Онлайн против очного: как выбрать форму обучения — студенческий портал

Онлайн против очного: как выбрать форму обучения - Студенческий портал

Почему одни курсы называют дистанционными, а другие онлайн? В чем их принципиальная разница и есть ли она вообще? В этом материале мы попытались разобраться в этих вопросах и дали небольшие рекомендации по выбору программы обучения тем, кто планирует повышать квалификацию и осваивать новые полезные для профессии навыки.

Дистанционное обучение

Это словосочетание чаще всего ассоциируют с заочной формой обучения, но оно подразумевает совершенно другое понятие.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий.

Во время дистанционного обучения студент занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, решает задачи, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы.

Дистанционное обучение стало популярным с появлением интернета, открыв новые возможности развития для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком.

Вначале дистанционное обучение воспринималось лишь как дополнительный способ приобретения знаний или подготовки к экзаменам.

Сейчас можно пройти полноценные дистанционные курсы и программы повышения квалификации от престижных университетов, коммерческих и некоммерческих компаний из разных стран, находясь в любой точке планеты.

Есть ли отличия между дистанционным и онлайн-обучением, мы поинтересовались у тех, кто работает в этой сфере:

Онлайн против очного: как выбрать форму обучения - Студенческий портал

Онлайн-обучение

Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме “здесь и сейчас”. Этот формат обучения еще называют e-learning или “электронное обучение”. И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово “онлайн” лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Студенты и искусственный интеллект будут обучаться вместе - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с тьютором, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр. Такое обучение позволяет полностью погрузиться в образовательную среду и повышать квалификацию без отрыва от рабочего процесса.

Онлайн против очного: как выбрать форму обучения - Студенческий портал

Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения

Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного — процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями. Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. А “онлайн-обучение” означает, что это обучение происходит при помощи интернет-соединения и гаджетов.

В остальном — они практически полностью идентичны и обладают такими преимуществами:

  • индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно по собственному графику, без привязки к группе, времени и месту занятия
  • доступность — учиться можно с любого компьютера в удобное время
  • персональные консультации с тьютором — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения
  • курс в “кармане” — можно в любой момент пересмотреть урок или пропущенный вебинар в записи, скачать учебные материалы и сдать работу на проверку тьютору.

Главные вопросы при выборе онлайн/дистанционного курса обучения

  • В этом многообразии форматов и названий очень легко потеряться и сложно подобрать качественную программу онлайн-обучения или повышения квалификации.
  • Стоит задать несколько вопросов центрам обучения, прежде чем записываться на онлайн-курс или тренинг.
  • Вот небольшой перечень таких вопросов:
  • Есть ли бесплатные пробные уроки или ознакомительные фрагменты занятий курсов?

Демо версии курсов и тренингов помогают ознакомиться с содержанием курса, уровнем подачи материала и решить, подходит ли вам не только курс, но и сам формат онлайн-обучения.

  • Есть ли у учебного центра аккредитация на подготовку по тем или иным программам?

Положительный ответ на этот вопрос, подкрепленный соответствующими документами, может гарантировать полноту и качество подготовки в центре обучения. Официальные аккредитации выдают национальные и международные профессиональные организации только соответствующим всем требованиям провайдерам.

  • Какие требования программа предъявляет к учащимся?

Если в программе прописаны требования к уровню подготовки или квалификации студента — это означает, что она разработана для конкретной аудитории и ее определенного опыта, что повышает степень полезности материала.

  • Нужно ли будет выполнять какие-либо письменные задания?

Наличие практических заданий — неоспоримый плюс в любом онлайн-курсе. Чем больше заданий, тем выше вероятность качественного освоения новых навыков и знаний.

  • К кому можно обратиться в случае технических проблем (доступ к материалам, преподавателю, загрузка выполненных заданий)? Кто и как быстро их сможет решить?

В идеале, у студента должен быть свой виртуальный кабинет на портале. Там происходит все обучение, сдача заданий, общение с преподавателем и администраторами. Если такового нет, то провайдеры обучения должны указывать контактные номера, адреса почты и/или ссылки на профили в социальных сетях администраторов и кураторов для связи.

  • Каким образом можно связаться с преподавателем для консультации и как часто это можно делать?

Наличие и частота общения с преподавателем значительно влияет на качество обучения. Чем проще проконсультироваться с ним студенту и уточнить правильность выполнения задания или изучения темы, тем выше качество онлайн-обучения.

Интернет и цифровые технологии смешали воедино понятия онлайн и дистанционного обучения. Оба варианта названий подразумевают собой обучение вне аудитории, по собственному графику. Теперь главный вопрос для всех специалистов, желающих повысить свою квалификацию или изучить что-то новое, состоит не в формате обучения, а в его качестве, длительности и актуальности полученных знаний.

Источник: https://finacademy.net/materials/article/chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya

Онлайн-школа против классической: как лучше учиться | Rusbase

В прошлом году 1 сентября более 100 тысяч российских школьников остались дома: они и их родители выбрали альтернативные формы обучения. Три года назад таких было всего 8,5 тысяч. Мы в онлайн-школе «Фоксфорд» видим здесь тренд, поэтому решили разобраться, в чем плюсы и минусы дистанционного образования по сравнению с очным в школе и узнали у своих учеников, как они справляются.

Онлайн-школа против классической: как лучше учиться Юля Талецкая

Хотя дистанционное обучение обретает популярность, в привычную школу все еще ходят более 15 миллионов детей. У этого есть несколько разумных причин.

  • Привычный переход от дошкольного к среднему образованию

Ребенок выпускается из детсада, проходит подготовительные курсы и идет в первый класс в ближайшее к дому учебное заведение. Пусть это не самый простой период для семьи, но весь процесс прозрачный и понятный. 

  • Меньше вовлеченности со стороны родителей

Маме и папе надо выбрать школу, оформить документы и иногда следить, что ребенок ходит на занятия и делает домашние задания. Периодически приходится расписываться в дневнике, спрашивать, почему вдруг появились низкие оценки, ходить на родительские собрания — и на этом всё. Ответственность за качество образования несут школа и государство. 

Онлайн против очного: как выбрать форму обучения - Студенческий портал

Shutterstock / Monkey Business Images

Минусы

  • Ребенок испытывает сильный стресс

Согласно исследованию Harris Insights & Analytics, 79% российских школьников переживают из-за успеваемости в школе.

Это самый высокий показатель по сравнению с Америкой, Германией, Китаем и Японией (всего в исследовании участвовало 5 стран).

Дети страдают из-за того, что в школе их постоянно сравнивают с другими учениками, переживают из-за неудач в процессе обучения, нервничают во время контрольных работ и экзаменов.

  • Снижается мотивация к получению знаний 

Так как главный результат обучения в российской системе — высокая оценка, у детей происходит подмена понятий. Сами знания не имеют ценности, важен только способ получить нужный балл. Поэтому дети много времени тратят на неэффективные усилия: зубрят, списывают, отрабатывают форматы тестов вместо того, чтобы погружаться в интересные им предметы.

  • Не каждая школа может похвастаться звездным преподавательским составом

Иногда родителям приходится возить ребенка по два часа в день туда и обратно, чтобы он мог учиться у ярких и профессиональных педагогов, у которых достаточно сил и энергии на каждого ребенка. Но далеко не все семьи могут себе это позволить.

«Раньше я училась в физико-математическом лицее. Мне не нравился темп, в котором проходят темы в обычной школе. Слишком растянуто, я схватываю гораздо быстрее».

Яна Негина, 8 класс, ученица «Фоксфорда»

  • Сложно наверстать пропущенный материал

Если ребенок заболел, уехал на соревнования или пропустил школу по семейным обстоятельствам, ему приходится самостоятельно искать информацию в учебниках, разбирать сложные темы с родителями, просить конспекты у одноклассников. 

«Бальные танцы — очень важная часть моей жизни. Я занимаюсь ими с 7 лет, и с каждым годом всё чаще езжу по соревнованиям. В начальной школе учителя не обращали внимания на пропуски, но в 5-6 классе давление стало невыносимым. Нормально репетировать и без проблем выезжать на турниры можно только в цифровой школе».

  • Никита Дьяконов, 8 класс
  • Онлайн против очного: как выбрать форму обучения - Студенческий портал
  • Shutterstock / George Rudy

Зачем учиться онлайн

Преимущества заочного образования

Ребенку и родителям не надо тратить время на дорогу в школу, участвовать в обязательных факультативах и официальных классных часах. Надо только являться для прохождения промежуточной и государственной аттестации. Семья выбирает подходящий график обучения и вписывает в него семейные дела, кружки и спортивные секции.

  • Расходы только на образование

Дистанционной школе или репетитору не нужны деньги на новые стулья или пластиковые окна, они не будут ждать дорогих подарков к праздникам. Также не приходится ежегодно заказывать школьную форму или искать редкий учебник во всех книжных города.

  • Гибкое расписание и программа

Родители и ребенок сами решают, что будут изучать и в каком объеме. Более того, преподавателей тоже можно выбирать. Ситуаций, когда дети вынуждены отсиживать (или прогуливать) уроки посредственных учителей, не возникает. Конечно, для гармоничного развития нужно составить сбалансированный учебный план и придерживаться его — тут пригодится помощь профессиональных методистов.  

В домашней школе «Фоксфорда», например, начиная с пятого класса, можно составить индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — персональную программу вплоть до конца 11 класса. Помимо математического и гуманитарного профиля, можно выбрать естественно-научный, технологический, физико-математический и социально-гуманитарный.

  • Учебные материалы всегда под рукой
  1. Любой дистанционный урок можно посмотреть в записи, при необходимости — несколько раз.
  2. Онлайн против очного: как выбрать форму обучения - Студенческий портал
  3. Shutterstock / Monkey Business Images

Недостатки 

  • От ребенка и родителей потребуется больше усилий и ответственности

Здесь нет звонков и строгих учителей, которые ждут в классе. Разработать режим дня и следить за его соблюдением, сбалансировать работу и отдых, добавить в расписание кружки и спорт — все это требует большого участия и внимания со стороны всех членов семьи.

«Конечно, для успешного обучения необходима мотивация. Нет внешнего давления, как в обычной школе, а значит, надо самому садиться за уроки. Поначалу это странно и трудно. Но постепенно перестраиваешься. 

Чем больше свободы получаешь, тем выше взлетаешь. Когда я поняла, что в домашней онлайн-школе мне доступны любые знания — только успевай брать, — я начала больше к ним стремиться».  

Мария Соколай, 10 класс

  • Надо придумать, как ребенок будет социализироваться

Общение со сверстниками в традиционной школе — важный элемент развития. Несмотря на его негативные аспекты (соперничество, агрессию, необходимость сравнивать себя с другими и подстраиваться под социальную группу), оно все же дает опыт тесного взаимодействия с другими людьми. Не говоря уже о том, что на базе ежедневного личного общения в классе можно завязать вполне здоровую дружбу. 

При дистанционном обучении это придется компенсировать: учить ребенка знакомиться и заводить друзей во время занятий спортом и творчеством, организовывать совместные мероприятия с другими семьями, чтобы дети общались и сближались со сверстниками.

Выводы

  • Традиционная школа — простой и понятный вариант. Родителям не нужно разбираться в программе и принимать решения относительно учебного плана. 
  • В то же время традиционная школа не может похвастаться гибкостью: сложно наверстывать пропущенный материал или совмещать учебу, например, с профессиональным спортом; нет возможности заменить слабого преподавателя или сфокусироваться на профильных предметах. 
  • Онлайн-школы и дистанционные репетиторы экономят время и позволяют строить удобное расписание. 
  • На дистанционном обучении ребенок получает больше свободы, но вместе с тем и больше ответственности: ему нет смысла списывать, зубрить или делать шпаргалки. 
  • Если вы хотите перевести ребенка на дистанционное обучение, будьте готовы принимать активное участие в образовательном процессе: выбирать преподавателей, выстраивать расписание, следить за соблюдением режима, обеспечивать ребенку достаточно возможностей для социализации и физической активности.

Фото на обложке: Shutterstock / Fabio Principe

Источник: https://rb.ru/young/online-vs-offline/

Недостатки онлайн-курсов МООС, Дистанционное образование

Для человека, который не может проходить обучение в традиционной форме, онлайн-курсы дают возможность освоить новую профессию или повысить квалификацию.

Но, несмотря на свою популярность, онлайн-курсы не всегда столь эффективны, как хотелось бы.

А все потому, что обучение в онлайн режиме обладает не только преимуществами, но и недостатками, о которых мы сегодня и поговорим.

Читайте также:  10 самых необычных школ мира - студенческий портал

Онлайн против очного: как выбрать форму обучения - Студенческий портал

Уровень развития интернет-технологий позволяет нам получить новые навыки и знания, не выходя из дому посредством прохождения онлайн-курсов МООС.

При этом люди, популяризирующие подобные курсы говорят о неоспоримых преимуществах такой формы обучения, например: отсутствие необходимости посещать университет, экономия времени, широкие возможности общения с людьми из разных стран, возможность получить новую специальность, без прекращения своей профессиональной деятельности.

И они не обманывают, поскольку для человека, который по объективным причинам не может проходить обучение в традиционной форме, эти особенности дистанционного обучения, без всякого сомнения являются, неоспоримым преимуществом.

Но все же онлайн-курсы, несмотря на свою популярность, не всегда столь эффективны, как хотелось бы. А все потому, что обучение в онлайн режиме обладает не только преимуществами, но и недостатками, о которых мы сегодня и поговорим.

Как происходит онлайн-обучение?

Современные онлайн-курсы – это одна из форм дистанционного обучения, с помощью которой можно освоить новую профессию не выходя из дома.

Ярким примером эффективных онлайн-курсов, позволяющих получить не общие представления о профессии, а реальные знания и навыки, являются массовые открытые онлайн-курсы – МООК (больше известна английская аббревиатура MOOC).

Отличаются они тем, что студент не только регулярно получает учебные материалы и выполняет домашние задания, но и может пользоваться интерактивными форумами, где происходит общение студентов и преподавателей.

Некоторые университеты, в том числе и российские, давно практиковали распространение видеозаписей лекций, но только MOOC предусматривают хоть какое-то взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Крупнейшими MOOC-платформами являются Coursera, EdX, NovoEd. С ними сотрудничают такие учебные заведения, как Гарвардский, Стэндфордский, Принстонский университеты, Массачусетский технологический институт и еще многие всемирно известные ВУЗы.

Для прохождения онлайн-курсов необходимо зарегистрироваться на одной из площадок, выбрать нужный курс или специализацию (предполагает несколько курсов) и получать материалы согласно установленным срокам. В рамках темы каждого курса студент выполняет задания и получает оценки. В конце обучения, после сдачи экзамена, студент получает сертификат о пройденном курсе.

Онлайн против очного: как выбрать форму обучения - Студенческий портал

Традиционные формы обучения предполагают не только получение новых знаний и умений, но и позитивный эффект социализации студентов. Под этим понимается развитие таких социальных навыков, как искусство общения и работа в коллективе. Все это возможно только при непосредственном контакте студентов и преподавателей.

А вот онлайн-обучение, где общение происходит в текстовой форме или через видеосвязь, не позволяет в полной мере подготовиться к применению полученных знаний в реальной жизни.

Студенты лишены возможности поработать в группе, выступить перед аудиторией, да и полноценные дискуссии не всегда удобно проводить в режиме онлайн.

В итоге обучающийся не может оценить то, каким специалистом он окажется на практике и сможет ли он эффективно взаимодействовать с коллегами.

Ограниченность

Программы онлайн-курсов ориентированы преимущественно на ускоренное получение знаний. Студентам просто некогда, да и не нужно задумываться о разносторонних подходах к решению той или иной проблемы. То есть, можно говорить о том, что онлайн-курсы формируют у студентов шаблонное мышление, которое ограничивает появление новых мыслей при возникновении нестандартных ситуаций.

Кстати, около 60% опрошенных преподавателей США встревожены растущей популярностью MOOC. Многие считают, что таким образом высшее образование постепенно обесценивается.

Сложности самоорганизации

Каждый курс предполагает определенную учебную нагрузку, которая может варьироваться от 2 до 20 часов в неделю (кстати, в некоторых случаях эти цифры могут увеличиваться в несколько раз).

Главная неприятность в том, что не всегда легко себя заставить сесть за учебу, особенно после тяжелого рабочего дня.

К тому же, в домашней обстановке бывает проблематично настроиться на продуктивное обучение с учетом того, что постоянно приходиться на что-то отвлекаться и уделять внимание другим делам.

Именно поэтому вопрос самоорганизации в ходе онлайн-обучения стоит особенно остро.

При выборе дистанционной формы обучения вы должны быть уверены, что сможете не только выделить достаточное количество времени на ознакомление с учебными материалами, на выполнение заданий, на общение с другими участниками курса, но и грамотно организовать образовательный процесс, чтобы вам ничего не мешало получать новые знания.

Помните, что никто не будет вас заставлять и уговаривать выучить материал, сделать домашнее задание или найти дополнительную информацию по теме. При желании, вы можете схитрить и попросить более опытного друга или знакомого выполнять задания за вас.

Но ведь работать по новой специальности придется именно вам, и увольнять с работы за отсутствие профессиональных знаний будут тоже вас.

Другими словами, любые попытки обмануть преподавателей или минимизировать свои учебные нагрузки приведут к тому, что вы только зря потратите время и деньги.

Онлайн против очного: как выбрать форму обучения - Студенческий портал

Большая часть MOOC сегодня представлена на английском языке, хотя некоторые курсы уже можно найти и на русском.

Но в любом случае, для российских студентов, которые очень часто не владеют иностранным языком на достаточном уровне, англоязычность онлайн-курсов доставляет определенные неудобства (например, когда нужно успевать читать субтитры и следить за происходящим на видео).

Общение на форумах также происходит преимущественно на английском, и вполне вероятно, что вы можете пропустить какое-либо важное обсуждение по причине незнания языка.

Технические трудности

Чтобы обучение на онлайн-курсах было качественным и эффективным, у вас, как минимум, должен быть хороший высокоскоростной доступ к Интернету. К сожалению, несмотря на технический прогресс, в некоторых отдаленных регионах и населенных пунктах нашей страны получение дистанционного образования до сих пор является проблематичным именно из-за отсутствия свободного доступа к Интернету.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что онлайн-курсы пока нельзя считать полноценной альтернативой очному обучению, и они скорее подходят тем людям, которые хотят повысить свою квалификацию и почерпнуть что-то новое.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1206_nedostatki-onlayn-kursov-moos.html

Какие существуют формы дистанционного образования

Дистанционная форма профессиональной подготовки – возможность учиться в лучших заведениях своей или чужой страны, не покидая родного города. Реализована более 30 лет назад на базе развивающихся коммуникационных технологий.

Каждый год система обрастает новыми инструментами. Именно они определяют непосредственные формы дистанционного образования:

  • Синхронное обучение – это онлайн- и офлайн-консультации, лекции (посредством массовых видеоконференций), групповое онлайн-тестирование.
  • Асинхронная форма удаленной учебы – формат подготовки кадров через онлайн-переписку, самостоятельную подготовку по заранее предоставленным материалам. Такая система действий позволяет выстроить подготовку, как удобно будущему специалисту – совмещать учебу и работу, материнство, быт.

В чистом виде форма удаленной подготовки практически не используется. Обычно это комбинированный формат, настроенный на максимальное вовлечение, «подогрев» самомотивации ученика, его интерес и активность.

Насколько дистанционное образование распространено на сегодняшний день

Ежегодная численность студентов, обучающихся дистанционно у нас, исчисляется десятками тысяч учеников. Каждое уважающее себя высшее учебное заведение России предлагает разные формы удаленного обучения. Средний процент выпускников, прошедших столичную программу профессиональной подготовки за 2010–2017 гг. приблизился к отметке 10% от общего объема абитуриентов.

Популярность очно-дистанционной учебы огромна и продолжает расти. Чаще ее выбирают для смены профессии, переподготовки (другой профиль, второе высшее), повышения квалификации (бизнес-курсы). Но ежегодно увеличивается и численность тех, кто получает образование таким способом впервые.

Что собой представляет очно-дистанционная форма обучения

Очно-дистанционное обучение – учеба без личного посещения выбранного учебно-образовательного заведения с использованием интернет-технологий. В нашем Университете она реализована на собственной программной платформе MegaCampus, запущенной 11 лет назад (2006).

Процесс подготовки выглядит так:

  • Зачисленный студент получает доступ к личному кабинету, где хранится вся необходимая информация по учебе – ссылки/доступы на вебинары, график лекций/консультаций, методические рекомендации, теоретический материал.
  • По мере прохождения учеником очередной части (освоения), он получает новую информацию.
  • В распоряжении студента – целый комплекс инструментов активного взаимодействия с другими учащимися факультета, преподавателями.

Программы выстроены так, чтобы максимально вовлекать, поддерживать интерес, воспитывать самодисциплину.

Преимущества дистанционной формы обучения

Такой подход обеспечил максимум выгод окончания дистанционной формы профессиональной подготовки. Наши выпускники уже оценили ее преимущества:

  • Свобода выбора уровня учебного заведения. Учиться в Москве, не покидая родного города, – приятная возможность, доступная каждому.
  • Эффективная стоимость качественной программы. Удаленная учеба стоит дешевле классической очной формы.
  • Гибкость графика занятий. Студент выбирает формат, время, темпы учебы.
  • Престижный диплом (без указания формы обучения).
  • Беспрерывность учебы. Работа, материнство, болезнь не является поводом прекращать профессиональный рост.

Онлайн против очного: как выбрать форму обучения - Студенческий портал

Кому подходит обучение с полным или частичным дистанционным образованием

Полный или частичный «уход на дистанцию» от выбранного вуза без потери качества обучения – привлекательная возможность для любого современного активного молодого человека. Удаленная учеба идеально подходит уже трудоустроенным москвичам или жителям других регионов.

Для студентов из отдаленных регионов это единственный способ отучиться в Москве (выбрать профессию, недоступную в родном городе). Как способ социализации людей с ограниченными возможностями дистанционное образование тоже эффективно.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

  • Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
  • E-mail: synergy@synergy.ru
  • График работы приёмной комиссии:Пн – Пт: 08:30 – 22:10;
  • Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

Источник: https://synergy.ru/about/education_articles/distanczionnoe_obrazovanie/ochno_distancionnaya_forma_obucheniya

Чем отличается очная, заочная и очно-заочная форма обучения

При очном обучении вы будете посещать учебное заведение практически ежедневно. При заочном – посещать только занятия во время установочной сессии (обычно по 1-2 недели каждый семестр) и сдавать экзамены. Очно-заочная форма предполагает посещение занятий в вечернее время и выходные дни.

Казалось бы все просто – вот и ответ на ваш вопрос. Но это не так. Различия не только в периодичности и времени посещения – форма обучения влияет на ваш диплом, образовательную программу и перспективы при трудоустройстве.

Что такое очное обучение

Очная форма (она же классическая, дневная) – это естественное продолжение школьных занятий, предполагающее занятия с 8 утра и до середины дня (либо до вечера в зависимости от образовательной программы) и длительный личный контакт с педагогами. Студенты техникумов и колледжей обучаются от 2 до 4 лет. Студенты ВУЗов – 4 года (бакалавр), 5 лет (специалист), 6 лет (магистр) и более при поступлении в аспирантуру, ординатуру и интернатуру.

Отличительные черты очной формы:

  • дневное посещение, предполагающее невозможность работы;
  • объемные образовательные программы;
  • личный контакт с преподавателем;
  • длительность – не менее 4 лет;
  • посещение лекций и семинаров, прохождение практики.

Студенты, обучающиеся очно, получают сразу «бонусы» в виде стипендии, отсрочки от армии, общежития, льготы на приобретение проездных билетов и другие блага. Если говорить о стипендии, то она предоставляется только очникам и может быть стандартной (выплачивается за хорошую успеваемость), повышенной (для отличников) и социальной (для студентов, нуждающихся в соц помощи).

Объем знаний, которые студенты-очники получают в стенах ВУЗов, априори больше, чем при очно-заочной и заочной формах обучения. Методичное посещение лекций, семинаров и практик делают образовательный процесс более комфортным.

Одновременно с этим поступить на очную форму в ряд учебных заведений крайне сложно, например, в случае с востребованными специальностями. Особенно если речь идет о бюджетных местах. Будьте готовы к высоким проходным баллам и жесткой конкуренции (иногда доходит до 300 претендентов на место).

Что такое заочное обучение

Заочная форма – это образовательная модель, сочетающая дневное и самостоятельное изучение теории. Студенты изучают 70% теоретического материала вне стен ВУЗов.

В соответствии со стандартами профессиональной подготовки обучение осуществляется по тем же программам, что и при очном образовании.

Дважды в год студенты посещают установочные сессии (начитки), которые обычно длятся 1-2 недели. Спустя примерно полгода проходят экзамены.

Ключевые характеристики заочной формы:

  • Минимум времени в университете – можно работать.
  • 70% материала необходимо освоить самостоятельно.
  • Нет стипендии и отсрочки от армии.
  • Минимальный личный контакт с преподавателями.
  • Длительность – 6 лет.

При этом заочно можно обучаться и по ускоренной программе (на базе высшего, реже среднего профессионального образования).

В этом случае срок меньше – от 3 лет в зависимости от специальности и программ конкретного учебного заведения. Конкурс низкий, стоимость семестра ниже, чем на очной форме.

Однако некоторые специальности недоступны. Под запретом не только юристы: вы не сможете стать, например, врачом или пилотом.

Очно-заочное обучение – это как

Вечерняя или очно-заочная форма – это возможность работать и учиться одновременно, не посещая университет в утреннее и дневное время. Расписание индивидуально для разных учебных заведений и специальностей. Занятия могут начинаться в 6-7 часов вечера и проходить ежедневно, либо в заранее оговоренные дни.

Не пропустите: Как выбрать ВУЗ для поступления: ТОП-5 советов

Что значит очно-заочная форма обучения для студента:

  • можно совмещать учебу с работой;
  • сохраняется прямой контакт с преподавателем;
  • изучение материала методичное – лекции, семинары, практика;
  • нет стипендии и отсрочки от армии;
  • довольно большой объем материала осваивается самостоятельно.

Срок зависит от специальности и образовательной программы. Часто эту форму используют для получения второго высшего образования на базе среднего профессионального – в этом случае срок составляет 3.

5 года, в остальных – от 4 лет. Студенты располагают большим количеством свободного времени, а в сравнении с заочниками меньше готовятся самостоятельно.

При этом они лишены многих льгот и преимуществ, доступных очникам.

Чем отличается очное обучение от заочного

Чаще всего студенты выбирают именно между ними. Потому важно понять, что значит очное и заочное обучение, каковы перспективы образования и к чему нужно готовиться во время поступления. Выше мы дали определение обоим формам, теперь же попробуем разобраться в их содержании и ключевых особенностях учебного процесса. В чем разница:

Очная – классическая, дневная. Здесь важна посещаемость. Сочетать очное обучение в авторитетном ВУЗе с работой невероятно сложно.

При этом сам образовательный процесс более комфортный: вы поэтапно осваиваете материал в ходе лекций, закрепляете его на практических занятиях и в ходе практики. Объем самостоятельной подготовки минимальный.

В большинстве случаев на работу охотнее берут именно выпускников очных форм, так как их уровень подготовки в целом выше, чем у заочников.

Заочная – это максимум самообразования. В рамках установочных сессий преподаватели не столько вкладывают в вас знания, сколько задают векторы. На основании их рекомендаций и выданных методик вы должны будете готовиться самостоятельно.

Программы для очников и заочников де-факто одинаковые, но объективно преподаватели более лояльны, и сдавать экзамены проще – в большинстве случаев к студентам-заочникам не предъявляются особенно жесткие требования, многие контрольные тесты являются формальными, проходят дистанционно.

Разница между заочной и очной формой обучения в тезисах:

  • Заочники редко посещают университет, очники – планово и методично;
  • Заочная форма не дает права на отсрочку от армии;
  • Платное очное обучение стоит дороже заочного;
  • Для заочников практически недоступны бюджетные места;
  • Стипендию получают только очники;
  • Общежитие в первую очередь дают студентам очной формы, заочникам же только при наличии свободных мест;
  • Заочники могут совмещать работу и учебу, очникам делать это крайне сложно;
  • Поступить на заочное отделение проще, чем на очное.
Читайте также:  Начинать изучение химии следует в 7 классе - студенческий портал

Некоторые специальности заочникам недоступны – в частности, нельзя обучаться медицине и юриспруденции.

Заочная форма дает максимум свободы. Откровенно говоря, качественно освоить профессию в этом случае сложно – слишком много материала отдается на самостоятельное изучение. Нужно обладать феноменальной самодисциплиной, чтобы освоить необходимую теорию и получить профессиональные навыки.

Плюсы и минусы каждой из форм обучения

Некоторые достоинства и недостатки относительны, ведь не всем важно качество знаний, льготы, те же контакты с преподавателями. Кому-то по силам организовать собственное время и изучать теорию самостоятельно. Кто-то нуждается в контроле со стороны преподавателя. Потому сравним варианты по ключевым критериям.

  • Очная форма
  • Плюсы:
  • • методичное, комфортное обучение; • стипендия, общежитие, отсрочка от армии;
  • • лучшие перспективы при трудоустройстве.

Источник: https://info-profi.net/ochnoe-i-zaochnoe-obuchenie/

Онлайн-обучение — предпосылки к революции в традиционном понимании образования?

Айя Рено, корреспондент «Теплицы социальных технологий», специально для блога Нетологии написала колонку о том, как и почему онлайн-технологии меняют мир и традиционный подход к обучению.

Онлайн-обучение или e-learning — обучение с применением мультимедиа и интернет-технологий. Это самая распространенная на сегодня форма дистанционного обучения, неуклонно расширяющаяся последние 13 лет. С недавнего времени онлайн-обучение по некоторым параметрам опережает традиционный очный формат.

Одна из сильнейших сторон онлайн-образования — демократизация учебного процесса.

Онлайн-обучение позволяет устранить многие барьеры: географические, физические, финансовые. Студенты получают возможность заниматься в удобном для себя месте: дома, по дороге на работу, в спортзале и даже в очереди.

Все чаще они также могут определять для себя наиболее подходящее время, содержание и темп учебы. Онлайн-обучение в разы дешевле классического аналога или не стоит вообще ничего.

Одновременно расширяются и возможности вузов, получающих доступ к тем студентам, которые не могут присутствовать на занятиях лично.

Что такое МООК и в чем их особенности

Традиционные образовательные учреждения первыми начали пробовать себя в сфере онлайн-обучения. Разные формы онлайн-обучения уже адаптировали для своих потребностей тысячи учебных заведений.

Яркий пример инновационного подхода — программа «Виртуальный обмен» технологического университета Делфта в Голландии.

Она позволяет студентам набирать необходимые кредиты, проходя онлайн-курсы партнерских вузов.

Программа обучения: «Digital-старт: первый шаг к востребованной профессии»

Институты и колледжи могут предлагать смешанные или гибридные программы, в которых стандартные «живые» лекции сочетаются с работой онлайн.

Так, посещать занятия можно удаленно: подключаясь к трансляции в реальном времени (синхронная опция) или прослушивая запись (асинхронная опция), курс может включать Skype-сессии и вебинары.

На базах других вузов запущены полностью дистанционные курсы, не предполагающие личного присутствия студента: учеба и экзамены проходят удаленно.

Самый быстро развивающийся на сегодня сектор дистанционного обучения — массовые открытые онлайн-курсы или МООК, разрабатываемые учебными организациями для специализированных МООК-платформ.

Первые МООК стали логичным развитием движения за открытость знаний и данных, сопровождавшего развитие интернета и цифровых технологий.

С 2000 годов университеты США и Европы начали экспериментировать с онлайн-инструментами, чтобы предоставить как можно большему числу людей возможность изучать преподаваемые предметы.

Они использовали Moodle для дискуссий между студентами и RSS-подписку для рассылки учебного материала.

Постоянно расширявшиеся технические возможности для коммуникаций, доставки и потребления онлайн-контента привели к созданию первых независимых агентов онлайн-обучения — коммерческих и некоммерческих МООК-платформ. Среди них — старожил платного онлайн-образования Lynda.com, запустившая секцию онлайн-курсов в 2002 году, а так же Udemy, Khan Academy и Peer2Peer University.

В 2012 году мир МООК буквально взорвался и начал массово переходить на рельсы коммерции. Практически одновременно заработали крупнейшие платформы Coursera, Udacity, британская FutureLearn, французская OpenClassrooms и австралийская OpenLearning.

В том же году, в ответ на резкую переориентацию онлайн-образования в сторону извлечения прибыли, преподаватели Массачусетского технологического института и Гарвардского университета инициировали крупнейшую некоммерческую платформу edX, на базе которой сегодня публикуют свои бесплатные курсы более 70 организаций и вузов.

Первая массовая открытая степень, магистратура компьютерных наук, была предложена пионером онлайн-образования — технологическим университетом Джорджии в партнерстве с Udacity в 2014 году. Сейчас онлайн можно получить любое научное звание вплоть до доктора. Всего, по подсчетам Class Central, у студентов есть доступ к 500 различным МООК и МООС-дипломам и сертификатам.

По данным за 2017 год на МООК-платформах, количество которых в мире превышает семь тысяч, размещены более девяти тысячи курсов от 800 университетов. Из них 150 курсов приходятся на долю российской МООК-платформы «Открытое образование». Лидер индустрии Coursera предлагает доступ к двум тысячам курсов, а число зарегистрированных пользователей достигает 25 миллионов человек из 200 стран мира.

Почти 40% всех МООК составляют курсы по бизнес-практикам и технологиям, пятая часть — это курсы по гуманитарным и точным наукам. Но встречаются и совсем неожиданные специальности.

Например, при необходимости, можно записаться на онлайн-курс по правильному выращиванию марихуаны в медицинских целях, грамотному инвестированию в подобный бизнес и получить стипендию на учебу по этому направлению.

Существуют программы, по которым студент может получить звание бакалавра кулинарного дела, сельского хозяйства, магистра стоматологии и ассистента ветеринара.

Онлайн-обучение для всех и обо всем

Онлайн-обучение позволяет разным категориям людей закрывать пробелы в знаниях и получать новые навыки: родителям с маленькими детьми, людям с ограничениями по здоровью, тем, кто трудится полный рабочий день или хочет сменить профессию, или кому в свое время не удалось получить образование.

Большую часть слушателей онлайн-курсов составляют взрослые работающие люди с высшим образованием: до 75% — студенты старше 25 лет. Многих к продолжению учебы подталкивает современный рынок труда.

В профессиональной среде все более острой темой становится «обучение длиною в жизнь» — необходимость постоянно приобретать новые навыки и освежать уже имеющиеся из-за стремительного устаревания знаний на фоне технологического бума.

Более того, все громче звучат голоса в поддержку однажды озвученного Биллом Гейтсом мнения, что в будущем на смену образованию, оцениваемому академическими степенями, придет образование, измеряемое набором умений.

Ответом онлайн-обучения на эти тенденции стало появление микростепеней. В 2015 году платформа Udacity предложила наностепени, с того момента на программы Udacity поступили 53 тысячи человек, а 18 тысяч уже получили дипломы.

Микростепени

Источник: https://netology.ru/blog/education-revolution

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,570

1 Кузнецова О.В. 1 1 ФГБОУ ВО «Ижевская Государственная сельскохозяйственная академия»
В статье приведён краткий обзор аргументов «за» и «против» весьма актуального и обсуждаемого сегодня способа формирования знаний и умений студентов – дистанционного обучения.

Главные аргументы «за»: независимость обучающихся от географического места расположения образовательной организации, от состояния своего здоровья, от трудовой занятости, возможность для студента участвовать в организации учебного процесса: самостоятельно определять скорость и последовательность изучения материала и т.д.

Наиболее значимые аргументы «против»: отсутствие централизованной системы сертификации и аккредитации электронных курсов, что препятствует полноценному и качественному формированию учебно-методического обеспечения дистанционного обучения, высокая трудоёмкость процесса разработки электронных курсов и т.д.

Рассмотрен опыт применения автором элементов дистанционного обучения в учебном процессе ФГБОУ ВО «Ижевская ГСХА».

1. Грабко Е.Ю. Мотивация преподавателей вузов к организации дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 159.
2. Игнащук Е.В., Кириченко В.И., Кобылянская И.Н.

Особенности внедрения дистанционных технологий в учебный процесс // Электронное обучение в непрерывном образовании. – 2015. – № 1(2). – С. 63–67.
3. Кузнецова О.В., Соболева Е.Н. Опыт внедрения в учебный процесс элементов дистанционного обучения // Наука, инновации и образование в современном АПК: материалы междунар. науч.-практ. конф., 11–14 февр.

2014. – Ижевск, 2014. – Т. 2. – С. 119–123.
4. Максимов П.В. Повышение эффективности дистанционных форм обучения в технических вузах // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 189.
5. Осипова Л.Б. Дистанционное обучение в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 723.

На сегодняшний день дистанционным обучением уже никого не удивить, большая часть учебных заведений различного уровня в России и за рубежом в той или иной степени использует в педагогическом процессе дистанционные технологии.

Многие студенты сегодня рассматривают данную форму обучения как альтернативу обычной не только при получении второго образования, повышения квалификации, но и выбирают этот способ для получения первого высшего образования.

Ещё 10 лет назад численность студентов в мире, получающих образование по дистанционным технологиям, превышала численность студентов очного отделения [4]. От современных тенденций никуда не уйти, и многие вузы это понимают и стараются развиваться в этом направлении. Кстати, правильно говорить «дистанционное обучение», а не «дистанционное образование», т.к. это всего лишь иной способ формирования знаний и умений студента, а содержание образования при этом остаётся неизменным.

В работах многих современных авторов рассматриваются проблемы развития дистанционного обучения в России, но, наверное, каждый из них, прежде чем приступить к изучению проблем, исследовал вопрос целесообразности и эффективности такой формы обучения. Сделаем небольшой обзор, а также приведём свои соображения по данному вопросу.

  • Итак, аргументы «за»:
  • 1) большинство исследователей первым «плюсом» дистанционного обучения называет возможность для студентов получать образование без отрыва от трудовой деятельности [1, 2]. Это, действительно, очень важный аргумент в пользу выбора такой формы обучения, особенно для тех, кто решил получить высшее образование уже в зрелом возрасте;
  • 2) нет необходимости выезжать в учебное заведение, по крайней мере, делать это часто. Особенно актуально это для студентов с периферии: ведёт к сокращению финансовых затрат, даёт возможность получить диплом столичных или зарубежных вузов;
  • 3) у тех, кто физически не может находиться в учебной аудитории по причине инвалидности, также есть возможность получить образование. У нашего вуза и лично у автора имеется опыт дистанционной работы с такими студентами;

4) в нашем обществе всегда были и есть люди, способные «образовывать себя сами», т.е. занимающиеся самообразованием, но по тем или иным причинам не имеющие официально признанного результата такого образования – диплома.

Дистанционная форма обучения позволяет в некоторой степени уменьшить зависимость человека, желающего и умеющего добывать знания самостоятельно, от образовательных учреждений и наравне с другими иметь возможность получить диплом о высшем образовании;

5) возможность для обучающихся участвовать в организации своего учебного процесса: выбирать время и место для работы с учебным материалом, определять скорость изучения материала, соответствующую особенностям своего мышления;

6) у студентов повышается уровень осознанного отношения к учёбе, они начинают чувствовать ответственность за результат своего обучения, учатся рационально распределять время и силы;

7) для вуза дистанционное обучение позволяет охватить большее число студентов, т.е. увеличить целевую аудиторию.

  1. Безусловно, у дистанционного обучения есть и свои «минусы»:
  2. 1) у студента нет возможности для консультации обратиться лично к преподавателю;
  3. 2) нет возможности учиться «вживую» строить отношения в коллективе (с преподавателями, одногруппниками, администрацией вуза), выступать перед аудиторией;
  4. 3) не любую профессию можно освоить дистанционно (врач, ветеринар);

4) не каждый студент умеет поддерживать у себя мотивацию к самостоятельной работе. К тому же сказывается отсутствие такого эффективного мотиватора учебной деятельности как постоянный контроль со стороны преподавателя.

Те преподаватели, которые работают с 1-м курсом в вузах, знают, насколько важно у первокурсников, особенно в первое время, проверять домашнее задание и регулярно организовывать проверочные и контрольные работы.

Очень низок процент студентов, которым такой контроль не нужен, они и так осознают, что самостоятельная работа над предметом необходима;

5) у студента нет возможности сравнивать промежуточные результаты своего обучения и других студентов, причём сравнивать «вживую»: при работе у доски, выступлениях на конференциях и т.д.

  • 6) отсутствие рядом человека, который подаёт материал с эмоциональной окраской, что влияет на степень его понимания (вспомним фрагмент кинофильма «Большая перемена», в котором Нестор Петрович читает лекцию об императоре Нероне, приказавшем поджечь Рим, что вдохновило бы его на написание стихов о пожаре – никто из слушателей не остался равнодушным).
  • 7) для преподавателя при аудиторном ведении занятия важно чувствовать, насколько студенты понимают материал (по их взглядам, по задаваемым вопросам, по ответам на свои вопросы) и оперативно скорректировать учебный процесс: ещё раз повторить сложные моменты, дать дополнительные разъяснения по некоторым вопросам, изменить темп изложения. При дистанционном обучении такая связь теряется;
  • 8) у студента есть соблазн и достаточно возможностей для «несамостоятельного» обучения, а у преподавателя нет возможности для качественного контроля подобных издержек дистанционных технологий;

9) для вуза введение дистанционного обучения связано с большими материальными затратами: техническое оснащение, программно-технические средства, подготовка специальных кадров и т.д.

Но в то же время следует отметить моменты, которые в некоторой степени компенсируют часть перечисленных недостатков: невозможно получить очную консультацию – можно проконсультироваться с помощью сообщений или скайпа; нет «живых» отношений – но для части студентов это обеспечивает более комфортную психологическую обстановку для обучения и т.д. К тому же, традиционную форму обучения никто не отменял, у студентов всегда есть возможность выбора: обычное дневное обучение, заочное или дистанционное.

У нашего вуза опыт в применении полноценного дистанционного обучения пока небольшой, большинство преподавателей использует дистанционные технологии в дополнение к традиционным.

К примеру, автором разработан электронный курс «Теория вероятностей» на базе moodle, которым успешно пользуются уже несколько потоков студентов очного и заочного отделений.

Мы регулярно проводим анкетирование студентов с целью выявления проблем, которые у них возникают при работе с электронными курсами, и с целью узнать их точку зрения насчёт эффективности применения дистанционных технологий в учебном процессе [3].

По мнению обучающихся, сочетание обычных аудиторных занятий с самостоятельной работой с электронными курсами достаточно эффективно (таблица), что подтверждается итогами анализа успеваемости студентов.

Электронный курс помог Вам лучше освоить теорию вероятностей?

Ответ Доля ответов
Определённо, да. 23 %
Да, в некоторой степени. 59 %
Нет. 6 %
Не могу сказать ничего определённого. 12 %

Таким образом, у дистанционного обучения, как и любой другой формы получения знаний, множество своих преимуществ и недостатков.

Существенным недостатком является отсутствие централизованной системы сертификации и аккредитации электронных курсов, результатом чего является множество «поделок», громко называемых электронными курсами и электронными учебниками, а в действительности представляющих собой обычные файлы word.

Немаловажным фактором, препятствующим более интенсивному внедрению дистанционных технологий в учебный процесс, является недостаточная мотивация преподавателей вузов к работе в данном направлении [5].

Возможно, причиной этого является высокая трудоёмкость, связанная с созданием методических материалов для дистанционного обучения, но тут нужно осознавать, что в будущем затраты времени и сил должны компенсироваться сокращением времени на выполнение некоторых обычных видов учебной нагрузки преподавателя.

На данном этапе развития дистанционных технологий наша задача состоит в том, чтобы организовать учебный процесс так, чтобы новые формы обучения давали по степени качества результат как минимум такой же, как и традиционные.

К тому же существует множество вопросов, связанных с методиками измерения эффективности дистанционного обучения.

Но как бы то ни было, огромный «плюс» дистанционных технологий в том, что они позволяют любому человеку учиться непрерывно – всю жизнь.

Библиографическая ссылка

Кузнецова О.В. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЗА И ПРОТИВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-2. – С. 362-364;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7101 (дата обращения: 03.04.2020).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7101

Ссылка на основную публикацию