Выпускники колледжей будут сдавать больше экзаменов — студенческий портал

Все чаще в объявлениях о найме на работу вместо специальности просто указан набор навыков и умений — квалификаций, необходимых потенциальному сотруднику.

Диплом «вышки» теряет цену? Почему компании не довольны качеством обучения в вузах? Как будут меняться университетские программы? Об этом корреспондент «РГ» беседует с генеральным директором Национального агентства развития квалификаций Александром Лейбовичем.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Выпускники колледжей будут сдавать больше экзаменов - Студенческий портал

Студентам официально разрешат работать в школе

Александр Наумович, какие профессии «с дипломом» могут исчезнуть уже в ближайшем будущем? Говорят, что подобная участь может ждать даже юристов?

Александр Лейбович: Вузовские программы строятся на основе более широкого профиля, а присваиваемые квалификации в основном не привязаны к конкретным позициям на рынке труда.

У колледжей и техникумов традиционно гораздо более тесные связи с рынком труда, с производственными процессами. Вот почему их перечень, конечно, сильнее подвержен изменениям, связанным непосредственно с рынком.

В высшем образовании изменения зависят в основном от изменений в технологиях, а также от развития каких-то принципиально новых крупных секторов экономики.

Тем не менее выпускники вузов, особенно бакалавры, сталкиваются с проблемами трудоустройства именно из-за нечеткого понимания работодателями их места на предприятиях.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как пройти в библиотеку: самые интересные программы для школьников - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Поэтому наравне с дипломом (степенью) выпускник высшей школы должен получать и профессиональную квалификацию. Просто она должна быть более широкой, более «рамочной», чем те же квалификации рабочих.

Это может потребовать и модернизации перечня направлений подготовки для вузов.

Возьмем инженеров: их, например, нужно будет переучивать в связи с переходом на цифру?

Александр Лейбович: Безусловно, будут изменения профилей подготовки, но это уже более точечная работа, которой занимаются сами вузы.

Выпускники колледжей будут сдавать больше экзаменов - Студенческий портал

Опубликован новый всемирный рейтинг университетов

Изменения диктуются новыми технологиями?

Александр Лейбович: Конечно. Возьмите любую наиболее близкую каждому человеку профессию — стоматолог или хирург.

Сами технологии в медицине обновились кардинально: используются 3D-проекции, наноматериалы, а значит, нужны новые квалификации. Да, сама профессия не меняется, меняются технологии внутри нее.

Как десять лет назад поступали на ортодонта, так и сегодня будут поступать, но внутри образовательной программы — существенные изменения в духе времени.

Вы говорите о профквалификации. Но ведь не все знают, что это такое.

Александр Лейбович: Это набор компетенций (знаний, навыков, опыта деятельности), которые связаны с определенным классом рабочих мест, с разделением труда.

И эти компетенции должны быть официально подтверждены свидетельством о квалификации, получить признание профсообщества. Это похоже на диплом о высшем образовании.

Только диплом не нужно подтверждать по истечении времени, а вот квалификацию — да.

Допустим, когда-то получили диплом педагога, но ушли в бизнес и до сего дня были успешным предпринимателем. Бизнес развалился, и вы хотите вернуться в школу: ведь диплом педагога на руках. Но так просто не получится. Придется сдать профессиональный экзамен, подтвердить квалификацию.

Выпускники колледжей будут сдавать больше экзаменов - Студенческий портал

Женщины в декрете смогут повысить квалификацию за счет государства

Какие профессии сегодня требуют подтверждения квалификации?

Александр Лейбович: Те, которые связаны с повышенной ответственностью. В социальной сфере это прежде всего профессии врача и учителя, в технических областях — те, которые связаны с техногенными рисками.

Национальное агентство в этом году запускает мониторинг, чтобы сблизить запросы бизнеса с образовательными программами. Как это будет?

Александр Лейбович: Принципиальный момент: впервые мы делаем мониторинг не на уровне профессий вообще, а именно на уровне конкретных квалификаций.

Наверное, все помнят историю 90-х годов, когда был «макросигнал» от рынка о нехватке юристов, экономистов. Многие вузы тогда переориентировали свои программы.

Появилось огромное количество специалистов, но, как выяснилось, работодателей они все равно не удовлетворяют.

Вузы должны четко знать конкретные запросы бизнеса и предприятий?

Александр Лейбович: Обязательно. Сегодня в большинстве отраслей работают Советы профессиональных квалификаций — в области информационных технологий, машиностроения, финансового рынка, нанотехнологий, ЖКХ и другие. Все они активно общаются с вузами.

Активно внедряется система независимой оценки квалификаций. Как она уживется с теми же госэкзаменами в вузах?

Выпускники колледжей будут сдавать больше экзаменов - Студенческий портал

Росстат пересчитал работников с миллионными зарплатами

Александр Лейбович: Мы ведем пилотный проект — интеграция процедуры итоговой аттестации студентов и подтверждения профессиональной квалификации. В нем участвуют 11 отраслевых советов, образовательные организации из 17 регионов.

Есть и вузы. Задача в том, чтобы возможность получить кроме диплома еще и свидетельство о профквалификации не приводила к дополнительным издержкам. Такие решения нам удается находить.

По результатам пилотного проекта будем предлагать закрепить это законодательно.

Значит, чтобы найти нормальную работу, выпускнику, кроме «корочки» нужно еще свидетельство, подтверждающее владение практиками?

Александр Лейбович: Совершенно верно. Потому что цели и задачи, которые ставятся образовательными стандартами, имеют достаточно общий характер. А вопросы работодателя предельно четкие: что вы умеете делать здесь и сейчас? От ряда крупных вузов, кстати, уже есть предложения. Высшая школа экономики готова работать в этом направлении, некоторые технические университеты.

Подтверждения квалификации требуют прежде всего профессии врача и учителя, а также те, которые связаны с техногенными рисками

По интернету гуляет атлас профессий, которые в ближайшие 10-20 лет исчезнут. В «черном списке» кого только нет: билетер, парковщик, курьер, инспектор ДПС, шахтер, официант, швея, прораб…

Александр Лейбович: Да, есть позиции, которые наверняка исчезнут. А вот, скажем, про швею я бы поспорил. Вопрос, конечно, в новой технологии. Широком использовании 3D-моделирования, голографии. Но сама профессия останется.

И давайте не путать профессии и умения внутри этих профессий — компетенции. Кстати, в том перечне «исчезающих» профессий много того, что профессией вовсе не является. Вы видели, чтобы где-то учили на парковщика или носильщика? Нет таких профессий.

И нет соответствующих образовательных стандартов. Все это просто виды трудовой деятельности.

Источник: https://rg.ru/2019/07/22/vypuskniki-vuzov-budut-sdavat-ekzamen-na-profprigodnost.html

Сдают ли в колледжах ЕГЭ

С тех пор как новые образовательные стандарты обязали школьников сдавать экзамены в виде единого государственного теста, весь последний год учебы российские одиннадцатиклассники и их родители посвящают подготовке к сдаче ЕГЭ. Проходят ли через это испытание их сверстники, ушедшие в профессиональные училища после 9-го класса?

Сдают ли ЕГЭ в техникуме или колледже

В ряде колледжей и техникумов нашей страны государственного экзамена избежать не получится: студенты первого или второго курса, осваивающие программы параллельного обучения, в конце учебного года в обязательном порядке сдают ЕГЭ. После этого они получают полноценный аттестат об окончании 11 классов.

Это дает возможность на выбор:

  1. Продолжить обучение в среднем специальном учебном заведении.
  2. Поступить в институт.

Есть и такие ссузы, в которых экзамены факультативны.

Не стоит опасаться, что изучение специальных и профилирующих дисциплин перевесит подготовку по общеобразовательным предметам.

В начале обучения специальным дисциплинам отводится гораздо меньше времени, чем впоследствии, а упор делается именно на школьную программу.

Главными обязательными предметами остаются русский язык и математика, независимо от профиля колледжа и специфики выбранной профессии. В случае недостатка подготовки имеет смысл обратиться к репетиторам или записаться на подготовительные курсы.

Нужно ли после колледжа сдавать ЕГЭ

Такая необходимость возникает у выпускника только в одном случае: если он решил сменить профессию и собирается поступать в вуз совсем другого направления. Например, после получения диплома по экономике или бухгалтерскому делу вчерашний студент резко меняет приоритеты и собирается поступать на исторический или химико-биологический факультет.

Если выпускник намерен и в вузе продолжать изучение бухгалтерии и экономики, то сдача Единого государственного экзамена для него необязательна — достаточно профильных вступительных испытаний, если таковые предусмотрены правилами последних лет. Многие колледжи обеспечивают своим учащимся ряд привилегий, одна из которых — зачисление сразу на третий курс определенного института.

Но у каждой образовательной нормы есть специфические лазейки:

  • Россияне, окончившие техникум или колледж ближнего зарубежья, имеют право поступить в институт без сдачи ЕГЭ, просто пройдя вступительные экзамены.
  • Не сдают ЕГЭ и граждане СНГ, получившие среднее специальное образование, соответствующее профилю вуза. Жителям Узбекистана и Грузии свои дипломы подтверждать надо.

Что придется сдавать

Выпускники колледжей будут сдавать больше экзаменов - Студенческий портал

  1. Химия.
  2. Физика.
  3. История.
  4. Обществознание.
  5. География.
  6. Биология.
  7. Иностранные языки (устный и письменный).
  8. Литература.
  9. Информатика (ИКТ).

Для каждого предмета определено минимальное количество баллов и установлены временные рамки проведения экзамена.

Пороги для поступления в вузы:

  • Обществознание — 42;
  • Информатика — (ИКТ) 40;
  • География и литература — 38;
  • Русский язык, физика, химия и биология — 36;
  • История — 32;
  • Математика — 27;
  • Иностранный язык — 22.

На сдачу математики, литературы, информатики, физики и обществознания дается почти 4 часа. Русский язык и история России требуют 3 часов 30 минут, и ровно 3 часа отпущено тем, кто выберет иностранный язык, биологию, географию и химию.

Если результат неудовлетворительный

Если вы получили недостаточное количество баллов, не спешите опускать руки: есть возможности улучшить результат при пересдаче в дополнительные сроки или подаче апелляции. Если же вы не набрали минимальных баллов по всем выбранным предметам, то повторная сдача допустима только в следующем году.

Можно ли обойтись без дополнительных экзаменов

Оказывается, в большинстве случаев можно. Раньше правом проведения собственных вступительных экзаменов пользовались 24 института и университета. Теперь их количество резко сократилось. В 2015 году полномочиями устраивать дополнительную проверку знаний были наделены только пять высших учебных заведений:

  • МГУ (на всех факультетах);
  • СПбГУ;
  • МГЮА им. Кутафина (специальность «юриспруденция»);
  • МГЛУ («перевод и переводоведение»);
  • Нижегородский государственный лингвистический университет (8 направлений, включая политологию).

Остальным вузам предписано принимать новых учащихся на основании итогов ЕГЭ. Выбирая направление высшего образования, выпускник колледжа или техникума должен решить: без дополнительных сложностей идти привычной дорогой, никуда не сворачивая, или проверить свои знания и поступить в любой другой вуз.

Нововведения в порядке ГА учащихся школ и ссузов

Новшества, с которыми придется столкнуться:

  • На ЕГЭ по иностранным языкам по желанию учащегося устный ответ на вопросы раздела «говорение»  можно записывать на аудионоситель.Выпускники колледжей будут сдавать больше экзаменов - Студенческий портал
  • Возможно, тестовая часть с выбором верного ответа будет убрана, так как задания такого типа не показывают знаний.
  • Станет больше вопросов с развернутым устным ответом. Это коснется не только экзаменов по иностранным языкам, но по и истории, литературе, обществознанию. Причем диалога с экзаменатором не получится – проверяющий будет оценивать знания на основании просмотренной видеозаписи.
  • Для ЕГЭ по математике можно будет выбрать базовый или продвинутый вариант.
  • Нарушение правил во время экзамена повлечет за собой удаление из класса, а пересдать ЕГЭ можно будет только через год.
  • За нарушение правил преподаватель отстраняется от обязанностей и наказывается штрафом от 20 до 40 тысяч рублей.
  • Сдавать экзамен можно сколько угодно раз.
  • Если результат тестирования удовлетворителен, но количество баллов не устраивает выпускника, он имеет право улучшить результат.
  • В 2015 году повысился нижний проходной балл по математике, обществознанию и иностранным языкам. В ближайшем будущем изменения могут коснуться и других предметов.

Бонусы за личные успехи

Нововведения 2015 года не ограничиваются корректировкой процедуры госэкзамена.

Вузы получили возможность за личные заслуги абитуриента «приписывать» определенное количество баллов к его оценкам, полученным на ЕГЭ.

За нормы ГТО добавляют:

  • в МГУ — 4;
  • СПБГУ — 3;
  • МГИМО, ВШЭ и МГЮА — 1.

Диплом или аттестат с отличием даст:

  • в МГУ — 6;
  • СПБГУ — 1;
  • МГИМО — 3;
  • ВШЭ — 2;
  • МГЮА — 5.

И, наконец, сочинение выльется в фору:

  • в СПБГУ — 1;
  • ВШЭ, МГЮА, МГУ — 10.

В каждом вузе своя система «добавок» к результатам государственной аттестации. Руководство МГПУ заявило, что их университет будет добавлять за индивидуальные достижения до 15 баллов суммарно:

  • за успехи в спорте — 3;
  • аттестат с отличием — 2;
  • участие в конкурсах и олимпиадах — 5;
  • сочинение — 5.

Более подробную информацию о количестве бонусных баллов можно найти на сайтах высших учебных заведений.

ЕГЭ считается показателем успешности обучения и мерилом уровня знаний, данных ученику в школе, колледже или техникуме. Для одних этот экзамен словно наказание, которого невозможно избежать. Для других — возможность попасть вуз. Для третьих — способ выбрать наилучшую дорогу, по которой нужно будет идти всю жизнь. Сдавать ли в колледже ЕГЭ, решать вам. Выбирайте.

Источник: https://www.collegenews.ru/after/sdajut-li-egje-v-kolledzhah.html

Сдача ЕГЭ после колледжа

Не каждое высшее учебное заведение готово принимать выпускников колледжей без результатов ЕГЭ. Кроме того, в последнее время всё чаще сообщается о том, что Минобрнауки может отменить послабление для обладателей дипломов СПО. Возможно, что выпускники колледжей и училищ будут поступать в вузы на равных с остальными. Поэтому возникает вопрос о том, где можно сдать ЕГЭ после колледжа.

Необходимость в сдаче ЕГЭ по завершении ссуза возникает, если выпускник решит сменить свою специальность и планирует поступить в институт по другому направлению. Гражданам стран СНГ, которые получили СПО, соответствующее профилю вуза, не нужно сдавать экзамен.

Места сдачи

Ещё во время обучения в ссузе можно пройти подготовительные курсы по необходимым предметам: обязательным и профильным. Очень часто в самих учебных заведениях имеется подобная возможность.

Это оптимальный вариант для тех студентов, которые сделали окончательный выбор. Колледж может самостоятельно направить списки в пункты, где записывают на сдачу единого государственного экзамена.

Читайте также:  Замахнуться на святое: что нужно убрать из школы и что - добавить - студенческий портал

Всё что нужно абитуриенту – это подтянуть свои знания по нужным предметам и явиться в день проведения экзамена.

Выпускники колледжей будут сдавать больше экзаменов - Студенческий портал

При некоторых отечественных вузах действуют центры довузовской подготовки. В них выпускники ссузов могут ознакомиться с правилами и порядком проведения испытания.

Там же у них есть возможность написать пробное тестирование и в дальнейшем сдать ЕГЭ. Сертификат с результатами экзамена заменит вступительный экзамен.

Преимущество такого варианта состоит в том, что у выпускника колледжа появится неплохой шанс быть зачисленным на бюджетное место.

Кроме того, каждый желающий может самостоятельно зарегистрироваться для сдачи ЕГЭ без посредников. Для этого нужно обратиться в местный департамент образования. Экзамен проводится в одинаковом формате как для выпускников школ, так и учебных заведений СПО.

Как сдавать экзамен после колледжа?

Абитуриент с результатами ЕГЭ может сдать заявление и документы в 5 вузов сразу, что является неплохим преимуществом. Всё что требуется в таком случае – это:

  • Выбрать вуз и ознакомьтесь со списком предметов, необходимых для поступления.
  • Подготовиться к сдаче ЕГЭ.
  • Прийти в назначенный день в пункт сдачи экзамена и выполнить все задания.
  • Узнать итоги и получить сертификат.

При сдаче экзаменов не забывайте о том, что по каждому предмету есть минимальный результат, который нужно набрать для поступления в вуз. ЕГЭ является показателем уровня знаний и успешности обучения.

При этом не забывайте, что есть вузы, где нужно проходить вступительные испытания. В частности, такие полномочия есть у МГУ, СПбГУ и некоторых других вузов.

Остальные институты и университеты должны принимать учащихся с учётом баллов ЕГЭ.

Выпускники колледжей будут сдавать больше экзаменов - Студенческий портал

Если результат окажется неудовлетворительным, то не стоит опускать руки. Попробовать улучшить его можно, подав апелляцию в соответствующую комиссию. Если это вам не поможет, то пересдайте ЕГЭ в дополнительные сроки. В таком случае вам придётся сильно постараться, иначе повторная пересдача будет доступна только на следующий год.

Хорошие результаты экзаменов откроют дорогу во многие интересующие вас вузы, поэтому, если вы уверены в своих знаниях по обязательным и дополнительным предметам, то можете попробовать пройти испытания.

В целом сдавать их после колледжа или нет – выбирать вам. Если вы решите сдавать единый государственный экзамен, то начните подготовку к нему как можно раньше, чтобы по итогам набрать больше баллов.

Источник: https://intercollege.su/about/articles/sdacha-ege.html

Минобрнауки: выпускники колледжей будут сдавать демонстрационный экзамен

МОСКВА, 28 марта. /ТАСС/. Минобрнауки введет демонстрационный экзамен в структуру итоговой аттестации выпускников колледжей. Об этом ТАСС сообщила директор департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Наталия Золотарева.

«Мы меняем сложившуюся практику, когда по итогам просто пишется дипломная работа или сдается теоретический экзамен. Да, теоретическая часть нужна, но обязательно студент должен продемонстрировать, что он умеет и как он вписывается в те нормативы, которые говорят о том, что он классный специалист международного уровня», — сказала Золотарева.

Она объяснила целесообразность введения демонстрационного экзамена тем, что труд специалистов со средним профессиональным образованием является прикладной деятельностью, такой, которую можно продемонстрировать. «Например, это повар, это программист, это специалист по обработке металлов на станке с числовым программным управлением», — пояснила директор департамента.

Золотарева подчеркнула, что министерство уже ввело в положение об итоговой аттестации в колледжах возможность проведения такого экзамена, и ряд колледжей в экспериментальном режиме уже вводит его.

В первую очередь, экзамены будут введены в колледжах, которые обучают 50-ти наиболее востребованным в РФ профессиям. «В прошлом году этот перечень был определен Министерством труда.

Минобрнауки приступило к разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов, перед нами поставлена задача, чтобы к 2020 году как минимум в половине колледжей и техникумов велась подготовка по этим 50 специальностям на мировом уровне.

Поэтому эти новые стандарты должны задавать международные требования и современные технологии», — отметила директор департамента.

Планируется, что ФГОСы по всем 50 профессиям будут разработаны и приняты к осени 2016 года. «Уже два стандарта зарегистрировано, это сварка и аддитивные технологии, и по ним уже могут начать наши колледжи и техникумы работать в этом году.

В этих стандартах будут установлены требования к результатам обучения на международном уровне, более подробно и более жестко будут прописаны требования к оборудованию и материально-технической базе, и к преподавателям, и также мы введем в образовательный процесс демонстрационный экзамен в структуру итоговой аттестации», — сказала директор департамента.

«Сейчас 50 самых востребованных профессий — это зона интенсивного развития среднего профессионального образования, здесь мы пилотируем все самое новое, и потом это распространится на другие профессии. В федеральных стандартах такой экзамен должен быть обязательным», — заключила Золотарева.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/3156034

Бонус для выпускников колледжей этого года

Уже несколько лет мы рассказываем о том, что образование в колледже может быть перспективнее, чем продолжение обучения в школах. В 2016 году, в экспериментальном порядке, выпускники колледжей получили огромное преимущество, сильный бонус, перед выпускниками школ. И грех им не воспользоваться сразу, ведь неизвестно, что будет в следующем году.

Известие, которое шокировало выпускников 11 классов этого года, нельзя оставить без внимания. Главная особенность приёмной компании в ВУЗы этого года: смешение конкурсов поступлений в ВУЗы выпускников 11 классов и СПО. На первый взгляд — никакого шока быть не должно. Из года в год часть выпускников СПО поступает в ВУЗы и никого это не напрягает. Что за шумиха вокруг этого события сейчас?

Оказывается, раньше, для того, чтобы поступить в университет, выпускник колледжа должен был сдать ЕГЭ и встать на один уровень со школьниками.

Но, как все понимают, среднее профессиональное образование не способствует зазубриванию формул и повторению грамматики русского языка.

Поэтому выпускники колледжей получили всегда меньше баллов ЕГЭ по сравнению со школьниками, а значит — не могли и надеяться пройти на бюджет в престижные ВУЗы.

В этом году выпускники колледжей могут не писать ЕГЭ, а сдавать вступительные экзамены на базе самого выбранного ими вуза. При этом вопросы билетов формулирует сам университет.

Многие считают, что сдать ЕГЭ на порядок сложнее, чем ответить на вопросы вступительных испытаний. Тем более, что выпускники колледжей чаще всего выбирают ВУЗы на базе которых существует их колледж, а значит уже знакомы с педагогами, общими принципами обучения и т. д.

Раньше были квоты. Так, по внутренним экзаменам могли поступить в ВУЗ не более скольки-то процентов учащихся (3-5 человек), обычно — отличники и всякие активисты, нужные и самому ВУЗу. Остальным ничего не оставалось делать, как сдавать ЕГЭ и поступать на общих основаниях.

Сейчас квоты отменены. Все выпускники колледжей, желающие поступить в ВУЗ, могут попытаться это сделать, сдав внутренние экзамены и совсем не заморачиваться с подготовкой и сдачей ЕГЭ. А на оставшиеся места будут приняты школьники, набравшие максимальное количество баллов ЕГЭ.

С одной стороны, модель очень хорошая. Ведь в ВУЗ из колледжа поступают только те ребята, что наверняка выбрали для себя эту профессию и уже имеют какую-то подготовку. Они не будут посещать предметы «для галочки», а станут учиться, понимая, насколько эти знания для них важны. И это, действительно, прекрасно! 

Дипломы колледжей получат ещё большую привлекательность в глазах молодых людей и желающих получать СПО станет больше. Это, тоже неплохо — дети быстрее взрослеют, избавляясь от навязанной им инфантильности.

  • С другой стороны, эксперты опасаются, что мы можем столкнуться и с ярко выраженными негативными последствиями такого решения:
  • вернутся подготовительные курсы при ВУЗах, которые будут готовить уже не школьников, а старшекурсников колледжей к поступлению в ВУЗ; возникнет из забвения и коррупционная составляющая, соблазн получать деньги, играя роль проводника от среднего образования к высшему может сбить с пути праведного многих педагогов, особенно, если их зарплата не устраивает; поступить в ВУЗ после школы станет очень сложно, так как просто вакантных мест будет меньше; ВУЗы смогут самостоятельно менять условия и квоты поступления, учитывая лишь свои интересы;
  • в 10-11 классы школ придёт меньше учеников, снизится нагрузка на учителей, пройдёт волна сокращений.
  • А может, всё и не так страшно?
  • В любом случае, выпускники колледжей этого года должны обязательно воспользоваться выпадающим им шансом, а там — видно будет.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/news/bonus-dlja-vypusknikov-kolledzhej-jetogo-goda.html

Путь в вуз через колледж действует как социальный лифт

Поступление в вуз после окончания колледжа – вот путь, которого придерживаются небогатые семьи, если они сомневаются в успешной сдаче ЕГЭ, но стремятся дать возможность своим детям получить престижную профессию и повысить социальный статус в обществе.

Обучение в колледже при вузе снижает риски. Его выпускникам проще поступить в институт, а в случае фиаско на экзаменах у них есть запасной путь: работа по профессии, полученной в среднеспециальном учебном заведении.

Исследование научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ–Санкт-Петербург.

Система учреждений среднего профессионального образования (СПО) стала каналом социальной мобильности, который приносит семьям с ограниченными ресурсами неплохие выгоды при низких рисках, рассказали заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» (НУЛ СОН) Высшей школы экономики Даниил Александров, заместитель заведующего НУЛ Светлана Савельева и младший научный сотрудник этой лаборатории Ксения Тенишева. Они изучили образовательные треки, которые выбирают для детей семьи с разным социально-экономическим статусом (СЭС), и отметили межтрековые маневры, которые характерны для небогатых родителей промежуточной группы – тех, кто находится между полюсами «низкоквалифицированные рабочие» и «высококвалифицированные профессионалы».

Обеспеченные родители с высоким уровнем образования обычно считают, что их дети поступят в университет сразу после окончания школы, а семьи из низших слоев общества нередко даже не надеются на то, что их дети попадут в вуз. Семьи же промежуточной группы идут «в обход».

Если ребенок не проявляет особого рвения к учебе, но родители хотели бы для него более престижной профессии и более высокого социально-экономического статуса, чем у них самих, они отдают наследника в колледж при вузе. Вступительные экзамены в этот университет для него будут проще, чем обычные ЕГЭ.

И даже провал на экзаменах не будет выглядеть драмой: у выпускника колледжа уже есть профессия, с которой он может выйти на рынок труда и обеспечивать себя и свою семью, отметили Александров, Савельева и Тенишева в статье «Мобильность без рисков: образовательный путь в университет через колледж», опубликованной в журнале ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год.

Такая стратегия оказывается популярной. Примерно половина девятиклассников, планирующих поступить в колледж, задумываются о получении высшего образования.

Статья опирается на данные, собранные НУЛ СОН.

«Математика» проекта включила опросы 7500 учащихся из 100 школ Санкт-Петербурга и 4000 учащихся из 50 школ Московской области относительно образовательных траекторий детей и СЭС их родителей; 80 интервью с учениками девятого класса сельской школы в Ленинградской области, 30 интервью с работниками школ и руководителями колледжей Санкт-Петербурга и ряд других данных.

Колледжи могут повышать уровень жизни выпускников

«Избегание рисков», подстраховка – так ряд исследователей определяют стратегию получения высшего образования с помощью СПО. Однако на практике это нечто большее – социальный лифт, выяснили Александров, Савельева и Тенишева.

Если в Германии колледжи обеспечивают статусное воспроизводство (дети наследуют социально-экономическое положение родителей), то в России и США они представляют собой канал восходящей социальной мобильности, которая позволяет человеку повысить социальный статус и уровень жизни относительно исходного. 

И родители, и дети осознают такую роль колледжей – об этом говорят образовательные треки, выбранные учениками.

Данные НУЛ СОН, полученные в 2010 году, свидетельствуют, что около половины девятиклассников рассматривали вариант поступления в колледж после девятого или одиннадцатого класса: 48,6% в Петербурге и 51,3% в Московской области (это более высокие цифры, чем по стране в целом, что объясняется высоким уровнем развития этих агломераций, более выгодным СЭС семей и пр.). Доля ребят, обдумывающих поступление в вуз после колледжа (от числа всех, кто намерен поступать в учреждения СПО), достигает в Петербурге 30%, а в Москве – почти 35%. 

Данные 2014 года говорят о том, что траектория «университет через колледж» по-прежнему популярна. 43% учащихся колледжей северной столицы рассматривают в качестве опции дальнейшее обучение в вузе.

Колледжи предложили молодежи преимущества

Введение одиннадцатилетнего обязательного обучения (либо 11 классов школы, либо среднее профессиональное образование, СПО), малочисленность старшеклассников (это дети 1990-х – периода демографического спада) и введение в школах подушевого финансирования (объем государственного субсидирования стал зависеть от числа учащихся) привели к тому, что школы и колледжи стали конкурировать за учеников. Приток абитуриентов в колледжи, казалось бы, должен был резко сократиться. Однако сработал фактор ЕГЭ, поэтому после девятого класса школу стали покидать те, кто опасался провалить экзамены и не получить аттестат о полном среднем образовании.

В итоге сложился немалый поток выпускников школ в колледжи, а оттуда – в вузы. Популярные колледжи стали массово поставлять абитуриентов в университеты города, пишут исследователи: «Доля выпускников некоторых колледжей Санкт-Петербурга, поступающих в университеты, превышает 80%».

Колледжи при вузах облегчают путь в высшую школу

Повышение спроса на СПО сопровождалось реорганизацией колледжей. Часть из них по-прежнему не сотрудничала с вузами (а значит, их выпускники не получали «вступительных» преимуществ по сравнению с другими абитуриентами институтов). Другие заключили контракты с высшей школой, третьи просто вошли в состав университетов. 

Колледжи второй группы позволяют молодежи не только сохранить, но и повысить статус. Их выпускникам, чтобы попасть в партнерский вуз, нередко разрешается сдавать только один экзамен не в формате единых экзаменов либо ЕГЭ в щадящем режиме, что сильно облегчает доступ к высшему образованию.

Учреждения СПО третьей группы предлагают самый простой и прямой путь повышения статуса. Такие колледжи оказываются ступенью в непрерывном образовании, встроенной в высшую школу (они могут быть даже особыми факультетами университетов; в них преподают вузовские профессора).

Если выпускник такого колледжа хочет продолжить образование по профилю, ему не надо сдавать ЕГЭ, – достаточно пройти тестирование в университете по основным предметам. Основная масса студентов колледжей, инкорпорированных в вузы, нацелена на получение высшего образования.

Факультеты СПО есть и в обычных вузах, и в престижных – например, в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете, в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики.

Таким образом, схема «в вуз через колледж» являет собой официальный путь к высшему образованию с низкими рисками и дополнительной гарантией в виде диплома о среднем специальном образовании, подчеркнули эксперты.

Выбор траектории зависит от социального бэкграунда семьи

Восприятие образовательных треков во многом связано с СЭС семьи, ее культурным капиталом и инфраструктурными условиями (одно дело – город с разветвленной образовательной системой, другое дело – село, где выбор учебных заведений ограничен).

Тактику поступления в университет через колледж выбирают семьи с небольшими ресурсами. Их социально-профессиональный статус выше, чем у семей школьников, которые стремятся получить профессиональное образование в училище или колледже и выйти на рынок труда, но значимо ниже, чем у семей, выходцы из которых идут в вуз сразу после школы.

Трек «школа – вуз» более характерен для высокостатусных семей. Они в состоянии оплачивать дополнительную подготовку детей к поступлению в университет и к тому же должны поддерживать свой статус, чему не способствует поступление ребенка в колледж и будущее «синего воротничка».

Читайте также:  Начинать изучение химии следует в 7 классе - студенческий портал

Небогатым семьям траектория «высшее образование через СПО» подходит не только тем, что повышает статус их детей, но и тем, что во время учебы студентам вуза, уже имеющим профессию, проще найти работу.

При этом уровень образования матери серьезно влияет на выбор траектории учащегося. Подростки, чьи матери имеют среднее профессиональное образование, чаще других выбирают поступление в университет после колледжа. Здесь сказывается и факт знакомства с системой высшего образования.

Такие родители обычно недостаточно знают о ней, им сложнее помочь детям в подготовке к поступлению и труднее оценить шансы ребенка на успешную учебу. В то же время, и школьные оценки наследников (обычно средние) не позволяют родителям надеяться на моментальное поступление ребенка в вуз.

  

В такой ситуации у деревенских жителей больше ограничений. Они либо соглашаются с единственной образовательной возможностью, существующей в районе, либо ищут альтернативу в соседних районах и мегаполисе. Но издержки и риски в этом случае велики, многие семьи боятся отпускать 15-летних подростков в большой город с его соблазнами.

В гендерном разрезе ситуация такова: юноши больше склонны выбирать СПО, девушки – старшую школу и высшее образование. Девушки учатся лучше и более уверены в своих шансах на поступление в вуз. К тому же колледжи предлагают больше «мужских» специальностей.

Целью остается качественное образование

Многие семьи предпочитают траекторию «в университет через колледж» поступлению сразу после школы, но в вуз низкого качества.

Авторы статьи считают такой выбор свидетельством того, что эти семьи «реально нацелены на повышение своего статуса»: они готовы более сложным путем идти в более престижный университет, пусть и не лучший в городе.

«Скорее всего, они заинтересованы не только в уровне, но и в качестве образования», – резюмируют Александров, Савельева и Тенишева.

См. также:

Уровень развития территории влияет на успехи школьниковОценки одноклассников влияют на выбор вузаСоциальное расслоение воспроизводится в образованииРодители нацеливают детей на успех в профессииАнтишкольные настроения зависят от ближайшего окружения

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 8 октября, 2015 г. Образование вузы ЕГЭ образование

Подпишись на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/1878375.html

Какие преимущества у выпускника колледжа при поступлении в вуз?

Тенденция последних лет — растущая среди выпускников школ популярность колледжей.

Этому есть логичные объяснения:

✅ Какие преимущества даются выпускнику колледжа при поступлении в вуз?

Для начала надо отметить, что способы поступления в частные и государственные вузы могут отличаться.

Правила поступления в государственные вузы в 2018 году претерпели изменения:

Согласно приказу Минобрнауки № 1147 от 14.10.2015 г. (с изменениями на 11.01.2018 г.

) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования» абитуриенты вузов со средним профессиональным образованием должны сдать внутренние вступительные экзамены по трем (иногда четырем) предметам или предоставить результаты ЕГЭ по соответствующим дисциплинам. Эти правила действуют при поступлении на все формы обучения, в том числе на очную, очно-заочную (вечернюю) и заочную.

Для абитуриентов со средним профессиональным образованием:

  • вуз устанавливает количество вступительных испытаний, равное количеству экзаменов для выпускников школ;
  • вуз включает в перечень вступительных испытаний все общеобразовательные предметы, входящие в список экзаменов для выпускников школ;
  • для каждого общеобразовательного вступительного испытания вуз устанавливает форму (внутренний экзамен или ЕГЭ);
  • для абитуриентов со средним профессиональным образованием (СПО), поступающим на профильную специальность, один из общеобразовательных предметов может быть заменен на другой экзамен, по усмотрению вуза.

Несмотря на некоторые изменения, преимущества у выпускников колледжей остались. Так при поступлении они могут выбирать наиболее приемлемый для них вариант — сдавать внутренние экзамены или предоставлять ЕГЭ.

Внутренние экзамены оцениваются так же, как и результаты ЕГЭ — по стобалльной системе и соотносятся при поступлении с результатами ЕГЭ абитуриента, который поступает сразу после школы.

* Образцы внутренних экзаменов, требования к их проведению и список охватываемых тем размещены на сайтах учебных заведений.

Как правило, большинство предпочитают сдавать экзамены, т.к. экзаменаторы вузов более благосклонно относятся к выпускникам средних специальных заведений, особенно, если полученная ими специальность близка к изучаемой на выбранном факультете. (Обращаем внимание, что речь здесь идет о поступлении на бюджетное отделение вуза.)

За период обучения в колледже имеется возможность сдавать ЕГЭ несколько раз — например, учась на 3-м курсе, и еще раз, уже на 4-м — а при подаче документов в вуз выбрать, по какому предмету и какой результат засчитать. Иными словами, столь жестких рамок, как для 11-классников, ограниченных ровно одной попыткой сдачи ЕГЭ в год выпуска, для учащихся колледжей нет.  

Второе большое преимущество — если выпускник колледжа имеет красный диплом. При поступлении он приравнивается к золотой школьной медали и дает преимущества при зачислении в виде нескольких дополнительных баллов к ЕГЭ или вступительным экзаменам.

Получить красный диплом в колледже значительно проще, чем школьную медаль, т.к. для золотой медали нужны исключительно отличные оценки, а красный диплом допускает существование 25% четверок.

Что касается частных (коммерческих) вузов, то поступление в них проще, чем в государственные. Учитывая то, что обучение там платное они с готовностью берут выпускников ссузов, а если колледж, который закончил абитуриент, от этого же вуза, то он может попасть сразу на второй и даже на третий курс обучения.

Во многих государственных вузах возможно прохождение обучения в ускоренном порядке (если дисциплины изучаемые в колледже и в вузе совпадают). Для этого студентом пишется заявление о предоставлении возможности ускоренного обучение. Деканат его рассматривает, и если нет принципиальных возражений — дает согласие.

Какие экзамены сдают в вузах выпускники колледжей?

  • Большинство учебных заведений в правилах приема на 2019 год предоставили абитуриентам с дипломом СПО право самостоятельно выбрать форму вступительных испытаний — внутренние экзамены или ЕГЭ.
  • Так, выпускники колледжей, поступающие в Российский технологический университет (МИРЭА), могут предоставить в приемную комиссию результаты ЕГЭ или сдать внутренние экзамены по трем предметам (на большинство IT-направлений — математика, информатика, русский язык).
  • Также МИРЭА разрешает комбинировать результаты ЕГЭ и внутренних экзаменов по разным дисциплинам (например, русский язык сдать в форме ЕГЭ, а математику и информатику — в вузе).
  • Такие же правила приема будут действовать и для абитуриентов НИУ ВШЭ, МГТУ имени Баумана, Московского государственного строительного университета — ЕГЭ по трем предметам или внутренние испытания.

Экзамены в вузе проводятся, как правило, в письменной форме. Например, в МИРЭА работа по математике включает шесть заданий (уравнения, неравенства), работа по физике — пять задач, работа по русскому языку — 12 тестовых вопросов.

Поступающим в НИУ ВШЭ на экзамене по математике предстоит за три часа выполнить 30 тестовых заданий, а на экзамене по обществознанию — за два часа 40 заданий (вопросы на выбор одного или нескольких правильных ответов, задания с открытым ответом, задания на установление соответствия).

Дополнительно по теме:

  1. О порядке приема в средние профессиональные учебные заведения (техникумы, колледжи)
  2. Семь преимуществ колледжа перед ВУЗом
  3. Дилемма выбора — школьники массово идут в колледжи.

  4. Как поступить в колледж, техникум, училище в 2019 году?
  5. Названы самые востребованные и не нужные профессии на рынке труда (2019)

Чем отличаются колледж от техникума и технического училища? Виды колледжей.

10 важных изменений в системе образования в 2020 году.

Среднее специальное образование

Источник: https://obrmos.ru/go/go_coll/Articles/go_coll_art_post_vuz.html

Выпускникам из регионов ограничат возможность поступления в столичные вузы

0 Гость 15.08.2019
Спасибо большое, министры образования. Моя дочь не поступила даже в региональный вуз в этом году, хотя у неё баллы егэ достаточно высокие. Вы сокращаете бюджет и поднимаете коммерцию, у вас совсем мозгов нет? Так через лет 5-6 у нас вообще не станет доступного образования. Вам-то там хорошо, ваши детки-мажоры могут и на коммерцию и на бюджет, потому что вы везде их пропихнете, а как я простой рабочий с ЗП в 30 тысяч смогу оплатить учёбу дочери, когда за год обучения нужно платить от 150 до 200 тысяч рублей  
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
Цитата
Гость пишет: Спасибо большое, министры образования. Моя дочь не поступила даже в региональный вуз в этом году, хотя у неё баллы егэ достаточно высокие. Вы сокращаете бюджет и поднимаете коммерцию, у вас совсем мозгов нет? Так через лет 5-6 у нас вообще не станет доступного образования. Вам-то там хорошо, ваши детки-мажоры могут и на коммерцию и на бюджет, потому что вы везде их пропихнете, а как я простой рабочий с ЗП в 30 тысяч смогу оплатить учёбу дочери, когда за год обучения нужно платить от 150 до 200 тысяч рублей  

Что? С высокими баллами не поступила? Только если выбрали одну единственную специальность, где нет бюджетных мест.  

Имя Цитировать 0
0 Оксана 15.08.2019
А давайте писать правильные заголовки. Выпускники, имеющие очень средненький баллы и ниже баллы ЕГЭ не будут учиться на бюджете. Глядишь, и студенты будут поумнее.
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
Непонятно, почему речь идет только о выпускниках из регионов. Выпускники Москвы и Питера с троечеами приниматься будут?
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
Да это так ум есть у детей бюджетных мест нет,а дети олигархов учатся на бюджетных местах, это же Россия
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
А чем дети из регионов отличаются от москвичей и петербуржцев хотелось бы знать.???
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
Вот  «верхушка» власти обнаглела, дети с регионов им  не угодили, видите ли нельзя в Москва «лесть «, вы там сами половина приезжие или ваши родители приехали
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
Дискриминация и предвзятое отношение. Вся страна работает чтобы кормить Москву и Питер
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
А если логически мыслить, то богатых меньше чем бедных, ох и наступит смутное время, когда все бедные восстанут, тогда уже и богатые не смогут откупиться, когда будут лежать лицом в грязи и помоях
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
Цитата
Гость пишет: Спасибо большое, министры образования. Моя дочь не поступила даже в региональный вуз в этом году, хотя у неё баллы егэ достаточно высокие. Вы сокращаете бюджет и поднимаете коммерцию, у вас совсем мозгов нет? Так через лет 5-6 у нас вообще не станет доступного образования. Вам-то там хорошо, ваши детки-мажоры могут и на коммерцию и на бюджет, потому что вы везде их пропихнете, а как я простой рабочий с ЗП в 30 тысяч смогу оплатить учёбу дочери, когда за год обучения нужно платить от 150 до 200 тысяч рублей  

Что за чушь Вы несёте? Какие мажоры? Мой сын поступил на бюджет в московский вуз с хорошими баллами. К слову, я пенсионерка и мать-одиночка. Богатств никаких не имею.Дети честно участвуют в конкурсе на бюджетные места и честно их занимают. Если Ваша дочь не смогла поступить, в этом виновата она сама, а не «министры образования».

Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
Я вот тоже поступил в том году на бюджет на заочку, хотя школу закончил 11 лет назад. Вполне реально.  
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
Ладно,допустим,что повышение среднего балла это не так страшно,потому как в ВУЗе учиться троечнику сложно будет и возмлжно он чудом поступит на год и потом его отчислят нафиг и получится что он занял местно более сильного студента. Допустим…..но!вы ж зачем до такой степени,министры и ректорат,сокращаете бюджетные места?я мать двоих дочерей,воспитываю их одна. Старшая зная что мне,бюджетнице,не вытянуть платку после 11 классов поступила в колледж,не пройдя в ВУЗ со средним баллом,на минуточку 87!закончила колледж с красным дипломом и в этом году сразу все же поступила в ВУЗ,но оплачивать будет его сама,как она решила. Младшая перешла в 9 класс имея на руках 8 похвальных листов за 8 лет,то есть круглая отличница. Но мы блин из Тверской области,нам что теперь дорога закрыта институты столицы с вашими идиотскими эксперементами над нашими детьми?твари вы!все законы вы принимаете для своих детей мажоров! и ЕГЭ вы привезли к нам из за бугра,когда сами там поучились и поняли что вам,с вашим скудным умом ближе на тесты отвечать,а не знать материал полностью!министры деграданты!но закон бумеранга никто не отменял. И вам хапугам ответить за все придется перед народом!
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
А при чем дети из других регионов, живём то вроде бы в одной стране и правила приёма должны быть одни для всех или нет?!  
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
[URL=https://rg.ru/amp/2019/08/11/srednij-ball-ege-ne-povliiaet-na-pravo-postupleniia-v-vuzy.html]https://rg.ru/amp/2019/08/11/srednij-ball-ege-ne-povliiaet-na-pravo-postupleniia-v-vuzy.html[/URL] По поводу этой информации уже было расъяснение.
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
После публикации документа, который, напомним, еще не утвержден, в некоторых СМИ появились материалы с броскими заголовками: «Троечникам могут перекрыть дорогу в вузы Москвы и Санкт-Петербурга», «Абитуриентов со средним баллом ЕГЭ ниже 67 не примут на бюджет в столичные университеты». Как такое возможно? Никак. Потому что суть документа вовсе не в этом. Разъясняем.- Проект приказа не регламентирует вопросов, связанных с правом граждан на получение высшего образования по программам бакалавриата и специалитет, — комментирует пресс-служба минобрнауки. — Когда мы говорим о приеме в вузы, то оперируем понятием «минимальное количество баллов». Понятия «средний балл» нет ни в одном документе, связанном с поступлением.
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
Цитата
Гость пишет: А при чем дети из других регионов, живём то вроде бы в одной стране и правила приёма должны быть одни для всех или нет?!  

да что вы,у нас же два государства!Россия и Москва. Я педагог с 26ти летним стажем в городе Осташков, и с зарплатой 16 000рублей по ставке. А подруга москвичка с таким же стажем,за ту же работу в такой же бюджетной школе получает расчетный лист с суммой 112 000 рублей!так т детей наших разделили. Скоро наверное рабами назовут нас,а мы сожрем. Мы терпеливые…

Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
А я согласна. Хотите высшее образование, учитесь в школе сдавайте хорошо ЕГЭ и пожалуйста двери для вас открыты. В чём проблема?  
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
Проблему вижу в том, что в данной статье определенно разделили выпускников из регионов и выпускников из столиц. И, хотя приказ еще не подписан, тенденция не нравится.  
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
А еще есть такая проблема как отсутствие многих специальностей в региональных ВУЗах и есть они только в столичных. Как тогда быть?
Имя Цитировать 0
0 Саша 15.08.2019
Знаете, отчасти я согласен с данной тенденцией. Сам из ДВ региона. Меня, как жителя краевого центра очень напрягает, что куча людей из деревень едут с нарисаваными оценками, аттестатами и баллами. Как следствие, много выпускников из наших школок, не могут поступить на бюджет, ибо места заняты «хрен пойми кем».Согласен, что отчасти это дискриминация. Однако, приоритет необходимо поставить перед своими жителями.С недавних пор у нас частенько учатся и москвичи.
Имя Цитировать 0
0 Гость 15.08.2019
Так и сейчас в С-Петербурге со средним баллом меньше 80  не поступить на бюджет. Разве что на некоторые специальности, не пользующиеся спросом. Нашему правительству не нужны люди с высшим образованием. Скоро будут учиться либо суперумные, которых 10% , либо дети богатых. Такие и со 140 баллами за 3 экзамена платно «учатся». А остальным платить по 200-300 тысяч за год не по карману…
Имя Цитировать 0
0 Гость

Источник: https://go64.ru/news/politika-i-vlast/vypusknikam-iz-regionov-ogranichat-vozmozhnost-postupleniya-v-stolichnye-vuzy/

Ссылка на основную публикацию