На улучшение позиций российских вузов в рейтингах выделяют по 10 млрд рублей в год — студенческий портал

Российские вузы заметно продвинулись в предметном рейтинге QS World University Rankings: в число лучших учебных заведений мира вошли не 11, как в прошлом году, а уже 28 российских вузов.

По мнению опрошенных газетой «Коммерсантъ» специалистов, значительное улучшение показателей вузов связано с реализацией программы «5-100», то есть государственной программы повышения международной конкурентоспособности вузов. Такое мнение высказала газете, в частности, региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Между тем еще в феврале 2017 года правительство сократило финансирование программы, выделив на ее реализацию в этом году на 4,2 млрд рублей меньше, чем планировалось (10,3 млрд руб. вместо намеченных ранее 14,5 млрд руб). Таким образом, если полагаться на выводы экспертов, оснований ожидать быстрого развития российских вузов впредь будет меньше.

Однако для развития вуза необязательно его участие в программе «5-100». Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» Максим Назаров, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). В то же время, по его оценке, вузам определенных категорий программа повышения международной конкурентоспособности может дать многое.

«РАНХиГСне участвует в программе «Топ 5-100». Это наше осознанное решение: мы не подаем заявку на участие, потому что считаем, что у нашего вуза своя специфика. Это наш выбор.

Мы решили идти своим путем, развивая Академию в целом и именно этим улучшая наши позиции в международных рейтингах– для нас участие в них не является самоцелью.

Так что я не могу прокомментировать, насколько реализация программы сказалась на повышении показателей вузов-участников, так как я не знаю процесс изнутри.

На улучшение позиций российских вузов в рейтингах выделяют по 10 млрд рублей в год - Студенческий портал

Аудитория для занятий студентов

Но само продвижение вузов в предметном рейтинге, как и вообще в любом, – это развитие, положительный результат. Программа действительно дает определенные ресурсы участникам – например, по привлечению зарубежных преподавателей, по продвижению российских образовательных брендов в международном образовательном пространстве.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  7 способов сделать учебу увлекательнее - студенческий портал

Оценим за полчаса!

РАНХиГС развивается без участия в программе «5-100», самостоятельно  вкладывает ресурсы в свое развитие. РАНХиГС является вузом, ориентированным на подготовку и переподготовку государственных служащих, участие в международных рейтингах для нас не является первым приоритетом. Международным экспертам тяжело дать нам оценку.

Однако в целом я поддерживаю идею продвижения вузов путем участия в рейтингах, считаю это важным и нужным, особенно для вузов, которые являются предметными или отраслевыми», – сказал Максим Назаров.

С тем, что положение российских вузов в международных рейтингах лучших высших учебных заведений говорит не столько о качестве предоставляемого образования, сколько о соответствии критериям рейтинга и об узнаваемости вуза, согласен и профессор и заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, заведующий лабораторией социология образования и науки Даниил Александров.

«В рейтингах используется репутация по оценке современных ученых и администраторов из множества мировых университетов. Беда в том, что российские университеты, кроме МГУ, в мире плохо знают. МГУ – это узнаваемый бренд, так же как и Гарвард, Оксфорд. А вот что такое Томский университет, уже плохо знают, хотя он очень хороший. Но он недостаточно раскручен.

Вообще говоря, надо заниматься раскручиванием, но есть еще одна тонкость.

Как мне говорили, русские эксперты – а в каждую страну, в которой рейтингуются университеты,  направляется много запросов типа «скажите, пожалуйста, какие вузы» – очень плохо называют российские вузы.

И очень много неответов на опросники. Рассылают людям запросы – а они не отвечают. То есть, может быть, на картину влияет еще проблема «российской некоммуникации».»

Напомним, полгода назад, в сентябре 2016 года был опубликован международный рейтинг QS, в котором собраны лучшие университеты мира за 2015-2016 год. В этот рейтинг вошли 22 российских вуза. Уже тогда отмечалось, что многие из них заметно улучшили свои позиции по сравнению рейтингом, составленным годом ранее. В топ-400 в сентябре вошли 8 из 22 вузов России.

Как пояснил «Полит.ру» профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Соколов, перемещения вузов со строки на строку в международных рейтингах преимущественно определяются сдвигами в методологии построения этих рейтингов, а не изменениями в самих университетах.

«Разработчики [рейтингов] каждый год что-то меняют. Хотя многие из этих изменений можно трактовать как «усовершенствования», рейтинг становится адекватнее, однако сравнение результатов с прошлогодними становится невозможным», – сказал он.

По словам Соколова, оценка российских вузов изменилась, так как QS пару лет назад добавил русский к языкам, на которых доступен опросник, и в опросах стали участвовать те, кто прежде не делал этого из-за недостаточного знания иностранного языка.

Кроме того, изменились процедуры подсчета баллов за статьи.

На улучшение позиций российских вузов в рейтингах выделяют по 10 млрд рублей в год - Студенческий портал

«QS начал присваивать меньший вес цитирования по биологии и больший, скажем, по математике и физике, чтобы отчасти компенсировать тот факт, что биологов вообще больше, чем математиков, и поэтому рейтинг скошен в сторону университетов, сильных в этой области и в медицине.

Поскольку физика и математика являются традиционно сильными в России, а к биологии это относится более выборочно, это изменение было в пользу российских вузов. А в социальных науках вообще неанглоязычным цитированиям стали добавлять вес, сознавая, что они в целом underrepresented, так как чаще пользуются национальными языками.

И это опять укрепило позиции МГУ и других отечественных вузов», – подчеркнул он.

По его оценке, на картину повлияло также то, что университеты научились «играть в рейтинги», соответствовать их требованиям в разных областях, в том числе – в области научных публикаций. Но подействовали и другие меры.

«Что-то делалось не только на уровне вуза, но и на уровне министерства. Программа слияний и поглощений, наверное, не задумывалась для повышения рейтингов, но работала в том же направлении.

Если в университете А работает 10 математиков, а в университете Б — 100, то, даже если в среднем эти математики одного уровня, гораздо вероятнее, что случайно выбранный ученый из Бразилии знает кого-то сильного, кто работает в Б. Соответственно, больше людей упоминают Б в опросе.

 Если бы удалось объявить Академию наук одной огромной аспирантурой (graduateschool) — вот она могла бы претендовать на положение в первой двадцатке или тридцатке.

В общем, я бы приписал примерно 66% в изменении положения российских вузов изменениям методологии и 33% — навыкам по «игре в рейтинги».

1% — это реальные сдвиги в повышении качества исследования за счет дополнительного финансирования, изменения критериев на рынках труда и международного найма. Это немало.

Качество университета не может измениться быстро, если не произошла катастрофа с соседним университетом», – выразил убежденность Михаил Соколов.  

Министр образования и науки Ольга Васильева уже пообещала: возглавляемое ею продолжит содействовать активному развитию вузов, серьезно продвинувшихся в рейтинге QS по предметным областям в 2017 году, передает информационное агентство РИА Новости.

Источник: https://polit.ru/article/2017/03/09/qsrankings/

10 млрд руб. на субсидирование российских вузов: цель не оправдает средства

На улучшение позиций российских вузов в рейтингах выделяют по 10 млрд рублей в год - Студенческий портал

Эксперт Центра, к.социол.н. Надежда Хвыля-Олинтер

Редактор Центра Наталия Соловьева

Глава российского Кабмина распорядился направить из российского бюджета 10,14 млрд руб. на субсидирование российских вузов. Вузы, в свою очередь, эти деньги должны направить на то, чтобы занять топовые позиции в международных рейтингах. Для чего это нужно российским вузам?

Средства на субсидии Правительство РФ выделяет в рамках госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Но получат их лишь 14 университетов – те, которые стали победителями конкурса Министерства образования и науки на получение субсидии для вхождения в мировые рейтинги университетов (см. таблицу). Список победителей был обнародован 9 июля 2013 г.

п/п Вуз Сумма субсидии на 2015 г.
1 МФТИ 761 млн руб.
2 МИСиС 761 млн руб.
3 МИФИ 761 млн руб.
4 УрФУ 761 млн руб.
5 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 761 млн руб.
6 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 761 млн руб.
7 Томский государственный университет 964 млн руб.
8 Томский политехнический университет 964 млн руб.
9 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики 964 млн руб.
10 Высшая школа экономики 930 млн руб.
11 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 482 млн руб.
12 Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва 467 млн руб.
13 ДВФУ 425 млн руб.
14 Казанский (Приволжский) федеральный университет 378 млн руб.

На что пойдут субсидии

Госпрограмма «Развитие образования» на 2013–2020 гг. охватывает всю систему российского образования, от дошкольного и до университетского. Планировалось, что за 8 лет на реализацию госпрограммы будет потрачено около 7 трлн руб., но затем бюджет урезали примерно до 4 трлн руб.

Основные задачи в отношении высшего образования, продекларированные программой — формирование системы непрерывного профобразования и масштабная оптимизация вузовской сети.

Но, подписывая распоряжение о субсидиях, глава Кабмина подчеркнул, что они предназначены для решения определенной задачи: повышения конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке образования.

Минобрнауки РФ ожидает, что как минимум пять российских вузов должны войти в топ-100 наиболее массово признаваемых рейтингов среди мировых научно-образовательных центров.

Российские вузы в мировых рейтингах

Стоит отметить, что российские вузы уже несколько лет получают места в рейтингах разных уровней. Правда, в топ-100 лучших университетов мира пока удается войти лишь единицам. Наиболее известными среди рейтингов мировых научно-образовательных центров являются четыре:

  • ·  ежегодный академический рейтинг 500 ведущих университетов мира Academic Ranking of World Universities (ARWU), составляемый Шанхайским университетом Shanghai Jiao Tong University(Шанхайский рейтинг);
  • ·  рейтинг,составляемый образовательным приложением британской газеты «Таймс» Times Higher Education (THE) в сотрудничестве с Thomson Reuters;
  • ·  рейтинг Webometrics, разрабатываемый лабораторией Cybermetrics, исследовательской группой Центра информации и документации Национального Исследовательского Совета Испании;
  • ·  рейтинг Perfomance Ranking of Scientific Papers for World Universities, публикуемый Советом по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования республики Тайвань (Higer Education Evaluation and Accreditation Council of Taiwan) (Тайваньский рейтинг).

В Шанхайском рейтинге участвуют два российских вуза – МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Первый за период с 2004 до 2014 год опустился в рейтинге с 66 до 84 места, второй – перешел из группы 401—500 в группу 301—400.

В рейтинг TimesHigherEducation Россия впервые попала в 2014-2015 гг. В этом рейтинге МГУ занял 196 место, а Новосибирский государственный университет попал в группу 301-350.

По данным рейтинга Webometrics, в январе 2010 года в первую тысячу вошли всего 4 российских вуза, во вторую сотню прошел только МГУ. Но в 2011 г. он снизил свое место до 304. Такие вузы, как СПбГУ, НГУ и ВШЭ, стабильно входят лишь в первую тысячу.

В Тайваньском рейтинге в 2010 года МГУ занял 228 место.

В более узких рейтингах вузы РФ занимают ведущие позиции. Так, в прошлом году Россия стала лидером по числу университетов в новом рэнкинге QS, в топ-100 вошли 26 российских вузов, а первое место занял МГУ. Правда, рэнкинг охватывал только вузы развивающихся стран Европы и Центральной Азии.

В рейтинге 100 лучших университетов стран БРИКС и развивающихся государств на 2015 год от Times Higher Education и Thomson Reuters российские вузы также значительно улучшили свои позиции.

Так, если в рейтинге 2014-го в топ-100 вошли только 2 вуза из России, то в рейтинге на текущий год их уже семь.

Московский государственный университет занял 5 место, «МИФИ» — 13, Новосибирский государственный университет – 34.

Что дает вузу участие в рейтинге

Несмотря на то, что подобного рода рейтинги – далеко не единственные показатели успешности, российские вузы активно участвуют в подобных мероприятиях и, по признанию их руководителей, очень в них заинтересованы. Почему?

  1. Считается, что место в международном рейтинге гарантированно подтверждает признание со стороны мирового экспертного сообщества, как и то, что качество образования, которое получают студенты, соответствует международным стандартам, а уровень проводимых университетом исследований – международному уровню.
  2. Выпускники именно таких вузов больше интересуют работодателей, которые приглашают их работать еще со студенческой скамьи, обещая карьерный рост и высокую зарплату, а также принимают активное участие в жизни вуза, процессе обучения и подготовки студентов, создавая совместные с вузом целевые программы обучения.
  3. Кроме того, вуз с высоким рейтингом способен привлечь большее число студентов из-за границы, которые обучаются по выгодным вузу платным программам, и увеличить заказы на научные исследования.

Но в настоящее время результаты анализа рейтингов в отношении российских вузов весьма негативны, что активно используется как аргумент, подтверждающий низкий уровень преподавания в России.

На самом же деле, как указывают авторы коллективной монографии «Национальная идея России», анализ методологии составления данных рейтингов показал, что они практически не оценивают образовательную составляющую деятельности высших учебных заведений.

Выводы

Формально государство еще признает важность роли образования в целях сохранения и развития страны. Принят ряд актов программного характера, в которых содержится множество деклараций о роли и месте образования.

В их числе – документ «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр–576), признающий образование одним из стратегических национальных приоритетов России.

В их числе и госпрограмма «Развитие образования» на 2013–2020 гг.

Одной из стратегических целей образования определяется утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики. Образование нарекается сферой ответственности государства.

При этом никаких гарантий данной обязанности, а также никаких наказаний (санкций) за ее невыполнение законодательство РФ не предусматривает.

Обязанности нет! Право на образование конституционно закреплено, однако обязанности государства по обеспечению данного права не отражены. Фактически, это является лишь способом переложить эти обязанности с государства на институт семьи.

Таким образом, ответственность государства превращается в пустые, ничем не подкрепленные слова.

Кроме того, в условиях нынешнего кризиса, когда объемы поддержки научной сферы из госбюджета были сокращены, цель, на достижение которой российское Правительство предполагает потратить миллиарды рублей, вызывает недоумение.

Ранее список вузов, входящих в программу дополнительного финансирования их усилий по попаданию в ведущие мировые рейтинги, предполагалось сократить.

Теперь, несмотря на очевидные финансово-экономические проблемы в стране, этот перечень хотят даже расширить.

Зачем вообще российским вузам нужны зарубежные рейтинги? Конечно, они являются своеобразным индикатором конкурентоспособности достижений страны в сфере науки и образования и, в принципе, попадание в них само по себе неплохо.

Читайте также:  Учитель месяца: -уважение и доверие - основа взаимоотношений - студенческий портал

Чиновники же ставят целью не наращивание научно-исследовательского потенциала страны, не преодоление тренда деградации отечественной науки, а вхождение в топы иностранных рейтингов.

Для чего? Для привлечения иностранных студентов в отечественные вузы? Для привлечения успешных иностранных ученых к работе в России? Но пока наша страна имеет столь негативный имидж в глазах мирового сообщества, что ожидать притока квалифицированных кадров или студентов на платные программы из-за рубежа вряд ли стоит.

Существует и высокий риск того, что результатом вложения государственных денег станут многокилограммовые отчеты, содержащие формальные отписки и описания сомнительных достижений.

Тем временем научные сотрудники вузов, не попавших в заветный список, продолжат получать свою нищенскую зарплату.

Наиболее перспективные и молодые из преподавателей и научных сотрудников вузов будут пополнять поток утекающих за рубеж мозгов, а имеющие такую возможность выпускники российских школ — стремиться уехать учиться за рубеж.

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть»

Источник: http://rusrand.ru/analytics/10-mlrd-rub-na-subsidirovanie

Проплаченные статьи и псевдоконференции: как вузы пытаются повысить свои рейтинги

В коворкинге на 8-м этаже башни «Империя» в «Москва-сити» легко найти девушку с ноутбуком – это представитель ООО «Международный издатель». Ее компания продает соавторство в статьях для международных научных журналов.

«Статьи уже написаны и приняты в журналы От вас только деньги», – говорится на сайте компании. Стать первым соавтором в статье о факторах производственного стресса у разработчиков IТ-продуктов стоит, например, 22 000 руб. Статью в 2020 г.

должен опубликовать научный журнал из Венесуэлы.

За три года компания опубликовала 2000 статей, ее услугами воспользовалось более 10 000 ученых. Раньше «Международный издатель» работал с российскими изданиями, например публиковал статьи в журналах Высшей аттестационной комиссии. Эти публикации нужны для защиты диссертаций.

Но в 2013 г. рынок научных публикаций перевернулся. Годом ранее сразу после избрания президентом на третий срок Владимир Путин подписал майские указы. Один из них предусматривал, что пять российских вузов к 2020 г.

должны войти в топ-100 мировых рейтингов университетов. Эта госпрограмма в просторечии получила название «5–100». Государство выделило 80 млрд руб.

Но чуда не случилось: наши вузы так и не попали в топ-100 мировых рейтингов, а некоторые из них, погнавшись за KPI программы, и вовсе начали терять позиции.

У президента формулировка была очень общая – не уточнялось даже, какие рейтинги имеются в виду.

«В сообществе, конечно, под мировыми рейтингами имеют в виду большую тройку – Times Higher Education (THE), QS World University Rankings, Шанхайский рейтинг (ARWU) – и прежде всего общие, а не предметные рейтинги», – объясняет замдиректора научно-технической библиотеки Сибирского отделения (ГПНТБ СО) РАН Денис Косяков.

В топе этих рейтингов – Стэнфорд, Гарвард, Оксфорд и Кембридж. Места в первой сотне давно поделены, говорил помощник президента Андрей Фурсенко телеканалу «Россия 24»: «80 мест занято навсегда, а 20 мест – туда-сюда».

За то, чтобы сделать попадание в рейтинги ключевым критерием успеха, выступали, например, ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов и Дмитрий Ливанов, тогда министр образования и науки, говорит Андрей Волков, научный руководитель школы управления «Сколково» и член совета госпрограммы «5–100». Ливанов подтвердил это «Ведомостям».

Кузьминов ответил «Ведомостям», что это было предложение Ливанова, которое все единогласно поддержали. Сам Волков тоже сторонник этой идеи: «Никакой другой общей линейки для вузов в мире пока нет».

В 2013 г. совет при правительстве по повышению конкурентоспособности ведущих университетов выбрал 15 вузов, которые должны были попытаться попасть в топ-100. Потом к ним добавилось еще шесть. Чтобы попасть в этот список, вуз должен был либо входить в топ-600 рейтинга QS или THE, либо выполнять несколько других требований – например, по количеству студентов, аспирантов и преподавателей.

Каждый год федеральный бюджет выделяет им примерно 10 млрд руб., которые распределяются между участниками решением совета – в зависимости от качества программы развития и достигнутых результатов.

Для вузов это может быть существенной прибавкой к бюджету. В 2018 г. каждый получил от государства дотацию в размере от 100 млн до 800 млн руб. Например, Томскому госуниверситету и МФТИ досталось по 800 млн руб.

при бюджетах 4,6 млрд и 6,6 млрд руб. соответственно.

Три рейтинга, в которые должны попасть российские вузы, различаются между собой по строгости отбора. Самый жесткий – Шанхайский. В нем учитывается количество лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии в вузе и количество статей в самых известных научных журналах мира – Nature и Science.

Больше шансов на продвижение у российских вузов было в рейтингах THE и QS. Считается, что рейтинг QS больше ориентирован на студентов, а THE больше веса придает научно-исследовательской репутации.

Вузы могут также тратить субсидии на привлечение научных кадров, иностранных студентов, оснащение лабораторий.

Благодаря проекту «5–100» в вузах начала формироваться культура исследований, считает Косяков: «Во всем мире их принято делать с помощью студентов, так как при помощи штатных сотрудников это дороже».

Представитель ВШЭ сообщил «Ведомостям», что его вуз создал на деньги проекта семь новых международных лабораторий. В МИСиСе создано 30 лабораторий, а вуз начал работать в двух меганаучных проектах. В МФТИ создано 64 лаборатории.

В Самарском научно-исследовательском университете им. С. П. Королева создали научную лабораторию по изучению процессов горения в сотрудничестве с профессором Международного университета Флориды Александром Мебелем. Вуз также запустил малый космический аппарат «Аист-2Д».

В 2020 г. проект «5–100» закончится, но вузы продолжат получать деньги на глобальное развитие, обещает представитель Миннауки. Проект «Глобальное образование» входит в программу «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование». Общие расходы на программу – 156 млрд руб. до 2024 г., но часть этих денег должна быть потрачена на среднее образование.

В рейтинге THE две трети баллов начисляется за измеримые достижения: цитирование, доходы от исследований, долю иностранных студентов. В QS за измеримые достижения дают только половину баллов, остальная часть начисляется по итогам опросов – про академическую репутацию вуза и репутацию у работодателей.

Оба рейтинга используют наукометрическую базу данных Scopus, ее ведет компания Elsevier. До 2016 г. THE использовал базу Web of Science. Эти базы хранят данные научных журналов и конференций со всего мира.

«Мы собираем информацию по журнальным публикациям напрямую от их издателей.

Все журналы мы отбираем на основании единой политики отбора, и если новый журнал отвечает всем нашим критериям, то по итогам оценки мы начинаем его индексировать», – объясняет эксперт по библиометрии Web of Science Group Павел Касьянов.

Чтобы войти хотя бы в 1000 вузов, которую рассматривают рейтинги, нужно набрать минимум 1000 публикаций в Scopus, объясняет представитель Балтийского федерального университета (Калининград).

В THE на основе Scopus присваивается 30% баллов, в QS – 20% баллов. Неудивительно, что российские вузы – участники проекта начали работать над увеличением количества публикаций.

Правда, иногда спорными методами.

«После того как запустилась «5–100», вузы начали приходить к нам, просить научить их работать со Scopus», – говорит Косяков. Учились вузы быстро. За годы работы проекта количество вузовских публикаций в Scopus выросло более чем втрое – с 19 000 в 2010–2012 гг. до 63 500 в 2014–2016 гг.

Три года назад Косяков и двое его коллег из ГПНТБ СО РАН написали исследование о том, какими способами российские вузы увеличивают количество публикаций. Первые результаты были опубликованы в декабре 2017 г.

, а итоги подведены в журнале Scientometrics годом позже. Свыше 40% прироста произошло за счет сомнительных стратегий, подсчитали соавторы.

Нормальный рост цитируемости можно увидеть на примере ВШЭ, объясняет Косяков: «У них почти нет перекосов, рост ровный и стабильный».

«Перекосы» можно увидеть на примере Казанского федерального университета (КФУ) – почти половина прироста у него идет за счет «мусорных» журналов. Именно так они названы в исследовании.

Как работает хороший научный журнал? Касьянов объясняет: «Допустим, вы провели исследование, написали статью и прислали ее в редакцию. Если редактора она устроила, то он отправляет ее авторитетному ученому, работающему в том же самом научном направлении, на «слепое» рецензирование».

Что такое «мусорный» журнал? Косяков характеризует их как журналы с «низкой социальной ответственностью». Они не обеспечивают должной процедуры рецензирования, т. е. если автор заплатил, то попасть к ним может почти любое исследование.

Журнал выводится на уровень, необходимый для индексации в международных базах, и после этого резко увеличивает количество публикаций. Как правило, такие журналы долго не существуют. «Чтобы удостовериться, что журнал «мусорный», уходит время.

За пару-тройку лет, до тех пор пока базы данных не исключат журнал, издательство успевает хорошо заработать», – объясняет Косяков. Многие такие журналы имеют индийское или пакистанское происхождение.

Еще одна популярная стратегия – это привлеченные статьи. Это может быть как результатом совместного проекта, так и временным оформлением автора публикуемой статьи в вуз для увеличения цитируемости последнего.

Допустим, ученый проводит исследование на деньги и при помощи научно-исследовательской организации А, но вписывает второе место работы – вуз Б, который платит ему за это упоминание, объясняет Косяков.

Фактически это покупка университетом места в списке соавторов, говорит он.

«Брокеры статей – это известное явление, и, если мы узнаем об этой практике, мы исследуем, участвуют ли какие-либо конкретные журналы, и при необходимости прекращаем индексацию этих журналов», – заявил представитель Elsevier.

По количеству «мусорных» публикаций КФУ оставил далеко позади все остальные вузы. С 2010 г. его ректором является физик Ильшат Гафуров. «Новый ректор пообещал привести федеральные деньги, – рассказывает близкий к вузу человек. – Он их и привел – КФУ попал в программу «5–100», а потом оказалось, что эти средства надо отрабатывать».

Один из сотрудников КФУ так описывает механизм работы с «мусорными» журналами. Руководство рассылает по кафедрам норматив по публикациям в расчете на одного преподавателя. Дальше сотрудники приносят в отдел по сопровождению научной деятельности свои статьи и деньги – минимум 12 000 руб., бывает, и значительно больше.

В отделе в тексте проставляют перекрестные ссылки на другие статьи КФУ, иначе на «мусорных» публикациях цитируемость не вырастишь. Дальше эти деньги возмещают премией. Так достигается важный побочный эффект – растет средний уровень оплаты труда до уровня майского указа президента.

«Года через два, когда мы полностью засорим такой журнал, его выкидывают из Scopus, и появляется новый», – подытоживает собеседник «Ведомостей».

«Все это знают, все это видят, так оно и растет, и мы отчитываемся этими показателями», – продолжает он. В закупках КФУ можно найти как минимум три контракта на публикацию научных статей на 85 млн руб. Тексты контрактов закрыты.

«В КФУ внедрена система эффективного контракта, и каждый преподаватель подписывает договор с ключевыми показателями эффективности, в том числе статьи в [научных] журналах, – рассказал «Ведомостям» представитель вуза. – Сотрудник вправе самостоятельно выбирать способы апробации результатов своих научных изысканий».

Представитель федерального Миннауки ответил «Ведомостям», что еще в 2015 г. власти обратили внимание на эту проблему и «университетам, уличенным в подобных практиках, было значительно сокращено финансирование». Так, в 2015 г. финансирование было сокращено КФУ – с 600 млн до 378 млн руб., ННГУ им. Лобачевского и Самарскому научно-исследовательскому университету им. С. П. Королева.

Но зато уже через год, в 2016 г., субсидия КФУ выросла в 2,5 раза до 900 млн руб. От практики «мусорных» журналов в вузе по-прежнему не отказались. «Потенциально «мусорным» является, например, журнал Journal of Social Sciences Research.

Сотрудники КФУ опубликовали в нем 88 статей из 223 по направлению социальных и экономических наук, гуманитарных исследований в 2018 г.», – указывает Косяков.

Пресс-служба КФУ в ответ на вопрос о «мусорных» журналах назвала эти обвинения «недобросовестной конкуренцией».

«Сложно проанализировать, как часто вузы – участники проекта «5–100» публикуются в «мусорных» журналах, потому что, несмотря на распространенность данного термина, для него нет общепринятого определения», – говорит представитель Elsevier.

В рейтинге можно продвинуться не только за счет журналов, но и за счет конференций, говорит директор наукометрического центра ВШЭ Иван Стерлигов. А опубликовать материалы конференций в Web of Science и Scopus зачастую значительно проще.

По данным Web of Science, в прошлом году Россия стала чуть ли не одним из мировых лидеров по научным конференциям. Перескочив 16 строчек, наша страна вышла на 4-е место в мире, уступив только США, Китаю и Индии.

Количество публикаций в трудах конференций с 2010 г. выросло в 27 раз, говорится в исследовании ГПНТБ СО РАН.

При этом по публикациям в качественных научных журналах (верхние индексы Web of Science) Россия поднялась только с 16-го на 15-е место.

Этот рост – в основном за счет второстепенных конференций на базе российских вузов и заочных платных конференций, в том числе недобросовестных, говорится в докладе Стерлигова «Российский конференционный взрыв».

«Почта каждого научного сотрудника завалена предложениями: участие в конференции с публикацией материалов в Web of Science и Scopus. Причем участие «заочное» – т. е. просто высылаешь им какие-то тезисы, платишь деньги и публикуешься», – говорит Стерлигов.

Правда, в некоторых темах, например компьютерных науках, развитие идет так быстро, что основным каналом информации служат именно конференции, отмечает Стерлигов.

Поэтому много публикуется в материалах конференций Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики.

Преподаватели КФУ также очень увлекаются публикациями в трудах конференций, указывает Косяков. Представители других лидеров в этом сегменте – Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», Томского политехнического университета и Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) – не ответили на вопросы «Ведомостей» о таких публикациях.

«Для того чтобы попасть в Web of Science и Scopus, конференция должна быть международной, – поясняет близкий к одной из баз данных человек. – Вуз зовет на конференцию двух казахов и двух китайцев, и вот уже она формально международная, материалы публикуются, показатели растут».

Представитель Миннауки с выводами Косякова не согласен: «Авторы искажают смысл понятий, применяя манипулятивную семантику, метод создания фактов, наклеивание ярлыков, а также используют выборочный подбор информации, не принимая во внимание основные тенденции и реалии развития как российской, так и международной науки».

«Поставленные цели изначально были нереалистичны, – считает проректор по программам развития Новосибирского государственного университета Алексей Окунев. – Никому из международных вузов ранее за шесть лет не удавалось сделать скачок вверх на 300–400 мест и переместиться с позиции 400+ в топ-100».

Сейчас в топ-100 глобального рейтинга QS входит только МГУ (84-е место), который не участвует в программе «5–100». В Шанхайском рейтинге это тоже единственный российский вуз – он на 86-м месте.

Ни один участник «5–100» до первой сотни так и не добрался, а Тюменский университет не вошел даже в 1000. Хотя некоторые вузы все же заметно поднялись. Ближе всего к топ-100 в QS приблизились Новосибирский и Томский университеты – 231-е и 268-е места (ранее – 371-е и 600-е).

Неожиданным стало то, что за время проекта некоторые вузы-участники начали падать в рейтинге THE. Терять позиции, например, стали МИФИ, Томский политехнический университет, КФУ. «Негативно оцениваемые практики» дают кратковременный эффект, объясняет представитель THE Егор Яблоков.

Еще одна причина – российские вузы не смогли конкурировать с университетами Китая, Индии и других стран, которые тоже попали в рейтинг, добавляет Яблоков. Представитель QS объяснил это тем, что этот рейтинг используют отличные от THE методы.

Читайте также:  -собрать университет за 72 часа - студенческий портал

Падение в THE тревоги не вызывает и на заседаниях отдельно не обсуждается, потому что совет «5–100» ориентируется не только на рейтинги, но и на общую программу развития вузов, говорит член совета Волков.

На проект уже были выделены бюджетные деньги, отказаться от него было невозможно, поэтому в 2017 г. было объявлено, что цель – не только глобальные, но и предметные рейтинги, рассказывает Яблоков.

В предметных рейтингах подняться проще: например, в гуманитарных предметах очень большой вес (до 90%) имеет «репутация», которая измеряется опросами. Картинка в них действительно лучше, чем в глобальных. Например, МФТИ в 2018 г.

занял 51-е место в рейтинге QS по физике, а ВШЭ – 51-е по экономике. Всего в топ-100 предметных рейтингов входят семь участников «5–100». «До начала проекта туда не входил ни один из них», – сообщил «Ведомостям» представитель Миннауки.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/09/09/810746-proplachennie-stati-i-psevdokonferentsii-kak-vuzi-pitayutsya-povisit-svoi-reitingi

Российские вузы получат 10,5 млрд руб. на программу вхождения в мировые рейтинги

ТОМСК, 15 апреля. /ТАСС/. Финансирование программы «5-100», в рамках которой российские вузы должны войти в ведущие мировые рейтинги университетов к 2020 году, сохранится на уровне прошлого года и составит около 10,5 млрд руб., сообщил ТАСС замглавы Минобрнауки РФ Александр Повалко.

Сокращение финансирования

Ранее сообщалось, что в марте был опубликован проект постановления правительства РФ, согласно которому вносятся изменения в постановление «О мерах господдержки ведущих университетов России в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно- образовательных центров». Согласно тексту проекта, предполагалось сокращение финансирования с 12 млрд руб. до 10,8 млрд руб.

«Это (12 млрд руб. — прим. ТАСС) была сумма в предыдущей версии закона о бюджете. Несмотря на секвестр, финансирование по проекту сохранено на уровне прошлого года. В прошлом году было 10,5 млрд руб.», — сказал Повалко корр. ТАСС в кулуарах мероприятия «Дни Газпрома в Томском политехническом университете».

По его словам, расчеты по финансированию вузов-участников программы на этот год подготовлены, университеты начнут получать средства ориентировочно в мае.

В четверку лидеров проекта вошли сразу два томских вуза-участника программы — Томский политех (ТПУ) и Томский госуниверситет. В четверку также вошли Высшая школа экономики /ВШЭ/ и Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

По мнению Повалко, успех Томского политеха связан с тем, что он смог серьезно продвинуться в своих показателях. «ТПУ в прошлом году резко нарастил внебюджетную составляющую.

Это здорово, когда государство дает деньги, но это проектные средства, и способность привлекать деньги со стороны — большой плюс для устойчивого развития.

У ТПУ выросло количество публикаций, хотя это политехнический вуз, который изначально ориентирован на прикладную составляющую работы, а не научную. И наличие очень внятных людей в управлении — это огромный плюс», — заметил замглавы министерства.

Полный список вузов, которые получат субсидии

В июле 2013 года был определен список из 15 российских вузов, которые получат субсидии для вхождения в мировые рейтинги университетов.

В него вошли: Дальневосточный федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Национальный исследовательский университет МИФИ, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ (позднее вышел из проекта), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики, Уральский федеральный университет.

Издание Times Higher Education 12 марта опубликовало репутационный рейтинг в котором МГУ занял 25-ю строчку, а СПбГУ попал в группу вузов, занявших места с 71-е по 80-е.

Главный редактор рейтинга Фил Бейти отметил, что одной из особенностей рейтинга стало укрепление позиций российского высшего образования. 

Источник: https://tass.ru/obschestvo/1906219

Ведущие российские вузы получили 70 миллиардов рублей за семь лет

2019-10-24T16:02+0300

2020-03-03T17:00+0300

https://ria.ru/20191024/1560178810.html

Ведущие российские вузы получили 70 миллиардов рублей за семь лет

https://cdn25.img.ria.ru/images/156011/97/1560119765_0:114:2763:1669_1036x0_80_0_0_5aa31dc0de232ce959dd1b649df2035b.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 24 окт — РИА Новости. Федеральный бюджет выделил за семь лет около 70 миллиардов рублей для повышения конкурентоспособности ведущих университетов России, заявил в четверг председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

«Сегодня в проекте (повышения конкурентоспособности вузов — ред.) участвует 21 университет, который был отобран по итогам двух конкурсов — 2013 и 2015 годов… Представлены регионы — от Калининграда до Дальнего Востока.

За семь лет из федерального бюджета было выделено около 70 миллиардов рублей на поддержку участников проекта и достижение ими конкретных результатов, что для нашего бюджета средства весьма немаленькие», — сказал он в ходе встречи с членами совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

По словам премьера, благодаря проекту поддержки вузов они превратились в научно-образовательные центры, также он указал, что планируется расширить число участников проекта «5-100» с 21 до 30 университетов. «В следующем году проведем конкурс университетов для предоставления субсидий на 2021 год», — заключил премьер.

С 2013 года состоялись 11 заседаний совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России.

В ходе 12-го, которое пройдет 24-26 октября, будут рассмотрены отчеты университетов — участников проекта «5-100» о реализации их программ повышения конкурентоспособности, сформированы предложения о предоставлении господдержки на очередной финансовый год, обсуждены условия и требования к проведению нового конкурсного отбора университетов в 2021 году.

Ранее сообщалось, что к 2020 году не менее пяти российских университетов должны входить в первую сотню ведущих мировых университетов. В 2013 и 2015 годах были проведены конкурсные отборы вузов для предоставления господдержки, был отобран 21 университет-победитель.

На сегодняшний день в целом по сети образовательных организаций высшего образования в международных рейтингах представлено 48 российских университетов.

Лидером является Московский государственный университет имени М. В.

Ломоносова, входящий в 2019 году в топ-100 институционального рейтинга ARWU (87-я позиция) и институционального рейтинга QS (84-я позиция), а также в топ-200 институционального рейтинга THE (189-я позиция).

Источник: https://ria.ru/20191024/1560178810.html

В проекте поддержки ведущих вузов россии «5–100» сохранил место 21 вуз :: общество :: рбк

По итогам работы совета проекта по повышению конкурентоспособности ведущих российских вузов «5-100» 21 университет сохранил за собой места в проекте. Вузы-участники были разделены на три группы. Заседание прошло 27–28 октября в Екатеринбурге под председательством вице-премьера Ольги Голодец, говорится в сообщении, которое поступило в РБК.

В первую группу вошли лидеры в реализации программ повышения конкурентоспособности: Высшая школа экономики (ВШЭ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский физико-технический институт (МФТИ), Новосибирский государственный университет (НГУ), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») и Томский государственный университет (ТГУ).

Ко второй группе по темпам реализации программ повышения конкурентоспособности отнесли: Казанский федеральный университет (КФУ), Росcийский университет дружбы народов (РУДН), Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.

​Сеченова, Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого (СПбПУ), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), Тюменский государственный университет (ТюмГУ) и Уральский федеральный университет (УрФУ).

В третью группу вошли: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского​, Южно-Уральский государственный университет​ (ЮУрГУ) и Сибирский федеральный университет (СФУ).

На заседании общего собрания ректоров 21 ведущего российского вуза — члена ассоциации «Глобальные университеты» в начале октября министр образования Ольга Васильева предложила перераспределить бюджетное финансирование в 30 млрд руб. в рамках господдержки вузов «5–100».

Деньги были выделены на выполнение поставленной указом президента России задачи о вхождении не менее пяти отечественных вузов в топ ведущих мировых рейтингов к 2020 году. Она предлагала отдать бюджетные деньги на оставшиеся годы реализации программы (до 2020 года) шести университетам, у которых наиболее эффективные показатели.

Минобрнауки предлагало сохранить финансирование ВШЭ, МФТИ, НИУ «ИТМО», НИЯУ «МИФИ», НИТУ «МИСиС» и НГУ, сообщала газета «Коммерсантъ».

Источник: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/59f462799a7947c1d6a63a83

Репутация российских вузов в институциональном рейтинге QS стабильно растет благодаря Проекту 5-100

За последние 5 лет российские вузы показали заметную динамику по вхождению в топ-500 институционального рейтинга QS, увеличив свое представительство в полтора раза (с 9 до 16) в основном благодаря участникам Проекта 5-100. Этот показатель является одним из основных ориентиров федерального проекта «Молодые профессионалы».

ВШЭ участвует в Проекте с 2013 года и за этот период прибавила почти 200 позиций. В свежем рейтинге, опубликованном 19 июня, Вышка занимает 322 место среди всех вузов мира.

«Задача национального проекта «Образование» по вхождению России в число 10 ведущих стран мира по качеству образования — достаточно амбициозна.

Вышка, как один из молодых и целеустремленных университетов принимает этот вызов и, несмотря на свой юный возраст, с каждым годом улучшает показатели в рейтингах.

Важно отметить, что это происходит, в том числе за счет улучшения показателей по репутации, на построение которой обычно уходит много десятилетий», — прокомментировала старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ Ирина Карелина. 

Основной состав российских вузов в топ-500 рейтинга обеспечен университетами-участниками Проекта 5-100.

Если на старте Проекта в 2012 году их было всего 2 (НГУ и УрФУ), то теперь уже 12, что составляет 75% от общего количества вузов в рейтинге (количество вузов, не являющихся участниками Проекта 5-100, осталось неизменным: МГУ, СПбГУ, МГТУ им. Баумана, МГИМО).

Кроме этого, Проект обеспечил активизацию системы высшего образования в целом: практики участников проекта активно внедряются в российской системе образования.

Российские региональные вузы стали появляться в мировых рейтингах. Этому способствовало два обстоятельства. Во-первых, повышение в последние годы репутации российского высшего образования в мире, продвижением которого активно занимаются участники Проекта.

Во-вторых, расширение публикуемого списка университетов с топ 400 (до 2014 года) до 1000 с 2018 года. Сейчас российские вузы имеют хороший задел для вхождения в топ 500: согласно опубликованному рейтингу еще 9 российских университетов занимают позиции 501-1000.

Всего в рейтинге представлено 25 российских университетов, 15 из них показали положительную динамику.  

 По наиболее весомому (40% веса в рейтинге) и наиболее сложному показателю «академическая репутация» быстрее всех продвинулись ВШЭ (более 50 позиций), УРФУ (более 30), МГТУ им. Баумана (25 позиций), КФУ и ТГУ (по 19 позиций).

 По показателю «оценка работодателей» (10% веса в рейтинге) три вуза показали заметную динамику: ВШЭ (более 50 позиций), МГУ (более 20 позиций) и РУДН (16 позиций).

 По наиболее сложному для российских вузов показателю «количество цитирований на 1 НПР» (20% веса в рейтинге) все российские вузы показали положительную динамику, но при этом все еще не смогли перешагнуть в топ-600.

 Показатель «соотношение студентов и преподавателей» (20% веса в рейтинге) традиционно высоко оценивается у российских университетов, что показывает возможность более качественного и внимательного отношения к студенческой аудитории со стороны преподавателей российских вузов. 100 баллов (из 100) набрал МГТУ им. Баумана, 99 баллов и более набрали 3 вуза: МГИМО, ТГУ, МГУ.

 По показателю «доля иностранных студентов» (5% веса в рейтинге) более половины российских университетов показали хороший рост. 4 вуза увеличили свою оценку более чем на 50 позиций: КФУ, УрФУ, МИСиС, ИТМО.

 По показателю «доля иностранных преподавателей» (5% веса в рейтинге) первое место среди российских вузов занимает МИФИ и 350 место в мировом рейтинге по данному показателю соответственно.

Напомним, что в недавно опубликованных предметных/отраслевых рейтингах QS ВШЭ не только увеличила свое присутствие по количеству предметных рейтингов до 16 (vs 13 в 2018 году), но и заметно выросла почти по всем предметам.

В топ-100 ВШЭ представлена 3 предметами: Sociology, Politics& International Studies, Economics& Econometrics и отраслью Social Sciences & Management. По этим же предметам ВШЭ является безусловным лидером среди российских вузов.

Источник: https://www.hse.ru/en/news/286838054.html

Десять российских вузов вошли в топ-500 мирового рейтинга RUR, значительно улучшив позиции

10 российских вузов вошли в список 500 лучших вузов мира, составленный в рамках рейтинга Round University Ranking (RUR) за 2017 год. При этом российские университеты и институты продемонстрировали значительное улучшение своих позиций по сравнению с прошлым годом — в среднем на 30 пунктов.

Лучший результат среди российских вузов показал МГУ им. Ломоносова — 145-е место, +27 позиций.

Также в рейтинг вошли МИФИ (231-е, +40 позиций), Томский государственный университет (256-е, +71), МФТИ (294-е, +50), Новосибирский государственный университет (372-е, +9), СПбГУ (414-е), Томский политехнический университет (420-е, +53), РУДН (456-е, +5), Университет ИТМО (475-е, +10), Нижегородский государственный университет им. Н. Н. Лобачевского (494-е, +5). При этом МГУ, ТГУ и РУДН также вошли в топ-100 дополнительного рейтинга по качеству образования.

Всего в исследовании оценивались 763 вуза из 74 стран мира. Россия была представлена 67 университетами из 30 регионов, это четвертое место в мире по данному показателю.

Первые 10 мест в топ-100 традиционно распределились между Гарвардским университетом, Калифорнийским технологическим институтом, Университетом Чикаго, Имперским колледжем Лондона, Стэнфордом, Массачусетским технологическим, Оксфордом, Колумбийским университетом, Кембриджем и Принстоном.

Как напоминает ТАСС, RUR — первый глобальный рейтинг университетов российского происхождения. Университеты в рейтинге RUR оцениваются по 20 параметрам, сгруппированным в пять направлений измерения: качество преподавания (40% от оценки вуза), качество исследований (40%), уровень интернационализации (10% от оценки вуза), уровень финансовой устойчивости (10%).

Рейтинговое агентство RUR было создано в 2013 году.

Помимо издания системы рейтингов университетов оно является официальным представителем британского международного рейтинга Times Higher Education на территории России и стран СНГ, а также оказывает консалтинговые услуги в области оценки университетов.

Поставщиком данных для системы рейтингов RUR выступает международная компания Сlarivate Analytics (ранее подразделение Thomson Reuters по научным исследованиям и интеллектуальной собственности).

Накануне, 5 апреля, журнал Times Higher Education опубликовал рейтинг лучших молодых университетов мира. В топ-200 вошли университеты, возраст которых не превышает 50 лет. В этом году в рейтинг THE впервые был включен российский вуз — Высшая школа экономики заняла 96-е место.

«Для того, чтобы оказаться в первой сотне, университет должен показать хорошие результаты по всем пяти основным индикаторам.

У ВШЭ особенно сильно выглядят показатели по таким направлениям, как преподавание и исследования, к тому же вуз тесно взаимодействует с отраслями экономики — у него также высокие показатели в разделе «доход от производимой деятельности», — пояснила составитель рейтинга Элли Босвел в комментарии ТАСС.

Лидером рейтинга в третий раз подряд стала швейцарская Федеральная политехническая школа Лозанны (EPFL), получившая статус технического университета в 1969 году. На второе место поднялся Гонконгский университет науки и технологии, на третье — сингапурский Наньянский технологический университет. Вторым неазиатским вузом в первой десятке стал нидерландский Университет Маастрихта.

А в марте был опубликован мировой предметный рейтинг вузов QS World University Rankings by Subject. МГУ им. Ломоносова стал единственным вузом России, который вошел в рейтинг сразу по 15 направлениям подготовки. Также в списке лучших представлены ВШЭ, МФТИ и Санкт-Петербургский горный университет.

Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ за последний год улучшил свое положение в рейтинге RUR на 40 пунктов. Как отмечает декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Сергей Киреев, с 2013 года вуз участвует в программе поддержки вузов «5-100».

«За эти годы в университете была проведена глубинная трансформация в системе управления, образования и науки. В 2016 году были созданы пять научно-образовательных института по прорывным научным направлениям.

Существенно возросла интернационализация университета — сегодня примерно 20% иностранных студентов обучается в НИЯУ МИФИ, многие из них — из стран присутствия государственной корпорации «Росатом», — отметил представитель МИФИ в комментарии РИА «Новости».

Добавим, проект повышения конкурентоспособности «5-100» предполагает, что в 2020 году пять российских вузов будут входить в первую сотню ведущих университетов мира.

Источник: https://www.newsru.com/russia/06apr2017/reit.html

Ссылка на основную публикацию