Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах — студенческий портал

Современная система образования постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах.

Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах - Студенческий портал

Если людей старшего поколения попросить закрыть глаза и рассказать о том, какие ассоциации возникают в их голове при слове «школа«, то, наверняка, большинство нарисованных сознанием образов совпадет. Это парты и звонки, портфели и учебники, учителя, одноклассники, контрольные, диктанты, доска с мелом, журнал и указка…

Образы же современных школьников намного богаче и в них встречается многое, что является абсолютно непонятным даже для тех, кто закончил школу каких-то лет двадцать назад. Это мультимедийные презентации, интерактивные доски, маркеры, планшеты, лазерные указки.

Многое поменялось и в содержании образования: из обширной системы, призванной воспитывать широко развитого в абсолютно разных областях человека, она постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах.

Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки, которые становятся явными лишь при столкновении с ними на практике. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Что такое профильное образование?

Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах - Студенческий портал

Одним из нововведений современной образовательной системы является профильное образование в старших классах школы. Оно стало обязательным для старшеклассников с 1 января 2015 года, хотя подготовка к такому построению школьного образования началась за несколько лет до этого с создания экспериментальных классов и школ, с распространения на образовательных сайтах и в печатных изданиях информации о сути профильного образования, идея которого пришла к нам с запада.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  8 приложений, которые помогут не отвлекаться - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Итак, профильное школьное образование – это способ построения обучения, который благодаря введению изменений в структуру, содержание и организацию учебного процесса, позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе.

Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится «отсев» учеников:

  • тем, кто сдал экзамены на положительные оценки, педагоги рекомендуют остаться, чтобы получить полное общее образование в стенах родной школы;
  • тем, кто показал средние (удовлетворительные) результаты, рекомендуется продолжить обучение в колледжах и техникумах, где они также смогут получить полное общее образование, но по несколько иной системе.
  • тем же, кто не справился с экзаменами даже после пересдачи, специалисты советуют перейти в классы коррекции, функционирующие на базе специальных школ, либо на индивидуальное образование.

Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.

Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно. На сегодняшний день таких возможных профилей в школьной системе образования насчитывается более десяти: филологический, исторический, экономический, физико-математический и т.д.

Особенности профильного обучения в школе

Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:

  • Количество обязательных (базовых) дисциплин сведено к минимуму, а материал, преподаваемый на данных уроках, направлен, в первую очередь, на общее развитие и возможность сдать обязательные предметы на экзаменах в 11 классе.
  • Число профильных предметов увеличено, а материал, изучаемый на таких занятиях, углублен и расширен. Например, если ученик выбрал филологический профиль, то на таких уроках будет изучаться история языка, языкознание, мировая художественная культура и т. д. При этом в ходе учебного процесса обязательно должны использоваться современные средства передачи информации.
  • Элективный курс – это уроки по выбору. Как правило, они поддерживают изученный на обязательных уроках материал, закрепляют и немного расширяют его. Например, курс «Математическая статистика» позволяет лучше понять основы экономики.

Преимущества профильного обучения в школе

Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах - Студенческий портал

Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:

  • Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.
  • Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.
  • Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.
  • Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.

Недостатки профильного обучения в школе

К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:

  • Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.
  • Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в сельских и деревенских школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют как необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии (не проведен интернет, нет интерактивных досок и проектора и т.д.), так и соответственно подготовленные педагоги.
  • Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.
  • Необходимость наличия профессионального психолога в школе.
  • Еще большая временная загруженность старшеклассника.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных «доработках».

При этом «довести» профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1170_profilnoe-obrazovanie-v-shkole-nedostatki-i-preimu.html

Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах

Московские школы предлагают своим ученикам более 15 специализаций в старших классах. Стоит ли менять школу после 9 класса, как выбрать направление и какие есть варианты профильного обучения — в инструкции «Учёбы.ру».

2

jimpg2_2015 / Flickr / CC BY-SA 2.0

Профильные классы в школе формируются, как правило, в последние два года учебы. На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в каждой московской школе.

Профильные классы подразумевают под собой углубленное изучение отдельных предметов.

Например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в информационно-технологическом — информатика и математика, в экономическом — математика и обществознание.

Самые распространенные профили обучения:

  • физико-математический;
  • химико-биологический;
  • информационно-технологический;
  • социально-экономический;
  • гуманитарный;
  • лингвистический;
  • художественно-эстетический.

Также в последние годы в московских школах активно развиваются высокотехнологичные профили обучения. Так, под эгидой Департамента образования действуют программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе».

В рамках этой программы школы получают лабораторное оборудование для курсов химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий.

Обучение проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает элективные курсы, профориентацию, экскурсии на профильные предприятия, участие в мероприятиях для абитуриентов.

Помимо стандартных, в школах можно найти и очень редкие специализации. Например, в школе № 1310 работает класс журналистики, в школе № 1505 — педагогический, в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный, в школе № 123 — театральный, в школе № 1514 — культурологический классы.

Отдельно стоит отметить такую форму профильного обучения, как базовый класс при вузе. В эти классы университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе. Так, в школе № 171 действует химический класс при химфаке МГУ, в школе № 54 — математический класс при мехмате МГУ, в школе № 1535 — экономический класс при НИУ ВШЭ.

Реформа среднего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы ребята в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения. Подразумевается, что образовательный комплекс может предложить своим ученикам восемь-десять специализаций, в то время как школа сама по себе — не более двух-трех.

Большинство школьников в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам, и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Конечно, в 9 классе выбор может быть не таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

Для того чтобы выбрать профильный класс в школе, нужно понять, какие предметы даются вам лучше остальных, что именно вам интересно, чем бы вы хотели заниматься в будущем.

Профориентационные тесты, которые можно найти в интернете (в частности, на сайте «Учёба.

ру»), на основе ваших склонностей помогут определить подходящее вам направление обучения: гуманитарное, естественно-научное, техническое и т. д.

Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников. Участие во всех мероприятиях бесплатное.

Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед.

Участие в проекте поможет определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.

Если вы уже определились с направлением обучения в вузе и знаете, какие будете сдавать ЕГЭ, специализация в старших классах должна быть соответствующая. Например, вы хотите поступать на инженерно-технические направления и планируете сдавать на ЕГЭ физику и математику.

Занимаясь два года в физико-математическом классе, вы получите до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с классами других профилей — и это только в рамках основного расписания.

За счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ вы сможете все свое внимание уделять профильным предметам. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах.

Учеба в таком классе увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный вуз, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.

Не стоит забывать, что распределение по профильным классам проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ. Если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного класса минимума, вас туда, скорее всего, не примут. И это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки, несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.

Читайте также:  10 вредных идей, которым нас учат в школе - студенческий портал
Предмет Всего баллов Рекомендуемый балл для профильного класса
Русский язык 39 31
Математика 32 19
Физика 40 30
Химия 34 23
Биология 46 33
География 32 24
Обществознание 39 30
История 44 32
Литература 23 15
Информатика и ИКТ 22 15
Иностранные языки 70 56

Этот вопрос волнует многих девятиклассников, которые не могут определиться с выбором профиля обучения или просто не знают, где учиться дальше.

Если желаемого направления в вашей родной школе нет, стоит задуматься о смене учебного заведения, поскольку профильное обучение повысит ваши шансы на успешное поступление.

Нередко также возникает ситуация, когда профильный класс все-таки набирается, но школьнику хочется учиться в школе более высокого уровня.

Не секрет, что по каждому направлению в Москве можно выделить несколько ведущих школ. Учеба там дает возможность изучать профильные предметы на углубленном уровне, заниматься в компании отобранных на экзаменах мотивированных ребят, готовиться к участию в профильных олимпиадах.

Ведь за большинством успешных олимпиадников, прежде всего, стоят хорошие школы. Там можно получить образование совсем другого уровня, нежели в районных школах. К тому же большинство этих учебных заведений являются базовыми для ведущих вузов.

Это дает ученикам возможность познакомиться с выбранным учебным заведением изнутри и попасть на его абитуриентские мероприятия еще в старших классах.

Среди сильных московских «физматов» можно назвать лицей «Вторая школа», СУНЦ МГУ им. Ломоносова, школу № 1580 при МГТУ им. Баумана, школу № 1502 при МЭИ. Иностранные языки хорошо преподают в школе № 1555 (предуниверситарий МГЛУ), школе № 1535.

Качественная химико-биологическая и медицинская подготовка есть в школах № 171, № 1543, № 1303. Программистов готовят в предуниверситарии МИФИ, школах № 1533 и 1537. При выборе школы вы можете ориентироваться в том числе на рейтинг школ Москвы Департамента образования.

Чем выше место школы в рейтинге, тем лучше результаты ее выпускников на ЕГЭ и олимпиадах.

Для тех школьников, чьи интересы не укладываются в рамки определенного профиля, идеальным будет выбор класса или школы, где действует система индивидуальных учебных планов. Например, вы еще не определились с направлением обучения в вузе, но вам интересны биология и иностранные языки.

Стандартные профильные классы в этом случае вам не подходят, поскольку биология входит в список предметов химико-биологического профиля, а иностранные языки — лингвистического. Система индивидуальных планов позволяет изучать любые школьные предметы углубленно.

Ученики сами выбирают между базовым и профильным уровнем обучения по каждому предмету, формируя собственный учебный план.

Такая система лучше всего подходит старшим классам, и с каждым годом все больше школ предлагают ее своим ученикам. Учиться по индивидуальным планам можно, например, в лицее НИУ ВШЭ, школе № 1505, центре образования № 218, школе «Интеллектуал», школе № 1568.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5759

Как выбрать профиль обучения в старших классах общеобразовательных школ?

Переход старшей школы на профильное обучение отнесен Правительством РФ к числу приоритетных направлений модернизации российского общего образования.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает:

  • возможность разнообразных комбинаций учебных предметов (профилей),
  • что обеспечивает гибкую систему профильного обучения.

Общеобразовательные школы Москвы в настоящее время предлагают своим обучающимся на выбор более 15 специализаций в старших классах.

В данном материале рассмотрим:

  • стоит ли менять обучающимся школу после 9 класса,
  • как выбрать обучающимся направление профильного обучения и
  • какие есть варианты профильного обучения.

Варианты профильного обучения

Профильные классы в общеобразовательных школах, реализующих профильное обучение (профильные школы), формируются, как правило, в последние два года учебы.

Профильное обучение в общеобразовательных школах направлено:

  • на реализацию личностно — ориентированного учебного процесса;
  • при этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в большинстве московских школ. Профильные классы в этих школах предлагают своим обучающимся различные профили обучения с углубленным изучением отдельных предметов.

Например:

  • в химико-биологическом профиле обучения — это будут химия и биология,
  • в информационно-технологическом профиле обучения — информатика и математика,
  • в экономическом профиле обучения — математика и обществознание.

Самые распространенные профили обучения в московских школах сегодня:

  • физико-математический профиль обучения;
  • химико-биологический профиль обучения;
  • информационно-технологический профиль обучения;
  • социально-экономический профиль обучения;
  • гуманитарный профиль обучения;
  • лингвистический профиль обучения;
  • художественно-эстетический профиль обучения.

В последние годы в московских школах также активно развиваются высокотехнологичные профили обучения.

Так, под эгидой Департамента образования Правительства Москвы действуют программы:

  • «Медицинский класс в московской школе» и
  • «Инженерный класс в московской школе».

В рамках этих программ школы получают лабораторное оборудование для профилей обучения, включающих курсы химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий.

Обучение по таким профилям проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает:

  • элективные курсы,
  • профориентацию,
  • экскурсии на профильные предприятия,
  • участие в мероприятиях для абитуриентов.

Помимо стандартных профилей обучения, в московских школах можно найти и очень редкие специализации:

  • например, в лицее № 1310 — работает профиль обучения по журналистике;
  • в гимназии № 1505 — педагогический профиль обучения;
  • в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный профиль обучения;
  • в школе № 123 — театральный профиль обучения;
  • в гимназии № 1514 — культурологический профиль обучения.

Активно внедряется в Москве также такая форма профильного обучения:

  • как базовый класс при ВУЗе.

В эти профили обучения университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе в ВУЗе:

  • так, в школе № 171 — действует химический профиль обучения при химфаке МГУ,
  • в школе № 54 — математический профиль обучения при мехмате МГУ,
  • в лицее № 1535 — экономический профиль обучения при НИУ ВШЭ.

Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации:

  • модель внутришкольной профилизации и
  • модель сетевой организации.

В сетевой модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется:

  • за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Оно может строиться в двух основных вариантах профильного обучения:

  • первый вариант профильного обучения — связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра».В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр»;
  • второй вариант профильного обучения— основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов.В этом случае обучающимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Реформа общего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы обучающиеся в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения.

При этом подразумевается, что такой образовательный комплекс может предложить своим обучающимся восемь — десять профилей обучения (специализаций), в то время как школа сама по себе — не более двух — трех профилей обучения.

Выбор профиля обучения с учетом интересов и склонностей

Большинство обучающихся в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам (профилю обучения), и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Очевидно, в 9 классе выбор обучающимся профиля обучения может быть не совсем осознанным, и все же к этому возрасту обучающийся уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

Для того чтобы выбрать профиль обучения в школе:

  • ему нужно понять, какие предметы даются ему лучше остальных,
  • что именно ему интересно,
  • чем бы он хотел заниматься в будущем.

Для начала желательно пройти один или несколько бесплатных онлайн профориентационных тестов (в частности, на сайтах ucheba.ru или foxford.ru), с помощью которых на основе склонностей можно будет определить подходящий обучающемуся профиль обучения:

  • гуманитарный,
  • естественно-научный,
  • технический и т. д.

Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы»:

  • в рамках этого проекта большинство московских ВУЗов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников;
  • участие во всех мероприятиях бесплатное;
  • встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на школьников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников;
  • график и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» Департамента образования города Москвы dogm.mos.ru на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет обучающимся определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.

Выбор профиля обучения с расчетом на ЕГЭ

Если школьник уже определился с направлением обучения в ВУЗе и знает, какие будет сдавать предметы на ЕГЭ, специализация и выбор профиля обучения в старших классах должны быть соответствующими:

  • например, школьник хочет поступать в ВУЗ на инженерно-технические направления и планирует сдавать на ЕГЭ физику и математику;
  • занимаясь 2 года по физико-математическому профилю, он получит до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с другими профилями — и это только в рамках основного расписания;
  • за счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ он сможет все свое внимание уделять профильным предметам;
  • кроме того, программа профильного обучения включает участие в основных олимпиадах.

Учеба по такому профилю обучения увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный ВУЗ, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.

Выбор профиля обучения с учетом результатов ОГЭ

Обучающимся не стоит забывать, что распределение по профилям обучения проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ:

  • если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного обучения минимума, обучающегося, скорее всего, на данный профиль обучения не примут;
  • и это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.

Рекомендации ФИПИ по проходным баллам ОГЭ для отбора в профильные 10-е классы:

Предмет ОГЭ Всего баллов ОГЭ Рекомендуемый балл ОГЭ для обучения в профильном классе
Русский язык 39 31
Математика 32 для естественнонаучного профиля — 18 баллов, из них не менее 6 по геометрии; для экономического профиля — 18 баллов, из них не менее 5 по геометрии;для физико-математического профиля — 19 баллов, из них не менее 7 по геометрии
Физика 40 30
Химия 34 23
Биология 46 33
География 32 24
Обществознание 39 30
История 44 32
Литература 23 19
Информатика и ИКТ 22 15
Иностранные языки 70 56

Выбор профиля обучения: менять ли школу?

Менять ли школу – этот вопрос волнует многих девятиклассников, которые:

  • по каким-либо причинам не могут определиться с выбором профиля обучения или
  • просто не знают, где учиться дальше.

Если желаемого профиля обучения в школе нет, стоит задуматься о смене учебного заведения, поскольку профильное обучение повысит шансы обучающегося на успешное поступление в ВУЗ.

Нередко также возникает ситуация, когда:

  • профильный класс (профильное обучение) все-таки в школе набирается,
  • но школьнику хочется учиться в школе более высокого уровня.

По каждому профилю обучения в Москве можно найти несколько ведущих образовательных учреждений общего образования:

  • учеба в таких школах дает возможность изучать профильные предметы на углубленном уровне,
  • обучаться в компании отобранных на экзаменах мотивированных школьников,
  • готовиться к участию в профильных олимпиадах.

Практика показывает, что за большинством призеров школьных олимпиад, прежде всего, стоят хорошие школы.

В таких образовательных учреждениях:

  • можно получить образование совсем другого уровня, чем в районных школах;
  • к тому же большинство этих учебных заведений являются базовыми для ведущих ВУЗов;
  • это дает возможность ученикам таких школ познакомиться с выбранным учебным заведением изнутри и попасть на его абитуриентские мероприятия еще в старших классах.

Среди СИЛЬНЫХ московских образовательных учреждений общего образования можно назвать:

  • физико-математический профиль обучения:
    • лицей «Вторая школа»,
    • СУНЦ МГУ им. Ломоносова,
    • лицей № 1580 при МГТУ им. Баумана,
    • лицей № 1502 при МЭИ.
  • профиль обучения — иностранные языки:

    • лицей № 1555 (предуниверситарий МГЛУ),
    • лицей № 1535;
  • химико-биологический и медицинский профиль обучения:

    • школа № 171,
    • гимназия № 1543,
    • лицее № 1303;
  • профиль обучения – информатика и ИКТ:

    • предуниверситарий МИФИ,
    • лицей № 1533 и
    • лицей № 1537.

При выборе школы с интересующим профилем обучения можно ориентироваться в том числе на рейтинг школ Москвы на сайте Департамента образования obrmos.ru. Чем выше место школы в рейтинге, тем лучше результаты ее выпускников на ЕГЭ и олимпиадах.

Восьмиклассники могут обучаться в предуниверситариях

Старшеклассники Москвы с 2019 года могут получать профильное образование при ВУЗах в предуниверситариях уже с восьмого класса:

  • это позволяет столичным вузам раньше начать работать с абитуриентами.

Сейчас в рамках пилотного проекта «Московский предуниверситарий» подготовительное профильное образование при вузах получают более четырех тысяч школьников — учеников 9 — 11-х классов.

В настоящее время предуниверситарии существуют в 11 высших учебных заведениях Москвы:

  • Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ»,
  • Российском университете транспорта (МИИТ),
  • Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»,
  • Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ),
  • Российском экономическом университете (РЭУ) имени Г.В. Плеханова,
  • Российском государственном университете имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство),
  • Московском государственном лингвистическом университете,
  • Первом московском государственном медицинском университете (МГМУ) имени И.М. Сеченова,
  • Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ,
  • Московском государственном педагогическом университете,
  • Московском городском педагогическом университете.

Индивидуальный учебный план

Для тех школьников, чьи интересы не укладываются в рамки определенного профиля обучения, идеальным будет выбор класса или школы, где действует система индивидуальных учебных планов:

  • например, школьник еще не определился с направлением обучения в ВУЗе, но ему интересны биология и иностранные языки;
  • стандартные профили обучения в этом случае ему не подходят, поскольку биология входит в список предметов химико-биологического профиля, а иностранные языки — лингвистического.

Система индивидуальных учебных планов позволяет:

  • изучать любые школьные предметы углубленно;
  • школьники сами выбирают между базовым и профильным уровнем обучения по каждому предмету, формируя собственный учебный план.

Учиться по индивидуальным учебным планам можно, например:

  • в лицее НИУ ВШЭ,
  • гимназии № 1505,
  • центре образования № 218,
  • школе «Интеллектуал»,
  • лицее № 1568. 

Такая система индивидуальных учебных планов лучше всего подходит школьникам старших классов, и с каждым годом все больше школ предлагают ее своим ученикам.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу

Право на начальное, основное и среднее общее образование

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/pravo-na-obshchee-obrazovanie/pravo-na-nachalnoe-osnovnoe-i-srednee-obshchee-obrazovanie/746-kak-vybrat-profil-obucheniya-v-starshikh-klassakh-obshcheobrazovatelnykh-shkol

Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей профессией.

Система образования на сегодняшний день подготавливает детей к выбору профессии еще на уровне основного общего образования, а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе.

Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Профильное образование позволяет на сегодняшний день сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое ученик получает в школе.

Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения ребенка.

Читайте также:  Выбор специальности по набору егэ - студенческий портал

Это происходит за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения гибких индивидуальных образовательной траекторий, учитывая запросы работодателей, способности и наклонности ребенка. Одной из основных задач, которые решает профильное обучение, является получение обучающимся углубленных знаний в той области и по тем дисциплинам, которые ребенок сможет реализовать в рамках последующего обучения или трудовой деятельности.

Ч. 25 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ «Об Образовании в Российской федерации» поясняет, что направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Также ч.

4 ст.66 Закона № 273-ФЗ от 29.12.

2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Это означает, что Закон предусматривает, что профильное обучение может быть организовано в рамках реализации основной общеобразовательной программы, причем на любом уровне образования.

В соответствии с ч.2 ст.87 Закона право выбора между предметами остается за родителями /законными представителями обучающихся.

Родители/законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.1 ч.3 ст. 44 Закона). Помимо профильного обучения в учебном плане школьника предусмотрено:

  • изучение обязательных учебных предметов для всех профилей;
  • изучение учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей;
  • учебные предметы для изучения на углубленном уровне;
  • курсы по выбору, элективные курсы.

Таким образом, модель современной школы включает в себя базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы и элективные курсы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе.

Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы.

При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  1. Естественно-научный. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология.
  2. Гуманитарный. Профильные предметы- русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право.
  3. Социально-экономический. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, экономика, право, география, геометрия.
  4. Технологический профиль. Профильные предметы — алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика.
  5. Универсальный. Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области.

Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению.

Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю.

Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.

Отличие элективных курсов от факультативных

П.5 ч.1 ст.34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Как осуществляется прием в профильные классы?

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. Образовательная организация разрабатывает локальный акт, который регламентирует особенности поступления в профильные классы.

Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательной организации.

Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании.

Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются.

После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.

Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии.

Организация профильного обучения через индивидуальный учебный план.

Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)». Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору.

Популярным на сегодняшний день становится вариант кооперации общеобразовательной организации с организациями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов.

В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, учреждения профессионального образования, предприятиями, др.).

Средний общий уровень образования готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.

Современная школа должна сформировать «пучки компетенций» у обучающихся, которые будут являться основой для дальнейшего соприкосновения школы с социальной деятельностью общества, что даст возможность ориентироваться на труд, который идет на пользу обществу, развитию страны, современных технологий.

Ценностью обучения должно стать то, что образовательная организация сможет создать именно ту платформу, которая научит детей тому, что пригодится всегда, на протяжении всей их жизни.

Ориентиром дальнейшего выбора профессий должен стать Атлас профессий, который позволит и детям, и педагогам, и родителям подготовиться к жизни в меняющемся мире, социуме.

Неотъемлемой частью модели образования ближайшего будущего должно стать высокотехнологическое предпрофильное обучение, на основе которого будут создаваться индивидуальные и групповые проекты. Данные проекты должны быть отчасти интегрированы в образовательный процесс и направлены на интересы и потребности будущего работодателя.

Такой механизм позволит транслировать абстрактные знания в конкретные формы, имеющие отношение к практической жизни. «Согласование» и приспособление интересов ребенка с интересами социума станет ведущей идеей образования.

Отдельно мы выделили когнитивную гибкость, как одну из основных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающегося на данном уровне образования.

Это связано с тем, что будущие работники должны будут быстро адаптироваться в меняющейся социальной жизни и ее проблемах.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 01.02.2019
  •   Все консультации автора

Источник: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/kakie_profili_predusmotreny_dlya_obuchayuwijsya_na_urovne_srednego_obwego_obrazovaniya

С 2020 года старшеклассникам придется выбирать профиль обучения

Сегодня тема ранней и своевременной профориентации актуальна как никогда.

Необходимость активно работать с детьми, выявлять их способности и предпочтения, знакомить с профессиями и помогать выбрать правильную образовательную траекторию и профессию признают как родители, так и государство.

Статистика утверждает, что сегодня 40% выпускников вузов работают не специальности.

Есть, несомненно, и исключения из правил, но в большинстве случаев это происходит из-за неправильного выбора старшеклассников – они просто не понимают, что выбрать.

Государство всерьез озаботилось этой проблемой, ведь от этого страдает экономика страны – не хватает увлеченных и высококвалифицированных специалистов. Поэтому в школьном образовании появился новый тренд – ранняя профилизация.

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, с 2020 года в школах должно быть предусмотрено профильное обучение для старшеклассников.

Учащиеся 10-11 классов должны будут выбрать одно из четырех направлений: гуманитарное, технологическое, естественно-научное или социально-экономическое. Есть также вариант остановить свой выбор на универсальном профиле. 

Профильное обучение предполагает изучение непрофильных предметов на базовом уровне, а профильных дисциплин – на углубленном.

Многие школы уже сейчас предлагают такой подход, но к 2024 года почти все школы (90%) должны будут перейти на профиль. Некоторые школы запускают такие классы по направлениям с 8 класса.

В этом случае, если вдруг оказалось, что школьник ошибся с выбором, то до 10 класса у него есть возможность все поменять.

Однако, как заявили эксперты, часто все потраченные усилия на изучение профильных предметов ни к чему не приводят, когда наступает время сдавать ЕГЭ.

Когда 11-классник узнает результаты своих экзаменов, он начинает выбирать не дело своей жизни, а вуз, в который его примут с этими баллами.

В итоге по окончании вуза молодые люди разочаровываются в освоенной профессии, вузы получают безразличных студентов, а работодатели – не готовых и не желающих работать и развиваться специалистов. 

Поэтому факт остается фактом: безусловно, профильное обучение необходимо, но в совокупности с активной профориентационной работой.  Ребенок должен быть уверен в своем выборе, чтобы в результате получал удовольствие от профессиональной деятельности. Кроме того, его нельзя лишать возможности получать разностороннее развитие, значительно сокращая количество часов по «непрофильным» дисциплинам.

По материалам Российской газеты

Екатерина Ячина, редактор портала Поступи Онлайн

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592f3a59d7d0a6f53d9a37c2/5bf7afbc7145a200aa9818b6

Школьникам придется выбрать профиль обучения в девятом классе

Решением этой задачи озаботились не только родители, но и государство: в школьном образовании новый тренд — ранняя профилизация.

Насколько ранней она должна быть, как вести углубленное обучение по отдельным предметам не в ущерб остальным, можно ли поменять профиль и т. д.

? Вопросов очень много, а искать на них ответы придется быстро: уже с 1 сентября 2020 года федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) станет обязательным для всех школ, а он предусматривает профильное обучение в 10-11 классах.

Это означает, что уже нынешним восьмиклассникам через полтора года необходимо выбрать одно из четырех узких направлений (естественно-научное, гуманитарное, социально-экономическое, технологическое) либо универсальный профиль.

Какие-то предметы школьник станет изучать на базовом уровне, какие-то — на углубленном плюс получит возможность посещать элективные курсы.

Многие школы уже сейчас внедряют такой подход, пока в пилотном режиме, а к 2024 году 90 процентов общеобразовательных учреждений перейдут на профильное обучение.

По данным департамента образования администрации Екатеринбурга, 67 из 160 школ города фактически уже работают по новой системе. Углубленно изучают отдельные предметы 13 процентов учеников начальных классов, 46 процентов — 5-9-х и 53 процента старшеклассников.

Эти школы готовы поделиться с коллегами опытом. Например, в 161-й гимназии с 8-го класса ребята могут выбрать один из трех профилей — социально-экономический, гуманитарный или математический.

Если ребенок осознал, что ошибся с предпочтением, в 10-м классе не возбраняется поменять направление подготовки.

Но насколько осознан выбор будущего в 15 лет? Департамент образования опросил 840 учащихся семи школ, ведущих профильную подготовку, и оказалось: ожидания 43 процентов подростков совпали с их интересами, столько же опрошенных частично удовлетворены выбором, ну а 14 процентов констатировали, что ошиблись.

Интересно: 67 процентов школьников заявили, что приняли решение самостоятельно, без помощи родителей и учителей.

— Ребенку нравится школьный предмет — прекрасно. Но это еще не профессия, не социальный выбор. На данном этапе в процесс должен включиться родитель, задающий ребенку вопрос: а готов ли ты заниматься этим всю жизнь? — говорит директор гимназии № 161 Елена Ушакова. — У педагогов мало знаний о профессиях, поэтому профилизация без социума не даст эффекта.

Впрочем, профиль — это не «приговор», а всего лишь направление подготовки. Хотя перейти в другой класс, особенно в переполненной статусной школе, бывает непросто. И все же у ребенка должна быть возможность попробовать «на вкус» разные науки. Ну а знакомство с профессиями вообще следует начинать как можно раньше.

— В идеале нам бы хотелось, чтобы система работала уже с детсада: это тот период, когда у ребенка формируется самооценка и уверенность в себе, то есть он готовится к последующему принятию решений, — говорит замначальника департамента образования администрации Екатеринбурга Ольга Бабченко.

Многие школы в последние годы вновь активно занялись профориентацией: организуют экскурсии на предприятия, сотрудничают с компаниями, проводящими профтесты, поощряют проектную деятельность учеников.

Однако, как призналась одна из педагогов, зачастую все эти усилия разбиваются о короткую аббревиатуру ЕГЭ: выпускники выбирают не дело всей жизни, не мечту, а вуз, в который реально поступить с набранной суммой баллов.

Порой эту модель поведения навязывают родители (лишь бы поступил, а куда — неважно). Первыми ее плоды пожинают вузы, получающие безразличных студентов, следом — работодатели.

— Мы многие годы неуважительно относились к рабочим специальностям. Это вопрос воспитания, формирования правильных ценностей: человек, прекрасно работающий руками, для общества должен быть столь же важен, как инженер или физик-теоретик. Мы слишком много говорили о престижности, а мало о самореализации, — сокрушается Елена Ушакова.

  • Все заинтересованные стороны — родители, чиновники, педагоги, вузовские преподаватели — сходятся в том, что профориентация и профильное обучение необходимы, хотя в сегодняшнем виде система явно нуждается в доработке.
  • — Требуется поиск новых форм профильной подготовки, чтобы ребенок был уверен в своем выборе, а впоследствии получал удовольствие от профессиональной деятельности, — резюмирует Ольга Бабченко.
  • мнение
  • Анна Камбарова, семейный психолог:
  • — Профильному обучению в старших классах должна предшествовать мягкая профориентация в начальном и среднем звене, ведь, как ни смешно это звучит, школьники имеют некоторое представление разве что о профессиях родителей, да и то не всегда, а также о самых популярных — врач, учитель, бухгалтер, кассир, продавец…

До выбора профиля обучения необходимо выявить реальные профессиональные предпочтения детей, причем с учетом их внешкольных занятий. Это задача психолога плюс проведение тестирования с использованием качественных тестов.

Кроме того, хорошо бы исключить (что, правда, почти невозможно) влияние родителей — фактор «преемственности».

Ну а старшим школьникам надо дать представление о реальной ситуации на рынке труда и прогнозы ее развития на пять-семь лет.

Статистика показывает: при выборе будущей профессии не стоит опираться только на хорошее знание или интерес к конкретным учебным предметам. Поэтому нельзя лишать детей возможности получения разностороннего образования, кардинально сокращая количество часов по «непрофильным» дисциплинам, например, минимизируя изучение литературы в физматклассе.

Источник: https://news.rambler.ru/education/41308164-shkolnikam-pridetsya-vybrat-profil-obucheniya-v-devyatom-klasse/

Ссылка на основную публикацию