Профессор мгу предлагает выпустить новый учебник по химии — студенческий портал

Химия — не только один из предметов, по которому школьники сдают ЕГЭ. Это логичная и захватывающая наука о том, как устроен мир вокруг нас. Вместе с преподавателем химии в «Фоксфорде» Еленой Валишиной мы собрали полезные ресурсы, которые помогут изучать этот предмет с интересом и удовольствием.

  • Онлайн-учебники
  • Виртуальные лаборатории
  • Визуальный контент
  • Социальные сети
  • Другие полезные программы и приложения

Учебник по неорганической химии — справочник, который в 2006 году выпустил Томский государственный университет. «Неорганическая химия» — базовый раздел, с которого начинается изучение химии в восьмом классе, поэтому ресурс пригодится для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Учебник по органической химии — больше нужен олимпиадникам и старшеклассникам, которые готовятся к ЕГЭ: органическая химия начинается только в конце девятого класса. Однако в ОГЭ есть один вопрос из органики, поэтому девятиклассникам учебник тоже пригодится.

Учебник по истории химии — сборник авторских лекций, которые подготовил профессор Южного федерального университета Сергей Иванович Левченков. Отличный ресурс для того, чтобы понять логику науки: в какой последовательности происходили самые важные открытия в химии и как они связаны между собой.

Онлайн-портал «Химик» — химическая википедия. Этому ресурсу можно доверять, потому что разработчики перевели в электронный вид хорошие справочники по химии. Также они сделали удобный поиск по сайту.

Ещё одно преимущество «Химика» — сервисы, которые помогают школьникам разобраться в сложных темах с помощью наглядных схем. Вот два самых важных из них:

1. «Электронное строение атома» — приложение для проверки своих знаний по строению атома: вводите символ элемента и приложение сразу выдаёт все возможные записи электронной конфигурации его атома.

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий портал

2. «Поиск неорганических реакций» — сервис помогает разобраться, какие вещества реагируют друг с другом, при каких условиях и что образуется в результате. Например, если ввести в строку поиска уравнение Cl2 + NaOH, можно получить все возможные реакции этих соединений с коэффициентами.

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий портал

VirtuLab — российский портал, на котором эксперименты из школьной программы можно смоделировать онлайн.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  В москве пройдут -дни авангарда - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий порталОнлайн-эксперимент по растворению железа и цинка в соляной кислоте

Labster — международный ресурс, которые разрабатывают учёные со всего мира. Позволяет ставить более серьёзные опыты.

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий порталОдин из онлайн-опытов на сайте Labster

Как проводить опыты в домашних условиях

«Где брать реактивы для опытов» — полезная статья на портале «Занимательная химия».

Mel Science — проект по доставке на дом наборов для экспериментов. Также на сайте есть подробные и корректные инструкции по выполнению опытов, в том числе и на русском языке.

Многие ингредиенты для этих опытов можно самостоятельно купить в аптеке или продовольственном магазине. В дополнение к опытам на Mel Science полезно смотреть видео, которые объясняют суть химических явлений.

Недавно там же запустили и виртуальные уроки с использованием специальных очков.

«Российский учебник» — портал, с которого можно скачать и распечатать плакаты по химии. Наглядные материалы очень полезны: чем ярче школьник представит реакции, которые изучает, тем лучше поймёт их логику.

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий порталПлакат по производству аммиака с портала «Российский учебник»

Compundchem.com — англоязычный ресурс с большим количеством инфографики по химии. Авторы проекта в графической форме отвечают на интересные вопросы, связанные с химией, например:

???? Какой химический состав у футбольной формы?

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий портал

???? Чем мыло отличается от геля для душа?

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий портал

Авторы проекта также ежегодно выпускают интерактивный адвент-календарь по химии. Каждый день декабря можно кликать по нарисованной ёлочной игрушке и узнавать что-то новое из истории химии.

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий порталАдвент-календарь по химии с сайта Compundchem.com

Fhoto.com — коллекция фотографий с научными экспериментами, в том числе по химии.

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий порталФотографии на Fhoto.com с изображением разных тем по химии

Простая наука — ютьюб-канал химическими опытами и физическими экспериментами.

Thoisoi — ютьюб-канал с опытами по всем разделам химии. Автор не только снимает зрелищные опыты, но и подробно объясняет суть наблюдаемых явлений. Также он показывает, с какими сложностями столкнулся при проведении эксперимента и рассказывает, почему произошла неудача.

Канал Андрея Степенина — авторский ютьюб-канал с различными материалами по химии. В основном там представлены ролики по органической химии для подготовки к ЕГЭ. Материал изложен на хорошем уровне, поэтому также подойдёт для начальной подготовки к олимпиадам.

«Химия — Просто» — ютьюб-канал с большим количеством роликов, посвящённых конкретным элементам и их соединениям. Автор канала Александр Иванов рассказывает об основных химических особенностях веществ и показывает опыты с ними.

«Наука для тебя» — группа во «ВКонтакте» с полезными материалами для подготовки к ЕГЭ по химии. Ведёт выпускник химического факультета МГУ.

Интерактивный тренажёр по уравниванию реакций. Уравнивание химических уравнений — один из важных навыков, которые важно освоить на начальном этапе изучения химии. Ресурс можно добавить в закладки на телефоне и тренироваться, когда появляется свободное время.

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий портал

Источник: https://media.foxford.ru/chemistry_online/

Воспоминания почетного профессора МГУ Ю.А. Жданова

К 60-летию комплекса зданий МГУ 

на Ленинских горах

«…Но развитие науки немыслимо без сильной системы образования, подготовки кадров. В стране за советские годы выросла мощная система высшей школы. Если в сфере науки в 1913 г. в России числилось 13 тысяч работающих, то перед крахом советской системы их число достигло 3 миллионов. Перед войной, будучи студентом химфака МГУ, я впервые познакомился с А.Н.

Несмеяновым, слушая его лекции по органической химии. Сразу же после окончания войны осенью 1945 года я был зачислен Александром Николаевичем ассистентом на его кафедру вместе с моим другом, будущим академиком О.А. Реутовым. Так мы вошли в формировавшуюся школу Несмеянова. Осенью 1947 г. Сталин находился на отдыхе в Сочи.

В это время (наша семья тоже отдыхала в Сочи) я был дважды приглашен Сталиным для беседы 18 октября и 10 ноября.

В ходе последней беседы Сталин коснулся судьбы отечественных университетов. Вот основное содержание его слов. «Наши университеты после революции прошли три периода. В первый период они играли ту же роль, что и в царское время. Они были основной кузницей кадров. Наряду с ними лишь в очень слабой мере развивались рабфаки.

Затем, с развитием хозяйства и торговли, потребовалось большое количество практиков, дельцов. Университетам был нанесен удар. Возникло много техникумов и отраслевых институтов. Хозяйственники обеспечивали себя кадрами, но они не были заинтересованы в подготовке теоретиков. Институты съели университеты. Сейчас у нас слишком много университетов.

Следует не насаждать новые, а улучшать существующие. Нельзя ставить вопрос так: университеты готовят либо преподавателей, либо научных работников. Нельзя преподавать, не ведя и не зная научной работы. Человек, знающий хорошо теорию, будет лучше разбираться в практических вопросах, чем узкий практик.

Человек, получивший университетское образование, обладающий широким кругозором, будет полезнее для практики, чем, например, химик, ничего не знающий, кроме своей химии. В университеты следует набирать не одну лишь зеленую молодежь со школьной скамьи, но и практиков, прошедших определенный производственный опыт.

У них в голове уже имеются вопросы и проблемы, но нет теоретических знаний для их решения. На ближайший период следует большую часть выпускников оставлять при университетах. Насытить университеты преподавателями».

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий портал

«О Московском университете. Не сильное там руководство.

Быть может стоит разделить Московский университет на два университета: в одном сосредоточить естественные науки (физический, физико-технический, математический, химический, биологический и почвенно-географический факультеты), в другом — общественные (исторический, филологический, юридический, философский факультеты). Старое здание отремонтировать и отдать общественным наукам, а для естественных выстроить новое, где-нибудь на Воробьевых горах. Приспособить для этого одно из строящихся в Москве больших зданий. Сделать его не в 16, а в 10, 8 этажей, оборудовать по всем требованиям современной науки. Уровень науки у нас понизился. По сути дела у нас сейчас не делается серьезных открытий. Еще до войны что-то делалось, был стимул. А сейчас у нас нередко говорят: дайте образец из-за границы, мы разберем, а потом сами построим. Что, меньше пытливости у нас? Нет. Дело в организации. По нашим возможностям мы должны иметь И. Г. Фарбениндустри в кубе. А нет его. Химия сейчас — важнейшая наука, у нее громадное будущее. Не создать ли нам университет химии? Мало у нас в руководстве беспокойных… Есть такие люди: если им хорошо, то они думают, что и всем хорошо…»

Было высказано много других интересных наблюдений и идей о науке, ее состоянии и перспективах. Прошло немного времени, и уже в декабре 1947 года недавно выдвинутый секретарем ЦК А.А. Кузнецов пригласил меня на должность заведующего сектором естественных наук ЦК ВКП(б).

В океане нахлынувших новых дел надо было в первую очередь подумать о Московском университете. Для этого следовало решить вопрос о его руководстве. Предварительный совет состоялся с замечательным человеком и ученым, тогдашним президентом Академии наук СССР академиком С.И. Вавиловым. Он поддержал мое предложение выдвинуть на пост ректора МГУ А.Н. Несмеянова.

Когда это свершилось, я пригласил Александра Николаевича в ЦК и вместе мы подготовили проект письма на имя Сталина о строительстве нового комплекса зданий Московского государственного университета. Мы обсуждали структуру, численность коллектива МГУ, высотность зданий и в конечном итоге представили за двумя подписями записку в Политбюро. Наступила пауза.

О судьбе записки мы не знали ничего, пока нас где-то через месяц не пригласили в Московский городской комитет и Моссовет. Нашу записку было поручено рассмотреть там. Встретили нас с Александром Николаевичем как-то странно: для московских руководителей мы были люди новые и не из их сферы.

Нас рассматривали с настороженным любопытством, а потом спросили: — Вы понимаете, что вы написали? Вот вы тут пишете об университете в десять этажей.

А известно ли вам, какое лифтовое хозяйство потребуется для переброски тысяч людей в течение перерыва между занятиями? Учебное заведение не может быть выше четырех этажей, чтобы масса людей обходилась без лифтов. Мы с Александром Николаевичем съежились. А дальше последовало приглашение: — Поедем выбирать участок для нового университета.

Вышли мы из здания, расселись по машинам и поехали. Ехать пришлось долго. Промелькнула Калужская застава, кончились московские пригороды, замелькали рощи и деревни. Наконец, доехали: поселок Внуково. Здесь в те времена не было аэропорта, вокруг расстилались широкие поля. Нас пригласили выйти и сказали: — Вот здесь и построим университетский городок. Мы про себя подумали: «четырехэтажный». 

Прошли недели, и вдруг нас с Александром Николаевичем вызывают прямо на заседание Политбюро. Заседание вел Сталин. На нем присутствовали члены Политбюро, руководители Москвы и мы с Несмеяновым в весьма напряженном состоянии.

Сталин начал прямо: — Здесь были представлены предложения о строительстве нового комплекса зданий для Московского государственного университета. Что запроектировано у нас на Воробьевых горах? Ответ: — Комплекс высотных жилых зданий.

Сталин: — Возведем этот комплекс для Московского университета, и не в 10-12, а в 20 этажей. Строить поручим Комаровскому. Для ускорения темпов строительства его надо будет вести параллельно с проектированием.

Обращаясь к Микояну: — Следует предусмотреть Внешторгу валютные ассигнования на необходимое оснащение и оборудование лабораторий; университет должен быть обеспечен новейшими приборами и реактивами. Необходимо создать жилищно-бытовые условия, построив общежития для преподавателей и студентов.

Читайте также:  Никто не хочет в детский сад, особенно воспитатели - студенческий портал

Сколько будет жить студентов? Шесть тысяч? Значит, в общежитии должно быть шесть тысяч комнат. Особо следует позаботиться о семейных студентах. Все это было принято, лишь в одном месте возразил Молотов: студентам будет скучно в одиночестве, надо разместить хотя бы по двое.

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий портал

На Ленинских горах буквально заработал вулкан; строительство шло невиданными темпами. После ухода в 1951 г. А.Н. Несмеянова в Академию наук в связи с кончиной С.И. Вавилова строительством занялся Иван Георгиевич Петровский.

Следует подчеркнуть, что решение о строительстве МГУ было дополнено широкими мерами по укреплению материальной базы всех университетов, в первую очередь в городах, пострадавших от войны. Университетам были переданы крупные здания в Минске, Харькове, Воронеже. Активно начали создаваться и развиваться университеты ряда союзных республик.

Помню, один из чиновников предложил в 1949 году отметить юбилейные дни Сталина присвоением его имени комплексу МГУ на Ленинских горах. Ответ был однозначен: — Главный университет страны может носить лишь одно имя — Ломоносова».

Из статьи «БЕЗ ТЕОРИИ НАМ СМЕРТЬ!» 

«Советский физик»№2(38)/2004

Источник: https://phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2013/03(100)-2013/17790/

Это поменяло нашу жизнь: профессор МГУ о работе нобелевских лауреатов по химии

09.10.2019

9 октября в Стокгольме огласили имена нобелевских лауреатов по химии. Ими стали Джон Гуденаф (США), Стэнли Уиттингем (Великобритания) и Акире Йошино (Япония).

Они получили премию «за разработку литий-ионных батарей».

Заведующий кафедрой электрохимии МГУ, профессор Евгений Антипов, сотрудничавший с объявленными нобелевскими лауреатами, пояснил их вклад в развитие науки и как их открытия перевернули нашу жизнь.

Профессор МГУ предлагает выпустить новый учебник по химии - Студенческий портал

Уиттингем в 70-е годы показал возможность обратимой интеркаляции лития, то есть внедрение-извлечение лития в слоистых сульфидных материалах переходных металлов. То есть, с помощью этого происходит внедрение и извлечение лития — и то же самое с электронами.

Таким образом, сульфидные материалы растворяются и работают без изменения кристаллической решетки. А концентрация ионов лития и степень окисления переходного металла в них изменяется. По словам профессора, Уиттингему удалось показал тот путь, по которому в дальнейшем и пошла индустрия.

А Джон Гуденаф в 80-е, работая с командой в Кембридже, показал, что для извлечения-внедрения лития можно использовать сложный оксид кобальта и лития LiCoO2.

И его фундаментальная работа, она так и называется «LiCoO2 как катодный материал для литий-ионных аккумуляторов с высокой удельной энергией» (то есть гораздо большую энергию можно на единицу массы накапливать), она, собственно во многом и задала направление работ.

Но без пары, без анодного материала, который бы обеспечивал устойчивую работу катодного, аккумулятор бы не появился.

А вот японский коллега предложил углеродный материал, в который можно так же обратимо внедрять и извлекать литий. Получается, что первый показал принципиальную возможность. Второй – пригодность соединения LiCoO2 для этих целей. А третий коллега нашел «супружескую пару», которая, как раз, и использовалась потом в коммерческом продукте компании Sony с 1991 года, говорит Евгений Антипов.

Сейчас стремительно развивается рынок электромобилей, идет развитие возобновляемой энергетики, создаются новые солнечные элементы, ветряные генераторы. Они выдают много энергии, которую надо где-то быстро сохранить.

И вот ионные аккумуляторы позволяют это сделать. Они работают в широком диапазоне температур, практически не теряют заряд, при этом могут быть компактными.

Это поменяло и современную энергетику, транспорт, даже рыбацкие лодки уже работают на литий-ионных аккумуляторах. Это поменяло во многом нашу жизнь.

Источник: https://www.poisknews.ru/news/nobelevskaya-premiya-po-himii-kommentarij-professora-mgu/

Профессор МГУ предлагает переписать учебники по химии

В разделе

Валерий Васильевич Лунин, являющийся профессором химии в МГУ, предлагает переписать школьные учебники по химии, поскольку они предоставляют ошибочную информацию. Лунин лично изучил опыты, представленные в книгах, и нашел множество несоответствий действительности.

Президент химического факультета Московского государственного университета Валерий Васильевич Лунин, написавший за свою жизнь достаточное количество учебников по химии и смежным специальностям, пришел в ужас от того, по каким книгам приходится заниматься детям в общеобразовательных школах. Профессор уверен, что более внимательное отношение учителей и представителей Министерства культуры к тому, что говорится в учебниках, даст возможность убрать из программы учебники, написанные откровенной халтурным способом.

Валерий Лунин в середине весны посетил семинар для учителей химии в Краснодаре. Там он весьма категорично высказался относительно книг, по которым занимаются современные российские школьники. Профессор уверен, что над написанием учебников работают люди, не имеющие к химии ни малейшего отношения, которые слепо переносят прочитанное в определенном месте в другое.

К примеру, указано, что муравьиная кислота, приобрести которую для промышленных целей можно на странице http://муравьиная.рф/discount, способна вступать в реакцию с гидроксидом меди. Президент химического факультета МГУ сообщил, что лично пытался провести такой опыт. Дескать, сколько бы он ни грел вещества, сколько бы ни пытался растворить — ничего не получается.

Соответственно, ребенку предлагают заведомо ложную информацию. Дети учатся по таким книгам, потом пишет ЕГЭ по дисциплине и, конечно, проваливает экзамен, потому что указанная реакция не идет. Ребенок вынужден искать правды. А правда заключается лишь в том, что учебник был составлен абсолютно безграмотно.

Профессор Лунин считает, что существующего объема уроков химии в школе гарантированно хватит на то, чтобы ученики смогли получить отличную базовую подготовку.

Но только это произойдет при условии, что школьника не просто обяжут переписать информацию, а потом ее вызубрить, но сделают упор на проверенном и обоснованном материале. Крайне важно, чтобы дети изучали химию наглядно, в опытах.

Именно так нужные знания отложатся в голове, а учитель сможет привить детям любовь к химии.

Дети должны понимать то, что им преподают на уроках. А опыты покажут химические процессы максимально наглядно. Кроме того, такой подход позволит ученикам осознать, как вся дисциплина сможет пригодиться им в будущем. Возможно, кто-то из них захочет связать свою жизнь с химической промышленностью или фармацевтикой.

Источник: https://versia.ru/professor-mgu-predlagaet-perepisat-uchebniki-po-ximii

Как обучать химии по-новому? В МГУ им. М.В. Ломоносова преподавателям и учителям химии рассказали об инновациях химического образования в России

В школе приняли участие более 250 учителей и преподавателей химии из 46 регионов России от Северной Осетии до острова Сахалин и Алтайского края, — отметил сопредседатель оргкомитета школы, зам. декана по дополнительному образованию химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Миняйлов.  

Идея создания такой школы принадлежит президенту химического факультета МГУ Валерию Лунину. Открывая Летнюю школу химии, он напомнил, что 2019 год ООН объявила Международным годом Периодической таблицы химических элементов.  

«Мы абсолютно открыты для работы со всеми юными химиками и их учителями, — отметил декан химического факультета МГУ, член-корреспондент РАН Степан Калмыков.

Мы всегда готовы организовать дистанционный урок, устроить экскурсию по факультету, научно-популярные лекции и многое другое.

Для нас важно, чтобы как можно больше людей понимали устройство окружающего мира и не страдали от вызванной незнанием хемофобии».  

Участники школы посетили интересные практикумы организованные сотрудниками лабораторий и кафедр химического факультета и факультета наук о материалах МГУ им. М.В. Ломоносова.

На одном из практикумов учителя смогли прикоснуться к наномиру и научились формировать нанокомпозитные пленки электрохимическим методом и провели микроскопический анализ образцов композитных материалов методом электронной микроскопии.  

Еще один из практикумов — «Определение тяжелых металлов в чае методом атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой (ИСП-АЭС)» организовали преподаватели кафедры аналитической химии химического факультета МГУ И. В. Михеев и Е. А. Карпухина.  

Также были организованы другие практические занятия: кафедра радиохимии предложила практикум по знакомству с экстракционными методами разделения элементов.

Кафедра химической энзимологии провела занятие по теме «Определение белка и ферментативной активности: от школьного урока к научно-практической задаче», мастер-класс кафедры коллоидной химии был посвящен — «Влиянию поверхностно-активных веществ на смачивание поверхностей полимеров». Методические мастер-классы проводили лучшие российские специалисты химического образования. 

Ведущий методист по химии Корпорации «Российский учебник», Почетный работник общего образования РФ Светлана Гаврилова рассказала об электронном учебнике и особенностях его применения на уроках химии для построения индивидуальной образовательной траектории.  

Профессор кафедры методики естественнонаучного образования и информационных технологий Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н.

Ульянова Марат Ахметов познакомил с учебными приемами повышения эффективности решения трудных задач ЕГЭ по химии.

О специфике организации проектной деятельности школьников по химии рассказал исполнительный директор Благотворительного фонда «Наследие Менделеева» — Е. Е. Шестернинов.  

2018-2019 учебный год для кафедры биологии, экологии и методики их обучения — второй год по реализации образовательной программы «биология и химия». За этот период на кафедре приобретены реактивы и приборы.

 Учебно-лабораторный комплекс оснащён новым оборудованием: спектрофотометры, фотоэлектроколориметры, pH-метры, поляриметры, высокоточные весы. Преподаватели прошли дополнительное обучение на химическом факультете МГУ им. М.В.

Ломоносова

В рамках школы также прошел круглый стол, где педагоги обсудили химическое образование в школах и сформулировали предложения по улучшению ОГЭ и ЕГЭ для комиссии разработчиков заданий по химии Федерального института педагогических исследований, сформированные по итогам Летней школы МГУ предложения по улучшению единого государственного экзамена и основного государственного экзамена по химии, направят в Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).  

Примечательно, что в этом году школа представлена как молодыми активными учителями, так и опытными педагогами, хочется отметить актуальные, необыкновенно познавательные лекции и разнообразные химические практикумы.

Такая насыщенная учебная программа позволяет расширить кругозор участников в области новых научных достижений химии и обучает на интересных примерах применению новых технологий в области методики обучения химии с направлениями развития науки.    

Уральский государственный педагогический университет в лице ректора Светланы Минюровой выражает благодарность и признательность оргкомитету Летней школы учителей химии 2019 — «Вызовы современности и химическое образование» за предоставленную возможность участия в мероприятии: президенту химического факультета академику Валерию Лунину, и.о. декана химического факультета Степану Калмыкову, заместителю декана химического факультета Владимиру Миняйлову.  

Вся программа была рассчитана на 24 часа и посвящена актуальным проблемам преподавания химии в школе. С полной программой можно познакомиться на официальной странице Летней школы. 

ГБФ УрГПУ по материалам официального сайта Международного года Периодической таблицы химических элементов в России. Владимир Миняйлов, Надежда Абрамова, Вера Мишина

Источник: https://uspu.ru/news/kak-obuchat-khimii-po-novomu-v-mgu-im-m-v-lomonosova-prepodavatelyam-i-uchitelyam-khimii-rasskazali-/

Всероссийский съезд учителей химии: итоги и мнения

На церемонии открытия с приветственным словом выступили ректор МГУ имени М.В.

Ломоносова, академик РАН Виктор Садовничий, первый заместитель министра науки и высшего образования Григорий Трубников, директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Владимир Потапкин, директор благотворительного фонда Андрея Мельниченко Александр Чередник, советник министра просвещения РФ Андрей Петров, президент РАО Юрий Зинченко, генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин, председатель межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей химии Людмила Левина, президент химического факультета МГУ Валерий Лунин.

Записи основных выступлений участников Съезда доступны на YouTube-канале для педагогов

Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий рассказал участникам, что сегодня университет активно ведет работу со школами и преподавателями по всем субъектам РФ, проводит школьные олимпиады для поступления. Ежегодно для учеников организуются летние школы и проводятся университетские субботники для знакомства с университетом:

«Михаил Васильевич Ломоносов писал о проекте создания московского университета, а именно о том, что университет без гимназии – как пашня без семени, и предложил при создании университета создать две университетские гимназии, и на сегодняшний день МГУ реализовал эту инициативу».

Кроме того, ректор обратил внимание на роль науки в школе:

«Я считаю, что нужно дальше совершенствовать систему завершающей подготовки в нашей школе с тем, чтобы ребята как раз старших классов больше занимались наукой и ее фундаментальными вопросами».

О роли государства в развитии химической науки и концепции преподавания химии в школе рассказал советник министра просвещения РФ Андрей Петров:

«У нас на площадке министерства создана рабочая группа, которая разработала концепцию преподавания химии. В установленном правительством порядке она должна быть обсуждена на коллегии Министерства просвещения, коллеги такое обсуждение подготовят. Мы обязательно, думаю, в течение года закрепим нормативный статус этой концепции документом министерства».

Президент химического факультета МГУ, академик РАН Валерий Лунин поздравил всех участников съезда с Международным годом периодической таблицы химических элементов и пригласил принять участие 18 мая 2019 г. во II Всероссийском химическом диктанте. В этом году мероприятие традиционно будет организовано на площадках по всей России, желающие смогут поучаствовать онлайн и за ее пределами.

«В очередной раз совместно с корпорацией „Российский учебник“ и Ассоциацией учителей и преподавателей химии проведем Всероссийский химический диктант, чтобы продемонстрировать ребятам и взрослым, насколько замечательна и многогранна наука химия».

На церемонии стало известно, что в этом году Таблице химических элементов могут на мировом уровне официально присвоить имя Дмитрия Менделеева.

«Недавно прошедшая Церемония открытия Международного года Периодической таблицы химических элементов в Париже стала триумфом нашей науки, Дмитрия Ивановича Менделеева. 150 лет потребовалось, чтобы это случилось.

Но когда я спросил президента американского химического общества Бонни Чарпентье, а должно ли быть имя Менделеева присвоено таблице, она сказала: пока это тайна, и вы узнаете ответ, когда мы с вами увидимся 5 декабря в Японии.

Я надеюсь, что именно 5 декабря это и случится».

«Химическая наука пронизывает все сферы нашей жизни, множество отраслей промышленности, медицину, сельское хозяйство. Все так или иначе используют достижения химической науки.

Но в начале пути каждого ученого, каждого профессионала-практика, для которого вход в профессию и развитие в ней сопряжены со знанием химии, стоите вы — преподаватели и учителя химии.

Время ставит сегодня перед страной и обществом совершенно новые вызовы, требующие кардинального улучшения качества общего образования, увеличения числа школьников и их заинтересованности в естественнонаучных и математических дисциплинах».

Региональная повестка по поддержке одаренных школьников и учителей и выделению квот для организации участия региональных делегаций во Всероссийском съезде была поручена Ассоциации учителей и преподавателей химии при поддержке благотворительного фонда Андрея Мельниченко. Сегодня наибольшее количество делегатов Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии принимают участие из Республики Татарстан, Нижегородской области, Саратовской области и Пермского края. Председатель межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей химии Людмила Левина обратила внимание, что

«Наши заботы уже давно стали их заботами и поэтому наши партнеры приветствуют и поддерживают нас в проведении столь масштабного съезда».

Второй день Съезда был посвящен теме преподавания химии в современной школе. Профессор Ноттингемского университета (Великобритания), Сэр Мартин Полякофф показал на своем примере, как с помощью практических работ и авторских видеоуроков, публикуемых на YouTube-канале, можно привлечь внимание ребят и показать, насколько интересной и удивительной может быть химия. Живой интерес также вызвала тема Государственной итоговой аттестации в системе общего образования. В частности, эксперты обсудили стандарты аттестации, которые используются в настоящее время, а также поделились мнением касательно перехода к новым стандартам. До 2020 года ОГЭ будет проводиться по федеральному компоненту Государственного стандарта 2004 года, но с 2020 года запланирован переход на новый стандарт. Также изменения затронут ЕГЭ при вступлении в 2022 году в силу ФГОС 2010 года. Одной из самых важных тем в рамках второго дня Съезда стала система переподготовки и повышения квалификации учителей химии. Педагоги отметили, что приоритетом для учителя всегда будут предметные компетенции. Известно, что химия как школьный предмет имеет большой содержательный потенциал. Поэтому для учителя будут важны курсы, связанные с предметной компетентностью. Такие потребности связаны в том числе с профильностью, которая возникает в образовании: появляются медицинские, химико-биологические классы. Кроме того, меняется и содержание ФГОС, который дорабатывался несколько раз за последние годы.

Читайте также:  Самым популярным егэ по иностранному языку стал экзамен по английскому - студенческий портал

Записи основных выступлений участников Съезда доступны на YouTube-канале для педагогов

Источник: https://rosuchebnik.ru/news/sezd-uchiteley-khimii/

Первый в стране незрячий студент-химик будет учиться в МГУ

На химический факультет МГУ имени Ломоносова впервые поступил незрячий студент. Экзаменационная работа выпускника московской школы-интерната № 1 Даниила Гаранина вошла в число 15 лучших на факультете.

Сейчас преподаватели университета разрабатывают программы подготовки особого студента. Главная сложность состоит в практических занятиях по химии.

Декан факультета обещает сделать всё возможное, чтобы Даниил через шесть лет смог получить диплом.

Даниил Гаранин с рождения видел только одним глазом. Он ослеп, когда ему было пять лет. Несчастный случай произошел в детском саду. Мальчик сидел за столом, резко нагнулся, чтобы поднять книжку, и наткнулся на ботинок другого ребенка, который качал ногой. С тех пор у Даниила остались только слабые светоощущения.

Наш разговор с новым студентом происходил на химфаке МГУ. Молодой человек по стилю, грамотности речи и словарному запасу скорее производит впечатление гуманитария, чем любителя точных наук. Впрочем, причина этого тут же выясняется.

— Буквально на днях вышел первый сборник моих стихов. Я написал уже более 5 тыс. стихотворных строк и около 60 рассказов. Думал, а не стать ли писателем. Но потом решил, что это может остаться хобби, — поделился Даниил.

Химией он увлекся в 9-м классе, когда появился собственный планшет, а вместе с ним и свободный доступ к информации в интернете.

— Мне были интересны научные достижения. Читал патенты. Больше всего понравились направления синтеза и использования кристаллов, а также свойств сверхпроводников, — рассказал Даниил.

Без какой-либо специальной подготовки он стал призером на региональной олимпиаде. Тут-то его увлечение заметили учителя и родители. Встал вопрос о дополнительных занятиях химией. Затем были еще олимпиады, в том числе всероссийская. В итоге молодой человек твердо определился с выбором профессии. Правда, учителя и родители попытались его переубедить.

— Мне многие учителя советовали сконцентрироваться на физике, ведь в представлении большинства людей не бывает химиков-теоретиков. Получилось, что убежденных «союзников» у меня не было, — отметил студент. — Но я хотел заниматься только химией и при этом учиться в крупнейшем и старейшем вузе страны.

Молодой человек успешно сдал ЕГЭ и прекрасно справился с дополнительным вступительным испытанием (ДВИ) МГУ.

— ДВИ меня совершенно не пугал, потому что у меня были хорошие результаты ЕГЭ и уверенность в своих знаниях после олимпиад, — вспоминает Даниил. — Чувствовал себя на экзамене спокойно и в результате сдал на 94 балла. Вместе набрал 441 балл, а проходной балл на химфак в этом году был 419 в первую волну и 408 — во вторую.

Преподаватели химфака МГУ заметили способного молодого человека еще на олимпиадах и понимали, что однажды он придет к ним поступать. Сейчас факультет готовится принять первого в стране незрячего студента-химика.

— Законодательство РФ предоставляет возможность любому гражданину страны, вне зависимости от ограничений по здоровью, поступать на химический факультет, — пояснил «Известиям» и.о. декана химфака МГУ, член-корреспондент РАН Степан Калмыков.

— Мы не знаем ни одного случая обучения на химфаке абсолютно слепого студента — пока не встретили такой практики ни в России, ни в мире, но твердо нацелены на то, чтобы через шесть лет Даниил получил диплом.

Мы разрабатываем для него специальную программу, которая позволит ему развить необходимые компетенции.

Основные сложности будут с практикумом, уточнил замдекана по учебной работе доктор химических наук, профессор Сергей Карлов.

— Когда я узнал, что к нам будет поступать слепой мальчик, я, честно говоря, испугался, потому что не понимал, как организовать обучение такого студента. Но по результатам ДВИ работа Даниила попала в 15% лучших. Поэтому я думаю, что с обучением всё получится, — рассказал он «Известиям». 

Сергей Карлов предположил, что собирать химические приборы Даниил сможет самостоятельно. А добавлять реактивы по его указаниям будет ассистент.

— Что касается занятий в аудитории, с этим я вообще проблем не вижу, потому что Даниил — вполне подготовленный студент, — отметил замдекана.

— Для контрольных работ мы предоставим ему отдельную аудиторию. А все лекции и семинары по гуманитарным дисциплинам будут общие.

Сейчас мы ищем ассистентов, которые будут помогать Даниилу передвигаться и заниматься как в здании университета, так и на дому.

Химфак МГУ также закупает для слепого студента дисплей Брайля, видеокамеру, которая позволит снимать занятия и разбирать их дома с ассистентами. Молодому человеку также предоставят место в общежитии по соседству.

Сам Даниил полон планов на будущее.

— Мне очень интересна квантовая химия, материаловедение. То, что требует чисто теоретических расчетов и позволит результативно прикладывать свои силы. Я хочу быть ученым. И, если получится, написать хотя бы один роман.

Источник: https://iz.ru/776329/valeriia-nodelman/pervyi-v-strane-nezriachii-student-khimik-budet-uchitsia-v-mgu

Химия — скачать и читать онлайн электронные учебники бесплатно для вузов | Единое окно

  • Стойкова Е.Е., Порфирьева А.В., Евтюгин Г.А. Учебно-методическое пособие к курсу «Аналитическая химия следовых количеств веществ» для студентов 4 курса дневной формы обучения Химического института им. А.М. Бутлерова Казанского (Приволжского) федерального университета, специальность «Химия», и биолого-почвенного факультета, специальности «Молекулярная фармакология» и «Биология». В пособии рассмотрены основные факторы, определяющие аналитические характеристики определения следовых количеств элементов и соединений в объектах различного состава, способы пробоподготовки, разделения и концентрирования следов элементов. Большое внимание уделено современным физическим методам анализа биологических объектов, позволяющим регистрировать единичные биомолекулы, а также биохимическим методам контроля таких соединений.
    Пособие подготовлено при поддержке Программы Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых. Тип материала: Учебные материалы; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;
  • http://www.chem.msu.ru/rus/cryst/cryschem/welcome-cryschem.html Материалы учебного курс «Кристаллохимия», который читается на химическом факультете Московского государственного университета. Программа курса; перечень кристаллических структур, рассматриваемых в курсе; лекции по кристаллохимии; избранные главы из литературы по курсу; вопросы к экзамену; материалы для подготовки к контрольной работе; список литературы по курсу. Тип материала: Учебные материалы; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;
  • http://www.chem.msu.su/rus/teaching/kitaev2 Электронная версия пособия под редакцией профессора Н.Е. Кузьменко. Учебное пособие предназначено для студентов биологического факультета МГУ (направление «Общая биология»), изучающих физическую химию на втором курсе. В данное пособие включены варианты заданий, предлагавшихся на письменном зачете по физической химии. Письменный зачет состоял из семи вопросов по всем разделам курса. Вопросы сформулированы в виде небольших качественных задач. 22 варианта заданий можно рассматривать как программу курса, сформулированную не как перечисление рассматриваемых тем, а в виде списка ситуаций, где студент обязан уметь применять полученные фундаментальные знания.

Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

  • Попов И.И., Дябло О.В., Ткаченко Ю.Н.

    Настоящее учебно-методическое пособие в трех частях рекомендуется студентам химического факультета, приступающим к изучению начального курса органической химии в качестве иллюстративного учебного материала к курсу лекций, а также индивидуального тренинга при проработке конкретной темы.

    Предлагаемый комплект упражнений будет способствовать адаптации студентов к терминам органической химии и усвоению теоретических основ ее, а также развитию вариативного химического мышления. Каждая из трех частей настоящего учебного руководства состоит из цикла упражнений по 26 вариантов (4 задачи в каждом).

    Эти упражнения — задания на дом для самостоятельной работы студентов под контролем преподавателей. Кроме того, для самостоятельного тренинга и контроля качества своих знаний предлагается несколько задач с ответами в конце каждого раздела. Эти упражнения составлены профессором А.М. Симоновым, доцентом Ф.Т. Пожарским и сотрудниками кафедры (издание типографии РГУ, 1973 год).

    Материал упражнений включает вопросы номенклатуры, изомерии, физико-химических свойств и реакционной способности органических соединений в соответствии с программой университетского курса.

    Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

  • Кузин Э.Л.

    Даны вопросы, задачи, и образцы их решения по курсу «Квантовая механика и квантовая химия» для студентов химического факультета университета; может быть использована студентами физического факультета.

    Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

  • Красухина Л.В., Ополовников В.Р., Циркина О.Г., Никольская С.А., Кольчугин А.В., Зуева Н.И., Уткина И.Н.

    Методические указания содержат индивидуальные домашние задания по темам «Углеводороды», «Кислородсодержащие органические соединения», «Углеводы и амины» и предназначены студентам I курса. Методические указания обеспечивают индивидуализацию самостоятельной работы студентов. Подготовлены на кафедре химии Ивановской государственной текстильной академии.

    Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

  • http://www.chem.msu.su/rus/teaching/zorkii1/

    Задачник содержит более 700 задач но следующим темам: точечные и пространственные группы симметрии, симметрия молекул и кристаллов, важнейшие типы кристаллических структур, плотные шаровые упаковки и кладки, кристаллохимические радиусы атомов.

    Задачник предназначен для занятии по кристаллохимии на химических факультетах университетов, а также может быть использован для преподавания кристаллографии и других близких дисциплин в вузах с химико-технологическим, геологическим и техническим профилем.

    Материал задачника будет полезен аспирантам и научным сотрудникам, желающим самостоятельно изучить основы кристаллохимии и кристаллографии. Представлены оглавдение и полный текст задачника в формате PDF.

    Тип материала: Задачник; | Аудитория: | Уровень образования: Высшее;

  • Жамсаранова С.Д., Пластинина З.А.

    В данный сборник включены задачи и упражнения по основным разделам теоретического курса биологической химии. Сборник содержит примеры решения типовых задач, что позволит студентам освоить общий подход и логику рассуждений при решении конкретных задач. Тестовые задания включены для самоконтроля. Сборник рекомендован для студентов всех специальностей ВСГТУ, изучающих биологическую химию.

    Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

  • http://alhimik.ru/zadachnik/content.html

    Электронная версия задачника, подготовленного на кафедре неорганической химии МИТХТ им. М.В.

    Ломоносова, включает разделы: Типы и номенклатура неорганических веществ; Составление уравнений химических реакций; Стехиометрические расчеты в химии; Химическое равновесие; Растворы; Протолитические равновесия; Произведение растворимости.

    Условие выпадения и растворения осадка; Периодический закон и строение атома; Химическая связь и строение молекул; Химические свойства p-элементов; Химические свойства s-элементов. Приведены теоретические сведения и задания.

    Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

  • Лебедева М.И., Анкудимова И.А.

    Сборник содержит большое число задач и упражнений по основным разделам курса общей и неорганической химии (основные законы и понятия химии, строение атома, химическая связь, термодинамика, химическая кинетика и равновесие, растворы, ОВР, электрохимия).

    Представлены задачи и вопросы, которые необходимы преподавателю, студенту, ученику для более глубокого усвоения основных положений химии и закономерностей протекания химических процессов.

    Предназначен для студентов 1-2 курсов дневной, заочной форм обучения, изучающих курс «Химия», а также для учащихся средних учебных заведений, которые готовятся к олимпиадам и сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии.

    Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Среднее (полное) общее; Высшее;

  • Страницы ← предыдущая следующая →

    Источник: http://window.edu.ru/catalog/resources/uchebnik-himiya-dlya-vuzov

    Поступить на бюджет в ФББ МГУ (2016)

    Расклад такой. Мест на ФББ всего 27 (могут увеличить на 1-3 по личному решению Садовничего). Из них половина сразу уходит победителям Всероссиской олимпиады школьников по биологии. Остается около 10 мест, на которые претендует 200 человек. Проходной балл получается довольно высокий. В этом году был 456 баллов из 500.

    • Экзамены: ЕГЭ по математике (профильная), химии, биологии и русскому языку и письменный экзамен по математике (мехматовского уровня с максимально сложными заданиями).
    • Учитывая исключительную сложность письменного университетского экзамена и возможную пристрастную его оценку, на ЕГЭ вообще баллов нельзя терять или терять совсем по-минимуму (совокупно меньше 10 баллов).
    • Кроме экзаменов, есть еще довольно сложная и могущая быть проблемой для меня медкомиссия.

    Стартовые позиции: «выпускник прошлых лет», ЕГЭ в этом году русский 98, математика 70, биология 91, химия 42. Плюс, наверное, на грани формального прохождения по здоровью.

    И еще непонятная ситуация с дополнительными баллами, которые сейчас дают при вступительных экзаменах: за высокие достижения в спорте, аттестат с отличием и сочинение. Если со спортом и отличным аттестатом все ясно — этого у меня нет.

    То вот со школьным сочинением не ясно, как быть: запрашивать в школе, писать по-новой или вовсе для меня эта опция недоступна. Дают за него до 10 баллов, которые могут быть решающими.

    В общем, задача сложная и комплексная, требует не только тяжелой работы, но и определенного везения. Постараюсь приложить максимум усилий для ее выполнения. Посмотрим, что у меня выйдет.

    Список подцелей постоянно будет дополняться и увеличиваться. Проработать книг, сдать экзаменов и решить организационных вопросов надо немало. И все это сходу распланировать, к сожалению, невозможно. Начну с малого.

    Общий план до конца декабря 2015:

    Повторить уже выученное к лету этого года и значительно повысить общий уровень знаний по геометрии (сейчас близки к нулю, кроме самых элементарных формул и теорем мало что знаю) и по химии (где у меня чудовищно низкий уровень, закономерно отраженный в 42 баллах на ЕГЭ).

    Зарегиться на ЕГЭ. Решить на какое именно — предварительное мартовское или в общем потоке в мае-июне. С одной стороны, к марту могу не успеть, с другой — хотелось бы весь май и июнь заниматься исколючительно математикой, готовясь к исключительно сложному письменному экзамену в МГУ, а не повторением ЕГЭшных предметов.

    Плюс разобраться, что там с сочинением. Терять 10 баллов не хотелось бы, как и обращаться в свою школу. Лучше, наверное, было бы написать заново, но не факт, что это возможно. И, наконец, узнать, как быть с русским — можно ли оставить прошлогодний результат или есть возможность улучшить его с сохранением возможности использовать старый результат.

    Зачисление в число студентов-бюджетников факультета биоинженерии и биоинформатики Московского университета к 1 сентября 2016 года.

    Время и огромное желание.

    Стать профессииональным биологом — пока что мой основной приоритет в жизни. Это очень интересное занятие и к тому же комфортный путь к эмиграции из России. Лучших биофаков, чем ФББ, в России нет, да и по мировым меркам место это весьма приличное. В общем, поступление на ФББ сейчас моя главная задача.

    Источник: https://smartprogress.do/goal/146202/

    Ссылка на основную публикацию