Изменить отношение людей с овз к самим себе — студенческий портал

1 Садовникова Н.О. 1 1 ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
В статье рассматривается проблема готовности студентов вузов к взаимодействию со студентами-инвалидами в условия инклюзивного профессионального образования. Было проведено пилотажное исследование толерантности, готовности и отношения студентов к студентам-инвалидам.

Анализ результатов показал, что преимущественно студенты вузов толерантны, готовы к оказанию социальной и психологической поддержки студентам-инвалидам, не считают, что совместное обучение с инвалидами снижает качество подготовки.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

инклюзивное профессиональное образование
1. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б.

Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социологические исследования. – 1991. – № 5. – С. 3-8.
2. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р // http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 10.10.2015).
3. Пугачев А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. – 2012. – №10. – С. 374-377.
4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. – 389 с.
5. Феномен эгоцентризма у подростков—инвалидов / Л.Ф. Обухова и др. // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 40-48.

Актуальность рассмотрения отношения студентов к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования обусловлена несколькими фактами. Во-первых, в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы указывается необходимость реализации принципа социальной ориентированности мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных городах страны [2]. Также в этом документе четко формулируется проблема, связанная с тем, что на уровне среднего профессионального и высшего образования в настоящее время отсутствуют полноценные механизмы поддержки и предоставления равных образовательных возможностей для граждан с особыми образовательными потребностями. А в рамках реализации мероприятий по созданию условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с ограниченными возможностями здоровья, предусматривается обеспечение повышения доступности среднего профессионального и высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) путем модернизации технологий и инфраструктуры [2].

Во-вторых, за последние пять лет количество детей, впервые признанных инвалидами, выросло на 40 %. При этом до 70 % выпускников школ, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья, являются потенциальными абитуриентами вузов, т.е.

в системе профессионального образования будет востребовано до 12 000 мест. Кроме того, из 409 374 бюджетных мест, которые выделены учреждениям высшего профессионального образования в 2014 году, 10 % составляет квота для инвалидов (40 930 бюджетных мест).

Соответственно количество лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), получающих высшее образование, может увеличиться.

В-третьих, успех от реализации идей инклюзии в профессиональном образовании, эффективность социокультурной адаптации и социализации будет во многом зависеть от того, насколько все субъекты профессионально-образовательного процесса (в том числе и сами обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья) готовы к совместной деятельности и активному взаимодействию.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Составлен топ-10 популярных детских книг - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Инклюзивное профессиональное образование – это особым образом организованный процесс достижения лицами, имеющими недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, нормативных результатов профессионального образования – компетенций, зафиксированных в федеральных государственных стандартах, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям.

Необходимость обращения к категории «инклюзивное профессиональное образование» вызывает необходимость изменения представлений о том, что есть профессионально-образовательный процесс и осознание важности перехода к пониманию того, что современная система профессионального образования разворачивается в принципиально иной системе координат, которая закономерно приводит к изменению роли всех субъектов образовательного процесса. Поэтому основным вопросом в теме инклюзивного образования остается готовность к нему самой системы образования.

Готовность подразумевает не только материальную подготовку образовательной среды, нормативно-правовое и организационное обеспечение инклюзивного образования, но и толерантное отношение участников образовательного процесса (педагогов, администрации образовательных организаций, студентов) к студентам, имеющим особые потребности и ограниченные возможности.

Результаты исследований многих авторов говорят о том, что общество на настоящий момент не способно к полноценному принятиию инвалидов. Так, Л.Ф. Обухова, Т.В. Рябова, М.Н. Гуслова, Т.К.

Стуре отмечают, что молодые инвалиды, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, замкнуты и отгорожены от людей, причиной этого является отсутствие базового чувства доверия к миру, устойчивой положительной самооценки, достаточной мотивации и навыка общения [5]. В работе Т.А. Добровольской и Н. К.

Шабалиной, проанализировавших зарубежный опыт интеграции инвалидов, указано, что отношение здоровых людей к инвалидам в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное [1].

Но если в обыденной жизни инвалид может сам регулировать процесс взаимодействия с окружающей его социальной средой, то при получении им профессионального образования существует постоянная необходимость поддерживать контакт с сокурсниками, педагогами, методистами и т.д. В свете этого важным становится изучение отношения студентов к инвалидам и лицам с ОВЗ, готовности к конструктивному общению с ними и оказанию им психологической и социальной поддержки.

Для определения основных направления теоретико-эмпирического исследования готовности субъектов профессионально-образовательного процесса к конструктивному взаимодействию в условиях инклюзии нами было проведено пилотажное исследование отношения студентов вузов к студентам-инвалидам.

В исследовании приняли участие 60 человек – студенты 1-4 курса. Средний возраст испытуемых – 20 лет. 92 % опрошенных девушки. Все участники опроса обучаются по педагогическим и психолого-педагогическим направлениям.

Для исследования отношения студентов высшего учебного заведения к лицам с ограниченными возможностями здоровья был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности», авторы – Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова [4] и авторская анкета, вопросы которой были направлены на выявление отношения студентов вузов к студентам-инвалидам.

В экспресс-опроснике «Индекс толерантности» нас в большей степени интересовала субшкала «Социальная толерантность», вопросы которой в том числе касались отношения к инвалидам.

Качественный анализ результатов по этой шкале позволил нам сделать следующий общий вывод об уровне толерантности студентов ВУЗа: показатели высокого уровня социальной толерантности отсутствуют, средний уровень толерантности показали 61 % студентов и 39 % студентов показали низкий уровень социальной толерантности.

Такой неоднозначный результат свидетельствует о том, что никто из студентов высшего образования не готов к исключительно позитивному принятию и активному взаимодействию с лицами, демонстрирующими различные формы проявления социальной нетривиальности.

В тоже время результаты анализа ответов студентов на вопросы авторской анкеты показывают, что более половины (70 %) студентов высшего образования заявляют о своей готовности к взаимодействию с инвалидами без каких-либо трудностей.

Этот результат демонстрирует скорее нормативные требования общества к принятию такой категории людей.

Исторически сложившееся терпимое отношение к инвалидам обуславливает демонстрацию молодыми людьми определенного уровня толерантности и готовности к общению с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ ответов испытуемых на вопросы, касающиеся совместного обучения здоровых студентов и студентов с ОВЗ, показывает, что только 51 % респондентов допускают обучение инвалидов вместе со всеми студентами.

37 % опрошенных убеждены, что для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные условия или разработана индивидуальная программа обучения в условиях высшего образования. 12 % студентов отметили, что инвалиды должны обучаться отдельно.

Таким образом, мы видим, что практически половина студентов (49 %) не готовы к совместному образованию со студентами-инвалидами.

Этот результатов носит несколько парадоксальный характер, поскольку на вопрос о том, влияет ли совместное обучение студентов и студентов с ОВЗ, 87 % студентов отметили, что обучение вместе с инвалидами не снижает качество образования, 10 % затрудняются с ответом и только 3 % ответили однозначно отрицательно.

Ряд вопросов анкеты касался представлений о психологических особенностях студентов с ОВЗ и о том, какие могут возникнуть проблемы в общении с ними.

На вопрос о том, какие проблемы возникают (или могут возникнуть) в процессе общения со студентами-инвалидами, 37 % студентов ответили, что никаких проблем не возникает или не может возникнуть.

32 % студентов отметили в качестве проблем взаимодействия коммуникативные барьеры, 17 % затруднились с ответом, 14 % студентов отметили смущение, жалость и излишнюю осторожность, как возможные факторы затрудненного общения.

При этом большинство студентов (61 %) отметили, что студенты-инвалиды вызывают у них положительные чувства и эмоции (сострадание, сочувствие, интерес, уважение, хочется поддержать, желание помочь). И, возможно, поэтому 68 % студентов готовы оказывать социальную и психологическую поддержку особым обучающимся.

Если обратиться к вопросам, раскрывающим представления студентов о том, кто такие студенты-инвалиды, то можно отметить, что 50 % студентов считают, что студенты-инвалиды такие же как обычные студенты. 39 % студентов отметили, что это особые студенты, к которым необходим особый подход.

Этот результат, кстати, довольно примечателен, поскольку, напомним, что в качестве опрашиваемых были студенты педагогического и психолого-педагогического профиля.

По роду своей будущей профессиональной деятельности им придется взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями здоровья, поэтому понимание того, что это особые люди, к которым нужен свой индивидуальный подход является важным.

В качестве негативных качеств инвалидов студенты отметили: стремление вызывать жалость, пользоваться своим особым положением (17 % опрошенных назвали эти особенности); замкнутость, стыдливость, заниженная самооценка (12 %), агрессию (7 %) и менее 5 % студентов назвали зависть, резкость в общении, эгоистичность. 37 % опрошенных студентов не смогли назвать конкретные, отрицательные качества, обозначив, что это зависит от самого человека.

Положительными качествами обучающихся с ОВЗ студенты назвали целеустремленность и силу воли (25 %); доброту, отзывчивость, дружелюбие и эмпатию (31 %), от 3 % до 10 % студентов назвали в качестве положительных качеств трудолюбие, открытость, терпение.

Итак, проведенный опрос показал, что в более половины студентов ВУЗа проявляют пусть среднюю, но все-таки толерантность по отношению к студентам-инвалидам, которая проявляется в отсутствии дискомфорта при общении с инвалидами и отсутствии неприязни к ним. Более того, студенты отмечают у инвалидов такие положительные качества, как доброта, оптимизм, дружелюбие, целеустремленность и др.

В тоже время ряд результатов заставляет насторожиться. К таким результатам нужно отнести отсутствие однозначно положительного принятия особых людей.

Почти половина опрошенных студентов не готовы к совместному обучению с инвалидами.

Больше трети опрошенных не имеют четкого представления о том, какими личностными особенностями (положительными и отрицательными качествами) могут обладать лица с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные результаты обосновывают необходимость включения в содержание подготовки студентов вузов дисциплин, формирующих толерантное отношение к людям с особыми потребностями. Особое значение знания об особенностях обучения и взаимодействия имеет для будущих педагогов или педагогов-психологов.

Библиографическая ссылка

Садовникова Н.О. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 314-316;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10020 (дата обращения: 03.04.2020).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10020

К проблеме изменения социальных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья

Статья опубликована в рамках: Выходные данные сборника:

К  ПРОБЛЕМЕ  ИЗМЕНЕНИЯ  СОЦИАЛЬНЫХ  УСТАНОВОК  ПО  ОТНОШЕНИЮ  К  ЛЮДЯМ  С  ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ

Бучкина  Ирина  Петровна

к.пс.н.,  доц.  СПбГУ,  г.  Санкт-Петербург

E-mail: 

Негативные  социальные  установки  среди  здоровых  людей  по  отношению  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  выявлены  в  большинстве  исследований,  посвященных  данной  проблематике.  К  негативным  установкам  относят  в  том  числе  амбивалентное  и  безразличное  отношение.

Отмечается,  что  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  часто  приписываются  такие  черты,  как  зависть,  недоверие  к  здоровым,  недостаток  инициативности,  повышенное  чувство  жалости  к  самому  себе,  чрезмерная  требовательность  при  выполнении  своих  желаний.

  При  социальном  взаимодействии  с  людьми,  имеющими  особые  потребности,  здоровые  стремятся  поскорее  его  прекратить,  используют  меньший,  чем  обычно,  словарный  запас,  выражают  не  собственное  мнение,  а  то,  которое,  им  кажется,  должно  нравиться  инвалиду  [2,4].

Наше  собственное  исследование,  в  котором  для  изучения  аттитюдов  молодых  здоровых  людей  по  отношению  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  использовался  «Семантический  дифференциал»,  показало,  что  к  разным  категориям  людей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  имеются  разные  установки.

  Так,  негативные  аттитюды  выявлены  по  отношению  к  умственно  отсталым  людям,  людям  с  детским  церебральным  параличом  и  к  инвалидам  в  целом.  Данные  группы  являются  самыми  неблагоприятными  с  точки  зрения  отношения  к  ним  здоровых  респондентов.

  Менее  выраженное  негативное  отношение,  чем  к  перечисленным  выше  группам,  выявлено  по  отношению  к  слепым  людям.  По  отношению  к  глухим  людям  обнаружено  индифферентное,  безразличное  отношение.

  Позитивных  компонентов  в  социальных  установках  здоровых  молодых  людей  по  отношению  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  не  выявлено.  Половых  различий  в  социальных  установках  к  разным  категориям  людей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  не  выявлено.

Таким  образом,  исследование,  проведенное  нами,  подтверждает  уже  описанные  в  психологической  литературе  особенности  установок  здоровых  людей  по  отношению  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья.

Негативные  социальные  установки  по  отношению  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  являются  неблагоприятным  фактором,  отрицательно  влияющим  на  социальную  адаптацию  и  интеграцию  людей  с  ограниченными  возможностями  здоровья.  Необходимо  улучшение  социальных  установок  по  отношению  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья.

Рассмотрим  современные  подходы  к  решению  проблемы  изменения  социальных  установок.

Под  социальными  установками  мы  понимаем  определенное  состояние  психики,  выражающее  готовность  к  действию,  организованное  на  основе  предшествующего  опыта  и  оказывающее  направляющее  и  динамическое  влияние  на  поведение  человека  по  отношению  к  социальным  объектам.

  Социальная  установка,  или  аттитюд,  имеет  трехкомпонентную  структуру:  а)  когнитивный  компонент  (осознание  объекта  социальной  установки);  б)  аффективный  компонент  (эмоциональная  оценка  объекта,  выявление  чувства  симпатии  или  антипатии  к  нему);  в)  поведенческий  компонент  (последовательное  поведение  по  отношению  к  объекту)  [1,3].

Проблема  изменения  социальных  установок  представляется  традиционной  для  социальной  психологии,  в  рамках  которой  выдвинуто  много  различных  моделей  объяснения  процесса  изменения  социальных  установок.  Эти  объяснительные  модели  строятся,  в  основном,  в  русле  двух  основных  теоретических  ориентаций  —  бихевиористской  и  когнитивистской.

В  бихевиористски  ориентированной  социальной  психологии  (К.

  Ховланд)  в  качестве  объяснительного  принципа  для  понимания  факта  изменения  аттитюдов  используется  принцип  научения:  аттитюды  человека  изменяются  в  зависимости  от  того,  каким  образом  организуется  подкрепление  той  или  иной  социальной  установки.

  Меняя  систему  вознаграждений  и  наказаний,  можно  влиять  на  характер  социальной  установки,  изменять  ее.  Критические  соображения  относительно  ограниченности  принципа  подкрепления  хорошо  известны.

  Если  всякий  аттитюд  формируется  на  основе  предшествующего  жизненного  опыта,  социального  по  своему  содержанию,  то  изменение  возможно  также  лишь  при  условии  “включения”  социальных  факторов.  Подкрепление  в  бихевиористской  теории  не  связано  с  такого  рода  факторами.

В  когнитивистской  традиции  объяснение  изменению  социальных  установок  дается  в  терминах  так  называемых  “теорий  когнитивного  диссонанса”  (Ф.  Хайдер,  Г.  Ньюком,  Л.  Фестингер,  Ч.  Осгуд,  П.  Танненбаум).

Читайте также:  Идет апробация устной части экзамена по русскому языку - студенческий портал

  Изменение  установки  всякий  раз  происходит  в  том  случае,  когда  в  когнитивной  структуре  индивида  возникает  несоответствие:  например,  сталкивается  негативная  установка  на  какой-либо  объект  и  позитивная  установка  на  лицо,  дающее  этому  объекту  позитивную  характеристику.

  Несоответствие  может  возникать  и  по  другим  причинам.  Стимулом  для  изменения  является  потребность  индивида  в  восстановлении  когнитивного  консонанса,  то  есть  упорядоченного,  “однозначного”  восприятия  внешнего  мира.

  При  принятии  такой  объяснительной  модели  все  социальные  детерминанты  изменения  социальных  установок  исключаются  [1,3].

Андреева  Г.М.

  [1]  справедливо  указывает,  что  для  того  чтобы  можно  было  найти  адекватный  подход  к  проблеме  изменения  социальных  установок,  необходимо  очень  четко  представить  себе  специфическое  социально-психологическое  содержание  этого  понятия,  которое  заключается  в  том,  что  данный  феномен  обусловлен  как  фактом  его  функционирования  в  социальной  системе,  так  и  свойством  регуляции  поведения  человека.  Поэтому  в  отличие  от  социологического  описания  изменения  социальных  установок  недостаточно  выявить  только  совокупность  социальных  изменений,  предшествующих  изменению  аттитюдов  и  объясняющих  их.  Вместе  с  тем,  в  отличие  от  общепсихологического  подхода  также  недостаточно  анализа  лишь  изменившихся  условий  «встречи»  потребности  с  ситуацией  ее  удовлетворения.

Изменение  социальной  установки  должно  быть  проанализировано  как  с  точки  зрения  содержания  объективных  социальных  изменений,  затрагивающих  данный  уровень  диспозиций,  так  и  с  точки  зрения  изменений  активной  позиции  личности,  вызванных  не  просто  «в  ответ»  на  ситуацию,  но  в  силу  обстоятельств,  порожденных  развитием  самой  личности.

  Выполнить  обозначенные  требования  анализа  можно  при  одном  условии:  при  рассмотрении  установки  в  контексте  деятельности.  Если  социальная  установка  возникает  в  определенной  сфере  человеческой  деятельности,  то  понять  ее  изменение  можно,  проанализировав  изменения  в  самой  деятельности.

  Среди  них  в  данном  случае  наиболее  важно  изменение  соотношения  между  мотивом  и  целью  деятельности,  ибо  только  при  этом  для  субъекта  изменяется  личностный  смысл  деятельности,  а  значит,  и  социальная  установка.

  Такой  подход  позволяет  построить  прогноз  изменения  социальных  установок  в  соответствии  с  изменением  соотношения  мотива  и  цели  деятельности,  характера  процесса  целеобразования.  [1,3].

Разработаны  и  апробированы  подходы  к  практическому  решению  рассматриваемой  проблемы.  Отмечается,  что  в  работе  по  улучшению  установок,  направленных  на  людей  с  ограниченными  возможностями  здоровья,  должны  участвовать  обе  стороны  —  и  здоровые  люди,  и  люди  с  особыми  потребностями.

  Большая  роль  отводится  обучению  людей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  социальным  навыкам,  основным  правилам  общения,  навыкам  саморегуляции.

  Человек  с  положительной  «Я-концепцией»,  уверенный  в  себе,  не  принимающий  роль  «ущербного»,  «психологически  благополучный»,  несмотря  на  определенные  ограничения  своих  возможностей,  будет  восприниматься  окружающими  положительно.

Социальные  установки  здоровых  людей  по  отношению  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  можно  улучшать  разными  способами,  такими  как:  предоставление  адекватной  информации  о  разных  вариантах  нарушенного  развития;  непосредственный  контакт  с  людьми,  имеющими  ограниченные  возможности  здоровья,  а  также  оказание  им  помощи;  познание  личностных  особенностей,  способностей,  проблем  людей,  имеющих  особые  потребности;  использование  ролевых  игр,  в  ходе  которых  здоровый  человек  проигрывает  разные  житейские  ситуации  из  жизни  людей  с  ограниченными  возможностями  здоровья.  Отмечается  особая  значимость  непосредственного  контакта  с  человеком,  имеющим  ограниченные  возможности  здоровья.  При  этом  речь  идет  о  длительном  контакте,  дающим  возможность  взаимопомощи.  Особенно  эффективно  сочетание  подобного  контакта  с  предоставлением  адекватной  информации  о  нарушениях  развития.  [2,4].

Исходя  из  всего  вышесказанного,  нами  было  предпринято  экспериментальное  исследование  изменения  социальных  установок  здоровых  молодых  людей  по  отношению  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья.

Нами  изучалось  изменение  установок  здоровых  молодых  людей  по  отношению  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  после  специального  занятия,  в  ходе  которого  мы  рассказывали  об  одном  из  вариантов  нарушенного  развития:  о  синдроме  Дауна  и  демонстрировали  документальный  фильм  о  людях  с  этим  синдромом.  Для  оценки  изменения  установок  мы  использовали  «Шкалу  социальной  дистанции  Богардуса»  и  «Семантический  дифференциал».

Выявлено,  что  информирование  о  синдроме  Дауна  и  знакомство  с  жизнью  и  проблемами  реальных  людей,  страдающих  этим  синдромом,  приводит  к  позитивным  изменениям  в  установках  здоровых  молодых  людей  не  только  по  отношению  к  людям  с  синдромом  Дауна,  но  и  по  отношению  к  инвалидам  в  целом.

Позитивные  изменения  установок  здоровых  молодых  людей  по  отношению  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  проявлялись  в  сокращении  социально-психологической  дистанции  между  респондентами  и  людьми,  имеющими  синдром  Дауна  и  инвалидность  в  целом.

  Методика  «Шкала  социальной  дистанции  Богардуса»,  использовавшаяся  нами,  предполагает  7  уровней  возможной  социально-психологической  дистанции  между  людьми:  принятие  как  близких  родственников  посредством  брака;  как  личных  друзей;  как  соседей,  проживающих  на  моей  улице;  как  коллег  по  работе,  имеющих  ту  же  профессию,  что  и  я;  как  граждан  моей  страны;  только  как  туристов  в  моей  стране  и  предпочтение  не  видеть  в  моей  стране.  После  нашего  занятия  по  отношению  к  людям  с  синдромом  Дауна  социально-психологическая  дистанция  сдвинулась  от  «коллеги»  к  «соседу»,  а  по  отношению  к  инвалидам  в  целом  —  от  «соседа»  к  «другу».

Позитивные  изменения  установок  здоровых  молодых  людей  по  отношению  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  были  выявлены  также  и  по  результатам  методики  «семантический  дифференциал».  После  занятия  обнаружены  более  позитивные  эмоциональные  оценки  людей  с  синдром  Дауна  и  инвалидов  в  целом.

Результаты  данного  экспериментального  исследования  представляют  большой  практический  интерес,  так  как  подтверждают  возможность  целенаправленного  улучшения  социальных  установок  здоровых  людей  по  отношению  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья.

Список  литературы: 

1.Андреева  Г.М.Социальная  психология.  М.,  1994.

2.Добровольская  Т.А.,  ШабалинаН.Б.  Инвалид  и  общество:  социально-  психологическая  интеграция  //Социологические  исследования.  1988.  №2.  С.4-8.

3.Журавлева  А.Л.  Социальная  психология.  М.,  2002.

4.Шпек  О.  Люди  с  умственной  отсталостью.  М.,  2003.

Источник: https://sibac.info/conf/psych/iv/35668

Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья

По данным пресс-службы уполномоченного по правам ребенка в России, число детей с ограниченными возможностями здоровья растет из года в год. Только за 2014 год, по сравнению с 2013 годом, рост составил 3,7%.

Так, в 2009 и 2010 годах было примерно одинаковое количество таких детей (495,37 и 495,33 тысячи соответственно). В 2011 году произошел скачок до 505,2 тысячи детей. В 2012 году рост продолжился (510,9 тысячи).

В 2013 году число достигло 521,6 тысячи человек, а в 2014 – 540,8 тысячи[2]. 

В основе современной социальной политики происходит закрепление и реализация идеи обеспечения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья (лиц с ОВЗ), создания условий для независимой жизни данной категории людей. Федеральные и региональные программы нацелены на качественное изменение положения лиц с ОВЗ в структуре общества.

Решение данной задачи напрямую зависит от общественного сознания, которое формирует стереотипы восприятия людей с ОВЗ и определяет отношение к таким людям, что может содействовать или препятствовать их успешной социальной адаптации и интеграции в общество.

Например, получение высшего образования лицами с ОВЗ и их обучение в ВУЗах является весьма проблематичным и связано с определенными трудностями. Эти трудности носят разный характер, от передвижения по корпусам, до психолого–педагогических проблем, связанных с отношением к ним здоровых людей[1].

В этой связи актуальным является изучение и формирование позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ в направлении принятия этих людей как полноценных членов общества.

Цель исследования: изучение  информированности студенческой молодежи Саратовского ГМУ им. В. И. Разумовского, как части общества, о проблеме инвалидности, а также выяснение отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Материал и методы

Для реализации поставленной цели была разработана анкета, включающая 28 открытых и закрытых вопросов, на каждый из которых возможны несколько вариантов ответа. Группу исследования составили студенты третьего курса лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического факультетов, факультета клинической психологии и медико-профилактического дела СГМУ им. В.И. Разумовского (N=80).

Результаты

По результатам проведенного анкетирования было выявлено, что студенты проявляют, в большинстве случаев, хорошее отношение к лицам с ОВЗ (77,5%), и лишь 22,5% выказывают равнодушное отношение.

67,5% студентов проявляют по отношению к инвалидам жалость и исключительно положительные чувства, 22,5% никаких особенных чувств не испытывают и 10% выдвинули собственные варианта ответа: печать и сочувствие. Негативные чувства, такие как неприязнь и зависть указаны не были.

Характеризуя инвалидов, 95% студенты отметили  доброжелательность, упорство в достижении цели и терпение. По мнению 95% студентов, сильнее, чем у здоровых людей, у лиц с ОВЗ развиты такие качества, как воля, любовь к жизни и сила духа.

Подавляющее большинство студентов считает, что человек с ОВЗ — обычный человек и не должен быть каким-либо образом изолирован от общества (93,75%) и, что с инвалидами нужно общаться на равных, не замечая их заболевания (95%), 93,75% студента когда-либо дружили с человеком с ОВЗ.

Большинство студентов полагает (88,75%), что в СМИ недостаточно освещены проблемы лиц с ОВЗ старшего возраста и родителей детей-инвалидов, тогда как проблемы детей-инвалидов освещены наиболее хорошо (95%).  Осведомлены о Российских законах, защищающих права инвалидов и о городских службах или организациях, оказывающих помощь инвалидам 61,25% студентов, 38,75% про них не знают.

Превалирующее большинство студентов высказали мнение о том, что инвалиды должны получать образование вместе со здоровыми людьми (96,25%), должны получать от государства РФ льготы, особенно на транспорт, лечение и пенсию и 93,75% считают важным наличие государственных программ трудоустройства инвалидов, создание для них рабочих мест.

О преобладании толерантного отношения в стенах вуза высказалось 86,25% студентов, но большинство анкетируемых отметили необходимость увеличения мероприятий по повышению толерантности (93,75%) и  мероприятий по ознакомлению студентов с информацией о лицах с ограниченными возможностями (95%). Большое количество опрашиваемых (86,25%) считает, что университет практически не оснащен специальным оборудованием для людей с ОВЗ.

Подавляющее большинство анкетируемых (95%) не задумывались над тем, делают ли они что-либо для улучшения условий обучения лиц с ОВЗ.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно говорить о достаточно высоком уровне информированности о лицах с ОВЗ среди студентов третьего курса лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического факультетов, факультета клинической психологии и медико-профилактического дела Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского.

Большинство студентов хорошо относятся к лицам с ОВЗ, готовы к взаимодействию с ними, считают их такими же людьми, как и лица без ОВЗ и считают, что инвалиды должны учиться совместно со здоровыми людьми, а не отдельно. Хотя многие из опрошенных затрудняются ответить, поспособствовали ли они когда-то улучшению условий обучения лиц с ОВЗ.

Также, по ответам студентов, можно судить о недостаточной оснащенности вуза специальными приспособлениями для облегчения жизни лицам с ОВЗ, и большинство студентов считают необходимым проведение дополнительных просветительских мероприятий в вузе.

Но, несмотря на то, что многие считают людей с ОВЗ «обычными людьми», студенты выступают за то, чтобы существовали определенные льготы и специальные программы для улучшения и облегчения жизни инвалидов. 

Источник: https://medconfer.com/node/5771

Адаптация студентов с ОВЗ к новому образовательному пространству как одно из направлений работы психологической службы СПК МГППУ 1058

Социально-педагогический колледж МГППУ с 1996 года осуществляет интегрированное обучение молодежи с ограниченными возможностями психофи­зического здоровья. В настоящее время работа по обу­чению студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из приоритетных на­правлений деятельности колледжа.

Альтернатива данного направления — совместное обучение здоровых учащихся и учащихся с ограниче­ниями физического развития. Такое инклюзивное об­разование — одна из форм активной интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в об­щество.

Оно признано всем мировым сообществом на­иболее гуманным, поэтому стало одним из главных в российской образовательной политике.

Положения инклюзивного образования закреплены в российских государственных документах: Закон Российской фе­дерации «Об образовании», Закон «О социальной за­щите инвалидов в РФ», Концепция долгосрочного со­циально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Квалификационные характеристики долж­ностей работников образования, утвержденные прика­зом Минздравсоцразвития от 14 августа 2009 года № 593 (введение должности тьютор), Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года).

В современных социально-экономических услови­ях студенты должны обладать по выходе из учебного заведения не только высоким уровнем профессио­нальной подготовки, но и набором определенных лич­ностных качеств: активностью, самостоятельностью, креативностью, уверенностью в себе, коммуникабель­ностью, способностью быстро и успешно адаптиро­ваться в новых условиях.

Проблема успешной адапта­ции студентов с ОВЗ в условиях среднего образова­тельного учебного заведения во многом обусловлена организацией процесса учебной и внеучебной деятель­ности студентов.

При реализации интегрированного обучения у учащихся может возникнуть кризис взаи­моотношений, чему способствуют сложившиеся отри­цательные представления о детях с особенностями психофизического развития. Эти представления осно­вываются на осознании низкого уровня их познава­тельных возможностей и наблюдаемых трудностях в обучении.

Замкнутость таких учащихся, недостаточ­ная социальная активность усиливают изолирован­ность. В свою очередь, студенты с особенностями пси­хофизического развития могут испытывать информа­ционный голод во взаимоотношениях с однокурсника­ми из-за незнания последними личностных и индиви­дуальных особенностей своих сверстников, имеющих определенные отклонения.

Студенты с нормальным психофизическим развитием испытывают неудовле­творенность во взаимоотношениях из-за ограниченно­сти социального опыта молодых людей с отклонения­ми в развитии, что делает их малоинтересными для об­щения.

Симптомами кризиса взаимоотношений меж­ду учащимися являются: повышенная тревожность в общении, негативный характер общего эмоционально­го фона, проявление агрессии, нетерпимости, возбуди­мости. Здесь возможны два варианта развития собы­тий по истечении определенного времени: либо они сумеют принять друг друга и выстроить конструктив­ные отношения, либо, наоборот, кризис взаимоотно­шений из явного перейдет в скрытый и будет прояв­ляться завуалированно.

Следует отметить, что студенты-первокурсники, по­падая в новые для них социально-образовательные ус­ловия, в большинстве случаев чувствуют себя неком­фортно, напряженно, сохраняют долгое время дистан­цию в общении с сокурсниками, присутствует тревож­ность, связанная с попаданием в незнакомую среду.

Эта проблема нашла решение в организации на ба­зе Социально-педагогического колледжа МГППУ ме­роприятия «Школа адаптации «новых» студентов» (ШАНС), которое проводится в самом начале процес­са обучения — в сентябре, представлено в форме вы­ездного семинара и рассчитано на весь контингент учащихся (включая группы целевого набора, где обу­чаются студенты с ОВЗ).

ШАНС относится к иннова­ционной и интерактивной форме социального обуче­ния, где студенты учатся говорить от первого лица, вы­ражать свои чувства, желания, совершенствовать ком­муникативные навыки, развивать способность слу­шать и слышать других людей, творческое мышление, креативность, чувство эмпатии, могут разнообразить личный опыт, учатся работать в команде, организовы­вать групповую работу и многое другое.

Целью ШАНСа является сплочение студентов пер­вого курса и адаптация их в студенческом и препода­вательском коллективе к традициям и условиям обу­чения в СПК МГППУ, становление процесса профес­сионального развития личности студентов.

В его задачи входит: реализация потребностей и интересов студентов; формирование социально и про­фессионально значимых качеств у студентов; измене­ние отношения к студентам с ОВЗ и принятие их свер­стниками, не имеющими инвалидность; изучение пси­хологических особенностей адаптации студентов с ОВЗ, проявляющихся в их индивидуальном характе­ре, динамике, личностных качествах; формирование положительной установки на будущую профессию; создание атмосферы открытости, свободного обще­ния, дружелюбия; создание позитивного эмоциональ­ного единства всех студентов СПК. В программу включены тренинги, элементы веревочного курса ЭВК, тематические дискотеки, коллажи, творческие капустники, шоу, тематические вертушки и упражне­ния. Процесс совместного проживания, творчества, преодоления трудностей (в виде различных заданий и ЭВК), поддержки, обсуждения и просто общения пре­подавателей и студентов дает свои результаты.

Отзывы студентов, в том числе студентов с ОВЗ, подтверждают эффективность проведения школы адаптации и показывают, что ШАНС помогла им справиться со многими трудностями, возникающими в начале процесса обучения, они получили заряд энер­гии на весь учебный год, узнали много новых людей, получили личный и профессиональный опыт, а мно­гие даже открыли в себе совершенно неожиданные способности.

Включение студентов с ОВЗ в мероприятия про­граммы способствует их успешной интеграции и само­реализации в совместной деятельности со здоровыми студентами, что, в свою очередь, вызывает положи­тельные эмоции со стороны всех студентов, создает ос­нову для дальнейшего общения и выстраивания отно­шений в учебной и внеучебной деятельности. Полу­ченный опыт позволяет студентам с ОВЗ успешно ин­тегрироваться в общество, повысить свой статус в сту­денческой среде, способствует активному участию в общественной жизни и впоследствии в трудовой дея­тельности.

Читайте также:  Школьные медали: объективность остается под вопросом - студенческий портал

В подростковом и юношеском возрасте интегра-тивные подходы должны углубляться, включая об­ширную не только социальную, но и трудовую адапта­цию.

Но при этом нужна серьезная комплексная меди­ко-социальная экспертиза особенностей психического статуса молодых людей, с одной стороны, и с другой — постоянная поддержка их усилий занять равноправ­ное место в группе разнополых сверстников, осуще­ствляемая совместно с психологической службой об­разовательного учреждения.

Полноценное профессиональное образование лиц с ОВЗ реально только в том случае, когда при органи­зации обучения действительно созданы специальные образовательные условия. В то же время необходимо признать, что интеграция инвалидов в студенческую жизнь — процесс сложный.

Студентам с ОВЗ зачастую свойственны неадекватные способы профессиональ­ного самоопределения, у одних это отсутствие собст­венных профессиональных намерений в связи с низ­кой самооценкой здоровья, пассивностью и личност­ными особенностями, у других — недооценка тяжести своего заболевания, когда студент считает себя вполне здоровым и убежден, что вскоре излечится, строит не­реальные планы, не достижимые по его физическим возможностям.

Что может сделать тут психологическая служба? Помочь таким студентам убедиться в правильности выбранной профессии и строить дальнейшую страте­гию жизни, осознавая имеющиеся у них возможности и ограничения, предъявляемые болезнью, выработать рекомендации, в которых бы нашли отражение как клинические, так и психологические данные.

Решая данную проблему совместно с МЦЗМ «Перспектива» участвует в молодежном социальном проекте «Вместе к успеху», который реализуется на территории ЦАО г.

Москвы в рамках организации помощи молодым людям с ОВЗ в социализации и адаптации к современным условиям жизни, а также реальной практической помощи в становлении лич­ности и социально-трудовой адаптации. Сроки реа­лизации проекта: март 2011 г. — июнь 2011 г.

Целью проекта является содействие в развитии и становле­нии личности учащихся с ОВЗ.

Задача проекта: со­здать социально-активное окружение, благодаря ко­торому участники проекта смогут приобрести поло­жительный опыт социально-трудовой адаптации и занятости; инструменты для самостоятельного и от­ветственного выбора профессии. А также будут со­зданы все необходимые условия для того, чтобы каж­дый молодой человек с ОВЗ стремился и смог стать успешным, независимым, активным и целеустрем­ленным гражданином РФ.

Основные идеи основываются на принципах объе­динения совместных усилий по преодолению наруше­ний у участников проекта с ОВЗ и интеграции их в об­щество.

Участниками проекта «Вместе к успеху» вы­ступают молодые люди с особыми образовательными потребностями, которые не безразличны к вопросу выбора своей будущей профессии и трудоустройства, а также ощущают потребность в общении, независи­мости, самостоятельности.

Организаторы проекта — волонтеры из числа студентов Социально-педагогиче­ского колледжа и вузов, имеющие опыт работы с под­ростками с ОВЗ. Они осуществляют патронаж за уча­стниками проекта, оказывают помощь в организации и прохождении специальных тренинговых программ, досуговых мероприятий.

Также привлечены специа­листы из числа профессорско-преподавательского со­става учебных заведений социально-педагогической направленности, которые курируют работу волонте­ров и выступают научными консультантами на протя­жении всей реализации проекта.

Для достижения целей и задач проекта разработана коррекционно-развивающая игровая программа, включающая в себя:

  • блок коммуникативных технологий (организа­ция семинаров, направленных на знакомство, сплоче­ние участников проекта и создание положительной доверительной атмосферы);
  • «Найди себя» (подготовка к созданию социаль­ного мероприятия: тренинговая программа по таймменеджменту, евентменеджменту, основы пиара, дости­жение успеха);
  • «Добейся успеха» (организация и создание соци­ального мероприятия);
  • «Ситуация успеха» (реализация социального ме­роприятия на территории ЦАО г. Москвы);
  • «МОГУ — ХОЧУ — НАДО» (программа тренин­гов и семинаров по профориентации);
  • Блок «Рефлексия» (подведение итогов, оценка эффективности проекта «Вместе к успеху»).

Во все блоки программы реализации проекта «Вместе к успеху» включен модуль работы с родите­лями участников проекта.

Каждая группа в рамках своего направления должна будет разработать и провести социально значимое меро­приятие. Организуя свое собственное мероприятие, уча­стники проекта «придут» к ситуации успеха, которая со­здаст у них понимание своей значимости и своих возмож­ностей, раскроет внутренний потенциал, что позволит им стать в будущем независимыми и успешными людьми.

Источник: https://PsyJournals.ru/inclusive_edu/issue/44224_full.shtml

Субъективные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья, препятствующие их успешной адаптации



The article is devoted to the study of the subjective characteristics of students with disabilities. Details discussed the principal directions of the partner-term work of teachers and supervisors for the adaptation of students with disabilities to the conditions of the educational environment of high school.

Keywords: students with disabilities, adaptation difficulties of the students with disabilities, directions of the partner-term work of teachers and supervisors for the adaptation of students with disabilities

До недавнего времени статус инвалидности ассоциировался в общественном сознании с медицинской изоляцией и неспособностью таких субъектов принимать самостоятельные решения.

В настоящее время отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья стало меняться, в том числе в связи с усилившейся на фоне демографического кризиса необходимостью привлечения в общественную сферу деятельности дополнительных трудовых ресурсов.

Возможность получения профессионального образования для людей с проблемами здоровья заложена в реализуемой в настоящее время государством образовательной политике, которая направлена на расширение возможностей людей с проблемами в развитии, создание условий для успешной социализации на основе преодоления их изоляции. Однако при получении профессионального образования в высшем учебном заведении государственные образовательные стандарты являются обязательными не только для здоровых студентов, но и для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Возникает противоречие между декларируемой доступностью профессионального образования и разными возможностями его получения. Поэтому важной становится проблема сопровождения адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в вузе.

Студенты с нарушениями физического здоровья (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи и другими проблемами) обладают особыми потребностями, которые необходимо удовлетворить, чтобы предоставить им равные возможности обучения со здоровыми людьми. В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями в здоровье реализуется в следующих формах: специализированное, смешанное, дистанционное и интегрированное обучение.

Специализированное обучение осуществляется на базе вузов-интернатов, где созданы реабилитационные условия для студентов с глубокими поражениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Использование специализированного технического оборудования, специально оснащенных аудиторий, лабораторий, библиотек максимально благоприятствуют развитию профессиональных знаний и умений в соответствии с едиными для всех требованиями образовательного стандарта.

Смешанное обучение реализуется в обычном вузе по адаптированным учебным планам с объединением студентов с ограниченными возможностями в отдельные группы и последующим их переводом на старших курсах в общие потоки.

При этом содержание учебных дисциплин адаптируется с учетом специфических потребностей студентов-инвалидов.

Например, при освоении дисциплины «Физическая культура» для студентов с ограничениями движения могут быть предусмотрены занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта, для студентов с нарушениями слуха — опорные конспекты лекций и аудиозаписи для студентов с патологиями зрения.

Однако по ряду причин доступность высшего образования для инвалидов может быть не обеспечена (тяжелые двигательные поражения, проживание в трудно доступных районах).

Данная категория студентов может включиться в дистанционное обучение, которое основывается на контролируемой самостоятельной деятельности обучаемых по изучению специально разработанных учебных материалов и базируется на использовании информационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Дистанционная форма подготовки снимает пространственные ограничения (необходимость ежедневного посещения места учебы) и делает возможным доступ не только к учебному программному обеспечению вуза, но и к разнообразным базам данных (законодательным, библиотечным и пр.

), обеспечивая реализацию принципа гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков [3].

Однако, как показывает практика внедрения дистанционной формы обучения, одним из основных рисков является возможность развития замкнутости у студента, недостаток развития коммуникативных умений.

Данное ограничение снимается при реализации интегрированного (инклюзивного) обучения, которое объединяет инвалидов и сверстников, не имеющих ограничений по здоровью и способствует решению нескольких задач: обогащение социального опыта, расширение круга общения, создание условий для самореализации.

Дистанционная форма обучения не может способствовать решению данных задач, но она может рассматриваться как дополнительное средство организации учебного процесса.

Интеграция человека с нарушениями физического здоровья в образовательные условия высшей школы требует учета их психологических особенностей, поскольку функциональные ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой формируют вторичные изменения — личностные.

Среди них могут быть пробелы в знаниях, несформированная социальная компетентность, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, неадекватные представления о своих возможностях и т. п.

Чувство беспомощности, слабости, страх перед окружающими людьми, ощущение ненужности обществу и бессмысленности своего существования в нем — эти чувства находят выражение в таких внешних проявлениях, как замкнутость, обидчивость или повышенная агрессивность, что, в свою очередь, становится серьезным препятствием для интеграции инвалидов в студенческое сообщество.

Конечно, интегрированное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья неизбежно сопровождается преодолением адаптационных трудностей. Внедрение элементов внутривузовской безбарьерной среды (пандусов, благоустройства мест общего пользования и пр.

), расширение доступа к информационным образовательным ресурсам облегчает, но полностью не устраняет трудности, с которыми сталкиваются студенты-инвалиды на первых этапах обучения в вузе.

Здесь необходимо отметить, что достижение абсолютного баланса (гомеостаза) в биологических и социальных системах в принципе невозможно, так как отсутствие противоречий в процессе адаптации индивида к среде приведет к отсутствию стимулов его жизнедеятельности [1].

Затруднения и препятствия в процессе адаптации рассматривается как естественная составляющая, дающая индивиду стимул к дальнейшему развитию в социальной среде. В частности согласно теории «причинных петель» Э.

Гидденса реализуемая индивидом последовательная смена цикличных действий в социальной среде порождает результат, связанный с изменением данной среды. Таким образом, процесс адаптации имеет «петлеобразный» характер, т. е.

через адаптационную активность субъекта происходит изменение объекта [2].

В контексте нашего исследования мы обратились к проблеме установления субъективных особенностей адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья, учет которых позволит создать условия для успешного преодоления адаптационных трудностей. В данном эмпирическом контексте под адаптацией студентов первого курса мы будем понимать процесс их приспособления к условиям образовательной среды вуза [4].

Эмпирическая часть исследования осуществлена на выборке студентов первого курса Уральского государственного университета путей сообщения и Российского государственного профессионально-педагогического университета с ограниченными возможностями здоровья разных нозологий (нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и хронических соматических заболеваний) (n = 48), для изучения субъективного отношения студентов к возможности совместного обучения со студентами-инвалидами привлекалась фокус-группа студентов без ограничений по состоянию здоровья (n = 27).

В исследовании мы использовали следующий комплекс психодиагностических методик: опросник Г. Келлермана-Р.

Плутчика для исследования механизмов психологических защит человека как способов социально-психологической адаптации, опросник исследования самоотношения (В. Столин, С. Пантелеев), методику исследования личностной тревожности Ч. Спилбергера, Ю.

Ханина, анкета, позволяющая выявить отношение студентов к возможности совместного обучения со студентами с ограниченными возможностями.

Полученные результаты позволили выявить высокие показатели уровня личностной тревожности, что свидетельствует о фрустрационной напряженности базовых потребностей испытуемых.

По всей видимости, это связано с тем, что на начальном этапе обучения первокурсники с ограниченными возможностями здоровья при столкновении с адаптационными затруднениями в силу стеснительности, боязни получить отказ, недостатка коммуникативных умений испытывают дефицит социальной поддержки.

Высокая личностная тревожность, в данном случае, препятствует реализации продуктивной активности, способствует развитию таких защитных форм поведения, как отрицание реальности (75 %), рационализация (46 %), реактивные образования (35 %), регрессия (12 %), которые приобретают характер деструктивной компенсации.

Особенности Я-концепции студентов с ОВЗ связаны с низким уровнем самоуважения (48 %), саморуководства (30 %), самоинтереса (22 %). Вероятно, это связано с тем, что физический дефект, соматическое заболевание воспринимается данным контингентом как дефект личности в целом, дефект их собственного «Я».

Для студентов с ОВЗ характерны существенные проблемы в построении межличностных отношений. Неадекватность самовосприятия, самопознания, восприятия окружающих формирует у студентов-инвалидов неудовлетворенность отношениями с миром, окружающими людьми и нарушение социально-психологической адаптации в целом.

Результаты анкетного опроса студентов относительно возможности совместного обучения со студентами с ограниченными возможностями здоровья показали наличие полярных оценок данного феномена: лишь 10,4 % не хотели бы учиться в одной группе, в то время как 83,6 % опрошенных студентов положительно относятся к такой возможности, 6 % затруднились дать ответ. Преобладание студентов с положительным отношением к изучаемому феномену, по всей видимости, объясняется интернализацией большинством студентов гуманистических ценностей в обществе, в то время как студенты с избегающим отношением демонстрируют закрепившийся в обществе стереотип восприятия инвалидов как неполноценных и опасных для общества. Таким образом, для решения проблемы интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду вуза необходимо в первую очередь обратить особое внимание на формирование толерантного отношения к данному контингенту через создание благоприятного психологического климата в учебных группах.

Решению данной задачи будет способствовать организация сопровождения и поддержки студентов-инвалидов, которая может быть реализована через партнёрскую доверительную деятельность педагогов, кураторов по следующим направлениям:

‒ Первичное ознакомление с социально-демографическими характеристиками студентов с ограниченными возможностями, сбор информации об их исходном уровне знаний, специфических потребностях. Выявление причин, препятствующих их эффективной адаптации и обучению.

‒ Преодоление настороженного отношения по отношению к инвалидам у всех участников образовательного процесса, создание положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, способствующего укреплению психосоматического благополучия студентов с ОВЗ и успешной адаптации их к условиям обучения.

‒ Регулярный мониторинг учебной продуктивности студентов с ограниченными возможностями здоровья, своевременное оказание помощи и поддержки.

Если студенты-инвалиды испытывают трудности в изучении определенных предметов, необходимо назначить консультантов из числа более подготовленных студентов.

Педагог или куратор также может порекомендовать кружки, секции, студенческие научные общества и т. п., где студенты могут углубить свои знания по интересующим их предметам.

‒ Включение студентов с ограниченными возможностями в совместную со здоровыми студентами совместную деятельность на основе вовлечения их в развлекательные (концерты художественной самодеятельности), культурно-досуговые (посещение выставок, театров), спортивные (участие в соревнованиях в качестве участников или болельщиков) и другие виды внеучебной деятельности в вузе, где они могут сформировать и проявить умение сотрудничать со сверстниками.Педагог или куратор может проинформировать о клубах, молодежных организациях и пр., где студенты смогли бы развить свои интересы, приобрести интересующие их умения и навыки.

‒ Оказание помощи в подборе места производственной и преддипломной практики, поиске потенциального работодателя.

Полученные результаты исследования показали, что студентам с ограниченными возможностями здоровья присущи дезадаптивные способы самоотношения, обусловленные не только соматическим дефектом, болезнью, но и трудностями интеграции в новую образовательную среду вуза.

Предложенная система мероприятий по содействию в адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья позволит создать условия для постепенного формирования из пассивных потребителей социальных услуг активных, созидательных и квалифицированных членов общества, способствуя тем самым не только улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, но и использованию их потенциала для наращивания потенциала общества.

Литература:

  1. Берталанфи, Л. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по общей теории систем: сб. переводов / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969.
  2. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации. — М.: Академический проект, 2005.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат и др. — М.: Академия, 2001.
  4. Павлова, А. М. Психологические предпосылки преодоления адаптационных трудностей студентов // Молодой ученый. — № 23 (103). — 2015. — с. 890–892.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, студент, возможность, опорно-двигательный аппарат, профессиональное образование, образовательная среда вуза, совместное обучение, социальная среда, личностная тревожность, социально-психологическая адаптация.

Источник: https://moluch.ru/archive/122/33614/

Ссылка на основную публикацию