Создать стартап и защитить диплом — студенческий портал

Студенческие стартапы в ряде случаев могли бы заменить дипломные работы, которые выпускники сдают при окончании вуза, полагают в Минобрнауки. О том, что в ведомстве рассматривает такую возможность, журналистам на форуме «Технопром-2017» заявил глава Министерства образования и науки России Григорий Трубников.

«Мы должны культуру технологического предпринимательства воспитывать – это курсы повышения квалификации, курсы лекций. Специальные программы в университетах должны внедряться.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Мы сейчас обсуждаем, что в качестве дипломных работ могут быть не только научные работы, но и, например, малые инновационные предприятия – стартапы, которые создаются бакалаврами или магистрами», – цитирует информационное агентство РИА Новости слова замминистра.

При этом Трубников высказал мнение, что «наука в университетах может быть» и что в вузах зачастую работают специалисты самого высокого уровня. В то же время он подчеркнул, что не следует противопоставлять «науку в университетах» работе научных институтов. «Мегапроектов, наверное, не может быть, так как университеты –  это в первую очередь лифт для кадров», – уточнил он.

Создать стартап и защитить диплом - Студенческий портал

Занятия в библиотеке. / pixabay.com

Напомним, в первых числах июня с предложением приравнять студенческие стартапы к выпускным квалификационным работам выступил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Информация об этом появилась на сайте правительства 7 июня.

В соответствии с ней Минобрнауки по итогам заседания президиума президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам было дано поручение рассмотреть такую возможность.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Получить 90 млн рублей на исследование - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Как пишет газета «Коммерсантъ», тогда же глава правительства поручил предоставить на рассмотрение кабмина до 1 сентября проект акта на основе концепции об утверждении дорожной карты по развитию технологического предпринимательства в вузах. Это поручение было дано Минобрнауки, Минэкономразвития, Минфину, Экспертному совету при правительстве России, Фонду содействия инновациям, Российской венчурной компании и бизнес-объединениям.

Прокомментировать для «Полит.ру» идею согласился Никита Белоголовцев, главный редактор образовательного портала «МЕЛ». По его оценке, в этом подходе есть много рационального и, с определенными ограничениями, с конкретными требованиями к стартапам, он мог быть полезен.

«Мне очень нравится эта идея на бумаге, причем она нравится мне и как работодателю, и как человеку, который про российское образование пишет.

Как работодателю она мне невероятно нравится потому, что я вижу: у каких-то работающих студентов, особенно студентов гуманитарных и прикладных специальностей типа журналистики или связей с общественностью, диплом иногда превращается в дело вынужденное, в обузу. Особенно часто так бывает, когда человек начинал учиться одному, а продолжает учиться чуть-чуть другому.

Создать стартап и защитить диплом - Студенческий портал

Студенческая рок-группа / pixabay.com

Конечно, в каких-то ситуациях работа красиво «подвязывается» к диплому: например, условно говоря, человек работает редактором сайта и пишет диплом об особенностях редакционной политики сайта. К сожалению, это не всегда происходит и не всегда вуз позволяет это сделать.

Если человек занимается своим стартапом, и этот стартап отвечает каким-то объективным характеристикам, проходит какое-то количество пунктов некоего чек-листа, – и имеет практическую ценность, позитивно или хотя бы не разгромно оценивается экспертами рынка и так далее, – то замена дипломной работы таким старапом, я считаю, была бы прекрасной идеей.

Потому что диплом, если брать его как некоторое количество какого-то текста с форматированием и тому подобным, – очевидно устаревшая и не отвечающая реальности форма оценки реальных знаний и навыков студентов.

Иногда студенту или молодому специалисту требуются совершенно иные навыки.

Например, человеку, который занимается производством «вирусных» тридцатисекундных видеороликов даже какой-нибудь очень глубокой тематики может быть просто физически сложно написать эти пятьдесят дипломных страниц – потому что у него другая сфера работы и даже по-другому работает мозг. И понятно, что много говорят про усидчивость, обязательность и тому подобное, но просто этот подход не всегда адекватен. Если – я бы даже сказал, когда – дипломная работа будет отражать максимальное количество полезных навыков студента, это будет адекватно.

Например, если мы говорим о бакалавриате, то эти программы вроде бы должны выпускать специалистов, готовых для рынка труда. Магистр – это человек, который уже решил получать некоторые дополнительные знания и потому соглашается на некие правила игры. Но бакалавр – это человек, который получал образование, чтобы заниматься какой-то практической работой.

И логично дать ему возможность делать эту практическую работу. Делать не то, чего требует диплом, – это же ужасно, когда человек, например, уже состоялся как специалист или хотя бы понял свою практическую ценность на рынке труда, и диплом буквально уже домучивает.

Если дать ему возможность не домучивать диплом, а каким-то образом обогащать свою работу своим образованием и, наоборот, образование – работой, это было бы чудесно.

Здесь логично выглядят опасения, что люди вместо просиживания над положенными пятьюдесятью-шестьюдесятью страницами текста будут придумывать фейковые стартапы.

Ну, как это отчасти происходит с ЕГЭ по обществознанию в школе, которое стало самым распространенным видом ЕГЭ не потому, что все хотят заниматься науками, связанными с обществом, а просто потому, что его проще всего сдать на какой-то общей эрудиции.

В этом смысле, думаю, должны быть какие-то базовые требования в стартапу, который может быть зачтен как диплом.

Наверное, этот стартап должен появляться не позже какого-то срока до окончания обучения – ну, понятно, что вряд ли можно начать заниматься таким стартапом за месяц или два до окончания института.

Ну, или скажем так: теоретически это возможно, ведь в этом смысле диплом многие, если уж начистоту, так и готовят – сел и написал… Но все же, наверно, нужно что-то более продолжительное.

Ну, грубо говоря, если такой стартап можно организовать и описать таким образом, что он не будет являться легальным уходом от физического написания дипломной работы, то, мне кажется, это хорошо. В этом случае я прямо всеми руками за – особенно когда речь идет о специальностях, требующих, например, создания какого-то количества контента.

Никого же не смущает, что существуют дипломные спектакли, дипломные концерты и так далее. И логично, если, например, у журналистов будут дипломные сайты. Или дипломные расследования. Или дипломные фильмы. А у представителей отделом связей с общественностью будут дипломные стратегии продвижения, и так далее.

Безусловно, даже в самых прикладных специальностях нужны какие-то базовые знания, фундаментальные курсы и тому подобное.

Но если мы говорим о том, что высшее образование должно быть не каким-то атавизмом и не способом не сходить в армию, а должно все-таки отвечать на какой-то запрос, то, конечно, для работодателя гораздо важнее, чтобы его сотрудник, к примеру, умел формировать стратегию бренда, а не писал длинную работу о том, как эта стратегия в теории должна формироваться», – сказал Никита Белоголовцев. 

Источник: https://polit.ru/article/2017/06/24/diplpoma/

Защити диплом стартапом

Все больше российских вузов начинают принимать стартап-проекты в качестве дипломных работ. Пока это, правда, не массовая история, привязанная к ограниченному набору специальностей

Создать стартап и защитить диплом - Студенческий портал

Томский политехнический университет стал первым вузом в Сибири, который дал своим студентам возможность защищать дипломы в виде стартапов. Об этом рассказал руководитель Школы инженерного предпринимательства университета Степан Хачин (в 2017 году ТПУ ликвидировал традиционные институты и кафедры, заменив их инженерными школами).

Теперь у студентов ТПУ будет возможность заменить раздел «Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсоосбережение» на раздел «Концепция стартап-проекта», сообщает пресс-служба вуза.

Тем, кто выбрал новый формат защиты диплома, предстоит защищать свои проекты перед представителями бизнеса.

Это позволит дать независимую оценку концепции стартапа и, возможно, привлечь инвестора для дальнейшего развития проекта.

У студента будет также возможность проверить гипотезу «рыночности» объекта своей дипломной работы вместе с экспертом Школы инженерного предпринимательства, который будет его ментором при разработке стартап-части диплома. А для преподавателей защита дипломов в виде стартапов даст дополнительные ресурсы для проектов научных школ, которые они представляют.

Студенту, желающему защитить диплом в виде стартапа, предстоит заполнить специальную анкету. Эксперты оценят возможность превращения предложенной технологии в технологический бизнес. В случае положительной оценки студенту будет назначен соруководитель от Школы инженерного предпринимательства.

Затем два раза в год, в ноябре и в апреле, на специальном мероприятии с внешними экспертами студент сможет защитить стартап-часть и получить так называемый стартап-сертификат.

Если защита пройдет плохо, студент вернется к традиционной форме диплома.

А если успешно, то концепция стартап-проекта станет частью диплома и студент сможет выйти на его защиту перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК) своей школы.

Практика сдачи стартапов вместо диплома уже применяется в 71 российском вузе. В нынешнем году Минобрнауки планирует распространить эту практику, чтобы в ближайшие годы выпускники всех российских вузов смогли представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап.

РВК с 2011 года обеспечивает работу кафедры управления технологическими проектами на базе МФТИ. Это магистратура для студентов пятого-шестого курсов.

Программа готовит аналитиков для венчурных фондов, специалистов по инновациям для работы в корпорациях, технологических предпринимателей.

Для выпускников обязательная часть дипломной работы — разработка собственного технологического стартапа. За время работы кафедры выпускниками стали более ста студентов.

«Если говорить о магистратуре, то есть очень маленькая область направлений, по которым можно делать стартапы, — рассказала «Стимулу» заместитель заведующего кафедрой РВК в МФТИ Анастасия Баскакова. — Это направление «Экономика и управление народным хозяйством».

В Физтехе — «Наукоемкие технологии и экономика инноваций». В рамках таких специальностей практически везде можно делать стартап-диплом. Но по специальностям, которые не входят в эти направления, формально это не разрешено.

То есть в специальности должна быть управленческая и экономическая составляющие».

Но на практике происходит так, что студенты учатся, к примеру, по естественно-научному или техническому направлению, а в дипломах пытаются описывать создание стартапов. Однако это противоречит требованиям Министерства образования.

Практика сдачи стартапов вместо диплома уже применяется в 71 российском вузе. В нынешнем году Минобрнауки планирует распространить эту практику, чтобы в ближайшие годы выпускники всех российских вузов смогли представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап

«Студент пишет, по сути, два диплома, — поясняет Анастасия Баскакова. — Официально защищает диплом по своей специальности, а параллельно пишет бизнес-план по коммерциализации этой разработки.

Но формально это не является частью его магистерской диссертации. В бакалавриате еще жестче, там четкое разделение: бизнес и менеджмент и остальные специальности.

То есть писать диплом как стартап можно только по направлению: «Экономика и менеджмент».

Для чего сделано такое разделение?

«Дипломы принимают комиссии, которые формируются по областям знаний. И если это диплом, к примеру, естественно-научный, то и состав комиссии будет соответствующий. А если оценивается то, как человек это просчитал с точки зрения экономики и бизнеса, то комиссия должна состоять из людей, которые компетентны в этой области», — поясняет Анастасия Баскакова.

Однако существуют междисциплинарные направления: «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» и «Инноватика». И вузы, которые у себя эти направления открыли, имеют возможность строить такие программы на стыке экономики и науки.

Стоит также отметить, что во всем мире очень малая часть студентов может создать свой бизнес. К такому выводу недавно пришли специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета, которые провели исследование, посвященное студенческому технологическому предпринимательству.

«Если говорить о магистратуре, то есть очень маленькая область направлений, по которым можно делать стартапы. Это направление «Экономика и управление народным хозяйством». В Физтехе —«Наукоемкие технологии и экономика инноваций». В рамках таких специальностей практически везде можно делать стартап-диплом

«В нашей стране в ближайшем окружении детей очень мало примеров подобной деятельности, которые делали бы эту сферу близкой, знакомой и безопасной, — говорит Анастасия Баскакова.

 — Опыт показывает, что те студенты, у который в семье был свой бизнес, с большей охотой и смелостью начинают пробовать.

Остальным же нужно поработать как минимум пять лет в индустрии, набраться опыта, в идеале поработать в крупной компании, в госструктурах, и прийти к пониманию, накопить компетенции, решиться создать команду, и уже тогда пробовать начинать свой бизнес».

Первым вузом в России, который стал использовать практику защиты диплома в виде стартапа, был Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).

«Стартап как диплом — это инструмент независимой оценки качества образования, — пояснил проректор ДВФУ, руководитель Кружкового движения НТИ Дмитрий Земцов.

 — Поскольку университет и система высшего образования в целом должны готовить людей не только к научной карьере, но и к карьере в бизнесе, в том числе в собственном бизнесе, очень важно уметь адекватно оценить подготовку.

Стартап как диплом должен стать инструментом демонстрации предпринимательских компетенций».

По словам руководителя проекта Start Up Challenge Юлии Остроуховой, сегодня все ведущие технические вузы стараются предоставить студентам возможность глубже погрузиться в практическую область, расширяют лабораторную практику, создают на своей базе бизнес-инкубаторы.

«Многие корпорации, в том числе мы, наши партнеры и коллеги на ИТ-рынке, усиливают партнерство с вузами, чтобы найти не только таланты себе в команду, но и интересные бизнес-идеи», — добавляет Юлия Остроухова.

Источник: https://www.rvc.ru/press-service/media-review/rvk/141810/

Сайт Томского государственного университета

12 Сентября 2019

Четыре студента ТГУ представили свои проекты и приступили к предпринимательской практике в стартапах компании «ТехноСпарк» (Троицк, Москва) по программе «Стартап как диплом».

Это Мария Бердникова (Биологический институт), Константин Некрасов (ГГФ), Елизавета Самойлова (ГГФ) и Вадим Тимошенко (ФИЯ). Работа продлится до июня. Это первый цикл программы «Стартап как диплом», в масштабах страны такой проект реализуется впервые.

 В ТГУ проект курирует Центр предпринимательства Института экономики и менеджмента.

Читайте также:  Всему свое время: английский для каждого возраста - студенческий портал

— В партнерстве с вузами мы создаём ситуацию, когда студент изымается из его студенческой беззаботности и помещается в реальную, жесткую предпринимательскую среду.

Это шанс, который студент может реализовать, а может и провалить, но он точно получит больше знаний и опыта, чем из любого иного образовательного процесса, — говорит руководитель проектов «ТЕН.

Эдьюкейшен», один из организаторов проекта «Стартап как диплом» Владимир Берлизев.

Участники проекта параллельно с продолжением обучения по вузовской специальности осваивают профессию строителя нового технологического бизнеса. В группе компаний «ТехноСпарк» практиканты получили позиции, ответственные за бизнес в стартапах в генетике и биотехнологиях. На 9 месяцев они переехали в Троицк, где будут реализовывать проекты совместно с наставниками и проектными командами.

Создать стартап и защитить диплом - Студенческий портал

Константин Некрасов, например, начинает работу над проектом «BioWorks» по разработке биоорганической жидкости на основе бактерий для очистки труб от накипи (в системах отопления, котельных и на производстве). Он отмечает, что в целом в «Техноспарке» созданы все условия для продуктивной и комфортной работы.

— Даже на этапе организации поездки чувствовалось, что «Техноспарк» в нас заинтересован, многие организационные вопросы решались дистанционно (например, поиск и аренда квартиры). Мне очень нравится рабочая атмосфера: никто тебя не «гоняет» и не заставляет работать, всё завязано на принципах самоорганизации. Коллектив приветливый и отзывчивый, — отмечает Константин.

  • Елизавета Самойлова займётся проектом «O gene» (О-ген) — высокоточной генетической диагностикой бактериального заражения нефтепромыслового оборудования, а также подборкой биоцидов, чтобы его можно было своевременно уничтожать.
  • Вадим Тимошенко будет погружен в биометрику — он готов разработать датчик диагностирования сотрясения мозга, пригодного для использования в хоккее или велоспорте.
  • Мария Бердникова запускает необычный стартап «GreenGene» (ГринГен), суть которого в технологичном комплексном анализе заболеваний трав на спортивных газонах и подборе стратегий их лечения и профилактики.

— В странах со сложившейся культурой инвестиций роль наставника выполняет предприниматель, имеющий опыт удачных и неудачных бизнесов.

Поскольку средний срок строительства технологического стартапа 20 лет, в России ещё не сложилось первое поколение технологических предпринимателей, которые могли бы делиться опытом, — считает генеральный директор группы компаний «ТехноСпарк» Денис Ковалевич.

— В программе «Стартап как диплом» мы частично компенсируем этот дефицит: у каждого практиканта есть руководитель из числа опытных строителей технологических стартапов «ТехноСпарка».

За время программы участники на практике получат базовые предпринимательские предметные навыки — технологическую и производственную аналитику, организацию собственного и чужого труда, экономический и инвестиционный расчет, продажи сложных технологических продуктов и другие предпринимательские компетенции.

— В Томском госуниверситете уделяется большое внимание развитию предпринимательского мышления, предпринимательской активности студентов.

Разрабатывается и реализуется ряд программ в этом направлении, и формат предпринимательской практики позволяет получить уникальный опыт со включением в реальную экосистему.

Сейчас отрабатывается первый цикл организации проектной стажировки студентов, совмещение образовательного процесса с работой по проектированию и созданию стартапов, — говорит Виктория Маковеева, заместитель директора Института экономики и менеджмента, директор Центра предпринимательства ТГУ.

Всего в проекте «Техноспарка» участвуют 7 студентов старших курсов из двух российских вузов. Участники были отобраны в ходе серии деловых игр «Построй компанию.

Продай компанию» в Томске и Тюмени, на которую были приглашены 7 тысяч студентов. Ключевыми критериями отбора были способность участников действовать в условиях неопределенности и самомотивация.

В следующем учебном году «ТехноСпарк» и ТГУ планируют продолжить программу, расширяя количество вовлеченных студентов.

Источник: http://www.tsu.ru/news/startap-kak-diplom-studenty-zapustyat-startapy-po-/

Диплом по-новому: как студенту ТПУ защитить диплом в виде стартапа

В 2019 году студенты Томского политехнического университета смогут защитить свои выпускные квалификационные работы в виде стартапа — ТПУ первым в Сибири запускает подобную практику. Такая возможность будет доступна студентам всех школ Томского политеха. Служба новостей выяснила, что нужно делать студенту ТПУ, чтобы защитить свой диплом в новом формате.

Создать стартап и защитить диплом - Студенческий портал

При таком подходе дипломный проект так же, как и традиционный, должен будет содержать актуальность и научную новизну. Но с этого года каждый студент сможет заменить раздел «Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение» на раздел «Концепция стартап проекта». 

«Первым о необходимости такой работы в 2017 году заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, а в 2018 году эта возможность была закреплена в программе “Цифровая экономика России”.

Зачем это нужно студенту? Студент получает возможность проверить гипотезу “рыночности” объекта своей ВКР вместе с экспертом Школы инженерного предпринимательства, который будет его ментором при разработке стартап-части работы»,

— говорит руководитель Школы инженерного предпринимательства ТПУ Степан Хачин

Студентам, выбравшим такой формат защиты диплома, предстоит защитить свои проекты перед представителями бизнеса. Это позволит дать независимую оценку концепции стартапа и возможно привлечь инвестора для дальнейшего развития проекта. 

«Диплом в виде стартапа прекрасно дополняет нашу систему вовлечения в предпринимательскую и инновационную деятельность, которую мы развиваем с 2010 года. Это еще одна возможность “выкристаллизовать” технологические проекты наших научных школ и помочь им с привлечением как грантовых средств институтов развития, так и частных инвестиций», — поясняет Степан Хачин. 

Преподавателям защита дипломов в виде стартапов дает 25 баллов в рамках эффективного контракта и возможность привлечь дополнительные ресурсы для проектов научных школ, которые они представляют. 

Чтобы защитить диплом в таком виде и привлечь эксперта из Школы инженерного предпринимательства, студенту или его руководителю необходимо следовать следующему алгоритму. Сначала нужно отправить заявку на почту startup@tpu.ru с названием своей выпускной квалификационной работы, ФИО, номером группы и контактными данными.

Затем нужно будет заполнить специальную анкету. По анкетным данным эксперты оценят возможность превращения предложенной технологии в технологический бизнес.

Если эксперты примут положительное решение, студенту назначат со-руководителя от Школы инженерного предпринимательства, вместе с которым студент будет работать над стартап-частью проекта.   

Затем два раза в год — в ноябре и апреле — на специальном мероприятии с внешними экспертами студент сможет защитить стартап-часть и получить так называемый стартап-сертификат. Если защита пройдет плохо, студент вернется к традиционной форме диплома. А если все пройдет успешно, «Концепция стартап-проекта» станет частью диплома, и студент сможет выйти на его защиту перед ГАК своей школы. 

Добавим, более подробная информация представлена в положении о защите выпускной квалификационной работе в виде стартапа. Ответственный за реализацию — Черний Антон Владимирович, тел.: (3822) 701-777 (вн. 3280).

Впервые в ТПУ стартапы вместо дипломных проектов выпускники защитили в 2017 году. Это были магистранты, прошедшие обучение по программе «Предпринимательство в инновационной деятельности». Проекты оценивали приглашенные специалисты в сфере бизнеса и руководители структур поддержки инновационных компаний.

Источник: https://news.tpu.ru/news/2019/03/05/34439/

В россии научились защищать дипломы в виде стартапов

Новости > Новое образование

02.04.2019

Томский политехнический университет (ТПУ) первым среди вузов Сибири предоставил своим студентам возможность защищать дипломные работы в виде стартапов. Об этом сообщает CNews со ссылкой на руководителя Школы инженерного предпринимательства университета Степана Хачина.

Первый опыт защиты дипломов в виде стартапов ТПУ получил в 2017 году, тогда это были магистранты, прошедшие обучение по программе «Предпринимательство в инновационной деятельности».

С этого времени данная возможность стала доступна студентам всех школ, входящих в ТПУ (в 2017 году ТПУ ликвидировал традиционные институты и кафедры, заменив их инженерными школами).

Теперь у студентов ТПУ будет возможность заменить раздел «Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсоосбережение» на раздел «Концепция стартап проекта». При этом такого рода дипломный проект, как и традиционный, должен будет содержать актуальность и научную новизну».

Защита диплома перед представителями бизнеса

Студентам, выбравшим новый формат защиты диплома, предстоит защищать свои проекты перед представителям бизнеса. Это позволит дать независимую оценку концепции стартапа и, возможно, привлечь инвестора для дальнейшего развития проекта.

Также у студента будет возможность проверить гипотезу «рыночности» объекта своей дипломной работы вместе с экспертом Школы инженерного предпринимательства, который будет его ментором при разработке стартап части диплома.

А для преподавателей защита дипломов в виде стартапов даст дополнительные ресурсы для проектов научных школ, которые они представляют. Студенту, желающему защитить диплом в виде стартапа, предстоит заполнить специальную анкету. Эксперты оценят возможность превращения предложенный технологии в технологический бизнес.

В случае положительной оценки студенту будет назначен соруководитель от Школы инженерного предпринимательства. Затем два раза в год в ноябре и в апреле на специальном мероприятии с внешними экспертами студент сможет защитить стартап-часть и получить так называемый стартап-сертификат.

Если защита пройдет плохо, студент вернется к традиционной форме диплома. А если успешно, то Концепция стартап-проекта станет частью диплома, и студент сможет выйти на его защиту перед ГАК (Государственной аттестационной комиссии) своей школы.

«Диплом в виде стартапа прекрасно дополняет нашу систему вовлечения в предпринимательскую и инновационную деятельность, которую мы развиваем с 2010 года. Это еще одна возможность “выкристаллизовать” технологические проекты наших научных школ и помочь им с привлечение как грантовых средств институтов развития, так и частных инвестиций», — подчеркнул Хачин.

Дальневосточный опыт

Первым вузом в России, который стал использовать практику защиту диплома в виде стартапа, был Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), рассказали в пресс-службе Национальной технологической инициативы (НТИ).

При этом комиссия ДВФУ не рассматривает не рассматривает саму работу, а признает оценку внешнего института развития как подтверждение профессиональных компетенеций студента. Такой оценка может быть статус резидента технопарка, например, «Сколково» либо гранты от различных фондов поддержки технологических проектов.

Первым студентом в ДВФУ, защитившим диплом в виде стартапа, был Евгений Перельман. Он представил бизнес-проект по продаже медицинской разработки, созданной Дальневосточным научным центром физиологии и патологии дыхания. Речь шла об аппаратно-программном комплексе для комбинированной диагностики холодовой гиперактивности дыхательных путей.

«Стартап как диплом – это инструмент независимой оценки качества образования. Поскольку университет и система высшего образования в целом должна готовить людей не только к научной карьере, но и к карьере в бизнесе, в том числе собственном бизнесе, то очень важно уметь адекватно оценить подготовку.

Стартап как диплом должен стать инструментом демонстрации предпринимательских компетенций, поэтому мы как университет придерживаемся концепции, такого рода защита диплома всегда должны быть демонстрацией реального стартапа с привлеченными средствами, а не просто защита бизнес-плана», — пояснил проректор ДВФУ, руководитель Кружкового движения НТИ Дмитрий Земцов. Идея замены диплома стартапом не нова, но есть опасность, с которой можем столкнуться, предупреждает советник директора ФРИИ (Фонда развития интернет инцииатив) Дарья Харченко.

«При внедрении новых форматов сдачи диплома механизмы оценки студентов могут остаться прежними, но называться будут по-другому.

Чтобы такого не произошло, нужно готовить педагогический состав, разрабатывать систему оценки, связанную с глубиной проработки бизнес-гипотезы, умением пользоваться и выбирать эффективные инструменты продвижения своего бизнеса.

Если эта система будет отстроена корректно, то и у нас появятся студенческие стартапы, которые смогут конкурировать на международном рынке», — отметила она.

#Образование, #Томская область, #стартапы, #ДВФУ

Источник: https://ntinews.ru/news/obrazovanie/v-rossii-nauchilis-zashchishchat-diplomy-v-vide-startapov.html

Диплом по-новому: студенты РАНХиГС защитили первые дипломы в виде стартапов — Финтех

21 июня в Президентской академии прошла первая защита выпускных квалификационных работ в виде стартапов, в которой приняли участие выпускники трех институтов РАНХиГС.

Согласно проекту госпрограммы «Цифровая экономика», начиная с 2019 г. выпускники российских вузов могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Выпускники Президентской академии смогли реализовать такую возможность уже в конце текущего учебного года.

Ранее в Академии было утверждено «Положение о выпускной квалификационной работе по образовательным программам высшего образования, выполняемой в виде стартапа».

Документ установил вид и тематику ВКР, а также порядок выполнения такой работы, требования к ней и критерии оценки.

Для реализации и внедрения утвержденного положения было заключено соглашение о сотрудничестве между РАНХиГС и ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Как рассказал проректор Президентской академии Максим Назаров, дипломные работы часто носят теоретический характер, а их результаты не используются в реальном секторе экономики. «При этом во многих работах можно найти данные, которые вполне применимы на практике.

Именно поэтому в РАНХиГС запустили такой проект, причем мы планируем, что он затронет не только Московский кампус, но и наши филиалы.

Концепция защиты диплома как стартапа меняет ситуацию: теперь выпускная квалификационная работа – это практическая работа, а не теория», — сказал он.

По словам проректора, в Академии недавно прошла выставка студенческих бизнес-проектов, где были продемонстрированы очень интересные разработки. Максим Назаров выразил уверенность, что эти разработки найдут дальнейшее применение. «А если эксперимент будет развиваться и дальше, то это будет очень интересно для всех сфер деятельности», — добавил он.

Студенты Академии впервые защитили дипломы в виде стартаповВ состав экзаменационной комиссии, которая оценивала проекты студентов Президентской академии, вошли профессор Московской школы управления Сколково, гендиректор ООО «РЭСИИ» Евгений Плаксенков, гендиректор ГБУ «Малый бизнес Москвы» Андрей Железняков, академический директор магистерской программы «Финансы и Технологии», советник проректора, директор Центра дизайна корпоративных программ Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Анна Морозова, профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Людмила Дуканич, декан Факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС Александр Чичин, заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства ФЭСН Евгений Ицаков, гендиректор форума «Территория бизнеса – территория жизни» Дарья Сунцова и директор исследовательского центра «Интерфакс LAB», руководитель проекта скоринговых систем международной группы компаний «Интерфакс» Илья Мунерман.

Глава экзаменационной комиссии Евгений Плаксенков сравнил стартап с искрой. «Настоящая жизнь стартапа начинается в момент рождения вдохновляющей идеи.

Если стартапер не выбросил эту идею, как обгорелую спичку, если смог сложить костер своего бизнеса, собрать вокруг него единомышленников, организовать приготовление своих продуктов, привлечь, обогреть, накормить людей, получить от них благодарность во всех формах, развить свое дело и расширить число участников вокруг него – это и будет трансформация стартапа в устойчивую бизнес-модель», — отметил он.

Защищать свои бизнес-проекты вышли 14 студентов из Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА), Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) и Факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) Академии.

Представленные экзаменационной комиссии работы были достаточно разнообразными: они касались и создания специализированных интернет-платформ, проектов по управлению цепями поставок и методик по сбору информации от клиентов, а также организации мастерской аниматроники и предприятий по быстрому питанию, грузовым перевозкам и изготовлению подарков.

И студенты, и члены экзаменационной комиссии заходили в зал, где им предстояло представлять свои работы, заранее. Поддержать участников пришли научные руководители, родственники и друзья. Бакалавры и магистры проверяли презентации, репетировали выступления и слушали напутствия от близких.

Как рассказала член экзаменационной комиссии Анна Морозова, в каком-то смысле новый формат защиты ВКР также является стартапом как для Академии, так и для всей сферы образования. На первой защите было представлено 8 проектов, которые готовились и отдельными студентами, и группами. «Один из проектов уже фактически реализован в формате юридического лица.

Студенты должны делать не только шаги в виде концептуализации бизнес-идеи, расчетов финансов и рисков, они должны предпринимать шаги для реализации. Первый шаг – организовать юридическое лицо, дальше – привлечь инвестора, найти финансирование, войти в акселерационные программы и так далее.

Если говорить о планах на следующий год, то хотелось бы, чтобы на защите было представлено не менее ста проектов», — отметила она.

Студенты Академии впервые защитили дипломы в виде стартаповО важности первых шагов в реальном бизнесе рассказал гендиректор ГБУ «Малый бизнес Москвы» Андрей Железняков.

По его мнению, основная идея такого формата – это практикоориентированность.

Он отметил, что студенты, выбравшие защиту диплома как стартапа, – молодцы, потому что смотрят в будущее и предлагают проекты, которыми будут заниматься в ближайшем будущем.

Читайте также:  Школьник из ижевска одержал победу во всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов - студенческий портал

«Задача Правительства Москвы и департамента, который отвечает за поддержку предпринимательства, активно участвовать во всем этом, и, в первую очередь, помогать тем ребятам, которые сразу после вуза готовы стать действующими бизнесменами. Они являются примером для своих сокурсников. Я убежден в успехе этих ребят», — рассказал он, отметив, что число защит ВКР в таком формате будет увеличиваться.

Во время защиты студенты презентовали результаты своей работы, причем многие трудились над проектом не один год: делали анализ рынка, разрабатывали маркетинговые стратегии и варианты реализации проектов. Каждый из восьми представленных стартапов вызвал интерес у членов экзаменационной комиссии, которые задавали множество вопросов, а также делились советами по дальнейшему развитию проектов.

Принявшие участие в защите диплома как стартапа студенты рассказали, что такая возможность оказалась неожиданным, но интересным опытом.

Выпускник Илья Гасин, студент 4 курса бакалавриата ФЭСН, отметил, что идея стартапа по созданию сервиса персонализированных подарков появилась еще во время обучения на 1 курсе.

«Мы только планируем запуск, и для нас было неожиданностью, что наш проект выбрали для такого формата защиты. Нам сказали, что наша идея показалась необычной и интересной», — сказал он.

По словам студента, стать одним из первых, кто защищается в таком формате, не страшно, потому что так получается меньше нервничать, а кроме того, защита дает возможность получить комментарий от реальных инвесторов.

Илья Гасин отметил, что защита диплома в виде стартапа – это интересный формат, кроме того, это возможность начать свой путь в бизнесе именно с такого мероприятия.

Он считает такую форму защиты диплома очень популярной в ближайшей перспективе.

Студенты Академии впервые защитили дипломы в виде стартаповСтудент 2 курса магистратуры FinTech Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Артем Байда также отметил, что защита диплома как стартапа будет пользоваться популярностью в Академии, и рассказал о своем проекте.

Он разрабатывает HR-ассистента на основе искусственного интеллекта, который по информационному следу в социальных сетях определяет структуру личности соискателя. Артем Байда отметил, что в России наблюдается очень большая текучка кадров, которая будет только расти, в том числе и из-за того, что сотрудники занимают должности, не соответствующие их личности.

Это приводит к серьезным потерям для компании, которая тратит ресурсы на подбор сотрудника, его интеграцию в коллективе и обучение.

Студент рассказал, что у него уже есть прототип, который определяет по социальным сетям экстраверсию и интроверсию. «Я сначала делал научно-исследовательскую работу по определению того, возможно ли найти личность за аккаунтом социальной сети.

В рамках данной научно-исследовательской работы появилось понимание, что это возможно», — рассказал студент, добавив, что он собирался развивать проект в любом случае, а возможность защитить его в качестве выпускной квалификационной работы позволила совместить два важных дела в одном.

Источник: https://fintech.ranepa.ru/studenty-akademii-vpervye-zashhitili-diplomy-v-vide-startapov/

Ключ на стартап: почему сантехники не могут научить менеджменту

«В отличие от инвесторской, оценка продукта потребителем не может быть максимально объективной, – добавляет Маргарита Зобнина. – Потребитель смотрит, чтобы продукт был максимально дешевым и при этом максимально качественным, а что будет дальше со стартапом, его редко интересует».

Но самым главным, напоминает Маргарита Зобнина, остается обучение студентов, развитие у них предпринимательского мышления: «Пока их учат в основном дисциплине и воспроизведению информации, а не творчеству и созданию новых продуктов и идей.

С текущими навыками студентам проще работать по найму, а не идти в предпринимательство.

И когда у нас будет массовое предпринимательское образование, когда инженеров, менеджеров и айтишников будут учить добиваться реальных бизнес-результатов, создавать и развивать свой бизнес – тогда «дипломные» стартапы будут реально чего-то стоить. Без образования в нужной области это превратится в какой-то карго-культ».

«Либо хорошая обертка, пустая внутри, либо никому не понятная фигня»

Стартапы в университетах делают не только по пришедшим «сверху» инициативам и не только в столицах. Indicator.Ru пообщался с преподавателем из Волгограда, кандидатом технических наук Антоном Тюковым, который сам организовал курс, где студенты учатся делать стартапы.

«В университете мне было скучно преподавать классические дисциплины. Тем более, я уже стал предпринимателем, в моей небольшой компании мы разрабатывали программное обеспечение, и формировали продукт, связанный с энергетикой. Мне очень хотелось со студентами решать реальные проблемы. Даже два года назад написал статью, в которой я раскрывал основные идеи курса», – рассказывает Антон Тюков.

В качестве контроля студенты сдают экзамен или зачет. «На защитах нет ни одного преподавателя, кроме меня, конечно… Да и то я никак не участвую в оценке студенческих работ», – признается преподаватель. Зато в комиссии присутствуют его знакомые предприниматели, которых интересует развитие сообщества в Волгограде.

Студенческие проекты Волгоградского государственного технического университета помогают автоматически поливать растения, выбирать машины и тарифные планы, ухаживать за собакой, чинить автомобиль и готовить еду.

Но начинать такой курс непросто, поясняет Антон Тюков: «Очень сложно перебороть мышление студента, который привык делать работы в стол. Некоторые мне заявляли во время подготовки: «Мы не собирались реальный стартап делать, мы хотели лишь получить оценку за экзамен…».

Студенты поголовно боятся продавать и говорить с людьми. Очень много проблем с поиском идей для стартапа. Студенты не очень глобально мыслят, они не могут придумать какую-то глобальную, значимую идею, чтобы влюбиться в нее и захотеть ее реализовать».

Поэтому цель преподавателей – преодолеть страх, научить мыслить шире, связать курс с Национальной технологической инициативой. Общее методическое пособие тоже еще не создано, и над этим ведется работа.

Однако в теоретической части ничего не приходится строить с нуля: курс продолжает традицию теории решения изобретательских задач, созданной еще в СССР.

Присоединяясь к остальным экспертам, Антон Тюков заключает, что преподаватели, которые привыкли жить на гранты и зарплату, не смогут научить студентов делать стартапы: «Это примерно так же, как если бы сантехники учили проектному менеджменту – совсем другая специализация. Наверное, нужно давать двух дипломников: ученого и предпринимателя. У технических специалистов нет навыков коммуникации и экономики, а у экономистов нет рук… Поэтому будут получаться либо хорошая обертка, пустая внутри, либо никому не понятная фигня».

Источник: https://indicator.ru/engineering-science/startapy-vmesto-diplomov.htm

И диплом, и стартап: из вузов будут выпускать с готовыми бизнес-проектами

Наука становится более практико-ориентированной: во многих вузах России планируют разрешить защищать бизнес-проекты вместо скучной дипломной работы. В некоторых учебных заведениях так уже делают.

Например, в 2017 и 2018 годах в НИТУ «МИСиС» выпускники магистратуры цифрового производства FabLab представили в качестве дипломных работ собственные проекты — готовые функциональные устройства.

Некоторые из них в дальнейшем подлежат коммерциализации — то есть имеют потенциал для выпуска в промышленных масштабах.

Кстати говоря, и с развитием стартапа МИСиС помогает: в 2017 году в вузе был создан Центр коммерциализации технологий, который призван поддерживать результаты научно-исследовательской деятельности университета.

— Для того, чтобы у студентов была возможность защитить квалификационную работу в виде стартапа, в университете должна быть развитая учебно-научная инфраструктура, нацеленная на коммерциализацию инноваций, поддержку малых инновационных предприятий, а также активное внедрение проектного подхода, — считает ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова.

Новые правила

Впрочем, стартапы в качестве выпускной работы вскоре будут рассматривать аттестационные комиссии всех университетов России.

В Министерстве науки и высшего образования рассказали, что такую практику одобрили в правительстве и теперь будут активно распространять.

Некоторые эксперты, правда, считают, что для нынешней российской системы образования эта идея «революционна», однако, оказывается, для отечественного высшего образования подобный подход не в новинку.  

Иван Засурский — заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова — рассказал, что практика защиты проектов как выпускных работ уже существовала в СССР на факультете журналистики МГУ. У студентов была возможность защиты так называемого «творческого диплома», который был похож на разработку современного стартапа. Позже такая возможность исчезла.  

Сегодня процесс защиты дипломных работ стандартизирован: есть минимальный объем выпускной квалификационной работы, который должен написать каждый студент (примерно 60-80 страниц в зависимости от вуза и специальности). А вот с критериями выдвигаемого на защиту студенческого стартапа пока не определились — это теперь основная задача экспертов.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что в качестве критериев могут рассматриваться уровень организаторских способностей, познаний в конкретной сфере и так далее.

Кстати, обучение созданию стартапов в вузах — это часть национальной программы «Цифровая экономика», реализуемой Правительством РФ период с 2017 по 2024 годы.

Никаких изменений в законодательстве принятие стартапов в качестве дипломной работы не требует: действующий порядок аттестации студентов вполне позволяет такую форму выпускной работы.

Интересно, что в мире такая практика не распространена.

Сегодня более 1 000 вузов в России принимают исключительно традиционные выпускные работы. Однако 71 учебное заведение уже перестроилось и готово оценивать студенческие стартапы. К таким вузам, помимо НИТУ «МИСиС», относится МФТИ: тут на кафедре управления технологическими проектами разработка стартапа вообще является обязательной частью диплома (подробнее).

Какие проекты стартапов уже защищены?

Принимают стартапы и на некоторых направлениях в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Выпускники уже защитили и реализовали такие проекты, как детский университет робототехники, оптовый магазин овощей и фруктов, антикафе, детский фэнтези-лагерь.

— Стартап — это потенциальная бизнес-единица, для разработки которой необходимы компетенции в области финансов, налогов и бухгалтерского учета, маркетинга, не говоря уже о глубоком знании предметной области самого изобретения.

Поэтому для разработки необходимо привлекать выпускников различных направлений подготовки, — рассказал проректор по учебно-методической работе РЭУ имени Г.В. Плеханова Петр Карасев.

— Можно предположить, что в ближайшей перспективе мы будем говорить о групповой защите междисциплинарных выпускных квалификационных работ в формате стартапа.

Стартап в качестве диплома уже защищали студенты таких вузов, как Дальневосточный федеральный университет, Университет информационных технологий, механики и оптики, Астраханский государственный технический университет. В последнем стартап как магистерская диссертация был защищен впервые еще в 2016 году.

Данила Ивашкович, студент Института морских технологий, представил работу на тему «Разработка морской многоцелевой беспилотной платформы для мониторинга акватории Северного Каспия». Юноша защищал свою работу публично в Астраханском филиале Российского морского регистра судоходства.

Аттестационная комиссия состояла из профессиональных экспертов в области морской техники, которые активнее всего интересовались технической стороной разработки и финансовой моделью реализации проекта.  

Данила рассказал, что разработанный им интеллектуальный телематический комплекс — нечто вроде «черного ящика» для морского парусного беспилотника. Он отвечает за удаленную диагностику систем и передачу данных с беспилотника. Для России такая разработка является инновацией.

Что дальше?

В 2019 году стартапы вместо бакалаврских и магистерских дипломных работ смогут защитить студенты СПбГУ и многих других университетов.

Новый проект может поспособстововать развитию инноваций и малого бизнеса в России, а также удержать молодых специалистов внутри профессии.

Современной России это по-настоящему необходимо: ведь, согласно исследованию РАНХиГС, только 37% выпускников вузов и ссузов работают по профессии.

Еще 29% рассказывают, что их работа «связана со специальностью», остальные же трудятся в области, совершенно не связанной с их образованием.

Источник: https://russiaedu.ru/article/i-diplom-i-startap-iz-vuzov-budut-vypuskat-s-gotovymi-biznes-proektami

Томские студенты смогут защищать бизнес-проекты вместо дипломных работ

  • ​Студенты Томского государственного университета (ТГУ) смогут выходить на итоговую аттестацию не с дипломными работами, а с созданными ими стартапами; таким образом вуз намерен развивать предпринимательское мышление в студенческой среде, сообщил проректор по инновационной деятельности ТГУ Константин Беляков, не уточнив, когда будет введена эта практика.
  • Ранее «Известия» сообщали, что Минобрнауки в 2019 году предложил вузам активно включиться в практику защиты бизнес-проектов вместо дипломов.
  • «ТГУ готов принимать в качестве дипломных работ студентов созданные ими стартапы, поскольку университет входит в программу «Предпринимательский вуз» и внедрение защиты диплома в виде стартапа – один из пунктов этой программы», – сообщил Беляков.

Как пояснил агентству проректор по информатизации ТГУ Олег Змеев, в ближайшее время в Высшей IT-школе (HITs) будет запущен курс «Инновационное проектирование», посвященный подготовке стартапов. С февраля 2019 года его будут проходить второкурсники HITs: 29 человек на русском языке, и 10 – на английском. Итогом станет защита IT-проектов перед потенциальными инвесторами.

«Задача курса  – развеять мифы, которыми окутаны такие (IT) компании. Как о том, что они моментально «выстреливают», так и о том, что это бесперспективное дело. Мы уверены, что наши студенты будут получать предложения о работе в стартапах, поэтому они должны уметь их не только проектировать, но и оценивать», – сказал он.

Если после защиты появится инвестор, готовый вложить деньги в какой-либо проект, то на третьем и четвертом курсах у студентов, которые предложили этот проект, будет возможность перейти на инновационный трек, добавил Змеев. Трек поможет им запустить свою компанию еще во время учебы.

***

Защита стартапа вместо диплома: как к этому готовят в ТУСУРе

Помимо ежегодной защиты проектов, которые студенты выполняют в рамках реализуемой в ТУСУРе технологии группового проектного обучения (ГПО), университет проводит интернет-конференцию ГПО.

Региональная научно-практическая конференция «Наука и практика: проектная деятельность – от идеи до внедрения» проводится в первую очередь для представления итогов работы студентов в рамках проектных групп или индивидуальных научных исследований, имеющих инновационную составляющую, ориентированных на дальнейшее коммерческое использование.

Подобная практика позволяет подготовить студентов к защите проектов, в том числе в качестве выпускной квалификационной работы. ТУСУР имеет такой опыт: на кафедрах университета студенты успешно защищают выпускные квалификационные работы, представляя собственные стартап-проекты.

Ежегодно в университете реализуется 300 студенческих проектов по тематике, предложенной индустриальными партнёрами вуза, научными институтами, конструкторскими бюро, кафедрами или самими студентами. Одна из особенностей проектов ТУСУРа – это включение в процесс не только российских, но и зарубежных студентов.  

  1. ***
  2. ТПУ поможет с финансированием стартапов, представленных дипломниками
  3. Возможность защищать выпускную квалификационную работу в виде стартапа в 2019 году появилась у всех студентов Томского политехнического университета (ТПУ); чтобы стимулировать интерес к подготовке таких проектов, вуз поможет с поиском финансирования для начала бизнеса, рассказал руководитель Школы инженерного предпринимательства ТПУ Степан Хачин.
  4. ТПУ одним из первых в России стал использовать практику защиты стартапов.

По словам Хачина, любой выпускник ТПУ может в 2019 году защитить квалификационную работу в виде стартапа. Дипломный проект в данном случае так же, как и традиционный, должен будет содержать актуальность и научную новизну, поэтому предполагает гораздо более сложную работу при подготовке. В вузе намерены стимулировать интерес выпускников инженерных школ именно к подготовке стартапов.

«Мы понимаем, что не все студенты хотят заниматься бизнесом, и не рассчитываем, что 100% выпускных работ будут защищены в виде стартапа, но определенный процент студентов задумываются (5-7%)… Мы помогаем (им) найти финансирование проекта как из внешних фондов (например, по программе «УМНИК»), так и через конкурсы ТПУ, где можно получить премию за призовые места», – сказал Степан Хачин.

Он уточнил, что премия ТПУ на финансирование стартапа может достигать 180 тысяч рублей. По программе «УМНИК» максимальная сумма – 500 тысяч рублей в течение двух лет.

Ранее также сообщалось, что впервые в ТПУ стартапы вместо дипломных проектов выпускники защитили в 2017 году. Это были магистранты, прошедшие обучение по программе «Предпринимательство в инновационной деятельности». Проекты оценивали приглашенные специалисты в сфере бизнеса и руководители структур поддержки инновационных компаний.

Источник: http://www.sib-science.info/ru/news/studenty-tgu-smogut-zaschischat-15012019

Ссылка на основную публикацию