Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет — студенческий портал

Опубликовано пользователем сайта

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал

В конце октября в новостях появилась информация, что курс «Нравственные основы семейной жизни» может стать обязательным школьным предметом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Курс составили православный священник Дмитрий Моисеев (создатель бэби-боксов) и монахиня Нина Крыгина ( из Среднеуральского женского монастыря «Спорительница хлебов», которым руководит легендарный старец Сергей Романов).

Цель курса — привить подрастающему поколению «систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре».

Авторы обещают, что несмотря на то, что курс выстроен на основе православных традиций, он не будет узко конфессионально ориентированным и носит светский характер.

Программу хотят сделать обязательной для старшеклассников во всей стране, но методических материалов в открытом доступе нет и родители пока не могут подискутировать и узнать чему же будут учить их детей.

Тем не менее в интернете появляются рецензии, обзор с вырезками этого учебника опубликовала Мариана Дейнега, репост в своем блоге сделал д.Андрей Кураев.

Можно посмотреть  авторскую презентацию курса, и потом сравнить первоначальную идею и результат:

При чем тут Безруковы? 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Неофициальные электронные дневники под запретом - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал

Учебник использует образ Сергея с бывшей женой с качестве одного из примеров образцовой семьи для формирование ценностных ориентиров.

И это при том, пара рассталась в 2015 году, Сергей женат на Анне Матисон, с которой у него годовалая дочка Маша, а также есть малолетние дети от некоей Кристины.

Через несколько лет все дети подрастут, придут в школу на обязательный урок нравственных основ семейной жизни и поймут, что их там лицемерно обманывают!

Хотела написать, неужели у нас нет других примеров для подражания.

Но объективно — это жизнь и любая образцово-показательная семья может распасться и в таких учебниках лучше публиковать фото людей, которые прожили вмести «долгую счастливую жизнь», умерли и уже никуда друг от друга не денутся, либо постановочные фото людей, которых никто не знает. Но нет! Нам же нужны нравственные ориентиры. Вопрос в зал — кто для вас является таким примером из публичных пар?

Если у авторов есть собственные убеждения и им нравится обманывать самих себя — пожалуйста, но причем тут наши дети?  Кто гарантирует, что курс, который составила монахиня, не подведет наших детей под монастырь? По личным семейным вопросам я обратилась бы за советом к психологу, паре с больших и плодотворным опытом семейной жизни, но не к монахине. И пусть она хоть многотомная ходячая энциклопедия и знает все ответы по вопросам психологии семейной жизни — ей самой эти знания не помогли, раз она теперь в черном облачении. По вопросам духовной жизни и молитвы я бы /может быть/ попросила ее совета, по вопросам семьи — нет!

Что еще есть в этом учебнике. Стереотипные взгляды на роли мужчины и женщины в социальной жизни и в браке. Авторы  с тоской вспоминают дореволюционные устои и ругают  промышленную революцию, которая  изменила роли мужчин и женщин в обществе и примитивизируют исследования в достаточно сложных и многогранных областях научных дисциплин.

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал

Авторы курса утверждают :«что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то эта сторона речи лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание» (опровергнуто), «у мужчин более устойчивыми оказываются такие черты, как интеллектуальные интересы, высокий уровень притязаний, эмоциональная стабильность и более высокая агрессивность, а у женщин — социальная ориентация, настойчивость, эстетическая отзывчивость, желание дойти до пределов возможного. Женщины склонны верить авторитетами опираться на авторитеты в затруднительных случаях, что менее характерно для мужчин», «мужчин больше волнуют проблемы в их профессиональной деятельности, а женщин — в семейных отношениях. В сфере производственных отношений женщины больше ценят хорошие межличностные отношения, а мужчины — квалификацию и профессиональные достижения». Вывод: «многие проблемы в супружеских отношениях возникают из-за того, что люди не могут осознать разницы в психологии мужчин и женщин».

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал

Хрестоматия для учителя

Автор обзора пишет, что хрестоматия для учителя «представляет собой простой сборник статей разных авторов, к примеру из 293 страниц 161 страницу составляют статьи религиозного содержания (в пересчёте на количество статей: всего 67 авторских статей, 1 документ РПЦ из них 33 статьи авторов, так или иначе связанных с религией; 2 — Библейские заповеди; 15 на тему психологии, 4 — политики, 13 — различной тематики (социальная; брак и сопутствующие понятия). Тему «Чудо жизни» составляют 1 выдуманный рассказ и 2 статьи священника; тему «Не убий» — тот самый документ РПЦ и 3 статьи священников. Вот так светский курс!»

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал

По официальной версии запрос на введение курса в школах поступил от «Ассоциации родительских комитетов». Ольга Леткова, глава Ассоциации: «Это не православная программа. Программа исключительно светская. Никакой религиозной составляющей в ней нет вообще».

Ложь и лицемерие!

Богословский анализ изначально анонсирован как один из основных подходов в составлении материалов курса (см. презентацию). Бесконечное цитирование Библии, Святых отцов, священников. Разделы курса посвящены «христианской семье», «святым покровителям семьи», «святым семействам».

«Наука» о девственности.

В хрестоматии есть статья «Наука о девственности», автор — протоиерей Николай Головкин. Если захотите узнать о  девственной чистоте, какое потомство бывает от нравственно падших гулящих девушек — статья есть в открытых источниках.

«Открытие телегонии в 19 веке сразу же было спрятано от людей, так как приоткрывало таинственные завесы судеб множества людей — простых и великих. Но главное, оно накрепко закрывало дорогу для всякого рода сексуальных революций, а это не входило в планы врага рода человеческого.

Для засекречивания была найдена и даже внесена в энциклопедию удобная фраза: якобы явление телегонии не подтвердилось… Но, как говорится, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.

Особенно когда начали проводиться на территории Советского Союза международные фестивали, стали нередкими факты, когда наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых СВОИХ мужей — детей «ни в мать, ни в отца, а в черного и дебильного молодца».

«Причиной появления этих детей была генетическая мутация хромосомной цепочки; много лет назад происшедшая внебрачная связь стала виной семейных трагедий.

Что тут скрывать, «девушки — добрачные женщины», особенно из числа многочисленных проституток, «диких» или организованных «эскорт — услугами», сегодня часто дарят своим «законным любимым» скрытые плоды добрачных половых связей — наркоманов, токсикоманов, гомосексуалистов или психически неполноценных, бесноватых придурков-детей».

  • Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал
  • Программа «Обучение воздержанию» в США не оказывает влияния ни на показатели статистики половых инфекций, ни на возраст вступления в половую жизнь, ни на количество половых партнеров и автор обзора доказательно выводит авторов курса на чистую воду.
  • Развитие эмбриона и аборты
  • Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал

«В материале об эмбриогенезе авторы используют спекулятивные техники и подмену понятий.  К примеру, плод на протяжении всего внутриутробного развития они называют ребёнком (11 раз), крохой (2 раза), малышом (14 раз), маленьким человекомчеловечком (2 раза), плодом (1 раз).

И это на трёх страницах печатного текста.

На этих же страницах для вызывания наибольшей эмоциональной реакции используются уменьшительно-ласкательные формы слов, называющих части тела: ручки (3 раза), ножки (3 раза), ноготки, ротик, пальчик, волосики, кулачки, лобик, реснички (140, 141, 142)».

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал

  1. МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ к курсу (без комментариев).

Согласно п.1. статьи 14 Конституции РФ, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» Гл.1. Статья 3.

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. п.6: светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность).

 

Суть светского характера образования состоит в том, что государственная и муниципальная система образования и воспитания не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.

«Религиозное воспитание может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан».

«Государство уважает свободу ребенка и его родителей или законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание ребенка в соответствии с убеждениями по их выбору».

Светский характер образования означает:

1. Недопустимость в государственных и муниципальных учебных заведениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий. 2.

Исключение, какого бы тот ни было вмешательства религиозных организаций в содержание и организацию учебного процесса в государственных и муниципальных учебных заведениях, недопустимость цензуры с их стороны программ, учебников, учебных пособий, соответствующих Образовательному стандарту.

3. Запрет на совершение в государственных и муниципальных учебных заведениях религиозных обрядов, мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм религиозной пропаганды.

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/150189_nravstvennye-osnovy-semeynoy-zhizni-dlya-nashikh-detey

Научить семейной жизни в рамках школьного курса?

Глава Ассоциации родительских комитетов Ольга Леткова обратилась в Министерство образования с просьбой внедрить в школу учебный курс «Нравственные основы семейной жизни». В пилотном варианте курс был запущен еще в 2009 году. С 2017 года действует уже в 60 регионах России.

Позже в министерстве заявили, что «на данный момент в Минобрнауки России не поступало официальное предложение о включении курса «Нравственные основы семейной жизни» в школьную программу».

Однако идея повсеместного внедрения вызвала негодование у светской общественности. Главным камнем преткновения для многих стало авторство курса, которое принадлежит тандему священника и монахини. Насколько полезен курс семейной этики для школьников и кто его должен преподавать?

Живые вопросы о семье нельзя загонять в рамки обязательного курса

Детский и семейный психолог Елена Лутковская:

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал

Елена Лутковская

Я не уверена, что это должен быть именно учебный курс, входящий в образовательный стандарт. Но то, что системный разговор о семейных ценностях в школе нужен, я знаю из опыта работы школьного психолога. Этот разговор остро востребован.

Подросткам в силу возрастных особенностей интереснее не химия с физикой, как бы того не хотелось нам, родителям, для них актуальнее и важнее вопросы: как найти себя? кто я? какой будет моя семья? Каким может быть мое будущее? Но школьная программа выстроена так, что за редким исключением, например, уроков литературы и истории, для обсуждения этих самых интересных и актуальных тем в школе нет ни пространства, ни времени.

Однако, как только мы загоняем вопросы о себе самом, о будущем и семье в рамки курса, начинаются проблемы.

Загоняя серьезную тему в рамки курса, возникает риск превратить разговор про живые вопросы, с одной стороны – в обязаловку, с другой – в скучное, а в глазах некоторых родителей даже опасное нечто, которое будет отвлекать ребят от подготовки к ЕГЭ и навязывать ценности, которые сильно разняться с установками, принятыми во многих семьях.

В школе «Образ», где я работаю, есть опыт подобных бесед со старшеклассниками. Такие разговоры происходят по мере того, как у детей накапливаются вопросы.

Такие встречи с подростками у нас обставлены особым образом. Например, мы делим мальчиков и девочек или можем не всех туда позвать.

Мы подогреваем их интерес и делаем все, чтобы детям очень хотелось попасть на эти встречи. И тогда они получаются интересным.

Мы приглашаем гостей. Как правило это люди, у которых есть опыт хорошей семейной жизни. При этом мы зовем ярких людей, на которых подросткам хочется быть похожими, с которыми им может захотеться себя идентифицировать.

Мне кажется, наш опыт в этом смысле удачен за счет того, что имеет факультативный характер. Хотя я не помню, чтобы кто-то из ребят отказывался приходить на встречи.

Стоит отметить, что девочек всегда больше вопросов, связанных с будущей семейной жизнью и взаимоотношениями в семье.

Для мальчиков эти темы менее актуальны, в отличие от вопросов, например, поиска себя и своего пути. Потом для мальчиков важно, чтобы с ними разговаривали мужчины.

Подростком остро необходимо видеть мужские модели поведения, а не только женские. В нашей школе, слава Богу, есть и такой опыт, и такая возможность.

Важно и то, чтобы человек, который транслирует свою позицию, был знаком родителям, вызывал их доверие. Они более или менее должны представлять то, что он будет говорить.

Только так можно снять родительскую тревожность. Важно, чтобы это был счастливый человек.

Не знаю, как это возможно закрепить в образовательном стандарте, но для меня очевидно, что это самый важный фактор и гарантия качества.

Курс новой учебной дисциплины «Нравственные основы семейной жизни» создан в соавторстве протоиереем Дмитрием Моисеевым и монахиней Ниной (Крыгиной), как программа и учебно-методический комплекс  для 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы. Учебные пособия в 2012 году получили гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Для меня несомненно, что курс написан уважаемыми людьми, не случайными в этой теме. Эти люди у меня не вызывают сомнений, как не вызывает сомнений и то, что предлагаемый ими курс не вполне светский.

Перечень тем, которые там перечислены и особенности формулировок указывает на то, что он написан в православной традиции.

Это не недостаток вовсе, скорее это особенность, которую необходимо учитывать при введении курса в школе.

Я уверена, что навязывание учебника способно привести к тяжелым социальным последствиям. Хотя бы на секунду представьте какая возникнет пропасть между школой, родителями, Министерством образования и участниками процесса. Любая попытка вторгнуться в тонкую сферу человеческой этики и ценностей в армейских сапогах и нахрапом, приводит к неизбежному отторжению.

Давайте представим обратную ситуацию: в православную школу пришла разнарядка с обязательным учебником по различным методам контрацепции, снабженная подробными инструкциями на эту тему.

Ну вообразите это на минутку, можете? Наверняка нашлись бы уважаемые члены общества, рецензенты с учеными званиями, которые сочли бы учебник хорошим, увидели бы в нем громадную пользу.

При этом я вполне могу понять реакцию родителя из верующей семьи, как и их протест, и их борьбу.

Но, господа, ровно такую же бурную реакции вызывает у светской семьи курс этики, написанный монахиней и священником.

Мне кажется, если курс все-таки решено будет ввести, то детям необходимо будет дать возможность пользоваться разными учебниками в зависимости от традиций их семей, как было сделано в рамках курса основ мировых религий, когда нам всем был дана возможность выбора. В вопросах семейной этики в светских школах тоже резонно предоставить право выбора.

Записала Дарья Рощеня

Курс детям необходим, но вызывает тревогу подготовка преподавателей

Протоиерей Александр Дягилев, председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии, руководителем Санкт-Петербургского епархиального центра Православного объединения «Супружеские встречи»:

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал

Протоиерей Александр Дягилев. Андрей Петров

— Я эту идею не просто поддерживаю. Я — один из тех, кто давно говорит о ее необходимости. Почему введение такого курса кажется мне необходимым? Это связано с тем, что у нас колоссальный процент разводов в стране.

Читайте также:  Школы юных: 12 учебных заведений, которые знакомят с профессиями - студенческий портал

Распадается почти 60 процентов браков. В Москве и Петербурге это 50 процентов, а в сельских регионах почти 80.

И выходит, что наши собственные семьи, из которых мы вышли, далеко не всегда являются примером для подражания.

В странах, где более-менее стабильная ситуация с разводами, возможно, такой курс и не потребовался бы. Но именно в нашей стране он крайне необходим. Есть ощущение, что по ряду причин, в том числе, психологических, дети будут воспроизводить историю жизни своих родителей: разводиться, бросать детей и так далее.

Другое дело, что, как всегда, возникает вопрос, не только, хороша ли программа, но кто и как это будет на практике преподавать? Это может быть и психолог. Это может быть учитель, педагог. В любом случае, необходимо прохождение специализированной подготовки, как по преподаванию конкретно этого курса, так и элементов семейной психологии.

Важно будет выстроить не только курс преподавания в школе, но и грамотный курс подготовки преподавателей. Я сталкивался с ситуацией, когда Основы православной культуры назначали преподавать учителя физкультуры, который вообще в церковь не ходит и далек от этого. И даже неверующим школьникам то, что он говорил, казалось немножко дико.

Или, например, в другой школе Основы православной культуры поставили преподавать женщину, о чьей нетрадиционной сексуальной ориентации было известно заранее. Получается, то, что она говорит, противоречит тому, как живет сама.

Если то, как живет педагог, противоречит тому, что он будет говорить на этом курсе, дети поймут это на уровне чувств. Они будут знать, что учитель говорит слова, в которые сам не верит, потому что живет иначе. Рассуждать о нравственности может человек, у которого с этим все в порядке.

Очень многое будет зависеть от личного примера учителя.

Например, в курсе говорится о том, что глава семьи — мужчина, а женщина выступает в роли хранительницы очага. Но за 20-й век семья претерпела колоссальную трансформацию. Первая мировая война, революция, гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война, репрессии. Все это ударило, прежде всего, по мужчинам: они полегли на линии фронта, полегли в ГУЛАГе.

А женщина научилась жить одна, научилась тянуть на себе мужчину. Появилась традиция: муж отдает зарплату жене, потому что если не отдаст, то пропьет.

Мужчина — это тот, кто пьет, ответственности ни за что не несет, зарплату жене отдал — и все, что ты еще от меня хочешь. Кстати, именно это привело к идее, что воспитание детей — не мужское дело.

Мальчики перестали идти в педагогические ВУЗы, и это одна из причин, почему у нас в школах работают, в основном, одни женщины.

Это привело к тому, что у нас появились инфантильные мужчины и сильные женщины. И семья прошла трансформацию сначала в детоцентричную семью.

Таких семей до сих пор еще очень много, в которых муж с женой даже не рассчитывают на счастливую семейную жизнь, их цель — причинить счастье ребенку. Именно причинить. Самого ребенка не будут спрашивать, хочет он этого или нет.

“Да, мы жили кошмарно, но пусть хотя бы наши дети будут счастливы, мы им дадим самое лучшее”. Сами дети, при этом, ни работать, ни зарабатывать не умеют, их наоборот максимально разгружают.

А следующий тип семьи, который появился на излете 90-х годов, называется супругоцентричный или супружеский. Здесь в центре уже наши отношения, у нас много секса, нам хорошо, ты хорошо зарабатываешь, я хорошо зарабатываю, мы друг без друга можем прожить. В такой семье возникает вопрос: “А зачем вообще нам дети?”.

Патриархальная семья строится на обычаях и традициях. А мы живем в эпоху, когда традиции поломаны. Мы не живем так, как жили наши предки. И патриархальная система не работает при разрыве традиций.

Если традиции не работают, значит, многие другие вещи по умолчанию тоже не работают. И мужчине и женщине необходимо буквально учиться выстраивать диалог и договариваться. Вот что обязательно должно быть в курсе, с моей точки зрения. Потому что автоматом оно не будет получаться. Автоматом получаются только разводы, то есть та картина, которую мы сейчас наблюдаем.

Православный сегмент курса стоило бы перенести в Основы православной культуры, либо это должно быть просто несколько слов на одном из уроков. Но без жесткого акцентирования.

Например, сказать, что в православной традиции небесными покровителями семьи считаются Петр и Феврония, Ксения Блаженная и так далее, и если вы верующие, православные, можете им молиться.

Примерно в таком контексте, не более того.

Буквально в сентябре я был в Польше и видел, как подобный курс построен там. Родители вместе с учителями проходят курс вместе, учась взаимодействовать.

Получается, родители и педагоги говорят на одном языке и потом уже проводят определенные занятия с детьми. Это достаточно выстроенная, хорошая система, в которой быстро становится понятно, кто разделяет эти идеи воспитания, кто нет.

 А у нас, я боюсь, это может произойти следующим образом: просто директор школы назначил, и все.

Я, безусловно, за и считаю, что крайне необходимо, чтобы такой курс был внедрен. Но я переживаю по поводу того, как это будет реализовано на практике и не будет ли нарушен принцип “не навреди”.

Реакция детей может быть разной, особенно когда то, что они будут слышать, будет противоречить тому, что происходит в их реальной семье. Это ведь может спровоцировать вражду с родителями, например. Курс должен быть интересным, познавательным, должен заставить задуматься над тем, кто я, а не только дать какие-то общие знания. У педагога должны быть навыки такой работы с детьми, семьей.

Записала Настя Дмитриева

Источник: https://www.pravmir.ru/nauchit-semeynoy-zhizni-v-ramkah-shkolnogo-kursa/

«Без религиозной основы нравственность бессмысленна»: зачем школьникам курс об основах семейной жизни

В обязательную школьную программу может быть включен учебный курс «Нравственные основы семейной жизни», сообщил «Коммерсант». С такой инициативой обратилось родительское сообщество к Минобрнауки. Программа разработана представителями РПЦ и направлена на подготовку школьников к созданию «крепкой многодетной семьи».

В ведомстве такую идею восприняли положительно — вопрос о внедрении курса может быть рассмотрен уже в ноябре.Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал

Инициатива введения курса «Нравственные основы семейных ценностей» в обязательную школьную программу последовала от самих родителей — соответствующее предложение передала глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова заммистру образования и науки Татьяне Синюгиной. В ведомстве такую идею приняли положительно.

Учебный курс разработан представителями РПЦ: священником из Екатеринбурга Дмитрием Моисеевым и монахиней Среднеуральского женского монастыря Ниной Крыгиной. Авторы заявляют, что такая программа поможет старшеклассникам не только изучить систему базовых ценностей, но и подготовить их к созданию «крепкой многодетной семьи».

Вопрос о введении курса в обязательную школьную программу будет рассмотрен в Минобрнауки уже в ноябре, заявила Леткова. Ведомству предстоит решить два вопроса: в какой предмет будет включена такая программа и сколько часов должно быть выделено на ее изучение.

«Без религиозной основы нравственность бессмысленна»

Материалы, подготовленные представителями РПЦ, очень качественные, рассказал «360» глава Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко. При этом необходимо решить, кто будет преподавать такой курс школьникам.

«В школах существует ситуация, когда учителя либо сами в разводе, либо имеют одного ребенка, который ведет себя как король», — подчеркнул Ткаченко.

Основу нравственного воспитания должны давать ребенку его родители — школа не должна отбирать их прямые обязанности.

Основы нравственности общие для всех. Я не знаю религий, которые бы сильно противоречили таким вопросам. Есть много придуманных вещей и про Средние века, и про инквизицию, но этот курс очень качественный и там все эти вопросы хорошо оговорены Если говорить про нравственность, все равно все упирается в религиозность. Без какой-то религиозной основы нравственность бессмысленна

— Руслан Ткаченко.

Идею введения курса «Нравственные основы семейных ценностей» в обязательную школьную программу поддержал и протоиерей Всеволод Чаплин. Разработанная программа поможет исключить новые трактовки семейных ценностей, рассказал он в интервью «360». Чтобы остановить «разрушительные тенденции», необходимо внедрять новые решения.

То, что в данном случае предложена своя программа, в которых будет положительно говориться о таких вещах как целомудрие, верность, неприятие измен, разврата и прочих вещей, которые убивают и тело, и душу человека — это неплохо

— Всеволод Чаплин.

Разработанный курс необязательно может быть связан с православием, считает Чаплин. Скорее всего, он является общенравственным и общегуманитарным, поэтому подходит для представителей всех религий.

«То, что он разработан православными специалистами, вовсе не означает, что он является миссионерским с точки зрения православия», — подчеркнул собеседник «360».

Более того, проповедуемые религией нравственные ценности чаще всего разделяют даже атеисты.

Если буквально приближать образовательные материалы к тем каналам, которые популярны среди детей и подростков — это все в меньшей степени книги. Чаще всего это игры, мультики, компьютерные программы. В этом пространстве уже многое делается и надо все больше в него погружаться — другого выхода нет

— Всеволод Чаплин.

Школьная программа — не резиновая, заявил «360» уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. Введение нового курса может привести к сокращению часов классических дисциплин, вроде математики и химии. Кроме того, до сих пор непонятна квалификация преподавателя, который должен обучать детей нравственности.

У меня есть собственный опыт — я преподавал в школе не только математику, но и этику и психологию семейной жизни.

В целом этот проект провалился — по стране это произошло потому, что это был одночасовой предмет, к которому дети не относились всерьез.

Поэтому прежде чем вводить что-то, нужно проводить большие и серьезные эксперименты, создавать учебники, готовить учителей. А когда мы делаем наоборот, эффект получается отрицательный

— Евгений Бунимович.

Никакой предмет не должен нести окраску одной религии, подчеркивает Бунимович. При этом представители всех конфессий разделяют традиционные семейные ценности.

«Вопрос в том, насколько профессионально это происходит. То, что это предложение от религиозной организации, меня не смущает», — подчеркнул собеседник «360».

При введении курса нужно обязательно позаботиться, чтобы он не нес какой-либо религиозной окраски.

Нравственные основы семьи у нас во многом нарушены не потому, что в школах нет такого предмета, а потому, что так устроено наше общество. Здесь нужно действительно гораздо больше любого предмета — чтобы сама семья, в которой живет ребенок, подавала пример нравственных основ. Тогда и предмет такой не нужен будет

— Евгений Бунимович.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/bez-religioznoj-osnovy-nravstvennost-bessmyslenna-zachem-shkolnikam-kurs-ob-osnovah-semejnoj-zhizni/

Основы семейной жизни: подробнее о новой школьной дисциплине, Старшая школа

Многие родители могут сказать, что предмет «основы семейной жизни» не настолько важен как, например, математика, русский язык или история. Однако если внимательнее ознакомиться с тем, чему может научить эта дисциплина, то можно понять, что она дает школьникам знания и навыки, которые выходя далеко за рамки семейных отношений.

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет - Студенческий портал

По результатам многочисленных опросов, для семидесяти процентов подростков главная ценность в жизни – это семья. И тем не менее статистика четко указывает, что половина браков в России распадается. Это натолкнуло членов Российской академии образования на разработку такой дисциплины, как основы семейной жизни, или семьеведение.

В федеральном масштабе ввести курс предложили еще весной 2016 года. Предложение было воспринято неоднозначно.

Однако разработку предмета утвердили, и уже в ноябре того же года стало известно, что основы семейной жизни в качестве пилотного проекта воплотят в Северной Осетии.

По словам одного из главных разработчиков программы Артура Реана, дисциплина должна подготовить молодых людей к реалиям семейной жизни и научить их находить компромиссы в отношениях и достигать взаимопонимания с партнером.

Многие родители могут сказать, что этот предмет не настолько важен как, например, математика, русский язык или история. И они в чем-то будут правы. Однако если внимательнее ознакомиться с тем, чему может научить дисциплина с многообещающим названием «основы семейной жизни», то можно понять, что она дает школьникам знания и навыки, которые выходя далеко за рамки семейных отношений.

Отметим, что работа над формированием основ семейной жизни как полноценной школьной дисциплины еще не окончена. А пилотный проект в Северной Осетии должен помочь в его реализации в федеральном масштабе.

Содержание программы и методы

Принято считать, что взаимоотношения в семье должны служить примером и моделью, которую ребенок возьмет за основу, когда придет время вступить в брак. К сожалению, родители не всегда могут показать именно тот пример поведения, который бы стал залог уважительных отношений в будущей семье ребенка.

А иногда взрослые вообще не обращают внимания на своих детей, поэтому их вообще не волнует вопрос, какой пример они подают. В результате, половина опрошенных старшеклассников не считает семью родителей идеальным образцом, а свыше шестидесяти процентов согласны, что подготовка к созданию семьи нужна.

На сегодняшний день разработка единой программы еще не окончена, однако основные темы уже определены. Среди них можно выделить:

  • семейные ценности;
  • решение конфликтных ситуаций;
  • рождение и воспитание ребенка;
  • вопросы права.

Программа охватывает 9-11 классы. В течение первого года старшеклассники будут:

  • разбираться с тем, зачем люди вступают в отношения,
  • учиться разграничивать любовь с влюбленностью и решать конфликты.

Второй год должен быть посвящен главным образом детям – планированию, рождению и воспитанию ребенка. На третий год, в 11 классе, планируется более обширное изучение различных методов воспитания детей. Также будут затронуты вопросы семейного права, в частности удочерения и усыновления, попечительства и опеки.

Основная задача курса – подготовить старшеклассников к созданию семьи, дать им ориентиры, которых они часто лишены в родительской семье.

Поскольку сухая теория не может подготовить в полной мере, в программе обучения предусмотрены и практические занятия. Например, будут задействованы парные упражнения, в которых школьники будут имитировать семейный конфликт, а после детально разбирать его. Такие занятия помогут сформировать у школьников навыки взаимодействия.

Артур Реан собирается включить в программу классные встречи с семейными парами, которые прожили вместе долгие годы. Они будут делиться своим опытом, рассказывать о том, каким образом смогли справиться с трудностями семейной жизни. При этом старшеклассники смогут задавать вопросы по теме, которые интересуют их больше всего.

По словам Реана, экзамены по данному предмету проводиться не будут, поскольку занятия должны быть построены на интересе школьников, а не на стремлении получить хорошую отметку или просто присутствовать на уроке.

Практические занятия предполагают задания, с помощью которых преподаватели могли бы получить отклик от учеников и сделать вывод, насколько они разобрались в теме. Однако оцениваться в баллах такая работа не должна.

Нынешняя ситуация и перспективы

В действительности семьеведение не совсем новый предмет. К настоящему времени дисциплину о семейных отношениях преподают в отдельных школах в разных регионах РФ.

Но лишь в девяти из них существуют общерегиональные программы. Там основы семейной жизни были введены по решению регионального правительства.

В прочих же регионах это было решение собственно школ либо муниципалитетов.

Сейчас дисциплину ведут преподаватели гуманитарных наук – после прохождения курсов или самостоятельной подготовки. Если специалисты увидят, что дисциплина о семье действительно эффективна, то с большой долей вероятности для университетов последипломного образованию разработают учебные программы, которые позволят готовить специалистов конкретно в области семьеведения.

Основы семейной жизни – это факультативная дисциплина, для которой отводится всего лишь один час в неделю. Сейчас активно разрабатывается единая учебная литература.

А пока ее нет, преподаватели используют разные учебники, из которых школьники могут почерпнуть нужную информацию.

При этом педагоги сетуют, что доступная литература, подходящая по тематике предмета, зачастую оказывается противоречивой или устаревшей.

За и против «уроков семейного счастья»

Мнение общественности, научных и государственных деятелей по поводу того, нужны уроки семейного счастья в школах или не нужны, разделилось.

Так, заместитель председателя Государственной думы Ирина Яровая считает, что в новом предмете нет необходимости.

Против внедрения новой дисциплины в школах выступила и один из научных руководителей НИУ «Высшая школа экономики» Наталия Любомирская.

Несмотря на недовольство некоторых научных и государственных деятелей, проект получил достаточную поддержку. Его разработке в РАО способствует омбудсмен по делам детей Анна Кузнецова, а также Фонд Андрея Первозванного. Введение «семейной» дисциплины поддержал и предыдущий детский омбудсмен Павел Астахов.

Пользователи соцсетей соглашаются, что курс может быть полезен, но скорее в теории, чем на практике. Часть из них опасается, что в действительности дисциплина может получиться ни о чем. А некоторые очень переживают, что занятия по семьеведению создадут у старшеклассников ложное убеждение, согласно которому мужчина всегда прав, а место женщины на кухне.

Читайте также:  Научно-образовательные математические центры создадут молодые ученые - студенческий портал

И специалисты, и родители отмечают также высокую загруженность школьной программы. Их беспокоит, что новый предмет будет отнимать у школьников много времени, что может негативно сказаться на успехах по основным дисциплинам.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1394_osnovy-semeinoi-zhizni-podrobnee-novoi.html

Зачем РПЦ хочет ввести курс «Нравственные основы семейной жизни» в школах? И нужен ли он?

Это предложение непрофессиональное. Это бесконечное расширение предметов ничего не дает. Предложения сыпятся со всех сторон, не только из РПЦ. 

Грубо говоря: плохо с финансами — давай введем финансовую грамотность. Но тогда возникает вопрос: во-первых, за счет чего? Учебная нагрузка не беспредельна, есть санитарные нормы. Ну давайте введем (это я иронизируя говорю)! Но тогда давайте сократим математику, русский язык, историю. 

Во-вторых, эти семейные вещи, которые безусловно нужны, при нормальном учебном процессе транслируются через грамотные уроки литературы, истории, обществознания. Я уже не говорю о воспитательном процессе: классные часы и многие другие вещи. 

Поэтому это в любом случае: а) непрофессионально, б) ни к чему в реальности не приведет.

Предположим, мы введем такой курс. Зная прагматический состав родителей: на какой факультатив пойдут их дети? Который позволит лучше сдать экзамены, поступить в вузы — иностранный язык, математика и так далее. Я подчеркиваю, невозможно бесконечное экстенсивное развитие учебных планов и предметов. Так не бывает, это мы уже проходили.

Это делается всего лишь с одной единственной целью ,а именно  Продвижение своего бренда для  того, чтобы  этот бренд луче продавался. Во всё  мире XXI  век ,а в России эпидемия ВИЧ  и курсы «Нравственные основы семейной жизни» в школе вместо   уроков полового воспитания  и сексуальной безопасности.Одним словом : БЕДА!

Если ребенку с детства говорить что театр это очень хорошо, водить на спектакли, давать возможность самому попробовать себя на сцене, в театральной студии, вести разговоры про систему Станиславского, и давать возможность посещать творческие вечера актеров, то как как вы думаете, будет ли во взрослой жизни этот человек ходить в театр, платить за билеты, покупать пьесы? Думаю да, не каждый, но 5-7 из 10 это будет неплохо. Именно так же действует и РПЦ, влезая в образование со своими «ценностями», мягко и ненавязчиво объясняя маленьким детям, с не очень критическим мышлением, что семейные ценности это хорошо, о чем и я спорить не буду, а еще лучше православные семейные ценности, и давайте помолимся… Религия, и православие в частности, работает по принципу — первая доза бесплатно. Классика.

Читал статью о том, что нужно вводить сексуальное образование, (как это, например, сделано в США), потому что у нас даже учитель биологии боится произнести слово «пенис»; а потом это выливается в более серьезные проблемы. Но мы вводим «нравственные основы семейной жизни», после которых, по-моему, дети станут только более необразованными в отношений и секса, и семьи, которые, по-моему, тесно взаимосвязаны.

Церкви не нужны люди с научным образованием, ей нужны прихожане.

РПЦ и вообще все религиозные организации надо гнать из школы поганой метлой, иначе лет через 15 мы в массовом порядке получим что-то вроде вот этого. Или ещё хуже, мы получим очередную порцию двинутых на религии отморозков, типа Стерлигова.

История точь в точь, как с так называемыми «Основами православной культуры», которые, по сути своей, являются «Законом Божьим» в чистом виде, только адаптированным для детей.

Если предмет напрямую назвать «Закон Божий», то очень многие если не возмутятся, то как минимум будут косо смотреть на самих РПЦ-шников.

А «Основы православной культуры» звучит в гораздо более нейтральном ключе, ведь с их точки зрения русский = православный (и так думает, кстати, значительная часть населения РФ). Об этом ещё предыдущий патриарх Алексей II говорил. 

Повторю свой начальный тезис: церкви не нужны люди с научным образованием, ей нужны прихожане. А сделать послушного прихожанина гораздо проще из ребёнка, чем из взрослого человека.

Читать ещё 3 ответа

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/326462/image_src

Разбор: учебник по «нравственным основам семейной жизни» — Офтоп на TJ

«Миф о полной безопасности презервативов уже давно лопнул» и другие откровения из учебника от РПЦ.

В 60 субъектах России преподают новый предмет — «Нравственные основы семейной жизни», который рассчитан на учеников 10-го и 11-го классов и должен подготовить их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи». По информации The Village, в ноябре Минобрнауки рассмотрит вопрос о его включении в список обязательных.

Life4me+ изучил некоторые страницы учебника, и обратил внимание на часть, посвященную профилактике заболеваний, передающихся при сексуальных контактах.

Фрагмент из учебника «Нравственные основы семейной жизни»

Как пишут авторы учебника, «вопреки радужным обещаниям и оптимистическим заверениям, миф о полной безопасности презервативов уже давно лопнул. Дело в том, что в губчатой структуре латекса существуют естественные микроскопические отверстия.

Наличие пор подтверждается и простейшим бытовым опытом: все надувные воздушные шарики, в том числе и кондомные, через некоторое время, так сказать „испускают дух“, что объясняется их проницаемостью для молекул газово-воздушной смеси.

Процент противозачаточной неэффективности („протечки“) презерватива, по данным ученых различных стран, колеблется от 3 до 10 %. Что же касается вируса СПИДа, то он в диаметре в 30 раз меньше сперматозоида» (пунктуация источника).

Миф о том, что поры презерватива якобы пропускают вирус иммунодефицита человека, относится к известным городским легендам и много раз опровергался.

Официальный интернет-портал Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИДа прямо утверждает: «Презервативы эффективно защищают от инфицирования ВИЧ».

Сайт московской городской комплексной программы «АнтиВИЧ/СПИД» в разделе «Профилактика ВИЧ-инфекции» пишет: «При любых сексуальных контактах всегда используйте презерватив».

Кроме того, авторы используют совершенно некорректную терминологию. Выражение «вирус СПИДа» бессмысленно, так как СПИД — это клинический синдром, состояние, развивающееся на фоне ВИЧ-инфекции. В Руководстве ЮНЭЙДС по терминологии подчеркивается, что некорректно говорить о «вирусе СПИДа»; вирус, который вызывает СПИД, называется ВИЧ.

«Презерватив снижает риск заражения, но, по мнению многих исследователей, обеспечивает защиту не более чем в 40% случаев.

Вы купили бы авиабилет, зная, что из 10 самолетов авиакомпании четыре разбиваются? А если бы летать приходилось не раз в год и даже не раз в месяц?», — продолжают авторы учебника.

Между тем Всемирная организация здравоохранения утверждает: «Фактические данные свидетельствуют о том, что мужские латексные презервативы защищают на 85% или более от передачи ВИЧ и от других инфекций, передаваемых половым путем (ИППП)».

Официальный интернет-портал Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИДа, сравнивая различные способы контрацепции, дает еще более высокие цифры: «мужские презервативы, при правильном использовании, значительно эффективнее — в 99% случаев они защищают от ВИЧ».

Кроме того, авторы неверно интерпретируют даже собственные недостоверные данные: в их аналогии с самолетами, если защита обеспечена «не более чем в 40% случаев», разбиваться должны 6 из 10 самолетов, а не 4 из 10.

Изучившие фрагменты учебника эксперты отмечают, что он содержит недостоверную и неподтвержденную источниками информацию и в других разделах, и что учебник в целом демонстрирует очень низкое качество.

Фрагмент из учебника «Нравственные основы семейной жизни»

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать

Источник: https://tjournal.ru/flood/62677-razbor-uchebnik-po-nravstvennym-osnovam-semeynoy-zhizni

Статья на тему: Нравственные основы семьи | Социальная сеть работников образования

Нравственные основы семьи

Нравственное воспитание ребенка начинается с семьи. Ничто не влияет на ребенка так сильно, как его родители, модель их поведения, слова. Чем меньше ребенок, тем более он впечатлителен. Больше всего на внутренний мир и убеждения оказывают влияние отношения с родителями

Важность семьи еще и потому так велика, что ребенок получает в ней первый свой опыт, который стремится реализовать в последующей жизни. Поведение отца и матери для ребенка — это первый образец для подражания.

Дитя неосознанно начинает перенимать интонации, манеру разговора, строение предложений, походку и даже дефекты речи. Также малыш начинает внимательно наблюдать, какие складываются отношения родителей с другими людьми и окружающей средой.

Забота о близких , уважение чужих интересов, способность контролировать свои чувства и поведение — все идет из семьи.

В чём же  важность нравственности ?

Под нравственностью понимается комплекс убеждений, чувств и поведения. Нравственное воспитание детей в семье начинается с формирования поведения, затем чувств, а потом и убеждений.

Нравственность в первую очередь проявляется в форме отзывчивости и сочувствия. Чуткость ребенка к чужим переживаниям и эмоциям заложена природой. Важно развивать ее таким образом, чтобы ребенок начинал постепенно замечать и уважать не только свои собственные чувства, но и своих близких.

Со временем малыш повзрослеет, и ему придется заботиться о своих родителях, родственниках и детях.

Если с детства он будет сосредоточен только на своих потребностях, то он, повзрослев, не научится заботиться и сотрудничать, не сможет эффективно жить среди людей и получать от этого удовольствие.

Со временем малыш вместе с поступками сможет переживать и нравственные чувства. Например, получать удовольствие от того, что помог, поделился, поддержал и пр. Эти переживания являются основой установки на добро, которое необходимо прививать ребенку.

Мир теми или иными способами постоянно испытывает детей на прочность, заставляя их принимать сложные решения в пользу сиюминутной выгоды или длительных отношений, в пользу жадности или щедрости, в пользу трусости или смелости и др.

Размышляя вместе с ребенком о добре и зле, можно помочь ему определиться с базовыми принципами своего поведения, вдохновить его на поступки, которые доставят удовольствие не только ему, но и окружающим.

Переоценить роль семьи в нравственном воспитании невозможно. Заниматься в этом отношении с детьми нужно с раннего возраста, только так можно получить плоды своего воспитания. Моральные вопросы и дилеммы начинают появляться у малышей с началом первых контактом с людьми. Ребенок, играя со своими сверстниками, переживает множество новых чувств, одно из которых — здоровая агрессия.

Малыш конкурирует, отстаивает свои права и вещи, и в ссорах до определенной черты поступает здраво, пока у него не начинают складываться привычки и модели поведения, которые делают его ограниченным в контактах. Например, чтобы не делиться с другими, он играет в одиночестве или дерется так часто, что его никто не принимает в игры.

Нравственное воспитание должно помочь выработать у малыша определенные манеры поведения, которые помогут ему социализироваться и адаптироваться в обществе, а не мешать другим. Взрослый при этом играет самую важную роль.

В младшем возрасте разговоры с крохами не помогут, работает только сила примера, который показывают родители в общении друг с другом и ребенком.

Дети могут учиться до определенного возраста, только в играх они попробуют свое новое поведение как будто понарошку.

Несмотря на то,  что игра — занятие не серьезное, чувства, которые переживаются в них, сильные и настоящие.

В играх, где по условиям нужно делиться, вести себя сдержанно, внимательно и аккуратно, малыш сможет отточить свои навыки поведения и заложить основу для своего нравственного воспитания.

  Мама играет большую роль   в нравственном воспитании

Мама обязана воспитывать своего ребенка. Важное нравственное достижение для малыша — это научиться понимать слова «нельзя» и «можно». Это должны быть первые шаги на пути к освоению мира и других людей.

Если ребенок не освоит такие правила, он будет обращаться с другими нереалистично, как будто в мире есть только одни его интересы и он сам«Можно» и «нельзя» лучше усваиваются из уст матери, имеющей с ребенком тесный эмоциональный контакт, через который нравственные идеи передаются быстрее всего.

Мама обязана контролировать поведение малыша в этом возрасте методом оценки.

Есть такие родители, которые выступают против оценки и не стремятся ее давать, но на самом деле ее отсутствие ребенок интерпретирует по-своему, и часто в положительную сторону. Молчание, как правило, означает «можно».

Безусловно, травмировать дитя постоянными нравственными убеждениями не стоит. К ним нужно прибегать в тех случаях, когда обойтись без них нельзя — в случае серьезного проступка

.Какова же роль детского  дошкольного  коллектива?

Детский коллектив — это вторая модель общества после семьи, в которой ребенок учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Здесь нравственные правила проверяются и оттачиваются. Ребенок попадает в большое количество ситуаций и нуждается на первых порах в постоянном присутствии взрослого.

Никакие нравственные доводы не помогут, если малыш не будет поддержан, утешен и услышан. Детям нужно давать возможность жаловаться и плакать и только после этого делать нравственные разборы их поведения  

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

 Безнравственное отношение к своему делу в каждой сфере непременно завершиться браком, порчей, вредом, убытками, лишениями, страданиями для многих. Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

 Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него  Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации — такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Нравственные потребности начинаются с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость — это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. Другой важнейший элемент нравственных потребностей — нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем 

проявлениям зла. .

Таким образом: нравственные ценности, ориентиры и убеждения  личности  заключаются  в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в  воспитании  основную, долговременную и важнейшую роль.

Родители  составляют  первую  общественную  среду  ребёнка.   Родители являются образцами, на которые  ребёнок  ориентируется  ежедневно.  Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель  и  мотив  воспитания  ребёнка  –  это  счастливая,  полноценная, творческая,  полезная  людям,  а  значит  нравственно  богатая,  жизнь  этого ребёнка.  На  созидание  такой  жизни  и  должно  быть  направлено  семейное воспитание.

Только  при  уверенности  ребёнка  в   родительской   любви   возможно правильное формирование  психического  мира  человека,  возможно  воспитание нравственного поведения.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/12/30/nravstvennye-osnovy-semi

Ссылка на основную публикацию