Избежать типичных ошибок на егэ — студенческий портал

Чтобы успешно сдать экзамен, подготовку нужно начинать заранее. И если вы не можете самостоятельно определить свои слабые места и проблемы, рекомендуем начать с разбора типичных ошибок ЕГЭ и ОГЭ по математике.

Здесь мы приведем анализ типичных ошибок 2020 и дадим советы, как их не допустить при сдаче ОГЭ/ЕГЭ по математике. Следите за нашим телеграм-каналом – там мы будем разбирать и другие дисциплины, чтобы помочь вам в поступлении.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Базовый уровень математики

Ошибки в задачах на проценты

Чаще всего их допускают, так как не разбираются в сути процента.

Возьмем пример задачи, когда нужно сначала снизить цену на 25%, а потом повысить ее на 25%. Самая частая ошибка – полагать, что эти проценты будут равны одной и той же сумме. На самом же деле база их зачисления будет совершенно разной.

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

В этом примере 6% участников допустили вариант, что новую цену нужно понизить на 25%. На самом же деле новая цена – это 125% от старой. И вопрос в этой задаче – узнать, сколько будет 100% от старой цены.

Совет: повторить основы расчета процентов, повторить взаимосвязи величин, подумать над способом решения таких задач.

Невнимательное прочтение условия задания

Волнение и психологическое напряжение приводят к тому, что участники часто неправильно понимают условие задания. В итоге – снижение итогового балла по невнимательности, а не по незнанию.

Например:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю с 4 по 10 сентября - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

В 24% участников упомянули те точки, где значение функции (а не производной) положительное. Еще 2% указали номера точек, где производная принимает положительное значение.

Совет: вдумчиво, медленно и несколько раз читайте задание.

Непонимание текста задачи (на повышенном уровне и в практико-ориентированных заданиях)

Учащиеся могут не только неправильно понять, но и вовсе не понять условия. Иногда это происходит из-за незнания величин, единиц их измерения или плохой работы с формулами. Многие просто пропускают эту часть тестирования.

Вот пример задачи:

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

Её выполнило только 57% участников тестирования. 8% вообще не дали ответа, 6% дали ответ «чем ближе, тем лучше», 4% – «лампочку необходимо поместить в середину разрешенного интервала», еще 4,5% приняли фокус за основной параметр.

Совет: изучайте задания прошлых лет, просите учителя практиковать как можно более разные задачи.

Ошибки в вычислениях

Школьная привычка использовать даже в самых легких примерах калькулятор приводит к плачевному результату на экзамене. Если учащийся не научиться быстро считать в уме или хотя бы на бумаге, во время тестирования он может ошибиться даже в самых простых заданиях. 

Особенно сложно участникам тестирования даются дроби, отрицательные числа, элементарные преобразования выражений и другие проблемы, копившиеся еще с 5 класса.

Совет: если в чем-то не разбираетесь, обязательно отработайте эту тему до автоматизма перед экзаменом, потому что она обязательно попадется.

Ошибки теоретического характера

Это касается фактов по геометрии и алгебре, незнание которых приводит к снижению процента выполнения заданий и базового, и профильного уровней.

Например:

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

В этой задаче около 8% участников вообще не ответили на поставленное условие, 38% дали ответ с ошибками относительно боковой поверхности конуса, а 12% совершили ошибки в расчёте объёма.

Статистика показывает, что в таких заданиях ошибок гораздо больше, чем в гораздо более сложных профильных заданиях. 

Совет: потренируйтесь перед тестированием. Если ответы не сходятся с ключами, обратитесь за помощью к стороннему специалисту (репетитору или сервису студенческой помощи), чтобы они указали, где вы ошибаетесь.

Ошибки в алгоритмах и методах решения

Этот тип ошибок встречается во всех заданиях.

Например:

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

Около 15% участников получили нулевые баллы из-за проблем с невнимательным чтением неравенства, непониманием алгоритма решения совокупностей и систем логарифмических неравенств.

Хватает ошибок и в решении дробнорациональных неравенств, когда ученики забывают про знаменатель.

Совет: всегда проверяйте решение. Научитесь правильно находить последовательность в решении алгоритмов.

Ошибки в чтении и построении чертежа

Такое случается, когда ученик не понимает взаимосвязь элементов геометрических конструкций, а также не обладает основными пространственными представлениями. 

Например:

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

Около 10% участников экзамена сделали ошибки в вычислении углов по их записи, просто перепутав буквы или не понимая, где расположены вершины всех углов. Еще 5% решили, что угол ACD прямой. А 3% увидели в угле ABD равносторонний треугольник. 

Совет: тренируйтесь находить взаимосвязь элементов геометрических конструкций.

Неумение обосновывать и доказывать

14 и 16 задания по стереометрии и планиметрии отличаются повышенным уровнем сложности и требуют развернутого ответа. В каждом по 2 пункта: в первом нужно доказать, во втором – произвести вычисления. 

Самые распространенные ошибки касаются первого пункта, так как у участников выявились проблемы с умением доказывать.

Есть проблемы и в оформлении доказательств. Например:

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

Основная трудность в отсутствии понимания логики построения доказательства.

Совет: тренируйтесь в доказательной базе, повышайте математическую культуру, учитесь обосновывать выбранные методы и способы их решения.

Ошибки в заданиях по тригонометрии

Из-за невнимательности и неаккуратности, а также отсутствия знаний по большому количеству теоретических фактов и способности их применять на практике, участники совершают частые ошибки в решении тригонометрических заданий.

Например:

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

Только 34% участников выполнили его. Самые частые ошибки (около 12%) связаны в первую очередь с нахождением тригонометрического знака – чаще всего потеря знака «минус». Еще 22% ждут «красивого» ответа, равного 1 или 2.

Ошибки математического моделирования

В 11 и 17 заданиях проверяют способность учащихся к построению и исследованию простейших математических моделей. 

В текстовых задачах основную роль играет сюжетная часть – она имеет практическую ориентацию. И часто из-за непонимания взаимосвязи величин в этих заданиях допускают ошибки.

Например, в задачах на движение примерно 10% не понимают принципы движения по реке – они умножают собственную скорость на время движения.

Совет: тренируйте текстовые задачи, внимательно читайте условие задачи. 

Профильный уровень

Здесь приведем краткий список трудностей и ошибок участников ЕГЭ по математике:

  1. Задание 2 – учащиеся не понимают разницу в сравнении отрицательных чисел и их моделей.
  2. Задание 6 – не понимают геометрический рисунок (относятся к нему как к чертежу, где соблюдены все размеры).
  3. Задание 7 – отвечают наугад в решениях производных и попытках увидеть ее на чертеже.
  4. Задание 8 – ошибаются в наглядном решении. 
  5. Задание 9 – неправильно применяют свойства степеней, ошибаются в решении логарифмов из-за отсутствия практики.
  6. Задание 12 – ошибаются в задачах с нулями производной.

Как правильно читать задание, чтобы не совершать ошибок по невнимательности

Есть несколько рекомендаций, чтобы избежать ошибок из-за невнимательного прочтения задания. Это и будет алгоритмом решения задачи:

  • прочтите условие;
  • выпишите данные величины, сделайте рисунок в геометрическом задании;
  • установите и запишите отношения и взаимосвязи между известными данными;
  • выпишите что найти, ответ на какой вопрос нужно дать;
  • определите тип задания;
  • сформулируйте содержание и последовательность действий.

Это будет ваш своеобразный чек-лист, который обязательно нужно соблюдать при решении любой задачи, чтобы не допустить обидных ошибок. 

Данные условия важно именно выписывать, а не иметь в виду. Фиксация их в уме чаще всего приводит к записи неправильного ответа.

И еще момент: не приступайте к решению задачи сразу же после ее прочтения. Психологи утверждают, что важно выдержать паузу между стимулом и реакцией – именно при этом условии удастся добиться оптимальных результатов:

  • сориентироваться в условии,
  • обдумать и спланировать ее решение,
  • понять уровень ее сложности и решить, откладывать ли ее решение напоследок. 

Кроме сложности задачи оцените, сколько баллов она принесет и насколько она утомительна. Важно оставить энергию для решения других заданий при сдаче единого государственного экзамена.

Начинайте с самой простой задачи, постепенно продвигаясь к самой сложной. На экзамене важно количество решенных заданий, а не их сложность.

Знание типичных ошибок ЕГЭ и ОГЭ по математике даст вам полную картину того, к каким заданиями нужно готовиться с большим усилием. А чтобы не отвлекаться на другие учебные дела, не забывайте: рядом есть сервис студенческой помощи, который подставит плечо в трудную минуту.

Источник: https://Zaochnik-com.ru/blog/top-10-oshibok-v-ege-po-matematike/

Егэ по истории: как избежать типичных ошибок

  • Как устроен экзамен
  • Как избежать типичных ошибок
  • Сколько времени потребуется
  • Как готовиться самостоятельно
  • Что читать
  • Как тренироваться
  • Как выучить историю России XX столетия
  • Чем поможет преподаватель
  • Нужна мотивация и правильный настрой
  • Как распределить время на экзамене
  • Что запомнить

Экзаменационная работа по истории состоит из двух частей и содержит 25 заданий: 19 — в первой и 6 — во второй. ЕГЭ длится 3 часа 55 минут.

В первых 19 заданиях требуется дать краткий ответ: выбрать верные варианты из перечня, расположить элементы в определенной последовательности, установить соответствие, например, между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками или определить понятие по признакам. Ответ — последовательность цифр, слово или словосочетание — необходимо внести в бланк без пробелов.

Верный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18 и 19 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16 и 17 принесет максимум 2 балла.

За одну ошибку снимут 1 балл, а при двух и более ошибках выпускник получит 0 баллов. Самое «дорогое» в первой части — задание 11. За правильный ответ на него дают 3 балла, при одной ошибке снимают 1 балл, при 2-3 ошибках — 2.

Если допустить четыре и более ошибок, ответ оценят в 0 баллов.

Последние 6 заданий ЕГЭ проверяют не только знание истории, но и умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно.

В заданиях 20–22 выпускникам предстоит проанализировать исторический источник, в 23 — изучить историческую проблему или ситуацию. Задание 24 проверяет умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. Задание 25 — самое объёмное.

Выпускнику необходимо написать сочинение с характеристикой одного из трёх предложенных периодов истории России.

При оценке ответов на задания второй части эксперты учитывают полноту и точность формулировок. Верные ответы на задания 20–22 принесут до 2 баллов, задание 23 — до 3, задание 24 — до 4 баллов. За правильный ответ в задании 25 можно получить максимальный балл — 11.

Часто школьники не умеют формулировать аргументы. Типичная ошибка: выпускник приводит конкретные факты, но не даёт пояснений, каким образом они опровергают или подтверждают приведённую в задании точку зрения. Пример такой ошибки: «Экономическая политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как „шоковая терапия“, способствовала преодолению кризисных явлений в экономике».

Чтобы правильно выполнить это сложное задание, нужно привести факт (событие, которое произошло) и пояснение, которое отражает связь между фактом и точкой зрения, представленной в задании.

В подтверждение этой точки зрения ученик привёл факт: «была проведена либерализация цен», но пояснения к нему отсутствует, не ясно, какие последствия имела либерализация для преодоления кризисных явлений в экономике.

Ответ нужно дополнить фразой: «Эта мера способствовала насыщению рынка товарами и продуктами первой необходимости».

Другая ошибка: ученик привел положение, которое не имеет опоры на конкретные факты. Например, «„шоковая терапия“ ухудшила жизнь россиян». Невозможно понять, какие именно меры привели к ухудшению жизни россиян и в чём выразилось снижение уровня жизни.

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий порталПример задания 24 из демоварианта 2019 года

При написании сочинения у выпускников часто возникают проблемы с раскрытием роли отдельной личности в исторических событиях, процессах и явлениях.

Выпускники называют деятелей, но не указывают их конкретные действия, значительно повлиявшие на ход и (или) результат названных событий. Здесь важно напомнить, что конкретные действия — это осмысленные волевые усилия, которые имеют единичный характер.

К действиям не относятся естественные процессы, поэтому неправильно писать «он родился в 1530 году» или «погиб в бою».

Примеры конкретных действий:

  • «И. В. Сталин в декабре 1929 г. на съезде ударников выдвинут лозунг „Пятилетку в четыре года“»;
  • «Н. С. Хрущёв выступил на XX съезде КПСС с докладом „О культе личности Сталина и его последствиях“»;
  • «Зоя Космодемьянская подожгла три дома, в которых располагался узел связи, и квартировались немцы перед отправкой на фронт»;
  • «Император Николай I издал указ об обязанных крестьянах».

Положения «К. К. Рокоссовский командовал фронтом» или «П. И. Багратион командовал армией» — не конкретные действия, поскольку непонятно, какие именно волевые усилия прилагали военачальники. Такие ответы абитуриента эксперт не примет.

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий порталФрагмент задания 25 из демоварианта 2019 года

Ошибки в сочинении возникают, когда выпускник не может правильно выразить свои мысли. Чтобы правильно сформулировать мысль, необходимо развивать культуру речи. Следует детально продумывать ответ, возвращаться к написанному, исправлять и корректировать его.

Пример речевой ошибки: «Павел I издал декрет о трехднёвной барщине». Выпускник небрежно построил фразу, употребив вместо слова «манифест» термин «декрет». Из-за неточной формулировки эксперт вправе расценить речевую ошибку как фактическую и снизить балл.

Также важно избегать фактических ошибок. Пример из сочинения выпускника: «Итогом реформ Александра II явилось активное развитие машинного производства, появление новых отраслей в российской промышленности. Значение реформ и в том, что общественная жизнь в стране стала более либеральной, серьезно изменился и политический строй».

Утверждение, что реформы Александра II стали причиной «активного развития машинного производства, появления новых отраслей в российской промышленности» спорно и скорее всего будет признано фактической ошибкой.

Ошибочна также фраза «серьезно изменился политический строй».

Если бы ученик написал, что реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России; что политический строй не изменился, но миллионы крестьян, получили гражданские права и включились в общественную жизнь, смысл ответа был бы иным.

Читайте также:  Планы на неделю с 6 по 12 марта - студенческий портал

При прочной базовой подготовке достаточно начать дополнительно заниматься в 11 классе. Если знания ученика слабые, лучше начать готовиться к ЕГЭ уже в 10 классе. Экзамен по истории — один из самых сложных и при этом не единственный, так что лучше не откладывать подготовку к ЕГЭ на последний школьный год.

Чтобы написать ЕГЭ на 75 баллов или выше, необходимо заниматься не менее 90 часов (по 3 академических часа в неделю) на протяжении всего учебного года.

В первую очередь нужно поставить цель — определить, сколько баллов выпускник намерен набрать. Затем необходимо определить, какие темы достаточно повторить, а какие требуют детального изучения. После этого важно выделить в расписании постоянное время для занятий и распределить изучение программы по дням, неделям и месяцам.

Всем выпускникам, сдающим ЕГЭ, рекомендую классический учебник «История России» (авторы Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г.). Также будет полезна «История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ» П. А. Баранова и С. В. Шевченко.

Освоение теории должно сопровождаться практическими занятиями. Можно решать задания прошлых лет, размещенные в свободной базе на сайте ФИПИ.

В заданиях 1 и 11 нужно продемонстрировать знания хронологии событий отечественной и зарубежной истории. Важно понимать, что разработчики заданий не ждут от выпускников точных дат, достаточно указать последовательность событий (задание 1), в каком столетии имело место событие (задание 11).

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий порталПример задания 1 из демоварианта 2019 года

Осмысление даты работает лучше механического зазубривания хронологии. Рекомендую выполнять задания по ленте времени. Например, изучив историю России XVII в., рисуем ленту времени и отмечаем на ней даты важных событий.

Полезно использовать такие средства наглядности, как хронологические ряды, таблицы.

В кодификаторе следует найти список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в заданиях 1 и 11. Данные события и даты следует занести в хронологическую таблицу. К базовым столбцам таблицы («Дата», «Событие») следует добавить еще один («Век»).

Если времени на подготовку к экзамену осталось мало и возникли сложности с запоминанием точных дат, можно провести классификацию событий по векам и сконцентрировать внимание на двух столбцах(«Событие» и «Век»). В этом случае ученику потребуется меньше усилий для запоминания.

Согласитесь, проще усвоить, что «Декларация прав человека и гражданина» была принята в XVIII веке, чем запомнить точную дату — 1789 год.

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий порталПример задания 11 из демоварианта 2019 года

Изучая определённый исторический период, обращайтесь к соответствующим историческим картам. Рекомендую атласы «Дрофы» (6 класс — до конца XVI века;

7 класс — конец XVI — XVIII вв.; 8 класс — XIX век; 9 класс — XX — начало XXI вв.).

Прежде всего нужно научиться пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Для этого выбирайте условный знак на карте и определяйте по легенде его значение. Определите вид деятельности, отмеченный на карте: война, поход, торговая миграция, колонизация, индустриализация и т.п.

Анализируйте географию участка, фиксируйте внимание на основных объектах — больших городах, реках, горах, рельефных особенностях. Начинайте с самых крупных, постепенно двигаясь к меньшим. Достаточно опознать несколько опорных точек — обычно этого хватает, чтобы дать событию название и выяснить, о каком периоде и регионе идет речь.

В подготовке к решению заданий 3 и 4 поможет терминологический словарь. Записывайте понятие и его определение — так вы тренируетесь в его правильном написании, произношении, запоминании. Регулярно повторяйте термины: полезно выполнять упражнение на соотнесение понятия и определения.

Для успешной подготовки к заданиям 18 и 19 полезно осуществить систематизацию информации. Например, можно завести на рабочем столе отдельную папку-альбом с важнейшими иллюстрациями скульптур, картин и архитектурных сооружений и их характеристиками. Классифицируйте памятники культуры по временным периодам: культура Руси домонгольского периода, культура XIII-XV вв., XVI в., XVII в. и т.д.

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий порталПример задания 18 из демоварианта 2019 года

Атрибуцию марки начинайте с анализа изображения — нужно узнать исторического деятеля. Затем проанализируйте текстовую информацию: даты, имена исторических деятелей и так далее. На основе полученной информации восстановите в памяти род деятельности изображенного, время его жизни, события, в которых он принимал участие. Полученная информация поможет выбрать верные суждения.

Половина «трудных вопросов» многовековой истории России приходится на исторические события советской эпохи. Рекомендую уделить особое внимание традиционно сложным для выпускников темам: «Гражданская война», «Причины, последствия и оценка „перестройки“ и распада СССР», «Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. („шоковая терапия“, методы приватизации)».

Чтобы разобраться с трудным материалом, необходимо систематизировать его, построить хронологические таблицы, связать с деятельностью исторических лиц.

Анализируя материал, задавайте вопросы: почему произошло это событие, какие последствия оно имело, какие оценки получило у историков, почему мнения историков о данном событии разнятся.

Повторяйте уже пройденный материал: рассказывайте все устно другу, подруге, родителям. Пересказ развивает память, воображение и улучшает культуру речи.

Даже если ЕГЭ через несколько недель, профессиональный преподаватель сможет выявить пробелы в знаниях и разъяснить сложные для ученика темы. Такая экспресс-подготовка позволит набрать дополнительное количество баллов, но лучше обратиться за помощью заранее, записаться на курсы или к репетитору.

Задача педагога — выявить пробелы в знаниях ученика и структурировать уже имеющиеся знания. Даже в идеальной ситуации, когда ученик не пропускал школьные уроки, найдутся темы, в которых он «плавает».

Бывает, школьник ещё не успел разобраться с одной темой, а школьный учитель уже переходит к следующей. Опытный преподаватель помогает повторить и закрепить материал, а также отработать аналитические умения.

В письменных заданиях второй части важно проверить работу и оценить ответ по критериям. Полезно отдать сочинение на проверку другому человеку. Преподаватель не только укажет ошибки, но и научит, как их избежать.

В течение последнего учебного года выпускнику приходится осмысливать и запоминать много информации. В памяти остаются только свежие сведения, а материал, изложенный в начале года, забывается. Репетитор строит занятия так, чтобы регулярно повторять пройденные темы, чего обычно не делают на уроках в школе.

Важный момент в любой учёбе — мотивация. Нужно найти то, что сделает изучение истории увлекательным и интересным. Хорошо, когда есть компания единомышленников, в интеллектуальной среде при поддержке сверстников учиться легче.

Успешное запоминание связано с психическим состоянием человека: подавленное настроение может помешать процессу, поэтому важно иметь положительный настрой.

Каждому заданию первой части нужно уделить от 3 до 7 минут, а во второй части — от 5 до 20 минут. На сочинение лучше отвести целый час, ведь оно самое важное. Сочинение в задании 25 оценивается в 11 первичных баллов из 55.

Лучше начать с заданий 13–16 или 18–19, которые требуют зоркости и высокой концентрации внимания. Затем можно перейти к заданиям с развёрнутым ответом во второй части.

Задания 24 и 25 повышенной сложности, лучше выполнить их в два этапа:

  • написать заготовку на черновике и отложить;
  • в течение часа выполнить задания первой части;
  • вернуться к заданиям 24 и 25, чтобы проверить себя и внести коррективы в ответы.
  1. Начинать готовиться к ЕГЭ по истории лучше уже в 10 классе.
  2. Помимо учебника и справочника необходимо приобрести атласы, завести терминологический словарь и папку для материалов по истории культуры.
  3. Чтобы справиться с заданием 24, нужно чётко выстроить аргумент: указать факт и пояснение, как данный факт подтверждает/опровергает спорную точку зрения.
  4. Чтобы справиться с заданием 25, нужно не только указать два события, две причинно-следственные связи, двух исторических деятелей, исторические термины, но и раскрыть влияние деятельности избранных героев на ход и результаты описанных событий, дать оценку событий периода на дальнейший ход истории.
  5. Желательно при тренировочном выполнении заданий второй части получить комментарии опытного преподавателя, который обратит внимание на ошибки и поможет их устранить.
  6. Если нет возможности получить компетентную поддержку, следует готовиться к ЕГЭ по истории в компании сверстников, чтобы научиться дискутировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Совместное изучение истории, обсуждение проблемных вопросов превращает кропотливую работу в интеллектуальное удовольствие.

Источник: https://media.foxford.ru/ege-history-mistakes/

Ошибки ЕГЭ обществознание – анализ типичных проблем

Ошибки ЕГЭ по обществознанию лучше рассмотреть заранее,
чтобы предотвратить их появление. Есть типичные ошибки, на примере которых и
выполняется анализ.

На официальном сайте ФИПИ представлены наиболее
распространенные недочеты, которые допускали ученики на ЕГЭ-2018 по
обществознанию.

Давайте разберем их здесь, чтобы вы знали, какие ошибки
допускают другие, и могли предотвратить их появление в своей работе на экзамене
в 2020-ом году.

Самые проблемные
задания

Самые проблемные задания желательно разобрать до ЕГЭ, чтобы
они не были таковыми для вас. Одно из них следующее: имеется график изменения
предложения свежих овощей на потребительском рынке, где произошло перемещение
кривой предложения из S
в S1 (учитывайте, что Q – количество
товара, P – его цена). График приведен на фото.

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

Задание заключается в том, чтобы установить факторы, которые
и привели к подобному изменению. Нужно выбрать ответы из следующих вариантов:

  1. Плохой урожай.
  2. Повышение стоимости фруктов.
  3. Снижение потребительского дохода.
  4. Увеличение тарифов на электроэнергию.
  5. Наступление отопительного сезона.

В данном случае правильными будут ответы под номерами «1» и
«4».

Эксперты уверены, что при подготовке к ЕГЭ и ученики, и
преподаватели сознательно опускают этот тип заданий, считая его элементарным.
На практике это приводит к потере баллов. Для устранения проблемы специалистами
ФИПИ был разработан алгоритм решения задач такого формата:

  1. Внимательно прочитайте задание, вникая в суть.
    Очень часто невнимательность приводит к допущению ошибки. В частности, нужно
    понимать разницу между «предложением» и «спросом».
  2. Далее определите, что именно произошло. В таких
    задачах происходит или «сокращение», или «увеличение».
  3. В конце концов дайте ответ, проанализировав все
    предложенные варианты на предмет соотношения их с изменениями в соответствии с
    условием задачи.

Еще одно задание, в котором нередко допускают ошибки, предполагает запись слова, которое пропущено в таблице (см. фото).

В принципе, основная проблема заключается в том, что школьники невнимательны при прочтении задания.

Наиболее типичная ошибка – выбор ответа со словом или словосочетанием, имеющимся в условии задачи. В среднем успешность выполнения этого задания составляет всего 67%.

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

В данном случае правильным ответом является «конкретность».

В принципе, нет никаких сложностей в выполнении этого
задания. Сначала нужно определить, что будет ответом: слово или словосочетание.
После этого следует выявить область знаний, из которой и предстоит выбрать
ответ. Эксперты настоятельно советуют обращать внимание на название самой
таблицы и ее столбцов. Далее выполняется анализ заполненных строк для понимания
термина.

Если задание предполагало написание слова, а вы смогли подобрать словосочетание, то нужно вспомнить возможные синонимы для замены.

Еще один тип задания, в котором нередко допускаются ошибки,
имеет следующее условие: «Ниже приведен ряд, где нужно найти понятие,
являющееся обобщающим для всех остальных.» Ряд этих терминов следующий:
институт, подсистема, группа, общество, личность. В данном случае правильным
ответом будет «общество».

Совет! Эксперты настоятельно рекомендуют записывать в бланк ответов то слово или словосочетание и в той словоформе, в которой оно приведено в задании.

Здесь основная проблема заключается в том, что школьники не
понимают сути задания. В среднем с заданием не могут справиться около 53%
учеников.

Основная проблема в заданиях такого типа заключается в том, что для учеников сложно выделять «родовое понятие» ввиду непонимания его сути. В среднем с задачей справляется не более трети выпускников, а для остальных задание является непосильным.

Чтобы выполнить задачу, нужно вникнуть в смысл «родового понятия». Под этим определением следует понимать определенный тип термина, который объединяет собой все остальные определения.

На фото приведен еще пример задания, которое сложно для выполнения учениками.

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

Очень частой ошибкой при написании эссе (мини-сочинения)
выступает неполное раскрытие выбранной темы. В целом не более 1,5% учеников при
выполнении задания с развернутым ответом полностью раскрывает тему в
соответствии с правилами, делая упор на рассуждения, понятия и выводы.

Чтобы справить с задачей, нужно определиться с
предпочтительным понятием (выбирайте наиболее понятное для себя). Далее эссе
пишется в черновике и только потом переносится в чистовик.

Удобно пользоваться следующим алгоритмом для написания
развернутого ответа на последнее задание:

  1. Объясните суть высказывания. Желательно
    использовать для этих целей пять и более предложений.
  2. Далее выпускник должен выразить свое согласие с
    темой и привести обоснование. Достаточно буквально одного предложения.
  3. Следом составляется первый аргумент в защиту
    личной позиции.
  4. После этого прописывается еще один аргумент,
    который тоже необходим для защиты. А также нужно привести пример.
  5. В заключении составляется вывод.

Под аргументом следует понимать мысль выпускника, которая может доказать его правоту. По сути, нужно просто ответить на вопрос: «Почему вы согласны с данным высказыванием?» Примером может быть случай из литературы, истории, географии, СМИ или же из жизни экзаменующегося.

Общие ошибки ЕГЭ по обществознанию

Общие ошибки ЕГЭ по обществознанию нужно учитывать во время
подготовки к экзамену. Итак, учитывайте следующее:

  1. Раздел «Человек и общество» является наиболее
    проблемным для учеников в плане непонимания или допущения ошибок в
    использовании терминов. В частности, это касается «субъекта» и «объекта». Важно
    уяснить для себя, что под субъектом следует понимать то/того, что/кто
    осуществляет какой-либо род деятельности, а под объектом – то, на что
    направлена эта самая деятельность.
  2. Есть еще несколько терминов, в которых нередко
    возникает путаница у учеников. Они также относятся к разделу «Человек и
    общество». Речь идет о таких понятиях, как «индивидуальность», «индивид»,
    «личность». На первый взгляд может показаться, что все это синонимы, но в
    действительности слова обладают разными смысловыми оттенками. В частности,
    помните, что под индивидуальностью понимается человек с учетом каких-либо его
    черт (например, характера или внешности), под индивидом – человек в качестве
    представителя человеческого рода, а под личностью – человек, который имеет
    какие-либо социально значимые качества.
  3. В разделе «Экономика» проблема касается
    интенсивного и экстенсивного роста, между которыми ученики нередко не понимают
    разницу. На деле все просто: экстенсивный рост предполагается посредством
    увеличения количества ресурсов, которые привлекаются, а интенсивный – благодаря
    улучшению качества этих свойств (в том числе внедрения новых технологий). В
    принципе, достаточно запомнить значение приставок этих слов: «ин» – внутрь, а
    «экс» – наружу.
  4. При спешке во время выполнения заданий многие
    выпускники нередко допускают ошибки при прочтении однокоренных слов-терминов.
    Проблема решается очень просто – внимательно читайте все термины, особенно
    касательно раздела «Человек и общество», где ошибок больше всего. Например, это
    касается понятий «гуманитаризация» (здесь речь идет о тенденции, предполагающей
    повышение роли гуманитарных, или общественных, дисциплин в образовательном
    процессе) и «гуманизация» (речь идет о тенденции в образовании, предполагающей
    уделение внимания каждому из учеников).
  5. Если говорить о разделе «Право», то чаще всего
    проблема возникает в путанице понятий «проступок» и «преступление». Здесь все
    просто. Достаточно запомнить, что преступление предполагает уголовную
    ответственность, а проступок – любую другую (дисциплинарную,
    гражданско-правовую, административную, конституционную), кроме уголовной.

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

Совет! Для запоминаний терминов, в которых часто допускают ошибки, рационально задействовать метод карточек. На последние выписываются наиболее проблемные понятия в соответствии с разделами. После этого ежедневно нужно учить хотя бы по несколько терминов для повышения шансов недопущения ошибок на экзамене.

Полезны будут и мнемонические методики: создавайте собственный образ или ассоциацию на то или иное понятие, а также можно находить слово, с которым будет ассоциироваться определение. Это тоже помогает на ЕГЭ.

Теперь вы знаете, какие ошибки на ЕГЭ по обществознанию
являются наиболее типичными и как их предотвратить. В принципе, особых
сложностей в написании экзамена возникнуть не должно, если своевременно
готовиться к нему, прорабатывать возможные ошибки, опираясь на опыт выпускников
прошлых лет.

Источник: https://thefamily.school/obrazovanie/ege/tipichnye-oshibki-ege-obshhestvoznanie/

Типичные ошибки на ЕГЭ

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

Анна Малкова

Из-за чего старшеклассники теряют на ЕГЭ больше всего баллов?

Даже не из-за того, что чего-то не выучили. Как обидно, когда ошибки на ЕГЭ допущены при заполнении бланков ЕГЭ или во время переписывания решения на чистовик!

Читайте также:  Школьные медали: объективность остается под вопросом - студенческий портал

Однажды ученик, который весь год усердно готовился к ЕГЭ по математике, получил на профильном экзамене 0 баллов за первые 12 задач.

Это было невероятно! Он же отлично знал математику! Оказалось, что от волнения он записал ответы не в те клеточки, в какие нужно, а со сдвигом на одну клеточку.

К счастью, ему удалось доказать, что все его ответы правильны. Это реальная история. Но ведь могло быть и по-другому!

На ЕГЭ по математике ребята часто допускают глупейшие ошибки по невнимательности. Не прочитали условие задачи. Ошиблись во время простых арифметических вычислений, например, записали, что 3+4 = 9.

А иногда ошибки ЕГЭ бывают просто комичными.

Например, в вариантах ЕГЭ по математике есть простая задача, где дан рост школьника Джона в футах и дюймах: 5 футов и 9 дюймов. Дана таблица перевода этих величин в метры. И надо найти рост Джона в метрах. Каких только ответов не получали ученики! И 6 сантиметров, и 85 метров. У одних Джон оказался мышкой, у других – динозавром.

Еще в вариантах ЕГЭ по математике была задача, где Иван Иванович строил сарай у себя на даче. Дано было количество кирпичей, их стоимость, и надо было рассчитать, во сколько обойдется сарай.

Оказалось, что сарайчик стоит 70 миллиардов рублей! Вы представляете, какой это роскошный сараище! Может быть, это коррупционная схема? Только такие мысли могут прийти в голову при виде подобного ответа.

Очень весело получается, когда скорость теплохода оказывается равной 9000 километров в час. Представляете, как он несется по речке! Иногда наоборот – получают скорость бегуна на соревнованиях, равную 200 метров в час. При этом известно, что бегун — человек, а не черепаха.

Все это означает только одно – ответы на ЕГЭ по математике необходимо проверять с точки зрения здравого смысла.
Причем попадаются даже отличники! Забывают, что основание логарифма не может быть отрицательным. Или пишут, что синус угла равен 10. Или, зная, что функция нечетная, говорят, что у нее в нуле точка минимума (не старайтесь это понять, если вы не математик).

Что же делать?
Внимательно читать условие задачи, обращая внимание на каждое слово. Уметь считать быстро и без калькулятора. Проверять ответы с точки зрения здравого смысла. Тренировать память и внимание.
Это относится не только к ЕГЭ по математике!

Однажды после ЕГЭ одна девочка позвонила преподавателю литературы и в ужасе спросила: «Что мне надо было написать? У нас была тема: Этические особенности лирики Маяковского. Я ничего не написала!». Преподаватель тоже задумалась.

Многое можно сказать о лирике Маяковского, но что же за этические особенности? Потом девочка перезвонила, в еще большем ужасе, и плача сказала: «Я НЕ ПРОЧИТАЛА ЗАДАНИЕ! На самом деле там было: Поэтические особенности лирики Маяковского!»

Вот что значит невнимательность! Надеемся, что такие ошибки на ЕГЭ вы точно не совершите!

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/articles/tipichnye-oshibki-na-ege/

10 типичных ошибок на ЕГЭ по английскому (и как их не совершить)

Избежать типичных ошибок на ЕГЭ - Студенческий портал

К ЕГЭ по английскому стоит готовиться хотя бы за год. Но надо понимать, с чего начинать и на что обратить особое внимание во время подготовки. Чтобы оградить будущих абитуриентов от повторения ошибок уже сдавших ЕГЭ, создатель проекта по подготовке к ЕГЭ по английскому языку UpExam Эмилия Керр рассказывает про самые частые ошибки на экзамене.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

«На ошибках учатся», — гласит всем известная поговорка. На английском также — Learn from your mistakes. Но ещё лучше, когда мы учимся на чужих ошибках. Поэтому давайте посмотрим на самые распространенные ошибки в ЕГЭ, и на то, как их можно избежать.

1. Во втором задании аудирования многих затрудняет формулировка not stated.

Очень часто ребята путают её с false.

В чём разница? Если диалог ведётся, скажем, о кино, и один из говорящих сказал: «I’d prefer to watch a comedy tonight», на вопрос «His/Her favourite genre is comedy» мы ответим вариантом not stated, так как в диалоге ничего об общих предпочтениях сказано не было. То, что человек предпочел бы посмотреть комедию сегодня не значит, что это его любимый жанр.

Другой пример из демоверсии 2017: Tom says: »You see, my farther has a business in France, so if I ever decide to follow in his steps, I’ll definitely need French». Вопрос звучит так: «Tom’s been studying French at his father’s request», и правильный ответ здесь not stated.

Потому что хоть в диалоге и сказано, что папин бизнес во Франции, — это причина изучения французского. Но мы не знаем, сам ли Том так решил или его попросил папа. Если в записи сказано что-то противоположное утверждению из вопроса, то выбираем ответ False.

Если в записи ничего не сказано об утверждении из вопроса, то выбираем Not Stated.

2. В чтении и аудировании не надо ориентироваться на полностью совпадающие формулировки вопросов и частей текста или аудиозаписи.

Верные ответы всегда выражены синонимами, поэтому совпадающие формулировки — это ловушки для ленивых.

3. Часть «Чтение» — не забыть прочитать вопрос.

Нередко, стараясь побыстрее закончить часть Чтение, при выполнении третьего задания ученики забывают … прочитать вопрос! То есть читают сразу варианты ответа, а на первую часть вопроса особого внимания не обращают.

Из-за этого можно дать неверный ответ, так как в постановке вопроса в большей части случаев тоже кроется важная информация.

Если часть самого текста можно иногда прочитать по диагонали, то вопросы обязательно читайте от и до и очень внимательно.

4. В задании на грамматику, как ни странно, больше всего ошибок приходится на время Present Perfect.

Бедный, любимый мой present perfect… Он ведь так удобно помогает соединить настоящее и прошлое, когда то, что уже произошло, так важно именно сейчас! Жаль, что в русском у нас такой формы нет.

5. В заданиях на словообразование тоже есть одна сложность.

К слову, которое нужно трансформировать, можно прибавлять больше одного аффикса. Представим, что перед нами такое задание: It was a mere … they didn’t mean to really argue, и в пропуске нужно преобразовать глагол understand. Из контекста — имеется артикль (а), описывающее прилагательное (mere).

Мы понимаем, что здесь нужно существительное understanding. Но по смыслу оно не подходит, речь в предложении о том, что они не хотели ругаться, и это было всего лишь…недопонимание –misunderstanding. Таким образом, мы использовали два аффикса — приставку mis и окончание —ing. Кроме этого ещё может добавиться и множественное число.

Так что не бойтесь прибавлять столько элементов, сколько вам кажется необходимым.

6. Для задания № 39 (письмо другу) стоит подготовить заранее схему ответа

Она должна соответствующую всем требованиям, её надо выучить, а на самом экзамене просто добавить ответы на вопросы и задать три вопроса. Но! Эти три вопроса должны быть заданы строго по предложенной теме. Например, в задании ваш воображаемый друг пишет «Oh, last week we celebrated my grandpa’s 80th birthday!».

А вас просят задать три вопроса о дне рождении дедушки. Вопросы типа «Does your grandpa still work?» или «Are your good friends with your grandpa?», то есть вопросы про дедушку, а не его день рождения, будут рассмотрены как вопросы не по теме и не засчитаны.

Поэтому задавайте вопросы исключительно о том, о чём просят в задании.

7. Эссе многие считают самым сложным заданием.

Тут я согласна — за достаточно короткое время нужно написать объёмный текст на предложенную тему. Очень часто, учитывая нервы, усталость и прочие причины, эссе получаются какими-то запутанными — то аргументы перепутаны, то они повторяются.

А нередко вообще вместо сочинения express your opinion получается for and against. Как сделать так, чтобы ваши эссе раз и навсегда стали чёткими, с ясной структурой, которую требуют на ЕГЭ? Да вы и сами знаете. Надо написать несколько тренировочных эссе и сдать их на проверку специалисту.

Так вы привыкнете к этому формату, и он перестанет вызывать у вас какие-либо трудности!

8. Отсутствие смысловых и логических пауз в устной части.

Особенно это касается чтения вслух. Не старайтесь прочитать весь текст на одном дыхании, от вас не требуют чтения со скоростью света. Наоборот, читайте вдумчиво, обязательно делайте естественные (не слишком долгие) паузы в конце фраз и предложений, при перечислениях.

9. Среди английских звуков есть несколько, которые не сразу даются русскоговорящему.

Среди них — [w]/[v]. Звук [w] отличается от [v] тем, что при его произнесении нужно свернуть губы трубочкой. Почему-то именно этот звук у нас долго не получается.

Даже у многих практикующих учителей я слышу эту ошибку постоянно.

Если его как следует тренировать, то вы почувствуете напряжение и, может, даже боль в мышцах лица — значит, у вас получается! Вот, например, такая скороговорка — Which rich wicked witch wished the wicked wish?

10. Не заменяйте [θ] и [ð] на [z], [s], [f] или [v].

Чтобы убедиться в том, что при их произнесении нужно на самом деле ставить язык между зубами, посмотрите какое-нибудь видео на английском, но отключите звук — вы сразу увидите, когда человек произносит [θ], [ð]. А потренировать можно на таких, например, предложениях:

— I thought a thought. But the thought I thought wasn’t the thought I thought I thought.

— Father, mother, sister, brother — hand in hand with one another.

Какие ошибки вы замечаете в своих работах? Расскажите в х, разберёмся вместе!

iStockphoto (cirodelia)

Источник: https://mel.fm/blog/emilia-kerr/37819-10-tipichnykh-oshibok-na-yege-po-anglyskomu-i-kak-ikh-ne-sovershit

Ошибки на ЕГЭ. Как их избежать?

Все старшеклассники тщательно готовятся к ЕГЭ: кто-то занимается сам, кто-то тренируется на групповых курсах или с репетитором.

Все стремятся к высоким результатам, и никому не хочется, чтобы досадная ошибка перечеркнула старания многих месяцев и закрыла дорогу в желанный вуз.

Рассмотрим самые распространенные ошибки выпускников на госэкзаменах по разным предметам и разберемся, как их избежать.

ЕГЭ: типичные ошибки

Некоторые ошибки характерны для выпускников вне зависимости от предмета, который они сдают. Вот 5 самых популярных «грехов» экзаменуемых.

  1. Невнимательность к условиям задачи, непонимание поставленного вопроса. Даже если задание кажется легким, лучше перечитать его несколько раз.

  2. Недостаток дисциплинированности, небрежность. Многие работы пестрят мелкими недочетами, которые выпускник заметил бы, если бы потрудился перепроверить написанное.

  3. Неумение мыслить за рамками предложенного. Задания ЕГЭ грешат шаблонностью и типизированностью: любой готовившийся к экзаменам ученик знает, какие вопросы его ждут в разделах «А», «В» и «С». Но это не значит, что нужно использовать только заученный материал. Экзаменаторы отмечают, что знания детей часто фрагментарны: они даже не умеют применять данные, полученные на других уроках.

  4. Неправильное заполнение бланка. Нередки случаи, когда талантливые выпускники от волнения допускают досадные промахи – например, вписывают ответы не в те клетки. Обычно это происходит с теми, кто воспринимает экзамен как важнейшее испытание в жизни, а возможную неудачу – как катастрофу. Как расслабиться перед экзаменом, чтобы не наделать глупых ошибок – в нашем предыдущем материале.

  5. Отсутствие логики. Увлекшись подсчетами, экзаменуемый может не заметить, что получил, мягко говоря, странный ответ: скорость теплохода равна 10 тыс. км в час, рост человека – 6 см, синус угла равен 10. Все результаты необходимо проверять с точки зрения здравого смысла.

Впрочем, немало типичных ошибок и в усвоенном материале. Разберем их подробнее.

ЕГЭ: русский язык

Самые слабые места в знаниях выпускников:

  1. правописание «н» и «нн» в различных частях речи;

  2. расстановка запятых;

  3. понимание предложенных для разбора текстов (особенно тех, в которых есть ирония и сарказм);

  4. редактирование собственных работ.

Задания требуют от выпускников большого словарного запаса, понимания грамматики русского языка, базовых аналитических способностей.

Экзаменаторы отметили, что для аргументации своей позиции в сочинении дети редко используют современную российскую литературу (доля таких примеров – не более 1%). Задача преподавателя – приучить учеников к систематическому чтению.

ЕГЭ: математика

Сложности с планиметрическими и стереометрическими задачами возникают у участников ЕГЭ как базового, так и профильного уровня.

Половина экзаменуемых не способна по графику производной найти точку экстремума, дать характеристику ее производной по графику функции, исследовать функцию с помощью производной. Эксперты предположили, что учеников «натаскивают» на выполнение типовых задач, вместо того чтобы сосредоточить их внимание на систематическом изучении курса.

ЕГЭ: обществознание

Не все знают основы конституционного строя России, права и свободы человека, ориентируются в устройстве и организации государственной власти.

Например, в 2018 году экзаменуемые продемонстрировали недостаток знаний о финансовых институтах, экономических процессах, налоговой системе. Многие выпускники не понимают, что такое гуманизм, патриотизм. Наконец, мало кто грамотно формулирует свои мысли и приводит аргументы, рассуждая о заданной социальной проблеме.

ЕГЭ: география

Остаются проблемы со знанием терминологии («континентальность климата», «циклон» и «антициклон», «русло»), природных явлений, составом географических районов России, особенностей географического положения стран, численности населения столиц. Многие не умеют выделять признаки важных экономико-географических понятий: «международная экономическая интеграция», «отрасль международной специализации».

ЕГЭ: химия

Самым проблемным остается решение задач, сочетающих разные виды расчетов по формулам и уравнениям химических реакций. Здесь важно умение находить нужную информацию в условии задачи и грамотно выстраивать последовательность действий. В идеале системное изучение теоретического материала должно сопровождаться практическими занятиями.       

ЕГЭ: физика

Больше всего сложностей у выпускников вызывает объяснение результатов экспериментов и задач, на которые требуется развернутый ответ. Школьники не к месту используют «типовые» ответы, которые прочитали в пособиях по подготовке к ЕГЭ. Зато большинство демонстрирует базовые знания астрофизики и хорошо решает задания, подразумевающие краткий ответ.

ЕГЭ: литература

Самые трудные – задания, ориентированные на глубокое знание произведений (характера персонажей, связанных с ними цитат) и распознавание средств выразительности в текстах. Сочинение, которое предлагается выпускникам на этом ЕГЭ, требует навыков анализа текстов. Часто выпускники плохо сопоставляют литературные явления и факты, приводят неуместные сравнения.

Хорошей тренировкой может стать не только внимательное знакомство с классикой, но и итоговое сочинение в 11 классе, где школьникам предлагают для раскрытия темы привести пример из художественных произведений.

ЕГЭ: информатика и ИКТ

Количество участников ЕГЭ по этому предмету рекордно выросло в 2018 году. Выпускники демонстрируют неплохое знание информатики, но постоянно допускают ошибки из-за невнимательности, неправильного понимания задания.

Кроме того, эксперты советуют старшеклассникам потренироваться в составлении программ для решения задач средней сложности.

Многие выпускники плохо решают задачи по определению объема памяти, анализу алгоритма или программы, построению или преобразованию логических выражений.

ЕГЭ: иностранные языки

Чтение и аудирование проблем не вызывает, а вот выполняя письменные творческие задания, абитуриенты часто выхватывают фразы из контекста и в итоге подменяют предложенные задачи более простыми.

Есть тенденция к использованию заученных штампов. Выбор «безопасных» заезженных выражений свидетельствует о том, что большинство выпускников не может свободно говорить и писать на иностранном языке.

ЕГЭ: биология

Здесь школьники в основном испытывают трудности при объяснении результатов скрещивания, выполнении заданий по рисункам. Абитуриенты не могут соотнести характеристики и признаки органов растений, животных и человека.

Плохо изученными темами несколько лет подряд остаются деление клетки, обмен веществ и энергии в клетке, формы естественного отбора, видообразование, нервная система человека, экосистемы.

Выпускники не всегда могут применить теоретические знания для объяснения процессов и явлений природы.

ЕГЭ: история

Выпускники путают исторических деятелей и события в России в ХХ веке (особенно плохо знают Гражданскую войну), не ориентируются в истории культуры.

Трудности вызывает анализ документов, относящихся к разным историческим периодам, работа с исторической картой. Многие не узнают представленные на иллюстрациях памятники скульптуры и архитектуры.

А хуже всего школьники справляются с составлением развернутого аргумента на основе исторических фактов.

Источник: https://kedu.ru/press-center/articles/oshibki-na-ege-kak-ikh-izbezhat

Ссылка на основную публикацию