Система учительского роста: что ждет педагогов — студенческий портал

​О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

Система учительского роста: что ждет педагогов - Студенческий портал

О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Основная проблема педагогических кадров сегодня заключается в том, что многим педагогам старшего поколения, получившим профессиональное образование в советской школе, приходится учиться практически заново, осваивая современные технологии обучения. В то же время молодые учителя испытывают определенные неудобства из-за нехватки практического опыта.

Чтобы максимально эффективно решить эту проблему была создана система роста профессионального уровня педагогов, которая до 2020 года будет постепенно внедряться на всей территории РФ.

Что такое национальная система учительского роста?

Прежде всего, следует отметить, что национальная система учительского роста (НСУР) – более усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг.

Министр образования и науки РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (ЕФОМ).

Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что, в итоге, не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания.

Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.

Система учительского роста: что ждет педагогов - Студенческий портал

Надо отметить, что идея внедрения НСУР – задача, поставленная президентом В.В.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Чек-лист готовности ко взрослой жизни - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Путиным перед профильным министерством еще в конце 2015 года, что подчеркивает ее особую значимость на самом высоком государственном уровне.

Разработка системы находится под контролем президента РФ, так как повышение уровня образования и качества оказания услуг в этой сфере – стратегия развития государства.

Особенностью новой системы являются следующие составляющие:

  • Аттестация, действовавшая ранее, позволяла лишь выявить уровень соответствия квалификации. Новый же метод позволит учителю любого уровня продемонстрировать свои знания и опыт. То есть, если специалист чувствует в себе силы и стремится к профессиональному и карьерному росту, то он может занять более высокую ступень вне зависимости от стажа работы;
  • Второй, не менее значимый критерий – внедрение нормативно-правовой базы в систему учительского роста, что даст возможность упорядочить критерии оценки профессионализма, привести их к общему знаменателю;
  • Наконец, третий важный момент – система учительского роста предусматривает использование различных методов стимулирования педагогов к повышению уровня квалификации.

С помощью новой системы можно будет не просто констатировать профессиональную подготовленность учителя. Благодаря специальным методическим разработкам, в ходе подтверждения своей квалификации преподаватели смогут осваивать новые методы воспитания и социализации учеников.

Другими словами, воспитание личности учащихся вновь возвращается в учебные заведения и займет главное место, наравне с образовательным процессом – и это также одна из задач, которую особенно подчеркнул В. Путин в данном им поручении.

Система учительского роста: что ждет педагогов - Студенческий портал

Внедрение НСУР – не разовая акция, рассчитанная на популяризацию властей. Ее постепенное внедрение с 2017 по 2020 год, указывает на плановый характер и серьезный подход к выполнению задачи. Более того, на начальном этапе внедрения предстоит ее апробация сразу в тринадцати регионах Российской Федерации.

В настоящий момент утверждена «дорожная карта» по постепенному внедрению системы. Уже известны члены экспертной комиссии и списки участников – субъектов РФ. До 2020 года предстоит окончательно разработать новый набор оценочных требований, методических рекомендаций по повышению квалификационного уровня и т.д.

Не исключено, что в ходе внедрения национальной системы учительского роста придется вносить коррективы в уже существующие разработки. Как и в любом новом деле, новые горизонты открываются уже в пути. Но начало этого пути уже проложено, а это значит, что реформа образования вступила в самую активную фазу.

В плане разработанных мероприятий также стоит доклад министра образования и науки О. Ю. Васильевой о проделанной работе по разработке и внедрению НСУР президенту России, что еще раз подчеркивает особую важность развития и совершенствования системы образования.

Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать – чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1281_nacionalnaya-sistema-uchitelskogo-rosta-reforma-si.html

Аттестация учителей по новым правилам в 2020 году: НСУР, ЕФОМ

Система учительского роста: что ждет педагогов - Студенческий портал

  • Банки Сегодня Лайв
  • Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
  • А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Система учительского роста: что ждет педагогов - Студенческий портал

Российских педагогов серьезно встревожила информация о том, что с 2020 года вводится новая система аттестации, которую обещали привести к одному виду по всей стране. Больше всего людей пугает то, что им придется отчитываться с помощью видеозаписи урока. Мы постарались разобраться, так ли это на самом деле и чем новая система будет отличаться от старой.

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

Как аттестация проходит по старым правилам

По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года .

Аттестация педагогических работников бывает двух видов:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
  • аттестация в целях установления квалификационной категории: первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.

По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.

Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе (пример ). Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена. В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.

Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:

  • уже имеют квалификационную категорию;
  • работают на своей должности менее 2 лет;
  • беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
  • более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.

Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).

Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.

Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.

В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).

Отличия в требованиях такие:

  • для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
  • высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.

Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.

Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).

Как будет проходить по новым правилам

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать. По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.
  • решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

  • успешность выпускников – 20 баллов;
  • индивидуальные достижения – 15 баллов;
  • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.

Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».

Читайте также:  Молодые ученые могут получить 1 млн рублей - студенческий портал

На самом деле схема намного более сложная:

Система учительского роста: что ждет педагогов - Студенческий портал

Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.

Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.

Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).

Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:

  • в январе-июне 2020 года: проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: создание базы данных с перечнем компетенций учителей.

То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

  Открываем кофейню с нуля: с чего начать, нюансы бизнеса

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

В частности, приводятся такие аргументы:

  • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
  • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
  • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
  • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

Есть ли альтернатива?

Учитывая резко негативную реакцию российских педагогов на предстоящие нововведения, все чаще вспоминают то, как построена аттестация педагогов в Москве. Там действует особый порядок, который столичный Департамент образования использует более 5 лет.

Суть «московской» системы аттестации в том, что она почти полностью автоматическая. Все данные об учениках давно есть в электронных системах – по ним оценивают и учителей. Пройти аттестацию московский учитель может буквально «в два клика» – это можно сделать с компьютера и даже со смартфона.

Учитель не должен тратить свое время на сбор документов, составление портфолио и отчетов, заполнение различных форм. Все его результаты анализируются автоматически и уже есть в городских информационных системах.

Благодаря тому, что данные в системах собираются уже давно, получается отследить и их динамику. Например, если учитель взял класс с относительно низкими показателями, и вывел их на нормальный уровень, он вполне может повысить свою квалификационную категорию.

Есть и еще более упрощенные режимы аттестации, они доступны для учителей из топовых школ Москвы, экспертов ГИА, победителей и призеров конкурсов, тех, кто имеет звание заслуженного учителя Москвы, и т.д.

Поэтому представители педагогических объединений Москвы выступают однозначно против нововведений. Они настаивают на том, что по видеозаписи урока крайне сложно оценить динамику уровня учеников, а больше баллов наберет тот, кто решит банально сделать «спектакль», где все ученики будут заранее знать содержание урока.

В связи с этим возникает вопрос – зачем нужна новая система аттестации, когда в России уже есть гораздо более успешный пример?

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/attestatsiya-uchitelej-po-novym-pravilam-v-2020-godu-chto-ob-etom-uzhe-izvestno

Аттестация учителей и педагогических работников в 2020 году

В 2019 году в профстандарте появятся изменения, которые введут новые должности — старший учитель и ведущий учитель. Для того, чтобы их ввести необходима новая система аттестации, которая станет обязательной в 2020 году. Система учительского роста: что ждет педагогов - Студенческий портал

В 2019 году в профстандарте появятся изменения, которые введут новые должности — старший учитель и ведущий учитель. Для того, чтобы их ввести необходима новая система аттестации, которая станет обязательной в 2020 году. 

— Сейчас в 19 пилотных регионах проходит апробация новой модели аттестации педагогов, важного элемента национальной системы учительского роста (НСУР), а в 2020 году она станет обязательной для всех, — рассказала министр просвещения Ольга Васильева в интервью ТАСС.

Немногим ранее, в августе, заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина рассказала, что будет создана возможность прохождения аттестации учителей «в два клика», то есть никаких больше сборов грамот, благодарностей и открыток от родителей — дополнительные действия аттестуемых сократятся до минимума. Добавила она и то, что для новой системы понадобится современная техническая база.

Что ожидать?

Аттестация педагогических работников в 2020 году будет проходить в новом и непривычном формате. Ирина Борисовна Иноземцева, учитель русского и литературы московской школы, участвовала в апробации и рассказала о своих впечатлениях порталу pedsovet.org. Ниже — выдержки из её интервью.

  1. Новая модель аттестации педагогических работников в 2020 году будет состоять из трёх частей — профессиональная задача, видеосъёмка урока и диагностическая работа. На первые два пункта отводилось по 10—12 дней, на последний — 4 часа.
  2. В рамках первой части аттестуемым были предложены восемь задач, из которых нужно было решить две на выбор.

Пример одной из них:

Кабинет, в котором Вы работаете, оборудован в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

          Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении                            обобщающего урока в двух разных классах (различающихся по возрасту учащихся, например, в 5 и 10; по степени подготовленности класса; по гендерному признаку и т.д.)? Чем будут отличаться данные уроки? Отразите своё профессиональное мнение в решении (жанр решения выберите на своё усмотрение).

  1. Видеосъёмка урока представляет из себя запись урока целиком, продолжительностью 45 минут, или его фрагмента, 15 или 30 минут.
  2. В рамках диагностической работы проверялись знания предмета, психологии и физиологии детей, было предложено разработать внеклассное мероприятие, проверить работу школьника по критериям ГИА.
  3. Единственная сложность новой модели аттестации, по мнению Ирины Борисовны, — это её новизна и непривычность, к которым легко и быстро привыкнут российские учителя. Из плюсов — возможность взглянуть на себя со стороны, понять свои сильные и слабые стороны.

Вопросы, которые возникают у педагогов

Обязательная аттестация учителей в 2020 году вызывает много вопросов у педагогических работников, ответы на самые частые из них приводит портал k-zhurnal.ru.

  • Зачем изменили формат проведения? Для того, чтобы правила были едины для всей России и соответствовали профессиональному стандарту педагога.
  • В чём особенность новых должностей — старший учитель и ведущий учитель? От первого требуются умение выполнять функции методиста — разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и коррекционной работы. От второго — выполнять функции администратора, то есть координировать работу учителей, психологов, а также организовывать разработку образовательных программ и их применение в обучении.
  • Кто и как будет проводить аттестацию учителей в 2020 году? То, что этим будут по-прежнему заниматься комиссии известно, но неизвестно то, как они будут формироваться, вероятно по какому-то единому порядку. А о форме проведения можно пока только строить предположения на основе апробации, которая проходила в 2017 и 2018 годах.
  • А можно ли пройти аттестацию по старым правилам? Ольга Васильева в интервью «РИА Новости» сказала, что во время переходного периода у педагогов будет выбор, по старым правилам её проходить или по новым.
  • Что будет при непрохождении аттестации? Придётся заниматься повышением квалификации. В этом должна будет помочь национальная система учительского роста (НСУР), в которую будут входить не только аттестационные комиссии, но и центры повышения квалификации педагогов.

Недостатки существующей модели аттестации

Система учительского роста: что ждет педагогов - Студенческий портал

  1. Отсутствие инструментов для объективной оценки уровня реальной квалификации педагога.
  2. Отсутствие у учителей стимула повышать знания в области своего предмета, в сфере психологии и педагогики.
  3. Не мотивирует осваивать и совершенствовать новые профессиональные компетенции.
  4. Отсутствие объективной взаимосвязи между квалификацией учителей.
  5. Необоснованный объём отчётности.

Более того, в каждом регионе сегодня применяется свой собственный подход к проведению с разными системами оценки, с разными требованиями. Цель новой модели аттестации в 2020 году — сделать процедуру общей для всей страны, а использоваться для этого будут Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ).  

Такое же название имеет и сайт, который создан Министерством просвещения —  ефом.рф. Существует он для того, чтобы держать профессиональное сообщество в курсе проходящей работы по разработке и изменению ЕФОМ и учитывать мнение общественности. Для этого создан раздел для обсуждения, в котором желающие могут опубликовать замечания и предложения.

Той же цели служила и конференция «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей», которая состоялась 9 ноября 2018 года. В конференции участвовали 369 представителей из 75 субъектов РФ, а по итогам работы была принята резолюция, изучить которую вы можете здесь.

Прислушивается ли Министерство просвещения к общественному мнению? Да, в ноябре 2018 года глава ведомства Ольга Васильева рассказала о том, какие изменения были уже приняты:

  • учёт мнения выпускников посчитали недочётом и решили отказаться от него;
  • отказались и от видеосъёмки урока или его фрагмента из-за технических сложностей — необходимости получения согласия родителей на видеозапись.

Рассказала она ещё и о том, что Министерство просвещения собирается создать независимые аттестационные центры, в которых педагоги смогут пройти аттестацию до официальной процедуры, самостоятельно оценить свою подготовку, выявить и устранить недочёты.

Мнение учителей о новой форме аттестации

Система учительского роста: что ждет педагогов - Студенческий портал

Педагогическое сообщество единодушно и категорично в своём отношении к нововведениям. Многие сомневаются, что к их мнению по важным вопросам действительно прислушиваются, проводится много параллелей с ЕГЭ и его сомнительным успехом. Большинство педагогов довольны существующей моделью аттестации, есть и те, кто вообще против аттестации в любой её форме.

Помимо критики есть и конструктивные предложения, например, вместо разработки ЕФОМ использовать уже существующую эффективную модель, которая сейчас применяется в Москве и в самом деле является аттестацией «в два клика».

По этой модели результаты работы учителя определяются успехами его учеников и динамикой этих успехов. Педагог может пройти аттестацию даже со смартфона, а вся нужная для него информация содержится в городских информационных сетях.

Минус этого предложения в том, что регионы отстают от столицы по техническому оснащению, но и это тоже вопрос решаемый.

Руководитель департамента образования Москвы Исаак Иосифович Калина считает, что новая модель аттестации хороша для студентов, потому что поможет им доказать, что они смогут стать хорошими учителями, а вот по отношению к опытным учителям она неуважительна, потому что ставит их в один ряд с выпускниками вузов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/novaja-attestacia-pedagogov

Учителей заставляют расти

Представители Общероссийского профсоюза образования и профсоюза «Учитель» выступили с критикой нововведений в области аттестации преподавателей.

По их мнению, новая система аттестации отрывает педагогов от работы с детьми, а идея наставничества, заложенная в национальную систему профессионального роста педагогов (НСУР), ухудшает положение учителей старшего возраста.

Представители «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), который должен контролировать исполнение указов президента России, и комитета Госдумы по образованию и науке считают, что данные, предоставленные профсоюзами, необъективны.

По словам эксперта Общероссийского профсоюза образования Сергея Шадрина, педагоги негативно оценивают введение системы профессионального роста. «Мы опросили почти 14 тыс. учителей, для того чтобы в своих рассуждениях ориентироваться на мнение членов профсоюза.

Большая часть из них не имеет представления о том, что такое НСУР, что логично, так как мы все еще не имеем никакого внятного описания этой программы. Мы сами не знаем, что мы, собственно, формируем.

При этом 50% опрошенных учителей считают, что количество отчетности наоборот увеличилось»,— заявил он. По словам господина Шадрина, несмотря на введение «дорожной карты» НСУР, которая должна определять внедрение программы в регионы, «в полном объеме она не выполняется».

Президент ассоциации «Педагог XXI века» Евгений Ямбург же считает, что подобные данные от профсоюза — это «случайная выборка» и «фальсифицированные данные».

Оргсекретарь межрегионального профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова также отрицательно оценивает систему профессионального роста: «Уже сейчас наблюдается чрезвычайно высокая загруженность учителей. Старшие учителя не видят в прохождении дополнительных испытаний для себя какой-то пользы, а видят только дополнительную нагрузку.

Обучение для повышения квалификации подразумевает 520 часов, то есть несколько месяцев очной подготовки — если к этому подходить серьезно, учителю нужно выпадать из процесса обучения. Поэтому многие берут дистанционный курс, который является профанацией, за которую к тому же нужно платить»,— заявила она.

По словам госпожи Мирясовой, представители профсоюза также критично относятся к идее наставничества, о которой в рамках разговора о НСУР ранее говорила глава Минобрнауки Ольга Васильева: «Наставничество, в ситуации, когда учителя конкурируют внутри школы за баллы, становится невыгодно.

Молодой учитель, которому ты помогаешь, потом получит больше баллов, украдет у тебя часть заработной платы»,— заявила она.

Система учительского роста: что ждет педагогов - Студенческий портал

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина согласна с представителями профсоюзов в том, что для аттестации педагогов необходимы «прозрачные критерии оценивания», а сама процедура не должна быть бюрократизирована и отнимать много времени.

Читайте также:  Советы эксперта: как сдать егэ по информатике - студенческий портал

При этом, согласно мониторингу самого ОНФ, каждый третий учитель в настоящее время оценивает аттестацию как лишнюю формальную процедуру, только 8% учителей считают, что итоги процедуры аттестации влияют на карьерный рост, и 15% — что аттестация влияет на профессиональное развитие преподавателя.

По словам госпожи Духаниной, это означает, что нужно менять систему аттестации, а «итоги введения НСУР должны влиять и на рост статуса учителя, и на его зарплату».

Напомним, президент РФ Владимир Путин поручил в декабре 2015 года создать национальную систему учительского роста.

В июле 2017 года глава Минобрнауки Ольга Васильева, анонсируя старт эксперимента, заявила, что надеется таким образом вернуть в школы «институт наставничества». «Когда мы перестали заниматься наставничеством, результат не заставил себя ждать.

Я считаю, что у нас много школ, которые нуждаются в этом, и можно подумать о модели методической помощи»,— заявляла она тогда.

Сейчас, по данным Рособрнадзора, 10% учителей русского языка «испытывают дефицит знаний предмета». Чиновники заверяют, что, даже если учитель покажет невысокие результаты, к нему не будут применены никакие санкции.

«Эта оценка проводится для того, чтобы выявить предметные и методические вопросы, которые нуждаются в дополнительной проработке»,— настаивает глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

По его словам, результаты оценки будут доступны только самим учителям в личном кабинете специально созданной системы, а чиновники станут работать только с «обезличенными результатами».

Ксения Миронова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3744613

Национальная система учительского роста, НСУР, 1 января 2020 года, поручение Владимира Путина

В декабре 2015 года от Президента Владимира Путина поступило поручение по созданию проекта национальной системы учительского роста, перед которым стояли бы следующие задачи:

  • обеспечение процессов проверки компетенций педагогических специалистов;
  • наличие механизмов, способствующих карьерному росту современного учителя, а также повышению уровня качества образования.

К перечню причин для создания НСУР можно отнести следующее:

  • необходимость преодолеть проблемы негативных тенденций современного образовательного процесса;
  • повышение престижности педагогического труда среди населения;
  • обеспечение талантливых педагогов не только возможностями для карьерного роста, но и для самореализации в профессиональной сфере.

Таким образом, Национальная система учительского роста (НСУР) планируется как передовая форма аттестационных процедур для педагогов. Она должна служить в качестве средства реализации реформирования всех уровней учебно-воспитательного процесса.

Поэтому НСУР берет на себя задачи: по объективной оценке навыков педагогов, упрощению систем аттестационных процедур и формированию новой системы классификации существующих педагогических должностей с учетом запросов общественности и времени.

НСУР предусматривает введение единых требований к проверка квалификационных и профессиональных требований к педагогическим работникам с последующей оценкой их компетенций.

Данные материалы должны восприниматься как ориентир для повышения качества и эффективности образовательной деятельности, а также для внутренней оценки деятельности педагогов. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки России от 26 июля 2017 г.

№703 апробация данной модели аттестации началась в 2018 году. А с 1 января 2020 года все педагогическое сообщество ожидает начала реализации НСУР.

В рамках Национальной система учительского роста служат будут реализовываться подпрограммы, которые служат для определения и устранения профессиональных дефицитов. Также сам процесс модернизации системы аттестации учителей станет комплексным и будет включать в себя:

  • тестирование из вопросов закрытого типа на проверку предметных знаний, методик преподавания, психологии;
  • независимая внешняя проверка достижений учащихся как показатель профессионализма педагога.

Сам механизм реализации Национальной системы учительского роста содержит в себе следующие положения:

  • многоуровневая дифференциация педагогов. В данном случае подразумевается введение новых уровней для педработников: «учитель» – «учитель-методист» – «учитель-наставник»;
  • аттестационная и сертификационная оценка компетенций учителей. Иными словами, помимо аттестации знаний, будет проводиться аттестация на соответствие профессиональному стандарту;
  • общественное признание.

При этом представители профсоюзов высказываются достаточно негативно относительно введения НСУР. По их мнению, дорожная карта проекта не раскрывает многих вопросов, в том числе и механизмы повышения престижности профессии учителя.

Кроме того, представленное тестирование, в рамках которого учитель должен продемонстрировать не только знания по предмету, умения его преподавания, но и проявить себя как психолог, вызывает определенные вопросы.

Во-первых, это связано с тем, что поведенческие задачи и кейсы, представленные в экзамене, могут быть однообразными или же наоборот достаточно неоднозначными, что уже препятствует объективной оценке.

Во-вторых, все учителя работают в разных условиях, таким образом некорректно будет соотносить компетенции педагога лицей и школы, где учатся дети со сложными социальными условиями.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Источник: https://www.snta.ru/press-center/nsur-chto-eto-i-dlya-chego/

Ждать ли перемен в образовании? О принципах национальной системы профессионального роста педагогических работников

В РФ новый премьер-министр — Михаил Мишустин. Изменились лица в двух министерствах, отвечающих за развитие образования в стране — Минпросвещения и Минобрнауки. Однако связывать с этим надежды на изменение курса пока нет оснований.

Тому учит опыт кадровых перемен последних десятилетий (с каждым новым министром становилось только хуже), да и в президентском послании на смену курса в образовании нет и намёка.

Там лишь громогласное заявление на всю страну, что надбавка за классное руководство учителям теперь будет гарантирована из федерального бюджета. Смешно и грустно.

Потому не утратило актуальности последнее распоряжение уходящего правительства по нашей теме, подписанное Медведевым 31 декабря 2019 года. С типичным для такого рода документов названием:

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста (НСУР – ред.)»

Сразу поясним, отчего тут «масло масляное». НСУР – это из нацпроекта, но стремительно нарастающая проблема кадров показала её очевидную недостаточность, и чиновники придумали НСПРПР, «включающую в себя» НСУР.

  • Язык документа канцелярский, читать невыносимо, но попробуем в массе ненужных слов найти крупицы здравого смысла.
  • В первых пунктах распоряжения обозначена проблема дефицита учителей и предписано «проведение мониторинга обеспеченности кадрами общеобразовательных организаций» и «формирование перечня наиболее востребованных должностей педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе в разрезе учебных предметов (предметных областей)».
  • На уровне правительства это сделано впервые в новейшей истории РФ!

Любопытно, что предложено также провести «анализ данных общественных организаций о кадровом обеспечении сферы общего образования в субъектах Российской Федерации». Казалось бы, зачем?
Что может быть надёжнее официальной информации в этом, чисто статистическом, вопросе?

Но таковы реалии РФ. Власть фактически признаёт, что «управленческая вертикаль» её обязательно обманет, и обозначает для чиновников пугалки в виде «общественного контроля».

Далее стандартная бюрократическая схема:

5-7. Утверждение формы паспорта региональной системы общего образования, включающего региональный план мероприятий («дорожную карту») по кадровому обеспечению региональных систем общего образования. Заполнение этих «паспортов» (в регионах) и утверждение их в Минпросе и Минтруде.

И главное:

«8. Формирование прогноза потребности в подготовке педагогических кадров».

Наконец, дожили и до этого! До сих пор ничего подобного и духу не было. (Образованием «управляли», однако)

И что дальше?

«9.

На основе утвержденных паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий («дорожную карту») по кадровому обеспечению региональных систем общего образования, определение потребности в объеме ЦЕЛЕВОГО обучения в целях адресного решения проблемы кадровой укомплектованности общеобразовательных организаций на среднесрочную и долгосрочную перспективу».

Итак, механизм решения проблемы обозначен ровно один: целевое обучение. (Лишь в этом случае современное законодательство позволяет направить подготовленного специалиста в конкретную школу.) Других инструментов не прописано. Здесь кстати вспомнить вчерашнее послание президента.

Там было объявлено, что с 1 сентября 2020 года целевой набор на медицинские специальности будет составлять 70-75% бюджетных мест, то есть врачей собираются массового распределять на работу по системе СССР.

В образовании – те же проблемы, но о подготовке учителей этого сказано не было.

Сегодня, как минимум, необходимо менять структуру выпуска педагогов в соответствии с потребностью школ. Сейчас вузы получают контрольные цифры приёма для подготовки всех учителей, без разбивки по специальностям.

Сколько мест будет выделено для математиков, а сколько – для филологов, решает сам университет, исходя из своих внутренних соображений (зачастую – чисто экономических), совершенно не считаясь с реальной потребностью в кадрах (уже просто потому, что этой потребности до сих пор никто не знал).

Об изменении этой системы в постановлении ничего не сказано, а её сохранение не устранит существующие перекосы.

«10. Подготовка предложений по совершенствованию федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и соответствующих примерных основных образовательных программ в части подготовки учителей, владеющих компетенциями по преподаванию учебных предметов в рамках одной предметной области».

Это ясно: опять новый ФГОС вместо нынешнего ФГОС3++. Как же без этого?

Однако обсудим предложение без сарказма.

Все попытки повлиять на образование через «федеральные стандарты» (с момента их появления) дали строго отрицательный эффект. Тому есть много объективных причин, но вполне достаточно одной: в системе управления нет специалистов, способных охватить всё образование со всеми его проблемами.

О каком «стандарте» в подготовке учителей может идти речь, если в школах до сих пор нет единых программ? Высшее образование по его сути нельзя стандартизировать, ибо каждый наш вуз уникален.

Прежде всего, своим кадровым составом (который, к тому же, в последние годы непрерывно деградирует).

Программа, хорошо зарекомендовавшая себя в одном университете, может совсем не пойти в другом, поскольку там не тот уровень преподавателей и студентов.

Сегодня есть ровно один способ сдвинуть дело с мёртвой точки, и он прямо противоположен предложениям правительства.

Надо максимально освободить вузы от бессмысленных ограничений ФГОС, дать им свободу в поиске оптимальных программ и схем обучения. И в этом направлении есть хороший прецедент.

Недавно гарант дал поручение «обеспечить для вузов, готовящих специалистов в сфере культуры и искусства, возможность самостоятельно готовить и утверждать образовательные стандарты».

Пора устранить бессмысленный диктат Минобра для всей высшей школы.

«11. Предоставление возможности студентам, обучающимся по программам высшего образования, прохождения учебных модулей и практики педагогического профиля».

Здесь речь о привлечении в школы выпускников (и студентов) непрофильных вузов. Мероприятие авральное (уже внесён в Думу законопроект, позволяющий преподавать в школах даже недоучившимся студентам).

И не очень ясно, как эти «модули и практики» получится совместить с программой основного обучения в четырёхлетнем бакалавриате.

Может, в этом месте кто-нибудь из чиновников задумается, зачем в своё время закрыли две трети всех педагогических вузов? А о том, многих ли таким образом получится «привлечь», ещё будет сказано ниже.

«12.

Разработка и внедрение концепции единой федеральной системы формирования кадрового резерва педагогических работников, предусматривающей формирование кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций на основе результатов аттестации на соответствие должности «Руководитель общеобразовательной организации», включающей в себя независимую оценку управленческих компетенций и публичную защиту программы развития организации».

То есть собираются формировать «федеральный резерв директоров школ». Вроде «лидеров России». С защитой «программы развития организации» (школы то есть). О цели – не сказано, но она, надо полагать, есть: понадобился в школе директор – пожалуйста, получите из кадрового резерва («федерального», заметим).

Только пожелает ли ехать такой «кадр», куда пошлют? Речь о сельской школе, разумеется, не о Москве, где без всякого «резерва» от желающих стать директорами отбоя нет.

О комсомольских путёвках и партийных поручениях пока не было слышно. И какая тут может быть «программа развития организации», если проблемы у каждой школы свои и заранее не известны.

Мы видим образчик канцелярского «творчества», не имеющий никакого отношения к реальной жизни. Впрочем, один позитивный момент в п. 12 всё-таки есть.

Руководитель «образовательной организации» отнесён к категории «педагогических работников», а не менеджеров, как в последние годы было принято.

А дальше идут пункты по «повышению квалификации и педагогического мастерства».

«13. Формирование сети центров непрерывного (ключевое слово! – ред.) повышения профессионального мастерства педагогических работников».

Нынешние региональные ИРО (институты развития образования), подменившие прежние институты усовершенствования учителей, — это не то. Создадут «новые центры». К слову, бюджет проекта НСУР — 15 миллиардов.

«14. Разработка и внедрение инновационных (ещё одно ключевое слово!) технологий».

Далее:

«Разработка модели аттестации руководителей общеобразовательных организации» (это – для директоров школ).

И – очередная новация – «Создание и внедрение единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов» (п. 18 – 22).

Обратите внимание: не реальная методическая помощь учителю (что раньше обеспечивали методисты, которых теперь просто нет), а «создание единой федеральной системы».

А дальше (п. 23-28) — непрерывная аттестация и сертификация учителей, включая:

«разработку и согласование оценочных средств для проведения квалификационного экзамена». Тот самый ЕФОМ, эксперимент с которым закончился скандалом осенью 2018.

Распоряжение правительства обсуждают в соцсетях в сообществах педагогов. И вы не найдёте там ни одного доброго слова. Потрясающий диссонанс!

Демонстративная забота о «качестве образования», и полное отторжение этой «заботы» учителями. Яркий образец современной внутренней политики. Власть заявляет, что профессию педагога надо сделать привлекательной, чтобы специалисты других профилей стремились прийти в школу, и при этом делает всё, чтобы такого желания ни в коем случае не возникло.

Выпускнику вуза для устройства на работу требуется (как правило) пройти собеседование и выдержать испытательный срок. А дальше он должен делать дело и всё. От него не будут требовать непрерывных аттестаций и «повышения квалификации». А если такая блажь придёт в голову работодателю, уважающий себя специалист сразу уйдёт в другое место.

Педагог призван учить и воспитывать детей. Но как раз это в современной школе с него никто и не спрашивает. Результат работы, составляющий суть профессии, НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Вместо этого – непрерывная череда аттестаций, аккредитаций, «повышения квалификации» и бесконечная гора «технологических карт», отчётов и проч.

И всё это сохранится и приумножится в рамках НСУР и НСПРПР. Учителя долбят и долбят, не давая возможности исполнять своё профессиональное предназначение. Потому многие следуют совету Медведева и «уходят в бизнес» , в репетиторство то есть, где КВАЛИФИКАЦИЯ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ РАБОТЫ, а не бумажками. Как, впрочем, и в семейных школах по системе РКШ, например.

При сохранении такой политики кадров в школе не будет. Учителю (особенно, начинающему) нужна забота и поддержка. Со стороны директора (который должен быть учителем, а не менеджером), завуча и всего коллектива школы.

Но этого коллектива во многих случаях уже нет, он разбит на конкурирующие единицы «стимулирующей» системой оплаты труда.

И нет никаких подвижек к тому, чтобы вновь объединить учителей общей целью, устранить разделяющие факторы.

Напротив, постановление правительства предлагает «разработку и внедрение системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях» (любопытен срок исполнения этого пункта: «ежегодно»!).

К молодому учителю собираются «прикреплять» наставника, который за дополнительную плату будет его консультировать. Для «рыночной головы» – самое естественное решение. И нет понимания того, что если одному за консультации платят, то ко всем прочим с вопросом уже не обратишься. В коллектив школы добавляют ещё один фактор раздрая.

Вот такой итог. Потому никаких поводов для оптимизма нет.

Еще больше интересных заметок о проблемах российского образования читайте в паблике Дарьи Ивановой «За возрождение образования»

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/zhdat-li-peremen-v-obrazovanii-o-printsipah-natsionalnoj-sistemy-professionalnogo-rosta-pedagogicheskih-rabotnikov/

Ссылка на основную публикацию