Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена — студенческий портал

Отмена интернатуры в медвузах страны оказалась лишь первым шагом на пути реформирования медицинского образования. Минздрав пошел дальше, вводя трехэтапную систему аккредитации для «врачей общей практики», постепенно внедряя прототип интернатуры – «субординатуру» – на последние курсы обучения, и разделяя ординатуру на модули, благодаря чему обучение может растянуться еще на пять лет. Все как Европе. Кроме результата. Захотят ли «врачи общей практики» после шести лет учебы в специалитете посвятить еще столько же обретению узкой специализации, или же они попросту не нужны на рынке? О судорожных попытках Министерства здравоохранения внедрить «лучшие европейские» модели читайте в материале Накануне.RU.

Об отмене интернатуры стало известно еще в 2012 г., когда президент подписал исправленный закон об образовании. «Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 г.», — сказано в документе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Таким образом, в этом году в интернатуру поступили последние «счастливчики», а выпускникам следующего года придется выбирать – идти на работу терапевтами, педиатрами, хирургами, стоматологами или провизорами либо продолжить обучение в ординатуре.

У «целевиков» определенности больше – после 5-6-летнего обучения они должны отработать в медицинском учреждении столько лет, сколько прописано в их договоре. Что касается выпускников, поступивших по общему конкурсу, для них вопрос дальнейшего постижения профессии остается открытым: они могут пойти работать, а могут сразу без отрабтки поступить в ординатуру. 

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

На данный момент длительность обучения в ординатуре – едина по всей стране и составляет два года. Но Минздрав обещает перемены, которые удлинят срок обучения в ординатуре чуть ли не на пять лет.

Это еще два года назад предсказывала директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова.

 «Новый закон позволяет сделать ординатуру модульной, планируется расширение длительности обучения для некоторых специальностей вплоть до пяти лет. Например, по нейрохирургии, кардиохирургии, пластической хирургии.

Это позволит более качественно готовить специалистов по конкретной специальности требуемого в отрасли уровня квалификации», — заявляла Семенова.

Не так давно она озвучила примерные сроки введения модульной системы – 2019 г. «Продолжается изменение системы послевузовского медицинского образования под сегодняшние реалии. Традиционная схема получения послевузовского профессионального образования — один год обучения в интернатуре или два года в ординатуре.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Егэ по технологиям: быть или не быть - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Но, как показывает российский опыт, выпускники оказываются недостаточно подготовленными в части освоения всего спектра мануальных навыков, чтобы стать самостоятельными оперирующими хирургами, например, в таких областях, как нейрохирургия, кардиохирургия, торакальная хирургия. Основная задача в этот переходный период — предполагаем, он завершится к 2019 г.

— перейти на персонифицированную подготовку хирургов под конкретное рабочее место.

 Мы планируем создать такую систему, когда молодой врач, набираясь опыта на широко специализированных рабочих местах, мог бы при желании дальше перейти к узкой специализации, выбирая для обучения именно тот модуль, который соответствует его профессиональным устремлениям», — сообщила она, добавив, что принятие изменений будет происходить в тесном сотрудничестве с врачами.

Таким образом, сроки прохождения ординатуры будут варьироваться от года до пяти лет в зависимости от сложности выбранного направления.

«Сроки разные. Сердечно-сосудистая хирургия рассчитана на пять лет, но внутри него будет много маленьких модулей, например, за год можно будет освоить шунтирование. Учиться станут быстрее. Либо два года учить всему подряд, либо пять лет.

Ты выбираешь модуль, который тебе нужен, учишься и получаешь аккредитацию и идешь работать. Потом понимаешь, что чего-то не хватает, снова идешь и обучаешься», — пояснил Накануне.

RU руководитель пресс-службы Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА) Алексей Никонов.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

Такие понятия, как «модули» или «кредиты» – это основные атрибуты пресловутой «Болонской системы«, под которую подстраивается наше образование. В Европе количество аудиторных часов или практики оцениваются в «кредитах», которые студент должен набрать для прохождения курса. Туда же засчитываются «кредиты» за участие в конференциях, научные статьи, рефераты и так далее.

Но то, что хорошо для Европы, далеко не всегда оказывается пригодным в наших условиях и при наших традициях.

«Срок обучения пять лет — это может быть хорошо за рубежом, а у нас надо как-то себя кормить и на что-то жить. Зарплата в ординатуре всегда была чисто символической. При такой модульной системе вообще не знаю, что будет.

У нас почему-то спонтанно появляются инновации в области образования, и каждая следующая инновация хуже предыдущей. Тогда надо многое брать из Европы.

И стипендию, которая дается студентам на образование, и условия работы, и новейшее медицинское оборудование, с которым студент работает практически с первых шагов, и наставничество, которое там достаточно широко действует. Недаром во многих странах не признаются наши дипломы, потому что наши специалисты не подтверждают свою квалификацию.

Жалко, что это так. Мы портим свою репутацию, которую зарабатывали очень долго, кропотливым путем многих поколений врачей!» – поделился своим мнением с Накануне.RU член комитета по охране здоровья Госдумы, депутат от Пермского края Олег Куликов.

В связи с введением изменений возникает опасение о нехватке врачей узкого профиля в будущем. Но, как выяснилось, в настоящее время Минздрав нацелен на выпуск врачей первого звена, которых катастрофически не достает в поликлиниках и больницах. Этим объясняется и отмена интернатуры, и увеличение сроков ординатуры, и сокращение бюджетных и даже платных мест в ординатуре.

«После прохождения аккредитации выпускники могут поступать в ординатуру. Естественно, количество бюджетных мест ограничено. Чтобы предотвратить большое шунтирование остальных через ординатуру, количество мест на платном – ограничено.

Задача – направить поток специалистов в учреждения, оказывающие первичную помощь, относящиеся к первичному звену«, — сообщил Накануне.

RU ректор Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ) Илья Волчегорский.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

Немалые опасения общественности связаны с некомпетентностью новоиспеченных врачей. Смогут ли молодые медики после шести лет прохождения теории лечить пациентов? Годичная практика под руководством опытных специалистов, коей являлась интернатура, минимизировала риски, позволяла вчерашним студентам отработать полученные навыки на практике.

«Я считаю, что отмена интернатуры – это ошибка. Это хорошо зарекомендовавшая себя практика, которой уже наверное 50 лет.

При интернатуре обычно работают высокопрофессиональные медицинские учреждения – или научно-исследовательские институты, или медицинские вузы, где у студентов был персональный руководитель. Действительно, в коллективе интерн получал серьезное образование. Я за восстановление интернатуры.

Если у меня будет возможность, в новом созыве Госудмы я подниму этот вопрос и напишу письмо Веронике Скворцовой.

Я понимаю, что не все могут дать нормальное образование в интернатуре, потому что интернатура и ординатура – они близки, но часто между окончанием вуза и поступлением в ординатуру проходит достаточное время и оно потеряно для медицинской деятельности. Это вызывает потерю квалификации у будущего врача», — уверен Олег Куликов.

У руководителя отдела интернатуры и ординатуры Уральского государственного медицинского университета (УГМУ), доктора медицинских наук, профессора кафедры урологии Игоря Борзунова оптимистичный взгляд на эту ситуацию.

«Интернатура уходит в историю. Я думаю, подготовки выпускников хватит. Мы хорошо готовим, и люди смогут работать сразу. У меня в этом сомнений нет», — сообщил Борзунов корреспонденту Накануне.RU.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

Опасения общественности не разделяет и ректор ЮУГМА. «В общественном пространстве всегда есть какие-то опасения. В принципе этот подход сформировался не на ровном месте, к нему готовились, я думаю, что все будет хорошо. Мы отбираем людей, более способных к качественному обучению. Это путь к тому, чтобы готовить более квалифицированных специалистов», — добавил Волчегорский.

Однако о последствиях нехватки практических знаний имеют представление и в Минздраве. Вслед за отменой зарекомендовавшей себя еще с советских времен интернатуры в российских вузах могут возродить «субординатуру» – систему, при которой на последнем курсе специалитета вводятся практические занятия.

«Выпускники не мечтают работать врачом, поликлиническим терапевтом или педиатром. Все мечтают о том, чтобы попасть после вуза в стационар. При этом сегодня проходит пересмотр программы, чтобы вернуть субординатуру», — отмечала чиновница Минздрава Семенова.

Этот подход постепенно возрождают в Нижнегородской медакадемии.

«Субординатура – это по сути возврат к прошлому. Такое было на закате Советского Союза, была очень хорошая система, профессора хорошо о ней отзываются. Сейчас шестой курс – это обычная учебная программа, там идут дисциплины, экзамены, но хотелось бы выпускника максимально приблизить к работе.

Многие из них уже работают младшими помощниками врачей, на скорой помощи дежурят. Они уже являются студентами старших курсов, но уже погружены в здравоохранение, поэтому для них приход в клиники будет не новым.

Еще будучи студентами, они уже будут работать на конкретной кафедре, по выбранной специальности, будут к ней присматриваться, стажироваться под присмотром старших товарищей.

Есть боязнь, что в клиники придут молодые, неопытные врачи, ничего подобного! Я лично сам наблюдал, как проходили аккредитацию стоматологи – они все абсолютно уверенно делают, потому что они уже с третьего курса ведут клинический прием под присмотром наших преподавателей.

Хотелось бы успокоить пациентов и общественность – в клиники не придут работать «сырые» врачи. Они все умеют и все знают, им надо просто набираться опыта, ребята подкованы очень хорошо, и теоретически, и практически, а самое главное – они умеют работать с пациентами», — отметил представитель академии Никонов.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

Олег Куликов уверен, что «субординатура» не может заменить интернатуру, поскольку представляет собой всего лишь преддипломную практику. «Такая система заменить интернатуру не может. Это практически как преддипломная практика перед окончанием медицинского вуза.

Мы всегда почему-то пытаемся сэкономить на профессионализме врачей. Мировой опыт говорит, что нормальное обучение медика – это 9-10 лет, а мы хотим за пять лет выучить хорошего специалиста, знающего свою профессию. Не получится этого чуда.

Будем опять возвращаться к старой методике, будет опять открываться интернатура», — уверен эксперт.

Однако в настоящее время субординатура существует только в проекте и ностальгических воспоминаниях о советском прошлом. Руководители вузов утверждают, что пока обучение студентов-медиков ведется строго по ФГОСам, в которых упоминаний об «субординатуре» нет.

Зато появилось «медицинское ЕГЭ», которое призвано стать «успокоительным» фактором для встревоженной общественности. Система заработала с этого года. Первыми «жертвами» отбора стали выпускники пятилетних образовательных программ – провизоры и стоматологи. В следующем году проверку пройдут терапевты, педиатры и хирурги.

«Процедура аналогична тому, что делается в странах Запада.

Она заключается в том, что человек сдает достаточно тяжелый трехэтапный экзамен, по результатам которого он либо допускается до практической деятельности, либо не допускается, и в дальнейшем он будет сдавать его до тех пор, пока не будет допущен.

Министр здравоохранения называет первую часть этого экзамена «медицинским ЕГЭ», потому что оно построено по такому же принципу. Экзамен ведется аккредитационной комиссией, в которую не входят сотрудники вуза.

Оценивается он автоматизированными электронными системами, централизованно. Второй этап – экзамен на владение практическими мануальными навыками, он тоже ведется централизованно, фактор субъективной оценки совершенно исключен. Третий этап – ситуационные задачи», — рассказал ректор южноуральского «меда».

Новшества в системе медицинского образования не пугают абитуриентов. Как показывают результаты нынешней приемной кампании, медицинские специальности по-прежнему являются престижными для вчерашних школьников.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

В ЮУГМУ не осталось вакантных бюджетных мест, все они заняты хорошими абитуриентами, утверждает Волчегорский. Однако количество подавших заявки на поступление сократилось по сравнению с прошлым годом. Связано это с высокими требованиями вуза.

«Отмечено снижение количества абитуриентов. У нас в этом году примерно на тысячу заявлений меньше, чем было в прошлом. Это произошло из-за увеличения порогового балла ЕГЭ: мы не можем принять тех, кто набрал баллов меньше порогового балла. В этом году порог составляет 45 баллов по всем предметам.

При достаточно тяжелом ЕГЭ по химии количество ребят, которые могли подать заявление, сократилось. Это привело к очень интересному фактору – увеличился интерес по программам среднего профессионального образования.

У нас структурным подразделением университета является медицинский колледж – там спрос вырос примерно пропорционально тому, на сколько убавилось количество заявлений. В среднем конкурс по вузу на бюджет составил 5,3 человека на место. В прошлом году было 6,9. Сильнее всего сократится конкурс на стоматологию, в прошлом году был 9,1, в этом – 3,7.

Потому что по стоматологии, как традиционно высоко востребованном направлении, пороговые величины оценок по ЕГЭ составляли не 45, а 60 баллов», — отметил ректор вуза.

Полностью укомплектованы бюджетные места в НижГМА. «Конкурс снова был высокий – 8-9 человек на место, хотя по стране в среднем — семь. Спрос на медицинские специальности растет, отдача будет хорошая, целевой прием формируется полностью с учетом кадровой потребности регионов.

Минздрав выделяет места на специальности, которых не хватает. Средний балл зачисленного целевика – 200-220 баллов. Пришли конкурентоспособные абитуриенты.

В следующем году планируем поднять минимальную планку ЕГЭ, при которой мы рассматриваем документы, до 50 баллов», — заключил представитель вуза.

Источник: https://www.nakanune.ru/articles/111989/

Отмена интернатуры — подробности реформы медицинского образования

В России идет полномасштабная реформация системы здравоохранения. Одна из ее составляющих — вузовская и послевузовская подготовка квалифицированных специалистов. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификатов аккредитационными листами, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей.

2014 год — начало реформ в медицинском образовании

Суть перемен — в стандартизации. По планам МЗ РФ обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация — все, что касается медицины, должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов.

С этой целью в 2014 году был принят Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (ред. от 17.03.2017).

Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины (ФГОС). Именно по таким стандартам работают практически все высшие учебные заведения страны.

Однако в медицине до сих пор его окончательного варианта не разработано. Медицину ждут постоянные изменения: отменить или оставить интернатуру или ординатуру, как выдавать аккредитационные листы, как повышать квалификацию опытным врачам и т.д.

Читайте также:  Как совершенствовать егэ: общественная палата спрашивает совета у школьников - студенческий портал

Обучение врачей до 2016 года

Каждый выпускник медицинского вуза, имеющий за плечами 6 лет теории и диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», мог выбрать, как развиваться и где работать.

Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору (неонатология, дерматология, кардиохирургия и т.д.). С институтской скамьи можно было поступить и в аспирантуру для продолжения научной деятельности.

Интернатура предполагала год практики под руководством опытного куратора, ординатура — два, аспирантура — три.

Интернатура
Ординатура
После окончания можно было работать в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом, педиатром, хирургом, акушером–гинекологом. После окончания можно было работать в поликлинике и стационаре.
Интернатура была бесплатной для всех выпускников вуза. Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством.
После окончания интернатуры врач мог поступить в ординатуру по узкой специальности, а мог продолжать работу самостоятельно, без куратора.
По окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры врач получал сертификат на право самостоятельной работы по специальности и должен был подтверждать его каждые 5 лет на курсах повышения квалификации.

Если в процессе работы (стаж более 5 лет) возникало желание получить узкую специальность, врач мог пройти курсы усовершенствования (от 3 месяцев до года) и получить право вести пациентов самостоятельно по приобретенному профилю в поликлинике или стационаре.

Такая система действовала, действует и будет действовать ориентировочно до 2021 года для врачей, которые закончили вуз до 2015 года включительно.

2016 год — отмена интернатуры

В 2016 году принят Приказ № 127н от 25.02.2016, согласно которому с 2016 года поэтапно упраздняется интернатура. На первом этапе — для фармацевтов и стоматологов; на втором — для врачей терапевтических специальностей и затем для хирургов.

Планировалось, что выпускники вузов вместе с дипломом теперь будут обязаны вместо сертификата получать аккредитационный лист, дающий право работать со студенческой скамьи самостоятельно на приеме в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом или педиатром.

Только через год такой работы начинающий врач допускается к сдаче экзаменов в ординатуру. Эти инновации касались поступивших в медицинские вузы с 2013 года.

Практические навыки работы с пациентами в институте приобретаются в ходе субординатуры — шестого года обучения, когда студенты проходят практику в клиниках под руководством кураторов. Планировалось, что с 2016 года по окончании института они будут подтверждать эти навыки в симуляционных центрах, которых в стране открыто около 70.

Симуляционный центр — это оборудованные муляжами, манекенами, компьютерными программами и медицинской аппаратурой квалификационные узлы для тестирования.

На их базе должны подтверждаться практические навыки врача для получения или продления аккредитации (каждые 5 лет).

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

По плану МЗ РФ до 2018 года все медицинские работники были обязаны подтвердить профпригодность в симуляционных центрах по специальным клиническим протоколам. На сегодня эти планы полностью не реализованы. Вместе с тем, за два года произошли некоторые изменения в порядке получения аккредитационных листов. Теперь планируется получать их не вместе с дипломом, а после года практической работы.

2018 год — старт реформы послевузовского образования

С 2018 года интернатуры нет. Ординатура есть, но для поступления нужно получить аккредитацию. Планировалось, что аккредитацию и узкую специализацию можно будет получить только через год работы педиатром, терапевтом, лечебником, стоматологом, гигиенистом, эпидемиологом или фармацевтом. Таким способом Минздрав хотел наполнить специалистами первичное поликлиническое звено.

Однако в июле 2018 года это выглядит по-другому. Молодые врачи вместе с дипломом получают аккредитацию, которая позволяет работать в поликлинике в качестве терапевта, педиатра, врача общей практики или приемного покоя.

Также можно сразу поступать в ординатуру и не нужно отрабатывать год.

Аккредитация

Без аккредитации работать врачом невозможно. Это основная инновация в системе послевузовской подготовки кадров. К аккредитации допускаются все выпускники.

Аккредитация состоит из трех этапов:

  • Тестирование по специальной программе.
  • Экзамен.
  • Собеседование.

Уровень аккредитационной комиссии — доктор медицинских наук, профессор. Суть мероприятия состоит в том, чтобы к получению узкой специальности допускались врачи с хорошей практической базой.

В результате, чтобы получить аккредитацию, все выполняют требования и идут работать в поликлинику, приемный покой, но остаются там единицы, поскольку перспективы работы в подобном первичном звене не самые радужные.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

Ординатура

Все выпускники после окончания вуза имеют право на конкурсной основе поступить в ординатуру. Платно или бесплатно.

На бесплатную ординатуру оставлено всего 5% мест

При этом есть возможность поступать в ординатуру в любое время, главное – получить выпускную аккредитацию и накопить баллы, необходимые для победы в конкурсе. Копить их можно со студенческой скамьи. Чем больше, тем лучше. Ординаторский минимум – 50 баллов. Но и платная, и бесплатная ординатура – конкурс. Выигрывает его тот, кто сумел отличиться на студенческой скамье или рабочем месте.

Баллы для ординатуры рассчитываются так:

Красный диплом 100 баллов
Получение именной стипендии 50 баллов
Правительственные и президентские стипендии 100 баллов
Научные статьи не более 50 баллов вне зависимости от количества публикаций
Ежегодное недельное обучение практическим навыкам, знаниям 36 баллов
Посещение научно-практических конференций одно мероприятие дает около 10 баллов

Особенно важны накопленные баллы для бесплатного конкурса. Однако и на платной основе проводится конкурс на общих условиях. Поэтому думать о карьере лучше со студенческой скамьи.

В июле 2018 года можно поступить в ординатуру по ходатайству главного врача той медицинской организации (МО), где работает выпускник, если возникает острая необходимость в узком специалисте.

В этом случае за ординатора заплатит МО, он войдет в 5% бюджетных мест, но по контракту будет обязан отработать в направившей его МО от трех до пяти лет.

Прибавьте учебу в самой ординатуре в течение двух-пяти лет, и перспектива стать узким специалистом станет на так заманчива.

В таких условиях для большинства ординатура становится практически недосягаемой. Платная – слишком затратна (стоимость обучения в три раза больше, чем за год в вузе), на бесплатную оставлено всего 5%, в которые включены и целевые направления.

Обычно «целевки» негласно распределяются между выпускниками. Молодой врач подписывает контракт вместе с получением диплома и аккредитацией и знает, где, кем и сколько времени он проработает до и после ординатуры.

Исключения для иностранцев упразднены.

После ординатуры выдается еще одна аккредитация, теперь уже узкому специалисту.

Выпускное тестирование в ординатуре

Тестирование – часть проверки готовности молодого врача к самостоятельной работе. Тест направлен на оценку общего уровня знаний, а не только по узкой специальности. За 60 минут предстоит ответить на 60 вопросов, отобранных в автоматическом режиме. Оценивают результат ведущие специалисты в каждой области, профессора, кандидаты наук.

Послевузовское образование на данный момент

  • Получение диплома и аккредитации на право работы в первичном звене медпомощи.
  • Ординатура или продолжение работы в поликлинике, приемном покое.
  • Ежегодная учеба в течение недели для получения современных знаний и навыков в своей области медицины (36 баллов), участие в научно-практических конференциях по своей специальности (14 баллов), суммарные 50 баллов – минимум, дающий врачу право лечить людей. Нужно отметить, что каждая научно-практическая конференция имеет свою бальную стоимость. Минимум – 10 баллов. Значит, врачу нужно посетить 2 НПК в год.

Это получило название МНО – медицинского непрерывного обучения. Врачи, у которых еще действуют сертификаты, обязаны учиться раз в пять лет, но в течение месяца.

Курсы повышения квалификации упразднены. В планах МЗ РФ обязать врачей каждые пять лет проходить курсы переподготовки в вузах (4-5 месяцев) или дистанционно на портале для непрерывного медицинского образования. И только после этого переаккредитовываться.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал
edu.rosminzdrav.ru — на сайте можно пройти онлайн-курсы для медицинских работников.

Мнения по поводу реформы

Вот, что говорит на этот счет член Экспертного совета при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко:

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

Мы продолжаем держать руку на пульсе реформы. Статья будет обновляться.

Источник: https://enjoy-job.ru/professions/otmena-internatury-o-reforme-med-obrazovaniya/

Отмена интернатуры в 2019 году

Медицина всегда считалась одной из важнейших сфер социального обеспечения населения. В нашей стране к представителям этой профессии относятся с большим уважением, ведь каждый знает, что именно от людей в белых халатах во многом зависит здоровье граждан.

Любому медику для того чтобы получить право на личную практику приходится преодолевать сложный путь обучения. Только после приобретения глубоких знаний и необходимого опыта начинающий врач может устанавливать диагноз, назначать процедуры и препараты, одновременно принимая на себя полную ответственность за состояние здоровья пациента.

В связи со спецификой профессии к медицинскому образованию принято уделять повышенное внимание. Здравоохранение относится к тем направлениям, где помимо поддержания устоявшихся традиций, необходимо также поощрять инновации.

Практически каждый день научное сообщество выдает новые методики лечения заболеваний и разрабатывает уникальные формулы препаратов для того, чтобы эффективнее справляется с разного рода заболеваниями.

Знания, предоставляемые в медицинских университетах еще пару десятков лет назад, уже не могут составить необходимую базу для современного профессионала. В правительстве понимают это и стараются модернизировать данную сферу образования, хотя и получается это с большим трудом.

Чиновники от профильного министерства каждый год норовят внедрить кардинальные изменения в образовательный процесс начинающих медиков, называя ныне действующую систему морально устарелой и требующей глобального реформирования.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

Еще одним поводом задуматься о качественных изменениях системы здравоохранения стали систематические жалобы граждан, недовольных качеством медицинского обслуживания и степенью подготовки молодых специалистов.

Как стало известно из официальных источников, именно 2019 год принесет долгожданные изменения в медицину. Коснутся они каждого звена отрасли от образования до приема и обслуживания больных.

Наиболее неожиданными станут инновации в сегменте последипломного обучения – интернатуре. Широко распространенная практика, без которой ранее медик не мог получить право на практическую деятельность, может уже совсем скоро отойти в историю.

Причины отмены интернатуры

Начало реформирования медицинской сферы было положено еще в далеком 2011 году, когда на уровне правительства утвердили новый федеральный стандарт образования. В соответствии с этим документом, предполагается поэтапная модернизация системы обучения отечественных сотрудников здравоохранения.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

Если ранее в годы, проведенные в университете, студенты изучали по большей части теорию медицинских наук, а практические навыки добывали в период прохождения интернатуры, то сейчас подход к данной концепции кардинально меняется.

Согласно новым стандартам, молодые люди, поступившие в профильный ВУЗ, будут приобретать все необходимые знания, начиная уже с первого курса. Достигаться это будет путем полного перестроения системы подготовки, делая ставку, прежде всего, на практику.

Научная и исследовательская деятельность теперь станет неотъемлемой составляющей учебного процесса. Студенты будут осуществлять практические занятия с настоящими пациентами прямо в своих ВУЗах или городских медучреждениях.

Это крайне важно в плане формирования высококлассного специалиста, способного максимально эффективно воплощать в жизнь полученные знания при непосредственном контакте с больным.

Каждый такой урок пройдет под чутким руководством преподавательского состава с высоким профессиональным и педагогическим уровнем.

Этапы отмены интернатуры

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

Согласно установленному правительством плану реформирования сферы медицинского образования, отмена интернатуры пройдет в три этапа.

Первыми под нововведение попадут студенты стоматологических и фармацевтических специальностей: их избавят от необходимости прохождения последипломной практики уже сначала осени 2016 года.

Вторыми на очереди станут педиатры и терапевты: их реформа коснется в 2017 году. Финальным этапом отмены интернатуры станет 2018 год, и под него попадут уже все оставшиеся специалисты.

Данные изменения абсолютно не коснутся ординатуры. Этот практикум часто путают с интернатурой, хотя функции у них немного  разнятся.

Ординатура нужна, прежде всего, специалистам узкой направленности, таким как хирурги, неврологи, дерматологи или гинекологи.

Молодые доктора, выбравшие данную специализацию, по-прежнему будут на протяжении двух лет доказывать свою профессиональную пригодность и только после истечения этого срока смогут получить специальный сертификат, допускающий к самостоятельной практике.

Достоинства изменений в системе подготовки врачей

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

Столь радикальные изменения в системе подготовки медицинских специалистов получили достаточно неоднозначные отзывы. Как оказалось, люди смогли отыскать в такой инновации как преимущества, так и недостатки, хотя позитива было в разы больше.

Главными достоинствами изменений считают:

  • сокращение времени подготовки специалиста (студенты намного раньше могут приступать к трудовой деятельности, не теряя времени на дополнительное образование);
  • избавление от дефицита кадров в медучреждениях (поскольку медицинские вузы будут быстрее подготавливать врачей, рынок труда быстро заполнится);
  • повышение уровня знаний молодого доктора (делая ставку на практику, ВУЗ сможет предоставить более глубокие знания студенту во время занятий).

Внедряя такие изменения, правительство сможет одновременно ускорить выпуск готового медперсонала и повысить его профессиональный уровень, что и требуется отечественной системе здравоохранения.

Видео-новость

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://2019god.net/

Источник: https://2019god.net/novosti/otmena-internatury-v-2019-godu

Интернатура в 2020-2021 году

Интернатуры в 2020-2021 году не будет. С 2019 года в российской системе образования от нее отказались полностью, заменив аккредитацией и прохождением ординатуры. Теперь ожидается полный переход на новую систему подготовки медицинского персонала.

Особенности новой методики

До 2016 года обучение медиков строилось на теоретической подготовке в ВУЗе, получении практических знаний в бесплатной интернатуре, а затем получении сертификата. После этого молодой специалист получал доступ к пациентам и должен был раз в 5 лет проходить повышение квалификации.

После реформы интернатуру отменили постепенно с 2016 по 2019 годы по всем направлениям медицинской подготовки.

В 2021 году вместо интернатуры должна полностью вступить в силу новая система аккредитации и ординатуры. К изменениям должны подготовиться не только студенты, но и работающие специалисты всех профилей.

Аккредитация

В отличие от предыдущей системы сертификации, новая должна не просто подтверждать, что человек – врач, но и демонстрировать насколько он соответствует своей специальности. Поэтому аккредитация проводится в 3 этапа:

  1. Тест. Он во многом напоминает ЕГЭ. 60 вопросов, 1 час времени. Отвечать надо на специальном бланке. Если более 40 ответов правильные, то тестирование считается пройденным.
  2. Экзамен. Используется для проверки глубокого понимания знаний выбранной специальности.
  3. Клиническая задача. Практическая проверка полученных знаний для теста на умение работать с живым пациентом, а не фантомами и муляжами.

Теперь студент обязан пройти аккредитацию после окончания ВУЗа. Затем проверка знаний проводится во время ординатуры для получения промежуточного допуска к работе и окончательного завершения специального образования. И наконец на регулярной основе в рамках повышения квалификации и переподготовки уже в качестве врачей.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

Ординатура

После всех изменений в 2020-2021 году ординатура во многом напоминает интернатуру, но есть несколько важных отличий:

  1. Стоимость. Интернатура была бесплатной. На ординатуре предусмотрено лишь ограниченное количество бюджетных мест.
  2. Оплата труда. Во время практического обучения молодым врачам выплачивается зарплата, правда в основном она не превышает половины ставки.
  3. Обязательность. Теперь ординатура – это единственный способ получить профильное медицинское образования. Без ее прохождения бывшие студенты могут работать разве что терапевтами.

Учитывая, что оплачивать ординатуру могут далеко не все, есть несколько способов повысить свои шансы на бесплатное образование. В первую очередь – это достижения во время обучения.

Краснодипломники, получатели Президентской стипендии получают дополнительные проходные баллы – 15 и 20 соответственно.

Еще 10-12 баллов можно получить за 3 года стажа работы в поликлинике и еще 5 за каждые последующие 3 года.

Для привлечения молодежи к работе в сельской местности, правительство предлагает дополнительные 10 баллов за такой стаж. При этом его длительность не учитывается. Кроме того дополнительные возможности дает волонтерство, научные работы и участие в выездных мероприятиях.

Изменения в 2020-2021 годах

Несмотря на то, что медицинская реформа проводится уже не один год, регулярно вводятся поправки и изменения. Так согласно последним новостям в 2019 году баллы переименовали в ЗЭТы, а также запустили 2 образовательных портала edu.rosminzdrav.ru и sovetnmo.ru для реализации системы непрерывного профессионального развития (НПР).

Изначально планировалось, что уже в 2020 году все медицинские сотрудники перейдут на новую систему оценки знаний согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 1043н.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

После принятия очередных поправок были изменены сроки, в течение которых аккредитация становится обязательной. Они утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2018 г. N 898н.

Так с 1 января 2020 года первичная специализированная аккредитация становится обязательной для всех медиков, закончивших ординатуру или прошедших переподготовку. Это значит, что, в отличие от предыдущей системы, курсов теперь недостаточно, чтобы вернуться к своим обязанностям после длительного (более 5 лет) отдыха.

Читайте также:  Преподавать бюджетную грамотность будут во всех школах страны - студенческий портал

Теперь надо вначале пройти переподготовку, потом аккредитацию. Только после этого можно вновь приступать к лечению пациентов.

Также в 2020 году меняется система обучения в ординатуре. Для каждой специальности подбирается индивидуальный срок от 1 до 5 лет. В течение этого времени специалист может несколько раз пройти аккредитацию, чтобы получить доступ к работе с более тяжелыми заболеваниями или ограничиться неполной подготовкой.

С 2021 года каждый врач будет обязан участвовать в НПР через электронные порталы. Там будут не только накапливаться ЗЭТы, но и отображаться весь путь обучения специалиста за прошедшие 5 лет. На основании этих данных будет формироваться портфолио для обязательной периодической аккредитации.

В 2021 году реформа медицинского образования должна полностью вступить в силу. Но вполне вероятно, что в ходе модернизации системы обучения и переподготовки врачей будут вноситься дополнительные изменения. Только после этого можно будет делать выводы относительно того, насколько она эффективнее предыдущей.

Загрузка…

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

Источник: https://2021god.com/internatura-v-2020-2021-godu/

В россии для студентов-медиков отменили интернатуру, но ввели аккредитацию

В России вступил в силу новый порядок приема в ординатуру студентов медицинских вузов. Согласно ему, послевузовского образования в виде традиционной интернатуры теперь нет, зато студенты-медики обязаны сдавать аккредитационное тестирование при поступлении в ординатуру, сообщает минздрав РФ. При этом сразу после вуза они вполне могут начать работать терапевтами и педиатрами.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена - Студенческий портал

Медицина. Здоровье. Врачи.

СС0

Аккредитацию с 2017 года должны будут пройти абсолютно все выпускники. В 2016 году это касалось только учащихся стоматологического и фармацевтического факультетов, теперь распространяется и на терапевтов, и на педиатров, пояснила начальник отдела кадров алтайского минздрава Тамара Коростелева.

Она рассказала, что отмена интернатуры не означает, что послевузовское образование полностью уходит. Со следующего года произойдет окончательное разделение по специальностям и тогда ординатура будет занимать от 1 года до 5 лет (по тем специальностям, которые требуют более углубленного изучения).

Именно прохождение аккредитационного экзамена даст возможность студентам не только поступить в ординатуру, но и сразу пойти на работу по базовым специальностям.

Однозначного отношения к новому приказу № 212н среди студенческого, преподавательского и врачебного сообщества пока нет. На сайте change.org уже появилась петиция за его отмену. На 4 июля подписи под ней поставили 28,5 тыс. человек.

Большинство из них видят главную опасность нового документа в том, что теперь после института выпускники получат право без дополнительной подготовки работать на участках в поликлиниках (терапевтами или педиатрами).

И вот параллельно с работой поступать в ординатуру и учиться дальше.

Как объясняет медицинский портал vademecum, согласно новым правилам, аккредитационное тестирование при поступлении в ординатуру поможет исключить предвзятость по отношению к студенту на уровне конкретного учреждения или экзаменатора. База вопросов для аккредитации едина и размещена в сети интернет. При поступлении в ординатуру будет учитываться не только научная, но и волонтерская деятельность студентов.

Тамара Коростелева,начальник отдела кадров министерства здравоохранения Алтайского края:

Да, с 2017 года интернатура в медицинских вузах отменена. Только ординатура. Но ведь некоторые выпускники сразу после учебы уйдут в армию, а некоторые выйдут замуж и будут рожать детей.

Я не думаю, что новые правила будут препятствием для трудоустройства, потому что те, кто только закончил медуниверситет, и теперь проходят аккредитацию, уже работают. А еще есть возможность пойти из больницы прямо в ординатуру. Причем, послать на обучение может само лечебное учреждение по целевому договору с вузом. Поэтому ничего плохого нет.

Среди плюсов нововведений она отметила то, что с сентября 2017 года студентов медицинских вузов будут учить по новым образовательным стандартам. Они подразумевают гораздо больше практических занятий, как с пациентами, так и на тренажерах. Поэтому не профессионализма молодых дипломированных медиков опасаться не стоит.

Источник: https://altapress.ru/zdorovie/story/v-rossii-dlya-studentov-medikov-otmenili-internaturu-no-vveli-akkreditatsiyu-204380

“Прелести” отмены интернатуры

А в ординатуру, необходимую для получения специализации, установлен высокий конкурс. При этом выпускники очного отделения будут попадать в больницы сразу.

В этом году Башгосмедуниверситет выпустил 107 специалистов вечернего отделения по профилю «лечебное дело». Это последний курс, на котором медицинское образование можно было получить на вечернем отделении: с прошлого года такая форма обучения была ликвидирована во всех медицинских вузах страны.

Выпускники факультета «лечебное дело» этого года поступили в БГМУ в 2010 году: отучились три года на вечернем отделении, и потом еще три года очно, в феврале этого года они защитили дипломы.

Когда они поступали в вуз, то планировали по завершении обучения год отучиться в интернатуре и начать работать врачами. Однако сейчас выяснилось, что такой возможности у них нет. Приказом Минздрава России утверждены новые правила: интернатура с этого года отменена.

Теперь выпускники могут пойти учиться только в ординатуру – для получения узкой специализации. Однако шанс попасть туда имеют очень немногие.

– Число мест очень ограничено: 250 – на бюджете и 216 – на коммерции, а выпускников вместе с очниками более тысячи, – поясняет одна из выпускниц вечернего отделения Олеся Агадуллина.

– Плюс ко всему на бюджет, например, будут зачисляться выпускники, которые шли по целевому набору, то есть итоговое число мест, на которые можем попасть мы, будет еще меньше.

Нам в этой ситуации тем более обидно, так как мы учились на коммерческом отделении и платили в разные годы от 40 до 85 тысяч рублей в год. Сейчас может получиться, что мы потратили время и деньги зря.

Большинство выпускников вечернего отделения – практикующие специалисты младшего и среднего звена, они работали в больницах на протяжении всех лет обучения. А до поступления в вуз закончили еще и медицинские колледжи. Практика работы в больницах у многих – порядка десяти лет. Однако сейчас они оказались в худшей ситуации, чем выпускники очного отделения.

  «Паника вокруг коронавируса нагнетается искусственно»

– Выпускники-очники этого года уже сейчас получили возможность работать в больнице, так как они прошли специальную аккредитацию, позволяющую начинать работу, – поясняет другой выпускник вечернего отделения Динар Файзрахманов. – Для вечерников такого нет.

В итоге работать пойдут люди, которые только отучились шесть лет в вузе. А мы, закончившие колледжи, вуз и имеющие хорошую практику работы в лечебных учреждениях, остаемся фельдшерами и медсестрами. А все потому, что у нас нехватка врачей общей практики.

Из-за этого Минздрав и ввел эти поправки.

Выпускники-вечерники готовы пойти учиться в ординатуру даже на коммерческой основе, хотя за это придется платить порядка 130 тысяч рублей в год. Все что они просят, чтобы их зачислили в ординатуру всех, а не только тех, кто пройдет большой конкурс.

– Выхода нет, нам уже за 30 лет, у многих семьи, дети, – поясняет выпускница вечернего отделения Гульфия Гарифуллина. – Хочется, наконец, закончить учиться.

Когда проблема с вечерниками вскрылась, руководство Башгосмедуниверситета обещало её решить, обратившись в минздрав с просьбой об увеличении числа коммерческих мест в ординатуре.

– Обещали сначала решить вопрос до середины марта, теперь сказали ждать до 15 июня, – говорит Олеся Агадуллина. – Заявления на поступления в ординатуру надо подавать с 1 по 20 июля, то есть времени впритык.

Если мы не поступим в ординатуру в этом году, то же самое может произойти и в следующем, и через два, и через три года. Теоретически мы вообще лишаемся возможности стать врачами.

О нас просто забыли, и как нам дальше быть – непонятно.

Как сообщалось ранее, в Госдуме предлагают ввести мораторий на действующую реформу медицинского образования и вернуть интернатуру. Подробнее читайте: «В Госдуме признали надвигающуюся катастрофу в медобразовании».

Медицинская Россия © Все права защищены.

Источник: https://medrussia.org/5602-prelesti-otmeny-internatury/

«Отмена интернатуры – необходимость, а не прихоть чиновников»

Как изменился стандарт медицинского образования, почему отменяется интернатура и что ее заменит, где и кем сможет работать молодой специалист сразу после окончания медвуза, в чем преимущества университетских клиник, и для чего вводится аккредитация врачей – об этом в интервью «МедНовостям» рассказал ректор Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко.

Как изменился стандарт медицинского образования, почему отменяется интернатура и что ее заменит, где и кем сможет работать молодой специалист сразу после окончания медвуза, в чем преимущества университетских клиник, и для чего вводится аккредитация врачей – об этом в интервью «МедНовостям» рассказал ректор Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко.

«Прежде всего – практическая подготовка»

– Петр Витальевич, зачем потребовалось менять стандарт медицинского образования? В чем особенности новых программ подготовки врачей?

Внедрение нового образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) с 2011 года было обусловлено требованиями современного рынка труда, международными тенденциями развития высшего образования и присоединением России к Болонскому процессу.

Основными особенностями ФГОС-3 являются компетентностный подход, уровневая система подготовки (бакалавриат и магистратура), расширение академических свобод вузов и введение научно-исследовательской работы студента как обязательного образовательного компонента.

Особенность новых программ, прежде всего, это – практическая подготовка, то есть, уже упомянутый компетентностный подход. Он предусматривает обязательное обучение студентов определенным практическим навыкам на каждом этапе образования, начиная с первых курсов.

Оптимально это было бы делать на базе вузовских клиник и клинических баз, реализуя исторические традиции обучения врача у постели больного. Однако очень немногие медицинские вузы страны обеспечены такими базами в полной мере.

Поэтому во всем мире сейчас делается акцент на развитие симуляционного образования: отработка практических навыков на фантомах, тренажерах, симуляторах.

Это стало неотъемлемой частью образовательных программ, и дает множественную повторяемость манипуляций, работу над ошибками, не требует дополнительных допусков к больному.

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова полностью обеспечен собственной клинической базой.

С младших курсов в распоряжении наших студентов 22 разнопрофильные университетские клиники на 3000 коек, развитая система диагностической и лабораторной служб.

В своих клиниках мы развиваем сеть интегрированных операционных, которые дают возможность обучающимся наблюдать работу наших ведущих хирургов в режиме реальной видеотрансляции.

Тем не менее, важным аспектом в университете делается развитие симуляционного образования.

Мы создали у себя первую в России учебную виртуальную клинику Mentor Medicus, в которой воссоздана инфраструктура типовой больницы с реанимобилем, операционными залами, родильным боксом, палатой для выхаживания недоношенных детей и многим другим.

Здесь мы проводим отработку навыков от сестринского ухода до работы в команде операционных бригад и бригад скорой помощи.

Параллельно с этим нами создан симуляционный тренинг-центр врачебной практики Praxi Medica, который обеспечивает подготовку хирургов в режиме wet-lab с оборудованием самого высокого класса реалистичности: а в хирургии «ветлаб» – это связующее звено между теорией и практикой. Также не только для клинических, но и для учебных целей ну нас есть операционная, оснащенная уникальным для России хирургическим роботом da Vinci.

– Кто разрабатывает образовательные программы? Они едины для всей страны?

Образовательные организации самостоятельно разрабатывают программы. Учитывается и сторонний опыт, происходит и разработка собственного продукта.

К примеру, развивая виртуальное обучение в Первом Медицинском, мы наработали значительный технологический и методологический опыт: на определенных этапах для студентов младших курсов у нас внедряются программы обучения с участием старших студентов – так совершенствуется система контроля и аттестации обучающихся, производится доводка оборудования. Причем на каждом этапе обучения критерием служит не просто удачное освоение навыка, но его неоднократное повторение и наработка с ним определенного количества, так сказать, «летных часов». Лишь после этого студент может перейти на новый уровень обучения.

Очень важно отметить, что все учебные программы должны быть полностью состыкованы с профессиональными стандартами и стандартами медицинской помощи по базовым направлениям. Это связано с введением единых для всей страны подходов и гарантий качества оказания помощи.

Что заменит интернатуру?

– Почему отменяется интернатура? Где и кем сможет работать молодой специалист с дипломом медвуза, не прошедший первичной специализации?

Интернатуру с 2016 года упразднил федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». И это во многом больше необходимость, чем прихоть чиновников.

Вследствие подобных изменений скорость подготовки врачей увеличится, и они быстрее смогут приступить к выполнению своих прямых обязанностей.

Убрав преддипломную стажировку, можно избавиться от постоянной нехватки врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

С 2016 года выпускники медицинских вузов получат право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая как терапевтов, так и педиатров ОВП, амбулаторных стоматологов) в поликлиниках и центральных районных больницах.

Важнейшие практические навыки для занятия должностей в первичном звене здравоохранения молодые доктора получат, успешно освоив вузовскую программу. В дальнейшем перед ними будет ставиться задача тщательного изучения профессиональных дисциплин и непосредственная практика в клиниках. Конечно, начинающие медики все осмотры будут проводить под контролем старших коллег и преподавателей.

Другой вариант профессиональной траектории постдипломного врачебного образования – поступление в ординатуру. Обучение в ней будет длиться от двух лет для терапевтов до 3-5 лет для хирургов, нейрохирургов, трансплантологов, пластических хирургов.

– Чем создающиеся сейчас университетские клиники отличаются от существовавших до сих пор клинических баз вузовских кафедр в ЛПУ?

Студенты получали, получают и будут получать необходимые практические навыки как в клиниках вузов, так и на базах медицинских организаций любого уровня, в том числе и поликлиник. К примеру, при наличии в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова собственного многопрофильного Клинического центра почти 90 наших кафедр работают на базе 147 московских учреждений здравоохранения.

Следует отметить, что еще весной этого года наш университет совместно с Правительством Москвы приступил к реализации проекта по созданию в столице системы университетских клиник.

Основные его цели – повышение  уровня и качества медицинской помощи населению, создание качественно новых условий для объединения последних научных достижений и технологий с клинической практикой городских больниц и с учебным процессом российских медицинских вузов, разрешение ряда спорных юридических коллизий в медицинском образовании последнего периода.

Университетские клиники – это уникальное сочетание лечения и ведения пациентов, обучения и практики студентов, врачебных стажировок и обмена опытом. Это регулярные научные исследования и медицинские конференции.

Ведь в университетских клиниках кроме стационарных и учебных подразделений действуют научно-исследовательские институты и центры. А это позволяет проводить не только многопрофильное лечение, но и опробовать новейшие наиболее перспективные методики, медикаменты, оборудование.

В таких клиниках намного упрощается доступ студентов к пациентам, здесь появляются все возможности для выстраивания полноценного лечебно-образовательного процесса.

Принципиально данная модель предусматривает трудоустройство сотрудников кафедр на условиях внешнего совместительства в штат медицинских организаций и, соответственно, прием работников медицинских организаций в штат университета.

При этом, всю полноту ответственности за качество оказания медицинской помощи несет директор университетской клиники – заведующий кафедрой или ее ведущий профессор. Сейчас нами уже создано около 25 университетских клиник на базе различных медицинских учреждений Москвы.

В дальнейшем этот опыт мы планируем только расширять.

«Допуск к профессии»

– Еще одно следствие внедрения новых стандартов – необходимость получать с 2016 года в качестве «допуска к профессии» свидетельство об аккредитации специалиста.

Уже упомянутый 323-й ФЗ отменил сертификацию и ввел новое понятие – «аккредитация» специалистов, работающих в медицинских учреждениях. Эта обязательная процедура, и она призвана подтвердить готовность выпускника медицинского вуза к самостоятельной работе.

В целом же новая система предусматривает, что первичная аккредитация (выпускники) с 2016 года остается за всеми 46 профильными вузами системы Минздрава РФ, а вторичная аккредитация (действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно и в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов. При этом, головная роль в системе аккредитации отводится Федеральному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

В дальнейшем аккредитация медиков станет непрекращающейся формой медицинского образования с внедрением личного листа допуска к определенным видам врачебной помощи на базе клинических протоколов. После этого именно врач, а не лечебное учреждение, будет нести всю полноту персональной ответственности перед пациентом, как это происходит во всем мире.

Ирина Резник

Источник: https://MedPortal.ru/mednovosti/news/2015/11/24/350intern/

Ссылка на основную публикацию