Адаптация в вузе: советы первокурснику — студенческий портал

Не можете найти аудиторию? Не знаете, где купить проездной? Ничего не понимаете в документах и стипендиях? Поверьте, вы такой не один, и вокруг десятки людей, которые могут помочь.

Во многих университетах у новичков даже есть куратор — студент старшего курса, который всё покажет и расскажет. Не бойтесь выглядеть глупо с вопросами вроде «А где столовая?».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Нормально этого не знать, оказавшись в университете впервые.

Пробуйте себя в непривычных вещах

Танцевальный коллектив, студенческое телевидение, хор, да хоть команда по чирлидингу. Никто не знает, где вы найдёте себя. Университет предоставляет такие возможности, которых не было перед вами в школе.

Пробуйте и рискуйте — может быть, это изменит вашу жизнь?

Берите от этих возможностей всё: конкурсы, фестивали, программы международного обмена и многое другое, пока на ваши плечи не лёг груз рабочих будней.

Вы научитесь планировать своё время, чтобы потом не бегать за преподавателями во время сессии. Ведь совсем неприятно будет вылететь одновременно из КВН, хора и волейбольной команды, потому что разорваться-таки не получилось. Тайм-менеджмент теперь ваше всё!

Будьте активны на семинарах

Если в школе все любили молча отсиживаться на задней парте, то в университете лучше так не делать. Будете отвечать на семинарах — запомнитесь преподавателю и получите шанс на «автомат».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  5 золотых медалей на международной олимпиаде по физике - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Заводите новые знакомства

Особенно с однокурсниками и старшекурсниками. С первыми вам предстоит общаться ещё четыре года, а вторые расскажут всё о преподавателях, поделятся конспектами и вопросами к экзаменам. Также полезно знать активистов и сотрудников университета.

Адаптация в вузе: советы первокурснику - Студенческий портал

Не бойтесь сессии

От университетских экзаменов ещё никто не умирал, поверьте. Да, их будет больше, чем в школе, они будут два раза в год, но это не страшно. А если вести конспекты, вникать в учебный процесс и начинать готовиться заранее, то не придётся даже зубрить ночами напролёт. Многие группы имеют практику готовиться вместе: вопросы делятся между всеми, и писать билеты становится намного проще.

Ходите на физкультуру

Всё просто: не получить зачёт и лишиться стипендии из-за того, что вы почему-то решили, что это неважный предмет, — обидно и глупо. Если не хотите в конце года схватиться за голову, то лучше исправно посещайте тренажёрный зал и бассейн.

Вообще, это отличный способ быть в форме, ведь университетская физкультура не похожа на школьную и чаще всего идёт в формате свободных тренировок или фитнеса.

Адаптация в вузе: советы первокурснику - Студенческий портал

Забудьте всё, чему вас учили в школе

Во-первых, ваши баллы ЕГЭ уже ничего не значат. Во-вторых, стоит убрать из лексикона слова «урок», «учитель» и «перемена». А в-третьих, учёба теперь только ваша проблема. Маму к директору не вызовут и кол не поставят, но вот проблемы посерьёзней заработать можно с лёгкостью. Самостоятельность на входе в университет не выдают, а жаль.

Относитесь ко всему проще

Если вы простыли и пропустили один день, вас не отчислят. Если вы не будете носить с собой по десять учебников, вас тоже не отчислят. Даже если вы опоздали на пару, можно продолжать учиться дальше. Старайтесь найти общий язык с преподавателями, и всё будет отлично.

Не забрасывайте учёбу

Несмотря на предыдущий пункт. Да, студенческая жизнь — это здорово, но про лекции и исправное посещение забывать не стоит. В конце концов, вы ведь здесь ради этого?

Адаптация в вузе: советы первокурснику - Студенческий портал

Студенчество — лучшая пора

Верьте! Школьные годы пролетели слишком быстро, а уж студенческие тем более задержать не получится.

Источник: https://Lifehacker.ru/10-sovetov-pervokursnikam/

15 ошибок первокурсника: как избежать типичных проблем

Поступление в вуз — это достижение одной цели и начало пути к новой. Теперь надо постараться успешно его окончить и получить не только диплом, но и полезные навыки.

Чтобы пережить новый этап с минимумом трудностей, советуем внимательно ознакомиться с перечнем типичных проблем адаптации студентов-первокурсников и рекомендациями, как избежать их появления. Не допускайте этих ошибок — и тогда жизнь в университете станет намного проще.

Чтобы узнать больше лайфхаков, которые пригодятся каждому студенту, подписывайтесь на наш телеграм-канал. В нем мы регулярно делимся советами, как облегчить учебу и сделать студенческую жизнь простой, но яркой. Пусть первые месяцы учебы станут интересным приключением, а не опасной авантюрой, в которую вы пустились без чувства, толка и расстановки.

Не принимать первый курс всерьез

Самая главная проблема новых студентов — считать первый курс «разминкой». Да, большинство оценок за предметы этого года не идут в диплом, но дают общую базу знаний. Не получив ее, сложно учиться и двигаться дальше.

Поэтому не стоит думать о первом курсе как о тренировке перед настоящим «боем», приступайте к учебе сразу и не увиливайте от заданий. Влиться в процесс помогут эти и другие советы студентам-первокурсникам.

Неправильно распределять деньги

Даже если вы — счастливый обладатель стипендии, очень скоро поймете, что надолго ее не хватает. Поэтому учитесь правильно распределять первые финансы: сначала делайте необходимые покупки, потом откладывайте на крупные приобретения и только после этого думайте, как распорядиться оставшейся частью.

Есть и другие важные советы первокурсникам по планированию студенческого бюджета, которые помогут не влезть в долги.

Быть стеснительным и замкнутым

Залог яркой и насыщенной студенческой жизни — хорошие друзья. Поэтому забудьте о стеснительности, с первых же дней знакомьтесь с новыми людьми и искренне интересуйтесь ими.

Заводите новых друзей и полезные знакомства: например, с методистами деканата или лаборантами кафедр. Они помогут решать мелкие проблемы первокурсников и подскажут, что делать, если потеряли студенческий билет или не успели сдать реферат.

Не уметь рассчитывать время

Тайм-менеджмент — важнейшее умение современного человека, и чем раньше им овладеете, тем больше будете успевать сделать за день. Есть несколько лайфхаков, которые помогут студенту организовать день. Начать нужно с простого: выяснить, сколько времени в день занимают:

  • сборы в институт;
  • дорога на учебу и обратно;
  • подготовка домашних заданий;
  • общение с друзьями.

Когда поймете, сколько времени отнимают эти ежедневные дела, то свободным временем сможете распоряжаться по своему усмотрению. Главное — перестать пытаться сделать все за один день, ведь тогда обязательно пострадает качество выполненной работы.

Брать с собой ненужные вещи

Как выжить в общаге первокурснику? Для начала — взять с собой самые нужные вещи. Не самые любимые и не самые прикольные, а именно самые нужные. Мы уже составили приблизительный список того, что может понадобится в общежитии.

Не стоит дополнять его слишком многим: ненужные вещи только захламят маленькое пространство и вызовут недовольство соседей по комнате.

Игнорировать секции и клубы

Один из самых популярных советов первокурсникам от старшекурсников — не ограничивайтесь только учебой. Найдите себе секцию по интересам: спортивную команду, театральную студию или научный кружок.

Это поможет не только разнообразить жизнь, но и завоевать уважение преподавателей: большинство из них ценят социально активных первокурсников и прощают им мелкие ошибки.

Вступать во все сообщества

Обратная сторона предыдущей проблемы адаптации первокурсников в вузе — стремление участвовать во всех секциях. Даже если вы разносторонняя личность и у вас много интересов и хобби, учтите, что заниматься всем и совмещать это с успешной учебой не получится.

Поэтому не надо записываться в КВН, клуб интеллектуальных игр, волейбольную секцию и театр английских миниатюр сразу. Выберите что-то одно и посмотрите, насколько удачно сможете реализовать себя в этом направлении.

Панически бояться сессии

Сессия неизбежна, и страх никак не поможет к ней подготовиться (зато помогут наши советы). Наоборот, если будете постоянно переживать, то не сможете сконцентрироваться и хорошо запомнить нужный материал. Практикуйте расслабляющие методики:

  • дыхательные упражнения;
  • йогу;
  • медитацию.

В крайнем случае — обратитесь к аптечным средствам и купите успокоительное. Только не переборщите с дозой, апатия — тоже не лучший помощник в учебе.

Конфликтовать с преподавателями

Даже если вы уверены, что преподаватель не прав или надеетесь, что конфликт с педагогом поможет стать популярнее среди одногруппников, таких ссор лучше избегать. Преподаватель не захочет терять авторитет среди студентов, и вы не должны стать причиной этого.

Помните: у любого преподавателя много возможностей осложнить жизнь строптивому студенту и он может ими воспользоваться, если вы провоцируете конфликт.

Не вести конспекты

Конечно, их можно переписать у одногруппника. Но вести самому лучше по нескольким причинам:

  1. так вы будете уверены, что записали все важные данные;
  2. личный конспект всегда в вашем распоряжении;
  3. при конспектировании вы уже запоминаете материал и быстрее вспомните его потом.

Лучше как можно быстрее научиться составлять грамотный конспект, который пригодится на экзамене.

Адаптация в вузе: советы первокурснику - Студенческий портал
Не допускайте ошибок и первый курс пройдет весело и ярко!

Надеяться только на учебник

В отличие от школьных лет, во время учебы в университете учебник ответит далеко не на все вопросы. Понадобится и конспект (вот где пригодится предыдущий пункт), и дополнительная литература из библиотеки, и ресурсы интернета.

Поэтому, чтобы избежать этой проблемы первокурсников в вузе, лучше заранее позаботиться обо всем:

  1. вести записи во время лекций;
  2. брать в библиотеке нужные книги;
  3. учиться искать информацию на надежных сайтах.

Кстати! Для читателей нашего сайта сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Часто прогуливать

После школьного надзора многие воспринимают университет как клуб по интересам, который можно посещать, а можно и нет — все равно родителям никто не пожалуется. Это не так.

Пропустить несколько занятий по уважительной причине можно. Но не ходить неделями или игнорировать конкретные предметы — плохая идея. Перед сессией преподаватели вспомнят о пропусках и тогда сдать предмет, даже если вы его знаете, окажется непросто.

Учить все в последнюю ночь

Конечно, соблазн велик. Наверняка вам уже рассказали массу историй о том, как другие не делают ничего целый семестр, а потом в ночь перед экзаменом благополучно усваивают программу всего курса. Но, скорее всего, эти рассказы — обычные студенческие байки.

Невозможно подготовить ответы на все экзаменационные вопросы и выучить их за несколько часов. Поэтому распределяйте нагрузки равномерно и не откладывайте все на последний день. Не забывайте слова известного писателя Франсуа Рабле:

Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.

Проявлять постоянное недовольство

Да, иногда учеба в вузе или жизнь в общежитии нового города идет не так гладко, как хотелось. Но это не повод становиться пессимистом и видеть во всем только негатив. Старайтесь сохранять положительный настрой и находить достоинства даже там, где их сложно обнаружить.

Применяйте в жизни совет Станислава Ежи Леца: если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.

Не обращаться за помощью

Самый важный совет на тему «как выжить первокурснику?» — это не бояться обращаться за помощью. Решить все проблемы в одиночку сложно, а иногда и нереально. Поэтому учитесь объединяться, разделять задачи, работать сообща — и тогда все получится.

А если вдруг что-то пошло не так или вы прочитали эту статью слишком поздно, и уже успели обзавестись «хвостами» по некоторым предметам, то обратиться за помощью можно не только к одногруппникам, но и в студенческий сервис. Его эксперты помогут закончить семестр без долгов.

Источник: https://Zaochnik-com.ru/blog/problemy-pervokursnikov-sovety-o-tom-kak-ih-ne-dopustit/

Первокурсник — адаптация и трудности студента

Студент первокурсник — адаптация и трудности новой жизни. Каждый студент когда-то был первокурсником и хорошо помнит то время, когда все для него было новым, неизведанным и полным надежд. Кто уже прошел этот этап, а кто-то только начинает новую жизнь в вузе. Какие проблемы чаще всего возникают у первокурсников и как с ними бороться?

Первокурсник — адаптация и трудности студента

Прежде всего, каждый новичок, так или иначе, сталкивается с проблемой адаптации к принципиально новым условиям жизни. Студент оказывается в совершенно непривычной для себя среде, в новом коллективе.

Адаптация в вузе: советы первокурснику - Студенческий портал

Оказавшись в такой ситуации, следует вспомнить, что вокруг тебя такие же новички, как и ты, и не бояться установить с ними контакт. Новый коллектив — это новые интересные знакомства и новые друзья.

Преподаватели, в свою очередь, тоже стремятся помочь студентам адаптироваться, а не усложнить им жизнь. Следовательно, необходимо отбросить мысли о том, что весь мир против тебя, и не замыкаться в себе.

Также в вузах совсем другая система обучения: новые учебные дисциплины, преподаватели, требования и критерии оценки. Но, к сожалению, не каждый преподаватель четко объясняет, чего именно он требует от студента, трудно понять, как проходит учебный процесс, много времени следует отводить на самостоятельную проработку материала, а найти нужную литературу не всегда просто.

В такой ситуации можно спросить совета у студентов со старших курсов, а также стоит задать вопрос преподавателю, если вам не до конца понятно, что именно следует сделать, или возникают проблемы с поиском необходимой литературы.

Не следует стесняться, ведь и преподаватели, и старшекурсники прекрасно понимают, насколько растерянно чувствует себя новоиспеченный первокурсник.

С момента поступления в вуз студент первокурсник осознает, что пора привыкать к самостоятельной жизни, где только ты сам несешь ответственность за свои поступки. Но каждый ли готов к такой ответственности? Но с другой стороны, самостоятельная жизнь — свобода действий, новые возможности и перспективы.

Поэтому, вместо того, чтобы пугаться неизвестного будущего, следует поставить перед собой цель, пытаться делать первые небольшие шаги на пути к ее достижению и наслаждаться новой жизнью.

Некоторые предметы могут не прийтись первокурснику по душе или, наоборот, те дисциплины, которые он хотел бы изучать, могут отсутствовать. Также вполне вероятно, что нагрузка для студента будет слишком маленькой или большой.

Поэтому, еще не опытный и не уверенный в себе студент первокурсник начинает сомневаться в верности выбора своей профессии и места обучения. Но не следует преждевременно расстраиваться или паниковать.

Возможно, первое впечатление окажется ошибочным.

Дополнительную информацию можно получить на различных курсах, семинарах, в студенческих кружках и клубах, а к большим нагрузкам также со временем можно привыкнуть.

Как известно, все молодые люди имеют огромное количество энергии и стремятся проявить активность. Первокурсники обычно хотят как можно скорее начать какую-либо деятельность, имеют кучу энтузиазма.

Студенты делают все возможное, чтобы всячески развиваться, но не имеют достаточно навыков и опыта, чтобы это сделать. И в современном обществе не всегда можно найти способы реализовать себя и проявить свои способности.

Но не следует опускать руки. Ведь в каждом университете проводятся конкурсы, различные учебные и развлекательные мероприятия, научные конференции, встречи с известными лицами.

Более того, многие организации устраивают акции для студентов, где они могут узнать много нового и с пользой и удовольствием провести время. Главное — студент первокурсник не должен сидеть на месте, интересоваться тем, что происходит вокруг, важно самому проявлять инициативу.

Источник: https://sosed-domosed.ru/pervokursnik-adaptaciya-trudnosti/

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440

1 Корнилова В.Н. 1 Прокопенко Л.А. 1 1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет»

1. Агаджанян Н.А. Функциональные резервы организма и теория адаптации // Вестник восстановительной медицины: Диагностика. Оздоровление.

Реабилитация: орган Ассоциации специалистов восстановительной медицины / Российский центр восстанов. медицины и курортологии МЗ РФ. — 2004. — № 3 . — С. 4-11.
2. Батова Е.А. Организационно-педагогические условия и факторы, определяющие адаптацию студенток к учебно-профессиональной деятельности средствами ритмической гимнастики.

Читайте также:  Курсы младшей медицинской сестры с нуля - студенческий портал

— Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2003. — 22 с.
3. Никифоров Д.В. Формирование адаптированности учащихся к профессиональным нагрузкам средствами физической культуры. — Автореф. дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 2005. — 24 с.

Успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, так и будущего специалиста.

Анализ научной литературы показал, что успешность адаптации студентов к обучению в вузе во многом зависит от состояния их здоровья и организации жизнедеятельности [1 стр. 3-4].

Отмечено, что одной из причин ухудшения здоровья студентов является их безразличие к нему и неготовность к организации жизнедеятельности в новых условиях.

Богатейший арсенал средств физической культуры остается невостребованным в повседневной жизни студенческой молодежи, профилактике заболеваний, формировании здорового образа жизни, повышении умственной и физической работоспособности.

В последние годы опубликован ряд работ, раскрывающих некоторые аспекты проблемы адаптации студентов к обучению в вузе средствами физической культуры. Е.А.

Батова указывает на использование различных видов физических упражнений в процессе адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности [2, стр. 12]. Д.В.Никифоров определяет формирование адаптированности студентов к профессиональным нагрузкам средствами физической культуры [3, стр. 1].

Актуальность проблемы адаптации определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему вузовских отношений.

Цель нашего исследования – изучить влияние средств физической культуры на адаптацию студентов-первокурсников ТИ (ф) СВФУ. Задачи: 1) изучить какие трудности испытывают студенты при поступлении в вуз, 2) рассмотреть процесс адаптации студентов первого курса, занимающихся в различных учебно-спортивных группах, сделать анализ и дать рекомендации.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс адаптации студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры будет успешным, если: 1) используются физические нагрузки, положительно влияющие на психофизическое состояние студентов; 2) эффективно используются формы физической культуры во внеучебное время. В связи с эти мы предполагаем, что студенты спортивной группы лучше и быстрее адаптируются к деятельности в вузе, чем студенты группы ОФП.

Объект исследования: адаптация студентов первого курса к обучению в вузе. Предмет исследования: процесс адаптации студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры. Мы провели исследование первокурсников, в количестве 28 человек, с сентября 2012 г. по февраль 2013 г.

Приступая к опросу, мы задали вопрос «Как вы думаете, вы считаете себя адаптированным к вузовской сфере?». На что получили следующие ответы (рис. 1).

Адаптация в вузе: советы первокурснику - Студенческий портал

Рис. 1. Адаптированность студентов в вузе

Из опрошенных половина вчерашних школьников ощутили себя адаптированными к новым условиям учебной деятельности, ответы «нет» и «не знаю» указывают на дезадаптацию студентов к вузовской сфере.

В связи с этим интересен вопрос: «С какими трудностями столкнулись студенты-первокурсники при поступлении в вуз?».

Основные трудности: 1) адаптация к вузовской системе обучения — 50% ответов; 2) трудности в учебе — 42,8%; 3) большой объем учебного материала — 64,3%; 4) жилищно-бытовые и материальные проблемы по – 28,6%.

Как видно из ответов студентов, вчерашние школьники испытывают наибольшие трудности в адаптации к вузовской системе обучения, в получении большого объема учебного материала, освоении учебного материала.

Перечислим негативные факторы, влияющие на организм студентов в вузе с учетом их ответов: учебную перегрузку отметили 35,7% опрошенных; недостаток времени — 64,3%; отсутствие своевременного отдыха и расстройства сна по 50% ответов.

Как видно данные факторы достаточно выражены у студентов. На них необходимо обратить особое внимание, т.к.

они являются факторами риска и при суммарном воздействии могут тормозить восстановительные процессы в организме и вызывать различные заболевания.

Для исследования процесса адаптации студентов в вузе нами проведено наблюдение в двух учебно-спортивных группах: ОФП (общая физическая подготовка) — 12 студентов, «Аэробика» — 6 человек. Для оценки психологической атмосферы в коллективе мы использовали методику А.Ф.Фидлера, в основе которой лежит метод семантического дифференциала.

Анализ исследования показал: 1) студенты группы ОФП, отмечая психологический климат, получили оценку 22,1%, что является нормой; 2) в группе аэробики — 11,9%, что относится к наиболее благоприятной атмосфере в коллективе.

На вопрос «Как Вы думаете, занятия физкультурой, участие в различных спортивных мероприятиях способствуют вашей адаптации в вузе?» студенты групп ответили по-разному, причем в группе аэробики 100 %-ый результат ответа «да», а в группе ОФП 58,3% студентов ответили «да», 33,3% — «не знаю» и 8,3% – «нет».

Нам было важно, насколько активно студенты принимали участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых внутри вуза в сентябре-ноябре 2012 г. (табл.1).

Таблица 1

Активность участия первокурсников в спортивных мероприятиях ТИ (ф) СВФУ

№№ п/п Спортивные мероприятия Ответы в %
группа ОФП группа «Аэробика»
1 Спартакиада для первокурсников 41,6 66,6
2 Кросс наций 41,6 33,3
3 Фестиваль спорта и здоровья «В мире фитнеса»: 0 100
3.1 Конкурс по фитнес-аэробике 0 100
3.2 Фитнес-марафон 0 66,6
3.3 Конкурс Мисс «Грация» 0 83,3

Можно сделать вывод из выше представленного, что студенты группы ОФП менее активны в спортивных мероприятиях, нежели группы «Аэробика».

Также нами был проведен экспресс-опрос в сентябре, ноябре 2012 г. и в феврале 2013 г. с целью определения динамики процесса адаптации в вузе (табл. 2).

Таблица 2

Динамика процесса адаптации студентов-первокурсников

Трудности Сентябрь 2012г. Ноябрь 2012г. Февраль 2013г.
ОФП Аэробика ОФП Аэробика ОФП Аэробика
1 Адаптация к системе обучения в вузе 50% 33,3% 41,6% 16,6% 33,3% 16,6%
2 Трудности в учебе 58,3% 66,6% 50% 16,6% 33,3% 0%
3 Проблемы в общении с группой 25% 16,6% 0% 0% 0% 0%
4 Проблемы в общении с преподавателями 41,6% 33,3% 33,3% 16,6% 16,6% 0%

Как видно, в сентябре у обеих групп процесс «вхождения» в вузовскую сферу деятельности в целом одинаков. А в ноябре 2012 г. процесс адаптации в группе «Фитнес-аэробика» стал более положительным, т.е.

студенты этой группы лучше адаптируются к вузовской сфере, нежели студенты группы ОФП. К февралю 2013 г.

студенты группы «Фитнес-аэробика» почти полностью адаптировались к обучению в вузе и не указывают на проблемы, а студенты группы ОФП до сих пор испытывают существенные трудности.

В заключение следует сделать следующие выводы: 1) основные трудности, с которыми столкнулись студенты при поступлении в вуз: адаптация в вузе, усвоение учебных материалов и их большой объем; 2) у студентов спортивной группы «Аэробика» процесс адаптации идет более благоприятно чем, у студентов группы ОФП; 3) на процесс адаптации положительно влияют физические нагрузки, связанные с занятиями спортом, что подтверждается положительной динамикой адаптации в группе «Фитнес-аэробика»; 3) успешной адаптации способствует участие студентов в различных спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых внутри вуза.

Рекомендации: 1) активное взаимодействие с преподавателями; 2) самостоятельный выбор возможностей для творческой организации во внеучебное время (секционные занятия по избранному виду спорта, спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия и др.); 3) ведение здорового образа жизни.

Библиографическая ссылка

Корнилова В.Н., Прокопенко Л.А. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 50-51;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5451 (дата обращения: 02.04.2020).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5451

Адаптация в вузе: советы первокурснику

Проактивность — это, по сути, способность действовать вне зависимости от внешних обстоятельств, только за счет собственной воли. Если в школе вы пользовались этим навыком только для того, чтобы иногда поднимать руку на уроке, то теперь все будет по-другому. Придется все делать самому: узнавать расписание, искать аудитории, готовиться к занятиям.

Именно проактивность поможет ежедневно проявлять инициативу, ведь в вузе полезно задавать вопросы преподавателям и старшекурсникам и нужно искать возможности для развития: следить за новостями о стажировках, принимать участие в научных и исследовательских проектах.

Эксперты говорят, что у проактивных людей шансы на успех всегда немного выше, вне зависимости от того, о какой области идет речь. 

Часто школьные друзья после выпускного вечера разъезжаются по разным городам и теряют друг друга из виду. Поэтому теперь опираться стоит не только на местоположение, но и на сходство интересов и взглядов.

Множество примеров доказывает, что связи, которые зародились в студенческие годы, перерастают не только в долгую дружбу, но и в эффективное бизнес-партнерство. Считается, что половина успеха в жизни зависит от окружения — от того, с кем мы общаемся, дружим и проводим время.

Поэтому не стоит ограничиваться соседями по общежитию или одногруппниками. Полезно ходить на выставки, лекции, дебаты и конференции — туда, где есть интересные люди.

В вузе не будут работать фразы «не хочу», «меня никто не понимает» и «я подумаю об этом завтра». Теперь придется напоминать себе о самом важном: «я смогу», «у меня получится», «я несу за это ответственность», «это мой выбор». Делать это нужно постоянно: и при подготовке к экзаменам и зачетам, планировании своего бюджета, в случае споров с соседями по общежитию.

Приоритеты — это, пожалуй, самое важное. Задайте себе вопрос: «Каких целей я хочу достичь и ради чего учусь?». Если ответы получены, и вы точно знаете, что нужно делать каждый день, все в порядке.

Но если четких ответов нет, то, возможно, цели на самом деле ложные, а желания — чужие.

Пересмотрите свой список — это поможет быстрее адаптироваться в вузе и понять, зачем каждый день ходить к первой паре или заниматься по вечерам.

Школьная система домашних заданий и оценок осталась в прошлом. Теперь нужны другие навыки — умение работать самостоятельно, конспектировать лекции, выделять главное, подбирать материалы для докладов.

Ограничиться одними учебными пособиями не удастся — придется много читать и искать дополнительные материалы. Приучите себя вести дайджест прочитанного, выписывать интересные цитаты и факты.

А еще попробуйте освоить быстрочтение и скоропись, подпишитесь на рассылку тематических профессиональных ресурсов. Все это поможет лучше усваивать знания и готовиться к экзаменам.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», — так говорил Ротшильд. Если в школе единственным источником информации был интернет и учебники, а ваши доклады и эссе не отличались оригинальностью, то теперь придется вести себя по-другому.

Умение быстро находить нужное и работать с большими объемами информации поможет перейти от школьного обучения к университетской жизни.

Ставьте под сомнение то, что написано на популярных интернет-страницах, проверяйте данные, учитесь работать с первоисточниками и искать нужные исследования, книги и статьи в электронных и простых библиотеках.

С началом студенческой жизни поток информации увеличивается многократно, и времени на соцсети остается все меньше. Поэтому не пропадайте часами в студенческих сообществах, читая страшные истории о сессии. Откажитесь от информации, которая ничем вам не помогает, — это поможет в некоторой степени навести порядок в памяти даже в самый первый и самый трудный семестр.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Адаптация студента в ВУЗе

Более шестидесяти процентов учащихся университета отмечают, что им требовалось время для адаптации в вузе, и около двадцати процентов говорят о том, что этот процесс был достаточно трудным и длительным. Так что же происходит на первом курсе обучения в университете? Что меняется по сравнению со школьной жизнью? Давайте рассмотрим типичные проблемы первокурсников и пути их решения.

Студенческая жизнь включает в себя не только, собственно, учебный процесс, но и общение с новым коллективом, предполагает большую самостоятельность, новую социальную роль, иногда – новые условия жизни (например, в общежитии).

По сравнению со школой, меняется принцип преподавания:

  • лекции не диктуются, а начитываются общим плотным потоком;
  • студенты вынуждены больше работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу;
  • оценка знаний происходит не на каждом занятии, а раз в месяц – в лучшем случае.

Всё это приводит к тому, что первокурсник не успевает за лектором, пропускает занятия, не готовится вовремя, и как следствие – проваливает свою первую сессию.

Новоиспечённый студент лишается привычного круга общения:

  • первокурснику приходится адаптироваться в новом, не всегда дружелюбном  коллективе;
  • лекторы относятся к студентам как к взрослым, предъявляя повышенные требования и предоставляя большую самостоятельность;
  • авторитет студента не подкреплён прошлыми заслугами, здесь необходимо заново доказывать свои знания, умения, способности.

Особенно сложно происходит процесс адаптации тогда, когда студент начинает жить самостоятельно, отдельно от родителей, обеспечивая себя материально.

Факторы возникновения проблем у первокурсников и пути их решения

То, каким будет процесс адаптации, сильно зависит от школьной жизни и навыков будущего студента. Так, к новым условиям легче приспосабливаются учащиеся школ «нового типа» — лицеев и гимназий. Дело в том, что в таких учебных заведениях сам принцип преподавания ближе к университетскому, а уровень знаний у учащихся, как правило, выше.

Хорошо, если будущий студент активно интересуется будущей профессией: посещает тематические кружки, подготовительные курсы, участвует в олимпиадах и творческих конкурсах.

Таким образом, учащийся не только приобретает полезные навыки и знания, но и улучшает свои коммуникативные качества, знакомится с большим кругом людей, с которыми в дальнейшем, возможно, будет учиться в университете.

Сильно влияет на адаптацию первокурсника в вузе, как это ни странно, материальное положение семьи студента. В университете появляются другие потребности, что ведет к увеличению расходов для их удовлетворения. Тот факт, что человек не может позволить себе то, что могут другие, негативно сказывается на его самооценке в целом.

При общении с преподавателями и однокурсниками большое влияние оказывает социальное самочувствие человека.

Это понятие включает в себя не только личную самооценку, но и удовлетворённость условиями проживания, обучения.

Поэтому в университетах, где материальная база достаточна, где в наличии имеются необходимые учебные материалы, аудитории комфортны, а общежития соответствуют современным стандартам, адаптация происходит легче.

Для того чтобы быстрее включить первокурсников в образовательный процесс, университеты проводят различные мероприятия: день первокурсника, посвящение в студенты, лекции о введении в профессию. Чтобы избежать провальной первой сессии, в учебном плане первокурсников предусмотрены промежуточные аттестации знаний. Однако никто не поможет начинающему студенту больше, чем он сам.

Вот некоторые рекомендации:

  • помните, что Вы пришли в университет учиться. Поэтому приоритет лучше отдать именно получению знаний, а не развлечениям и общественной жизни;
  • познакомьтесь с коллективом, будьте дружелюбны и терпимы;
  • сразу выберите для общения «единомышленников», с которыми Вам комфортно и легко;
  • не бойтесь проявлять инициативу и демонстрировать свои выдающиеся качества;
  • не пропускайте пары, будьте активны и постарайтесь, чтобы преподаватель запомнил Вас с лучшей стороны;
  • учитесь конспектировать, работать с дополнительными материалами, выделять в тексте главное;
  • не упускайте возможность ближе познакомиться с однокурсниками – участвуйте во внеурочных мероприятиях;
  • студенческая жизнь будет намного проще, если научиться самостоятельно себя контролировать.

Смотреть видео по теме: «Адаптация студента в ВУЗе»

Мне нравится

Источник: https://StudyNote.ru/studgid/pomosch/adaptatsiya_studenta_v_vuze/

Адаптация студентов-первокурсников в первый год обучения

Социальная адаптация студентов-первокурсников

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении. Это процесс «вхождения» вчерашнего школьника в новую систему студенческих отношений.

Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов приспособления к окружающей среде и преобразование среды «под себя».

Степень социальной адаптации первокурсника в СПОУ определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в СПОУ является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться.

Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

 Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в техникуме.

Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции.

Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.

Огромную роль играет психологическая поддержка, причем каждого преподавателя и сотрудника учебного заведения. Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса в техникуме.

Кураторам следует уделить особое внимание на совместную деятельность в группе, так как это способствует объединению и помогает каждому студенту (члену группы) раскрыть себя в той или иной сфере.

Нужно приложить немало усилий в создании благоприятного климата среди студентов.

Индивидуальный подход к каждому студенту – должен стать основным принципом работы.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента. Не стоит забывать, что подросток приходит в техникум на довольно короткий срок – 2-3-4 года и уже имеет установку на получение специальности (профессии).

Читайте также:  Как готовят востребованных в экономике специалистов - студенческий портал

 Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия.

Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями техникума (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.

Процесс адаптации студентов к жизни в техникуме непосредственно связан с социальными изменениями в современном обществе различных аспектов жизнедеятельности.

Главными компонентами адаптации являются новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая роль, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на процесс приспособления студентов.

Процесс адаптации студентов имеет свои механизмы и осложнения.

В литературе адаптация это многосторонний динамичный процесс, обусловленный взаимодействием психологических, социально-психологических, субъективных и объективно- социальных факторов.

Адаптация связана с трудностями принятия новых норм, установления и поддержания определенного статуса в новом коллективе. Сам процесс адаптации предполагает осознание статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений.

Будем определять адаптацию как процесс включения студента в новую среду.

При первом знакомстве с группой классный руководитель выясняет, что знают студенты о выбранной профессии, как к ней относятся, кто из родственников связан с ней и чего достиг. Определяет, на кого будет можно потом положиться, кто может помочь.

Процессы адаптации происходят постоянно, т. к непрерывно возникают изменения и в условиях нашего существования, и в нас самих. Наши студенты попадают иногда под несколько вариантов адаптации:

  • — адаптация сельского жителя в городе,
  • — вживание в иную культурную среду,
  • — необходимость в которой возникает в результате смены обстановки при поступлении в техникум
  • — новый коллектив,
  • — проживание в общежитии,
  • — переезд в Самару,
  • — любовь.
  • Для нас должны быть значимыми все варианты адаптационного процесса, которые связаны с резкой ломкой стереотипов вчерашних школьников при вступлении в новую для них социальную среду с новым статусом — студента.

Очень важным элементом является первый выход на занятия.Здесь проявляется комплекс воспитательных моментов. Для одних — это первое знакомство с учёбой как физическим трудом, с полиграфическим производством. Для других — возможность показать себя, свои способности, выделиться среди остальных.

Формирование первых профессиональных умений и навыков, отношения к выполнению, понимания важности и необходимости этой работы. Отношение к труду не очень хорошее. Вот здесь-то и приходится проявлять свои способности классному руководителю. Доказывать, что качественное выполнение задания является обязательным для студента, это часть образовательного процесса.

Студенчество определяется как мобильная социальная группа, цель деятельности которой — организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей.

На этапе вхождения в новую социальную среду общения с окружающими людьми происходит адаптация личности к определенным образцам поведения, действующим в данной микросфере, подчинение требованиям и контролю.  

Студенчество является самой веселой и важной частью в жизни каждого человека. Это переход от беспечного школьника к самостоятельному человеку, уверенного в себе и отвечающего за свои поступки.

И в этот момент самое главное выбрать правильный путь и не свернуть на скользкую тропинку. Во всех ситуациях оставаться твердым, решительным и принимать правильные решения, независимо от обстоятельств.

У нынешних студентов очень много проблем и много соблазнов. Самые страшные соблазны — это курение, алкоголь.

Студенты оказываются беспомощными и не подготовленными к каким-либо трудностям и от бессилия перед проблемой теряются и не найдя нужного решения, выбирают тот путь, который принуждает их прибегать к легкому, как им кажется, решению проблемы, расслабиться и эта необдуманная слабость приводит их к совершению глупостей.  

  1. Общение является составной частью учебной деятельности, кроме того, потребность в неформальном общении со своими сверстниками, понимании и признании в среде составляет отличительную особенность юношеского возраста.
  2. Мы видим, что период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, а также возникновение ряда трудностей студентов, таких как:
  3. — отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива,
  4. — неопределенность мотивации выбора профессии,
  5. — неумение регулировать поведение, усугубляемое отсутствием контроля со стороны родителей,
  6. — отсутствие навыков самостоятельной работы,
  7. — неумение конспектировать, писать лекции, работать с книгой,
  8. — поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях,
  9. — налаживание быта самообслуживания при переходе из домашних условий в общежитие.
  10. Основной трудностью, возникающей на первых порах пребывания в студенческом коллективе, является неумение общаться и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми.

На первых классных часах проводится тестирование. Цель тестирования — определение степени сознательности, гражданственности, зрелости студентов.

1-й курс — это особый курс, здесь происходит проверка сил, способностей, настойчивости студентов в овладении знаниями, умениями, выявляется уровень нравственных и волевых качеств и навыков общения. Адаптируясь, студент выбирает поведение к конкретным событиям. Результатом адаптации становится изменение личностных черт.

  • К трудностям адаптации сами студенты 1 курса относят:
  • — не проявление инициативы, ощущение стеснения и неуверенности в новом коллективе,
  • — утомление и нервное перенапряжение,
  • — большой объем и трудное усвоение материала,
  • — резкое увеличение нагрузки.
  • Студенты старших курсов отмечают, что им помогло в свое время справиться с этими проблемами: умение общаться, сложившиеся в группе отношения, умение вести себя в коллективе, работа классного руководителя, подготовка и участие в общих мероприятиях, спортивные секции.

Источник: https://infourok.ru/adaptaciya_studentov-pervokursnikov_v_pervyy_god_obucheniya-521456.htm

Адаптация студентов-первокурсников в вузе

УДК 378.18

Педагогические науки

Мокрова Ангелина Александровна

Ключевые слова: АДАПТАЦИЯ; СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ; АНАЛИЗ; СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ; ADAPTATION; FIRST-YEAR STUDENTS; ANALYSIS; SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION.

Аннотация: В статье рассматривается процесс адаптации студентов-первокурсников к вузу. Был проведён анализ социально-психологической адаптированности студентов Нижегородского Государственного Педагогического Университета имени Козьмы Минина. Представлены результаты исследования и сделаны соответствующие выводы.

Адаптация – это приспособление организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. У адаптации есть психологический аспект, который направляется на приспособление человека как личности к обществу вместе с требованиями этого общества, а также с его собственными мотивами и потребностями.

Всем людям в процессе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления приходится проходить процесс психологической адаптации. Ярким примером данной адаптации является поступление в высшее учебное заведение. Поступление в ВУЗ является новой ступенью в жизни каждого человека.

Только на первом курсе обучения в ВУЗе человек начинает осознавать самого себя, формирует своё отношение к учёбе и, что более важно, к своей будущей профессии. Первый год обучения для студентов считается наиболее сложным среди других.

У студентов-первокурсников возникают трудности в процессе учебной деятельности, обычно их стереотипы меняются. Что происходит? Студентам трудно даётся привыкание к новым формам занятий, к увеличенному содержанию и объёму учебного материала. Нередко они не умеют конспектировать то, что диктуют преподаватели.

Примерно 65–70 % студентов — приезжие, соответственно они выпускники сельских школ или же школ маленьких городов. Тут трудность в адаптации может быть связана с ограниченным количеством контактов в обществе, то есть с небольшим количеством человек в классе и в школе. Естественно, там все друг друга хорошо знают.

А, приезжая в большой город и поступая в крупный вуз, молодые люди, в основном, опасаются из-за неумения правильно настроить контакт с не знакомыми людьми. Конечно, со временем тревога у них угасает. [1]

Психологические особенности студентов-первокурсников оказывают влияние на процесс их адаптации, как приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Данный возраст (17-18 лет) характеризуется развитием личностных и психических качеств, интеллектуальной системы.

Огромное количество информации, необходимость рационально планировать своё время для самообучения, неудовлетворительная познавательная деятельность и критика риска принятия решений — все это то, к чему надо приспособиться.

Поэтому в первые дни обучения все участники образовательного процесса вуза должны помочь студентам в преодолении трудностей, которые возникают во время их адаптации.

Успешная и эффективная адаптация первокурсников в университете — это ключ к развитию каждого студента не только как будущего специалиста, но и как человека. [2]

Адаптация к студенческой жизни — это очень сложный процесс. Организация учебной деятельности на первом курсе в вузе вовсе не обеспечивает адаптации студентов к специфическим условиям обучения.

Преподаватели не всегда верно подходят к организации педагогического процесса и не всегда уделяют достаточного внимания к тому, чтобы студенты адаптировались к учебному процессу, поэтому многие первокурсники достигают адаптации в вузе путём собственных усилий, а также благодаря новообретённым друзьям, то есть одногруппникам/однокурсникам. [3]

В рамках данной статьи был проведён опрос среди студентов НГПУ им. Козьмы Минина. Согласно исследованию, 90 % опрошенным было не тяжело адаптироваться к вузу.

70 % достаточно быстро адаптировались к своей учебной группе, а 30 других % не так быстро, как хотелось бы, но никто не ответил, что процесс адаптации к своей группе был долгим.

Студенты отметили, что существовали следующие проблемы в адаптации на первом курсе:

— неумение самостоятельно изучать материал;
— неумение распределять своё время и силы;
— неготовность выполнять те требования, которые дают преподаватели;
— неготовность к полной самостоятельности, основанной на отдельном проживании в другом городе;
— неготовность работать с объёмом информации, нужным для обучения;

— отсутствие желания учиться. [1]

Источник: http://novaum.ru/public/p812

Рекомендации студентам-первокурсникам по адаптации

Методические рекомендации студенту-первокурснику по адаптации.

Процесс приспособления студента-первокурсника к новым условиям студенческой жизни называется адаптацией. Определенную роль в данном процессе играет куратор академической группы и другие общественные объединения вуза.

Физиологическая адаптация предполагает приспособление студента к изменившимся условиям (переход из привычной школьной среды в вуз) и устойчивый уровень функциональных систем в организме студента в условиях обучения на протяжении некоторого времени.

Адаптация студентов к образовательным условиям обусловлена следующими трудностями:

  • -изменение привычного ритма жизни;
  • -недостаток времени на самоподготовку;
  • -требовательность преподавателей;

-перегрузки учебной деятельности и т.д.

Адаптация будет успешной, если вы – оптимист (у вас активная жизненная позиция, есть чувство юмора; вы находите время для полноценного питания, сна, занятий физической культурой; вы – активный участник вузовских адаптационных мероприятий).

Уже в первые дни вузовской жизни вы ознакомитесь с особенностями учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Большую помощь вам в этом окажет куратор академической группы или товарищи-старшекурсники.

Профессиональная адаптация – это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и научной работе.

В вузе, как и в школе, необходимо систематически посещать учебные занятия.

Ваша посещаемость и успеваемость в центре внимания главным образом куратора академической группы, который проинформирует родителей о ваших успехах.

Ваши беседы с куратором академической группы и встреча с преподавателями выпускающей кафедры помогут вам определить степень специфики и характера получаемой профессии. Также вы сможете осознать правильность выбора учебного заведения и профессии.

Уже в первом семестре вузовской жизни начнется привлечение студентов преподавателями к изучению вами научных направлений и к исследовательской работе.

Развитие научных интересов студентов представляется через организацию их внеучебной деятельности, например, посещение научно-технических выставок, предприятий, заводов соответствующего профиля и т.п.

Авторы многих исследований отмечают, что у студентов имеется определенная потребность к самообразованию, но уровни этой потребности различны. Ваша задача и задача куратора заключается в формировании побудительных мотивов к самообразованию, оказанию необходимой помощи.

Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента. Уровень вашей адаптации, удовлетворенность ею окажут воздействие на основные профессиональные качества. Задача профессиональной адаптации состоит в том, чтобы у вас было постоянное стремление к совершенствованию своей деятельности.

Социально-психологическая адаптация – это сложный, многоуровневый процесс взаимодействия вас и окружающей среды. Социально-психологическая адаптация подразумевает как усвоение вами определенных социальных норм, правил, так и формирование личностных качеств, ценностей, обусловленных новой социальной ситуацией.

Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива.

Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе. Для этого существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Имя – качество», «Я не умею» и другие).

Наиболее доступной для вас формой знакомства друг с другом является беседа, проводимая вашим наставником, или тренинг «Знакомство» педагога-психолога, во время которого в живой и непринужденной форме вы смогли бы познакомиться друг с другом, наладить общение.

Проведение в группе беседы и тренинговых занятий под руководством психолога позволит снизить уровень тревожности, возникающий у большинства первокурсников в первые месяцы адаптации и поможет вам развить коммуникативные способности и навыки, расширить круг психологических знаний и представлений. Вопросы взаимодействия с сокурсниками, с преподавателями и вашими личными проблемами, будет уделять внимание куратор группы.

Таким образом, ваша адаптация к вузовской жизни на основе последовательного и правильного использования данного материала, будет успешной.

Всего хорошего!

Источник: https://nsportal.ru/blog/nachalnoe-i-srednee-professionalnoe-obrazovanie/2016/03/26/rekomendatsii-studentam

Адаптация студентов в вузе — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

1 Ленский В.И. 1 1 Кубанский государственный технологический университет

1. Бозаджиев В.Л. Аксиологический подход как фактор адаптации студентов к обучению в вузе. – Челябинск: Из-во «Дизайн-Бюро», 2002. 2. Крутых Е.В.

Субъектная позиция как фактор социально-психологической адаптации студентов // Особенности советских трансформационных процессов: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2004. 3. Крутых Е.В.

Возможности психологической службы в решении проблемы социально-психологической адаптации студентов в вузе /Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции «Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития» (22 ноября 2012 г.); Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере. – Краснодар: ИЭиУМиСС, 2012. 4. Токарева Г.Ф. Структура социально-профессиональной адаптации студентов в вузе //Объединенный журнал. – 2005. – № 27.

Способность адаптироваться – одна из особенностей личности человека. Она формируется под влиянием окружающей среды. Вуз – это тоже часть окружающей среды. В этой среде человек формируется как профессионал и как личность.

В процессе учебно-профессиональной деятельности у студента развиваются профессионально значимые качества, происходит адаптация к профессиональной деятельности.

О социальной адаптации личности пишут в своих работах Ф.Б. Березин, О.С. Гребенюк, В.В. Синявский и др.

Обучение в вузе отличается от школьного. В школе учителя все время побуждают учащихся к занятиям. В вузе обучение строится иначе. Здесь другие, незнакомые формы обучения: лекции, семинары, зачеты.

Многие первокурсники испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, неумением конспектировать лекции, работать с учебниками, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Поэтому вопросы адаптации и дезадаптации занимают многих исследователей.

Так, Г.Ф. Токарева рассматривает типологию процесса адаптации:

1. односторонний тип взаимодействия – заключается в приспособлении студента к среде;

2. конфликтный тип взаимодействия – представляет собой наличие адаптивной ситуации, нарушение баланса между социальной системой и средой, состояние напряженности, дискомфорта и т. д.;

3. тип студента и вуза – вуз целенаправленно задает ситуацию, в которой формируются новые качества, значимые для успешного процесса адаптации студента [4].

Е.В. Крутых исследовала особенности субъектной позиции студентов в формировании социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе.

К дезадаптированным студентам относились юноши и девушки с завышенной самооценкой и негативным отношением к окружающим. К себе положительно относятся большинство юношей и девушек.

Испытывают больший эмоциональный дискомфорт студенты, поступившие в университет сразу после школы и через 4 года после ее окончания [2].

Помимо изучения адаптационных процессов в вузе, специалисты предлагают различные варианты помощи студентам. В.Л. Бозаджиев разработал комплекс педагогических условий для успешной адаптации студентов младших курсов [1].

Но, в основном, работа по адаптации первокурсников в вузе является одним из направлений деятельности психологических служб вузов. Наиболее эффективными считаются социально-психологические тренинги и тренинги личностного роста по развитию навыков и умений.

«Студенты учатся более открыто выражать собственные чувства и откликаться на чувства других, глубже понимать себя и собеседников, принимать и поддерживать друг друга «здесь и теперь».

Опыт, который студенты приобретают в такой специально организованной группе, помогает решать проблемы, возникающие при межличностном взаимодействии» [3, С.310].

Адаптация даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, сформировать новые способы поведения для преодоления возникающих трудностей.

Библиографическая ссылка

Ленский В.И. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13322 (дата обращения: 02.04.2020).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13322

Ссылка на основную публикацию