Военная подготовка в школах должна проходить сверхурочно — студенческий портал

15.09.2017 22:25

В Вышке есть военная кафедра, которая позволяет студентам получить военный билет, не отрываясь от обучения, и, соответственно, не идти в армию. Алгоритм прост: пока учишься, раз в неделю нужно ходить на военную кафедру и после поехать на сборы. В этом году мы побывали в воинской части и готовы поделиться впечатлениями от военных сборов

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Подготовка

За несколько месяцев до окончания обучения на военной кафедре, студенты начинают собирать пакет документов для прохождения медкомиссии и для формирования личного дела. Студентам также доводится список необходимых вещей для сборов.

Что мы брали:

  • Военная подготовка в школах должна проходить сверхурочно - Студенческий портал
  • Очень полезно взять запасную форму для полевых выходов, которую будет не жалко, так как придётся ползать по полям, копать окопы, ходить по болотам — она будет грязной, и её можно будет стирать, а запасная форма будет свежей, и в остальное время можно ходить в чистой.
  • Посуда для принятия пищи — глубокая тарелка, ложка, кружка (все металлическое).

На сборах будут проходить «мероприятия» с ранним подъемом или же с поздним отбоем, т.е. не будет возможности успеть на приём пищи. В таких случаях еда укладывается в термосы, и все едят в расположении роты из своей посуды.

Реально много носков (около 30 пар на человека) можно заказать оптом сразу на взвод.

Внешний аккумулятор для зарядки телефона и другой электроники, т.к. электричество в расположении иногда отключалось из-за перегрузки и скачков напряжения.

Расположение

Мы располагались в учебном центре подготовки младших специалистов мотострелковых войск (пос. Мулино Нижегородской области). До этого центра добирались на автобусе (около 6 часов с двумя остановками).

В нашей воинской части курсантам и солдатам предоставляются общежития вместо традиционных казарм.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Ректоров вузов могут уволить за неэффективные траты - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Общежитие представляет собой 5-этажное здание с набором кубриков (помещение для размещения 10 человек), в каждом кубрике 2 ячейки по 5 человек.

Военная подготовка в школах должна проходить сверхурочно - Студенческий портал
Военная подготовка в школах должна проходить сверхурочно - Студенческий портал

В этом же общежитии проживают командир роты (офицер), командиры взводов и командиры отделений (сержанты). В каждом кубрике оборудованы 2 раковины, туалет, писсуар, ножная раковина (работоспособность санузла не гарантируется). В каждой ячейке 5 кроватей, 5 табуреток, 2 тумбочки и 2–3 розетки.

На этаже расположены комната для досуга (с художественной литературой, телевизором) и спортзал.

Распорядок дня

Военная подготовка в школах должна проходить сверхурочно - Студенческий портал

Сразу после подъема (6:30) мы выбегали на зарядку перед казармой. По возвращению с зарядки умывались, одевались и строились на завтрак (7:00). После завтрака утренний развод на занятия (9:00). У нас было 4 учебных часа занятий (с 9:00 до 13:00), каждый учебный час (50 минут) заканчивается 10-минутным перерывом. По окончании занятий было время для чистки обмундирования (после полевых занятий форма была особенно грязной). После этого построение на прием пищи и обед в столовой (14:00). Иногда после обеда был сон-час (до 15:40), а после него построение на плацу (в 16:00). Сразу после построения начиналась строевая подготовка (до 18:00). До ужина (19:00) было время подшить форму и почистить ботинки. А после ужина наступали часы свободного времени (до 21:00), когда можно было позвонить родителям, сходить в спортзал и т.д. В 21 час мы строились в расположении роты и проводили вечернюю поверку, затем шли на плац, где пели гимн и торжественно опускали флаги. В расположение мы возвращались около 22 часов, и было время для подготовки ко сну (отбой в 22:30).

Военная подготовка в школах должна проходить сверхурочно - Студенческий портал

Стрельбы

На сборах нас ждали два вида стрельб: из АК-74 и из вооружения БМП-2 (пушка 2А42 и ПКТ).

На стрельбы мы вставали в 5 утра, ели, собирали матбазу (оружие, патроны, коробки, снаряды, пулеметы) и уходили на стрельбище — 5 км пешком, либо на директрису (стрельбище для БМП) — 7 км пешком. Обычно на путь от казармы до стрельбища мы тратили 40–60 минут.

На директрисе находятся шесть основных БМП, две тренировочные и одна аварийная. Параллельно идут стрельбы из самоходных артиллерийских установок и танков (очень громко). Первые шесть человек получают боеприпасы и идут на рубеж белых столбов.

Там происходит снаряжение вооружения — мы стреляли из пушки (8 снарядов) и пулемета (30 патронов лентой). По команде руководителя машины выдвигаются на рубеж открытия огня, где появляются мишени, и их необходимо поразить сначала снарядами из пушки, потом из ПКТ.

В воинской части, не смотря на то, что офицеры с кафедры проставились ящиками алкоголя местному командованию, нам пригнали БМП с неисправными пушками

Мастер, который обслуживал все пушки в части, во время работы сломал руку и ушёл в отпуск, поэтому некоторые пушки нерабочие

Стрелять из БМП ходили три дня, и бывало, что из пришедших 60 человек отстреливали 8. Так происходило из-за поломок техники и вооружения. Оставшиеся снаряды (да, их не везут обратно на склад) расстреливают сержанты и местные офицеры (как говорят они сами, «устроим фейерверк» — снаряды имеют светящийся элемент).

После одной из стрельб нам вручили подарки. Товарищ офицер выдал личному составы по пачке Contex и торжественно произнес:

г****нам (презервативам) нужны г***оны

Военная подготовка в школах должна проходить сверхурочно - Студенческий портал

Еда

На завтрак обычно давали вкусные гречневую и пшенную каши (сразу две), кусочек сыра, булочку с маслом, молоко, яйцо и кофейный напиток. Несколько раз в неделю утром можно взять по 2 конфеты — мятные или Дюшес (вторые были редко и крайне вкусные). По выходным — пряники и печенья.

  1. На обед 3 вида супов, котлета/мясо, сок или компот.
  2. На ужин всегда были рыбные блюда, булочка с маслом и чай.
  3. На каждом приеме пищи предлагаются салаты и гарниры на выбор.
  4. Военная подготовка в школах должна проходить сверхурочно - Студенческий портал

Военная подготовка в школах должна проходить сверхурочно - Студенческий портал

Впечатления

Мы рады, что эти военные сборы закончились. Июль был месяцем испытаний нашего товарищества, и эти испытания успешно пройдены!

  • Наши студенты подготовили видео с военных сборов, предлагаем Вам ознакомиться!
  • О том, как проходит обучение на военной кафедре в Москве можно прочитать тут, а про питерскую военку тут.

Источник: https://thevyshka.ru/14140-sbory/

Военные сборы в школе и колледже — Солдатские матери

На уходящей неделе депутаты внесли в Госдуму законопроект о допризывной и вневойсковой подготовке граждан к военной службе. Однако, как известно, начальные знания в области обороны молодые люди уже сейчас получают в возрасте 16-17 лет.

Так, с 1 января по 31 марта 2019 года в России состоится очередная кампания по первоначальной постановке граждан на воинский учет, а, следовательно, после новогодних каникул многие школьники и студенты колледжей обязаны будут получить начальные знания в области обороны, которые включают в себя военные (учебные) сборы, к которым стоит готовиться заранее.

Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Горбачев рассказал об обучении основам военной службы, а также возможности молодых людей отказаться от прохождения военных сборов.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» юноши, а также по собственному желанию и девушки, получающие среднее и среднее профессиональное образование, при постановке на первоначальный воинский учет должны получить начальные знания в области обороны страны, военно-патриотическое воспитание и подготовку по основам военной службы. Эта обязанность возникает у молодых людей и в случае, если они не проходят обучение в школе или колледже.

Законодательство определяет целый спектр целей подготовки граждан по основам военной службы:

  • формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;
  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам;
  • изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в сфере, связанной с прохождением военной службы;
  • приобретение навыков в области гражданской обороны;
  • изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;
  • практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;
  • проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.
  • Обучение в области обороны предполагает как теоретическую, так и практическую части.
  • Теоретическую часть граждане осваивают в образовательных организациях в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности», а за пределами образовательных организаций для граждан, не проходящих обучение — в учебных пунктах созданных при образовательных организациях.
  • Обучение основам военной службы производится в течение учебного года и по результатам обучения знания молодых людей оцениваются преподавателем.

Не обучающиеся граждане направляются для получения знаний по основам военной службы районными военными комиссарами, начиная с 16-летнего возраста.

Выявление граждан, не получивших знания в области основ военной службы, производится военными комиссарами при первоначальной постановке на воинский учет.

Обучение граждан в учебных пунктах производится с учетом срока призыва граждан на военную службу, занятия в них проводятся по 2-3 раза в неделю продолжительностью 2-3 часа. По результатам обучения граждане сдают зачеты и получают справку об окончании обучения.

Практическая часть обучения связана с воплощением в жизнь теоретических знаний во время ежегодных учебных сборов. В соответствии с пунктом 33 Приказа Минобороны РФ и Министерства образования РФ и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 к военным соборам привлекаются все граждане за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

Исходя из логики приказа, список лиц, освобожденных от учебных сборов, составляется директором образовательного учреждения из лиц, освобожденных от занятий по физической культуре, и лиц, предоставивших медицинские справки, свидетельствующие о невозможности прохождения учебных сборов по состоянию здоровья. Сведения о медицинских противопоказаниях к прохождению учебных сборов должны предоставляться родителями (родственники, близкие, попечители) молодого человека вместе с заявлением, написанным на имя директора образовательного учреждения, с просьбой освободить ребенка от учебных сборов.

Продолжительность учебных сборов равна 5 дням (35 учебных часов), в ходе которых гражданами изучаются:

  • размещение и быт военнослужащих;
  • уставы вооруженных сил;
  • организация караульной и внутренней служб;
  • элементы строевой подготовки (выполнение команд, строевой шаг и др.);
  • огневой подготовки (в большинстве случаев с использованием автомата «Калашников» с боевыми боеприпасами);
  • тактической, физической и военно-медицинской подготовок;
  • а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.
  1. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.
  2. В большинстве случаев обучение происходит на территории войсковой части.
  3. Оценка, выставленная по результатам учебных сборов, заносится в классный журнал и учитывается при вынесении итоговой оценки за весь курс обучения по предмету.

Важно, что от прохождения военных (учебных) сборов гражданин может отказаться в связи с наличием у него убеждений, препятствующих военной службе.

Несмотря на то, что пунктом 53 Приказа Минобороны РФ и Министерства образования РФ и науки от 24 февраля 2010 года № 96/134 предусмотрена возможность отказа от прохождения военных сборов только по религиозным убеждениям, на практике это право могут реализовать и граждане, чьим светским антивоенным убеждениям противоречит несение военной службы.

Читайте также:  Мгу запустит на орбиту -космический патруль - студенческий портал

О наличии таких убеждений родителям (законным представителям) и самому молодому человеку необходимо до начала сборов письменно уведомить руководителя образовательного учреждения, попросив об освобождении от сборов. Образец такого заявления об отказе от военных вы можете найти здесь.

Для граждан, не прошедших учебные сборы по уважительной причине, в образовательном учреждении (учебном пункте) организуются теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов.

На практике замена учебных сборов, как правило, заключается в написании 2 рефератов по темам, связанным с подготовкой граждан к военной службы, а для граждан, отказывающихся от военных сборов по убеждениям совести – к написанию рефератов по вопросам реализации гражданами права на прохождение альтернативной гражданской службы (вопрос выбора темы реферата определяется преподавателем по своему усмотрению).

Источник: https://soldiersmothers.ru/news/voennye-sbory-v-shkole

Как избежать военных сборов, если вы старшеклассник

«Афиша Daily» поговорила с недавними и нынешними старшеклассниками об их опыте с военными сборами и попросила правозащитницу рассказать о том, как от них можно отказаться.

В старших классах советских школ существовал предмет НВП — начальная военная подготовка. Школьники и школьницы собирали и разбирали автоматы, учились перевязывать раненых, маршировать и надевать противогаз. А мальчиков еще и отправляли на сборы.

В 1990-х годах фрагменты НВП перекочевали в состав ОБЖ, причем в наследство ОБЖ достались и преподаватели НВП — вышедшие в отставку военные.

Шло время, издавались и дополнялись приказы об организации школьного образования, но пункт о военных сборах для старшеклассников так или иначе сохранился.

Необходимость и обязательность их, впрочем, не раз ставилась под сомнение. Поводом для дискуссий, как правило, становились несчастные случаи на сборах.

Сейчас многим десятиклассникам и их ровесникам, которые учатся в колледжах, приходится участвовать в военных сборах.

Правозащитники говорят, что первые задокументированные случаи отказа от сборов по убеждениям появились более двух лет назад, но вопрос о том, как на законных основаниях избежать этого мероприятия, волновал граждан РФ и раньше.

«Афиша Daily» решила узнать, как проходят военные сборы в школе, можно ли от них отказаться и какие у такого решения бывают последствия.

Подробности по теме

Альтернативная гражданская служба: как это работает и кто ее выбирает

Альтернативная гражданская служба: как это работает и кто ее выбирает

Есть совместный приказ Министерства обороны и Министерства образования от 2010 года, в соответствии с которым все молодые люди — десятиклассники и учащиеся колледжей — обязаны посетить пятидневные учебные сборы. Степень рьяности выполнения приказа, однако, не везде одинаковая, потому что вывезти детей куда-то — это очень хлопотно. Где-то военные сборы обязательны, где-то их может вовсе не быть.

Об отказе от военных сборов

Отказ от военных сборов в школе не массовое явление. Количество таких случаев за год я могу пересчитать по пальцам одной руки, но это не значит, что это не играет никакой роли.

Здесь уместна параллель с прохождением альтернативной гражданской службы: мало людей пользуются правом на АГС, но закон об АГС имеет колоссальное моральное и правовое значение — он расширяет правовое пространство защищенности и свободы человека.

Поэтому мне кажется очень важным то, что делают сегодня немногие молодые люди, которые подают заявления об отказе от сборов. Это пример того, что так делать можно.

О форме и сроках подачи заявления

Может быть несколько типов заявлений: заявление от самого человека, заявление от родителей и, как мне кажется, самый удачный вариант — коллективное заявление, например, от нескольких мальчиков или от нескольких семей.

Мы заметили, что они оказывают более сильное давление.

Заявление можно подать в любой момент, но лучше не делать этого слишком рано, скажем, за полгода до сборов, чтобы не было психологического давления со стороны учителя ОБЖ и администрации школы.

О том, куда писать заявление об отказе

Мне кажется логичным отправить заявление от отказе от сборов во все органы, которые принимают участие в их организации, и их начальству и указать всех адресатов в шапке письма.

Если мы отправляем какому-то одному должностному лицу, начинается перекладывание ответственности.

Когда вы пишете целому ряду должностных лиц, вы таким образом ставите в известность всю систему — и они должны будут найти кого-то, кто будет давать ответ по существу.

Я бы писала начальнику отдела военного комиссариата по тому району, где молодой человек состоит на первоначальном воинском учете или где он, скорее всего, будет стоять по достижении 18 лет. Дальше — начальству этого отдела — военному комиссару субъекта РФ.

Это же совместный приказ Министерства обороны и Министерства образования, так что я бы писала и директору школы, и — обязательно — начальству директора — в органы исполнительной власти по району и по субъекту, которые занимаются образованием.

Еще можно отправить заявление уполномоченному по правам человека в вашем регионе или — вместо него — уполномоченному по правам ребенка.

О содержании заявления

Читаем в Инструкции, зачем проводятся эти сборы. Это не спортивное соревнование, не олимпиада, там очень четко написано, что это подготовка к военной службе. Да, это в рамках предмета ОБЖ.

Если человек говорит, что не может проходить военную службу в силу своих убеждений, то подготовка к военной службе тоже же им противоречит. Это логично. Чего я прошу? Освободить меня от сборов. Читаем, какие могут применяться меры, если человек не участвовал в сборах без уважительных причин.

Ему выставляют оценку «неудовлетворительно». Мы просим не выставлять такую отметку, потому что полагаем, что неучастие в сборах по идейным убеждениям — это уважительная причина.

В Инструкции написано, что к сборам привлекаются «все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья», то есть там ничего не говорится про освобождение от занятий по идеологическим причинам. Единственное — «по религиозным мотивам» можно отказаться от участия в стрельбе.

Но Инструкция не может ограничивать жизнь человека — она может ограничить только деятельность должностного лица. И конечно же, человек может отказываться от службы не только из-за соображений религии.

Во второй главе Конституции РФ, которая является пересказом Всеобщей декларации прав человека, в Пакте о гражданских политических правах, предусмотрено право человека на свободу совести и право на убеждения.

Можно ссылаться на статью 18 Всеобщей декларации прав человека, статью 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и статью 9 Европейской конвенции о правах человека — это о праве на свободу совести. Также можно сослаться на Конвенцию о правах ребенка, где отмечено, что ребенок имеет право иметь убеждения. Они могут быть даже отличными от убеждений родителей.

Необязательно ссылаться на международное законодательство. Я это советую скорее, чтобы человек понимал, что за ним есть некая правовая позиция. Право на отказ от обязательной военной службы по убеждениям совести стало общепризнанным правом человека, которое напрямую связывается с правом на свободу совести и убеждений (образец заявления об отказе от сборов можно найти здесь.— Прим.

ред.)

О действиях после подачи заявления

Что еще делать в сложной ситуации? Когда учителя угрожают, что наставят двоек, можно официально запросить выписку текущих оценок по определенным предметам.

Это нужно на тот случай, если ученику потом вместо пятерок пририсуют двойки и колы и скажут, что, вообще-то, он был неуспевающим и сборы тут ни при чем.

Понятно, что это гипертрофированная ситуация, но можно сделать это, чтобы исключить возможность фальсификации.

Ответ на заявление, по всей вероятности, не будет решением всего. Не надо отчаиваться, если он будет ни о чем, если там перечисление строчек из федерального законодательства или Инструкции.

Бывает ответ в том духе, что вы должны пройти сборы. Бывают ответы с явно неправовыми вещами.

Среди этих ответов рано или поздно встретится тот, где будет рациональное зерно, за которое мы можем зацепиться и двигаться дальше.

В Инструкции написано, что при уважительной причине пропуска сборов «организуются теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов».

Я сталкивалась с ситуацией, когда молодому человеку предложили сдать реферат по теме, связанной со сборами. Ну он благополучно нашел материал в интернете, скомпоновал и сдал его, на этом его теоретическое обучение закончилось.

Был и такой случай, что старшеклассник просто посещал занятия в школе во время сборов.

Источник: https://daily.afisha.ru/relationship/3013-kak-izbezhat-voennyh-sborov-esli-vy-starsheklassnik/

Повышение квалификации: как оплачивать время обучения

Такой вариант обучения распространен на предприятиях, где сотрудники в своей деятельности пользуются специальными инструментами и оборудованием. Если человек проходит обучение без отрыва от производства, он получает:

  1. Заработную плату пропорционально отработанному времени или за объем выполненной работы.
  2. Стипендию, предусмотренную ученическим договором, размер которой не может быть ниже МРОТ. При этом Трудовой кодекс РФ не предусматривает уменьшения стипендии, даже если обучение длится всего неделю.
  3. Плату за изделия, выпущенные на практических занятиях в рамках обучения.

Работодатели не всегда заключают ученический договор с сотрудником, потому что не могут разобраться в порядке начисления стипендии и налогов с нее.

Кроме того, документ обязывает предоставить работнику при успешном окончании учебы должность по полученной квалификации с изменением трудового договора.

Однако не стоит бояться: грамотно составленный договор обезопасит вас от трудовых споров и гарантирует, что деньги не будут потрачены впустую.

Оформите ученический договор, приказы и соглашения в программе Контур.Персонал.

Узнать больше

Учеба с отрывом от производства

Этот формат применяется, когда работодатель направляет сотрудника учиться в центр повышения квалификации или иное учебное заведение. За работником сохраняется рабочее место и выплачивается средняя заработная плата (ст. 187 ТК РФ).

Сотрудник посещает лекции и практические занятия и не обязан выходить на работу, даже если его трудовая смена не совпадает со временем учебы. Суммарная продолжительность работы и учебы не должна превышать нормы рабочего времени, которые определены в ст. 91 ТК РФ, коллективном и трудовом договоре.

Если для обучения сотруднику нужно уехать в другой город, следует оформить стандартную командировку и выплатить командировочные (ст. 187 ТК РФ). Также работник имеет право на средний заработок за весь период обучения.

Учеба с частичным отрывом от производства

Сама возможность совмещать обучение и работу указана в ст. 203 ТК РФ. За фактически отработанное время сотрудник получает зарплату, а за время обучения — средний заработок.

Если для сотрудника в организации введен суммированный учет рабочего времени, расчет оплаты не вызовет сложностей.

Если нет, вы можете сами определить, как рассчитать средний заработок, поскольку нормативными актами вопрос не урегулирован.

Второй вариант оплаты — заключить ученический договор и выплачивать стипендию.

Как быть, если рабоче-учебный день превышает норматив? Если после рабочего дня сотрудник едет на лекции? Снова вспоминаем ст. 91 ТК РФ о норме рабочего времени — продолжительность учебы и работы не должна ее превышать.

В такой ситуации тоже нет единого решения. С одной стороны, можно руководствоваться ст. 99 ТК РФ, которая обязывает организацию оплачивать сверхурочную занятость.

Если приравнять учебу по направлению работодателя к трудовой деятельности, расчет следует вести по ст.

 152 ТК РФ: за первые два часа сверхурочной занятости не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном.

С другой стороны, ст. 99, 152 и 153 ТК РФ регламентируют повышенную оплату занятости в выходные, праздничные дни или сверх установленной нормы — за выполнение трудовых функций. Законодательной нормы об оплате часов учебы, выходящих за рамки рабочего дня, нет.

Какое бы решение вы ни приняли, рекомендуем заключить с сотрудником либо ученический договор (ст. 198 ТК РФ), либо письменное соглашение (ст. 197 ТК РФ), где и обозначить все обстоятельства предстоящего обучения: формат, даты, оплату и пр.

Учеба в выходной день

Выходные дни — это время отдыха (ст. 107 ТК РФ), когда человек свободен от исполнения трудовых обязанностей. Вы можете направить сотрудника на обучение в выходной только с его письменного согласия.

Раз решение о профподготовке обусловлено производственной необходимостью (ст. 196 ТК РФ), нужно ли оплачивать сотруднику учебные дни, если они приходятся на выходные? Законодательно этот вопрос также не урегулирован, и у экспертов по трудовому праву нет единого мнения.

Специалисты Роструда на вопросы кадровиков на портале Онлайнинспекция.рф ответили, что учеба в выходной день — это вынужденный отказ от времени отдыха, гарантированного Трудовым кодексом.

Работодатель должен руководствоваться ст.

 153 ТК РФ: оплатить этот день как выходной — в повышенном размере по фактически отработанным часам — или предоставить день отдыха в другое время на усмотрение работника.

На том же портале Онлайнинспекция.рф озвучена и противоположная точка зрения: оплачивать учебу в выходные по повышенным ставкам ошибочно, ведь в эти дни сотрудник по факту не выполняет свои трудовые функции (ч. 1 ст. 91 ТК РФ), значит, ситуация не подпадает под действие ст.

 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни». Ведомство рекомендует вести расчет оплаты за учебу в выходные так же, как за учебу с отрывом от производства, то есть начислять средний заработок. При этом вести расчет следует не за текущий период по ст.

 153 ТК РФ, а за предыдущий по ст. 139 ТК РФ.

Как быть? Совет тот же, что и в предыдущем случае: заключить с сотрудником ученический договор или письменное соглашение, где урегулировать все условия обучения. Это позволит избежать трудовых споров.

Источник: https://kontur.ru/articles/5466

Новый приказ Минобра о нагрузке педагогов. Комментарий юриста

10 марта вступил в силу приказ Минобрнауки РФ № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». (Текст прилагается к статье).Ранее действовавший аналогичный приказ (№2075 от 24.12.2010) утратил свою силу. Публикуем комментарий к документу, подготовленный юридической службой независимого профсоюза работников образования Череповца.

Новый нормативный акт имеет ряд принципиальных отличий от предшествовавшего приказа.

   Отличие, которое есть уже в названии, говорит о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре. Это значит, что учебная нагрузка должна быть четко прописана в трудовом договоре работника.

  •    Обратите внимание на Приложение № 2 «Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
  •    В прошлом приказе такого приложения не было.
  •    Теперь здесь определяется объем учебной нагрузки на начало учебного года.

   Пункт 1.

1: «Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда». А в пункте 1.4читаем: «Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Важно! Если на следующий год учебная нагрузка у педагога меняется, то должно быть дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении учебной нагрузки, и, соответственно, она может быть изменена, если изменилось количество часов по учебному плану.

Обратите внимание на пункт 1.6, в котором говорится, что объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году, не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год.

Исключения указаны в специальном пункте приложения, а раньше они перечислялись в типовых положениях. Теперь типовых положений нет, и все вписано в общее положение.

Важен пункт 1.

7, в котором прописано: «Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка». То есть, в одностороннем порядке, например, по инициативе руководителя, учебная нагрузка снижена быть не может.

Также в пункте 1.

9 говорится, что «локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)».

В предыдущем приказе такое участие профсоюзов не было оговорено, а теперь есть.

Важен пункт 2.

3: «При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов…» Из этого пункта убрали слова «как правило», и он стал обязательным к исполнению.

Большое внимание уделено определению учебной нагрузки преподавателей среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования. В принципе, здесь осталось все то, что было и в старом приказе.

Читайте также:  Молодые дизайнеры получат поддержку национальной технологической инициативы - студенческий портал

Еще одно новшество, которого раньше в приказе не было.

 Положение говорит об «особенностях определения учебной нагрузки педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также лицам, замещающим должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющим иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором». В этом положении четко расписано, какая нагрузка устанавливается, и как она потом распределяется между другими учителями. Раньше, в прошлом приказе, этого не было, а все особенности прописывались в отдельных локальных актах и в типовых положениях.

В разделе VI говорится об определении учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и об основаниях ее изменения. А в последнем, седьмом положении речь идет об установлении верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников.

Общеобразовательные организации здесь не упоминаются, только учреждения высшего и среднего профессионального образования. Новый момент — это определение верхнего предела учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава. Он устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году.

Меньше можно, выше нельзя.

Что касается часовой нагрузки, то в основном нормы остались прежними, как и в прошлом приказе, за исключением нормы часов преподавателей ДШИ и ДМШ (для них теперь установлена единая норма – 18 часов!).

Появились и две новых должности – педагог-библиотекарь и тьютор, которым определена норма часов на ставку, раньше это не было определено. Теперь четко: продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю педагогической работы, и к этой категории отнесены педагоги-библиотекари и тьюторы.

Будьте внимательны и используйте данный приказ в своих интересах.

http://www.pedagog-prof.org/index.php?option=com_k2&view=item&id=722

Источник: http://NetReforme.org/news/novyiy-prikaz-minobra-o-nagruzke-pedag/

Трудовой кодекс РФ о применении труда несовершеннолетних. Справка

Трудовым Кодексом определен возраст, с которого граждане принимаются на работу — 16 лет. Существует возможность принятия на работу с 15 лет лиц, получивших основное общее образование либо оставивших в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение. Но при заключении трудового договора с несовершеннолетним работником есть свои нюансы.

Статья 63 Трудового кодекса РФ позволяет заключать договор лишь с лицами, достигшими 16 лет. С теми, кто моложе, подписать трудовой договор можно лишь при условии, что они уже закончили обучение в школе.

Допускается применение труда лиц, достигших 14 лет.  На основании ч.3 ст.

63 ТК РФ обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются: письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства;  работа не должна мешать учебе; работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью подростка. Если договор заключается впервые, то организация обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования (ст. 65 ТК РФ).

В ТК РФ есть положение, определяющее возможность вступления в трудовые отношения несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. Это исключение на основании ч.4 ст.

63 ТК РФ установлено для организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков в отношении несовершеннолетних для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Статья 70 ТК РФ указывает на то, что организация не имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок. Прежде чем начать работать в организации, несовершеннолетний обязан пройти медицинский осмотр (ст.266 ТК РФ). В дальнейшем работник должен проходить медосмотр ежегодно, пока не достигнет 18 лет.

Продолжительность рабочего дня

Работникам моложе 18 лет установлена сокращенная  продолжительность рабочего времени. Статья 91 ТК РФ устанавливает нормальную продолжительность рабочей недели ‑ 40 часов. Но следует учитывать, что для сотрудников, моложе 18 лет, установлена сокращенная рабочая неделя (ст.

92 ТК РФ), а именно:  для работников младше 16 лет ‑ не более 24 часов;  для работников от 16 до 18 лет  ‑ не более 36 часов;  для работников младше 16 лет, обучающихся в каком‑либо образовательном учреждении ‑ не более 12 часов;  для работников от 16 до 18 лет, обучающихся в каком‑либо образовательном учреждении ‑ не более 18 часов.

Кроме того, статья 94 ТК РФ устанавливает для несовершеннолетних еще и максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены):  для работников в возрасте от 15  до 16 лет — не более 5 часов;  для работников в возрасте от 16 до 18 лет — не более 7 часов;  для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — не более 2,5 часа;  для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 3,5 часа.  На основании ч.3 ст.176 ТК РФ работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). Работникам за время освобождения от работы выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда. 

Работы, на которых запрещается применение труда  несовершеннолетних

Действующее законодательство вводит ограничения в отношении применения труда лиц в возрасте до 18 лет. Эти ограничения обусловлены: условиями труда;  весом переносимого или передвигаемого работником груза; характером выполняемой работы; режимом труда.

 Не допускается прием лиц в возрасте до 18 лет на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Согласно ст.

265 ТК РФ, несовершеннолетние не могут быть заняты на: подземных работах; работах, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (например, в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, а также в перевозке, производстве и торговле спиртными напитками или табачными изделиями); тяжелых работах; работах с вредными или опасными условиями труда.
 Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещено использовать труд лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163.

Кроме того ТК РФ запрещает: привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам; вызывать в ночную смену и в выходные дни: запрет применения труда несовершеннолетних в ночное время установлен статьей 96 ТК РФ. Рабочая смена работника моложе 18 лет должна начинаться не раньше 6 часов утра и заканчиваться не позднее 22 часов.

Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки. Это ограничение распространяется и на служебные командировки в той же местности, когда работник имеет возможность ежедневно возвращаться домой. В качестве исключения согласно ст.

268 ТК РФ работодателю разрешается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни несовершеннолетних, которые являются творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и участвуют в создании и (или) исполнении произведений, а также профессиональных спортсменов. Перечни таких профессий, утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений. До установления таких перечней направление несовершеннолетних в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни невозможно.

Нормы выработки и оплата труда

В ст.270 ТК РФ закреплено, что нормы выработки для лиц, не достигших 18 лет, определяются исходя из общих норм, установленных для взрослых работников, пропорционально установленной для несовершеннолетних сокращенной продолжительности рабочего времени.

 
 Так, несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет норма выработки, установленная для взрослых работников, работающих 40 часов в неделю, пересчитывается пропорционально установленной для них сокращенной продолжительности рабочего времени, а именно, применительно к 36 часам в неделю.  

Статья 271 ТК РФ устанавливает следующую оплату труда работников в возрасте до 18 лет: при повременной системе оплаты труда заработная плата несовершеннолетним работникам выплачивается на основании установленных тарифных ставок, должностных окладов пропорционально отработанному времени — соответственно 36 часов или 24 часа  в неделю (не совмещающим обучение с трудом) и 18 часов или 12 часов  в неделю (совмещающим обучение с трудом в свободное от учебы время). При сдельной системе оплаты труда труд лиц моложе 18 лет оплачивается по установленным сдельным расценкам для взрослых работников с учетом установленной для молодых работников нормы выработки.  Для работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время — оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Отпуска несовершеннолетних работников. Работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный основной оплачиваемой отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст.167 ТК РФ). Это распространяется на всех несовершеннолетних работников, в т.ч. работающих неполное рабочее время.

 В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника не допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией (ст.126 ТК РФ). Выплата денежной компенсации возможна только в случае прекращения трудового договора.

 ТК РФ предусматривает возможность предоставления несовершеннолетним работникам дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством, а также коллективным и трудовым договорами.

Так, работнику, совмещающему работу с учебой, положен дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка, чтобы у подростка было время на подготовку и сдачу экзаменов и зачетов. Также по просьбе учащегося организация обязана отпустить его в отпуск без сохранения заработной платы. К примеру, для сдачи вступительных экзаменов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

Источник: https://ria.ru/20080620/111470557.html

Студенческая практика. Правила изменились

Положение, утвержденное приказом № 673, посвящено учебной и производственной практике в учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Положение, утвержденное приказом № 674, касается практики учащихся учреждений начального профессионального образования (НПО).

Эти документы должны применять образовательные учреждения, которые соответственно реализуют программы среднего и начального профобразования. Однако федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся эти образовательные учреждения, могут с учетом особенностей отрасли разрабатывать свои рекомендации по проведению практики.

Сразу скажем, что задачи практики в училищах и техникумах схожи. Так, практика может быть учебной и производственной. Задача учебной практики — сформировать у студентов первоначальные практические профессиональные умения. Задача производственной практики — закрепить и совершенствовать приобретенные умения по изучаемой профессии.

При этом в Положении, утвержденном приказом № 673, оговорено, что учебная практика в учреждениях среднего профобразования может быть направлена на освоение рабочей профессии. В этом случае студент имеет возможность получить квалификацию по ней.

Причем производственная практика студентов включает два этапа: практика по профилю специальности (направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта) и преддипломная практика, которую студент проходит в организации (должна углубить первоначальный профессиональный опыт студента, подготовить его к выполнению выпускной работы — дипломного проекта или дипломной работы).

КАК ОПЛАЧИВАЕТСЯ ПРАКТИКА Организация, которая заключила с образовательным учреждением договор о проведении практики, не должна оформлять со студентами трудовые отношения. Таких требований в Трудовом кодексе РФ нет. То есть заключать трудовой договор с практикантами и платить им зарплату предприятия не обязаны. Если студент на время производственной практики принят в штат предприятия, то с ним заключается трудовой договор. В этом случае ему полагаются зарплата и прочие выплаты в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Иногда организации привлекают практикантов к работе по договору подряда. Тогда труд также должен быть оплачен. При этом должны быть соблюдены положения гражданского законодательства.

Если у студентов, которые обучаются по программам СПО, практика проходит вне места расположения учебного заведения, то им в обязательном порядке выплачиваются суточные в размере 50 процентов от установленной законодательством нормы. Также оплачивается проезд к месту практики и обратно (в полном размере). Это обязанность образовательного учреждения. Данные правила прописаны в пункте 17 Положения № 673.

Учебная практика должна проходить в подразделениях самого учебного заведения: в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и т. д. Также она может проходить и в сторонней организации, с которой у образовательного учреждения есть договор. Но и в том, и в другом случае учебную практику проводят мастера производственного обучения или преподаватели дисциплин профессионального цикла.

Производственная практика проводится исключительно на предприятиях и в организациях на основании договора с ними.

Причем обучающиеся по программе начального профобразования могут зачисляться на вакантные должности в организациях, если их работа соответствует требованиям программы производственной практики.

Это же касается студентов техникумов, если они проходят преддипломную практику. Они также могут быть зачислены в штат организации при наличии вакансии.

Образовательные учреждения устанавливают сроки практики в соответствии с образовательными программами. Что касается студентов, которые обучаются по программам среднего профобразования (студенты техникумов), то практика по профилю у них может проводиться непрерывно или чередоваться с теоретическими занятиями по дням (неделям).

Преддипломная практика всегда проводится непрерывно и только после освоения учебной практики и практики по профилю специальности. Обязанности учебных учреждений и организаций при прохождении студентами практики разграничиваются. Так, планирование и утверждение в учебном плане всех видов и этапов практики, контроль и руководство находятся в ведении учебного заведения.

Также на образовательные учреждения возлагаются разработка и согласование с организациями форм отчетности о прохождении практики, ее оценки.

Что же касается организаций, то они, в частности, заключают договоры на проведение практики, согласовывают задания на практику, саму программу практики и планируемые результаты, предоставляют рабочие места практикантам, назначают руководителей практики, определяют наставников, обеспечивают безопасные условия прохождения практики.

Если практика проводится в организации, то студенты должны соблюдать действующие в ней правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда и пожарной безопасности. Кроме того, они должны в полном объеме выполнять задания, предусмотренные программами практики. Практика завершается оценкой или зачетом.

Результаты прохождения практики учитываются при итоговой аттестации.

Статья напечатана в журнале «Учет в сфере образования» №4, апрель 2010 г.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/179450/

Ссылка на основную публикацию