Советы эксперта: как сдать огэ по обществознанию — студенческий портал

  • Содержание
  • Общая информация и структура экзамена
    Темы заданий для ОГЭ по обществознанию
    Вопросы и задания
    Оценки и критерии оценивания результатов
  • Как и некоторые другие экзамены, ОГЭ по обществознанию для 9 класса в 2019 году останется фактически неизменным. Этот необязательный экзамен по выбору, рекомендуется учащимся, которые:
  • в 10 классе будут обучаться по профильной программе с гуманитарным уклоном;
  • после окончания средней школы переходят в профильные колледжи (литературные, театральные, социальные, психологические и многие другие) или планируют окончить старшую школу экстерном (за 1 год);
  • планируют в будущем сдавать ЕГЭ по обществознанию и поступать на гуманитарные специальности в профильные вузы.

Подготовку лучше начать как можно раньше – в отличие от точных наук здесь могут встречаться каверзные вопросы с «двойным смыслом», и лучше заранее научиться уверенно отвечать на них.

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по обществознанию - Студенческий портал

Общая информация и структура экзамена

  1. В этом году, по данным ФИПИ (Федеральный институт педагогических изменений), существенных поправок и нововведений в тестах не планируется.
  2. Это позволяет опираться не только на материалы 2018-2019 года, но и задействовать более старые – 2016-2017 года.

    alt

    Узнай стоимость своей работы

    Бесплатная оценка заказа!

    Оценим за полчаса!
  3. Основное:
  • Время проведения экзамена – 180 минут (3 часа).
  • Материалы на самом испытании: использование запрещено.
  • Состав теста, как и в прошлые годы, выглядит следующим образом:
  • Часть 1
  • — 25 вопросов
    — выбор краткого ответа
  • Часть 2
  • — 6 вопросов
    — необходим развёрнутый ответ
  • Общее количество заданий: 31.

Темы заданий для ОГЭ по обществознанию

Каждый из вопросов подчиняется одной конкретной теме предмета. Сложность задания зависит от того, насколько узкая сфера взята. Плюсом является то, что и баллов будет зачислено больше, в случае успешного выполнения. Ознакомимся с темами, которые затрагивает каждое из заданий:


№1 — Общество как форма жизнедеятельности
№2 — Биологическое и социальное
№3 — Социальные реалии
№4 — Анализ суждений (общество и человек)
№5 — Духовная культура и наука в обществе
№6 — Анализ суждений (сфера духовной культуры)
№7 — Экономика и ее роль в жизни общества
№8 — Предпринимательская деятельность
№9 — Социальные реалии в экономике
№10 — Анализ суждений (экономика)
№11 — Социальная структура общества и семьи
№12 — Социальные реалии
№13 — Анализ суждений (социальная сфера)
№14 — Власть, государство и политика
№15 — Социальные реалии в политике
№16 — Анализ политических суждений
№17 — Права и правонарушения
№18 — Конституция России
№19 — Трудовые и семейные права
№20 — Анализ правовых суждений
№21 — Сравнение ситуаций
№22 — Установление соответствий
№23 — Установление мнений или фактов
№24 — Выбор верной позиции
№25 — Выбор верной позиции
№26 (С1) — Составление плана текста
№27 (С2) — Информация в тексте
№28 (С3) — Интерпретация информации
№29 (С4) — Привлечение сторонних знаний
№30 (С5) — Объяснение фактов
№31 (С6) — Собственная позиция

Важно! Тестов очень много, под каждую из этих тем создано множество самых разных заданий. Не пытайтесь зазубрить вопросы и ответы – подходите с умом к подготовке и детально разбирайтесь в материале, тогда вы без труда ответите на любой вопрос.

Вопросы и задания

Задачу усложняют форматы испытаний в тесте. Вам могут встретиться задания по одной теме, но в разных формулировках. Внимательно читайте, что требуется указать – от этого зависит правильность ответа! Рассмотрим несколько примеров, которые могут встретиться на экзамене.

Пример задания с выбором варианта ответа (слово, цифра, группа цифр)

Задание №7

Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. открытие сети продовольственных гипермаркетов
  2. объяснение причин роста инфляции
  3. расчёт показателей государственного бюджета
  4. прогнозирование спроса на товары

Ответ: 1

Пример демонстрационного задания на определение последовательности/соотношение понятий

Задание №22

Установите соответствие между примерами правонарушений и отраслями права, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) 30-летний Павел проехал несколько остановок на автобусе, не оплатив проезд. 1) административное право
Б) Гражданин К. регулярно опаздывает на работу без уважительных причин. 2) трудовое право
В) В здании, которое занимает фирма «Промтовары», пожарная инспекция обнаружила нарушения правил пожарной безопасности.
Г) Елена заявила работодателю, что увольняется с занимаемой должности и прекращает исполнять свои обязанно-сти с завтрашнего дня.
Д) При приёме на работу Виктор не подписал трудовой договор с работодателем.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ: 12122

Пример задания на развёрнутый ответ (составить несколько предложений)

  1. Задание №27
  2. Назовите три глобальные проблемы современности, о которых не упоминается в данном фрагменте текста.

  3. Ответ:
  4. Следующие проблемы могут быть указаны в качестве примеров:
  1. демографическая:
  2. экологическая:
  3. международный терроризм:
  4. СПИД, наркомания, алкоголизм и др.

(Допустимы другие варианты)

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по обществознанию - Студенческий портал

Оценки и критерии оценивания результатов

Максимальный балл учащийся может набрать, если правильно и в полной мере выполнит все задания теста. По отдельности задания оцениваются следующим образом:

Часть 1

Количество баллов

Задание 1–21, 23–25 Выполнено верно – 1
Выполнено неверно — 0
Задание 22 Выполнено без ошибок – 2 балла
Допущена 1 ошибка – 1 балл
Допущено 2 и более ошибок – 0 баллов

Источник: https://ruseducenter.ru/blog/struktura-ode-po-obshchestvoznaniyu/

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по обществознанию — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

ОГЭ по обществознанию — экзамен по выбору. Работа включает в себя 31 задание базового, повышенного и высокого уровня сложности. О том, как подготовиться к экзамену, мы побеседовали с преподавателем Института дополнительного образования РГГУ Романом Валерьевичем Зарапиным.

По вашему мнению, насколько сложен для девятиклассников ОГЭ по обществознанию?

Многие считают, что обществознание — несложный предмет. Действительно, подавляющее большинство учащихся с этим экзаменом справляется, но вот сдать его хорошо весьма непросто. Здесь требуется не только знание теории, но и умение рассуждать, применять эти знания на практике. А социальным опытом дети не обладают, и даже самые простые задания зачастую ставят их в тупик.

Хватит ли школьных знаний для хорошей сдачи ОГЭ или нет, в первую очередь зависит от самого ученика. Главное правило подготовки — регулярность занятий. Если ребенок в состоянии хотя бы один раз в неделю заставить себя сесть за учебники и тесты, к экзамену он может подготовиться сам.

Курсы помогут в первую очередь тем, кто недоволен уровнем преподавания обществознания в своей школе. А если вы знаете, что самостоятельно ваш ребенок заниматься не станет, проще обратиться к репетитору.

Впрочем, если ученик твердо решил, что сам ничего делать не будет, даже самый продвинутый репетитор не сможет ему помочь.

Но не забывайте о том, что 9 класс — это только начало пути. Дальше идут вузовские олимпиады и ЕГЭ. Если даже при подготовке к ОГЭ возникают серьезные проблемы, это повод задуматься и обратиться за помощью.

По вашему опыту преподавания, какие разделы обществознания самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? Какие темы самые простые?

Самый сложный раздел для школьников — это право. По нему на экзамене они допускают самое большое количество ошибок. Причины ясны — здесь зачастую нужно не просто понимать, о чем идет речь, но и твердо знать нормы права.

Обязательно есть задания на знание Конституции РФ, а это значит, что ее надо не просто бегло прочитать один раз, а как следует проработать.

Непросто идут политика и экономика, а на вопросы о семье или социальном конфликте дети, как правило, отвечают верно, потому что с подобными ситуациями сталкиваются почти каждый день.

Всего на экзамене предлагается 31 задание. Какие темы охватывают задания?

И ученик, и родитель должны внимательно изучить нормативные документы, регламентирующие проведение ОГЭ. Найти их можно на сайте ФИПИ. Там приведены три документа — демоверсия, спецификация и классификатор.

Демоверсия представляет собой образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году. В ней можно посмотреть, как выглядит экзаменационный тест, какие типы заданий в нем представлены. В конце демоверсии приводятся ключи, по которым можно себя проверить.

Спецификация описывает назначение отдельных заданий и содержит информацию о правилах их оценивания (иными словами, сколько баллов за какое задание дается). Кодификатор — это перечень тем, знание которых выносится на ОГЭ. В этом году в списке 59 тем, которые охватывают все разделы курса.

Сложность в том, что многие темы дети проходили в 8, а то и в 7 классе, и теперь этот материал необходимо вспомнить.

Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов. За какие задания на ОГЭ по обществознанию ставится наибольшее количество баллов?

Максимум за работу можно получить 39 первичных баллов. За все задания первой части экзамена (№№ 1-25), кроме задания № 22, в случае правильного ответа ставится один балл. Задание № 22 оценивается двумя баллами: максимальный балл получает ученик, не допустивший ни одной ошибки. Тот, кто допустит одну ошибку, зарабатывает один балл, а ошибившийся более одного раза баллов не получает.

Вторая часть экзаменационного варианта (№№ 26-31) — это работа с текстом, выделение информации из текста и работа с ней (приведение пояснений, примеров, аргументов). Задания №№ 26-28 и №№ 30-31 оцениваются двумя баллами, задание № 29 — тремя баллами.

Есть ли «формула успеха», которая поможет подготовиться к ОГЭ по обществознанию наилучшим образом?

«Формула успеха» довольно проста: это регулярные занятия. Дети, которые откладывают подготовку к ОГЭ «на потом», как правило, сдают экзамен гораздо хуже тех, кто так не делает. Нужно регулярно читать учебники и справочную литературу и, конечно, решать тренировочные тесты.

По большому счету, в процессе подготовки к любому экзамену нужно решить две задачи: во-первых, набрать необходимый материал и, во-вторых, подготовиться к формату экзамена, как говорится, «набить руку».

Если регулярно выполнять тестовые задания, работать с текстом (в формате заданий второй части экзамена), уверен, результат будет достаточно высоким.

Что нужно делать школьнику, чтобы получить максимальный результат. Реально ли его получить?

ОГЭ — это не ЕГЭ, здесь от одной ошибки не зависит, поступите ли вы в выбранное высшее учебное заведение.

Результаты этого экзамена важны прежде всего для самого ученика: ему нужно понять, правильно ли он учится, верно ли готовится к экзаменам, готов ли к повышенному уровню сложности в старших классах.

Высокий результат получить вполне реально, но он всегда пропорционален затраченным усилиям.

Какие источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?

Официально экзамен составляется по школьному учебнику «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова. К сожалению, большинство учебных пособий, которые издаются сегодня, рассчитаны на тех, кто сдает ЕГЭ, и для девятиклассников сложны. Можно обратиться к сайту «Интернетурок.

ру» и посмотреть материалы по темам, которые вызывают наибольшие затруднения. Тестовые задания можно взять из открытого банка заданий на сайте ФИПИ.

Если в школах проводятся тренировочные работы, их обязательно нужно писать; в этом случае не поленитесь попросить второй вариант и прорешайте его дома.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?

Задание № 21 Здесь указаны четыре черты (свойства, признаки), которые нужно разделить на две группы (сходства и различия). Это достаточно простое задание, тем более что количество вариантов заранее известно, да и сами группы названы. Главное — внимательно прочитать его и понять, что требуется сделать.
Задание № 22 Более сложное задание — необходимо разделить элементы на группы, причем в одной группе может быть один элемент, а в другой — целых три. Учащиеся нередко пугаются этого, им почему-то кажется, что элементов в группах должно быть поровну. Но это совершенно не обязательно будет так.
Задания № 23, № 24 Работа с графическим материалом (диаграмма). Здесь предлагаются многовариантные тесты, в которых нужно найти все правильные ответы. Многие дети об этом забывают и ставят только один правильный ответ. Надо использовать навыки логического мышления, чтобы не только правильно прочитать диаграмму, но и сделать верные выводы.
Задание № 25 Необходимо выделить, какие из предложений отражают факты, а какие содержат мнения. Многие девятиклассники (да и одиннадцатиклассники тоже) не понимают, как это сделать. На самом деле все просто: если утверждение можно проверить, установить его подлинность или ложность — это факт. Если же подлинность/ложность установить нельзя, и знание носит субъективный характер, то это оценка. Я обычно спрашиваю у ученика, какой у него рост. Он отвечает, например: «175 см». Это факт, потому что мы можем взять сантиметр и измерить рост. Если окажется именно 175 см, это истинный факт, а если, к примеру, 177 см — то ложный факт. Потом задаю вопрос: «Ты высокий?». Тут уже сложно ответить однозначно. Для девятиклассника 175 см — это достаточно большой рост. Но как насчет одиннадцатиклассника? Или первоклассника? Или для члена сборной России по баскетболу? Это субъективное знание, а значит — оценка. Можно привести и другой пример. То, что на улице температура −2, — это факт (вывешиваем за окно термометр и проверяем). А вот то, тепло там или холодно, — это уже оценка. Человеку в двух шубах будет жарко, а вот в одной рубашке — очень холодно. Если −2, к примеру, 1 января, то мы говорим, что зима теплая, но что если та же температура наблюдается 1 августа? Часто в предложениях встречаются слова-маркеры: «правильно» и «неправильно». Тут даже самый наивный ребенок должен увидеть оценочный характер знания.
Задание № 26 Первое задание части 2, в котором требуется составить план текста. Удивительно, как много детей не могут выделить основную мысль абзаца. Мне попадался ученик, который совершенно искренне считал, что первые пять слов абзаца — это название пункта плана (его пришлось довольно долго переучивать). Рецепт здесь один — читать тексты и составлять планы.
Задания № 27, № 28 Очень похожие друг на друга задания, где требуется выделить две мысли автора по тексту. Ключевые слова здесь — «используя текст» и «по мнению автора». Свои рассуждения приводить не обязательно, главное — адекватно передать мысль, заложенную в тексте. Помочь тут может верное составление плана. Если задание № 26 выполнено правильно, найти абзацы, в которых содержатся указания на правильный ответ, несложно. Можно прямо цитировать — открывать кавычки и переписывать соответствующий кусок текста, а можно излагать мысль автора своими словами. Но следует быть внимательным — перефразируя автора, можно исказить его мысль так, что эксперт потом не засчитает это как правильный ответ.
Задание № 29 Здесь нужно найти две позиции в тексте и проиллюстрировать их собственными примерами. Таким образом оказываются задействованы и текст, и собственные мысли школьника. Самое сложное — уследить за количеством компонентов задания. В демоверсии указано, что таких компонентов должно быть четыре — два по тексту и два составленных самим ребенком. Если же девятиклассник привел только позиции по тексту и не проиллюстрировал, он получит только один балл из трех.
Задания № 30, № 31 В этих заданиях текст напрямую уже не задействуется. Ученик сам должен указать причины, подобрать примеры или аргументы, развивающие мысли текста. Самое трудное — усвоить, чем примеры отличаются от аргументов. Любой аргумент должен содержать термины и строиться по схеме «это так, потому что…». А примеры берут из реальной жизни, литературных произведений, фильмов; примерами служат исторические события или то, что мы узнаем из новостей. Допустим, нужно доказать, что демократия лучше тоталитаризма. Аргумент тут может звучать так: «…потому что при демократии субъектом власти является весь народ (все общество), а в условиях тоталитаризма — только лидер (вождь)». В качестве примера можно привести Советский Союз при Сталине или Китай при Мао Цзэдуне, когда решение всех вопросов, даже самых незначительных, считалось прерогативой вождя. Обществознание очень тесно связано с историей, поэтому, чтобы приводить адекватные примеры, нужно разбираться в исторических событиях.

У девятиклассников впереди еще cемь месяцев до огэ по обществознанию. как вы посоветуете им распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Лучше всего спокойно проработать весь экзаменационный материал по кодификатору — тема за темой. В случае затруднений можно подойти к школьному учителю — думаю, ни один из них не откажет ребенку в консультации.

В конце концов, результаты экзамена — это показатель и его работы тоже. Апрель-май лучше оставить для повторения материала. И обязательно нужно читать российскую Конституцию.

Задания по этой теме есть везде — в ОГЭ, ЕГЭ, на любом уровне любой вузовской олимпиады.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/ogje-i-egje/39193-sovety-eksperta-kak-sdat-oge-po-obshestvoznaniu.html

Шпаргалка: как сдать ОГЭ по обществознанию

Что нужно знать об ОГЭ по обществознанию

Экзамен состоит из 24 заданий: 17 с кратким ответом и семь с развёрнутым. На выполнение работы по обществознанию вам дадут 180 минут (три часа).

Как готовиться и на что обращать внимание

Обществознание — самый популярный предмет по выбору в выпускных классах. Обычно «завалов» здесь немного, однако сдать экзамен на хорошие отметки получается не у всех.

Так что если вы решили сдавать ОГЭ по обществознанию, потому что это лёгкий предмет, да и в школе по нему у вас всегда «четвёрки» и «пятёрки», то поспешим вас огорчить: готовиться придётся всё равно.

Во-первых, потому что помимо лёгкой темы «человек и общество» вам встретятся и такие: философия, право, политика, экономика. Во-вторых, потому что лить воду, как в устных ответах на уроках, тут нельзя — нужно оперировать специальными терминами.

Наконец, обществознание — это тот предмет, который постоянно меняется: то новые законы ввели, то нормы обновили. Так что сухой теории здесь мало — нужно обязательно ориентироваться в реальной жизни.

  • Теорию можно поделить на пять основных тем:
  • — Человек и общество. Духовная культура
  • — Экономика
  • — Социальная сфера
  • — Сфера политики и социального управления
  • — Право

Кстати, два последних блока чаще всего вызывают у ребят трудности: то ли потому что в школе им уделяется мало времени, то ли из-за того что они как раз завязаны на реальной жизни. Так или иначе, придётся их учить. Поможет в этом сборник П. А. Баранова — там есть вся необходимая для экзамена теория.

Для того чтобы проглотить все сложные термины, советуем прописывать теорию, кратко отмечая основные аспекты.

А ещё старайтесь всегда находить реальные примеры вокруг себя: так вы и материал быстрее запомните, и составите своё мнение насчёт той или иной ситуации, которое обязательно пригодится вам во второй части экзамена.

Хорошими источниками здесь будут служить такие издания, как «Российская газета» или «РИА Новости».

За что снимут баллы?

  1. Всего за экзамен можно получить 35 первичных баллов. Снизить оценку могут в следующих случаях:
  2. — 1 балл за за пропуск важных составляющих ответа в заданиях 
  3. — 1 балл за искажение смысла в заданиях

Опыт предыдущих участников

«Самый оптимальный вариант для подготовки — учить теорию по отдельной теме, а потом закреплять её тестом, и лучше, чтобы он был сложнее, чем в ОГЭ. За пару месяцев подготовиться к экзаменам реально — без еды, без воды, зубря теорию 24/7. Но лучше всё-таки начинать немного раньше.

Залог успеха — не подглядывать в ответы, не списывать и постоянно решать сложные варианты. Тогда на экзамене вам всё будет нипочём».

— Дарья К., Санкт-Петербург

«К обществознанию я почти не готовилась. У меня не было репетиторов, да и учитель в школе тоже был так себе, если честно. Но так как я круглая отличница, я понимала, что нужно сдать на «пятёрку». Приходилось раз в месяц решать вариант на «Решу ОГЭ». Со второй частью, конечно, были проблемы. Однако сдать без репетитора реально, ведь есть много отличных разборов тем на YouTube.

Обратить внимание, мне кажется, следует на раздел экономика и на всю вторую часть. К сожалению, в ОГЭ и ЕГЭ недостаточно показать свои знания, нужно их правильно оформить «по шаблону». Это ужасно раздражает, но поделать тут ничего нельзя. Так что учите клише, вот и всё. 

И ещё хочу дать такой совет: не полагайтесь на ответы в интернете и тем более не покупайте их! Мои одноклассники повелись на это, и их, разумеется, обманули».

— Виолетта З., Озёрный, Тверская область

Источник: https://5uglov.ru/post/14711_kak_sdat_oge_po_obschestvoznaniu_na_otlichno_razbor_zadaniy_soveti_lichniy_opit

Огэ по обществознанию 2020 — как сдать обществознание 9 класс

Философия, экономика, политика, социология, психология, правоведение и не только – вот, что содержится в школьном курсе обществознания. Основы этих дисциплин, самые базовые знания из них служат материалом для создания представления об обществе и происходящих в нём процессах.

Обществознание как предмет, включающий в себя значительную группу гуманитарных наук, является важным элементом учебной программы.

Очевидно, что по собственному житейскому опыту, практике общественного взаимодействия школьник оказывается уже знакомым с тем, что транслируется на уроках по этому предмету. Чаще всего он интуитивно многое понимает из учебного материала, не хватает лишь систематизации знаний и их закрепления.

Подготовка к ОГЭ поможет в этом процессе, а результатом этого станет не только желаемая оценка и освобождение от груза ответственности, но приобретенные знания, которые точно пригодятся в жизни.

Что такое ОГЭ по обществознанию 2020?

Это привычные экзаменационные варианты. Если рассматривать в сравнении ОГЭ прошлого года и экзамен, которые предстоит в этом году, то отличие прежде всего в числе заданий: оно сократилось с 31 до 24.

Отчасти изменилась структура вариантов. Появились таблица, которую необходимо проанализировать, сравнить её показатели, и задача на финансовую грамотность. 

Из 24 заданий 17 требуют краткого ответа, а 7 – развёрнутого.

  • Что касается распределения по баллам, то за все верно выполненные задания с кратким ответом можно получить чуть больше половины от суммы баллов (то есть 18 баллов).
  • Соответственно, остальную половину можно заработать за развернутые ответы в других заданиях.
  • Максимальный балл за весь экзамен в данном случае – это 35 баллов.
  • В переводе на оценку:
  • «5» – это от 30 до 35 баллов
  • «4» – от 29 до 23
  • «3» – от 14 до 22
  • «2» – от 0 до 13 баллов.

Таким образом, по крайней мере за хорошо выполненные задания с кратким ответом твёрдая «тройка» обеспечена. Но набрать выше 22 баллов – вполне посильная задача.

Некоторое беспокойство может вызвать формулировка «развёрнутый ответ», но её не стоит пугаться, так как под ней подразумеваются лишь 1-2 предложения (ответ на каждый отдельный вопрос), то есть данное задание потребует только сосредоточенности, соответствующих знаний и умения верно формулировать мысль. 

Как проводится ОГЭ по обществознанию?

На экзамен отводится 3 часа. Этого времени вполне достаточно.

За данный отрезок можно как минимум трижды внимательно и не торопясь перепроверить все свои задания. А это настоятельно рекомендуется делать.

Даже если прийти на экзамен полностью уверенным в своих знаниях, максимально натренированным на выполнение вариантов, можно не уберечься от случайной ошибки, допущенной из-за невнимательности и излишней самоуверенности.

Начинайте выполнение с лёгких заданий, потому что они позволят войти в настрой и сосредоточиться.

Совет от Тетрики

К таким заданиям определенно относится первое.

Как решать задания с кратким ответом?

В нём требуется выбрать и отнести два понятия к той или иной сфере общества: экономической, политической, социальной или духовной.

Есть большая группа понятий, которые очевидно относятся к той или иной сфере, например, искусство, мораль (духовная), авторитаризм, демократия (политическая), товар, производство (экономическая) и т.д.

Надо лишь обратить внимание на те термины, которые могут вызвать затруднения или сомнения, такие, как, к примеру, судебная система (политическая сфера) или образование (духовная сфера). Также в этом задании требуется дать определение одного из понятий. Определение к ним состоит из одного предложения. Важно выразить их содержание ясно, точно и кратко.

Задания 15 и 19 представляют собой ответ из последовательности цифр. В 15 – даются 2 (реже 3) понятия, которые нужно соотнести с теми или иными явлениями или чертами.

Как правило, эти обобщающие понятия (расположены в правом столбце) чётко отличаются друг от друга по значению (к примеру: социальные и биологические потребности человека), поэтому определить, что к чему подходит из левого столбика не так сложно.

В 19 задании говорится о двух каких-либо явлениях, примерах, понятиях. Необходимо из 4 предложенных вариантов выбрать 2 пункта сходства и 2 пункта отличия. Важно не забывать, что при проверке ответов смотрят именно на последовательность цифр, их надо выставить по порядку. Сначала, как это указано, сходства, потом отличия.

Задание 12 сразу привлекает внимание при знакомстве с каждым из вариантов теста по обществознанию. Это нововведенная таблица или диаграмма, данные которой должны навести на определенные выводы.

Обычно там сравнивается опрос среди различных социальных групп (мужчины/женщины, подростки/взрослые, со средним образованием/с высшим) или проводится сопоставление результатов опросов по годам или по разным странам.

Отличия и сходства по показателям в данном задании существенны и сразу приводят к определенным мыслям, которые остаётся лишь грамотно оформить и раскрыть.

Другое изменение в структуре экзамена наряду с заданием по анализу статистических данных – это уже упомянутая задача на финансовую грамотность. Её можно счесть как бесспорно прогрессивное добавление.

С ситуациями, которые предлагаются в этом задании (задание 6), сейчас сталкивается каждый, и если не сам, то через родных, друзей или знакомых.

Это практико-ориентированное упражнение, которое одновременно и интересно, и несложно выполнять, поскольку оно непосредственно связано с нашей повседневной действительностью.

Близким к заданию 6 могут быть и другие (например, 4 или 17), где иногда попадаются вопросы, связанные с правами и обязанностями школьников.

В них может спрашиваться об уровне образования героя гипотетической ситуации (например, десятиклассницы Маши (значит, среднее общее образование) или уточняться продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних работников в возрасте от 16 до 18 лет (35 часов).

Остальные задания более-менее схожи. В них нужно или выбрать один из вариантов, или указать, правильны ли суждения, или написать название понятия, о котором идёт речь.

В этой группе задач требуются определенные знания, которые можно получить, обращаясь к учебнику, пособиям по подготовке к ОГЭ, справочным материалам.

Также необходимо часто выполнять тренировочные тесты, чтобы найти пробелы в своих знаниях или закрепить пройденный материал.

Как работать с текстом?

Особую часть экзаменационного теста составляет работа с текстом – это задания 21-24.

В 21 задании необходимо составить план. Это, кстати, поможет больше познакомиться с отрывком, чтобы отвечать на последующие вопросы из заданий. Вначале надо несколько раз внимательно прочитать текст.

Затем вычленить смысловые части, обычно совпадающие с абзацами. Таким образом, количество абзацев соответствует количеству пунктов в плане. В перечне смысловых частей текста можно использовать слова из отрывка.

Поэтому во время чтения стоит обратить внимание на опорные слова – слова, в которых заключена ключевая мысль.

22 задание требует более детального анализа текста. Ответ на вопросы отсюда стоит искать в самом отрывке.

Более творческого и самостоятельного подхода требуют задания 23 и 24. В 23 необходимо не только указать ответ из самого текста, но и проиллюстрировать то, о чем спрашивается. Не стоит опасаться, что ту или иную подобранную ситуацию, явление или событие могли не учесть при составлении этого вопроса.

Обычно перечень приемлемых ответов достаточно широк. Главное, чтобы приведенные примеры действительно соответствовали указанному явлению. Наличие такого задания в экзамене говорит о том, что необходимо уметь представлять себе конкретные случаи, моделировать ситуации для понимания любого явления, понятия или процесса.

Условия 24 задания – дать объяснения, аргументы, обоснования тезиса, высказанного в тексте. При составлении ответа на этот вопрос можно обращаться к личному социальному опыту, но иногда обществоведческие знания будут звучать более авторитетно. Здесь также требуется краткий письменный ответ, где мысль была бы выражена ясно, конкретно и лаконично. 

Если говорить о подготовке к ОГЭ по обществознании в целом, то рекомендации могут заключаться в следующем: обращать внимание на понятия, их определения, на отличительные признаки тех или иных обществоведческих явлений (например, административная или дисциплинарная ответственность, выборы или референдум и т.д.); обдумывать примеры объектов или процессов, которые обсуждаются на обществознании; учиться внимательно читать текст и правильно добывать из него необходимую информацию.

Источник: https://tetrika-school.ru/blog/kak-sdat-oge-po-obshhestvoznaniyu/

Подготовка с нуля к ОГЭ по Обществознанию

Как Вы знаете, ОГЭ по обществознанию и сам предмет «обществознание» состоит из блоков «Общество», «Экономика», «Право», «Политика», «Духовная сфера», «Социальные отношения».

Как готовиться к ОГЭ по обществознанию самостоятельно? Какие определения и понятия обязательно надо знать?

  • Блок «Общество».
  • Изучите информацию по таким темам, как:
  • — Общество как динамичная саморазвивающаяся система.
  • — Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.
  • — Важнейшие социальные институты.
  • — Биологическое и социальное в человеке.
  • — Деятельность человека, ее основные формы.
  • — Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
  • Блок «Экономика». Обращаем внимание на темы:
  • — Измерители экономической деятельности.
  • — Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход.
  • — Государственный бюджет.
  • — Инфляция.
  • — Уровень занятости.
  • — Экономические системы и собственность.
  • — Приватизация.
  • — Собственность и несовершеннолетние.

— Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.

  1. Блок «Политика».
  2. — Власть (выучить определение!)
  3. — Роль политики в жизни общества.
  4. — Понятие и признаки государства.
  5. — Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства.
  6. — Политические режимы.
  7. — Местное самоуправление.
  8. — Гражданское общество и правовое государство.
  9. Самые простые — блоки «Духовная сфера» и «Социальные отношения»:
  10. — Личность и мораль.
  11. — Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.

— Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

— Наука в жизни современного общества.

— Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества.

— Право на доступ к культурным ценностям.

— Формы и разновидности культуры.

— Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Социальная структура общества.

  • — Социальная мобильность.
  • — Социальные группы.
  • — Социальные статусы и роли.
  • — Нации и межнациональные отношения.
  • — Отклоняющееся поведение.
  • — Социальный конфликт и пути его решения.
  • Блок «Право»
  • — Право и его роль в жизни общества.
  • — Международное гуманитарное право.

— Отрасли права. Конституция РФ, кодексы.

Не стоит пугаться такого обилия тем. Если начнете вникать в обществознание – поймете, что там все, как и в других предметах, все взаимосвязано: есть свои лайфхаки, хитрости, лазейки.

  1. Из одной темы плавно и логически вытекает другая.
  2. Знание теории по вышеперечисленным темам – залог успеха на ОГЭ по обществознанию.
  3. Автор статьи Екатерина Крестьянскова

Источник: https://ege-study.ru/ru/oge/materialy/obshhestvoznanie/s-nulya/

Огэ по обществознанию: план подготовки

Статьи

Среднее общее образование

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Обществознание

ОГЭ по обществознанию выбирают большинство девятиклассников — по их мнению, это один из наиболее простых экзаменов. Однако такое мнение ошибочно: вопросы по обществознанию подразумевают не только опыт социальной жизни, но в большей степени знание теории и умение работать с материалами (например, с текстами). В одном из вебинаров корпорации «Российский учебник», автор учебно-методических пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию Роман Пазин разобрал задания КИМ и представил этапы подготовки к ОГЭ.

14 ноября 2018

  • Помните, что подготовка к ОГЭ по любому учебному предмету не может быть оторвана от изучения этого предмета в основной школе.
  • Выберите подходящие пособия для подготовки к ОГЭ. Учебники под редакцией Г.А. Бордовского составлены с учетом предстоящих экзаменов. Апробировать электронные версии учебников можно на платформе LECTA.
  • Проведите стартовую диагностику.
  • Проводите систематическую рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела).
  • Формируйте определенные предметные умения поэтапно, через задания для ОГЭ по обществознанию.
  • Обратите особое внимание учеников на критерии оценивания заданий второй части.
  • Возьмитесь за варианты КИМ по обществознанию на завершающей стадии подготовки к экзамену. Непосредственно изучение работ нужно в первую очередь для того, чтобы отработать темп выполнения, привыкнуть к формату записи ответов, закрепить сформированные приемы выполнения конкретных заданий.

Разбор заданий первой части

Изменения в структуре КИМ не наблюдаются. Новая форма аттестации ОГЭ в первой части включает 25 заданий, 20 из которых предусматривают выбор одного правильного ответа. Разделы обществознания в работе представлены равномерно.

Вопросы первой части можно разделить на три типа:

  • Задания на знание положений курса (их в работе 9)

Пример: Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по этническому признаку?

1) россияне 2) ростовчане 3) русские 4) пассажиры

Типичная ошибка: не разделять территориальный признак и этнический. Иногда учащиеся невнимательно читают задание и не отталкиваются от признака, заданного условием. При подготовке нужно разбирать не только правильный ответ, но остальные варианты: какой признак заложен в социальных группах, которые в данном случае не относятся к верному ответу?

  • Задания на обращение к социальным реалиям (их в работе 5)

Пример: В городе Z. традиционно женщины работали на многочисленных текстильных фабриках. С наступлением промышленного подъема такие предприятия стали расширять объемы производства и набирать дополнительных работников, в связи с чем на рынке оказался востребованным труд профессиональных нянь. Этот пример иллюстрирует ситуацию на рынке

1) недвижимости 2) труда 3) товаров и услуг 4) предпринимательском

Типичная ошибка: спутать рынок труда с рынком товаров и услуг. Чтобы ее избежать, необходимо повторять виды рынков.

  • Задания на анализ двух суждений (их в работе 6)

Пример: Верны ли следующие суждения?

А. Государственный бюджет Российской Федерации принимается в виде закона.

Б. С помощью государственного бюджета РФ перераспределяется значительная часть национального дохода.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Типичная ошибка: излишняя категоричность, которой нет в самом задании. В данном случае первое суждение довольно простое, а вот со вторым могут возникнуть сложности. Чтобы разобраться, нужно выделить ключевые слова и рассуждать логически, например: «Каждый ученик ходит в школу — верное суждение. Ученик ходит в школу каждый день — неверное».

Больше интересных материалов:

В заданиях 21-25 проверяются не только предметные, но и матапредметные результаты.

  • № 21 — задание на сравнение. Для успешного выполнения нужно понять, что с чем сравнивается.
  • № 22 — задание на установление соответствий. Тут очень важен элемент самопроверки, который относится к личностным результатам. Все варианты должны быть задействованы, и понимание этого поможет ученику избежать ошибок.
  • № 23 — задание на умение работать с нетекстовым материалом (таблицами, графиками, диаграммами). При соответствующих метапредметных навыках школьник может справиться даже без теоретических знаний.
  • № 24 — задание на выводы. Отрабатывайте его как можно чаще, ученикам нужна практика.
  • № 25 — задание на установление фактов и мнений. С такими вопросами ученики, как показывает статистика, справляются хорошо. Главное для школьника усвоить, что любой прогноз является мнением.

ОГЭ. Обществознание. Полный курс в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ

Структура и книги соответствуют современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы (КИМ) ОГЭ.

Пособие включает разделы: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».

Полнота, компактность, наглядность и четкость изложения – в виде таблиц и схем – обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену без привлечения дополнительной литературы.

Купить

Разбор заданий второй части

Во второй части ОГЭ по обществознанию представлен текст — научно-популярный или на правовую тему. Вокруг него выстроены последующие задания:

№ 26

Обычная формулировка: «Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста)». Составление плана необходимо отрабатывать из урока в урок.

Советы ученику:

  • Внимательно прочитайте текст, определите главную мысль, выделите основные идеи текста.
  • Сформулируйте названия пунктов плана так, чтобы они полно раскрывали мысль автора, соответствовали логике содержания.
  • Количество выделенных фрагментов может быть различным, в системе оценивания нет конкретного числа пунктов плана.
  • План может быть простым или сложным, но в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать логика

№ 27 и 28

Задания требуют извлечения из текста информации.

Для этого экзаменуемому нужно прочитать текст, найти в нем ответ на вопрос (в отдельных случаях — пояснить свой ответ) и грамотно, четко записать ответ в бланк ОГЭ.

В самих вопросах содержатся ключевые слова, которые помогут найти ответы. Тот фрагмент текста, в котором содержатся ключевые слова, как правило, и содержит ответ на задания 27 и 28.

  • № 29
  • Задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта школьника.
  • № 30
  • Задача, которая чаще всего имеет самостоятельное развернутое условие и проверяет целый комплекс умений: соотношение отдельных фактов и социальных процессов, применение знаний курса, дополнение знаний курса информацией из предложенного источника, применение источника социальной информации для решения проблемы и др.
  • № 31

Задание предполагает формулирование и аргументацию экзаменуемым собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни, связанному с содержанием текста. Перед школьником ставится задача рассмотреть текст в новом ракурсе.

Единственного верного ответа быть не может: согласие или несогласие с приведенной в задании точкой зрения является правильным.

Оцениваются здесь приведенные аргументы — их ясность, логичность, согласованность с обществоведческими знаниями и содержанием текста.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/podgotovka-oge-po-obshestvoznaniyu/

Огэ обществознание: как сдать экзамен успешно?

Огэ обществознание: как сдать экзамен успешно?

Основной Государственный Экзамен (ОГЭ) школьники сдают после окончания 9-го класса. По сути, этот экзамен — тренировка перед ЕГЭ, который сдают после 11-го класса и который учитывается при поступлении в ВУЗы. Рекомендуется пошаговая систематическая подготовка, а также чтение Конституции РФ (некоторые вопросы по обществознанию основаны на данном документе).

Данный сборник составлен ФИПИ (Федеральный Институт Педагогических Измерений) — именно его, от ФИПИ, нам рекомендовали для подготовки к экзамену в школе. 

Смотрите серию ФИПИ — школе, здесь собраны аналогичные сборники для подготовки ко всем предметам. Каждый год выходят новые актуальные сборники — с поправками. Всё расписано очень подробно, вопросов не остаётся. Остаётся только готовиться к экзаменам.

Это сборник с 10 заданиями (также есть и на 30 заданий), но учебник выглядит очень внушительно: формата А4, 144 страницы — множество материала и рекомендаций — мелким шрифтом. Чтобы всё освоить, к экзаменам лучше всего начинать готовиться очень заранее, ещё до Нового года. С 30 вариантами страниц — целых 304!

  • ФИПИ обществозание 10 вариантов
  • И 30 вариантов

Предлагаемый сборник содержит 10 типовых экзаменационных вариантов для подготовки к основному государственному экзамену. После выполнения вариантов правильность своих ответов обучающийся может проверить, воспользовавшись таблицами ответов в конце книги. Для заданий, требующих развёрнутого ответа, приводятся подробные решения и критерии оценивания.

В сборнике с 10 типовыми заданиями — 144 страницы, формат А4.

В самом начале сборник подробно рассказывается об экзамене и его структуре, принципах построения вопросов(что когда проверяется) — очень удобно, можно понять всю структуру экзамена.

В книге также приведена карта индивидуальных достижений обучающегося, которую можно использовать для отслеживания динамики результативности выполнения заданий типовых экзаменационных вариантов.

Школьное обществознание —   это учебная дисциплина, объединяющая знания нескольких гуманитарных и социальных наук: философии, экономики, социологии, политологии, культурологии, правоведения.

Обществознание, особенно в курсе основной школы, направлено на изучение наиболее типичных и существенных черт и процессов современного общества, форм и направлений его развития.

При этом целый ряд ключевых понятий раскрыт на данной ступени курса на уровне описания существенных признаков и проявлений, что в определённой мере сужает возможности экзаменационной проверки. 

Заметим также, что в целом объём теоретического содержания курса основной школы, поддающийся формализованной проверке, относительно невелик.

Поэтому в итоговой аттестации за курс основной школы выражена практическая составляющая — комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности.

Всё это даёт также некоторое представление о степени социализации выпускников основной школы, их понимании свойственных возрасту социальных ролей.

Используйте при подготовке также, помимо сборников, материалы Открытого банка заданий ОГЭ, расположенные по адресу: opengia.ru/subjects/social-9/topics/1.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

— часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом;- часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

Советуем выполнять задания по мере прохождения или повторения соответствующих тем. Рекомендуем отмечать наиболее трудные для Вас вопросы и задания, чтобы в период непосредственной подготовки к экзамену обратить на них более пристальное внимание.

Если, готовясь к экзамену, Вы испытываете затруднения с выполнением некоторых заданий, встречаете незнакомые понятия и термины, обращайтесь за советом к учителю, тем более что при систематической подготовке у Вас есть такая возможность.

Выполнять задание, не понимая его, крайне неэффективно.

Тот материал, который Вы не находите в учебной книге, посмотрите в школьном словаре и справочной литературе и отметьте использованный источник, чтобы потом в случае необходимости вернуться к нему.

Некоторые страницы сборника смотрите на фото ниже.

Подготовка к ОГЭ, обществознание

Источник: https://www.toybytoy.com/game/DGE-social-studies

Тема выступления: «Система подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию»

Многие считают, что обществознание — несложный предмет. Действительно, подавляющее большинство учащихся с этим экзаменом справляется, но вот сдать его хорошо весьма непросто. Здесь требуется не только знание теории, но и умение рассуждать, применять эти знания на практике. А социальным опытом дети не обладают, и даже самые простые задания зачастую ставят их в тупик

Выбранная тема выступления является актуальной, т к. данный предмет входит в основную часть Федерального базисного плана и является предметом по выбору в рамках ГИА. Обществознание – самый популярный предмет из «выборных» ОГЭ и ЕГЭ.

Результаты ЕГЭ по обществознанию засчитывают в качестве вступительного экзамена на большинство гуманитарных специальностей при поступлении средне-специальные учебные заведения и высшие учебные заведения, поэтому обучающиеся мотивированы на получение качественных знаний по предмету.

Сдать экзамен по обществознанию не просто еще и потому, что обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.

  • У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
  • Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:
  • • развитие мотивации и целеполагания;
  • • формирование умения решать задания разного уровня;
  • • развитие самоконтроля;
  • • формирование уверенности и положительной самооценки;
  • Задачи педагога:
  • • правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
  • • организовать системную продуманную работу по предмету с 6 по 9 классы;
  • • работать в тесном контакте с родителями.

1.Система подготовки к ОГЭ по обществознанию . Выстраивание системы подготовки

Построение системы подготовки к ОГЭ началось с изучения опыта моих коллег, а именно, учителей нашей школы, нашего района и других регионов

Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, были сделаны выводы, что подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Таким образом, была разработана следующая система подготовки к ОГЭ по обществознанию, которая включает такие этапы:

  1. вводный

  2. диагностический

  3. функциональный

  4. контрольно-оценочный.

I Этап – вводный. На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.

  1. Экзаменационная работа по обществознанию состоит из 31 задания.
  2. Задания 1-20 тестовые, из предложенных ответов нужно выбрать один верный.
  3. На задания 21-25 ответом будет последовательность цифр (задание на сравнение, соотношение, установления соответствия, анализ статистических данных, положение текста). Задания 1-25 выполняются на бланке №1

Задания 26-31 включает в себя текст и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо : выбрать нужную информацию из текста , раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.

В этом учебном году нам предстоит изучение уже новой структуры(перспективная), так ее назвали в прошлом году. Пример(работа с восьмиклассниками)

Учащиеся должны очень хорошо понять и осознать всю сложность и важность совместной с учителем и самостоятельной работы по подготовке к экзамену.

Так же на данном этапе происходит формирование психологической устойчивости учащихся.

Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни.

В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.

  • В чем я вижу важность психологической подготовки?
  • Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
  • — сомнение в полноте и прочности знаний;
  • — сомнение в собственных способностях;
  • — неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
  • — быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ. Поэтому в рамках психологической подготовки обучающиеся проходят тестирование «Определение уровня тревожности» в формате Excel, по методике предложенной Ч.Д. Спилбергером (на русском языке шкала адаптирована Ю.Л. Халкиным).

Работа с родителями.

Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.

В начале учебного года классные руководители 9-х классов проводят родительское собрание, посвященное итоговой аттестации обучающихся, и посещение такого собрания является неотъемлемой частью данного этапа.

Прежде всего, сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ОГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям.

Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Основного государственного экзамена, знакомство с нормативно — правовыми докуменами по итоговой аттестации, информирование о структуре и содержании контрольно- измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

Полноценная психологическая поддержка выпускников возможна только в том случае, когда педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию. Родительское собрание — это важнейший шаг в выработке такой стратегии.

Оно позволяет направить усилия различных взрослых, окружающих учеников, в едином направлении. Родители и педагоги становятся сотрудниками, объединенными общей задачей.

На родительском собрании, как правило, родители получают памятку «Психологическое сопровождение экзаменов» . (Приложение 1)

В дальнейшем, в течении учебного года, проводится ознакомление родителей о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводится анализ пробного ОГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

II этап – диагностический .

Проводится входная диагностика сначала по первой, затем по второй части экзамена. На этом уровне выявляются пробелы и уровень подготовленности обучающихся, выстраивается линия подготовки к экзамену. Рекомендуемое время проведения входной диагностики первой части – октябрь месяц, второй части – ноябрь месяц.

III этап –функциональный. Функциональный этап многоуровневый.

Первый уровень –урочная подготовка.

На уроках обществознания и истории предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов.

Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст.

Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают необходимыми для сдачи ОГЭ навыками.

В этом учебном году нам предстоит перестроиться. В связи с новой структурой работы.

Второй уровень – консультации.

На данном этапе на консультациях проводятся лекции-визуализации по всем блокам («Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика», «Право».). При определении тематики лекций приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников.

Второй тип консультаций – лекция-диалог, по форме «вопрос – ответ».

Третий тип – практикумы по работе с диаграммами. Задания 23 -24 чаще содержат ошибочные ответы из-за невнимательности учащихся.

Им сложно соотнести такие величины как «одна треть», «три четвертых опрошенных» и т.п. с данными в процентах (в таблицах и диаграммах) – 33%, 75% и др. Ребята должны применить свои знания по математике.

Подобных заданий нужно разобрать как можно больше, чтобы сформировать устойчивый навык

Четвертый тип – практикумы по работе с текстом.

Опыт работы Ставропольской школы №6(первые шаги).!!!!

Практикуется ведение тетради по подготовке к экзамену, где записывают схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный материал. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

дистанционная подготовка. Используются возможности сети Internet.

IV этап – контрольно-оценочный.

На данном этапе проводятся различные формы промежуточного и итогового контроля:

  1. мини-тестирования по разделам в рамках урока.

  2. Очень большая роль в подготовке к экзамену отводится к онлайн тестированию. Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru); ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).

  3. Пробный экзамен. Условия проведения пробного экзамена максимально приближены к условиям реального экзамена.

На каждого ученика по итогам пробных экзаменов индивидуально составляется карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки у ученика.

Постоянная, системная работа по подготовке к выпускному экзамену по обществознанию помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний и добиться значительных результатов. Важно, что бы все звенья функционировали как единая целая система.

2. Создание методической базыПриобретение учебно-методических пособий ФИПИ и пособий, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.

Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией .

, утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами.

Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

3. Создание банка тестовых заданий. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11.

Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний.

Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

4. Создание папки «Подготовка к ОГЭ» (для ученика) . Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

8. Очень важной составляющей для успешной подготовки к ОГЭ является диагностика уровня подготовки учащихся .

 С этой целью я создаю «Журнал проведения работ по подготовке к ОГЭ» для оказания помощи конкретному ученику по разным темам, «Анализ ошибок, допущенных в контрольных работах».

Этот журнал позволяет сделать выводы о качестве преподавания и о пробелах в знаниях учащихся.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по обществознанию помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.    Активная работа по подготовке к ОГЭ проводится в течение всего учебного года. Подготовка к ОГЭ должна стать планомерной и целенаправленной составляющей образовательного процесса.

Залогом успеха является знание теоретического материала по обществознанию, поэтому выполняя образовательный стандарт, школьники учатся разбираться в экономической, политической и социальной жизни общества, приобретают знания из области философии, экономики, политологии.

Умения и навыки, вырабатываемые из урока в урок в течение обучения в основной школе, позволяют успешно выполнять задания КИМов.

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение
  2. «Средняя общеобразовательная школа №8»
  3. Районное методическое объединение
  4. учителей истории и обществознания
  5. Тема выступления: Система подготовки учащихся к сдаче
  6. ОГЭ по обществознанию
  7. Иванова Наталья Ивановна
  8. Учитель истории и обществознания
  9. МОУ СОШ №8
  10. 2019год

Источник: https://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/meropriyatia/tema_vystupleniia_sistema_podgotovki_uchashchikhsia_k_sdache_oge_po_obshchestvoz

Ссылка на основную публикацию