Перемены в законе об образовании и добровольный егэ — студенческий портал

Согласно Федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, экстернат — это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.

Экстернат как форма обучения с 2013 года упразднён. Но это не значит, что нельзя учиться по своей программе, не посещая школу.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Историческая справкаШкольный экстернат был введён в 1935 году. В СССР он являлся одной из форм получения образования для «работающей молодёжи и взрослых». Перешагивать через классы было нельзя, к выпускным экзаменам из восьмилетки допускались только лица, достигшие 16 лет, а из десятилетки — 18 лет. Ускорять обучение разрешили в 1985 году. В приоритете по-прежнему оставалась классно-урочная система, но допускалось не посещать занятия каждый день и аттестоваться сразу за несколько классов. В 1992 году этот механизм полностью легитимизировали, обновив закон об образовании. В 1990-е и 2000-е экстернат считался прерогативой одарённых детей, которым не терпелось поступить в ВУЗ. С принятием в 2012 году нового Закона об образовании экстернат стал доступен всем: от спортсменов до детей с проблемами со здоровьем

В настоящее время в России действует две формы получения образования:

  • в образовательном учреждении (очное, очно-заочное или заочное обучение); 
  • вне образовательного учреждения (с 1 по 9 класс — семейное обучение; 10–11 классы — самообразование). 
  • Благодаря этому соблюдается баланс между государственными гарантиями на основное общее образование и индивидуализацией обучения.
  • Каждый гражданин обязан окончить хотя бы 9 классов и получить знания не ниже тех, что заложены в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
  • Однако закон предоставляет выбор: если не нравится школьная система, вы вправе перейти на семейное образование и подстраивать обучение под интересы и особенности ребёнка.

Чтобы подтвердить, что знания ребёнка не ниже госстандартов, он должен сдавать промежуточные и итоговые аттестации. Для этого дети зачисляются в аккредитованные школы и на время аттестации становятся экстернами.

Перемены в законе об образовании и добровольный ЕГЭ - Студенческий портал

Права и обязанности экстернов

Экстернат даёт возможность учиться так, как нравится. Можно выбрать готовую программу или разработать свою. Можно читать учебники и заниматься с репетиторами, а можно подключить онлайн-школу. Можно за год проходить программу сразу нескольких классов, а можно двигаться вперёд не торопясь, последовательно.

Какое бы образовательное учреждение для прохождения промежуточной и итоговой аттестаций вы ни выбрали, у ребёнка-экстерна будут те же права, что и у обычного школьника: 

  • ребёнок на экстернате может получать учебники и справочную литературу в школе, куда зачислен на аттестацию;
  • он может ходить на практические и лабораторные занятия;
  • экстерн перед аттестацией вправе получить консультацию по каждому предмету;
  • он может участвовать в олимпиадах, конкурсах и внеурочных мероприятиях.

К обязанностям экстернов относятся своевременная сдача аттестаций и (при наличии) ликвидация академических задолженностей. Если ребёнок не справится, его вернут в обычную школу.  

Переход на экстернат

Чтобы в России перевести ребёнка на экстернат, необходимо поменять форму получения образования. Для детей с 1 по 9 классы это будет семейное образование, для старшеклассников — самообразование.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как выбрать свой стиль подготовки к егэ и огэ - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Пакет документов для экстерната

  • Уведомление в органы местного самоуправления о выборе семейного образования (самообразования). 
  • Заявление о переходе на семейное образование и отчислении из школы (если хотите сменить школу для аттестаций).
  • Заявление о зачислении в образовательное учреждение для прохождения аттестаций (при смене школы).
  • Договор об организации и проведении промежуточной и(или) государственной итоговой аттестации (по желанию). 

Все эти документы составляются произвольно, по общим правилам делового оборота. Унифицированных требований к ним нет.

Но нелишним будет подкрепить своё волеизъявление ссылками на статьи Федерального закона, касающиеся семейного образования.

Перемены в законе об образовании и добровольный ЕГЭ - Студенческий портал

Выводы

  1. Экстернат никуда не исчез. Просто в действующем Законе «Об образовании в Российской Федерации» он является формой аттестации, а не обучения.

  2. Учиться на экстернате могут не только вундеркинды, но и обычные дети, которым по каким-то причинам не подходит школа.
  3. У экстернов те же академические права, что и у остальных школьников, но гораздо больше свободы.

  4. Для перехода на экстернат достаточно уведомить органы местного самоуправления и найти школу для сдачи аттестаций.   

Как видите, всё довольно просто. Самое сложное в экстернате — организовать обучение.

Не все дети способны заниматься самостоятельно, и не все родители могут контролировать это. Отличным подспорьем для экстернов являются онлайн-школы, где при сохранении гибкого графика образовательный процесс отлажен как часы.

       Приглашаем вас в «Экстернат Фоксфорда»! Гибкое расписание позволит сочетать учёбу со спортом, творчеством и другими увлечениями. Есть программа «два класса за один год».

Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Программа позволяет изучать нужные предметы на углублённом уровне, готовиться к экзаменам и олимпиадам.

Учебную мотивацию поддерживают персональные кураторы.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/eksternat

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

  • Бесплатная юридическая консультация
  • +7 (499) 653 61 48 Москва
  • +7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года

Включает все изменения до 6 февраля 2020 г.

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г.

N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий.

Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2020, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Глава 1 Общие положения законаГлава 2 Система образованияГлава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельностьГлава 4 Обучающиеся и их родители (законные представители)Глава 7 Общее образованиеГлава 8 Профессиональное образованиеГлава 9 Профессиональное обучениеГлава 10 Дополнительное образование

  • Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
  • Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
  • Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  • Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
  • Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
  • Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
  • Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
  • Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
  • Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
  • Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
  • Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
  • Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 14 Международное сотрудничество в сфере образованияГлава 15 Заключительные положения закона

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране.

Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

  1. Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.
  2. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.
  3. Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:
  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота
Читайте также:  Научить детей отличать правду от фейка - студенческий портал

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Источник: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

10 важных вопросов о среднем и высшем образовании

Совместно с членом Комитета по образованию и науке Аленой Аршиновой отвечаем на самые популярные вопросы читателей, касающиеся обучения школьников и студентов.

Может ли руководство школы проводить ремонт учебного заведения за счет родителей?

Нет. В соответствии с законом «Об образовании» обязательства по ремонту или закупке пособий целиком несут муниципалитеты и госорганы. «Руководство школ или учителя не вправе требовать или даже просить родителей учеников оказывать какую‑либо финансовую поддержку на содержание школ и обеспечение образовательного процесса», — отметила член Комитета по образованию и науке Алена Аршинова. 

Могут ли собирать деньги на охрану?

Сбор денег на охрану также не обоснован в законе — там указано, что школа обязана обеспечивать безопасность учеников, когда они там находятся. Однако если у родителей есть желание усилить охрану, они могут добровольно делать это за собственные деньги.

Кто должен закупать учебники?

Бесплатно учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы предоставляются в пользование «на время получения образования лишь в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов (ст.

35 закона «Об образовании»)», пояснила Алена Аршинова.

Она отметила, что все материалы сверх этих стандартов (факультативные, дополнительные) – «это добровольный выбор родителей и обучающихся, за свой счет либо за счет школы, если будет такое решение школы».

Обязаны ли родители покупать лыжи ребенку для занятий физкультурой?

Нет, не обязаны. Согласно ч. 1 ст. 35 закона «Об образовании» государственная и муниципальная школа должна бесплатно предоставлять ученикам средства обучения и воспитания, к которым относится и спортивный инвентарь.

Куда обращаться в случае нарушения закона?

Алена Аршинова рекомендует в первую очередь обратиться с жалобой к руководству школы или в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Также можно обратиться к учредителю школы, а «далее – в любой вышестоящий орган: прокуратура, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Министерство просвещения, депутатам любого уровня, в крайнем случае – в суд». 

«На практике такие нарушения часто устраняются уже при первой жалобе, поскольку в законе достаточно ясно прописаны эти нормы», — отметила депутат.

Какие льготы и бонусы есть у студентов?

Например, можно бесплатно сходить в государственные и муниципальные музеи — они должны не реже раза в месяц давать студентам такую возможность. В остальные дни в кассах можно купить льготный билет.

Также вузы, имеющие госаккредитацию, предоставляют студентам-очникам отсрочку от армии, причем не только специалистам и бакалаврам, но и аспирантам и магистрантам. Главное условие для получения повторной отсрочки — непрерывность образования.

Кроме того, студенты имеют льготы на проезд в общественном транспорте. Их размер зависит от местных властей и транспортной компании.

Кому положены общежития?

Иногородним студентам и льготникам — инвалидам, сиротам и т. д. Остальные места в общежитии распределяются на конкурсной основе. Если вы поступили без экзаменов, например по результатам олимпиады, вы имеете преимущество. Затем учитывают набранные баллы по ЕГЭ и вступительным испытаниям.

Даже если вы учитесь на платном, вы можете получить комнату. Решение о предоставлении общежития студенту принимается каждым учебным заведением самостоятельно.

Сколько раз можно уйти в академический отпуск?

Столько, сколько вам нужно — ограничений нет. Один академический отпуск не может длиться больше двух лет. Он предоставляется по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам. Нужно написать заявление, получить заключение врачебной комиссии или другие документы, подтверждающие основание для предоставления академа.

Можно ли получить налоговый вычет за платное образование?

Да. Вычет по НДФЛ можно получить при платном обучении не только в государственном или муниципальном учебном заведении, но и в частном вузе при наличии у него лицензии.

Если вы работающий студент и платите за себя сами, форма обучения значения не имеет. Если за вас платят родственники, вычет они получат при условии, что вы учитесь на дневном.

Подать заявление на вычет можно в течение трех лет с момента оплаты обучения.

Какие бывают стипендии?

Государственные стипендии бывают разные: 

  • академическая;
  • социальная;
  • стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
  • стипендии Президента РФ и Правительства РФ;
  • именные стипендии.

Академическая назначается дважды в год по результатам сессии. Если у вас нет неудов и хвостов, стипендию вы получите. Кстати, вузы могут назначать повышенные стипендии за хорошую учебу и за особые достижения в научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности.

Стипендии Президента РФ и Правительства РФ получают, например, студенты-очники третьего курса и старше — победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий двух и более изобретений, научных статей. 

Кроме того, существуют негосударственные стипендии, назначаемые юрлицами или физлицами, в том числе направившими студентов на обучение.

Источник: http://duma.gov.ru/news/46100/

Изменение в закон об «Об образовании»

06.02.2011

Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статьи 11 и 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования единого государственного экзамена».

Федеральный закон принят Государственной Думой 14 января 2011 года и одобрен Советом Федерации 26 января 2011 года.

Новые поправки Федерального закона серьезно ужесточили правила проведения ЕГЭ.

В связи с этим отныне школьникам запрещено иметь при себе калькуляторы, мобильные телефоны и другую электронно-вычислительную технику во время сдачи экзамена, кроме отдельных исключительных случаев.

Таким образом, запрещается не просто пользоваться электронными агрегатами, а даже проходить в аудиторию вместе с ними.

Запрет налагается также на олимпиады, итоговые аттестации государственного уровня и на вступительные экзамены всех Высших Учебных Учреждений, в которые ребята планируют поступать.

Тот же Федеральный закон гласит, что строго запрещено распространять в какой-либо форме информацию, заключенную в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ до начала самого экзамена. За нарушение закона, касающегося информации ограниченного доступа, наступает ответственность в виде материального штрафа.

Кроме того, при проведении итоговой аттестации и Единого Государственного Экзамена будут присутствовать общественные наблюдатели, задачи которых сводятся к обеспечению порядка и контролю за соблюдением всех правил, закрепленных в законодательном виде. Каждый из наблюдателей имеет четкий статус, полномочия, права, действия, и, безусловно, ответственность, которая будет налагаться за злоупотребление своих прав или преднамеренное сокрытие нарушений во время проведения экзаменов.

  • Еще одним новшеством стало создание федеральной информационной системы и региональных информационных систем того же типа, в которых будут содержаться полные списки поступающих в Вузы и Ссузы, подробная информация по ЕГЭ о каждом из абитуриентов и другие полезные сведения, которые заметно упростят процедуру поступления.
  • Закон закрепляет правило, согласно которому прием по результатам Единого Государственного Экзамена должен осуществляться во всех  профессиональных образовательных учреждениях среднего и высшего звена, не зависимо от наличия или отсутствия у них государственной аккредитации.
  • Данные поправки к Федеральному закону об образовании помогут снизить уровень коррупции, увеличить ответственность должностных лиц за проведение ЕГЭ, а также значительно повысить уровень качественной подготовки самих выпускников, которые планируют получать высшее образование.
  • Другие новости ЕГЭ:

Источник: http://beta-ege.ru/new/izmenenie-v-zakon-ob-ob-obrazovanii/

Изменения в законе «Об образовании» Часть 2

Возможности для профессиональной подготовки, которая проводится и сейчас, после вступления в силу нового закона значительно расширятся. Существующие в настоящее время программы профессиональной подготовки становятся вариативными.

Они позволят не только пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки рабочих, но и повысить квалификацию по имеющейся профессии или пройти переподготовку и получить смежную профессию (например, вождение в сложных условиях).

Учиться можно будет не только в образовательных организациях, но и в специализированных учебных центрах, на производстве, а также у индивидуальных предпринимателей.

При этом организации, которые проводят профессиональное обучение, смогут сами устанавливать и утверждать программы на основе действующих профессиональных стандартов или квалификационных требований, учитывая, что профобучение предполагает большую вариативность, прикладную направленность и приобретение компетенций, необходимых для выполнения конкретных функций или работы на конкретном оборудовании.

Обязательное распределение выпускников нарушает право на свободу выбора профессии и рода занятий, гарантированное Конституцией РФ.

В качестве альтернативы и гарантии трудоустройства законопроектом вводится институт целевого приема, предусматривающий заключение договора о целевом приеме между вузом и организацией-работодателем и договора о целевом обучении между гражданином, направленным на обучение в рамках целевого приема, и организацией-работодателем.

В новом законе будет отдельная статья, регулирующая правоотношения всех заинтересованных сторон. В частности, закрепляются существенные условия договора о целевом обучении, которые включают меры социальной поддержки учащегося.

Среди них могут быть материальное стимулирование, оплата дополнительных образовательных услуг, предоставление в пользование или оплата жилья в период обучения, обязательства по организации производственной практики и, конечно, по трудоустройству.

Наряду с правами и гарантиями предусмотрена и ответственность сторон за неисполнение взятых на себя обязательств. Так, выпускник, который откажется работать в организации, с которой был заключен договор, будет обязан возместить расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки в полном объеме, а также выплатить штраф в двукратном размере этих затрат.

Термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует гражданскому законодательству, согласно которому учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации.

Организация же (в данном случае образовательная) является обобщенным понятием для различных организационно-правовых форм.

Образовательные организации в рамках одного типа получат возможность использовать в наименовании специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности. Лицеи, гимназии, консерватории и пр. продолжат свою работу.

Все образовательные организации разделятся по уровням образовательных программ:1. Дошкольные образовательные организации.2. Общеобразовательные организации.3. Профессиональные образовательные организации.4. Образовательные организации высшего образования.Дополнительным образованием займутся1. Организации дополнительного образования.

2. Организации дополнительного профессионального образования.

Это связано с необходимостью убрать избыточное дробление образовательных организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также трудности при лицензировании и государственной аккредитации образовательных организаций.

При этом существующая градация при всем своем многообразии не давала развиваться новым формам обучения, так как оставляла за рамками закона использование дистанционных технологий, выстраивание индивидуальных образовательных программ, возможности совместной образовательной деятельности организаций различных типов или обучения с участием научных организаций и промышленных предприятий. Все образовательные организации разделятся по уровням образовательных программ:1. Дошкольные образовательные организации.2. Общеобразовательные организации.3. Профессиональные образовательные организации.4. Образовательные организации высшего образования.Дополнительным образованием займутся1. Организации дополнительного образования.2. Организации дополнительного профессионального образования.

Образовательные организации в рамках одного типа получат возможность использовать в наименовании специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности. Лицеи, гимназии, консерватории и пр. продолжат свою работу.

— Образовательные организации.- Научные организации (по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров, а также по программам профессионального обучения).

— Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, организации, осуществляющие социальное обслуживание детей (по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения).

— Индивидуальные предприниматели (по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения).

— Иные организации любой организационно- правовой формы (по программам профессионального обучения и дополнительного образования).

Законопроект направлен на интеграцию российского и европейского образовательных пространств.

Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава, которая, в том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании.

Источник: http://www.egeigia.ru/nowosti/1273-zakon-ob-obrazovanii-2

Экстернат и новый закон об образовании

Экстернат – это самостоятельное обучение с последующей аттестацией в школе. Существует федеральное положение об экстернате, накоплен большой практический опыт в образовательных учреждениях, большое количество семей прошли через эту форму обучения.

В Москве эта форма обучения практикуется уже много лет, можно с уверенностью сказать, что не менее 10-15% выпускников заканчивают школу в форме экстерната. Правда, переходят на экстернат учащиеся уже в старших классах, обычно в 10-м, реже в 9-м классе.

  • Сначала это делалось для того, чтобы иметь возможность совместить обучение в школе с посещением подготовительных курсов в вузах, занятия на которых проводились два-три раза в неделю.
  • Введение ЕГЭ не только не остановило процесс ухода учащихся из школы, но и подстегнуло его.
  • Экстернат до нового Закона об образовании в РФ
  • Федеральное Положение о получении общего образования в форме экстерната было принято в 2000 году, и именно это сделало возможным реализовать право на выбор формы обучения для большого числа учащихся.

В конце 90-х годов практически все вузы в Москве имели свои подготовительные курсы, иногда с двухлетним сроком обучения, с занятиями по два-три раза в неделю.

Выдержать такую нагрузку, оставаясь на очном обучении в школе, было невозможно, и учащиеся массово начали переходить в экстернат.

Иногда из школы уходили лучшие учащиеся целыми группами, остановить этот процесс было невозможно, и уже через несколько лет эта форма получения образования учащимися старших классов в Москве стала очень популярной, если не сказать модной.

Школы на это реагировали, конечно, негативно, жаловались в Департамент образования или возмущались, рассказывали учащимся и родителям, что они совершают ошибку и не получат хорошего образования, но все это уже не имело никакого значения.

Учащиеся уходили в экстернат, занимались в интенсиве экстернатов, на подготовительных курсах, с репетиторами, в итоге их шансы на вступительных экзаменах были существенно выше, чем у абитуриентов после традиционного обучения. И обычно именно на подготовительных курсах учащимся сообщали, что для поступления в их вуз нужно серьезно готовиться, а для этой работы нужно освободить время и переходить в экстернат.

В итоге школы, пытаясь удержать своих учащихся, открывали эту форму обучения у себя, что, в свою очередь, приводило к росту количества экстернов.

По разным оценкам число выпускников школ, обучавшихся экстерном, достигло 20% от общего числа выпускников.

Но такая ситуация сложилась только в Москве, по всей стране экстернат стал применяться только как альтернатива семейному образованию после отмены федерального положения о семейном образовании.

В 2007 году правительство Москвы принимает положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы. Оно только подтверждает право учащихся на выбор форм получения образования, перечисленных в Законе об образовании, но оно стало первым в стране после отмены федерального положения о семейном образовании.

И поскольку в этом положении регламентируется не только экстернат, но и семейное образование, оно дало возможность родителям действительно выбирать форму получения образования.

Как-то само собой сложилось, что на семейное образование переходили учащиеся младших классов, а старшеклассники в экстернат, хотя никаких ограничений по возрасту или по классам ни одно из положений не содержало.

Экстернат давал больше свободы, поскольку аттестация могла быть только промежуточной и итоговой, никаких других форм контроля не предусматривалось, более того, в федеральном положении количество экзаменов в течение учебного года не могло быть больше 12, а это жестко ограничивало попытки школы или чиновников устроить дополнительный контроль уровня подготовки.

Читайте также:  Информация на сайте: как не пропустить запись в лучшие кружки москвы - студенческий портал

В Москве прижился термин «интенсив» именно так стали называться занятия в экстернатах по школьной программе.

Обычно занятия проводились два-три раза в неделю в школе, а остальное время учащиеся занимались самостоятельно, на подготовительных курсах или с репетиторами.

Часто 10-11 классы учащиеся заканчивали за один учебный год, что позволяло иметь в запасе один год для поступления в вузы. Это было особенно важно для мальчиков.

С введением ЕГЭ ситуация мало изменилась, место подготовительных курсов заняли курсы подготовки к ЕГЭ, все остальное осталось по-прежнему.

Экстернат и новый закон об образовании в РФ

Новый закон должен расширять возможности образовательных организаций и родителей в использовании различных форм обучения. Практика применения таких форм обучения, как экстернат и семейное образование, должна найти свое продолжение и развитие в новом Законе.

Что же он предлагает?

Обучение в образовательных организациях – очная, очно-заочная и заочная формы; обучение вне организаций – семейное образование и самообразование.
Экстернат, как форма обучения, в новом Законе не предусмотрен.

  1. Вместе с тем дети, обучающиеся в форме самообразования или семейного образования, могут экстерном пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию.
  2. Экстерны, в свою очередь, это лица, зачисленные в образовательную организацию для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
  3. Какие основные проблемы в таком подходе?
  4. Разрушение существующей практики при отсутствии ясного понимания особенностей каждой формы обучения приведет к невозможности продолжения обучения по такой существующей сейчас форме, как экстернат.

Иными словами, единственная форма обучения, которая широко используется во многих регионах, c принятием нового Закона просто исчезает.

Выводя семейное обучение и самообразование из образовательного учреждения, Закон с одной стороны освобождает эти формы от жесткой регламентации, с другой – лишает существующих в настоящее время прав.

Например, от права на использование библиотечного фонда, консультации, посещение лабораторных и практических занятий, вернее, все это возможно только во время аттестации, ведь в Законе специально оговаривается, что экстерны пользуются академическими правами обучающихся при прохождении аттестации.

А самое главное – отсутствие нормативных документов, регламентирующих эти формы получения образования, без них статьи Закона остаются декларативными.
Но несмотря на все минусы нового Закона в части форм получения образования, нужно учесть следующее:

  • учащиеся и родители имеют право на выбор форм получения образования;
  • можно пройти промежуточную и итоговую аттестацию экстерном.
  • Галина Мисютина для журнала «Ваши права».

Источник: http://extern-mos.ru/new-educational-law-and-externat/

Новый закон об образовании с разъяснениями

?

Предыдущая запись | Следующая запись

freeeduvsevsedomaИнтересный ресурс нашла с ми экспертов по внедрению в жизнь нового ФЗ «Об образовании».Меня, конечно же, в первую очередь интересовал вопрос о семейном образовании и экстернате. Экстернат существует теперь под юридической личиной «Семейного образования». А самообразование разрешается только старшим школьникам.ВОПРОС

Сохранилась ли с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такая форма обучения, как экстернат?

ОТВЕТ

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») предусматривает получение образования в образовательной организации и вне ее.

Причем образование вне образовательной организации может быть получено только в формах семейного образования или самообразования (которые раньше фактически входили в понятие «экстернат»). Принципиальные изменения заключаются в следующем.

Ранее право на выбор формы образования не ограничивалось возрастом (п. 1.6 Положения о получении общего образования в форме экстерната, утв. приказом Минобразования России от 23.06.

2000 № 1884) и в форме экстерната можно было получить начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Теперь при сохранении права на выбор формы образования и формы обучения в законе указывается, что самообразование можно использовать только для освоения программы среднего общего образования (ч. 2 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), т. е.

лицам старшего школьного возраста. Тем самым гарантируется получение начального и основного общего образования под контролем образовательной организации и родителей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Следует обратить внимание, что право на выбор формы образования и обучения лицо приобретает только после получения основного общего образования или после достижения 18 лет (п. 1 ч. 1 ст. 34, а также п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Закон накладывает на образовательную организацию и родителей, выбравших семейную форму образования, обязанность обеспечения получения несовершеннолетним общего образования (ч. 4 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

При наличии не ликвидированных академических задолженностей несовершеннолетний переводится на обучение в образовательной организации (ч. 10 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Такой подход означает соблюдение необходимого баланса между правами обучающегося на получение образования согласно склонностям и потребностям, адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека с одной стороны и государственными гарантиями на получение общедоступного бесплатного образования с другой.

С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» локальные нормативные акты образовательной организации должны быть приведены в соответствие с ним.

Это означает, что локальный нормативный акт об экстернате должен быть заменен на локальные нормативные акты о семейном образовании и самообразовании обучающихся. Соответствующие изменения должны быть внесены также в положение образовательной организации о текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации (ч. 3 ст.

34), другие локальные акты (ч. 2 ст. 30Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

После утверждения новых положений необходимо издать организационно-распорядительные акты (приказы), определяющие форму образования в отношении конкретных обучающихся на основании их заявлений (заявлений родителей) о выборе формы образования.ВОПРОС

Чем заочная форма получения образования отличается от семейной формы и экстерната согласно новому закону об образовании в РФ?

ОТВЕТ

Правовое регулирование форм получения образования и форм обучения в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») фактически не изменилось.

Как и в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены различные формы получения образования и формы обучения, которые могут сочетаться между собой.

Так, ранее предусматривалось, что в образовательном учреждении образовательные программы осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения. Кроме того, были определены три самостоятельные формы получения образования – семейное образование, самообразование и экстернат.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» формы получения образования и формы обучения систематизированы и упорядочены.

При этом в полном объеме сохранена форма получения образования в образовательной организации (далее – ОО) и относящиеся к ней формы обучения: очная, очно-заочная и заочная.

Формы обучения в ОО различаются между собой по числу учебных часов, предусматривающих непосредственное взаимодействие обучающихся и педагогических работников в процессе освоения первыми основной образовательной программы.

Одновременно выделены формы обучения вне образовательной организации – семейное образование и самообразование. Они предполагают самостоятельное освоение образовательной программы.

Экстернат как форма получения образования или форма обучения Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрен, поскольку по сути он представляет собой получение образования в форме семейного образования или самообразования с последующим прохождением промежуточной или итоговой аттестации в ОО.

В связи с этим в новом законе для лиц, получающихся образование в вышеуказанных формах, закреплено право прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Для прохождения аттестации они зачисляются в ОО в качестве экстернов и в этот период пользуются всеми академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Теги — метки:

__________________________________________

сайт «Свобода в образовании» с 2008 года

___________________________________________

Источник: https://freeedu.livejournal.com/533821.html

Права и обязанности студентов (согласно закону РФ " Об образовании")

Каждый студент должен знать: Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения. Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.

  • Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право:
  • — выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;
  • — участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;
  • — осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);
  • — участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;
  • — бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;
  • — представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения; — обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • — получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; — переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.
  • Студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся  по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 600 рублей с 1 сентября 2005 года в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Студентам-инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, — размер стипендии увеличивается на 50%.

Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Студенты высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения.

  1. Студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета.
  2. Федеральным государственным высшим учебным заведениям выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения.

По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием. Студентам очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в соответствии с федеральным законом.

Студентам высших учебных заведений предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев. Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем 7 недель.

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения.

Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать 5% размера стипендии.

При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в жилищный фонд высшего учебного заведения жилой площади общежитий (сдача в аренду и иные сделки), а также использование, приводящее к ее уменьшению.

  • С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор, типовая форма которого утверждается федеральным государственным органом управления образованием.
  • Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение 5 лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.
  • Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.
  • Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации.

Студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования.

За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты высших учебных заведений получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом высшего учебного заведения. Другие права студентов могут быть установлены законодательством и (или) уставом высшего учебного заведения.

  1. Студенты высших учебных заведений обязаны:
  2. Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

— овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами ВУЗа; — соблюдать устав высшего учебного заведения; — соблюдать правила внутреннего распорядка и правила общежития. За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через 1 месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Источник: https://www.vyatsu.ru/studentu-1/spravochnaya-informatsiya/pravo/prava-i-obyazannosti-studentov-zakon-rf-ob-obrazov.html

Ссылка на основную публикацию