Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов — студенческий портал

Что может быть основанием для внеплановой проверки? Как к ней подготовиться? Можно ли оспорить решение Рособрнадзора?

Многие, вероятно большинство, считают или предполагают, что контроль государства в сфере образования (в том числе и посредством проверок обрнадзора) важен, потому что он:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • обеспечивает право на образование каждому гражданину страны;
  • заставляет родителей отправить своих детей в школу, даже если они того не хотят по каким-либо причинам;
  • делает образование доступным для всех;
  • помогает в создании гражданского общества, где каждого его члена принимают и уважают.

Чиновники и законодатели наверняка руководствуются именно этими убеждениями, когда принимают новые образовательные законы и стандарты. Проблема в том, что они хотят того, чтобы дети получили определённый уровень образования. Такой, которого будет достаточно чтобы быть полезным членом общества и работать на государство или промышленность. 

Существует точка зрения, что госконтроль в образовании не нужен и даже вреден.

  1. Образовательные стандарты могут в определённой степени ограничивать свободу людей.
  2. Он пропагандирует безоговорочное подчинение, принятие авторитетов, стадное мышление и зависимость от власти.
  3. Он создаёт «равенство» за счёт снижения требований к человеку.
  4. Он редко поощряет индивидуальность, новшество, любопытство, креативность и стремление к выдающимся результатам.
  5. Он может подрывать личные ценности, мораль и убеждения.
  6. Он делает детей заложниками политических изменений, частных интересов, исследователей и реформаторов. Пример — введение ЕГЭ, которое сегодня практически свело на нет обучение в 10 и 11 классах.
  7. Он снижает возможность родителей предоставить детям тот уровень образования, который они для них желают.

Госконтроль образования в России

Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов - Студенческий портал

Тем не менее, с контролем образования сталкивается каждое образовательное учреждение. Проверки обрнадзора, которые его сопровождают, можно считать одним из самых напряжённых и неприятных событий для руководства организации, поэтому к ним лучше всего готовиться заранее. О том, как это сделать, пишет «Высшая школа экономики».

Цель проверок Рособрнадзора — предупредить, выявить и пресечь любое нарушение образовательным учреждением или его руководством требований, которые установлены законами и нормативными правовыми актами (на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ). Если они были выявлены, то последующие проверки будут направлены на то, чтобы определить, устранены нарушения или нет.

В ходе проверок происходит следующее:

  • проводится анализ и экспертиза документов и материалов, которые характеризуют деятельность организации в тех вопросах, которых касается проверка;
  • изучается информация, которую размещает организация на своём официальном сайте в интернете или другим способом, на соответствие требованиям закона РФ.

Если вопрос касается качества образования в учреждении, то:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Советы эксперта: как сдать огэ по математике - студенческий портал

Оценим за полчаса!
  • проверяется, насколько хорошо обучаемые справляются с освоением программ (если проверка выездная);
  • изучается успеваемость и результаты промежуточной аттестации учащихся и результаты итоговой аттестации выпускников (и при выездной, и при документарной проверке).

Виды проверок

Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов - Студенческий портал

  1. Документарная — изучение и оценка сведений, которые содержатся в документах образовательной организации. Проводится там, где находится проверяющий орган. Что нужно предъявить? Локальные акты, распоряжения, информацию об организации, которая находится в общем доступе. Если документов не хватает, направляется официальный запрос на предоставление того, что ещё необходимо. У организации есть 10 дней на то, чтобы этот запрос выполнить и предоставить копии нужных документов, которые заверены печатью и подписью. Если этого не сделать — наступает административная ответственность и назначается штраф от трёх до пяти тысяч рублей для юрлиц.
  2. Если документарной проверки недостаточно по каким-либо причинам, то происходит выездная. В ней могут участвовать сторонние эксперты, у которых есть соответствующая аккредитация.

В ходе выездной проверки контролируются:

  • локальные нормативные акты и распоряжения;
  • соблюдение работниками организации установленных требований;
  • состояние территорий, зданий, помещений, оборудования;
  • непосредственно образовательная деятельность.

       3. На основании ежегодного плана проводятся плановые проверки. Ознакомиться с планом можно на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта РФ. О плановой проверке организация должна быть предупреждена не позднее чем за три дня с помощью почты или другого доступного способа, например, факса.

      4. Для внеплановой проверки должны быть основания, которые строго определены законом. Они не ограничиваются периодичностью, которая установлена для плановых.

Основаниями могут быть:

  • истечение срока на выполнение предписаний об устранении нарушений, которые были выявлены ранее (самая распространённая причина);
  • обращения, заявления, информация от органов власти или СМИ (угроза или причинение вреда жизни или здоровью, чрезвычайные ситуации и нарушение прав потребителей).
  • поручение Президента, Правительства или на основании требования прокурора;
  • нарушение требований законодательства при проведении государственной аккредитации;
  • нарушение требований законодательства, которое было выявлено в ходе мониторинга в системе образования.

Проверки Рособрнадзора в СПО

Одна из главных целей нацпроекта «Образования» — войти в десятку лучших стран мира по качеству образования к 2024 году.

Для этого в 2019 году к традиционным оценочным процедурам, которые проводит Рособрнадзор, добавилась оценка качества образования в регионах по модели международного исследования PISA.

Первый этап исследования завершён, его результаты будут известны в апреле 2020 года.

В феврале 2019 года глава Рособрнадзора Сергей Кравцов принял участие во всероссийском совещании по вопросу интеграции контрольно-надзорной деятельности и единой системы оценки качества образования.

В ближайшие годы, я считаю, нам нужно разбираться со средним специальным образованием, — заявил он во время выступления. — Во многих регионах проблемы, задачи решаются, но, тем не менее, необходимо введение системы оценки качества программам подготовки в привязке к региональным рынкам труда.

Вопросы и ответы по теме проверок Рособрнадзора

Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов - Студенческий портал

  1. Можно ли оспорить решение Рособрнадзора? За последние годы несколько десятков раз решения оспаривались. Несмотря на то, что формальные основания для этого есть часто, почти никогда заключение не менялось.
  2. Какие самые частые причины отзыва аккредитации? Неверно оформленные документы. Даже незначительные ошибки и неточности могут иметь значение.
  3. Зависит ли результат проверки от эксперта, который её проводит? Да, некоторые могут придираться ко всему подряд и искать слабые места, другие — подскажут, помогут, исправят.
  4. Как формируются команды экспертов, которые проверяют? Не известно, типичный эксперт — это типичный сотрудник обычного образовательного учреждения.
  5. Пытаются ли проверяющие «договориться»? По информации портала «Медуза», из множества интервью с теми, кто прошёл проверку, никто не упоминал конверты с деньгами.
  6. Можно ли подготовить все документы так, чтобы претензий не было? Невозможно, потому что объём бумаг гигантский, и всегда происходят непредвиденные обстоятельства (кто-то уволился или заболел, график сломался и т.д.)
Читайте также:  Васильева не хочет сокращать творческие предметы - студенческий портал

Тем не менее, сильно упростить прохождение проверки и снизить шанс получения замечаний и штрафов до минимума можно.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/proverki-rosobrnadzora

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов - Студенческий портал

Вузовское сообщество встрепенулось от заявления главы Рособрнадзора Сергея Кравцова. Он допустил, что механизм аккредитации вузов будет упразднен. Вместо него планируется развивать «не столько проверки, сколько профилактику, предупреждение нарушений, которые могут быть».

Нарушения действительно выявляются. Согласно отчетам ведомства, в отношении российских вузов с января по сентябрь этого года провели 474 проверки. 70% из них — контроль за качеством образования и лицензионный контроль. По итогам проверок сформировался даже топ часто встречающихся нарушений.

Среди них — отсутствие должной материально–технической базы для проведения занятий, неуказание профильного образования и квалификации преподавателей, непроведение их аттестации и медосмотров.

Студентам не дают доступа в электронные библиотеки, возможности «освоения факультативных дисциплин» и не оплачивают проезд до места прохождения производственной практики.

В 2018 году Рособрнадзор лишил аккредитации 47 российских вузов. В 2019–м — 10 петербургских (все — негосударственные).

В самом университетском сообществе в процессе аккредитации видят поглощающую огромное количество времени бумажную волокиту: «Каждый раз процедура аккредитации парализует работу университета не только в дни самой проверки, но за много месяцев до ее начала.

Однако даже гигантские усилия по подготовке документов в соответствии с госстандартами могут окончиться отказом в аккредитации в силу расплывчатости требований, которые допускают разные трактовки. Верной будет только трактовка эксперта», — говорит директор Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт–Петербурге Катерина Губа.

Сам университет, как известно, познал все тонкости аккредитации на собственном опыте: в 2016–м Рособрнадзор сначала приостановил действие госаккредитации всех его образовательных программ, затем через месяц все вернул, затем снова нашел 120 нарушений — и отобрал аккредитацию. Впоследствии дошло до отзыва лицензии. История закончилась только летом этого года, когда ЕУ получил от Рособрнадзора аккредитацию своих образовательных программ сроком на 6 лет.

Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов - Студенческий портал

Бумаги к проверке

В конце августа 2019 года Рособрнадзор подписал поправки о внесении изменений в действующую систему.

По новым нормативам, для оценки отдельных образовательных программ ведомство будет привлекать экспертов, чья квалификация соответствует направлениям подготовки; срок действия аккредитации экспертов составит 5 лет вместо прежних 3; будут учитываться успехи вузов на международной арене (их позиции в ведущих мировых рейтингах). При выявлении нарушений у университетов есть право в течение 5 дней все устранить.

«Аккредитация является скорее обременением для вузов, нежели инструментом оценки качества их образовательных программ, — считает декан факультета международных отношений и политических исследований СЗИУ РАНХиГС Евгений Рощин.

— Она связана с проверкой бумаг, а не состояния образовательного процесса, качества обучения студентов. Я работал в европейских университетах и могу сказать, что там научились сохранять качество образовательного и научного процесса без аналогичной системы аккредитации».

«Безусловно, переход на риск–ориентированную систему обеспечит повышение прозрачности и предсказуемости контрольно–надзорных мероприятий, — полагает Ирина Шаповалова, начальник управления СПбГЭУ.

— Однако требуется пересмотр критериев, подлежащих отражению в специальном разделе официального сайта образовательной организации, определяющих уровень практикоориентированности образовательной деятельности».

Покажите эксперту

Как отмечает Сергей Кравцов, главная цель нынешних изменений — перейти от процедуры проверки и наказаний к системному мониторингу. Его ведомство уже ведет с 2012 года, в нем учитывается каждое образовательное учреждение страны.

  • Мониторинг содержит множество показателей по численности преподавателей и студентов, доходам вузов из бюджетных и внебюджетных источников, трудоустройству выпускников.
  • К слову, именно к этим сведениям «ДП» обращался при составлении рейтингов городских вузов, которые вышли в июне и октябре этого года.
  • В свою очередь участники профессионального сообщества дружно заявляют, что оценку качества вузов необходимо доверить экспертам.

«Не обязательно государству самостоятельно оценивать вузы, просто пусть вместе с нами сделают инструмент, которому вузы будут доверять.

Это самоуправление в регулировании, которое важно переключить на механизм оценки репутации, — тогда вузы будут оценивать друг друга как экспертное сообщество.

Нам нужна система коллегиальной и легитимной оценки, как это практикуется в мировой университетской среде», — подчеркивает Евгений Рощин.

Профессиональная экспертиза повышает значимость самих экспертов, считает Катерина Губа: «От их фигуры зависит, будет ли вузу дана возможность исправить документы или мелкие нарушения в документах станут основанием признать образование не дотягивающим до минимального стандарта. При этом исследование пула экспертов Рособрнадзора показало, что зачастую эксперты представляют не самую лучшую часть университетского сообщества».

Другой вариант — система независимой оценки. Такой эксперимент Минобрнауки поставил в 2017 году. За основу взяли опрос преподавателей вузов, студентов и их родителей. Доверить оценку эффективности и качества вузов тоже можно было бы сторонним организациям.

Однако и у этой идеи есть подводные камни: «Существенным ограничением широкого использования независимой оценки качества и профессионально–общественной аккредитации является стоимость данных процедур, которая потребует включения дополнительной статьи расходов в бюджет организации.

В случае отказа от государственной аккредитации остается вопрос отбора организаций и сообществ, которые могут проводить такую экспертную оценку», — уверена начальник управления качества образовательного процесса Университета ИТМО Ольга Елисеева.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2019/12/11/Akkreditacija_protiv_monit

«Диссернет» заподозрил экспертов Рособрнадзора в плагиате :: Общество :: РБК

Авторы доклада подчеркивают, что проверяли тех экспертов, у которых диссертации защищены в вузах и диссертационных советах, прежде замеченных в многочисленных нарушениях. ​«Доступных по трудозатратам методов, которые позволили бы оценить число плагиаторов среди всех экспертов Рособрнадзора, не существует», — признали в докладе его авторы.

Из 224 человек у 48 были обнаружены, как утверждают в «Диссернете», некорректные заимствования в собственных работах, у 23 был найден подлог в диссертациях, 116 из них были замешаны в защите диссертаций с плагиатом и другими нарушениям. «По меньшей мере десятки экспертов имеют опыт сознательного и масштабного нарушения базовых норм академической этики», — утверждают в сообществе.

РБК направил запросы первым пяти участникам антирейтинга «Диссернета». Профессор кафедры экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Александр Колесников заявил, что уже три года не является экспертом Рособрнадзора и сейчас только преподает; остальные лидеры антирейтинга на момент написания материала на вопросы РБК не ответили.

Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов - Студенческий портал

Кроме того, эксперты Рособрнадзора более склонны к нарушению академических норм, чем средний российский ученый, полагают в «Диссернете» на основании результатов проверки работ.

«Полученные результаты позволяют заключить, что корпус экспертов Рособрнадзора не обладает ни достаточным профессионализмом, ни необходимыми этическими качествами для выполнения экспертной функции.

Рособрнадзор не проводит должный отбор специалистов для проведения проверок и тем самым полностью дискредитирует себя как экспертную организацию Присутствие в списке сотен недобросовестных лиц также компрометирует добросовестных и профессиональных экспертов», — делает вывод «Диссернет».

Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов - Студенческий портал

По мнению членов «Диссернета», функции оценки и аттестации вузов могли бы взять на себя сами вузы или вузовские сообщества, ассоциации и объединения.

«Это позволило бы изменить подход к аккредитационным процедурам, вырабатывать содержательные параметры для оценивания и привлекать ведущих экспертов. За регулятором целесообразно оставить комплекс формальных инспекционных функций.

В ряде случаев уровень и независимость экспертизы можно существенно повысить благодаря привлечению РАН», — указывают в «Диссернете».

«Диссернет» настаивает, что для осуществления общественного контроля за экспертами необходимо обеспечить прозрачность информации о них — помимо имени публиковать место работы, должность, научный статус и т.д.

Все эксперты до определения их полномочий и после этого проходят специализированное обучение, практически все они имеют положительные рекомендации руководителей образовательных организаций, которые их направляют, сообщили РБК в пресс-службе Рособрнадзора на просьбу прокомментировать выводы «Диссернета». Процедуры аккредитации экспертов максимально открыты и оговорены в законе «Об образовании» и других документах, заметили в ведомстве и подчеркнули, что квалификационные требования к экспертам вовсе не содержат обязательного требования о наличии ученой степени.

Выводы «Диссернета» предсказуемы, заметил ректор Московского городского педагогического университета, бывший заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко.

Похожее исследование делал Европейский университет в прошлом году: тогда выводы экспертов были схожи с выводами активистов «Диссернета», указал он. ​Тем не менее российское вузовское сообщество, даже с помощью РАН, не может контролировать себя самостоятельно, уверен Реморенко.

«У разных вузов — разные научные школы. Это касается той же педагогики. Пытаться все подвести под один курс или канву — неправильно», — пояснил он.

Оптимальная система для аккредитации вузов была при министре Дмитрии Ливанове, уверен Реморенко.

Тогда вузы должны были следовать показателям эффективности, которые формировались исходя из среднего балла в учреждении по ЕГЭ, объемов затрат на науку, наличия заказов от бизнеса и т.д.

С проверкой в учреждение приходили только в том случае, если какие-то из этих показателей были незначительными, напомнил эксперт.

Авторы: Полина Звездина, Валерий Романов

Источник: https://www.rbc.ru/society/08/10/2018/5bbb4ccc9a79470877b032ac

В россии отчислили половину вузов

За три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину — на 1097 организаций. Таким образом, фактически завершена «зачистка» высшего образования в России, объявленная предыдущим руководством Минобрнауки. Она предполагала сокращение числа вузов на 40%, а филиалов — на 80%.

В экспертном сообществе отмечают, что теперь система оценки качества высшего образования в России должна сосредоточиться на проверках только там, «где риски наиболее высоки». Собеседники “Ъ” не исключают, что этот вопрос может быть поднят в ближайшее время в связи с «возможной сменой кабинета министров».

В распоряжении “Ъ” оказалась ведомственная аналитическая справка, из которой следует, что в 2017 году Федеральная служба по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) приостановила действие лицензии 35 организаций высшего образования. В 68 вузах и их филиалах был запрещен прием абитуриентов.

Лишены государственной лицензии на образовательную деятельность 58 вузов. В 125 действие государственной аккредитации было приостановлено (в 70 из них после устранения нарушений лицензия возобновлена). По решению арбитражных судов в 32 организациях было аннулировано действие лицензии (18 из них — в Москве).

Аккредитация подтверждает уровень реализуемых образовательных программ и соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам. Лицензия дает образовательной организации право осуществлять образовательную деятельность.

Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов - Студенческий портал

Таким образом, с 2014 по 2017 год количество вузов и филиалов в России сократилось на 1097 (с 2268 до 1171; данные на январь 2018 года). Сокращение более всего затронуло филиалы государственных и негосударственных вузов: число первых уменьшилось с 908 до 428, вторых — с 422 до 81.

Государственные головные вузы за три года также понесли потери, их стало меньше на 83 (с 567 до 484), негосударственных — на 193 (с 371 до 178).

С 2014 по 2017 год по итогам проверок возбуждено 2850 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций, которые были оштрафованы на общую сумму 48,3 млн руб.

Фактически эти показатели соответствуют планам Минобрнауки, где ранее сообщали о намерении к концу 2016 года «завершить очистку высшего образования от вузов и филиалов, которые не дают качественного образования».

Как сообщал “Ъ”, в марте 2015 года работавший тогда министром образования Дмитрий Ливанов заявлял, что концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы предусматривает сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов — на 80%.

«Речь идет прежде всего о сокращении негосударственных вузов, дающих некачественное образование,— подчеркнул господин Ливанов.— У нас есть примерно 100–150 хороших негосударственных вузов. Им ничего не грозит, наоборот, мы будем им помогать, давая в том числе и доступ к государственным бюджетным местам.

Но все, что касается некачественного образования, должно уйти из нашей жизни. И именно вот это означает для нас сокращение сети высших учебных заведений». По словам министра, слабым вузам Минобрнауки «объявило войну».

Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов - Студенческий портал

«Безусловно, решить все проблемы нельзя, но ощутимые подвижки в этой сфере я вижу,— заявил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по образованию Геннадий Онищенко.

— Когда закрывают абсолютно надуманные факультеты или вузы, где, по существу, просто покупают липовые дипломы».

Читайте также:  Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - студенческий портал

По мнению депутата, проблема оценки качества образования сейчас особенно актуальна в связи с приходом бизнеса в образование: «Рособрнадзор сделал серьезный шаг в сторону наведения порядка в этой области».

Теперь механизм контрольно-надзорной деятельности в высшем образовании в России должен измениться, считает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: «В рамках существующей нормативно-правовой базы в сфере высшего образования Рособрнадзор сделал немало, однако сам по себе механизм вузовской аккредитации устарел, оцениваются формальные требования, которые не могут говорить о качестве образования в целом. В Рособрнадзоре понимают, что требуется кардинальная перестройка системы оценивания». По его словам, новая система оценки качества образования должна соответствовать требованиям работодателей. «Думаю, что этот вопрос должен быть на повестке дня в 2018 году, тем более с учетом возможной смены кабинета министров»,— отметил господин Реморенко.

Ранее в Рособрнадзоре сообщали, что в России готовится масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности, которая коснется в том числе высших учебных заведений.

Предполагается, что все университеты попадут в одну из четырех категорий по уровню риска в соответствии с выявленными при проверке нарушениями. В ведомстве рассчитывают, что переход на новую систему поможет «сосредоточиться на проверках там, где риски наиболее высоки».

В вузовской среде отмечают, что новая модель проверок «сбережет нервы» вузам с хорошей репутацией и приведет к дальнейшему сокращению общего числа высших учебных заведений в России (см. “Ъ” от 20 июня 2017 года).

Ожидалось, что закон, устанавливающий новые правила контрольно-надзорной деятельности, будет принят до конца 2017 года, однако этого до сих пор не произошло.

Анна Макеева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3540086

«Зачистка» вузов или борьба за качество образования

Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов - Студенческий портал

Трём государственным вузам Рособрнадзор запретил приём студентов — это Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, а также Орловский государственный аграрный университет имени Н.А. Парахина. Каковы причины и что делать в этой ситуации абитуриентам, студентам и преподавателям?

Все «несчастливые» вузы несчастливы по-своему

Частные вузы тоже не обошли мартовские проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — у Кисловодского института экономики и права прекращено действие лицензии, а у Санкт-Петербургского института гуманитарного образования оно приостановлено. Частично лишён государственной аккредитации Московский филиал Российской международной академии туризма.

Причины закрытия вузов и приостановления их деятельности самые разные, говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. «Как известно, все счастливы одинаково, а несчастливы по-своему.

Каким-то вузам не хватает материально-технической базы, где-то имеет место невыстроенность учебного процесса или не очень высокие результаты — у каждого причина своя», — объясняет она. Проверки Рособрнадзора — обычное дело, они проходят каждый месяц.

И ведомство действует в строгом соответствии с существующей нормативной базой, заверила Духанина.

Как сообщили в СПбГИКиТ, запрет на приём студентов для них чисто техническая, временная мера. «У нас только что была проверка Рособрнадзора.

Выявлены замечания, обычно это автоматически означает приостановку приёма до того, как мы их исправим»,— сообщил в СМИ проректор этого вуза Дмитрий Барсуков.

Замечания Рособрнадзора институт, по его словам, планирует устранить в начале апреля, а летний приём абитуриентов СПбГИКиТ отменять не намерен.

В официальном обращении ректората, размещённом на официальном сайте вуза, говорится, что «Рособрнадзором был сделан ряд замечаний, касающихся оформления научных работников института на работу, оформления договоров, заключённых со студентами, и содержания сайта института». «Эти замечания не являются существенными, носят технический характер и не касаются образовательной и иной деятельности института, учёбы студентов и педагогической деятельности преподавателей», — добавили в СПбГИКиТ.

Иная ситуация в Кисловодском институте экономики и права, который решением суда лишён лицензии, — его образовательная деятельность, по существу, прекратилась ещё в прошлом году, говорит ректор института Азнаур Дудов.

«Я уже давно перевёл студентов в другие вузы, институт прекратил свою образовательную деятельность. Но мы не торопимся его закрывать, ещё пару лет надо вуз держать, пока люди обращаются к нам за справками, с запросами по поводу того, что они у нас обучались», — рассказывает ректор.

Лицензия отобрана по решению суда, бороться за её восстановление бесполезно, говорит он.

«Наверное, пришло время нашего вуза… К этому времени в нашем регионе уже закрыли практически все частные вузы», — добавил он.

В последний раз, по его словам, в институт приехала комиссия, сделала замечания, и уже через три дня в газетах появились материалы о том, что в вузе приостановлена аккредитация по причине выявленных замечаний.

«Таким образом, сразу морально убивается вуз, понимаете? В предыдущую проверку нам давался месяц, и мы исправили все замечания. В любом вузе можно найти ошибки и недоработки, — говорит Дудов. — В последние годы есть тенденция к сокращению частных вузов. Может, с самого начала надо было планку требований к ним поднять?»

Попробуйте 2000 студентов куда-то перевести…

Читайте по теме Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов - Студенческий портал
Перед вузами, деятельность которых прекращается, встаёт серьёзная проблема — как устроить студентов в другое учебное заведение. «Я писал письмо в Рособрнадзор — дайте возможность учебный год закрыть. Когда закрывается вуз в середине учебного года, очень тяжело перевести студентов. Мы же не одного студента переводим, попробуйте 2000 перевести по вузам. Это огромная проблема», — сетует Дудов.

Кто мешает Рособрнадзору сообщить вузу, что его скоро закрывают и дать возможность студентам доучиться 4-5 месяцев до конца учебного года? Тем более что процесс закрытия вуза очень долгий, он идёт пошагово — сначала приостановление аккредитации, потом приостановление набора, затем приостановление лицензии через суд, поясняет ректор.

«Законодателям надо подумать над тем, чтобы закрытие вузов происходило по окончании учебного года, чтобы у студентов была возможность завершить учебный год и профессорско-преподавательскому составу за летний период найти себе новое место работы», — также соглашается замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Профильный думский комитет, по её словам, на прошлой неделе уже обсуждал этот вопрос.

Под «топор» попадают и нормальные вузы

Установку Правительства на резкое сокращение количества вузов надо менять, уверен первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

По Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы количество вузов за эти годы должно сократиться на 40 процентов, а филиалов — на 80, напоминает депутат.

«По данным Рособрнадзора с лета 2014-го до весны 2016-го закрыто 1100 вузов и филиалов — было 2500, стало 1400. При этом количество вузов в США, например, в расчёте на душу населения примерно вдвое больше, чем в России», — сказал парламентарий.

Проблема здесь не в Рособрнадзоре, а общей установке Правительства на сокращение количества вузов и филиалов, считает он.

«Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие», — констатирует Смолин. И значительная часть студентов лишается возможности продолжить учёбу, уверен он. Некоторые из них не могут перевестись в другой вуз, если, к примеру, в не очень большом городе закрываются все филиалы.

Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие.

Вторая ситуация — студенты из частных вузов не могут перевестись в государственные, поскольку Минобразования установило планку, ниже которой нельзя брать плату за обучение в госвузах. В частных вузах, как это ни парадоксально, стоимость часто бывает ниже…

«Думаю, ФЦП развития образования нужно менять, и положение о резком сокращении количества вузов из неё исключать. Борьба за качество образования не должна превращаться в борьбу против права на образование», — считает политик.

В противном случае мы можем получить большое количество молодёжи без работы и без возможности учиться. Этот вопрос может оказаться вопросом политической стабильности. «Не думаю, что в период кризиса мы должны искусственно сворачивать систему образования.

Все страны с рыночной экономикой, начиная с США времён Рузвельта, поступали прямо наоборот», — заключил он.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Рособрнадзором и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования, вуз обязан прекратить образовательную деятельность.

В случае приостановления или лишения действия государственной аккредитации, вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать документы собственного образца. При этом вуз не может выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.

  • При приостановке или аннулировании лицензии, а также приостановлении или лишении образовательной организации государственной аккредитации учредитель вуза обязан обеспечить перевод обучающихся, с их письменного согласия, в другие высшие учебные заведения на имеющие госаккредитацию программы по аналогичным направлениям подготовки с сохранением всех условий обучения (форма и курс, а также стоимость обучения).
  • Приём в образовательную организацию запрещается в случае неисполнения предписаний Рособрнадзора.
  • Запрет на приём обучающихся не налагает иных ограничений на образовательную деятельность вуза.
  • Типовые нарушения, выявляемые во время лицензионного контроля:
  • отсутствие документов, подтверждающих право пользования зданиями и территориями;
  • невыполнение требований ФГОС в отношении материально-технического обеспечения, образовательных программ и помещений;
  • нет компьютеров, подключенных к сети Интернет;
  • не оборудованы мастерские и лаборатории;
  • нет тренажёров, тира;
  • нет демонстрационного оборудования для проведения лекций;
  • не разработаны основные и дополнительные образовательные программы;
  • уровень профессиональной подготовки не соответствует должности сотрудника;
  • не все учащиеся обеспечены доступом к электронным обучающим материалам;
  • отсутствуют преподаватели, отвечающие за формирование у обучающихся профкачеств по выбранной профессии, самостоятельности, творческих способностей и инициативы;
  • в расписание занятий не включён длительный перерыв для приёма пищи.

Источник: https://www.pnp.ru/social/2017/03/31/zachistka-vuzov-ili-borba-za-ikh-kachestvo.html

График плановых проверок сайтов вузов на 2020 год

Ежегодно Рособрнадзор, Министерство науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ регулярно проводят мониторинг сайтов образовательных организаций на соответствие нормативным требованиям размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации.

В рамках мониторинга проверка сайтов осуществляется в двух разных формах:

  • в автоматическом режиме — с использованием специальных систем мониторинга,
  • в ручном режиме — контроль параметров, «ненайденных» по результатам автоматизированной проверки.

Очень важно, чтобы на сайте образовательной организации существовали специальные разделы с учетом микроразметки, указанной в Актуализированных методических рекомендациях 2018

В конце 2018 и 2019 г. Рособрнадзором в рамках государственного контрактов №Ф-12-кс-2018 и №Ф-09-кс-2019 проведёны мониторинг системы высшего образования в отношении более 1500 образовательных организаций высшего образования (ОО ВО), включая филиалы.

Были проанализированы показатели мониторинга системы образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 955 от 22 сентября 2017 г. и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10.06.

2019 № 796 «Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки»

Рособрнадзор продолжает следить за деятельностью вузов - Студенческий портал

C 1 июня 2020 г. будет проводится аналогичный мониторинг сайтов в рамках исполнения следующего аналогичного госконтракта.

Для того, чтобы вы всегда были в курсе предстоящих проверок, мы создали для вас график плановых проверок сайтов вузов на 2020 год.

График на 2020 год

ЭтапДата проведенияНазваниеОсобенности проведенияМероприятия в рамках мониторинга системы образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 955 от 22 сентября 2017 г. и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10.06.2019 № 796. Для реализации автоматической проверки необходимо наличие на официальном сайте организации микроразметки. При отсутствии микроразметки проверка сайта производится экспертным путем.1 этап 1 часть01.06.2020 — 01.08.2020Организация приёмной кампании 2020 года. Информация о приеме на обучение по программам ординатуры, подлежащая размещению на сайте ОО не позднее 1 апреляАнализируются ОО у которых имеется действующая лицензия по программам ординатуры. Анализ сведений, размещённых на официальных сайтах вузов с помощью сервисов автоматизированной проверки. Контроль «не найденных» по результатам автоматизированной проверки параметров в ручном режиме.

Источник: https://db-nica.ru/grafik-planovih-proverok-saytov-vuzov

Ссылка на основную публикацию