Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку — студенческий портал

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

Совсем скоро выпускники будут сдавать устную часть ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в обязательном порядке. Зачем это понадобилось, когда это произойдёт и как будет устроена эта часть экзамена — руководитель курсов подготовки к выпускным экзаменам LANCMAN SCHOOL Михаил Ланцман.

Рассылка «Мела»

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Впервые о необходимости введения устной части на ЕГЭ по русскому языку министр образования и науки Ольга Васильева заявила практически сразу после назначения её на должность (то есть в конце 2016 года). Тогда же были озвучены сроки апробации этого эксперимента — до 2019 года. Что известно на сегодняшний день? К чему готовиться нынешним выпускникам?

Итак, апробация новой формы ЕГЭ по русскому языку должна была планово пройти в девятых классах на ОГЭ. Старт обновленного экзамена в 11-х классах был назначен на лето 2019 года при условии хороших результатов пилотных экзаменов среди девятиклассников. Как же проходила и проходит «обкатка» этого новшества на выпускниках девятых классов эти два года?

В 2016 году в эксперименте приняли участие три российских региона: Московская область, Татарстан и Чеченская Республика. О результатах и статистике информации в открытых источниках пока нет.

Однако Сергей Кравцов, руководитель ведомства и заместитель министра образования и науки, заявил следующее: «Итоги первой апробации определили, что именно по этой модели устного экзамена более эффективно идти дальше.

После её новой широкомасштабной апробации будет приниматься решение о возможности введения устного экзамена в штатный режим».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Замахнуться на святое: что нужно убрать из школы и что - добавить - студенческий портал

Оценим за полчаса!

В ноябре 2017 года Рособрнадзор провёл пилотную апробацию устной части ГИА по русскому языку уже в 40 регионах России. В мероприятии приняли участие более 24 000 школьников из 461 школы.

В середине апреля 2018 года проверку знаний по русскому языку в форме итогового собеседования в качестве эксперимента предстоит пройти уже всем выпускникам девятых классов во всех регионах России. Оценка пока просто «зачёт-незачёт».

Кроме того, уже официально объявили, что оценка этого собеседования в 2018 году не будет влиять на допуск школьников к ГИА. В будущем прохождение итогового собеседования будет допуском к государственной итоговой аттестации (ГИА-9).

Что входит в экзамен (информация с сайта Рособрнадзора):

  • чтение текста вслух;
  • пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
  • монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
  • диалог с экзаменатором-собеседником.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России (например, первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провёл операцию и спас жизнь ребёнку).

«Вы помните слова президента России Владимира Путина о том, что движение страны вперёд определяют люди. Мы будем говорить о людях и читать тексты о людях, которые жили и живут среди нас. Это люди, которые составляют славу нашей страны», — рассказала о новой форме экзамена Ирина Цыбулько, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.

Так что сейчас почти нет никаких сомнений в том, что собеседование совсем скоро войдёт в ГИА. Решение о штатном режиме — это, скорее, вопрос времени.

Как выглядят демонстрационные материалы заданий и критерии оценивания устного собеседования

Обратимся к демоверсии устной части ГИА по русскому языку на сайте ФИПИ.

Задание 1. Чтение текста (время подготовки — 2 минуты)

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) — первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.

Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».

Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!

(177 слов)

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

Задание 2. Пересказ (время подготовки — 1 минута)

Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ слова С. П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю. А. Гагарине:

«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее — он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…».

Подумайте, где лучше использовать слова С. П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий порталГовори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

  • Задание 3. Монологическое высказывание (время подготовки — 1 минута, высказывание должно занимать не более 3 минут)
  • Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. Праздник (на основе описания фотографии).

Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего. Повествование на основе жизненного опыта.

Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде? Рассуждение по поставленному вопросу.

Тема 1. Праздник. Опишите фотографию.

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

Не забудьте описать:

  • место и время проведения праздника;
  • событие, которому, по вшему мнению, посвящён праздник;
  • присутствующих на празднике;
  • общую атмосферу праздника и настроение участников.
  1. Тема 2. Поход (экскурсия)
  2. Расскажите о том, как вы ходили в поход (на экскурсию).
  3. Не забудьте рассказать:
  • куда и когда вы ходили в поход (на экскурсию);
  • с кем вы ходили в поход (на экскурсию);
  • как вы готовились к походу (экскурсии);
  • почему вам запомнился этот поход (экскурсия).

Тема 3. Мода

Всегда ли нужно следовать моде?

  1. Что означает, по вашему мнению, слово «модный»?
  2. Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для вас особенно важны?
  3. Приведите пример отрицательного влияния моды.

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

Задание 4. Диалог

Во время беседы вам будут заданы вопросы по выбранной вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

Тема 1. Праздник. Опишите фотографию

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

  • 1) Какие праздники вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)?
  • 2) Когда можно сказать, что праздник удался?
  • 3) Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?
  • Тема 2. Поход (экскурсия)
  • Расскажите о том, как вы ходили в поход (на экскурсию).
  • 1) Чем, по вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
  • 2) Что бы вы порекомендовали вашим сверстникам, которые собираются
  • впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
  • 3) Что, по вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?
  • Тема 3. Мода
  • Всегда ли нужно следовать моде?
  • 1) Что означает, по вашему мнению, слово «модный»?

2) Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для вас особенно важны?

3) Приведите пример отрицательного влияния моды.

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий порталГовори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

Общее время ответа (включая подготовку) — 15 минут. Во время всего ответа будет вестись аудиозапись.

Фото на обложке: Shutterstock (WorldStockStudio)

Источник: https://mel.fm/blog/mikhail-lantsman/47532-ustnaya-chast-yege-po-russkomu-yazyku-kogda-vvedut-i-kak-budet-vyglyadet

ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 3

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

Данный вариант  заданий по русскому языку составлен в формате ОГЭ для проведения устной части экзамена.Даны подробные ответы на вопросы, что поможет учащимся при подготовке к экзамену.

  • Темы заданий: Москва, хобби, друг, охрана природы.
  • Версия для печати.
  • 1

1

Задание 1. Чтение текста.

  1.  На фотографии изображена Москва — столица России
  2. Выразительно прочитайте текст о Москве вслух.
  3. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

Москва- столица России. Её история насчитывает уже более 850 лет. Первые упоминания о Москве относятся к далёкому 1147 году , связаны они с именем Юрия Долгорукого. Его считают основателем города, поэтому в самом центре столицы князю поставлен памятник.

Сегодня Москва – это один из крупнейших городов мира, в котором соседствуют история и современность.

Стены Кремля помнят своих защитников: и народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, и советских солдат, державших оборону Москвы в годы Великой Отечественной войны.

Помнят они и парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, после которого бойцы уходили на фронт бить фашистов, защищать свободу страны.

Москва- современный город. Своеобразие придаёт ей и метро с его многочисленными ветками и станциями, и красивые здания делового центра «Москва-сити», построенные в современном стиле, торговые и развлекательные центры. Именно в Москве находятся федеральные органы власти, резиденция Президента — В.В. Путина.

В городе созданы все условия для отдыха москвичей и гостей столицы. Москва гостеприимно встречает всех гостей города.

 150 слов.

2

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова советского кинорежиссёра  Г.В. Александрова о Москве:

  •  «Есть город удивительный — Москва: планеты изумление и гордость.»
  •                                                                                      Георгий Александров.
  • Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.
  • У Вас есть 2 минуты на подготовку.
  • Ответ:

Москва- столица России. Её история насчитывает более 850 лет. Первое упоминание о Москве связано с именем Юрия Долгорукого.

Москва — это старинный и современный город одновременно. Она помнит всех своих защитников. В Москве находятся федеральные органы власти, резиденция В.В. Путина. В ней много деловых, торговых и развлекательных центров. Столица гостеприимно встречает своих гостей.

Георгий Александров сказал: «Есть город удивительный — Москва: планеты изумление и гордость.» Он называет Москву удивительным городом за её историю, красоту, прошлое и настоящее, за неповторимое своеобразие.

Вся планета с изумлением смотрит на Москву, на то, как она в любые годы испытаний может выстоять, какой огромный авторитет имеет в мире как столица России. Прогрессивные люди мира с гордостью смотрят на Москву, как символ единства России, давшей миру А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, П.И Чайковского и Д.Д.

Шостаковича, И.И. Шишкина и И.К. Айвазовского и ещё множество величайших людей, прославивших Родину.

3

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

  1.  Хобби (на основе описания фотографии).
  2.  Есть ли у тебя друг?
  3.  Почему нужно охранять природу?

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника экзамена.

Тема 1. Хобби (на основе описания фотографии).
Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

  1. Не забудьте рассказать о том,
  2. чем увлечён парень,почему ему так нравится фотографировать;
  3. какие , по-вашему, он испытывает чувства в данный момент;
  4. что привлекло его внимание;
  5. что он предпринял, чтобы сделать необычные фотографии.
Тема 2. Есть ли у тебя друг?

  • Не забудьте рассказать о том,
  • когда вы стали друзьями,
  • что тебя привлекает в твоём друге,
  • поддерживаете ли вы друг друга в трудные моменты,
  • умеешь ли ты радоваться успехам друга,
  • почему так важно иметь настоящего друга?
Тема 3. Почему нужно охранять природу?

  1. В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы:
  2. Какую роль в жизни человека играет природа?
  3. Всегда ли люди бережно относятся к природе?
  4. К чему приводит безжалостное отношение человека к природе?
  5. Что каждый может сделать в деле охраны природы?

Ответ:

Тема 1. Хобби (на основе описания фотографии).

На данной фотографии изображён парень, с увлечением фотографирующий великолепный пейзаж. Можно предположить, что фотографирование – это его хобби, то есть любимое дело, которым он занимается в свободное время.

Юноша, видимо, долго искал подходящий ракурс. Для того, чтобы сделать интересный снимок, он подготовился: поднялся в горы, а ведь это непросто.

Парень сосредоточенно смотрит вдаль, стремясь определить, как лучше запечатлеть этот удивительный уголок природы. Горы, закат, небольшой туман- всё это не может не завораживать.

Можно с уверенностью сказать, что для молодого человека фотография- это любимое дело, он им занимается с увлечением.

Тема 2. Есть ли у тебя друг?

Замечательно иметь настоящего друга, с которым интересно, на которого всегда можно положиться. У меня тоже есть такой друг. Мы с ним одноклассники. С первого класса учимся вместе.

Меня привлекает в друге его отзывчивость, доброта, спокойствие, выдержка. Он в любой ситуации может найти верный выход, помочь и мне во многом разобраться . А ещё это очень интересный человек, многим увлекающийся (техникой, спортом, информатикой) С ним всегда интересно.

Мы поддерживаем друг друга в трудные минуты и радуемся успехам обоих. Я с гордостью говорю всем, что мой друг- прекрасный спортсмен, что он уже кандидат в мастера спорта по плаванию.

Каждый человек должен стремиться иметь друга, тогда и жизнь станет насыщенной, наполненной интересными событиями. А главное, всегда можно быть уверенным, что друг поддержит тебя в любой ситуации. А ведь это так здорово!

Тема 3. Почему нужно охранять природу?

Природа — это наш второй дом. Она даёт человеку всё необходимое для жизни.  Человек всегда зависел и будет зависеть от природы. Поэтому он просто обязан сохранять её, жить в чистоте и уюте.

К сожалению, люди не всегда осознают, как важно беречь природу. Загрязнение её начинается с обычного мусора, оставленного в лесу, с непотушенного костра, приведшего к пожару, со сломанного дерева, а заканчивается экологической катастрофой, когда отходы производства сбрасываются в реки, вырубаются леса, уничтожаются животные.

Такое отношение приводит к загрязнению воздуха, воды, к резкому сокращению природных богатств, что сказывается на экономике, а значит, и на уровне жизни людей.

Органы власти России делают всё необходимое для защиты природы. Но и каждый из нас в ответе за состояние природы и тоже может внести свой вклад в дело её защиты: сажать деревья, участвовать в субботниках, бережно относиться к окружающей среде. Всегда нужно помнить, что охрана природы- это обязанность гражданина России.

4

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Ответ:

Карточка собеседника- экзаменатора.
Тема 1. Хобби.
Опишите фотографию. 1.Есть ли у тебя хобби?Почему тебе нравится заниматься этим делом в свободное время?
2.Как ты пришёл к такому увлечению? Что на это повлияло?
3. Хочешь ли ты увлечь своим хобби  друзей?

Да, у меня тоже есть хобби. Я очень люблю домашних животных, много времени уделяю своим домашним питомцам- кошке и собаке.

Мне нравится гулять с моим верным доберманом Треком, видеть, как он радуется, когда я прихожу домой, как он резвится на улице, как преданно смотрит на меня. А по вечерам мне так спокойно, когда рядом мой пёс и кошка Ксюша, свернувшаяся у меня на коленях.

У нас в доме с детства были животные. Очень любит их моя мама. Её увлечение передалось и мне. Помню, как она учила меня ухаживать за животными. Говорила, что они всё понимают, преданностью и любовью отвечают на ласку и внимание.

Мой друг тоже любит животных. И у него есть верная овчарка Пальма. Мы часто вместе бываем всей семьёй на природе. Вот уже где раздолье нашим питомцам! Так что, можно сказать, что у нас с другом есть общее хобби, это ещё больше нас сближает.

Карточка собеседника- экзаменатора.
Тема 2. Есть ли у тебя друг?
1.Как ты думаешь, почему у некоторых людей нет друзей?
2. Чем друг отличается от знакомых и одноклассников?
3.Согласен ли ты с мнением, что дружбу надо заслужить?

Я думаю, что те, у кого нет друзей, просто не готовы к настоящим дружеским отношениям. Ведь здесь надо уметь думать о другом, радоваться вместе с ним, помогать ему. А если человек эгоистичен, то ему просто не хочется делиться с кем-то, заботиться о ком-то.

Человек живёт среди людей. Нас постоянно окружают люди- одноклассники, знакомые. Отношения с ними строятся по разным причинам. С одноклассниками нас просто когда-то записали в один класс.

Кто-то нам нравится, кто-то нет, но мы вынуждены целый день находиться с ними. В этом случае мы не выбираем себе одноклассников. То же и со знакомыми, при встрече с которыми мы обмениваемся общими фразами.

С друзьями же нас связывает очень много общего, и здесь выбор, с кем дружить, делает каждый сам.

Безусловно, дружбу надо заслужить. Нужно стремиться быть интересным человеком, работать над собой формировать свой характер, избавляться от плохих черт. И тогда обязательно появится человек, который захочет стать твоим другом. Я уверен в этом.

Карточка собеседника- экзаменатора.
Тема 3. Почему нужно охранять природу? 1.Были ли в твоей жизни случаи, когда ты или твои сверстники вели себя на природе неправильно?
2.Какие чувства ты сейчас испытываешь по поводу вашего поведения?
3.Что конкретно можешь сделать ты, твои друзья и одноклассники по спасению природы?

Я всегда стараюсь бережно относиться к природе. Этому учат меня родители буквально с детства. Они всегда показывают пример, как нужно отдыхать на природе, как не навредить ей. К сожалению, в моей жизни бывали случаи, когда мне было стыдно за моих одноклассников, когда во время похода в лес они пытались оставить после себя мусор. Только после замечаний учителя они навели порядок.

Я и сегодня, вспоминая наш поход, испытываю чувство стыда, сожаления, что некоторые мои одноклассники  пока ещё не осознали, как надо относиться к природе. Думаю, что уже пора быть взрослее, ответственнее. К счастью, таких всего несколько человек из класса. В основном все понимают, что на природе тоже нужно соблюдать правила поведения.

Мы с одноклассниками каждую весну наводим порядок на нашем пришкольном участке: сажаем деревья, убираем мусор, разводим клумбы. Наш школьный двор очень красивый. И, конечно, мы стараемся не загрязнять природу, беречь её.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ

Источник: http://testy-klass.ru/testyi-po-russkomu-yazyiku-oge/test-oge-russkiy-yazyik-ustnaya-chast-variant-3/

Как подготовиться к устному экзамену. Как подготовиться к устному экзамену — советы учащимся

Содержание:

  • Спокойствие, только спокойствие
  • Сам себе диктор
  • На зарядку становись!

Устные экзамены — двойной стресс для абитуриента: к понятному волнению на вступительных испытаниях прибавляется страх публично отвечать. Как научиться правильно говорить и справляться с негативными эмоциями? Эти навыки пригодятся вам не только при поступлении.

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

Не тушеваться на публике, говорить уверенно и грамотно учат на специальных курсах по ораторскому искусству. Программа подготовки строится на основе речевых упражнений, ролевых игр и выступлений.

Конечно, под руководством опытных педагогов вы быстрее достигнете результатов, но и занимаясь дома можно добиться чистого и четкого произношения, избавиться от слов-паразитов и обрести уверенность в себе.

Многие считают, что страх перед выступлением на публике испытывают только люди, робкие и стеснительные от природы. На самом деле через такие переживания проходит практически каждый. Не у вас одного от волнения путаются мысли, потеют ладони, слабеют колени, учащается пульс и срывается голос.

Феликс Кирсанов, автор программы обучения, преподаватель курса «Ораторское искусство и мастерство общения» «Orator.ru»:

– Уверенность в себе — это обычный навык, который способен развить в себе любой человек. Научиться общаться уверенно можно, только общаясь, одни лишь книжки тут не помогут — важна практика.

При этом не обязательно непременно искать больших аудиторий или дожидаться устных экзаменов, практиковаться надо «здесь и сейчас», использовать любую ситуацию: не стесняться задать вопрос, переспросить, уточнить и т.д.

Все наши достижения «идут» от головы, поэтому воспитывать уверенность в себе начинайте с правильных установок:

  • через страх перед аудиторией проходят все люди, волнение при публичных выступлениях — не патология, а нормальное явление (вместо: «я какой-то не такой»)
  • избавиться от скованности и неуверенности не так сложно, как может показаться
  • что бы мы ни сказали, всегда найдутся люди, которым что-то не понравится, и это нормально — негативной оценки окружающих не нужно бояться, воспринимайте ее, как должное.

Спокойствие, только спокойствие

Даже волнуясь, можно произвести хорошее впечатление на приемную комиссию. Как выглядеть спокойным и уверенным:

  • отвечая по конспекту, время от времени смотрите в глаза экзаменатору
  • жесты должны быть свободными
  • говорите убежденно громким голосом, а не еле слышным шепотом
  • избегайте долгих и лишних пауз, частых запинок.
  • Все это придаст вам внутренней уверенности, которую почувствуют и педагоги: раз уверен — значит, знает.
  • Упражняйтесь и в непрерывности речи, например, 10 мин говорите о каком-либо предмете или явлении.
  • Что делать, если сбились с мысли:
  • проговорите про себя слова «потому что», «поэтому» — они помогают найти нужные слова и мысли
  • задайте про себя вопрос, связанный с темой ответа (например, какой ученый стоял у истоков данного направления? каким размером написано стихотворение?)
  • перейдите к смежной, родственной теме, с нее вы быстрее сможете вернуться к главному предмету обсуждения
  • возникла заминка — развейте последнюю мысль.

Экспресс-помощь Подходит ваша очередь отвечать? За 5 мин до выхода к столу экзаменатора выполните ряд упражнений — они помогут вам успокоиться и сконцентрироваться.

  • Потрите руки, глубоко вздохните — это расслабляет плечи, шею, все мышцы, связанные с голосом. Расслабьте мышцы лица. Если есть возможность — пройдитесь, ходьба успокаивает, т.к. усиливает кровообращение. Учтите, одежда у горла и в талии не должна быть тесной, чтобы можно было свободно дышать.
  • Прежде чем начать говорить, скажите про себя «два». В этом односложном слове есть гласная, произнося которую вы расслабляете горло. Между верхними и нижними зубами образуется промежуток, так вы добьетесь четкой и правильной артикуляции.
  • Выпрямите спину и шею, разверните плечи, поднимите голову, чтобы подбородок принял горизонтальное положение. Сидя, сохраняйте прямую осанку. Сведите лишние движения к минимуму — они отвлекают не только вас, но и экзаменатора.

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий портал

Сам себе диктор

Сначала определите свои речевые недостатки. Со многими из них можно справиться самостоятельно, без логопеда. Например, невнятная артикуляция — часто всего лишь небрежность произношения.

Запишите свою речь на магнитофон и объективно оцените: вы скомкано произносите звуки, бубните, спотыкаетесь на трудных и длинных словах, говорите монотонно или немного шепелявите? С каждым из дефектов лучше разбираться по отдельности, а затем переходить к следующему.

Сохраните первую запись — так вы сможете наблюдать прогресс и корректировать систему занятий.

Одно из самых эффективных упражнений — чтение вслух с выражением в размеренном темпе.

Достаточно читать по 15-20 мин ежедневно, чтобы устранить:

  • нечеткую дикцию
  • проглатывание звуков при слишком быстром темпе речи
  • монотонность, невыразительность речи
  • небольшой словарный запас.

Добиться чистого произношения, ясной и четкой речи помогут и другие упражнения:

  • Откройте словарь на тех буквах, которые вам сложно произносить (часто это бывают «л», «р» или «с»). Читайте слова каждый день по странице.
  • Произносите глубокий звук «ааааааааа», чтобы расслабить горло.
  • Перед тем, как начать говорить, опустите челюсть немного вниз. Это поможет создать небольшой промежуток между зубами, чтобы свободно произносить звуки.
  • Заведите словарик труднопроизносимых слов. Проговаривайте длинное и сложное слово по пять-шесть раз, пока не освоите его. Так вы пополните свой словарный запас и устраните общий недостаток всех абитуриентов — слабое владение русским литературным языком.
  • С помощью секундомера замерьте скорость речи. В среднем человек произносит 120-160 слов в минуту. Если вы говорите быстрее, наверняка «срезаете» часть звуков, вот почему ваша речь становится непонятной. Замедлить речь просто — нужно четко произносить все звуки и слоги.
  • Монотонная речь утомительна для слуха. Чтобы говорить выразительно, учитесь интонировать — произносить одно и тоже предложение, выделяя голосом разные слова и меняя его смысл: Я буду читать книгу — буду делать то, что сказано. Я буду читать книгу — то есть читать буду именно я, а не кто-то другой. Я буду читать книгу — то есть сделаю это в будущем. Я буду читать книгу — не пролистывать, а читать.Я буду читать книгу — именно книгу, а не журнал или газету.

Негативное впечатление на экзаменаторов оказывает и употребление сленга, слов-паразитов. Если сами вы их не замечаете, попросите родителей или друзей оценить вашу речь и делать замечания всякий раз, как вы произнесете «как бы», «типа», «э-э-э-э» и т.д.

Точно так же поступают педагоги на курсах мастерства общения: они копируют вредные речевые привычки слушателей, обращая на них внимание, и со временем человек начинает замечать свои недостатки без посторонней помощи, старается их избегать, а затем совсем от них избавляется.

Полезно не только услышать, но и увидеть себя со стороны, свою мимику и жестикуляцию, сделав запись на видеокамеру. Чтобы не отвлекаться на устном экзамене, не беспокоиться, что делать с руками, куда поставить ноги, порепетируйте перед зеркалом, в какой позе вам удобно сидеть и стоять.

Скороговорки помогают добиться правильного произношения, ясной артикуляции и четкой дикции. Эти упражнения находятся на вооружении профессиональных музыкантов и дикторов.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку (для свистящих и шипящих звуков). Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали (на упругость «в», на звонкую, а не трескучую «р» и чтобы «л» не была «немецкой», когда язык не достает до зубов). Цыплятам на подносе выносит просо Фрося, все косы Фроси — в просе (на чередование парных звуков).

Ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, бра-брэ-бри-бро-бру (это распевки на упругость губ («м»), активность языка («д»), на то и другое («бр»).

На зарядку становись!

Бороться с волнением можно не только на психологическом, но и на физическом уровне.

Ольга Ручьева, педагог-тренер «Учебно-театральной студии Ларисы Соловьевой»:

– Зачастую даже самый подготовленный к устному экзамену абитуриент в прямом смысле слова теряет голову. Во время речи не «сваливайте» голову вперед, назад или в сторону. Не вытягивайте шею вперед, желая быть более убедительным. Следите за осанкой.

Не сутультесь! Зажатое тело — это скованная речь. Излишнее напряжение или вялость мышц тормозят процесс формирования мысли, голос становится тихим и монотонным. Неуверенный голос ставит под сомнение ваши знания. В стрессовых ситуациях дыхание часто становится поверхностным.

Звучность голоса, хорошая дикция, четкая артикуляция зависят от глубины дыхания во время речи. Расслабьте мышцы живота, перед тем, как заговорить, ощутите, что дыхание «опустилось» в глубину. Произносите фразу на выходящем дыхании.

Глубокое дыхание снимет излишнее волнение и напряжение в решающий момент.

Упражнения для осанки, дыхания и голоса:

  • Встаньте так, чтобы лопатки, задняя сторона плеч, ягодицы, икры слегка касались стены. Не пытайтесь «вдавливать» в стену шею и поясницу — это естественные изгибы позвоночника. Мышцы спины и груди максимально расслаблены. Представьте, что голова подобна воздушному шару, наполненному гелием, поэтому она стремится вверх, увлекая за собой позвоночник. Вообразите, что воздушный шар словно «витает» в воздухе от легкого дуновения ветерка. Сохраняйте это ощущение «плавающей» головы во время речи.
  • Чтобы расправить плечи — не напрягайте мышцы! Уравновесьте плечи. Для этого чуть приподнимите их вверх, слегка отведите назад и расслабьте. Пусть плечи пассивно упадут вниз. Повторите это упражнение несколько раз. Ощущайте легкость в плечах.
  • Зевок поможет снять напряжение с мышц, участвующих в формировании голоса. Зевок должен быть круглым, мягким, «сладким». Язык лежит расслабленный, «распластанный», не торчит «колом». Мягкое небо высоко поднято «куполом». Это упражнение растягивает мышцы глотки, позволяет говорить свободно.
  • После зевка произнесите несколько фраз. А теперь, уже не зевая, но сохраняя это ощущение, повторите те же фразы.
  • Вспомните, какой вздох облегчения вырывался у вас в детстве, когда ручка учителя скользила по списку учеников в классном журнале и останавливалась не на вашей фамилии. А теперь на таком же вздохе облегчения (на выдохе) произнесите гласный звук «а» или «о». Это освобождает дыхание и голос.

Чтобы перестроить диафрагму, перевести дыхание с грудного в глубокое, выполняйте вот такие упражнения:

  • выдыхая, произносите «ой-ой-ой», как будто испугались, сокращая мышцы живота
  • через нос бесшумно вдохните и через рот (губы слегка сжаты, как на «ф») шумно выдыхайте на счет 10 (постепенно увеличивайте количество выдохов, но вдох — только один)
  • надувайте шарики, контролируя подачу воздуха через диафрагму
  • тренируйте речевое дыхание: короткий вдох и ровный, а не затухающий долгий выдох (очередную порцию воздуха надо добирать во время ближайшей паузы в речи, когда возникло желание сделать вдох).

Источник: https://www.7ya.ru/article/Kak-podgotovitsya-k-ustnomu-jekzamenu-uchimsya-govorit-krasivo-8536/

Как сдать устную часть ОГЭ по русскому языку? ⋆ MAXIMUM Блог

Несмотря на то, что сам устный экзамен ОГЭ по русскому и не очень сложный (в нём нет ловушек и подводных камней, не требуются глубокие знания орфографии и пунктуации), многие ученики его боятся. И не зря.

Сдать устную часть ОГЭ по русскому уже в 2020 году будет особенно сложно тем, кому тяжело даются развернутые ответы и общение с незнакомыми людьми.

Привет интровертам, и поехали разбираться в способах подготовки!

Говори красиво: вводится устная часть по русскому языку - Студенческий порталУстная часть ОГЭ по русскому в 2020 году грамотно и без запинок

Что делать, чтобы одолеть устную часть ОГЭ по русскому?

  • Читать, говорить, рассуждать современному школьнику порой сложнее, чем расставить буквы и запятые, или написать шаблонное сочинение.
  • Чтобы хорошо сдать устную часть ОГЭ в 2020 году, нужно побороть стеснение и волнение, уметь быстро и грамотно строить предложения, обладать большим  словарным запасом.
  • Сегодня мы поговорим о методиках развития речи, благодаря которым ваш ответ на устном собеседовании не будет звучать, как “Э…нууу” “Типа…”, “В общем…”, “Вы, короче, поняли…”.
  • Для начала разберемся, какие навыки и умения нам нужны для прохождения устной части ОГЭ по русскому языку в 2020 году.
  • 1. Выразительное чтение текста
  • 2. Пересказ
  • 3. Умение цитировать и использовать косвенную речь
  • 4. Владение такими типами речи, как описание, повествование и рассуждение
  • 5. Ведение и поддержание диалога

Что же поможет нам выполнить эти задания без запинки?

Итоговое собеседование ОГЭ-2020: как подготовиться за 24 часа?

1. Читайте вслух

«О нет», — скажете вы: «опять читать!». Нет-нет-нет, оставим все эти «читайте литературу» и «любите Толстого».

Читайте вслух всё подряд: комментарии ваших друзей в Instagram, секреты из «Подслушано», состав шариков «Несквик».

Вам нужно научиться чувствовать язык, знаки препинания и интонацию, сгодится любой печатный текст.

2. Пересказывайте прочитанное своими словами

Открыли интересную новость, статью – расскажите о прочитанном
родителям, одноклассникам или самому себе вслух (только, чтобы никто не видел,
а то со стороны будет выглядеть странно).

Самое, на наш взгляд, интересное – это маленькие притчи. Они легко читаются, легко запоминаются, их интересное пересказывать (в этот момент чувствуешь себя настоящим мудрецом!).

3. Тренируйте беглую речь и расширяйте словарный запас

Насчет словарного запаса – не пугайтесь. На самом деле, чтобы говорить красиво и правильно, вам не нужно знать так много слов, как поначалу может показаться.

Мы не используем большинство высокопарных оборотов и сложных терминов, которые знаем,  потому что в большинстве ситуаций они неуместны, да и на ОГЭ по русскому в 2020 году не пригодятся. Что вам нужно – так это уметь быстро строить логичное предложение без речевых и грамматических ошибок.

Запомните простую вещь: чтобы быстро вспоминать нужные слова,
ими необходимо пользоваться. Чтобы быстро рассуждать на экзамене, нужно чаще
рассуждать вслух в повседневной жизни.

Способность напечатать «Войну и мир» на смартфоне одним пальцем за 10 секунд  — это здорово, но, увы, на экзамене она вам не пригодится. Так что начинаем говорить часто и много, рассуждать, описывать, рассказывать о том, как прошел день.

Если вы будете пользоваться всем многообразием инструментов и техник, которыми богата человеческая речь, то без труда сможете «заболтать» своего оппонента в любой непонятной ситуации.

Описывайте всё подряд: приготовленный ужин, вид из окна, свою соседку. Именно прилагательные, наречия и причастные обороты делают нашу речь выразительной, помогают слушателю воссоздать образы.

4. Избавляйтесь от слов-паразитов, чтобы сдать устную часть ОГЭ по русскому языку

Включите видеозапись и произнесите монолог на две минуты. Расскажите о себе: кто вы, чем увлекаетесь, какие планы на жизнь,  а потом послушайте, сколько раз вы повторили то или иное слово (например, «типа»), сколько раз сказали «ээээ».

От таких слов-паразитов необходимо избавиться! «Эээ» делает
вашу речь монотонной и неуверенной.  Следите
также и за логикой повествования, ведь во время собеседования нужно быть
последовательным, не уходить от темы.

Разумеется, не стоит давать односложные ответы, более того, не всегда обязательно говорить правду. Если экзаменатор спрашивает, важно ли читать литературу, не стоит отвечать в духе «Нет! Книги меня бесят!» даже если это действительно так.

На ОГЭ лучше рассказать про пользу, развитие фантазии и расширение словарного запаса, даже если это далеко от ваших личных убеждений.

5. Смотрите обучающие видео по ораторскому мастерству

В них есть хорошие советы, как подавать информацию и держаться на публике, а также как правильно дышать, чтобы хватило воздуха до конца выступления. Родители могут выступить в роли экзаменаторов и отрепетировать с вами несколько билетов.

Особое внимание обратите на ДЕМО-версии говорения в ОГЭ по русскому языку для 2020 года от ФИПИ, выполните все задания.

Речь – одна из главных способностей, которые отличают нас от других живых существ, населяющих Землю. На экзамене не стесняйтесь показать, какой вы молодец и как четко вы можете выражать свои мысли! Тренируйтесь, выполняйте рекомендации и тогда всё у вас получится. Готовьтесь к ОГЭ по русскому вместе с MAXIMUM.

Источник: https://blog.maximumtest.ru/post/kak-podgotovitsya-k-ustnoj-chasti-oge-po-russkomu.html

Русский устный испытают на 9‑классниках уже в этом году — МК

Министр Васильева пообещала ввести устную часть ЕГЭ по русскому через год

Устная часть ЕГЭ по русскому языку, о необходимости которой так долго говорили чиновники от образования, может быть введена уже в следующем учебном году. Об этом на всероссийском совещании региональных министров сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева. Она также пообещала запретить в школах слово «услуга» и существенно облегчить «бумажную» составляющую работы учителя.

Напомним: на сегодняшний день тестовая часть с выбором одного из данных ответов из ЕГЭ по русскому языку ушла, а доля баллов, проставляемых за развернутый ответ, по этому предмету поднялась до 42,1%.

Введение же устной части экзамена в Рособрнадзоре признали необходимым еще весной. Дело было лишь за технической оснащенностью аудитории.

Устную часть экзамена по русскому языку еще тогда решили для начала ввести на итоговой аттестации в 9‑х классах, оценить результат и затем подумать, как реализовать этот опыт применительно к ЕГЭ.

Однако Ольга Васильева решила, что долго запрягать не стоит.

«Что касается устной части ЕГЭ по русскому языку, то в этом году ее не будет. Она появится в следующем году, — сказала Васильева. — Но мы пойдем апробировать устную часть ЕГЭ по русскому языку в 9‑м классе. Если все пойдет так, как мы предполагаем по 9‑му классу, то в следующий год будет устная часть ЕГЭ по русскому языку».

О том, что будет представлять собой эта устная часть, «МК» рассказала учитель русского языка и литературы Ирина Озерова: «Тестовая форма проверки подходит для выявления умения пользоваться правилами пунктуации и правописания.

Новый же устный экзамен должен показать не только то, как школьник усвоил грамматику, но и способность излагать свои мысли, передавать смысл. Ведь правильная речь, грамотное формулирование очень важны в любой области.

Насколько мне известно, на экзамене будет озвучена единая тема, и выпускники будут отвечать на вопросы экзаменаторов в рамках этой темы».

ЧТО ЕЩЕ ПРЕДЛОЖИЛА МИНИСТР

«Каждый должен понимать, что работа учителя — это не услуга. Я буду запрещать вам произносить слово «услуга».

«У учителя должно быть три документа. Первый документ — рабочая программа, второй — классный журнал. При разговоре с учителями было принято, что большинство учителей РФ за электронный журнал. И третий документ — это дневник. Не нужно загружать учителя дополнительной работой, которая ясна и понятна и без этих заполнений дополнительных листов».

Источник: https://www.mk.ru/social/2016/09/27/russkiy-ustnyy-ispytayut-na-9klassnikakh-uzhe-v-etom-godu.html

В егэ по русскому языку могут ввести устную часть и изменить требования к сочинению. новости. первый канал

Со следующего года в России может серьезно измениться форма сдачи ЕГЭ по русскому языку — одного из двух обязательных предметов.

Сегодня на съезде Общества русской словесности представители Академии образования рассказали, что на госэкзамене планируется ввести устную часть. А за итоговое сочинение, которое является допуском к нему, вместо зачетов будут ставить оценки.

В сегодняшнем заседании принял участие президент. Он подчеркнул, что язык и литература играют первостепенную роль в сохранении национальной культуры.

Не классная комната, а литературная гостиная. Не урок, а вечер при свечах, кажется, немного мистический. Изучение с погружением в атмосферу, очень похожую на ту, что окружала героев бессмертного романа. Историю Мастера и Маргариты понять до конца возможно только, если текст знать досконально. Запомнить важные нюансы помогает игра.

Детали, без которых потом не написать хорошо сочинения, не сдать экзамен. И в такой форме уроки литературы в этой красноярской школе проходят часто. Результат — стабильно высокие баллы по ЕГЭ у всего класса. Дети учатся с огромным удовольствием.

О том, что лучший опыт нужно перенимать, а новые формы подачи материала искать постоянно, говорили на заседании Общества русской словесности.

Раз растут дети в век информационных технологий, то технологии им пусть и помогают. Как вариант для внеклассных занятий по русскому — редактура собственных блогов, где зачастую ошибка на ошибке.

А ведь грамотность, любовь к чтению — это больше, чем образованность. Об этом сегодня говорил президент.

«Русская классическая литература, эталонный русский язык всегда были и остаются основами этих ценностей. Они необходимы, чтобы мы понимали друг друга не только на уровне простейшей коммуникации и сиюминутных потребностей.

Это связь с историей и культурой своего народа и сопричастность судьбе Отечества, то, что объединяет людей в нацию.

И мы должны сделать все, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным», — подчеркнул глава государства.

Особенно остро проблема грамотности школьников встала два года назад после плохих, если не сказать провальных результатов ЕГЭ по русскому. Рособрнадзору пришлось тогда даже снижать планку удовлетворительной оценки. В последние годы экзамен сдавался лучше, но проблема осталась.

Что с этим делать – должно помочь решить как раз Общество русской словесности. Среди его участников ученые, писатели, школьные учителя, а также вузовские преподаватели, многие из которых в свою очередь сегодня настаивали: выбор профессии не в пользу гуманитарных наук на изучение русского и литературы влиять не должен.

Помочь воспитывать поколения, которые родной язык и родную литературу будут знать блестяще — вот задача общества русской словесности. Его возглавил Патриарх Кирилл.

В числе прочего сегодня говорили о списках литературы, нужны или они? Многие сошлись во мнении: окончательный выбор что читать, а что – нет, должен делать учитель.

Его роли в воспитании детей вообще обсуждали отдельно, отмечая, что прививать любовь к чтению — это во многом задача педагога.

«Мнение, что молодежь в наши дни мало читает, стало для многих уже прописной истиной. Но данный факт, к счастью, весьма спорный. Во-первых, далеко не все молодые люди читают мало. А, во-вторых, неразрешимой эта проблема не является.

Помню, как в 50-е и 60-е годы беспокоились о том, что экранизация литературных произведений приведет к тому, что подростки перестанут читать — так же, как сейчас говорят, что компьютеры и адаптированные книги вовсе отучат молодежь от чтения классики. Безусловно, это может случиться, если учитель не привьет вкуса к литературе и к чтению.

Вот почему в наше компьютеризированное время особенно важна роль наставника, человека, передающего знания от сердца к сердцу, от разума к разуму», — сказал Патриарх Кирилл.

Общество русской словесности — это в каком-то смысле воссоздание Общества любителей русской словесности, которое существовало в XIX – начале XX века при Московском университете, и где были прочитаны первые стихи Пушкина, Тютчева, его участниками были Тургенев, Достоевский, Бунин. А его первое заседание сегодня состоялось в Колонном зале Дома союзов, который не раз фигурировал в произведениях русской литературы. Одного из наших классиков процитировал в своем выступлении и президент.

«Здесь уместно вспомнить мастера слова Александра Ивановича Куприна.

Он называл русский язык «историей народа» и «путем цивилизации и культуры», считал его изучение и сбережение не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. И это очень глубокое, справедливое утверждение.

Вновь повторю: сбережение русского языка, литературы и нашей культуры — это вопросы национальной безопасности, сохранение своей идентичности в глобальном мире»,- сказал Владимир Путин.

Метод оценки знаний в изучении русского и литературы тоже играет большую роль. И одного ЕГЭ в этом смысле, как было сказано на заседании, недостаточно. Дети должны быть готовы и к устным ответам, и к сочинению. Его сейчас вернули в школы в виде зачета, но со следующего года за него могут начать ставить оценки, которые будут серьезно влиять на результат итогового экзамена.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2016-05-26/302904-v_ege_po_russkomu_yazyku_mogut_vvesti_ustnuyu_chast_i_izmenit_trebovaniya_k_sochineniyu

Пример субтеста «Устная речь» на гражданство РФ

Цель данного субтеста – проверить, как кандидат на получение гражданства РФ может общаться на русском языке в различных бытовых ситуациях. Кандидат должен уметь пользоваться русским литературным языком, знать его нормы и не употреблять бранных слов.

Примечание: старайтесь избегать слов-паразитов (как бы; вроде; значит и т.д.

); моделируйте свои реплики чётко по ситуации, поэтому заранее внимательно прочитайте текст ситуации; в ходе беседы учитываются лексические и грамматические ошибки, которые мешают пониманию (за такие ошибки снимается 1 балл), а также учитываются ошибки в произношении: неправильное ударение, неверное использование окончаний падежей, иностранный акцент и т.д. (за такие ошибки снимается 0,5 балла).

  • Не забывайте соблюдать нормы речевого этикета в каждой ситуации:
  • — поздоровайтесь,
  • — попрощайтесь,
  • — поблагодарите,

— ответьте на благодарность (пожалуйста / не за что / не стоит благодарности и т.д.)

  1. Субтест состоит из 2-х частей:
  2. ситуации и беседа-интервью.
  3. На подготовку Вам даётся 20 минут; беседа с тестором длится 15 минут.

Ситуация 1. Вам нужно ехать по работе на Дальний Восток. Вы звоните в авиакассу, чтобы купить билет на самолёт на ближайшие дни. Объясните оператору, что Вам нужно, и ответьте на его вопросы.

  • Примечание. Придерживайтесь следующей схемы:
  • — поздоровайтесь и спросите, та ли это служба, которая Вам нужна;
  • — объясните оператору, куда, когда, на какое время Вы хотите лететь;
  • — спросите, какую авиакомпанию может предложить Вам оператор;
  • — спросите, сколько будет стоить билет в эконом-классе и в бизнес-классе, а также обратный билет; выберите, каким классом Вы хотите лететь;
  • — решите все вопросы и закажите билет;
  • — поблагодарите и попрощайтесь.

Ситуация 2. Вы приехали в мебельный магазин, чтобы купить мебель в новую квартиру. Обратитесь к продавцу-консультанту.

  1. Примечание. Придерживайтесь следующей схемы:
  2. — поздоровайтесь и спросите, может ли продавец помочь Вам;
  3. — объясните ему, в какую комнату / на кухню / Вы хотите купить мебель;
  4. — объясните, какая мебель Вам нужна:
  • страна-производитель (объясните, почему),
  • материал, из которого изготовлена мебель (объясните, почему),
  • стоимость мебели,
  • предметы мебели;

— выберите мебель и договоритесь о доставке;

— поблагодарите и попрощайтесь.

Ситуация 3. Вы недавно приехали в Москву и хотите снять здесь квартиру. У вас семья: супруг(а) и 5-летний ребёнок. Также у Вас есть собака. Обратитесь в риэлторское агентство.

  • Примечание. Придерживайтесь следующей схемы:
  • — поздоровайтесь и опишите свою ситуацию;
  • — объясните, какая квартира Вам нужна:
  • сколько комнат должно быть и почему;
  • какой район Москвы / Подмосковья был бы предпочтителен, почему;
  • близко или далеко от метро должен располагаться дом;
  1. — назовите сумму, которую Вы готовы платить ежемесячно, объясните, почему именно такую сумму Вы можете платить;
  2. — узнайте, далеко ли находится детский сад;
  3. — уточните, что у Вас есть собака;
  4. — выберите из предложенных вариантов квартиру, которая Вас устраивает, объясните, почему;
  5. — поблагодарите и попрощайтесь.

Беседа-интервью. Вам нужна работа, и Вы узнали, что недалеко от Вашего дома есть компания, в которую требуются менеджеры, бухгалтеры, водители и секретари. Вы пришли на собеседование в компанию. Примите участие в беседе.

  • Примечание. Придерживайтесь следующей схемы:
  • — поздоровайтесь и объясните, зачем Вы обратились в компанию;
  • — назовите вакансию, на которую Вы претендуете;
  • — расскажите о себе: имя и фамилия / возраст / образование / опыт работы;
  • — узнайте об условиях работы, графике и заработной плате;
  • — спросите, какие документы нужны для оформления на работу;
  • — узнайте, когда вы можете начинать работать;
  • — поблагодарите и попрощайтесь.

Источник: https://rf-test.ru/voprosy-ustnayarech-gr/

Ссылка на основную публикацию