Уроки шахмат могут стать обязательными — студенческий портал

В статье мы обсудим пять ключевых качеств, формированию которых способствует игра в шахматы. Подробнее о том, как развить у детей навыки, необходимые для достижения профессиональных и личностных успехов во взрослой жизни, вы узнаете на вебинаре «Развитие логики и критического мышления на уроках шахмат в современной школе» 15 декабря 2017 года.

Зарегистрироваться на вебинар

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ранее министр образования и науки РФ Ольга Васильева, говоря о введении в школе уроков шахмат, привела статистику роста общей успеваемости. Согласно полученным данным, у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%.

Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2017», учитель информатики Каменской средней школы Городищенского района Волгоградской области Петр Байкалов подтверждает, что прямая зависимость обучения этой игре и роста успеваемости по предметам школьной программы есть. Он сам любит играть в шахматы, поэтому, конечно, двумя руками за введение в российских школах такого урока:

– Шахматы отучают от привычного сегодня для молодежи клипового мышления – это действительно так. Они заставляют ребенка больше думать, больше концентрироваться на решении. И тем самым способствуют более вдумчивому отношению к предмету.

Уроки шахмат могут стать обязательными - Студенческий портал Уроки шахмат могут стать обязательными - Студенческий портал

Интеграция детей с ОВЗ

Игра может выступать в качестве элемента адаптивного обучения для интеграции детей с ОВЗ, уверен клинический психолог, системный семейный психотерапевт, кандидат педагогических наук и директор центра «Когнитивные науки в образовании» Алексей Михальский:

– Это познание, расширение кругозора, развитие способности прогнозирования, логического мышления. Также шахматы воспитывают волевые качества и внимательность, усидчивость, а значит – самостоятельность и ответственность за результат своих поступков. Спокойствие, выдержка и укрепление здоровья для собранности и концентрации – также позитивное влияние.

Уроки шахмат могут стать обязательными - Студенческий портал

Усидчивость

Проблемы дисциплины на уроке и ранее были, а сегодня, в век распространения гаджетов и соцсетей, они еще более актуальны. Кандидат в мастера спорта по шахматам и руководитель разработки интерактивного УМК по шахматам Петр Чернышев подчеркивает, что игра учит организованности и разумному использованию своего времени:

– Чтобы идти к цели, нужно иметь план, хотя бы в голове. Лучше плохой план, чем его отсутствие. Ребенок учится общаться с соперником, предугадывать его ходы, его настроение, его возможности практически на интуитивном уровне.

Уроки шахмат могут стать обязательными - Студенческий портал

Стрессоустойчивость   

Гроссмейстеры, которые готовят юных шахматистов к соревнованиям, отмечают, что игра способствует повышению стрессоустойчивости. Кандидат в мастера спорта по шахматам, основатель сети шахматных школ в РФ Максим Викерчук считает:

– Если правильно готовиться к соревнованиям, они способны закалить ребенка. Главный навык, который дают шахматы – умение просчитывать ходы. В жизни это действительно нужно. Шахматисты постоянно играют, времени зачастую мало, приходится в кратчайшие сроки принимать решение, буквально за секунды, – особенно тем, кто играют в блиц-шахматы.

Уроки шахмат могут стать обязательными - Студенческий портал

Корпорация «Российский учебник» 15 декабря проводит вебинар «Развитие логики и критического мышления на уроках шахмат в современной школе». Как рассказала Анна Хлап, координатор проекта «Шахматы», методист по ЭФУ корпорации «Российский учебник» и ведущая вебинара, будут рассмотрены два основных вопроса:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как понять, кем хочешь стать? - студенческий портал

Оценим за полчаса!
  • методика и ведение уроков по шахматам в современной школе;
  • развитие навыков XXI века через шахматное образование.
– В век избытка информации особенно важно, что игра в шахматы способна учить быстро оценивать ситуацию и принимать наилучшее решение. Таким образом, хорошо развивается такой навык, как реакция. Дети будут учиться продумывать ситуацию на 2–3 хода вперед и, в конце концов, научатся применять этот прием не только в игре, но и в жизни.

Уроки шахмат могут стать обязательными - Студенческий портал

Зарегистрироваться на вебинар

Источник: https://rosuchebnik.ru/blog/prepodavanie-shahmat-v-shkole/

Шах и мат: с 2019 года шахматы станут обязательным школьным предметом

В 2019 году в российских средних школах планируется ввести новый обязательный для всех детей предмет — шахматы. Об этом сообщили в Международном шахматном клубе. Эксперты этой организации ранее представили в Министерство просвещения соответствующее предложение и привели результаты экспериментальных образовательных шахматных проектов в средних школах Москвы и ХМАО.

Проекты, которые уже были реализованы, получили высокую оценку представителей Министерства просвещения. Ольга Васильева, глава этого министерства, отметила, что серьезных затрат от государства на введение нового предмета не потребуется — уже существуют учебники и необходимые программы преподавания.

Уроки шахмат могут стать обязательными - Студенческий портал

Предмет коснется в основном учеников начальной школы. Для первоклассников шахматы будут преподавать 33 часа за учебный год, для учеников 2,3,4 классов — на час больше, 34 часа в год.

Но и детям более старшего возраста будут преподавать шахматы, правда в том количестве учебных часов, которое останется свободным после составления учебного плана на следующий год.

Уроки шахмат могут стать обязательными - Студенческий портал

Эксперты считают, что занятия шахматами развивают ребенка всесторонне, способствуют улучшению его логических способностей, благодаря чему дети начинают лучше учиться, больше запоминать, легче воспроизводить в памяти пройденное ранее.

Самое главное, чему учится ребенок за шахматной доской, — анализировать обстановку и принимать правильные решения быстро. Это умение поможет не только в учебе, но и в повседневной жизни.

Уроки шахмат могут стать обязательными - Студенческий портал

Введение обязательного предмета не означает, что из каждого школьника будут готовить великого гроссмейстера.

Задача состоит в том, чтобы познакомить ребенка с правилами игры, научить его понимать шахматную логику. Если появится особый интерес, родители всегда могут записать ребенка в шахматный клуб или секцию, где шахматы изучают более углубленно. Но даже если интереса не появится, свою развивающую задачу шахматная доска со стоящими на ней фигурками все равно выполнит.

Уроки шахмат могут стать обязательными - Студенческий портал

Оценить статью можно здесь

Поделитесь новостью с друзьями, если она вам понравилась

Источник: https://o-krohe.ru/news/2019-goda-shahmaty-stanut-obyazatelnym-shkolnym-predmetom/

Шахматы хотят сделать обязательным предметом в школе

Дата: 27.10.2016 08:00

источник: https://rg.ru, ФОТО: http://globallookpress.com

Уроки шахмат могут стать обязательными - Студенческий портал

В России все больше школ предлагают ученикам уроки и кружки шахмат. По некоторым данным, успеваемость учеников в школах, где ввели такие уроки, повысилась на 40 процентов. На сегодняшний день шахматы, к примеру, преподаются в 250 московских школах.

Где они взяли лишний час? Игре в шахматы учат на третьем уроке физкультуры. В Югре, например, с этого учебного года урок шахмат стал обязательным в 1-4 классах, обучение проходят более 76 тысяч детей. А со следующего учебного года новый курс добавят в программу 5-11 классов.

В Московской области шахматы есть в 295 школах.

— Мы планируем, что в будущем число увеличится. Мы также будем готовить учителей начальных классов и преподавателей физической культуры для проведения таких занятий, — рассказал руководитель фонда «Шахматы в школе» Никита Ким.

Уже готов учебно-методический комплект (УМК) издательства «Просвещение» по обучению игре в шахматы, куда включены учебники для начальной школы (с 1 по 4 класс) в бумажной и электронной форме, методические пособия для учителей и рабочие программы. Общий объем курса — 135 академических часов, 33 часа в первом классе, по 34 часа во втором, третьем и четвертом классах.

Между тем родители на форумах в интернете уже активно обсуждают все «за» и «против» таких уроков. «Я против шахматного всеобуча. Введение урока шахмат либо приведет к перегрузке, либо вынудит убрать час другого предмета.

Какого? За счет чего детям будет предложена пусть и древнейшая, но все же игра? Если урок шахмат вводят в учебный план, то его проведение должно предполагать промежуточную и итоговую аттестацию. За что будут получать оценки дети? За знание фигур и их ходов? Это можно выучить за неделю.

Успешность в шахматах как игре определяется выигрыванием. Пятерки будут получать выигравшие?! Кто будет учить детей шахматам? Учитель начальной школы?» — пишет Анжела.

А вот другое мнение: «У нас в лицее были шахматы в начальной школе. Явно была отмечена тенденция — классы, занимающиеся шахматами, быстрее схватывали на лету и были на голову выше в математике своих сверстников». «Шахматы здорово развивают мышление. Сама научилась только в 30 лет благодаря дочке, могу сказать точно, соображать я стала лучше. Это самая крутая интеллектуальная игра в мире».

Источник: https://www.u-mama.ru/news/novosti/18436-shahmaty-hotyat-sdelat-obyazatelnym-predmetom-v-shkole.html

Уроки шахмат для начальной школы станут обязательными

С нового учебного года уроки шахмат станут обязательными для учеников начальной школы. В чем плюсы и минусы такого решения? Как именно и за счет чего будет реализовываться проект? Рассказываем в нашей статье.

Дебют. С чего все началось

Занятия шахматами как факультатив существуют в начальной школе с 1994 года. Теперь же эти уроки планируется ввести в число обязательных предметов.

Год назад во время правительственного часа в Совете Федерации сенатор Олег Цепкин задал министру просвещения (тогда – образования и науки) Ольге Васильевой вопрос, когда же наконец во всех российских школах введут обязательные уроки шахмат. Министр ответила, что, мол, это случится в ближайшие два года, а может быть, даже и со следующего учебного года. То есть момент настал. 

Нововведение Васильева объясняет тем, что занятия шахматами положительно влияют на общую успеваемость школьников: она становится выше на 35–40 %. В пилотных регионах (а их по всей России 40 штук) это уже заметно. С 2015 года в нашей стране заработал проект «Шахматы в школе»: сначала только в Москве и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Позже сюда добавились Краснодар, Калужская, Псковская, Курганская, Липецкая, Воронежская, Томская, Ульяновская, Тюменская и Белгородская области, Якутия и Чувашия. Проект действует с подачи одноименного фонда и ФИДЕ (Международной шахматной организации) и включает в себя методическую подготовку учителей начальных классов и предоставление школам необходимого инвентаря.

Идея постепенно набирает обороты: если изначально в проекте участвовало 100 московских школ, то в этом году их стало уже 401, то есть в четыре раза больше. Растет число школ-участниц и в других регионах. В Югре шахматы – обязательный урок в каждом классе во всех начальных школах.

Президент региональной шахматной федерации Василий Филипенко подчеркивает, что такие занятия повышают успеваемость учащихся по всем предметам школьной программы. 

С ним полностью солидарен Кирсан Илюмжинов. Именитый шахматист рассказывает о личном опыте: в бытность его главой Республики Калмыкии в школах и детских садах с 1996 года ввели обязательные занятия шахматами.

После этого успеваемость учащихся повысилась аж на 40 % – и не только по математике или другим точным наукам.

Целью «шахматного всеобуча» Илюмжинов называет не массовое воспитание гроссмейстеров, а простое повышение успеваемости по всем предметам. 

Миттельшпиль. Как идею будут реализовывать

Все выше сказанное звучит, конечно, заманчиво, что и говорить. Но насколько привлекательно будет выглядеть эта идея при реализации на местах? 

Сначала разберемся, какие варианты предлагает сама министр Ольга Васильева. Общее количество уроков составит 135 занятий: 33 часа в первом классе и по 34 часа во 2–4-м классе. То есть получается одно занятие в неделю. 

Учебные пособия для детей и методические разработки для педагогов тоже есть. Причем на выбор: программы Игоря Сухина или Всеволода Кострова, по которым дети успешно изучают шахматы без малого 30 лет; новые разработки Екатерины Прудниковой, Екатерины Волковой и Эльвиры Уманской (учебно-методический комплекс).   

Кто будет вести уроки? По словам главы Министерства просвещения, школьная программа по шахматам очень несложная, освоить ее с помощью методического пособия будет легче легкого для любого учителя начальных классов. Вот эти-то учителя и будут вести шахматные занятия. Специального педагога-шахматиста никто в общеобразовательные учреждения приглашать не будет. 

Где найти время для шахмат? Все педагоги знают, что ФГОС определяет базовую часть школьной программы и ее вариативную часть.

Минимальное количество часов на каждый обязательный предмет строго регламентировано. Также существуют нормы учебной нагрузки для учащихся каждой параллели.

То есть взять и просто добавить в расписание урок шахмат в один из дней недели явно не получится. Как же выделить этот час?

Ольга Васильева говорит о том, что во всех общеобразовательных заведениях существует обязательная добавка к учебному расписанию. Это внеурочная деятельность. По два часа в день – итого набегает десять часов в неделю. Вот из этого объема министр и предлагает одно занятие выделить на шахматы.

Есть другой вариант. Кирсан Илюмжинов – в то время президент ФИДЕ – еще в 2016 году написал письмо министру Васильевой, в котором предложил ввести обязательный урок шахмат во всех классах начальной школы за счет третьего урока физкультуры. Именно так и происходит в большинстве школ: в московских, ханты-мансийских и прочих образовательных учреждениях, участниках проекта «Шахматы в школе».

Какие же плюсы и минусы нас ждут с введением в школах обязательных уроков шахмат?

  • Плюсы:
  • — шахматы развивают логику и стратегическое мышление;
  • — эта игра учит детей целеустремленности, вниманию, усидчивости и умению сконцентрироваться; 
  • — с помощью шахмат можно научиться управлять не только фигурами на доске, но и собственными эмоциями: сдерживать их, а не идти у сиюминутных чувств на поводу.
  • Минусы:

— увы, но современные дети в большинстве своем ведут малоподвижный образ жизни: уроки в школе, домашнее задание, бесконечное зависание в гаджетах. Шахматы, конечно, спорт, но только вот сидячий. В начальной школе нужнее подвижные игры;

— подавленное состояние (вплоть до депрессии) или, напротив, агрессивное поведение в случае проигрыша, особенно если неудачные для ребенка партии случаются регулярно.

Эндшпиль. Мнение родителей

Елена Разумова:

— Я категорически против! Мой ребенок учится в гимназии. Объем домашних заданий и уровень сложности программ по всем предметам просто зашкаливают! Если будут введены еще и шахматы, и всякие прочие дополнительные предметы, детям в школе станет совсем тяжко.

Говорят о том, что такие предметы предлагается вести факультативно. Но есть опасность, что детей в добровольно-принудительном порядке отправят на подобные факультативы всем классом. Кроме того, в каждой школе ввести факультатив по шахматам нереально.

Читайте также:  7 способов сделать учебу увлекательнее - студенческий портал

Где взять преподавателей? Выйдет, как с основами безопасности жизнедеятельности и основами религиозных культур и светской этики: их везде ведут неспециалисты.

Причем даже в городах! А уж в сельских-то школах, где учитель русского языка из-за нехватки кадров берется за преподавание физкультуры и информатики, кто будет вести факультатив по шахматам?

Анжела Румель:

— Я против всеобщего обучения шахматам. Введение урока шахмат или приведет к перегрузке, или заставит забрать час от другого предмета.

Какого именно? За счет чего детям будет предложена эта игра? Опять же, если урок шахмат вводят в учебный план, то его проведение означает промежуточную и итоговую аттестацию.

А за что дети будут в шахматах получать оценки? За знание фигур и того, как те ходят? Это можно выучить за пару-тройку уроков. Между прочим, успешность в шахматах – как и в любой игре – определяется выигрышем.

То есть пятерки будут получать только те, кто выиграл?! Да и вообще, кто будет учить детей шахматам? Неужели просто учитель начальной школы? Я, конечно, ничего не имею против шахмат как игры и признаю их развивающую роль, но считаю, что они должны быть только как дополнительные и исключительно добровольные занятия. Хочешь – играй, не хочешь – не играй.

Константин Кириллов:

— У ребенка в начальной школе три часа физкультуры по расписанию. Из них только два настоящие, проходят в спортзале (зимой катаются на лыжах на улице, естественно). Школа старая, спортзал один, учительница физкультуры тоже одна – на всех не хватает.

Поэтому третий час вместо физкультуры все занимаются у себя в классе со своими учителями: задачки там решают, по внеклассному чтению что-то разбирают. Так что если вместо этого будут играть в шахматы – я только за! Опять же, шахматы – это полезно для развития.

Не все родители могут научить, если сами не умеют… Вот школа и выручит!

Светлана Щетинина:

— Я бы хотела, чтобы у моего ребенка в школе начали преподавать шахматы. Но делать их обязательным уроком, думаю, не стоит – гораздо лучше сделать факультатив.

Ведь далеко не всем детям это интересно, а уж если шахматы сделать обязаловкой, то интерес может легко пропасть и у тех, кто, в общем-то, хочет научиться в них играть. Да и способности все-таки у всех различные: у кого-то все будет получаться, а кто-то с шахматами совсем-совсем не сможет поладить.

И опять же вопрос насчет оценок: по какому принципу их будут выставлять? В общем, складывается впечатление, что в министерстве не до конца продумали эти вопросы… 

Мария Григорьева:

— Как-то слышала в одной передаче, что многие известные политики, музыканты, ученые и т. д. увлекались шахматами. И вообще, везде много пишут о пользе этой игры. Поэтому, если в школе будет урок шахмат, хотя бы факультативно, я только за. Шахматы учат думать и анализировать, выстраивать логическую цепочку, причинно-следственные связи находить – это и для дальнейшей жизни будет полезно.

Екатерина Полякова:

— Если в школах будут уроки шахмат, я только за. Лучше уж пускай дети будут загружены по максимуму и всегда при деле, чем бегают по заброшенным стройкам, безобразничают или шатаются себе безнадзорные по улицам в поисках приключений. Пусть хоть мозги у них будут заняты делом. Да и вообще, шахматы здорово развивают мышление: игра-то интеллектуальная!

Мнение эксперта Российской шахматной федерации

Александр Николаевич Костьев, кандидат педагогических наук, руководитель проекта «Шахматный всеобуч России», член комиссии «Шахматное образование» Европейского шахматного союза, 10 лет работал заведующим кафедрой шахмат в Российском государственном университете.

Приказом ввести урок шахмат в школы не удастся. Найти единовременно более 40 тысяч преподавателей нереально. Надо проводить обучение учителей на курсах, хотя этот процесс длительный.

Введение дополнительного урока шахмат или замена третьего урока физкультуры на урок шахмат возможны только для частных случаев, когда есть соответствующие решения администрации школ, родительского актива и наличие шахматных педагогов.

Вряд ли целесообразно всех детей принудительно обучать шахматам в течение четырех лет.

Что же делать, ведь польза от изучения шахмат для школьников очевидна? Во-первых, не мешать тем, кто уже что-то делает. Шахматные факультативы в школах получили повсеместное развитие после старта всесоюзного турнира школьных команд «Белая ладья» (1969 г.). Сегодня этот процесс продолжается, усиливается, но все же не может охватить все школы. Во-вторых, надо искать «ассиметричный» вариант.

Об одном из них я хочу рассказать. Речь об эксперименте, третий год идущим в гимназии № 11 города Лениногорска в Республике Татарстан.

Перед началом очередного учебного года, учителя, которым предстояло взять новый первый класс, прошли обучение по теме «Использование межпредметных связей для ознакомления с шахматной игрой в первых классах общеобразовательных школ».

Учителя не были знакомы с нюансами шахматной игры, но все они были опытными педагогами, сделавшими уже не один выпуск из начальной школы.

Идея заключалась в том, чтобы в каждый стандартный урок вкрапливать небольшую информацию о шахматах, а во время внеурочной деятельности закреплять тему шахмат.

Был подготовлен календарно-тематический план по всем предметным областям (математика, обучение грамоте, чтение, окружающий мир, технология, музыка, физическая культура, изо) и всем направлениям внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное), изготовлены раздаточные материалы, дидактические пособия.

Вот пример цикла для изучения понятия «Шахматный конь». При изучении звука «К» на уроке чтения при показе слов, начинающихся со звука «К», демонстрировался шахматный конь. На уроке физкультуры дети прыгали ходом шахматного коня на заранее изготовленном шахматном поле (обычный баннер, раскрашенный под шахматную доску).

На уроке пения разучивался стишок про шахматного коня, на уроке рисования его рисовали, а на шахматном празднике (внеурочная деятельность) кто-то из детей изображал этого коня. Можно придумать очень много связок и для шахматно-математических тем, напр.

формулу 3+3=6 можно иллюстрировать на классной доске магнитными шахматными фигурами Конь + Слон = Ладья + Пешка.

Пример представления математического тождества в виде шахматных фигур

В результате такой системы обучения, все (!!) ученики первых классов гимназии № 11 города Лениногорска познакомились с правилами шахматной игры фактически на обычных уроках в школе. Затем наступил период «игровой практики» и более углубленных занятий шахматами.

Здесь на помощь учителям пришли тренеры городской детской-юношеской спортивной школы по шахматам.

Кстати, гимназия № 11 создала ежегодную проблему для местной шахматной ДЮСШ – теперь наполняемость групп начального обучения буквально зашкаливает, потребовались новые тренеры и помещения.

На мой взгляд, Лениногорский эксперимент показывает путь для шахматного всеобуча в российские школы. В урочное время правилам шахмат обучаются все дети без исключения, во время внеурочных мероприятий дети знакомятся с шахматной историей и культурой, а заинтересовавшиеся игрой, могут продолжить занятия в секциях, кружках, спортшколах.

Учителей обучить применять методику межпредметных связей несложно. Наиболее продвинутые из них в состоянии самостоятельно изучить основы теории шахмат (благо есть интернет) с тем, чтобы самим вести школьный шахматный кружок с учениками вторых-третьих классов.

 Вопрос только в стимулах для учителей, чтобы они заинтересовались шахматным всеобучем.

В дополнение, хочу сказать, что проблемам шахматного всеобуча Российская шахматная федерация уделяет огромное внимание, постоянно координирует свои действия с Министерством просвещения России, вместе с Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко с 2014 года ведет в одиннадцати регионах России проект «Шахматы в школах», снабжая регионы шахматным инвентарем, пособиями, организуя семинары для педагогов и соревнования для детей. Этот проект расширяется с каждым годом.

В прошлом учебном году Российская шахматная федерация при поддержке Фонда президентских грантов и фонда Тимченко организовала всероссийскую конференцию по шахматному всеобучу для учителей и педагогов дополнительного образования. Недавно мы начали новый проект – объявлен всероссийский конкурс «Учитель шахмат».

Современный мир вступает в эру цифровых технологий, и мы должны готовить детей к этому переходу. Сейчас надо учить не накапливать знания, а уметь ими оперировать, решать нестандартным путем проблемные ситуации. Всему этому можно научить, погружая детей в шахматную игру. В этом и есть цель шахматного всеобуча.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/analytics/shkolnyy-gambit-shah-i-mat-ili-nichya/

Шахматы станут обязательным предметом во всех школах — МК

Детей попытаются отвлечь от компьютерных игр

С 1 сентября увеличится количество российских школ, в которых учащихся младших классов в обязательном порядке будут обучать игре в шахматы.

Экспериментальные шахматные проекты в нескольких регионах показали хорошие результаты, и чиновники приняли решение ввести этот предмет во всех образовательных учреждениях страны.

Как сообщает Минпросвещения, программы преподавания и учебники уже разработаны, повсеместно в регионах готовятся шахматные педагоги.

Отметим, что министр просвещения Ольга Васильева еще в должности главы Минобрнауки России в 2017 году впервые заявила о необходимости сделать занятия по шахматам обязательными для учеников начальной школы:

— Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка.

Министр тогда добавила, что опыт преподавания шахмат в начальной школе уже есть в школах Самарской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.

Весной этого года Ольга Васильева подтвердила, что Минпросвещения заинтересовано в развитии программ шахматного образования, и чиновники прилагают усилия, чтобы «в перспективе шахматное образование было доступно во всех школах начиная со второго класса в формате внеурочной деятельности».

В апреле 2019 года насчитывалось 18 000 российских школ, где были введены занятия по шахматам, что составляет 48 процентов от их общего количества. Например, в Югре шахматы — обязательный урок в каждом классе во всех начальных школах. С 1 сентября таких школ по стране станет еще больше.

— Конечная наша цель — чтобы с первого по четвертый класс в шахматы играли в обязательном порядке все школьники. Но сегодня вопрос «урочки» или «неурочки» шахмат школы регулируют сами. Тем не менее мы рассматриваем возможность появления в обновленных образовательных стандартах такой нормы, — сказала Ольга Васильева недавно в ходе выступления на заседании Совета Федерации.

Предполагается, что первоклашек будут обучать шахматам 33 часа, а со второго по четвертый классы ребята будут заниматься на час больше — 34 часа. То есть выходит одно занятие в неделю.

Кирсан Илюмжинов еще в 2016 году написал письмо Ольге Васильевой, в котором предложил ввести обязательный урок шахмат во всех классах начальной школы за счет третьего урока физкультуры. Именно так и делают в московских, ханты-мансийских и других образовательных учреждениях, которые участвуют в проекте «Шахматы в школе».

Илюмжинов объяснил, что цель «шахматного всеобуча» — не массовое воспитание гроссмейстеров, а простое повышение успеваемости в школах.

С подготовкой преподавателей трудностей не возникнет. В Минпросвещения считают, что школьная программа по шахматам несложная, освоить ее с помощью методического пособия сможет любой учитель начальных классов.

А вот в Новосибирске подошли к вопросу по-другому: там проходят обучение шахматисты Новосибирской области, уже имеющие высшее или среднее специальное образование. Они обучаются по программе профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования (шахматы»).

Диплом дает право преподавать шахматы в школах и учреждениях дополнительного образования.

Главное, на что направлено введение новой дисциплины, — выявить у ребенка интерес к игре. А станет ли он великим гроссмейстером, не так уж важно.

Ведь шахматы всем на пользу, и чем раньше начать их осваивать, тем лучше: они развивают аналитические способности, логическое мышление, память и скорость реакции.

А еще учат умению концентрироваться и добиваться победы. Минус один — сидячая игра…

Ольга Терешкова, мама троих детей, рассказала «МК», что ее сын Гриша с 5 лет увлекается шахматами:

— Гришу научил играть в шахматы дедушка, а потом сын стал ходить в секцию во Дворце молодежи. В 4-м классе он занял третье место в школьном турнире. Я думаю, что увлеченность шахматами сыграла свою роль в том, что у него всегда были «пятерки» по математике, и по другим предметам он тоже хорошо учился.

В 2018 году у младшего сына Арсения были дополнительные занятия в школе по шахматам, но тренер ушел посередине учебного года, было очень жалко. Я считаю, что это хорошая идея — обучать учащихся младших классов шахматам в обязательном порядке, чтобы это было в шаговой доступности, ведь не у всех есть время ходить в кружки.

Нам нравится эта игра тем, что она развивает тактическое мышление и способность просчитывать ходы наперед. Гриша предпочитает играть с более сильным противником, чтобы он мог научиться у него чему-то новому.

И еще я уверена, что шахматы — это настоящее спасение детей от компьютерных игр! Во всяком случае, шахматы их могут увлечь не меньше.

Источник: https://www.mk.ru/social/2019/08/04/shakhmaty-stanut-obyazatelnym-predmetom-vo-vsekh-shkolakh.html

Ход конём: станут ли шахматы обязательным предметом в российских школах

В Московском институте открытого образования провели последнее занятие по игре в шахматы для преподавателей начальной школы. Уже в воскресенье 25 учителей станут выпускниками курсов «Шахматы в школе», если смогут сдать экзамены.

Они обучались игре по собственному желанию, но вскоре такие занятия могут стать обязательными. Министерство образования и науки планирует ввести уроки шахмат в программу начальных классов.

Предполагается, что таким образом не только повысится общий интеллектуальный уровень учителей, но и популярность игры среди учеников младших классов. Готовы ли к этому преподаватели и сами дети — в материале RT.

Обучение шахматам совсем скоро может стать частью школьной образовательной программы в России. Предполагается, что таким образом будет повышаться не только общий интеллектуальный уровень человека, но и усиливаться его тяга к другим наукам, считают создатели курса «Шахматы в школе».

Предмет за трое суток

Марат Балгабаев, коммерческий директор шахматной федерации города Москвы, рассказал RT, что проект начинался еще в 2015 году всего с 15 школ. Курс обучения педагогов в рамках проекта составляет 72 часа — этого вполне достаточно для того, чтобы получить навыки для обучения шахматам детей в начальной школе, уверен Балгабаев.

По его словам, школы отправляют обучаться новой дисциплине самые разные кадры — например, учителей физкультуры.

«Каждые 18 часов обучения учителя выполняют тесты, у них идут практические занятия, так что педагоги оттачивают свое мастерство не на словах», — пояснил Марат Балгабаев.

В каких объемах вводить новый предмет, часами каких предметов можно пожертвовать для обучения шахматам — это в каждой школе решают индивидуально. Как правило, пока на шахматы жертвуют часом физкультуры, если школа с математическим уклоном — часами по математике или информатике.

По итогам уже действующих курсов будет выпущено 500 педагогов, которые будут, в свою очередь, обучать новой «дисциплине» детей в начальных классах.

«Занятия в рамках проекта идут третий год, и исследования показывают положительную динамику: у детей лучше развивается память, повышается успеваемость по точным наукам и чтению. И это не случайно, поскольку у нашего курса есть метапредметная связь с той же математикой — задачи на ценность фигур, например», — отметил Балгабаев.

«Дети рады и ищут спарринга»

Участница проекта Виктория Медовкина преподаёт шахматы уже 11-й год и даже имеет настоящее профильное образование: окончила кафедру шахмат Российского государственного социального университета. Она преподаёт шахматы в замену третьему часу физкультуры.

«И дети, и учителя хорошо восприняли идею обучаться шахматам, они развивают логику и память, в целом весь интеллектуальный комплекс. Проект, безусловно, нужно расширять на среднюю школу. От ребят прекрасные отзывы, они хорошо работают на уроках, играют в турнирах, дома с родителями играют и просят им найти достойных спарринг-партнёров», — пояснила Медовкина.  

Читайте также:  Ученикам расскажут о качестве питьевой воды - студенческий портал

Пилотные проекты

Напомним, в ближайшие два года Министерство образования и науки планирует ввести уроки шахмат в обязательную программу в начальных классах — об этом глава ведомства Ольга Васильева сообщила 10 октября в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации.

Министр считает, что для преподавания курса игры по шахматам гроссмейстеры не потребуются, достаточно будет учителей начальных классов. Программы построены таким образом, чтобы учитель любого возраста мог самостоятельно, опираясь на  методические пособия, научить ребёнка играть в шахматы, пояснила министр.

При этом Ольга Васильева провела прямую параллель между игрой в шахматы и повышением уровня образования: 40 регионов страны уже участвуют в пилотном проекте по внедрению шахмат в школу, и 40 регионов показывают качественно новые результаты в оценках учеников. Особенно министр выделила Ростовскую область, где есть «потрясающая программа по шахматам, идущая шесть лет, и результаты там очень хорошие».

Добавьте RT в список ваших источников

Источник: https://russian.rt.com/nopolitics/article/452981-shkola-shakhmati-uroki-uchitelya-obrazovanie-vasilyeva

Уроки шахмат в начальной школе могут стать обязательными

28 Июня 2019 Екатерина Попова предоставлено пресс-службой члена Совета Федерации Олега Цепкина

Сенатор Олег Цепкин предложил сделать уроки шахмат в начальной школе обязательными.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева, выступая в ходе заседания Совета Федерации, рассказала о реализации национального проекта «Образование». Говоря о гармоничном развитии школьников, министр прокомментировала введение уроков шахмат в начальной школе.

Сенатор Олег Цепкин предложил Минпросвещения России взять ситуацию под контроль и стать координатором развития шахматного движения среди подрастающего поколения, включив постижение основ игры в обязательный образовательный стандарт.

Ольга Васильева отметила, что сенатор Олег Цепкин абсолютно правильно оценил степень влияния игры на развитие подростков: по данным Международной шахматной федерации (FIDE), школьники, которые начинают играть в шахматы в начальных классах показывают результаты по математике значительно выше, чем сверстники, уклонявшиеся от изучения игры.

«Сегодня мы практически объединили все школы в этом направлении. У нас сейчас в 46 регионах играют в шахматы и в урочное, и в неурочное время, потому что школы сами определяют, куда определить час, отведённый для изучения шахмат», — сказала Министр Ольга Васильева.

Министр добавила, в некоторых странах СНГ школьные часы отводятся для шахмат в обязательном порядке. В настоящее время в Минпросвещения анализируют существующие методические пособия по шахматам, которыми пользуются российские и зарубежные учебные заведения. Дополнительно в рамках нацпроекта «Образование» «планируется разработка примерных программ по ряду приоритетных курсов основной образовательной программы, в том числе по шахматам».

«Конечная наша цель — чтобы с первого по четвертый класс в шахматы играли в обязательном порядке все школьники. Но сегодня вопрос «урочки» или «неурочки» шахмат школы регулируют сами. Тем не менее мы рассматриваем возможность появления в обновлённых образовательных стандартах такой нормы» — сказала Ольга Васильева.

 «В рамках реализации проекта «Шахматный Всеобуч» охвачены все муниципалитеты Челябинской области, в данный момент ведётся работа по расширению охвата на все школы области. Шахматный всеобуч» – это, в первую очередь, образовательный проект. Шахматы являются наиболее действенным средством развития интеллекта.

учат поиску решения путем многократного перебора вариантов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала.

Опыт реализации шахматного всеобуча в детских садах и школах показывает, что введение шахмат в систему образования привлекательно тем, что требует минимального количества затрат и при этом обладает колоссальной эффективностью.

Учитывая большую массовость и качественную подготовку, конечно же, появляются и юные талантливые шахматисты, которые продолжают обучение шахматам уже в специализированных спортивных секциях.» — резюмировал сенатор Олег Цепкин.

 Напомним, что В декабре 2015 года проект «Шахматный всеобуч» начал реализовываться на территории Челябинской области. Региональным координатором проекта является Член Совета Федерации Олег Цепкин. На сегодняшний день проектом охвачены все муниципальные образования Челябинской области.

Источник: https://up74.ru/articles/news/111561/

Изучение основ игры в шахматы может стать обязательным предметом в российских школах

Шахматы вскоре могут войти на равных с историей и русским в федеральный образовательный стандарт, так как доказана зависимость между умением «ходить лошадью» в юном возрасте и хорошими оценками по математике в старших классах. Возможность введения такой нормы Минпросвещения сейчас рассматривает, сообщила министр просвещения Ольга Васильева в Совете Федерации 26 июня в ходе доклада о реализации национального проекта «Образование».

С министерством согласен и сенатор Олег Цепкин. Он считает, что шахматы позволят школьникам гармонично развиваться. Сейчас во многих регионах шахматы развиваются исключительно в виде общественных или партийных проектов.

При этом польза от увлечения древней игрой очевидна и подтверждена многими исследованиями.

Так почему бы Минпросвещению в связи с этим не взять ситуацию под контроль и не стать координатором развития шахматного движения среди подрастающего поколения, включив постижение основ игры в обязательный образовательный стандарт?

Ольга Васильева отметила, что сенатор абсолютно правильно оценил степень влияния игры на развитие подростков: по данным Международной шахматной федерации (FIDE), школьники, которые начинают играть в шахматы в начальных классах показывают результаты по математике значительно выше, чем сверстники, уклонявшиеся от изучения игры.

«Сегодня мы практически объединили все школы в этом направлении. У нас сейчас в 46 регионах играют в шахматы и в урочное, и в неурочное время, потому что школы сами определяют, куда определить час, отведённый для изучения шахмат», — пояснила министр просвещения, добавив, что в некоторых странах СНГ школьные часы отводятся для шахмат в обязательном порядке.

В настоящее время в Минпросвещения анализируют существующие методические пособия по шахматам, которыми пользуются российские и зарубежные учебные заведения. Дополнительно в рамках нацпроекта «Образование» «планируется разработка примерных программ по ряду приоритетных курсов основной образовательной программы, в том числе по шахматам».

«Конечная наша цель — чтобы с первого по четвертый класс в шахматы играли в обязательном порядке все школьники, — сказала Васильева. — Но сегодня вопрос «урочки» или «неурочки» шахмат школы регулируют сами. Тем не менее мы рассматриваем возможность появления в обновлённых образовательных стандартах такой нормы».

Шах и мат: как учителю научить детей играть в шахматы

Телеканал О!

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/izuchenie-osnov-igry-v-shahmaty-mozhet-stat-obyazatelnym-predmetom-v-rossijskih-shkolah/

Обязательные шахматы в школах — хорошо?

Во многих школах третий урок физкультуры становится более интеллектуальным — шахматным. Шахматы — общепризнанный вид спорта, спорить с этим никто не будет. Шахматы полезны для умственного развития. Значит, всё правильно? А вот некоторые — сомневаются.

Уроки шахмат переходят из разряда дополнительных в категорию обязательных предметов, занимая место не так давно добавленного третьего урока физкультуры.

По этому поводу отдельные знатоки шутят, что внедрение третьего урока физкультуры в школах было инициировано именно шахматистами, которые умеют просчитывать ситуацию на много ходов вперёд.

Хоть и говорят, что в каждой шутке есть доля шутки, как дела обстояли на самом деле, мы не знаем. Поэтому будем оперировать только фактами. А они оказываются интересными.

Сейчас в России шахматы в школах начинают приобретать популярность. Недавно прошла новость, что 35 школ Краснодара сделали этот предмет обязательным и приняли от краевой федерации шахмат необходимый инвентарь.

Напомним, что в Краснодаре всего около 120 школ, значит шахматами охвачена примерно четвёртая их часть. Преподают шахматы учителя этих же школ, которые имеют интерес к шахматам и прошли предварительную подготовку.

В Москве из полутора тысяч школ, шахматы введены в 250, то есть в 1/6 школ и тоже — вместо третьего урока физкультуры. В основном это школы с математическим или физико-математическим уклоном.

В Югре урок шахмат стал обязательным во всех классах начальной школы, а со следующего года — во всех классах всех школ.

Фонд «Шахматы в школе»

За введением и развитием шахмат в школах следит фонд с соответствующим названием «Шахматы в школе». С его помощью разработаны учебник, программа и методическое пособие.

Они доступны для любой школы и способствуют тому, что дети изучают шахматы в спокойном ритме, не столько постигая сложности старинной игры, сколько приучаясь мыслить стратегически и тактически, уметь управлять шахматными фигурами и своими эмоциями.

  На освоение шахмат запланировано 135 академчасов — 33 в первом классе и по 34 со второго по четвёртый.

Что дают ребёнку шахматы (аргументы «за»)

  • умение мыслить логически и стратегически;
  • включение в работу сразу двух полушарий;
  • усидчивость;
  • хорошую память;
  • способность к быстрой концентрации внимания;
  • искусство «держать удар»;
  • уравновешенность;
  • ответственность за свои действия.

Есть ли минусы у занятий шахматами?

Шахматы считаются полезным занятием, но и здесь можно найти несколько минусов:

  • малоподвижный образ жизни — мозги тренируются они и растут, мышцы отдыхают;
  • склонность к депрессиям и негативному поведению при череде проигрышей, особенно, если у ребёнка есть к этому склонность;
  • активное занятие шахматами отнимает много времени, его не хватает ни на уроки, ни на культурную жизнь (походы в театр, к примеру);
  • частые турниры (они платные и по выходным);
  • огромные эмоциональные нагрузки.

Шахматы в школах — примеры

Во времена СССР, в Молдавской ССР шахматы, в порядке эксперимента, были введены в школьную программу в качестве обязательного предмета. Это позволило вырастить несколько десятков шахматистов международного уровня.

Сейчас в Нью-Джерси (Нью-Йорк) шахматы введены в качестве общеобразовательного предмета во всех школах. Всё в соответствии с высказыванием Б. Франклина: «Как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами раскрывают умственные способности».

В Испании с 1995 года школы могут включать шахматы в список обязательных школьных предметов и уже более 2000 школ воспользовались этим правом.

В Армении уроки игры в шахматы — официальны во всех классах.

Шахматы в школах — цель

Шахматы в школе не ставят целью вырастить из всех учеников чемпионов. Они нужны, чтобы научить детей думать и рассуждать. Тому, что необходимо каждому человеку. Так, может быть, и пусть будут шахматы в школах? Кому-то они не понравятся, а кто-то откроет для себя массу возможностей. А потом возьмёт, да и реализует их!

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/objazatel-nye-shahmaty-v-shkolah-horosho.html

Статья по физкультуре: Статья "Зачем нужны шахматы в школе?" | Социальная сеть работников образования

Статья

«Зачем нужны шахматы в школе?»

Автор И.А. Крылова

В ХХI веке человечеству приходиться решать ряд сложнейших проблем, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального и культурного уровня человечества, ведь недаром ХХI век объявлен ЮНЕСКО веком образования.

В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.

Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры.

Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Достоинство шахмат, как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра, в процессе которой происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий головного мозга, развитие логического и  абстрактного мышления.

        Благодаря шахматам, в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент и правое полушарие, которое отвечает за пространственное воображение, моделирование и создание возможных ситуаций.

В школах уроков логики нет, а занятие шахматами учат детей логически мыслить и рассуждать, предугадывать и прогнозировать события, просчитать все возможные варианты и исходы игры, принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – навыки, которые получает шахматист.

        Во время занятий у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе и это важно для гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

        Мнемические процессы ( запоминание, сохранение, воспроизведения, забывания, припоминание, узнавание, т. д.), интенсивно задействованы в шахматах, т.к. игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

        Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения.

Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой — и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

        Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируется эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе.

При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2019/10/26/statya-zachem-nuzhny-shahmaty-v-shkole

Шахматы в школе: зачем, как, что делать

В 2016 году министр просвещения Ольга Васильева пообещала ввести в школы уроки шахмат. В 2019-2020 учебном году эти уроки станут обязательными для учеников начальных классов. Разбираемся, зачем это нужно, как будет организовано и как коснется учителей.

Что случилось?

С 2019-2020 учебного года в большинстве российских школ введут обязательные уроки шахмат. Заниматься шахматами пока будут только в начальной школе — в первом классе 33 часа в год, во втором, третьем и четвертом 34 часа.

С 2016 года уроки шахмат апробировали в Московской области и Ханты-мансийском автономном округе. Чиновники и учителя довольны результатами апробации и запускают уроки по всей России.

Фонд «Шахматы в школе» разработал учебник, также разработаны рабочие программы для педагогов.

Помогаем учить шахматам

Как и кто будет их преподавать?

Педагоги по шахматам и учителя-предметники, прошедшие профессиональную переподготовку. В этом году Новосибирский государственный технический университет выпустил 36 педагогов-шахматистов, в Перми шахматам обучилось 150 учителей. Раньше в России не готовили педагогов с такой специализацией.

Учителя будут преподавать шахматы по программам и учебникам, разработанным фондом «Шахматы в школе». Также на сайте фонда они смогут решать шахматные задачи — сами или с учениками.

Где апробировали уроки шахмат?

В Югре и 75 школах Московской области. Руководители школ отмечают, что занятия шахматами положительно влияют на успеваемость по другим предметам. Как они это измеряли, неизвестно.

Во всех школах не ограничивали интерес к шахматам только уроками — наоборот, ребятам, желающим заниматься дальше и сильнее, подсказывали кружки и секции, знакомили с тренерами.

Как шахматы помогут ученикам в школе и жизни?

Тут эксперты спорят.

Ольга Васильева говорит, что ученики, занимающиеся шахматами, учатся лучше на 35-40 процентов. В 2016 году в научном журнале Educational Research Review вышло исследование, опровергающее этот факт. Выяснилось, что ни одно из исследований за последние 40 лет не выявило связи между занятиями шахматами и успехами в математике и чтении.

В министерстве просвещения ссылаются на исследование, проводившееся ФИДЕ и министерством образования республики Калмыкии, но его результаты нигде не опубликованы.

При этом все соглашаются, что в целом шахматы развивают логическое мышление, память, пространственное мышление, способность прогнозировать действия. Также шахматы могут помочь социализации, но для этого необходимо не только вводить уроки в школы, но и развивать сеть шахматных клубов для детей и взрослых.

Источник: https://EduRegion.ru/k-zhurnal/chess/

Ссылка на основную публикацию