Как стать успешным специалистом без высшего образования — студенческий портал

Многие успешные люди доказывают, что для обретения материальных благ совсем нет необходимости получать высшее образование. Если человек видит цель и не видит препятствий, он сможет многого добиться в жизни.

И диплом о высшем образовании не имеет никакого значения. Но есть и другая сторона медали. Без «корочки» не удастся устроиться на хорошую работу.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Поэтому, прежде чем принимать решение о получении образования, стоит взвесить все «за» и «против».

Результаты исследований

Несмотря на то, что многие молодые люди сегодня отказываются от обучения в ВУЗе, высшее образование продолжает цениться достаточно высоко.

Было проведено интересное исследование, которое показало, что около 75% взрослых людей все еще уверены в необходимости диплома.

При этом важно трудоустраивать молодежь раньше, чтобы специалисты могли получать ценный опыт еще до окончания университета.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

Сегодня люди среднего возраста готовы выкладывать немалые суммы денег для того, чтобы их дети получали хорошее образование и смогли посвятить себя достойной профессии. При этом многие уверены, что высшее образование не только ведет к финансовому благополучию, но и помогает молодым людям самосовершенствоваться.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

25% людей все же скептически относятся к образованию. Они считают, что время можно провести более полезно.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Законопроект о соцсетях, голодовка учительницы и школа прав человека - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Аргументы против обучения в ВУЗе

Зачем проводить время в учебном учреждении, если можно сразу начать зарабатывать? Это позволит по-настоящему обрести финансовую независимость уже 18 лет. Но время – не единственный аргумент против высшего образования.

Не решаются вступать в ВУЗ многие ребята из-за стоимости обучения. Попасть на бюджет получается далеко не у всех. А цена диплома является действительно внушительной.

Нет гарантии, что ребенок устроится на хорошую работу, и затраты окупятся.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

Высшее образование предполагает изучения множества предметов. Часть из них никогда не пригодится в будущем. И это еще один существенный минус. Огромным недостатком современной системы образования является также отсутствие гарантий.

Студенту никто не обещает, что тот сможет успешно устроиться на работу. ВУЗ дает лишь теоретические знания. При этом здесь все зависит от самого студента. Если ребенок добросовестно ходит на все пары, шансы успешно устроиться в жизни увеличиваются.

А если нет? Родительские деньги будут потрачены впустую.

Аргументы за обучение в ВУЗе

Далеко не все ребята, получившие диплом о высшем образовании, работают по специальности. И что теперь? В подобном обучении нет необходимости? Ответ не совсем верный. Высшее образования все же дает свои преимущества. В первую очередь, в университете ребенок взрослеет. Он учится самостоятельно принимать решение.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

На студента «выливается» огромное количество информации. Благодаря этому у молодого человека активно развиваются умственные способности. Шанс реализоваться в любой сфере жизнедеятельности повышается. Кроме того, во время обучения в ВУЗе можно обзавестись полезными знакомствами, которые обязательно принесут пользу в будущем.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

Студенческие годы сами по себе являются несомненным плюсом. Первая настоящая любовь, настоящие друзья, яркие дискотеки – все это у большинства происходит именно во времена обучения в университете. А тот, кто идет работать сразу после школы, лишает себя запоминающихся моментов жизни.

Кому нужен диплом о высшем образовании?

Решаться ли на обучение в вузе или нет? Все зависит от выбора будущей профессии. Тем, кто хочет стать экономистом в банке, юристом, педагогом или врачом, без обучения в университете не обойтись. Но вот для работы охранника, кладовщика, секретарши высшее образование совсем не нужно. Но только такие виды профессий не предполагают больших заработков.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

Что делать, если хочется хорошо зарабатывать, но желания учиться нет? Стоит задуматься о собственном бизнесе. Но и в этом случае нужно обладать определенными знаниями. Иначе выйти на высокий уровень дохода не получится. Благо много информации сегодня можно получить благодаря всемирной виртуальной паутине.

Что думают по поводу диплома работодатели?

Несмотря на то, что многие профессии не требуют наличия высшего образования, большинство работодателей отдают предпочтение дипломированным специалистам.

Такие работники отличаются повышенной грамотностью, умением общаться с клиентами. Они знают, как найти решение в нестандартной ситуации.

Без образования чаще всего на работу берут людей с богатым опытом. Но его у молодежи чаще всего нет.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

Работодатели считают, что человек с высшим образованием, гораздо лучше будет выполнять свои обязанности. Такой сотрудник умеет быстро обучаться, поэтому любой вид деятельности не вызовет трудностей.

Какими навыками нужно обзавестись человеку без образования?

Найти себе отличное место в жизни может каждый. При этом не имеет значение, удалось пройти обучение в ВУЗе или нет. Пять простых качеств помогут стать успешным, даже без высшего образования.

Находчивость. Реализоваться в жизни удастся тому, кто может создавать бизнес из ничего, знает, как реализовать безумные идеи. При этом нужно заручиться поддержкой родных и близких, найти людей, которые помогут реализовать задуманное.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

Концентрация внимания. Многие молодые предприниматели терпят неудачу из-за отсутствия настойчивости. У них не получается реализовать одну идею, они перебрасывают все силы на вторую. Это не совсем правильно. Важно научиться концентрировать внимание на чем-то одном, и результат не заставит себя ждать.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

Отсутствие предубеждений. В первую очередь, нужно верить в свои силы. Если имеется предубеждение о том, что человеку без образования не удастся реализовать задуманное, не стоит и пытаться. Нужно научиться верить в себя и свои силы.

Умение общаться с разными типами людей. Если человек притягивает внимание окружающих и производит при этом положительное впечатление, шанс добиться хороших результатов в жизни увеличивается. Кроме того, умение общаться с людьми помогает наладить нужные контакты. И совсем нет необходимости проходить обучение в университете.

Правильное планирование. Шанс построить выгодный бизнес увеличивается, если молодой человек умеет правильно распределять свое время. Путь по реализации задуманного должен быть расписан на год вперед. В этом случае точно удастся добиться успеха и без диплома.

Идти обучаться в ВУЗ или нет?

Обучение в университете имеет свои преимущества и недостатки. Решение стоит принимать, исходя из поставленных целей.

Тем, кто хочет успешно реализоваться в определенной профессии, не обойтись без специального обучения.

Если же молодой человек хочет начать строить собственный бизнес и не тратить драгоценное время на образование, он должен обладать рядом определенных качеств и быть готовым к трудностям.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://BusinessMan.ru/post/realnyiy-opyit-protiv-vyisshego-obrazovaniya-nujen-li-diplom-chtobyi-stat-uspeshnyim-biznesmenom.html

Кем работают и сколько зарабатывают люди без высшего образования

Не так давно мы спросили читателей Т—Ж, что они думают о высшем образовании.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

Катя Прокудина

читала истории

По итогам дискуссии мы выбрали несколько историй: как решиться бросить бессмысленную учебу в университете, как диплом в ИТ-сфере влияет на доход и правда ли программисты могут научиться всему за домашним компьютером.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

  • На кого учился: переводчик с китайского
  • Кем работает: звукорежиссер и саундпродюсер
  • Доход: 150 тысяч рублей в месяц

Меня с детства программировали на то, что высшее образование крайне необходимо для успеха.

Но сделать осмысленный выбор после выпускного сложно: в жизни я видел еще совсем немного, как и мои родители, поэтому просто плыл по течению.

Многие друзья поехали поступать в Томский государственный университет, мама тогда тоже жила в Томске — вообще, я из маленького города Юрги Кемеровской области, — вот я и решил, что это хорошая идея.

Поскольку в школе мне очень нравились иностранные языки, решил поступать на специальность «Перевод и переводоведение». Хотел изучать английский, но плохо подготовился к вступительному и не набрал достаточного количества баллов. Зато прошел на китайский — и в очередной раз дал себя убедить, что это перспективно, хорошие деньги в будущем и так далее.

Проучился там до второго курса. Я не мог понять, зачем будущему переводчику с китайского постоянно пересдавать зачет по античной культуре и мифологии Древней Греции или как успеваемость по физкультуре может повлиять на дальнейшую карьеру.

Это довольно быстро убило во мне желание учиться, несмотря на то что язык оказался интересным.

Меня все сильнее затягивало мое хобби — музыка. Образовательный кредит рос, и я решил, что хватит тратить время и деньги на то, что не приносит удовольствия. Так и отчислился.

Само собой, мое увлечение не сразу стало работой со стабильным доходом. Поэтому, пока жил в Томске, я работал и на лесопилке, и на стройке, и промоутером в МТС, но адекватных денег там не было. Помогала мама, пока музыка не начала приносить какой-то заработок.

Я переехал в Москву, обзавелся семьей и ощутил совсем другие масштабы трат. Мой нестабильный месячный доход от музыки — 15–30 тысяч рублей — совсем не позволял тут жить. Пришлось на первое время устроиться через аутсорсинговую фирму кассиром в «Ашане», это была самая высокооплачиваемая вакансия из тех, что позволяли работать в любом удобном мне графике.

Я начинал с того, что нарабатывал портфолио и оттачивал навыки на своей музыкальной группе, потом разместил объявление о сведении песен на тематическом форуме. Откликнулся один человек.

Стали работать с ним. Его работы услышал другой, обратился ко мне — и так по цепочке. Процесс был небыстрый, но самый честный, я считаю.

За 8 лет я пока ни разу не использовал никакие маркетинговые инструменты.

Если спрос вырастает, у меня есть выбор: либо работать больше, либо уравновесить его, подняв цены, и получать больше при меньшем объеме работы. Наемные сотрудники такого, как правило, лишены.

К тому же сейчас у меня нет потолка заработка и четкого графика.

Если сравнивать с вакансиями преподавателей и переводчиков с китайского, то я получаю в полтора-два раза больше.

Я думаю, с такой специальностью хорошо зарабатывать можно только на репетиторстве. Но тогда вдобавок к знанию языка нужен еще педагогический навык.

Конечно, где-то зарплаты выше, но для них нужны и опыт, и удача, и много чего еще.

Я слежу за тем, что нового происходит в моей сфере, смотрю или посещаю наши и зарубежные мастер-классы и пытаюсь применить то, что узнаю. Если бы я сейчас пошел учиться, то не столько ради знаний, сколько ради связей.

По-моему, это одно из неоспоримых преимуществ высшего образования над самообразованием: ты общаешься с людьми из своей отрасли, обзаводишься знакомствами, которые в будущем могут тебе помочь. Возможно, я еще буду учиться, но в другой стране.

Например, моей нынешней специальности хорошо учат в США. Но это дорого.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

  1. На кого училась: химик, экономист и педагог
  2. Кем работает: менеджер ИТ-проектов
  3. Доход: 120–150 тысяч рублей в месяц

В школе я была отличницей, книжным ребенком, но что такое профессия и как ее выбирать в 16 лет — понятия не имела.

Из всех уроков химия казалась мне самой интересной, поэтому поступила на химический факультет в ННГУ имени Лобачевского в Нижнем Новгороде. Училась на вечернем и работала.

Работа была интересной, а учеба — нет, так что я все чаще вечером оставалась на работе, пока вообще не перестала ходить в университет. Отучилась меньше трех лет.

Второй раз поступила на заочное отделение чего-то экономического уже в Муроме. Хватило, кажется, на год. Я окончательно поняла, что высиживать часами разную скукоту в течение пяти лет ради корочки — не мое.

В третий раз я решила попробовать по-настоящему: нереализованный педагог во мне рвался наружу. Я переехала в Москву и поступила в педагогический вуз.

Но, увы, интересная работа, от которой я получала деньги, пусть маленькие, и отдачу прямо сейчас, снова постепенно свела на нет скучную учебу. Об этом я, пожалуй, жалею: условия на работе позволяли высидеть пять лет учебы без особых проблем.

Но, видимо, не хватало мотивации: педагогическое образование у нас скорее мертво, а диплом для меня мотивация все-таки недостаточная.

Оказывается, выезжать на отличных коммуникационных скилах и общей эрудиции можно только до определенного момента.

Это повергло меня в ужасную тоску, потому что становиться технарем я категорически не хотела, мне всегда казалось, что лучший мой талант — умение балансировать между технарями и бизнесом. В этом состоянии экзистенциального кризиса меня нашел мой нынешний работодатель.

Теперь у меня идеальная работа: с одной стороны, знакомый и родной мне мир ИТ, с другой стороны — мне не надо прикидываться тем, кем я пока не могу быть.

Работать в крупную ИТ-компанию меня позвал давний друг, директор одного из подразделений, которое занимается заказной разработкой и внедрениями.

Любой директор на подобной работе рано или поздно обнаруживает, что в основном занимается зарабатыванием денег, немного успевает присматривать за текущими клиентскими проектами и вообще не успевает выстраивать и налаживать какие-то процессы внутри.

Внутренняя инфраструктура дряхлеет, регламенты морально устаревают, никто уже толком не помнит, почему в 2008 году решили считать вот этот показатель так, а не иначе, все ноют, всем все неудобно.

Нужна отдельная голова, которую не будут отвлекать клиентские — априори более важные — задачи, но очень мало где такая есть. У нас этим занимаюсь я. Формально моя должность называется «заместитель директора», но, по сути, я менеджер внутренних проектов.

Что делать, чтобы росла зарплата

Мой доход сейчас где-то в районе 120–150 тысяч и дальше должен расти. Если бы у меня было техническое образование — не просто диплом! — и я была бы технически подкованным менеджером проектов, то и зарплата была бы больше.

Я могла бы уже сейчас зарабатывать от 200 тысяч и больше: рынок в этой сфере щедр.

Все самое сложное, перспективное и высокооплачиваемое программирование сейчас связано с математикой: анализ данных, нейросети, роботы, искусственный интеллект и так далее.

При этом программирование, в смысле кодинг, — штука прикладная, ей можно научиться за домашним компьютером. А вот освоить дома математику на уровне, на котором ее преподают где-нибудь вроде ВМК МГУ, — это сложно, да и с какого-то момента чисто технически перестанет хватать мощностей.

И получается, если вам нужен программист, чтобы писать код, вы берете опытного, адекватного и не смотрите, где он учился и учился ли.

А если нужна звезда, чтобы двигать вас куда-то в сторону переднего края современных технологий, — то вы отсеиваете кандидатов по весьма короткому списку вузов и факультетов.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

  • На кого учился: ИТ-специалист
  • Кем работает: программист
  • Доход: 175 тысяч рублей в месяц

Примерно до 10 класса я думал, что буду поступать на экономиста, так как у меня в семье многие работали в финансовой сфере. Я активно готовился сдавать математику, у меня был опытный преподаватель. Он посоветовал пойти в ИТ, так как, имея образование в области информатики и математики, можно найти себе применение в любой сфере.

Выбирали вуз, учитывая не только историю и значимость, но еще современные тенденции в образовании, сотрудничество с крупными компаниями вроде Яндекса или «Мэйл-ру».

Рассматривали Плехановку, МЭСИ и РАНХиГС, но в приоритете была Вышка — в итоге поступил на бюджет в МИЭМ НИУ ВШЭ на факультет прикладной информатики.

Но учился я не очень ответственно, много прогуливал, и после первого курса меня отчислили за неуспеваемость.

Несмотря на это, ИТ-сфера мне очень нравилась, и я изучал верстку сайтов по разным туториалам в интернете.

Читайте также:  7 способов сделать учебу увлекательнее - студенческий портал

Потом перепоступил в РЭУ имени Плеханова на факультет математической экономики, статистики и информатики (ФМЭСИ). Учился неплохо, на втором курсе начал подрабатывать.

Сначала на «Авито» нашел человека, которому нужно было поддерживать интернет-магазин и верстать новые. Проработал с ним примерно три месяца: отношения не заладились, так как он стал платить меньше той суммы, которую мы обсуждали, а работали мы без договоров, на честном слове.

После двух курсов в Плехановке я решил переехать в Краснодар: там жила моя девушка, сейчас уже жена. Близкие поддержали меня, и я перевелся в Кубанский государственный университет на факультет компьютерных технологий и прикладной математики на 3 курс. Для этого нужно было досдать 17 дисциплин.

  1. Продолжал работать удаленно с теми же ребятами и, конечно, не переставал повышать свои навыки: уже изучал программирование на джаваскрипте.
  2. Я решил, что при приеме на работу важны технические навыки, а образование играет не такую большую роль, и бросил университет, чтобы сосредоточиться на практике и создании репутации в ИТ-сфере.
  3. Хотя решение далось нелегко.

Все сверстники продолжали учиться, давило мнение окружающих.

С тех пор работал еще в нескольких местах. Например, в немецком стартапе в сфере гастрономии и доставки еды. Зарплаты в иностранных компаниях намного выше. При этом им тоже выгодно работать с нами: в Европе разработчик среднего уровня получает примерно 18 евро в час, а мне платили 10 евро, это 115–120 тысяч в месяц, что очень неплохо для разработчика среднего уровня в России.

О высшем образовании меня там не спрашивали: их интересовали проекты, которые я делал, и мой опыт работы в команде.

Теперь я переезжаю в Москву, буду работать в компании «Ай-теко» на позиции «старший разработчик на джаваскрипте». Там моя зарплата будет 175 тысяч рублей. Это в несколько раз больше, чем у сверстников, которые получили диплом.

Многие сверстники сейчас учатся в магистратуре и зарабатывают 40–50 тысяч рублей.

Но если бы мне предложили вернуться в 2013 год, я бы все равно пошел в университет. Во-первых, подготовка к ЕГЭ и стремление поступить закаляют. Во-вторых, только там я понял, как работает образование, в чем его главная проблема и почему я могу достичь большего без него и за более короткий срок.

Мне пришлось не только освоить определенную сферу самостоятельно, но и научиться учиться. В основном я изучал все по видеоурокам, так как их много и они бесплатны. Правда, фильтровать хорошие уроки сложно, было очень много дилетантов.

Видеоуроки я подкреплял статьями с «Хабрахабра» и «Медиума», просто гуглил вопросы, которые требовали ответов. И, конечно, нужно стараться как можно быстрее, любыми способами находить работу, потому что очень сложно давать самому себе задания.

А реальные проекты требуют качественного выполнения, при этом в команде всегда помогут и подскажут. Но главное — возможность увидеть результат работы в реальной жизни и быстро набить портфолио.

Переехав в Москву, планирую восстановиться в Плехановке и закончить обучение, если будет возможно совмещать с работой. Сложно сказать, почему хочу это сделать. Конечно, немного соскучился по учебе в университете.

Как стать успешным специалистом без высшего образования - Студенческий портал

Источник: https://journal.tinkoff.ru/no-diploma-cash/

Без высшего образования: какие шансы?

Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:

  1. их часто отсеивают просто по умолчанию («Смотрим всех, у кого высшее образование»);
  2. они стесняются на собеседованиях и обманывают в резюме;
  3. они могут проигрывать в конкуренции с кандидатом, у которого есть высшее образование.

Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.

Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.

Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).

Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования. Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения.

Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.

CEO компании 4xxi

Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.

В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.

О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.

Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.

Основатель школы «Нарраторика»

Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.

В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.

Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.

При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.

Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter

Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.

Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись… Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.

В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.

Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы.

При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика.

Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям — запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.

А вам приходилось сталкиваться со строгим отбором по уровню образования?

Источник: https://hh.ru/article/505107

Миллионер без диплома. Как добиться успеха без традиционного образования :: Частный Корреспондент

Сегодня в России высшее образование получает большая часть выпускников школ. Однако дипломированные специалисты, напичканные теоретическими знаниями, оказываются не подготовлены к работе в реальных условиях. Знания, которые даются в традиционных высших учебных заведениях, не применимы в реальной жизни.

Все успешные люди, описываемые в этой книге, решительно отказались от услуг действующей системы образования. Они создали успешные компании, сколотили состояния и помогли множеству других людей улучшить жизнь. Автор книги дерзко разрушает ставший незыблемым стереотип, будто бы успеха в жизни можно добиться, только если получишь высшее образование.

Он анализирует изъяны традиционных форм обучения и предлагает альтернативу.

Вам внушили ложное убеждение. Вам говорили: если прилежно учиться в школе, поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни гарантирован. Возможно, так и было пятьдесят лет назад. Но сегодня все иначе.

Если вы хотите добиться успеха в современном мире, следует заняться получением навыков, полезных в реальной жизни, и работать над выработкой таких качеств и навыков, которые позволят вам значительно опередить дипломированных отличников.

И не важно, учились вы в университете или нет.

Конечно, в университете можно научиться множеству замечательных вещей, но они не имеют никакого отношения к успешной карьере или финансовому благополучию.

Вы можете развить эрудицию, отточить навыки критического мышления, расширить свой кругозор, с восторгом окунувшись в богатое культурное и интеллектуальное наследие великих мыслителей. Все это достойные устремления.

Но не стоит думать, что, сосредоточенно занимаясь всеми этими делами и получив в подтверждение диплом, вы можете рассчитывать на успешное трудоустройство с гарантией занятости на ближайшие сорок лет с последующим получением хорошей пенсии.

Все больше людей (включая и тех, кто еще не получил высшего образования) начинают осознавать, что старый рецепт успешной карьеры больше недействителен. Пришла пора искать новые пути.

У людей среднего класса (и выше) индустриальной эпохи основное занятие в жизни в возрасте от 6 до 22 лет заключалось — если немного утрировать — в получении хороших оценок.

Конечно, большое значение придавалось и другим занятиям, таким как спорт, например, или волонтерская работа, которые придают солидности автобиографии при поступлении в вуз.

Но если спросить прямо, что, по мнению родителей, учителей, политиков и общества в целом, должно быть в центре внимания молодых людей от 6 до 22 лет, ответ будет простым — оценки.

Вы никогда не задумывались, насколько это нелепо? Как вообще кому-нибудь могло прийти в голову, что усердие в учебе служит необходимым и достаточным условием успеха в жизни? Почему мы убедили себя в том, что именно так правильно проводить лучшие шестнадцать лет своей жизни? Почему нужно тратить свою молодость — годы жизни с огромным потенциалом, полные энтузиазма, энергии, творчества и веселья, — на получение красивых бумажек, подтверждающих изучение определенной академической программы?

Сэр Кен Робинсон, автор книги «Призвание», посвятил много времени размышлению над этими вопросами.

Основными идеями он поделился на конференции TED в лекции под названием «Кен Робинсон полагает, что школа убивает способности к творчеству» (ролик с записью этого выступления, кстати, просмотрело рекордное количество человек — более 14 миллионов).

Сэр Робинсон говорит: «Если бы вы были инопланетянином, которому довелось беспристрастно оценивать систему земного образования, и желали понять ее предназначение, то, проанализировав, кому могут пригодиться все навыки, знания и привычки, передаваемые ею, вероятно, пришли бы к выводу, что цель всей образовательной системы — воспитать профессора из каждого ученика. Разве не так? Ведь только профессорам действительно нужно все, чем мы пичкаем учащихся на протяжении всего процесса обучения.

Я ничего не имею против профессоров, но мне кажется, не стоит делать из них некий золотой стандарт для всего рода человеческого. Это лишь одно из многих воплощений человеческого успеха».

В мире не ожидается существенных прорывов в области как нанотехнологий, так и биотехнологий к 2030 году.

Во всяком случае, эти тренды не успеют оказать существенного влияния на развитие системы образования.

Развитие нанотехнологий может существенно поднять производительность вычислений, например – но это влияние является вторичным и может быть описано через развитие собственно информационных технологий.

Критик системы образования либертарианского толка Чарльз Мюррей описывает ситуацию несколько иначе: «Нам следует воспринимать образовательную систему наших вузов только как аналог узкоспециализированных программ по обучению поваров или автомехаников, то есть как этап подмастерья в таких профессиях, как нечто интересное только определенной группе людей, но отнюдь не всем подряд».

Эти критики считают, что классическое образование подойдет только тем, кто желает стать преподавателем или ученым. Так что, если у вас уже есть высшее образование, значит, вы продукт системы, культурные нормы которой предполагают, что для того, чтобы добиться успеха в жизни, нужно потратить шестнадцать лет жизни на академическое совершенствование.

Может, вы до сих пор не заметили, но это довольно глупая система.

Ее глупость заключается в том, что если вы не хотите в дальнейшем работать в науке, то все, чему вас научат, за исключением базовых профессиональных знаний, не окажет никакого влияния на успех в сфере ваших профессиональных интересов. Развивая свой практический интеллект, вы, напротив, сделаете очень большое вложение в дальнейший успех.

В книге «Гении и аутсайдеры» вы ознакомитесь с интересной идеей Малкольма Гладуэлла, которая заключается в том, что развитие IQ выше определенного уровня (около 120 баллов, соответственно «выше среднего/умный», но гораздо ниже даже «умеренно одаренного») никак не связано с эффективностью в реальной жизни. Таким же образом дело обстоит и с оценками — оценки (над которыми мы усердно трудимся на протяжении шестнадцати лет) выше средних значений никак не соотносятся с высокими шансами на успех в жизни, большими достижениями или чувством самореализации.

Гладуэлл, например, сравнивает жизни двух человек, от рождения имевших очень высокие показатели умственного развития: Криса Лангана, «самого умного человека в Америке», чей IQ переваливает за 200, и Роберта Оппегеймера, научного руководителя Манхэттенского проекта. Уровень их одаренности сопоставим, но один из них (Оппенгеймер) сделал выдающийся вклад в историю, а другой (Ланган) не может похвастаться ничем, кроме многочисленных попыток опубликовать свои изыскания.

В чем же разница между этими людьми? По мнению Гладуэлла, основное отличие заключается в том, что Оппенгеймер, в дополнение к своему высочайшему интеллекту, обладал весьма развитым практическим интеллектом, помогавшим ему правильно вести себя с людьми, от которых зависел его успех.

Читайте также:  Нарушителей выведут на чистую воду - студенческий портал

Все эти мелочи — знать, что, кому, когда и как сказать ради получения наилучшего результата, — давались ему легко и непринужденно. Ланган же, напротив, был почти лишен этого качества. Поэтому его имя нам и не приходится часто слышать, когда речь заходит о существенных достижениях.

В своей книге Гладуэлл демонстрирует, что, после того как человек достигает определенного уровня логического мышления и базовой эрудиции, другие факторы берут на себя роль главенствующих в определении меры его успеха в жизни, а именно: креативность, инновационное мышление, практический и социальный интеллект. Важно отметить, что все эти качества формируются в условиях реальных жизненных ситуаций, а не в рамках формального обучения.

Если вы уже побывали в университетских стенах, то смогли лично убедиться в том, что в расписании отсутствует предмет под названием «Как применять свои знания на практике». И все-таки овладение практическими навыками — это не дополнительная опция к классическому образованию, а жизненно необходимое условие для каждого, кто хочет чего-то добиться.

Источник: http://www.chaskor.ru/article/millioner_bez_diploma_kak_dobitsya_uspeha_bez_traditsionnogo_obrazovaniya_30832

Можно ли открыть бизнес без образования? И да, и нет

Законодательно не требуется, чтобы будущий индивидуальный предприниматель или учредитель ООО имел диплом вуза. Достаточно общего образования, то есть аттестата об окончании 9 классов средней школы.

Регистрация предпринимательства разрешена с 14 лет, но при этом несовершеннолетний должен быть признан полностью дееспособным – эмансипированным в судебном порядке или по решению органов опеки и попечительства. Также официально стать коммерсантом можно тем, кто вступил в брак до наступления совершеннолетия.

Однако нужно учитывать, что законодательно некоторые виды предпринимательской деятельности требуют лицензирования. А чтобы получить лицензию, нужно быть специалистом в определенной области. Это касается таких отраслей, как:

  • информационная безопасность;
  • сохранение и обезвреживание химоружия;
  • тушение пожаров;
  • деятельность в сфере здравоохранения, образования и транспорта;
  • полиграфия, геодезия и картография;
  • маркшейдерские работы;
  • трудоустройство за рубежом;
  • гидрометеорология.

Подтверждать наличие диплома в нужной сфере требуется в ведомственном органе, занимающемся лицензированием.

Важно! Если вы планируете заняться подобным бизнесом, но соответствующего образования не имеете, возможно оформление лицензии на сотрудника предприятия с требуемым дипломом.

В зависимости от сферы деятельности может потребоваться не один, а два специалиста. Все подробности по организации конкретного предприятия можно уточнить в ближайшем налоговом органе. Но если вы хотите быть не просто главой компании, но и непосредственно принимать участие в рабочем процессе, к примеру, принимать пациентов, соответствующее образование обязательно.

Среди зарубежных миллиардеров таких людей немало. Самые известные:

  • Билл Гейтс. Чтобы заниматься разработкой программного обеспечения, отчислился из Гарвардского университета после второго курса. Впоследствии Гарвард присвоил основателю Microsoft звание выпускника.
  • Майкл Делл. Создатель корпорации DELL и один из богатейших людей в мире также решил, что бизнес важнее, и бросил Техасский университет после первого курса.
  • Стив Джобс. Он отказался учиться в самом дорогом частном вузе – Рид-колледже, посчитав программу скучной, и полностью ушел в создание «яблочного» детища.
  • Ларри Эллисон. Основатель компании Oracle два раза поступал в университеты, и бросал обучение ради вычислительной техники.
  • Ричард Брэнсон. Мультимиллионер, создавший корпорацию Virgin, даже не окончил школу, что не помешало ему запустить три сотни успешных проектов.

Среди российских предпринимателей без высшего образования тоже есть мультимиллиардеры, например, поднявшийся на нефтетрейдинге Роман Абрамович или король московской недвижимости Зарах Илиев.

Но, пожалуй, самым ярким противником высшего образования в предпринимательстве считается Олег Тиньков. Он с юных лет чувствовал в себе талант предпринимателя, занимался перепродажей импортных товаров.

Поступив в Ленинградский горный институт, будущий миллиардер проучился там всего три курса. Он решил, что время нужно тратить на создание бизнеса.

И за несколько лет от оптовой компании «Петросиб» и крупных магазинов перевел свои устремления в банковскую сферу.

Факт! «Тинькофф Банк», основанный в 2007-м, вначале действовал как финучреждение с дистанционным обслуживанием, но затем расширился до многопрофильной корпорации с постоянно растущей прибылью.

На Петербургском международном экономическом форуме-2018 Олег Тиньков поспорил с тележурналистом Владимиром Познером о пользе высшего образования. Бизнесмен считает его не только ненужным, но и вредным. По его словам, гораздо важнее врожденный талант, цепкость, сила воли, стрессоустойчивость, знание психологии и умение построить правильную стратегию.

Беседа Тинькова и Познера на ПМЭФ-2018 – на видео:

Среди российских бизнесменов есть те, которые поддерживают мнение Олега Тинькова. Другие считают обучение в вузе необходимостью. Как аргументируют свой подход к этому вопросу два предпринимателя из России:

Отношение к академическому образованию За Против
Личность Андрей Чумаков, Москва Игорь Фролов, Великий Новгород
Компетенции Создатель двух успешных юридических проектов NewLawyers и «Solver/облачные юристы». Имеет диплом Алтайского госуниверситета, кандидат юридических наук. Больше десяти лет трудился в одной из корпораций «Большой четверки», потом начал собственное дело. Основатель предприятия
Nordwestfur производящего одежду для спортсменов и активных людей. Окончил волгоградское ПТУ №38, выучившись на программиста.
Мнение Высшее образование – это не только набор определенных знаний. Студент учится мыслить системно, ставить цели и добиваться их, расширяет кругозор.
Еще один значимый момент – в студенческие годы можно обзавестись полезными связями на всю жизнь.
Среднего образования для предпринимательской деятельности оказалось достаточно. Узкого специалиста можно нанять. К тому же знания устаревают, требуется их обновление. А силе воли, терпеливости и настойчивости в вузе не учат.

Защищают необходимость академического образования и представители учебных заведений.

Так, доктор экономических наук, член совета директоров Европейского фонда гарантий качества E-learning, президент РАОП, ректор университета «Синергия», профессор Юрий Рубин считает, что индивидуальный предприниматель должен владеть системой знаний и навыков в области создания бизнеса, уметь его вести, управлять, развивать. Всего этого невозможно добиться, проходя разрозненные курсы. Чтобы стать профессионалом, требуется последовательное системное обучение.

Бизнес-баттл с участием коллеги Юрия Рубина – директора и совладельца школы бизнеса «Синергии» Григория Аветова и его оппонента – предпринимателя Артура Шамалова (F-Keeper) – на видео:

Пьедестал почета, по версии «Форбс» в 2018 году занимают три мультимиллиардера: Джефф Безос, Билл Гейтс и Уоррен Баффет.

Основатель компании Amazon.com обучался в Принстоне. Но при этом Безос считает, что важнее учиться на чужих успехах, изучая деятельность преуспевающих бизнесменов.

Для Билла Гейтся высшее образование важным не было. Но он обрадовался присвоенному статусу выпускника, поскольку так выполнил обещание, данное отцу.

Факт! Уоррен Баффет имеет высшее образование, он закончил университет штата Небраска и Columbia Business School. Но говорит, что даже не помнит, где лежат его дипломы.

Он уверен, что трата огромных денег на академическое обучение, а уж тем более кредитных средств, – безосновательна. Лучше вложиться в специализированные недорогие курсы. Так, сам Баффет в свое время потратил 100 долларов, обучаясь ораторскому мастерству у Дейла Карнеги, и считает это стоящей инвестицией.

VK Business и ResearchMe опросили 2600 отечественных предпринимателей, чтобы выяснить, важно ли для бизнеса высшее образование. Согласно подведенным итогам:

  • более 70 процентов опрошенных считают академическое образование необходимым для ведения успешного бизнеса;
  • 26 процентам оно не пригодилось;
  • всего 53 процента просят от нанимаемых специалистов диплом вуза.

Но при этом 60 процентов предпринимателей повышают свою квалификацию, треть из них онлайн. Большей части интересно улучшить знание иностранных языков и маркетинга. Почти четверть вкладывает время и средства в изучение IT-технологий, психологии и ведения деловых переговоров.

Помимо учебы в вузе, получить официальное или неформальное образование начинающие предприниматели могут:

  • в бизнес-школе по формату МВА, где упор делается на практические занятия;
  • в тренинговом центре, организующем бизнес-курсы и марафоны;
  • на семинарах, лекциях, докладах известных предпринимателей;
  • записавшись на обучение к бизнес-коучу.

Бесплатные варианты повышения квалификации предлагает государственная служба по трудоустройству. На бирже труда не только можно пройти курс по предпринимательству, но еще и получить финансовую поддержку для создания собственного дела.

Обучение в бизнес-школах, у известных коучей или посещение тренингов требует немалых вложений, которых у начинающих предпринимателей обычно нет. Альтернативой может стать онлайн-учеба с использованием бесплатных источников знаний.

В сети можно найти немало бизнес-курсов и лекций, предоставляемых на безвозмездной основе или буквально за копейки. Помимо финансовой доступности, у онлайн-обучения есть и другие преимущества.

Например, возможность занятий в любое время и в любом месте. Все, что требуется – компьютер с выходом в интернет.

Доступ к знаниям постоянный, невозможно пропустить лекцию по болезни, реально просмотреть и прослушать курс несколько раз, если что-то непонятно.

На какие образовательные ресурсы стоит обратить внимание:

Есть у онлайн-обучения и свои недостатки. Нужно обладать недюжинной силой воли и огромной мотивацией, чтобы пройти курс полностью. Ведь там нет преподавателя, который накажет за непосещение лекций. Кроме того, онлайн сложно, а иногда и невозможно, получить обратную связь.

Если вам легко отвлечься от занятий, стоит выбрать гибридный курс, где есть живое общение с лектором или даже домашние задания.

Самый простой и доступный метод – получить основы бизнес-знаний по книгам. Это могут быть биографии известных коммерсантов, учебники по ведению предпринимательской деятельности, истории развития успешных компаний. Для начала стоит прочитать пять книг, которые точно будут полезны бизнесмену на старте.

Книга подскажет, как организовать успешное предприятие даже без природных коммерческих навыков и научить мыслить нестандартно.

Бестселлер инструктирует, как вывести предприятие из кризисной ситуации, обогнать конкурентов, создав особую бизнес-модель.

Книга научит, как систематизировать не только рабочий процесс, но и личную жизнь.

История известного менеджера Procter&Gamble, который смог самостоятельно добиться большего уровня знаний и умений, чем даются на курсах MBA.

Издание подскажет, как открыть свой бизнес параллельно с основной работой или улучшить показатели уже имеющегося предприятия. И при этом не жертвовать личной свободой.

Как именно готовиться к открытию своего дела, каждый выбирает сам. В академическом образовании есть риск устаревания знаний, а платное обучение к тому же требует немалых вложений. Учеба с помощью курсов и книг не всегда носит системный характер, можно упустить что-то важное. Нужно оценить все риски и возможности и выбрать свой вариант.

Источник: https://feelwave.ru/nachinayushchim-predprinimatelyam/biznes-bez-obrazovaniya

Карьера без высшего образования

Фраза «высшее образование — обязательно» присутствует почти в каждом объявлении о вакансии, если только речь не идет о рабочих специальностях. Но значит ли это, что без высшего образования о карьере можно забыть? Ведь на деле нередко год опыта работы значит больше, чем пять лет сидения на лекциях.

«Взяли человека на должность регионального менеджера, с высшим образованием, но без опыта работы, — рассказывает сотрудник торговой компании. — Так он не особо понимает разницу между супервайзером и мерчендайзером. А должность «супервайзер мерчендайзеров» вызывает у него полный паралич сознания».

Почему требуют высшее образование?

Высшее образование само по себе не является гарантией успешного трудоустройства, утверждают эксперты. Нередки ситуации, когда профессиональный опыт кандидата, его квалификация играют большую роль, чем наличие у него диплома о высшем образовании.

Однако если работодателю придется выбирать между двумя кандидатами с хорошим опытом работы, и при этом у одного из них будет высшее образование, а у другого нет, то с наибольшей вероятностью он отдаст предпочтение первому кандидату.

Дело в том, что наличие высшего образования подразумевает наличие специальных знаний у кандидата, широкий кругозор, умение анализировать большой объем информации и делать адекватные выводы. Кроме того, обучение в вузе формирует навыки самостоятельной работы, организации времени и самоконтроля.

Правда, на этот счет есть и другое мнение. Эйчары знают, как «звездят» некоторые выпускники престижных вузов, чьи амбиции не всегда подкреплены необходимыми знаниями.

Когда высшее образование обязательно, а когда нет

Требования работодателя к квалификации сотрудника строго индивидуальны и зависят от той сферы, в которой будет работать соискатель, и от должности. Ряд профессий подразумевает обязательное наличие высшего образования.

Большая часть банковских специальностей требует от сотрудников глубоких теоретических знаний и практических навыков. Поэтому обычно банки предпочитают кандидатов с высшим образованием.

Более того, для некоторых позиций в банке наличие высшего образования обязательно.

Специалист без высшего образования не может претендовать на вакансии в сферах топ-менеджмента, экономики, маркетинга, участвовать в разработках новых технологий и т. д., поскольку большой объем знаний, которые понадобятся для работы, получить можно только в вузе.

Но не всегда высшее образование является принципиальным условием для приема на работу, напоминают эксперты.

К примеру, должность менеджера по продажам не требует обширных специальных знаний, если только речь не идет об очень узком сегменте. И зачастую работодатель ждет от кандидата в первую очередь умения эффективно продавать, общаться и заинтересовывать клиента.

Для того чтобы работать таможенным декларантом, также достаточно средне-специального образования, а порой всего лишь курсов по этой специальности. Ключевую роль при решении о приеме на такую работу играют опыт и личностные качества.

Был случай, когда в крупную иностранную компанию на должность декларанта был принят специалист со средне-специальным образованием, но обладающий всеми необходимыми навыками и внушительным опытом, чем и «переиграл» нескольких кандидатов с высшим образованием.

Отправлять ли резюме?

В одних случаях, не имея высшего образования, отправлять резюме на вакансию, где высшее образование указано в качестве обязательного условия (особенно узкопрофильное), просто бессмысленно. А в других — абсолютно приемлемо.

Последнее особенно относится к людям творческих профессий, например к дизайнерам. Главным критерием оценки этих кандидатов является не образование, а их работы. Если специалист талантлив, имеет хороший опыт и множество творческих идей, то он может принести гораздо большую пользу работодателю, чем человек, не обладающий подобными качествами, но имеющий высшее образование.

Можно смело отправлять свое резюме работодателю, если ваш практический опыт соответствует ожиданиям работодателя. У нас была кандидатка, которая не имела высшего образования, но длительное время работала в западной компании. При рассмотрении ее кандидатуры на должность бухгалтера основополагающим критерием был ее огромный практический опыт и отличная рекомендация предыдущего работодателя.

Далеко не у всех соискателей имеется высшее образование. Тем не менее они являются мастерами своего дела, эффективно работают и получают хорошую заработную плату. Если человек находится «на своем месте», любит свою профессию и желает развиваться в ней, то какое бы образование он ни имел, у него всегда есть шансы реализоваться в любимом деле.

Диплом для удачной карьеры
В июле 2008 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, насколько значимо наличие диплома о высшем образовании для россиян.
Подавляющее большинство наших соотечественников считает, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей (76%). Причем наиболее активно этот тезис поддерживают люди с низким уровнем образования (80%), а также высокообразованные респонденты (79%).
45% россиян полагают, что в наше время можно сделать удачную карьеру и без высшего образования. 44% склонны полагать, что для удачной карьеры диплом о высшем образовании все же необходим. Последняя позиция наиболее характерна для высокообразованных граждан (48%).
Половина россиян не согласна с тем, что без высшего образования человек обречен на неквалифицированную и низкооплачиваемую работу (50%). К такой оценке наиболее склонны люди со средним уровнем образования (50-53%).

Наталья Полетаева

Работа.ру

Источник: https://hr-portal.ru/article/karera-bez-vysshego-obrazovaniya

Ссылка на основную публикацию