Не поведу тебя в музей: скандал в третьяковке — студенческий портал

18 июня 2018 | Время чтения 3 мин

Евгений Елфимов, 18 июня 2018, 01:03 — REGNUM Зачем нам нужны художественные музеи?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке - Студенческий портал

Константин Флавицкий. Смерть княжны Таракановой. 1864. Третьяковская галерея

Ведь не только для того, чтобы было куда зайти в дождливый день. Не только для развлечения и утоления любознательности, но и для обучения школьников, студентов, да и многих взрослых людей. Для того, чтобы прививать им любовь к прекрасному. Я убежден, что в первую очередь важна именно эта просветительская функция.

Много раз я видел группы учащихся, сопровождаемых своими преподавателями, в лучших музеях мира. Признаться, в Британском музее они мне немного досаждали своим гвалтом, а более всего пожиранием сэндвичей в буфете. Это как-то отвлекало от ассирийских сцен охоты на львов.

Но в глубине души я понимал, как правильно поступают эти англичане, когда организованно приводят своих отпрысков в музей. Обратите внимание, ни один сотрудник им не сделал по этому поводу замечания. Никто не потребовал с них денег, да и с остальных тоже — вход в этот музей свободный.

Немецкие учителя на музейном острове в Берлине восхищали меня четко подаваемыми хорошо поставленным командирским голосом командами. Они привели детей в музей, и от одного их вида веяло уверенностью, что программа пребывания в музее будет скрупулезно выполнена.

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке - Студенческий портал

Вот и у нас есть настоящие преподаватели, увлеченные своим делом. Они тоже пришли со своими студентами в музей, в лучший музей Москвы — в Третьяковку. Потратили свое личное время, чтобы вместе со студентами осмотреть выставку, поделиться впечатлениями.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как получить классическое гуманитарное образование онлайн - студенческий портал

Оценим за полчаса!

«Что нужно сказать?» — хочется спросить так, как спрашивают маленького ребенка, получившего подарок. Спасибо. Нужно им сказать спасибо. Что вместо этого услышали эти люди? Какие-то безумные обвинения и претензии.

Для начала, на мой взгляд, Третьяковке стоит принести свои извинения университетским преподавателям и студентам.

И надо всё же разобраться с сутью вопроса. Преподаватели высших и средних учебных заведений могут и должны приходить в музеи со своими подопечными. И чем чаще они будут это делать — тем лучше. Лучше для юного поколения, лучше для музеев, лучше для всех.

Не нужно создавать каких-то препон в виде обязательных регистраций, получения предварительных согласований, утверждений и тому подобной бюрократической волокиты. Я думаю, наоборот, музей должен создавать наиболее дружественную обстановку для таких походов.

Музей не должен мешать воспитанию и обучению студентов, а должен помогать в этом.

Могут ли преподаватели вести беседу со студентами, рассказывать о картинах, интересоваться их мнением? Конечно, могут и должны. А почему нет? А если я прихожу в музей со своей дочерью, я могу рассказать ей о картинах? А если дочь не одна, а с ней ее одноклассники? А если я пришел с друзьями? Это всё риторические вопросы.

Любому здравомыслящему человеку ответ очевиден. Главное ограничение должно заключаться лишь в одном — не мешать другим посетителям. Кстати, когда штатный экскурсовод излагает свою тему, он не мешает другим посетителям, не входящим в состав его группы? Нет? Ну, так и я, высказывая свои суждения, тоже никому не мешаю.

Разве не так?

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке - Студенческий портал

Здание Третьяковской галереи

Andrey

Или вот другой случай. Кому на Соборной площади мешает человек, рассказывающий о Кремле своему британскому коллеге и его семье? По-моему, никому он помешать не может. Однако сотрудник музея устраивает настоящий конфликт. Это поведение никак нельзя назвать разумным. Я бы сказал, его нельзя назвать человеческим.

Честно говоря, я в этих инцидентах вообще не вижу какой-то культурологической составляющей. Люди пришли в музей, пришли на выставку — радуйтесь тому, что они приобщаются к искусству! Если им нужно экскурсионное обслуживание — они закажут экскурсию, если нет — значит, сами справятся.

Мне кажется, эту мысль надо осознать не только рядовым сотрудникам музея, не только их руководителям, но и Министерству культуры, поскольку нездоровая практика «борьбы с неправильными гидами» превращается в настоящую «охоту на ведьм», и проявляется она отнюдь не в одной Третьяковке.

Очень хотелось бы услышать позицию Министерства культуры по этому поводу. Я понимаю, что всё упирается в столь необходимые всем доходы. Но есть ведь и рамки приличия! Фактически такими действиями посетителей принуждают обратиться к штатному экскурсоводу, а это — навязанная услуга.

Источник: https://regnum.ru/news/cultura/2432639.html

Третьяковская галерея комментирует скандал с «незаконными экскурсиями» в музее | Артгид

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке - Студенческий портал Департамент образования города Москвы

Вокруг Третьяковской галереи развернулись очередные баталии в соцсетях и СМИ. Поводом стало открытое обращение преподавателей МГУ, историков Олега Айрапетова, Максима Шевченко и Федора Гайды к Министерству культуры РФ по поводу некорректного поведения сотрудников охраны ГТГ.

Во время посещения выставки Василия Верещагина преподаватели беседовали со своими студентами и аспирантами и были обвинены в «незаконном проведении экскурсии».

СМИ запестрели гневными заголовками вроде «Из Третьяковки выгоняют обсуждающих картины людей», на соцсети обрушился шквал подобных историй, рассказанных другими посетителями ГТГ, столкнувшимися с хамством смотрителей и охранников.

Действительно, это уже не первый скандал в Третьяковской галерее, связанный с якобы нелегальными экскурсиями: так, в октябре 2014 года учителя рисования Павла Шевелева вывели из музея вызванные смотрителем полицейские, обвинив его в том, что он проводил «незаконную экскурсию» со своими учениками.

На письмо историков Министерство культуры отреагировало, направив запрос директору ГТГ Зельфире Трегуловой: «Уважаемая Зельфира Исмаиловна! В адрес Минкультуры России поступило обращение сотрудников МГУ им. М.В. Ломоносова, по проблемам, возникшим у данной группы при посещении выставки В.В. Верещагина.

Направляем данное обращение на рассмотрение и о принятых мерах просим проинформировать авторов сообщения. Директор Департамента музеев Ю.А. Евтюхин» (ответ Минкультуры, как и само обращение историков туда, опубликовал в своем фейсбуке Максим Шевченко). Отреагировала и Третьяковская галерея. «Артгид» публикует текст созданного музеем информационного письма «Информация о проведении экскурсий и занятий в музее».  

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке - Студенческий портал

Сергей Вараксин. В очередь. 2006. © Автор

«В связи с вопросами общественности и представителей СМИ о правилах проведения экскурсий и учебных занятий на выставках и экспозициях в Третьяковской галерее считаем необходимым разъяснить позицию музея.

Мы рады всем посетителям, ценим внимание постоянных зрителей и тех, кто впервые приходит в музей.

Постоянно возрастающий поток гостей — свидетельство любви к отечественному искусству, признание особого места Третьяковской галереи в русской культуре.

Но это же ставит перед нами непростые задачи поддержания в залах необходимых для экспонатов и публики условий, соблюдения норм безопасности, комфорта для всех.

Третьяковская галерея в своей работе с посетителями руководствуется несколькими важнейшими принципами.

Это в первую очередь безопасность экспонатов в небольших и подчас переполненных залах, равный доступ к произведениям искусства для всех посетителей музея, а также, что немаловажно, обеспечение качества той информации, которая преподносится гостям музея на постоянных экспозициях и временных выставках.

В связи с высокой посещаемостью Третьяковской галереи и нагрузкой на залы и экспонаты очень важно знать, сколько гостей придет в залы музея и когда (их число колеблется от 5000 до 12 000 человек в день) прежде всего для того, чтобы спланировать поток посетителей, проанализировать наличие свободных или переполненных пространств в экспозициях и соотнести эту информацию с расписанием других мероприятий в залах музея, в том числе плановых экскурсий.

Правила проведения и оформления экскурсий и занятий не менялись в Третьяковской галерее около 20 лет. Они принципиально не отличаются от тех, которые установлены в других крупных музеях мира и нашей страны, например, в Музеях Московского Кремля.

Новостью является только то, что с 15 мая 2018 года в Третьяковской галерее введены специальные бейджи для проведения групповых занятий/экскурсий. Они позволяют службам по работе с посетителями выявлять не оформленные должным образом группы.

А в связи с этим и возникли жалобы на сотрудников музея, пытающихся остановить несанкционированные экскурсии.

Правила проведения экскурсий и занятий в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, на самых посещаемых выставках и на экспозиции в Новой Третьяковке, где меньше поток посетителей, различны. Эти правила подробно изложены на сайте музея в разделе «Посетителям / Преподавателям».

Так, на экспозиции «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке любые занятия бесплатны. Но оформлять их все же необходимо для того, чтобы организовать потоки посетителей и предотвратить помехи в работе групп.

Деятельность любого специалиста (экскурсовода, аккредитованного гида-переводчика, преподавателя) в залах галереи должна быть идентифицирована.

Для этого сотрудники Третьяковской галереи обеспечиваются именными бейджами, а сторонние специалисты получают бейджи, на которых указано: «ГИД-гость».

Эта мера необходима, так как нередко в Третьяковскую галерею поступают жалобы от посетителей на то, что некий экскурсовод в одном из залов распространяет неверную информацию. При выяснении подробностей оказывается, что это вовсе не сотрудник музея, а кто-то из гостей галереи.

Введение специальных бейджей обусловлено также неоднократными обращениями российской Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров к руководству музея с настоятельной просьбой упорядочить работу экскурсионных групп в залах. Аккредитованные гиды проходят платное обучение во всех музеях, сдают экзамены, и в их профессионализме Галерее не приходится сомневаться.

Но есть просто лихие «специалисты», которые без всякой аккредитации работают в наших залах. Не только их профессиональная компетенция вызывает большие вопросы, но и отношение к сохранности музейных экспонатов. Все сообщество аккредитованных гидов возмущено такой ситуацией.

И сейчас на страницах Ассоциации в соцсетях большую поддержку получают наши усилия, направленные на решение этого вопроса.

Как показывает международная практика, ни в одной из западных стран нельзя прийти в музей со своим экскурсоводом — он доведет вас до дверей музея и передаст штатному сотруднику.

Многих смущает в наших правилах то, что ведение неоформленных экскурсий у нас не разрешено даже для одного человека. Это мера вынужденная — есть люди, которые не стесняются ловить за рукав идущих по улице ко входу в Галерею посетителей и предлагать именно такую «частную» экскурсию для 1–2 человек.

А в залах на вопросы работников музея они отвечают, что не проводят экскурсию, а просто общаются с друзьями. Наши сотрудники достаточно компетентны и опытны, чтобы отличить компанию друзей от людей, ведущих незаконную коммерческую деятельность.

Необходимо помнить, что любая несанкционированная коммерческая деятельность в Третьяковской галерее запрещена.

Кроме того, во всех музеях мира соблюдается особый звуковой режим. Если в экспозиционных залах разговаривают, то делают это тихо. Наши смотрители обычно обращают внимание именно на тех посетителей, которые нарушают звуковой режим.

Что касается вопросов о стиле общения работников музея с гостями, мы понимаем, что случаются разные ситуации и обе стороны могут переходить на излишне эмоциональный тон. Мы постоянно развиваем и эту область нашей деятельности, проводим тренинги общения для сотрудников служб по работе с посетителями и службы безопасности.

Хотелось бы еще раз отметить, что Третьяковская галерея стремится обеспечить наиболее комфортное пребывание гостей в залах и именно поэтому старается регулировать ритмичность прохождения занятий и экскурсий.

При этом Третьяковская галерея является одним из самых открытых музеев в нашей стране: у нас введены бесплатный вход для посетителей не старше 18 лет, бесплатные среды на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» на Крымском Валу и на выставках в Инженерном корпусе, а также бесплатные субботы для многодетных семей.

В Третьяковской галерее давно существует практика проведения бесплатных занятий для студентов профильных вузов, средних специальных учебных заведений и художественных школ.

Каждая жалоба со стороны посетителей становится предметом внимательного рассмотрения, делаются выводы, направленные на совершенствование работы музея.

Мы рассчитываем на понимание со стороны общественности и профессионалов и надеемся, что преодолеем этот сложный этап адаптации к новому методу авторизации экскурсий, и к началу нового выставочного сезона и учебного года все вопросы будут разъяснены и решены.

Мы ждем к нам всех! Приходите с друзьями и семьями, разговаривайте и обсуждайте увиденное — только делайте это, не мешая другим посетителям».

Источник: https://artguide.com/posts/1539

Я поведу тебя в музей… | новые известия

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке - Студенческий порталРедкие посетители в музее конструкторского бюро им. А. С. Яковлева.

Есть Музей подпольная типография на Лесной улице, все достоинство которого – подвал, запрятанный в глубине продовольственной лавки, где печатались революционные листовки. На Поклонной улице до сих пор действует Педагогический музей Макаренко (туда можно прийти только по записи). Еще более экзотичный Музей мозга (при НИИ мозга). Он хоть и пребывает в полуразрушенном состоянии, но до сих пор проводит экскурсии.

С таких музеев-аттракционов спрос мал. Другое дело, Музей истории города Москвы, занимающий центральную позицию прямо в центре.

Обозреватель «НИ» трижды на неделе заходил в совершенно пустое здание с тремя частями экспозиции: на втором этаже развернулась выставка из истории города с восковыми фигурами селянок и кузнецов, в двух других залах – Москва бытовая XIX века (выставка почти без пояснений).

И отдельный раздел, посвященный району Малой Дмитровки и Страстного бульвара с костюмами из Ленкома и Новой Оперы. Ни тебе ощущения города, ни желания заинтриговать зрителя, ни одного нововведения из арсенала XXI века.

По замечанию смотрительниц, в среднем в день приходят 50 человек. При нехитром умножении получаем – около 19 тысяч в год. Даже со всеми обязательными экскурсиями цифра не дотягивает до мировых стандартов.

Читайте также:  Университеты станут центрами технологического развития - студенческий портал

Все музеи-усадьбы похожи друг на друга.

Американские власти давно бы закрыли никому не нужный довесок. Но в России совершенно другая музейная идеология. Во-первых, музеи здесь возникают исключительно «на память». Об интересе посетителей никто не заботится. Хотите – приходите, хотите – нет.

Во-вторых, все российские музеи создавались на госсредства без участия частных вкладчиков. Оттого никто и не интересовался их судьбой: есть – и слава Богу. Музеи в свою очередь, получая мизерные дотации, находят оскорбительными все требования насчет улучшения. Дайте денег – тогда отчитаемся.

Проблема в том, что деньги в музеях решают ровно половину задачи. Через два года Пушкинский и Третьяковка обрастут новыми тысячами квадратных метров выставочных площадей, но не факт, что эти площади будут рентабельными.

Музеи у нас уже научились подсчитывать фонды и предъявлять требования к инвесторам, но инвесторы (прежде всего государство) пока не выработало никаких критериев оценки музейной работы.

Может быть, Музей мозга (если дать ему чуть больше денег) окажется куда эффективней, чем бесчисленные филиалы Музея города Москвы? И не пора ли для пропаганды никому не известных музеев привлечь инвесторов со стороны? Впрочем, все это пока только рассуждения о количестве, которое никак не переходит в качество.

Справка «НИ» В ведомстве Министерства культуры РФ находятся 2012 музеев (каждый год их количество увеличивается примерно на 30). Помимо министерских, есть еще местные и ведомственные хранилища. В Москве за Минкультом закреплено чуть больше одной десятой всех музеев (47 объектов из 438), остальные находятся на балансе других ведомств. Среди них, естественно, есть безусловные лидеры – «статусные учреждения» – они у всех на виду: Третьяковская галерея, Кремль, Исторический, Пушкинский музеи (ГМИИ). Остальные должны подтягиваться к показателям фаворитов. За 2002 год Кремль поселили 1908 тысяч человек, Третьяковку – 1375 тысяч, Исторический музей – 1100 тысяч, ГМИИ – 824 тысяч. На абсолютной вершине по посещаемости среди всех российских музеев Дворцы Петергофа (2669 тысяч). Однако число посетителей почти не влияет на доходность. Любой музей убыточен. От продажи билетов и коммерческой деятельности он покрывает только одну треть своего бюджета (Третьяковка получила год назад 340132 тысячи рублей, заработала – 171816 тысяч, и это при том, что она – самая «выгодная»).

Источник: https://newizv.ru/news/culture/30-07-2004/8715-ja-povedu-tebja-v-muzej?ind=2

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке - Студенческий портал

В Третьяковской галерее разгорелся скандал — 15 июня туда пришла группа из студентов и аспирантов МГУ и преподаватели-историки. Охранник попросил группу удалиться, обвинив их в том, что они проводят «нелегальную экскурсию». Педагоги утверждают, что они лишь осматривали экспозицию и обменивались со студентами впечатлениями от увиденного.

После столь неудачного посещения Государственной Третьяковской галереи ученые написали обращение в Министерство культуры России и попросили разобраться в ситуации. Министерство культуры, в свою очередь, отправило запрос директору музея Зельфире Трегуловой.

И тут началось самое интересное. Узнав подробности, руководство галереи не только не извинилось перед посетителями за то, что из-за нелепой ошибки с ними дурно обошлись, но и сообщило, что никакой ошибки не было.

Именно так они намерены поступать и впредь, ибо такие здесь порядки.

Это, кстати, далеко не первое подобное происшествие в Третьяковке: самое громкое произошло в октябре 2014 года, когда учителя рисования Павла Шевелева вывели из музея вызванные смотрителем полицейские, обвинив его в том, что он проводил «незаконную экскурсию» для своих учеников. Теперь же правила стали еще жестче.

Заместитель директора Третьяковки Марина Эльзессер рассказала «Медузе», что в середине мая вступило в силу правило о необходимости уведомлять галерею об экскурсиях.

Человек, который рассказывает собеседникам что-то о картинах, но не является штатным гидом музея, обязан получить бейдж, где будет указано, что он «гид-гость».

Музею в этом случае надо заплатить: экскурсия для группы от одного (!) до 20 человек стоит 5310 рублей.

«Многих смущает в наших правилах то, что ведение неоформленных экскурсий у нас не разрешено даже для одного человека, — сообщают в музее, — это мера вынужденная — есть люди, которые не стесняются ловить за рукав идущих по улице ко входу в галерею посетителей и предлагать именно такую „частную» экскурсию для одного-двух человек.

А в залах на вопросы работников музея они отвечают, что не проводят экскурсию, а просто общаются с друзьями. Наши сотрудники достаточно компетентны и опытны, чтобы отличить компанию друзей от людей, ведущих незаконную коммерческую деятельность.

Необходимо помнить, что любая несанкционированная коммерческая деятельность в Третьяковской галерее запрещена».

Запрет на «нелегальные экскурсии» есть во многих местах, тем более если речь идет о коммерческой деятельности. И все же даже тогда, когда стало понятно, что это не «черные» экскурсоводы, а преподаватели и студенты, галерея не изменила своей позиции.

Руководство Третьяковки утверждает, что на записях с видеокамер преподаватели истфака «стояли сплоченной группой и рассказывали своим студентам про картины».

В музее считают, что педагоги не просто обменивались мнениями, а проводили занятие, поэтому они должны были заранее зарегистрировать визит и внести плату.

Источник: http://argnews.ru/?p=49975

Культура

В Третьяковской галерее разгорелся скандал — 15 июня туда пришла группа из студентов и аспирантов МГУ и преподаватели-историки. Охранник попросил группу удалиться, обвинив их в том, что они проводят «нелегальную экскурсию». Педагоги утверждают, что они лишь осматривали экспозицию и обменивались со студентами впечатлениями от увиденного.

После столь неудачного посещения Государственной Третьяковской галереи ученые написали обращение в Министерство культуры России и попросили разобраться в ситуации. Министерство культуры, в свою очередь, отправило запрос директору музея Зельфире Трегуловой.

И тут началось самое интересное. Узнав подробности, руководство галереи не только не извинилось перед посетителями за то, что из-за нелепой ошибки с ними дурно обошлись, но и сообщило, что никакой ошибки не было.

Именно так они намерены поступать и впредь, ибо такие здесь порядки.

Это, кстати, далеко не первое подобное происшествие в Третьяковке: самое громкое произошло в октябре 2014 года, когда учителя рисования Павла Шевелева вывели из музея вызванные смотрителем полицейские, обвинив его в том, что он проводил «незаконную экскурсию» для своих учеников. Теперь же правила стали еще жестче.

Заместитель директора Третьяковки Марина Эльзессер рассказала «Медузе», что в середине мая вступило в силу правило о необходимости уведомлять галерею об экскурсиях.

Человек, который рассказывает собеседникам что-то о картинах, но не является штатным гидом музея, обязан получить бейдж, где будет указано, что он «гид-гость».

Музею в этом случае надо заплатить: экскурсия для группы от одного (!) до 20 человек стоит 5310 рублей.

«Многих смущает в наших правилах то, что ведение неоформленных экскурсий у нас не разрешено даже для одного человека, — сообщают в музее, — это мера вынужденная — есть люди, которые не стесняются ловить за рукав идущих по улице ко входу в галерею посетителей и предлагать именно такую „частную“ экскурсию для одного-двух человек.

А в залах на вопросы работников музея они отвечают, что не проводят экскурсию, а просто общаются с друзьями. Наши сотрудники достаточно компетентны и опытны, чтобы отличить компанию друзей от людей, ведущих незаконную коммерческую деятельность.

Необходимо помнить, что любая несанкционированная коммерческая деятельность в Третьяковской галерее запрещена».

Запрет на «нелегальные экскурсии» есть во многих местах, тем более если речь идет о коммерческой деятельности. И все же даже тогда, когда стало понятно, что это не «черные» экскурсоводы, а преподаватели и студенты, галерея не изменила своей позиции.

Руководство Третьяковки утверждает, что на записях с видеокамер преподаватели истфака «стояли сплоченной группой и рассказывали своим студентам про картины».

В музее считают, что педагоги не просто обменивались мнениями, а проводили занятие, поэтому они должны были заранее зарегистрировать визит и внести плату.

Источник: https://news2.ru/story/552825/

Скандал в Третьяковской галерее: из музея выгоняют «чужих» гидов

Также негативно относятся к группам лиц, которые отказываются от услуг местных экскурсоводов.

Сторонние экскурсоводы и преподаватели должны получить в Третьяковке именные бейджи «Гида-гостя», чтобы водить по галерее группы. С 15 мая сотрудники музея выявляют таких людейи просят их прекратить экскурсию.

Как пояснили в Третьяковке, такое правило ввели из-за случаев, когда посетители галереи жаловались, что некий экскурсовод распространяет неверную информацию, а затем оказывалось, что это не сотрудник музея, а посетитель.

При этом правила проведения экскурсий и занятий в Третьяковке в целом не менялись на протяжении 20 лет и «принципиально не отличаются от тех, которые установлены в других крупных музеях мира и страны», уточнили в Третьяковке.

Оформивший бейдж экскурсовод должен заранее уведомить галерею о планирующейся экскурсии и заплатить за нее, сообщила замдиректора музея Марина Эльзессер.

В корпусах в Лаврушинском переулке экскурсия будет стоить 5310 рублей для группы до 20 человек, на Крымском валу приходить с группой можно бесплатно. Это требование касается в том числе преподавателей, которые водят в музей учеников.

При этом в пресс-службе галереи заверили, что сотрудники музея «достаточно компетентны и опытны, чтобы отличить компанию друзей от людей, ведущих незаконную коммерческую деятельность».

2 июля пользователь фейсбука Tnargime Rǝnni сообщил, что пошел на выставку Верещагина на Крымском валу с тремя друзьями и рассказывал им о художнике.

Сначала его попросили прекратить несанкционированную экскурсию, а потом попросили уйти.

20 июня такой же случай описал главный редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов, который привел пятерых друзей на основную экспозицию Третьяковки в Лаврушинском переулке.

15 июня сотрудники истфака МГУ пожаловались в Минкультуры, что им делали замечания за несогласованную экскурсию, когда они со студентами и аспирантами обменивались мнениями о выставке Верещагина.

19 июня директор департамента музеев Минкульта Юрий Евтюхин перенаправил их жалобу гендиректору музея Зельфире Трегуловой и попросил разобраться.

Комментируя письмо историков, замдиректора Третьяковки Марина Эльзессер сказала «Медузе», что, судя по видеозаписям из зала, педагоги «проводили именно занятие, а не просто обменивались мнениями», и отметила, что в деканате истфака знают, как нужно оформлять и оплачивать такие занятия.

Позднее руководство исторического факультета МГУ принесла извинения Третьяковке за «неверную позицию» сотрудников, которые пошли в музей, не ознакомившись с правилами посещения. Их на факультете сочли обоснованными и выразили надежду, что инцидент не разрушит «дружеские, научные и человеческие связи», сложившиеся между галереей и факультетом.

Такие же ограничения действуют и в Дворце Меншикова, который входит в Эрмитаж, сообщил в х к посту Ильясова сотрудник музея Валерий Тропин.

По его словам, ужесточение правил началось «в основном, благодаря серым китайским гидам, с которыми тут все активно борются», но в результате борьба доходит до абсурда, когда сторонним фирмам приходится идти «на любые ухищрения», чтобы провести свою экскурсию, если экскурсии штатных гидов музея их не устраивают.

Источник: https://obzor.press/russian/73843

Третьяковская галерея начала бороться с «нелегальными» экскурсиями. Из музея выгоняют обычные группы людей — Meduza

15 июня работающие в МГУ историки Олег Айрапетов, Максим Шевченко и Федор Гайда пришли вместе с несколькими студентами и аспирантами в Третьяковскую галерею на Крымском Валу на выставку художника Василия Верещагина. Как рассказывают они сами, они осматривали экспозицию и обменивались впечатлениями от увиденного, когда к ним подошел охранник и заявил, что «экскурсии без аккредитации» в музее запрещены. В ответ преподаватели заявили, что не проводят экскурсию, и перешли на шепот.

Как историки заявили в открытом обращении к Министерству культуры, они пытались уточнить у сотрудника музея, что считается экскурсией, но тот не ответил.

Позже, когда они со студентами уже уходили, их встретили «старший лейтенант МЧС» и сотрудница музея, которые заявили, что действия посетителей галереи незаконны.

Историкам объяснили, что в случае прохода на выставку группой «от 1 до 20 человек» необходимо запрашивать разрешение у музея. Получить ответ на вопрос, что такое «группа из одного человека», ученым не удалось.

19 июня директор департамента музеев Министерства культуры Юрий Евтюхин направил генеральному директору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой письмо с просьбой разобраться в ситуации и проинформировать о решении авторов открытого письма.

Это не первый случай, когда из Третьяковки просят удалиться группы разговаривающих между собой людей

20 июня главный редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов, читающий в Высшей школе экономики лекции по истории и теории моды, пришел в Третьяковскую галерею на Лаврушинском переулке вместе с пятерыми друзьями. «Конечно же, я рассказывал истории, комментировал платья и шляпки на портретах», — рассказывает он «Медузе».

По словам Ильясова, вскоре сотрудники музея стали возмущенно говорить ему, что экскурсии могут проводить только штатные экскурсоводы музея. «Я попытался у них уточнить, о какой экскурсии идет речь, ведь я просто общаюсь с приятелями, — вспоминает журналист.

— Но сотрудники музея не смогли дать внятный ответ — „ничего не знаем, нельзя“».

Ильясов рассказал, что после этого замечания он стал говорить тише, однако вскоре к нему подошел охранник, потребовал предъявить бейдж экскурсовода и заявил, что без такого бейджа вести экскурсию запрещено. Ильясов спросил, значит ли это, что они должны ходить по галерее молча.

«Мне ответили, что, видимо, да, и отправили за разъяснениями в администрацию музея, — продолжает он. — Я очень хорошо отношусь к Зельфире Трегуловой, мне нравится, как она вернула жизнь в галерею, какие славные выставки там проходят в последнее время.

Но политика борьбы с „нелегальными экскурсиями“ глуповата».

2 июля пользователь фейсбука, подписывающийся как Tnargime Rǝnni (свое настоящее имя он назвать «Медузе» отказался), рассказал об аналогичной истории, случившейся в Третьяковской галерее на Крымском Валу.

Он пришел на выставку Верещагина с друзьями, «далекими от искусства», и рассказывал им о художнике; смотрительница сообщила им, что несогласованные экскурсии в музее запрещены; затем охранник потребовал от него предъявить бейдж и, убедившись в отсутствии такового, попросил молодого человека покинуть музей.

В Третьяковке меру объясняют тем, что сторонние гиды дают посетителям неверную информацию

Заместитель директора Третьяковской галереи Марина Эльзессер сказала «Медузе», что правило о необходимости уведомлять галерею в случае, если туда приходит экскурсовод, вступило в силу 15 мая 2018 года.

Согласно новому регламенту, человек, который рассказывает собеседникам что-то о картинах, но не является штатным гидом музея, обязан получить бейдж, на котором указано, что он «гид-гость».

Музею в этом случае надо заплатить: экскурсия для группы до 20 человек стоит 5310 рублей — в Лаврушинском переулке, а на Крымском Валу можно проводить такие экскурсии бесплатно.

«Я считаю, это необходимая мера, потому что нередко в руководство галереи поступают жалобы от самих же посетителей на то, что некий гид в одном из залов рассказал неверную информацию. А потом выясняется, что это был вовсе не наш гид, а кто-то из гостей галереи», — объясняет Эльзессер.

По ее словам, записи с видеокамер доказывают, что преподаватели истфака «стояли сплоченной группой и рассказывали своим студентам про картины».

«У нас замечательные отношения с историческим факультетом МГУ, но его руководство прекрасно знает, как оформляются в Третьяковской галерее такие занятия, — продолжает замдиректора галереи. — О занятии, которое проводили [15 июня] в стенах галереи преподаватели истфака, никто из нас не знал.

Мы считаем, что педагоги проводили именно занятие, а не просто обменивались мнениями, как они утверждают. Поэтому они должны были заранее зарегистрировать визит на нашем сайте и внести плату».

Источник: https://meduza.io/feature/2018/07/04/tretyakovskaya-galereya-nachala-borotsya-s-nelegalnymi-ekskursiyami-iz-muzeya-vygonyayut-obychnye-gruppy-lyudey

Смотрители Третьяковской галереи устроили скандал из-за сидящих на полу детей

К директору Государственной Третьяковской галереи Зельфире Исмаиловне Трегуловой обратилась пользовательница социальной сети «Фейсбук» Екатерина Щербакова и в открытом письме попросила обратить внимание на ситуацию, с которой она и ее ребенок столкнулись в здании музея. Она написала:

«Вчера мы были с ребенком в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Когда вышли к работам Сурикова, увидели спокойно сидящих на банкетках и на полу детей, увлеченно рисовавших в альбомах. Наш ребенок решил присоединиться к ним (альбом и карандаши он взял с собой).

Минут через 5-10 прекрасная атмосфера любительского творчества в зале сменилась на «режимную»: в зал вошли две недовольные сотрудницы музея, вызванные смотрителем, и попросили родителей «прекратить этот беспорядок».

Одна из сотрудниц заявила мне, что посещение галереи должно быть «цивилизованным, а не таким вот как ЭТО ВОТ», указывая на детей. Минут через пять пришел охранник, и нам удалось записать небольшую сцену.

На сайте Третьяковки есть раздел, посвященный концепции развития музея. В этой концепции есть замечательные и очень важные слова: «вдохновение», «ориентация на посетителей», «гостеприимство», «профессионализм» («…

все подразделения соответствуют самым высоким стандартам профессионализма, коммуникации…

», «Мы стремимся к тому, чтобы у людей, живущих и работающих в Москве, возникло ощущение сопричастности к коллекции», «Вовлечение посетителей — важный аспект в создании культуры гостеприимства»).

Дети и родители столкнулись вчера с суровыми лицами смотрителей и с необоснованными претензиями сотрудников галереи. Считаете ли Вы, что такое отношение к посетителям соответствует вышеуказанным ценностям? Пока сознание Ваших сотрудников обременено ненужными ограничениями, планы развития музея так и останутся только на словах».

К тексту сообщения прилагается видеозапись, на которой видно, как представитель охраны музея отчитывает присутствующих на повышенных тонах.

Во многих музеях мира дети приходят на лекции и практические занятия в музеи. Рисуют, слушают экскурсовода, сидя на полу, в свободной позе. Главное, чему дети учатся на таких занятиях: искусство — это  интересно, в музее может быть комфортно. И если дети не мешают присутствующим, не кричат и не бегают, им не обязательно стоять по стойке смирно всю экскурсию.

Ответа на обращение со стороны дирекции музея на момент выхода публикации еще не было.

Источник: https://chips-journal.ru/news/smotriteli-tret-akovskoj-galerei-ustroili-skandal-iz-za-sidasih-na-polu-detej

В третьяковке усилили контроль за нелегальными гидами

С 15 мая сотрудники Третьяковской галереи усилили контроль за нелегальными гидами в музее, сообщает «Интерфакс». Ранее пользователи соцсетей жаловались, что сотрудники Третьяковской галереи делали им замечания и требовали прекратить несогласованные экскурсии, когда они приходили в музей с друзьями и рассказывали им о картинах.

Сторонние экскурсоводы и преподаватели должны получить в Третьяковке именные бейджи «Гида-гостя», чтобы водить по галерее группы. С 15 мая сотрудники музея выявляют таких людейи просят их прекратить экскурсию.

Как пояснили в Третьяковке, такое правило ввели из-за случаев, когда посетители галереи жаловались, что некий экскурсовод распространяет неверную информацию, а затем оказывалось, что это не сотрудник музея, а посетитель.

При этом правила проведения экскурсий и занятий в Третьяковке в целом не менялись на протяжении 20 лет и «принципиально не отличаются от тех, которые установлены в других крупных музеях мира и страны», уточнили в Третьяковке.

Оформивший бейдж экскурсовод должен заранее уведомить галерею о планирующейся экскурсии и заплатить за нее, сообщила «Медузе» замдиректора музея Марина Эльзессер.

В корпусах в Лаврушинском переулке экскурсия будет стоить 5310 рублей для группы до 20 человек, на Крымском валу приходить с группой можно бесплатно. Это требование касается в том числе преподавателей, которые водят в музей учеников.

 При этом в пресс-службе галереи заверили, что сотрудники музея «достаточно компетентны и опытны, чтобы отличить компанию друзей от людей, ведущих незаконную коммерческую деятельность».

2 июля пользователь фейсбука Tnargime Rǝnni сообщил, что пошел на выставку Верещагина на Крымском валу с тремя друзьями и рассказывал им о художнике.

Сначала его попросили прекратить несанкционированную экскурсию, а потом попросили уйти.

20 июня такой же случай описал главный редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов, который привел пятерых друзей на основную экспозицию Третьяковки в Лаврушинском переулке.

15 июня сотрудники истфака МГУ пожаловались в Минкультуры, что им делали замечания за несогласованную экскурсию, когда они со студентами и аспирантами обменивались мнениями о выставке Верещагина.

19 июня директор департамента музеев Минкульта Юрий Евтюхин перенаправил их жалобу гендиректору музея Зельфире Трегуловой и попросил разобраться.

Комментируя письмо историков, замдиректора Третьяковки Марина Эльзессер сказала «Медузе», что, судя по видеозаписям из зала, педагоги «проводили именно занятие, а не просто обменивались мнениями», и отметила, что в деканате истфака знают, как нужно оформлять и оплачивать такие занятия. 

Позднее руководство исторического факультета МГУ принесла извинения Третьяковке за «неверную позицию» сотрудников, которые пошли в музей, не ознакомившись с правилами посещения. Их на факультете сочли обоснованными и выразили надежду, что инцидент не разрушит «дружеские, научные и человеческие связи», сложившиеся между галереей и факультетом.

Такие же ограничения действуют и в Дворце Меншикова, который входит в Эрмитаж, сообщил в х к посту Ильясова сотрудник музея Валерий Тропин.

По его словам, ужесточение правил началось «в основном, благодаря серым китайским гидам, с которыми тут все активно борются», но в результате борьба доходит до абсурда, когда сторонним фирмам приходится идти «на любые ухищрения», чтобы провести свою экскурсию, если экскурсии штатных гидов музея их не устраивают.

Источник: https://tvrain.ru/news/v_tretjakovke-467149/

Третьяковская галерея впервые опубликовала полный фотоархив выставок. Что там можно найти любопытного — Интернет на TJ

Как побывать в Третьяковке, пока она закрыта.

В «Яндекс.Коллекциях» опубликовали полный фотоархив выставок Третьяковской галереи, который ранее не был доступен в сети в таком объёме.

Что попало в фотоархив

В архив вошли фотографии 47 экспозиций, начиная с 2015 года, в том числе работы Архипа Куинджи, Василия Верещагина и выставки «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».

По словам представителей галереи, фотоархив может стать не только временной заменой посещению Третьяковки, но и «источником вдохновения для дизайнеров, архитекторов и полем исследований для кураторов и искусствоведов». Коллекцию планируют пополнять.

Комментаторы в «Яндекс.Коллекциях» обратили внимание на то, что фотографии едва ли помогут воссоздать музейную атмосферу, так как разглядеть картины в деталях не получится. Вместо этого архив позволяет составить впечатление о творчестве художников и о составе экспозиций в Третьяковке.

На что обратить особое внимание

Многие фотографии, попавшие в архив, опубликованы впервые. Например, снимки выставки «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» можно увидеть только в «Яндекс.Коллекциях».

Эта выставка вызвала ажиотаж в начале 2016 года: посетители сломали двери галереи и часами стояли в очереди, так что для них даже развернули полевую кухню.

В том же году в музее проходила выставка, посвящённая 200-летию со дня рождения художника-мариниста Ивана Айвазовского. Помимо самой экспозиции, внимание пользователей рунета привлёк рекламный ролик, снятый для её продвижения.

Помимо самых знаменитых картин Айвазовского, в экспозицию вошли его малоизвестные работы.

В 2017-м в Третьяковской галерее прошла выставка работ Зинаиды Серебряковой, одной из первых и самых любимых публикой в России профессиональных женщин-художников. Экспозиция стала наиболее полным за 30 лет монографическим показом её произведений.

К 175-летию со дня рождения Ильи Репина в Третьяковской галерее провели масштабную выставку с подзаголовком «крупнейшая ретроспектива главного русского реалиста». В экспозицию собрали более 180 полотен и около 130 графических работ, которые разместили в самых крупных залах Третьяковки.

В октябре 2019 года Третьяковская галерея открыла уникальный выставочный проект «Авангард. Список № 1», приуроченный к 100-летию первого в мире государственного музея современного искусства — московского Музея живописной культуры, просуществовавшего до 1929 года. Выставка была устроена таким образом, чтобы воссоздавать его экспозицию.

Третьяковская галерея временно закрыта для посещения из-за пандемии коронавируса Covid-19. На момент публикации срок карантина обозначен до 10 апреля.

Музей запустил кампанию под хэштегом #Третьяковкадома: в неё вошли онлайн-экскурсии, лекции и концерты.

#музеи #москва #фото #искусство

Источник: https://tjournal.ru/internet/155354-tretyakovskaya-galereya-vpervye-opublikovala-polnyy-fotoarhiv-vystavok-chto-tam-mozhno-nayti-lyubopytnogo

Правила Новой Третьяковки: Можно ли говорить в музее о картинах с друзьями

Разбираемся в скандале вокруг новых правил галереи, из-за которых оттуда выгоняют посетителей

В Новой Третьяковке близится к завершению выставка, посвященная Василию Верещагину. Но если вы хотели на нее попасть вместе с друзьями и поговорить о живописи, не отходя от картин, будьте осторожны — возможно, сотрудники музея вам не обрадуются. Об этом в социальных сетях предупреждают посетители выставки, которых выгнали из музея за нелегальные экскурсии.

The Village выяснил, почему Третьяковская галерея пытается регулировать свободные беседы об искусстве в своих стенах, а заодно узнал политику других московских музеев по этому вопросу.

На днях пользователь фейсбука с ником Tnargime Rǝnni посетил Третьяковскую галерею на Крымском Валу с двумя друзьями.

Просмотр и обсуждение экспозиции были прерваны сотрудником службы охраны, который потребовал предъявить бейдж гида. Затем компанию друзей выставили из музея.

Журналистам The Village Tnargime Rǝnni сообщил, что никто из Третьяковки не вышел с ним на связь после случившегося инцидента и не принес извинений.

В июне несколько сотрудников МГУ опубликовали открытое обращение к министерству культуры, в котором рассказали об отказе в посещении выставки на Крымском Валу совместно с аспирантами и студентами.

Авторы письма сообщили, что работник музея обратил их внимание на запрет экскурсий, после того как они стали обсуждать увиденное.

Об аналогичной ситуации заявил и редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов: он комментировал друзьям картины в Третьяковке в Лаврушинском переулке.

Официальный комментарий Третьяковской галереи

Правила проведения и оформления экскурсий и занятий не менялись в Третьяковской галерее около 20 лет. Они принципиально не отличаются от тех, которые установлены в других крупных музеях мира и нашей страны, например в Музеях Московского Кремля.

Новостью является только то, что с 15 мая 2018 года в Третьяковской галерее введены специальные бейджи для проведения групповых занятий или экскурсий. Они позволяют службам по работе с посетителями выявлять не оформленные должным образом группы.

А в связи с этим и возникли жалобы на сотрудников музея, пытающихся остановить несанкционированные экскурсии.

Деятельность любого специалиста (экскурсовода, аккредитованного гида-переводчика, преподавателя) в залах галереи должна быть идентифицирована.

Для этого сотрудники Третьяковской галереи обеспечиваются именными бейджами, а сторонние специалисты получают бейджи, на которых указано «гид-гость».

Эта мера необходима, так как нередко в Третьяковскую галерею поступают жалобы от посетителей на то, что некий экскурсовод в одном из залов распространяет неверную информацию. При выяснении подробностей оказывается, что это вовсе не сотрудник музея, а кто-то из гостей.

Введение специальных бейджей обусловлено также неоднократными обращениями российской Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров к руководству музея с настоятельной просьбой упорядочить работу экскурсионных групп в залах. Аккредитованные гиды проходят платное обучение во всех музеях, сдают экзамены, и в их профессионализме галерее не приходится сомневаться.

Но есть просто лихие специалисты, которые без всякой аккредитации работают в наших залах. Не только их профессиональная компетенция вызывает большие вопросы, но и отношение к сохранности музейных экспонатов. Все сообщество аккредитованных гидов возмущено такой ситуацией.

И сейчас на страницах ассоциации в соцсетях большую поддержку получают наши усилия, направленные на решение этого вопроса.

Как показывает международная практика, ни в одной из западных стран нельзя прийти в музей со своим экскурсоводом — он доведет вас до дверей музея и передаст штатному сотруднику.

Анна Котляр

пресс-секретарь Третьяковской галереи

Мы не против того, чтобы компании друзей и семьи посещали галерею. Многие СМИ и блогеры стремятся к своей кликабельности и доводят эту ситуацию до абсурда. Мы не просим никого не разговаривать, а просим говорить тише, чтобы не мешать другим посетителям.

Система новых бейджей была создана исключительно для противостояния нелегальным экскурсиям, которых очень много. Многие люди пытаются делать бизнес: берут деньги за экскурсию на стороне и проводят ее в стенах галереи.

Тем самым они мешают обычным посетителям и авторизованным экскурсоводам. Система новых бейджей была создана также для урегулирования экскурсионных потоков, а не против людей и обычных посетителей.

Преподаватели, которые хотят провести экскурсию для своих студентов, действительно должны оформить занятие на сайте галереи.

Антон Белов

директор музея современного искусства «Гараж»

Как и в любом другом музее, в «Гараже» есть своя экскурсионная служба — ежедневно наши гиды проводят экскурсии для взрослых, школьников (в составе групп) и посетителей с инвалидностью. Мы не препятствуем вузовским преподавателям, которые проводят небольшие групповые занятия в экспозиции, но всегда просим их заранее оповещать музей о запланированном визите.

Разумеется, в «Гараже» каждый посетитель может делиться своими знаниями о современном искусстве со своими друзьями и близкими.

В то же время за десять лет существования мы не сталкивались с тем, что кто-то пытается провести самостоятельную коммерческую экскурсию по нашим выставкам — к сожалению, специалистов по современному искусству в России не так много. Если же подобное произойдет, мы будем действовать по ситуации.

Пресс-служба «Мультимедиа Арт Музея»

Наш музей всячески приветствует обсуждение и обмен знаниями на своих экспозициях. Мы организуем тематические экскурсии по выставкам, летом ежедневно проводятся специальные бесплатные экскурсии для школьников.

Считаем важным, что педагоги приводят к нам своих учащихся для проведения тематических занятий на базе музея.

Предупреждать о таких визитах заранее не нужно — только в случае, если преподаватель заказывает экскурсию с нашим экскурсоводом.

Специалист экскурсионного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА)

ММОМА рад всем гостям музея вне зависимости от того, разговаривают они в залах или нет.

Современное искусство часто провоцирует зрителей на диалог, и его необходимо обсуждать — это может быть компания, с которой пришел посетитель, и он рассказывает своим спутникам о выставке и дает комментарии к работам, или музейные волонтеры/медиаторы, которые находятся в залах и отвечают на вопросы посетителей.

Если группа планирует посещение музея со своим гидом, то им следует заранее связаться с экскурсионным отделом, чтобы согласовать время посещения и не столкнуться с другими группами в залах, а также по необходимости приобрести путевку на экскурсию.

ОБЛОЖКА: Государственная Третьяковская галерея

Источник: https://www.the-village.ru/village/city/situation/317625-atavizm-novoy-tretyakovki

ХВЗ. Я поведу тебя в музей / Подкасты / Радио Маяк

  • Чем были усадьбы в то время, когда их только построили? Как стоит относится к бесконечным свадебным церемониям в столичных усадьбах? От тёплых музеев мы начинаем цикл летних путешествий по загородным и даже природным местам! О московских усадьбах Кусково и Останкино рассказала Ольга Владимировна Холмогорова, научный сотрудник института теории и истории изобразительных искусств российской академии художеств. слушать 27 Апреля 2019 36:42 скачать
  • Почему музей изящных искусств назван именем Пушкина, а не Сурикова, или любого другого художника? Неужели в музее скоро можно будет проживать? Как собиралась коллекция слепков и подлинных картин для музея на Волхонке? Успели осветить лишь немного вопросов. Тем интереснее будет изучать самим! В гостях – Ольга Владимировна Холмогорова, научный сотрудник института теории и истории изобразительных искусств российской академии художеств, руководитель детской студии «Академия», автор книг и методик преподавания истории искусства детям. слушать 13 Апреля 2019 25:09 скачать
  • Утро субботы — лучшее время для прогулки по музеям столицы! В этот раз совершили радиопрогулку по двум музеям современного искусства. Мультимедиа Арт Музей: в середине 90-х возникновение музея стало для России настоящим прорывом. Что там сейчас? Московский музей современного искусства — первый в России государственный музей современного искусства, где представлены исключительно произведения визуальной культуры ХХ и XXI веков. Чем он может удивить искушённого зрителя? Рассказывала Ольга Владимировна Холмогорова, научный сотрудник института теории и истории изобразительных искусств российской академии художеств, руководитель детской студии «Академия», автор книг и методик преподавания истории искусства детям. слушать 30 Марта 2019 41:57 скачать
  • Третьяковскую галерею мы чаще всего зовём просто «Третьяковкой». В глубоком смысле это верно: именно фамилия создателя важна для понимания этого музея. О роли личности Павла Михайловича Третьякова, его увлечениях литературой, – а не только живописью и торговлей, и современной жизни величайшего музея страны. Все самые интересные факты и истории рассказала Ольга Владимировна Холмогорова, научный сотрудник института теории и истории изобразительных искусств российской академии художеств. слушать 02 Марта 2019 37:24 скачать
  • Для чего нужны музеи? Какими они были 100, 200 лет назад? И чем могут удивить сегодня? От общих слов о музеях и хранителях музейных ценностей до конкретных примеров. В первой программе нового цикла начали говорить о ГИМе: государственном историческом музее. Как и кто его строил, какие экспонаты представлены, как сотрудники выбирают: что выставить, а что оставить в запасниках? Всё самое интересное рассказала гостья эфира – Ольга Владимировна Холмогорова, научный сотрудник института теории и истории изобразительных искусств российской академии художеств, руководитель детской студии «Академия», автор книг и методик преподавания истории искусства детям. слушать 09 Февраля 2019 40:59 скачать
  • {{#if audio }} слушать {{/if}} {{#if date}} {{ date }} {{/if}} {{#if duration}} {{duration}} {{/if}} {{#if audio }} скачать {{/if}}
  • Источник: https://radiomayak.ru/podcasts/podcast/id/3421/

    Ссылка на основную публикацию