Буду учиться сам: 8 известных людей без высшего образования — студенческий портал

Главная / Город и герои

«Наличие диплома о высшем образовании» — обязательный пункт в описании абсолютного большинства вакансий.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Тем не менее, есть персонажи, которым ни требования работодателей, ни угрозы родителей не помешали отчислиться из универа.

Поговорили с людьми без «вышки» и узнали, почему родные окрестили их биомусором, нужно ли определяться с будущей профессией сразу после школы и как отсутствие диплома не позволило им устроиться в ГЛОНАСС, но не повлияло на путь к профессии мечты.

Буду учиться сам: 8 известных людей без высшего образования - Студенческий портал Буду учиться сам: 8 известных людей без высшего образования - Студенческий портал

Когда после школы я задавала себе вопрос, что я вообще хочу дальше делать, единственным ответом было: «Ничего». При этом у меня всегда был миллион интересов: я одновременно занималась рисованием, музыкой, писала стихи и прозу, а в перерывах танцевала, фехтовала и играла в театре.

Но мама с детства вдалбливала мне в голову, что творческое училище — это шарага, после которой я буду собирать бутылки и дальше этих самых бутылок не уйду. Пришлось осмыслять какую-то более прикладную специальность.

Я до последнего надеялась попасть на режиссера, но пропустила творческий конкурс. В итоге меня всеми силами стали толкать на филфак. Аргументы были шикарными: «Потом ты сможешь работать кем угодно», «Нет ничего лучше классического образования», «Ты ведь пишешь стихи».

Да и моя тетя — профессор филологии — там преподает. Я повелась на все эти сладкие речи.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Решающий рывок: как провести последние месяцы перед егэ - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Мама устраивала ужасные истерики, бабушка называла дурой, все грозились отречься и буквально начали считать меня биомусором

Первое время у меня горели глаза, я свято верила, что стану универсальным специалистом, поэтому прилежно ходила на латынь и литературу. Проблемы возникли к середине второго курса.

Во-первых, начались такие предметы, как старославянский, историческая грамматика и литературная метагеография (честно говоря, до сих пор не понимаю, что это). Часть материала я просто не усваивала — приходилось тратить деньги на репетитора.

Но в целом начало работать мое рациональное мышление: я понимала, что трачу очень много времени на вещи, которые ничего не значат.

Апогеем стала моя курсовая «Имена персонажей в World of Warcraft», которую я выдала за ономастическое исследование и выступила с ней на конференции. С одной стороны, я была счастлива, что могу писать про то, что безумно люблю — я фанат компьютерных игр.

С другой, я отказалась от творческих специальностей из-за их мнимой несерьезности, а теперь ем бутерброды с колбасой на парах и с серьезной рожей пишу про племя Кровавого Клыка.

На фоне того, что ничего не получается, а стараться нет смысла, у меня начали развиваться депрессия и невроз — и в какой-то момент я решила бросить.

На филфаке атмосфера совсем не вузовская: людей мало, все друг друга знают, так что сама декан готова за тобой бегать, уговаривать пойти на пары и угрожать позвонить родителям — в общем, отпускать меня просто так не хотели.

Вдобавок на меня очень давила семья: мама устраивала ужасные истерики, бабушка называла дурой, все грозились отречься и буквально начали считать меня биомусором. Это же очевидно: человек без диплома — не человек, а кусок дерьма без души и разума, недостойный любви, и об этом вечно нужно напоминать своим детям.

Особенно мне нравилась мамина подруга, которая уже больше десяти лет работает секретарем, но на серьезных щах внушала мне, что я ничего не добьюсь без высшего образования, — у нее-то оно было!

Хорошо, что у меня тогда был парень, и я могла довольно долго жить вне дома: возвращалась к нему в квартиру, ложилась на диван в темной комнате и бессильно плакала. Поддерживал меня только отец, потому что ему всегда было плевать.

Он не жил с нами, и не знал ни единого момента из моей жизни. Его не волновало мое будущее, поэтому он воспользовался моментом сыграть в доброго полицейского на фоне всех этих злых гарпий и притворился, что поддержит любое мое решение.

В итоге мне подписали бумаги, и я смогла вырваться из этого ада.

Я работала, а параллельно ходила на пары по выходным, где преподаватели не стеснялись напрямую говорить, что мы уже никому не нужны

Дальше я решила пойти на режиссуру. Я ведь думала об этом со школы: люблю писать и придумывать сюжеты, люблю театр, поэтому куда, если не туда? Сейчас я понимаю, что мне просто нужно было поступить хоть куда-то, чтобы не признаваться, что я не хочу никуда.

Нужно было просто привести в порядок голову, но тогда мне еще не хватало осознанности. Я поступила без особых проблем, что делало меня предельно счастливой.

Увы, ненадолго: проучившись пару месяцев, я поняла, что стала очень закрытым человеком и совершенно не могу раскрываться людям, а именно этого требует театр — этого и всего твоего времени. Ни того, ни другого я не готова была отдать, поэтому снова отчислилась.

Бездельничать было стыдно, и мама уговорила меня восстановиться на филологическую заочку. Специальность называлась «Прикладная филология», что казалось куда лучше обычной русской, и я лелеяла надежду узнать что-то полезное — про рекламу, например.

К этому времени я получила свою первую работу. Класса с восьмого я занималась digital-рисунком, что плавно перетекло в увлечение веб-дизайном.

Это нравилось мне настолько, что я согласна была работать за еду и не знала пределов счастья, когда получилось устроиться в классную компанию.

Я работала, а параллельно ходила на пары по выходным, где преподаватели не стеснялись напрямую говорить, что мы уже никому не нужны, а материал безбожно устарел.

Новый переломный момент случился, когда мы с менеджером с работы решили посетить курс «Типографика и верстка», который в наш город привез Игорь Штанг из бюро Артема Горбунова.

Два дня подряд я по восемь часов от своего законного выходного жадно вгрызалась в каждую мелочь про шрифты или сложное задание по дизайну.

Тогда-то я и поняла, что хватит тратить свое время и мамины деньги (в третий раз на бюджет поступить уже было нельзя) на то, что не приносит мне ни счастья, ни пользы.

Последней целью должна была стать специальность «Прикладная информатика в дизайне» в питерском вузе. Я даже подала документы на дистанционное обучение, успела немного поучить математику и физику, но до первой сессии так и не дотянула — получила приглашение на работу из варшавской дизайн-студии. Полтора года назад я бросила все в Самаре и переехала жить в Польшу.

В студии я научилась веб-дизайну, брендингу, иллюстрации. У меня отличная зарплата, но самое главное — я просто обожаю свою работу.

Я училась дизайну не потому, что хотела стать профи и зарабатывать миллион денег, а потому, что меня от этого штырило, и, вопреки ожиданиям, я не перегорела до сих пор.

У меня есть клиенты со всего мира от Саудовской Аравии до Австралии, и каждый проект интереснее предыдущего.

Я до сих пор боюсь, что однажды отсутствие образования встанет между мной и Immigrant Visa

В нашей компании почти ни у кого из специалистов нет высшего образования: все дизайнеры и иллюстраторы преимущественно те самые люди, которые, дай боже, дотянули до третьего курса. Вообще в моей сфере важен не диплом, а портфолио и опыт. Многие работодатели даже не спрашивают, учился ли ты где-то.

Если бы я и хотела получить вышку, то по двум причинам. Во-первых, я бы очень хотела пережить опыт дизайнерского студенчества: готовить рефераты про дадаизм, фоткать граффити на улице и делать из них шрифты, даже сдавать академический рисунок.

Уверена, что с базой в графическом дизайне я была бы намного круче, чем сейчас.

Безусловно, я буду настолько же крутой, просто для этого понадобится гораздо больше времени и опыта, ведь, увы, очное обучение на дизайнера мне уже никогда не светит — я не смогла бы вернуться к нищете, жизни с родителями или, упаси боже, в Россию.

Второй и, пожалуй, самый важный для меня момент — это мечта жить в Штатах. Я знаю, что я классный специалист, и знаю, что через пару лет меня будут отрывать с руками еще более достойные компании. Но я до сих пор боюсь, что однажды отсутствие образования встанет между мной и Immigrant Visa.

Я считаю, что диплом нужен врачам, юристам и людям, которые знают, как будут применять полученные знания. Большинство же современных специальностей требует от кандидата высокого интеллекта, обучаемости и желания, а пять лет жизни на скучных лекциях с восьми утра — не необходимость.

Круто, конечно, когда ты можешь позволить себе так долго жить за чужой счет, иметь тонну свободного времени и выполнять интересные задачи, как, например, в Институте культуры, но я не такой человек.

Общество зря недооценивает самообучение и способность людей самостоятельно достигать каких-то высот.

Самое печальное в этом всем то, что высшее образование травмирует детей: не все вырастают в полноценную личность к 16-17 годам, и в итоге они боятся бросать дело, которое приносит только страдания, стараются в угоду родителям, теряют способность прислушиваться к себе. В конце концов, мы так устаем после 11 лет мучений в школе, что нормально просто отдохнуть год, дать себе gap year, чтобы понять, чего мы вообще хотим от жизни.

Буду учиться сам: 8 известных людей без высшего образования - Студенческий портал

Еще в школе у меня сложилась привычка не любить учиться, поэтому я решил поступить в «Кулек» — экзамены там были элементарными. К тому же я выбрал совершенно идиотский библиотекарский факультет, где не было абсолютно никакого конкурса. После сдачи вступительных испытаний мне сразу сказали, что я поступил.

В институте мы, по сути, начали спиваться: часто вместо занятий всей группой шли пить водку. В школе у меня было немного друзей, а тут — куча девчонок, крутых ребят, и меня закрутило.

Но так же быстро все это мне и надоело: я понял, что моя история может очень плохо кончиться, поэтому уже на первом курсе умышленно пошел в армию. Кажется, мне оставалось сдать один зачет, чтобы получить справку о том, что я учусь, и предъявить ее в военкомате.

Но вместо этого я сидел и ждал, когда придет повестка. Потом я жестоко пожалел об этом, но тогда был всего лишь молодым дурачком.

В 18 лет у тебя все идет само собой и тебе на все плевать, а когда взрослеешь, тебе уже не все равно, но не все можно наверстать

Отслужив два года, я сразу пошел работать на стройку и параллельно устроился продавцом тренажеров в «Кеттлер Спорт».

Я пытался еще раз пойти учиться — уже на психолога, на заочку и платно — но на этот раз все затухло еще быстрее: я поступил, мы с группой немного походили на пары, но с совмещать учебу с тремя работами мне совершенно не хотелось.

К тому моменту я устроился еще и на радио, осваивал кучу новых и интересных задач — мне хотелось все узнать, а ходить на долгие пары не хотелось совсем.

На мое решение бросить учебу родители реагировали крайне плохо, но я единственный ребенок в семье — жуткий эгоист.

Моя мама — математик, педагог с большим стажем, ее родители тоже связаны со сферой образования. Я понимаю, ей было тяжело принять, что ее сын не пошел по такому же пути.

Сегодня я пытаюсь все компенсировать; деньги-то, в конце концов, я ношу. Но родители всегда ждут от нас чего-то большего.

Все молодые люди ветрены: тогда я еще не думал о дипломе, считал, что работа — это здорово, и надо на ней сосредоточиться. Сейчас, к тридцати годам, я понимаю, что дальше не все так радостно: в 18 лет у тебя все идет само собой и тебе на все плевать, а когда взрослеешь, тебе уже не все равно, но не все можно наверстать.

Я до сих пор работаю на радио: выполняю функции пиарщика, трафик-менеджера. Мне несколько раз делали предложения по более престижной работе — в частности, товарищ звал на должность инженера с хорошей зарплатой в 60 тысяч, работа была связана с ГЛОНАСС.

Я едва не попрощался с радио: приехал оформлять документ, но тут выяснилось, что у меня нет вышки, — и все пришлось отменить.

В принципе мне надо было всего лишь ездить по точкам, заниматься мониторингом — задачи были простыми, и я бы точно с ними справился, но меня не взяли из-за отсутствия высшего образования.

Сегодня в России нет закона об обязательном высшем, и я не могу сказать, что вышка обязательна для всех. К тому же важно понимать, что высшее образование — не панацея от простой человеческой тупости.

Иногда оно даже вредит: человек сам по себе может быть не слишком умен, но старателен, и после окончания вуза ошибочно считает себя профессионалом, — имеет диплом, но не имеет знаний.

В целом, я не считаю, что моя жизнь сложилась бы лучше, если бы у меня была вышка, — хотя знать этого на сто процентов я не могу.

Буду учиться сам: 8 известных людей без высшего образования - Студенческий портал

Во время учебы в школе у меня было много идей по поводу дальнейшего обучения. К примеру, я хотел заниматься кино, но понял, что в Самаре это бессмысленно, а Москву я не потяну.

Также три года я ходил на курсы и олимпиады по психологии — мне хотелось помогать людям, и тогда я решил поступать на психолога. Вариантов было не так много: педагогический и гос.

Я закинул документы в оба вуза и поступил на кафедру психологии и социальной педагогики в ПГСГА. К тому же, меня взяли на бюджет.

Все постоянно говорят: «Тебе нужна эта корочка, без нее ты никто» или «Тебе остался последний год, это пустяк, дотяни»

Сначала я был этому очень рад, думал, много девушек и все такое. Но вскоре осознал, что все учреждение — просто большая деревня. Я продолжал учиться, но понимал, что учеба безобразная, как и люди, которые со мной учатся — я не вижу в них психологов и никогда не допустил бы их до детей.

Например, со мной учились два парня, которые сначала поступили на спортфак, но их группа не сформировалась, и они попали на начфак (Факультет начального образования — прим. ред.). Один кмс по боксу, другой — по тхэквондо, а в совокупности два качка, которые включали музло прямо на парах. Преподы тоже очень сильно меня разочаровали.

Часто на эмоциях они делали что-то неправильно, не были корректны и объективны к студентам. В общем, ужас и сплошная коррупция.

На своем личном примере я не видел образования: можно башлять деньги за пятерки, ни черта не учиться — и получить диплом. На третьем курсе я пошел работать в литературный музей, и перевелся на свободное посещение.

Потом вернулся в универ и все осознал. Только на третий год мне хватило смелости начать жить так, как я хочу. Было очень страшно на это решиться.

Все постоянно говорят: «Тебе нужна эта корочка, без нее ты никто» или «Тебе остался последний год, это пустяк, дотяни».

Плюс, еще во время учебы я начал заниматься организацией концертов и понял, что раньше делал не то, что должен. Мне бы хотелось, чтобы работа и учеба были взаимосвязаны, а они не сходились. Тогда я принял решение заниматься тем, что мне нравится. Понял, что «пед» — это полное безобразие, и ушел с третьего курса. Жалею только об одном — что не сделал этого раньше.

Да, сегодня диплом спрашивают везде, но у меня получается работать без него

Родители были против такого шага, но в целом отнеслись спокойно: я не сидел у них на шее, не просил денег — наверное, поэтому скандалов дома не было. Конечно, никто не уважает такой поступок, но все было мирно.

Я бы хотел поступить в московский ВГИК или учиться в Европе. Теперь я понимаю, что мне нужно, и могу сделать более осознанный шаг, а изначально это сложно осознать. Может, у большинства людей получается, но у меня не вышло. Кроме того, у парней после школы срабатывает такая тема: ты точно должен куда-то поступить, чтобы в армию не забрали.

Вопрос высшего образования — это в первую очередь вопрос к самому человеку. Да, сегодня диплом спрашивают везде, но у меня получалось и получается работать без него. Я был SMM-щиком в ресторанном холдинге, арт-директором в баре и промо-менеджером фестивалей, остаюсь организатором «Индиривера». Мнение, что без вышки ты пропадешь в этой жизни, — это полная чепуха.

Подпишитесь на наш Instagram — только важные новости и красивые фото Самары

Источник: https://bigvill.ru/city/46248-menya-schitali-biomusorom-kak-zhivut-lyudi-bez-vysshego-obrazovaniya/

Интервью с людьми без высшего образования

Кажется, все помешаны на идее высшего образования. Сегодня даже сложно представить 11-классника, не мечтающего после школы поступить в вуз. Но действительно ли образование так необходимо? Не будем высказывать своё субъективное мнение, а лучше спросим тех, кто знает об этом чуть больше. Мы подготовили для вас 3 мини-интервью с людьми без высшего образования:

  • • Алексей, 30 лет, категорийный менеджер
  • • Кристина, 23 года, логист
  • • Владислав, 25 лет, фотограф.
  • Ребята отвечали на 4 главных вопроса:

1) Почему ты не получил высшее образование? 2) Как отсутствие диплома мешает на работе или в обычной жизни? 3) Какие есть плюсы жизни без образования? 4) Есть ли планы получить диплом в будущем?

Что из этого вышло — читаем.

1) Почему ты не получил высшее образование?

Алексей: «Я бросил вуз после 2,5 лет учёбы. С одной стороны, мне не хватило сил, усидчивости, с другой стороны, я выбрал не ту специальность.»

Кристина: «Да потому что изначально меня туда отправила мама. И первое время я даже пыталась убедить себя, что я правда хочу стать врачом. Но себя не обмануть. Спустя 1,5 года я тайком забрала документы. Кстати, мама до сих пор надеется, что я восстановлюсь, хотя прошло уже почти 5 лет»

Владислав: «Ещё в старших классах школы я знал, что не буду поступать в универ. Просто потому, что сразу хотел стать фотографом и понимал, что нет нормальных вузов по этому направлению и что в этой профессии больше важна практика»

2) Как отсутствие диплома мешает на работе или в обычной жизни?

Алексей: «В обычной жизни практически не мешает. Но в незнакомых компаниях могут косо посмотреть и сказать: «Ого, нормальный парень без высшего образования». Это к тому, что в нашей стране высшее образование – корочка о том, что ты не дурак. Это не столько профессиональная вещь, сколько пропуск в иной мир.

Читайте также:  В конце сентября стартует конкурс на соискание немецкой переводческой премии - студенческий портал

В поиске работы мешает, потому что часто, когда идешь работу, это 1 из критериев. При этом работодателю без разницы, какое у тебя образование. Ты можешь быть проектировщиком ж/д путей, а ищут менеджера по продажам. И им всё равно нужно высшее образование.

Зачем? Но мне кажется, в этом есть подвижки, потому что меня, например, взяли без высшего образования, хотя официально это был 1 из критериев.»

Кристина: «При устройстве на работу особых трудностей не было, потому что компании очень был нужен человек, которого они были готовы научить всему на практике. Больше смотрели на желание обучаться и ответственность, что ли.

Но в обычной жизни иногда чувствую себя неполноценно из-за этого. Если честно, в разговорах я вообще стараюсь избегать темы образования. Особенно неловко отвечать на вопросы одноклассников/бывших учителей и т.д.

Всё-таки наше общество не очень воспринимает людей без высшего»

Владислав: «На работе у нас все достаточно продвинутые, креативные и без стереотипов в голове. С момента устройства на работу меня оценивали как профессионала, а не как человека с корочкой. Поэтому трудностей не было вообще. Тем более фотографией я начал заниматься ещё со школы.

Наверное, ещё и поэтому сразу была какая-то уверенность. Да и в обычной жизни тоже не комплексую. Если у меня нет образования, это не значит, что я не читаю книг, не смотрю кино и не знаю последних новостей.

Я считаю себя интересным собеседником и полноценной личностью, так что тут точно никаких проблем.»

Буду учиться сам: 8 известных людей без высшего образования - Студенческий портал

3) Какие есть плюсы жизни без образования?

Алексей: «Плюс 3 года свободной жизни, которые я бы потратил на дальнейшее обучение. Некая экономия жизненного времени. У меня появилась возможность раньше встать на ноги и быть более самостоятельным.

Меня, например, образование очень ограничивало в плане работы и самообеспечения. По сути, я жил за счёт родителей. А так, если не тратишь время на образование, есть шанс раньше стать самостоятельным.

Ты можешь не получить образование в 20 лет, зато в 25 лет уже точно поймёшь, что тебе нужно.»

Кристина: «Да, пожалуй, плюсами можно назвать всё, кроме вот этих неловких разговоров об образовании. Серьезно, столько времени освобождается, столько сил. И если ты не врач, то смысла учиться столько лет особо нет.»

Владислав: «Ага, ведь можно заниматься самообразованием. Я, например, люблю проходить разные курсы, ходить на мастер-классы. И получаю просто кучу знаний и навыков. При этом никто не заставляет тебя сдавать условный матан, сдавать нормативы на физ-ре и т.д. Для меня очень важна вот эта свобода выбора.»

4) Есть ли планы получить диплом в будущем?

Алексей: «Мне не нравится эта формулировка. Мне не столь важен диплом, сколько важны сами знания. В нашей стране это бумажка, а мне просто хочется получить знания в определённой области. Я хотел бы, но сейчас это сделать труднее: работа, мало свободного времени, а образование требует времени.»

Кристина: «За эти 5 лет я тысячу раз задумывалась над этим. И даже пыталась закидывать документы в некоторые вузы на заочку. Ну, просто «чтобы было».

Но все разы что-то не складывалось, так что я думаю, это знак. Не знаю, если вдруг появится острая необходимость, то, конечно, получу. Но в ближайших планах нет такого.

Лучше выучусь на права и похожу отдельно на курсы английского, например.»

Владислав: «В России точно нет. Иногда задумываюсь об образовании за рубежом, потому что там действительно многому можно научиться у преподавателей (которые чаще всего реально знают толк в профессии), познакомиться творческой тусовкой. Но пока я коплю портфолио и деньги.»

  1. Конечно, каждый сам вправе решать, получать ли ему высшее образование и, если да, то как и в каком вузе. Но мы лишний раз хотели напомнить, что:
  2. 1) получать его нужно осознанно;
  3. 2) жизнь без образования тоже существует!

Источник: https://propostuplenie.ru/article/zhizn-bez-vysshego-obrazovaniya/

10 историй, которые доказывают, что высшее образование для успеха совсем необязательно

  • 18 кинофактов, которыми режиссеры не спешили делиться с широкой аудиторией
  • 20 человек прямо в роддоме попали в ситуацию, к которой их жизнь не готовила
  • Парень пишет на плакатах то, что его по-настоящему бесит в этом мире. И мы поняли, что на его месте мог бы быть каждый из нас
  • 15 фото, которые доказывают, что изменение климата — это не шутка
  • 15 пар вещей, которые мы встречаем почти каждый день — и каждый раз путаем
  • 10 звезд, которые отказались от классического свадебного платья и не прогадали
  • 20+ доказательств того, что мы всегда остаемся под родительским крылом
  • 30 крутых фильмов, у которых есть все шансы завоевать «Оскар» в этом году
  • 20+ фотографий пользователей сети, которые доказывают, что глобальное потепление не миф, а реальность
  • Фотохудожник делает снимки, при взгляде на которые захватывает дух (В некоторых героях вы узнаете себя)
  • 20+ секретов советского боевика «Белое солнце пустыни», узнав которые вы захотите снова его посмотреть
  • Мы узнали 7 простых дизайнерских секретов, которые преобразят дом и без ремонта
  • 20 человек, у которых не хватает духа открыть семье свой маленький секрет
  • 20+ повседневных вещей, над дизайном которых потрудились мастера своего дела
  • 11 новых сериалов 2020 года для тех, кому кроме красивой картинки нужен еще и захватывающий сюжет
  • Мы прожили день как европейцы и объясним, какие их привычки возьмем на вооружение (А какие забудем, как страшный сон)

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/10-istorij-dokazyvayuschih-chto-vysshee-obrazovanie-dlya-uspeha-sovsem-ne-obyazatelno-1550615/

Люди без образования

Недавно прошел день студента, и мы решили поговорить с людьми, которые от звания «студент» добровольно отказались. Эти люди рассказали нам о том,  что они делают сейчас, насколько важно образование в России и куда девать свой диплом.

Существует масса всем известных случаев, когда бросившие обучение люди достигали колоссального успеха в своих занятиях. Сюда можно отнести и Стива Джобса, и Билла Гейтса, и Майкла Делла, и еще огромное множество людей.

Но это исключения из правил, и в остальных случаях образование необходимо, поэтому сразу хочется предупредить о том, что этот разговор касается лишь гуманитарных и некоторых других профессий, где без диплома обойтись можно.

К хирургу или инженеру без фундаментального профильного образования лучше не обращаться, – это, наверное, все понимают.

Антон Герасименко, 22 года. Графический дизайнер, один из основателей проектной группы «Сила»

О значении образования

Образование нужно, если есть искренность в желании научить и желании учиться. Скорее, важна просто образованность. Сейчас можно быть полиматом, практически не выходя из квартиры. В мире TED'а, «Теорий и Практик», «Википедии» и «Гугла» сама образовательная церемония в учреждениях почти теряет свой смысл.

В этом случае скорее нужно больше прививать не знания, а тягу к познаниям. Хочется такой школьный урок, на котором в течении 45 минут тебе дают небольшие факты-зацепки из разных сфер. Это гораздо интереснее в плане результатов.

Думаю, это уже поняли практически все, поэтому сейчас хорошие школы должны предлагать массу организационных и культурных надстроек к образовательному процессу.

О себе

У меня понимание того, чем я хочу заниматься пришло классе так в восьмом-девятом, потом, за полгода до окончания школы, я получил приглашение от Темы Лебедева работать в студии, закончил школу и приехал в Москву. Поэтому я не успел даже попытаться получить высшее образование.

У меня сложилась идеальная ситуация – очень круто работать и получать знания одновременно. Плюс, в такой ситуации сложно быть лентяем. Профессия дизайнера очень остра тем, что является мультидисциплинарной, то есть постоянно нужно впитывать информацию из разных сфер, чтобы выдавать свежий результат.

Постоянное образование.

Мне очень близок процесс обучения, который практикуется во многих европейских арт-школах. Тебя не заставляют год рисовать натюрморты, чтобы ты мог начать считать себя художником.

Тебе рассказывают о истории искусств, но не заставляют брать в руки кисть и краски, или лепить из глины. Потом, раз в три месяца, устраиваются просмотры и обсуждения.

То есть, ты сам понимаешь куда и как ты хочешь двигаться.

О дипломе.

Диплом способен дать архитектору возможность построить здание, у которого будет алиби. Дизайнеру — думаю, ничего.

  • Дима Степанов, 29 лет. Продюсер «Пикника Афиши»
  • О значении образования
  • Я бы выделил шесть серьезных проблем образования в сегодняшней России.

Первая — удручающе низкое качество образовательных программ в областях, появившихся в связи с переходом России к новой, рычной экономике. Это маркетинг, дизайн и т.п. С фундаментальными науками дела обстоят чуть лучше — в СССР была мощнейщая образовательная база, которая за прошедшие 20 лет не успела развалиться, но в все, как мне кажется, к этому и идет.

Вторая проблема — проблема выбора профессии. Никаких эффективных инструментов мне не известно. Результат — 90% окружающих меня людей занимаются чем-то, что никак с их образованием не связано.

Проблема третья — проблема выбора учебного заведения. Опять же — никаких инструментов. Необходимы рейтинги, которым можно было б доверять, исследования отраслевые, информация о занятости выпускников и т.п. Ничего этого нет. В итоге приходится полагаться на мнение друзей и знакомых.

Четвертая проблема — подавляющая часть преподавателей не являются практиками. В связи с фундаментальными науками это не страшно, когда как отсутствие практики, например, у предподавателей маркетинга зачастую превращает учебный курс в фарс. Привлекают практиков только самые смелые и богатые вузы — Высшая Школа Экономики, Государственный Университет Управления и некоторые другие.

Проблема пятая — герметичность российской образовательной среды. Образовательные программы развиваются крайне медленно, зарубежный опыт практически не учитывается. Показательный пример — учебные материалы.

Мне довелость столкнуться с материалами из Central Saint Martins College of Art & Design (London). Знаете, сравнивать отечественные аналоги с ними, это как сравнивать достижения АВТОВАЗА с последними моделями, например, BMW.

Владение отечественным автомобилем — почти подвиг, немецким — удовольствие.

И, наконец, последняя, шестая проблема — слабая материальная база: фактически отсутствует институт дистанционного образования, он-лайн справочники, тесты и т.п.

О значении диплома

Способность человека пройти пятилетний образовательный курс говорит о его работоспособности и целеустремленности. Это, разумеется, для потенциального работодателя очень важно.

В ряде отраслей важен также не только факт наличия диплома, но и учебное заведение, его выдавшее. Например, если у вас есть диплом Бауманки и вы пытаетесь устроится программистом, шансов у вас больше, чем без этого диплома.

Но вот я не знаю такого диплома, который добавил бы хоть немного баллов маркетологу.

О возможностях

Без образования, конечно, можно многого достичь, и этому есть масса примеров. И не только здесь, в куда более цивилизованных странах тоже. Примеры, конечно, избитые, но избежать их невозможно — у Джоббса и Гейтса образования не было.

Без образования больше всего можно достичь в профессиях творческих — поскольку школа дизайна у нас фактически нет, то дизайнеру-самоучке придется конкурировать с таким же дизайнером-самоучкой.

У обоих есть все шансы добиться в России успеха.

О себе

Мое решение уйти было предельно рациональным. Мне пришлось выбирать между работой, где я чувствовал и профессиональный, и карьерный рост, и учебой, которая мне этого ощущения не давала, а только брала время и внимание. Я решил: «Ладно, черт с ней, с этой учебой, потом как-нибудь с дипломом разберусь», но так и не разобрался.

Василий Эсманов, 26 лет. Журналист, создатель сайта Look At Me.

Об образовании

Образование необходимо. Но проблема в том, что в голове людей образование прочно увязано с получением диплома, что когда-то было справедливо, но последние лет, наверное, 10 совсем не так.

Последние лет 50 люди имели очень хорошие возможности для самообразования, а последние 10 – просто бесконечные. Но существует необходимость в том, чтобы получать совместные знания. Институт в основном сейчас дает связи.

А если ты довольно активный, то связи у тебя и так появятся.

Не знаю, где здесь учиться. Много теории, мало практики. Знание ради знания, что создало нашу интеллигенцию — бессмысленную и беспощадную, где почти никто не видел плодов своего труда, зато может, изящно разбираясь, линчевать любое «творческое, общественное» начинание.

О значении диплома

Диплом, конечно, важен, но смотря в какой области. В России диплом гуманитарного, правового, экономического ВУЗа — спокойствие родителей, возможность устроиться клерком в компанию.

Меня интересует довольно узкий круг вещей, но я точно скажу, что в России не учат дизайнеров, фотографов, художников, режиссеров, сценаристов, менеджеров. Почти все приличные люди в большинстве этих специальностей – самородки.

Что на творчество накладывает серьезные ограничения – они не знают рутины и проекты их обычно очень маленькие.

Диплом врача, физика, математика дает уже более серьезные перспективы, но поскольку я немного далек от науки или медицины, то ничего не скажу. Говорят, наши математики ценятся.

О себе

Я учился в МГИМО: один раз меня выгнали, два раза сам бросал. Посещение института начало мешать получению нужных рабочих знаний. Жалею, что было не так насыщенно в плане полезной информации, как хотелось. Первые два курса было интересно. А дальше, когда пошла специализация – вообще никак. За два-три месяца активной работы я получил больше знаний, чем те, кто пытался учить меня в институте.

Хотя были и хорошие преподаватели. По истории, по экономике, по религиоведению, на занятиях нынешнего декана тоже было интересно и полезно. Но все остальное – за гранью добра и зла.

Дима Устинов, 25 лет. DJ Yaponets, Taras 3000

Об образовании

Самообразование – это весьма хрупкая концепция, применимая только к сферическому индивиду в вакууме. Сейчас, к примеру, можно при помощи «Теорий и Практик» самому составить себе расписание и целенаправленно устроить курсы повышения квалификации почти в любой области, посещая все интересные лекции, какие захочется, но только кто так делает?

О себе

Я поступил в Гуманитарный Институт Телевидения и Радиовещания на режиссуру, и после года довольно увлекательных безобразий, свойственных первым курсам творческих ВУЗов, вдруг ясно осознал, что режиссура – занятие не для детей и делать мне в ней совершенно нечего.

После чего, ведомый, прежде всего, желанием быстро сделать карьеру и разбогатеть, я, вместе с Протеем (который учился в том же ГИТРА на «Художке»), проделал стремительное плие в Международный Институт Рекламы, где, по мнению Тушинского военкомата, учусь и по сей день.

О незаконченности своего образования я ни капли не жалею.

Впрочем, как ни капли не жалел и не жалею о тех часах, что я потратил на лекциях, ибо каким-то волшебным образом я нашел применение практически всему, чему когда-то учился.

Знаний мне постоянно не хватает – я стараюсь больше читать, но, заходя в книжный, хочется, что бы кто-нибудь умный не из «Фейсбука» посоветовал одну единственную книгу на интересующую тему из миллиона книг на полке.

За время учебы мне посчастливилось повстречать нескольких преподавателей, которые в корне перевернули представление о мироустройстве в моей башке, а это, вроде как, много значит. Где бы сейчас таких найти?

Протей Темен, 25 лет. Дизайнер.

О значении образования

Если мы говорим о том, что человек хочет быть человеком, то есть уметь общаться с другими людьми, думать и принимать решения, создавать что-либо и прочее и прочее, то, конечно образование нужно.

Если под образованием мы понимаем специальные заведения, как то институты и университеты, то такой формат образования также необходим.

Это просто поиск в заведомо правильном месте, при осмысленном выборе цели.

О значении диплома

Диплом дает уверенность родственникам предыдущих поколений, что их отпрыск чего-то стоит. Есть также ряд профессий, для которых необходимо доказательство того, что человек располагает рядом знаний и может осмысленно совершать поступки.

Такие профессии нет смысла перечислять, к тому же дантисту без образования навряд ли кто обратиться в трезвом рассудке. Для иных профессий, а именно, зачастую тех, что люди называют «творческими», я не считаю это наиболее важной частью характеристики работы.

Тут мы скорее можем думать о дополнительном поле сведений, которым такой располагает.

О возможностях

Успех вообще наполовину зависит от удачи и не относящихся напрямую навыков. Опять-таки, это все со стороны людей, которым общество позволяет обходится без корочек.

И я уверен, что успешным в некотором проекте может стать некий абстрактный персонаж, не умеющий делать ничего из того, на какую роль он претендует, но, при этом, в совершенстве владеющим любыми популяризирующими практиками, с идеальной риторикой и абсолютной харизмой.

О себе

Я бросал не учебу, а два института. Это немного иное. Один и два года обучения по очереди. Первый оказался не очень поворотлив и с плохими условиями для того, чтобы дать мне в полной мере то, что они обозначили основным направлением факультета.

Во втором же случилось так, что я уже работал и то, что я делал каждый день мне рассказывали с большой задержкой и иногда в противоречащем моим мыслям ключе.

Хотя там было достаточное количество хороших предметов-спутников, на них уже не оставалось времени.

Сейчас я рисую, думаю. Год уже как работаю самостоятельно. В выходные открылся магазин в Ярославле, где я помогал с фирстилем. Сделали 3 акции с другом Димой Кавко под одним именем «Группа Крови».

Пытаюсь найти наиболее правильный язык для графики, изучаю историю абстрактного искусства, хочу сформулировать гранит-идею своего языка, с которой смогу идти без остановки.

Как перенести приемы того, с чем работаю уже семь лет в другое поле, чтобы это было убедительно? Ищу хороший институт в Европе или Америке, заточенный под абстрактное искусство. Я скорее жалею о том, что не использовал правильную возможность для обучения, чем о том что бросил свои институты.

И сейчас мне хотелось бы оказаться в среде, которая создана для того, чтобы умные люди с опытом рассказывали интересные вещи. Мне только кажется, что период времени под образование не правильно устроен. Сразу после школы слишком рано выбирать институт. Многие меняют место обучения, просто потому что ошиблись.

Это были мнения людей, которые бросив свои университеты и институты, не перестали двигаться вперед и смогли реализовать все свои способности, что называется «по максимуму». Интересно послушать, что думают и что планируют те, кто стоит в самом начале этого пути и буквально недавно смирился с идеей отказаться от государственного высшего образования.

Читайте также:  Получить ежемесячную стипендию 30 000 рублей - студенческий портал

Аня Хрусталева-Гехт, 19 лет. Редактор моды сайта Look At Me.

О родителях

Родители очень спокойно отнеслись к моему решению. Мой папа ушел из ВУЗа в 20 лет – тогда у него открывался второй магазин, и ему было совсем не до зачетов. Сейчас мне почти столько же, и нахожусь я в похожей ситуации – работа отнимает очень много времени. Папин пример поддерживал меня в решении бросить учебу. Как отреагировала мама, я не помню.

О будущем

Собираюсь работать, и не жалеть ни сил, ни времени на работу. Ненасытность и жажда никуда не делась – и без всяких дамокловых мечей (экзаменов и других формальностей) можно читать, узнавать, смотреть и сравнивать.

О себе

Нисколько не жалею, что бросила – наконец-то ничего меня не обременяет, и я сама себе указ. В университете меня страшно тяготила подневольность, грызла необходимость переламывать себя – ни учеба, а сказка о потерянном времени и песенка о бессмыслице.

То, как преподавали многие предметы, мне казалось диким – какой учебный план ни возьми – анахронизм на анахронизме. Меня всегда удивляло то, насколько бестолково устроено расписание, раздражало то, что сдача экзаменов – дело проще простого.

Кстати, я была отличницей, за три курса у меня не было ни одной четверки. 

Саша Сколков и Даниил Трабун

Источник: https://www.the-village.ru/village/people/people/78091-lyudi-bez-obrazovaniya

«За плечами только 11 классов, но зарабатываю больше, чем вся моя семья». Белорусы без высшего образования о том, как живут без диплома

Вступительная кампания набирает обороты. В самом разгаре сдача ЦТ, абитуриенты нервничают, родители мозгуют, где взять деньги на случай, если чадо таки не поступит на бюджет. Ведь будущее без синей университетской корочки выглядит пугающим и туманным. Наши сегодняшние герои развеивают тревожность поступающих, рассказывая, как живут и работают без галки «Высшее образование» в резюме.

Вячеславу 28 лет. Парень родился и вырос в Брестской области. Попытки получить высшее образование у него были, но больше потому, что настаивали родители. После школы он полтора года все-таки отучился в Брестском государственном техническом университете.

— Тестирование я сдал очень плохо, средний балл аттестата у меня был тоже средненький, — говорит он. — В университет попал буквально чудом. В тот год на мою специальность «Искусственный интеллект» был огромный конкурс. Испугавшись, абитуриенты побежали на менее престижные специальности. Так на самое последнее место в группе попал я.

На третьей сессии учиться Вячеславу стало неинтересно, и он отчислился. Получилось, как в песне Макса Коржа «В истерике кружилась мама Валя». Родители восприняли отчисление сына как личную катастрофу, устроили того на завод в Кобрине системным администратором и периодически уговаривали все-таки поступить в вуз.

— Уже позже я попытался, второй раз подал документы, но потом решил, что не пойду на зачисление, — вспоминает парень.

В Кобрине на заводе он отработал около года, затем уволился и переехал в Минск. Там Вячеслав перебивался случайными заказами. Доход был небольшой. Так он прожил почти три года, периодически выезжая на сборы резервистов в армию.

— Зарабатывал я не много, около $200 в месяц. Как-то жил, но было сложно, конечно, — вспоминает он. — В 2013 году я устроился в «Ростэм», опять же системным администратором, зарплата была уже больше — $450.

Там парень проработал чуть больше испытательного срока, а затем на его резюме обратили внимание в ЕРАМ, и Вячеслава пригласили на работу — даже несмотря на то, что в резюме большими буквами было написано, что кандидат без высшего образования. Последовали почти три года в ЕРАМ, потом работа поинтереснее в другой компании.

— У меня за плечами только 11 классов, а я спокойно работаю и зарабатываю больше, чем вся моя семья вместе взятая. Мы с женой строим дом, планируем детей. Поэтому жаловаться не на что, — говорит Вячеслав.

Интересно, что его жена окончила БГЭУ. Она работала по специальности и зарабатывала совсем не много. Поэтому сейчас ее диплом просто лежит на полке.

Сам парень ни в данный момент, ни в будущем не планирует поступать в университет и учиться. По его словам, на рынке хватает предложений от компаний, которые оценивают в первую очередь умения, а не наличие корочки.

— Да, белорусские компании почему-то пишут в требованиях «Наличие высшего технического образования». А вот фирмы, которые работают с иностранными конторами, такой фигней не страдают, — объясняет программист.

— Я сам стараюсь обходить стороной таких работодателей, которые требуют диплом вуза. Потому что, даже если бы они меня взяли, нужно ли мне работать с руководством, которое это требует? Люди вроде бы взрослые, они должны понимать, как у нас работает высшее образование.

А именно — никак. К сожалению, высшее образование у нас в стране показывает в первую очередь способность врать.

Сколько людей мне ни рассказывали о том, как они получали «вышку», все они только и делали, что ходили на экзамены со шпорами, списывали, пытались всячески умаслить преподавателей, чтобы те поставили им что-то автоматом, — и кое-как оканчивали.

Кроме того, Вячеслав упрекает вузы в отсутствии современных программ обучения и подходов к изучению предметов.

— Когда преподаватель вещает с тумбочки, не пытаясь хоть как-то ответить студентам на интересующие их вопросы, это не образование. Это для галочки, — считает он. — Для того чтобы что-то получить в белорусском вузе, нужно перебороть себя. Сидеть на парах и пытаться из кучи вот этой воды вычленить что-то действительно полезное.

Затем прийти домой и отыскать в этом полезном хоть что-то интересное, чтобы взять это и освоить. Когда я сам с нуля написал коммерческий продукт, задумался: а зачем я потратил полтора года в университете? Какие знания оттуда я использую в работе? Никакие. Все, что я знаю и использую, я узнал сам, так как мне было просто интересно.

У меня практически все знакомые и друзья имеют высшее образование. Иногда эта тема затрагивается в разговорах, и тогда многие говорят: «Ну да, мне университет тоже ничего не дал». Я еще не встречал ни одного человека из сферы IT, который бы сказал: мол, ну как ничего, вот это и это было полезным.

Что же касается широкого круга знаний, к которому апеллируют сторонники советского образования, то я сталкивался с такими людьми «широкого кругозора», что все задачи, которые они могут решить, остались на уровне Советского Союза. Мы живем в XXI веке. За это время мы накопили столько знаний, сколько одному человеку, каким бы гением он ни был, освоить никак не получится.

Чем у́же зона ответственности, тем проще в ней глубоко разобраться.

Своих будущих детей заставлять поступать в университет Вячеслав не собирается. По его мнению, каждый сам выбирает, что ему делать и как распорядиться своими возможностями.

— К счастью, у нас в стране они более-менее равные, что и доказывает моя история, — заключает он.

Предприниматель Иван: «Мой дядька лес валил и без высшего образования €3000 получал»

Ивану 26 лет. После окончания школы парень поступил в Витебский государственный медицинский университет. Перед поступлением он ходил на лицейские курсы, факультативы, к репетиторам и так далее. По словам парня, особенного интереса ко всему этому он не испытывал.

— Однако поступить на лечебный факультет на платное мне удалось (вместе с аттестатом был 201 балл). Учиться было интересно ровно до того момента, как в моей жизни появился КВН, — вспоминает парень.

— Далее были репетиции, гулянки, игры — все что угодно, но не учеба. Меня отчислили после двух курсов, и я перевелся в ветеринарную академию в том же Витебске.

Но там все не задалось с самого начала, я смог протянуть год.

После отчисления парня забрали в армию. Ему дали возможность выбрать между частью в Слуцке и Печами. Он выбрал Печи.

— Да, да сам пошел в Печи, потому что там была возможность стать кинологом. Стал. Вернулся в 2015-м, — рассказывает парень. — Сунулся было в департамент охраны, но как узнал про учебку в полгода, все желание отпало.

После армии Иван пошел работать подсобником на пилораму. Говорит, что работали и днем, и ночью, а вот зарплату так и не получили. Потом был мойщиком автомобилей. По тем временам (2015 год) зарплата парня могла составлять до 600 рублей плюс чаевые за особенно грязную работу.

Под напором родных («Как же все с образованием, а ты…») парень решил все-таки поступить в Могилевский педагогический университет на журналиста печатных СМИ.

— Автомойка не захотела работника-заочника, поэтому мы с ними расстались, — говорит парень. — Как только поступил в университет, сразу устроился на местный телеканал «Могилев 2». Полноценно работал журналистом, делал новости.

Правда, зарплата была не ахти. В месяц парень получал в лучшем случае 350 рублей. На тот момент он уже встречался с девушкой и помогал маме. Этих денег катастрофически не хватало. Тогда Иван устроился охранником в сеть игровых автоматов. Зарплата была тоже 350 рублей, зато смена «два через два». Так парень отработал ровно год.

— Потом мы с девушкой решили попытать счастья в Санкт-Петербурге, — говорит парень. — Там я устроился кинологом, работал с собакой на частной фирме. Мы оказывали услуги по охране автовокзала на Обводном канале, искали наркотики и взрывчатку. График тоже «два через два», зарплата — 40 тыс. российских рублей (около 1200 белорусских на тот момент. — Прим. Onliner).

Кроме того, Иван попробовал себя на стройке. Он поднимал пластиковые окна в новостройки. Там зарплата была повыше, можно было заработать 40—45 тыс. российских рублей (1200—1330 белорусских).

Правда, вспоминать про условия парень не хочет до сих пор. В конце концов Иван открыл ИП.

Начинал с пиломатериалов, потом была стружка для копчения, далее — мясные изделия, которые коптились на той самой стружке.

— В итоге сейчас я подбираюсь к концу вуза, получаю умирающую специальность и отдаю диплом маме, который она кладет себе в полку, — рисует перспективы могилевчанин. — Даже если я закрою ИП, я уверен, что смогу найти себе работу, которая не потребует от меня диплома о высшем образовании.

Те же продажники, если они хорошие специалисты, могут зарабатывать приличные деньги. Более того, многие предприятия предлагают обучение специальности прямо на рабочем месте. Никто не отменял легендарный фриланс. У меня очень много примеров, когда без высшего образования люди зарабатывали больше, чем те, у кого был диплом.

Один из примеров — мой дядя, который с 12 лет ездил с отцом на тракторе, потом стал работать комбайнером, а затем устроился в голландскую компанию, которая валила лес в Беларуси. Месяц он работал в лесу, месяц был дома — за это голландцы платили ему по €3 тыс. В общем, было бы желание — открываются тысячи возможностей.

В наше время диплом — это далеко не показатель пытливого ума.

Бухгалтер Никита: «Можно пять лет отучиться и поехать работать в колхоз за 350 рублей»

Никите 20, и он живет в Минске. По специальности парень бухгалтер и вот уже два года работает на небольшом частном предприятии.

— Все почему-то думают, что эта профессия женская, но нет, — объясняет он. — К примеру, в бухгалтерии компании, где я работаю, нас трое мужчин, так что не всегда стереотипы работают.

Парень поступил в колледж после 9-го класса. Говорит, уже тогда не видел смысла оставаться учиться еще два года.

— Это пустая трата времени, как по мне, — считает парень. — За это время можно освоить профессию и уже получать практический опыт. А если специальность не понравится, то всегда можно переучиться и к тому времени, когда одноклассники окончат университет, получить еще одну специальность.

Никита говорит, что сейчас со своим средним специальным образованием зарабатывает достойные деньги. Столько же получают и специалисты с высшим образованием, поэтому особенной разницы в доходах он не чувствует.

— Единственный момент: у нас в стране так заведено, что на должность повыше тебя без высшего образования не поставят. Поэтому мне пришлось пойти учиться на заочку, — рассказывает он.

— Как по мне, это неправильно: все должно зависеть от знаний и умений человека, а не от наличия корочки. В моем кругу общения многие идут на курсы, получают сертификат по своей профессии.

Потом они работают помощниками и через какое-то время все равно занимают те же должности с той же зарплатой, которые занимают люди с дипломами.

Уже учась в вузе на заочном отделении, Никита стал замечать в системе высшего образования множество моментов, которые его не устраивают, и еще больше утвердился во мнении, что «вышка» в том виде, в котором она есть сейчас, ему не поможет.

— Вот простой пример. Когда я пришел в университет, у меня был шок, потому что мне преподавали то же самое, что и на втором курсе колледжа. Зачем я опять это изучаю, зачем это повторение? — задает риторический вопрос парень. — Еще один пример.

В 2019-м преподавать по учебникам девяностых годов, когда все десять раз поменялось, — это как? Почему в вузах дают устаревшие знания? Кроме того, есть проблема с преподавателями, которые не практики.

Вот у меня есть учебник, я по нему учу, а как сделать в программе, я не знаю.

Иногда с высшим образованием происходит абсурд, который не укладывается в голове. Человек набирает по 4 балла за тесты, поступает в педвуз и потом идет в школу кого-то учить. Простите, это как? В чем смысл такого высшего образования? У меня математика здесь не сходится.

А зарплата? Человек может пять лет отучиться, получить образование и поехать работать в колхоз за 350 рублей, в то время как рабочий на заводе может получать 1000. Согласитесь, престиж высшего образования у нас очень сильно переоценен.

Потому что если бы высшее образование у нас было таким крутым и замечательным, то его бы с радостью признавали во всем мире и белорусам не нужно было бы подтверждать свой диплом за границей.

— Это какой-то устаревший стереотип, что у всех должно быть высшее образование, — заключает он. — Мне кажется, сейчас в более выгодном положении находятся рукастые люди, те, которые умеют что-то придумать, создать, открыть свое дело. А есть высшее образование или нет — это, по-моему, сейчас не важно.

Тимлид Иван: «Знаю много людей, которые идут в вуз, чтобы просто не идти в армию»

Ивану 26 лет. Его родители окончили университеты с красными дипломами. Поэтому и сын, по их мнению, обязательно должен был поступить в вуз.

— Когда я оканчивал школу, очень долго выбирал университет. Занимался английским языком, участвовал в олимпиадах и тому подобное, — рассказывает он. — Я выбирал между инязом и БГУИРом. Отец у меня работал юристом и очень рекомендовал пойти по его стопам.

На юрфаке парень отучился три курса, но обстоятельства сложились так, что у семьи не было денег платить за учебу. Иван взял академический отпуск, но даже спустя год денег не появилось. Более того, парень четко понял, что юрфак — это не его. Ивана отчислили.

Перепоступать в какой-то другой вуз ему не хотелось, поэтому Иван решил, что с высшим образованием пора завязывать. Родители были в шоке. К слову, они до сих пор нет-нет да и пытаются уговорить сына поступить в университет. Но Иван пока никуда не собирается.

— Еще в студенческие времена я подрабатывал в агентстве недвижимости офис-менеджером. Одной из моих обязанностей было ведение сайта: заливать новости, размещать объявления, делать бэкапы и так далее. Тогда я понял, что мне это интересно, — говорит парень. — После отчисления я устроился в отдел продаж одной компании.

В этой компании у парня появилось много свободного времени. Тогда он стал думать, чем бы заниматься. Стал читать литературу и проходить курсы по разработке, интернет-маркетингу и так далее.

— На тот момент знакомому нужно было сделать сайт и продвинуть его в интернете. Это был мой первый опыт в программировании. Пусть и не совсем гладко, но все получилось, — вспоминает Иван. — Затем я работал фрилансером: искал заказы, выполнял и нарабатывал опыт. Спустя два с половиной года я смог устроиться на работу SEO-специалистом.

Постепенно за четыре года он дорос до тимлида команды диджитал-маркетинга. Работа парню нравится, зарплата опять же отличная.

— Конечно, стандартный вопрос про высшее образование задавали везде и всегда. Сначала, когда не имел опыта, было тяжеловато объяснить, что ты чего-то стоишь. Но со временем, когда набрался опыта, появились реальные знания и портфолио, проблем с этим уже не возникало, — говорит он.

По словам Ивана, основная проблема белорусского образования — в отсутствии ориентации на практику, а также в том, что его ценность очень сильно упала.

— Я знаю много людей, которые идут в вуз, чтобы просто не идти в армию. Это очень обесценивает образование, — объясняет он. — Более того, я считаю, что высшее образование — это штука не для всех. Поголовно всем высшее образование не нужно.

По его словам, количество вузов в Беларуси можно спокойно сократить и сделать их элитными и престижными. В остальном, по мнению Ивана, практические навыки могут дать те же ссузы.

  • Репетиторы в сервисе «Onliner. Услуги»
  • Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: https://people.onliner.by/2019/06/25/bez-vyshki

Ссылка на основную публикацию