- Содержание
- Школьное портфолио — что это?
- Цель составления портфолио для первоклассника
- Как оформить портфолио первоклассника
- Разделы портфолио ученика 1 класса
- Портфолио ученика 1 класса – образцы заполнения
- Страницы раздела «Личные данные»
- Страницы раздела «Достижения ребенка»
- Страницы раздела «Участие в жизни класса и школы»
- Страницы раздела » Отзывы и пожелания»
Портфолио первоклассника – шаблоны
Малыши с волнением ждут 1 сентября. День Знаний – праздник для первоклассников и родителей. Праздник, с изрядной долей тревоги со стороны старшего поколения: как ребенок адаптируется в новой обстановке, справится ли со всеми требованиями, которые ему предъявит школа? Для вчерашнего дошколенка меняется многое: режим дня, детский коллектив, деятельность, которая теперь будет оцениваться.
Портфолио ученика 1 класса – это один из современных вариантов оценивания школьника.
Школьное портфолио — что это?
Портфолио – эта папка, содержащая сведения о личности ребенка, его интересах и активности в тех или иных сферах деятельности в школе и вне ее. Этот документ помогает раскрыть способности и умения школьника. В портфолио же содержится информация о семье ребенка, семейных традициях.
Цель составления портфолио для первоклассника
Учеба важна сама по себе, но готовность первоклассников к новой деятельности разная. Иногда ребенок, отставая в чем-то от своих сверстников, может потерять интерес к обучению еще на начальном этапе.
Для того, чтобы этого не произошло, педагоги используют множество приемов.
Это и адаптационные программы для первоклассников, уроки с игровыми элементами для плавного перехода от игровой деятельности к учебной, и оценка работы первоклашки в различной форме на занятиях.
Для родителей в этот период важно принимать активное участие в жизни своего ребенка и прислушиваться к требованиям и советам учителя.
Одним из таких требований и является создание портфолио первоклассника. Какой смысл в сборе этих материалов?
Изначально создание портфолио ученика задумывалось как основа для успешного выбора профильного обучения в старших классах. Но в заполнении и украшении этих страничек у малышей существуют и другие аспекты, которые имеют, скорее, психологический характер.
Заполнение разделов портфолио формирует у ребенка привычку фиксировать свои успехи, что важно для положительной самооценки: ребенок видит, что его результаты раз от раза становятся лучше, и узнает свои сильные и слабые стороны. Если ученик не научится реально оценивать свои учебные успехи, то в дальнейшем возможны конфликты с педагогами, поскольку ребенок не ориентирован на самосовершенствование и дисциплину.
Строгих рамок для создания портфолио ученика 1 класса нет. Важно лишь не превратить эту работу в учет достижений, поэтому нужно научить ребенка анализировать свою учебную деятельность, а не создавать «памятник» самому себе.
Как оформить портфолио первоклассника
Заполнение портфолио ученика 1 класса – кропотливая работа, но ее можно превратить в увлекательный процесс совместной деятельности родителей и ребенка.
Первое, что вы должны сделать – это посетить вместе с ребенком магазин канцелярских товаров. Пусть малыш поможет вам выбрать самую красивую папку с файлами. Учитывайте, что эта папка будет служить вам долгие годы, поэтому она должна быть прочной и содержать большое количество пустых файлов (не меньше 90).
Портфолио для 1 класса должно быть ярким и красочным, чтобы привлекать внимание ребенка, поэтому для его оформления вам также понадобятся цветные карандаши и ручки, фломастеры, линейка, трафареты, детские наклейки с различными изображениями.
Школьное портфолио ученика
Разделы портфолио ученика 1 класса
Портфолио для первого класса может включать в себя следующие разделы:
- личные данные,
- достижения ребенка,
- участие в жизни класса и школы,
- отзывы и пожелания.
Личные данные
Вклеить фотографию, написать полное имя ребенка, охарактеризовать семью (рисунок первоклассника на эту тему), написать адрес. Можно включить рисунки и рассказы о школе, друзьях, любимых животных с фотографиями.
Будет просто отлично, если ребенок совместно с родителями нарисует короткий и безопасный путь от школы домой, а мама с папой объяснят основные требования безопасности, и первоклашка усвоит ТРИ НЕЛЬЗЯ:
- нельзя заговаривать с малознакомыми и чужими людьми на улице;
- нельзя садиться в машину (ходить в гости, гулять) с малознакомыми и чужими людьми;
- нельзя открывать двери кому – либо, когда он один дома.
Пусть ребенок оформит эти запреты в портфолио рисунками.
Достижения ребенка
В начальной школе у детей так много забот: научиться быстрому чтению, освоить навыки счета и выучить таблицу умножения, выполнить программу по внеклассному чтению.
Всю динамику стоит занести в портфолио ученика 1 класса, оформить иллюстрациями на тему прочитанных книг, придумать смешные картинки о том, как преодолевались трудности. Родители должны приветствовать и поддерживать инициативу ребенка в заполнении этих страниц.
Не стоит акцентировать внимание только на успехах в учебе. Ребенок посещает спортивные секции, музыкальную или художественную школу, дополнительные занятия по иностранному языку. Все творческие работы, которые нравятся школьнику, грамоты, награды, фото с соревнований и выступлений включаются в этот раздел портфолио ученика 1 класса.
Весь собранный материал можно разграничить на отдельные главы:
- математика – вкладываются работы по математике, отзывы об участии в тематических Олимпиадах;
- русский язык – вкладываются работы по русскому языку, отзывы об участии в тематических Олимпиадах;
- литературная копилка – рисунок с динамикой наращивания скорости чтения, короткие заметки о прочитанных книгах, удачные изложения и сочинения;
- проектная деятельность – работы, которые были признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем;
- творческая деятельность – в этот раздел портфолио первоклассника следует помещать рисунки, стихи, сказки, фотографии объемных поделок, которые сделал ребенок, или любые другие творческие работы;
- мои увлечения – фотографии, рассказы о том, что интересно ребенку;
- спортивные победы или успехи в музыкальной школе, изучении иностранного языка – собрать грамоты, фотографии команды и призов, выступлений на отчетных мероприятиях.
Участие в жизни класса и школы
Для любого человека важно быть принятым в коллектив. Поощряя участие первоклашки во внеклассных мероприятиях, родители помогут ребенку адаптироваться в школе.
Все фотографии о походах, экскурсиях, поездках, праздниках, рисунки, памятные сувениры помещаются в папку портфолио ученика 1 класса.
Там же нужно записать, какие обязанности ученик выполняет в классе, ребенок по желанию может оформить все рисунками или картинками по теме.
Отзывы и пожелания
Этот раздел портфолио ученика 1 класса должны вести сами родители и учитель. Основная цель – поощрить ребенка. Не стоит ограничиваться общим словом «Молодец!», лучше писать развернутые отзывы и хвалить ребенка за какие-то конкретные достижения, это поможет повысить его мотивацию к учебе.
Итоги учебного года и характеристика от учителя с рекомендациями и пожеланиями для следующего учебного года также будет хорошей мотивацией для ребенка.
Портфолио первоклассника может содержать и другие разделы, их может добавить учитель. Также структуру этого документа может регламентировать Положение о портфолио ученика, утвержденное педагогическим советом школы.
Заполняем портфолио для школьника
Портфолио ученика 1 класса – образцы заполнения
Вы может взять в качестве примера по заполнению страниц портфолио ученика 1 класса образец, приведенный ниже. Эта информация поможет максимально полно раскрыть личность вашего ребенка, его способности и таланты, укажет направления дальнейшего совершенствования, мотивирует на новые достижения.
- Мой портрет (фото ребенка)
- Меня зовут___________________
- Я родился ____________________ (число/месяц/год)
- Я живу в ______________________
- Мой адрес ____________________
Вопрос | Напиши | Нарисуй |
Я люблю заниматься… | ||
У меня есть любимая игрушка – это… | ||
Мой любимый цвет… | ||
Мое любимое блюдо… | ||
Моя любимая книга… | ||
Больше всего мне нравиться… | ||
Я хочу научиться… |
- Портрет моей семьи (фото или рисунок ребенка)
- Родословное дерево
- Наши семейные традиции
- Мой класс (фото и небольшая характеристика класса)
- Мои друзья (фото и небольшая характеристика друзей)
Время | Дела | Рисунок |
Утро | ||
День | ||
Вечер |
- Мои лучшие работы по математике (русскому языку, окружающему миру и т.д.)
Список прочитанных книг с короткими заметками о них
График динамики наращивания скорости чтения
- Мои лучшие проектные работы
- Работая над этим проектом я узнал…
- Работая над этим проектом я научился…
- Я рисую
- Я сочиняю
- Я делаю своими руками
- Я спортсмен (певец, танцор, музыкант, художник)
- Грамоты, фотографии команды и призов, выступлений на отчетных мероприятиях
- За последний год я узнал много нового и интересного
- За последний год я научился
- Общественно-полезные дела класса (фото и небольшие заметки)
- Наши школьные праздники, походы, поездки, экскурсии (фото и небольшие заметки)
- Наши совместные победы в конкурсах и соревнования (фото событий и призов, небольшие заметки)
- отзывы о проделанной работе
- рекомендации в письменном виде
- цели на начало учебного года
- итоги учебного года
С нашего сайта вы можете скачать бесплатно портфолио для первоклассника в виде готовых красочных шаблонов, которые вам останется только заполнить в соответствии с выше приведенными рекомендациями, либо по своему усмотрению. Отметим, что вы можете найти портфолио первоклассника для девочки или для мальчика в соответствующем тематическом оформлении.
Портфолио первоклассника – шаблоны
Нажмите на картинку, чтобы скачать портфолио.
![]() |
![]() |
Источник: https://www.rastut-goda.ru/junior-student/6849-portfolio-uchenika-1-klassa.html
Первоклассная галерея
Исследователи НИУ ВШЭ определили типы развития детей к моменту поступления в школу. Они позволяют спрогнозировать и улучшить будущие достижения учеников.
Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выявили основные паттерны развития детей к началу школьной жизни. С одной стороны, получилась, по их собственным словам, галерея «типичных портретов первоклассников». А в ней отражена и психология детей, и их знания.
С другой стороны, дана точная диагностика проблем, с которыми придется работать учителям в начальной школе. Проседание у первоклассников одних навыков, высокий уровень других — все это предикторы достижений в учебе.
А для педагогов — руководство к конкретным действиям.
Портреты «галереи» складываются из сочетаний когнитивных и социально-эмоциональных навыков детей, поясняют авторы статьи. К когнитивным относятся навыки в чтении и математике, а также словарный запас и фонематическая (звуковая) грамотность: умение распознавать и повторять слова и чувствовать рифмы.
Социально-эмоциональные навыки включают две шкалы: «уверенность в себе» и «поведение в классе».
Шкала «уверенность в себе» измеряет самостоятельность детей в школе и умение общаться с окружающими (одноклассниками и педагогами).
Минимальные баллы означают, что ребенку неуютно в школе: ему трудно завести друзей и разговаривать с педагогами, он скучает по родителям и постоянно нуждается в помощи взрослых.
Максимальные результаты говорят о самостоятельности первоклассника. Он хорошо адаптирован к школе и не испытывает проблем в общении.
Шкала «поведение в классе» описывает самоконтроль и дисциплину. Она включает собранность, умение следовать школьным правилам и толерантность. Низкие баллы свидетельствуют, что ребенок отвлекается на уроках и нарушает дисциплину. Максимальные результаты означают, что ученик умеет работать сосредоточенно и с уважением относится к другим людям.
Проект опирается на данные по почти 7800 первоклассникам в четырех российских городах: Москве, Набережных Челнах, Севастополе и Тамбове. Навыки первоклассников оценивались с помощью международного инструмента iPIPS (international Performance Indicators in Primary School), адаптированного к российским реалиям.
Когнитивные навыки детей определялись в ходе тестов, социально-эмоциональные — в опросах учителей. В работе также учтен бэкграунд детей — социально-экономический статус семьи (СЭС; помимо доходов и профессии, он включает культурный уровень: образование матери, число книг в домашней библиотеке). Согласно многим исследованиям, СЭС служит предиктором успешности детей в школе.
Высшее образование матери и внушительное книжное собрание хорошо влияют на учебу.
При такой диагностике «учитель может оценить как поддающиеся, так и не поддающиеся его контролю обстоятельства или компоненты ситуации», комментируют исследователи.
Так, на уровень образования родителей повлиять сложно. Зато общение ребенка с одноклассниками, его когнитивные потребности поддаются воздействию.
Педагог «может менять условия развития ученика, обеспечивая тем самым прогресс в учебе», поясняют авторы.
Точки максимума и минимума
С учетом разных комбинаций навыков ученые выделили четыре типа развития первоклассников: два полярных (все очень хорошо vs дело плохо) и два промежуточных варианта. При этом использовался кластерный анализ.
Первый кластер — потенциальные отличники, дети с лучшими показателями развития по всем статьям: от математики и словарного запаса до поведения в классе. В этом кластере доля высокообразованных матерей максимальна (74%). Почти половина — 43% — семей этой группы имеют хорошую домашнюю библиотеку. Девочки преобладают: их 59%.
Четвертый кластер — антипод первого. Это дети с низкими результатами в когнитивной и социально-эмоциональной сфере.
Словарный запас и фонематическая грамотность первоклассников этого кластера намного меньше, чем в трех других кластерах. Это преимущественно мальчики (62%). Социально-экономический статус их семей ниже, чем в других группах.
Больше половины матерей — без высшего образования. Только четверть семей имеют дома более сотни книг.
Вразнобой
Второй и третий кластеры — срединные и представляют собой сочетания высоких и низких показателей.
Во втором кластере — ученики со средними или высокими показателями по чтению и математике, с хорошей фонематической грамотностью и неплохим словарным запасом, у которых, однако, проседают поведение в классе и уверенность в себе. Примерно две трети (65%) — мальчики. СЭС семей в этой группе довольно высок. Свыше трети имеют хорошие книжные собрания, около 70% матерей заканчивали вузы.
Третий кластер — обратное сочетание признаков. Эти первоклассники хорошо вписываются в школьную среду, легко общаются, но отстают по когнитивным навыкам.
Результаты по чтению и математике — хуже средних по выборке. У них ниже фонематическая грамотность и беднее словарный запас.
Социально-экономический статус семей несколько ниже, чем в первой и второй группе. Почти две трети (64%) — девочки.
Такое объединение в группы имеет явный практический смысл. Оно помогает учителям выделить типовые цели помощи ученикам, будь то знания по предметам или навыки общения. Траекторию развития ребенка можно подправить и тем самым дать ему больше шансов на успех.
IQ
Авторы исследования:
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 17 мая, 2018 г. Образование психометрика социология Школа
Подпишись на IQ.HSE
Источник: https://iq.hse.ru/news/219307280.html
Статья (1 класс) на тему: Портрет первоклассника | Социальная сеть работников образования
- Портрет первоклассника
- «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
- Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
( Венгер Л.А.)
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
https://www.youtube.com/watch?v=OBtD72NLeHM
В начале учебного года наше исследование готовности детей к обучению в школе показало следующие результаты.
Видно, что 88 % детей пришедших в первый класс имеют вторую группу здоровья. Именно эта группа здоровья вызывает наибольшее опасение.
Дети со второй группой здоровья имеют риск возникновения хронической патологии, склонны к инфекционным заболеваниям, которые развиваются на фоне переутомления и стресса, имеют определённые клинические не диагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и систем. Такие дети составляют большинство среди поступающих в первый класс и очень часто к концу обучения в первом классе демонстрируют значительное ухудшение своего здоровья.
Обследование школьной зрелости показало высокий результат у 37 % детей, низкий уровень готовности – 20%, агрессивность проявилась у 24 % опрошенных, такое же количество неуверенных в себе детей. Творчество смогли отметить у 40 % ребят. Обследование проводил школьный психолог и педагоги.
Психолог помог провести диагностику сформированности внимания, памяти и мышления.
Мы получили следующие результаты:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Память | 67% | 31% | 2% |
Внимание | 86% | 8% | 6% |
Мышление | 18% | 62% | 20% |
Обобщая вышеперечисленные результаты можно сделать следующий вывод: 55 % детей имеют высокий уровень готовности к школе, 41 % детей показали средний уровень и лишь 4 % детей имеют низкий уровень готовности к школе.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. В первое время поведение и самочувствие детей большей частью меняется в худшую сторону. Это замечают и учителя и родители.
Некоторые малыши становятся беспокойными, или, наоборот, вялым, сонливыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются, что «болит головка», плохо едят, с трудом засыпают.
Все это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребенка к новым условиям обучения и воспитания, и, конечно, не проходит бесследно для самочувствия.
Но проходит 1–2 месяца, и большинство ребят становятся более спокойными и дисциплинированными, чувствуют себя уже школьниками, успешно усваивают программу. Есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение первых 2-3 месяцев обучения.
Но не всегда бывает так благополучно. Уже в начале года становится ясно, что не всем детям по силам учеба. Некоторые, по-видимому, очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые подавали в первые дни, многие часто болеют, пропускают занятия, отстают.
Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнять требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, плачут, жалуются). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 15 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации.
Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями, что вызывает у них новую форму протеста, проявляющуюся в поведении.
Это, в свою очередь ведет к серьезным последствиям для них (вплоть до невозможности получить полноценные знания и найти свое место в жизни).
Как видим, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, а у других – одну четверть, а у третьих растягивается на весь учебный год.
- В сентябре учебного года были проведены исследования социально-психологического статуса первоклассника.
- Общая характеристика исследования.
- В исследовании принимали участие 86 учащихся первых классов
- Основной целью исследования стало изучение особенностей влияния мотивации учебной деятельности на процесс адаптации первоклассников
- Задачи исследования включали в себя
- -изучение мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период;
- — изучение характера адаптации каждого первоклассника;
- -изучение уровня влияния компонентов.
- Предметом исследования явились социально-психолого-педагогические условия адаптационного периода первоклассников.
- В качестве основных методов исследования были использованы психодиагностические методики и анкетный опрос.
- Анализ результатов исследования мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период показал, что для первоклассников характерны ответы, свидетельствующие об их ориентации на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
- Преобладающие мотивы учебной деятельности:
- -Отметка – ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
- — Позиционный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладеть учебной деятельностью, а для того чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
- — Внешний– собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает по принуждению.
- А такие мотивы, как социальный (ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители) и учебный (ребенку нравиться учиться, нравится посещать школу)- на сравнительно низком уровне.
- Педагоги же отмечают усложнение процесса адаптации среди первоклассников.
- Изучение причин, негативно влияющих на мотивацию учебной деятельности, позволило выделить следующие позиции:
- — неправильное отношение родителей к школе – 21%
- — преобладание попустительского стиля воспитания – 30%
- -недостаточно развитая способность ребенка к взаимодействию с другим- 26%
- — некорректные требования для первоклассников – 13%
Такое исследование готовности ребёнка к школе, основанное только на знании возрастных особенностей детей 6 – 7 лет, было приемлемо до введения ФГОС. ФГОС предъявляют свои требования к освоению основной общеобразовательной программы по начальному общему образованию. К планируемым результатам отнесены:
- личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотиваций к учению и познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностные позиции детей, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
- метапредметные – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные – освоенный опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
У меня, как у педагога возникает вопрос: «Как достичь планируемых результатов? Надо начинать с нуля или должна быть сформирована первичная основа, предпосылки для успешного старта?».
Ответ на свой вопрос я нашла в ФГТ. Впервые данный документ предоставляет нам социальный портрет выпускника детского сада, а, следовательно, и будущего первоклассника. Давайте познакомимся.
Возьму на себя смелость и скажу, что каждый из нас с радостью примет такого первоклассника. Но как определить уровень сформированности интегративных качеств, ведь это необходимо каждому педагогу и ОУ для дальнейшего планирования своей деятельности.
Становиться очевидным, у нас пока нет инструментария для диагностики вышеперечисленных качеств.
Сейчас имеется в наличие большое количество общеобразовательных программ для ДОУ: «Детство», «Успех», «От рождения до школы» и др. К каждой из них разработана система мониторинга планируемых результатов.
В большинстве своём форма проведения исследования это беседа и наблюдение, что не всегда приемлемо в условиях школы.
Хочется отметить и тот факт, что в процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается.
И при переходе в начальную школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к не успешности в последующем обучении.
Поэтому остаётся актуальным вопрос о преемственности между ДОУ и школой, а одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого информационного и образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы. Непосредственный контакт психологов, воспитателей детского сада и педагогов школы, использование преемственных подходов, форм, методов, технологий обучения и воспитания позволит нашим детям успешно пройти всю линейку образования.
Как вывод следует сказать: « Основанием для преемственности между дошкольным, начальным общим и основным образованием становится ориентация на приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться, которое обеспечивается развитием системы универсальных учебных действий». Остаётся продумать содержание, формы и методы приемлемые для каждой стороны.
Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно…. Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте». Ч. Темпл
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. | Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни |
Любознательный, активный. | Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
Эмоционально отзывчивый. | Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. | Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. | Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. | Овладевший умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками. | У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. |
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/01/09/portret-pervoklassnika
Каталог статей
Портрет будущего первоклассника
«Первый раз в первый класс, или что нужно знать и уметь будущему
первокласснику»
Еще совсем недавно родители мечтали о том времени, когда их ребенок пойдет
в школу. И вот он пришел этот день.
Каким стал ребенок, что нового появилось в
его внутреннем мире, чему он научился, с каким багажом знаний и умений он
переступит порог школы, готов ли он к успешному овладению школьной программой?
Теперь все зависит от общей готовности ребенка. И это своего рода экзамен для
всех взрослых, окружавших малыша в дошкольном возрасте.
Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него
школа — символ взрослости. К этому его готовит все дошкольное детство, в
котором познание окружающего мира приходит через игру. Уже к шести годам у
большинства детей появляется желание стать школьниками.
Ребенок не только готов
принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к
ней. У него возникает состояние, которое называется обучаемостью. Но
необходимо, чтобы в первую очередь ребенок пошел в школу физически здоровым и
развитым.
Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от
физической готовности к ней.
Требует внимания развитие всех физических качеств будущего первоклассника –
ловкости, выносливости, гибкости, скорости. Выносливость теснейшим образом
связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом
деле. Необходима она и нашему будущему школьнику.
Оценивая физические возможности детей, мы должны учитывать, что имеем дело
с растущим детским организмом, сформированность которого еще не завершена,
функциональные способности которого еще не сложились.
В период подготовки
ребенка к школе необходимо предусматривать не только то, что ребенок может и
должен воспринять, но и каких нервно-психических затрат будет ему это стоить.
Поэтому укрепление здоровья будущих школьников, охрана зрения, формирование
правильной осанки должно стать важной заботой родителей и специалистов.
Успешность нашего будущего ученика будет зависеть и от его психологической
готовности к школе. Ведь чтобы адаптироваться к новой жизни, необходимо
приложить специальные усилия, которые представляют собой целую систему
личностных качеств, умений и навыков.
Стремление стать первоклассником
естественно, и оно связано с новыми моментами в развитии ребенка 6-7 лет. Ему
уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть
школьником — совсем другое дело.
Это уже сознаваемая ребенком ступенька вверх,
к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Если
ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него
необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет
трудно в школе.
Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития
совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Важно знать, насколько
ребёнок готов коммуницировать в новых для него условиях.
Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего
первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение
делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует школьный
режим, программа.
А это не так-то просто, когда у тебя в портфеле новенький
значок и хочется поделиться с товарищем важными новостями. И вот тут-то нужно
проявить волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей
умственной деятельностью, вниманием, мышлением.
К концу дошкольного возраста
происходит оформление основных структурных элементов волевого действия –
ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия,
исполнить, реализовать его, проявить усилие в преодолении препятствия, оценить
результаты своего волевого действия.
Воспитание мотивов достижения цели
формирует у детей способность не бояться трудностей, стремление не пасовать
перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели.
Если мы хотим, чтобы наш малыш успешно учился в школе, мы должны развивать
в нем познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной
деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы
ребенок был умственно развит.
В понятие интеллектуальной готовности входит как
запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его
мыслительных навыков. Однако главное — это, пожалуй, то, как ребенок
ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные им сведения.
К семи годам ребенок должен хорошо знать свой адрес, название города, где
он живет, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании дети
знают не только имена, но и отчества своих родителей, где и кем они работают, и
понимают, что их бабушка — это мама отца или матери.
Они ориентируются во
временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни
недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют
домашних и диких животных, т.е., ориентируются во времени, пространстве и
ближайшем социальном окружении.
Наблюдая природу, события окружающей их жизни,
дети уже могут находить пространственно-временные и причинно-следственные
отношения, обобщать и делать выводы.
Итак, как ребенок будет учиться, станет ли
радостным и счастливым этот период жизни, зависит от общей готовности будущего
школьника к новым условиям, и от того, насколько мы, взрослые будем внимательны
к ребенку в период адаптации в его социальной роли ученика. Мы ждём ваших
малышей в первый класс! Терпения вам и удачи.
Источник: http://sch62-19.ucoz.ru/publ/portret_budushhego_pervoklassnika/1-1-0-5
Портрет первоклассника не готового к школе
- Сценарий родительского собрания в подготовительной группе детского сада
- Тема «Игра — как средство подготовки кшколе»
- Цели— повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи, обогащение воспитательного опыта родителей по вопросу готовности ребёнка к школе.
- Задачи:
- -показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка подготовительной к школе группы;
- -обсудить вопросы организации игровой среды в условиях семьи;
- -развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игры;
- Форма проведения — традиционная с элементами совместных игр детей и родителей.
- Участники-воспитатели, родители, дети.
- План проведения:
- Подготовительный этап:
- -подбор материала для выставки: настольные развивающие игры, картотеки игр, методическая литература для родителей;
- -подготовка наглядного материала для оформления группы;
- -памятки и советы для родителей по игре .
Оформление помещения группы: столы стоят полукругом, разделены на три группы, в центре лежит геометрическая фигура. Родители, заходя в помещение, подходят к «волшебному мешочку» и тянут одну фигуру-фишку, обозначающую, за какой стол нужно сесть; кроме этого на столах лежат цветные карандаши и альбомные листы на каждого родителя; у доски- подборка картотек игр; на столе представлены настольные развивающие игры; литература для воспитателей и родителей по теме собрания.
Добрый вечер, мы рады видеть вас в нашем детском саду! Хотим поздравить, уважаемые родители, с переходом в подготовительную к школе группу. Год пролетит незаметно, и дети пойдут в первый класс. Наша с вами задача помочь ребятам подготовиться к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.
Так о чём же мы с вами будем говорить? Попробуйте определить сами. Предлагаю небольшое игровое упражнение, которое называется «Ассоциации». Я назову слово, а вы скажите, какие ассоциации оно у вас вызывает. Это слово – игра (ответы родителей ).
Да, важный вопрос- подготовка к школе, а говорить мы будем об игре, как же объединить эти направления?
Итак, тема нашей встречи «Игра — как средство подготовки к школе» ( листок с темой собрания прикрепить на доске).
В.Шекспир сказал: «Весь мир- театр, а люди в нём актёры. И каждый не одну играет роль».
Мы, просыпаясь утром, начинаем играть свои роли -заботливой мамы ,любящей жены, коллеги, пассажира, покупателя и т.д. Это сейчас. А в какие игры вы любили играть в детстве(воспоминания родителей: футбол, классики , резиночка , разведчики и другие).
А какие игры любят наши дети? (высказывания родителей — в основном компьютерные).Да, к сожалению, прервалась цепь игровых традиций, которые переходили от одного поколения к другому. Где прыгалки, казаки-разбойники, волейбол, лапта?
Играли всегда и везде. А зачем ребёнку нужна игра? Вот что думают об этом педагоги и психологи (работа родителей по группам)У вас на столе лежат листочки .Предлагаю обсудить и высказать своё мнение:
-«Игра-это школа произвольного действия» Д.Б.Эльконин
-«Игра-школа морали в действии» А.Н.Леонтьев
- -«Игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте».
- (родители в своей группе обсуждают одно из высказываний), выводы делает воспитатель:
- — через игру ребёнок познаёт мир;
- -в игре он проявляет самостоятельность, активность, он общается;
- -игра – это максимально свободная деятельность, ограничения возникают только в пределах той роли, которую ребёнок играет, эти ограничения он берёт добровольно и это доставляет ему удовольствие;
- -можно сколь угодно долго объяснять ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо, но лишь в игре, поставив себя на место героя ребёнок способен понять это, и именно игра учит ребёнка многим добродетелям. В игре даже недруги, оказавшись в одной команде, становятся друзьями;
- -игра самая привлекательная деятельность для дошкольника.
- Однако в последнее время игра вытесняется учебной деятельностью.
-Как вы считаете, почему? (ответы родителей).
Психологи предупреждают, раннее обучение превращает детей в уменьшенную копию взрослых. Дошкольник, так и не научившись играть, останется личностью не зрелой.
«Ненаигравшиеся» дети, по мнению психологов, характеризуются худшей успеваемостью и быстро утрачивают интерес к школе.
Вместе с учителями начальной школы они составили портрет первоклассника не готового к школе(приложение 1).
Итак ,не торопите ребёнка, не нагружайте, пусть играет, лучше вместе с вами.
Какие же игры больше всего подходят для детей 6-7 лет? Перед вами подборка различных игр, направленных на развитие мышления, логики, речи, творческих способностей (обратить внимание на выставку игр: дидактические, подвижные, театрализованные, познавательно-исследовательские, творческие, сюжетно-ролевые).Все они нужны и по-своему полезны, хотя, современные родители принижают значение игры для ребёнка. И если выдаётся время и выбор : поиграть или позаниматься с ребёнком, то они скорее отдадут предпочтение занятиям.
А ведь, по словам Д.В.Менджерицкой, игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными; дети много двигаются, прыгают. Благодаря этому дети растут крепкими , сильными, ловкими.
Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружить, уступать друг другу, заботиться о товарищах .
Игра сплачивает детский коллектив, вовлекает в деятельность даже самых замкнутых и застенчивых, воспитывает сознательную дисциплину.
А сейчас пришло время поговорить о любимой игрушке. Вспомните свою любимую игрушку. Какие чувства вы испытываете(воспоминания родителей).
А какие игрушки любят ваши дети? Творческая работа родителей: нарисуйте, пожалуйста, картинку с любимыми игрушками ваших детей. Спасибо, ваши работы мы разместим на доске и ещё к ним вернёмся.
Мы сегодня убедились, у каждого человека есть любимая игрушка, которую он помнит всю жизнь. У детей она тоже есть. Целый день, играя в детском саду, он всё же хочет видеть ту, которая дома осталась и ждёт его.
К.Д.Ушинский сказал: «Лучшая игрушка для детей – это куча песка». Как вы думаете, почему(ответы родителей).
Дети любят играть с различными предметами, им подойдут подушки, стулья, платки, покрывала и т.п. Поэтому не обязательно покупать дорогие игрушки, которые ломаются, становятся не интересными. Предоставьте лучше им место и право самим выбрать, из чего сделать машину, паровоз, магазин и т.д. и ещё лучше, если вы будете играть вместе, они этого очень ждут .
Давайте же пригласим ребят и поиграем. Но сначала, ребята, посмотрите выставку творческих работ родителей и определите где, же нарисована ваша любимая игрушка. Ну а теперь, пришла пора поиграть(игра «Как живёте?» (смотри приложение 4).
Ответное слово родителей. Они дарят настольные развивающие игры. Дети уходят.
Подведём итоги. Чтобы ребёнка подготовить к школе, позвольте ему играть со всем , что попадается ему под руку, играйте вместе. Помните, играя, развиваются те навыки, которые необходимы школьнику.
Родителям вручается памятка «Чему обучается ребёнок в игре?» и советы взрослым по игре(приложение 3).И в завершении хочу привести слова Ж.-Ж.
Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении(листок с высказыванием прикрепить на доске).
Решение родительского собрания:
1.Продумать организацию игрового пространства в семье ;
2.Уделять больше внимания детской игре – как средству подготовки детей к школе.
3.Включаться в работу детского сада по игровой деятельности, принимая активное участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях.
- Желаем вам удачи!
- Приложение 1.
- Портрет первоклассника не готового к школе
- 1.Чрезмерная игривость;
- 2.Недостаточная самостоятельность;
- 3.Импульсивность,бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- 4.Неумение общаться со сверстниками;
- 5.Трудности в общении с незнакомыми взрослыми;
- 6.Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции;
- 7.Неумение обобщать, выделять сходства, различия;
- 8.Недостаточное развитие моторики рук(неумение выполнять графические задания, манипулировать мелкими предметами)
- 9.Недостаточное развитие произвольной памяти;
10.Задержка речевого развития: это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли, и т.п.
Советы взрослым
Качества, которыми должен обладать младший школьник , чтобы учение происходило успешно.
-Должен быть сформирован учебный мотив, т.е. он должен хотеть учиться;
-Должен быть сформирован внутренний план действий,т.е. способность действовать в уме;
-Ребёнок должен обладать достаточным запасом общих и практических знаний;
-Произвольность деятельности ,т.е. умение подчинять свои действия правилам, которые устанавливает учитель.
- -А также творческая активность и инициативность.
- Приложение 2.
- Памятка по игре
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 352;
Источник: https://studopedia.net/7_57358_portret-pervoklassnika-ne-gotovogo-k-shkole.html
"Портрет будущего первоклассника по ФГОС"
Портрет будущего первоклассника по ФГОС
Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки.
Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е.
ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.
Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?
Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
- Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?
- Общий кругозор
- 7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
- свое имя, фамилию и отчество;
- свой возраст и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
- имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
- свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
- страну, в которой живет, и ее столицу;
- основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
- основные цвета и их оттенки;
- части тела человека;
- предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
- профессии, виды спорта;
- виды наземного, водного, воздушного транспорта;
- известные русские народные сказки;
- великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.
Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
- четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
- выделять определенный звук в слове интонацией;
- определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
- определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
- произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
- называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
- различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
- знать разницу между гласными и согласными звуками;
- называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
- отвечать на вопросы и уметь их задавать;
- составлять рассказ по картинке;
- последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
- понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
- сказать несколько предложений о заданном предмете;
- составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
- различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
- заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
- отгадывать загадки.
Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках.
Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п.
Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.
Математика, счет
Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:
- знать цифры от 0 до 9;
- уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
- уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
- понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «
Источник: https://infourok.ru/portret-buduschego-pervoklassnika-po-fgos-3886522.html