Инструкция: как сдать часть 2 егэ по химии — студенческий портал

До ЕГЭ по химии осталось совсем немного — меньше полугода (вот тут календарь ЕГЭ-2018). Но наверстать упущенное и разобраться наконец в таблице растворимости и формулах — не поздно. И не только в них, если составить чёткий план и выбрать правильные материалы. О подготовке к ЕГЭ по химии — преподаватель химии и автор телеграм-канала «ФарСмацевтика» Анна Тихонова.

Рассылка «Мела»

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В этом году форма экзамена почти не изменилась: вместо 34 заданий их будет 35. Но из-за этого немного изменится система пересчёта первичных баллов в тестовые.

Экзамен состоит из двух частей: первая предполагает выбор цифр или последовательности цифр (29 заданий), вторая — ответы с развёрнутым ответом (6 заданий). Максимальное количество первичных баллов, которое можно набрать за первую часть, — 40, за вторую — 20.

Обычно мои ученики начинают паниковать уже на этой стадии — когда узнают о заданиях. Но на самом деле всё не так страшно, как кажется.

1. Найдите человека, которому вы сможете задавать вопросы

Необязательно нанимать репетитора. Этим человеком может быть учитель в школе или знакомый студент, который учится на химфаке. Главное — не стесняться задавать даже самые глупые, на ваш взгляд, вопросы и стараться закрывать пробелы, которые возникают во время подготовки.

Поверьте, то, что у вас появляются хоть какие-то мысли насчёт химии, уже говорит о том, что процесс запущен. Смело поднимайте руку прямо во время урока, расспрашивайте репетитора, участвуйте в обсуждениях в тематических сообществах и не бойтесь выглядеть глупо в глазах других.

Инструкция: как сдать часть 2 ЕГЭ по химии - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  планы на неделю с 13 по 19 ноября - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Это таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд напряжения металлов. В них содержится около 70% информации, которая поможет вам успешно сдать экзамен. На остальные 30% от вашего успеха приходится ваше умение пользоваться ими.

Чтобы разобраться с таблицей Менделеева, нужно сначала изучить периодические свойства элементов: строение атомов элементов, электроотрицательность, металлические, неметаллические, окислительные и восстановительные свойства, валентности, степени окисления. Если запомните их — не придётся запоминать свойства каждого отдельного элемента или каждого отдельного вещества в природе. Достаточно взглянуть в таблицу и вспомнить о периодическом законе.

Подсказка для тех, кто вечно всё забывает: F (Фтор) самый сильный неметалл и самый электроотрицательный элемент, а Fr (Франций) — наоборот (самый сильный металл и наименее электроотрицательный элемент). Это поможет с чего-то начать.

3. Повторяйте математику. Химию без неё не сдать

Конечно, никто не просит вас интегрировать или дифференцировать и вообще на экзамене можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Но повторить темы процентов и пропорций — обязательно.

Формул, которые необходимы для решения задач, не так уж и много. Запомнить нужно только основные: формула для расчёта массовой доли, массы вещества, объёма, количества вещества, плотности и выхода продукта.

Зная их, вы сможете без проблем выводить другие.

Попробуйте вывести из формулы массовой доли массу раствора или, зная массу и молярную массу вещества, определить его количество. Через несколько недель тренировок вы заметите, что все эти формулы связаны между собой и, если вы что-то забыли, всегда можно вывести нужную вам формулу из другой.

4. Таблица химических реакций — ваш помощник

Веществ в химии действительно очень много, их можно систематизировать и выявить закономерности. Вам поможет таблица взаимодействия веществ между собой. Распечатайте её и держите перед глазами, когда только начнёте решать цепочки или реакции.

Инструкция: как сдать часть 2 ЕГЭ по химии - Студенческий портал chemistrytutor.wordpress.com/15.05.2008/inorg

Как ей пользоваться?

  • Научитесь определять класс веществ (оксиды, кислоты, соли, основания, металлы и неметаллы) и разберитесь в типах реакций, чем они друг от друга отличаются.
  • В реакцию вступает минимум два вещества. Определяете, к какому классу относится первое вещество. Находите соответствующий пункт в таблице справа (или вверху).
  • Проделайте то же самое со вторым веществом, ищите пункт сверху таблицы (или справа).
  • Смотрите на пересечение этих двух пунктов в таблице — это ответ, который получается в реакции.

На экзамене такой шпаргалкой пользоваться нельзя. Но во время подготовки вы легко запомните, что получается, если, например, реагируют кислота и щелочь, и другие вещества. А это около 80% заданий на ЕГЭ.

5. Берите книжки ФИПИ и идите от простого к сложному

На самом деле не важно, какой учебник вы выберете для подготовки к ЕГЭ. Берите тот, где вам будет понятен материал и в котором есть все темы, которые встретятся на экзамене.

Что касается тестов, здесь тоже не нужно изобретать велосипед: я рекомендую пользоваться книжками ФИПИ. Тот материал, который они дают, максимально приближен к тому, что будет на экзамене.

И можно решать тексты по изученным темам прямо на их сайте.

Начать стоит с блоков, которые встречаются чаще всего:

  • строение атома, периодические свойства элементов
  • типы химической связи
  • классы неорганических веществ
  • гидролиз
  • электролиз
  • взаимодействие веществ между собой и классификация химических реакций
  • задачи на тему «растворы»
  • химическое равновесие
  • органическая химия (классы соединений, их способы получения и химические свойства)

Остальные блоки сложнее. После того, как прорешаете задания по основным блокам, вы поймёте, в каких темах у вас пробелы, а какие вы знаете хорошо.

Закрепите темы, которые вы знаете лучше остальных, и вернитесь к изучению теоретической базы тех тем, которые даются хуже. Учите тему и выполняйте по 20 упражнений в день.

Если времени для подготовки мало, сосредоточьтесь на заданиях, темы которых вам ясны. Лучше целиком решить задание с ОВР (окислительно-восстановительными реакциями), чем не сделать ничего.

Инструкция: как сдать часть 2 ЕГЭ по химии - Студенческий портал

Если кажется, что вы всё знаете из теории и вам не нужно тратить время на решение тестов — это не так. Большинство ошибок на экзамене случается из-за того, что ученик неправильно прочитал задание или не понял, что от него хотят. Чем чаще вы будете решать тесты, тем быстрее поймёте структуру экзамена и сложные и загадочные формулировки задания.

Например, в задании № 30 сказано: «Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена.

В ответе запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций».

Очень часто ученики пропускают стадию написания полного ионного уравнения и пишут сразу сокращённое, потому что так быстрее. Это не ошибка, но за это могу снять один первичный балл.

7. А вот читать лишние статьи и литературу точно не нужно

Иногда во время подготовки к экзамену ученик настолько увлекается, что начинает читать узкоспециализированную литературу.

И при ответе на простой вопрос путает самого себя: вроде бы гидроксид цинка проявляет амфотерные свойства и реагирует и с кислотами, и с основаниями, а вот в такой-то статье говорилось, что новые исследования говорят абсолютно о другом.

И это ставит под сомнения все фундаментальные знания о химии! Я, конечно, утрирую, но смысл в том, что цель экзамена — проверить ваши знания школьной программы. И стратегия «чем проще, тем вернее» работает в тестах как нельзя лучше.

Источник: https://mel.fm/yege-2018/9276814-ege_chemistry_2018

Как сдать ЕГЭ по химии

В ЕГЭ по химии 35 заданий. Из них 29 — с кратким ответом и 6 заданий с развернутым ответом.

Задания 1–6 , 11–15, 19–21 и 26–29. Задание считается выполненным, если дан правильный ответ в виде последовательности цифр или числа с заданной степенью точности.

Задания 7–10, 16–18 и 22–25. Задание считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр. За одну ошибку снимается 1 балл. Если ошибок больше одной или ответа нет, ставится 0 баллов.

Решение задач с развернутым ответом — при условии, что задание выполнено полно и правильно в соответствии с критериями оценивания. Здесь необходимо правильно оформить решение задачи и прописать всю последовательность действий, чтобы экзаменатору было ясно, как и почему вы пришли к решению.

На что стоит обратить внимание:

— Обязательно изучите кодификатор и спецификацию для ЕГЭ по химии, выложенные на сайте ФИПИ. Там указаны все темы, которые вы должны знать, количество баллов за решение каждого задания и критерии оценивания.

— При подготовке с осторожностью пользуйтесь вариантами ЕГЭ прошлых лет. В них много ошибок и разночтений.

— Демонстрационная версия ЕГЭ всегда легче той, что будет на экзамене. Она отражает лишь темы и формат заданий.

— Чтобы уверенно чувствовать себя на ЕГЭ, необходимо решать сложные задачи, например, задачи для студентов. Тогда ЕГЭ не вызовет у вас затруднений.

— Готовясь к ЕГЭ, не зацикливайтесь на одном авторе. У всех авторов учебников есть любимые темы и форматы задач. Чем больше заданий из разных учебников вы решите, тем проще вам будет на экзамене.

— Чтобы написать ЕГЭ на хорошем уровне, нужно знать не только основные принципы и законы, которые мы используем при написании химической реакции или когда говорим о свойстве соединений. Нужно хорошо ориентироваться в исключениях. В химии очень много исключений, которые надо просто выучить и не пропустить от невнимательности, решая задачу.

На выполнение заданий дается 3,5 часа. При хорошей подготовке трех часов на выполнение всех заданий вполне достаточно. У вас останется еще 30 минут, чтобы все перепроверить.

Обязательно возьмите с собой часы и следите за временем. Часы в аудитории могут оказаться неточными. Часы должны быть самыми обычными. Мобильные телефоны и смарт-часы на экзамене запрещены. Вас могут удалить с ЕГЭ даже за выключенный мобильник, так что не рискуйте.

На ЕГЭ разрешается пользоваться калькулятором, в том числе инженерным. Главное, чтобы он не был программируемым. На всякий случай возьмите с собой два калькулятора: инженерный и обычный.

Если инженерный калькулятор все-таки заберут, вам не придется считать в столбик, теряя время.

Начните пользоваться калькулятором ещё при подготовке к экзамену, чтобы привыкнуть к нему и не ошибиться, нажимая на клавиши.

На экзамене можно пользоваться периодической системой Менделеева, таблицей растворимостей солей, кислот и оснований в воде, а также электрохимическим рядом напряжений металлов. Скачайте эти материалы заранее и потренируйтесь ими пользоваться. Таблица Менделеева на экзамене отличается от школьных таблиц, раскрашенных разными цветами.

Инструкция: как сдать часть 2 ЕГЭ по химии - Студенческий порталПериодическая система химических элементов Д.И. МенделееваИнструкция: как сдать часть 2 ЕГЭ по химии - Студенческий порталРастворимость кислот, солей и оснований в воде и электрохимический ряд напряжений металлов

Заложите не меньше часа для переноса выполненной работы на чистовик. При проверке и оценивании ЕГЭ черновики не учитываются.

Результаты первой части ЕГЭ по химии не пересматриваются. А вот результаты второй части могут быть пересмотрены, если вы подадите апелляцию. По итогам апелляции вам могут добавить баллы.

Случаи, когда после апелляции баллы снимают, очень редки, поэтому если вы уверены, что решили верно, смело подавайте заявление.

Если сомневаетесь — посоветуйтесь с преподавателем или старшими товарищами, хорошо знающими химию.

✔️ Внимательно читайте условие задачи и записывайте номера выбранных вариантов именно в той последовательности, которая от вас требуется. Иначе балл за задание не засчитают, даже если номера вариантов будут выбраны правильно.

✔️ Кислоты в химии делятся на сильные, средние и слабые. Однако на ЕГЭ выделяют сильные кислоты, а все остальные принято считать слабыми. Учитывайте это при решении задач.

✔️ Выполняя задания по неорганической химии, нужно знать не только то, как взаимодействует каждый класс элементов, но и то, в какие реакции вступает каждый элемент. У каждого элемента есть свои особенности, которые надо выучить.

✔️ Всегда проверяйте все варианты, которые вам предложены. Даже если вам кажется, что вы нашли верный, вы можете ошибаться. Если вы исключили все варианты, не выбирайте последний «по умолчанию», решите и его тоже. Убедитесь, что он верный.

Читайте также:  Специалисты -яндекса и -лаборатории касперского прочитают лекции в школах - студенческий портал

Записывая реакции, не забывайте уравнивать все элементы. С помощью кислорода вы можете проверить, верно ли вы все уравняли. Если кислород сошелся, значит все правильно, если нет — ищите ошибку.

✔️ В задачах с развернутым ответом может быть только один правильный вариант ответа, а может быть и несколько. Если вы видите два способа решения задачи, выбирайте тот, в котором меньше всего сомневаетесь.

✔️ Если требуется написать один вариант ответа, а вы видите несколько, действуйте точно так же – пишите один вариант, в котором вы уверены.

✔️ В задачах с развернутым ответом всегда записывайте «дано». Это не добавит вам баллов, но поможет успокоиться, упорядочить условие задачи и разобраться, что от вас требуется.

✔️ Если вы не знаете ответ на задание с кратким ответом, пропустите его и вернитесь к нему после того, как выполните все задания, включая задачи с развернутым ответом. Подумайте еще раз, что там должно быть, и дайте ответ.

Используйте не только знание химии, но и логику.

Источник: https://media.foxford.ru/ege_chemistry/

Инструкция: как сдать часть 2 ЕГЭ по химии

ЕГЭ по химии — экзамен по выбору, который сдают абитуриенты медицинских вузов, а также выпускники, поступающие на химические и химико-технологические направления.

Работа состоит из 35 заданий различной сложности. О том, как справиться с самыми сложными заданиями, за которые можно получить наибольшее количество баллов, «Учёба.

ру» побеседовала с преподавателем Олимпиадных школ МФТИ по химии Александром Есманским.

Geoff Hutchison / Flickr / CC BY 2.0

Инструкция: как сдать часть 2 ЕГЭ по химии - Студенческий портал

Из предложенного перечня веществ необходимо выбрать те, между которыми возможно протекание окислительно-восстановительной реакции (ОВР), записать уравнение этой реакции и подобрать в ней коэффициенты методом электронного баланса, а также указать окислитель и восстановитель.

Особенности

Это одно из самых сложных заданий ЕГЭ по предмету, поскольку оно проверяет знание всей химии элементов, а также умение определять степени окисления элементов.

По этим данным нужно определить вещества, которые могут быть только окислителями (элементы в составе этих веществ могут только понижать степень окисления), только восстановителями (элементы в составе этих веществ могут только повышать степень окисления) или же проявлять окислительно-восстановительную двойственность (элементы в составе этих веществ могут и понижать, и повышать степень окисления).

Также в задании необходимо уметь самостоятельно (без каких-либо указаний или подсказок) записывать продукты широкого круга окислительно-восстановительных реакций.

Кроме того, нужно уметь грамотно оформить электронный баланс, после чего перенести полученные в балансе коэффициенты в уравнение реакции и дополнить его коэффициентами перед веществами, в которых элементы не изменяли степеней окисления.

Советы

Окислительно-восстановительные реакции основаны на принципе взаимодействия веществ противоположной окислительно-восстановительной природы. Согласно этому принципу любой восстановитель может взаимодействовать практически с любым окислителем. В задаче № 30 окислители и восстановители часто подобраны таким образом, что между ними точно будет протекать реакция.

Для нахождения пары окислитель/восстановитель нужно, прежде всего, обращать внимание на вещества, содержащие элементы в минимальной и максимальной степени окисления. Тогда вещество с минимальной степенью окисления будет являться типичным восстановителем, а вещество с максимальной степенью окисления с большой долей вероятности окажется сильным окислителем.

Если в списке только одно вещество (вещество 1) содержит элемент в максимальной или минимальной степени окисления, нужно найти ему в пару вещество, в котором элемент находится в промежуточной степени окисления и может проявлять свойства и окислителя, и восстановителя (вещество 2). Тогда вещество 1 определит окислительно-восстановительную активность вещества 2.

Когда пара окислитель/восстановитель определена, нужно обязательно проверить, в какой среде (кислой, нейтральной или щелочной) может протекать эта реакция. Если нет особенных правил, связанных со средой протекания выбранной реакции, то в качестве среды следует выбрать водный раствор того вещества (кислоты или щелочи), которое есть в предложенном списке реагентов.

Чтобы верно записать продукты окислительно-восстановительной реакции, нужно знать теоретические сведения о химии того или иного вещества и специфику его свойств.

Однако запоминать все реакции наизусть — дело утомительное, да и не очень полезное.

Для того чтобы упростить задачу, можно выявить некоторые общие закономерности в протекании ОВР и научиться предсказывать продукты реакций. Для этого нужно следовать трем простым правилам:

  1. Процессы окисления и восстановления — это две стороны единого процесса: процесса передачи электрона. Если какой-либо элемент (восстановитель) отдает электроны, то в этой же реакции обязательно должен быть какой-то элемент (окислитель), который принимает эти электроны.
  2. Если в реакции участвует простое вещество, эта реакция — всегда окислительно-восстановительная.
  3. При взаимодействии сильных окислителей с различными восстановителями обычно образуется один и тот же основной продукт окисления. Многие окислители при взаимодействии с различными восстановителями также часто восстанавливаются до какого-то одного продукта, соответствующего их наиболее устойчивой степени окисления.

Из предложенного перечня веществ (того же, что и в задании № 30) необходимо выбрать такие вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Необходимо записать уравнение реакции в молекулярной форме и привести сокращенную ионную форму.

Особенности

Это задание значительно легче предыдущего, поскольку круг возможных реакций ограничен и определен условиями протекания реакций ионного обмена, которые школьники изучают еще в 8-9 классах.

Советы

Нужно помнить, что любая реакция ионного обмена — это обязательно реакция, протекающая в растворе. Все реакции ионного обмена являются неокислительно-восстановительными!

В реакциях ионного обмена могут участвовать:

  • солеобразующие оксиды;
  • основания и амфотерные гидроксиды;
  • кислоты;
  • соли (средние, кислые, основные). Теоретически можно составить реакцию ионного обмена с участием смешанных, двойных или комплексных солей, но это для задания № 31 — экзотика.

Чаще всего в этой задаче встречаются реакции ионного обмена с участием оснований, амфотерных гидроксидов, кислот и средних солей. Однако обмен ионами может осуществляться далеко не с любыми парами веществ. Для того чтобы протекала реакция ионного обмена, необходимо выполнение некоторых ограничительных условий, которые связаны с реагентами и продуктами реакции.

Для написания ионных форм уравнений нужно следовать правилам, согласно которым одни вещества представляются в диссоциированной форме (в виде ионов), а другие — в недиссоциированной (в виде молекул).

Расписываем на ионы в реакциях ионного обмена:

  • растворимые сильные электролиты;
  • малорастворимые сильные электролиты, если они являются реагентами.

Не расписываем на ионы в реакциях ионного обмена:

  • неэлектролиты;
  • нерастворимые в воде вещества;
  • слабые электролиты;
  • малорастворимые сильные электролиты, если они являются продуктами реакции.

Когда уже сокращенная форма реакции ионного обмена записана, будет нелишним проверить для нее выполнение материального и электрического баланса.

Другими словами, верно ли расставлены в сокращенной форме коэффициенты и сохраняется ли общий электрический заряд в левой и правой частях уравнения.

Это позволит избежать потерянных коэффициентов или зарядов ионов на пути от молекулярной формы через полную ионную — к сокращенной.

По приведенному текстовому описанию необходимо записать уравнения четырех реакций.

Особенности

Это задание так же, как и задание № 30, проверяет знание всей химии элементов, которая содержится в спецификации ЕГЭ. Однако часто составление четырех уравнений, описанных в задании № 32, является более простой задачей, чем составление одного уравнения в вопросе № 30.

Во-первых, здесь не нужно самостоятельно выбирать реагенты, поскольку они уже даны в условии, а продукты часто можно угадать, используя данные условия, которые, по сути, являются подсказками. Во-вторых, из четырех описанных в задании уравнений, как правило, два можно записать, используя знания 8-9 классов. Например, это могут быть реакции ионного обмена.

Два других уравнения — посложнее, подобные тем, которые предлагаются в задании № 30.

Советы

Конечно, можно просто выучить всю химию элементов наизусть и с ходу записать все уравнения. Это самый верный способ. Если же возникают трудности с определением продуктов, то нужно по максимуму использовать подсказки, приведенные в условии.

Чаще всего в задании указываются наблюдаемые химические явления: выпадение или растворение осадков, выделение газов, изменение цвета твердых веществ или растворов.

А если еще и указан конкретный цвет осадка, газа или раствора, можно с высокой точностью определить, о каком веществе идет речь.

Для этого необходимо всего лишь знать цвета наиболее часто использующихся в задачах школьной программы осадков и газов, а также цвета растворов солей. Это сильно облегчит написание проблемного уравнения реакции, и задание № 32 покажется очень даже простым.

Необходимо записать уравнение пяти реакций с участием органических веществ по приведенной схеме (цепочке превращений).

Особенности

В этом задании предлагается классическая цепочка превращений, какие школьники учатся решать с первого года изучения химии, только здесь в каждом уравнении участвует хотя бы одно органическое вещество. Задача на каждой стадии цепочки может быть сформулирована в двух вариантах.

В первом варианте даются один из реагентов и продукт реакции. В этом случае необходимо подобрать второй реагент, а также указать все условия осуществления реакций (наличие катализаторов, нагревание, соотношение реагентов). Во втором варианте известны все реагенты, а часто и условия реакции.

Необходимо только записать продукты.

Советы

Лучший способ успешно выполнить цепочку по органике — это знать наизусть все типы реакций каждого класса соединений и специфические свойства органических веществ, содержащиеся в школьном курсе органической химии.

Главное правило задания № 33 — использование графических (структурных) формул органических веществ в уравнениях реакций.

Это указание обязательно прописано в каждом варианте тренировочных работ и пробных вариантов ЕГЭ по химии, поэтому известно всем выпускникам.

Однако некоторые школьники все равно иногда пренебрегают этим правилом и часть органических веществ записывают в молекулярном виде. Будьте внимательны! Уравнения реакций с молекулярными формулами органических веществ в этом задании не засчитываются.

В задачах № 32 и № 33 уравнение считается написанным верно, если в нем расставлены все коэффициенты и при необходимости указаны условия протекания реакции. Уравнения реакций, в которых хотя бы один коэффициент неверен или не указаны важные условия, не засчитываются.

Решить расчетную задачу, тематика которой меняется от года к году и от варианта к варианту.

Особенности

В спецификации ЕГЭ под номером 34 заявлены задачи с использованием понятия доли (массовой, объемной, мольной) вещества в смеси.

Частным случаем таких задач являются задачи «на массовую долю вещества в растворе», задачи «на примеси», то есть с использованием понятия доли чистого вещества в составе технического.

Сюда же относятся расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного, а также расчеты по уравнению реакции, если один из реагентов дан в избытке.

Предсказать, какие задачи будут отобраны для ЕГЭ именно в этом году, практически невозможно.

Единственное, что можно ожидать по опыту прошлых лет, — это то, что задача не окажется сложной и будет полностью соответствовать профильной школьной программе (не олимпиадной).

Это значит, что такая задача по зубам любому школьнику, освоившему курс химии на профильном школьном уровне и обладающему обыкновенной математической и химической логикой.

Советы

Для того чтобы решить эту задачу, прежде всего, нужно знать базовые формулы и определения основных физических величин. Необходимо осознать понятие «математической доли» как отношения части к целому. И тогда все типы долей в химии принимают одинаковый внешний вид.

Массовая доля вещества в смеси ({omega_{1}} = {{m_{в-ва}} over m_{смеси}})
Массовая доля вещества растворе ({omega_{1}} = {{m_{в-ва}} over m_{р-ра}})
Мольная доля вещества в смеси (растворе) ({chi} = {{
u_{в-ва}} over
u_{смеси}})
Объемная доля вещества в смеси (растворе) ({varphi} = {{V_{в-ва}} over V_{смеси}})
Доля чистого вещества в составе технического (степень чистоты) ({omega_{чист}} = {{m_{чист}} over m_{техн}})
Доля выхода продукта от теоретически возможного (выход продукта) ({eta} = {{upsilon_{практ}} over upsilon_{теор}} = {{m_{практ}} over m_{теор}} )(m_{практ}) — масса продукта, которая получилась в результате химической реакции(m_{теор}) — масса продукта, которая могла образоваться в соответствии с теоретическим расчетом по уравнению реакции
Количество вещества ({v} = {m over M} )([{v}] = моль )({
u} = {{V} over V_{m}})Молярный объем, т.е. объем одного моля газа, одинаков для всех газов при одинаковых условиях
Молярная концентрация (молярность) вещества в растворе ({C} = {{v_{в-ва}} over V_{р-ра}} )([{C}] = {моль over л} = М)
Плотность раствора ({
ho} = {{m_{р-ра}} over V_{р-ра}} )([{
ho}] = {г over мл} = {г over см^3} )

Решить расчетную задачу на установление молекулярной и структурной формулы вещества, записать предложенное уравнение реакции с данным веществом.

Особенности

Идеологическая часть задач на вывод формулы изучается школьниками еще в 8-9 классах, поэтому это наиболее простая задача части 2 ЕГЭ. Хотя в спецификации не указано, формулу какого вещества необходимо установить. Опыт показывает, что из года в год здесь традиционно участвуют органические вещества.

Советы

Все задачи на вывод формулы, встречающиеся в ЕГЭ, можно условно разделить на три типа. Первый тип — это установление формулы по массовым долям элементов в веществе. Здесь работает формула для массовой доли элемента в сложном веществе:

({omega} = {n imes {A_{r}(элемента)} over {M_{r}(вещества)}} imes 100 \%)

где n — число атомов элемента в молекуле, то есть индекс элемента.

Иногда в этом типе задач нужно знать еще и общую формулу класса, к которому относится неизвестное органическое вещество. Затем следует выразить относительную молекулярную массу вещества через n и подставить в уравнение для массовой доли.

Решением уравнения будет искомое значение n, а следовательно, и молекулярная формула вещества.

Дополнительные сведений о веществе, указанные в условии задачи, позволяют установить структурную формулу вещества, с которой далее требуется записать уравнение реакции.

Второй тип задач — это установление формулы через расчеты по уравнению химической реакции. Здесь нужно обязательно знать еще общую формулу класса, к которому относится неизвестное органическое вещество, и записать с ним уравнение реакции. Иногда приходится расставлять коэффициенты в общем виде через n.

Тем не менее это наиболее понятный тип задач на вывод формулы, поскольку он чаще всего сводится к одному уравнению с одним неизвестным n, решение которого дает нам искомую молекулярную формулу.

Дополнительные сведения о веществе, указанные в условии задачи, позволяют установить структурную формулу вещества, с которой далее требуется записать уравнение реакции.

И, наконец, третий тип задач — это установление формулы по продуктам сгорания вещества. Этот вариант наиболее часто встречается на ЕГЭ в этом задании. Выглядит он чуть более громоздко, чем два предыдущих, однако решается также очень просто.

План решения заключается в нахождении простейшей формулы вещества и переходе к истинной (то есть молекулярной) формуле через известную молярную массу вещества. Простейшая формула находится из закона, согласно которому индексы элементов относятся так же, как их количества вещества в молях.

Если молярная масса вещества не дана в условии, то можно попробовать доказать единственность решения через соответствие формулы правилам валентности.

Но такой подход часто бывает трудоемок, и его можно легко обойти, если использовать дополнительные сведения об искомом веществе, указанные в условии задачи.

Это может быть класс соединения, наличие или отсутствие каких-либо типов изомерии и, наконец, химическая реакция, в которую это вещество способно вступать или с помощью которой оно может быть получено. Помимо молекулярной формулы, эти же дополнительные сведения позволяют однозначно определить и структурную формулу вещества, с которой далее требуется записать уравнение реакции.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/6143

Егэ по химии: структура и советы

Сдавать ЕГЭ по химии можно по выбору. Результаты экзамена по этому предмету требуются при поступлении на целый ряд направлений.

В частности, они понадобятся, если вы решите поступить на лечебное дело и фармакологию, экологию, природопользование и некоторые другие специальности.

В последние годы количество участников ЕГЭ, выбравших химию в качестве дополнительного предмета, только растёт. Выпускники школ хорошо справляются с традиционными задачами, но некоторые задания экзамена вызывают немало трудностей.

Инструкция: как сдать часть 2 ЕГЭ по химии - Студенческий портал

  • Время на выполнение экзаменационной работы – 210 минут.
  • Минимальный балл для получения возможности поступить в вуз – 36.
  • Экзаменационная работа – 2 части, 35 заданий.

Первая часть экзамена по химии состоит из 29 заданий, в которых нужно дать краткий ответ. Из них 21 задание имеет базовый, остальные 8 – повышенный уровень сложности.

Во второй части экзамена содержится 6 заданий, в которых нужно дать развёрнутый ответ – 30-35 задания. В прошлом году экзаменационная работа пополнилась новым заданием с развёрнутым ответом. При этом 30 и 31 задачи объединены общим контекстом.

Читайте также:  Российские школьники продолжают завоевывать медали - студенческий портал

Во время решения задач можно прибегать к помощи непрограммируемого калькулятора. Использовать какие-либо средства связи запрещено. Но участник экзамена получает:

  • таблицу растворимости;
  • таблицу Менделеева;
  • ряд активности металлов.

Рекомендации для участников экзамена

  • Перед началом экзамена, прежде всего, следует прочитать инструкцию к работе. Кроме того, важно внимательно ознакомиться с формулировкой заданий и тщательно обдумать ответы на них.
  • Заполнять лист для ответов на задания первой части следует в строгом соответствии с образцом начертания цифр и букв. Дело в том, что эти ответы будут проверяться автоматически.
  • Расчёт по уравнению реакций нужно выполнять в молях, в противном случае решение не будет зачтено.
  • Записывать ответы нужно максимально разборчиво, иначе можно не досчитаться нескольких баллов.
  • Во время выполнения заданий рекомендуется записывать химические формулы и уравнения реакций – даже в том случае, если это требование не прописано в условии.
  • При выполнении заданий, которые проверяют то, насколько хорошо выпускники изучили генетическую взаимосвязь неорганических веществ, требуется написать уравнения четырёх реакций. Важно принять во внимание не только общие, но и специфические свойства веществ, которые участвуют в реакции. Также нужно учесть условия протекания реакций между ними.
  • Большие трудности вызывают задания №25 и №26. Первое проверяет знания о качественных реакциях на неорганические и органические вещества, второе – о способах получения и областях применения веществ. Чтобы выполнить их, нужно владеть практико-ориентированной составляющей школьного курса химии.
  • Наиболее сложной на протяжении последних лет является задача №34. Она включает в себя расчёт по уравнениям и формулам химических реакций. При выполнении этого задания (как и некоторых других) нужно уметь выделять в условии необходимую для решения информацию и анализировать её.
  • Особое внимание следует уделить заданиям, входящим во вторую часть ЕГЭ по химии. Ответ на них должен быть чётко сформулированным и логически выстроенным. Нужно дать ответы на все те вопросы, что предусмотрены условием.

Как подготовиться?

  • Найдите человека, которому можно было бы задавать вопросы. Вовсе не обязательно, чтобы это был репетитор. Этим человеком может быть учитель по химии или знакомый студент, который отлично знает данный предмет. Не стоит стесняться задавать даже вопросы с очевидными ответами, т.к. ваша цель – постараться закрыть все пробелы.
  • Записываясь на курсы, отдайте предпочтение мини-группе, которая состоит из 3-4 учащихся. Возможность задавать вопросы в таком случае будет появляться в любой момент. В стандартных группах такой возможности у вас не будет.
  • Научитесь эффективно работать с теорией. Мало просто читать теоретический материал и запомнить его. В ходе его изучения нужно выписывать в тетрадь всё самое главное: определения, таблицы и схемы. Также нужно стараться самостоятельно выводить формулы.
  • Нужно научиться пользоваться таблицей Менделеева. Изучите валентность, степень окисления, металлические, неметаллические и прочие периодические свойства элементов. Благодаря этому вы без труда найдёте ответы на некоторые задания в этой таблице.
  • Повторяйте математику, т.к. химию без неё не сдать. Но в целом формул, которые потребуются для решения задач, не так уж и много. Вам понадобятся только основные: формула для расчёта количества вещества, плотности, массовой доли и некоторые другие.

Где найти демонстрационную версию?

Если вы хотите попробовать свои силы, то ознакомьтесь с демоверсиями ЕГЭ-2019 по химии. Найти их можно на сайте ФИПИ. С их помощью вы получите примерное представление о структуре будущих вариантов КИМ и форме заданий. Там же можно ознакомиться с кодификатором и спецификацией КИМ.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/ege-po-himii-struktura-i-sovety.html

Теория ЕГЭ по химии

Задания 1. Электронная конфигурация атома

Задания 2. Закономерности изменения химических свойств элементов. Общая характеристика металлов, переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) и неметаллов

Задания 3. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов

Задания 4. Характеристики ковалентной, ионной, металлической и водородной связей.  Зависимость свойств веществ от их состава и строения

Задания 5. Классификация и номенклатура органических и неорганических веществ

Задания 6. Характерные химические свойства простых веществ — металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ — неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния

Задания 7. Характерные химические свойства оксидов: оснoвных, амфотерных, кислотных.

Задания 8. Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов и кислот. Характерные химические свойства солей. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах и Реакции ионного обмена

  • Задания 9. Взаимосвязь неорганических веществ
  • Задания 10. Реакции окислительно-восстановительные
  • Задания 11.  Характерные химические свойства  неорганических веществ:
    –  простых  веществ  – металлов:  щелочных, щелочноземельных, алюминия,  переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа);
    – простых  веществ  –  неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния;
    – оксидов:  оснóвных,  амфотерных, кислотных;
    – оснований, амфотерных гидроксидов и кислот;
    – солей:  средних,  кислых, оснóвных;  комплексных  (на примере  соединений алюминия и цинка)

Задания 12. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ(тривиальная и международная).

Задания 13. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа

Задания 14. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола).  Основные способы получения углеводородов (в лаборатории).

Задания 15. Характерные  химические свойства  предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.  Характерные  химические свойства  альдегидов, предельных  карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории). 

Задания 16. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.
Биологически  важные вещества:  жиры,  белки, углеводы  (моносахариды, дисахариды, полисахариды)

Задания 17. Взаимосвязь углеводородов и кислородосодержащих органических соединений

Задания 18. Характерные  химические свойства  углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола).  Ионный (правило  В.В. Марковникова) и  радикальный  механизмы реакций в органической химии

Задания 19. Характерные  химические свойства  предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.  Характерные  химические свойства  альдегидов, предельных  карбоновых кислот, сложных эфиров.

  1. Задания 20. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
  2. Задания 21. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов
  3. Задания 22. Электролиз расплавов и растворов

Задания 23. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

Задания 24. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.Смещение равновесия под действием различных факторов

Задания 25.  Качественные  реакции  на неорганические  вещества  и ионы.  Качественные  реакции  органических соединений

Задания 26. Правила  работы  в лаборатории. Методы  разделения  смесей  и очистки  веществ.
Понятие  о  металлургии: общие  способы  получения металлов.

  Общие  научные принципы  химического производства  (на  примере промышленного  получения аммиака,  серной  кислоты, метанола). Химическое  загрязнение окружающей  среды  и  его последствия.  Природные источники  углеводородов,  их переработка.

Высокомолекулярные соединения.  Реакции полимеризации  и поликонденсации.  Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки

Задания 27. Вычисление  массы/ массовой доли  вещества в растворе

Задания 28. Расчеты объемных отношений газов  при  химических реакциях.  Тепловой  эффект химической  реакции

Задания 29. Расчеты  массы  вещества  или объема  газов  по  известному количеству  вещества,  массе или  объему  одного  из участвующих  в  реакции веществ

Задания 27. Классификация органических и неорганических соединений

Задания 30. Реакции окислительно-восстановительные.

  • Задания 31. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
  • Задания 32. Взаимосвязь органических соединений
  • Задания 33. Расчетные задачи на примеси, избыток-недостаток, выход от теоретически возможного,  массовую долю растворенного вещества,  массовую долю химического соединения в смеси
  • Задания 34. Нахождение молекулярной формулы вещества

Источник: http://himege.ru/teoriya-ege-himiya/

Как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по химии?

До экзаменов осталось немного времени. Химия считается предметом сложным и подготовиться или выучить за пару месяцев будет сложно. Поэтому, чтобы сдать ЕГЭ по химии готовься заранее.

Для этого нужно знать:

Структуру заданий.

Всего 35 заданий. Изменений в КИМ ЕГЭ 2019 г. по химии нет.

Структура экзаменационной работы состоит из 2 частей:

  • 1 часть — выбор цифр или последовательности цифр (29 заданий)
  • 2 часть — ответы с развёрнутым ответом (6 заданий)

На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 3,5 часа (210 минут).

Задания ЕГЭ по химии оцениваются:

  • 1 балл — за 1-6, 11-15, 19-21, 26-28 задания.
  • 2 балла — 7-10, 16-18, 22-25, 30, 31.
  • З балла — 35.
  • 4 балла — 32, 34.
  • 5 баллов — 33.

Всего: 60 баллов.

Требования:

  1. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
  2. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
  3. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.
  4. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Что можно использовать?

Три официальные шпаргалки и непрограммируемый калькулятор:

  1. Таблица Менделеева,
  2. Таблица растворимости,
  3. Ряд напряжения металлов.

5 советов, чтобы сдать ЕГЭ по химии на максимальный балл:

  1. Если хочешь получить больше 90 баллов, нужно тратить на химию очень много времени.
  2. Подтянуть математику — нужно знать основные формулы для решения задач: формула для расчёта массовой доли, массы вещества, объёма, количества вещества, плотности и выхода продукта.
  3. Повторить всю теорию. Идите от простого к сложному. И закрепляй ее решением тестов ЕГЭ по химии.
  4. Скачать тест демонстративного варианта или заниматься самостоятельно онлайн.
  5. Правильно распределять свое время, силы и не забывать об отдыхе. Рекомендации для распределения времени:
    • для каждого задания базового уровня сложности части 1 – 2–3 минуты;
    • для каждого задания повышенного уровня сложности части 1 – 5–7 минут;
    • для каждого задания высокого уровня сложности части 2 – 10–15 минут.

Источник: https://bingoschool.ru/blog/87/

Как сдать ЕГЭ по химии?

Число сдающих ЕГЭ по химии ежегодно увеличивается.

Чтобы успешно сдать этот предмет, будущим участникам экзамена стоит потренироваться в решении комбинированных заданий, записи заданий с развернутым ответом и научиться грамотно распределять свое время.

Серию публикаций от специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжает обзор методических рекомендаций с советами по подготовке к ЕГЭ по химии.

На протяжении нескольких лет сохраняется тенденция к увеличению количества выпускников, выбирающих экзамен по химии. Это может быть связано как с возрастанием в обществе внимания к подготовке специалистов в области естественных наук, так и с увеличением количества вузов и расширением перечня специальностей, для поступления на которые нужны результаты ЕГЭ по химии.

В 2019 году структура и содержание экзаменационной работы по химии не менялись по сравнению с предыдущим годом.

Наиболее успешно участники экзамена выполняют задания, проверяющие умения характеризовать особенности строения атомов химических элементов, определять степени окисления атомов, определять принадлежность веществ к классам/группам неорганических и органических веществ, классифицировать химические реакции, составлять уравнения реакций ионного обмена и гидролиза, анализировать зависимость скорости химической реакции от различных факторов. Практически все эти умения относятся к содержательным блокам «Теоретические основы химии» и «Химическая реакция» и отрабатываются на уроках на протяжении всех лет изучения химии в школе.

Одной из важных составляющих качественной подготовки к ЕГЭ по химии является совершенствование навыков работы с химической информацией, представленной в различной форме: текстов, схем, таблиц, рисунков.

Рекомендуется также для повторения изученного материала использовать комбинированные задания, в которых для решения требуется проведение различных типов расчетов и применение знаний из разных тем.

Например, это могут быть задания, включающие перечень веществ, для которых нужно определить возможность их взаимодействия и составить соответствующие им химические реакции: молекулярные уравнения, полные и сокращенные ионные для реакций ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции с составлением электронного баланса.

Одним из наиболее важных факторов, определяющих результат ЕГЭ у конкретного участника, является умение четко записывать решение заданий с развернутым ответом.

Поэтому в процессе подготовки к экзамену надо обратить внимание на отработку записи решения задач, в том числе выходящих за рамки ЕГЭ.

Для расчетных задач в ряде случаев можно предложить учащимся прописывать в общем виде порядок нахождения физических величин, без арифметических расчетов. Такой подход позволит сформировать у старшеклассников умение самостоятельно разрабатывать алгоритм решения заданий.

Ежегодно существенные затруднения у экзаменуемых вызывают задания, направленные на проверку знаний о способах получения и областях применения веществ (задание 26) и качественных реакциях на вещества (задание 25).

Выполнение этих заданий основывается на опыте проведения реального химического эксперимента.

Учитывая распределение данного материала практически по всем темам курса химии, важным моментом при подготовке к экзамену становится составление обобщающих таблиц, в которых фиксируются необходимые сведения о веществах: реактивы для распознавания, области применения, способы получения.

Успех на экзамене связан и с умением выпускников рационально использовать время, отведенное на выполнение экзаменационной работы. В процессе предэкзаменационной тренировки важно выработать для себя индивидуальный порядок и темп выполнения заданий экзаменационного варианта.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/11/7/EGE/10292-kak_sdat_ege_po_himii

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

ЕГЭ по химии выбирают те выпускники, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с наукой, медициной, ветеринарией, промышленностью, фармакологией, агрономией и селекцией. Для того, чтобы сдать его успешно необходимо владеть хорошими знаниями, основанными на всех темах, пройденных за годы обучения в школе.

Особенности подготовки

Для сдачи единого государственного экзамена по химии нужно:

  • уверенно владеть теорией;
  • уметь читать и составлять формулы веществ;
  • обладать практическими навыками для решения химических уравнений и задач;
  • ориентироваться в наглядных материалах – таблицах, схемах.

Чтобы знания по предмету были комплексными и основательными, выбирайте разные методики подготовки:

  • используйте материалы школьных учебников за все годы изучения предмета – особое внимание уделяйте сложным и объемным темам;
  • читайте дополнительную специализированную литературу – более глубокие знания помогут быстрее найти правильные ответы на экзамене;
  • решайте онлайн тесты – это даст возможность закрепить полученные знания и выработать навык качественного заполнения экзаменационных бланков.

К тому же, решение тестов позволит выявить слабые моменты в знаниях и подойти к восполнению пробелов осознанно и целенаправленно.

На какие темы обратить внимание?

Экзамен по химии направлен на проверку всех тем школьного курса. При подготовке обратите внимание на теоретические материалы по:

  • строению атома;
  • характеристике химических элементов;
  • классификации, свойствам неорганических веществ;
  • оксидам и их свойствам;
  • особенностям органических соединений;
  • классификации химических реакций;
  • расчетам массовых долей, массы или объема веществ в растворах и соединениях;
  • химическим связям;
  • свойствам простых веществ, оснований, кислот, солей, углеводородов, спиртов, альдегидов, кислот и других;
  • взаимосвязям классов неорганических веществ.

На заметку

  • Чередуйте беглое повторение легких тем с доскональным изучением сложных – переключение деятельности позволит повысить качество подготовки;
  • Не перегружайте мозг однотипной информацией – дополняйте тексты формулами, цифровыми выражениями;
  • Делайте записи и прорисовывайте схемы – это поможет разложить «по полочкам» даже самые сложные темы.

Источник: https://examer.ru/ege_po_himii/teoriya

Ссылка на основную публикацию