На сто лет назад: в мгу изменили устав — студенческий портал

На сто лет назад: в МГУ изменили устав - Студенческий портал 
Mos.ru 

Московский университет стал первым высшим учебным заведением светского типа в России. Учреждённый в 1725 году Академический университет в Петербурге прекратил своё существование в 1760-е годы и стабильно стал работать лишь с 1819 года, сообщает портал мэра и правительства Москвы. 

Для дворян и разночинцев 

План Московского университета разработал Михаил Ломоносов, имя которого МГУ стал носить с 1940 года. Именно он выдвинул идею создания высшей школы «для генерального обучения разночинцев» — людей не только дворянского сословия.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Вместе с Иваном Шуваловым (фаворитом императрицы Елизаветы Петровны) Ломоносов написал «Проект об учреждении Московского университета», который 19 июля 1754 года одобрил Правительствующий сенат.

Одна из идей проекта — удовлетворить потребности жителей Москвы и окружающих губерний в хорошем образовании для детей. 

Указ об учреждении университета подписала императрица Елизавета Петровна 25 января 1755 года, в день памяти святой мученицы Татьяны, потому Татьянин день стал всероссийским праздником студенчества. А первые занятия в Московском университете начались 7 мая 1755 года. 

Три факультета, десять кафедр 

В университете было три факультета — юридический, философский и медицинский. На философском обучали логике, метафизике и нравоучению, физике экспериментальной и теоретической, оратории и стихотворству. Было десять кафедр, занятых десятью профессорами. Согласно проекту Ломоносова, большое внимание уделялось изучению латыни, которая в то время являлась международным языком науки. 

Вначале лекции читали только на латыни, а с 1767 года начали преподавать на русском языке. Выбор языка зависел от возможностей профессоров: русские профессора преподавали преимущественно на родном языке, а иностранцы — на латыни. Однако на медицинском факультете часть лекций всегда читалась на латыни (вплоть до 1917 года). 

В университете не хватало собственных кадров, и приглашались иностранные преподаватели из разных университетов Германии. Но уже с первых лет существования университет поставил цель — воспитать собственную русскую профессуру. Для усиленной подготовки после обучения в Москве самых одарённых студентов посылали на стажировку в лучшие европейские университеты. С.Е.

Десницкий и И.А. Третьяков учились у Адама Смита и Джона Миллара в Университете Глазго в Шотландии, С.Г. Зыбелин и П.Д Вениаминов — в Лейдене в Голландии, М.И. Афонин — у знаменитого шведского биолога Карла Линнея в Уппсале в Швеции. После возвращения в Россию они работали на высоком уровне мировой науки и использовали передовые методы для обучения студентов.

 

Кого и как принимать в студенты? 

В проекте об учреждении Московского университета говорилось о том, кого и как следует принимать в студенты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как выбрать свой стиль подготовки к егэ и огэ - студенческий портал

Оценим за полчаса!

«Всяк желающий в университете вышним наукам учиться, должен явиться у директора, который прикажет профессорам его экзаменовать, и ежели явится способен к слушанию профессорских лекций, то, записав его в число университетских студентов и показав ему порядок учения, приличный его склонности и будущему состоянию, отослать при письменном виде к тем профессорам, у кого какие лекции слушать имеет». «В ободрение» студентам позволялось носить шпагу как знак принадлежности к высшему сословию. 

Профессорам рекомендовано было жить «в близости от университетского дому, дабы в прохаживании туда и назад напрасно время не теряли». 

На сто лет назад: в МГУ изменили устав - Студенческий портал 
  Mos.ru 

В 1786–1793 годах на углу улиц Большой Никитской и Моховой для университета построили специальное здание по проекту архитектора М.Ф. Казакова, которое существует и сейчас на улице Моховой, дом 11 (Институт стран Азии и Африки). В 1791 году открылся университетский храм святой мученицы Татианы. 

Во время пожара 1812 года университет горел и потом был реконструирован по проекту Д. Жилярди в 1817–1819 годах. Вблизи этого основного здания в 1833–1836 годах построили ещё одно, перед которым был установлен памятник Ломоносову (улица Моховая, дом 9, факультет журналистики). 

Постройку нового университетского комплекса на Ленинских (Воробьёвых) горах по проекту архитекторов Л.В. Руднева, С.Е. Чернышёва, П.В. Абросимова, А.Ф. Хрякова начали в 1949 году.

Главное здание МГУ, аудитории которого открылись в 1953 году, — одна из семи сталинских высоток. Там же был установили ещё один памятник Ломоносову.

В 1970, 1980 и 2000-х годах на огромной территории вокруг главного здания было построено ещё несколько больших корпусов и здание библиотеки. 

С философского на юридический и медицинский 

Все студенты вначале должны были учиться три года на философском факультете. Это объяснялось слабой в XVIII веке дифференциацией наук. К тому же, несмотря на название, на факультете студенты изучали не только философию, но и основы математики, механики, физики, экономических и словесных наук. 

После трёх лет обучения часть учеников оставалась на философском факультете для дальнейшей специализации в гуманитарных науках и физике, а остальные продолжали образование на юридическом и медицинском факультетах. На медицинском, кроме врачей, готовили также химиков и биологов. 

Уже с первых дней существования университета в нём создали лаборатории, обсерваторию, библиотеку, типографию, анатомический театр. С 1756 года в университетской типографии печатали первую городскую газету «Московские ведомости» (выходила до ноября 1917 года). 

До 1830-х годов, пока не построили второй большой корпус на Моховой, заниматься приходилось в тесноте. Лекции проходили с восьми утра до 12 часов дня, затем шёл перерыв на обед, и потом занятия продолжались — с двух часов дня до шести вечера. 

Система управления и собственный суд 

До 1804 года университет управлялся назначаемым чиновниками директором и находился под контролем Сената. Университетский устав 1804 года вводил принципы университетской автономии.

Этот означало, что университет является самоуправляющейся организацией и имеет судебный иммунитет относительно светской и духовной власти, то есть неподсудность профессоров и студентов любым судам, кроме университетского.

В 1848 году при Николае I выборность ректора университета отменили. 

На сто лет назад: в МГУ изменили устав - Студенческий портал 
  Mos.ru 

По уставу 1863 года право университета по выборам на университетские должности восстановили. Уставом 1884 года ликвидировали самоуправление: ректора, деканов и профессоров стало назначать Министерство народного просвещения. В 1905 году самоуправление было частично восстановлено, вернулась выборность ректора и декана, но уже в 1911 году эта автономия была отменена. 

Первые студенты — медики и юристы 

За весь период существования университета число его студентов постоянно увеличивалось. Если в XVIII веке насчитывалось чуть больше 100 студентов, то в 1811 году их было уже 215, в 1825-м — 876, а в 1848-м — 1168. Больше всего в университете было медиков (40%), около 30% — юристов, далее шли филологи. Меньше всего было математиков (менее 10%). 

Как рос престиж университета? После великих реформ конца 1850-х — начала 1870-х годов престиж высшего образования вырос, что было связано с формированием рынка интеллектуального труда. Во всех сферах повседневной жизни России были востребованы образованные специалисты — врачи, юристы, инженеры, преподаватели. 

В 1870–1880-х годах приток абитуриентов в Московский университет был столь велик, что он не справлялся с резким увеличением количества студентов, мечтающих получить востребованную в обществе специальность врача. Материальная база была недостаточной, что выражалось в нехватке аудиторий для лекций и лабораторий для практических занятий. 

В 1878 году количество студентов на медицинском факультете дошло до огромной цифры — 1539 человек, на первом курсе было 486 студентов, на втором — 394 студента. Из своих специальных средств университет израсходовал на содержание двух параллельных отделений и на дополнительное вознаграждение преподавателям 30 тысяч рублей, но этим удалось лишь временно снять напряжение. Проблему не решили. 

В результате совет университета обратился в Министерство народного просвещения с просьбой «установить в виде временной меры комплект курса не более 250 студентов» с преимущественным правом зачисления лиц, окончивших курс в средних учебных заведениях Московского учебного округа. Министерство было вынуждено принять 3 июня 1881 года непопулярное постановление «Об ограничении числа студентов на медицинском факультете Московского университета, чтобы общее число не превышало бы 250» и применить его начиная с 1881/1882 учебного года. 

В студенты за казённый счёт 

Как осуществлялось финансирование университета? Если по первому уставу 1755 года на содержание университета отпускалось всего 10 тысяч рублей в год, то по уставу 1804 года Московскому университету, находившемуся под высочайшим покровительством, полагалась штатная сумма в размере 130 тысяч рублей. 

В отличие от европейских университетов, обучение в Московском университете в XVIII веке было бесплатным. Даже предусматривалось содержание 30 малоимущих студентов за казённый счёт.

Плата за слушание лекций впервые была установлена в 1816 году и равнялась 28 рублям 57 копейкам.

По университетскому уставу 1835 года, которым был установлен четырёхлетний срок обучения, плата была постепенно повышена и к 1845 году составила 40 рублей в год.

На сто лет назад: в МГУ изменили устав - Студенческий портал 
  Mos.ru 
  • Именным царским указом от 31 декабря 1848 года «Об установлении постоянного количества платы с слушающих лекции и за обучение в высших и средних учебных заведениях» было предписано с нового 1849/1850 учебного года установить постоянную плату 50 рублей серебром, и эта сумма не была повышена в последующие 67 лет вплоть до 1917 года.
  • Но при этом в 1849 году было установлено, что общее число студентов университета должно составлять 300 человек, с воспрещением приёма студентов, пока «наличное число не войдёт в сей узаконенный размер» (за исключением казённокоштных студентов и студентов медицинских факультетов). 

Стипендии и пособия 

В университетском уставе 1863 года было записано, что «успешным студентам могут быть назначаемы стипендии и пособия».

В 1860 году в Императорском Московском университете имелась 131 казённая стипендия (больше всего — 120 стипендий — на медицинском факультете); 78 стипендий общественных (от приказов общественного призрения, Московского воспитательного дома, разных учебных округов, дворянства и других) и 43 стипендии от частных лиц. Остальные же 85 процентов студентов (1403 человека из 1653) были своекоштными, то есть оплачивали обучение из собственных средств. 

Читайте также:  В россии появится премия для производителей школьной мебели - студенческий портал

К примеру, Антон Чехов получил профессию врача в Московском университете на стипендию Таганрогского городского общественного управления. Стипендия составляла 300 рублей в год, Чехов получал её ежегодно из Таганрога тремя частями по 100 рублей. 

Сейчас в Московском университете 43 факультета и более 300 кафедр. Здесь обучаются 35 тысяч студентов.

Источник: http://www.taday.ru/text/2227826.html

В императорском московском университете сто лет назад

Наша история

На сто лет назад: в МГУ изменили устав - Студенческий портал

В начале 20 века состояние физики в Москве определялось, в основном, двумя научными центрами Императорским Московским университетом (ИМУ) и Императорским Московским техническим училищем (ИМТУ). В Петербурге большую роль кроме учебных заведений играла Российская АН.

Однако средства из казны выделялись сравнительно скудные и в оснащении лабораторий участвовали частные инвестиции. Что касается технического оснащения предприятий, они осуществлялись на частной основе, на то и были эти предприятия частные. Фабриканты и заводчики использовали на своих предприятиях последние достижения мировой техники и химии.

Там работали выдающиеся ученые, и этим объясняются значительные темпы развития экономики России.

Что касается фундаментальной физики, в Москве она сосредотачивалась вокруг ИМУ и определялась научными руководителями. Среди продвинутых на мировом уровне работ выделялись школы П.Н. Лебелева, Вульфа, Умова.

Практически лаборатории оснащались при личном участии профессоров, причем к незначительным казенным ассигнованиям они добавляли свои личные средства. Ездили московские ученые для совершенствования своего образования в Европу, например, в Страсбургской центр (Германия).

И вообще общение с иностранными коллегами было весьма тесным.

На сто лет назад: в МГУ изменили устав - Студенческий портал

Если благотворительность и меценатство в сфере открытия больниц, богаделен, приютов и музеев были явлением, распространенным в русском обществе, то создание Общества содействия практическим наукам им. Х.Х. Леденцова было явлением неординарным.

Богатый предприниматель и меценат Христофор Христофорович Леденцов завещал большую часть своего капитала для создания научного общества при ИМУ и ИМТУ. Он скончался в 1906 г., и при жизни не увидел своего детища, хотя вместе с ним был разработан устав общества при участии проф. С.А. Федорова (ИМТУ) и Н.А. Умова (ИМУ).

Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х.Х. Леденцова было основано в 1909 г.

Однако политическая обстановка в России в начале 20 в. была тревожной в смысле нарастающего революционного движения. С одной стороны ученые не могли изолироваться от обстановки вокруг, с другой — невозможно было допускать отвлечения мыслящей части общества от прямой научной работы. В русском обществе 19-нач. 20 в.

Было увлечение борьбой с самодержавием, головную роль в этой борьбе играла демократическая интеллигенция, выделившая из своих рядов немало профессиональных революционеров и террористов и организовывающая антиправительственные выступления.

В это движение были вовлечены разные слои общества и, к удивлению, не сколько рабочие с производства, сколько студенты и даже капиталисты. Это объясняется главной задачей революции — не совершенствовать жизнь народа, а убрать в России монархию.

Особое место отводилось студенчеству и их непосредственным руководителям профессорам. В частности, известно скандальное, так называемое дело Кассо.

В конце 1911 г. бы назначен новый министр народного просвещения Кассо, кстати, сам профессор Харьковского университета. С его приходом был изменен Устав ИМУ, и ректора стали не выбирать, а назначать.

На это обстоятельство концентрируется внимание историков, хотя были другие пункты Устава, против которых боролась демократия, в частности, ограничение процента приема евреев (3%). Вскоре около 130 профессоров и преподавателей Университета подали прошение об отставке в связи с несогласием с Уставом.

Правительство приняло их отставку и на их должности были переведены другие лица. Неясно, на что рассчитывали участники этой акции, если только не принять во внимание последовавшие массовые выступления и увольнения студентов, что дестабилизировало обстановку в обществе.

Петиция от московского купечества (или так называемой оппозиции молодых капиталистов), направленная в Петербург, оказалась без ответа.

Это был настоящий разгром московской науки. И дело не только в том, что из ИМУ ушли большие ученые, ведь на их место пришли другие преподаватели, а в том, что это посеяло рознь в среде ученых на многие годы. Часть из них была категорически против участия в политических выступлениях. Больше всего от этой истории пострадал выдающийся физик П.Н. Лебедев.

Сам он был постоянно занят и увлечен наукой и обучением своей школы физиков, и ему бы не к чему участие в политической акции. Но Лебедев был членом Общества им. Леденцова, а там задавали тон яростные демократы Н.А. Умов, Н.Е. Жуковский, К.А. Тимирязев. И они вовлекли в эту историю Лебедева.

Он в одночасье потерял лабораторию, которую оснащал, в том числе, за свой счет, должность и оклад профессора ИМУ, квартиру в университетском ведомственном доме.

Физику-экспериментатору, создавшему прекрасную лабораторию для специальных исследований в подвале физического факультета на Моховой улице, полному идей, уже прославившемуся за рубежом русскому ученом, пришлось все бросить. И спешно созданная для него Обществом им.

Леденцова лаборатория в небольшом особняке в Мертвом переулке не входила ни в какое сравнение с тем, что он потерял. После ухода из ИМУ Петр Николаевич переживал, страшно нервничал и через несколько месяцев умер. Вместе с его кончиной были приостановлены его фундаментальные исследования по электромагнитным полям, а заменивший его Лазарев изменил направление исследований на физиологическую физику.

Еще при жизни Лебедев принимал участие в разработке проекта Московского научного института, в рамках которого должны были быть сосредоточены исследования в разных областях.

Было даже создано Общество Московского научного института, которое было призвано следить за постройкой здания на Миусской площади и за сбором и тратой средств от частных жертвователей. Строительство было окончено к концу 1917 г.

и в нем разместилось несколько институтов, во главе которых стояли — П.П.Лазарев, Г.В.Вульф, Н.К.Кольцов. После 1917 г. статус институтов стал государственным, его приписали к Наркомздраву, так как главным направлением стало обслуживание медицины.

Впоследствии после переезда Академии наук из Ленинграда в Москву здесь обосновался ФИАН во главе с С.И.Вавиловым (1934). И хотя ФИАН носит имя П.Н.Лебедева, направление в физике, которым занимался ученый, в нем никогда не было представлено.

На сто лет назад: в МГУ изменили устав - Студенческий портал

А между тем физический факультет ИМУ с заменой в 1911 г. части профессоров продолжал оставаться главным научным центром в Москве. Но долго еще не утихала борьба «кассовцев» и «антикассовцев». Последние собирались в ресторане «Прага» и спорили.

После февральской революции и отречения императора Николая II, основная задача революционеров была выполнена, но что касается развития науки, с этим было сложнее. Тогда же «кассовцев» уволили, «антикассовцы» вернулись в университет. Основной функцией университета стало просвещение, тем более что социальный состав и подготовка студентов были иными.

Нельзя не упомянуть, что и состав профессоров был другой, не избежал университет и репрессий ученых, как бы продолжая старую традицию борьбы в русском обществе.

Соловьева Ю.Н,

выпускница физфака 1960 г.

Источник: https://phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2012/02(93)-2012/12833/

В мгу пришли со своим уставом

Преподаватели и студенты МГУ имени Ломоносова потеряли возможность вносить изменения в устав университета — соответствующее постановление приняло правительство РФ. Такие полномочия остались лишь у членов ученого совета.

Пресс-служба вуза утверждает, что подобные изменения проходят и в других подведомственных правительству университетах. В независимом профсоюзе «Университетская солидарность» говорят о наступлении на принцип академической свободы.

Постановление правительства, вносящее поправки в устав МГУ имени Ломоносова, было опубликовано в понедельник.

Серьезнее всего поменялся девятый пункт документа, который ранее был сформулирован так: «Устав университета, а также изменения к нему принимаются конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся». Все это предложение оказалось исключено.

Теперь изменения устава сможет предлагать лишь ученый совет МГУ. Также правительственные поправки уточняют основания, по которым студент может быть отчислен из вуза.

Раньше такое наказание могло применяться к учащимся, не соблюдающим «устав, правила внутреннего распорядка и иные локальные акты Московского университета», теперь перечень пополнился «правилами проживания в общежитиях». Кроме того, подчеркивается, что решение о применении «меры дисциплинарного воздействия» подписывает лично ректор МГУ или уполномоченное им лицо.

В пресс-службе МГУ сообщили “Ъ”, что Московский университет «не выступал с инициативой» по изменению устава. Представители вуза пояснили, что поправки были разработаны правительством, которое, являясь учредителем МГУ, по закону имеет право изменять устав.

Также пресс-служба напомнила, что еще в 2015 году правительство аналогично изменило устав СПбГУ. Вместе с тем юристы университета заявляют, что новый вариант устава «никоим образом не нарушает право научно-педагогических работников и студентов на самоуправление».

Они подчеркивают, что «высшим органом управления университета» остается ежегодная «конференция научно-педагогических работников, других категорий работников и обучающихся». На этой конференции избирают членов ученого совета, который, в свою очередь, вносит в правительство предложения по изменению устава МГУ.

«Таким образом, устав в действующей редакции сохраняет все необходимые гарантии участия научно-педагогических работников и студентов в решении важнейших вопросов»,— заявили “Ъ” в пресс-службе университета.

На сто лет назад: в МГУ изменили устав - Студенческий портал

Представитель независимого профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов считает, что устав не мог быть изменен без ведома и согласия ректора МГУ Виктора Садовничего.

«Господин Садовничий возглавляет вуз 26 лет и половину этого срока последовательно проводит политику жесткой централизации,— сказал представитель профсоюза.— Иными словами, он пытается лишить других сотрудников и учащихся даже гипотетической возможности повлиять на жизнь университета.

Изменения устава четко укладываются в эту стратегию». Господин Арутюнов уверен, что «конференция научно-педагогических работников и раньше была подконтрольна руководству вуза, было крайне сложно добиться того, чтобы она даже просто внесла на рассмотрение какие-то поправки в устав».

Но теперь, отмечает представитель профсоюза, сотрудников лишили даже теоритической возможности что-то изменить. «Это демонстративный шаг»,— считает господин Арутюнов.

В профсоюзе напомнили, как в прошлом году Минсельхоз изменил уставы подведомственных ему вузов, заменив выборы ректоров прямым назначением.

В ряде случаев в документ был добавлен пункт о том, что кандидат в ректоры может и не иметь «специальной подготовки», если обладает «достаточным и практическим опытом» (см. “Ъ” от 9 ноября 2017 года). «На практике это решение обернулось чередой скандалов,— напоминает господин Арутюнов.

— В Тимирязевской академии и Санкт-Петербургском аграрном университете прошли митинги преподавателей и студентов». Профсоюз расценивает такие действия как наступление на принцип академической свободы университетов.

«Когда вуз перестает контролировать собственный устав, ему могут в любой момент сменить руководителя. Научные заслуги становятся неважны,— говорит господин Арутюнов.— Уже сейчас ситуация в вузах, потерявших контроль над уставом, серьезно ухудшилась».

Александр Черных

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3725476

Студенты и преподаватели МГУ не смогут влиять на устав вуза

Студенты и преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) не смогут вносить изменения в устав университета и принимать этот документ. Об этом говорится в постановлении, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.

В частности, согласно документу, изменился пункт 9 устава университета, из которого убрали слова о том, что изменения устава МГУ «принимаются конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников Московского университета и обучающихся в Московском университете».

Также убрали подпункт «а» пункта 146, в котором говорилось, что конференция, состоящая из научно-педагогических работников, студентов, аспирантов и докторантов университета принимает его устав и вносимые в документ изменения.

Таким образом, менять устав сможет только ученый совет вуза, а утверждать их будет правительство.

Постановление подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым.

С 2009 года МГУ и СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет)имеют особый статус. Их учредителем является правительство, оно же утверждает уставы обоих университетов. Ректоров этих вузов назначает и освобождает от должности президент России.

Напомним, некоторые студенты и сотрудники МГУ выступали против строительства фан-зоны рядом с Главным зданием университета к чемпионату мира по футболу-2018, который проходил в России с 14 июня по 15 июля, и проведения Фестиваля болельщиков на территории МГУ. По их мнению, это могло помешать научной и учебной деятельности университета, повредит парку МГУ, который является памятником садово-паркового искусства, и экологии заказника «Воробьевы горы».

На сто лет назад: в МГУ изменили устав - Студенческий портал

Представители Инициативной группы МГУ и студсоветов некоторых факультетов встречались с вице-премьером Аркадием Дворковичем по вопросу о переносе фан-зоны и Фестиваля болельщиков в другое место. Студенты проводили одиночные пикеты у зданий спонсоров ЧМ и мэрии Москвы, а также другие акции.

Против студента филологического университета Дмитрия Петелина из-за надписи «Нет фан-зоне!» на указателе к ЧМ в начале июня возбудили уголовное дело о вандализме (ч. 1 ст. 214 УК), но после обращения ректора к сотрудникам правоохранительных органов его закрыли. Петелина оштрафовали на 1500 рублей по статье «мелкое хулиганство» (ст. 20.1. КоАП).

Фан-зону возвели на Воробьевых горах, отодвинув ее на 300 метровот Главного здания МГУ.

Источник: https://novayagazeta.ru/news/2018/08/27/144538-studenty-i-prepodavateli-mgu-ne-smogut-vliyat-na-ustav-vuza

Из-за коронавируса в МГУ изменили старой традиции — МК

День открытых дверей пройдет в дистанционном режиме

Коронавирус коронавирусом, но студентам надо как-то сдавать зачетно-экзаменационную сессию, выпускникам вузов — получать свои дипломы, а абитуриентам — сдавать документы в приемные комиссии. О том, как в этом непростом году будут проходить все эти процессы в российском вузе № 1, рассказал ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий.

Как и вся страна, до 5 апреля МГУ уходит на каникулы: «Надеюсь, что и студенты, и преподаватели (в общей сложности их в МГУ около 100 тысяч — «МК») смогут адаптироваться к непростой ситуации и используют эти каникулы для занятий, — заявил Садовничий. — Например, для занятий наукой, чем наряду с руководством университетом, намерен в эту неделю заняться и я сам».

Читайте также:  В апреле пройдет первое народное сочинение - студенческий портал

Впрочем, студентов в кампусе МГУ сейчас стало гораздо меньше, ибо обитатели общежитий разъезжаются по домам. Из 15 тыс. проживавших уже убыли от трети до половины. И ректорат призывает оставшихся последовать этому примеру, дабы пережить трудное время дома: «Прошу родителей посоветовать своим детям вернуться домой! Болезнь носит взрывной характер.

И с этажа, где возникла инфекция, по системам вентиляции и канализации, через лифты и т. п. она может тут же разнестись по всему зданию, — заявил Садовничий. — Ребятам лучше уехать! А МГУ найдет средства оплатить им эту вынужденную дорогу туда и обратно по возвращении назад и по предъявлении билетов.

О том, что можно вернуться, и мы всех ждем, мы всех предупредим за неделю до возобновления занятий».

Между тем жизнь в университете продолжается, и ее распорядок по возможности менять не будут, хотя и внесут коррективы. Так, намеченный на 29 марта день открытых дверей все же состоится, хотя и в дистанционном режиме, сообщил ректор: «С 12.45 до 16.00 все пройдет как всегда — и лекция ректора, и его ответы на вопросы, и посещение всех факультетов. Но все это — дистанционно».

Сохранится без изменений, по его словам, и порядок зачисления: как всегда, он пройдет на конкурсной основе по сумме баллов ЕГЭ с учетом дополнительных экзаменов МГУ и побед в олимпиадах.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ), как и прежде, пройдут по 9 предметам.

Но если то, что они пройдут обязательно, уже известно наверняка, то форма проведения еще обсуждается, и будет зависеть от обстановки, сложившейся на тот момент.

— Если придется переходить на дистанционную форму, то есть у меня идея использовать для ДВИ площадки сдачи ЕГЭ. Правда, я пока еще ее ни с кем не обсуждал, — признался Садовничий. — А в некоторых случаях можно будет проводить и очные беседы.

Сохраним мы и дополнительные баллы за личные достижения школьников: 2 балла за спорт, 6 за аттестат с отличием и 2 балла за школьное сочинения (всего максимум 10).

Сроки подачи заявлений также будут сохранены, а зачисление пройдет в две обычные волны: 1 августа и 6 августа.

Задачу соблюдения традиционных сроков МГУ ставит в отношении летней сессии и выпуска. Полной ясности на этот счет пока нет, но МГУ готов провести зачеты и экзамены дистанционно. Если же в каких-то случаях это будет невозможно, также будут организованы одиночные личные встречи и беседы с преподавателями.

Пройдут и заключительные этапы олимпиад МГУ. Правда, они пока отложены. Но университет, учитывая значимость финала для ребят, твердо намерен «олимпиады обязательно завершить, и их результаты учесть, — заверил Садовничий.- Возможно, мы сделаем это в дистанционной форме. А, возможно, ситуация к тому времени улучшится, и мы проведем очный тур. Мы всё делаем и будем делать по уму!».

МЕЖДУ ТЕМ. О своем намерении провести Дни открытых дверей в дистанционном режиме «МК» также сообщили МФТИ и МИИТ.

Источник: https://www.mk.ru/social/2020/03/26/izza-koronavirusa-v-mgu-izmenili-staroy-tradicii.html

Как поступить в МГУ?

Ещё год назад большинство нынешних первокурсников даже не предполагали, что смогут поступить в Московский государственный университет —  вуз мечты любого школьника, но они это сделали. Что же помогло им пройти этот нелёгкий путь? Какими секретами своего успеха они могут поделиться с будущими абитуриентами?

Анастасия Сиротина – молодая, яркая и успешная девушка, которая не понаслышке знакома со студенческой жизнью: в 2015 году Настя поступила на факультет политологии МГУ, но вскоре поняла, что сделала неправильный выбор, поэтому решила в следующем году поступить на исторический факультет.

И отлично справилась с этой задачей, набрав в сумме 353 балла.

Отвечая на вопрос «Как ты готовилась к ЕГЭ?», Настя с радостью вспоминает про сайт «Ломоносовка», который не только помог ей получить высокие баллы на экзамене, но и успешно написать ДВИ (дополнительное вступительное испытание при поступлении в МГУ – СЛ).

Анастасия отмечает, что исторический факультет привлёк её классическим набором предметов и фундаментальными знаниями, которые получают здесь студенты. Настя довольна своим выбором на все сто процентов.

Наш следующий собеседник поступил в МГУ способом, который в последнее время становится всё более популярным среди абитуриентов: Никита Латушко стал призёром Всероссийской олимпиады школьников по истории в этом году, тем самым обеспечив себе место на нашем факультете. Однако не всё было так просто.

К олимпиадам Никита пришёл в 8 классе, когда впервые занял призовое место на региональном этапе. Но и первые неудачи не заставили себя ждать, ведь по словам Никиты, у него начали опускаться руки после плохо написанных Всероссийских олимпиад в 2014 и 2015 годах.

Тогда парень даже не мечтал о поступлении в МГУ, очень переживал за английский язык, который плохо знал. Но в этом году Никита поставил все карты именно на олимпиаду и не прогадал! Он усердно готовился, учёл ошибки прошлых лет и, наконец, достиг поставленных целей.

Несмотря на успешное написание олимпиады, молодой человек не отказался от ЕГЭ и успешно сдал экзамены, в том числе получил максимальный балл по истории.

Никита по-настоящему счастлив быть студентом истфака, все его надежды оправдались. Он мечтал об особой атмосфере, новых знаниях и возможности совершенствоваться – всё это и многое другое сейчас у него в руках. Теперь остаётся только направить свои силы в правильное русло и достигнуть ещё больших высот!

«Я поняла, насколько велико то учреждение, куда я поступаю, только тогда, когда увидела главное здание МГУ перед собой». Именно с этих слов началось моё интервью с Анной Чепелевой —  талантливой и харизматичной девушкой из солнечного Симферополя.

Она признаётся, что большое количество времени посвятила подготовке к ДВИ, так как очень переживала, что плохо напишет. Аня читала дни и ночи напролёт, и её труды оказались не напрасными. Вместе с тем, что она поступала по льготе для жителей Крыма, девушка успешно написала ДВИ и набрала достойное количество баллов за ЕГЭ (258 в сумме за 3 предмета).

Сам вузовский экзамен для нашей героини оказался скорее интересным и творческим, чем сложным.

Аня, как и её однокурсники, очень довольна учебой в МГУ, но девушка предупреждает, что взрослая жизнь требует жёсткой дисциплины, которая состоит из планирования каждого дня, невозможности отложить дела на потом. Если становится скучно, то не стоит забывать о том, что университет даёт возможности посещать любые дополнительные семинары и лекции.

Учёба в МГУ была пределом мечтаний и для Полины Подоплеловой, нашей следующей героини, которая сейчас учится на отделении истории искусств. Решение сдавать историю пришло к девушке лишь в 11 классе.

За полгода она подготовилась к ЕГЭ, а за три месяца – к ДВИ.

Это особый и очень сложный экзамен для желающих поступить на отделение истории искусств, который проходит в 2 этапа и требует от ребят колоссальных знаний в различных областях своей будущей профессии.

«Учёба, —  признаётся Полина, —  весьма интересная: преподаватели очень грамотные, каждую неделю занятия проводятся в музеях, ребята посещают выставки, читают литературу и большое внимание уделяют практике, ведь без неё настоящему искусствоведу никуда!»

Через 2 месяца первокурсников ждёт первая сессия, в ноябре начинаются коллоквиумы, регулярно пишутся контрольные и самостоятельные работы. И сейчас, оглянувшись назад, ребята почти единогласно заявляют: «Никогда нельзя сдаваться. Нужно много работать и достигать поставленных целей!»

Источник: http://sl.hist.msu.ru/?p=3930

5 мифов вокруг поступления в МГУ

СодержаниеМиф 1: «МГУ только для детей москвичей»Миф 2: «Только очень богатые родители могут позволить себе отправить ребенка на учебу в МГУ»Миф 3: «Для поступления в МГУ нужно сдать все ЕГЭ на 100 баллов и не ниже»Миф 4: «Без репетитора подготовиться к поступлению в МГУ нереально»Миф 5: «Подготовительные курсы гарантируют поступление»

«Студент МГУ» — волшебное словосочетание, обозначающее почти небожителей. Именно так кажется многим абитуриентам и их родителям. О сложности поступления в главный университет России ходят легенды, способные начисто разрушить у юношей и девушек уверенность в своих силах. Сегодня MedAboutMe выступит в роли разрушителя мифов и докажет: на самом деле все не так страшно.

Миф 1: «МГУ только для детей москвичей»

Этот миф возник еще в советские времена. Качество преподавания в республиках или в российской глубинке тогда действительно могло сильно отличаться от московских школ.

Золотой медалист из провинции мог с позором провалить экзамены в столичном ВУЗе, внезапно обнаружив, что в его знаниях зияют изрядные прорехи… Причин могло быть много: например, школьников в союзных республиках осенью почти всегда отправляли помогать колхозникам собирать урожай на месяц-другой.

А потом упущенное время учебы догоняли «галопом по Европам», чтобы уложиться в учебный план. В Москве же такого не было. Преподавательский состав тоже был неоднородным: нередко в глубинку попадали те, кто не смог найти себе места в более престижной школе.

А как обстоит дело сегодня?

А сегодня все совсем иначе. Ребята из других городов нередко оказываются гораздо более подготовленными, чем коренные москвичи. И с легкостью поступают в выбранный ВУЗ, в том числе и на бюджетное отделение.

Никаких препятствий для поступления иногородних и даже иностранных абитуриентов нет. Документы принимают у всех, кто успеет их подать до 18:00 10 июля. Причем даже не обязательно присутствовать лично в момент подачи документов: можно отправить их обычной или электронной почтой. На сайте МГУ очень подробно объясняется, как это сделать.

Факт:

В МГУ иногородние и иностранные студенты составляют на некоторых факультетах около половины всего состава. Приезжих среди студентов МГУ больше, чем в любом другом ВУЗе страны.

Вообще-то, и ректор МГУ, Виктор Садовничий, тоже из приезжих. Да и Михайло Ломоносов, чье славное имя носит университет, тоже не москвичом родился.

Миф 2: «Только очень богатые родители могут позволить себе отправить ребенка на учебу в МГУ»

Потому что «поступить на бюджетное отделение нереально, а платное стоит запредельно дорого».

Это неправда. Выпускник с хорошей подготовкой вполне может поступить на бюджетное место, которых не так уж мало. Да, конкурс есть. Но совсем не бешеный.

И на взятки денег не нужно вообще: взятками «пропихнуть» плохо подготовленного абитуриента на бюджетное место все равно не удастся. Система устроена так, что это просто невозможно.

Расходы родителей могут ожидать в том случае, если их чадо не захочет жить в общежитии и ему нужно будет снимать жилье. Это действительно недешево в столице, но к дороговизне получения заветного студенческого билета МГУ отношения не имеет.

Кстати, летом университет предлагает абитуриентам проживание в своих студенческих общежитиях по более чем щадящим расценкам: 70 рублей в сутки. Дешевле — только на лавочке в парке.

Если выпускник хорошо подготовился и поступил на бюджетное место, ему могут предложить место в одном из общежитий, что поможет ему сэкономить на аренде жилья очень солидно. Условия в общежитиях разные, многое зависит от соседей. Но университет старается поддерживать общежития в хорошем состоянии. В комнатах может размещаться от 1 до 6 человек.

«Бюджетникам» еще и стипендию выплачивают — небольшую, но и это приятно. В зависимости от успеваемости стипендия может составлять от 2400 до 3000 рублей. В Москве на это, конечно, не прожить, но все-таки это плюс, а не минус.

Миф 3: «Для поступления в МГУ нужно сдать все ЕГЭ на 100 баллов и не ниже»

И это неправда. Баллы, конечно, важны. Но даже если ЕГЭ сданы не с максимально возможным результатом, у абитуриента есть шанс поправить ситуацию.

Дело в том, что университет проводит дополнительные вступительные испытания (ДВИ), для разных факультетов по разным предметам. Баллы, полученные за ДВИ, суммируются с баллами ЕГЭ, и это может существенно изменить ситуацию. Так что 100 баллов за ЕГЭ поступления не гарантируют, но, конечно, помогают.

Бояться ДВИ не стоит: ничего, выходящего за рамки школьной программы, на испытаниях не предлагается. Вопросы известны, это открытая информация, поэтому все зависит от подготовки абитуриента. Если желание стать студентом МГУ действительно есть, то ничего запредельно сложного на испытаниях не будет.

Миф 4: «Без репетитора подготовиться к поступлению в МГУ нереально»

Это не совсем так. Если ребенок плохо учился, у него в знаниях существуют пробелы еще со средних классов, то действительно, в этом случае могут потребоваться дополнительные занятия с репетитором. Но при хороших знаниях и нормальной уверенности в себе этого не потребуется.

Тем более, что при МГУ действуют подготовительные курсы. Они рассчитаны на 30 недель. Есть и заочные курсы. О правилах подачи документов и стоимости обучения можно узнать на сайте МГУ.

Миф 5: «Подготовительные курсы гарантируют поступление»

Многие родители уверены, что посещение подготовительных курсов дает детям преимущество: преподаватели запомнят выпускника и более лояльно отнесутся к нему при поступлении.

На самом деле это не так. Курсы действительно могут помочь, потому что абитуриентов готовят со знанием дела. Тот, кто действительно приходит на занятия за недостающими знаниями, получает искомое, и на испытании проявляет себя с наилучшей стороны.

А вот попытка свести знакомство с преподавателями для поступления «по блату» обречена на провал. Работы абитуриентов максимально обезличены: проверяющие понятия не имеют, чью работу они проверяют.

МнениеСветлана, репетитор.

Я каждый год готовлю ребят к поступлению в ВУЗы, в том числе и в МГУ. И мои наблюдения всегда показывают одно и то же. Если выпускник серьезно готовится, выполняет все задания, старается во всем разобраться, а не просто «натаскаться к экзаменам», он обычно проходит испытания успешно. И говорит потом, что ему повезло: попались легкие задания.

Те же, кто склонен «филонить», кто не выполняет домашних заданий, у кого регулярно то времени не хватает, то «собака тетрадку сжевала», то «живот болел», кто нацелен не на знания, а на оценки, те показывают куда более низкие результаты. И, разумеется, горько плачутся потом на невезение.

Так что все дело в мотивации и целеустремленности. Выпускник может ходить на курсы, к репетитору, заниматься сам, но результат будет зависеть не от затраченных на подготовку денег, а только от собственного стремления к победе.

Так что все в ваших руках, уважаемые выпускники, абитуриенты и будущие студенты самого престижного университета России. Москва слезам по-прежнему не верит, но очень уважает знания, целеустремленность и уверенность в себе.

Комментарий экспертаЕлена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова

Я не согласна с тем, что новые поколения абитуриентов хуже, чем были прежние. Они меняются, это правда. Но ребята становятся все лучше и лучше. Да, они больше хотят смотреть, а не читать, это поколение видео-культуры. Но они по-прежнему полны оптимизма, они хотят строить новую Россию, гордятся прошлым, хотя и хуже знают историю.

Да, новые абитуриенты не так трудолюбивы, как были мы, например. Но они очень мотивированы, нацелены на достижение профессиональных высот, их не пугает довольно высокая конкуренция при поступлении на наш факультет.

Я рекомендовала бы абитуриентам лучше готовиться по фундаментальным дисциплинам, лежащим в основе нашей программы. Это, в первую очередь, русский язык и литература. Надо читать, читать и читать, ЕГЭ по литературе — профильный экзамен. Что же касается подготовки к творческому конкурсу, совет почти такой же: писать, писать и писать.

Комментарий экспертаНиколай Сысоев, декан физического факультета МГУ им. Ломоносова

К сожалению, реформа образования в нашей стране существенно повлияла на уровень подготовки абитуриентов.

С тех пор, как физика и математика перестали входить в число основных предметов школьной программы, уровень подготовки поступающих в университет ребят стал заметно ниже.

В результате нам приходится на первом курсе заниматься заполнением пробелов в знаниях студентов, чтобы они могли учиться дальше.

Но это относится не ко всем абитуриентам. Есть очень сильные ребята. Как правило, они приходят к нам из специализированных школ, это участники и победители олимпиад.

Они большие труженики, которые пришли действительно учиться, а не просто получить диплом. И именно такие студенты часто заканчивают учебу с красным дипломом и становятся гордостью нашего факультета.

Я бы даже сказал, что это Золотой фонд России.

Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист? Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?

Источник: https://news.rambler.ru/education/38601445-5-mifov-vokrug-postupleniya-v-mgu/

Ссылка на основную публикацию