Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии — студенческий портал

На своих рейсах Аэрофлот предлагает специальное бортовое питание. В перечне несколько вариантов рациона, разработанных с учетом возраста, медицинских показаний и религиозных убеждений. Я воспользовалась возможностью, заказала мусульманское питание и кошерное.

Однажды я пробовала кошерное питание, которое предлагает Finnair. Есть можно, но я не в восторге.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В х многие говорили, что у Аэрофлота спецпитание лучше, я решила проверить это на себе. В процессе выбора пришла мысль: почему бы не попробовать что-нибудь еще, например, мусульманское.

Было бы интересно. И вот самолет набрал высоту, разнесли напитки, мне принесли мою коробочку.

Для начала изучила этикетку. Код питания — MOML, это означает мусульманское или халяльное питание. В первом случае запрещено применение свинины, желатина и алкоголя, во втором — пища приготовлена с соблюдением всех норм и требований Ислама.

Согласно описанию на сайте Аэрофлота, это два разных рациона, но код у них единый. Этот момент я не поняла. Также сюрпризом стала информация о дефростировании. Раньше я как-то не задумывалась о том, что в самолете кормят замороженной едой.

Производитель — ООО «Квэста Менеджмент», находится в Казани. На внутренней стороне коробки надпись на трех языках: на русском, татарском и английском. Приятного аппетита! Ашларыгыз темле булсын! Bon appetit! Что ж, приступим.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Ректоров вузов могут уволить за неэффективные траты - студенческий портал

Оценим за полчаса!

В коробке я нашла три баночки, две булочки, приборы и сертификат. Почему булочки две, непонятно. В баночках были закуски (лосось слабосоленый и рататуй из овощей) и десерт (пирог лимонный). На горячее была курица отварная с гречкой.

Порция спецпитания по размеру больше стандартной. Там одна закуска, здесь две. Там одна булочка, здесь две. Основное блюдо тоже выглядит более внушительно, гречки наложили полную касалетку, чуть ли не с горкой. В целом нормально, мне понравилось. Правда курица сухая, но лосось был очень вкусный.

Спецпитание соответствует требованиям канонам Ислама (так написано), что подтверждает специальный сертификат соответствия Халяль

Это был рейс Москва-Франкфурт. Вот как раз аэропорт. Мусульманское питание доступно для заказа на рейсах из Москвы. В смысле только из Москвы. Что делать тем, кто выбирает его не в исследовательских целях, как я, а действительно по религиозным убеждениям? Еще один непонятный момент.

На обратном пути я выбрала кошерное питание.

И к мусульманскому, и к кошерному рациону я брала вино. Никого это не смутило. Из алкогольных напитков предлагали только вина, красное и белое. Прочитала на сайте Аэрофлота, что пиво предоставляется только на рейсах свыше 6 часов полета. Где логика?

Считается, что спецпитание приносят сразу, как только взлетели, перед обслуживанием других пассажиров. Много раз читала такое в интернете, но в случае Аэрофлота это не работает. Мой мусульманский обед пришлось ждать, а с кошерным вообще вышла непонятка.

Как оказалось, соседка тоже заказала кошерную коробочку. Ей еду принесли, а про меня забыли. После того, как я вызвала бортпроводницу и напомнила о заказанном спецпитании, она промямлила что-то невнятное, смысл я не уловила.

Но свой кошерный обед я в конце концов получила.

Производитель — ООО «Пинхас», находится в Москве. На этикетке перечислено содержимое коробки: закуска из мяса птицы, хумус, мабуха, зефир, свежие ягоды перетертые с сахаром, изделия хлебо-булочные. Перед употреблением разморозить.

Кошерный обед также больше стандартного. Здесь не одна и даже не две, а целых три закуски. Хотя матбуха — это скорей не закуска, а аджика. Также два десерта, в стандартное питание обычно кладут что-то одно. Как и в предыдущем случае, приборы пластиковые. Со стандартным обедом выдают металлические.

Заинтересовало слово «мезонот». Что за булочка такая? Сейчас забила в поиск и что же я вижу: булочки мезонот должны больше, чем наполовину быть из «мей-перот». Все понятно, чо))))) В другом источнике: чтобы хлеб стал «мезонот», мы делаем его на натуральном соке — используем виноградный или березовый. Как все странно.

К обеду прилагается сертификат кошерности. Еда кошерна для всех дней года, кроме праздника Пейсах. Кошерными считаются только герметично упакованные порции с печатями. Вот почему в прошлый раз бортпроводница Finnair спрашивала разрешение открыть коробочку.

Опыт можно считать удачным. При случае продолжу эксперименты в этой области.

Есть несколько нюансов.

Специальное питание у Аэрофлота и авиакомпании Аврора предоставляется на рейсах свыше 3 часов.Специальное питание у авиакомпании Россия возможно на рейсах свыше 4 часов.Заказ спецпитания должен быть сделан не менее, чем за 36 часов до вылета. Я заказывала во время покупки и оплаты билета.

В случае внесения изменений в бронирование, заказ спецпитания слетает, необходимо выбрать его повторно.

Также на борту самолета я получила свой предзаказ из магазина Аэромар.

Каталог Sky Shop обычно лежит в кармане впереди стоящего кресла, но можно выбрать заранее в интернете, заказать гарантированно и со скидкой. Напишу подробности.

Поделитесь публикацией с друзьями в соцсетях!

Добавьте мой канал

в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.Я на других площадках:LiveJournal

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nefer/aeroflot-halial-i-kashrut-5e614e9fc7b0b32c091fe1d8

Чем кашрут отличается от халяля?

Дозволена ли кошерная и халяльная еда православным? И самое главное, как жить с этим всем в современном мире?Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии - Студенческий портал

На вопросы про кашрут и халяль порталу eda.ru ответили раввин и блогер Аба Аббо, первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Рушан хазрат Аббясов и православный священник, пожелавший остаться инкогнито.

Что такое кашрут и халяль и откуда они взялись?

Аба Аббо: «Cлово «кашрут» переводится с иврита как «годный». Этот термин может применяться не только к еде. Годный для кого — вот в чем вопрос. Не для человека. Годный для Бога. Бог сказал: это ешьте, это не ешьте. Откуда мы берем информацию о том, что Бог разрешил кушать? Из Пятикнижия. Бог прямым текстом дал перечень законов.

У человека думающего сразу возникает вопрос: почему это можно, а это нельзя? И тут нужно отметить важный момент: мы искренне верим Торе, Пятикнижию и устной информации, которая передавалась вместе с полученным от Бога письменным текстом. Почему Бог дал нам именно такие законы? Ответ прост: он так захотел.

Можем ли мы понять, что происходит в голове у Бога? Не можем и никто не может. Ответ на вопрос «почему нельзя есть свинину» таков: Бог сказал «нельзя». На протяжении многих веков мудрецы пытались, насколько это возможно, постичь причины тех или иных запретов. И в разной степени им это удавалось.

Но сказать, что до конца было получено понимание того, что можно, а что нельзя и почему, — нельзя. Проще говоря, почему евреям нужно соблюдать кашрут? Потому что есть правила, которые дал нам Бог.

Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии - Студенческий портал

Эти правила можно трактовать. Кроме письменной и устной информации есть несколько десятков правил, как правильно выводить информацию из Торы. То есть ты не можешь прочитать Тору и сделать свои выводы».

Рушан хазрат Аббясов: «Халяль дан нам Всевышним, эта тема прописана в священном Коране, там неоднократно упоминается, что Всевышний призывает наc вкушать дозволенное. Слово «халяль» в переводе с арабского и означает «дозволенное».

Неоднократно уже с практической точки зрения про халяль говорил пророк Мухаммад (мир ему). Хочу отметить, что, если посмотреть другие источники, например, священные писания других религий, там тоже заложены понятия дозволенности или правильности питания.

Это есть в Ветхом Завете, например».

Каковы основные правила кашрута и халяля?

Аба Аббо: «Правил много. По порядку.

Мы не едим свинину, это раз. Многие евреи не соблюдают кашрут, но они не едят свинину. Хотя запрет есть насекомых или рыбу без чешуи по силе точно такой же. Съешь ты муравья или свинью — это одинаковое нарушение законов. Я как-то интересовался, сколько человек съедает за год насекомых, — с листьями салата 500 грамм в год! Тем не менее это считается как бы нормальным, а свинина — нет.

Второе, мы не едим мясо и молоко вместе. После мясного блюда надо ждать шесть часов, прежде чем съесть молочное, после молочного — час. В Торе написано «не вари козленка в молоке матери».

Тут закрадывается некая ошибка перевода. «Козленок» — это ребенок своей мамы. То есть мы не ограничиваемся только козлами, любого ребенка матери нельзя варить в ее молоке.

Нельзя готовить, нельзя есть, нельзя получать от этого никакую выгоду.

Третье — мясо. В Торе есть правило, что кошерное животное должно иметь два признака: у него должны быть раздвоенные копыта и оно должно быть жвачным. Теоретически можно и жирафа съесть, если бы он не был занесен в Красную книгу.

Четвертое — рыба. Она должна быть с плавниками и чешуей. Например, осетровые рыбы и их икра — некошерная пища. А красная икра — кошерная, потому что она происходит от кошерных лососевых рыб. Есть много видов рыб, которые сбрасывают чешую, они считаются кошерными. Моллюски, креветки и прочие морепродукты — некошерные.

Пятое — птица. В Торе написано, что у кошерных птиц нет отдельных признаков. Есть список птиц, которых есть можно. Вот тут люди и начинают ломать себе головы. Потому что то, что называлось ястребом 2000 лет назад, сегодня может оказаться орлом.

Из-за смешивания языков в связи с кочеванием наименования птиц и животных тоже менялись. Нужна визуальная традиция, которая передавалась бы через поколения. Чтобы кто-то мог ткнуть пальцем и сказать, что эта птица и есть тот индюк, о котором писали тысячи лет назад.

Традиций осталось немного, поэтому мы поступаем так: есть свидетельство — едим, нет — не едим.

Шестое. Мы не едим насекомых и пресмыкающихся. То есть червивое яблоко — некошерное, пока вы не удалите оттуда червяка. Листья салата надо очень тщательно проверять перед употреблением.

Я как-то проверял продукты, говорю шефу: какая чистая зелень! А он: ничего ты не понимаешь, эту зелень даже насекомые не хотят есть. Мы должны проверять все крупы, рис перед тем, как забросить их в воду.

Высыпаем на белую поверхность и проверяем при хорошем освещении.

Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии - Студенческий портал

Внутри этих правил мудрецы пытались находить закономерности и выводили определенные правила. Например, кошерная птица никогда не будет хищной. А как мы можем определить хищную птицу? У нее клюв будет заострен вниз и будет дополнительный палец, чтобы хватать добычу.

Видишь такие признаки — значит, птица точно не кошерная. Более того, мудрецы сказали, что если у рыбы есть чешуя, значит у нее точно был плавник. Довольно храброе утверждение для мудрецов, которые жили в земле Израиля, либо в Вавилоне.

Много они морей там видели? Сколько рыб человечество узнало с тех времен! Сколько раскрылось с того времени, о которых в то время никто не знал. То же самое с животными: мудрецы сказали, что у кошерных млекопитающих ветвистые рога.

Вряд ли древние мудрецы видели оленей и лосей, а ведь они подходят под описание. Это говорит о том, что информация была действительно получена от Бога, а не из личного опыта.

Мы говорили о продуктах. Но само по себе это мясо не является кошерным. В Торе есть отдельный запрет на употребление крови в пищу. При забое кровь обязательно сливается.

Вы спросите, а как же стейки с кровью? В детской викторине, которую я проводил, был вопрос: было два продукта, один изначально кошерный, другой некошерный, их совместили на время, потом разъединили и первый продукт стал некошерным, а второй — кошерным. Что это? Ответ: соль и мясо. Соль всегда кошерная.

Посоли ей мясо, она вытянет всю жидкость, включая кровь, станет некошерной, а мясо — кошерным. Если в кошерном мясе или птице вы встретите жидкость, то это будет не кровь. Рыбу засаливать перед употреблением не надо, рыба не мясо, и ее кровь — в нашем понимании не кровь. Кровь птицы может быть внутри яиц.

Поэтому мы покупаем только белые яйца, в них она встречается реже. И перед употреблением яйцо надо разбить в стаканчик и посмотреть на свет».

Рушан хазрат Аббясов: «Халяльным является мясо животных, забитых правильным образом. Также есть харам, то есть запрещенные продукты. Основных запрета два: свинина и алкоголь. Соответственно, все блюда, содержащие их, — тоже харам. Также запрещена мертвечина. Фрукты, яйца, морепродукты считаются халяльными».

Как правильно забивать животных?

Рушан хазрат Аббясов: «Правильный забой — это забой скота с упоминанием имени Всевышнего, безболезненный, у животных перерезается сонная артерия (кстати, ученые говорят, что это самый гуманный способ умерщвления), затем выпускается кровь.

Пророк Мухаммад (мир ему) учил, что люди должны готовиться к процессу забоя, он призывал заточить поострее ножи, чтобы животные не мучились. После этого туша считается разрешенной.

Предпочтение отдается ручному забою, хотя в некоторых странах есть автоматизированные линии, признанные халяльными».

Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии - Студенческий портал

Аба Аббо: «Животных должны забивать специально обученные евреи, иначе оно не будет считаться кошерным.

По-простому, процесс выглядит так: берется животное, у него максимально быстро перерезаются артерии на шее, животное теряет самую главную свою кровь, кровь души, ту что дает дееспособность организму.

Затем у животного проверяют внутренние органы, чтобы они были здоровыми. Забойщик скота — очень сложная профессия, не только психологически. У человека должны быть предельная концентрация на процессе и настрой на служение.

Зачем все это нужно? Важно, чтобы животное умирало без мук, максимально быстро. Есть технология забоя, которую нам тоже передали наши мудрецы. Это сложный процесс: отвлекся на секунду, испугался — уже не получится кошерный забой.

Даже нож должен быть специальным, идеально тонким и ровным. Резчики проверяют нож ногтем, чтобы почувствовать нет ли там малейшего заусенца. Автоматизировать этот процесс невозможно. Животное, убитое на охоте, априори некошерное».

Почему диаспоры, живущие в разных странах, следуют разным правилам?

Аба Аббо: «Все соглашаются в части правил, описанных в Торе. Что касается знаний, передававшихся устно, все не так однозначно. 2000 лет назад и ранее существовал Синедрион, совет мудрецов. Они выносили постановления: разрешали — значит, навсегда, запрещали — значит, тоже навсегда.

По всем неоднозначным вопросам обращались к ним. Но уже 2000 лет, как этого совета нет. В каждой стране были свои мудрецы, которые трактовали тексты и принимали решения.

В дальнейшем жили мудрецы, это уже были обычные люди, которые работали с текстом и уже принимали решение в тех или иных ситуациях, но каждый — исходя из своего опыта и для своей страны.

Читайте также:  Реформа профессионального образования: что-то будет? - студенческий портал

Например, жил великий мудрец в Испании, работал с текстами, трактовал определенные ситуации и вопросы исходя из знаний, данных Торой и древними мудрецами. Сама же Тора нам говорит, что в любой непонятной ситуации нужно слушаться мудрецов. Даже когда их постановления нам непонятны.

Мудрецы в одних условиях могли прийти к одному выводу. А в других, например в другой стране, — немного к другому. Отвечая на вопрос, есть ли разница в трактовке правил кашрута между этническими группами еврейского народа, скажу так: по большому счету нет. Но нюансы могут различаться.

Например, есть группы которые не будут есть рыбу с молочными продуктами, а бывают такие, которые едят. Йеменские евреи едят саранчу, хотя евреи в остальном мире этого не делают. Все дело в том, что Тора нам говорит, что есть вид саранчи, которую можно есть.

Но из-за того что евреи много переезжали, многие уже и не помнят, как именно должна выглядеть разрешенная саранча. Поэтому мы просто ее не едим.

А в Йемене информация передавалась из поколение в поколение, и до сих пор есть люди, которые могут ткнуть пальцем и сказать, что вот это насекомое Тора разрешает есть».

Рушан хазрат Аббясов: «Бывает, что в одной стране что-то признают халяльным, а что-то нет, это основано на небольших противоречиях между разными религиозными исламскими школами.

Например, в России можно есть конину (особенно ее любят татары), а попробуйте съесть лошадь в ОАЭ? Во-первых, арабские скакуны стоят десятки тысяч долларов, во-вторых, у них исторически сложилось, что лошадь — сила, средство передвижения, а не питания».

Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии - Студенческий портал

Являются ли ГМО и пищевые добавки кошерными или халяльными?

Рушан хазрат Аббясов: «Всевышний в Коране говорит: Вкушайте полезное и дозволенное. Времена меняются, люди придумывают разные добавки с разными целями, в том числе для сохранения продукции на длительный срок. То, что не является полезным для человеческого организма, — харам.

Всевышний запретил нам насилие над своим телом. Поэтому все добавки, которые по мнению диетологов и врачей вредны, не являются желательными для мусульман. Для проверки халяльности новых продуктов есть центры стандартизации и сертификации, там изучают составы продуктов и выносят решения.

Конечно, сложно проверить абсолютно все продукты, которые есть на рынке. Производители и импортеры часто сами делают запрос, чтобы поставить маркировку халяль на свою продукцию. Для верующих это облегчение, не надо читать составы и анализировать.

В разных странах есть свои центры сертификации, все сотрудничают между собой. Бывает, достаточно, чтобы один центр вынес решение, чтобы оно было действительно в других. Например, наш Совет муфтиев России прошел сертификацию, чтобы наши документы были действительны в странах арабского мира.

Это значит, что арабы, которые хотят закупать российскую халяльную продукцию, могут доверять нашим маркировкам».

Аба Аббо: «Есть четкие правила и правила, как работать с этими правилами. Иудаизм живой организм. Да, мы соблюдаем правила, которым более тридцати пяти веков, но при этом все процессы живые. Мы анализируем новые продукты и технологии. Уже сегодня некоторые раввины теоретически задаются вопросом, можно ли есть клонированных животных, например.

Каждое нововведение анализируется на предмет его кошерности. Некоторые добавки с кодом E кошерные, некоторые нет. По идее, каждый еврей должен знать, что допустимо, а что нет. И внимательно читать этикетки. Например, некоторые красители делаются из жучков, следовательно, они некошерные.

В случае с ГМО все будет зависеть от конкретного продукта и процесса его изготовления».

Могут ли евреи есть халяльную пищу, а мусульмане — кошерную?

Рушан хазрат Аббясов: «В Коране написано, что нам дозволена пища людей Писаний. Люди Писаний — это христиане и иудеи. Им также было даровано Священное Писание.

И если они забивают скот и упоминают имя Бога (не обязательно дословно Аллаха, мы все верим в единое божество, достаточно сказать «с Богом», например), перерезают сонную артерию и выпускают кровь, тогда это мясо считается халяльным.

Мы изучали кошерные мясные продукты, они полностью соответствуют духу ислама, поэтому мы можем их употреблять».

Аба Аббо: «Я не эксперт в законах халяля. Насколько мне известно, мусульманин может употреблять в пищу кошерное мясо, но лучше проконсультируйтесь с профессионалом в этой области. Но халяльное мясо кошерным не будет».

Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии - Студенческий портал

Могут ли православные есть кошерную и халяльную еду?

Православный священник, пожелавший остаться инкогнито: «Правила кашрута, описанные в Торе, ограничивают набор продуктов, пригодных для употребления в пищу, а также предусматривают определенный вид забоя. Христианство принимает полностью Пятикнижие. Но на Иерусалимском Апостольском соборе, происходившем в 49 году н.э.

было решено, что христиане нести огромный багаж правил иудаизма, иногда технически сложных, иногда шокирующих, как обрезание, например, не будут. Что касается пищи, то из всего свода правил оставили запрет на мясо удавленных животных, кровь и идоложертвенную еду.

Идоложертвенная еда — принесенная в жертву или во славу каким-то богам, культу. Поэтому с точки зрения христианства скорее не стоит есть еду кришнаитов, посвященную индуистским богам, нежели кошерную или халяльную пищу. Кошер и халяль не подразумевают каких-то ритуальных действий.

Исключение составляет разве что мусульманская праздничная еда, которую готовят на праздник Курбан-байрам. И то: меня однажды соседи по даче угостили кусочком, и после секундного замешательства я съел. В конце концов, христианин должен перекрестить пищу перед приемом.

Если вам неловко делать это в общественном месте, можете сделать это глазами или мысленно. Крестное знамение отменяет все остальные действия людей других конфессий. Любую еду, которая кажется вам сомнительной, перекрестите и ешьте.

Если спросить мусульманина, почему нельзя есть свинину, он не ответит. Хотя понятно: запрет идет из иудаизма. Есть толкования, что это было древнее знание, но все же ответа на вопрос «почему» нет.

Зато есть предание, что апостолу Петру с неба спустилась скатерть, по-нашему самобранка, а на ней были всевозможные морские гады — устрицы, осьминоги, каракатицы, разные животные, пресмыкающиеся. И голос сказал: заколи и ешь. Он, как иудей, отказался.

Но это символ того, что новые времена и законы выше старых».

Источник: https://p-syutkin.livejournal.com/386666.html

Чем исторически отличается «кошер» от «халяль»

Кошерная еда — это еда, приготовленная в соответствии с правилами «кашрута». Cлово «кашрут» переводится с иврита как «годный». Согласно воззрениям верующих евреев, перечень законов кашрута Бог дал древним евреям, и они записаны в Пятикнижии.

«Халяль» означает «дозволенное» в переводе с арабского. Правила халяля есть в Коране, с практической точки зрения про халяль говорил пророк Мухаммад.

Таким образом, с исторической точки зрения и «халяль», и «кашрут» — это набор религиозных правил в отношении «дозволенной» еды на Ближнем Востоке. «Рамблер» разбирался, в чем разница.

Свинина

И евреям, и правоверным мусульманам запрещена свинина.

Алкоголь

Для мусульман любой алкоголь — «харам». Такие напитки «халяльными» быть не могут по определению.

Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ даже рекомендовал избегать употребления так называемых «безалкогольных» спиртных напитков типа безалкогольного пива или вина, поскольку названия этих напитков «ассоциируются с харамом и неисламским образом жизни». С другой стороны, кошерным может быть любой алкогольный напиток, в том числе водка.

Для этого достаточно, чтобы в процессе произодства напитка были соблюдены определенные правила — например, чтобы к нему прикасались только евреи, соблюдающие правила Торы. Это правило довольно легко исполнить, если производство расположено в Израиле.

Другие продукты

В целом требования к кошерным блюдам сложнее, чем к халяльным. Правоверные евреи не едят мясо и молоко вместе и должны после мясного блюда надо ждать шесть часов, прежде чем съесть молочное, а после молочного — час, чтобы съесть мясное.

Кошерное животное должно иметь раздвоенное копыто и быть жвачным, поэтому зайцев и кроликов есть нельзя. Рыба должна быть с плавниками и чешуей, поэтому осетровые или креветки — не кошер.

Нельзя есть насекомых и пресмыкающихся, а также тех птиц, что не перечислены в Торе. Также в кашруте есть правила по забою животных и приготовлении пищи. Тора запрещает употребление в пищу крови.

По правилам халяля, любое мясо (кроме свинины) может быть халяльным, если животное было забито правильным образом. Мясо должно быть свежим — Коран запрещает есть мертвечину.

Мнение историков

Ученые предполагают, что в запрете на смешение молока и мяса могло проявиться отчуждение двух древних типов культур — земледельческой и скотоводческой. В Ветхом завете полно указаний на конкуренцию между этими двумя культурами (начиная с истории Каина и Авеля).

Что касается запрещения на употребления свинины в исламе и иудаизме, а также запрета на «мертвечину» в Коране, то это, скорее всего, являлось превентивной санитарно-гигиенической мерой. Быстро портящаяся жирная свинина привлекала мух и в отсутствие холодильников быстро превращалась в отраву.

К тому же свиньи с их любовью к грязи символически отождествлялись с грязными, распущенными людьми. Во времена, когда оформились правила кошерной пищи, древние евреи могли разделять свойственное многим примитивным племенам веру в том, что человеку передаются свойства того продукта, которое он поедает.

В дальнейшем ислам усвоил и трансформировал часть этих древних гигиенических правил — ведь с исторической точки зрения, правила приготовления кошерной пищи старше правил «халяля» как минимум на тысячелетие.

Видео дня. Вымершие животные, обнаруженные в вечной мерзлоте

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/43011100-chem-istoricheski-otlichaetsya-kosher-ot-halyal/

Что такое кошерные и халяльные продукты, и стоит ли за них переплачивать?

За продукты с пометкой «Халяль» или «Кошерное» заплатить придется больше! Разбираемся: оправданы ли лишние траты.

Сразу оговоримся, что тем, кто выбирает такие продукты согласно национальной традиции и для соблюдения религиозных правил сомневаться не приходится. Следование обычаям предков требует готовить из правильных продуктов. Но и тем, кто далек от религии, такие продукты могут быть полезны потому, что они:

  • Очень тщательно проверяются. А обязательной сертификации продуктов питания в России нет.
  • Делаются из качественного сырья по экологичным технологиям.
  • Мясные животные забиваются самыми щадящими методами.
  • Религия также требует использовать для приготовления мяса и других продуктов разную посуду, доски и приборы, что правильно с гигиенической точки зрения.
  • Этническая кухня такого рода обычно отлично вписывается в правила современного ЗОЖ.

Продукты «Кошер»

  • Кошерные – продукты, разрешенные по правилам и законам иудаизма:
  • — мясо жвачного животного с раздвоенным копытом, вырезанное строго из передней части туши
  • — мясо любой птицы, не являющейся хищной
  • — морская рыба, у которой есть и плавники, и чешуя
  • — алкогольные напитки, но приготовленные по канонам
  • Трефная (запрещенная) еда:
  • — любые продукты и блюда, содержащие в себе кровь
  • — мясо животных, которые были убиты или умерли от естественных причин
  • — мясо не жвачных или не имеющих «правильного» копыта животных
  • — рыба, у которой отсутствуют чешуя или плавники, морепродукты
  • — продукты из молока и мяса, приготовленные вместе
  • — содержащие любые искусственные компоненты

Продукты «Халяль»

  1. «Халяльный» — допустимый мусульманскими канонами:
  2. — мясо любых не больных животных, за исключением свиней
  3. — рыба речная или морская
  4. — любые ягоды, овощи или фрукты 
  5. — продукты из молока
  6. Все, что не попадает под каноны, называется «харам»:
  7. — мясо свиньи
  8. — мясо животных, умерших своей смертью или погибшие случайно либо забитые не по канону
  9. — мясо хищников: птиц и животных
  10. — любые субпродукты
  11. — продукты, содержащие искусственные или запрещенные канонами добавки
  12. — любой алкоголь

Требования к производству продуктов «Халяль» и «Кошер» похожи:

  • Использовать можно строго мясо абсолютно здоровых животных.
  • Никаких антибиотиков или гормонов в процессе выращивания.
  • Корма – только естественные и натуральные.
  • Забой – строго по канонам: опытным забойщиком, мгновенно, остро заточенным ножом, с молитвенной формулой.
  • Из туши должна вытечь вся кровь, внутренние органы осмотрены на предмет скрытых заболеваний.

Различия не существенны.

Так, халяль позволяет использовать электроток, ошпаривание птицы и не требует полного удаления оставшейся в туше крови.

Именно поэтому то, что является кошерным, может быть признано и халяльным, но не наоборот.

Конечно, мы упомянули только основные правила. Найти такие продукты на прилавке просто: «Халяль» и «Кошер» имеют так называемые товарные знаки подтверждения.

Это могут быть сертификаты Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России или региональных комитетов при духовных управлениях мусульман «Халяль».

Сертификат кошерности (эхшер) выдается после того, как раввином будет проверен полный цикл изготовления продукта, и на некоторых этапах этот контроль должен осуществляться постоянно.

При таком жёстком контроле продукты практически гарантированно будут иметь высокое качество, а значит, и завышенная цена в этом случае допустима. Но выбор все равно остается за покупателем.

Источник: https://www.gastronom.ru/text/chto-takoe-koshernye-i-haljalnye-produkty-i-stoit-li-za-nih-pereplachivat—1010608

Приправят религией: в школах Москвы появятся кошерные и халяльные обеды

В буфетах московских школ могут ввести религиозное спецменю. Учащихся будут бесплатно кормить постными, кошерными, халяльными и вегетарианскими обедами. Такую идею сейчас обсуждают в Мосгордуме, пишет «Коммерсантъ».

Комиссия Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций и комиссия Мосгордумы по образованию провели совместное заседание по данному вопросу.

Как рассказал собравшимся председатель комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев, в пользу инициативы выступает православная общественность. Также ее поддерживают и представители других конфессий.

В случае одобрения постное меню в школах появится уже в следующем году к Великому посту. Палеев отметил, что в Москве почти 23 тысячи семей строго соблюдают православный пост.

«Тысячи детей приходят со своим питанием не потому, что они жалеют деньги на еду, а потому что они едят именно специально разрешенное родителями с учетом религиозных канонов, требований питание», — цитирует Антона Палеева агентство городских новостей «Москва».

При этом «обязаловки» не будет, отметил он. Депутат считает, что формированием меню должны заниматься родительские комитеты.

Комментируя нововведение, представитель главного раввина РФ Александр Зальцман предложил включить питание учеников по религиозным стандартам в санитарные правила и нормы.

В свою очередь, по мнению первого зампреда Совета муфтиев России Рушана Аббясова, организовывая спецпитание, можно последовать примеру компаний, поставляющих питание авиаперевозчикам. Добро дал и уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.

Он предложил опробовать принцип в одной из столичных школ. «Это прямо соответствует нашей идеологии. Мы понимаем, что все дети разные, но хотим, чтобы они учились вместе», — сказал омбудсмен.

Между тем в Роспотребнадзоре обратили внимание на препятствие технического характера. Как отметили в ведомстве, кухонные цеха в школьных столовых построены по советским проектам и не приспособлены для приготовления сразу нескольких видов обедов.

Своими опасениями поделилась и главный диетолог столичного департамента здравоохранения Татьяна Брежнева. По ее словам, постная еда в виду отсутствия в ней незаменимых аминокислот может навредить здоровью школьников. Ряд депутатов предложили компромиссные решения.

Например, пополнять «религиозными продуктами» те школьные буфеты, где подобная еда продается за дополнительные деньги. Еще одна идея — ввести спецменю только для учеников старших классов.

В заключение участники встречи договорились провести новое заседание, предварительно собрав все предложения экспертов.

В настоящее время в Москве бесплатное горячее питание получают более 485 тысяч школьников. В текущем году на эти цели было выделено 19,8 млрд рублей.

Источник: https://mir24.tv/news/15895438/pripravyat-religiei-v-shkolah-moskvy-poyavyatsya-koshernye-i-halyalnye-obedy

Можно ли есть пищу христиан и иудеев?

Можно ли есть мясные блюда в любимой ресторанной сети, например, в Макдональдсе или в KFC? А как насчет куриных тушек из супермаркета без маркировки «халяль»? Отсутствие должного количества халяльной еды в кафе, ресторанах, магазинах породило заведомо ложное представление о нехаляльной мясной продукции. Коран и Сунну некоторые начали трактовать излишне вольно.

Появились люди, которые употребляют обычное мясо или любое мясное блюдо, ограничиваясь произнесением слов «бисмилля» («с именем Бога») перед едой. Некоторые приводят фетвы о том, что якобы если поблизости нет халяльной еды, то можно довольствоваться общедоступной, сказав перед приемом пищи «бисмилля».

Кто-то говорит, что он, живя в России, Америке или Европе, ест мясо христиан, которые относятся к людям Писания.

Анализ аятов, достоверных хадисов и мнение авторитетных богословов убедительно доказывает ошибочность такого поведения.

Что нельзя есть по Корану и Сунне?

В Священном Коране Господь миров установил ряд ограничений относительно пищи, среди которых — запрет на употребление мяса животного, заколотого без упоминания имени Творца[1].

«И ешьте [из мясных продуктов] то, над чем упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа)[2] [при заклании], если вы уверовали в Его знамения… Не ешьте [из мясных продуктов] то, над чем не было упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа) [при заклании]. Это [употребление нехахяльного мяса] — уклонение от заповеди [грешно пред Господом]» (см. Св. Коран, 6:118, 121).

  • В аяте имеется в виду именно обряд заклания, во время которого необходимо упомянуть имя Аллаха (Бога, Господа), а не повседневный прием пищи.
  • Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вы можете употреблять в пищу мясо животного, кровь которого пущена с упоминанием имени Аллаха (Бога, Господа)»[3].
  • Мясо с точки зрения мусульманской традиции становится халяльным (дозволенным Богом) при наличии двух условий: (1) перерезание основных шейных артерий с выходом большей части крови животного и (2) произнесение имени Творца.
Читайте также:  Вузы смогут получить лицензию удаленно - студенческий портал

До Ислама у арабов жертвоприношение было одним из обрядов поклонения идолам. С началом распространения Ислама пророком Мухаммадом, наряду с другими языческими обычаями, было запрещено и упоминать при заклании животного какое-либо имя, помимо имени Всевышнего.

Что касается людей Писания, христиан и иудеев, то они, в основном сохраняя приверженность Единобожию, остаются наиболее близкими к мусульманам в религиозном отношении. Ввиду появления в их практике признаков и элементов многобожия, некоторые мусульмане стали причислять их к язычникам. Это ошибочно.

В Коране они неоднократно упоминаются в одной строке вместе с язычниками и безбожниками, но при этом выделяются как «люди Писания» отдельным упоминанием.

Бог знает, что и тогда, во времена пророка Мухаммада, и сегодня, и до Конца Света у них будут заблуждения в вопросах веры, и все же они определены в заключительном Писании, Коране, как особая группа верующих.

Кого считать людьми Писания?

Тех, кто относит себя к христианам или иудеям.

Господь миров касательно пищи людей Писания четко говорит в Коране:

«[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас [мусульмане] пища[4] людей Писания [иудеев и христиан], а ваша пища разрешена для них» (см. Св. Коран, 5:5).

  1. Многие авторитетные ученые передают слова Ибн ‘Аббаса, согласно которым, под упомянутым в аяте словом «пища» подразумевается мясо животных, принесенных в жертву людьми Писания[5].
  2. Все сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также исламские ученые первого поколения после Пророка были едины во мнении о разрешенности мяса, употребляемого христианами и иудеями[6].
  3. Известно, что пророк Мухаммад не отказался от блюда из баранины, которым его угостила женщина-иудейка[7].
  4. Также сподвижники Пророка, отправившиеся в Сирию, употребляли в пищу мясо, которым питались тамошние христиане, не видя в этом ничего предосудительного.

Ни один из богословов и исследователей не привел из жизни Пророка или его сподвижников ни одного примера, противоречащего вышесказанному, кроме случая с племенем бану таглиб[8]. Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей.

Имам ‘Али говорил о запрете на употребление приготовленного представителями этого племени мяса и о запрете женитьбы на женщинах из этого племени, аргументируя свое мнение тем, что, по сути, это племя продолжает пребывать в язычестве: не выполняет того, что обязательно у христиан, и не сторонится того, что запретно у них[9].

Отмечу, что большинство сегодняшних христиан таковы (подобны племени бану таглиб), поэтому их мясо, и в первую очередь магазинное, не дозволено для употребления. Таково мое, и не только мое, мнение.

Мясники, совершающие забой, могут считать себя христианами, но зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют.

Главное же то, что у современных христиан (всех направлений и течений) потерян ритуал заклания животного, в отличие от иудеев, которые очень трепетно и внимательно к этому относятся.

Если также принять во внимание тот факт, что в условиях современного светского государства разнообразные технологические способы забоя скота не учитывают религиозных канонов, отсутствует контроль за этим процессом со стороны религиозных общин (мусульманских, христианских, иудейских), то, безусловно, мусульманам недопустимо употреблять в пищу мясные продукты, продаваемые в магазинах и предлагаемые в заведениях общественного питания (ресторане, кафе), кроме тех случаев, когда устно или письменно оговаривается, что мясо соответствует иудейским (кошерное) или мусульманским (халяльное) каноническим требованиям.

В заключение стоит отметить, что в любой ситуации, когда есть выбор, верующий должен отказываться от употребления нехаляльных мясных продуктов. Если нет маркировки или заявления о том, что еда халяльная или кошерная, то она таковой от слова «бисмилля» не становится.

К тому же при отсутствии в том или ином городе, регионе кошерного или халяльного мяса всегда можно заменить его рыбой[10], растительной белковой пищей или бобовыми. Покупая еду в ресторане или кафе, вы всегда можете выбрать немясные блюда (рыбные или вегетарианские).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В Священном Коране, последнем Божественном Откровении, Господь подтвердил ниспосланные Им ранее пророкам заповеди относительно ограничений в пище. Тора содержит упоминания о подобных запретах. В Коране это приняло окончательную форму до Конца Света.

[2] Слово «Бог» на разных языках звучит по-разному, но главное не в этом. С точки зрения Ислама главное — это единственность Творца, неограниченность временем и пространством, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским.

На арабском языке слово «Бог» звучит как «Аллах» и состоит из двух частей — определенного артикля «аль» и слова «иляхь» (бог, божество), что дословно переводится как «определенный Бог».

Говоря на арабском «Аллах», любой мусульманин подразумевает Единого и Единственного Творца. Выделяют 99 имен Всевышнего, каждое из которых раскрывает отдельные качества и характеристики Господа.

Эти имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

[3] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1770, хадис № 5498; аль-‘Аскаляни А.

Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С.

777–784, хадис № 5498 и пояснение к нему.

Животное, мясо которого предполагается использовать в пищу, может быть заколото любым человеком, независимо от его национальной принадлежности или вероисповедания. Немусульманин так же, как и мусульманин, во время перерезания основных шейных артерий животного обязан произнести слова «бисмил-ля, аллаху акбар».

[4] Все богословы Ислама согласны (иджма‘), что в данном аяте под словом «пища» подразумевается именно мясо животных, ибо растительная и иная пища изначально не подпадает под коранический запрет. Исключением являются только шиитские богословы, считающие, что в аяте подразумеваются зерновые из-за их наиболее частого употребления.

Мнение последних не нарушает общего согласия (иджма‘) ввиду недостаточной аргументированности. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 17. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230.

[5] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 319.

[6] Там же. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 311.

[7] См.: аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 231; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.

[8] См.: Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.

[9] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 299, 323.

[10] Согласно мусульманским канонам, рыба не является мясом, и поэтому на нее правила относительно халяльности не распространяются.

Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть постоянно обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]». Хадис от Абу Хурайры. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69.

В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении одного месяца.

Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка. См.: аз-Зайля‘и Д.

Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая. Т. 4. С. 204.

Запрет на употребление обитателей моря может касаться только случаев, когда началось гниение продукта и отравление им очевидно. Считаю верным мнение, что все, постоянно живущее в воде и съедобное, является разрешенным (халяль).

Источник: https://umma.ru/mozhno-li-est-pishhu-hristian-i-iudeev/

Кашрут и халяль

Также нельзя есть вместе мясные и молочные продукты. Для них даже используется раздельная посуда. Поэтому кошерный ресторан может быть либо мясным, либо молочным. Запрещенную пищу еврей может есть только в случае прямой угрозы для жизни.

Это лишь основные моменты правил кашрута, на самом деле они гораздо сложнее.

Проверьте меня еще раз!

Продавать халяльную продукцию должно быть выгодно и перспективно: мусульманское население России неуклонно растет — как за счет рождаемости, так и за счет миграции. Да и получить соответствующий сертификат не так сложно.

Совсем иное дело с кашрутом. Чтобы получить сертификат кошерности продукции производителю придется изрядно попотеть: необходимо, чтобы состав продуктов и весь производственный цикл были проверены раввином соответствующей квалификации. Кроме того, такие проверки необходимо проходить регулярно, чтобы лицензирующая организация была уверена, что технические условия соблюдаются.

На первый взгляд кажется, что получение эхшера (сертификата кошерности) — экономически бессмысленная затея.

Ведь необходимо платить деньги за дополнительную проверку производства (как будто их мало в пищевом секторе) ради весьма немногочисленной группы покупателей? Хотя число религиозных евреев и растет, но их все равно не так много, чтобы создать сколько-нибудь заметный потребительский спрос.

Более того, кошерными стремятся стать продукты, находящиеся в ценовой категории выше среднего, а соблюдающие традиции евреи — это, как правило, люди с большим количеством детей, стремящиеся купить что-нибудь подешевле.

И еще одна странная особенность: довольно часто знак кашрута можно видеть на продуктах, которые очень сложно сделать некошерными (например, такие как водка, макароны, красная соленая рыба и т. п.). Зачем сертифицировать товар, который целевая аудитория купит и так, без всяких значков?

Тем не менее количество кошерных продуктов увеличивается.

По словам главного раввина России Берла Лазара, за последние пять лет число наименований таких продуктов, сертифицируемых только его раввинатом, выросло в 7 раз.

А кроме него, пищевую продукцию в России сертифицирует раввинский суд во главе с раввином Пинхасом Гольдшмитом, а также некоторые международные организации по наблюдению за кашрутом.

Как это работает

Для получения сертификата кошерности специалисты по кашруту приезжают на предприятие, проводят проверку производственного процесса, технических характеристик и так далее, а в результате дают заключение о том, что такой-то продукт уже сегодня соответствует законам кашрута, другой пока не соответствует, но нужно сделать то-то и то-то, и только после этого выдается удостоверение кошерности (эхшер). В некоторых случаях, например когда речь идет о молочных продуктах, приходится направлять специально подготовленных контролеров (машгихим), которые постоянно наблюдают за производственным процессом.

Как отмечает Б.Лазар, несколько лет назад инициатива по сертификации продуктов исходила от самого раввината. «В большинстве случаев мы сами шли на предприятие и предлагали ему помочь наладить кошерное производство.

Кое-где мы и сейчас так делаем: например, в тех случаях, когда в каком-то регионе у верующих есть потребность в кошерных продуктах, а предложения нет или оно недостаточно». Однако теперь ситуация изменилась.

«В последнее время почти всегда инициатива исходит от производителя: представители предприятия приходят к нам и просят проверить их продукцию на кошерность с целью получения эхшера», — говорит главный раввин России.

По его мнению, у многих производителей есть дополнительные поводы для получения сертификата. «Удостоверение кошерности — это пропуск на внешний рынок, не только в Израиль, но и в США, в страны Евросоюза. Там-то давно уже знают, что кошерный продукт — это экологически чистый продукт», — отметил Б.Лазар.

Сертификация халяльного производства проводится сходным образом.

Директор департамента внедрения стандарта «Халяль» Международного центра стандартизации и сертификации Совета муфтиев России Ринат Зарипов, пояснил, что при производстве мяса проверяется, чтобы это была «чисто говяжья» бойня (т.е.

чтобы рядом не было производства свинины), чтобы животное было здоровое. Забивающий должен быть непременно мусульманином. Также производителю ставится условие, чтобы электрический разряд, применяемый на бойнях, только оглушал животное, но убивать должен сам резник.

Можно и совместить

Предприниматель Роман владеет мясокомбинатом, производительностью 700 т в месяц. Помимо обычного мяса, он производит кошерное — примерно 60-70 т в месяц. Таким образом, кошерная продукция составляет примерно одну десятую часть.

По его словам, этот сегмент, нацеленный на определенную (довольно узкую) клиентуру, все же приносит прибыль, притом что 10 лет назад производство кошерного мяса было нерентабельным. «Сегодня на этом рынке практически нет конкуренции, — говорит Роман.

— Однако, если она появится, бизнес станет неинтересным, поскольку затраты и дополнительные сложности слишком велики».

Для производства мяса в промышленных масштабах требуется специальное дорогостоящее оборудование (чтобы забой вручную можно было производить быстро и в больших количествах).

По словам Романа, тому, кто решил работать на этом специфическом рынке, удобнее всего совмещать кошерное и халяльное производство. Дело в том, что при кошерном забое определенная часть мяса выбраковывается уже после забоя. Доля выбракованного мяса может составить 30-40%, а то и больше.

Это мясо, которое не соответствует жестким требованиям кашрута, вполне может быть признано халяльным, так как это все равно качественное мясо. «У нас налажены отношения с центром стандартизации продуктов «Халяль», они с удовольствием признают нашу продукцию халяльной.

Они прекрасно понимают, что при производстве кошерного мяса рядом не может быть никакой свинины, притом что на обычной бойне им не всегда могут это гарантировать», — подчеркнул Роман. В ходе забоя на бойне присутствуют как еврейский, так и мусульманский резники.

Таким образом обеспечивается соответствие сразу двум «стандартам».

Согласно экспертным оценкам, в России в целом потребляют кошерное мясо примерно 700 тыс. семей, при этом половина потребителей находится в Москве.

Продавцы как кошерного, так и халяльного мяса отмечают, что их продукция пользуется спросом и у людей, которые не имеют отношения к исламу и иудаизму, в силу того, что эта продукция воспринимается покупателями как более качественная, соответствующая повышенным требованиям.

Эта особенность потребительского поведения давно используется одним известным производителем молочной продукции. Получив сертификат кошерности, компания продает молоко, кефир, творог и т. д. как товары премиум-класса.

Сколько это стоит

За сертификацию, естественно, необходимо платить, так как проверка — это довольно сложная работа.

По оценке производителей кошерного мяса, сертификат добавляет к стоимости товара примерно 20%. Сертификация халяльной продукции — примерно 10-20%.

Конечная цена, поясняет Б.Лазар, всегда складывается из целого ряда условий. «Она напрямую зависит от сложности продукта и того, сколько нам самим стоит работа с данным предприятием.

Например, если мы рассмотрим организацию линии кошерного забоя скота, то цена будет одной, если речь идет о молочной продукции, то, разумеется, уровень цен будет иным, нежели в бакалее или производстве кошерного вина. Следует понимать, что для нас это — не бизнес. Мы не стремимся наживаться на своих потребителях.

После закрытия всех издержек, связанных с производством, выплаты заработной платы работникам и обслуживающему персоналу остается лишь минимальная наценка, которую мы делаем для того, чтобы кошерное производство продолжало функционировать и развиваться», — отмечает Б.Лазар.

Григорий Коган, РБК

Источник: https://www.rbc.ru/society/14/12/2012/570400f49a7947fcbd4438fb

Ссылка на основную публикацию