Вопросы по финансовой грамотности войдут в егэ — студенческий портал

Решение задач из раздела «Финансовая математика».

Выполнила учитель математики МОУ Иловская СОШ

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

им. Героя России В. Бурцева Стопичева Вера Ивановна

Задача 1. (Источник: ЕГЭ Максимум, зад. №17, №173 А. Ларин).

Некоторое предприятие приносит убытки, составляющие 300 млн. руб. в год. Для превращения его в рентабельное было предложено увеличить ассортимент продукции. Подсчеты показали, что дополнительные доходы, приходящиеся на каждый новый вид продукции, составят 84 млн. руб. в год, а дополнительные расходы, окажутся равными 5 млн. руб.

в год при освоении одного нового вида, но освоение каждого последующего потребует на 5 млн. руб. в год больше расходов, чем освоение предыдущего.

Какое минимальное количество видов новой продукции необходимо освоить, чтобы предприятие стало рентабельным? Какой наибольшей годовой прибыли может добиться предприятие за счёт увеличения ассортимента продукции?

Решение:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Советы эксперта: как сдать огэ по географии - студенческий портал

Оценим за полчаса!

При освоении 1–го вида продукции прибыль составит 84 – 5 = 79 млн.руб., но это не покроет убытки предприятия.При освоении 2–го вида продукции прибыль составит 79 — 5= 74 млн.руб. За два вида прибыль составит 79 + 74 = 153 млн.руб., но это не покроет убытки предприятия.При освоении 3–го вида продукции прибыль составит 74 — 5 = 69 млн.руб. За три вида прибыль составит 79 + 74 + 69 = 222 млн.

руб., но это не покроет убытки предприятия.При освоении 4–го вида продукции прибыль составит 84 – 20 = 64 млн.руб. За четыре вида прибыль составит 79 + 74 + 69 + 64 = 286 млн.руб., но и это не покроет убытки предприятия.При освоении 5–го вида продукции прибыль составит 64 — 5 = 59 млн.руб. За пять видов прибыль составит 79 + 74 + 69 + 64 + 59 = 345 млн.руб., это покроет убытки предприятия.

 

Следовательно, чтобы предприятие стало рентабельным, необходимо освоить минимум 5 видов новой

̆ продукции, при этом за счет увеличения ассортимента продукции предприятие получит 345 – 300 = 45 млн.руб. прибыли.Ответ. 5 видов, 45 млн.рублей прибыли.

Задача 2. (Источник: Вариант 33. Задание 17. ЕГЭ 2016 Математика, И.В. Ященко. 36 вариантов.)

В двух шахтах добывают алюминий и никель. В первой шахте имеется 20 рабочих, каждый из которых готов трудиться 5 часов в день. При этом один рабочий за час добывает 1 кг алюминия или 2 кг никеля.

Во второй шахте имеется 100 рабочих, каждый из которых готов трудиться 5 часов в день. При этом один рабочий за час добывает 2 кг алюминия или 1 кг никеля. Обе шахты поставляют добытый металл на завод, где для нужд промышленности производится сплав алюминия и никеля, в котором на 2 кг алюминия приходится 1 кг никеля.

При этом шахты договариваются между собой вести добычу металлов так, чтобы завод мог произвести наибольшее количество сплава. Сколько килограммов сплава ежедневно может произвести завод при таких условиях?

Решение.

Чтобы выплавлять максимальный объем сплава, необходимо на завод доставлять алюминия в 2 раза больше, чем никеля. В первой шахте работает всего 20 рабочих и они больше добывают никеля, чем алюминия. Поэтому все 20 рабочих следует направить на добычу никеля, получим:

  • 2*20*5 = 200 кг никеля.
  • На второй шахте 100 рабочих следует распределить так, чтобы получилось соотношение 2:1. Обозначим через х число рабочих, направляемых на добычу алюминия, получим уравнение:
  • (2х*5)/(200 +1*(100 – х)*5) = 2/1
  • 10х = 400 + 1000 – 10х
  • 20х = 1400
  • Х = 70
  • То есть на добычу алюминия следует направить 70 рабочих, имеем:
  • 2*70*5 = 700 кг алюминия  и 1*30*5 = 150 кг никеля.
  • Таким образом, на завод ежедневно будет поступать 700 кг алюминия и 350 кг никеля, из которых будет изготовлено 1050 кг сплава.
  • Ответ: 1050 кг сплава.

Задача 3. Вклад пла­ни­ру­ет­ся от­крыть на че­ты­ре года. Пер­во­на­чаль­ный вклад со­став­ля­ет целое число мил­ли­о­нов руб­лей.

В конце каж­до­го года вклад уве­ли­чи­ва­ет­ся на 10% по срав­не­нию с его раз­ме­ром в на­ча­ле года, а, кроме этого, в на­ча­ле тре­тье­го и четвёртого годов вклад еже­год­но по­пол­ня­ет­ся на 3 млн руб­лей.

Най­ди­те наи­боль­ший раз­мер пер­во­на­чаль­но­го вкла­да, при ко­то­ром через че­ты­ре года вклад будет мень­ше 25 млн руб­лей.

Решение.

Пусть первоначальный вклад был x млн. рублей, тогда в конце 1 года он пополнился на 10% и стал равен 1,1x млн. рублей,в конце 2 года он пополнился на 10% и стал равен 1,1*1,1x = 1,21x млн. рублей.В начале 3 года добавили 3 млн. руб. и стало (1,21x + 3) млн.

рублей,в конце 3 года вклад пополнился на 10% и стал 1,1*(1,21x + 3) = (1,331x + 3,3) млн. рублей.В начале 4 года добавили 3 млн. руб. и стало (1,331x + 6,3) млн. рублей,в конце 4 года вклад пополнился на 10% и стал1,1*(1,331x + 6,3) = 1,4641x + 6,93 млн. рублей.

По условию задачи вклад не должен превышать 25 млн. рублей, т. е.

  1. 1,4641x + 6,93 ≤ 251,4641x ≤ 25 – 6,93
  2. 1,4641x ≤ 18,07x ≤ 18,07 / 1,4641
  3. x ≤ 12,342…Минимальное целое x = 12

Ответ. 12 млн. рублей

2 способ.

Вклад по годам

  • Динамика роста вклада
  • Первоначальный
  • x млн. рублей
  • Конец первого года
  • 1,1x млн. рублей
  • Конец второго года

1,1*1,1x = 1,21x млн. рублей.

  1. Начало третьего года
  2. (1,21x + 3) млн. рублей
  3. Конец третьего года
  4. 1,1*(1,21x + 3) = (1,331x + 3,3) млн. рублей
  5. Начало четвертого года
  6. (1,331x + 6,3) млн. рублей
  7. Конец четвертого года
  8. 1,1*(1,331x + 6,3) = 1,4641x + 6,93 млн. рублей
  9. Итог:
  10. 1,4641x + 6,93 ≤ 25
  11. 1,4641x + 6,93 ≤ 251,4641x ≤ 25 – 6,93
  12. 1,4641x ≤ 18,07x ≤ 18,07 / 1,4641
  13. x ≤ 12,342…Минимальное целое x = 12

Ответ. 12 млн. рублей

Задача 4. Близ­не­цы Саша и Паша по­ло­жи­ли в банк по 50 000 руб­лей на три года под 10% го­до­вых Од­на­ко через год и Саша, и Паша сняли со своих сче­тов со­от­вет­ствен­но 10% и 20% име­ю­щих­ся денег.

Еще через год каж­дый из них снял со сво­е­го счета со­от­вет­ствен­но 20 000 руб­лей и 15 000 руб­лей.

У кого из бра­тьев к концу тре­тье­го года на счету ока­жет­ся боль­шая сумма денег? На сколь­ко руб­лей?

Ре­ше­ние.

1) Таб­лич­ный ва­ри­ант ре­ше­ния:

Годы хра­не­ниявкла­да

  • Ди­на­ми­ка роста (па­де­ния) суммы вкла­дов
  • Саша
  • Паша
  • Положили
  • 50 000
  • 50 000
  • Прибавка через год
  • 50 000 *1,1 = 55 000
  • 50 000 *1,1 = 55 000
  • Остаток после снятия 10% и 20% соответственно
  • 55 000* 0,9 = 49 500
  • 55 000 *0,8 = 44 000
  • Через два года
  • 49 500 * 1,1 = 54 450
  • 44 000 *1,1 = 48 400
  • Остаток после снятия 20000 и 15000 рублей соответственно
  • 54 450 − 20 000 = 34 450
  • 48 400 − 15 000 = 33 400
  • Через три года
  • 34450 *1,1=37895
  • 33400 *1,1=36740
  • Ответ на глав­ный во­прос за­да­чи
  • 37 895 – 36 740 = 1 155
  • Ответ: у Саши, на 1155 руб­лей.

Задача 5. (Источник: Вариант 6. Задание 17. ЕГЭ 2017 Математика, И.В. Ященко. 36 вариантов).

  1. В июле 2017 года Инга пла­ни­ру­ет взять кре­дит в банке на три года в раз­ме­ре S млн руб­лей, где Sцелое число. Усло­вия его воз­вра­та та­ко­вы:
  2. каж­дый ян­варь долг уве­ли­чи­ва­ет­ся на 30% по срав­не­нию с кон­цом преды­ду­ще­го года;
  3. выплата должна производиться один раз в год с фев­ра­ля по июнь;
  4. в июле каж­до­го года долг дол­жен со­став­лять часть кре­ди­та в со­от­вет­ствии со сле­ду­ю­щей таб­ли­цей

Месяц и год

  • Июль 2017
  • Июль 2018
  • Июль 2019
  • Июль 2020
  • Долг (в млн. рублей
  • S
  • ,6S
  • ,3S
  • Най­ди­те наи­большее S, при ко­то­ром каж­дая из вы­плат будет меньше 5 млн руб­лей.
  • Решение.
Читайте также:  Тестовая часть егэ по иностранным языкам сохранится - студенческий портал

Пусть Инга берет кредит в S млн. рублей под 30% годовых, то есть в следующем году сумма кредита становится равной 1,3S млн. рублей. После этого Инга должна внести платеж так, чтобы остаток долга составил 0,6S млн. рублей, то есть Инга должна заплатить

S1 =1,3S – 0,6S=0,7S млн. рублей. 

В следующем году сумма 0,6S также увеличивается на 30% и становится равной   1,3*0,6S=0,78 S

и делается выплата так, чтобы остаток составил 0,3S млн. рублей, то есть

S2 =0,78S – 0,3S=0,48S млн. рублей.

Наконец, в третий год, выплата составит:

S3 =1,3*0,3S=0,39 S  млн. рублей.

Отсюда видно, что наибольший размер выплат приходится на первый год и равен 0,7S млн. рублей. По условию задачи нужно найти наибольшее значение S, при котором каждая из выплат Инги будет меньше 5 млн рублей. То есть получаем неравенство вида

0,7S

Источник: https://infourok.ru/razdel-ege-finansovaya-gramotnost-2281974.html

Онф запустил программу по финансовой грамотности

В сентябре в рамках проекта ОНФ «За права заемщиков» был запущен «Кредитный фарватер» – программа по финансовому просвещению граждан. В нее вошел интернет-портал http://fingramota.zapravazaemschikov.ru/, а также специальные курсы, направленные в основном на школьников и студентов, помогающие им лучше ориентироваться в мире финансов. Все мероприятия были приурочены к всероссийскому празднику Дню финансиста.

На сайте можно пройти онлайн-тест на уровень финансовых знаний и получить сертификат в случае его успешного прохождения, познакомиться с полезными материалами о кредитах и займах.

Также любое учебное заведение (школа, институт, колледж) может оставить заявку на специальный урок, который в офлайн-режиме проведут участники проекта «За права заемщиков».

Семинары и лекции организуются по пяти темам: личное финансовое планирование, анализ последствий принятия кредитных решений, инвестиции и страхование, антикризисное финансовое планирование и правила обращения с электронными деньгами.

Эксперты Народного фронта уже имеют успешный опыт организации уроков в образовательных учреждениях, где в форме деловой игры студенты получают полезные финансовые навыки.

По мнению руководителя проекта ОНФ, депутата Госдумы Виктора Климова, в сложной экономической ситуации люди особенно нуждаются в дополнительных знаниях, которые позволят им не стать жертвами мошенников и грамотно спланировать личный или семейный бюджет.

«В кризис необходимо с особой осторожностью относиться к кредитам и не принимать на себя те обязательства, которые вы не сможете выполнять, – комментирует он. – Финансовая грамотность россиян действительно оставляет желать лучшего: по-прежнему много людей обращаются за займами к нелегальным кредиторам и участвуют в финансовых пирамидах.

Согласно данным Банка России и Росстата, с начала 2015 г. размер просроченной задолженности россиян вырос на 20,8% – до 804 млрд руб. Мы пытаемся искоренить в гражданах правовой нигилизм, когда они не осознают всей личной ответственности за свои действия при принятии кредитных обязательств.

Заемщики подписывают кредитные договоры, а потом надеются, что государство их спасет. Это неправильный подход».

Портал по финансовой грамотности стал еще одним шагом комплексной программы ОНФ в данном направлении. Ранее был проведен ряд семинаров по теме финансовой грамотности в разных регионах страны, запущены тематические видеоролики, а также интернет-кампания, посвященная опасности легких денег (займов у компаний, не входящих в реестр Банка России).

Источник: https://onf.ru/2015/09/14/onf-zapustil-programmu-po-finansovoy-gramotnosti/

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

Киселевская Е. Е. Анализ финансовой грамотности студентов вузов // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 733-736. — URL https://moluch.ru/archive/114/30207/ (дата обращения: 03.04.2020).



В статье проведен анализ финансовой грамотности студентов, проведенный методом анкетирования на базе Дальневосточного Федерального университета.

В ходе исследования были проанализированы субъективная оценка уровня финансовой грамотности, понимание и владение современными финансовыми услугами студентами, а также их уровень доверия финансовым институтам.

На базе анализа предложены пути повышения финансовой грамоты студентов вуза.

Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, социологический опрос, финансовые институты.

На сегодняшний день финансовую грамотность принято определять как знание о финансовых институтах и продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание последствий своих действий [2].

Эффективность участия населения в современной экономике напрямую зависит от понимания того, каким образом можно с выгодой для себя использовать новые финансовые продукты.

Уверенное пользование невозможно без базовых знаний и навыков [1].

Задача повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации определена Правительством в числе одних из самых приоритетных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Кроме того, необходимость повышения финансовой грамотности определяется рядом международных соглашений, которые подписала наша страна, например, соглашение о займе между РФ и Международным банком реконструкции и развития о реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Молодежь — одна из наиболее уязвимых социальных групп.

Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.

К сожалению, в вузах не уделяют достаточное внимание изучению планирования личных финансов, поэтому студенты, имея доступ к источникам информации и изучая курс экономики в высших учебных заведениях, слабо ориентируются в вопросах финансовой грамотности.

Для определения уровня финансовой грамотности студентов на базе ДВФУ было проведено социологическое исследование методом анкетирования, в котором приняли участие 250 студентов различных курсов и направлений обучения. На каждом курсе было опрошено 50 студентов. Респондентам необходимо было ответить на 4 вопроса тестовой формы.

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Оцените свой уровень финансовой грамотности по пятибалльной шкале» (в% от числа опрошенных)

Первый курс Второй курс Третий курс Четвертый курс Пятый курс Средняя оценка
Знаний и навыков нет 2 % 4 % 0 % 0 % 0 % 1,2 %
Неудовлетворительные знания 6 % 16 % 16 % 8 % 0 % 9,2 %
Удовлетворительные знания 54 % 48 % 40 % 34 % 16 % 38,4 %
Хорошие знания 26 % 22 % 32 % 40 % 54 % 34,8 %
Отличные знания 12 % 10 % 12 % 18 % 30 % 16,4 %
Общий итог 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %
Средняя оценка по пятибалльной шкале 3,4 3,18 3,08 3,68 4,14 3,5

Результаты ответов респондентов на первый вопрос подтвердили ожидания авторов (Таблица 1). Так, процент студентов, оценивающих свои знания как хорошие и отличные, возрастает по мере увеличения курса обучения.

Если на первом и втором курсах обучения были студенты, оценившие себя как полностью безграмотные в области финансов (2 % и 4 %), то уже на третьем и последующих курсах таких студентов нет. Стоит отметить, что на «удовлетворительно» себя оценили в основном студенты младших курсов, в то время как старшекурсники, наоборот, на «хорошо».

Студентов-отличников, основная часть которых является студентами пятого курса, в среднем оказалось почти в два раза меньше — около 16,4 %.

Исходя из полученных данных видно, что общая тенденция положительная. Исключение из общей картины составляют первокурсники.

Как ни странно, студенты первого курса по всем вариантам первого вопроса оценили свой уровень финансовой грамотности выше, чем студенты второго курса.

Мы предполагаем, что такие результаты обусловлены юным возрастом респондентов, и как следствие переоценкой своих знаний.

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Принято ли Вами вВашей семье вести учет доходов ирасходов?» (в% от числа опрошенных)

Первый курс Второй курс Третий курс Четвертый курс Пятый курс Средняя оценка
Да, мы ведем учет всех средств, фиксируя все поступления и все расходы 20 % 18 % 12 % 21 % 20 % 18,2 %
Да, мы ведем учет всех средств, но не все поступления или расходы фиксируются 38 % 36 % 24 % 27 % 30 % 31 % %
Нет, учета средств семьи не ведется, но в целом известно, сколько денег было получено и сколько было потрачено за месяц 30 % 32 % 44 % 42 % 46 % 38,8 %
Нет, учета средств семьи не ведется, и даже приблизительно неизвестно, сколько денег получили и сколько потратили за месяц 4 % 8 % 10 % 8 % 0 % 6 %
Затрудняюсь ответить 8 % 6 % 6 % 2 % 4 % 5,2 %
Общий итог 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

Второй вопрос анкетирования непосредственно связан с первым (Таблица 2). Мы предположили, что чем выше уровень финансовой грамотности респондентов, тем добросовестнее они относятся к учету своих доходов и расходов. В результате подсчета данных мы увидели, что только 1/5 студентов фиксирует все свои поступления и расходы (20,8 %).

Как и ожидалось, большинство респондентов ведет учет всех средств, но не фиксирует все поступления и расходы (37,2 %). Возможно, это связано с нежеланием учитывать мелкие растраты. Немного меньше опрошенных в целом знает, сколько средств ими было получено и потрачено (34 %).

Полученные результаты показывают, что с первого по пятый курс число студентов, не ведущих учет доходов и расходов возрастает, что является неблагоприятной тенденцией.

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Владеете ли Вы современными методами контроля иуправления финансами?» (в% от числа опрошенных)

Первый курс Второй курс Третий курс Четвертый курс Пятый курс Средняя оценка
Да, я получаю смс-оповещения об операциях по карте 56 % 43 % 54 % 56 % 43 % 50,4 %
Да, я пользуюсь интернет-банкингом 34 % 25 % 17 % 38 % 21 % 27 %
Да, у меня есть электронный кошелек и я использую электронные платежные системы (Webmoney, Payza и др.) 8 % 17 % 23 % 6 % 27 % 16,2 %
Нет, у меня нет потребности в подобных услугах 2 % 15 % 6 % 0 % 9 % 6,4 %
Общий итог 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

Времена, когда люди могли расплатиться только наличным расчетом, давно в прошлом и результаты опроса подтверждают это. Большая часть студентов всех курсов ответила, что получает смс-оповещения об операциях по карте, что говорит о популярности банковских карт.

Интересен тот факт, что большая часть студентов, подключивших услугу смс-оповещения — это студенты первого и четвертого курсов (56 %). На наш взгляд, это позитивный момент исследования, т. к.

больше половины студентов, только поступивших или наоборот оканчивающих университет, понимают и оценивают важность функции контроля за своими средствами с помощью современных гаджетов.

Что касается использования интернет-банкинга, то здесь ответы были довольно разрозненными, хотя необходимо отметить, что примерно 1/3 опрошенных прибегает к услугам интернет-банкинга. Наиболее высокая активность пользователей интернет-банкинга также наблюдается на первом и четвертом курсах (34 % и 38 %).

Наименее активны студенты третьего курса — 17 %. Такие результаты объясняются тем, что студенты третьего и пятого курсов отдают предпочтение электронным платежным системам, таким как Webmoney, Payza и др. (23 % и 27 %). Положительным моментом является малый процент респондентов, не имеющих потребностей в подобных услугах — 6,4 %.

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Доверяете ли Вы финансовым учреждениям?» (в% от числа опрошенных)

Первый курс Второй курс Третий курс Четвертый курс Пятый курс Средняя оценка
Да 88 % 44 % 52 % 58 % 92 % 66,8 %
Нет 6 % 24 % 14 % 12 % 2 % 11,6 %
Затрудняюсь ответить 6 % 32 % 34 % 30 % 6 % 21,6 %
Общий итог 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

Целью заключительного вопроса анкетирования было выявление степени доверия молодежи финансовым институтам. Мы предположили, что показатели доверия будут выше у тех пользователей, которые активно пользуются современными финансовыми услугами.

Проанализировав ответы респондентов на четвертый вопрос анкетирования, мы увидели значительные колебания в доверии финансовым институтам среди студентов разных курсов. Большая часть студентов первого курса доверяют финансовым институтам (88 %).

Однако у второго курса этот показатель уменьшается до 44 %. Одновременно увеличивается число студентов, выразивших недоверие с 6 % у первого курса до 24 % у второкурсников. Так же растет число лиц, затрудняющихся с ответом с 6 % до 32 %.

Причина падения показателей как было сказано ранее, по мнению авторов, связана с переоценкой первокурсниками личных знаний, и как следствие необъективной самооценки.

Более половины студентов третьего и четвертого курса доверяют финансовым учреждениям (52 % и 58 %), 1/3 затрудняются с ответом и немногим больше 10 % не выражают доверия финансовым институтам.

Что касается студентов пятого курса, то здесь наблюдается высокий скачок степени доверия финансовым учреждениям. Так, 92 % выпускников выразили свое доверие финансовым институтам и только 2 % ответили на четвертый вопрос отрицательно.

Остальные респонденты не смогли дать точного ответа на этот вопрос, т. е. затруднялись с ответом (6 %).

По нашему мнению, такой скачок степени доверия обусловлен повышением общего уровня образованности студентов-старшекурсников, что, несомненно, является положительной тенденцией.

Таким образом, результаты исследования показали, что средняя субъективная оценка студентами своего уровня финансовой грамотности составляет 3,5 балла, причем на некоторых курсах эта отметка равняется 4 баллам.

Читайте также:  Открылась регистрация на -тотальный диктант - студенческий портал

Основная часть студентов ориентируется в своих доходах и расходах, активно пользуется современными методами управления финансами, и как следствие доверяет финансовым учреждениям.

Но в тоже время присутствует около 10 % студентов, которые плохо разбираются в финансовых инструментах и не доверяют финансовым учреждениям.

По мнению авторов, одной из причин этого недоверия является сложная финансовая терминология, отпугивающая студентов на раннем этапе изучения финансовой грамотности.

Поэтому наиболее плодотворными видятся следующие меры повышения финансовой грамотности: студенческий клуб финансовой грамотности, организация встреч с финансово-успешными людьми; публикации в СМИ университета на тему финансовой грамотности, а также съемка и показ видеороликов на тему эффективного управления доходами; создание на базе университета специализированных площадок, имитирующих финансовые учреждения, где студенты смогут на практике применить полученные теоретические знания.

В заключение хотелось бы сказать, что на сегодняшний день в вузах уделяется большое внимание теоретическому аспекту изучения экономических дисциплин, в то время как уровень практических навыков студентов остается крайне низким. Необходимо наладить взаимодействие с финансовыми структурами, что создаст возможность получения информации и опыта «из первых рук» [3].

Литература:

  1. Гид по финансовой грамотности / кол. авторов. — М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2010. — 456 с.
  2. Кузина О. Е. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2009. — № 4. — С. 157–177.
  3. Паатова М. Э., Даурова М. Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования // Вектор науки ТГУ. — 2014. — № 21. — С.73–75.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, курс, студент, знание, распределение ответов респондентов, общий итог, Российская Федерация, институт, пятибалльная шкала, финансовая грамотность населения.

Источник: https://moluch.ru/archive/114/30207/

Повышаем финансовую грамотность: подборка для тех, кто считает деньги — Финансы на vc.ru

Соосновательница банка для предпринимателей «Точка» Яна Ганник собрала в одном месте курсы, приложения, игры и книги для всех, кому приходится принимать финансовые решения: предпринимателей, инвесторов и каждого из нас.

Научиться

Финансовая (не)грамотность радикально влияет на всю жизнь человека. Каждому из нас каждый день приходится принимать финансовые решения, готовы мы к этому или нет: именно от этих решений зависит наше благосостояние, они определяют успех или провал нашего бизнеса и инвестиций.

Игра Portfolio обучает игрока эффективному управлению финансами

Финансовое благополучие не напрямую зависит от того, в какой семье родился человек или какой у него уровень дохода: высокооплачиваемые актёры нередко спускают на ветер все свои заработки, а дети из бедных семей вырастают в обеспеченных взрослых благодаря грамотной финансовой стратегии. Для тех, кто решил закрыть пробелы в знаниях, мы собрали обучающие ресурсы.

Курсы

  • «Управление личными финансами» (Высшая школа экономики) — цикл лекций профессора ВШЭ Николая Берзона. В них Николай Иосифович рассказывает, в каких формах финансы сопровождают человека на протяжении жизни и определяют его материальное благополучие. Отрезвляет и мотивирует задуматься, в том числе о накоплениях на пенсию, которая для многих кажется чем-то очень далёким.
  • «Финансовая грамотность» (4brain) — бесплатный курс из шести уроков, задача которого — сформировать «финансовое мышление». Подойдёт тем, кто хочет изменить отношение к деньгам и любит, чтобы его убеждали и мотивировали. Для доступа к тестам, упражнениям и итоговому экзамену придётся оплатить подписку.
  • «Финансовая грамотность» (Stepik) — милый курс по основам финансовой грамотности с лекторами-детьми. Рассчитан на учеников средней школы, но часто нравится и взрослым. Часть информации относится к Республике Беларусь, но в остальном материал универсален и помогает освоить или освежить базовые знания.

Обучающие приложения

  • Учебное пособие по финансовой грамотности (Android) разработано экономическим факультетом МГУ. Тестирует пользователя на знание основ финансовой грамотности и даёт подробные инструкции от специалистов университета.
  • «Финсовет» (Android, iPhone) — приложение и интернет-ресурс, разработанные Минфином и Всемирным банком для повышения финансовой грамотности населения. Можно настроить фильтр по возрасту, поэтому подойдёт и взрослым, и детям от 11 лет. Понравится любителям читать: «Финсовет» разбирает кредитные истории писателей и их героев, объясняет значение терминов и содержит пошаговые руководства на самые разные случаи.
  • «Финансовое просвещение» (Android, iPhone) — строгое приложение-учебник от Министерства финансов. Рассказывает, как вести личный бюджет, работать с личными сбережениями, разбираться в страховании и кредитовании. Знакомит с терминами из мира финансов и банкинга и даёт полезные советы для владельцев малого бизнеса и личного подсобного хозяйства. Для проверки знаний предлагает тесты.

Игры

  • «Интерактивные финансы» — коллекция мини-игр на финансовые темы: инвестирование, планирование и бюджет, личные сбережения. Разработана в рамках проекта Минфина России по повышению уровня финансовой грамотности населения совместно с Rambler Group.
  • Portfolio — затягивающая игра, которая даёт практические навыки использования финансовых инструментов. Пользователю предлагают принять финансовое решение и выдвигают аргументы за и против. Знакомит с такими концепциями, как соотношение между доходностью и риском, выгода от диверсификации, управление портфелем.
  • Finance Park — англоязычный симулятор, в котором игроку приписывается определённая жизненная ситуация (наличие образования, должность, наличие семьи, ежемесячный доход), на основании которой пользователь должен принимать финансовые решения. Развивает навыки бюджетирования, управления деньгами, знакомит с концепцией сбережений, затрат и финансовых институтов (банки, страхование).

Контролировать

Приложение для учёта расходов CoinKeeper визуализирует финансовый поток

Интерфейс CoinKeeper

Первый и главный шаг, который нужно сделать на пути к финансовой стабильности — трезво взглянуть на собственный бюджет с помощью аккуратного учёта расходов и доходов. Главный враг на этом пути — лень.

Обычно люди загораются идеей контролировать финансовый поток, но уже через месяц остывают и теряют интерес к своим финансам. Важно продержаться до тех пор, пока контроль расходов не войдёт в привычку. Хорошая новость заключается в том, что эффект вы увидите практически моментально: выйдя на свет, ваши расходы волшебным образом сократятся.

Инструменты для контроля расходов на любой вкус

  • Таблица в Excel. Шаблоны можно посмотреть в подборке vc.ru, на Habr или Smartsheet. Подходит тем, кто любит минимализм и готов регулярно вносить данные в ячейки.
  • AbilityCash. Программа для Windows со множеством опций и сообществом фанатов, многие из которых пользуются программой более десяти лет. Не радует дизайном, но впечатляет функциональностью.
  • CoinKeeper — популярное приложение для iOS и Android. Есть десктоп-версия. Красивое, интуитивно понятное, позволяет вносить расходы быстрым перетягиванием монетки из кошелька в категорию трат.
  • «Дзен-мани» — ещё одно популярное приложение для iOS и Android для тех, кто не может заставить себя вносить расходы вручную. Разработчики сделали акцент на импорте операций из интернет-банков и распознавании чеков. Есть опция для тех, кто живёт от зарплаты до зарплаты: приложение показывает, сколько денег осталось на незапланированные расходы.

Вдохновиться

Чтобы не терять мотивацию и приучить себя думать о финансах по-новому, рекомендую подписаться на профильные Telegram-каналы и регулярно читать блоги по теме.

​Канал «Храни деньги!» публикует сравнительные обзоры карт с кэшбеком

  • «Финансовый советник» — авторский канал о финансовой грамотности. Только колонки автора и его собственный опыт, без рекламы.
  • «Храни деньги!» — обзоры карт, вкладов, кредитов. Инструменты инвестирования, актуальные советы и практика.
  • Money Hack — финансовый журналист Саша Краснова ведёт канал с советами и лайфхаками о деньгах.
  • Smartfin — авторский канал с заметками о финансах, семейном бюджете и практическими советами: как купить квартиру, как жить с ипотекой и кредитами, как правильно обращаться с деньгами.
  • «Кэшбек и банковские карты» — канал для тех, кто хочет правильно выбирать банковские карты и получать максимальный доход от их использования. Личный опыт, советы и обзоры карт с кэшбеком.
  • «Кошелёк закрой» — лонгриды про личные финансы. Автор — Светлана Шишкина, консультант проекта Минфина по финансовой грамотности. Канал об управлении финансами, инвестициях, налогах, кредитах и экономии.
  • «Про банки — просто» — личный опыт автора в общении с банками и использовании их продуктов. Интересно и просто о сложностях, с которыми может столкнуться каждый клиент.

Блоги

  • «Блог банкира» — статьи и дайджесты о самом важном: как разумно пользоваться кредитными лимитами, платёжными системами, где хранить свои деньги, как извлекать максимум выгоды из своих повседневных покупок.
  • «Вкладер» — обзоры различных банковских карт и инструментов для вложений. А также полезные статьи о пенсии, налогах и скидках.
  • «Сравни.ру» — удобные инструменты для расчёта и сравнения вкладов, кредитов, ипотеки, кредитных карт. В том числе калькуляторы страховок КАСКО и ОСАГО. Рейтинги банков и страховых компаний и отзывы их клиентов, отделения и банкоматы на карте.

Преумножить

Наконец, полезные материалы для тех, кто уже вышел на новый уровень отношений с финансами — предпринимателей и инвесторов.

​Сайт для предпринимателей «Справочная» разбирает частые вопросы и сложные случаи

Предпринимателям

Блоги

  • «Справочная» — энциклопедия для предпринимателей со статьями, лекциями, ответами экспертов и интерактивными тестами на самые разные темы: онлайн-кассы, факторинг, выставление счетов, приём иностранцев на работу, госзакупки, товарные знаки и всё-всё-всё.
  • FutureBanking — о мобильном банкинге и SMM, о мультиканальности и интерактивных POS-устройствах. Публикует новости маркетинга и бизнес-аналитики, освещает тренды и даёт прогнозы развития банковской системы.
  • «Финсайд» — новости о развитии банковского и криптовалютного рынков в России: банки, инвестиции, финтех, аферы. Как говорит автор канала Олег Анисимов: «Читайте «Финсайд» и потом не говорите, что вас не предупреждали».
  • Easy Finance — авторский Telegram-канал о финансах простым языком. Подойдёт профессиональным финансистам, инвесторам и владельцам бизнеса.

Игры

  • Virtonomics Entrepreneur — онлайн-симулятор стартапа для начинающих предпринимателей. Помогает справиться со страхом и неуверенностью в себе и формирует практические предпринимательские навыки.
  • Theme Park — симулятор парка развлечений. Игре уже лет 20, но она не становится от этого менее увлекательной. Задача пользователя — построить рентабельный парк развлечений, учитывая настроения посетителей, погоду, особенности географии и многое другое. Разработчики ставили своей задачей добиться максимальной реалистичности.

Инвесторам

Курсы для начинающих инвесторов

  • «Фондовый рынок» (ВШЭ) — ещё один цикл лекций профессора НИУ ВШЭ Николая Берзона, который логично продолжает его курс «Управление личными финансами». На лекциях профессор Берзон объясняет, как правильно инвестировать на фондовом рынке.
  • «Пять ключей к инвестированию» — мотивирующий курс для инвесторов-новичков на английском языке на платформе Udemy. Автор курса Стив Боллингер считает, что учиться инвестированию и инвестировать никогда не поздно. В курсе рассматриваются пять ключевых принципов инвестирования.

Книги

  • «Разумный инвестор: полное руководство по стоимостному инвестированию» — книга-бестселлер известного американского экономиста и профессионального инвестора Бенджамина Грэма. Впервые издана ещё в 1949 году. По мнению Уоррена Баффетта, это «лучшая книга по инвестированию из когда-либо написанных».
  • «О самом важном. Нетривиальные уроки для думающего инвестора» — предсказатель «краха доткомов» Говард Маркс и профессор Колумбийского университета Пол Джонсон объясняют, почему главный враг инвестора — он сам. Также входит в число любимых произведений Уоррена Баффета.

Научить

В конце концов наши сбережения и финансовые активы достанутся детям. Поэтому разумно уже с юного возраста обучать их тому, что большинство из нас освоило только после института.

​Игра и приложение «Монеткины» учит школьников основам ведения бюджета

Игры для детей

  • «Монеткины» — приложение для iOS и Android, которое обучает детей основам ведения бюджета. Рассчитано на школьников со второго по восьмой класс. Имеет разные уровни сложности и позволяет как учитывать собственные расходы, так и контролировать бюджет игрового персонажа.
  • «Финзнайка» — приложение-игра для детей от шести лет, которое формирует интерес к вопросам финансовой грамотности у самых маленьких.

Книги для детей

  • «Твои финансы. Планируй, копи и трать с умом» — интерактивная книга-блокнот для детей от десяти лет. Благодаря этой книге ребенок узнает, что такое банковский кредит и налоговая ставка, и научится сам применять простые финансовые инструменты. В блокноте можно писать и рисовать и даже вырывать из него страницы, чтобы повесить на стену или взять в магазин.
  • «Твой первый миллион. Как его заработать и не потерять» — книга для детей от восьми лет и родителей, которые хотят вырастить своего ребенка финансово независимым. Расскажет, что такое финансовый план, научит вести личный бюджет, объяснит суть сложного процента и расскажет про первый бизнес.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/finance/93890-povyshaem-finansovuyu-gramotnost-podborka-dlya-teh-kto-schitaet-dengi

Ссылка на основную публикацию