Университеты станут центрами технологического развития — студенческий портал

https://www.instagram.com/tv/B-MrfJMHuEh/?igshid=tvhxash5oc61

https://auth.sberbank-school.ru/login?callback=https%3A%2F%2Fsberbank-school.ru

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Университеты станут центрами технологического развития - Студенческий портал

Лекцию читает преподаватель Максимов Тимофей

Победителем рейтинга стал МГУ им. М.В. Ломоносова, второе место занял МФТИ, а на третьем месте расположился Университет ИТМО из Санкт-Петербурга.

Университеты станут центрами технологического развития - Студенческий портал

Исследование IT-образования в России показало, что качественную подготовку в этой сфере можно получить не только в Москве и Петербурге, но и в других регионах. В топ-50 сильнейших вузов вошли учебные заведения 27 российских городов.

При оценке студентов в рамках рейтинга авторы ограничились профильными направлениями подготовки, исключив из спектра оценки те направления, где ИТ-составляющая имеет место, но не является доминирующей.

«Исключение составляют лишь математические науки, т.к.

на практике выпускники с математическим бэкграундом активно пополняют ряды сотрудников ведущих ИТ-компаний и ИТ-подразделений организаций», — объяснили авторы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю с 3 по 9 апреля - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Татьяна Старцева, ректор Технологического университета

Наш университет занял 18 место в топ-50 лучших вузов России 2019 года в сфере IT-технологий. Для нас это один из главных показателей эффективности нашей работы.

Сегодня в условиях цифровой экономики нашей стране необходимы специалисты, которые смогут дать качественное развитие таким сферам, как информационная безопасность, искусственный интеллект, нейропилотирование и др. Технологический университет готовит такие кадры.

А вхождение в рейтинг RAEX подтверждает, что вуз отвечает на вызов времени и у нас есть всё необходимое, чтобы вырастить высококвалифицированных, инновационно мыслящих специалистов.

Университет участвует в реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта в России, в конце 2019 года мы получили федеральный грант и у нас открылись пять новых лабораторий по перспективным IT-компетенциям: информационная безопасность, программные решения для бизнеса, разработка виртуальной реальности, веб-дизайна, мобильных приложений. Они стали главной базой для цифрового образования наших студентов. Там совместно со специалистами Роскосмоса – нашими партнёрами – мы разрабатываем эффективные решения по внедрению новых IT-технологий и использованию искусственного интеллекта в сфере ракетостроения и космонавтики.

Рейтинг составлен по инициативе и при поддержке компании «Сибинтек». Его актуальность обусловлена тем, что сфера ИТ является ключевой для развития экономики нового технологического направления, так называемой цифровой экономики.

Справка

Технологический университет – один из ведущих вузов Московской области, центр системы непрерывного образования и всесторонней подготовки квалифицированных специалистов для предприятий ракетно-космической отрасли.

Университет является участником трёх промышленных кластеров регионального и федерального уровня, а также базовым учреждением высшего образования научно-образовательного кластера «Северо-Восток», в рамках которого реализуется стратегия интеграции образования, науки, производства и бизнеса региона.

В ноябре 2019 года постановлением Правительства Московской области вузу присвоено имя дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Алексея Леонова.

Уважаемые коллеги, преподаватели, студенты!

Читайте также:  Дети узнают, как вести себя при пожаре - студенческий портал

Лекционные курсы, включая он-лайн лекции записанные ВЧЕРА доступны. Возможен доступ по правам, через авторизацию!

Университеты станут центрами технологического развития - Студенческий портал

Уважаемые преподаватели вы можете загрузить эти материалы студентам, через инструмент дистанционное обеспечение, или через журнал успеваемости. Доступ по правам, через авторизацию!

Скачать

Ссылки на комнаты трансляций можно посмотреть слева под календарём (на главной странице) или в пункте меню трансляции.

Университеты станут центрами технологического развития - Студенческий портал
Университеты станут центрами технологического развития - Студенческий портал

Источник: https://ies.unitech-mo.ru/

Университет вещей: как вузам стать технологическими центрами компетенций :: РБК Тренды

Университеты станут центрами технологического развития - Студенческий портал

Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Четвертая промышленная революция требует высококвалифицированных кадров — чем скорее и больше, тем лучше. Подготовить их могут вузы, но для этого им потребуются инвестиции и определенная свобода действий

Внимание ИТ и производственных компаний к университетскому и среднему специальному образованию не случайно. Преодоление кадрового дефицита — критически важная задача для любой технологической бизнес-структуры. Проблема уже вышла за рамки бизнеса и индустрии, о чем недвусмысленно говорит заинтересованность в этом вопросе государства.

Еще десять лет назад законом ФЗ-217 были внесены поправки в законодательство, позволяющие университетам использовать результаты собственной исследовательской и конструкторской работы.

По сути, они заложили основу для того, чтобы образовательные учреждения монетизировали плоды труда студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников.

Существуют и специальные программы, такие, как формирование центров компетенций и их государственная поддержка в формате предоставления субсидий из федерального бюджета, начавшихся в 2017 году.

Зачем университетам монетизировать свои разработки

Преимущества проведения собственных разработок на базе образовательных учреждений касаются не только прямой экономической прибыли.

Прежде всего, учебные заведения России могут стать своего рода хабами по определенным группам технологий. Это значит, что вузы, колледжи и техникумы смогут не только развивать собственные разработки, но и объединять проекты, осуществляемые совместно с ИТ-компаниями и производственными предприятиями.

Один из примеров — формирование на базе образовательных учреждений ИТ-лабораторий и центров компетенций интернета вещей (Internet of things — IoT), развиваемых на региональном и федеральном уровне.

Учебные заведения, получившие статус центра компетенций в сфере IoT, могут выступать участниками и организаторами соревнований по профессиональному мастерству, а том числе по международным стандартам WorldSkills (движение, целью которого является повышение стандартов профессиональной подготовки специалистов и популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований. — РБК).

Это, в свою очередь, превращает учебные заведения в региональные площадки по переподготовке кадров и повышению квалификации, что дает право на обучение сотрудников промышленных предприятий и осуществление опытно-конструкторских работ — с потенциалом на получение коммерческих заказов.

Еще один результат — повышение привлекательности учебного заведения среди абитуриентов и студентов и, как следствие, улучшение одного из ключевых показателей деятельности любого вуза или колледжа. Не удивительно: образовательное учреждение становится центром компетенций по технологиям в области Индустрии 4.0, что актуально в эпоху построения цифровой экономики.

Не станем забывать и о прямой коммерческой выгоде, которую университет получит благодаря успеху проектов, создаваемых с его участием. Для вузов и техникумов важны любые возможности получения дополнительного финансирования на развитие собственной материально-технической базы, расширение фонда оплаты труда и развитие программ, предполагающих привлечение преподавателей и экспертов со стороны.

Полететь на Луну? Нет ничего невозможного

Примеров успешной монетизации собственных проектов иностранными университетами множество. Из наиболее известных можно упомянуть «Берешит», лунный модуль, который в начале 2019 года почти достиг своей цели, посадки на поверхность спутника Земли.

А несколько лет назад этот проект начинался как дипломная работа студентов университета «Технион», который впоследствии сумел привлечь финансирование, как институциональное, так и корпоративное, добиться включения в государственную космическую программу Израиля и победить в специальном международном конкурсе лунных проектов.

В Германии на базе Рейнско-Вестфальского технического университета в Аахене был создан European 4.

0 Transformation Center — центр, который ведет разработки программ цифровой трансформации бизнеса для многих индустриальных компаний.

В Кайзерслаутерне на базе местного университета создали целую фабрику по разработке и производству элементной базы для современных технологических производств. Похожий проект, Arena 2036, развивается Университетом Штутгарта.

Такие площадки необходимы и в России, причем не только университетам, но и всему рынку в целом.

Как и зачем помогать вузам

В области технологий IoT для российского бизнеса наиболее рациональным и эффективным решением будет использование традиционных форм взаимодействия — помощь вузам техникой, программным обеспечением и компетенциями.

Между тем, компетенцию IoT можно отнести к нацпроекту «Образование» и входящего в него Федерального проекта «Молодые профессионалы». В рамках этой инициативы к 2024 году должна быть сформирована сеть из 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5 тыс. мастерских с современным оборудованием. Общий бюджет Федерального проекта составляет более 156,2 млрд руб.

Важно понимать, что оснащение исследовательской лаборатории — отнюдь не благотворительность. Это — начало инвестиционной программы, которая, с течением времени, приведет к формированию центра компетенций, вполне успешного и с коммерческой точки зрения. Поэтому взаимодействие образовательных учреждений и бизнес-сообщества лучше выстраивать сразу на долгосрочной основе.

Университеты станут центрами технологического развития - Студенческий портал

PROF-IT GROUP

Избежать кадрового дефицита

Обладая профильной лабораторией, образовательные учреждения становятся региональной площадкой по подготовке специалистов в области IoT. Естественно, предполагается, что с помощью таких центров можно привлечь на работу профессионалов с востребованной специальностью. Нельзя забывать и о том, что подготовка профильных кадров во многом формирует перспективный рынок.

Из всех направлений технологического развития сегодня компетенции и проекты именно в области интернета вещей становятся наиболее актуальными. Самой концепции IoT в этом году исполняется 20 лет, и за годы она превратилась из красивой теории в самостоятельную индустрию, которая стала востребованной и в социальной сфере, и в бизнесе.

Интерес, который демонстрирует к IoT бизнес, делает специалистов в этой области привлекательными на рынке труда. Готовить их, и готовить массово, нужно уже сегодня.

В противном случае через несколько лет все мы столкнемся с ситуацией жесткого дефицита квалифицированных кадров, такой же, как с программистами и системными архитекторами несколько лет назад в софтверной индустрии.

Так или иначе, технологический бизнес просто обречен без партнерства с центрами перспективных исследований и подготовки кадров. Вопрос в форме практического сотрудничества с образовательными учреждениями.

Источник: https://www.rbc.ru/trends/green/5dc57b839a7947c6904e8661

Участие в реализации НТИ станет магистральным направлением развития опорного вуза

  • 19 Марта 2019
  • Участие в реализации НТИ станет магистральным направлением развития опорного вуза
  • В рамках реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) опорный вуз примет участие в запуске региональной «Точки кипения» и создании в регионе активного энергетического комплекса (АЭК) промышленного типа.

– НТИ формирует настолько динамичную повестку, что сохранять предложенный темп бывает непросто. Один проект сменяется другим, выстраивание необходимой инфраструктуры требует мобилизации всех ресурсов. Но именно это держит вузы, вовлеченные в реализацию НТИ, в хорошей рабочей форме, помогает нам расти и повышать свою эффективность, – заявил ректор ДГТУ Бесарион Месхи на пленарном заседании стратегической сессии по развитию НТИ в Ростовской области, состоявшемся на площадке муниципального центра развития предпринимательства «Новый Ростов».

По словам ректора, в ближайшее время в вузе начнет работу «Школа Х» – пилотный проект ДГТУ, направленный на подготовку инженеров будущего с использованием сервисов экосистемы НТИ.

Проект, изначально предусматривающий возможность масштабирования, позволит внедрить и отработать новые подходы в образовательной деятельности, что в конечном итоге повысит конкурентоспособность выпускников опорного вуза.

Заключительная фаза проработки программ Школы Х состоится во время образовательного интенсива «Остров 10-22», в подготовке которого вуз также принимает активное участие и который пройдет 10-22 июля в Сколковском институте науки и технологий.

Цель интенсива – создание и развитие команд региональных университетов для реализации системных изменений в сфере подготовки специалистов для технологического развития.

Кроме того, ДГТУ во взаимодействии с правительством Ростовской области уже подключился к созданию региональной «Точки кипения» – центра, который сосредоточится на повестке Национальной технологической инициативы, будет содействовать развитию технологических и наукоемких стартапов.

Опорный вуз также примет участие в создании площадки для реализации пилотного проекта «АЭК промышленного типа», включенного в дорожную карту «Энерджинет», одного из направлений Национальной технологической инициативы.

Концепция «Энерджинет» нацелена на создание в регионах активных энергетических комплексов на базе новых экономических принципов функционирования объектов распределенной генерации в составе единой энергосистемы России.

При этом, отметил Бесарион Месхи, вуз продолжит развивать такие направления, как World Skills и «Атлас профессий будущего». Все перечисленные направления развития, подчеркнул ректор ДГТУ, так или иначе – напрямую или опосредованно – способствуют реализации широкого спектра национальных технологических инициатив.

  1. – Без преувеличения можно сказать, что участие в НТИ становится магистральным направлением развития самого опорного вуза, – отметил Бесарион Месхи.
  2. – Без активного участия университетов успешная реализация НТИ невозможна, – уверен проректор по учебной работе ДГТУ Владимир Колодкин.
  3. Врио ректора ЮФУ Инна Шевченко считает, что крупнейшие вузы региона обладают всеми необходимыми ресурсами, чтобы решить задачи, поставленные в рамках региональных программ НТИ.

– Вузы уже включены в НТИ, – отметила Инна Шевченко. – Большинство грантов по программе «Умник» Фонда содействия инновациям получают проекты, генерированные в стенах вузов. Уверена, что максимального успеха на этом пути университеты смогут добиться через интеграцию своих научно-образовательных потенциалов.

По статистике, представленной заместителем генерального директора Фонда содействия инновациям Андреем Микитасем, в Ростовской области объем поддержки инновационных проектов ежегодно растет: в 2016 году было выделено 80 миллионов рублей, в 2017-м – 183 млн руб., в 2018-м – 300 млн руб. Это происходит на фоне заметного повышения качества реализуемых проектов и увеличения доли стартапов (в минувшем году поддержку получили 34 региональных стартапа).

Источник: https://donstu.ru/news/opornyy-vuz/uchastie-v-realizatsii-nti-stanet-magistralnym-napravleniem-razvitiya-opornogo-vuza

Опорные вузы становятся центрами интеллектуального притяжения

Задачи, поставленные перед ними, — готовить высококлассных специалистов для местных экономик, повышать интеллектуальный потенциал, привлекая в свои аудитории талантливых выпускников, традиционно ориентированных на учебу в вузах Москвы и Петербурга.

А также не только в теории, но и на практике решать сложные задачи по внедрению в экономику регионов инновации.

Как складывается жизнь опорных вузов, что изменилось в них за два года, какие новые вызовы ставит перед ними жизнь? Чтобы ответить на эти вопросы, «РГ» пригласила за «круглый стол» ректоров опорных университетов из шести регионов России.

Читайте также:  Международная деятельность рэу им. г.в. плеханова - студенческий портал

Вместе сильнее

Ольга Пилипенко, ректор Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, д.т.н., профессор:

Наш опорный университет был создан 1 апреля 2016 года на базе двух крупнейших вузов региона.

Мы понимали, что выполнить программу развития, которую сами приняли, невозможно без серьезной модернизации всей образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности; без развития кадрового потенциала, модернизации системы управления, материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры университета. И многие из поставленных задач дали результат.

Уже сегодня университет — лидер подготовки региональных кадров в инженерной, медицинской, педагогической, математической, естественно-научной и бизнес-сферах, обучение ведется по более чем 290 направлениям.

К примеру, создание университетской клиники и центра превосходства «Автоматизированные системы управления и промышленная безопасность» позволили уже в первый год получить синергетический эффект от междисциплинарных научных исследований и образовательных программ. В них начали работать коллективы, включающие специалистов в области информационных и биотехнологий, приборостроения и систем коммуникаций, фотоники, фармацевтов, психологов, социальных работников, педагогов, медиков.

Валентин Пугач, ректор Вятского государственного университета, к.э.н. :

Благодаря объединению исследовательских коллективов двух университетов — Вятского госуниверситета и Вятского государственного гуманитарного университета — уже в первый год объемы научных исследований выросли почти вдвое. Конечно, такой результат потребовал серьезной трансформации всех структур.

Мы сформировали и обучили «Команду изменений», в которую вошли проректоры, директора институтов, руководители административно-управленческих подразделений. Объединение факультетов позволило нам консолидировать коллективы, ведущие образовательную и исследовательскую работу в смежных областях знаний.

Сергей Колодяжный, ректор Воронежского государственного технического университета, к.т.н. :

Наш университет возник на базе технического и архитектурно-строительного университетов.

За короткое время он трансформировался в крупный системообразующий научно-образовательный комплекс, отвечающий как за подготовку специалистов, так и за инновационное развитие в Центрально-Черноземном экономическом регионе. Сегодня ВГТУ реализует около 30 укрупненных групп специальностей и направлений по 159 образовательным программам.

Требуются лидеры

Еще одной важнейшей функцией опорных вузов должно стать формирование новой региональной элиты, воспитание новой популяции лидеров — хорошо образованных, получивших все необходимые компетенции, способных вести за собой других.

Ольга Кобякова, ректор Сибирского государственного медицинского университета (Томск), д.м.н., профессор:
Очевидным вызовом высшему образованию сегодня стал дефицит высококомпетентных специалистов, лидеров, способных руководить как научными, так и инновационными проектами, продвигать разработки на реальный рынок. Быстро пришло понимание, что нельзя осуществить многочисленные стратегические проекты, обучая по старинке, необходимы новые образовательные форматы. Мы сделали акцент на сетевых образовательных программах. Что было бы невозможно вне научно-образовательной инновационной экосистемы региона, создавшей условия для интеграции СибГМУ с национальными исследовательскими университетами Томска, институтами Российской академии наук и высокотехнологичными предприятиями нашего региона.

Важнейшей функцией опорных вузов должно стать формирование новой региональной элиты

Осознавая значимость проблемы, с 2018 года мы решили запустить программу элитного медицинского образования. Более чем из 800 студентов 4-го курса всех факультетов по итогам конкурса были отобраны 20 участников трехлетнего цикла усиленной дополнительной подготовки, которая при этом не освобождает студента от освоения основной образовательной программы.

Выпускники программы — это уникальное предложение для рынка медицинских и фармацевтических услуг региона и России в целом. Мы рассчитываем, что растущий престиж вуза позволит привлечь талантливых абитуриентов и воспитать плеяду специалистов, которые смогут создавать успешные стартапы, руководить сложными научно-образовательными и медицинскими проектами.

Валентин Пугач:

Практический любой студент опорного университета может проявить свои таланты, отточить лидерские качества. Чтобы обеспечить равные возможности для всех, разработаны и апробированы различные модели получения высшего образования студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, включая их профессиональную ориентацию, постдипломное сопровождение и трудоустройство. Наш университет стал крупным ресурсным центром по инклюзивному образованию. В 2017 году мы неоднократно презентовали в Минтруда России, в Минобрнауки России этот опыт. Победив в конкурсном отборе ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ), ВятГУ стал одним из 16 вузов страны, имеющих такие центры. Для нас это стало новым вызовом: в соответствии с приказом Минобрнауки России одна из задач, стоящих сегодня перед университетом, — организовать работу по инклюзивному обучению на территории Кировской области, республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, Оренбургской области.

А что на практике?

По мнению участников дискуссии, в процессе развития опорные университеты получают реальный шанс занять в своем регионе лидирующие позиции в качестве интегратора системы «образование — наука — промышленность».

Кроме того, студенческие проекты, разрабатываемые в тесном сотрудничестве с реальными секторами экономики, способны дать тот практический опыт, которого, по отзывам работодателей, часто недостает среднестатистическому молодому специалисту.

Михаил Швецов, ректор Марийского госуниверситета (МарГУ), д.э.н., к.п.н. :
Среди самых актуальных научных разработок, внедряемых в реальном секторе, — новые технологии в области дистанционного зондирования Земли с применением беспилотных авиационных систем и малых космических аппаратов для поддержания и развития инфраструктуры, транспорта, подвижной связи, высокотехнологичного точного земледелия, кадастра. Мы разрабатываем специализированное программное обеспечение для бортовых радиолокационных комплексов, развиваем и внедряем новые технологии нейрокомпьютерных интерфейсов Интернета. Созданная инфраструктура позволяет готовить кадры для высокотехнологичных предприятий Марий Эл с учетом их требований. В рамках своей программы развития открываем центр превосходства «Высокопроизводительные вычисления и обработка больших данных». У нас функционируют научно-исследовательская лаборатория компьютерной лингвистики и искусственного интеллекта «Al Labs», научно-исследовательская лаборатория «Робототехника» и базовая кафедра на предприятии-партнере ОАО «Радиотехнический институт имени академика А. Л. Минца».
Сергей Дмитриев, ректор Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева, д.т.н., профессор:
Такие стратегические проекты, как, например, «Региональный центр расчетно-экспериментального обоснования инновационных приложений ядерных технологий» и «Региональный научно-образовательный центр транспортного машиностроения» направлены на получение прорывных результатов в области ядерной энергетики и автомобилестроения. В частности, с компанией «ОКБМ Африкантов» мы занимаемся разработкой и обоснованием ресурсных характеристик реакторной установки РИТМ-200 для универсальных атомных ледоколов нового поколения и перспективных плавучих АЭС. С компанией «Объединенный инженерный центр» Группы ГАЗ сотрудничаем в области проектирования систем видео— и радиолокационного обзора в рамках создания беспилотных транспортных средств, работаем над созданием образцов автомобильной техники на базе электроплатформ и другими проектами мирового уровня.

Сергей Колодяжный:

Мы осознаем всю важность миссии опорного университета быть источником позитивных изменений в своем регионе. Воронежская область входит в число лидеров среди регионов Центрального федерального округа по объемам жилищного строительства.

Летом 2017 года в рамках российско-японского сотрудничества по формированию комфортной городской среды на территории ВГТУ появился «Умный и здоровый дом», построенный японскими строителями с применением передовых технологий. «Умный дом» стал настоящей лабораторией, где исследуются свойства различных строительных материалов.

По итогам будут сформированы рекомендации по использованию японских технологий в российских условиях. Но двери «Умного дома», конечно, открыты не только для ученых — он сразу стал популярным центром притяжения для тех горожан, которые интересуются «умными» технологиями. И таких уже очень много.

Активное участие нашего университета предполагается при разработке и реализации и других совместных проектов нашего региона с японскими коллегами. Например, в сфере организации дорожного движения — «умные светофоры» уже начали устанавливать на улицах Воронежа, при строительстве городского метро и других.

Ольга Кобякова:

В ходе проекта «Сетевой образовательный центр высокотехнологичной медицины» мы провели аудит потребности биомедицинского сектора реальной экономики Томской области. По итогам был спланирован портфель сетевых магистерских образовательных программ, таких, например, как «Биомедицинская инженерия» — совместно с Томским политехническим университетом, Physics Methods and Information Technologies in Biomedicine — совместно с Томским госуниверситетом, и другие. По направлению «Ядерная медицина» в 2017 году уже выпустили первых в России специалистов.

  • Сергей Дмитриев:
  • Наш стратегический проект «Университетский центр инновационного технологического развития Нижегородского региона» предусматривает аудит областных промышленных предприятий, анализ их инновационного потенциала, реальной эффективности, потребности в новых идеях и технических проектах.
  • Связанные одной целью

Уходит в прошлое модель высшего образования, по которой дипломированный специалист, придя из института на производство, слышал привычную фразу: «А теперь забудь все, чему тебя учили в вузе, будем учить тебя заново!» Нынешний выпускник изучает реальное производство, сам участвует в решении его проблем, получает практические навыки руководства. Этому способствуют технологии проектного обучения.

Сергей Колодяжный:

Внедрение проектного управления мы считаем главным механизмом, влияющим на развитие университета в научном и инновационном направлении. Это подразумевает также создание новой модели взаимодействия вуза с органами государственной власти.

Уже подписаны соглашения о сотрудничестве с правительством Воронежской области в сфере промышленности, сельского хозяйства, градостроительства, экологии, ЖКХ и энергетики.

Университету отведена ключевая роль в рамках создания строительного кластера — важнейшего на сегодняшний день регионального проекта.

Валентин Пугач:

Как победитель конкурсного отбора Национального фонда подготовки кадров, в 2017 году наш университет предоставил площадки, на которых команды 19 опорных университетов провели апробацию лучших практик своего взаимодействия с регионами. Были представлены кейсы в области образования, науки, инноваций, развития местных сообществ, городской и региональной среды.

При поддержке правительства Кировской области и бизнес-сообщества в вузе разработаны и успешно реализуются 4 стратегических проекта: «Центр превосходства „Фармацевтическая биотехнология“ как основа формирования биофармацевтической промышленности региона»; «Агентство образовательной инноватики»; «Региональный штаб позитивных изменений»; «Университет проектных команд для решения системных задач региональных партнеров».

от редакции

Обсуждение в «РГ» первых итогов двухлетней практики проекта «Опорные вузы России» показало: вновь созданные университеты, унаследовав опыт и наработки предшественников, быстро трансформируются в новые центры компетенции.

Они способны реально влиять на развитие своего региона, готовить для него необходимые кадры и при этом не оставаться на периферии науки, смело берутся за решение сложных производственных и социальных задач.

А это значит, что усилия их коллективов, властей регионов и федеральных кураторов проекта уже приносят свои плоды.

Василий Голубев, губернатор Ростовской области:

Ростовская область отмечает в этом году свое 80-летие, это мощный агроиндустриальный регион. И Донской государственный технический университет просто не мог не стать нашим опорным вузом — в свое время он и был открыт как раз, как база для подготовки квалифицированных кадров для всесоюзного завода-гиганта «Сельмаш».

Сегодня университет успешно решает задачу обучения кадров для всей инновационной донской экономики: готовит инженеров не только для комбайнового завода, но и для предприятий авиа-, станко— и приборостроения, металлургии и военно-промышленного комплекса.

Совместно с опорным вузом мы решаем не менее важную задачу — подготовку реально востребованных экономикой специалистов. До сих пор существует проблема нехватки квалифицированных кадров, особенно в промышленности — предприятия испытывают дефицит технологов, конструкторов. А среди абитуриентов по-прежнему пока самые популярные специальности — экономика, менеджмент и юриспруденция.

По нашему заказу ДГТУ занялся разработкой системы прогнозирования рынка труда. Кроме того, опорный университет является активным участником кластерного развития, на которое сделала ставку Ростовская область. ДГТУ подписал соглашения с 11 региональными кластерами.

Стратегическими партнерами вуза являются более 150 крупных предприятий Ростовской области. Ежегодно заключается более 2,5 тысячи договоров на прохождение практики.

Из них 96 — многопрофильные договоры с крупными предприятиями, обеспечивающие почти 4 тысячи мест более чем по 50 направлениям и профилям подготовки.

Кроме того, университет реализует ряд социально значимых проектов: организует профильные классы в школах, детский и родительский университеты, академию абитуриента. Эти проекты позитивно восприняты общественностью нашего региона.

Артур Парфенчиков, глава Республики Карелия:

Петрозаводский государственный университет играет ведущую роль в социально-экономическом развитии региона как научно-инновационный и образовательно-культурный центр Карелии.

На базе университета формируются инновационные структуры: гуманитарный, педагогический, инженерный и молодежный иннопарки как интеграционно-акселерационные площадки по разработке и поддержке проектов, направленных на интенсификацию развития региона.

Мы вместе определили перспективы на будущее. В концепции опорного университета я предложил предусмотреть масштабное изучение истории Карелии, раскрытие туристического потенциала республики. Это те направления, где крайне необходимы новые подходы, новые идеи, новые научно обоснованные мысли. Очень перспективно сотрудничество госуниверситета с Президентским кадетским училищем Петрозаводска.

Особое внимание в стратегии развития вуза уделено взаимодействию с предприятиями региона. Мы вместе будем создавать инновационную инфраструктуру, территории опережающего социально-экономического развития, индустриальные парки.

Для конкретных проектов будет заключен ряд соглашений о сотрудничестве.

Такие соглашения уже подписаны между ПетрГУ и республиканскими министерствами: сельского, рыбного и охотничьего хозяйства, по делам молодежи, физической культуре и спорту, здравоохранению, а также с Карельским институтом развития образования.

Студенты уже предложили свои разработки в робототехнике, микро— и наноэлектронике, экологии, рациональном природопользовании, аквакультуре, эффективном домостроении, социальном предпринимательстве и др.

Многие из них не только внедрены в республике, но и получили всероссийское признание.

Так, модульные технологии и импортозамещающее оборудование для садкового рыбоводства стали призерами Всероссийского конкурса-выставки разработок конструкторских бюро опорных университетов в Омске.

Источник: https://news.rambler.ru/education/38642280-opornye-vuzy-stanovyatsya-tsentrami-intellektualnogo-prityazheniya/

Ссылка на основную публикацию