Что люди думают о егэ — студенческий портал

В этом году исполнилось 10 лет со дня введения единого госэкзамена. Сейчас в вузы Москвы и Петербурга поступают 70% иногородних студентов, хотя до появления ЕГЭ их было всего 25%. Но перемены в системе образования продолжаются.

На круглом столе «Известий» эксперты рассказали о сокращении на четверть списка олимпиад, дающих право поступления в вузы, и разработке многобалльной системы оценок взамен пятибалльной. А осенью всех учащихся старших курсов СПО ждут проверочные работы по русскому языку и математике.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Если результаты окажутся низкими, то выпускники техникумов могут лишиться возможности поступать в вузы без сдачи ЕГЭ.

Талантам из провинции — зеленый свет

«Известия»: Каковы были основные причины введения ЕГЭ?

Виктор Болотов, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, член Ученого совета НИУ ВШЭ, академик РАО, «отец ЕГЭ»: Закон «Об образовании» 1992 года дал большую свободу и вузам, и школам. Лейтмотив был таков: «Денег не дадим, дадим свободу».

И вузы, и школы по-разному использовали этот ресурс свободы. Появились договорные школы, где выпускные экзамены совпадали со вступительными экзаменами. Появились регионы, где число золотых медалистов выросло в 3–4 раза. Тогда золотая медаль давала преимущество при поступлении.

На вопрос, почему так происходит, ответ был один: «У нас так растет качество образования».

Что люди думают о ЕГЭ - Студенческий портал

ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Адаптация в вузе: советы первокурснику - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Виктор Болотов

Вузы начали принимать абитуриентов только по своим каналам, а ректоры приносили в Министерство образования заявления так называемых медалистов: «Прощу пренят миня, золотого медалиста». В вузах Москвы и Санкт-Петербурга было лишь 25% студентов из провинции, хотя в советские времена всё было наоборот: 75% со всего СССР, 25% — москвичи и ленинградцы .

Эта ситуация не устраивала ни родителей, ни профессуру вузов, ни общество, ни государство. Поэтому была общая установка: изменить правила выпускных и вступительных экзаменов, добавить им объективности и дать возможность талантливым ребятам из других городов, из сельской местности поступать в ведущие вузы России.

Именно это было основной причиной введения ЕГЭ.

К концу завершения эксперимента по введению ЕГЭ цифра изменилась. В вузы Москвы и Питера стало поступать 65–70% иногородних студентов. По итогам введения ЕГЭ выросла доступность высшего образования для ребят из удаленных районов. Это показывает статистика Росстата, а не отчеты министерства или Рособнадзора.

Анзор Музаев, заместитель руководителя Рособрнадзора: Когда были обычные выпускные экзамены, школам и регионам сказали: «Берите свободы, сколько хотите». Ее взяли в искаженной форме и начали злоупотреблять.

После введения ЕГЭ снова понадеялись на порядочность образования и дали свободу регионам: каждый регион отвечает за проведение экзамена.

При этом тут же государство привязало к показателю оценки губернатора и главы муниципального образования средний балл ЕГЭ. Мы убрали это.

Виктор Болотов: Трехлетняя борьба понадобилась, чтобы убрать этот показатель. Как вы думаете, что делает губернатор, увидев, что у него низкий показатель по ЕГЭ? Он звонит министру и говорит: «Так, чтобы через год было всё в порядке».

«Известия»: Александр Борисович, вы видите абитуриентов и студентов первого курса. Они как-то изменились за десять лет?

Александр Безбородов, и.о. ректора РГГУ: ЕГЭ как государственный инструмент состоялся, вышел из стадии эксперимента. Сейчас это очень заметно. ЕГЭ стал олицетворением и показателем качества единого образовательного пространства в стране.

Казалось бы, РГГУ, в основном, ориентированный на Москву вуз, а и в нем изменилось соотношение столичных и нестоличных студентов. Последних процентов 15 прибавилось.

Для нас это и серьезная проблема — мест в студенческих общежитиях не всегда хватает, приходится искать резервы.

Тест без «угадайки»

«Известия»: Когда только появился ЕГЭ, много претензий было к тестам. Сейчас ситуация изменилась?

Александр Безбородов: Создание контрольно-измерительных материалов (КИМ) — это научная и методическая дисциплина благодаря тому, что существует и централизовано работает Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Измерители совершенствуются, они очень чутко настраиваются на общество. Например, в тестах была убрана «угадайка».

Что люди думают о ЕГЭ - Студенческий портал

ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Александр Безбородов

Анзор Музаев: Тот же КИМ по истории сформирован так, что шпаргалку писать бессмысленно. Легче выучить, чем сидеть и заниматься ерундой, а потом пытаться что-то вытащить на экзамене.

Все забывают, что КИМ составляют действующие учителя школ и преподаватели вузов по всей стране. В течение года идет формирование заданий. Когда мы очередного критика слушаем, то просто отправляем ему задания: «Почитайте, сами порешайте». Люди живут стереотипами, они КИМы в глаза не видели, но критикуют. За эти годы КИМы прошли серьезную эволюцию!

Виктор Болотов: ЕГЭ по гуманитарному блоку – большая работа предметников, в том числе и высшей школы. Начинался ЕГЭ с предметных комиссий, которые принимают экзамены в ведущие московские вузы, и лучших школьных методистов. Они садились за один стол и договаривались. Математики и физики договорились быстро, а с гуманитариями был долгий и тяжелый процесс.

Экзамен для избранных

«Известия»: С ЕГЭ была еще одна серьезная проблема — утечки.

Анзор Музаев: Да, в 2013 году критиков ЕГЭ прибавилось из-за утечки и «ЕГЭ-туристов».

Виктор Болотов: Очень большой вред был нанесен ЕГЭ, когда Москва делегировала почти все полномочия по безопасности проведения экзамена субъектам. Доверие стало резко падать. Появились блатные пункты проведения ЕГЭ, куда привозили «правильных» детей. Но Рособрнадзор смог за три года переломить эту ситуацию.

Анзор Музаев: Всё зависело от порядочности и погруженности регионального министра в эту проблему. Кто-то начал формировать списки «особых» детей.

«Известия»: И появились стобалльники из ряда регионов…

Виктор Болотов: Это происходило по всей стране. Думаете, в Москве было лучше?

Анзор Музаев: Во всех регионах были списки, но масштаб бедствия был разный. Где-то пропускали десять, а где-то тысячу человек. Это зависело от отдельного управленца в образовании. Тогда начались перекосы, а в 2013 году ко всему этому добавилась утечка, и поднялась волна возмущения.

Что люди думают о ЕГЭ - Студенческий портал

ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Анзор Музаев

«Известия»: Как удалось переломить ситуацию?

Анзор Музаев: Поменяли руководство в Рособнадзоре. Мы в августе 2013 года попросили всех представить предложения, что надо менять в ЕГЭ. За три недели поступило 36 тыс. пожеланий. Из них многие дублировались. В течение 2–3 лет всё вводилось, начиная с сочинения.

Кроме изменения в содержании, о котором нас просили, появилась устная часть по иностранным языкам. Организовать сдачу на компьютерах очень дорого, но мы к этому идем. Пожеланий было много, но абсолютно все требовали: если этот экзамен единый, условия должны быть равными для всех.

Александр Безбородов: Система безопасности очень серьезно отрабатывалась, мы видим это изнутри.

Анзор Музаев: В этом году мы ввели полномасштабную технологию печати в пунктах проведения экзамена (ППЭ). Мы экономим огромные средства, потому что уже не отправляем тонны контрольно-измерительных материалов, а лишь один зашифрованный диск. Задания распечатывают на месте. Помимо экономии, это и обеспечение информационной безопасности.

С олимпийским задором

«Известия»: Помимо ЕГЭ, есть еще один путь в вуз — олимпиады. От этого не будут отказываться? Ведь олимпиады тоже не очень прозрачный инструмент.

Анзор Музаев: Никто не будет отменять поступление через олимпиады. Но на днях заседал Российский совет олимпиад школьников, и перечень олимпиад, результаты которых учитываются при поступлении, был сокращен на четверть. В проект документа вошли 72 олимпиады по различным профилям, а в прошлом году их было 97.

Виктор Болотов: На ученом совете «Вышки» обсуждали вступительные экзамены и перечень олимпиад. Наши коллеги по предметным факультетам говорят: «Этим олимпиадам мы верим, а вот этим не верим», — из списка, утвержденного в Минобрнауки. То, что идет сокращение, совершенно правильно.

Анзор Музаев: В прошлом году Рособрнадзор проверил все олимпиады. Сравнили, сколько победителей и призеров олимпиад подтверждают порог в 75 баллов. В ряде олимпиад число не преодолевших порог превышает 35%.

Виктор Болотов: Ведущим вузам дали право проводить свои предметные олимпиады, чтобы они могли отбирать детей из этой элиты. Но вот ректор СПбГУ Николай Кропачев недавно заявил, что ему хватает баллов ЕГЭ, чтобы отобрать абитуриентов. Всероссийскую олимпиаду они берут, но своей не проводят. А это один из лидирующих университетов.

А ректор МФТИ Николай Кудрявцев много лет назад мне говорил, что делал бы добавку к баллам ЕГЭ за законченную музыкальную школу, за спортивный разряд. Если школьник смог получить высокий балл по физике и математике и одновременно окончить музыкальную школу или получить разряд, значит, он умеет организовывать свою жизнь. А что нужно студенту на первом курсе? Самоорганизация прежде всего.

«Известия»: Сейчас вырос процент выпускников 9-х классов, которые уходят в СПО. Не стали ли СПО обходным путем в вузы?

Анзор Музаев: Половина набора в вузы — выпускники среднего профессионального образования. Это в основном региональные вузы, когда ректору необходимо соблюсти контрольные цифры приема. Всё из-за того, что бюджетных мест слишком много.

Александр Безбородов: Но если уменьшить количество бюджетных мест, нужно корректировать штатное расписание преподавателей, и тогда люди оказываются на улице.

Виктор Болотов: Наши исследования показывают, что есть несколько причин, по которым дети уходят в СПО после 9 класса.

Первая часть организована прежде всего родителями с неплохим социально-экономическим статусом. Они видят, что ребенок не сдаст ЕГЭ: он плохо учится в школе и никуда не поступит.

Они сами его направляют в техникум, чтобы он поступил в вуз, минуя ЕГЭ, подбирают техникум по профилю. Таких много.

Вторая часть — дети, которые идут в СПО сами после 9-го класса. Они хотят быстрее стать самостоятельными. Это надо поддерживать. Нужно, чтобы выбор СПО был сознательным.

Анзор Музаев: Осенью мы планируем провести срезы по русскому языку и математике, и, возможно, еще одному из предметов, так как в стенах СПО продолжают изучать общеобразовательные предметы. Это будет во всех субъектах, почти во всех СПО. Мы возьмем старшие курсы.

«Известия»: Если результаты будут низкими, то выпускникам СПО придется сдавать ЕГЭ для поступления в вуз?

Анзор Музаев: После того как мы получим результаты срезов, сделаем выводы и обсудим, нужны ли дальнейшие шаги.

Нововведения для выпускников

«Известия»: Нужно ли, помимо ЕГЭ, развивать другие формы аттестации?

Анзор Музаев: Мы серьезно работаем в этом направлении. Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальное исследование качества образования, экзамен в 9-х классах (ОГЭ). Имея результаты ЕГЭ, ВПР и ОГЭ, мы прекрасно видим уровень вранья в конкретной школе. Есть школы, в которых все отличники по ВПР и ОГЭ, но в ЕГЭ у них почему-то провальная ситуация.

«Известия»: Каков процент таких школ?

Анзор Музаев: По стране — больше 400. А всего школ в России свыше 40 тыс. Самое интересное, 200 с лишним школ продолжают эту линию. Мы им указали еще в прошлом году, в региональные министерства отдали списки, дали задание поработать с этой школой, посмотреть, что происходит. Но они и во второй раз показывают, что занимаются приписками.

Виктор Болотов: Я сам был на совещании представителей субъектов федерации. «По ЕГЭ такие результаты, по ОГЭ такие. Прокомментируйте, пожалуйста, почему по ОГЭ в два раза лучше, чем по ЕГЭ?» Стыд и краска на лицах. Три года боролись.

Я противник ВПР в том виде, в котором их сейчас проводят. Я за то, чтобы на федеральном уровне разрабатывали примерные материалы для переводных экзаменов по каждому классу и каждому предмету. Но ничего не изменится, если не будут созданы нормальные внутришкольные системы оценивания. Школа должна научиться сама объективно проводить и итоговое и текущее оценивание.

«Известия»: Есть и другая проблема. Пятибалльная система несовершенна и неудобна.

Виктор Болотов: Она позавчерашняя.

«Известия»: Может быть, ее надо менять?

Виктор Болотов: Безусловно. И ЕГЭ, и ОГЭ — не пятибалльные системы, основанные на «вычитании» — чем больше отступил от канона, тем ниже отметка, они накопительные.

Мы в свое время делали работы по переходу на многобалльные системы. Был большой проект по 12-балльной системе.

Стобалльная в школе не пойдет, потому что отличать 55 от 57 учителю без специальных психометрических процедур нереально. В школе на самом деле сейчас четырехбалльная система — кол никому не ставят.

При этом учитель ставит три с плюсом, четыре с минусом. Надо легализовать эти плюсы и минусы.

«Известия»: Обсуждается ли сейчас отказ от пятибалльной системы?

Виктор Болотов: Да, обсуждается. Но для изменений нужно прежде всего повышение квалификации учителей.

Анзор Музаев: Там очень много работы. Многие годы идем к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания.

«Известия»: Какие внутришкольные инструменты должны появиться?

Виктор Болотов: У нас есть ассоциация школ, которая занимается созданием критериально-ориентированных систем оценки в школе. Любой серьезный учитель хочет не тройку по сочинению ставить, а оценивать компетенции ученика. Понимать, чего хватает, а чего нет.

Мы выходим на популярные сегодня 4 «К»: креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация. Это навыки XXI века, которые активно обсуждает бизнес. Провели опросы, чего не хватает выпускникам высшей школы. Бизнес говорит: «Неумение работать в командах». Мы не умеем критически относиться к информационному потоку, который падает с экранов, страниц газет, про интернет уже не говорю.

«Известия»: В школе учат написанному верить.

Виктор Болотов: Еще хуже. У подавляющего большинства задач есть только один правильный ответ, а у учителя есть еще вопрос: «Ты все условия задачи использовал?» Школа ориентирует на шаблон.

Какое критическое мышление? Какая креативность, если делай по образцу — и у тебя будет всё в шоколаде. Коммуникация. Сколько говорит ученик во время урока? Минуту? И то вряд ли. Помимо предметных знаний, пора начинать измерять «мягкие навыки».

Сейчас предлагают использовать название «универсальные компетенции».

Президент поставил задачу в майском указе — войти в десятку стран с лучшими системами образования. По начальному образованию в рейтинге PIRLS мы уже в десятку входим. В TIMSS мы тоже входим десятку — предметные знания более или менее в порядке.

Мы превзошли средние показатели ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) по PISA, потому что до этого мы были ниже среднего. Это не десятка, а примерно 30–40-е место. Но надо учесть, что остальные страны на месте не сидят. Все бегут, все поднимаются.

В PISA не такие задания, по которым мы сегодня учим в школе: все условия надо использовать, один правильный ответ. Должны быть и некорректные задачки, у которых есть несколько решений. PISA четко связана с 4 «К». Там измеряется цифровая грамотность, умение работать в кооперации. Нам придется менять задания в ЕГЭ и ОГЭ. Кое-какие шаги уже сделаны, но, на мой взгляд, слишком маленькие.

«Известия»: Каких нововведений стоит ждать ближайшие годы?

Анзор Музаев: Со следующего года вводим в русский язык устную часть, но она будет не в ЕГЭ. Она будет являться допуском к итоговой аттестации в 9-х классах.

В феврале была международная конференция, на которой мы обсуждали будущее — экзамен 2030. Эту дату выбрали, потому что его сдавать будут дети, которые пошли в школу в прошлом году или в этом году идут в первый класс.

Читайте также:  Начать учебный год в октябре - студенческий портал

Есть интересные предложения и от Москвы, и от Санкт-Петербурга, отдельных новаторов. Москва хочет презентовать нам модель экзамена, на котором можно использовать телефон, компьютер, интернет.

Молодой человек покажет умение работать с данными, критическое мышление.

В ближайшие 2–3 года мы планируем ввести ЕГЭ по информатике на компьютерах, чтобы уйти от жестких рамок бумажной формы. Со следующего года добавляется ЕГЭ по выбору — китайский язык. В 2022 году будет обязательный ЕГЭ по иностранному языку.

Источник: https://iz.ru/771617/elena-loriia-elena-ladilova-roman-kretcul/ege-bolshie-peremeny

Всё, что я думаю о ЕГЭ

После прочтения мнения человека с одной стороны, я решил рассказать т.з. человека, который находится по другую сторону, который был причастен к эксперименту, который начался в нашем регионе в далеком 2003 году и только в 2009 проходит в штатном режиме. Главное.

(Идеология)  ЕГЭ предназначен для того чтобы при окончании школы человек получил обективную оценку (двоечник два, а не три например), личная заинтересованность педагогов все же есть в твоей оценке.

При поступлении в высшие учебные заведения уравнять шансы разных социальных групп, нивелировав различия в «платежеспособности» абитуриента в той или иной форме и поставив во главу угла исключительно способности учащихся.

Планировалось сделать это путем введения универсальной объективной общероссийской системы оценок (100 бальная система ЕГЭ), и приравнивания оценки, полученной на выпускном, к оценке, которую ты автоматом получал на вступительном экзамене. На всей территории РФ. В любом вузе.

Личный опыт: в конце девяностых, была тенденция, на бюджетные места брали тех, кто в той или иной форме (платные курсы, профильные классы при каком либо факультете) давал денег вузу. Взамен получая определенные льготы при поступлении (на бюджетное место!), что, согласитесь, похоже на имущественный ценз, что не совсем хорошо для «доступности» образования.

Для реализации объективности было проведено следующее:

1. Дифференциация типов заданий. 

Задания поделились на три типа. Все три типа одновременно входили в состав одного КИМа (персональный набор персональных экзаменационных вопросов для выпускника, которые не пересекаются ни с кем в классе). 

Тип (раздел) А. Легкий, задание типа тест. 

Кстати: основная часть критики обрушилась на тестовую часть, говорилось, что тест не дает объективной оценки учащегося и т.п. хотя основная задача этой части заключается в том, чтобы троечник получил свою заслуженную тройку, а те, кому нужно больше могли решить следующую часть КИМа. 

Тип (раздел) B. Средний, задание типа вставь нужное слово, число и т.п. Рассчитан на учащихся, которые не только могут запоминать фактологический материал (я про точные науки), но и умеют решать типовые задачи. 

Тип (раздел) С. Сложный, нужно написать не только ответ задачи, но привести полное решение в письменном виде (это уже для отличников, которые серьезно нацелились на вуз).

2. Уход от человеческого фактора в оценке. Для этого было введено разделение сдающего, контролирующего, транспортирующего и оценивающего задания. 

Цепочка передачи КИМа в области примерно такая: РЦОИ (региональный центр обработки информации) -> Уполномоченный представитель -> ППЭ (пункт проведения экзамена) -> Учащийся -> ППЭ (пункт проведения экзамена) -> Уполномоченный представитель -> РЦОИ. Пакет КИМа запечатан, вскрыть без повреждения очень сложно. Все пакеты передаются под роспись — испорченные фиксируются. Попытка вмешательства извне обнаруживается легко. 

Личный опыт: Один уполномоченный в тот же год решил это проверить на свой страх, риск, и материальную выгоду. Обнаружили быстро. Били долго. 

Кстати: Экзамен проводится, как правило не в своей родной школе, присутствуют (контролируют) учителя не из твоей школы. Так что подсказывать им сдающим резона нет.

По прибытии в РЦОИ уже «отвеченых» КИМов все листы ответов сканируют. Часть А проверяется почти без участия человека тесты распознаются автоматически. Часть B проверяется предварительно верификаторами (они следят за тем чтобы группы символов распознавались правильно). Ответы группируются и их оценивает эксперты — учителя предметники (позволяет учесть, что верный ответ «кочет» и «петух» это одно и тоже). Часть С проверяется исключительно экспертами-предметниками. Как обычный письменный экзамен.

Кстати: В части С и B задачи проверяются не один раз, и не одним экспертом. Что позволяет нивелировать возможную погрешность эксперта в оценке. К тому же эксперты не знают чей именно ответ они проверяют, так что вероятность подтасовки результатов тут тоже минимальная.

Кроме всего, накапливается таким образом база ответов, по которым, используя статистические методы, можно выявлять «неправильные вопросы» в самих вопросах, что позволяет каждый год улучшать их качество…

Итого:

Ни в реализации, ни в идеологии ЕГЭ нет ничего такого, что было бы направлено против ученика, наоборот, эта система направлена на то чтобы объективно поделить учащихся по их способностям. Если будут вопросы, сомнения, попытки указать на «узкие места» ЕГЭ — буду рад ответить, подискутировать. Т.к. несмотря на то, что эксперимент уже не эксперимент — мифы все еще живы.

UPD: Важное дополнение от пользователя bat, относительно того чем именно является результирующий балл по ЕГЭ.

Источник: https://habr.com/post/62054/

Не ЕГЭ единым

Слава, Сочи

Что думаете об ЕГЭ?

ЕГЭ – очень неоднозначный вопрос, с одной стороны, он очень упрощает процедуру поступления, но с другой – не может объективно отразить знания выпускника, ведь успешное прохождение теста – это в большой степени результат тренировки и удача.

Помимо этого, вопросы теста требуют много совершенно ненужных знаний, не уделяя достаточного внимания действительно важным вопросам. Но, тем не менее, мне его сдавать в этом году, и я готовлюсь, как могу. Уж очень не хотелось бы иметь проблем после сдачи.

Лучше сейчас напрягусь немного.

Что будете сдавать?

Я буду сдавать русский, математику, химию и биологию. Самой трудно готовиться, поэтому занимаюсь с репетиторами.

Куда пойдете дальше?

Я планирую поступить в Московский государственный медицинский стоматологический университет. Потому что я с самого детства хотела пойти по стопам папы, стать врачом и продолжить семейный бизнес. Я считаю эту профессию благородной, важной и, что немаловажно, высокооплачиваемой.

Как вы проведете выпускной вечер?

Выпускной вечер у нас будет заключаться в официальной части в ресторане, где без шампанского дело не обойдется.  А что мы будем делать потом, до рассвета – пока что сюрприз для нас самих. Думаю, будет нескучно. Класс у нас веселый. Девочки будут как на балу, все из себя модные и красивые фифы, а кавалеры поухаживают за нами. Именно так я и представляю свой выпускной вечер. 

Ирина, Владивосток.

Что думаете о ЕГЭ?

На мой взгляд, большее количество людей говорит о том, что ЕГЭ – это плохо, т.к. перед сдачей волнуешься, боишься, что забудешь всё, что учил когда-либо, ведь понимаешь, что каждый полученный балл существенно влияет на твое дальнейшее поступление – на дальнейшую жизнь.

Далеко не каждый человек может справиться с волнением. Я не против ЕГЭ. На мой взгляд, оно необходимо, так как ЕГЭ – это показатель знаний, который приобретен за 11 лет обучения в школе. Плюс ЕГЭ в том, что при поступлении в какой-либо университет другие экзамены помимо него сдавать не нужно.

ЕГЭ – это  важное событие в жизни каждого подростка. Ведь к нему мы идем на протяжении многих лет. Безусловно, в какие-то моменты я побаиваюсь момента сдачи, ведь понимаю, что это действительно важно для меня, что именно с этими результатами я встану на новый путь своей жизни.

Поэтому ничего плохого в сторону этой системы проверки знаний я сказать не могу.

  • Что будете сдавать?
  • На ЕГЭ я решила сдавать 3 необязательных предмета: обществознание, историю, английский язык, так как именно эти предметы являются для меня любимыми, и именно с ними я свяжу свою дальнейшую жизнь.
  • Куда пойдете дальше?

Планирую поступить на юридический факультет, так как это мечта, которая длится с детства. Ну а затем планирую заняться лингвистикой и психологией. Это, по моему мнению, интересные науки.

 Как вы проведете выпускной вечер?

Все, конечно же, в ожидании выпускного, так как это повод забыть о тех моментах, которые существенно влияли на нервную систему, это повод последний раз со всеми ребятами из класса и учителями провести здорово время, попрощаться с теми, кого мы можем уже не увидеть.

Большинство моих одноклассниц придерживается такого мнения, что платья, в которых мы пойдем на выпускной, должны быть не сильно длинными, так как в коротких будет намного легче. Лично я выбрала себе платье нежно-розовое, не сильно длинное, зато в нем будет очень удобно.

В начале выпускного планируем провести время с учителями, затем получить аттестаты от директора школы и поздравления от всех учителей. Ну а дальше, вечером, начнем прощаться с одноклассниками и пойдем в клуб. 

Елена, Волгоград.

Что думаете о ЕГЭ?

Не могу сказать однозначно. С одной стороны – это большой стресс для большей половины сдающих, с другой – отличная возможность без дополнительных экзаменов поступить в ВУЗ. Я уже готова к сдаче экзаменов и так сильно не боюсь их.  В целом, мне нравится ЕГЭ, но над этой системой надо много и усердно работать.

  1. Что будете сдавать?
  2. Кроме обязательных предметов я буду сдавать обществознание и историю. 
  3. Куда пойдете дальше?

Я планирую поступать на  факультет экономики или государственного управления. Я всегда хотела быть переводчиком с немецкого, но испугалась его сдавать, так как иностранный язык – самый сложный  ЕГЭ.

Поэтому решила пойти на экономику, либо государственное управление. Не в восторге от первой специальности, но если я все-таки выучусь на него, то у меня уже есть вакансия, которую я смогу занять. Поэтому пока думаю над этим.

Вообще, выбор профессии – очень сложный процесс. И я думаю, что лучше всего слушать свое сердце.

Как вы проведете выпускной вечер?

После торжественной части мы с одноклассниками и родителями идем отмечать в бар, будем гулять всю ночь, а утром поедем встречать рассвет. На следующий день обязательно на природу. Очень надеюсь, что все пройдет на ура! Нужно отметить этот день таким образом, чтобы с головой окунуться в праздник и забыть обо всем, что происходило до него. 

Сюзанна, Сочи

Что думаете об ЕГЭ?

Дело в том, что мне несколько трудно сравнивать ЕГЭ и ту систему экзаменов, которая была раннее. Но, по словам мамы, раньше важен был аттестат, то есть отметки по ВСЕМ предметам, а не только по тем, которые нужны для вступительных экзаменов. Я против ЕГЭ. Так много запретов и условий.

Чувствуешь себя каким-то роботом, которым пытаются управлять.  Это и пугает, наверное, больше всего. Я не считаю, что ЕГЭ является показателем интеллекта учащегося. Здесь, как говорится, «кому повезет».

Через несколько дней мне нужно сдавать экзамены, и мне очень страшно: как бы я их плохо не написала.

  • Что будете сдавать?
  • Помимо русского языка и математики, собираюсь сдавать литературу и иностранный язык, потому что в дальнейшем они мне понадобятся для поступления на факультет журналистики.
  • Куда пойдете дальше?

Как я уже сказала, собираюсь стать журналистом. Почему? Потому что я с детства люблю сочинять стихи, люблю писать рассказы, люблю разговаривать и читать. Я постоянно участвую в разных конкурсах, в которых нужно написать эссе, статью, рассказ. Совсем недавно я заняла 3-е место во всероссийском конкурсе в номинации «Золотое перо журналистики».

Как вы проведете выпускной вечер?

Сначала будет торжественная часть, красивые наряды. Нам вручат долгожданные аттестаты, поздравят с окончанием школы, медали, похвальные слова и слезы. Ну а потом – танцы, освежающие напитки и прогулки по ночному городу.

Пить сама не думаю, но уверенна, что большая половина только  этим и будет заниматься всю ночь, особенно ребята. Хотя, кто знает, что мне тогда взбредет в голову, я же не ханжа. Это праздник, который так долго все ждут, но порой он оказывается немного  грустным.

Ведь осознаешь, что это было детство, а теперь все, наступает самостоятельная жизнь. Но мысли о выпускном развеиваются, потому что на уме только одно – как бы сдать экзамены. 

Ирина, Москва.

Что думаете о ЕГЭ?

Сложно сказать что-то позитивное о едином государственном экзамене, когда первый уже через неделю. Лучше бы старая система, там хоть со своими учителями пишешь работы, без незнакомых лиц и у себя в школе, где тебе всегда помогут. Так спокойнее, и организационных моментов меньше.

  Честно говоря, я против подобной системы проверки знаний выпускников. Я думаю, каждый найдет не одну причину не согласиться с эффективностью данной системы. Например, тестовая система (где мы ставим просто крестики) совершенно на корню рубит индивидуальность каждого.

Ко всему прочему, система абсолютно не отработана – все упирается в правильность заполнения бланков, из-за чего переживают порой больше, чем из-за самого экзамена.

Мне кажется, самое плачевное – это сведение жизни старшеклассников к ЕГЭ, последствием чего является концентрация учеников только на предметах, которые они сдают. 

Что будете сдавать?

Я буду сдавать алгебру, русский, историю и английский. Да, я гуманитарий!

  1. Куда пойдете дальше?
  2. Конечно, не хочется загадывать в такой ответственный момент, но упор я делаю на высшие учебные заведения, в которых хорошо развиты факультеты, которые связаны с государственной службой. 
  3. Как вы проведете выпускной вечер?

Выпускной вечер будет самый что ни на есть обычный. Мы соберемся около школы, потом официальная часть в актовом зале, также к нам приедет ресторан и аниматоры. Вот в таком духе до утра. Наша гимназия не разрешает нам гулять по ночному городу. Могу веселиться и без допинга, поэтому напиваться не буду.

А, честно говоря, мы еще сами толком ничего не знаем насчет выпускного вечера. Не думаю, что будет шикарно, просто повеселимся, и все. Впрочем, как всегда на школьных вечерах. Надеюсь, мой воздушный наряд всем понравится.

Не это самое главное на выпускном вечере, но все же хочется в эту ночь выглядеть на все сто.

Источник: https://rusrep.ru/article/2012/05/25/ege

Отношение россиян к ЕГЭ

Лишь 32% россиян относятся к Единому государственному экзамену положительно. Больше половины (56%) считают его сложнее «классического» экзамена по билетам. Что еще россияне думают о ЕГЭ — в новом исследовании «Анкетолога».

Результаты исследования

Как Вы в целом относитесь к системе Единого государственного экзамена (ЕГЭ)?

Как Вы в целом относитесь к системе Единого государственного экзамена (ЕГЭ)? Определённо положительно Скорее положительно Скорее отрицательно Определённо отрицательно
Младше 18 лет 11% 39% 35% 15%
18-30 лет 9% 30% 42% 19%
31-45 лет 5% 23% 44% 28%
46-55 лет 3% 20% 43% 34%
Старше 56 лет 5% 23% 36% 36%

Сталкивались ли Вы лично с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ)?

Как Вы считаете, сложнее сдать ЕГЭ или «классический» экзамен по билетам?

Как повлияло введение ЕГЭ как единственной формы выпускных экзаменов в школе и основной формы вступительных экзаменов в вузы на следующие аспекты в образовании?

Как Вы считаете, возможно ли подготовиться к ЕГЭ и сдать его успешно самостоятельно, без репетитора/подготовительных курсов?

Как Вы считаете, возможно ли списать во время проведения ЕГЭ?

Как Вы считаете, ЕГЭ по каким предметам является самым сложным?

Как Вы относитесь к введению устной части ЕГЭ по русскому языку?

Как Вы относитесь к введению обязательного ЕГЭ по истории?

Как Вы относитесь к введению обязательного ЕГЭ по иностранному языку?

Хотели бы Вы лично пройти экзаменационные задания ЕГЭ, попробовать свои силы?

По каким предметам Вы бы хотели пройти экзаменационные задания ЕГЭ?

Результаты опроса показывают, что респонденты до 18 лет чаще высказываются в пользу ЕГЭ, чем респонденты старшего возраста. Среди опрошенных младше 18 лет положительную оценку ЕГЭ дали 50%, среди опрошенных от 18 до 30 лет – 39%, от 31 до 45 лет – 28%, а от 46 лет – только 23%.

Из числа участвовавших в опросе 31% сдавали ЕГЭ лично, 4% будут сдавать в будущем, у 14% экзамен сдавали дети или внуки, 19% слышали о ЕГЭ от родственников.

Оказалось, что 56% россиян считают ЕГЭ сложнее «классического» экзамена по билетам. Приводим некоторые комментарии респондентов по этому вопросу: «Это зависит от склада ума определенного человека», «И там и там есть свои сложности», «В зависимости от предмета»,  «Проблема не в сложности, а в некорректности многих формулировок, результатом которой является снижение баллов».

Читайте также:  10 вредных идей, которым нас учат в школе - студенческий портал

Повлияло ли, по мнению респондентов, введение ЕГЭ как единственной формы выпускных экзаменов в школе и основной формы вступительных экзаменов в вузы на различные аспекты в образовании? Опрос показал, что снижение общего уровня школьной подготовки в результате введения ЕГЭ отмечает 51% респондентов, снижение объективности оценки знаний – 55%, снижение охвата оцениваемых знаний – 49%. Уровень нагрузки на школьников, напротив, стал выше по мнению 69% россиян. А вот доступность высшего образования и уровень коррупции при поступлении в вузы остались без изменений — так утверждают 32% и 34% опрошенных соответственно.

Возможно ли подготовиться к ЕГЭ и сдать его успешно самостоятельно, без репетиторов и подготовительных курсов? Немногим более половины опрошенных (56%) считают, что да. На вопрос, возможно ли списать во время проведения ЕГЭ, большинство респондентов (63%) дали отрицательный ответ.

Наиболее сложными россияне считают ЕГЭ по физике (53%), математике и химии (по 50%), иностранному языку (46%), а ЕГЭ по обществознанию и географии к числу наиболее сложных отнесли лишь 14% и 9% респондентов соответственно.

К введению устной части ЕГЭ по русскому языку относятся положительно 54% опрошенных, к введению обязательного ЕГЭ по истории – 33%, по иностранному языку – 32%.

39% опрошенных отметили, что хотели бы лично пройти экзаменационные задания ЕГЭ.

 В числе наиболее популярных предметов у желающих проверить свои силы оказались: русский язык – 69%, математика – 47%, история – 42% и литература – 39%.

Выборка исследования

Было опрошено 4952 человека, из них: мужчины – 38%, женщины – 62%. Возраст: младше 18 лет – 5%, 18-30 лет – 36%, 31-45 лет – 42%, 46-55 лет – 12%, старше 56 лет – 5%.

Источник: https://iom.anketolog.ru/2018/03/22/otnoshenie-rossiyan-k-ege

Про ЕГЭ и не только. Интервью А.А.Фурсенко Российской газете

Закончилась первая волна Единого госэкзамена. За время его проведения ЕГЭ фигурировал в сводках происшествий чуть ли не чаще, чем криминальные разборки.Накал страстей дошел до предела. Кто виноват в массовых нарушениях и какое наказание им грозит? Почему общество все чаще оказывается на стороне списывающих? На эти и другие вопросы корреспондента «РГ» Марии Агранович ответил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Российская газета: Андрей Александрович, всех волнует вопрос: что же будет с физтеховцами, которые сдавали математику за школьников? Отчислят их или нет?

Андрей Фурсенко: Решение об отчислении принимает университет. И МФТИ сейчас рассматривает этот вопрос.

Но, на мой взгляд, самое главное в этой ситуации — не задаваться вопросом: «Отчислят — не отчислят?», а почему наше общество разделилось на тех, кто осуждает нарушение правил, и тех, кто это защищает? Студенты из Физтеха обманули не государство, а прежде всего честных ребят, которые сами сдавали экзамены.

Родителей, которые не приемлют обмана и обходных путей. Учителей, которые добросовестно учили. Вузовских преподавателей, ведь подлог мог привести в тот же Физтех слабых или вообще не способных к обучению студентов.

Разве победитель международной олимпиады хотел бы иметь такой же диплом, как и тот, кто поступил с помощью обмана? Мы все хотим остановить коррупцию. А между тем в ситуации, когда вскрылся очевидный случай этой самой коррупции, значительная часть общества требует не наказывать виновных. Странно, не правда ли?

РГ: Но виноваты ведь не только студенты?

Фурсенко: Конечно. Это была целая система. Задействованы и родители, и учителя, и столичные окружные образовательные чиновники. С чиновниками разбирается московский департамент образования, со студентами — ректор.

Как вы знаете, подключены и правоохранительные органы. Пусть каждый занимается своим делом. Однако призываю коллег к тому, чтобы не было никаких поспешных волевых решений.

Считаю, что только на очень серьезной законодательной базе нужно принимать решение о наказании, касается ли это каких-то отдельных людей или целых структур.

Поймите, задача наказания не в том, чтобы покарать конкретного человека, а в том, чтобы предотвратить повторение подобных историй в будущем. Мы должны дать сигнал, что закон должны соблюдать все. В случае нарушения, наказание будет неотвратимым. В следующий раз, уверен, многих это остановит.

РГ: А что будет со школьниками, за которых писали тесты?

Фурсенко: Это решает Государственная экзаменационная комиссия. Я считаю, что в этом году им нельзя разрешать пересдавать экзамен.

РГ: ЕГЭ без криминала и коррупции — это фантастика?

Фурсенко: Коррупция — это неправомерное использование людьми своих служебных возможностей. Благодаря ЕГЭ многое из того, что было скрыто, оказалось на поверхности. И череда криминальных сводок сегодня свидетельствует о постепенном очищении системы.

Вскрытые схемы — это противоядие от будущих незаконных действий. Сегодняшние наказания за нарушения — это сигнал обществу, что государство на стороне тех, кто живет по правилам. Мы хотим жить в правовом государстве, для этого мы все должны быть честным.

РГ: В «егэшной» истерике нет места положительным оценкам. И все-таки, что хорошего в ЕГЭ?

Фурсенко: Появилась адекватная оценка ситуации в нашем школьном образовании. Единая оценка для всей страны. Оценка того, каков интерес у ребят к тем или иным направлениям деятельности.

Сегодня мало кто вспоминает, какие болезненные вопросы решил ЕГЭ. Например, вряд ли сейчас найдутся энтузиасты, готовые через месяц после выпускных школьных испытаний сдавать по новой четыре-пять вступительных экзаменов в вуз.

Причем вузы требовали подлинники документов, устанавливали специфические экзамены.

В результате, если не смог сразу поступить в выбранный вуз, возможности поступления в другой вуз были практически исключены, на следующую попытку мог рассчитывать только через год.

Или другой пример, сегодня все обсуждают то, что в ЕГЭ есть возможность завысить оценку. Но не говорят о том, что исключена возможность ее занизить. То, с чем мы сталкивались сплошь и рядом в рамках предыдущей системы экзаменов, когда в вузах людей намеренно и заведомо «заваливали».

Кстати, у нас есть интересная статистика. Негативные оценки звучат в адрес ЕГЭ, когда идет общий опрос. А когда отвечают — учителя, родители, дети, которые поступают в вузы, — то баланс везде в пользу ЕГЭ.

То есть люди, которые сами прошли через ЕГЭ, поддерживают принципиальное отделение системы оценки и от тех, кто учит, и от тех, кто является главным потребителем этой оценки, — вузов. Увы, это отделение не абсолютное. И именно в этих точках неполного отделения — главные коррупционные риски.

Но, повторю, они существенно уменьшились. Этот факт подтверждает то, что существенно изменился контингент принятых в вузы ребят. Гораздо больше абитуриентов из сельской местности и маленьких городов поступают в престижные и очень сильные вузы.

И, как мне говорят мои коллеги из многих университетов, мотивация ребят к учебе резко увеличилась.

РГ: Но именно в маленьких городках, где все друг друга знают, и происходит это неполное отделение.

Фурсенко: Боремся с этим. Сейчас в пилотном режиме отрабатываем систему, когда работы одного региона проверяют эксперты из другого. И вы знаете, в этом году законодательно закреплен статус общественных наблюдателей — они должны быть в каждом пункте приема ЕГЭ.

РГ: Однако во многих школах эти общественные наблюдатели из сочувствия к школьниками находятся в аудитории только первые пять минут, а потом уходят, «чтобы не нервировать».

Фурсенко: Все это будет работать в полную силу лишь тогда, когда общество придет к согласию, что мы все должны жить по закону. И это касается всех сфер общественной жизни, а не только образования. А пока оно де-факто будет поощрять и поддерживать нарушения — из жалости ли к детям, из недоверия ли к любым действия властей, сделать что-либо будет очень сложно.

РГ: «Благодаря» сегодняшним высоким технологиям — Интернету, мобильной связи — обеспечить чистоту процедуры еще сложнее.

Фурсенко: А вы представьте, как бы сдавались экзамены по старой системе с учетом этих технологий. Все то, что сегодня работает в обход ЕГЭ, может гораздо эффективнее и успешнее работать в любой другой форме письменного экзамена. А если говорить об экзамене устном, то коррупционные схемы возрастают неимоверно.

РГ: Из-за скандалов с ЕГЭ немного поутихли «страсти» вокруг проекта новых стандартов старшей школы. А тем не менее работа над ними идет, создана новая рабочая группа. Неужели появится очередной вариант?

Фурсенко: После появления нескольких версий стандартов старшей школы общественное обсуждение, в том числе и в рамках Общественной палаты РФ, привело всех экспертов к мысли, что использован весь спектр идей и все наработки уже сделаны. Однако есть принципиальные «развилки», которые нужно обсуждать. Но уже не в профессиональном сообществе разработчиков, а с представителями общественности, с заказчиками по отношению к системе образования.

Министерство по рекомендации Общественной палаты обратилось к целому ряду очень уважаемых людей — ученых, общественных деятелей, чиновников и бизнесменов, с просьбой взять на себя труд и ответственность за обсуждение ключевых моментов стандарта.

Возглавить эту группу попросили секретаря Совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию Михаила Ковальчука.

Пригласили, например, Уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, президента Российской академии образования Николая Никандрова, губернатора Псковской области Андрея Турчака, главного редактора журнала «Огонек», председателя Общественного совета при Минобрнауки России Виктора Лошака, члена Общественной палаты России Любовь Духанину. Все очень разные. Нам нужна позиция этих людей как представителей общества. К осени этого года мы должны уже выйти на какие-то решения.

РГ: В связи с обилием негативных отзывов в ваш адрес и требований об отставке изменился ли как-то вектор ваших действий?

Фурсенко: Вам виднее. Я стараюсь его не менять. Я вижу, что нормативные законодательные запреты на те или иные действия не имеют эффекта.

И считаю, что должны быть приняты адекватные меры наказания, чтобы подтвердить: законы принимаются не с целью устрашения, а с целью выполнения.

Пора уже уйти от столь любимой нами формулировки о том, что строгость российских законов искупается необязательностью их исполнения.

Я также понял после всех последних событий, что значительно больше внимания надо уделять формированию негативной общественной оценке противоправных действий. Никакими проверочными или полицейскими мерами эту проблему не решить. Нужна идеологическая перестройка. Считаю, что концентрация в данный момент всего внимания на конкретных административных решениях и на том, какова роль той или иной госструктуры в случившемся, отвлекает от обсуждения гораздо более масштабных социальных проблем, которые проявились в ходе ЕГЭ в этом году: проблем массового обмана и нарушений. Не снимая с себя ответственности, призываю общество задуматься: в какой степени каждый из нас несет ответственность за терпимость к столь масштабным обманам и за готовность в них участвовать.

  • КОММЕНТАРИИ
  • Михаил Стриханов, ректор МИФИ:
  • Илья Дементьев, проректор СПбГУ:
  • Евгений Бунимович, Уполномоченный по правам ребенка в Москве:
  • Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси:
  • А КАК У НИХ

Источник: https://mon-ru.livejournal.com/1894.html

«Живу сегодняшним днем и не думаю, куда потом пойти учиться»: школьники о ЕГЭ, форме, системе образования и планах на будущее

1 сентября мы решили выйти на улицу, чтобы узнать, как выглядят и чем интересуются современные школьники и студенты. Спросили, кем они мечтают стать, что им нравится и не нравится в системе образования и как они относятся к изучению религий. 

«В джинсах ходить нельзя»

Алена, Маша и Ульяна

— Мы учимся в 6-м классе. Об экзаменах пока не думаем и не готовимся. Мы еще серьезно не задумывались, чем будем заниматься дальше. Но очень нравится профессия дизайнера одежды. У нас в школе обязательно ходить в форме, причем в темно-синей. У старшеклассников уже все не так строго, но в джинсах все равно ходить нельзя.

Насчет любимых предметов — затруднительный вопрос. Нравятся русский, литература, физкультура и ИЗО. А английский и немецкий не нравятся, очень сложно. 1 сентября всегда ходим на линейку, там общаемся с одноклассниками и учителями, а потом идем гулять. Пока для нас День знаний – это праздник.

«Основы религиозных культур — мой любимый предмет»

Лиза и Кирилл

Лиза: Учусь в 8-м классе. Я живу сегодняшним днем, поэтому пока особо не думала, куда пойду учиться дальше. Я считаю, что если учителя сами заинтересованы в том, чем они занимаются, то они и детей смогут заинтересовать.

Один из моих любимых предметов – основы религиозных культур и светской этики. У меня его, правда, уже несколько лет нет, но я скучаю. У нас не было акцента ни на одной из религий, разбирали все полностью. У меня был замечательный учитель. Сейчас он переехал в Москву и обучает детей там.

Кирилл: Я учусь в 9-м классе. К экзаменам уже начал готовиться. После школы хочу поступать в СПбГУ. Насчет специальности еще точно не решил, но хочу выбрать что-нибудь, связанное с физикой, чтобы работать потом в какой-нибудь компании. Учиться иногда бывает очень скучно. Нет никакого интерактива, только читаешь учебник.

«В школе совсем не скучно»

Алена, Люба и Света

— Мы учимся в 9-м классе. Уже начали готовиться к экзаменам в прошлом году. Пока собираемся идти в старшие классы, насчет профессий еще особо не думали. Хотя какие-то планы уже есть.

В школе нам нравится, совсем не скучно, даже весело. У нас очень дружный класс, нет никаких ссор и разногласий. Часто ходим гулять вместе. Сейчас вот только недавно разошлись, до этого ходили в кафе и катались на аттракционах.

«Учитель хороший, но иногда вредничает»

Стас и Лера

Стас: Я пошел в девятый класс. Уже начинаем готовиться к экзамену. Приходится ходить к репетитору по математике. Пока думаем идти в 10-й класс, а потом в вуз.

Лера: Я учусь в восьмом. Хочу стать медиком. В школе некоторые предметы очень сложные: например, физика. Учитель хороший, но иногда вредничает. 1 сентября как-то особо не отмечаем, просто гуляем.

«Когда приходишь домой в голове каша»

Алиса, Лиза и Катя

Мы учимся в 10-м классе. К ЕГЭ у нас все относятся по-разному. Я не волнуюсь, а вот моя подруга очень волнуется. А кто-то вообще не определился, что сдавать.

Хотим связать свою жизнь с языковой специальностью или литературой.  Может быть, журналист или переводчик. До этого были и другие варианты, например, юрист.

В целом нам нравится, как устроена учеба в школе. Только есть некоторые учителя старой закалки, подход у них немного скучноватый. И еще хотелось бы, чтобы был другой план занятий. Почему нельзя пройти весь новый материал сразу же? Сейчас каждый день много предметов и новых знаний, поэтому, когда приходишь домой в голове каша.

«Почти нет программ по обмену»

Алиса

Я учусь в 10-м классе. К ЕГЭ уже немного начинаю готовиться. Пока не решила, что точно буду сдавать. Но хочу попробовать поступить в Петербург на специальность, связанную с иностранными языками. Хочу стать переводчиком, а если не получится, гидом.

У нас в городе мало школ, которые сотрудничают с зарубежными учебными заведениями, поэтому почти нет программ по обмену. Хотелось бы так поездить. 1 сентября обычно немного погуляем с классом и расходимся.

«Практика в морге нам нравится»

Алина и Ульяна

Для нас 1 сентября – это скорее повод немного погрустить, потому что мы учимся на медицинском факультете. Нам очень тяжело. После планируем работать по специальности. Была уже и практика в морге. Нам даже нравится. Это прямо наше.

Самое тяжелое в учебе — нужно постоять усваивать большой объем сложной информации. Сейчас очень сокращают часы лекций, рассчитывая, что студенты сами должны осваивать новую информацию, но не все так делают.

ЕГЭ очень сложно пережить, потому что твое будущее зависит от баллов. Если повезет, поступишь, куда хочешь, а если не повезет, придется выбирать из того, что остается.

Источник: https://gubdaily.ru/smotrite/people/zhivu-segodnyashnim-dnem-i-ne-dumayu-kuda-potom-pojti-uchitsya-shkolniki-o-ege-forme-sisteme-obrazovaniya-i-planax-na-budushhee/

Ссылка на основную публикацию