Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета — студенческий портал

8 декабря 2019 | Время чтения 14 мин

Надежда Гурович, 8 декабря 2019, 10:39 — REGNUM На недавнем II Всероссийском совещании по итогам Всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ) в 2018/2019 учебном году [РУДН (Москва), 21−22 ноября 2019 г.], проводившемся Министерством просвещения РФ, был представлен проект нового официального документа, регламентирующего «ПОРЯДОК проведения всероссийской олимпиады школьников».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета - Студенческий портал

Соревнование по ясным правилам

Совещание проводилось на уровне руководителей/заместителей руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих госуправление в сфере образования, руководителей образовательных учреждений и соответствующих специалистов.

Этот документ представляет собой особый и очевидный интерес как для сообщества учителей, так и для общественности в целом.

Олимпиадное движение, объявленное Минпросом в стране в качестве одного из магистральных направлений, давно приобрело масштабы, почти сопоставимые с пионерским движением на начальном этапе его зарождения.

Так, на совещании сообщили и в розданных отчетных буклетах подтвердили, что по литературе, например, в школьном этапе олимпиады приняло участие более одного миллиона учащихся.

Учитывая, что литература в последние пятнадцать лет перестала быть обязательным экзаменом еще до введения ЕГЭ, а количество часов на её изучение в средней школе значительно сокращено в сравнении с показателями начала двухтысячных годов, цифры кажутся просто невероятными.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  В какие вузы можно подать документы онлайн - студенческий портал

Оценим за полчаса!

При таком масштабе проводимых мероприятий организация функционирования олимпиады, как кажется, должна соответствовать уровню проведения и проверки соизмеримого с олимпиадным движением Единого Государственного Экзамена.

Это сравнение напрашивается еще и потому, что ВСОШ представляется самой престижной олимпиадой страны, не только гарантирующей сертификацию знаний участника высочайшего уровня, но и дающей право поступления в любой вуз страны для призеров и победителей без необходимости подтверждать свои знания сдачей ЕГЭ по профильным предметам. И это начиная с победителей 9-го класса, даже еще не переживших (не говорим о сдаче!) ОГЭ.

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета - Студенческий портал

Значок участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Тискин Данииил

При изучении проекта нового документа, регламентирующего принципы проведения олимпиады, поражает наличие нескольких очевидных лакун как организационных, так и юридических. Отметим лишь несколько из них, наиболее значимых, на мой взгляд:

Прежде всего, пункт о составе жюри и разработчиков заданий:

В этом пункте наибольший интерес представляет принцип отбора членов жюри. Документ никоим образом не регламентирует главное — как именно отбираются соответствующие члены жюри и ЦПМК.

В нынешнем формате составителями заданий и членами жюри являются одни и те же люди, являющиеся к тому же и практикующими преподавателями в тех же образовательных учреждениях, из которых набираются участники заключительного этапа олимпиады.

Отметим, что кандидаты в члены экспертной комиссии ЕГЭ проходят ежегодно обучающие курсы длительностью 54 часа, а также сдают как минимум два вида экзаменов, сертифицирующих соответствие их проверки нормам критериев ЕГЭ.

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета - Студенческий портал

ЕГЭ

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Учитывая, что в нынешней практике жюри проверяет не «обезличенные сканкопии» (как в ЕГЭ), а оригиналы работ участников олимпиады (что легко можно увидеть по пометкам на полях и в тексте вывешенных отсканированных работ призеров и победителей), такой принцип кажется очевидно порочным. Однако в новом документе появляется еще более интересный элемент: возможность участия в ЦПМК и жюри вчерашних школьников — призеров и победителей ВСОШ. Документ не проясняет, должны ли представители призеров и победителей хотя бы обучаться по той специальности, по которой выиграли олимпиаду, а также не уточняется ни их возраст, ни необходимый уровень образования. Ведь известно, что многие победители уходят на так называемые медиакоммуникации, то есть становятся журналистами, а судить получают право будущих филологов.

Эти же параметры не уточняются и для остальных членов комиссии. То есть рядом с профессорами и заслуженными учителями в составе комиссии вполне могут оказаться вчерашние школьники, обучающиеся на специальностях, смежных с филологией, но не являющиеся специалистами в данной области.

Хочется отметить и еще один парадокс, заложенный в этом документе.

С точки зрения любого преподавателя, логика его составителей не может не показаться странной еще и потому, что для оценивания ученических работ (не забудем, что участники ВСОШ даже при невероятных познаниях и мастерстве остаются школьниками) требуется значительный педагогический опыт.

Проще говоря: если ты умеешь делать сам, это совершенно не означает, что ты знаешь, как оценивать других.

Очевидно, что участники ВСОШ станут заложниками метода оценивания «делай, как я», так как вчерашним школьникам, ставшим членами ЦПМК, вряд ли известны различные варианты научных подходов как к написанию завершенного письменного высказывания, так и принципы его оценки. Во всяком случае, в выборе этих методов вчерашние школьники, не имеющие педагогического и/или исследовательского опыта, вряд ли свободны.

В документе заложена также и практически полная несменяемость комиссии. Вероятно, для того, чтобы введенные в её состав призеры и победители ВСОШ все-таки за 5−6 лет (полный срок обучения бакалавриата и магистратуры) научились оценивать работы так, как это делают их старшие коллеги-профессионалы.

Составители документа указывают: «Состав ЦПМК формируется сроком на 6 лет и изменяется не менее чем на пятую часть не реже одного раза в 3 года».

О том, как комиссия работает сейчас и, видимо, предполагает работу и в будущем, можно судить из недавнего выступления А. А. Скулачева, члена Совета при Президенте РФ по русскому языку, председателя Гильдии Словесников и члена ЦПМК по литературе, на канале РБК.

Недавно проблемы объективности судейства и правовых аспектов апелляции решений жюри стали предметом открытого обсуждения на канале РБК в «Что это значит?» с тэгом «Школьники против ВСОШ».

Так, в ходе о принципах проверки Антон Алексеевич заявляет дословно следующее (приводим аутентичную расшифровку): «Например, когда к нам попадают первые работы по олимпиаде… Например, первые десять работ… мы вообще не ставим баллы, а просто прочитываем их. Совершенно независимо с коллегой прочитываем работы и подробно — подробно согласовываем подходы… Совершенно очевидно, что есть то, что школьники видят, и то, чего они не могут увидеть, и этого мы не будем от них ждать».

Не очень ясно, по какому принципу выбраны названные десять из более чем двухсот работ финалистов ВСОШ по литературе. Пусть даже по 10 из каждого класса.

Могут ли эти работы свидетельствовать о некоем среднем уровне понимания олимпиониками предложенных заданий? Однако, совершенно ясно, что оценивание работ происходит не независимо, по критериям, как это должно быть по честным правилам игры.

Здесь члены жюри обсуждают работы в ходе проверки, что недопустимо при объективном, независимом оценивании.

Сама идея выставления оценок от некоего условного среднего «что может или не может увидеть школьник» в конкретный год на конкретной олимпиаде, представляется в этой ситуации невозможной.

Это показывает, что жюри исходит не из собственных представлений о содержании и принципах анализа произведений, а из непонятно как сложившегося понимания о возможностях конкретных участников состязания. Вероятно, именно этим принципом объясняется полная беспомощность жюри при комментировании работ на апелляции.

Участники олимпиады не случайно сетуют на то, что в ходе апелляции внятных объяснений добиться нельзя, а подменяются они совершенно общими фразами.

Это подтверждается сообщением члена ЦПМК М. Ю. Белкина на секционном заседании второго дня Совещания Минпроса о том, что при опросе участников олимпиады, не победивших на своих этапах и приглашенных в Центр «Сириус» для особо одаренных детей, 80% (ТАК!) главной проблемой сочли хамство членов жюри на апелляциях.

Судя по другим высказываниям его коллеги А. А.

Скулачева, при проверке олимпиадных работ заключительного этапа не только не практикуется независимая оценка, но и само по себе оценивание по официальным инструкциям и критериям весьма затруднено: «У меня на показе работ была чудесная история, когда я … увидел работу, и не стал смотреть на баллы, решил перечитать ее свежим взглядом… И подумал — 38… Посмотрел — и там действительно 38». Вероятно, этим высказыванием спикер старался продемонстрировать предельную точность и единство в оценивании, в подходах комиссии к выставлению окончательного результата.

Однако, совершенно не ясно, каким образом при всех критериях, кратных пяти (0−20, 0−15 и т.д.), человек в уме получил цифру 38 (что равняется чуть больше половины суммы по всем критериям), не делая пометок и не вынося в работе на поля никаких ошибок.

Постановка оценки по принципу «на глазок» обусловлена не только полным отсутствием правил и регламентирования процедуры оценивания, но и самим фактом, что члены жюри имеют возможность прямо в процессе работы ознакомиться с оценками и суждениями друг друга, что ведет к полной бесконтрольности происходящего на финальном этапе олимпиады.

Очевидно, что апелляционное жюри, в состав которого входят те же люди, кто только что обсуждал вживую принципы, подходы к оцениванию, а также работы, которые еще до прочтения всех работ приняты как эталон, не может выполнять всех своих столь разнообразных и психологически нагруженных функций. Отсюда и недовольство участников олимпиад.

Источник: https://regnum.ru/news/polit/2801442.html

Всё, что вы хотели узнать о Всероссийской олимпиаде школьников

Всероссийская олимпиада школьников (он же ВОШ, он же ВсОШ и Всеросс) — это старейшая и самая престижная олимпиада в нашей стране. Победители и призёры её заключительного этапа зачисляются в профильные вузы без экзаменов. 

Прообразом национальной олимпиады можно считать «Олимпиаду для учащейся молодёжи», которая проводилась в Российской империи в XIX веке. В СССР с 1930-х годов начали развиваться городские олимпиады для школьников по математике, физике, химии, лингвистике и другим предметам. 

Сегодня Всеросс курируется Департаментом государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации. 

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета - Студенческий порталЛоготип ВсОШ

ВсОШ проводится по 24 предметам. Наиболее востребованы у школьников в 2018 году были следующие.  

  • Русский язык.
  • Математика.
  • Английский язык.
  • Биология.
  • Литература.
  • Обществознание. 

Этапы Всеросса

Всероссийская школьная олимпиада делится на четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Первый этап — самый массовый. В нём принимают участие около 6 миллионов человек. А теперь представьте, какой отбор проходят участники, если до финала доходят только несколько сотен. 

За сроками проведения каждого из этапов в 2019–2020 учебном году можно следить на официальном сайте олимпиады. Школьный тур уже начался — спешите участвовать!

Школьный этап

  • Организуется школами, лицеями, гимназиями. 
  • Проводится в сентябре — октябре. Срок окончания — не позднее 15 октября. 
  • Участники — учащиеся 5–11 классов, а по русскому языку и математике — и 4 классов.
  • Проводится очно, но существует также интернет-этап (о нём расскажем чуть позже). 

Муниципальный этап

  • Организуется органами местного самоуправления в сфере образования. 
  • Проводится в ноябре-декабре. 
  • Рассчитан на 7–11 классы.

Региональный этап

  • Организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. 
  • Проводится в январе-феврале. 
  • Рассчитан на 9–11 классы. 

Заключительный этап

  • Организуется Министерством просвещения России. 
  • Проводится в марте-апреле. 

Переход от этапа к этапу

В первом этапе могут участвовать все желающие. На муниципальный приглашают тех, кто хорошо выступил на школьном, на региональный — отличившихся на муниципальном и так далее. 

  • «Хорошо выступил» — это необязательно стал победителем или призёром. На каждом этапе есть порог, преодолев который ученик проходит в следующий тур. 
  • Задания по классам, а не по возрасту. Например, задачки муниципального этапа строятся исходя из программы 7 класса и старше, а начиная с регионального этапа — из программы старшей школы. В истории Всеросса был случай, когда в заключительном этапе участвовал четвероклассник — вундеркинд выполнял задания 9 класса, начиная со школьного этапа.
  • Победители и призёры прошлого года могут участвовать в том этапе, на котором остановились, минуя отборочные туры. Например, если в 2018 году вы стали призёром заключительного этапа по физике, то в 2019 году вы вправе снова приехать на него. Поэтому существуют двух- и даже трёхкратные победители финала Всеросса. 

ВсОШ на семейном образовании

Всероссийская школьная олимпиада доступна и «семейникам». Чтобы принять участие в первом этапе, у хоумскулеров есть два пути. 

  1. Нужно зачислиться в контингент аккредитованной школы, как для прохождения аттестаций. Тогда вы сможете поучаствовать в школьном отборе на Всеросс очно.
  2. Если вы не успеваете или не хотите прикрепляться к школе, можно участвовать в школьном интернет-этапе Всеросса. Он предназначен для тех, кто по объективным причинам не может участвовать очно. После регистрации на нужный предмет вы сможете скачать задания и бланки. Система фиксирует дату и время получения заданий. Выполненную работу необходимо загрузить в течение суток. Иначе она не будет рассмотрена. 

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета - Студенческий портал

Подведение итогов

Для каждого этапа определяются квоты призёров и победителей, а также пороги, которые нужно преодолеть. Победителей выбирают по каждому предмету и этапу. Порог — это среднее значение. Поэтому организаторы сообщают их после проверки всех работ участников. 

Для первых двух этапов действует правило: участники, набравшие максимальное количество баллов, могут быть признаны победителями только при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных. Поэтому возможна ситуация, когда в школьном и муниципальном этапе вовсе нет победителей, а есть только призёры. 

Победителем Всероссийской олимпиады школьников является тот, кто набирает больше всего баллов по предмету на заключительном этапе.

Результаты начинают объявлять в конце апреля. Дипломы, которые открывают двери университетов страны, получают не только победители, но и призёры. Количество призёров и победителей обычно не превышает 25% процентов от количества участников заключительного этапа.

Читайте также:  Словами через рот: как устроено успешное устное выступление - студенческий портал

Награды

Главная льгота, которую предоставляет Всероссийская олимпиада школьников призёрам и победителям заключительного этапа — это поступление в профильные вузы без экзаменов. Принимаются результаты, полученные в любом классе начиная с девятого. 

Льготы при поступлении в вуз предоставляет только победа или призёрство на заключительном этапе. 

Всероссник может не сдавать профильные ЕГЭ. Достаточно написать базовую математику и перешагнуть порог по русскому. 

Если победитель поступает на непрофильную специальность, по решению вуза ему могут зачесть 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады. При этом соответствие направления и профиля олимпиады определяет сам вуз.

Пример: вы выиграли Всеросс, но хотите поступить в вуз не по своему профилю.

Скажем, победили в олимпиаде по русскому, а хотите поступить в вуз на направление «Экономика», где профильным предметом является математика.

Тогда необходимо сдать ЕГЭ по обществознанию и математике, а русский вам засчитают как 100 баллов, и вы будете участвовать в общем конкурсе, но с гарантированной «соткой» в кармане. 

Льгота на поступление в вуз сохраняется на протяжении четырёх лет, следующих за годом получения диплома. 

Как подготовиться к Всероссийской олимпиаде школьников

  1. Изучите задания прошедших олимпиад. Ознакомьтесь с требованиями, научитесь видеть логику олимпиадных заданий. 
  2. Готовьтесь к конкретным этапам. Если вам предстоит региональный, не замахивайтесь на задания заключительного. Бывают случаи, когда школьник с лёгкостью решает задачи из финала, но не может пройти муниципальный этап.

      

  3. Участвуйте в других олимпиадах. Они помогут потренироваться и приобрести опыт.  
  4. Составьте план подготовки. Равномерно распределите нагрузку, распишите всё по неделям и дням — над какой темой вы будете работать, сколько часов потратите на её изучение или повторение, а также на решение задач.

    Обязательно учитывайте при этом, сколько времени у вас будет оставаться на основную учёбу, увлечения и отдых. 

  5. Используйте специализированные источники для подготовки. На олимпиадных курсах домашней онлайн-школы «Фоксфорда» ребята углубляют знания по выбранным предметам и учатся решать конкурсные задачки.

    Многие курсы ведут сами победители Всеросса, а также члены жюри олимпиад. 

Хотите поучаствовать во Всероссе или другой школьной олимпиаде? Изучите также вот эти статьи.  

Желаем удачи!

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/vseros

7 главных заповедей выпускника-олимпиадника

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета - Студенческий портал

С каждым годом процент желающих попасть в вуз благодаря дипломам победителей и призёров престижных предметных олимпиад становится всё больше. Сегодня руководитель курсов ЕГЭ Михаил Ланцман даёт массу полезных советов тем, кто ещё только подходит к финишной прямой.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Поступление в вузы при помощи победы в престижных предметных олимпиадах — это достойная альтернативная стратегия получения бюджетного места в самых топовых вузах страны. Но не надо думать, что победа избавит вас от сдачи ЕГЭ. Вы поступите в вуз на особых условиях, но все необходимые экзамены всё равно придётся сдавать.

Несмотря на публичную критику олимпиадного движения в последние годы, я лично считаю, что путь этот сложный, требующий от школьника не только знаний, но и, если хотите, таланта.

Процент олимпиадников, получающих из года в год заветные бюджетные места, не так уж и велик. Это примерно 1-2% от числа всех абитуриентов. В 2016 году бюджетные места в вузах заняли на льготных условиях 5 950 человек, из них победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников — всего лишь 365 человек.

В 2017 году олимпиадники заняли 6 202 бюджетных мест, из них победители Всерос — 377 человек. Если сложить всех призёров и победителей Всероса 2017 года, то получится 2 282 человека. Согласитесь, для такой большой страны это немного. Остальные поступившие в прошлом году по льготе — это победители вузовских предметных олимпиад (примерно 4 000 человек).

Надо понимать, что на старте участников десятки (а то и сотни) тысяч. Лишь единицы доходят до финала и получают заветные льготы при поступлении, так что ротация и отбор серьёзные. Тем, кто серьёзно говорит о коррупции и утверждает, что олимпиадный диплом можно купить, я всегда предлагаю попробовать реализовать это в текущем году. Если всё так просто, почему олимпиадников так мало?

Для сравнения: так называемые «целевики» в прошлом году получили более 13% бюджетных мест в вузах страны. Это больше 91 000 человек! И средний балл ЕГЭ «целевиков» составил в 2017 году всего лишь 64,4 (средний балл ЕГЭ 2017 по стране — 68,2). Так что путь в вуз через участие в предметных олимпиадах, как вы можете заметить, точно не самый простой и короткий. Есть и попроще.

Сегодня мне хотелось бы суммировать весь тот опыт, который накопился на наших курсах по подготовке к предметным олимпиадам, дающим льготы при поступлении, и дать семь полезных советов будущим победителям и призёрам.

1. Начинай свой «тернистый путь» как можно раньше

В олимпиадах, как и в любой другой сфере деятельности, очень важна практика. Набивай руку и тренируй мозги. Впервые открыть сайт olimpiada.ru и посмотреть перечень олимпиад можно уже в восьмом-девятом классе.

В девятом классе достаточно принять участие в олимпиадах, которые проводятся в вашем городе или регионе. В 10 классе стоит уже постараться работать на результат, потому что некоторые вузы принимают дипломы олимпиад, полученные в течение двух лет подряд. В 11 классе вы уже должны точно знать, диплом какой олимпиады обеспечит вам поступление в вуз вашей мечты.

Почему я не советую откладывать участие в олимпиадах на 11 класс? Последний год в школе — это финальный забег, к которому вы должны быть максимально готовы. Олимпиад огромное множество, все они разные по типу заданий, по требованиям к оформлению работ и пр. В 11 классе ты должен знать все эти нюансы назубок, если хочешь получить максимальный результат.

2. Поверь в то, что ты олимпиадник. И получи максимум информации сам

Обязательно надо верить в себя с самого начала. Действительно, не боги горшки обжигают. Не надо думать, что все участники будут обязательно на голову выше в каждом туре.

Какие-то пробелы в знаниях есть у подавляющего большинства участников олимпиад — невозможно знать абсолютно всё. Ни в коем случае нельзя сомневаться в своих силах.

Как только ты преодолеешь этот психологический барьер, ты сделаешь свой первый уверенный шаг к победе.

Следующий шаг — это мониторинг. Ты должен узнать всё о сроках и этапах, почитать нормативные документы, получить полное представление о заданиях прошлых лет и типичных ошибках твоих предшественников. Льготы по олимпиадам делятся на два типа: поступление «без вступительных испытаний» и 100 баллов за профильный предмет.

Вот полезные ресурсы (сайт olimpiada.ru я уже назвал):

  • Сайт Российского совета олимпиад школьников. На этом сайте ежегодно вывешивается список всех утвержденных вузовских олимпиад, которые дают различные послабления при поступлении. Какие конкретно льготы даёт победа в этих олимпиадах, читай вот здесь.
  • Федеральный портал российское образование — удобный поисковый сервис по олимпиадам, включённых в перечень Министерства и утверждённый Российским советом олимпиад школьников и Союзом ректоров (см. пункт первый)
  • Сайт «Моё образование» — это ещё один поисковый сервис, в который включены олимпиады не только для выпускников, но и для учащихся 8, 9 и 10 классов.
  • ОlimpWay — очередной удобный поисковый сервис именно для олимпиадников, стремящихся получить льготные бюджетные места в вузах. Всё очень грамотно систематизировано.
  • Сайт «Всероссийской олимпиады школьников» — это огромный портал, где ты найдёшь абсолютно всю информацию об этом массовом ежегодном мероприятии.

3. Не сотвори себе кумира… из одной единственной олимпиады

Опять на ум приходит народная мудрость: нельзя держать все яйца в одной корзине. Для того чтобы тебя не постигло разочарование в случае поражения, обязательно имей запасные варианты.

Олимпиады хороши тем, что их много. Не получится получить диплом на одной олимпиаде, например, на Всероссийской олимпиаде школьников, значит, обязательно получится на другой — вузовской. В отличие от ЕГЭ, где тебе даётся одна только попытка, здесь можно делать много «подходов к штанге».

Чем опытный олимпиадник отличается от новичка? Опытный участник олимпиад никогда не будет расстараиваться тому факту, что не добрал один-два балла до выхода в финал. Даже в этом случае нельзя опускать руки.

Наоборот, высокие результаты, немного не дотягивающие до приза на одной олимпиаде, — это залог успеха на другой. Опыт поражения тоже полезен, он «выстрелит» в будущем в критической ситуации и выбьет наконец нужную «мишень» в десятку.

4. И не пытайся объять необъятное

Не советую также участвовать во всех мыслимых олимпиадах сразу. Например, у нас был ученик, который с большим удовольствием участвовал в олимпиадах по программированию и математике.

Через какое-то время стало понятно, что придётся сделать выбор. Готовиться и выдавать каждый раз результат становилось всё труднее. Кроме того этапы многих олимпиад проходят примерно в одни и те же сроки.

Он выбрал математику.

Кстати, при участии в олимпиадах по математике стало понятно, что задания в разных вузах по одному и тому же предмету могут очень сильно различаться. Например, алгебраические и геометрические задачи из олимпиады «Ломоносов» совсем не похожи на логические задачи олимпиады «Высшей проба». Если хочешь стать победителем, то выбирай не больше трёх-четырёх серьёзных олимпиад.

Многие останавливаются на трёх олимпиадах, большинству удаётся успешно совмещать подготовку, хотя, конечно, это зависит от возможностей конкретного человека.

5. Учись тайм-менеджменту и заранее расставляй приоритеты

Не секрет, что выпускном классе очень большая нагрузка, поэтому важно правильно распределить свои силы. У нас на курсах ученики всё чаще интересуются условиями досрочной сдачи ЕГЭ в 10 классе. Оказывается, по закону выпускник 10 класса имеет право сдавать досрочно абсолютно любой ЕГЭ.

Олимпиадник не может ударить в грязь лицом и получить менее 75 баллов на профильном экзамене — таковы новые правила получения льготы при поступлении в вуз.

Именно поэтому придётся всё же умудриться бежать за двумя зайцами и поймать каждого. Третий заяц, кстати, — это прохождение школьной программы.

Не все школы готовы закрывать глаза на пропуски занятий в случае вашего участия в олимпиадах в другом городе.

Не зря предметные олимпиады назвали именно олимпиадами, здесь много от спорта, я бы даже конкретизировал — от марафонского забега. Он требует колоссальных временных, умственных и даже физических усилий. Олимпиады и ЕГЭ — это совершенно разные жанры, если можно так сказать, поэтому, готовясь к олимпиадам, не стоит забывать и про ЕГЭ.

Если для поступления в вуз вашей мечты достаточно олимпиады второго или третьего уровня, то не мучайте себя участием в олимпиадах первого уровня.

Если планка высока, и нужны дипломы олимпиад первого и второго уровня, то придётся попотеть и даже съездить в другие регионы.

«Зайцев» рядом с вами весь этот год будет бежать много, но вы должны постараться поймать двух самых лучших — победу в олимпиаде и высокие баллы ЕГЭ.

6. Пойми, что накопление практического опыта — это твой главный козырь

В истории с олимпиадами практики много не бывает! Причём надо не только решать как можно больше заданий прошлых лет и читать научную литературу.

Кстати, вузовские учебники — незаменимые помощники при подготовке именно к вузовским олимпиадам. Именно там ты сможешь найти ответы на некоторые вопросы реальных заданий.

Запомни: если ты участвуешь в вузовской олимпиаде, то должен скачать с их сайта максимальное количество полезных материалов.

Но практика не ограничивается только этим. Ты должен уметь правильно заполнять бланки, распределять время на самом испытании (которое может длиться часами) и понимать, какие способы решения той или задачи лучше использовать, чтобы получить максимум баллов.

Обязательно нужно научиться проверять свои записи и искать ошибки. Если ты пишешешь уже больше четырёх часов, глаз может «замыливаться», поэтому ты должен чувствовать, как максимально эффективно спланировать написание работы.

Чаще всего в олимпиадах выигрывает тот, кто не решает всё подряд, а выполняет в первую очередь те задания, где он максимально ощущает себя «как рыба в воде», и не оставляет всё самое сложное на потом, когда уже устанет.

7. Не пренебрегай апелляциями

Практика показывает, что баллы на олимпиадах довольно часто добавляют. Если ты не можешь прийти на показ работ в назначенный день, то можно подавать апелляцию и по электронной почте.

В отличие от ЕГЭ, апелляция на результаты проверки олимпиадных работ — процедура более гибкая и демократичная. Если ты корректно и вежливо будешь вести переписку с организаторами и полностью обоснуешь свои претензии к проверке, то твоё письмо без внимания не оставят. В нашей практике бывали случаи, когда добавляли до 9-10 баллов.

Подавай апелляции даже тогда, когда ты участвуешь в олимпиаде, которая точно не повлияет на поступление в вузы. Всё это ценнейший опыт, который может очень пригодиться в самый ответственный момент. Надо заранее учиться отстаивать свою точку зрения и добиваться справедливости.

Источник: https://mel.fm/blog/mikhail-lantsman/76214-7-glavnykh-zapovedey-vypusknika-olimpiadnika

Что нужно знать о льготах для победителей и призеров олимпиад

Олимпиады под эгидой Российского совета олимпиад школьников

Ежегодно Министерство образования и науки России утверждает Перечень олимпиад школьников на очередной учебный год, победители и призеры которых получают льготы при поступлении в вузы.

  Еще прошлой весной вузы подали заявки на проведение экспертизы и включение олимпиады, которую этот вуз проводит, в Перечень.

  Эксперты Российского совета олимпиад школьников, проанализировав качество и уровень сложности олимпиадных заданий, информацию о численности участников, географии олимпиады за предыдущие два года проведения олимпиады и многое др., приняли решение — включать или не включать ее в Перечень.

Весной  эксперты вновь работали – анализировали результаты проведения олимпиад в 2013-2014 учебном году и присваивали им уровни, от которых и зависят льготы. В отличие от Всероссийской олимпиады школьников, правом на льготу можно воспользоваться только в течение 1 года.

Чтобы использовать льготу при поступлении победители и призеры олимпиад должны набрать на ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, определенное количество баллов. По общему правилу – не менее 65 баллов, однако вуз может установить и более высокую «планку». 

Вуз может выбрать один или несколько предметов из числа профильных для олимпиады, по которому (или по которым) победители и призеры олимпиады поступающие без вступительных испытаний, должны набрать определенное количество баллов ЕГЭ. Например, если льготу дает олимпиада по экономике, вуз может определить в качестве такого предмета математику или обществознание или оба эти предмета сразу – и тот, и другой предмет соответствуют профилю олимпиады.  

Для того, чтоб воспользоваться льготой «максимальный балл за вступительное испытание», нужно «подтвердить» олимпиаду баллом ЕГЭ по предмету этого вступительного испытания.

Подробнее о требованиях вуза можно узнать из правил приема, опубликованных на официальном сайте. Обязательно их прочтите, несмотря на  сложный   бюрократический  язык, навевающий скуку и желание прекратить чтение немедленно.

О дипломах  победителям и призерам олимпиад из Перечня

Победителям и призерам олимпиад принято давать дипломы.  Выдать дипломы государственного образца победителям и призерам олимпиад из Перечня  непростое дело, так как зачастую заключительный этап этих олимпиад проводится  в разных регионах,  и победители и призеры  олимпиады живут далеко от места расположения ее организатора. Но выход был найден.

Победители и призеры олимпиад из Перечня могут получить  как оригинал диплома (их выдает организатор олимпиады по месту своего нахождения),   так и его электронную копию.

Независимо от места своего проживания  победитель (призер) олимпиады из Перечня может, используя сервисы портала Российского совета олимпиад школьников, распечатать  электронную копию   диплома, которую охотно примет любая приемная комиссия, так как копия эквивалентна оригиналу.

  Если в данных, напечатанных в дипломе, обнаружится ошибка, нужно оперативно сообщить об этом организаторам олимпиады и дождаться, пока она будет исправлена.

Подробно о льготах для победителей и призеров олимпиад

Можно ли  будучи дипломантом одной олимпиады из Перечня получить льготу при поступлении не в один вуз, а в несколько?  Этот вопрос задают чаще других и понятно почему.

По общим правилам приема абитуриент может подать документы в пять вузов и в каждом из них не более чем  на 3 направления подготовки. Соответственно,  льготой «засчитать максимальный балл ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады» можно воспользоваться  не более 15 раз.  

Воспользоваться же льготой поступления без вступительных испытаний можно только в одном вузе  и на одном направлении подготовки. Для этого вместе с дипломом  победителя (призера) олимпиады туда придется подать сразу и оригинал аттестата.

Исключение — случай, когда у абитуриента есть и диплом Всероссийской олимпиады школьников, и диплом олимпиады из Перечня, дающий право на поступление без экзаменов.

Тогда получить льготу можно в двух вузах или в двух конкурсах одного вуза: в один подается оригинал аттестата, а в другой — копия с указанием, где лежит оригинал.

Случается,  что абитуриент, имея право быть принятым  на программу подготовки без вступительных испытаний,  просит  засчитать ему максимальный балл ЕГЭ по профильному предмету и допустить к участию в общем конкурсе, так как оригинал диплома он подал в другой вуз. Эта нестандартная ситуация разрешается приемными комиссиями  разных вузов по-разному – в  одних вузах разрешают  заменять льготу  более высокого уровня на льготу более низкого уровня, а в других – нет.

Среди олимпиадников встречаются «стахановцы», которые принимают участие во многих олимпиадах и во многих достигают успеха. Такой абитуриент может предъявить приемной комиссии дипломы  победителя (призера) разных олимпиад и получить максимальные баллы по нескольким или даже по всем вступительным испытаниям.

По материалам портала www.olimpiada.ru

Источник: https://v-olymp.ru/news/36994/

Олимпиады и ЕГЭ

  • Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
  • Более полную, достоверную и актуальную информацию об олимпиадах Вы можете найти на официальном сайте Российского совета олимпиад школьников «Мир олимпиад».
  • Ниже приведен перечень олимпиад, результаты участия в которых дают различные льготы при поступлении в вузы/ссузы:
  • ВАЖНО!

Вне конкурса, используя льготу победителя или призера любой олимпиады, можно поступить только в один вуз или ссуз на одно направление подготовки (специальность), соответствующее профилю олимпиады (п.3 статьи 71 федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

В других высших учебных заведениях победители и призеры различных олимпиад смогут участвовать в конкурсе на общих основаниях.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ШКОЛЬНИКОВ

Члены сборных команд России, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам школьников, при поступлении в вузы/ссузы на специальности, соответствующие профилю предмета международной олимпиады, принимаются без вступительных испытаний.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю Олимпиады

  • В аттестат по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, выставляется отметка «отлично».
  • Победители и призеры получают диплом государственного образца, в котором указано название олимпиады по предмету. Его следует предъявить в вуз при подаче документов для подтверждения своих льгот.
  • При поступлении в вуз/ссуз на специальность не по профилю олимпиады, результат олимпиады засчитывается как 100 баллов по предмету, соответствующему профилю олимпиады.
  • Результаты победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников являются бессрочными.

*Примечание: Результаты победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников являются бессрочными.

  1. ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
  2. Результаты победителей и призеров олимпиад школьников* учитываются только при поступлении в вуз/ссуз.
  3. В школе итоговая аттестация для победителей и призеров других олимпиад проходит на общих основаниях. 
  4. По решению вуза/ссуза победители и призеры олимпиад школьников при поступлении имеют право на получение одной из следующих льгот:
  • быть зачисленными без вступительных испытаний на специальности, соответствующие профилю олимпиады
  • быть приравненными к лицам, набравшим 100 баллов по ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады
  • быть приравненными к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной (при поступлении в вузы), творческой и (или) профессиональной направленности по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в порядке, определяемом приемной комиссией.

*Примечание: Льготы действуют в течение 1 года с момента утверждения списков победителей и призеров олимпиад школьников.

  • ОЛИМПИЙСКИЕ, ПАРАЛИМПИЙСКИЕ И СУРДЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
  • Чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр при поступлении в вузы/ссузы на соответствующие профильные специальности в области физической культуры и спорта принимаются без вступительных испытаний.
  • Лица, имеющие право быть зачисленными в вуз без вступительных испытаний,  при подаче заявления о приеме представляют оригиналы документов, удостоверяющих личность, гражданство, документа государственного образца об образовании, диплома победителя или призера соответствующей олимпиады.

СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник: http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/olympics/

Садовничий о ЕГЭ: спасут ли олимпиады студентов?

В связи с тем что победители олимпиад освобождены от ЕГЭ-повинности, многие родители решили, что достаточно обеспечить своему чаду «олимпийские» дипломы — и бюджетное место в престижном вузе обеспечено. Так ли это?

На наши вопросы в эксклюзивном интервью ответил ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

— Виктор Антонович, министр образования А. Фурсенко предлагает сократить число вузов, где школьники смогут воспользоваться результатами олимпиад, до одного. Согласны ли вы с этим? Насколько реально, что это произойдет?

— Действительно, такое предложение поступило от министерства, однако оно относится не только к олимпиадам школьников, но и к Всероссийской олимпиаде, и касается тех абитуриентов, которые имеют право на поступление в вуз без вступительных испытаний. В проект порядка приема в вузы на следующий учебный год вошла норма, которая предусматривает возможность подачи такими абитуриентами своих документов только в один вуз и вместе с оригиналом аттестата.

Я считаю, что эта норма справедлива, так как право поступления без вступительных испытаний — это очень сильная льгота, это право быть зачисленным. И, мне кажется, давать таким ребятам возможность еще думать в течение всего июля не вполне оправданно.

Если человек уже как-то ориентирован в своем выборе и победил в той олимпиаде, которая дает право поступить без экзаменов, то вполне естественно, что он уже определился с вузом, с факультетом и не должен занимать в других вузах места тех, кто еще только претендует на эти бюджетные места.

— Президент Д. Медведев поднял вопрос об уровне проводимых олимпиад. На ваш взгляд, все ли из 120 состязаний, проведенных в этому году, отвечают самым высоким требованиям? Достойны ли победители всех из них права на внеконкурсное поступление?

— Заседание Совета олимпиад, которое состоялось 2 сентября, прошло под флагом обсуждения качества проводимых олимпиад.

И сразу должен сказать, что из проводившихся в прошлом году олимпиад, 24 олимпиады были исключены из перечня и не войдут в перечень на следующий учебный год.

Как видите, не все олимпиады подтвердили свой высокий статус, и не всем удалось пройти через экспертные комиссии этим летом, поэтому ряд олимпиад было рекомендовано экспертами к исключению.

Что касается вопроса, достойны ли все победители на внеконкурсное поступление, то здесь необходимо отметить, что ни один победитель олимпиады не имеет права на внеконкурсное поступление.

Перечень льгот включает в себя либо поступление без вступительных испытаний, либо за счет высшего балла ЕГЭ, либо за счет профильного вступительного испытания, если вуз имеет право на его проведение. Поэтому мы не можем говорить о праве на внеконкурсное поступление, есть право на поступление без вступительных испытаний.

И, что важно, решение об этом принимают сами вузы, и как раз, когда Дмитрий Анатольевич говорил об уровне олимпиад, он сказал, что вузы должны сами между собой договориться, какая олимпиада на что дает право.

И действительно, сейчас вуз сам выбирает, какую льготу давать: то ли засчитывать олимпиаднику высший балл, то ли принимать его без вступительных испытаний, то ли вообще отказаться от предоставления льгот победителям и призерам олимпиад. Это право вуза.

Но основная работа Совета олимпиад заключается в том, чтобы качество проводимых олимпиад было настолько высоко, чтобы каждый из победителей и призеров олимпиад был достоин поступления без вступительных испытаний, например, в Московский государственный университет.

— Ваше отношение к тому, что сейчас число олимпиад рекомендовано увеличить до 175. Не лазейка ли это для нечистых на руку родителей, которые могут попытаться купить победу?

— Да, действительно, было отобрано 175 предметных олимпиад. Но на самом деле речь не идет об увеличении числа олимпиад. Сейчас планируется, что перечень будет включать 85 олимпиад школьников, и именно такое количество было направлено в Министерство образования и науки для утверждения.

Однако некоторые олимпиады проводятся не по одному, а по нескольким предметам. Например, если взять олимпиаду «Шаг в будущее», которую проводит МГТУ им.

Баумана – очень уважаемый вуз, которому указом президента разрешено устанавливать собственные стандарты и требования, так же как Московскому и Санкт-Петербургскому университетам, то эта олимпиада рекомендована по 10 предметам, однако в перечень она входит как одна-единственная олимпиада, причем высокого уровня, – «Шаг в будущее».

То же самое можно сказать про олимпиады Московского университета «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», олимпиады Санкт-Петербургского университета, олимпиады, проводимые Советом ректоров Москвы и Московской области. То есть получается, что на самом деле олимпиад 85, а не 175.

Что касается лазейки для нечистых на руку родителей, о которых идет речь, то надо сказать, что в следующем году Российский совет олимпиад школьников планирует направлять своих независимых экспертов на каждую олимпиаду.

Наши действия будут поддерживать и министерство, и Рособрнадзор, который имеет свои отделения в регионах на местах проведения олимпиад, где будет проводиться независимый экспертный контроль, в том числе перекрестный контроль между вузами, потому что Совет олимпиад работает под эгидой Союза ректоров.

И ректоры, помимо того что доверяют друг другу, будут помогать друг другу сдерживать таких родителей и направлять своих экспертов к месту проведения олимпиад в других вузах.

aif.ru

21.09.2009г.

Источник: https://www.msu.ru/info/struct/rectintv_arch/sadovnichiy_o_ege_spasut_li_olimpiady_studentov.html

Как подготовить победителя Всеросса: опыт олимпиадного тренера

Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников.

Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы. Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику.

Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться.

К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!

Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы. Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику.

Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться.

К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!

Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы. Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику.

Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться.

К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!

Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы. Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику.

Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться.

К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!

Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы. Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику.

Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться.

К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!

Источник: https://journal.school-olymp.ru/kak-podgotovit-pobeditelya-vserossa

Ссылка на основную публикацию