Рособрнадзор сократил число проверок вузов — студенческий портал

Рособрнадзор напомнил, на что обращать внимание при выборе вузов и как их проверять. Мы протестировали сайт для проверки вузов, поговорили со студентами и преподавателями и добавили своих советов. Проверка способом Рособрнадзора оказалась не очень надежной.

Если нет лицензии, вуз или другое учреждение вообще по закону не имеет права ничему учить. Если нет аккредитации, учить он, может, и будет, а вот диплом государственного образца выдавать не имеет права.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

При этом вуз может говорить, что выдает дипломы, и даже покажет образец. Но не факт, что это именно государственные дипломы. Такой документ может не подойти, чтобы получить когда-нибудь аттестат профессионального бухгалтера, статус адвоката, по нему нельзя будет работать в госорганах и повышать квалификацию.

Проверить лицензию и аккредитацию можно по карте вузов. Можно подобрать вуз по специальности, региону или проверить документы конкретного университета. В карточке каждого вуза есть его документы со сроками действия. Еще стоит отметка о запрете приема документов, если он есть.

Рособрнадзор сократил число проверок вузов - Студенческий порталУ Бауманки бессрочная лицензия и нет запрета на прием документовРособрнадзор сократил число проверок вузов - Студенческий порталКажется, что свидетельство об аккредитации действующееРособрнадзор сократил число проверок вузов - Студенческий порталНо информации о нем на портале уже нет

Каждый выпускник может подать документы в пять вузов, в каждом на три специальности. В один вуз можно подать заявление на обучение по квоте, на бюджете или платно. Возможностей много.

Подавать документы можно лично, по почте или через сайт вуза. Студент из села под Орлом или из Магнитогорска может отправить заявление в МГИМО или медицинскую академию в Санкт-Петербурге. Ехать в другой город на этом этапе не нужно. Но отправлять документы стоит заказным письмом.

Первая волна. До 1 августа нужно отнести оригинал документа на какую-то специальность. К этому времени заканчивается первая волна зачисления: с рейтингами что-то проясняется, но не все. Бывает так, что абитуриент оказывается на девятом месте из десяти, но очень хочет поступить именно на этот факультет, где немного бюджетных мест и высокие баллы.

Вторая волна. Если в первой волне поступить не удалось, можно подать документы на свободные места до 6 августа.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Ведущие вузы проведут олимпиаду -я - профессионал - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Как правило, это вузы и специальности, где получился недобор: сначала заявления подали, а потом забрали. Скорее всего, это будут не такие престижные факультеты.

Но даже во второй волне можно попасть на бюджет, получить место в общежитии и стипендию. Приказы по итогам второй волны опубликуют 8 августа.

Но есть общие критерии, которые нужно учесть и проверить всем:

  1. Есть ли у вуза лицензия и аккредитация.
  2. Когда заканчивают прием заявлений.
  3. Результаты каких экзаменов нужны для зачисления.
  4. Есть ли творческие испытания и дополнительные экзамены.
  5. Какие требования к состоянию здоровья.
  6. Нужно ли проходить дополнительную проверку. В военное училище могут не взять даже медалиста.
  7. Какой реальный проходной балл на бюджет был в прошлом году. Он может измениться, но как ориентир подойдет. В хороший технический вуз в Москве проходной балл может составить 170 и даже меньше. А иногда в региональном вузе проходной балл больше 200.
  8. Сколько бюджетных мест. На факультет журналистики или маркетинга может быть только 10 бюджетных мест, без общежития и с огромным конкурсом среди медалистов. А на факультете по биотехнологиям, энергосбережению и нефтехимии может быть 350 бюджетных мест, на которые легко попадет выпускник со средним аттестатом из глубинки. Большой вопрос, кто лучше устроится в жизни (в Т—Ж, например, выпускников журфака обычно не берут).
  9. Как проходит обучение: есть вузы, где преподают на двух языках и отправляют на стажировку за границу. Или после первого курса надо сдать творческий экзамен и можно лишиться места на бюджете.
  10. Кому предоставляют общежитие. Не всегда учиться на бюджете равно жить в общежитии. Иногда его дают только со второго курса или только для приезжих из дальних регионов.
  11. За что начисляют дополнительные баллы. Это может быть значок ГТО, победа на соревнованиях, олимпиадах, в творческих конкурсах.
  12. Сколько стоит платное обучение — на случай, если учиться очень хочется именно в этом вузе, а баллов не хватит.
  13. На каких условиях можно перевестись на бюджетное место. Иногда так можно после первого курса.
  14. Сколько денег будет нужно на жизнь. Даже если учиться на бюджете и жить в общежитии, все равно нужны деньги. На одно только обустройство в другом городе могут уйти десятки тысяч рублей, даже если есть место в общежитии. Иногда семье это не по карману и лучше учиться там, где живешь.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/news/abiturient-2018/

Проверки обрнадзора

Что может быть основанием для внеплановой проверки? Как к ней подготовиться? Можно ли оспорить решение Рособрнадзора?

Многие, вероятно большинство, считают или предполагают, что контроль государства в сфере образования (в том числе и посредством проверок обрнадзора) важен, потому что он:

  • обеспечивает право на образование каждому гражданину страны;
  • заставляет родителей отправить своих детей в школу, даже если они того не хотят по каким-либо причинам;
  • делает образование доступным для всех;
  • помогает в создании гражданского общества, где каждого его члена принимают и уважают.

Чиновники и законодатели наверняка руководствуются именно этими убеждениями, когда принимают новые образовательные законы и стандарты. Проблема в том, что они хотят того, чтобы дети получили определённый уровень образования. Такой, которого будет достаточно чтобы быть полезным членом общества и работать на государство или промышленность. 

Существует точка зрения, что госконтроль в образовании не нужен и даже вреден.

  1. Образовательные стандарты могут в определённой степени ограничивать свободу людей.
  2. Он пропагандирует безоговорочное подчинение, принятие авторитетов, стадное мышление и зависимость от власти.
  3. Он создаёт «равенство» за счёт снижения требований к человеку.
  4. Он редко поощряет индивидуальность, новшество, любопытство, креативность и стремление к выдающимся результатам.
  5. Он может подрывать личные ценности, мораль и убеждения.
  6. Он делает детей заложниками политических изменений, частных интересов, исследователей и реформаторов. Пример — введение ЕГЭ, которое сегодня практически свело на нет обучение в 10 и 11 классах.
  7. Он снижает возможность родителей предоставить детям тот уровень образования, который они для них желают.

Госконтроль образования в России

Рособрнадзор сократил число проверок вузов - Студенческий портал

Тем не менее, с контролем образования сталкивается каждое образовательное учреждение. Проверки обрнадзора, которые его сопровождают, можно считать одним из самых напряжённых и неприятных событий для руководства организации, поэтому к ним лучше всего готовиться заранее. О том, как это сделать, пишет «Высшая школа экономики».

Цель проверок Рособрнадзора — предупредить, выявить и пресечь любое нарушение образовательным учреждением или его руководством требований, которые установлены законами и нормативными правовыми актами (на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ). Если они были выявлены, то последующие проверки будут направлены на то, чтобы определить, устранены нарушения или нет.

В ходе проверок происходит следующее:

  • проводится анализ и экспертиза документов и материалов, которые характеризуют деятельность организации в тех вопросах, которых касается проверка;
  • изучается информация, которую размещает организация на своём официальном сайте в интернете или другим способом, на соответствие требованиям закона РФ.

Если вопрос касается качества образования в учреждении, то:

  • проверяется, насколько хорошо обучаемые справляются с освоением программ (если проверка выездная);
  • изучается успеваемость и результаты промежуточной аттестации учащихся и результаты итоговой аттестации выпускников (и при выездной, и при документарной проверке).

Виды проверок

Рособрнадзор сократил число проверок вузов - Студенческий портал

  1. Документарная — изучение и оценка сведений, которые содержатся в документах образовательной организации. Проводится там, где находится проверяющий орган. Что нужно предъявить? Локальные акты, распоряжения, информацию об организации, которая находится в общем доступе. Если документов не хватает, направляется официальный запрос на предоставление того, что ещё необходимо. У организации есть 10 дней на то, чтобы этот запрос выполнить и предоставить копии нужных документов, которые заверены печатью и подписью. Если этого не сделать — наступает административная ответственность и назначается штраф от трёх до пяти тысяч рублей для юрлиц.
  2. Если документарной проверки недостаточно по каким-либо причинам, то происходит выездная. В ней могут участвовать сторонние эксперты, у которых есть соответствующая аккредитация.

В ходе выездной проверки контролируются:

  • локальные нормативные акты и распоряжения;
  • соблюдение работниками организации установленных требований;
  • состояние территорий, зданий, помещений, оборудования;
  • непосредственно образовательная деятельность.

       3. На основании ежегодного плана проводятся плановые проверки. Ознакомиться с планом можно на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта РФ. О плановой проверке организация должна быть предупреждена не позднее чем за три дня с помощью почты или другого доступного способа, например, факса.

      4. Для внеплановой проверки должны быть основания, которые строго определены законом. Они не ограничиваются периодичностью, которая установлена для плановых.

Основаниями могут быть:

  • истечение срока на выполнение предписаний об устранении нарушений, которые были выявлены ранее (самая распространённая причина);
  • обращения, заявления, информация от органов власти или СМИ (угроза или причинение вреда жизни или здоровью, чрезвычайные ситуации и нарушение прав потребителей).
  • поручение Президента, Правительства или на основании требования прокурора;
  • нарушение требований законодательства при проведении государственной аккредитации;
  • нарушение требований законодательства, которое было выявлено в ходе мониторинга в системе образования.

Проверки Рособрнадзора в СПО

Одна из главных целей нацпроекта «Образования» — войти в десятку лучших стран мира по качеству образования к 2024 году.

Для этого в 2019 году к традиционным оценочным процедурам, которые проводит Рособрнадзор, добавилась оценка качества образования в регионах по модели международного исследования PISA.

Первый этап исследования завершён, его результаты будут известны в апреле 2020 года.

В феврале 2019 года глава Рособрнадзора Сергей Кравцов принял участие во всероссийском совещании по вопросу интеграции контрольно-надзорной деятельности и единой системы оценки качества образования.

В ближайшие годы, я считаю, нам нужно разбираться со средним специальным образованием, — заявил он во время выступления. — Во многих регионах проблемы, задачи решаются, но, тем не менее, необходимо введение системы оценки качества программам подготовки в привязке к региональным рынкам труда.

Вопросы и ответы по теме проверок Рособрнадзора

Рособрнадзор сократил число проверок вузов - Студенческий портал

  1. Можно ли оспорить решение Рособрнадзора? За последние годы несколько десятков раз решения оспаривались. Несмотря на то, что формальные основания для этого есть часто, почти никогда заключение не менялось.
  2. Какие самые частые причины отзыва аккредитации? Неверно оформленные документы. Даже незначительные ошибки и неточности могут иметь значение.
  3. Зависит ли результат проверки от эксперта, который её проводит? Да, некоторые могут придираться ко всему подряд и искать слабые места, другие — подскажут, помогут, исправят.
  4. Как формируются команды экспертов, которые проверяют? Не известно, типичный эксперт — это типичный сотрудник обычного образовательного учреждения.
  5. Пытаются ли проверяющие «договориться»? По информации портала «Медуза», из множества интервью с теми, кто прошёл проверку, никто не упоминал конверты с деньгами.
  6. Можно ли подготовить все документы так, чтобы претензий не было? Невозможно, потому что объём бумаг гигантский, и всегда происходят непредвиденные обстоятельства (кто-то уволился или заболел, график сломался и т.д.)

Тем не менее, сильно упростить прохождение проверки и снизить шанс получения замечаний и штрафов до минимума можно.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/proverki-rosobrnadzora

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Рособрнадзор сократил число проверок вузов - Студенческий портал

Вузовское сообщество встрепенулось от заявления главы Рособрнадзора Сергея Кравцова. Он допустил, что механизм аккредитации вузов будет упразднен. Вместо него планируется развивать «не столько проверки, сколько профилактику, предупреждение нарушений, которые могут быть».

Нарушения действительно выявляются. Согласно отчетам ведомства, в отношении российских вузов с января по сентябрь этого года провели 474 проверки. 70% из них — контроль за качеством образования и лицензионный контроль. По итогам проверок сформировался даже топ часто встречающихся нарушений.

Среди них — отсутствие должной материально–технической базы для проведения занятий, неуказание профильного образования и квалификации преподавателей, непроведение их аттестации и медосмотров.

Студентам не дают доступа в электронные библиотеки, возможности «освоения факультативных дисциплин» и не оплачивают проезд до места прохождения производственной практики.

Читайте также:  5 шагов к успеху: как помочь ребенку реализоваться? - студенческий портал

В 2018 году Рособрнадзор лишил аккредитации 47 российских вузов. В 2019–м — 10 петербургских (все — негосударственные).

В самом университетском сообществе в процессе аккредитации видят поглощающую огромное количество времени бумажную волокиту: «Каждый раз процедура аккредитации парализует работу университета не только в дни самой проверки, но за много месяцев до ее начала.

Однако даже гигантские усилия по подготовке документов в соответствии с госстандартами могут окончиться отказом в аккредитации в силу расплывчатости требований, которые допускают разные трактовки. Верной будет только трактовка эксперта», — говорит директор Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт–Петербурге Катерина Губа.

Сам университет, как известно, познал все тонкости аккредитации на собственном опыте: в 2016–м Рособрнадзор сначала приостановил действие госаккредитации всех его образовательных программ, затем через месяц все вернул, затем снова нашел 120 нарушений — и отобрал аккредитацию. Впоследствии дошло до отзыва лицензии. История закончилась только летом этого года, когда ЕУ получил от Рособрнадзора аккредитацию своих образовательных программ сроком на 6 лет.

Рособрнадзор сократил число проверок вузов - Студенческий портал

Бумаги к проверке

В конце августа 2019 года Рособрнадзор подписал поправки о внесении изменений в действующую систему.

По новым нормативам, для оценки отдельных образовательных программ ведомство будет привлекать экспертов, чья квалификация соответствует направлениям подготовки; срок действия аккредитации экспертов составит 5 лет вместо прежних 3; будут учитываться успехи вузов на международной арене (их позиции в ведущих мировых рейтингах). При выявлении нарушений у университетов есть право в течение 5 дней все устранить.

«Аккредитация является скорее обременением для вузов, нежели инструментом оценки качества их образовательных программ, — считает декан факультета международных отношений и политических исследований СЗИУ РАНХиГС Евгений Рощин.

— Она связана с проверкой бумаг, а не состояния образовательного процесса, качества обучения студентов. Я работал в европейских университетах и могу сказать, что там научились сохранять качество образовательного и научного процесса без аналогичной системы аккредитации».

«Безусловно, переход на риск–ориентированную систему обеспечит повышение прозрачности и предсказуемости контрольно–надзорных мероприятий, — полагает Ирина Шаповалова, начальник управления СПбГЭУ.

— Однако требуется пересмотр критериев, подлежащих отражению в специальном разделе официального сайта образовательной организации, определяющих уровень практикоориентированности образовательной деятельности».

Покажите эксперту

Как отмечает Сергей Кравцов, главная цель нынешних изменений — перейти от процедуры проверки и наказаний к системному мониторингу. Его ведомство уже ведет с 2012 года, в нем учитывается каждое образовательное учреждение страны.

  • Мониторинг содержит множество показателей по численности преподавателей и студентов, доходам вузов из бюджетных и внебюджетных источников, трудоустройству выпускников.
  • К слову, именно к этим сведениям «ДП» обращался при составлении рейтингов городских вузов, которые вышли в июне и октябре этого года.
  • В свою очередь участники профессионального сообщества дружно заявляют, что оценку качества вузов необходимо доверить экспертам.

«Не обязательно государству самостоятельно оценивать вузы, просто пусть вместе с нами сделают инструмент, которому вузы будут доверять.

Это самоуправление в регулировании, которое важно переключить на механизм оценки репутации, — тогда вузы будут оценивать друг друга как экспертное сообщество.

Нам нужна система коллегиальной и легитимной оценки, как это практикуется в мировой университетской среде», — подчеркивает Евгений Рощин.

Профессиональная экспертиза повышает значимость самих экспертов, считает Катерина Губа: «От их фигуры зависит, будет ли вузу дана возможность исправить документы или мелкие нарушения в документах станут основанием признать образование не дотягивающим до минимального стандарта. При этом исследование пула экспертов Рособрнадзора показало, что зачастую эксперты представляют не самую лучшую часть университетского сообщества».

Другой вариант — система независимой оценки. Такой эксперимент Минобрнауки поставил в 2017 году. За основу взяли опрос преподавателей вузов, студентов и их родителей. Доверить оценку эффективности и качества вузов тоже можно было бы сторонним организациям.

Однако и у этой идеи есть подводные камни: «Существенным ограничением широкого использования независимой оценки качества и профессионально–общественной аккредитации является стоимость данных процедур, которая потребует включения дополнительной статьи расходов в бюджет организации.

В случае отказа от государственной аккредитации остается вопрос отбора организаций и сообществ, которые могут проводить такую экспертную оценку», — уверена начальник управления качества образовательного процесса Университета ИТМО Ольга Елисеева.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2019/12/11/Akkreditacija_protiv_monit

Как работает Рособрнадзор. Анализ открытых данных

Рособрнадзор сократил число проверок вузов - Студенческий портал

Если вуз не проверялся, то он будет признан эффективным в 86% случаев, если проверялся – в 78% /Виталий Белоусов

Участие представителей государства в публичных дискуссиях относительно политики регулирования надо всячески приветствовать.

Это способ цивилизованного разрешения противоречий, он позволяет своевременно корректировать политику, предотвращает скатывание к крайностям.

Благодаря значительному прогрессу в накоплении данных о работе государственных органов и открытости таких данных дискуссии можно вести с опорой на факты.

Недавно представитель Рособрнадзора, начальник управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Сергей Рукавишников дал обобщенную картину работы ведомства – как она видится изнутри регулятора.

Благодаря доступности данных о работе Рособрнадзора, которые он сам публикует на своем сайте (а данные весьма подробные), а также результатов ежегодного мониторинга эффективности вузов, который делает Министерство образования и науки, любой независимый эксперт может сопоставить слова чиновника с картиной, которая получается на основе статистики его же ведомства.

В результате проверок образовательное поле фактически очищено от вузов, занимавшихся профанацией обучения и торговлей дипломами, утверждают в Рособрнадзоре. «Картина изменилась существенно.

Те образовательные организации, которые занимались профанацией, буквально продажей дипломов, фактически перестали существовать. Студенты получили возможность перейти в те вузы, которые дают действительно качественное образование», – сказал «РИА Новости» Рукавишников.

Иными словами, работа регулятора ведет к улучшению качества высшего образования. Как это соотносится с данными?

Если бы было верно, что в результате проверок образовательное поле очищено от плохих вузов, то с каждым годом неэффективных вузов становилось бы меньше. Министерство образования и науки с 2013 г. ведет регулярный мониторинг вузов и замеряет их эффективность.

Если сравнить результаты мониторинга 2015 и 2016 гг., увидим, что доли неэффективных вузов практически не изменились. В 2015 г. 1338 вузов предоставили информацию о своих показателях, в 2016 г. – 1477. Признаны были неэффективными в 2015 г. 229 вузов (17%), в 2016 г.

– 244 (16,5%).

«Вузы, которые где-то в чем-то недотягивают, понимают, что, если сегодня они не исправятся, завтра их просто закроют. Поэтому появляются новые учебные аудитории, новые компьютерные классы, лабораторное оборудование и техника, которая требуется для освоения соответствующих программ. Это оказывает серьезное оздоровительное воздействие на всю систему», – утверждает представитель регулятора.

Что показывает анализ данных? Становятся ли вузы после проверок лучше? Результаты анализа всех проверенных вузов за 2013–2016 гг. говорят о том, что, во-первых, такой связи нет, во-вторых, в некоторых случаях пережитые проверки даже подрывают показатели эффективности. Вузы, которые проверялись в 2013–2014 гг., чаще становились неэффективными в 2016 г.

Если вуз не проверялся, то он будет признан эффективным в 86% случаев, если проверялся – в 78%. Причем особенно негативный эффект сказывается на образовательной деятельности. Если вуз не проверялся, то по интегральному показателю образования он будет признан эффективным в 47% случаев, если проверялся – только в 33%.

Связь между проверками и эффективностью исследовательской деятельности отсутствует.

Легитимность регулятора связана с его непредвзятостью, как хорошо понимают в ведомстве. Поэтому его представитель публично заявляет, что государственные и негосударственные вузы подвергались проверкам с равной интенсивностью: «Рособрнадзор в своих проверках не делает различий между вузами государственными и негосударственными – перед законом все равны».

Что говорят данные? С 2013 г. происходит увеличение количества проверок в отношении частных вузов. Сейчас по-прежнему частные вузы проверяются заметно чаще, чем пять лет назад, и более чем в 2 раза чаще государственных. В 2016 г. на 100 государственных вузов приходилось 18 проверок, на 100 частных – 42 проверки.

В отношении частных вузов проверки длятся дольше, проходят внепланово и с выездом. В 2013 и 2014 гг. сроки выездных проверок для государственных и частных вузов разного типа различались в 2 раза (5 и 10 дней). Частные вузы проверяются Рособрнадзором даже в том случае, если они набирают высокие баллы в ключевых показателях мониторинга эффективности Минобрнауки.

Успехи вуза в образовании и научной работе не снижают вероятность проверки.

На что прежде всего направлено внимание контролирующего органа, что он проверяет? Регулятор полагает, что «это прежде всего преподаватели и учебно-методические материалы».

В отчетности ведомства отражен характер выявленных нарушений. Предметом проверок, как видно из отчетов, становится не качество преподавателя или преподавания, а наличие или отсутствие тех или иных документов, планов, программ, бумаг. В объекте надзора неуклонно растет доля документарной реальности.

До 2014 г. типичная проверка проходила по плану и носила выездной характер. С 2014 г. заметно выросло количество внеплановых проверок (в 2016 г. 83% проверок были внеплановыми). Проверки чаще оказываются документарными, без выезда (до 2016 г. 31% внеплановых проверок были документарными, в 2016 г. – 64%).

По итогам работы в 2016 г. Рособрнадзор разместил на своем сайте доклад, в котором представил список из 136 основных нарушений, которые выявлялись в ходе проверок. Требования к преподавателям – это девять видов нарушений из 136 (7%). Преимущественно это претензии к процедурам принятия на работу и текущей аттестации, а не к качеству кадров.

К этой категории так или иначе относится более половины нарушений, касающихся кадрового обеспечения. Что же проверяет Рособрнадзор? 87% в перечне основных нарушений – это нарушения в сфере документационного обеспечения деятельности вуза.

Отчеты показывают, что 28% видов выявленных нарушений, которые обозначены как «основные», не имеют отношения к образовательной деятельности – это нарушения трудовых прав преподавателей и правил бухучета.

В идеале вуз должен реагировать на итоги проверок именно так, как полагают в Рособрнадзоре: улучшением материальной базы, повышением качества кадров. Данные дают основания предположить, что реакция вузов более хитрая. Они выбирают иную стратегию – заранее готовиться к проверке.

Для проведения проверок ведомство нуждается в экспертах, а их делегируют вузы из числа собственных сотрудников. Они участвуют в обучающих семинарах Рособрнадзора, ездят на проверки других вузов и таким образом становятся экспертами в том, как вузу лучше всего пройти проверку.

Как показывает анализ списка экспертов Рособрнадзора, в эксперты стремятся вступить в первую очередь слабые вузы. Только 13% экспертов работают в сильных вузах, которые имеют статус федерального, научно-исследовательского или опорного вуза.

Велика доля экспертов из частных вузов, а также вузов, признанных неэффективными по ключевым показателям мониторинга эффективности Минобрнауки. Так, 36% экспертов работают в вузах, неэффективных по показателю «образование». При этом существенную часть таких экспертов представляет руководство самих вузов.

Одна из ключевых идей подготавливаемой сейчас реформы контрольно-надзорной деятельности – перевести ее из репрессивного в конструктивный план, переориентировать регуляторов на то, чтобы они помогали проверяемым стать лучше.

Но кто поможет стать лучше самим проверяющим? Очевидный ответ на этот вопрос лежит в потенциале использования открытых данных.

Они могут не только снизить репутационные риски для ведомств, возникающие в процессе публичных дискуссий, но и более тонко настроить повседневную работу, приводя ее в соответствие с миссией контрольно-надзорных ведомств.

Рособрнадзор сократил число проверок вузов - Студенческий портал

Автор – научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге (социолог)

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/10/12/737515-rosobrnadzor-analiz-dannih

График плановых проверок сайтов вузов на 2020 год

Ежегодно Рособрнадзор, Министерство науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ регулярно проводят мониторинг сайтов образовательных организаций на соответствие нормативным требованиям размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации.

В рамках мониторинга проверка сайтов осуществляется в двух разных формах:

  • в автоматическом режиме — с использованием специальных систем мониторинга,
  • в ручном режиме — контроль параметров, «ненайденных» по результатам автоматизированной проверки.

Очень важно, чтобы на сайте образовательной организации существовали специальные разделы с учетом микроразметки, указанной в Актуализированных методических рекомендациях 2018

В конце 2018 и 2019 г. Рособрнадзором в рамках государственного контрактов №Ф-12-кс-2018 и №Ф-09-кс-2019 проведёны мониторинг системы высшего образования в отношении более 1500 образовательных организаций высшего образования (ОО ВО), включая филиалы.

Были проанализированы показатели мониторинга системы образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 955 от 22 сентября 2017 г. и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10.06.

2019 № 796 «Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки»

Рособрнадзор сократил число проверок вузов - Студенческий портал

C 1 июня 2020 г. будет проводится аналогичный мониторинг сайтов в рамках исполнения следующего аналогичного госконтракта.

Для того, чтобы вы всегда были в курсе предстоящих проверок, мы создали для вас график плановых проверок сайтов вузов на 2020 год.

График на 2020 год

ЭтапДата проведенияНазваниеОсобенности проведенияМероприятия в рамках мониторинга системы образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 955 от 22 сентября 2017 г. и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10.06.2019 № 796. Для реализации автоматической проверки необходимо наличие на официальном сайте организации микроразметки. При отсутствии микроразметки проверка сайта производится экспертным путем.1 этап 1 часть01.06.2020 — 01.08.2020Организация приёмной кампании 2020 года. Информация о приеме на обучение по программам ординатуры, подлежащая размещению на сайте ОО не позднее 1 апреляАнализируются ОО у которых имеется действующая лицензия по программам ординатуры. Анализ сведений, размещённых на официальных сайтах вузов с помощью сервисов автоматизированной проверки. Контроль «не найденных» по результатам автоматизированной проверки параметров в ручном режиме.

Источник: https://db-nica.ru/grafik-planovih-proverok-saytov-vuzov

Рособрнадзор снижает количество проверок

13.02.2019 17:51:00

Надзорная служба корректирует свой курс – сегодня это контроль ради развития

Рособрнадзор сократил число проверок вузов - Студенческий портал Прежде чем подать заявление о приеме в вуз, стоит узнать – а не «под колпаком» ли тот у Рособрнадзора. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Рособрнадзор продолжает политику снижения числа контрольно-надзорных мероприятий на 10–15% ежегодно и переходит к профилактике, в основе которой лежит разъяснение и информирование образовательных организаций, создание условий и возможностей для выполнения ими всех требований Рособрнадзора, заявила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Наталия Наумова на недавней встрече с негосудартсвенными вузами. Сегодня политика службы – это контроль ради развития.

Читайте также:  Как получить классическое гуманитарное образование онлайн - студенческий портал

Столь лояльную линию ведомство выработало в связи с новыми задачами, которые заключаются в «успешной реализации национальных проектов».

По заявлению Натальи Наумовой, нацпроекты тесно связаны не только с внедрением новых технологий, но и с повышением квалификации работников реального сектора экономики.

Это означает, что образовательные программы должны быть построены так, чтобы выпускники вузов владели всем перечнем самых передовых технологий, крепкими теоретическими знаниями и практическими навыками. 

Сам проект приказа, о реализации которого рассказывает сегодня госпожа Наумова, был подготовлен и размещен на портале проектов нормативных актов еще осенью минувшего года.

Законопроект предусматривал изменение значения целевого показателя эффективности «Доля проведенных внеплановых проверок в общем количестве проведенных проверок» и снижения его с 20% до 10%.

Сегодня служба продолжает работу в этом направлении. 

Напомним, что неплановые проверки проводятся по основаниям, в частности, предусмотренным законом «Об образовании».

Так, поводом для такой проверки может послужить «нарушение требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов».

Напомним также, что в несколько раз чаще проверяют именно негосударственные вузы. Считается, что более всего нарушений сохраняется именно в частном секторе. 

Решение сократить количество проверок последовало после интенсивной критики деятельности Рособрнадзора ректорами ведущих вузов в конце прошлого года. Эксперты, которых пригласили ведущие вузы, задались тогда вопросом, к чему же привели ревизии деятельности вузов на протяжении нескольких лет, и не нашли особой связи между числом проверок и эффективностью работы вузов.   

 Критику Рособрнадзор признал и стал работать вместе с ректорским сообществом над реформированием системы аккредитации и лицензирования вузов. Процесс сегодня идет, хотя и очень медленно. Какими небольшими шагами, показывает такой пример. 

Недавно был поднят вопрос о том, что «привязка образовательного учреждения к одному адресу при лицензировании может быть отменена».

Закон об образовании сегодня говорит о том, что образовательная деятельность ведется только на основании лицензии, в приложении к которой указывается местонахождение организации.

Внести эту поправку для обсуждения в правительстве РФ, по обещанию вице-премьера Татьяны Голиковой, Министерство науки и высшего образования будет готово в феврале.

С другой стороны, неэффективной зарекомендовала себя и сама практика закрытия университетов.

Перед вузами, деятельность которых прекращается, встает проблема: куда девать студентов? Комитет по образованию и науке Госдумы РФ уже не раз поднимал этот вопрос, потому что обычно студентов далее переводят в какой-нибудь государственный вуз,  разумеется, на платное отделение. И оказывается зачастую, что плата за  обучение на платном отделении государственного вуза выше, чем в частном.

Немного поправить эту историю могло бы решение постепенного вывода студентов из вузов, признанных неэффективными.

Например, закрывать их летом, чтобы у студентов была возможность завершить учебный год, а профессорско-преподавательский состав за летний период смог бы без лишней спешки найти себе новое место работы.

Но пока к конкретике такого решения вплотную не подошли, вопрос сокращения числа проверок вузов – это уже приятное сообщение для части высших школ. 

Источник: http://nvo.ng.ru/education/2019-02-13/8_7506_nadzor.html

Рособрнадзор отчитался об итогах проверки вузов на Rosvuz.ru

Замглавы ведомства Александр Бисеров рассказал, что в 2014 году Рособрнадзор провел проверки 624 вузов и филиалов. Из реестра лицензий было исключено 357 организаций. По мнению А.Бисерова все эти вузы были неспособны обеспечить качественное образование.

Как сообщил в ходе пресс-конференции замглавы Рособрнадзора Александр Бисеров, почти четверть российских вузов и их филиалов вузов лишились лицензий за последние полтора года. При этом А.Бисеров подчеркнул, что у ведомства нет черных списков вузов, но те учебные заведения, которые не способны обеспечить качественный учебный процесс, должны покинуть систему.

Он рассказал, что в 2014 году Рособрнадзор провел проверки 624 вузов и филиалов. Из реестра лицензий было исключено 357 организаций, действие еще 25 лицензий было приостановлено, 73 вузам был запрещен прием студентов.

Было составлено 1390 протоколов об административных правонарушениях на общую сумму штрафов более 21 миллиона рублей. Бисеров добавил, что результаты проверок вузов, показавших низкий результат в мониторинге эффективности 2013 года, в основном подтвердили, что эти вузы неспособны обеспечить качественное образование.

Из 508 вузов с низкими показателями 123 вуза и филиала сами отозвали свои лицензии до начала проверок.

РОСВУЗ попросил прокомментировать отчет Рособрнадзора руководителя Общественного движения «Обрнадзор» Алексея Монахова.

«Во-первых, странно слышать на пресс-конференции под названием «Итоги проверки вузов-2014» результаты не 2014 года, а отчеты с сентября 2013-го», — заметил Монахов, — «Кроме того, Рособрнадзор стабильно «путается в показаниях», каждый раз называя различное количество проведенных в 2014 году проверок вузов, в декабре было заявлено про 506, сегодня  про 624, на сайте службы есть информация про 609 проверок».

По данным официального отчета Рособрнадзора, направленного службой в Минэкономразвития (ведомство агрегирует информацию о лицензировании всех видов деятельности), Рособрнадзором в 2014 году проведено только 426 проверок вузов и филиалов. Так же по данным Рособрнадзора, размещенным на сайте службы, 133 проверки в 2014 году вообще были документарными, то есть, проведены без выезда в вуз или филиал.

«Жаль, что Рособрнадзор снова подменяет понятия «исключение из реестра лицензий» и «закрытие вуза» — вуз или филиал мог уже и два и три года не работать, а лицензия, так как она бессрочная, за вузом числилась.

Мы сравнили перечень вузов, чьи лицензии были исключены из реестра в 2014 году и перечень проверенных в 2014 году вузов по данным Рособрнадзора —  оказалось, что только 89 вузов, лицензии которых были исключены из реестра, проверялись Рособрнадором за последние полтора года.

То есть корреляция между проверками вузов и исключением из реестра лицензий составляет примерно 15%.

Эти данные свидетельствуют о том, что за красивыми показателями Рособрнадзора отсутствует реальная работа по повышению качества высшего образования и закрытию «фабрик по изготовлению дипломов», — прокомментировал ситуацию Алексей Монахов.

Источник: https://rosvuz.ru/news/541-rosobrnadzor-otchitalsya-ob-itogah-proverki-vuzov

О проверках вузов рособрнадзором в 2016 году

На сайте Рособрнадзора опубликован документ, в котором подводятся итоги проверок вузов в 2016 году. Проверки были плановые и внеплановые. Другие подробности — ниже.

В 2016 году Рособрнадзор провёл 77 плановых проверок и 459 — внеплановых. Всё в точном соответствии с Положением о ФС по надзору в сфере образования и науки № 564 от 15.07.13.

Выявлены нарушения:

  • лицензионных требований;
  • законодательства РФ в образовании;
  • нарушения ФГОС.

По итогам проверок 2016 года было возбуждено 501 дело о правонарушениях административного характера:

  • 233 на юр.лица;
  • 268 на должностные.

По решению суда, должностные и физические лица были подвергнуты административным наказаниям:

  • штраф (общая сумма 6 млн 35 тыс. рублей);
  • предупреждение — двум юрлицам;
  • приостановление деятельности — трём вузам на срок 7-90 суток.

Выдано предписаний об устранении выявленных нарушений — 471, из них 160 — повторно.

За неисполнение предписаний Рособрнадзор:

  • провёл внеплановые проверки — 169;
  • запретил приём в образовательное учреждение — 139 (после устранения недостатков приём возобновлён в 94 вуза);
  • приостановил действие лицензий — 27 (1 позже восстановлена после устранения недостатков);
  • аннулировал действие лицензий — 9;
  • приостановил госаккредитацию — 134 (после устранения недостатков госаккредитация восстановлена 84 вузам);
  • лишил госаккредитации — 163.

Типовые нарушения, выявляемые во время лицензионного контроля

  • Отсутствие документов, подтверждающих право пользования зданиями и территориями.
  • Невыполнение требований ФГОС в отношении материально-технического обеспечения, образовательных программ и помещений.
  • Нет компьютеров, подключенных к сети интернет.
  • Не оборудованы мастерские и лаборатории.
  • Нет тренажёров, тира.
  • Нет демонстрационного оборудования для проведения лекций.
  • Не разработаны основные и дополнительные образовательные программы.
  • Уровень профессиональной подготовки не соответствует должности сотрудника.
  • Не все учащиеся обеспечены доступом к электронным обучающим материалам.
  • Отсутствуют преподаватели, отвечающие за формирование у обучающихся профкачеств по выбранной профессии, самостоятельности, творческих способностей и инициативы.
  • В расписание занятий не включён длительный перерыв для приёма пищи.
  • Непредоставление на безвозмездной основе медорганизации помещения для оказания первичной медпомощи студентам.
  • Не ведётся учёт несчастных случаев среди студентов и не проводятся их расследования.
  • Нет профилактики употребления студентами алкоголя, наркотиков и психотропных средств.
  • Педагоги не проходят систематически курсы повышения квалификации.
  • Нет условий для проведения аттестаций педагогических работников на соответствие занимаемой должности.
  • Сотрудники не проходят первичный и текущие медосмотры.
  • Педагоги не проходят систематические проверки знаний и навыков в области охраны труда.
  • Не созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (пандусы, подъёмники, расширенные дверные проёмы).
  • Учебные планы не предполагают формирования определенных компетенций.
  • Нет сведений о местах и сроках прохождения практики, формирования профкомпетенций и их оценки.
  • Нет индивидуальных учебных программ для студентов, осваивающих программы в ускоренном темпе.
  • Неправильно ведётся книга регистрации выданных документов об образовании (не прошнурована, не скреплена печатью, не все графы заполнены).
  • Неправильно ведутся документы о переводе студентов с платного на бесплатное образование.
  • Не используются интерактивные методы обучения.
  • В плане обучения не предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, медийных и значимых лиц.
  • Не обеспечивается информационная безопасность студентов (не установлены фильтры, блокирующие доступ к опасной информации или сайтам).

Нарушения при оказании платных услуг:

  • неправильно заполнены договоры (не указаны стоимость, уровень образовательной программы, вид документа, который получает студент по их завершении, права обучающегося);
  • берётся плата за повторную защиту диплома, аттестацию, пересдачу экзамена или зачёта;
  • допускается повышение стоимости обучения после заключения договора.

Нарушения, касающиеся сайтов образовательных учреждений:

  • отсутствие достоверной информации;
  • неполная информация о вузе;
  • объявления о замещении вакантных мест размещаются менее чем за 2 месяца до даты проведения конкурса;
  • нет информации о сотрудниках, у которых в следующем учебном году истекает срок договора;
  • нет полной информации о правилах приёма и телефона для обращения абитуриентов;
  • не указан список и «вес» личных достижений абитуриентов, учитывающихся при поступлении;
  • нет информации об основной образовательной программе;
  • нет информации о возможности посещения факультативных занятий;
  • нет сведений о профессорско-преподавательском составе;
  • тексты выпускных работ не проверяются на заимствования и не размещаются в электронно-библиотечной системе вуза;

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/o-proverkah-vuzov-rosobrnadzorom-v-2016-godu.html

Пресс-служба Рособрнадзора, обнародованы результаты плановой проверки вузов в двух регионах Российской Федерации

Как сообщает пресс-служба Рособрнадзора, обнародованы результаты плановой проверки вузов в двух регионах РФ. Соблюдение лицензионных правил и качество подготовки студентов в проверенных учреждениях вызывают у министерства тревогу.

Итак, в Воронежской области проверили 22 вуза и филиала, а также 33 представительства вузов. По данным Рособрнадзора, лицензионным нормам соответствуют (с оговорками) – всего лишь пять вузов.

Значительные нарушения в выполнении лицензионных нормативов выявлены в Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.

Бурденко, в Воронежском филиале «Московской открытой социальной академии».

Но если лицензионные проблемы (в принципе) быстроустранимы, то быстро улучшить качество подготовки специалистов едва ли получится.

А нарушают установленный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Воронежский государственный университет; Многоуровневый образовательный комплекс «Воронежский экономико-правовой институт; филиал «Воронежский экономико-правовой институт» в г. Россоши; Воронежский филиал НОУ «Московский институт экономики, менеджмента и права».

Многочисленные нарушения в работе представительств нашли в Воронежском государственном аграрном университете имени К.Д.Глинки (Павловск, Лиски, Нововоронеж, Острогожск, Россошь, Калач, Борисоглебск, Озерки), Институте современной экономики (Воронеж); Московском экономико-финансовом институте (Воронеж).

Ряд представительств высших учебных заведений, не дожидаясь проверки, поспешили самоликвидироваться. Это представительства Всероссийского заочного финансово-экономического института (Калач); Всероссийского заочного финансово-экономического института (Россошь); Ивановской государственной текстильной академии (Воронеж).

В Ханты-Мансийском автономном округе проверили 39 вузов и филиалов, 25 представительств вузов. Лицензионным нормам с трудом соответствуют четыре вуза. Значительные нарушения нашли в филиалах Ханты-Мансийского государственного медицинского института, Ивановского государственного энергетического университета в г.

Радужном, ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина)» в г. Югорске, Российского государственного профессионально-педагогического университета (в Советском). Ректорам вузов Рособрнадзор разослал предписания, требуя выполнить условия лицензионных требований.

И, так же как в Воронежской области, ряд филиалов и представительств поспешили заявить о ликвидации. Речь идет о Нижневартовском филиале Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, филиале Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в г.

Радужном, Ханты-Мансийском филиале Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, филиале государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» в г. Мегионе.

По данным Рособрнадзора, качество подготовки студентов страдает в филиалах Северо-Западной академии государственной службы (Нижневартовск), Тюменского государственного нефтегазового университета (Нефтеюганск); Тюменского государственного нефтегазового университета (Нягань), Тюменского государственного нефтегазового университета (Урай), Тюменского государственного университета (Урай), Института бизнеса и права (Нижневартовск), Российского государственного социального университета (Советский), Уральской академии государственной службы (Лангепас). Качество не соответствует стандарту в Сургутском государственном педагогическом университете, в Нижневартовском экономико-правовом институте (филиал), в Тюменском государственном университете.

С представительствами вузов тоже все плохо… В соответствии с законодательством работают лишь 3 из 25, остальные – с многочисленными нарушениями. Особые претензии у Рособрнадзора к Сибирскому институту бизнеса и информационных технологий, разбросавшему аж пять своих представительств по краю.

А в «самоликвидаторах» здесь – Тюменский государственный архитектурно-строительный университет (Урай, Нижневартовск, Лянтор, Нефтеюганск), Сургутский государственный университет (Нефтеюганск), Московский государственный открытый университет (Нефтеюганск), Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (Сургут, Нижневартовск, Лангепас, Ханты-Мансийск), Сибирская государственная геодезическая академия (Нягань), Омский государственный университет (Сургут), Уральский государственный университет им. А.М.Горького (Нефтеюганск), Тюменский государственный университет (Нефтеюганске), Уральский юридический институт МВД России (Нягань).

Итого 19 филиалов и представительств закрылись сами. Рособрнадзору удалось основательно их напугать. На очереди еще с десяток вузов, которые уже может закрыть сам Рособрнадзор. И это только в двух регионах. Вопрос: хорошо, что ликвидируются плохие вузы? Хорошо.

Только что будут делать со студентами? Как говорил ранее министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, студенты от закрытия вузов не пострадают. Как ответил руководитель пресс-службы Рособрнадзора Сергей Шатунов сегодня, устройство дальнейшей судьбы молодых людей находится в руках администрации самих вузов и их учредителей.

Получается, если учредителем вуза является Рособразование, оно имеет достаточно возможностей для устройства студентов. Если вуз – частный, проблема обостряется…

Кстати, если взглянуть на представленный выше список «отличившихся», то получается, что речь порой идет о филиалах довольно известных вузов (на что, видимо, и покупаются будущие студенты). Как заявил Сергей Шатунов, черных списков вузов, дающих некачественное образование, у Рособрнадзора нет. А если списков нет… мина для абитуриента может сработать в любом месте и в любое время.

По материалам Независимой газеты.

Источник: https://www.vedu.ru/news4860/

Ссылка на основную публикацию