Начинать изучение химии следует в 7 классе — студенческий портал

1 Горский М.В. 1 1 Даугавпилсский университет

1. Волкинштейне Е.В., Горский М.В. Диагностирующая работа по химии в 10-м классе: Анализ результатов и рекомендации. Рига: Государственный центр содержания образования, 2015. – 54 с. (на латышском языке).
2. PISA 2006: Science Competencies for Tomorrow’s World. V. 1.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

OECD, – 2007. –Р383.
3. PISA 2006: Science Competencies for Tomorrow’s World. V. 2. OECD, – 2007. – Р. 310 4. Пойа Д. Какрешатьзадачу. М.: Учпедгиз, 1959. – 208 с.
5. Bodner G.M. The Role of Algorithms in Teaching Problem Solving // Journal of Chemical Education. 1987, № 64 (6). – P. 513-514.
6. Петти Д. Современное обучение. М.

: ЛомоносовЪ, 2010. – 624 с.
7. Горский М.В. Обучение основам общей химии. М.: Просвещение, 1991. – 95 с. 8. NikitinV., GorskisM. GenExisPlatform – Innovationine-Learning // 60-я Всероссийская научно-практическая конференция (ВНПК) с международным участием по актуальным проблемам химического и экологического образования.

Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – С. 18-24.

Уровень подготовки школьников по химии в средней школе в большой степени зависит от того, с каким «багажом» они начинают изучение предмета в 10-м классе, т.е. от наличия некой совокупности остаточных знаний.

Под понятием «остаточные знания» (learningoutcomes) мы понимаем знания, умения и навыки, которые сохранились у учащегося после успешного завершения им изучения химии в основной школе.

Ситуация усугубляется наличием летнего перерыва между окончанием школьником основной школы и началом обучения в средней школе, который, как правило, не способствует закреплению, углублению и расширению ранее усвоенного.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Школьников не оставят без медпомощи - студенческий портал

Оценим за полчаса!

В сентябре 2015-го года в 198 городских и сельских школах разного уровня была проведена диагностирующая работа по химии. Работу выполняли 5028 школьников 10-х классов. Диагностирующая работа представляла собой тест, состоявший из 35 задач, к каждой из которых было предложено на выбор четыре ответа, один из которых являлся правильным [1]. На выполнение всей работы отводилось 40 минут.

Правильный ответ, выбранный школьником, оценивался в 1 пункт. Таким образом, максимальное количество пунктов, которое можно было получить, правильно выполнив все задания, равнялось 35. В реальности разброс составил от 3 до 34 набранных пунктов при среднем коэффициенте выполнения равном 19,02, что ненамного выше среднего возможного количества (17,50 пунктов).

Результат можно было бы считать вполне удовлетворительным, если бы задания диагностирующей работы не были ориентированы на выявление базовых знаний и умений, касающихся основ курса химии.

Кроме того, анализ результатов работы выявил наличие существенного разрыва в уровне  подготовки учащихся в зависимости от типа учебного заведения.

Так, если школьники 10-х классов, начавшие обучение в гимназиях, набрали 63,90% от максимально возможного количества пунктов, то учащиеся вечерних школ в среднем смогли получить соответственно только 34,28%.

Также была констатирована зависимость уровня подготовленности школьников от степени урбанизации места расположения учебного заведения.

Если между учащимися школ, находящихся в больших городах и крупных населённых пунктах, различие лежит в пределах статистической погрешности (набранное количество пунктов составило 67,16% от возможного количества), то учащиеся сельских школ показали худший результат (49,27%).

На наш взгляд, причиной такого разрыва в среднем уровне подготовки школьников является то, что учителя, работающие в небольших школах, для того, чтобы обеспечить мало-мальски приемлимое вознаграждение за свой труд, вынуждены вести по три-четыре предмета, а это неизбежно не самым лучшим образом сказывается на качестве подготовки к урокам.

Не может не заставить задуматься над природой существующих закономерностей и тот факт, что характер выше упомянутых зависимостей, выявленных в ходе анализа результатов данной диагностирующей работы по химии, практически целиком и полностью совпадает с закономерностями, обнаруженными в ходе исследований умения читать и понимать прочитанное, которые проводились международной программой по оценке образовательных достижений учащихся OECD  (Organisation for Economic Cooperation and Development) PISA (Programme for International Student Assessment) [2, 3].

Читайте также:  Будущие инженеры должны развивать softskills - студенческий портал

По тематической направленности, содержание предложенных школьникам заданий можно разделить на следующие пять основных блоков:

  • многообразие простых веществ и химических соединений; отображение качественного и количественного состава веществ с помощъю химических формул (блок А);
  • периодический закон и периодическая система химических элеменов, как источник информации о строении атомов химических элементов (блок Б);
  • химические реакции; отображение химических превращений при помощи уравнений химических реакций, многообразие химических явлений (блок В);
  • расчётные химические задачи (блок Г);
  • исследовательская деятельность в изучении химии (блок Д).

Диаграмма (рис. 1.) отображает средние достижения учащихся при выполнении заданий соответствующих блоков (А-Д) и средний результат по всей работе в целом (в % от максимально возможного количества пунктов).

Как следует из представленного на диаграмме, лучше всего школьники справились с заданиями, измеряющими уровень владения знаниями и умениями, связанными с периодическим законом и периодической системой химических элементов.

В целом они уверенно определяют положение элемента в периодической системе (коэффициент усвоения – 91%), знают, где располагаются металлические и неметаллические химические элементы (87%), способны определить величину положительного заряда ядра атома химического элемента (81%), однако испытывают затруднения в нахождении общего числа электронов в электронной оболочке атома (58%) и возможной высшей степени окисления элемента в соединениях (с этим заданием справились только 38% учащихся).

Начинать изучение химии следует в 7 классе - Студенческий портал

Рис. 1. Результаты диагностицирующей работы по химии.

Можно также считать удовлетворительными результаты измерения знаний и умений, связанных с исследовательской деятельностью в изучении предмета. Лучше всего было выполнено задание, связанное с правильным выбором мерной посуды для измерения заданного объёма жидкости (88%).

Выше среднего показателя оказались результаты анализа описания наблюдений, сделанных по ходу проведения химического эксперимента. Правильный вывод сделали 62% школьников. 60% школьников смогли правильно выбрать реактив для проведения указанного в задании эксперимента, 59% – определить упомянутые в тексте задания зависимые и независимые величины.

Ровно 50% школьников справились с выбором посуды, необходимой для разделения неоднородной смеси веществ.

Несколько хуже обстоят дела с наличием базовых знаний по разделу, связанному с владением химическим языком (знание знаков элементов, распознаванием и умением составлять химические формулы веществ, составлять уравнения химических реакций) и с многообразием веществ, в основном – с их классификацией.

Результаты измерения показали, что школьники довольно уверенно по химическим формулам различают простые вещества и химические соединения (72%), определяют принадлежность химических соединений к определённым классам веществ (72%).

Однако только 63% справились с составлением химической формулы соли, 46% – с составлением формулы бинарного соединения (были указаны знаки химических элементов и степени окисления, нужно было выбрать соответствующие индексы).

Совсем «провальным» оказался результат измерения понимания, что такое химический элемент. Правильно различить, в каком из приведённых утверждений кислород упоминается, как простое вещество, а в каком – как химический элемент, смогли только 25% школьников.

Это задание оказалось выполненным хуже всех остальных.

Быть может отчасти низкий результат можно объяснить тем обстоятельством, что это задание в работе было самым первым, а, как известно, при выполнении тестов учащимся требуется какое-то время на то, чтобы настроиться, сосредоточиться и вникнуть в содержание текста задания.

Как и следовало ожидать, уровень знаний и умений школьников, связанных со сравнительно ещё более сложным с понятием о химических реакциях и об их их многообразии, оказался ещё более низким.

Так, например, понимание того, что продуктом взаимодействия простого вещества с кислородом является оксид, продемонстрировали 68% учащихся. Умение спрогнозировать, что продуктами взаимодействия кислоты с основанием являются соль и вода смогли 58% школьников.

47% знают, что такое реакция нейтрализации, 40% различают реакции замещения. И только 38% справились с простым заданием на расстановку коэффициентов в уравнении химической реакции.

Как показывает анализ результатов диагностирующей работы, хуже всего обстоит ситуация с умением производить простейшие расчёты.

Если правильно расчитать молярную массу вещества смогли 69% школьников, а с расчётом количества вещества продукта реакции, зная количество исходного вещества (уравнение реакции было дано) справились 60%, то проанализировать условие задачи на предмет, что дано и что нужно расчитать, смогли только 48% учащихся, выполнявших работу.

51% школьников знают обозначение физических величин и единицы их измерения. 47% смогли расчитать количество вещества газа, зная его объём (н.у.). 35% справились с заданием на расчёт массовой доли растворённого вещества в растворе и только 19% смогли вычислить массу раствора, зная массу растворённого вещества и его массовую долю в растворе.

Следует отметить, что умение решать некоторые типы расчётных химических задач во многом связано не столько с наличием необходимых знаний по химии, сколько с уровнем владения школьником базовыми математическими навыками [4], а также с наличием необходимых методологических знаний и со степенью владения умением алгоритмизировать умственную деятельность [5].

В целом понятно, что слабое владение школьниками базовыми понятиями курса химии отрицательно сказывается на результатах учебной работы.

В качестве одной из наиболее эффективных мер, которую можно предпринять с целью улучшения сложившейся ситуации, можно указать необходимость уделять большее внимание закреплению и повторению материала.

К сожалению, в современной дидактике вопросам повторения не уделяется должного внимания, однако авторы, тесно связанные с практикой повседневной школьной жизни указывают на его необходимость (рис. 2).

Начинать изучение химии следует в 7 классе - Студенческий портал

Рис. 2. Механизм закрепления материала в долговременной памяти [6, с. 17].

При повторени важно организовать процесс так, чтобы происходило не просто механическое воспроизведение, а обобщение и систематизация ранее изученного, формирование частных и развитие фундаментальных понятий [7, с. 4].

Поскольку школьники сами зачастую не способны сориентироваться в обилии материала, и далеко не всегда могут отделить главное от второстепенного, важно, чтобы учащийся в поцессе закрепления и повторения (непосредственно или опосредованно) получал своевременную и квалифицированную поддержку учителя.

Отметим, что умелое использование возможностей современных информационных технологий позволяет усилить автономность школьника, разгрузить учителя и коренным образом изменить характер самого процесса повторения.

В настоящее время в практику обучения всё шире внедряется использование тренажёра, размещённого на портале «ЯКласс» (www.yaklass.ru).

Задания по темам, предлагаемые здесь, создаются на платформе редактора GenExis[8] и генерируются случайным образом, что позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения и избежать механического зазубривания учебного материала.

Библиографическая ссылка

Горский М.В. ОСТАТОЧНЫЕ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, НАЧИНАЮЩИХ ИЗУЧЕНИЕ КУРСА ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-1. – С. 98-102;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8817 (дата обращения: 03.04.2020).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8817

Химия с нуля – современный учебник

Приветствую Вас на HIMI4KA.RU – образовательном ресурсе, посвященному изучению химии для тех, кто раньше не учил, либо подзабыл основы этого увлекательного предмета.

Если вы думаете, что данная наука вам не по зубам, то имейте в виду: выдающийся русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев оставался в школе на второй год, а в гимназии, так вообще имел по химии тройку.

Но это не помешало ему стать блестящим химиком с мировым именем.

Начинать изучение химии следует в 7 классе - Студенческий портал

Безусловно, Менделеев стал известным ученым не за один день, а за долгие годы изучения химии с нуля, выполняя различные опыты и эксперименты, читая десятки учебников, и заучивая наизусть сотни формул и определений.

А ведь раньше не было интернета и за книгами необходимо было идти в библиотеку, где приходилось часами стоять в очереди, чтобы получить заветный «гранит науки».

И это было не единственной сложностью на пути к знаниям, потому как данная научно-естественная наука тогда только зародилась, и в ней бытовали многие ошибочные теории и гипотезы.

Другими словами, учебники по химии того времени могли не только не дать новых знаний, но еще и обучить ошибочным, поэтому приходилось многие теории проверять на практике. Тем не менее, несмотря на все трудности обучения своего времени, Д.И. Менделеев добился того, что стены любого кабинета химии и лаборатории украшает его наследие.

Понять суть и выучить основы химии достаточно просто, хотя многие незаслуженно считают ее трудной и скучной наукой. На самом деле все сложные реакции и превращения описываются простыми закономерностями, в основе которых лежат законы физики и базовые математические соотношения.

Главное — это желание и стремление: чем больше стремление — тем больше знаний вы получите. Причем это правило относится к любому делу, за которое вы беретесь. Еще на процесс обучения влияет отношение преподавателя к предмету и материал, который он преподносит.

Если преподаватель не горит желанием донести знания до обучающихся, следовательно, время будет проходить впустую.

Но это не беда, ведь всегда можно почитать уроки химии дома, используя книги и учебники, однако, если материал будет подан в неверной последовательности или основы химии в нем будут изложены чересчур научным языком, то толку от такого обучения будет мало, не так ли? Поэтому сайт «Химия для чайников» будет вам невероятно полезным в обучении химии с нуля!

Неоспоримым достоинством курсов по химии является их уникальность и простота в освоении для начинающих.

Даже если вы никогда ее не понимали, считали себя унылым чайником, а от решения задач у вас кружилась голова, то теперь появился отличный шанс в короткие сроки обучиться до уровня «отличника».

Ведь уроки химии на нашем сайте — это не голые факты, числа, формулы — нет, это — полноценный учебник по химии, который содержит в себе всю необходимые теорию и практику, объясняет и учит даже в том случае, если вы никогда не понимали предмет.

  1. Если вы зашли на сайт впервые и планируете изучать основы химии с нуля, то сначала обязательно посетите таблицу Менделеева, которая поможет вам лучше ориентироваться в химических элементах.
  2. Вторым вашим шагом будет внимательное прочтение всех уроков из Самоучителя, который состоит из 4 разделов: общей, неорганической и органической химии, а также решения задач. Материал изложен последовательно и доступно, чтобы обучение было максимально эффективным.
  3. После этого вы переходите к третьему шагу, который заключается в просмотре видео-уроков по химии. Это поможет вам закрепить полученные знания и закрыть оставшиеся пробелы в изучении.
  4. Четвертый шаг для тех, кто собирается сдавать ОГЭ и ЕГЭ по химии, у нас подготовлен специальный курс подготовки к данным экзаменам. Теория в нем изложена кратко, поэтому прежде вам следует обязательно прочитать уроки химии из самоучителя. Не ленитесь, читайте, изучайте и тогда обязательно получите за экзамен максимальный балл!
Читайте также:  Финансовая грамотность российских школьников выросла - студенческий портал

И конечно же не стоит забывать, что сайт HIMI4KA.RU — это не волшебная таблетка, а самоучитель, который прежде всего рассчитан на вашу самостоятельную работу. Самое главное – внимательное и регулярное чтение материала, и тогда вы приятно удивитесь тому уровню знаний, которых достигните. Удачи!

Источник: https://himi4ka.ru/

Вводный урок пропедевтического курса химии 7 класс по теме: «Предмет химии. Методы её изучения»

  • Вводный урок пропедевтического курса химии 7 класс по теме:
  • «Предмет химии. Методы её изучения»
  • Изучаемые вопросы:
  1. Химия – как часть естествознания
  2. Основные понятия системного анализа: элемент, структура, система
  3. Ознакомление с содержанием и структурой учебника
  4. Показать роль химии в жизни человека.
  1. Оборудование:
  2. Выставка лабораторной и демонстрационной химической посуды
  3. Мультимедийное оборудование
  4. Выставка химических веществ
  5. Ход урока:
  6. 1 этап:

Учитель: Дорогие ребята, вы начинаете изучать новую интересную, но довольно сложную науку – химию. Химии принадлежит ключевая роль в ряду других наук — математике, физике, биологии, географии.

Вам придётся проводить самые разнообразные и интереснейщие опыты. Самую важную информацию несёт в себе Периодическая Система Химических Элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. Давайте посмотрим на неё (учитель демонстрирует таблицу в кабинете).

Кроме того мы будем вести с вами рабочие тетради, в которых будем делать краткие записи, опорные схемы, заполнять таблицы по результатам проделанных опытов и экспериментов.

Все они станут вашими незаменимыми помощниками при выполнении различных упражнений, решении химических задач, выполнении опытов и экспериментов.

Давайте познакомимся с учебником, с которым Вам предстоит работать в дальнейшем. Для этого необходимо прочитать предисловие. Запомните условные обозначения, которые используются автором учебника.

Итак, какие вопросы вы задали бы мне сейчас? (Почему соль солёная, трава зелёная? Почему мыло мылится? Почему вода пузырится?)

На эти и ещё сотни тысяч вопросов знает ответ наука «химия».

Слово «химия» знакомо всем образованным людям в мире. На разных языках оно звучит приблизительно одинаково.

Уже среди первобытных людей были «химики». Ведь они научились добывать огонь, разводить костёр. А огонь, костёр и даже камни, которыми пользовались древние люди относятся к науке химии.

На сегодняшнем уроке мы попробуем ответить на некоторые вопросы интереснейшей науки химии — Что? Почему? Зачем и Где?

А помогать нам будет в нашем путешествии в мир химии наша помощница – девочка Химила.

Для начала давайте заглянем в историю возникновения и развития науки химии. Нам поможет § 1. Выпишите в тетрадь схематическое значение слово «химия» и этапы развития науки химии

  • Учащиеся должны сделать запись в тетради вот такого характера:
  • Хеми — «чёрный, тайный»
  • Химия — Древний Египет (3-4 тысячи лет до нашей эры)
  • Алхимия — Наука химия в эпоху средневековья

Химия — Основоположником является русский учёный М.В. Ломоносов

Учитель: Чтобы химия действительно была наукой доброй, помощницей в нашей жизни, чтобы взаимоотношение человека и природы были взаимополезными и гармоничными, необходимо знать и понимать многие науки, изучающие природу, разумно использовать природные богатства. Пониманию окружающего мира, знанию законов его существования призваны обучать предметы естественно – научного цикла: биология, природоведение, география, физика, математика. С некоторыми науками естественно – научного цикла вы знакомы. Что они изучают?

Ответы учеников: что изучает эта наука: природоведение, география, биология, математика.

В этом году вы начали изучать ещё одну новую науку – физику. Что изучает физика? И, как вы думаете, почему именно математика объединяет все эти науки, являясь их своеобразным «фундаментом»?

Учитель: Следующее задание: Прочитайте в учебнике определение понятия «химия». Повторите его несколько раз друг другу и поясните как Вы его поняли.

Существует несколько разделов химической науки, в каждом из которых изучают особенности различных химических систем и их взаимодействий.

Далее попробуйте самостоятельно заполнить таблицу, а результат потом поясните, и проверьте на слайде

Раздел химии Что изучает?
Неорганическая химия
Органическая химия
Аналитическая химия
Физическая химия
Общая химия
Биохимия
Геохимия

Воспользовавшись дополнительными источниками из Интернет ресурсов, химической энциклопедии вы сможете продолжить дома эту таблицу. А на следующем уроке обговорить различные новые направления химической современной науки.

2 этап. Методы изучения химии.

Перечислите методы, которые вы используете при изучении естественных наук: наблюдение, опыт, эксперимент и методические приёмы: анализ, сравнение, синтез, обобщение, выводы. Давайте более широко раскроем понятие системного анализа, которые будут использованы при изучении курса химии.

  1. Элемент
  2. Структура
  3. Система
  4. Упражнение 1 (с мячом): какое понятие является системой, а какое элементом?
  5. Человек – рука
  6. Сладкий чай – сахар
  7. Грифель – карандаш
  8. Листья – дерево
  9. Желток –яйцо
  10. Кислород – воздух
  11. Страница – книга
  12. Буква – слово
  13. Сами придумайте пару элемент – система
  14. Упражнение 2. Проанализируйте стул как систему
  15. Из каких элементов состоит стул?
  16. Если мы разделим стул на отдельные элементы, они сохранят свойства стула?
  17. Что нужно сделать, чтобы из элементов создать стул?

А если нарушить порядок соединения элементов в стуле: например две ножки присоединить вместо спинки, спинку вместо ножек. Это будет стул?

А если соединить все элементы правильно, но не прочно. Этот предмет будет стулом?

А если один из элементов, например, одну из ножек сделать из бумаги, это будет стул?

Что определяет свойства целого объекта: элементы, свойства элементов, взаимное расположение элементов в системе согласно логике объекта, связи между элементами и свойства связей). Проанализируйте вывод и поясните его, как вы его понимаете на примере игрушечного трактора.

  • Домашнее задание: §1, вопросы 1-3, Система – кукла – написать элементы, их характеристики и связи.
  • Индивидуальные задания:
  • 1. История зарождения химии

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vvodnij_urok_propedevticheskogo_kursa_himii_7_klass_162033.html

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440

1 Яроватая М.А. 1 Королёва И.П., 1 1 Лазарева Е.К. ФГБОУВПО «Орловский государственный университет»

Дисциплина «Химия» согласно новому образовательному стандарту изучается студентами медицинских вузов в первом семестре на первом курсе. Этот предмет включает в себя основы «Общей химии» и «Биоорганической химии».

Эти две дисциплины изучались студентами специальности лечебное дело и педиатрии как два самостоятельных курса в течение года, а завершающим контролем по дисциплинам был экзамен. Перейдя на новый образовательный стандарт, преподаватели и студенты столкнулись с целым рядом трудностей.

Количество часов, выделенное на курс «Химии», сократилось в несколько раз, а программа дисциплины включает в себя основные вопросы двух выше упомянутых курсов.

К сожалению, студенты 1 курса приходят из школы недостаточно подготовленные по химии, вероятно, сказывается значительное сокращение учебного времени, отводимого на изучение химии в школе, а также введение ЕГЭ. Это привело к тому, что выпускники школ не владеют фундаментальными основами этой науки.

Особенностью построения учебного курса химии в медицинских вузах является опора на знания, которые студенты должны получить, обучаясь в школе. Так, многие студенты-первокурсники даже не могут сформулировать важнейшие фундаментальные законы природы (Периодический закон Д.И.

Менделеева, закон сохранения массы и энергии), не умеют решать простейшие типовые химические задачи, не имеют представлений о химических свойствах веществ, относящихся к основным классам неорганических и органических соединений. Обладая такими знаниями, они испытывают затруднения, пытаясь связать воедино отдельные слова, чтобы выразить свои мысли.

А в институте они еще и сталкиваются с балль-но-рейтинговой системой, в которой тоже много замечаний и неоднозначных толкований.

Курс химии для студентов-медиков достаточно объемен и нелегок для восприятия студентов-первокурсников. Поэтому наглядность и систематизация материала в виде схем, рисунков, таблиц облегчает восприятие и запоминание сложного для изложения материала.

Особая роль в усвоении разделов курса отводится лабораторному практикуму.

Подбор лабораторных работ осуществляется в соответствии с программой таким образом, чтобы теоретические знания студенты непосредственно подтверждали на практике.

Выполнение лабораторных работ позволяет студентам совершенствовать начальные навыки, приобретенные в школе, овладевать современными методами экспериментальных исследований, обрабатывать результаты, формулировать выводы.

При преподавании данной дисциплины нами используются следующие формы проведения занятий: лекции по основным разделам программы и лабораторные занятия.

Последние включают: разбор основных вопросов и решение задач по теме, контроль выполнения домашнего задания, контроль освоения темы, тестирование, выполнение самостоятельных и контрольных работ.

Нами предпринята попытка применить модульное структурирование при изучении курса:

  • Химическая термодинамика и химическая кинетика
  • Учение о растворах.
  • Координационные соединения. Биогенные элементы.
  • Физическая химия поверхностных явлений, дисперсных систем и растворов высокомолекулярных соединений.

Каждый модуль включает четыре занятия, из них три занятия лабораторные работы и семинары, четвертое — контрольная работа в традиционной форме. Лабораторные занятия проходили после лекционных, поэтому студентам было легче воспринимать материал.

Модульная методика структурирования учебного материала позволяет интенсифицировать процесс обучения, экономить время, многократно повторять материал, делать процесс обучения творческим, повышать коэффициент усвоения сложного материала.

Анализ анкетирования студентов показал, что 70 % из них понимают значимость химии в системе медицинского образования.

Результаты проверки выживаемости знаний по химии показали, что по модулю «Химическая термодинамика и кинетика» 50 % студентов получили положительные оценки, по модулю «Учение о растворах» — 40-60 %, по модулю «Координационные соединения.

Биогенные элементы» — 40-60 %, по модулю «Физическая химия поверхностных явлений, дисперсных систем и растворов высокомолекулярных соединений» — 30 %.

Анализ проведенного тестирования позволил сделать выводы о достаточно высокой выживаемости знаний по темам химическая термодинамика и кинетика, химия биогенных элементов, это связано с тем, что эти темы изучаются в школе. Физическая химия поверхностных явлений, дисперсные системы и высокомолекулярные соединения изучаются поверхностно в школе, отсюда и низкий уровень остаточных знаний по химии.

Столь существенное сокращение химических дисциплин на первом курсе не может не сказаться при изучении других химических дисциплин на старших курсах. Например, отмена курса «Биоорганическая химия» создает ряд сложностей при изучении «Биохимии».

Студенты фактически самостоятельно готовят статическую биохимию: строение основных биомакромолекул — белков, углеводов, нуклеотидов, липидов.

Исчезновение дисциплины «Общая химия» лишила возможности студентов разобрать сложный материал по окислительно-восстановительным реакциям, электрохимии, которые тоже необходимы при изучении механизма процесса дыхания, цепи переноса электронов, обезвреживание ксенобиотиков в организме, перекис-ного окисления липидов.

Образование высококвалифицированного врача подразумевает обязательное полное усвоение необходимых для специалиста знаний, умений и навыков.

Учитывая преемственность преподавания химических и медико-биологических дисциплин, основное внимание следует уделять изучению основополагающих химических закономерностей и концепций, конкретизированных на таких фактах и явлениях, которые позволили бы студентам, будущим врачам, применять их для решения профессиональных задач.

Библиографическая ссылка

Яроватая М.А., Королёва И.П., СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В РАМКАХ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 292-294;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4069 (дата обращения: 03.04.2020).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4069

Ссылка на основную публикацию