Выпускники вузов ничего не знают — студенческий портал

Недостатки российского высшего образования оплачивает бизнес: компаниям приходится за свой счет доучивать молодых специалистов. В чем именно суть зазора между знаниями, полученными выпускником в университете, и ожиданиями компании: какие именно компетенции и навыки не может дать ВУЗ? Эти вопросы редакция Executive.ru задала представителям бизнеса и образования.

Выпускники вузов ничего не знают - Студенческий порталВузы при всем желании не могут предвосхитить ожидания компаний

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Алексей Филиппов, генеральный директор GPC Pharmaceuticals

Вузы могут дать прекрасные теоретические знания, однако выпускникам, несмотря на различные учебные практики, очень не хватает практических навыков. В этом я убеждался, когда работал начальником отдела службы безопасности движения центральной дирекции инфраструктуры РЖД и когда начал собственный бизнес.

Отчасти этот недостаток можно компенсировать введением системы наставничества, помогающей молодому специалисту получить необходимые навыки непосредственно на рабочем месте от опытного сотрудника.

Вузы при всем желании не могут предвосхитить ожидания компаний, хотя бы потому, что ожидания будут сильно различаться у компаний крупного, среднего и мелкого бизнеса.

Например, от аналитика в РЖД будут ожидать совершенно иной деятельности, чем от аналитика в банковской сфере или в рекламном агентстве. Хотя хорошее владение математикой и статистикой необходимо будет везде.

Суть зазора между знаниями, полученными в вузе, и практическими навыками в том, что на деле применяются далеко не все полученные знания, при этом, часть действительно необходимых практических знаний ВУЗ не дает.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Дубайские школьники смогут учиться онлайн - студенческий портал

Оценим за полчаса!

В частности навыки по таким направлениям как тайм-менеджмент, коммуникативная компетентность, а также знания по узким специализированным вопросам.

В результате компании часто организуют собственные системы обучения, в зависимости от своих потребностей, или же обращаются к тренинговым организациям.

С инженерными специальностями дело обстоит сложнее, чем с экономическими. Часто оснащение современных производств значительно опережает оснащение вузов. Конечно, выпускники ведущих технических вузов обычно способны разобраться в оборудовании и технологиях, с которыми не сталкивались в процессе обучения, но на первых этапах это может вызвать затруднения.

Выпускники вузов ничего не знают - Студенческий порталМы скатились на уровень «цифровой колонии»

Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК

Для решения задач, которые государство поставило перед отраслью IT, катастрофически не хватает инициативных специалистов. Тех, кто стремится не потреблять готовые технологии, а создавать собственные.

Острейшая нехватка специалистов ощущается во всех отраслях. В девяностые и нулевые годы система среднего и высшего образования переориентировалась на подготовку потребителей зарубежных технологий. В IT-отрасли – стопроцентно. В результате, в стране практически нет специалистов, способных разрабатывать собственные технологии.

Есть люди, которые хорошо умеют эксплуатировать Windows, могут написать под него приложение. Но людей, способных разработать ОС или систему управления базами данных, умеющих мыслить нестандартно и создавать новое, можно буквально пересчитать по пальцам. Например, мы в «ИВК» за минувший год нашли всего одного молодого специалиста, способного решать поставленные задачи.

Одного из нескольких десятков кандидатов! Это чудовищно низкий процент.

В ХХ веке советские вузы выпускали огромное количество инженеров, обладающих знаниями и умениями создавать новое. С началом перестройки все резко изменилось. Будущих IT-специалистов стали учить эксплуатировать то, что произвели западные разработчики. В XXI веке культивирование творческого потенциала вообще перестало рассматриваться учебными заведениями как приоритетная задача.

Безмерно жаль, что упущено столько времени, что страна потратила девяностые и нулевые годы на разрушение мощной советской системы образования. Мы скатились на уровень «цифровой колонии».

Нынешняя система профессионального образования совершенно не способствует подготовке специалистов для научно-технического творчества, которые могут внести значимый вклад в достижение технологической независимости страны. Назрела острейшая необходимость изменить ситуацию как можно скорее.

Ведь процесс перестройки образовательных процессов очень длительный. Даже если мы начнем его прямо сейчас, то полноценную отдачу получим только лет через 10-15.

Выпускники вузов ничего не знают - Студенческий порталПроблема в том, что учебные планы утверждаются сразу на четыре года

Константин Поздняков, декан факультета международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса, Финуниверситет при Правительстве РФ

Основной проблемой, на мой взгляд, является то, что образовательные учебные планы утверждаются единожды и на весь период обучения. Если идет речь о бакалавриате, это четыре года.

Зачастую заложенные в план дисциплины и соответственно знания, навыки и умения, которыми должен овладеть студент, устаревают еще до момента его выпуска и начала процесса трудоустройства.

Особенно это касается технических специальностей.

Университеты не всегда работают в тесном сотрудничестве с представителями работодателей, существует разрыв между вузовской и невузовской, в том числе промышленной, наукой и практикой.

Мало преподавателей-практиков вовлечено в образовательный процесс, поэтому у образования сугубо теоретический уклон.

Фактически работодателям приходится доучивать и переучивать молодых специалистов на местах, это требует времени и других дополнительных ресурсов, что не может не отразиться на количестве привлеченных выпускников.

В ряде развитых стран преподаватели вузов сами проходят оплачиваемую практику в производственных компаниях. Мне кажется, в России был бы интересен такой опыт. Безусловно, это положительно сказывается на уровне образования и последующем трудоустройстве выпускников.

Выпускники вузов ничего не знают - Студенческий порталСтавить технологию и обслуживать оборудование просто некому

Ирина Шилова, руководитель отраслевого учебного центра «Альянс»

Работая почти 20 лет в пищевой отрасли, наблюдаю катастрофическую ситуацию в пищевом производстве. Тренд последней пятилетки – вкладывать в строительство высокотехнологичных производств с современным оборудованием и большой мощностью. Но запустить в полном объеме такие новые чудо-производства не могут годами – ставить технологию и обслуживать оборудование просто некому.

В отрасли острый дефицит инженеров-технологов и инженеров по технологическому оборудованию, которые хоть что-то понимают в пищевом производстве. После вузов они не умеют практически ничего. Многие боятся «запачкаться» работой в цехах, мечтают сразу приземлиться в кабинетах перед компьютерами.

Сегодня дипломированные выпускники пищевых специальностей приходят с ожиданием зарплат от 50-60 тысяч рублей (и это на старте, с нулевым опытом работы) и полным нежеланием «пощупать руками» свою профессию, проводить время в производстве.

Это наблюдается в каждом сегменте пищевой переработки – в молочном и мясном производстве, в кондитерке…

Нужные сегодня инженерам отрасли знания:

  • Современные критерии подбора сырья и оборудования для производства конкретной продукции.
  • Валидация технологических режимов для выпуска продуктов предсказуемого качества.
  • Способы корректировки нестандартных полуфабрикатов и продуктов в ходе производства без риска для безопасности готовой продукции.
  • Современные системы мониторинга и контроля.
  • Оптимизация рецептур.
  • Работа в современных системах производственного учета, таких как 1С, SAP, CSB…
  • Анализ рисков Hazard Analysis and Critical Control Points…
  • К сожалению, программа вузов, да и курсы повышения квалификации и профпереподготовки таких знаний и навыков молодым дипломированным специалистам не дают.
  • Выпускники вузов ничего не знают - Студенческий порталМы все еще уверены, что у нас было великолепное высшее образование широкого профиля
  • Андрей Крехов, заместитель директора по специальным программам ICL Services

Мы до сих пор продолжаем жить в иллюзии относительно нашего фундаментального образования.

Мы все еще уверены, что у нас было великолепное высшее образование широкого профиля, но именно в случае с инженерами оно зачастую было направлено под конкретную отрасль или предприятие.

Сегодня выпускники не имеют ни навыков, ни знаний и практически массово набираются опыта уже в работе на конкретном производстве.

Из инженерных профессий, пожалуй, лишь программисту легко поддерживать свой уровень знаний: все, что необходимо для его работы, находится на «развалах» интернета. Инженеру в этом плане тяжелее: его квалификация зависит от того, над чем он конкретно работает, а также от средств разработки и производства.

Инженеров и технологов не хватает во многих областях, например, в машиностроении, приборостроении, судостроении. Ситуация осложняется и тем, что возникают новые типы инженерных профессий, по которым вузы их просто не готовят и не способны готовить.

Отсутствие кадров, подходящих под определение новых инженерных профессий, и ограничивает возможности экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов.

И это на фоне формирования цифровой экономики, которая семимильными шагами идет по планете, и уже появляется новая группа стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов.

А наша реальность такова, что у нас до сих пор 50% рабочих мест в стране сосредоточено в сфере обслуживания. И это при том, что рынок услуг в нашей стране не развит и неизбежно будет расти.

Выпускники вузов ничего не знают - Студенческий порталДля начала надо избавиться от пороков ЕГЭ

Александр Солодкий, президент Ассоциации транспортных инженеров, д.э.н., заслуженный работник транспорта РФ, почетный дорожник России

В транспортной сфере происходит технологическая революция, принципиально меняются средства передвижения, технологии транспортных процессов, способы реализации мобильности. Все это происходит буквально на наших глазах. Специалист, получивший знания на данном этапе, должен будет уже в ближайшие несколько лет осваивать новые знания, одновременно учась и работая.

В отрасли не хватает «транспортных инженеров». В настоящее время транспортные проблемы стали одними из наиболее острых в большинстве городов нашей страны.

Минтрансом России принят ряд документов, регламентирующих разработку документов транспортного планирования и организации движения. Транспортная отрасль во всем мире идет по пути создания интеллектуальных транспортных систем, включается в этот процесс и наша страна.

Для качественного решения этих задач как раз нужны квалифицированные специалисты, а их пока катастрофически не хватает.

Официально у нас нет профессии транспортного инженера, но наиболее близко к этому понятию подходят выпускники направления подготовки «Технология транспортных процессов».

Если же обратиться к зарубежному опыту, то там транспортный инженер имеет более широкую комплексную подготовку, включающую транспортную экономику, территориальное планирование, основы градостроительства, моделирование и другие предметы, необходимые для комплексного решения транспортных проблем.

Недавно Минтранс России подписал приказ № 487 «Об утверждении перечня профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационных требований к ним».

Указанным в приказе квалификационным требованиям в наибольшей степени соответствовал бы именно «транспортный инженер».

Поэтому необходимо открывать в ведущих профильных вузах направления по подготовке специалистов – транспортных инженеров (не бакалавров).

Для технических профессий надо готовить специалистов, то есть вести нормальную одноуровневую подготовку, специалитет.

Второй очень важный момент состоит в том, что современный инженер должен быть творческим человеком, способным комплексно, системно мыслить, умеющий быстро осваивать новые знания, постоянно развивать свои навыки.

Другими словами, надо сначала избавить выпускника школы от пороков, привитых ему ЕГЭ, и далее формировать творческого специалиста.

Фото в анонсе: freepik.com

Источник: https://www.e-xecutive.ru/career/hr-indicators/1990395-v-chem-sut-zazora-mezhdu-universitetom-i-pervoi-rabotoi

Вечные студенты: почему люди бросают обучение в университетах?

Лена Шабунина, бросала Волгоградский государственный университет два раза, сейчас учится в РАТИ-ГИТИС

Выпускники вузов ничего не знают - Студенческий портал

В первый раз я бросила ВолГУ на первом курсе факультета управления и региональной экономики по специальности «реклама». При этом наш набор по этой специальности был первым в ВолГУ, так что преподаватели с кафедры открыто говорили, что наша программа до конца не разработана и никто не знает какие предметы нас ждут впереди.

Конечно, я хотела работать по специальности, но когда увидела свое расписание, сразу потеряла к обучению всякий интерес. Я попросила родителей дать мне второй шанс — и решила поступать в этот же вуз заочно на журналистику. Поступила, проучилась полтора года и в четвертую сессию получила хвост.

На тот момент я уже жила в Москве и работала на «Винзаводе», поэтому времени и желания учиться в волгоградском вузе у меня было очень мало. После того, как в очередной раз я простояла полжизни у кабинета преподавателя, все ему сдала и со спокойной душой уехала, а потом обнаружилось, что поставить заслуженное он мне в зачетку забыл, я поняла, что, наверное, пора завязывать с этим вузом.

Я абсолютно не жалею о принятых тогда решениях. Уверена, что не доучилась бы. Годом раньше, годом позже.

«Вот, в моей методичке написано так, значит ты должна считать так», — говорила учительница. В школе нет возможности самому о чем-то думать и принимать решения, пусть и не правильные, но свои»

Светлый образ высшего образования разрушился напрочь после рекламы. На журфаке я уже понимала, что пришла лишь за корочкой. Я разочаровалась в образовательной программе — совершенно не продуманной и построенной на устаревших форматах.

На мой взгляд, образовательную программу нужно делать, опираясь на те знания, которые студенту действительно пригодятся в будущей профессии, а не на основы, заложенные еще черт знает когда.

Ну не зря же в ГИТИСе чуть ли не каждый год дополняют и модернизируют учебную программу! Здорово, когда тебя учат практики, которые знают не из учебника, что и как происходит в данной профессии. Учиться у теоретика — скучно, нудно и бесполезно.

Проблемы нашего образования кроются еще в школе, а может даже и в детском саду. В школе по русскому и литературе я очень часто спорила с преподавателем и получала по несколько двоек за урок! «Вот, в моей методичке написано так, значит ты должна считать так», — говорила учительница. В школе нет возможности самому о чем-то думать и принимать решения, пусть и не правильные, но свои.

Читайте также:  Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году - студенческий портал

Я считаю, что самое главное в высшем образовании — это выбирать самому и осознанно. Нужно понимать, зачем ты сюда пришел, тогда будет интересно слушать лекции. Своему ребенку я не буду ничего навязывать, и не считаю, что он должен определиться с будущей профессией в 17 лет.

Алина Рябинина, бросала учебу в трех петербургских вузах, сейчас работает фотографом

Выпускники вузов ничего не знают - Студенческий портал

Моя история началась с того, что я после школы ушла из дома, но по настоянию мамы поступила в СПбГУ на факультет менеджмента по специальности «управление персоналом» на платное отделение.

Учеба стоила каких-то баснословных денег, а учиться именно в этом вузе я не хотела. Сейчас я уже не помню, пришла ли я хотя бы на один экзамен, но помню, что точно решила не продолжать учебу.

На тот момент мне хотелось минимизировать родительский контроль, что послужило основной причиной.

Спустя два года я пришла к тому, что хочу снова попробовать начать получать высшее образование и поступила в ФИНЭК на вечернее отделение. Я отучилась там два года, продолжая работать. Основной моей работой на тот момент была должность менеджера по рекламе и PR в одной питерской компании, и я активно развивалась в этом направлении.

«Я лояльно отношусь к нашему высшему образованию. Для кого-то это единственный способ скоротать пять-шесть лет, сидя на шее у родителей и изображая бурную деятельность»

В сентябре 2008 года я устроилась на новую работу в компанию с гораздо более высокими требованиями к своим сотрудникам. Это был принципиально другой уровень моего профессионального развития, так что я переводом поступила в Институт бизнеса и права на маркетинг.

На тот момент я уже четко понимала, что образование мне нужно больше для корочки, тем не менее, я провела полгода в досдаче экзаменов из-за разницы в академических программах и бумажной волоките.

В конце осени 2008 грянул кризис, и за три дня до нового 2009 года меня сократили, как и половину рекламного отдела, без выплаты компенсаций. В феврале 2009 я узнала, что беременна. Это послужило еще одним хорошим оправданием для себя, чтобы приостановить учебу.

О том, что я не доучилась, я не жалею. Я получила от своей учебы в вузах отличный опыт, а это самое ценное.

Я лояльно отношусь к нашему высшему образованию. Для кого-то это единственный способ скоротать пять-шесть лет, сидя на шее у родителей и изображая бурную деятельность. Кто-то и правда верит в то, что только институт даст ему необходимые знания и так называемую базу, хотя такие выпускники обычно сильно разочаровываются от своей невостребованности.

Образование играет очень важную роль, но в первую очередь, это общее развитие, умение учиться, умение добывать информацию и структурировать ее.

Но знания можно получать и из книг, журналов, интернета, тренингов, семинаров и курсов, которые ты выбираешь в зависимости от того, в чем нуждаешься в данный конкретный момент, и от того, каким способом именно ты лучше усваиваешь информацию.

«Чтобы российское высшее образование стало привлекательно, необходимо приглашать интересных преподавателей из Европы, США и других стран»

Чтобы российское высшее образование стало привлекательно, необходимо приглашать интересных преподавателей из Европы, США и других стран — хотя бы для проведения краткосрочных курсов, активно развивать техническое оснащение институтов, перестать учить студентов по советским учебникам. Но самое главное — это ликвидировать коррупцию среди преподавателей. Сейчас почти нет студентов из семей со средним достатком и выше, которые бы боялись сессии: все зачеты и экзамены можно купить, рефераты и курсовые скачать. Можно и не учить.

И нельзя забывать о том, что у ребенка, даже самого маленького, должно быть право выбора. И любой его выбор должен встречать поддержку вне зависимости от того, как нам, родителям, мечтается.

В то же время у него должен быть максимум информации о возможностях образования, о том, какие знания и навыки он может получить в каждом конкретном месте, какие есть варианты помимо высшего образования и что это образование ему даст.

Опять-таки очень многое зависит от способностей и склонностей ребенка, от того, какой он хочет видеть свою жизнь в перспективе и чем заниматься. Если, допустим, мой сын будет очарован спортом и ему будет мечтаться только о том, как выиграть чемпионат мира по гольфу, то я не стану его заставлять получать высшее юридическое.

Василий Семендий, бросил один самарский вуз, чтобы поступить в другой самарский вуз, сейчас работает по специальности

Выпускники вузов ничего не знают - Студенческий портал

Я променял изучение прикладной математики и информатики в Самарском государственном аэрокосмическом университете на специальность «комплексная защита объектов информатизации» в Самарском техническом университете.

Тогда я пришел к выводу, что учу слишком много математики и слишком мало того, чего действительно хотелось бы, а то из интересного, что преподают, мягко выражаясь, уже оторвано от реальности.

В одну из сессий, работая над матанализом, я ощутил самую натуральную ненависть к себе, за то что трачу время на неинтересные вещи. На следующий день пошел в институт оформлять документы.

Я активно занимаюсь самообразованием. Занимаюсь каждый божий день. Во-первых, это входит в мое понятие об интересной жизни, а во-вторых, расширяю рамки возможных сфер деятельности.

Если пробежаться по сферам моих интересов, то это экономика, управление, информационные технологии, кодексы законов, комментарии к ним и применительная практика. Для души все остальное: археология и история, медицина, химия, физика, астрономия, генетика… Много.

Но здесь больше кусками, стараюсь выбрать то, что поинтересней и больше склоняюсь в сторону естественных наук.

«Я активно занимаюсь самообразованием. Занимаюсь каждый божий день. Во-первых, это входит в мое понятие об интересной жизни, а во-вторых, расширяю рамки возможных сфер деятельности»

В технической сфере люди в большинстве вузов изучают устаревшие технологии, из-за чего компании, которые принимают потом этих специалистов на работу, вынуждены тратить время и деньги на их обучение практически с нуля.

Нужно представителей работающих предприятий просить рекомендовать то, что стоит изучать их будущим сотрудникам. И необходимо обратить внимание на летнюю практику.

Большинство проходит ее кто-где и кое–как, а должны делать это в профильных компаниях и предприятиях, работая там, а не перебирая бумажки, и главное — по своей специальности.

Я бы поставил крест не на российском высшем образовании, а на людях, которые им сейчас рулят. Судя по тому, что сейчас пока там происходит, я буду учить ребенка сам. Да, я серьезно рассматриваю вариант обучения ребенка на дому.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/1857-vechnye-studenty-pochemu-lyudi-brosayut-obuchenie-v-universitetakh

94% выпускников вузов ни на что не годятся?

Выпускники вузов ничего не знают - Студенческий портал
94% выпускников вузов ни на что не годятся?

Рособрнадзор решил проверить качество обучения в вузах.

Результаты оказались удручающими: две трети старшекурсников завалили теорию по своей будущей специальности, 94% — практику.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов объявил результаты проверки качества высшего образования, напомнив, что средние учебные заведения давно участвуют в основных международных исследованиях и даже занимают неплохие места в рейтингах.

По начальному образованию РФ и вовсе вышла в этом году на первое место в мире. А вот уровень высшего образования по сравнению с другими странами никому не известен, так как в международных рейтингах учитывается всего лишь несколько ведущих вузов из России.

Главным критерием внутри страны считается трудоустроенность выпускников. При этом не учитывается, куда трудоустроились эти выпускники и на какую зарплату, отметил Сергей Кравцов.

Он также напомнил, что за последние три года было закрыто множество контор, которые не столько учили, сколько выдавали дипломы. Так что же, в оставшихся учат хорошо? Нет, и там учат безобразно, признался чиновник.

Начать с того, что в России «имеется всего пять-шесть вузов, где не берут взятки на экзаменах и зачетах».

Чтобы вузы не ставили зачеты за взятки, Рособрнадзор предлагает ввести в высшей школе двухступенчатую систему контроля: первый раз проверять знания студентов после второго курса, второй раз — перед получением диплома.

Пробные проверки знаний второкурсников ведомство уже проводило. Результаты оказались плачевными — уровень знаний по вузовским программам колебался, как заметил чиновник, «между тройкой с минусом и тройкой с плюсом». Причем даже студенты с отличными оценками во время проверок блеснуть знаниями не сумели.

Руководство вузов стало объяснять, что хорошему специалисту все подряд знать не обязательно. Зачем, например, будущему юристу по гражданскому праву засорять голову уголовкой?

«После этого мы решили проверить знания преподавателей. Оказалось, что и с этим проблемы», — сетует Кравцов. Причем знания будущих экономистов оказались на порядок хуже, чем будущих юристов.

Выпускники вузов ничего не знают - Студенческий портал

По словам Реморенко, рывок в высшем образовании произошел в 30-е годы, когда вузы закрепили за конкретными отраслями, была так называемая привязка вузов к технологическому пакету: «С начала 90-х этой привязки больше нет».

Рособрнадзор провел эксперимент — студентам старших курсов предложили сдать экзамены на профильных предприятиях, причем задания предприятия разрабатывали сами. Они вложили в них те требования, которые предъявляют к молодому специалисту.

В исследовании приняли участие лучшие московские вузы. Из 345 участников теоретическую часть сдали всего 102, то есть почти каждый третий. С практическими навыками ситуация оказалась и вовсе патовой — сдать практическую часть смогли всего 19 студентов, или 5,5%!

Глава Рособрнадзора вспомнил-таки одно международное исследование, которое было посвящено тому, сколько средняя и высшая школа вкладывает в развитие человеческого капитала. В Японии, например, вклад средней и высшей школы оказался примерно одинаков. «У нас высшая школа вкладывает… ноль», — признался Кравцов. По его мнению, в России в первую очередь надо усилить контроль:

«Три года назад Кавказ сдавал ЕГЭ по русскому языку на 72 балла — это выше, чем в Москве. Мы организовали проверки, протестировали — в итоге в этом году результат ЕГЭ по русскому на Кавказе уже 36 баллов. Такое же тестирование нужно устраивать в вузах — пусть второкурсники сдают экзамены независимым экзаменаторам».

Аделаида Сигида.

DEPOSITPHOTOS/PHOTOXPRESS

Источник: https://MirNov.ru/obshchestvo/obrazovanie/94-vypusknikov-vuzov-ni-na-chto-ne-godjatsja.html

Работа для выпускников вузов. Студенческая жизнь

Содержание:

Молодой человек, окончивший вполне престижный технический вуз с красным дипломом, устроился продавцом в магазин автомобильных аксессуаров. А студентка учебного заведения гостиничной индустрии чуть ли не с первого дня учебы работала в отеле администратором на франтдеск.

На вопрос, зачем ей это нужно, отвечала, что хочет постичь азы профессии заранее и не тратить время после окончания института. Кто из них быстрее сделал карьеру? Разумеется, тот, у кого была профессиональная практика.

Именно отсутствие опыта больше всего мешает молодым специалистам в поиске места под солнцем.

Нет ничего более постоянного, чем временное..

«Исходя из собственных наблюдений могу сказать, что если студент со второго-третьего курса не начинает работать в области, связанной с его будущей профессией, после защиты диплома ему прямая дорога на биржу труда, — говорит директор Московского центра труда и занятости молодежи Леонид Кравченко.

— Сегодня на рынке занятости востребованы молодые, активные, знающие иностранные языки специалисты, с двух-трехлетней практикой. Еще одна проблема, которая мешает нормальному трудоустройству молодежи, — перепроизводство специалистов, например в юридической сфере. Все знают, что одна из самых высокооплачиваемых профессий — адвокат.

При этом действительно богатых адвокатов у нас в городе несколько десятков. А где остальные? Сидят у нотариуса в помощниках или в очереди среди безработных».

Самая распространенная ошибка молодежи при устройстве на работу — предъявление завышенных требований в отношении зарплаты. Особенно этим грешат выпускники экономических факультетов и престижных вузов.

У многих была возможность прикоснуться к миру бизнеса, поскольку лекции читали состоявшиеся бизнесмены. Желания студентов понятны, но если нет фактического опыта, то выставлять свои условия работодателям еще рановато.

В деловом мире действует принцип: покажи, на что ты способен, а потом поговорим о деньгах.

«Я думаю, что надо начинать с любой должности и с любой зарплаты, лишь бы получить этот самый реальный опыт работы.

Мы всегда приветствуем тех, кто готов потратить свое время и силы для того, чтобы понять суть будущей деятельности с азов, — говорит координатор по маркетингу компании Kelly Services CIS Светлана Демичева.- Обратная сторона проблемы — заниженная самооценка выпускников.

Порой мы сталкиваемся с ребятами, которые настолько напуганы историями о сложностях с трудоустройством, что просто боятся себя предложить.

Хотя я уверена, что любому выпускнику надо пробовать все: посещать выставки, напрямую рассылать свои резюме в компании, агентства, ходить на интервью и обязательно использовать любую возможность получить даже временную работу. Поверьте, очень часто она перерастает в постоянную, нужно только уметь себя проявить».

Вуз в роли биржи труда

Конечно, нельзя утверждать, что неопытность ставит крест на еще не начавшейся карьере. У каждого есть шанс. Можно, например, удивить руководство достижениями в учебе или своими индивидуальными способ-ностями.

Но все-таки случаев, когда процесс трудоустройства выпускников затягивался на несколько месяцев, а то и на год, предостаточно. Большое количество дипломированных безработных бьет по престижу учебного заведения, из стен которого они вышли.

Поэтому многие вузы сегодня сами пытаются помочь своим питомцам в поиске работы.

В Российском химико-технологическом университете им. Д. Менделеева служба по трудоустройству выпускников существует с 1991 года — с того времени, когда в стране было отменено обязательное государственное распределение.

«К сожалению, умению правильно подавать себя в процессе общения с работодателем обучают только на одном факультете — экономическом. Там эта дисциплина введена в программу, — поясняет директор Центра дополнительных образовательных услуг Татьяна Мясоедова.

— Всех остальных желающих научиться проходить собеседование мы консультируем в индивидуальном порядке.

Кроме того, вуз проводит ярмарки вакансий, а также презентации, в ходе которых представители фирм, связанных с химической промышленностью, рассказывают о своих предприятиях.

В числе тех, кто берет на работу наших выпускников, Danone, Unilever, Лукойл и многие другие компании с громкими именами».

У окончивших МГИМО проблем с занятостью нет. Как заверил нас начальник отдела по содействию в трудоустройстве выпускников этого вуза Эдуард Панков, достойное место после защиты диплома в кратчайшие сроки находит каждый выпускник.

Более того, студенты уже с третьего курса проходят стажировку в различных солидных компаниях. Став дипломированными специалистами, они, как правило, остаются там работать на постоянной основе.

Отдельная категория студентов последовательно готовится к работе в Министерстве иностранных дел, другие отправляются за границу (благо, банк данных отдела позволяет это организовать).

Кроме того, МГИМО сотрудничает с Министерствами экономического развития и торговли, энергетики, атомной промышленности, а также с Государственным таможенным комитетом, с компаниями «Аэрофлот-авиалинии», «МЕТРО», «Хелленик — банк», «Автодин», «Диалог Консул Групп» и другими.

Ни ярмарок вакансий, ни презентаций компаний, ни каких-либо других мероприятий, направленных на поиск работы, в Институте международных отношений не проводится. Возникает вопрос: «А зачем тогда нужен вышеназванный отдел, если итак все хорошо?» Однако Эдуард Панков уверен, что именно банк данных его отдела помогает студентам МГИМО найти ту работу, где лучше всего можно себя реализовать.

Кому он нужен, этот выпускник?

По мнению заместителя директора компании ASTRA personal Татьяны Волковой, есть два типа предприятий, которые готовы брать к себе на работу молодежь. Первые — это крупные международные компании. Время от времени им требуется «свежая кровь», свежие головы, не забитые стереотипами.

Работу в них можно получить, если на собеседовании в вас разглядят недюжинный потенциал. Второй тип компаний — средние и мелкие российские фирмы, которые не в состоянии платить более опытным сотрудникам.

По отношению к молодым специалистам здесь действует принцип брошенного в воду щенка: выплывешь, так выплывешь.

В отличие от западных предприятий вкладывать деньги в повышение квалификации персонала в этих фирмах не принято, и молодежь учится путем проб и собственных ошибок.

Разумеется, все выпускники грезят о работе в компаниях первого типа. Но и второй тип вовсе не так уж плох для начинающих.

Здесь есть свои минусы: высокая текучка, не слишком благожелательная атмосфера в коллективе, невысокая зарплата. Зато вполне реально приобрести тот самый опыт, которого не хватает для устройства в фирму более высокого уровня.

И как знать, может быть, именно это место работы станет первой ступенькой в лестнице карьерного взлета.

Чем выше конкуренция в той или иной области, тем сложнее молодежи пробиться. Тем не менее многие компании с удовольствием берут молодых специалистов.

Читайте также:  Или база, или профиль: новые правила егэ по математике - студенческий портал

Например, в торговле, сфере услуг, программировании выпускники довольно быстро проявляют себя. Правда, следует быть готовым к тому, что зарплата, которую вам предложат, на 25-30% ниже, чем у специалистов с опытом.

Да и испытательный срок (стажировка) может продлиться не один-два месяца, как это принято, а значительно дольше.

Скорее всего вы начнете работать каким-нибудь младшим сотрудником или помощником. Допустим, где-нибудь по знакомству вам удастся занять более высокую позицию, но на реальном рынке труда это невозможно. Работодатели предпочитают тех, кто сам последовательно прошел все необходимые ступеньки и дорос до того положения, на которое претендует.

Хорошо также начинать с должности секретаря или помощника руководителя. Это помогает изучить жизнедеятельность компании, понаблюдать за действиями всех подразделений. Такой опыт будущему менеджеру явно не повредит.

Некоторые крупные международные компании набирают выпускников под специальные программы. Смысл их в следующем: только что закончившие вуз молодые люди в течение некоторого времени постигают особенности бизнеса, работая во всех отделах понемногу.

Во-первых, это дает хорошее представление о структуре и принципах действия внутрифирменных механизмов. А во-вторых, таким образом проще найти свое место в компании, то есть определиться с выбором, где именно вы будете более успешны.

По окончании программы в зависимости от того, как человек себя проявил, он получает низшую или среднюю менеджерскую должность и начинает трудовую деятельность уже в новом качестве.

Брать или не брать — вот в чем вопрос

«Возьмете ли вы к себе на работу специалиста без опыта, только что вышедшего из стен вуза?» — этот вопрос корреспондент «Работы и зарплаты» задала представителям hr-служб ряда крупных компаний. Ответы были самые разные. Компания «Кока-Кола», например, практически не имеет дела с молодежью.

Как нам сообщили, максимум, на что здесь может рассчитывать неопытный специалист, — должность телефонного оператора. Фармацевтическая фирма Центр внедрения «Протек» напротив охотно работает с выпускниками МГУ, Государственного университета управления, Московской медицинской академии им.

Сеченова и ряда других вузов. Молодой специалист с медицинским образованием может занять место провизора, фармацевта, менеджера по продажам фармпрепаратов. При приеме на работу в компанию активно используют тестирование.

Были случаи, когда выпускник, отлично прошедший тестовые испытания, занимал и более высокую позицию.

«Предприятиям, в которых сущест-вует сложившаяся корпоративная культура, политика, проще начинать с чистого листа, — говорит Мария Бобкова, директор по персоналу компании Аdidas.

— То есть брать молодых людей без опыта работы в других фирмах, чтобы подготовить их в соответствии со своими требованиями. Сейчас, например, мы набираем продавцов-консультантов из числа выпускников.

У этой позиции есть перспективы роста: через полгода-год молодой человек может стать администратором или директором магазина. Кроме того, мы отправляем наших молодых специалистов для открытия магазинов в другие города».

Что можно посоветовать тем, кто не сегодня — завтра попадет из стен альма-матер в мир бизнеса? Не бойтесь начинать с должности подмастерья, учитесь у коллег, смелее пробуйте свои силы и верьте в себя. Молодость — недостаток, который быстро проходит, а опыт остается.

  • Екатерина Размазина Статья из журнала «Работа & Зарплата»
  • Выпускники вузов ничего не знают - Студенческий портал

Источник: https://www.7ya.ru/article/Rabota-dlya-vypusknikov-vuzov/

Итак, вы принимаете на работу выпускника ВУЗа

Заканчиваются памятные многим из нас «госы» и защиты дипломных проектов у бакалавров, вот-вот к этому рубежу подойдут магистранты. И тысячи дипломированных выпускников выходят на рынок труда со своими надеждами и набранными за годы учёбы профессиональными компетенциями. Что сегодня представляет из себя этот новый класс российских дипломированных работников? Михаил Гольдберг, директор центра делового обучения «Сфера», ответит на этот вопрос.

Сегодня много и вполне справедливо пишется о «теории поколений» и о том, чем отличаются от других социальных возрастных групп люди, рождённые примерно с 1981 по 2000 год (это так называемое «миллениумовское поколение Y»), и люди, рождённые после 2000-го года (это волнующее нас — людей старшего поколения — «неизведанное поколение Z»).

При этом сегодняшних выпускников ВУЗов можно отнести к «пограничному слою» между этими поколениями. Они сумели сполна взять из черт характера оттуда и отсюда.

Они типичные дети интернета, различного рода гаджетов и виджетов, социальных сетей.

У них не всегда понятные старшему поколению взгляды на жизнь и неожиданное для нас мироощущение: подчас смутные и не очень далёкие цели и задачи, необычные мотивы и стереотипы, привычки и манеры поведения.

Кроме этого, их еназывают «поколением новых школьных ФГОСов» и «поколением ЕГЭ» , что тоже сумело наложить свой отпечаток. А обучаясь в ВУЗах, многие из них вполне могли столкнуться с ещё большим, чем ранее, отдалением родного ВУЗа от реальной жизни.

Увы, сегодня ВУЗы стали ещё больше замкнутыми на себя системами, настроенными на показатели оценки эффективности своей работы, мало связанные с реальным сотрудничеством с предприятиями и организациями, органами власти и самоуправления.

Отсюда нередко у выпускников вузов невысокая готовность немедленно приступать к работе, как это могут делать выпускники СУЗов, выпускники курсов профессиональной переподготовки.

Да и поступление на основании балла ЕГЭ одновременно и на врача, и на самолётостроителя привнесло свои «изюминки» в выбор профессии и последующую любовь к ней.

Итак, большинству сегодняшних выпускников ВУЗов присущи как и многие качества, которые потенциальные работодатели оценят как плюс, так и те качества, которые явно будут им казаться «минусовыми» .

Начнём с положительных моментов.

Сегодняшние выпускники ВУЗов способны очень быстро находить и усваивать новую для себя информацию… Но на привычном для себя «поверхностном уровне»: иногда на уровне справки в Википедии, простенькой статьи в интернете или коротенького видеоурока на Ютубе.

Поэтому если для начала работы нужно очень быстро освоить что-то совершенно новое для компании и (или) для них самих, то выпускники будут очень хороши. Но чтобы они глубоко начали изучать вопрос, работодателю нужно очень потрудиться: убедить и мотивировать.

Выпускники очень хороши в быстром освоении новых компьютерных программ, компьютерных технологий работы. У них хорошо развиты навыки работы в многозадачном режиме, работы во временных проектах.

Они не стесняются открыто говорить о возникающих проблемах, они никогда излишне «не парятся» над решением поставленных задач и идут к их решению кратчайшим и скорейшим путём. Иногда позвонят и проконсультируются у друзей или быстро «закинут вопрос» на форум, быстро «початят» проблему. Они очень хорошо готовят презентации и охотно выступают с ними.

Большинство выпускников сегодня трезво относятся к собственной профессиональной компетенции и ищут возможность на практике освоить полученную в ВУЗе профессию или новую. Поэтому многие выпускники ищут таких работодателей, кто создаст им эти условия и даст решать интересные, а не рутинные задачи. Хотя они и держат в голове определённый «начальный зарплатный минимум».

Им хочется проводить на работе время не только полезно для себя, но и интересно! Работа для них в первую очередь — большая часть интересной и насыщенной личной жизни. И работодателям нужно стремиться создавать такие условия разнообразными корпоративными штучками. Выпускников очень легко настроить на работу в компании в удалённом режиме, по свободному графику.

Если говорить о «минусах», то это

  • невысокая профессиональная готовность сразу приступать на хорошем уровне решать поставленные профессиональные задачи,
  • отсутствие стремления глубоко вникать в профессию и в поставленную задачу
  • нередко у выпускников не очень развито профессиональное мышление,
  • отсутствие большого желания «из чувства долга» дополнительно тратить время на работу,
  • отсутствие желания надолго (максимум на 2-3 года) связывать себя с одной компанией и отсутствие желания выстраивать карьеру в компании.

Все эти проблемы вполне преодолимы, если работодатели будут к относиться к их решению вдумчиво и спокойно.

Напомним, ранее Михаил рассказывал, как правильно учить поколение Y.

Источник: https://blog.zarplata.ru/2017/06/15/new-graduate/

Выпускники российских вузов не идут работать по специальности

Филологические факультеты в России занимают лидерские позиции по количеству выпускников, которые идут работать не по специальности ИТАР-ТАСС

Ежегодно российские вузы выпускают десятки тысяч молодых специалистов. Однако открытые вакансии, соответствующие специальностям молодёжи с высшим образованием, почему-то так и остаются незакрытыми.

По последним данным Росстата, в России больше половины выпускников высших учебных заведений (55 процентов) работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе.

А для некоторых профессий эта доля доходит до 70–90 процентов.

В июле прошлого года сотрудники независимой общественной организации «Ассоциация руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами» вместе с Департаментом экономики УрГЭУ-СИНХа опросили новоиспечённых выпускников екатеринбургских вузов. К этому времени на работу успели устроиться 60 процентов опрошенных. Из них лишь 18 процентов нашли себе профессию по специальности. Остальные отложили свои дипломы «до лучших времён» и пошли трудиться туда, где этот документ необязателен.

По результатам того же исследования оказалось, что найти себе заработок по специальности проще всего удаётся программистам, строителям, международникам, пиарщикам и энергетикам. А вот молодым педагогам, социологам, политологам, управленцам, филологам и психологам везёт в меньшей степени.

Вопросом, почему полученная в вузе специальность не определяет дальнейшего места работы, задаются уже не первый год. Изначальная причина — у выпускников школы выбор вуза оказался неверным, потому что отсутствует система профориентации.

Например, в Китае, как только ребёнок идёт в школу, он начинает пробовать различные профессии: его ведут на завод и показывают, как работают станки и так далее. За всё время  в школе ему демонстрируют около 50-ти различных профессий

Обычная ситуация для большинства российских школ: заканчивается учебный год, а ученики выпускных классов только начинают задумываться о том, кем же они хотят быть. Изучают сайты учебных заведений, смотрят на проходные баллы, сравнивают со своими, делают выводы.

Нередко многие поступают учиться туда, куда идут их лучшие друзья, с которыми они большую часть жизни просидели за одной партой и никуда друг без друга. Или ещё вариант — выбирают специальность по совету родственников. Другими словами, выпускники школ определяют своё будущее неосознанно.

С другой стороны, как тут можно что-то осознать, если им никто не объяснил, какие профессии существуют в мире (кроме 10–15, что на слуху у всех), и какие из них самые востребованные на рынке труда.

— Такого предмета как ориентация, нет ни в одном школьном расписании, а зря, — объясняет председатель ассоциации психотерапевтов Свердловской области Георгий Амусин.

— Разве можно решить, кем ты хочешь стать, не зная, чем занимается представитель той или иной профессии? Поэтому, после окончания школы многие, выбирая специальность, руководствуются лишь поверхностной осведомлённостью о том, кем они станут в будущем, выбрав тот или иной факультет вуза.

Я думаю, что отдельный обязательный предмет по профориентации и какое-нибудь специальное учебное пособие нашим старшеклассникам бы не помешали.

Яркий пример непонимания сути профессии — журналистика. Ежегодно на факультеты журналистики один из самых больших конкурсов среди абитуриентов. Однако уже после первой производственной практики многие студенты журфаков разочаровываются в профессии.

Что ж, это неизбежно, ведь они судили о профессии по гламурным журналам и таким же ток-шоу. А на деле, вместо богемных вечеринок пришлось ехать в командировку в какой-нибудь богом забытый посёлок и писать или снимать репортаж о проблемах местных жителей.

Чаще всего занятия по профориентации — это частная инициатива отдельных школ.

— Мы регулярно, раз в неделю, проводим с нашими учениками классные часы на тему профориентации, — рассказывает педагог по воспитательной работе екатеринбургской средней школы №36 Гульнара Галиева.

— Обычно приглашаем представителей различных профессий, которых подыскиваем среди наших выпускников. Кроме того, иногда для ребят мы организуем экскурсии на различные городские предприятия.

Также все наши ученики проходят профориентационные тесты.

По сути, эти тесты помогают определить, какая специальность лучше всего подходит ребёнку — техническая, гуманитарная или творческая. Некоторые даже берут на себя ответственность конкретно указать школьнику, куда ему нужно поступать.

Нахожу в Интернете один из таких тестов, отвечаю на восемь вопросов, и компьютерная программа отправляет меня учиться на инженера-технолога. Думаю, не самый подходящий вариант для меня после трёх лет обучения в гуманитарном вузе.

— На самом деле есть авторитетные тесты по профориентации, которые успели зарекомендовать себя.

Они подразделяются на возрастные категории, и ребёнку нужно проходить их ежегодно и уже из общего результата делать какие-то выводы, — объясняет Георгий Амусин.

— Это полезная практика для школьников, учителя могут её использовать, но под чутким руководством психолога. А непроверенным источникам, например, из Интернета доверять нежелательно.

Общероссийский тренд многих лет: без высшего образования никуда. Руководствуясь этим убеждением, родители готовы запихнуть своего ребёнка в любой вуз, на любой факультет.

  • Вот и получается, что многие студенты, осознав всю трагедию неверного выбора на втором-третьем курсе учебного заведения, куда они поступили, начинают искать ту сферу деятельности, которая им по-настоящему интересна или просто будет приносить стабильный доход.
  • Редакция «НЭ» решила узнать у тех ребят, кто решил не искать работу по специальности, с чем связан их выбор?
  • Камилла ИЛЬЯСОВА, 23 года. Окончила Департамент экономики УрГЭУ-СИНХ:

— По образованию я экономист. Уже в конце первого курса поняла, что это не моё, но чтобы не расстраивать своих родителей, решила не бросать университет и доучиться. Во время учёбы устроилась на должность продавца-консультанта в один из магазинов модной одежды, который принадлежит крупной европейской сети.

Мне сразу сказали, если буду хорошо работать, то будет возможность карьерного роста. Старалась. Через полтора года я прошла тренинг на должность визуального декоратора — это человек, который занимается оформлением магазина и витрины. Начала ездить по другим городам, помогать открывать магазины этого бренда.

Спустя ещё полтора года меня назначили мерчендайзером — представителем торговой сети. Теперь я, можно сказать, одновременно живу в восьми городах: еженедельно летаю из одного в другой и смотрю, как идут дела в филиалах. Я не сижу на одном месте, мне не бывает скучно.

Высшее образование мне, конечно, пригодилось (в мерчендайзеры без него не берут), а вот конкретно экономфак остался приятным воспоминанием о студенческой жизни.

Максим Максимов, 22 года. Не окончил факультет журналистики УрФУ:

— Я честно пытался учиться. Один раз был отчислен, потом снова восстанавливался, сдавал зачёты, но затем всё-таки признался себе, что это не моё и оставил учёбу окончательно. Когда я ещё поступал, то искал какую-нибудь творческую профессию, подумал, что журналистика — то, что надо. Но не так я себе всё представлял.

Ещё во время учёбы я купил себе фотоаппарат, стал читать книги по фотографии, практиковаться на знакомых, устраивая им фотосессии. Вскоре понял, что хочу заниматься этим профессионально. Наработал себе клиентскую базу и открыл свою фотостудию. Теперь зарабатываю тем, что мне действительно по душе. Но высшее образование всё-таки получаю.

Учусь дистанционно.

Источник: https://www.oblgazeta.ru/newage/20311/

Ссылка на основную публикацию