? И чем эта кампания будет отличаться от предыдущей?

— На этот год министерство выделило нам 1 тыс. 700 бюджетных мест. Это больше, чем в предшествующем году. Поэтому каких-либо проблем по выделению бюджетных мест для нашего университета в этом году не возникает. Причем мы много новых мест завели на новые профессии, новые специальности, например, связанные с нанотехнологиями, наноэлектроникой и биоинженерией.

Эти специальности современные и работают на перспективу. Мы буквально несколько дней назад собирали совет ректоров вузов с участием министерства образования Пензенской области, где обсуждали тему: засчитывать ли итоги сочинения, которые наши школьники пишут, в счет вступительных экзаменов в вуз или не засчитывать. Министерство образования отпустило на наше усмотрение.

Мы решили единогласно, что будем засчитывать по 10-балльной системе. За сочинение добавляется 10 баллов. Мы создаем единую на всю Пензенскую область вузовскую комиссию, она будет принимать работы тех студентов и абитуриентов, которые к нам заявятся, по единой системе от 0 до 10 и эти баллы будут засчитываться. Они могут сыграть положительную роль.

Вот представьте, у нас с вами равное количество баллов ЕГЭ при поступлении. Кому отдать предпочтение? Что учитывать? Цвет глаз или волос? Считаю, что вот тут как раз сработает сочинение. Кроме этого, мы будем засчитывать также систему портфолио, то есть личных достижений.

Каждый студент собирает на себя досье, где отражает все свои достижения в спорте, культуре, олимпиадах, творческих конкурсах. Но это должно подтверждаться документом — дипломом, свидетельством, сертификатом. Он приходит к нам в университет, в приемную комиссию выкладывает свое досье и мы это засчитываем. В том числе будут засчитывать итоги ГТО.

Если золотой значок — шесть баллов дополнительно, серебряный — три балла. Поэтому задача властей и спорткомитета Пензенской области — организовать сдачу ГТО. Потому что мы готовы в августе эти результаты засчитывать.

— ПГУ сегодня — это стабильный вуз европейского уровня, постоянно развивающийся и постоянно ищущий новое в своей работе. Каким Вы видите его к концу 2015 года?

— Спасибо за высокую оценку, я бы немножко поскромничал по европейскому уровню, но мы стремимся к этому. Второй год мы стараемся войти в международную оценку рейтинга вузов. Что касается перспектив развития, мы не имеем права останавливаться на достигнутом.

Сейчас жизнь такая: перестаешь крутить колеса велосипеда — падаешь на обочину. Третье, раз мы заявили, что университет стремится к тому, чтобы стать научным, учебным, культурным и спортивным центром нашего региона, то для этого надо много работать. И мы это делаем.

Самое главное, я вижу потенциал. Вот сейчас мы ставим задачу зарабатывать деньги.

Министерство образования в этих условиях нам больших денег не выделит, и мы это понимаем, но сами можем зарабатывать на науке, на иностранцах, на размеренных платных услугах и вот на этой базе двигаться дальше.

Сюжет телеканала «Россия 1. Пенза»

Источник: https://pnzgu.ru/news/2015/01/23/18213781

Ссылка на основную публикацию